С веревкой для детей игры – Развлекательная игра для детей – плетенка на пальцах для двоих — игра в верёвочку на пальцах — запись пользователя Ольга (_mommy_) в сообществе Игры с детьми в категории Игры и игрушки для ребят от 3 лет и старше

Игры с веревкой: от фигуры к сказке

текст: Леха Андреев, lexa
иллюстрация: Sasha Bowles

Месяц назад я опубликовал первый обзор про "колыбель для кошки" - и как оказалось, многие читатели "Летидора" были очень рады вспомнить эти игры с веревочкой на пальцах. Но дело не только в том, чтобы воскресить в памяти старые забавы: хочется еще и детей увлечь такой игрой, развивающей мелкую моторику и воображение. А увлекать детей - это более тонкое искусство, чем просто повторять движения по схемам из Интернета. И данная статья-продолжение будет посвящена именно тому, как играть с детьми.

Это, конечно, вовсе не исключает "взрослого" увлечения веревочными играми. Особенно интересно делать фигуры, которые еще не были сняты не видео, а были описаны лишь словами и рисунками в книжках столетней давности. Взяв такую старую книжку с сотней индейских,  эскимосских или гавайских фигур, а то и целую международную антологию, можно обеспечить себя ежедневными веревочными головоломками на несколько лет вперед.

Но это удел совсем уж замкнутых людей. Потому что на самом деле веревочные фигуры - это язык общения.


Дети как инопланетяне

Знаете ли вы, что "колыбель для кошки" рекомендуется использовать как метод контакта с инопланетянами? Серьезно. Для этого даже есть очень практичные обоснования:

"Во время Второй мировой войны американским летчикам, которые летали над удаленным экзотическим местами типа Борнео (Калимантан), рекомендовалось иметь при себе кусок веревки длиной около шести футов, связанный концами в петлю. Идея была в том, что если придется совершить вынужденную посадку в чужой стране, где не говорят по-английски, то при встрече с аборигенами пилот должен вынуть из кармана веревку и начать делать "колыбель для кошки", а также все другие веревочные фигуры, которые он знает. И говорят, это действительно работало. Аборигены следили за веревочными играми чужака с большим и дружественным интересом, после чего вежливо брали у него веревочное кольцо и тоже начинали показывать фигуры, которые популярны в их племени. Эта антропологическая техника Первого Контакта может быть полезна и при первом контакте с внеземной цивилизацией."

Не знаю, пробовал ли кто делать такое с инопланетянами - но у нас с дочкой получился очень похожий "контакт". Особенно эффектно это вышло на контрасте с тем, как отнесся к веревочным играм ее старший брат, которому уже восемь лет. Когда я показал ему несколько фигур, он сразу захотел научиться делать такие же. И очень гордился полученным знанием, показывая впоследствии эти фируры у себя в школе, а также на нашем мастер-классе.

А вот трехлетняя Ева поступила как настоящий инопланетянин. Посмотрев на мои веревочные игры, она отобрала у меня веревку и стала сама крутить ее на пальцах. Мое предложение "хочешь, покажу, как делать..." она гневно отвергла: "Ты что, не понимаешь? - я делаю СВОИ фигуры!" И действительно, тут же стала показывать и называть разные образы в сплетении веревки у себя на пальцах.

Ну и прекрасно. Тоже творчество.

Переходим к сказкам

Однако я не сдавался и придумал другой способ контакта. Когда подошло время сказки на ночь, предложил ей показать сказку на пальцах, с веревкой. И на ходу сочинил историю из последовательности трех фигур. Это подействовало - на следующий день она попросила снова показать сказку "про девочку и звезду".

Вообще-то и мне самому веревочные фигуры нравятся именно в динамике, в истории перехода от одной к другой. Однако большинство пособий в Интернете - это одиночные безмолвные фигуры. В таком подходе, конечно, есть свой плюс: визуальный язык веревочных контуров на видео понятен человеку из любой страны, в то время как история на человеческом языке требует перевода. Однако, если судить по этнологическим исследованиям, изначально все эти веревочные фигуры действительно сопровождались историями, мифами и сказками. Многие из них, увы, исчезли вместе с теми культурами, в которых они веками передавались устно, из поколения в поколение.

Зато тут, как и с обычными сказками, открывается большой простор для собственного творчества. По крайней мере, у меня за пару недель сочинился уже пяток веревочных сказок, которые я показываю дочке перед сном. Записывать их я пока не тороплюсь, поскольку они с каждым разом растут - по мере изучения новых веревочных фигур я просто добавляю их в сказки. А иногда теперь специально ищу такие фигуры, которые мне для сказки нужны. Или придумываю собственные.

Но если кто хочет посмотреть, как может выглядеть веревочная сказка - вот симпатичный ролик, снятый британским учителем Майклом Тейлором, который давно занимается веревочными играми:

История кошки

В прошлом обзоре веревочных игр я совсем мало написал про ту игру, которая собственно и называется "колыбель для кошки" - в нее играют два человека, по очереди снимая петли с пальцев друг друга и получая новые фигуры. Я просто вставил в тот обзор три ролика, в которых игра последовательно усложняется. Но опять-таки, повторять безмолвные движения из ролика - это не особенно интересно ребенку. Совсем другое дело - когда есть история.

А историю подсказывает загадочное название игры. В большинстве стран, включая Китай, Корею, Японию, Германию и Россию, никакой кошки в названии нет. Игра в этих странах называется просто "веревочка" либо "плетёнка" (китайское Kang sok, немецкое Fadenspiel, японское Ayatori, и так далее).

Откуда же взялась кошка и почему она оказалась в колыбели?

Это произошло у англичан. Изначально игра называлась по-английски cratch-cradle, то есть "ясли-колыбель". Эти два слова обозначают две фигуры игры - самую первую, с которой игра начинается (сradle,  детская люлька), и ее перевернутую версию, которая появляется в середине (cratch, или manger, то есть кормушка-ясли). Видимо, однажды кто-то сыграл со своими детьми в "испорченный телефон", потеряв всего один звук в выражении cratch-cradle. Так и получилось cat's cradle, то есть "колыбель кошки".

("А теперь расскажи историю про собаку!" - попросила Ева. "Хорошо, - сказал я. - У англичан есть выражение "dog in the manger", то есть "собака в яслях", а по-нашему "собака на сене". Ну вот, если собака забралась в ясли, то почему бы кошке в отместку не забраться в колыбель?")

Но это еще не история, только ее начало - первая фигура. А дальше я уже сам сочинял. Вот как звучит вся моя считалка (жирным шрифтом выделены веревочные фигуры, которые показываются при этом на пальцах играющих):

Раз, два, три, четыре, пять -
захотела кошка спать
и залезла в колыбель,
а оттуда - на постель.

Из постели с громким треском
прыгнула на занавески,
после снова в колыбель,
и обратно на постель.

А с постели - на буфет,
а с буфета - в наш обед!
Съела рыбу для гостей,
бросила гору костей

и ушла на двор гулять...
Так хотела кошка спать!

По-английски эти фигуры называются несколько иначе: Cradle (колыбель), Soldier's Вad (солдатская кровать), Candles (свечи), Manger (ясли), Cat's Eye (кошачий глаз), Fish in the Dish (рыба на блюде), Clock (часы). Но никто ведь не мешает нам сочинять собственные названия для фигур! Тем более если это нужно для складной истории - так и запоминается лучше. В частности, я заменил устаревшие "свечи" на "занавески", которые более популярны у кошек.

А если вы не помните, как делать эти фигуры - смотрите ролик ниже.

Считается, что эти семь фигур - самая классическая версия игры. Последняя фигура, Clock (в моей версии "двор") является выходом, то есть после нее уже нет возврата в игру. А на всех предыдущих шагах можно вернуться - например, от "рыбы" можно перейти обратно к "кровати" или к "колыбели".

Существуют и дополнительные фигуры, которые удлиняют цепочку. Например, та, что у меня называется "гора костей", а в английских вариантах это "hand drum" либо "hour glass". Ещё пару необычных фигур после "рыбы" я видел вот в этом немецком ролике:

Кстати сказать, это вообще самая длинная версия "колыбели для кошки", которую я до сих пор видел. Если кто знает еще какие-то варианты, расскажите, как их делать! Подлинная история кошки, забравшейся в колыбель, ждет своего продолжения!

Читайте также:

Колыбель для кошки: игры с веревкой
Своя сказка: как перестать читать чужие
Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

Развлекательная игра для детей – плетенка на пальцах для двоих - игра в верёвочку на пальцах - запись пользователя Ольга (_mommy_) в сообществе Игры с детьми в категории Игры и игрушки для ребят от 3 лет и старше

Игра из детства.)

Возьми тонкую верёвочку или шерстяную нитку длиной 1,5 м. Свяжи концы вместе узелком.

Первый игрок: продень в верёвочную петлю ладони обеих рук, высвободи пальцы и ещё раз обведи верёвкой каждую ладонь. Указательными пальцами обеих рук подцепи верёвочку у середины противоположной ладони (рис. 1). Получилась фигура “колыбелька” (рис. 2).

image

image

Второй игрок: подхвати указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, поддев снизу параллельные участки, разведи руки, растягивая верёвочку (рис. 3). Получилась фигура “перекрёсток” (рис. 4).

image

image

Первый игрок: подхвати указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, проведя над параллельными участками, поддень их снизу (рис. 5). Получилась фигура “дорожка” (рис. 6).

image

image

Второй игрок: подхвати крест-на-крест мизинцами внутренние параллельные участки верёвочки и немного разведи руки в стороны (рис. 7).

image

Вставь большие и указательные пальцы обеих рук внутрь образовавшихся верёвочных треугольников и, поддев параллельные участки, разведи руки в стороны, растопыривая большие и указательные пальцы (рис. 8). Получилась фигура “гамак” (рис. 9).

image

image

Первый игрок: подхвати указательными и большими пальцами места скрещивания верёвочки и, зацепив параллельные участки сверху, разведи руки в стороны, растопыривая большие и указательные пальцы (рис. 10). Получилась фигура “перекрёсток” при ином положении пальцев (рис. 11).

image

Далее можно повторять фигуры до бесконечности, начиная с рис.5.

P>ИСТОЧНИК: Журнал "Ксюша. Для любителей рукоделия. Умелые ручки"
развлекательные игры для детей

Игры с веревками

Игры с нитками и веревками – это увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. Конечно, игры с веревеками должны происходить исключительно под присмотром взрослых. Играйте всей семьей и отличное настроение гарантировано!

Игры с веревками – Лазерный лабиринт

Возьмите клубок шерстяных ниток, лучше ярких, и натяните нити в комнате между всеми элементами: стульями, столом, диваном, шкафом. У вас получится вид лазерной сигнализации в квартире или лазерный лабиринт. Суть игры: ребенок должен пройти лабиринт, не задевая «лазерные лучи». Детская игра способствует развитию координации и ловкости.

Игры с ниткой – Пуговица на нитке

Чтобы сделать игру пуговица на нитке приготовьте пуговицу (желательно чтобы она была массивнее) и прочную нитку.

Возьмите нить длиной около 60 см и пропустите ее через пуговицу, которая имеет два отверстия. Завяжите узел на конце нитки, чтобы она образовала круг. Расположите пуговицу по середине нити. Теперь оденьте нить на указательные пальцы и разведите руки, чтобы нить натянулась. Надо наловчиться вращать и раздвигать руки одновременно. Почувствуйте, как пуговица наматывается в одну сторону и разматываясь наматывается в другую.

Игры пуговица на нитке

Игры с веревками – Намотай клубок

Возьмите пластмассовый шарик, который обычно используют для наполнения сухих бассейнов. Сделайте в нем небольшое отверстие;  как правило, в мячиках есть отверстие, его можно лишь немного увеличить. Возьмите бельевую веревку диаметром от 2 мм. и длиной 2-3 метра. Один конец шнура продеть в сделанное отверстие в мячике и закрепить при помощи узла. Ваш потенциальный клубок готов. Задача малыша — намотать шнурок на мячик таким образом, чтобы он не соскочил. Для одного ребенка – это игрушка головоломка. А если вы сделаете 2 игрушки, то можете устраивать соревнования между детками. Эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев и развивает координацию.

Игры с веревками – Строим дороги

Это подвижная игра. Берем любые цветные нитки или веревочки и прокладываем дороги! Для совсем маленьких дорога будет ровной и недлинной, а для детей постарше дорога может пролегать через горы и ущелья (столы и стулья). Разложив веревку-дорогу — берем любую машинку и начинаем «ездить».

Игры с веревками – Человек Паук

Предложите ребенку поиграть в Человека Паука и сплести паутину на ножках стула. Пару часов свободного времени и тишины вам обеспечены.

А в какие игры любите играть вы?

Читай также: Игры от Джанни Родари

7 развивающих игр для ребенка от 3-х лет

5 познавательных игр на даче

Загрузка...

Дворовые игры (на улице) — Летний лагерь

654665150m.jpg 0 1311e 8bd4adb Lm.jpg

Ловкий посланник

Игра похожа на «Колечко», только более подвижна. Для игры нужен маленький предмет: монетка, плоский камушек, колечко.

Водящий держит руки «лодочкой». У него между сжатыми ладонями находится заготовленная мелкая вещица. Перед ним шеренгой стоят игроки. Они протягивают к нему руки, тоже сложенные «лодочкой». Водящий делает вид, что каждому игроку передает «секрет».

На самом деле он опускает монетку в ладони только одному игроку. Он-то и становится «посланником». Водящий иногда по нескольку раз проходит перед игроками, как бы передавая «секрет», а на самом деле отвлекая внимание ребят. Вдруг он кричит: «Лети стрелой!»

Владелец монетки бросается бегом к заранее оговоренному предмету, который находится не менее чем в 10 м от играющих, стараясь обежать его и вернуться обратно. Все остальные, кроме водящего, бегут за ним вдогонку и стараются его запятнать.

Важное условие игры: все игроки должны преследовать «посланника», а не подкарауливать его на обратном пути. Если посланник вернулся за линию старта незапятнанным, то в следующем коне он становится водящим. В противном случае им становится тот, кому удалось запятнать «посланника».


Горелки парами

Если играть хотят много ребят, то подойдет такой вариант «Горелок». Для игры выберите обширную поляну или любую свободную просторную площадку. Сначала прочертите центральную линию, делящую поле пополам. На равном расстоянии от центральной линии, параллельно ей, справа и слева начертите линии, за которыми располагаются «города» противников. Расстояние от центра поля до «города» зависит от возраста играющих, оно должно быть не меньше 15 м. Играющие делятся на две команды. Один из игроков в центре поля бросает мячик вверх, а остальные стараются поймать его, унести и положить в своем «городе». Одна партия уносит в свою сторону, другая – в противоположную. За унесшим гонится команда соперников, старается отнять мяч и унести в свою сторону. Однако уносящий, если его атакуют, может быстро перебросить мяч товарищу. Тот – следующему, и т. д. Победа фиксируется тогда, когда мяч прижат рукой к земле в своем «городе». Команда, у которой унесли мячик, считается проигравшей.


Горелки с платочком

Все то же самое, только для игры надо подготовить платочек. Игроки встают, как в предыдущей игре. Но «горельщик» держит над головой платок. Все игроки произносят:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!

После этих слов последняя пара бежит к «горельщику», обегая колонну каждая со своей стороны. Тот, кто первым схватит платок, образует с «горельщиком» пару, а опоздавший становится «горельщиком».


Горелки

Это одно из главных детских развлечений прежних лет, теперь основательно подзабытое. Играют на широком дворе или поляне, так как эта забава требует большого пространства.

Ребята встают парами друг за другом, а спиной к ним – «горельщик». Он говорит:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Раз, два, три —
Беги!

Пара, стоящая последней, отпускает руки и бежит вперед, огибая колонну с двух сторон. Их цель – встать перед «горящим» и вновь взяться за руки. «Горельщик» не имеет права оглядываться. Как только бегущие поравняются с ним, бросается вдогонку за одним из них, стараясь его запятнать. Если ему это удается, то запятнанный становится «горящим», а «горельщик» становится на его место, и игра продолжается. Иногда «горящий» получает право выкликать пары по номерам. Например:

Раз, два три —
Третья пара, беги!

В этом случае игрокам надо быть особенно внимательными, и, если они опоздают, «горельщик» имеет право назначить из этой пары «горящего».

Играют в горелки и по-другому. Командой к началу игры служит то, что «горельщик» бежит или идет вперед. Пары следуют за ним на расстоянии нескольких шагов. «Горельщик» при этом говорит свои слова. Как только он произносит: «Беги!», поворачивается к ребятам и сам бросается за ними в погоню. Те бегут в разные стороны. Задача «горельщика» – запятнать кого-нибудь до тех пор, пока игроки вновь не встали в пары. Запятнанный становится «горящим».


Круглый город

Играющие делятся на две команды и определяют, кому начинать игру. Чертят «город»: одна команда становится в него, а другая идет прятать мячик, который дается одному из играющих. Прятавшие мячик возвращаются, причем каждый держит руку в кармане или за пазухой, чтобы находящиеся в «городе» не могли догадаться, у кого мячик. Ребята бегают вокруг «города», приговаривая: «Уж я иного огрею, уж я иного ожгу!» Тот, у кого мячик, выжидает удобного случая запятнать соперника. В случае промаха все кричат: «Сгорел!», и игрок выходит из игры. Если же играющему удается попасть, то тот, в кого он попал, должен ответить тем же, иначе тоже проиграет. Игра продолжается до тех пор, пока не будет запятнан последний из игроков в «городе».


Чехарда

Подзабытая игра: игроки перепрыгивают друг через друга, опираясь на спины, и продвигаются вперед от одной до другой намеченной линии, а потом прыгают в обратную сторону.

Если образуются две команды, можно устроить соревнование на скорость. В этой игре приветствуется участие пап: младшие дети будут перелезать через их спины, а дети постарше – перепрыгивать.

По считалке или по жребию выберите водящего. Он в игре называется «козел» – так же, как и гимнастический снаряд в спортзале. А раз так, то и стоять в игре он должен крепко, пригнувшись, на полусогнутых ногах, упираясь руками в колени, так, чтобы товарищу было удобно через него перепрыгнуть. Если игрок прыгает неудачно (валит «козла», сам падает после прыжка), такой игрок становится «козлом» и встает перед первым. Теперь его товарищам играть становится веселее, после одного надо сразу же перепрыгивать и через другого. Так продолжается до тех пор, пока не останется последний игрок. В конце концов и он ошибается. В этот момент все меняется: «козлы» становятся игроками, а сделавший ошибку – «козлом». Важное замечание: «козел» не имеет права уворачиваться, поводить спиной, привставать, словом, мешать игроку. Такого игрока заставляют водить дополнительно.


Рыбалка-догонялка

Очень любимая детьми веселая, энергичная, подвижная игра. Ее хорошо проводить, когда детей много. Сначала ограничьте площадку, если дело происходит на улице. Это делается для того, чтобы убегающие игроки не могли разбежаться очень далеко. Тогда их будет просто не поймать, и игра потеряет смысл. Вся площадка называется «озеро», все участники, кроме двух «рыбаков», – это «рыбки».

«Рыбаки» встают напротив «рыбок», берутся за руки и по сигналу ведущего бросаются вдвоем на ловлю. Их задача – догнать, окружить «рыбку» и поймать ее в свои объятия. «Рыбка» считается пойманной, если «рыбаки» сомкнули руки вокруг нее. Теперь она становится «рыбаком». «Рыбаки» берутся за руки и образуют «сеть», а потом, когда вновь пойманные игроки присоединяются к ним, – огромный «невод».

Очень забавная и радостная картина, когда ватага ребят, взявшись за руки, носится по школьному двору с криками и визгом.

Обычно выигравшими считаются две последние непойманные «рыбки», в следующей игре они становятся «рыбаками».


Принеси палочку!

Для этой спортивной командной игры нужно подготовить две совершенно одинаковые палочки длиной 40 см и толщиной 2–3 см.

На своей палочке команда делает какой-либо отличительный знак: рисует черточку или крестик, делает зарубку. После этого команды меняются палочками. Теперь победа команды в основном зависит от капитанов. Это должны быть самые сильные игроки. Они вместе со своими командами подходят к черте метания и по команде ведущего стараются забросить палочку как можно дальше. Они могут бросать с места или с разбега. Как только палочка, брошенная капитаном соперников, коснулась земли, команда может бежать за ней. Тот, кто первым найдет палочку, бегом несет ее ведущему.

Побеждает команда, которая принесет свою палочку первой. Ведущий должен быть очень внимательным и следить, чтобы команды выбегали за черту лишь тогда, когда их палочка приземлится.


Лови чижа!

Игра для смелых, ловких и терпеливых ребят. Хорошо проходит она в летний день на свежем воздухе.

На земле чертится квадрат, приблизительно 1 х 1 м. Это «клетка чижа». В середину клетки ставится сам «чиж» – плоская дощечка в виде параллелограмма, «стремящегося» к ромбу. Размеры его примерно 20 см в длину, 6 см в ширину и толщиной 1–1,5 см. Эта дощечка ставится на ребро в центр «клетки», и ведущий (или «выпускающий чижа») битой (длинной, крепкой палкой) бьет сильно сверху вниз по выступающему острому углу. Если «чиж» правильно сделан и игрок умелый, дощечка, кружась, взмывает в воздух. Когда она начинает падать, все пытаются поймать «чижа». Это не просто и не безопасно. Требуется исключительная ловкость, чтобы поймать его на лету и не получить синяк.

Если «чиж» упал, первый, кто его схватил, имеет право попытаться «посадить его в клетку», т. е. забросить с места падения в квадрат. Тот же, кому удалось схватить «чижа» на лету, может сократить это расстояние вдвое. Вернувший «чижа» в клетку имеет право «выпустить чижа».

Иногда ребята договариваются не ловить «чижа», а забивать его битами на лету в «клетку». Это добавляет игре азарта, но вероятность получения синяков увеличивается.


Не упусти!

Не упусти! Забавная вариация игры «Отдай хвостик».Пятнашки. Ребята привязывают к поясу нитки или очень тонкие бечевки, а к их концам – еловые шишки или палочки. Главное, чтобы они во время бега волочились за бегущим по земле. Цель игры – догнать убегающих, наступить на волочащуюся палочку, оборвать ее, сохранив при этом свою. Во время игры трогать нитку руками не разрешается. Побеждает тот, кто оборвал больше палочек.


Отдай хвостик

Очень увлекательная и красочная игра в пятнашки. Лучше всего проводить ее на свежем воздухе. Все играющие, кроме водящего, засовывают себе сзади за пояс или в боковой карман кончик яркой цветной ленточки длиной 50–70 см. Когда ребята разбегаются в разные стороны по площадке, за ними развеваются их разноцветные «хвостики». Водящий пытается догнать кого-нибудь, чтобы сорвать ленточку. Ему нужно за определенное время, скажем за 3 минуты, собрать как можно больше «хвостиков».


Чемпионат сороконожек

Прекрасное, веселое соревнование для большого массового праздника. В зависимости от размеров площадки и количества участников организуется 3–6 команд по 15–25 человек. Каждой команде дается толстый шнур или канат длиной 4 м.

Все ребята берутся за канат правой или левой рукой. Ведущий следит, чтобы ребята распределились вдоль каната равномерно и число игроков было бы примерно одинаковым с одной и другой стороны.

Ведущий дает команду, и «сороконожки» бегут прямо около 30 м, за противоположной линией или стойкой разворачиваются и бегут обратно. Побеждает команда, вернувшаяся первой.

Внимание! Если во время бега кто-то из участников отцепился или упал, команде засчитывается поражение, и она в соревновании участия не принимает.


Берегись!

В эту игру могут играть от 5 до 100 человек. Сыграй в нее с одноклассниками или вместе с ребятами параллельного класса.

Для игры нужна веревка длиной от 3 до 10 м. Протяните веревку возле стены, привязав ее на высоте не выше коленей, а в длину от 5 до 20 шагов (смотря по числу играющих). Между стеной и веревкой в ряд становятся все игроки, кроме того, который начинает игру. Он становится за веревку и, бегая по всему ее протяжению, кричит: «Берегись – раз! Берегись – два! Берегись – три!» При последнем слове он, перескочив через веревку, ударяет кого-нибудь и с криком «Пойман!» хватает его за руку, быстро перепрыгивает вместе с пойманным обратно через веревку. Затем оба, держась за руки, кричат три раза: «Берегись!», перепрыгивают, ударяют третьего и с ним возвращаются за веревку.

Игра продолжается до тех пор, пока половина не будет поймана. Воспрещается выбегать за веревку, а ловцы во время «охоты» крепко держат за руки своих товарищей. Они должны перепрыгивать через веревку все разом. Не разрешается ловить, если веревка нечаянно порвется или упадет на землю. Если ловцы разорвут веревку, то они разбегаются, а находящиеся за веревкой стараются их поймать. Каждый пойманный должен нести на своей спине поймавшего к веревке. Если ловимые разорвут веревку, то ловящие преследуют их, и пойманные несут их на себе.


Круглый город

Играющие делятся на две команды и определяют, кому начинать игру. Чертят «город»: одна команда становится в него, а другая идет прятать мячик, который дается одному из играющих. Прятавшие мячик возвращаются, причем каждый держит руку в кармане или за пазухой, чтобы находящиеся в «городе» не могли догадаться, у кого мячик. Ребята бегают вокруг «города», приговаривая: «Уж я иного огрею, уж я иного ожгу!» Тот, у кого мячик, выжидает удобного случая запятнать соперника. В случае промаха все кричат: «Сгорел!», и игрок выходит из игры. Если же играющему удается попасть, то тот, в кого он попал, должен ответить тем же, иначе тоже проиграет. Игра продолжается до тех пор, пока не будет запятнан последний из игроков в «городе».


Свая

Для игры нужны дубинки для каждого игрока и свая толщиной 10–15 см и длиной 50–60 см. Заострите сваю с одного конца и начинайте вбивать в землю. Каждый играющий ударяет по свае дубинкой по одному разу. Затем все бегут и прячутся, а тот, кто водит, старается расшатать и выдернуть сваю. Выдернув ее, бежит с ней искать спрятавшихся. Как только найдет кого-либо, возвращается на место, втыкает сваю в дыру и кричит имя найденного: «… водит!» Если же кто-то во время поисков выскочит из засады, подбежит к дыре, прикроет ее ногой и закричит: «Съехал!», то водить приходится старому.

Kubar-volchokm.jpg

Кубарь, или Ленивец

Попробуй сыграть с друзьями в игру с Ленивцем, который все время норовит упасть. Искусный игрок может заставить кубарь выделывать на полу самые разнообразные фигуры.

Кубарь – это деревянный цилиндр 25–30 см длиной, заостренный с обеих сторон. Его вертят руками: для этого кубарь берут в ладони и, сдвинув быстро одну ладонь вперед, другую назад, пускают кубарь, давая ему вращательное движение. Затем подстегивают его кнутиком, сначала легонько, а потом сильнее, тогда он начнет вертеться плавно, не шатаясь. Кнутиком служит тонкий ремешок. Если пол гладкий, то кубарь может вертеться очень долго. Когда играют двое, то они гоняют два кубаря, один против другого, пока они не столкнутся и один из них не упадет.


Волк, пастух и овцы

Для этой игры нужны свободная площадка, поле или поляна.

Середина площадки называется «поле». По краям «поля», справа и слева, отчерчиваются площадки, называемые «загонами». Их ширина 3–4 м. Посередине «поля» чертится полукруг. Это «логово волка». Выбираются главные участники игры – «волк» и «пастух». Остальные ребята («овцы») занимают место в «загоне». «Пастух» становится в «поле». Цель «волка» – схватить «овцу» и утащить в свое «логово». Если ему это удалось, пленник становится помощником «волка» и ловит «овец» вместе с ним. «Пастух», широко раскинув руки, пытается помешать «волку».

Игра начинается с возгласа «волка»: «Пастух, гони стадо!» По этой команде «овцы» выскакивают в «поле» и устремляются к противоположному «загону». «Волк» пытается их поймать, а «пастух» защищает. Если «волк» ловит «овцу», то она не сопротивляется, а покорно отправляется в «логово».

После этого «волк» снова предлагает «пастуху» гнать стадо, и игра продолжается. Все пойманные берутся за руки и цепочкой, как сетью, ловят оставшихся «овец». Игра продолжается до тех пор, пока все «овцы» не будут пойманы.


Спорная кегля

Это игра для ребят старшего школьного возраста, очень ловких и уверенных. Игра проходит на свежем воздухе.

Между игроками поставь стол. Игроки отступают на 4–5 шагов от стола. На этом расстоянии с двух сторон начерти линию, за которую встают соревнующиеся. На стол поставь кегли, причем четыре расположи по углам, а пятую – в центре. В руках у игроков по небольшому резиновому или волейбольному мячу. Это важно, так как «арабский» мячик поймать значительно труднее.

По команде соперники изо всех сил подбрасывают мяч так, чтобы он взлетел строго вертикально, подбегают к столу, хватают ближайшую кеглю, бегут обратно, бросают кеглю за линию и ловят мяч.

Если игрок ошибается, то выбывает из соревнования, на его место встает другой претендент. Если игроки не сделают ошибок во время первых двух попыток, то основная борьба возникает в третьем раунде. На столе остается одна кегля, и кто первым схватит ее и выполнит упражнение без ошибок, тот и становится победителем в этом трудном и увлекательном соревновании.


Вьюны

Это старинная увлекательная, веселая игра для ловких и выносливых ребят. Она очень подходит для младшего и среднего школьного возраста. В нее можно играть и на спортивной площадке, и на школьном дворе.

Соберите как можно больше игроков и выберите ведущего.

Ребята встают в большой хоровод и поднимают руки, чтобы получились «ворота». Ведущий выбирает из хоровода двоих, стоящих рядом, и назначает их «вьюнами». Один встает в круг и называется «убегающим», а другой, за кругом, – «догоняющим». Они должны пробежать лишь один круг, до того места, где они стояли. Но бежать им придется по извилистой дорожке, обегая всех детей и пробегая под всеми «воротами». Ведущий дает сигнал, и «вьюны» бегут.

Если победил (то есть добежал раньше до своего места) «убегающий», то назначается вместо него «вьюн», а «догоняющий» остается прежний. Если «догоняющий» запятнал «убегающего», то «догоняющий» выбирает себе замену, а «убегающий вьюн» остается прежним.

Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда «убегающий» и «догоняющий вьюны» выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.


Слон

Игра, в которую еще недавно играли в каждой школе, хотя школьное руководство и не одобряло этой забавы. В основном играли мальчики среднего и старшего школьного возраста. Для игры нужны сила, терпение и выносливость.

Считалкой или жребием ребята разбиваются на две команды: «слон» и «наездники». Те, кому достается роль слона, выбирают «голову». Это должен быть самый сильный и крепкий парень. Он встает к стенке или дереву, опирается на них и сгибается в поясе буквой «Г». Следующий игрок команды встает так же за «головой», обхватывая товарища плотно за пояс. Так встают все игроки этой команды. Получается многоногая, длинная фигура, на которую тут же вскакивают «наездники».

Причем заскакивать на «слона» они должны, как в «Чехарде». Первым это делает самый прыгучий, способный от «хвоста» прыгнуть прямо к «голове». За ним – все остальные. Часто «слон», не выдерживая таких прыжков, сразу разваливается. Тогда приходится начинать все с начала. Когда вся команда устраивается на «слоне», он начинает неспешно двигаться, вихляя и наклоняясь во все стороны, к оговоренной цели. Если «слону» удается дотащить седоков до «финиша» или же те, не удержавшись, валятся со «слона», то команды меняются ролями, если же кто-то из ребят не выдерживает и «слон» разваливается (а это случается чаще), то водит снова та же команда.


Прорыв

Соревнуются две команды. Одна команда образует круг, а другая находится в середине. Задача «окруженных» – вырваться из круга, задача стоящих в кругу – не выпустить. Игра проходит на время и имеет определенные правила:

  • Игроки окруженной команды имеют право вырываться поодиночке.
  • Они могут пролезать под соединенными руками ребят, если те стоят.
  • Если они опустились на корточки, пролезать под руками нельзя, но можно попробовать перешагнуть их.
  • При силовом прорыве нельзя помогать себе руками.

Выигравшей считается команда, все игроки которой вышли из «окружения». Эта игра хорошо пройдет зимой, на снегу, на просторном дворе или поляне.

2fgnfm.jpg

Медведь и вожак

Эта игра-пятнашки очень интересна и необычна своими правилами.

Для проведения нужна веревка длиной 1,5 м. На концах веревки завязаны крупные узлы, чтобы было удобнее держаться, чтобы веревка не выскальзывала из рук.

Здесь два главных действующих лица: «медведь» и «вожак». Второй как бы ведет первого на веревке: оба игрока держатся одной рукой за веревку, «вожак» – левой рукой, «медведь» – правой. Вокруг них на некотором расстоянии (не ближе 5 шагов) стоят все остальные игроки. Вожак дает сигнал, и все бросаются на «медведя», стараясь его легонько стукнуть. Таких ударов им надо нанести от 5 до 10, как договорятся.

Каждый нанесенный удар сопровождается восклицанием игрока и громким подсчетом нанесенных ударов. «Медведь» как может уклоняется от них, в этом ему активно помогает «вожак», который пытается пятнать тех, кто приближается к «медведю». Если ему это удается до того, как «медведь» получил оговоренную дозу колотушек, то запятнанный игрок становится «медведем». Если же «медведь» запятнан нужное число раз, а «вожак» не запятнал игрока, то «медведем» становится он сам. «Вожаком» в этом случае становится тот, кто нанес последний удар «медведю». Удары «медведю» нельзя наносить нескольким игрокам одновременно, а только поочередно. Если нарушаются правила, провинившийся становится «медведем».


Кусачая собака

Кусачая собака (в американской версии — «вампиреныш») Для игры нужны колышек и веревка, длина которой зависит от размера площадки.

«Кусачая собака», понятно, должна сидеть на цепи. Посередине площадки вбейте колышек, к которому привяжите веревку. Другой конец – в руке у водящего. Таким образом, одна рука у него занята, а другой он должен запятнать, т. е. «укусить» ребят, пытающихся пройти в «дом». «Дом» находится на одной стороне игровой площадки, ребята располагаются с противоположной стороны.

«Собака» находится посередине, в проходе. Проход в «дом» должен быть не шире, чем двойная длина веревки (3–4 м). «Укушенные» отходят в сторону, в игре они смогут принять участие со следующего кона. Ребята же, их должно быть не больше десяти, в свою очередь, стараются либо проскочить мимо «собаки» в «дом» (тогда они в безопасности ожидают начала следующего кона), либо коснуться «собаки», что означает «приласкать» ее. Если ребятам удастся сделать это десять раз, «собака» становится доброй и всех пропускает. В этом случае и «укушенные» становятся равноправными игроками, а водящий остается на следующий кон.

Внимание! Если водящий запятнает всех, то «собакой» становится первый «укушенный».


Кто последний?

Для игры нам надо будет выбрать водящего. Как это сделать? С помощью игры. Если необходимо выбрать водящего, а считалки не вспоминаются, поступите проще. Все играющие по очереди хватаются за палку или веревку, начиная примерно с середины. Тот, кто окажется последним, становится водящим.

Колыбель для кошки: игры с верёвкой

текст: Леха Андреев, lexa

Недавно один из читателей "Летидора" заметил, что мои обзоры посвящены только игрушкам для мальчиков. Ну вот, я решил исправиться - эта колонка будет про игру, которая считается девочковой. По крайней мере, моя трехлетняя дочка уже заинтересовалась.

Правда, сам я познакомился с этой игрой в самом первобытном и мужском варианте. Когда мне было лет десять, отец впервые взял меня на рыбалку со спиннингом. На удочки я ловил и раньше, но спинниг - штука более сложная. Надо не только забросить блесну на середину реки, но и одновременно придерживать пальцем вертящуюся катушку, чтобы леска разматывалась равномерно - иначе она слетит с катушки вся сразу и образует огромную запутанную "бороду". Именно это и случилось после моего первого заброса. Я призвал на помощь отца, но он сказал - сам распутывай. И добавил: "Хорошо успокаивает нервы. У женщин для этого есть вязание, а у нас - леска".

Вероятно, именно из таких старинных занятий и родилось семейство игр с веревочным кольцом, растянутым на пальцах. В такую игру часто играли девчонки в школьных коридорах и летних лагерях нашего детства. Пацаны играли реже; видимо поэтому сам я начисто забыл все фигуры, которые умел делать когда-то. И если другие игры на пальцах я давно уже показал своим детям - и пальчиковых зверей, и КНБ, и тайные языки - то про "колыбель для кошки" я вспомнил только недавно. Однако с помощью Интернета можно не только восстановить забытое, но и научиться многим новым трюкам с веревочкой.


С чего начать

Вспомнил я про эти игры, когда в магазине "Гиперион" наткнулся на брошюру "Узоры на пальцах", написанную Михаилом Балабанчиком из Минска. Эта самиздатовская книжка неплохо работает как вводное пособие - там есть основные стартовые позиции и пошаговое описание пятнадцати веревочных фигур.

Брошюра Михаила - редкое, но не единственное такое пособие на русском языке. Есть еще книжка "Игры с веревочкой" (Афонькина Е.Ю., Афонькина А.С.). Правда, она последний раз издавалась в 2001 году, так что найти бумажный вариант непросто - но она есть отсканированная на пиратских сайтах. А еще есть "Волшебные веревочки на пальцах" (Ирина Шебушева, АСТ, 2010).

Однако делать веревочные фигуры по текстовым инструкциям непросто. Их гораздо легче запомнить, когда показывают буквально "на пальцах". К счастью, у того же Михаила Балабанчика есть сайт "Игры с веревкой" (http://uzveli.info). Там собраны не только текстовые описания, но есть и раздел "Видео" - где Михаил в своих роликах показывает и начальные позиции, и некоторые фигуры. Вот один из его роликов:

Игра на двоих

А вот чего не хватает на сайте "Игры с веревкой" ,так это забавы на двоих - которая и была популярна у наших девчонок. Эта игра тоже существует в разных вариантах. Для любителей поломать голову есть текстовые описания, но опять же, проще разобраться на примерах видео.

Ниже приведен ролик, в котором сначала показано, как делать четыре самые популярные детские фигуры - "Чашка", "Эйфелева башня", "Метла" и "Лестница Якова". А затем идет собственно "колыбель для кошки" на двоих.

А вот русский ролик с игрой на двоих, с небольшой вариацией в конце:

Американский вариант - начало такое же, а концовка опять чуть-чуть другая:

Немецкая версия посложнее - тут больше дополнительных комбинаций:

И совсем необычная - "колыбель для кошки" на троих:

Для продвинутых: немного истории

Прежде чем перейти к ссылкам на более серьезные пособия по веревочным играм, хочется сказать несколько слов об истории этого феномена.

История, как и сама игра - запутанная. Никто точно не знает, когда и где появились эти игры. Их находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. Если бы я был этнологом, я бы наверняка связал "колыбель для кошки" с гораздо более серьезной веревочной системой - узелковым письмом майя, и назвал бы родиной этих игр Центральную Америку. Кстати, у некоторых народов (например, у маори) веревочные фигуры до сих пор играют роль "секретного письма", с помощью которого пересказываются древние мифы.

Первые серьезные исследования веревочных игр начались только в самом конце XIX века. Это было очень своевременно, поскольку многие малые этносы уже вымирали под натиском индустриальной цивилизации. Так что сохранению веревочных игр мы во многом обязаны этнологам начала века, которые собирали описания таких игр. Один из первых сборников - 175 фигур с инструкциями - составлен Даймондом Дженнессом во время арктической экспедиции к эскимосам Аляски и Канады в 1913-1916 годах. Посмотреть эту коллекцию можно здесь.

К настоящему времени за рубежом издано множество книг про веревочные игры. Но я расскажу только об одной, и вы легко поймете, почему я ее выбрал.

Одним из ведущих исследователей веревочных узоров считается русская девушка, которой на момент исследования было всего 23 года. В 1930 году американский антрополог Франц Боас отправился в экспедицию на канадский остров Ванкувер, к индейцам Квакиутль. Он пригласил с собой выпускницу геофака ЛГУ Юлию Аверкиеву, которая попала в США по программе студенческого обмена. Именно ей Боас поручил собрать информацию о веревочных играх индейцев. Отчет Аверкиевой объемом почти 400 страниц содержал детальное описание более 100 фигур - с фотографиями, рисунками и инструкциями.

Увы, эта рукопись так и осталась в Америке. После возвращения Аверкиевой в Россию научное руководство заставило ее писать совсем другие работы, которые должны были подтвердить марксистско-ленинскую теорию. В частности, диссертация Аверкиевой называлась "Рабство у племен северо-западного побережья Северной Америки". Потом были еще работы о капиталической колонизации, и тому подобное.

Но и это не особенно помогло в жизни. Сначала нечто загадочное случилось с первым мужем Аверкиевой, американцем русского происхождения. По некоторым данным, он был репрессирован. Не обошли стороной и Юлию. В 1936 году ее исключили из комсомола и выгнали с работы в Музее антропологии и этнографии "за потерю классовой бдительности" - она предупредила встреченного на улице коллегу-ученого о готовящемся аресте.

Саму Аверкиеву арестовали в 1947 году, отняв у нее маленького ребенка, и осудили на 5 лет лагерей, с последующей ссылкой в Красноярский край. Формальной причиной ареста было слишком вольное общение с иностранными дипломатами. Но есть версия, что арест Юлии был одним из ударов КГБ по ее второму мужу, который работал российским послом в Китае - ему шили "шпионаж".

После амнистии в 1956 году Аверкиева вернулась в Москву, в Институт этнографии, и продолжала публиковать идеологически-верные исследования о классовой борьбе и угнетении индейцев. Умерла она в 1980 году.

А ее рукопись с веревочными играми 30 лет лежала у наследников Франца Боаса. В 1960 году они передали ее в американский Музей естественной истории, и там она пролежала еще 30 лет, пока в 1990 году ее не нашел биохимик Марк Шерман, на досуге изучавший веревочные узоры. Он переработал ее для печати и издал в 1992 году в США, под названием Kwakiutl String Figures. Считается, что это самая объемная коллекция веревочных игр, собранных у одного индейского племени. Скачать ее в PDF можно здесь.

Вот ролик, в которой показано, как делать одну из фигур индейцев Квакиутль из коллекции Юлии Аверкиевой. Фигура называется "Два дерева":

Другие ресурсы: от Навахо до японцев

International String Figure Association

Международная ассоциация любителей веревочных фигур. Без регистрации на сайте можно поглядеть немногое - разве что последний выпуск видеопособия "Фигура месяца". Остальные ролики доступны только для членов Ассоциации (членство бесплатное, но нужно заполнить анкетку). Членам Ассоциации доступны также выпуски журнала String Figure Magazine, который издавался на бумаге до 2007 года, со множество инструкций по созданию фигур.

Dine String Games

Библиотека веревочных игр индейцев Навахо. Все фигуры сопровождаются видеороликами. Кстати, индейцы Навахо считают, что играть в эти игры можно только зимой, когда нечего делать. А летом - работать надо! Впрочем, на детей эти запреты не распространяются.

WWW Collection of Favorite String Games

Большая коллекция веревочных фигур, с инструкциями и роликами. Пополняется интернет-сообществом. Если вы занимаетесь с детьми, лучше всего начать со специального детского раздела.

Strings on Your Fingers

Большая библиография по веревочным играм. Включает ссылки на детские пособия (на английском) и многие другие книги и сайты.

Hawaiian String Figures

Гавайские игры - всего десяток роликов, зато очень необычные. Например, есть игра для двух человек с двумя веревками.

Ayatori

Японский блог про веревочные узоры. Японцы вообще очень любят играть в эти игры. Кажется, самой популярной детской фигурой у них  является "Метла" - вот простая детская инструкция, а вот и более быстрая версия. Но похожая фигура под названием "Вигвам" есть и у индейцев Навахо. Так что я закончу свой обзор истинно японским роликом - как сделать "Восход солнца в горах".

Читайте также:
Игры на пальцах: тайные языки
Камень, ножницы, бумага и телепатия
Игры на пальцах: пособие для юных хакеров

Ниточка (игра) — Википедия

AbnehmfigurFisch.jpg

Ниточка (также «игра в верёвку», «верёвочка», «резиночка», «плетение» и так далее — устоявшегося названия не существует) — игра, в которой нитью (верёвкой, шнурком), надетой на пальцы, образуют различные узоры (фигурки). Иногда процессу помогают зубами, запястьем и ступнями.

Во всём мире существует большое разнообразие подобных игр, в которые играют один или несколько человек. В Великобритании и США игра называется «cat’s cradle» (колыбель для кошки), в Германии — «Hexenspiel» (игра ведьмы), на Гавайях — hei (от гав. сетка, сети), на острове Пасха — kai kai, у эскимосов — ajararpoq, индейцев навахо — na-ash-klo (непрерывное плетение), народа макассар из Южного Сулавеси (Индонезия) — toêká-toêká (лестницы, лестница).

Среди фигурок, полученных в ходе игры, выделяют «лестницу Якова» (или «ромбы осэджей»[1]), «два бриллианта», «чашки с блюдцем», «месяц (солнце) в темноте» и другие.

Узоры могут состоять из отдельных частей, создаваться в процессе игры или даже появляются последовательно как различные персонажи во время рассказа истории. У некоторых народов фигуры использовались во время гадания, чтобы предсказать пол будущего ребёнка[2].

Происхождение игры неизвестно. Канадский автор Камилла Грисько отметила: «Мы не знаем, когда люди впервые начали играть в верёвки или когда первобытные люди изобрели это древнее искусство. Что мы знаем — так это то, что все первобытные общества имели и использовали нити для охоты, рыбалки, ткачества, а также то, что фигурки из нитей имели коренные народы во всем мире»[3].

Древнегреческий врач Гераклас (I век) сделал самое раннее известное нам описание нитяных узоров в трактате о хирургических узлах[4][5]. Эта работа была перепечатана в IV веке Орибазия в «Медицинском сборнике» (Collectiones medicae). Среди описанных узоров упоминается «Plinthios Brokhos», известный также у австралийских аборигенов как «облачное солнце»[6]. Инуиты делали нитяные фигуры, изображавшие вымершего шерстистого мамонта.

Фигурки из нитей изучались антропологами — например, Францем Боасом (1858—1942), Джеймсом Горнеллом (1865—1949)[7], которые пытались проследить происхождение и развитие их в культуре. Верёвочка, вероятно, возникла как развлекательная игра во многих обществах. Примеры были найдены в Юго-Восточной Азии, Японии, Южной Америке, Вест-Индии, на островах Тихого океана, у инуитов и индейцев. Игра также была распространена в Европе и Африке.

В 1906 году американский этнолог Кэролайн Фернесс Джейн (1873—1909) написала «Фигурки из нити, и как их делать» (String Figures and How to Make Them), одну из самых известных и подробных работ, посвящённых теме. В 1962 году вышло второе издание[8]. Книга содержит подробное описание более сотни верёвочных узоров[9].

В 1978 году была создана Международная ассоциация игры в верёвочку, основной целью которой является сохранение и распространение знаний о традиции этой древней игры.

В детективном романе Джерома Барри[fr] «Leopard Cat's Cradle» убийца оставлял на месте преступления тот или иной верёвочный узор, выбор которого был связан с характером жертвы[10].

В 1963 году был издан роман Курта Воннегута «Колыбель для кошки». Роман был номинирован на премию «Хьюго» в 1964 году и стал одним из наиболее известных произведений писателя.

Послушайте — когда-то, две жены тому назад, двести пятьдесят тысяч сигарет тому назад, три тысячи литров спиртного назад… Тогда, когда все были молоды… Послушайте — мир вращался, богатые изнывали от глупости и скуки, бедным оставалось одно — быть свободными и умными. Правда была неправдоподобнее всякого вымысла. Женщины были злы и красивы, а мужчины — несчастны и полны глупых надежд. И крутилась, крутилась жизнь, запутывалась все сильнее — как дикая, странная игра под названием Колыбель для кошки...

Курт Воннегут. «Колыбель для кошки»

  1. ↑ Гарднер, 1972, с. 284; англ. Jacob's Ladder, Osage Diamonds (Gardner, 1991, p. 204)
  2. Foster Jr., George M. String-Figure Divination (англ.) // American Anthropologist, New Series (англ.)русск. : journal. — 1941. — Vol. 43, no. 1. — P. 126—127. — DOI:10.1525/aa.1941.43.1.02a00300.
  3. ↑ Gryski, Camilla (1983). Cat’s Cradle, Owl’s Eyes: A Book of String Games, p.4. ISBN 0-688-03941-3.
  4. Miller, Lawrence G. The Earliest (?) Description of a String Figure (англ.) // American Anthropologist, New Series (англ.)русск. : journal. — 1945. — Vol. 47, no. 3. — P. 461—462. — DOI:10.1525/aa.1945.47.3.02a00190.
  5. ISFA. Plinthios Brokhos (неопр.) // String Figure Magazine. — International String Figure Association, 2001. — June (т. 6, № 2). — С. 3—4.
  6. Day, Cyrus L. Quipus and Witches' Knots (неопр.). — Lawrence, Kansas: University of Kansas Press (англ.)русск., 1967. — С. 86—89, 124—126.
  7. ↑ Abstract A Tribute to James Hornell (1865-1949), С. 1–56.
  8. ↑ C. F. Jayne, String Figures and How to Make Them, Dover Publications, 1962.
  9. ↑ Гарднер, 1972, с. 284.
  10. ↑ Гарднер, 1972, с. 287.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *