Полезно ли религиозное воспитание для детей? — Разум и религия
Имеют ли дети, воспитываемые религиозными родителями, лучшее социальное и психологическое развитие, чем дети, воспитывающиеся в нерелигиозных семьях? В новом исследовании ученые обнаружили, что религия может стать «смешанным благословением» для детей, когда они становятся старше.
Джон Бартковски, профессор социологии Техасского университета в Сан-Антонио ( UTSA), Сяохэ Сюй, профессор социологии UTSA и заведующий кафедрой социологии, и Стивен Бартковски, сотрудник отдела институциональных исследований и служб эффективности в районе колледжей Аламо, недавно опубликовали в журнале Religions статью под названием «Смешанное благословение: благотворное и пагубное влияние религии на развитие детей среди третьеклассников».
Команда проанализировала данные продолжительного исследования раннего детства. Они изучили влияние религиозного присутствия родителей и то, как религиозная среда в семье (частота религиозных дискуссий между родителями и детьми и конфликты между супругами по поводу религии) влияет на национально репрезентативную выборку третьеклассников. Они рассмотрели психологическую адаптацию детей, межличностные навыки, проблемное поведение и результаты стандартных тестов (Чтение, Математика и естественные науки).
Они обнаружили, что психологическая адаптация и социальная компетентность третьеклассников положительно коррелируют с различными религиозными факторами. Однако успеваемость учащихся по чтению, математике и естественным наукам была негативно связана с несколькими формами родительской религиозности.
Полученные данные свидетельствуют о том, что религиозность родителей — это смешанное благословение, которое приводит к значительному росту социально-психологического развития третьеклассников и потенциально подрывает успеваемость, особенно в математике и естественных науках.
«Религия подчеркивает моральные кодексы, призванные привить такие ценности, как самоконтроль и социальная компетентность», — сказал Бартковский. «Религиозные группы отдают предпочтение этим мягким навыкам в ущерб успеваемости, которая обычно снижается для молодых людей, воспитывающихся в религиозных домах, по сравнению с их нерелигиозными сверстниками.»
Это исследование основано на предыдущем исследовании, проведенном Бартковски и его коллегами. Опубликованное в 2008 году, это исследование было первым, в котором использовались национальные данные для анализа влияния религии на развитие ребенка. Это исследование показало, что религия связана с усилением психологической адаптации и социальной компетентности среди детей младшего школьного возраста (детсадовцев). Бартковски также обнаружил, что религиозная солидарность между парами и общение между родителями и детьми были связаны с положительными характеристиками развития, в то время как религиозный конфликт между супругами был связан с отрицательными результатами.
Бартковский сказал, что есть много путей для достижения всестороннего развития, и религия-это только один путь.
«Если для воспитания ребенка нужна деревня, религия занимает в ней важное место. Но это, конечно, не имеет никакого отношения к формированию позитивных траекторий развития детей. На самом деле религия лучше всего сочетается с другими общественными ресурсами, такими как академически ориентированные школьные клубы и мероприятия»
, — заключил он.
Бартковски также выделил одно заметное ограничение в своем недавно опубликованном исследовании.
«Некоторые религиозные группы могут более эффективно уравновешивать мягкое развитие навыков и академическое превосходство, чем другие. К сожалению, наш набор данных не учитывает конфессиональную принадлежность, поэтому мы не можем сказать, могут ли дети из Католического, протестантского, мормонского, мусульманского или другого конфессионального происхождения особенно сильно нарушить хрупкий баланс между социально-психологическим развитием и академическим совершенством»
, — пояснил Бартковский.
Он сказал, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, лучше ли некоторые религиозные группы уравновешивают развитие навыков межличностного общения и академический потенциал.
Бартковски сказал, что главный вывод из этого нового исследования состоит в том, что религия является важным влиянием, как правило, для хорошего, а иногда и для плохого, поскольку дети прокладывают свой путь через школьные годы.
Вконтакте
Google+
LiveJournal
Одноклассники
Мой мир
Религия для ребенка | Бодибилдинг и фитнес программы тренировок, как накачать мышцы, сбросить лишний вес
8 августа 2016 Семья, отношения Загрузка…В нашей стране еще в начале прошлого века не могло возникнуть вопроса, насколько нужна религия человеку.
Но после этапа полного отрицания и затем возрождения религиозных убеждений, не каждый человек в нашей стране может понять нужна ли религия в его жизни, и тем более каким образом рассказать о ее существовании и сущности маленькому ребенку.
В наше время большинство маленьких детей появляются в церкви только при принятии родителями решения об их крещении. И у большинства именно на этом этапе общение с церковью и заканчивается. Многие родители просто не могут решить нужно ли их ребенку религиозное воспитание, и каким образом его донести.
Зачем религия ребенку
Любая религия – это определенное мировоззрение, которое несет ряд истин и объединяет последователей определенными нормами морали, культовыми действиями и обрядами. Одним из важных вопросов любой религии является определения смысла жизни, целей и нравственности. Если исходить из этого, то приобщение детей к религии не может принести ничего плохого.
Дети воспитанные с детства в религии как правило в обычной жизни более уравновешены, милосердны и терпимы. Норма ценностей присутствующая в каждой религии изначально прививает детям семейные ценности, учит быть самоотверженными и уважать мнение старших.
В жизни ребенка религия может появиться через воспитание или образование. Однако следует учесть, что наша страна много национальна, следствием этого является наличие огромного числа различных конфессий. Это все дает право каждому родителю самостоятельно определять, какая же религия, и в какой форме и степени нужна именно его ребенку.
Перенесение же этого аспекта в школу лишает родителей и детей подобного выбора. Из этого можно сделать вывод, что возложение религиозного воспитания на образовательную школу не совсем правильно. В школе, скорее всего, необходимо ввести предмет, на котором бы изучались все религии, их история, отличия и основные аспекты мировоззрения.
Образование должно подталкивать развитие мыслительных способностей, но оно не может создавать духовную или нравственную основу для ребенка, этого можно достичь только через воспитание.
Для того чтобы растить ребенка в вере, необходимо наличие искренней веры родителей, только в этом случае можно добиться успеха. Однако если у родителей такая непоколебимая вера отсутствует, или же они являются представителями разных конфесссий или вероисповеданий, то вопрос выбора религии за ребенка решать не стоит. Правильнее всего в данном случае будет предоставить ему всевозможную информацию и право выбора выбрать религию и ее необходимость самостоятельно.
Дети и религия. Нужна ли сегодня религия ребенку?
3-е тысячелетие — высокотехнологичные устройства, взлет научных исследований и освоение космических пространств… Для «высшего разума» и «божественной сущности» остается все меньше места в стремительно расширяющейся вселенной. Стоит ли «новому человеку» брать с собой в будущее багаж древних религиозных верований?
Лариса 42 года | Мама Вити, 16 лет и Кати, 10 лет. |
Илья 33 года | Папа Вани, 4 лет. |
Нужна ли религия ребенку?
Илья | Лариса |
Я сам — атеист, жена моя крещеная, но мы оба считаем, что лет до 10 ребенку незачем голову забивать религиозными бреднями. Объяснить все эти чудеса малышу сложно. Много жестокости в текстах библии, распятие одно чего стоит. Мальчик у нас впечатлительный, потом будут кошмары сниться тема о снах! Или ударится в фанатическое служение — кому это в 21 веке надо? Подрастет — сам решит, во что верить. В 4 года вполне достаточно деда Мороза и Снежной Королевы. | Мы не религиозные фанатики, но люди крещеные. Не могу сказать, что беспрекословно соблюдаем все предписания, праздники и посты. Но с основами христианской религии мои дети знакомы с младшего дошкольного возраста. Периодически (раз в месяц-два) мы ходим в церковь. Если повезет — службу стоим. Нет — просто дышим ладаном и воском, свечи ставим, записочки пишем. Иногда дети задают мне серьезные вопросы: о душе, о смерти, о жестокости. Здесь на помощь мне приходят религия с её иносказательными притчами. Ребята понимают в силу своего возраста. Уверена: религиозное (или хотя бы — околорелигиозное) воспитание обогащает личность ребенка! |
Как познакомить детей с религией?
Илья | Лариса |
Главный вопрос: не «как?», а «зачем?» И я считаю — незачем. Взрослым станет — со всем познакомится сам. А пока все эти отжившие правила, посты да коленопреклонения, отвлекают ребенка от игр, учебы и позитивного познания мира. Висит крестик у него на шее, церковь от магазина как здание отличить он может — вполне для «первого знакомства» достаточно. | Начните с малого, потихоньку, без принуждения, давления и желания охватить все сразу. Почитайте истории из детской библии с красочными иллюстрациями, сводите ребенка в церковь «на экскурсию» — как в музей. Обсудите особенности музыки, пения, картин (икон и фресок) на стенах. Немножко расскажите о праздниках и старинных традициях, о святых. Пусть ребенок носит крестик не как «бусики», а сознательно, с уважением. Как-нибудь сходите в воскресную школу, если ребенок к этому готов по возрасту. Или побеседуйте с батюшкой — в этом нет ничего страшного! И вообще: учите малыша основам христианской морали и добродетели — это общечеловечесие ценности, они не устареют никогда! |
Водить ребенка в церковь или не водить, читать перед сном библию или Чуковского — выбор родителей. И все же религия — часть человеческого существования, наряду с историей, искусством, наукой. Стоит ли обеднять внутренний мир малыша, ограничивая его знакомство с миром?
Вконтакте
Одноклассники
Ребенок и религия
Разговор с ребёнком о религии не стоит откладывать на неопределённое время. Религия – это часть мира, и чем полнее знания об устройстве мира, тем более уверенно ребёнок будет себя чувствовать. Кроме того, разговор о религии является частью формирования личности, так как знания о религиях воспитывают толерантность и терпимость.
Не бойтесь разговоров о религии
В современном обществе религия не играет главенствующей роли, однако детей нельзя лишать знаний о ней. Многие родители не касаются этой темы, потому что либо считают её сложной, либо и вовсе необязательной для ребёнка. Но такой подход неправильный. Религиозное воспитание – это часть общего воспитания, и родители должны поделиться с ребёнком знаниями, которые помогут ему в восприятие мира. Ведь, большинство праздников, произведения искусства, история – связаны с религией, и если ребёнок не знаком с её основами, то он воспринимает мир искажённо.
Если родители сами не владеют необходимыми знаниями, то пробелы следует ликвидировать, тогда и отвечать на вопросы ребёнка будет проще. Но в любом случае, надо помнить о терпимости. Даже если родители атеисты, в разговоре о вере неуместны категоричность и нетерпимость. Впрочем, и скрывать собственное мнение тоже нестоит. Родители обязательно должны объяснить ребенку, что не существует «плохих» или «хороших» религий и что каждый человек имеет право самостоятельно сделать выбор в пользу конкретной конфессии или осознанно отказаться от религии.
Не перегружайте информацией
Разговаривая с ребенком о вере, стоит помнить, что перед вами ребёнок. Поэтому разговор должен строиться на понятном ему языке, нет смысла углубляться в богословские рассуждения. А так как все религиозные представления абстрактны, их можно представить, но нельзя потрогать, то очень важно, чтобы все объяснения опирались на слова и жизненный опыт. Так же, важно выбрать точную интонацию и правильное время для разговора. Не имеет смысла преувеличивать таинственность, говорить с пафосом или , наоборот, с безразличием. Беседа должна быть доверительной и должна состояться по обоюдному желанию. Не отрывайте ребёнка от иры, чтобы начать разговор о вере. А вот, когда ребёнок задаёт «наводящие» вопросы, то лучше не отлынивать от ответов. Так же удачным моментом и отправной точкой для начала разговора может стать поход в музей или совместный просмотр телепередачи.
Учитывайте возраст
Начиная разговор о религии, как и любой другой важный разговор, необходимо учитывать особенности возраста ребёнка.
4-5 лет:
Ребёнок легко верит во все мистические идеи, поэтому он легко поверит и в существование Бога. Но, так как интерес к религиозной теме в этом возрасте поверхностный, и инициатива разговора чаще исходит от родителей, то не стоит перегружать ребёнка знаниями. И не стоит внушать страх перед Богом, так же не стоит внушать мысль о всемогуществе Бога, чтобы ребёнок не относился к нему, как к волшебству и не путал с дедом Морозом.
5-7 лет:
В этом возрасте ребёнок может начать задавать сложные вопросы: «Почему люди умирают?», «Что происходит с человеком после смерти?», «Что такое душа?» и т. д. Ребёнок уже может не только поверить в существование неосязаемого и абстрактного, но и может вообразить – представить эту абстракцию.
7-11 лет:
В этом возрасте ребёнок способен понять смысловое и этическое содержание обрядов и религиозных норм. Ребенок прекрасно осознает, например, чем заповедь «не убий» отличается от социальной нормы «драться нельзя».
12-15 лет:
В этом возрасте подростки способны осознавать духовное содержание любой религии.
Денис Чернов
Чему учат наших детей на уроках религии
С этого учебного года по распоряжению правительства в школах ввели новый предмет — «Основы мировых религиозных культур». Значит ли это, что в России теперь официально появился «Закон Божий»? И вообще нужен ли этот предмет да еще в формате школьной обязаловки? Корреспонденты «Комсомолки» Елена Кривякина и Андрей Моисеенко отправились на урок в одну из школ Москвы.
«ПРАВОСЛАВИЕ — ДЕЛО СЕМЕЙНОЕ»
Школу мы выбирали не сами. Нам ее порекомендовали в столичном Департаменте образования. Школа № 1747 не простая, а с этнокультурным (русским) компонентом образования. Впрочем, учатся здесь не только русские.
— Кого у нас только нет: и осетины, и лезгины, корейцев много, правда, все хорошо говорят по-русски. А еще несколько лет назад как бывало: приходят в нашу школу выходцы с Кавказа и из Средней Азии, прочтут, что школа с этнокультурным компонентом, и разворачиваются, идут в другую. Ну и слава богу, думали мы, — рассказывает нам одна из учительниц, попросив не называть ее имени.
Какую из религий взять за основу нового предмета, учителя решали вместе с родителями. Из шести вариантов папы и мамы, решив не будить лихо, выбрали нейтральный — «Основы мировых религиозных культур».
— Православие — дело семейное. Хотят глубоко изучать православие — пусть идут в православные школы. У нас еще ничего, а вы посмотрите, что, например, в Восточном округе творится! Сколько там детей мигрантов. В некоторых школах русский язык уже стали преподавать как иностранный! Какое тут православие! — замечают учителя.
— На уроке мы будем проходить тему «Религия и культура», — сообщает четвероклассникам юная обаятельная учительница Юлия Пермякова.
У нее в руках и на столах у детей цветные ксерокопии страниц из учебника.
— Книгами по предмету пока не обеспечены. Мы его сами отксерили, — поясняют нам…
КОРАН, ДАЦАН И ГУСИНЫЕ ПЕРЬЯ
— Какие заповеди вы знаете? — спрашивает у ребят учительница.
— Чти отца и мать! — раздается в ответ.
— Правильно. А чего делать нельзя?
Дети с трудом пытаются вспомнить.
— Упоминать бога! — выпаливает один из мальчишек, видимо, забыв слово «всуе».
— Спорный вопрос, — улыбается учительница.
Дальше — главное.
— Религия может объединить и бедняка и богача, который купается в земных благах! — внушает учительница.
Собственно, предмет для того и ввели, чтобы объяснить детям, что мир многогранен, что одна вера не должна враждовать, с другой, что нужно быть толерантными. На интерактивной доске появляются изображения религиозных сооружений. Дети должны объяснить, чем мечеть, синагога и дацан отличаются от православного храма.
— Я могу сказать про мечеть! — поднимает руку одна из девочек. — Вечером около шести часов их, так сказать, отец заходит в одну из башен и читает молитвослов!
— Коран, — поправляет учительница.
— Да, Коран! — сообщает девочка.
— Ксюша была в Арабских Эмиратах. Наши дети много путешествуют, — поясняет учительница.
— Дети, у христиан — церковь, у мусульман — мечеть, у иудеев — синагога, у буддистов — дацан, — в который раз как мантру повторяет учительница. — У церкви наверху крест, у дацана крыша по углам загнута вверх.
Кстати, после урока мы спросили у ребят, кто такие иудеи. Самый близкий к правильному ответ: «Мы их летом видели в Иерусалиме».
Потом учительница рассказывает, как тяжело было первым христианам переписывать священные книги от руки. Вспоминает монахов Кирилла и Мефодия — изобретателей кириллицы. Чтобы ребята могли это прочувствовать, учитель раздает на класс четыре гусиных пера, баночки с чернилами и предлагает каждому написать: «Россия», «храм», «православие», «Москва». Детям идея нравится. Но урок не резиновый, а пером писать — не авторучкой. По нашим наблюдениям, успели «окунуться в древность» человек восемь из 22 учеников.
— Повторите, как называется религиозное сооружение у буддистов? — уже, наверное, раз в пятый спрашивает учительница.
— ДОцЕн! — чуть ли не хором ошибаются ученики.
Православие в школах дети проходить будут, но православные ценности им навязывать никто не собирается.
РЕЛИГИЯ «СЪЕЛА» УРОК РУССКОГО
Чтобы начать преподавать «Основы религиозных культур…», Юлии Пермяковой, как и другим учителям, пришлось пройти курсы повышения квалификации. Проводили их не священники, а светские педагоги. А вот как вести сами уроки, никто особо не объяснял. Положились на творческий подход учителей. Часы на новый предмет в 1747-й выкроили из уроков русского языка. Дополнительно ввести новый предмет нельзя, нормативы не позволяют.
— То есть «жи-ши» мы теперь, условно, проходим не пять часов, а четыре, — поясняет Юлия Пермякова.
— Это был важный час? — уточняем.
— Да, важный. Но тут уже все зависит от мастерства учителя: пострадает та или иная дисциплина или нет.
Большинство ребят в классе — представители титульной нации, но из их родителей более-менее регулярно посещают храм лишь три-четыре человека. Остальные грамотных представлений о какой либо религии не имеют. Приглашать к детям священников в школе пока не собираются. Экскурсии в церкви также не планируются.
— У нас есть батюшки, которые готовы дать учителям любую консультацию. Но приглашать их в школу постоянно вести уроки — это лишнее, — объясняет директор школы Марина Сотникова…
МНЕНИЯ
ЗА
Любовь нужно преподавать!
Дети нынче невероятно подкованы. Они без малейшего труда управляются с айфонами, айпадами, знают нюансы андроида и всевозможных приставок и примочек. Они читают умные книжки, могут без труда раздобыть любую информацию в Интернете, стильно одеваются, ездят в загранпоездки и довольно хорошо говорят на иностранных языках. Одним словом, к взрослой жизни готовы и место под солнцем себе найдут. Но за всей этой мишурой забывается главное. Детей не учат любви. Вы скажете, что заниматься этим нужно в семье? Конечно, нужно. Но многие ли занимаются? В результате наши прекрасные, умные, «упакованные» дети больше всего ценят себя самих и горстку своих друзей, часто виртуальных, из Интернета. Люди, отличные по своим взглядам, верованиям, традициям, уже и за людей порой не считаются. Учить толерантности, уважению, терпимости нужно с ранних лет. И не стоит уповать в этом только на семью. Тогда есть шанс, что нынешние школьники через пять — десять лет не выйдут с ножами и битами на улицы, стремясь уничтожить тех, кто на них по тем или иным причинам не похож. Уроки религии в школе — пусть маленький, но все же шажок в этом направлении.
Елена КРИВЯКИНА
ПРОТИВ
Лучше дайте больше времени на таблицу умножения
Мне непонятно, почему «Основы религиозной культуры…» (не важно какой — православия, буддизма, ислама…) решили изучать в начальной школе. У меня у самого дети — четвероклассники. Это совсем маленькие люди. Они еще безоговорочно верят взрослым — родителям и учителям. В их головы можно накрепко вбить что угодно. Например, что есть «правильная» вера и все остальные. И поэтому одни люди заслуживают уважения, а других можно и вовсе не считать таковыми. Кем выйдет школьник после такого урока, зависит только от личных взглядов и педагогического мастерства учителя.
А кто учитель? Для «Основ…» их «слепили» за пару недель из учителей-гуманитариев, тех, кто захотел получить дополнительные часы и, следовательно, дополнительный заработок. На региональных курсах их переподготавливали тьюторы — тоже наспех наученные в Москве педагоги. Фундаментальный подход, ничего не скажешь.
И еще: религия — тонкая материя, которая окутывает многие сферы жизни человека. Как вместить ее в курс, идущий по одному уроку в неделю? Лучше дайте малышам больше времени на зазубривание разнообразных «жи-ши» и таблицы умножения. А о религии ребенок гораздо больше узнает летом, когда поедет с родителями в отпуск и увидит православные храмы Киева или Владимира, побывает на Святой земле Иерусалима или окунется в воды Ганга.
Андрей МОИСЕЕНКО
Никто не хотел выбирать
А после похода наших журналистов в школу мы пригласили в редакцию авторов учебников по новому предмету, экспертов и религиозных деятелей, чтобы подвести итоги первого месяца обучения
Вывод из бурного разговора, на мой взгляд, один: запущен очень сырой курс. И пока непонятно, чего в итоге будет больше. Пользы от того, что с трудом рожденные «Основы религиозной культуры и светской этики» (на педагогическом сленге уже называемого по аббревиатуре — ОРКСЭ) все-таки стали преподавать? Или вреда от того, что один из самых сложных предметов взвалили на плечи учителей, не обеспечив ни нужными методиками, ни учебниками в достаточном количестве, снова понадеявшись: наши педагоги, приученные «сеять разумное, доброе, вечное» и тут сдюжат, разберутся, прикроют собой огрехи чиновников.
Вот такие листы заявлений с уже проставленным модулем раздавали родителям в одной из подмосковных школ.
ШЕСТЬ УРОКОВ ДЛЯ ОДНОГО
Как-то так получается, что наши люди, если на них не давят и ими не понукают, оказываются разумнее, мудрее власти, которая хочет их облагодетельствовать. Когда новый предмет только разрабатывали, нас убеждали: ОРКСЭ будет учить толерантности, учитывая интересы всех граждан многоконфессиональной страны. Поэтому в конце концов предмет и приобрел форму шестиголового чудища. В одном курсе собрали модули «нейтральные» — «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур» и модули, посвященные четырем традиционным религиям России, — «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры» и «Основы иудейской культуры».
В идеале, напомню, схема преподавания предлагалась такая: ребенок вместе с родителями выбирает модуль, который ближе их семье. А школа обеспечивает преподавание именно его. Скажем так: если в классе десять детей из православных семей, семь — из мусульманских, шесть — из тех, которые не декларируют открыто приверженность определенной религии, один — из буддистов и один — из иудеев, то в школе ОРКСЭ идет в виде пяти уроков. На одном сидят те, кто слушает модуль про основы православия, на другом — те, кому по душе светская этика или основы мировых религиозных культур… И так далее.
Психологи уже тогда говорили: ни к чему хорошему такое разделение не приведет. Наоборот, подчеркнет различия среди одноклассников. Не сгладит углы, а выпятит.
Слава Богу (общему и единому) — в жизни такого разделения не произошло. Я не знаю ни одного класса в стране, где бы учителя вели сразу несколько модулей. Если у вас такой класс, пожалуйста, напишите нам в «КП» и расскажите, как у вас с таким делом справляется педагог (адрес: [email protected]).
Но причина не в психологии и не в понимании того, что разделение детей по разным аудиториям межнациональную и межконфессиональную дружбу не укрепляет. Школам при таком варианте элементарно не хватает денег на зарплаты учителей, да и самих педагогов мало. С ОРКСЭ в идеальном варианте выходило бы так: если один учитель ведет несколько модулей — ему нужно платить за несколько уроков, пусть даже на уроке сидит один ученик. А как это сделать при условии нормативно-подушевого финансирования, когда в основе расчета зарплаты — человекочасы?!
На ОРКСЭ бросили где учителей ОБЖ, где историков, где преподавателей мировой художественной культуры, где просто переподготовили на курсах при институтах повышения квалификации учителей начальной школы (предмет-то проходят в 4-м классе). У них и своих забот выше крыши.
В результате в лучшем случае какой модуль выбрать, решали всем классом. В худшем решение спускалось сверху. Таким образом в Ингушетии все школьники «выбрали» «Основы исламской культуры». В Чечне — примерно такой же результат, только около сотни ребят получили возможность изучать «Основы православной культуры». В Татарстане поступили тоньше. Республика, которую прежде обвиняли в исламизации всех сфер жизни, наверное, после нескольких ваххабитских терактов против авторитетных имамов, придерживающихся канонов традиционного ислама, вся как один выбрала «Основы светской этики».
Во многих регионах, в том числе и в Москве, мудрые родители выбрали светскую этику. Даже верующие. Они справедливо предположили: своей религии лучше пусть учат батюшки в воскресной школе, чем наспех проштудировавшие курс учителя.
РАЗДЕЛИЛИСЬ
В итоге страна снова разделилась. По модулям. Идея познакомить ребят с культурно-нравственными особенностями всех основных религий России скукожилась до шести уроков. Столько в программе заложено на беглое знакомство с другими, не входящими в выбранный модуль, направлениями. (Всего курс рассчитан на 34 урока.)
Но неожиданно для меня участники «круглого стола» в «КП» посчитали, что такое разделение не так уж плохо.
— Если ребятам ОРКСЭ поможет проникнуться «своей» религией — той, которую исповедуют в их семьях, — они и к представителям других культур будут относиться с большим уважением. Культурный человек — толерантный человек, — считает зав. научно-методическим кабинетом отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Игорь Метлик.
Другой вопрос: потянут ли ее учителя? Похоже, далеко не все. Чтобы преподавать ОРКСЭ, педагоги должны были прослушать в институте повышения квалификации курс — 72 часа. Всего две недели на постижение глубин православия, ислама, иудаизма и основ всех религий?! (Учителя по идее после курсов должны быть готовы провести на «отлично» любой из шести модулей.) В результате кое-где преподавание культурологического предмета превратилось в «Закон Божий»: его сельской учительнице — прихожанке местной церкви провести проще.
— Проблема в психологической неготовности учителей к преподаванию совершенно нового предмета, — рассказывает руководитель центра образовательных проектов издательства «Просвещение», автор книги для родителей по новому предмету Александр Данилюк. — Курсы повышения квалификации, которые проводились и сейчас проводятся Минобрнауки, не охватывают того количества преподавателей, которое нужно.
В результате в Курске на уроке по «Основам православной культуры» я слышал, как учительница говорит детям: «Если вы будете есть мясо в пост, то вы попадете в ад». С точки зрения традиций она права. Но педагог не учитывает детское восприятие. В итоге одна девочка из класса вообще перестала есть мясо.
У учителей, вышедших 1 сентября к доске, до сих пор нет даже официально одобренных методичек. Учителя выкручиваются сами. Итог? В одном из пособий, сотворенных местными авторами, детям предлагается заполнить таблицу, в которой перечисляются 7 заповедей: не укради, не лги, и т. д. И среди них — не прелюбодействуй. И объяснить, почему этого делать нельзя. Это в 4-м классе…
— Техническое задание на разработку методических пособий для курса ОРКСЭ поступило от Минобрнауки только полтора месяца назад, — объясняет Данилюк. — В декабре мы должны закончить их и согласовать с представителями всех конфессий. Это фантастически сжатые сроки!
Александр МИЛКУС, редактор отдела образования «КП»
ДОСЛОВНО
«Курс «Основы религиозных культур и светской этики», который с сентября 2012 года включен в обязательную часть программы четвертого класса, должны преподавать профессиональные педагоги, а не теологи. Я обращаю внимание на то, что для нашей страны крайне важно, чтобы преподаванием этого курса занимались грамотные специалисты, желательно с высшим педагогическим образованием, а не теологи. Они могут приглашаться, это нормально абсолютно, но это все-таки светский курс, а не теологический курс», — заявил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа.
Глава правительства поручил руководителям регионов СКФО взять контроль над ситуацией и подготовить необходимые предложения.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Поспешили?
— Изначально и мне, и многим коллегам казалась сомнительной идея давать этот предмет в 4 — 5-м классах. Лучше было его перенести хотя бы на 6-й класс, после того как школьники пройдут историю Древнего мира, историю Средних веков, будет культурологический, исторический фон для того, чтобы дети понимали предмет лучше, — считает автор учебника по «Основам иудейской культуры» Михаил Членов. — Представить религию как культурно-нравственное учение в младшей школе очень трудно.
Может, стоило не спешить? Плохо или хорошо, что ОРКСЭ пошли повсеместно? Не стоило ли годик подождать и потом уже «ударить из всех орудий»? Наши эксперты говорят: нет. Во-первых, и без того во многих регионах предмет, аналогичный «Основам…», есть. Причем кое-где он действительно по программе напоминал «Закон Божий». Нужна была единообразная культурологическая программа,единообразный подход.
Да, признают специалисты, четвероклашкам и их учителям в этом году будет гораздо труднее, чем тем, кто придет следом. Но даже преподаваемый «на коленке» курс ОРКСЭ лучше, чем его отсутствие.
— Мы только закладываем основы нормальной системы, которая выстроится через 5 — 10 лет, — объясняет Александр Данилюк. — Кто-то говорит, что мы в школу вводим религию. Это не так. Что такое религиозное воспитание и образование? И что такое культурологическое образование? Религия — это единство веры и культа. Где есть культ — есть религия. Если культа нет, то и религии нет. Даже если там говорят о Боге. В Гимне России есть строчка: «хранимая Богом родная земля». Можно ли говорить, что исполнение гимна — религиозный культ? В учебниках есть слова о Боге, о молитвах, опубликованы иконы — но это часть нашего культурного наследия.
— Мы никогда не добьемся того, чтобы введение какого-то нового предмета поддержало 100% населения, — говорит Игорь Метлик. — Но есть данные опросов Общественной палаты и Академии госслужбы по результатам апробации курса в 21 регионе страны. От 80 до 90% родителей посчитали, что он полезен.
Рис. Катерины МАРТИНОВИЧ.
ВОПРОС ДНЯ
Чему могут научить детей уроки религии?
В российских школах начали преподавать новый предмет — «Основы мировых религий».
Роман СИЛАНТЬЕВ, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора:
— Дети смогут лучше изучить историю своей страны, классику русской и зарубежной литературы, ведь религия — это часть мировой культуры. Единственно, должны появиться профессиональные преподаватели этого предмета.
Алексей ОВЧИННИКОВ, лучший учитель России 2011 года:
— В будущем эти знания помогут быть терпимее к представителям других религий.
Владимир ПЛАТОНОВ, председатель Мосгордумы:
— Подобные уроки расширяют познания, ведь религия сыграла в истории человечества великую роль. Это очень важно для понимания многих вопросов, в том числе и исторических событий.
Александр ФЕДОРОВ, ректор Педагогического университета (Нижний Новгород):
— Вряд ли эти уроки смогут дать глубокие знания в истории религии, поскольку преподаются в начальной школе. Но ведь это только первый этап проекта, который, уверен, будет меняться.
Светлана ИВАНОВА, актриса (сериал «Вербное воскресенье»):
— Подобные уроки научат думать. Религия — это реальность нашей жизни. Мы с ней живем, даже если о ней не думаем.
Аркадий БАБЧЕНКО, писатель:
— Лишь бы на этих уроках не было никаких оценок! Двойка по религии — прямой путь в еретики!
Отец КОНСТАНТИН, настоятель храма Крестовоздвижения:
— Церковь не учит — церковь помогает понять. В любом случае подобные уроки должны рассказывать не только о православной вере, но и о других конфессиях, о мировой истории веры.
Татьяна ЛЕБЕДЕВА, олимпийская чемпионка:
— Я жду, что моему ребенку расскажут о духовном становлении человека с древних времен до наших дней. Как зарождались религии, как изменялось сознание людей. Но ни в коем случае не вдалбливали в него веру. Чтобы фанатиков от религии не допускали до класса. Зная нашу любовь к перегибам, думаю, такое тоже возможно.
Екатерина, слушательница Радио «КП»:
— Трудно говорить или спорить о Боге, не зная историю религии.
Ирина, читательница сайта KP.RU:
— Надеюсь, что ЕГЭ по этому предмету не введут.
Уже месяц в школах преподают «Основы религиозной культуры». Что изменилось?
Расскажем детям о религиях мира
Современный человек — в идеале — порождение глобализации, компьютеризации и слияния культур. Он должен (вот так — именно «должен»!) отринуть изжившие себя предрассудки и фобии, взять только лучшее из того, что накоплено было за тысячи лет истории войн и непримиримости. Сливки науки, искусства и религий мира — вот основа для воспитания личности 21 столетия.
Звучит несколько пафосно, да и спорно. Стоит ли изучать подрастающим «личностям» всю эту старину? Древние войны и миграции наций, старинную живопись и литературу, угасшие иностранные языки и — чужие религии?
Зачем религия ребенку?
Религия — важная часть человеческого мироощущения и большой помощник в самоидентификации, в выборе «правильного пути». Она примиряет с конечностью собственного существования, с несправедливостью и жестокостью окружающего мира, отвечает на многие сложные и «неудобные» вопросы (в том числе — о смысле жизни).
Чтобы ребенку (скорее — подростку) не стать атеистом, скептиком и даже циником, важно знать, что существует множество религий. Многие коррелируют друг с другом, некоторые — специфичны. Есть агрессивные и миролюбивые верования, сотни красивых обрядов и миллионы разнообразных храмов, в которых человек может обратиться к богам, а также — познать самого себя.
Когда и как рассказать о религиях?
Уже дошкольников можно знакомить с азами мировых религий, хотя бы в игровой форме:
- читать индуистские истории и жизнеописания богов, как в школе на МХК читают древнегреческие мифы;
- слушать звон колоколов наравне с певучим, восточно-терпким чтением Корана;
- в заграничных поездках наряду с музеями и художественными галереями посещать храмы, костёлы, часовни и пагоды;
- проводить параллели-сравнения и некий межрелигиозный анализ (на доступном для понимания ребенка уровне). Особенно четко видны схожие моменты между мусульманством и христианством;
- наоборот — на эстетическом, эмоциональном и обрядовом уровне обсуждать «разность» религий, причем учить ребенка веротерпимости и толерантности в широком смысле;
- видеть красоту, доброту и смысл в Вере во всеобщее начало.
Пусть ваш ребенок знает «с миру по нитке». Пусть Будда для него — толстопузый старичок, индуизм — в яркости красок и тысячеруком Шиве, в Ганеше с головой слона и непонятных иероглифах. Коран — священная книга, которую нельзя трогать грязными руками; а христианские великомученники — седобородые дедушки, которым ставят в церкви свечки. Все это — лишь первые шаги в знакомстве с многовековой культурой, несомненно, обогащающие внутренний мир личности.
Вконтакте
Одноклассники
Религия и дети — Religion and children
Дети , как правило , приобретают религиозные взгляды своих родителей , хотя они также могут влиять на других , они общаются с такими , как сверстниками и учителями. Аспекты этого предмета включают ритуалы , образование и детскую психологию , а также обсуждение моральной проблемы религиозного образования детей.
Область Детей и родителей в Приорате церкви Святой Марии, Тотнесе , Девон , Великобритания Стулья для детей в церкви Агия Марина в Kissos ( Пелион , Греция).Обряды перехода
Большинство христианских деноминаций практикуют крещение младенцев , чтобы ввести детей в вере. Некоторые формы подтверждения ритуала происходит , когда ребенок достиг возраста разума и добровольно принимает религию.
Ритуальное обрезание используется для обозначения еврейских и мусульманских и коптской христианской и эфиопских православных младенцев мужского пола , как принадлежность к вере. Еврейские мальчики и девочки , то подтвердить их принадлежность в совершеннолетие церемонии , известной как Бар и Бат мицвы соответственно.
образование
Религиозное образование
Приходская школа (США) или вера школа (Великобритания), является тип школы , которая участвует в религиозном образовании в дополнение к обычному образованию. Приходские школы могут быть первичными или вторичными, и могут иметь государственное финансирование , но различное количество контроля от религиозной организации. Кроме того , есть религиозные школы , которые только учат религии и вспомогательные предметы (например, язык священных книг), как правило , работают на неполный рабочий день отдельно от нормального школьного образования . Примерами являются христианская воскресные школы и еврейские еврейские школы . Исламские религиозные школы известны на английском языке арабского заимствования Медресе .
Молитва в школе
Религия может иметь влияние на то , что происходит в государственных школах. Например, в Великобритании Закон об образовании 1944 введено требование для ежедневных молитв во всех финансируемых государством школах, но позже акты изменили это требование к ежедневной «коллективный акт поклонения», то Закон школы Стандарты и рамочная 1998 является последним , Это также требует таких актов поклонения , чтобы быть «полностью или в основном из широко христианского характера». Термин « в основном» означает , что действия , связанные с другими конфессиями могут быть осуществлены при условии большинства являются христианами.
эволюция Обучение
Создание-эволюция споры , особенно статус создания и развития в системе государственного образования , является дебаты по поводу обучения детей происхождения и эволюции жизни, в основном в консервативных районах Соединенных Штатов . Однако эволюция принята католическая церковь и является частью католического катехизиса .
Отображение религиозных символов
Во Франции, дети запрещено носить религиозные символы в государственных школах .
Религиозное воспитание детей
Многие юристы утверждают , что правительство должно создавать законы в интересах благополучия детей, независимо от религии своих родителей. Николас Хамфри утверждал , что дети «имеют права человека не иметь их разум парализован воздействием плохих идеи других людей» , и должны иметь возможность задавать вопросы религиозных взглядов своих родителей.
«Религия и благосостояние детей: развенчание доктрины родителей родителей прав, философ Артур Шопенгауэр говорили о теме в 19 веке:
«И как способность полагать, является самым сильным в детстве, особый уход, чтобы убедиться в этом нежном возрасте. Это имеет гораздо больше общего с доктринами веры укореняется, чем угрозы и сообщения о чудесах. Если в раннем детстве, некоторые фундаментальные взгляды и доктрины маршировали с необычайной торжественностью, и воздух наибольшей искренностью никогда видна ни в чем другом, если, в то же время, возможность сомнения о них полностью перешли, или коснулись только указать что сомнение является первым шагом на пути к вечной погибели, в результате впечатление будет настолько глубоким, что, как правило, то есть почти в каждом случае сомнения по поводу их будет почти так же невозможно, как сомнения по поводу собственного существования «.
- Артур Шопенгауэр, О религии: диалог
Некоторые авторы критически религиозного воспитания детей, такие как Николас Хамфри, Дэниел Деннет и Ричард Докинз . Кристофер Хитченс и Докинзы использовать термин жестокого обращение с детьми , чтобы описать вред , что некоторое религиозное воспитание наносящего на детях. AC Grayling утверждал : «Мы все родились атеисты … и это занимает определенное количество работы со стороны взрослых в нашем обществе , чтобы убедить [дети] по- другому.»
Докинз утверждает , что он возмущен лейбл «мусульманским ребенок» или «католическим ребенком». Он спрашивает , как у маленького ребенка можно считать интеллектуально достаточно зрелой , чтобы иметь такие независимые взгляды на космос и место человечества в нем. В противоположность этому , Давкин, ни один разумный человек не будет говорить о « марксистского ребенка» или « тори ребенка». Он предполагает , что есть немного спор по поводу такой маркировки из-за «удачливый привилегированный статус религии».
В ряде случаев Докинз сделал заявление , что сексуальное насилие над ребенком является «возможно меньше» разрушительными , чем «в долгосрочной перспективе психологический ущерб , причиненный воспитанию ребенка Католицизм в первую очередь».
В качестве средства для передачи своего мнения непосредственно ребенок Докинзы написали обильно иллюстрированную книгу научного разглашения, Магию реальности , в которой некоторые природных явления , которые, как правило , остаются объяснены к ним посредством действия богов или других мифических существ демистифицированы. Каждая глава книги посвящена одному природному явлению, как землетрясения, всегда начиная с мифом или фольклоре основных мировых религий , с последующим фактическим научным объяснением , что разоблачает последнего.
Детский брак
Некоторые ученые ислама разрешили браки с детьми старшего возраста мужчин и девочек в возрасте до 10 лет , если они вошли половую зрелость. Seyaj организация по защите детей описывает случаи 10-летней девочки в брак и изнасиловали в Йемене ( Нуджуд Али ), 13-летний йеменский девочка умирает от внутреннего кровотечения через три дня после вступления в браке, и 12- летняя девочка умирает во время родов , после вступления в брак.
Церковь Святых последних дней основатель Джозеф Смит замужние девушки в возрасте 13 лет и 14, и других Святых Последних день замужние девушки , как молодые , как 10. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней ликвидированы Несовершеннолетние браки в 19 — м веке, но несколько фундаменталистские ветви мормонов продолжать практику.
воздействие на здоровье
Исследование 2604 американских детей в возрасте от шести до девятнадцати найдены положительные корреляции между физическим и психологическим здоровьем и религиозной принадлежности и / или посещение церкви. Это включало 272 детей, чьи родители (дети 6-9) или сами (12-19) не выражало никакой религиозной принадлежности детей. Однако в этой группе, 22% утверждают, что религия важна и 35% посещают церковь. Исследование показало, детей в возрасте от шести до девятнадцати, которые посещают религиозные службы на более низком риске самоубийства или попыток самоубийства, а также алкоголя и наркотиков и опасного сексуального поведения. Некоторые религии запрещают переливание крови, прививки, контрацепцию и аборты, которые могут привести к неблагоприятным последствиям для здоровья. Членство в религиозных группах может смягчить нездоровое поведение, социальную поддержку, а также повысить брачные или финансовые перспективы, и укрепить семейные узы, если религия является общими для всей семьи. Религии могут также помочь и взрослым и детям с чувством собственного достоинства, а также обеспечить смысл жизни и уменьшить беспокойство, но может увеличить чувство вины за воспринимаемых проступки. Таким образом, не ясно, будет ли эта положительная ассоциация из-за положительный эффект религии на здоровье, эффект в другом направлении, или, как до сих пор неизвестно, скрывающегося переменного.
85 процентов религиозно аффилированных детей здоровы в целом, в отличие от 79 процентов, не связанных детей. 79 процентов религиозных детей считаются психологически здоровыми по сравнению с 73 процентов, не являющихся религиозными детьми. 85 процентов детей, которые посещают церковь, по крайней мере раз в неделю здоровы и 83 процентов тех, кто редко или никогда не посещают здоровы. Для психологического здоровья цифры 82 и 74 процентов соответственно.
62 процентов детей считают , что религия важна для них, 26 процентов говорят , что это довольно важно, и 13 процентов говорят , что это не важно. Были найдены 81 процентов тех , кто считает религию важным , чтобы быть здоровым и 65 процентов не важной группы были здоровы. Там не было никакой разницы обнаружено среди различных религиозных конфессий в отношении здоровья. Положительная корреляция между религией и здоровьем была наиболее сильной в течение 12-15 — летних. В целом религиозная вера и участие имеют одинаковые положительные ассоциации здоровья , как на грудном вскармливании или с матерью , которая пошла в школу в 2,2 лет дольше , чем тот , кто не сделал. Они имеют половину пользы для здоровья жить с обоими родителями. Является ли эта связь причинно — следственная связь в любом направлении (религия для хорошего здоровья или хорошего здоровья к религии) еще предстоит выяснить (см Корреляция не означает причинно — следственной связи ).
Медицинская помощь
Некоторые религии лечить болезнь, физическими и психическими, таким образом, не заживает, а в некоторых случаях усугубляют проблему. Конкретные примеры включают в себя исцеление верой некоторых христианских сект, в христианской науки религии , которая сторонится медицинской помощи, и экзорцизм .
Вера практика, основанная на целебных целях вступила в прямой конфликт как с медицинской профессией и законом, когда жертвы такой практики страдают, или в самом крайних случаях, убитых эти «лечения». Детальное исследование, проведенное в 1998 году, показало 140 случаев смерти детей из-за религии на основе медицинской халатности. Большинство из этих случаев участия религиозных родителей, опираясь на молитве, чтобы вылечить болезнь ребенка, и отказывая медицинскую помощь.
Свидетели Иеговы возражают против переливания крови прежде всего на религиозной почве, они считают , что кровь священна и Бог сказал «воздерживаться от крови» (Деяния 15: 28-29).
Религия как побочный продукт детских атрибутов
Докинз предполагает, что религия является побочным продуктом, вытекающий из других особенностей человеческого вида, которые являются адаптивными. Одной из таких особенностей является тенденция детей «верить, без сомнения, независимо от ваших взрослые говорят вам» (Докинз, 2006, стр. 174).
Психолог Пол Блум видит религию как побочный продукт инстинктивной склонности детей по направлению к дуалистическому взгляду на мире, и предрасположенность к креационизму . Deborah Келемена также написано , что дети естественно teleologists , назначая цель ко всему , они приходят в поперечнике.