Сухомлинский рассказы для детей о добре – Василий Сухомлинский — Скажи человеку «здравствуйте»: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Короткие рассказы для детей, которые учат благодарности

Писатель Тамара Ломбина много лет собирает рассказы для детей до 7 лет, которые учат добру и справедливости

Борис Ганаго

Бриллиантовые слезы

Появился на свет маленький человечек. Сначала новый мир испугал его, и он заплакал. Это были слезы страха. Потом он узнал родной голос мамы и успокоился. Шли дни, и он уже улыбкой отвечал на ее улыбку.

Как-то ранним утром он стал разглядывать росинки на цветах, на травинках. Они светились, отражая солнечные лучи. Каждая росинка сама как бы превращалась в маленькое солнце. Это созерцание было так поразительно, что у него самого из восторженных глаз выкатились крохотные росинки-слезинки. Только роса в саду скоро испарилась, не оставив и следа, а его слезки превратились в маленькие бриллиантики. Они изумительно переливались всеми цветами радуги, будто солнце изнутри озаряло их.

В другой раз он увидел в окно, как из гнезда выпал беспомощный птенец. Птенчик жалобно пищал, пытался взлететь, крылышки у него еще не выросли.

Мальчуган, еле-еле сам умея ходить, вышел из дома, чтобы помочь упавшему, но когда спустился с крыльца, то увидел облизывающегося черного кота, а рядом трепещущие пушинки.

И опять несколько слезинок-бриллиантиков скатились из его глаз.

Родители бережно хранили эти сокровища. Иногда они устраивали для себя праздник: доставали бриллианты и любовались ими. Они никому их не показывали, никому не говорили, что их сынок порой плачет обыкновенными слезами – слезами обиды, каприза, а порой – драгоценными. Это была их тайна. Они боялись, что злые люди похитят их сына и потому ни с кем не давали ему играть, боясь, что тайна будет открыта.

И мама, и папа окружили свое дитя заботой, буквально носили его на руках.

Мальчик вскоре привык к такому царственному почитанию. Ему стало казаться, что весь мир создан для него и все – его подданные. Он привык повелевать, становясь все надменнее и холоднее. Родители видели, как меняется сын, но уже ничего не могли поделать. Им казалось, что он навсегда разучился плакать даже обыкновенными слезами. Это глубоко огорчало их. Ведь когда-то это был такой чуткий малыш.

Шли годы. Силы родителей иссякали, они старились. Их надежды, что сын будет им помощником и защитой в старости и болезнях, давно растаяли, как утренняя роса. Сын был черств и равнодушен ко всем, кроме себя. Он на всех поглядывал свысока, как на рабов, никого не любя, никому не сочувствуя. Сердце его окаменело.

Ни одной слезинки не проронил он, стоя у гроба своего отца. Только задумался о чем-то. Когда умирающая мать попросила сына дать ей воды, тот поморщился, но принес. Подавая, он невольно обратил внимание, как ее трясущиеся руки никак не могли удержать стакан. Вода из него расплескивалась, а сам стакан звонко ударялся об ее зубы. Он впервые внимательно посмотрел на бугры, которые появились на когда-то нежных руках. Сколько же они переделали работы, заботясь о нем?

И вот теперь эти руки не могут сами даже удержать стакан.

Сын взял его и бережно поднес к ней. Она удивленно и благодарно взглянула на него. Глаза ее увлажнились.

Ему пришла мысль, что скоро он останется один на всем свете, и никто в мире больше не будет любить его так, как любила мать.

Он пожалел, что никогда в жизни ничем ни разу не порадовал ее, не согрел добрым словом или заботой.

Она жила для него, а для кого жил он? Она была для него матерью, а был ли он для нее сыном?

Вдруг глаза его затуманились, и что-то упало в стакан. Это был маленький бриллиант.

Василий Сухомлинский

Красивые слова и красивые дела

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.

– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.

Василий Сухомлинский

Неблагодарность

Пригласил дед Андрей в гости внука Матвея. Поставил дед перед внуком большую миску с медом, белые калачи положил, приглашает:

– Ешь, Матвейка, мед. Хочешь – ложкой ешь мед с калачами, хочешь – калачи с медом.

Ел Матвей мед с калачами, потом – калачи с медом. Наелся так, что дышать трудно стало. Вытер пот, вздохнул и спрашивает:

– Скажите, пожалуйста, дед, какой это мед – липовый или гречневый?

– А что? – удивился дед Андрей. – Гречневым медом угостил я тебя, внучек.

– Липовый мед все-таки вкуснее, – сказал Матвей и зевнул: после обильной еды его клонило ко сну.

Боль сжала сердце деда Андрея. Он молчал. А внук продолжал спрашивать:

– А мука для калачей – из яровой или озимой пшеницы? Дед Андрей побледнел. Его сердце сжало невыносимой болью.

Стало тяжело дышать. Он закрыл глаза и застонал.

Валентина Осеева

Навестила

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

– Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щеку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

– Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

– Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши.

Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у нее такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!

Василий Сухомлинский

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.

Василий Сухомлинский

Для чего говорят «спасибо»?

По лесной дороге шли двое – дедушка и мальчик. Было жарко, захотелось им пить.

Путники подошли к ручью. Тихо журчала прохладная вода. Они наклонились, напились.

– Спасибо тебе, ручей, – сказал дедушка. Мальчик засмеялся.

– Вы зачем сказали ручью «спасибо»? – спросил он дедушку. – Ведь ручей не живой, не услышит ваших слов, не поймет вашей благодарности.

– Это так. Если бы напился волк, он бы «спасибо» не сказал. А мы не волки, мы – люди. Знаешь ли ты, для чего человек говорит «спасибо»?

Подумай, кому нужно это слово?

Мальчик задумался. Времени у него было много. Путь предстоял Долгий…

Благодарные статуи

Японская сказка

Жили в горной деревушке старик со старухой, жили бедно. Сплетут несколько соломенных шляп, старик несет их в город, продаст – купит чего-нибудь поесть, не продаст – голодными старики спать ложатся. Так кое-как и перебивались.

Раз перед Новым годом старик и говорит:

– Страсть как хочется отведать на Новый год рисовых лепешек. Да вот беда, в доме ни одного рисового зернышка!

– Да,– вздохнула старуха, – сходил бы ты, старый, в город, продал бы шляпы да купил риса.

– И то правда,– обрадовался старик.

Встал пораньше, перекинул шляпы через плечо и зашагал в город. Целый день бродил по городу, а ни одной шляпы так и не продал. Уж смеркаться стало. Побрел старик домой, думы невеселые его одолевают. Вдруг видит, у моста стоят в ряд шесть статуй Дзидзо. Всякий знает, что добрый дух Дзидзо покровительствует путникам и детям.

Удивился старик:

– Откуда в такой глуши статуи Дзидзо?

Подошел он ближе, смотрит, статуи все снегом запорошило. И показалось вдруг старику, что каменные статуи съежились от холода.

«Совсем, бедняжки, замерзли», – подумал старик. Взял он непроданные шляпы и надел их статуям на головы. Только вот незадача: шляп-то пять, а статуй – шесть. Не долго думал старик. Снял с головы старенькую шляпу и шестую статую одел.

– Хоть моя шляпа и дырява, но и это все же лучше, чем ничего,– пробормотал он.

Повалил снег еще сильнее, еле добрался старик до дому. Старуха уж и не чаяла живым его увидеть. Малость отогрелся старик и поведал ей о том, как у моста попались ему неизвестно откуда взявшиеся статуи Дзидзо и как он их шляпами одарил.

– Ты у меня добрый! – вздохнула старуха.– Не печалься! Нет у нас шляп, нет рисовых лепешек. Ну да ничего! Все на свете рисовые лепешки не стоят одного доброго дела.

Вздохнули старики да спать пошли. Только легли, слышат, вроде поет кто-то:

В снежную ночь, новогоднюю ночь

Сжалился старец, решил нам помочь:

Каждому шляпу он подарил, Славное дело он совершил.

Доброму старцу за то воздадим.

Благодарим тебя, благодарим!

Песня все ближе, ближе. Вот и шаги у дверей. Теперь затихло все, и вдруг раздался страшный грохот.

Вскочили старики, бросились к двери, распахнули… и остановились как вкопанные: на самом пороге лежал огромный сверток! А на свежем снегу – следы необычные: и не человеческие, и не звериные. Глянули старики в сторону леса и видят: шесть статуй мерно шагают, а на голове у каждой широкополая шляпа покачивается.

Подняли старики сверток, внесли в дом, развернули – там целая гора рисовых лепешек! Никогда еще в жизни старик со старухой не праздновали так весело Новый год!

Василий Сухомлинский

Трудно быть человеком

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Ее глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…

– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…

– Потому что мы люди…

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.

– Трудно быть человеком… – подумал он.

Рассказы собрала Тамара Ломбина

Член Союза писателей России, кандидат психологических наук.

Автор 11 книг. Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую книгу для детей «Наш огромный мир»

Василий Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей

Василий Сухомлинский.Рассказы и сказки для детей.Список произведений.Краткая биография и творчество Сухомлинского.
 
Именинный пирог
Крылья матери
Мальчик и колокольчики ландышей
Лепесток и цветок
Ленивая подушка
Две матери
Пусть будут соловей и жук
Стыдно перед соловушкой
Яблоко в осеннем лесу
Девочка и ромашка
Я хочу сказать своё слово
Пчела и тыквенный цветок
Рогатка и воробьиное гнездо
Почему голуби прилетели к Олегу
Красивое и уродливое
Карасик в аквариуме
Почему плачет синичка?
Семь дочерей
Птенец выпал из гнезда
Как Андрейка перевез Нину
Мамин Арбуз
Стеклянный Человечек
Как Федя почувствовал в себе Человека
Не забывай про родник
Заболел врач
Простите, дети, я опоздал
Отец и Cын
Мамина коса самая красивая
Человек без имени
Легенда о материнской любви
Сыновняя неблагодарность
Маменькин сыночек
Страсть обогащения
Легенда про пионера
Петрик и Павлик
Телефонная трубка
Грязное слово
Собаке — собачья смерть
Самые ласковые руки
Седьмая дочь
Сказка о Гусыне
Я больше не буду
Бабушка отдыхает
Все добрые люди – одна семья
Именинный обед
Кто кого ведет домой
Как родился Василько
Неблагодарность
Для чего говорят «спасибо»?
 

Читать все рассказы и сказки Сухомлинского.Список произведений.
Читать сказки других авторов
 
Человечество обязано своими величайшими открытиями смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Тем людям, чьи взгляды на окружающий мир намного отличались от тех, которые считались нормальными. Таким человеком, без сомнений, являлся и Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.
 
Сухомлинский Василий Александрович.Краткая биография.

 
Василий Сухомлинский (1918 — 1970)
 
Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр.
 
Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.
Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.
Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.
 
В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
 
С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».
 
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
 
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
— Награды
* Герой Социалистического Труда (1968).
* Орден Красной Звезды.
 
Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.
 
Умер великий учитель 2 сентября 1970 года.
—————————————————————-
Василий Сухомлинский.Рассказы
и сказки.Читаем бесплатно онлайн

 

Читать все рассказы и сказки Сухомлинского. Содержание
Читать сказки других авторов

Василий Сухомлинский — Легенда о материнской любви: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

У матери был единственный сын — дорогой, ненаглядный. Души в нём мать не чаяла; по капельке собирала росу для умывания, из тончайшего шёлка вышивала рубашки. Вырос сын — статный, красивый. Женился на девушке изумительной, невиданной красоты. Привёл молодую жену в родную хату. Невзлюбила молодая жена свекровь, сказала мужу: “Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях”.

Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать.

Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: “Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай”.

Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.

Рассвирепела жена, прибежала к мужу: “Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне”. Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: “Пойдёмте, мама, покупаемся в реке”. Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: “Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке”.

Пришли, разделись, искупались. Пошёл сын с матерью в дубраву, наломал сухих сучьев, разжёг костер, убил мать, вынул из груди сердце. Положил на раскалённые угли. Вспыхнул сучок, треснул, полетел уголёк, ударил и лицо сыну, обжёг. Вскрикнул сын, закрыл ладонью обожжённое место. Встрепенулось сердце материнское, горящее на медленном огне, прошептало: “Сыночек мой родной, тебе больно? Сорви листок подорожника, вот растёт у костра, приложи к обожжённому месту, к листу подорожника приложи сердце материнское… Потом в огонь положишь”.

Зарыдал сын, схватил горячее материнское сердце в ладонь, вложил его в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так горячо и преданно, как родная мать.

И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами высокими.

Грязное слово. Сухомлинский Рассказ

Подробности
Просмотров: 10757

Грязное слово. Сухомлинский Рассказ для детей читать

Семиклассник Миша зашел в туалет. Поднял с пола уголек написал на стене грязное, оскорбительное слово.
— Значит, писать уже научился? — услышал он вдруг укоряющий голос и испуганно оглянулся.
Перед ним стоял учитель Николай Васильевич.
— Ну, что же, прочитай, что ты написал.

Миша молчал. Он написал такое грязное слово, что у него да язык не поворачивался произнести его.
Молчал и Николай Васильевич. Потом он спросил:
— А кто работает в нашей школе уборщицей, ты знаешь?
— Тетя Мария… — сказал шепотом Миша.
— Теперь пойдем к тете Марии, попросим, чтобы она забелила твою грамоту…
У Миши и руки стали холодными. Так ему было стыдно. — Не надо идти к тете Марии, — сказал он сквозь слезы.
Белым рукавом рубашки он вытер грязное слово. Но черный след остался на стене.
— Я принесу глину и щетку, — снова стал просить Миша. — Прошу вас, простите…
— Нет, я не могу простить, — сурово сказал Николай Васильевич. — Этим грязным словом ты оскорбил мать. Оскорбил тетю Марию. Оскорбил всех женщин. Вот и проси прощения у матери.
— Ой, я не могу просить… Мне стыдно…
— Если стыдно просить прощения сегодня — попроси через год через два года, пусть через десять лет, но ты не посмеешь сказать девушке святое слово “люблю”, пока она не простит тебя за это грязное, оскорбительное слово.
Миша плакал.
Прошли годы, Миша стал юношей, но не мог забыть о том, что сделал в годы отрочества.
И вот Миша полюбил девушку Олесю. Олеся удивлялась: почему Миша бывает иногда молчаливым и грустным?
Однажды Миша сказал Олесе:
— Прости меня, Олеся, за то, что я оскорбил тебя… И он рассказал о том, как грязным словом оскорбил всех матерей, всех женщин.
Олеся удивленно спросила:
— А почему ты не забыл об этом? Ведь столько лет прошло… И почему ты молчал?
— Я не мог больше носить в себе эту вину. Я судил себя много лет. А теперь ты или осуди меня, или прости.
— Прощаю, — тихо сказала Олеся.

 

Крылья матери. Сухомлинский Сказка

Крылья матери. Сухомлинский Сказка для детей читать

В жаркий летний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг.

Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, бабочек. Гусята были счастливы. Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой.

Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.

Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой, как нужна мать. Они подняли маленькие головки и побежали к ней. А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют прежде всего для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать.

Под крыльями было тепло и безопасно; гусята слышали будто бы откуда-то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что-то страшное, а они в тепле и уюте. Им и в голову не приходило, что крыло имеет две стороны: внутри было тепло и уютно, а снаружи — холодно и опасно. Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев.

Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: «Выпускай нас, мама». Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчелы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын».

Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.

 

Тексты для чтения В.Сухомлинского

Ленивая подушка

Маленькой Иринке нужно рано вставать, в детский сад идти – а не хочется, ой как не хочется.
Вечером спрашивает Иринка:
— Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научи меня так спать, чтобы хотелось вставать и идти в садик.

— Это подушка у тебя ленивая, — говорит дедушка.
— А что же ей сделать, чтобы не была такая ленивая?
— Знаю я тайну, — шепчет дедушка. – Вот именно тогда, как вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух и хорошо выбей её кулачками – она и не будет ленивая.
— В самом деле? – обрадовалась Иринка. – Я завтра так и сделаю
Ещё ни свет, ни заря, а надо собираться в сад. Не хочется вставать Иринке, но ведь нужно наконец подушку проучить, лень из неё повыбивать.
Схватилась Иринка, скорей оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку, — и кулачками её, кулачками.
Возвратилась домой, положила подушку на кровать и давай умываться.
Кошка внизу мяукает, за стеной ветер гудит, дедушка в усы усмехается.

Простите, дети, я опоздал

Было холодное утро. Срывались снежинки. С севера веял холодный ветер.
Мы пришли к школе на рассвете. В классе было тепло. Мы разулись и грели ноги у печки.

Зазвенел звонок. Мы сели на места. Прошла минута, другая. Учителя не было. Мы послали Нину – она в классе старостой: пойди в учительскую, узнай, почему нет учителя.
Через минуту Нина возвратилась и сказала:
— Иван Петрович заболел. Директор сказал, чтобы мы шли домой.
— Ура! – закричали мы все, невыразимо радуясь. – Ура!.. Уроков не будет!.. Учитель заболел.
Вдруг открылась дверь, и в класс вошёл Иван Петрович. Запорошенный снегом, утомлённый. Мы замерли от неожиданности. Сели, наклонив голову.
Иван Петрович подошёл к столу.
— Простите, дети, — тихо сказал он. – Заболел я немного, но всё же решил идти в школу. Опоздал немного…
Он разделся тут же, в классе. Сел за стол, посмотрел на нас.
А нам стыдно было поднять глаза…

В.А.Сухомлинский

Бабушка отдыхает

Пришла из школы маленькая Галинка. Открыла дверь, что-то хотела весело сказать маме. Но мама пригрозила Галинке пальцем и прошептала:

– Тихо, Галинка, бабушка отдыхает. Целую ночь не спала, болело сердце.

Галинка тихонько подошла к столу, положила портфель. Пообедала и села учить уроки. Читает книжку тихо, про себя, чтобы не разбудить бабушку.

Открылась дверь, пришла Оля, подружка Галинки. Она громко сказала:

– Галинка, слушай…

Галинка погрозила ей пальцем, как мама, и прошептала:

– Тихо, Оля, бабушка отдыхает. Целую ночь она не спала, болело сердце.

Сели девочки к столу и рассматривают рисунки.

А из закрытых бабушкиных глаз выкатились две слезинки.

Когда бабушка встала, Галинка спросила:

– Бабушка, почему вы во сне плакали?

Бабушка улыбнулась, приголубила Галинку. В ее глазах светилась радость.

В.А.Сухомлинский

Все добрые люди – одна семья

Во втором классе был урок рисования. Дети рисовали ласточку.

Вдруг в дверь кто-то постучал. Учитель открыл дверь и увидел заплаканную женщину – мать маленькой белокосой, синеглазой Наташи.

– Прошу вас, – обратилась мать к учителю, – отпустить Наташу. Бабушка умерла.

Учитель подошел к столу и тихо сказал:

– Дети, пришло большое горе. У Наташи умерла бабушка. Наташа побледнела. Глаза ее наполнились слезами. Она склонилась на парту и тихо плакала.

– Иди, Наташа, домой. За тобой пришла мама.

– Пока девочка собралась, чтобы идти домой, учитель сказал:

– У нас тоже сегодня не будет уроков. Ведь в нашей семье – большое горе.

– Это же в Наташиной семье? – спросил Коля.

– Нет, в нашей человеческой семье, – объяснил учитель. – Все добрые люди – это одна семья. И если кто-то в нашей семье умер, мы осиротели.

В.А.Сухомлинский

hello_html_m3410188c.jpg

Седьмая дочь

Было у Матери семь дочерей. Поехала однажды Мать в гости к сыну, а сын жил далеко-далеко. Возвратилась Мать домой через месяц.

Когда она вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по Матери.

– Я соскучилась по тебе, как маков цветок по солнечному лучу, – сказала первая дочь.

– Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, – промолвила вторая дочь.

– Я плакала о тебе, как маленький птенец плачет о птичке… – ворковала третья дочь.

– Мне трудно было без тебя, как пчеле без цветка, – сказала четвертая дочь, ласкаясь к матери и заглядывая ей в глаза.

– Ты снилась мне, как розе снится капля росы, – щебетала пятая дочь.

– Я выглядывала тебя, как вишневый сад выглядывает соловья, – прошептала шестая дочь.

А седьмая дочь ничего не сказала, хотя сказать ей надо было очень много. Она сняла с ног Матушки обувь и принесла ей воды в большом тазике – помыть ноги.

В.А.Сухомлинский

Кто кого ведет домой

В детском саду есть два пятилетних мальчика – Василько и Толя. Их мамы работают на животноводческой ферме. В шесть часов вечера они заходят в детский сад за детьми.

Мама одевает Василька, берет его за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, Василько, домой.

А Толя одевается сам, берет маму за руку, ведет за собой и говорит:

– Пойдем, мама, домой. Дорогу засыпало снегом. Есть только узенькая тропинка в снегу. Мать Василько идет по снегу, а сын – тропинкой. Ведь она ведет Василько домой.

Толя идет по снегу, а мама – тропинкой. Ведь Толя ведет маму домой.

Прошло двенадцать лет. Стали Василько и Толя сильными, стройными, красивыми юношами.

Зимой, когда глубоким снегом замело дороги, тяжело заболела мама Василька.

В тот же день заболела и Толина мама.

Врач жил в соседнем селе, в пяти километрах.

Василько вышел на улицу, посмотрел на снег и сказал:

– Разве можно по такому снегу идти? – Постоял немного и возвратился в дом.

А Толя пошел по глубокому снегу в соседнее село и вернулся с врачом.

В.А.Сухомлинский

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

– Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…

– Почему? – удивилась мама.

– У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

– У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком.

Самые ласковые руки

Маленькая девочка приехала с мамой в большой город. Пошли они на базар. Мама вела дочку за руку. Девочка увидела что-то интересное, от радости захлопала в ладоши и потерялась в толпе. Потерялась и заплакала.

– Мама! Где моя мама?

Люди окружили девочку и спрашивают:

– Как тебя зовут, девочка?

– Оля.

– А как маму зовут? Скажи, мы ее сейчас же найдем.

– Маму зовут…. мама… мамочка…

Люди улыбнулись, успокоили девочку и снова спрашивают:

– Ну, скажи, какие у твоей мамы глаза: черные, голубые, синие, серые?

– Глаза у нее… самые добрые…

– А косы? Ну, волосы какие у мамы черные, русые?

– Волосы… самые красивые…

Опять улыбнулись люди. Спрашивают:

– Ну, скажи, какие у нее руки… Может быть, какая-нибудь родинка у нее на руке есть, вспомни.

– Руки у нее… самые ласковые.

И объявили по радио:

«Потерялась девочка. У ее мамы самые добрые глаза, самые красивые косы, самые ласковые в мире руки».

И мама сразу же нашлась.

В.А.Сухомлинский

Металлический рубль

Отец дал Андрейке металлический рубль и сказал:

– Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.

Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры разделся, бросил пиджак на траву. После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:

– Что с тобой, Андрейка?

Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.

– Поможем Андрейке, – сказала Таня. – У кого есть деньги, давайте.

Соберем рубль!

Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:

– Надо беречь деньги. Сам потерял – сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.

Он повернулся ко всем спиной и пошел домой.

Ребята подсчитали собранные деньги – девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла. Радостный возвращался Андрейка домой. На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.

Степан жаловался учительнице.

– Почему же со мной никто сидеть не хочет?

– Спроси у товарищей, – ответила учительница.

Мишин велосипед

Мише купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между домом его родителей и школьной усадьбой – сад, так что и ехать негде. Миша привел свой велосипед в школу, как коня на уздечке.

Мальчики окружили Мишу. Ощупывали колеса, педали, руль, фонарик.

Велосипед всем нравился. Все завидовали Мише.

– Ну что же, катайся, – сказал Федя и отошел от велосипеда, будто ему и не хотелось покататься.

– Ты думаешь, мне и в самом деле хочется на нем кататься? – равнодушно спросил Миша. – Бери, пробуй.

Радостный Федя взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до самого звонка на урок. На первой перемене катался Иван, на второй – Степан, на третьей – Сергей, на четвертой – Оля. Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. К четвертому часу накатались все.

Миша привел велосипед домой в половине пятого, как коня на уздечке.

– Где это ты до сих пор катался? – удивилась мама. – Разве так можно?

– А я и не катался…

– Как – не катался?

– Мальчики катались… И девочки…

Мама облегченно вздохнула и сказала как бы про себя:

– Единственное, чего я боялась, что будешь кататься ты один.

Яблоко в осеннем саду

Поздней осенью маленькие сестрички Оля и Нина гуляли в яблоневом саду. Был тихий солнечный день. Почти все листья с яблонь опали и тихо шелестели под ногами. Только кое-где на деревьях оставались пожелтевшие листочки.

Девочки подошли к большой яблоне. Рядом с желтым листком они увидели большое красное яблоко.

Оля и Нина вскрикнули от радости.

– Как оно сохранилось? – удивилась Оля.

– Сейчас мы его сорвем, – сказала Нина.

Девочки сорвали яблоко. Оле хотелось, чтобы яблоко досталось ей, но она сдержалась и предложила:

– Пусть твое будет яблоко, Нина.

Нине тоже хотелось, чтобы яблоко было ее, но Нина тоже сказала:

– Пусть твое будет яблоко, Оля…

Яблоко переходило из рук в руки. Но вот им обеим пришла в голову

мысль:

– Отдадим яблоко маме.

Они прибежали к маме радостные, взволнованные. Отдали ей яблоко.

В материнских глазах сияла радость.

Мама разрезала яблоко и дала девочкам по половинке.

Девочка и Синичка

Пришла холодная зима. Маленькая девочка Наташа повесила на яблоньку кормушку для Синички и каждый день приносила жареные семена конопли. Синичка ждала девочку. Наташа радостно улыбалась, Синичка пела ей песенку и клевала семена.

Весной Синичка сказала девочке:

– Теперь не приноси мне корм. Я сама найду себе что поесть. До свидания – до зимы!

– До свидания, Синичка.

Снова пришла зима. Все засыпало снегом. Прилетела Синичка к кормушке, а в кормушке тоже снег.

Тревожно стало Синичке. Спрашивает она у яблоньки:

– Яблонька, скажи, почему нет Наташи? Неужели она забыла обо мне?

– Нет, она не забыла. Она больна.

Тяжело стало на душе у Синички. Села она на веточку и думает: «Полечу к девочке. Надо чем-то обрадовать ее, принести ей подарок. Но где я возьму подарок? Кругом снег, снег, снег».

И тогда решила Синичка принести Наташе песню. Прилетела к ее дому, влетела в форточку, села у постели больной Наташи и запела. Наташе стало легче.

В.А.Сухомлинский

Лесной домик

Дедушка и десятилетний внук шли через большой лес. Едва заметная тропинка извивалась между высокими деревьями.

Наступил вечер. Путники устали. Дедушка уже собрался расположиться на ночлег где-то под открытым небом, как вдруг мальчик увидел в чаще домик, что стоял возле лесной тропинки.

– Дедушка, вот хатка! – радостно воскликнул внук. – Может, в ней переночуем?

– Да, это домик для путников, – объяснил дедушка.

Они зашли в лесной домик. В нем было чисто, на деревянной стене висела веточка ели. По народному обычаю это означало гостеприимство: заходите, пожалуйста, уважаемые гости.

Дедушка и внук подошли к столу и увидели на нем свежий каравай хлеба и маленький кувшин с медом. На окне стояло ведро с водой. Дедушка и внук умылись и сели ужинать.

– Кто же это все поставил на стол? – спросил внук.

– Добрый человек, – ответил дедушка.

– Как же это так? – удивлялся внук. – Оставил нам добрый человек еду, а мы и не знаем, кто он. Для чего же он старался?

– Чтобы ты стал лучше, – ответил дедушка.

В.А.Сухомлинский

Ласточка с перебитым крылом

После жаркого летнего зноя загремела гроза. Пошел ливень. Вода залила Ласточкино гнездо, прилепившееся к стенке старого сарая. Развалилось гнездышко, выпали птенцы. Они уже оперились, но не умели еще летать. Летает Ласточка над детками, зовет их под куст.

Несколько дней жили птенцы под кустом. Ласточка носила им корм. Они, сбившись в кучку, ждали ее.

Вот уже четверо малышей научились летать, поразлетались, а один все не летает. Ласточка сидит возле птенца, не умеющего летать. У него перебито крылышко. Когда выпал из гнезда, покалечился.

До осени жил птенец с искалеченным крылом под кустом. А когда пришло время ласточкам улетать в теплый край, они собрались большой стаей, сели на куст, и долго оттуда был слышен тревожный писк.

Улетели птицы в теплый край. Осталась молодая ласточка с перебитым крылышком.

Я взял ее и принес домой. Она доверчиво прижалась ко мне. Я посадил ее на окошко. Ласточка смотрела в синее небо. Мне показалось, что у нее в глазах дрожат слезы.

В.А.Сухомлинский

Ненаглядный сынок

У матери был один-единственный сын.

Души не чаяла в нем мать, очень любила сына своего ненаглядного.

Обедать усаживала сына за стол, а сама садилась у порога и ела то, что от сыновнего обеда останется.

Приготовила однажды мать сыну жареных карасей в сметане. До того понравилось это кушанье сыну, что каждый день он стал требовать:

– Карасей… Если не будет карасей – ничего не хочу есть… Разве могла мать пойти против желания сына ненаглядного?

Каждый день она шла на пруд, ставила сети, ловила карасей. До поздней осени заходила в холодную воду, простудилась и слегла в постель.

Лежит больная мать в постели, не может подняться, воды напиться. А сын сидит у стола – угрюмый и молчаливый. Нет на столе не то что карасей жареных, но и картофеля вареного.

Стонет мать – не от болезни стонет, а от горя своего материнского:

вырастила сына – и сильного, и статного, но недоброго.

Спрашивает мать у сына:

– Сын мой, что для тебя в жизни самое дорогое?

Молчит сын. Молчит потому, что нечего ему сказать: нет у него ничего в жизни самого дорогого.

Не выдержало материнское сердце, сгорело от горя и обиды.

В.А.Сухомлинский

Стыдно перед соловушкой

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 

В.А.Сухомлинский

hello_html_m3410188c.jpg

Скажи человеку «здравствуйте»

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел и ручеек журчит в лесной глуши.

Вдруг сын увидел: навстречу им идет бабушка с палочкой.

– Отец, куда идет бабушка? – спросил сын.

– Увидеть, встретить или проводить, – ответил отец. – Когда встретимся с нею, мы скажем ей «здравствуйте», – сказал отец.

– Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Мы ведь совсем незнакомы.

– А вот встретимся, скажем ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.

Вот и бабушка.

– Здравствуйте, – сказал сын.

– Здравствуйте, – сказал отец.

– Здравствуйте, – сказала бабушка и улыбнулась.

И сын с удивлением увидел: все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. По верхушкам деревьев пробежал легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птицы – до этого их не было слышно.

На душе у мальчика стало радостно.

– Почему это так? – спросил сын.

– Потому что мы сказали человеку «здравствуйте» и он улыбнулся.

hello_html_442cc5e1.jpg

В

Василий Александрович

Сухомлинский

Урок доброты (внеклассное чтение)

hello_html_m42b10630.gif

hello_html_m2f86ae2c.gifhello_html_6b39b302.gifhello_html_m25839e0e.gifhello_html_m1dc191f0.gifhello_html_m3a874f64.gifhello_html_3253f492.gifhello_html_4ca412e2.gifhello_html_m6038ccef.gifhello_html_44242915.gifhello_html_4788ef58.gifhello_html_3a3eaaa9.gifhello_html_4f9e0211.gifhello_html_m8c0aedd.gifhello_html_564c6363.gifhello_html_3516124b.gifhello_html_6fc1ae6e.gifhello_html_me9de495.gifhello_html_m5948e99e.gifhello_html_m5fe8e12a.gifhello_html_m267ca6c4.gifТорезская гимназия

общественно-гуманитарного профиля

Панькина С.Ю.,

учитель начальных классов

I категории

КОНСПЕКТ УРОКА

Предложенный урок по внеклассному чтению соответствует требованиям государственного стандарта начального общего образования и базовой учебной программы; раскрывает понятия добро и доброта, знакомит с творчеством В.А. Сухомлинского.

Будет полезен для учащихся 2 классов, учителей начальной школы, студентов и родителей.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Организационный момент. Речевая разминка.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Работа по теме урока «Учись доброму – плохое на ум не пойдет».

  4. Домашняя заготовка «Жизнь дана на добрые дела».

  5. Заключительная часть «Доброе семя – добрый всход».

  6. Домашнее задание.

Урок доброты во 2 классе

Тема: «В.А.Сухомлинский учит доброте»

Цель: познакомить с творчеством педагога, ученого и писателя В.А. Сухомлинского, добиваться осознанного, выразительного чтения, расширять читательский кругозор, развивать умение анализировать прочитанный текст, на примерах героев произведений В.А. Сухомлинского воспитывать  у  детей  доброту  к  людям, милосердие, щедрость, любовь  к  окружающим, любовь  к  природе.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского; произведения автора; рисунки  к произведениям, запись  трелей  соловья, слайды, видеоролик «Биография В.А. Сухомлинского», ИКТ.

Тип урока: внеклассное чтение

Ожидаемые результаты: создание классной газеты «ПРО ДОБРОЕ ДЕЛО ГОВОРИ СМЕЛО»

ХОД  УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Доброе утро, дорогие ребята! Посмотрите, какое сегодня чудесное, ясное утро. Давайте улыбнемся друг другу, пошлем добрые мысли и улыбки своим одноклассникам, родным и близким. Добрая улыбка поднимет настроение, подбодрит и поддержит в трудную минуту и в минуту радости.

Речевая разминка.

Слайд:

ТА-ТА-ТА, ВСЕМ НУЖНА ДОБРОТА,

ТЫ-ТЫ-ТЫ, НЕ ЖАЛЕЙТЕ ДОБРОТЫ,

ТУ-ТУ-ТУ, ВСЕМ ПОДАРИМ ДОБРОТУ.

ТУ-ТУ-ТУ, ЛЮБИМ МЫ КРАСОТУ.

ТЫ-ТЫ-ТЫ, ПЛОХО ВСЕМ БЕЗ КРАСОТЫ.

ТА-ТА-ТА, БУДЕТ ВЕЧНО КРАСОТА.

  • Хоровое чтение в умеренном темпе.

  • Прочитать медленно, затем с ускорением.

  • Читать, начиная быстро, затем замедляя темп чтения.

  • Прочитать выразительно.

ІІ.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня на уроке мы поговорим о доброте и создадим классную газету «ПРО ДОБРОЕ ДЕЛО ГОВОРИ СМЕЛО», которая напомнит вам о нашем уроке и подскажет в трудную минуту.

Почему-то в наше время доброта утратила свою нравственную силу. Неужели нам не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность…

ДОБРОТА…..ДОБРО…..Что же это такое?

(высказывания учащихся о доброте)

Поэтическая минутка

Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно по-важнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец Доброта.

ІІІ. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА

«УЧИСЬ ДОБРОМУ – ПЛОХОЕ НА УМ НЕ ПОЙДЕТ»

1. Деление  на  группы

—  Назовите положительные качества людей (скромность, доброта, честность, справедливость, сопереживание, ласка, отзывчивость, внимательность и т.д.).

Дети  называют  положительные  качества  людей и за свои  ответы получают  жетон. Жетон может  быть  в  виде  треугольника. Жетоны  трех  цветов — желтые, синие  и  зеленые. Таким  образом, дети  делятся  на  три  группы и  рассаживаются  на  три  ряда  по  цветам  их  жетонов.

Сегодня  мы  с  вами  будем  читать  рассказы удивительного  человека В.А. Сухомлинского. На примерах  героев  его произведений  будем  учиться  проявлять  заботу  и  доброту  по  отношению  к  другим  людям.

2. Знакомство  с  биографией  В.А.  Сухомлинского

На  доску  вывешивается  портрет. Обращаю  внимание  детей  на внешность  автора, на  мягкие  черты  лица, на  добрые  глаза.   Делаем  вывод — если  у  человека  добрые  глаза, значит и сам он добрый.

Просмотр видеоролика «биография В.А. Сухомлинского»

 Сведения  даются  краткие  и   в  доступной  форме.

В.А. Сухомлинский автор 30 книг и множества статей о воспитании детей. Главная его книга «Сердце отдаю детям». Для детей он сочинял притчи, это небольшие рассказы или сказки.

Замечательный учитель, писатель, он продолжил и творчески развил лучшие традиции педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.

В.А. Сухомлинского заботили, прежде всего, проблемы индивидуального воспитания детей и подростков, выработки у них четкой позиции, привития им эмоциональной культуры. Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Рассказ школьного библиотекаря Литвиновой О.В. о творчестве для детей

Провожу виртуальную  выставку  книг.

На отдельных  листах  написаны  названия  произведений  для  детей. Дети  читают  эти  названия. «Выставка  книг»  вывешивается  на  доске.

  • «Почему дедушка сегодня такой добрый»

  • «Ленивая подушка»

  • «Пусть я буду вашей, бабушка»

  • «Именинный обед»

  • «Обыкновенный человек»»

  • «Стыдно перед соловушкой

3. Знакомство  с  произведениями

Каждая  группа  получает  отпечатанные  тексты  произведений.

«Пусть  я  буду  вашей,  бабушка…»

«Мишкин  велосипед»

 «Стыдно  перед  соловушкой»

Дети  самостоятельно  читают  рассказы (молча). Подготавливаются  к  чтению  вслух.

4.Выразительное  чтение,  обсуждение  прочитанного.

РАБОТА  ПЕРВОЙ  ГРУППЫ.

Дети  читают  текст «Пусть  я  буду  вашей,  бабушка…»   для  всего  класса.

После  прочтения  идет  работа  по содержанию:

— что  понравилось, а  что – нет?

— назовите  героев;

— кто  поступил  правильно, почему  вы  так  считаете?

-кто  из  героев  у вас вызывает  жалость,  почему?

— а  как  бы  вы  поступили  на  месте  девочки?

-назовите, какой  по  характеру  и  своим  поступкам  была  девочка;

— чему  же  учит  это  произведение?

(учит  доброте, что  необходимо  заботиться  о  стареньких, что возле  нас  много  живет  одиноких  людей, которым  необходима  наша  забота, учит  милосердию).

Словарная  работа: пояснение  смысла  слова – МИЛОСЕРДИЕ.

— Приведите примеры историй из вашей жизни, где вы заботились о стареньких людях

(рассказы детей о том, как они заботятся о своих бабушках и дедушках).

РАБОТА  ВТОРОЙ  ГРУППЫ.

Чтение  детьми  текста «Мишкин  велосипед». Остальные  дети  класса  внимательно  слушают. После  прочтения  идет  работа  по  содержанию.

— Что  купили  родители  Мишке?

— Как  вы  думаете,  он  очень  обрадовался?

— Хотел  ли  он  на  нем  кататься?

— А почему же  он  не  катался, а катались  все  ребята, кроме  него?

— Как вы оцениваете  поступок  Мишки?

— Как  его  поступок  оценила  мама?  Почему?  (Она  была  рада тому, что  вырастила  хорошего сына, который  уважает  товарищей  и  не  жадничает).

— Чему  учит  нас  это  произведение?

(Учит  доброте  к  товарищам, учит  быть  не  жадным, учит  щедрости)

Словарная работа:  ЩЕДРОСТЬ.

-Расскажите из личного опыта о щедрости ваших товарищей…….

-Были ли в вашей жизни случаи похожие на историю, которая описывается в рассказе Сухомлинского

РАБОТА  ТРЕТЕЙ  ГРУППЫ.

Последняя группа  знакомит  детей  с  текстом «Стыдно  перед  соловушкой»

После  прослушивания  идет  работа  над  содержанием:

— Как  звали  девочек?  Куда  они  пошли? Где  они  присели  отдохнуть?

— Кого  они  слушали?

— А давайте и мы с вами послушаем пение соловья (включаю  запись трелей соловья в парке).

— Как  поступили  девочки?

— Чей  поступок  был  неправильным?  Чей  правильным?

— Какие  черты  характера присущи Оле? 

— А  какая  Лида?

— Чтобы  вы  посоветовали  Оле? (Любить  и  беречь  природу).

— Так  чему  учит  нас  Сухомлинский  этим  произведением?

(Доброте  к  окружающему  нас  миру;  тому, что  нам  надо  беречь  и  охранять  чистоту  природы; тому, что  нельзя  брать  пример  с  людей, которые  поступают  плохо).

— Верно, дети.  Мы все  зависим  от  природы. Беречь  и  охранять  окружающий  нас  мир – это  долг  каждого  человека  на  земле.

— А как вы проявляете заботу об окружающем мире? (рассказы детей)

5. Физминутка

Музыкальная зарядка «Солнышко лучистое»

6. Творческая работа

Работа над рассказом В.А.Сухомлинского

Ребята, послушайте рассказ В.А.Сухомлинского и попробуйте самостоятельно продолжить его:

«Почему дедушка сегодня такой добрый?»

Залез Андрюша на шелковицу: привлекли черные ягоды. Наелся вдоволь, а тут дождь пошел. Пересидел Андрюшка дождь. Хотел слезть с шелковицы, но увидел, что под деревом сидит дедушка Петя. Вышел после дождя в сад. «Что же делать?» — думает Андрюша. – Слезать с шелковицы – натрусишь на дедушку всю воду с листьев, намокнет под дождем, заболеет.

Сидит Андрюшка, прислонился к ветке, боится пошевелиться. Ждет, когда дедушка к дому пойдет, а он не идет. Уже смеркаться стало, когда дедушка поднялся и спрашивает:

— Почему ты на дереве сидишь, внучек?

— Боюсь струсить на вас капли, дедушка…

— Слезай, Андрюша!

(высказывания детей о том, чем мог закончиться рассказ)

-Послушайте, как закончил свой рассказ В.А. Сухомлинский:

Дедушка отошел. Андрюша слез с шелковицы. Дедушка обнял и поцеловал Андрюшу.

— Почему это дедушка такой добрый сегодня? – с удивлением подумал внук.

  • Ребята, как вы считаете, дедушка был добрым только сегодня?

  • Почему он обнял и поцеловал внука?

  • Как мы должны относиться к людям старшего возраста?

  • Какие добрые качества проявил Андрюша по отношению к дедушке?

  • Для чего нужно обладать такими качествами?

(чтобы жить дружно, не ссориться) А что для этого нужно делать?

-БЫТЬ ДОБРЕЕ КО ВСЕМ КТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ.

ІV. ДОМАШНЯЯ ЗАГОТОВКА

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА»

Дети  рисуют дома  на  отдельных  листах  свое  доброе  дело.

Работы  вывешиваются. Таким  образом, проходит  выставка  работ  «ДОБРЫЕ  ДЕЛА» с небольшим комментарием о добром деле.

V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРАВИЛ ДОБРОТЫ

«ДОБРОЕ СЕМЯ — ДОБРЫЙ ВСХОД»

Давайте с вами составим правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Дети на основе поговорок составляют правила доброты:

Доброе слово лечит, злое калечит.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Худо тому, кто добра не творит никому.

Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.

Добрые умирают да дела их живут.

Живи добрее, будешь всем милее.

Без добрых дел нет доброго имени.

Дети называют правила, а учительница записывает их на доске.

Правила доброты

  • Будь приветлив, вежлив.

  • Будь внимателен к людям.

  • Делай добрые дела.

  • Не отвечай злом на зло.

  • Прощай другим их ошибки.

  • Жалей других, а не себя.

  • Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе.

— Кто  такой В.А.Сухомлинский ?

— С  какими  произведениями  мы  познакомились?

— Чему  учат  эти  произведения  нас  с  вами?

( милосердию, доброте, щедрости, любви  и  заботе к пожилым  людям, бережному  отношению  к  окружающему  нас  миру).

VІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: продолжим тему добра,

найти и прочитать стихотворения о доброте А.Л. БАРТО «Вовка –добрая душа»

ДОПОЛНЕНИЯ

РАССКАЗЫ В. А. СУХОМЛИНСКОГО

ПУСТЬ Я БУДУ ВАША, БАБУШКА…

На окраине села живет старенькая бабушка Марина

— У нее нет никого-никого, — часто говорит мама Марийке трехлетней дочке. Марийка с мамой живут через дорогу от бабушки 

Марины.

Встанет утром Марийка, посмотрит на бабушкин двор и видит:  сидит бабушка на стульчике, греется на солнце и смотрит на нее, Марийку. 

Марийка бежит к бабушке:

— Добрый день, бабушка.

— Добрый день, Марийка, — радостно отвечает бабушка. — Посиди возле меня, дитятко. 

Марийка посидит немного, послушает сказку. Но долго сидеть  не хочется. Манит луг — сколько бабочек там летает. Манит речка — какой песочек чистый на берегу, какая вода теплая.  Марийка собирается бежать, а бабушка вздыхает.

— Почему вы вздыхаете, бабушка? 

— Потому что некому слова сказать. Одна я, одинешенька… 

— Пусть я буду ваша, бабушка, — тихо шепчет Марийка и целует ее в морщинистую щеку.

— Хорошо, детка, будешь моя, — улыбается бабушка Марина.

До вечера Марийка бегала по лугу, купалась, любовалась бабочками. Но о бабушке не забывала. Побегает на лугу, потом прибежит к бабушкиному двору и защебечет: 

— Я не забыла, что я ваша, бабушка! 

 

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ

Оля и Лида пошли в лес. Они устали и сели на траву отдохнуть и пообедать.

Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки поели, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.

Соловей перестал петь. Лида собрала остатки своей еды и хлебные крошки и положила в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой этот мусор? — сказала Оля. — Брось в кусты. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

— Стыдно… перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

 

МИШКИН ВЕЛОСИПЕД

Мишке купили велосипед. А живет он рядом со школой. Между усадьбой его родителей и школьным двором – сад, так что и ехать негде. Мишка привел свой велосипед словно коня под уздечки. Ребята окружили Мишку. Трогали  колеса, педали, руль. Велосипед всем понравился. Дети позавидовали Мишке.

— Ну что ж, катайся, — сказал Федька и отошел от велосипеда так, вроде ему вовсе не хотелось покататься.

— Ты думаешь, мне очень хочется на нем кататься? – равнодушным тоном спросил Мишка. – Бери, пробуй.

Федька, не веря своим ушам, взялся за руль, сел на велосипед и покатил по школьному стадиону. Катался до звонка на урок.

На первой переменке катался Иван, на второй – Степан, на третьей – Сергей, на четвертой – Оля.

Остались кататься и после уроков. Велосипед переходил из рук в руки. До четырех часов накатались все.

Мишка привел велосипед домой в полпятого, как коня под уздечки.

— Где ты до сих пор катался? – удивилась мама. – Разве так можно?

— А я и не катался…

 — Как не катался?

— Ребята катались… и девчонки…

Мама облегченно вздохнула и сказала, вроде сама себе:

— Единственное, чего я боялась: что будешь кататься ты.

РИСУНКИ О ДОБРОТЕ

 

Классная газета

Маленькие добрые дела учащихся 2-В класса

Я бабушке помогаю ухаживать за цветами.

Иванка Л.

Я помогаю маме готовить обед.

Лёва Л.

Я люблю помочь дедушке.

Владик Р.

Я всегда с папой убираю квартиру.

Владик Н.

(фотографии к рассказам детей о своих добрых делах)

Я очень люблю свою бабушку за всё.

Полина Л.

Я всегда поздравляю маму с праздниками.

Данил П.

КЛАССНАЯ ГАЗЕТА

(заполняется по ходу урока)

Список литературы

1. В.А. Сухомлинский «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ», «Радянська школа»,1985

2. Початкове навчання та виховання №14-15, 2009 год

3. О.С. Богданова, О.Д. Калинина «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками», -Москва: «Просвещение». 1985.

4. Н.А.Касаткина «Учебно-воспитательные занятия в группе продленного дня». Вып.1,2.-Волгоград:Учитель, 2005.

5. О.Я. Савченко «Навчання і виховання учнів 2 класу», «Початкова школа, Київ, 2005 рік.

6. Ресурсы интернета.  Стихи о доброте.

URL:http://luntiki.ru/blog/chtenie/1543.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *