Герой в литературном произведении: 100 великих литературных героев

Содержание

Литературный герой как персонаж

Определение 1

Литературный герой – это выразитель сюжетного действия произведения

Понятие героя и персонажа литературного произведения

Слово «герой» в переводе с греческого означает «полубог», «обожествленный человек». Героями у древних греков считались или полукровки, у которых один из родителей был богом, а второй – человеком, или выдающиеся мужи, прославившиеся своими деяниями, например, путешествиями или военными подвигами. Но в любом случае, звание героя обеспечивало человека огромным количеством преимуществ. Такому человеку поклонялись, в честь него слагались песни и стихи. Постепенно понятие «герой» перешло в литературу, где и укоренилось. В настоящее время героем может считаться как «благородный муж», так и «негодный», если его действия осуществляются в рамках литературно-художественного произведения.

Литературный герой является сложной и многоплановой персоной.

Он имеет два облика – внутренний и внешний. Внешний облик героя составляют:

  • Портрет – фигура, лицо, телосложение и т.д.;
  • Одежда. Она может отражать черты характера героя;
  • Речь;
  • Возраст;
  • Профессия;
  • История жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Внутренний облик героя состоит из:

  • Этических убеждений и мировоззрения
  • Привязанностей и мыслей
  • Веры или ее отсутствия
  • Поступкоы и высказываний.

Литературный герой – это выразитель сюжетного действия, вскрывающегося содержанием произведения.

С термином «герой» соседствует термин «персонаж». Часто данные понятия рассматриваются как синонимы. В Древнем Риме персоной называлась маска, которую надевал актер перед выступлением. Маска выражала характер героя и могла быть трагической или комической. Персонаж и герой не являются одним и тем же.

Определение 2

Персонажем называется любое действующее лицо произведения.

Слово «персонаж» не несет каких-либо дополнительных значений.

Литературный герой как персонаж

В литературном произведении любой герой является персонажем, но не всякий персонаж может быть признан героем.

Замечание 1

Обычно термином «герой» обозначают главное действующее лицо, носителя главного события литературного произведения, а также значимой для писателя точки зрения на изображаемую действительность, на других персонажей и на самого себя, то сеть, «другого», чьи поступки и сознание выражают для автора сущность изображаемого им мира.

Произведение, особенно драматическое и эпическое, содержит иерархию изображенных в нем лиц. Так называемы «лица второго плана» воспринимаются в качестве «служебных», они необходимы не сами по себе, а для понимания и освещения «лиц первого плана». Например, такой является функция Фенечки в романе «Отцы и дети». Так называемый «наивный реализм» связан именно с лицами первого плана. Также с ними связаны и проистекающие из такого восприятия искусства споры о героях произведения, суд над ними. Так же с ними сопряжено и читательское ощущение особой самостоятельности и полноправности героя, которую автор вынужден учитывать.

Герой отличается от других персонажей в первую очередь значимостью для развития сюжета. Без участия героя основные сюжетные события не могут состояться. Например, в волшебной сказке достижение цели, находящейся в другом мире, и возвращение обратно, в свой мир, под силу только главному действующему лицу. В эпопее так же невозможна победа в войне или решение чьей-либо судьбы без участия героя. Все ведущие персонажи – герои «Войны и мира» принимают непосредственное участие или в Бородинской битве, или в последовавшем за ней оставлении Москвы. Однако от остальных персонажей героя отличает не только это. Мировые события одновременно являются и важнейшие событиями их внутренней жизни.

Другим персонажам герой противостоит и как субъект доминирующих в речевой структуре произведения высказываний. Этот критерий особенно важен в произведениях исповедальной, эпистолярной, дневниковой формы, где герои являются авторами писем, дневников и т.д. Сходная ситуация с героям-резонерами в эпике, где у них не бывает других сюжетных функций.

В лирике 19-20 века помимо традиционного носителя лирического события и субъекта речи, который считается литературным героем, но не персонажем, выделяется «герой ролевой лирики» - персонаж, субъект речи, высказывание которого для автора является не столько средством, сколько предметом изображения.

Таким образом, необходимо брать во внимание различия ролей лиц, изображенных в сюжете. В волшебной сказке можно выделить «частные» функции персонажей – вредителей, дарителей, помощников; и общую функцию одного героя, который должен попасть туда, куда обычный человек попасть не может и вернуться оттуда, выполнив невероятно сложную миссию.

Такая сюжетная функция героя возникает из двоемирия и необходима для восстановления и сохранения нарушенного миропорядка. Это изначальное значение «героя» не утрачивается в ходе истории.

Также среди действующих лиц произведения наряду со способностью преодолевать препятствия, непреодолимые другими, выделяют инициативу. В архаике, куда относятся героический эпос и волшебная сказка, инициатива совпадает с осуществлением всеобщей необходимости – именно в этом заключается вся основа героики.

В литературе вопрос о выборе играет ключевую смыслоразличительную и формообразующую роль. В сказке выбор отсутствует, а в эпопее он уже предопределен. Например, Ахилл в качестве героя отказаться от славы не может, невзирая на неизбежность гибели. Такая несвобода имеет и положительную сторону, так как слава и вознаграждение непременно соответствуют заслугам.

Инициатива литературного героя совсем не обязательно должна являться активно-боевой. Она может иметь и пассивно-страдательный характер (как у героев греческого романа или житий) либо на равных правах сочетать и то, и другое (например, «Стойкий принц» Кальдерона). Помимо этого, инициатива может иметь главным образом идеологически-языковой, а не действенно-практический характер. Например, жизненная задача Печорина состоит в философском поиске и духовном эксперименте, и это в его поступках находит только неадекватное и непрямое отражение, определяя характер повествования в его «Журнале». А в романе Достоевского «Преступление и наказание» убийство рассматривается в качестве попытки «сказать новое слово», таким образом активность героя из области сюжета переключается во внесюжетный диалог.

Литература. Теория. Категории героев в произведении.

 

 

Литературный герой – это изображённое в художественном произведении действующее лицо, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.

В произведении может быть несколько категорий литературных героев. Остановимся на них.

Критерии определения категории персонажей.

  • степень участия в сюжете, какое место отводится герою в произведении;
  • степень важности данного персонажа для раскрытия тем и проблем произведения.
Категории героев. Роль в пьесе.
Главные герои. Это персонажи, которые принимают участие в действии пьесы, являясь центральными. Все действия остальных лиц направлены на более полное изображение главных героев.
Второстепенные герои. Это герои, которые не играют главную роль в произведении, их основная функция — подчёркивать особенности главных героев через взаимоотношения с второстепенными героями, через  высказывания о них).
Эпизодические герои. Это герои, которые появляются один-два раза, нужны для более полного раскрытия проблем произведения, отдельных черт характеров главных и второстепенных героев. Они могут служить и для того, чтобы дать толчок, начало какому-то действию.
Внесценические герои. Это персонажи, не участвующие в действии, но необходимые для раскрытия проблемы произведения, характеристики героев; их образы создаются в монологах и диалогах действующих лиц, о них вспоминают действующие лица произведения.

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

Урок 1. художественное произведение, автор, герои - Литература - 6 класс

Литература

6 класс

Урок № 1

Художественное произведение, автор, герои

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  • рассказ об особенностях художественной литературы;
  • развитие представлений обучающихся о содержании и форме в литературе, основных признаках художественного текста;
  • формирование навыка анализа сходства и различия между автором и героями произведения.

Тезаурус

Автор – создатель литературного произведения (как и произведений других искусств).

Герой – персонаж, который участвует непосредственно в развитии сюжета.

Герой лирический – образ поэта (его лирическое «Я»), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении.

Литерату́рный геро́й

– это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж».

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona – личность, лицо) – действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории).

Рассказчик – это персонаж, от лица которого ведётся повествование в рассказе.

Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире» (М. М. Бахтин).

Обязательная литература:

  1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. Литература. Учебник 6 класс: часть 1,2. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2019. 307 с
  2. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…:дидактические материалы: 6 кл. Москва : Просвещение, 2018. 255 с.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл.: рабочая тетрадь: в 2 ч. Москва : Просвещение, 2018. 64 с.

Дополнительная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: кн. для учителя. Москва : Просвещение, 1996. 254 с.
  2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Москва : ВАКО, 2002 .400 с.
  3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. Москва : Вербум, 2004. 238 с.
  4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. Москва : Просвещение, 2016. 239 с.
  5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. Москва : Дрофа, 2007. 79 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое художественная литература? Прежде всего, это результат творчества человека. Именно поэтому в художественном произведении отражается окружающая действительность и личность автора.

Автор – это человек, у которого есть имя и фамилия, мы можем назвать годы его жизни и места, где он жил. В произведении автор высказывает свои мысли и чувства, даёт оценку происходящему.

Автор – создатель своего произведения, поэтому он может создать героя.

К примеру, всем известный лондонский сыщик Шерлок Холмс, созданный Артуром Конан Дойлем, радует не одно столетие любителей детективов.

Автор может создать даже фантастического героя. Как, например, писатель Эдуард Успенский выдумал Чебурашку. И, кажется, этот персонаж стал независимым от автора и уже много лет живёт своей жизнью в мультфильмах, как персонаж, и как игрушка.

Но ведь есть произведения, говоря о которых невозможно назвать имя автора: сказки, загадки, былички и другие произведения устного народного творчества.

Книги написаны людьми для людей и о людях. Главное в произведении – человек, герой, персонаж, действующее лицо. Например, Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева «Муму». Именно на человека направлено внимание автора и читателя.

Действующие лица в произведении не равноценны. Они делятся на главных и второстепенных по значимости, и на положительных и отрицательных – по оценке их действия в произведении.

Главные – без которых не было бы всех описанных событий. Например, Герда из сказки Андерсена. Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицами, помогают свершению действий и событий.

Например, маленькая разбойница из «Снежной королевы» – это второстепенный персонаж. Она помогает главной героине. А вот главная и отрицательная героиня в этой сказке – это сама Снежная Королева.

Но ведь героями сказок, басен, рассказов бывают не только люди! Это могут быть птицы, звери, фантастические существа и даже предметы.

Сказочные персонажи отражают мир человека, человеческие характеры и взаимоотношения. Например, герои басен Ивана Андреевича Крылова – это, как правило, животные или растения, которые ведут себя как люди. Крылов писал: «А за меня мои звери говорят!» Они помогают баснописцу воплотить замысел: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».

Итак, авторы создают персонажей, или, иначе говоря, «художественный образ». И, как мы выяснили, это не всегда люди. В понятие «художественный образ» часто включаются также различные предметы или явления, изображённые в произведении. Например, в произведении А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне» есть волшебное зеркальце, которое является частью образа злой царицы.

Во многих лирических произведениях отсутствует образ человека, а нарисованы лишь картины природы. Певцом природы, мастером пейзажной лирики считают А. А. Фета. Ему удавалось через описание природы выражать тончайшие, едва уловимые переживания человека.

В зависимости от характера изображаемого, созданное произведение можно отнести к одному из трёх родов: эпосу, лирике или драме. А в произведении существует чёткая композиция.

Композиция произведения:

Экспозиция

Завязка

Кульминация

Развязка

Писатели могут помещать героев произведения в любое время – прошлое, настоящее или даже будущее.

Всем знакомы произведения о Великой Отечественной войне. Писатели рассказывают в них о людях, сильных духом, способных действовать вопреки обстоятельствам, готовыми, ради великой цели – защиты Родины от врага – отдать свою жизнь. Таково, например, произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», где герой – лётчик Алексей Мересьев, после ранения и ампутации обеих ног вернулся в строй и продолжал бить фашистов. Своим героическим примером, мужеством и стойкостью, литературный персонаж вдохновлял и вдохновляет многих на отважные поступки.

Литература не только развлекает, она учит читателя, помогает обрести нравственные и моральные ориентиры и вырасти порядочным человеком.

Теоретический материал для углублённого изучения

Различия в художественном и научно-познавательном текстах

Цель автора (Зачем автор создал текст?)

Средства выражения основной мысли

Отношения автора к героям и событиям

Научно-познавательный текстах

дать знания

точные факты, научные слова, термины

не прослеживается

Художественный текст

вызвать чувства

выразительные слова: эпитеты, метафоры, сравнения и др.

ярко прослеживается

Художественная литература – источник вдохновения

Книга – это ещё одно чудо света! Она сопровождает нас всю жизнь, и мы настолько привыкли к этому, что редко задумываемся над её ценностью.

«Книга это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели», эти слова принадлежат Ярославу Мудрому – основателю первой библиотеки в Древней Руси.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Прочитайте внимательно 2 текста. Определите, какой текст относится к художественному произведению, а какой является научным?

1. Лягушка.

Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить её можно вблизи водоёмов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями. Заметив какое-либо насекомое, она не преследует его, а поджидает. Когда добыча приблизилась, лягушка прыгает, выбрасывает свой клейкий язык, схватывает им насекомое и проглатывает. Между тем, лягушки имеют много врагов: журавли, аисты, ежи, барсуки, ужи.

2. Лягушка.

Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и данные тексты распределить в соответствии с указанием. Учащийся анализирует задание и находит ключевые слова «научный текст» и «текст художественного произведения»; слова эти противопоставлены, значит, нужно найти между ними разницу. Известно, что научный текст изобилует точными фактами, научными терминами, его скучно, а иногда и трудно читать. Отношения автора к героям и событиям в таком тексте нейтральное, а вот в художественном тексте автор ярко передаёт своё отношение. Обобщив всё выше перечисленное, обучающийся приходит к выводу, что художественным текстом является текст № 2 о жизни лягушки в болоте; помогли окончательно в этом убедиться эпитеты «тёплым мелким дождиком», «тонкий звук».

Подсказку можно получить, прочитав теоретический материал для углублённого изучения.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильный ответ:

Научный текст

Текст художественного произведения

Лягушка.

Лягушка – полезное животное, относящееся к классу земноводных. Встретить её можно вблизи водоёмов, на сырых лесных полянах. Питается лягушка различными насекомыми, улитками, червями.

Лягушка.

Жила на свете лягушка. Она сидела в болоте и ловила комаров и мошек. Лягушка наслаждалась тёплым мелким дождиком. Вдруг тонкий звук раздался в воздухе. Она насторожилась. Это летели утки. Лягушка быстро спряталась в осоке.

Вам знакомо понятие «персонаж» (действующее лицо). Посмотрите список и определите, где персонаж может действовать:

Спектакль

Кинофильм

Мультфильм

Литературное произведение

Компьютерная игра

Пейзаж

Натюрморт

Обучающийся должен вспомнить изученный материал и из представленных вариантов выбрать несколько.

После прочтения списка вариантов ответа, ученик вспоминает, что персонаж – это действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть вымышленными или взятыми из реальной жизни. Обучающийся ещё раз перечитывает варианты ответов и выбирает верное.

Задание основывается на материале, пройденном как на этом уроке, так и в предыдущих классах.

Правильные ответы:

Спектакль

Кинофильм

Мультфильм

Литературное произведение

Компьютерная игра

Двенадцать необычных литературных героев и их книжные подвиги

Совсем недавно мы составляли список самых обаятельных литературных хулиганов. Наступило время поговорить о героях. Но не о героически-атлетических персонажах типа Геракла или Геральта. А о тех, кто куда ближе и понятнее нам. Они могут быть растерянны, нелепы, бесполезны на первый взгляд. Но мы любим их за внутреннюю твердость, умение преодолеть себя, за человечность. За то, что они настоящие и несовершенные, совсем как мы.

1. Петр Гринев

Вчерашний домашний мальчик брошен в жернова истории, спасает девицу в беде и самозванного царя, но всегда остается верен самому себе.

2. Бильбо Бэггинс

Первый хоббит, покинувший свой прекрасный мирный край ради опасных приключений и легендарных сокровищ. Бильбо — наш проводник в героический мир Средиземья.

3. Дигори Керк

Один из героев «Хроник Нарнии» К. С. Льюиса. Подобно многим героям писателя, он храбр, вежлив, сострадателен. Но, кажется, на его долю выпали самые взрослые испытания и искушения.

4. Пьер Безухов

Пьер… неуклюжий, добродушный, наивный. Пьер, пытающийся понять те тайные механизмы, что движут этим миром. Пьер, бросающий вызов императорам, униженный и смиренный. Один из самых живых и обаятельных героев Толстого.

5. Сэмюэль Ваймс

Любимый герой цикла о Плоском мире. Сэр Ваймс начинает с патрулирования улиц Анк-Морпорка (что само по себе подвиг), а заканчивает дипломатическими миссиями. Как и все герои Терри Пратчетта, Ваймс нелеп, обаятелен, циничен и практичен одновременно.

6. Доктор Ватсон

Все влюблены в невероятного Шерлока, но посмотрите на его спутника! Неудачник или военный герой? Маленький человек или летописец, создающий миф о великом сыщике? Доктор не так прост.

 

 

7. Варт, он же король Артур

У каждого из нас есть «свой» король Артур. Мы выбрали отчаянно человечного Варта из романа Теренса Уайта. Вскоре ему предстоит стать муравьем, диким гусем и Королем былого и грядущего. Миф о короле Артуре прекрасен своим несовершенством. Сколько веревочке не виться, а главный герой все равно падет жертвой собственного идеализма, неудачного брака и семейных распрей.

8. Дон Кихот

Последний куртуазный рыцарь и первый ролевик-реконструктор. И если вам кажется, что Дон Кихот — это нелепый старик на тощей кляче, то вы невнимательно читали Сервантеса. Дон Кихот — это книжный рыцарь и книжный червь, закрывающий собой эпоху благородства и высоких подвигов.

9. Снусмумрик

Один из самых странных героев странного мира Туве Янссон. Снусмумрик — философ и скиталец, в котором дружелюбие замешано с равнодушием. Но когда приходит нужда, он легко может одолеть и сторожей, и таблички «запрещается».

10. Бравый солдат Швейк

Самое жизнерадостное, практичное и хитрое препятствие на пути военной машины. Швейк со своей солдатской смекалкой — бессмертный персонаж чешской литературы.

11. Чиполлино

Бодрый предводитель плодово-овощного бунта и говорящая луковица. Герой, который сызмальства учит нас отстаивать свои права и свободы.

12. Пятнадцатилетний капитан

…или любой другой путешественник и первопроходец из книг Жюля Верна, который учит нас, что мир велик, а приключение поджидает за каждым углом.

В оформлении темы использованы иллюстрации Анатолия Иткина, Паулины Бейнс, Евгения Мигунова, Петра Луганского, Сидни Пэджета, Пола Кидби, Туве Янссон, Густава Доре, а также кадр из мультфильма «Меч в камне» (Walt Disney Productions), кадр и промо-постер к фильму «Хоббит. Нежданное Путешествие» (MGM-New Line Cinema).

Герой литературный это | Путь к осознанности

Герой литературный это действующее лицо в литературном произведении, а также носитель точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей. По степени участия в ходе событий и по степени близости их автору или авторской заинтересованности литературного героя может быть «главным» или «второстепенным». Произведение, особенно эпическое и драматическое, всегда содержит иерархию изображенных лиц, так что лица «второго плана» воспринимаются как «служебные», необходимые не сами по себе, а для понимания лиц «первого плана». Именно с лицами первого плана связан так называемый «наивный реализм» восприятия и проистекающие из него споры с героями, а то и суд над ними. Литературный герой часто не ограничивается, с одной стороны, от типа — когда последнему приписывается нормативное для всякого образа единство индивидуального и общезначимого, с другой стороны — от характера, когда таковым считается всякое изображение человека в словесном искусстве. Нивелирующую роль играет, очевидно, понятие «образ»; разграничительную — понятие «персонаж», под которым обычно подразумевается «субъект действия», «действующее лицо», а также субъект речи.

Персонаж может быть отличим от литературного героя по степени участия в действии — как второстепенное действующее лицо и как субъект высказываний, не доминирующих в речевой структуре произведения. Второй критерий особенно важен в произведениях эпистолярной, исповедальной и дневниковой формы или в случаях с героями-резонерами в эпике, где у них может не быть сюжетных функций. В лирике кроме основного субъекта речи и носителя лирического события, которого считают литературного героя, но не персонажем («лирическое “я”», «лирический герой»), выделяют также «героя ролевой лирики», то-есть, в сущности, персонажа — субъекта речи, чье высказывание для автора — не средство, а предмет изображения. Характер может быть противопоставлен типу как индивидуализированный персонаж — неидивидуализированному или как персонаж, в котором раскрыт «внутренний» аспект, то-есть побудительные причины поведения и поступка, духовная «самодеятельность», — персонажу, показанному лишь «извне», через поведение и поступок.

Литературный герой — Карта знаний

  • Литерату́рный геро́й — это образ человека или животного в художественной литературе. Также в этом смысле используют понятия «действующее лицо» и «персонаж». Зачастую литературными героями называют лишь более важных действующих лиц (персонажей).

    Литературных героев обычно разделяют на положительных и отрицательных, однако такое деление весьма условно.

    Нередко в литературе происходил процесс формализации характера героев, когда они превращались в «тип» какого-либо порока, страсти и т.п. Создание подобных «типов» было особенно характерно для классицизма, при этом образ человека играл служебную роль по отношению к определенному достоинству, недостатку, наклонности.

    Особое место в ряду литературных героев занимают подлинные лица, введенные в вымышленный контекст — например, исторические персонажи романов.

Источник: Википедия

Связанные понятия

Персона́ж (фр. personnage, от лат. persona — личность, лицо) — действующее лицо спектакля, кинофильма, книги, игры и т. п. Персонажи могут быть полностью вымышленными или взятыми из реальной жизни (истории). Персонажами могут быть люди, животные, сверхъестественные, мифические, божественные существа или персонифицированные абстрактные сущности. Процесс представления информации о персонажах в художественной литературе называется характеристикой. Мэри Сью (англ. Mary Sue) или Марти Стю (Marty Stu, для героев мужского пола) — архетип персонажа, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением. Часто в введении такого персонажа можно распознать попытку автора «включения» самого себя в произведение и осуществление собственных желаний за его счёт. Создание таких персонажей считается дурным тоном. Появляются они чаще всего в фанфиках и в настольных ролевых играх. Режимы (или типы) повествования — это избираемые автором художественного (прозаического, поэтического, драматического, кинематографического, музыкального и др.) произведения способы воплощения сюжета в тексте. Наррация («рассказывание») как процесс возможна лишь в форме того или иного режима повествования, предполагающего, помимо многих других аспектов, выбор повествовательной точки зрения (например, от первого лица, от третьего лица) и выбор «голоса» нарратора (англ. narrative voice) — техники подачи... Прототи́п (от др.-греч. πρῶτος «первый» + τύπος «отпечаток, оттиск; первообраз») — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Подробнее: Прототип персонажа

Упоминания в литературе

В работе «Изучение теории литературы в средней школе» (1983) Г.И. Беленький и М.А. Снежневская обращаются к рассмотрению функций пейзажа, интерьера, к описанию окружающей героев обстановки при формировании у учащихся таких теоретических понятий, как сюжет, композиция, литературный герой. В IV классе вводится термин и определение понятия «сюжет» при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», внимание детей обращается не только на взаимосвязь событий в рассказе, но и «на окружающую героев обстановку, на тот предметный мир, который помогает полнее воспринять произведение» [55, c.23]. В V-VI классах «Учащиеся наблюдают над функциональной ролью элементов композиции (пейзаж, интерьер) в изображении внутреннего мира и свойств характера литературного героя (при изучении романа «Дубровский»)» [там же, c.52]. «Термин и определение понятия «пейзаж» вводятся во время изучения повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий». Выявляя роль пейзажа в художественном произведении, отметим следующее: пейзаж помогает увидеть место и время изображенных событий, понять переживания и думы героя, его душевное состояние. В поле зрения учащихся не только детали описания, особенно ярко характеризующие время и место действия, но и изобразительно-выразительные средства языка, придающие картине точность и неповторимость» [там же, c.66]. В свое время я писала о роли цитаты в художественной системе Братьев Карамазовых. К сказанному в той работе следует добавить, что введенное в пределы словесного текста описание картины или «чужое слово», перенесенное как цитата в речи героя, не только устанавливает межтекстуальные связи между объемлющим контекстом литературы, контекстом индивидуального авторского творчества и специфической передачей авторитетного, внутренне убедительного или полемически окрашенного слова в романе. Цитата входит в состав авторского высказывания, в общую картину мира, создаваемую автором в романе, но при этом, подобно развернутому сравнению в эпическом повествовании, привносит ощущение еще одного временного и пространственного плана, лежащего за пределами мира, к которому принадлежат герои. Цитата-экфразис устанавливает особые интерпретационные связи происходящего в жизни героев романа с текстом, эстетически маркированным, но показанным как невербальное пространство, так или иначе отграниченное от мира и места пребывания говорящего и переживающего героя. То, что уже было нарочито отобрано, эмоционально понято и изображено живописцем, ваятелем, актером на театральной сцене, экфразис переносит путем межвидового цитирования в словесно-изобразительное пространство, и на этой новой территории транспозиция объясняет, как мир обитания, личность и судьба литературного героя соотносима или похожа/непохожа на то. что увидел и показал живописец[46]. Это «я», помещенное в текст человеческого документа и обусловливающее индивидуализированную точку зрения, также является и главным героем; тем самым субъект и объект повествования становятся неотделимыми друг от друга. В статье «О “герое” в молодой эмигрантской литературе» Владимир Варшавский называет современным литературным героем «голого» человека, то есть находящегося, в социальном смысле, в полной пустоте, нигде и ни в каком времени, устраненного из истории[83]. Полностью лишенные внешних связей, «Гамлеты» эмиграции неизбежно обращались к своему «внутреннему я». Так, главную причину появления столь многочисленных «дневников, признаний и записок» Адамович видит в социальной изоляции этого поколения, в камерности литературной интонации: Взрослая литература знает жанр, в детской водится еще и тип (последнее – тоже открытие отечественных детских психологов в начале 1980-х.). Готовилось это открытие давно. Еще Шарлотта Бюлер в 20-х гг. прошлого столетия маркировала возраст детей по предпочитаемым ими в это время литературным героям: «возраст Петрушки», «возраст Робинзона». Догадка, что каждой ступени, периоду детского развития соответствует вполне определенная литература, поскольку в ней опредмечены необходимые ребенку на этой ступени потребности, психические свойства и способности, нашла свое подтверждение. Принципиально разные и генетически преемственные в каждом типе структура и содержание художественных произведений, начиная с малых жанров фольклора, идеально – отбирались веками! – «прилажены» к растущему человеку. Таким образом, литература является уникальным инструментом общепсихического развития от младенчества и раннего детства до взрослого состояния [69]. (Справедливости ради отметим, что большинство взрослых так и не поднимаются в своем читательском развитии выше 3-5-го типов литературы: 6-8-й типы, таким образом, элитарны.) Сочинение-характеристика – это размышление о нравственных идеалах, поступках, действиях литературного героя, его взаимоотношениях с окружающими людьми, об эволюции его характера в сюжетном развитии произведения, а также характеристика личности этого героя. В этом жанре можно выделить индивидуальную, сравнительную, групповую характеристику персонажей и характеристику лирического героя (для поэтического произведения). Драматизация – одна из форм активного восприятия искусства. В ней ребенок становится сказочным персонажем или литературным героем. В театрализованной деятельности развиваются выразительная речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность. Ее значение в качестве приема обучения заключается в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста. Тема взаимодействия человеческого сознания с механизмами, формирующими реальность, прослеживается в повести «Девиант» одного из старейших пишущих фантастов Евгения Войскунского. Переживший свою эпоху писатель не торопится сразу раскрывать карты. Скупыми горстями высеивает семена небывалого в сухую почву повседневности. Благодаря стилистическим особенностям текста, построению сцен, динамике диалогов, у читателя может сложиться ложное ощущение, что «Девиант» – из числа фантастических текстов ближнего прицела. Вот-вот персонажи повести изобретут реактивный трактор или откроют новый вид простокваши. Однако время на дворе не то. Закрываются институты, уезжают за границу молодые специалисты. Главный герой, эдакий повзрослевший носовский фантазер, идет по жизни в поисках чуда. Вольный бродяга и гражданин мира – он ищет откровения в глазах любимой, в пейзажах далеких стран, в экзотических напитках и необычных местах. Однако сверхъестественное является мечтателю в странных совпадениях, шлет видения небывалого прошлого, нашептывает секреты бытия словами литературных героев. Это произведение смело можно было бы отнести к мистике или даже к магическому реализму, если бы не уже упомянутая повесть «Cygnus Dei», в которой: «…всё просто. Времени нет. Настоящее не превращается в прошлое, а в виде свёртки уходит на субквантовый уровень. Любая информация сохраняется…» В этом свете литературные пророчества в повести Войскунского выглядят более наукообразно. Против «мурла мещанина» выступали К.А. Федин, В.В. Хлебников и др. В 1920-е годы В.В. Маяковский называл мещан «желудками в панаме», для которых употреблял следующие характеристики: «имеющие ванну и теплый клозет» и «думающие, нажраться лучше как». В стихах Маяковского портрет Карла Маркса, заключенный в алую рамочку и повешенный в бывшем красном углу, становится некой иконой советского мещанства, а канарейка из детали повседневного быта превращается в символ, образ врага в обманчиво декоративном оперении. Роман И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» (1927), который задумывался как антилевацкий и направленный против Л.Д. Троцкого, был затем использован в борьбе с «правыми», и прежде всего против лозунга Н.И. Бухарина «Обогащайтесь!». Произведение буквально разобрано на цитаты, а литературные герои получили вторую жизнь в монументальной скульптуре и многочисленных экранизациях. Сцены романа впитали в себя реалии конца нэпа – Москву до реконструкции 1930-х годов: последние месяцы существования Смоленского рынка, через который «протискивался» трамвай, и сухаревскую толкучку, сносившиеся церкви и архитектурные памятники, образцовую кафе-столовую МСПО, куда Ипполит Воробьянинов повел советскую девушку.

Связанные понятия (продолжение)

Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе. Литерату́рные жа́нры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы». Порок (англ. Vice, Luster) — в театральных постановках западноевропейского Средневековья — персонификация греха и Сатаны, который пытается совратить главного героя представления, однако в ходе спектакля к его концу оказывается побеждённым и посрамлённым. Ме́сто де́йствия — структурный элемент художественного произведения, определяющий пространственную локализацию описываемых событий. Место действия является частью сеттинга художественного произведения. Драматурги́я (от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Рассказ от первого лица — это способ повествования, где история излагается персонажем, т.е. повествователем, являющимся либо главным, либо второстепенным участником сюжетного действия. Рассказ от первого лица может излагаться в единственном числе, множественном числе или же в собирательном числе, также может быть авторитарным, доверительным или обманным «голосом» автора и представлять точку зрения в письменном виде. Фейкло́р (от искаж. англ. fake — «ложный», folk-lore — «народная мудрость»), псе́вдофолькло́р, фальшло́р — недостоверный, искусственно созданный фольклор, выдаваемый за настоящий. Понятие фейклора обычно применяется к процессу имитации речевых и других практик. Поэ́зия (греч. ποίησις, «творчество, сотворение») — особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное (в узком смысле термина). Какое-угодно-пространство (фр. espace quelconque) – понятие, используемое для характеристики таких сцен в кино, в которых пространство опустошено, лишено своей гомогенности, но при этом наделено потенциалом и множеством сингулярностей, предваряющих актуализацию события или чувства. Термин был сформулирован деятелем кинематографа Паскалем Оже и учеником французского философа Жиля Делёза, который и дал развитие идее в своей книге «Кино». Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения. Грязный реализм (англ. Dirty realism) — термин, введённый Биллом Буфордом, американским писателем и журналистом для обозначения направления в литературе, возникшего в США в 80-х годах ХХ века, ставящее целью детальное воспроизведение порочных и более обыденных аспектов повседневной жизни. Термин впервые появляется в издании литературного журнала «Granta» в 1983 году. Литературная маска — особый тип литературного псевдонима, превращающий использование псевдонима в литературный приём. Создание литературной маски предполагает, что тексты приписываются вымышленному автору, наделённому собственной более или менее развёрнутой биографией, собственными личными качествами и литературными ориентирами. Фантасти́ческое — неклассическая категория эстетики, теоретически осознанная в эпоху романтизма. Большинство определений фантастического онтологичны, противопоставляя «сверхъестественное» («чудесное», «неправдоподобное») «естественному» («обычному», «правдоподобному»), антимиметическое — миметическому. Структурно фантастический образ характеризуется двуплановостью. Семиотический механизм фантастического состоит в преднамеренном нарушении существующих эстетических конвенций («условностей»). История манги берёт своё начало со свитков, датируемых XII веком. Однако являлись ли эти свитки мангой или нет, до сих пор является предметом дискуссий — специалисты считают, что именно они впервые заложили основы чтения справа налево. Другие же авторы относят истоки возникновения манги ближе к XVIII веку. Манга — это японский термин, который в общем смысле означает «комикс» или «мультипликация», дословно «причудливые наброски». Историки и писатели, занимающиеся вопросами истории манги, описывали... Клише́ (от фр. cliché), также речевой штамп (литературный штамп, киноштамп и т. д.) — в искусстве установленная традицией застывшая форма (мотив, тема). Клише применяется в традиционных сюжетах произведений искусства, в научной литературе, в разговорной речи. Теория драматизма — теория коммуникаций, разработанная Кеннетом Берком как метод анализа человеческих отношений и мотивации. Ва́ся Пу́пкин — интернет-мем, прецедентный феномен виртуального дискурса и нарицательное имя-экземплификант, используемое в качестве примера (экземплификации) для обозначения неизвестной, анонимной или произвольной личности, некоего абстрактного пользователя компьютера, сети. Фемдом (англ. FemDom от female «женщина» + domination «доминирование») — термин, указывающий на доминирующую роль женщины над мужчиной либо другой женщиной, главным образом — в сексуальном контексте. В искусстве это проявляется как демонстративно-подчинённое положение мужчины (раб, слуга) по отношению к женщине: «Принцесса», «Воительница», «Королева», «Госпожа», «Повелительница», «Хозяйка», «Мистресс» (от англ. mistress). Антирома́н (фр. Antiroman) — условное понятие, применяемое наряду с термином «новый роман» при характеристике некоторой прозы модернизма, преимущественно у французских писателей середины XX века. Речь о себе в третьем лице (также иллеизм, от указательного местоимения лат. ille, «тот», более удалённый от говорящего) — самоименование с использованием грамматических выражений третьего лица. Например, у Шекспира Юлий Цезарь всегда упоминает себя в третьем лице: «не может Цезарь быть несправедливым». Призракология (также хонтология от англ. hauntology; от англ. haunt — призрак, ontology — бытие) — термин, введенный Жаком Деррида для обозначения парадоксального состояния призрака, который ни существует, ни не существует. Первоначально созданный автором для описания особого бытия идеи коммунизма, впоследствии был использован в более широком культурном контексте, применительно к музыке, фото- и киноискусству, литературе, психоанализу и другим сферам. Неймдроппинг (англ. name dropping, буквально «бросание имен») — практика постоянного использования имён важных людей, названий организаций, товарных марок, специальных терминов и т.д. в разговоре с целью показаться слушателям более значительным. Неймдроппинг обычно считается плохой, порой — даже оскорбительной чертой. При использовании в споре может являться частным случаем логической уловки «отсылки к авторитету». Культура и взрыв - работа советского и эстонского культуролога, литературоведа и семиотика Юрия Михайловича Лотмана, опубликованная в 1992 году в Москве в издательстве «Гнозис». Работа включает в себя двадцать глав. Главной темой этого труда является разработка понятия взрыва как одного из двух типов процессов динамики развития культуры и исторического процесса. Тридцать шесть драматических ситуаций (фр. Les 36 situations dramatiques) — книга французского театроведа Жоржа Польти (1895), посвящённая доказательству того, что все драматические произведения основываются на какой-либо из тридцати шести сюжетных коллизий. Современные исследователи характеризуют труд Польти как «протоструктуралистский», указывая на его уверенность в том, что разработанная им типология объективно существует в действительности, — важность идей Польти видится не в самой его классификации... Антигеро́й — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой. Вампирская субкультура, или же «реальные вампиры» — современная субкультура, существующая в странах Европы и Америки и состоящая из людей, считающих себя вампирами и практикующих вампиризм в той или иной форме или же просто поддерживающих соответствующий имидж. Единую направленность течения трудно определить — оно может рассматриваться и как фэндомная группа, и как сексуальная субкультура, и даже как новое религиозное движение.

Подробнее: Вампиры (субкультура)

Массовая литература — совокупность литературных текстов, в которых доминирует ориентация на коммерческий спрос и использование готовых словесных (культурных) моделей. Массовая литература входит в состав массовой культуры, разделяя с другими её разновидностями ряд общих закономерностей. Натуралистическая драма — преломление эстетики натурализма в европейском театре конца XIX и начала XX веков. Представители натурализма (к числу которых можно отнести и Станиславского) видели свою задачу в как можно более достоверном и правдоподобном отражении повседневной реальности на театральных подмостках. Гетерони́м (от др.-греч. ἑτερώνυμος heterṓnymos Инстинкти́вная (интуитивная) прозорли́вость, серенди́пность (англ. serendipity) — термин, происходящий из английского языка и обозначающий способность, делая глубокие выводы из случайных наблюдений, находить то, чего не искал намеренно. Восходит к притче «Три принца из Серендипа», входившей в состав древнеперсидского эпоса. В ней герои, прошедшие глубокое обучение, сумели дедуктивно описать по одним лишь следам внешние признаки потерянного верблюда («хромого, слепого на один глаз, потерявшего зуб...

Подробнее: Серендипность

Глава — в литературном произведении важная единица композиционного членения, обозначающая раздел текста, являющаяся как бы главной повествовательной цезурой и обозначающая обычно временной перерыв в течение событий или, при многопланности сюжета, — переход от одной сюжетной линии к другой. Дева-воительница, женщина-воин — архетипичный образ, вымышленный женский персонаж, зачастую королевской крови, которая обладает сильным характером и занимается типично «мужским» делом, обычно войной (хотя порой и ремеслом). Антиподом ей является другой штамп — беспомощная дева в беде. Вымышленные языки (артланги, фикциональные языки) — не используемые в реальности языки, являющиеся частью вымышленных вселенных. В зависимости от степени проработанности могут относиться к полноценным искусственным языкам или наброскам языков, иногда характеризуемым как жаргоны. Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — художественный приём и тип повествования в литературе XX века, преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь персонажа посредством словесной регистрации разнородных проявлений психики (переживания, ассоциации, воспоминания и т.п.), которые чаще всего передаются вне всякой логической и причинно-следственной связи — по принципу звуковых, зрительных и прочих ассоциаций. Использование потока сознания часто сопровождается... Компози́ция (лат. componere «составлять») в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Внутренняя организация, единая и целостная система определённых форм художественного изображения в литературном произведении . Находится в диалектическом единстве и взаимодействии с системой образов художественного произведения, подчиняется задаче наиболее... Мифологическая коммуникация — это особый вид коммуникации, при которой мифы выступают инструментом влияния коммуникатора на аудиторию. Мифы соединяют в себе рациональное и иррациональное, что позволяет обращаться напрямую к бессознательному и к эмоциям человека. Несмотря на то, что мифы формировались тысячелетиями, они играют важную роль в современном мире. Сегодня мифы широко используются в масс-медиа, рекламе, PR. Социологическая драматургия — это социологическая парадигма, происходящая из символического интеракционизма, которая обычно используется в микросоциологических исследованиях для описания социальных взаимодействий в повседневной жизни. Термин, происходящий из театральной среды, впервые был использован в социологии Ирвингом Гофманом, который развил большую часть соответствующей терминологии и идей в книге 1959 года «Представление себя другим в повседневной жизни». На развитие мысли Гофмана оказал влияние... По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически с русским понятием «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel) и novella (которую не следует путать с омонимом «новелла» русской традиции, означающим «короткий рассказ»). Принцип Смурфетты (англ. Smurfette principle) — это практика в художественных произведениях, в первую очередь в фильмах и телесериалах, включать в полностью мужской состав персонажей только одну женщину. Эта практика задаёт повествование, в котором преобладают мужчины, а женщина является исключением и существует лишь дополнительно к мужчинам. Вследствие этого, произведения, использующие этот троп, часто не проходят тест Бекдел, который является индикатором гендерной предвзятости в художественных... Натурали́зм (фр. naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») — поздняя стадия развития реализма (или позитивизма) в литературе конца XIX-начала XX века. Не следует путать натурализм с «натуральной школой» в русской словесности 1840-х годов. Квирбейтинг (англ. queerbaiting; другие написания — queer baiting и queer-baiting) — приём намеренного использования авторами произведений массовой культуры намёков на гомосексуальность персонажей в целях усиления привлекательности своего продукта для представителей ЛГБТ без явного показа однополых отношений. Термин в английском языке происходит от сочетания слов «квир» (англ. queer) и «приманка» (англ. bait).

§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор). Теория литературы

§ 3. Персонаж и писатель (герой и автор)

Автор неизменно выражает (конечно же, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа (героя — в терминологии М.М. Бахтина). При этом образ персонажа (подобно всем иным звеньям словесно-художественной формы) предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т. е. как нечто целое в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения как такового). Он зависит от этой целостности, можно сказать, по воле автора ей служит. При сколько-нибудь серьезном освоении персонажной сферы произведения читатель неотвратимо проникает и в духовный мир автора: в образах героев усматривает (прежде всего непосредственным чувством) творческую волю писателя. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и героя составляет своего рода первооснову литературных произведений, их неявный стержень, ключ к их пониманию, порой обретаемый весьма нелегко. «Воспринимая героев как людей», писал Г.А. Гуковский, мы постигаем их одновременно и как некую «идейную сущность»: каждому из читателей подобает ощутить и осознать «не только мое отношение к данному действующему лицу, но и отношение к нему же автора, и, что, пожалуй, важнее всего, мое отношение к отношению автора»[453].

Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным. О близости или чуждости своим персонажам писатели говорили неоднократно. «Я, — писал в прологе к «Дон Кихоту» Сервантес, — только считаюсь отцом Дон Кихота, — на самом деле я его отчим, и я не собираюсь идти проторенной дорогой и, как это делают иные, почти со слезами на глазах умолять тебя, дражайший читатель, простить моему детищу его недостатки или же посмотреть на них сквозь пальцы».

В литературных произведениях так или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх (жития святых), либо, напротив, сверху вниз (произведения обличительно-сатирического характера). Но наиболее глубоко укоренена в литературе (особенно последних столетий) ситуация сущностного равенства писателя и персонажа (не знаменующая, конечно же, их тождества). Пушкин настойчиво давал понять читателю «Евгения Онегина», что его герой принадлежит к тому же кругу, что и он сам («добрый мой приятель»). По словам В.Г. Распутина, важно, «чтобы автор не чувствовал себя выше своих героев и не делал себя опытнее их»: «Только равноправие во время работы самым чудесным образом и порождает живых героев, а не кукольные фигурки»[454].

При подобном внутреннем равенстве может возникать своего рода диалогическое отношение писателя к вымышленному и изображаемому им лицу. На это обратил внимание М.М. Бахтин: «Единство мира Достоевского недопустимо сводить к индивидуальному эмоционально-волевому акцентному единству». И утверждал, что «монологический единый мир авторского сознания <…> в романе Достоевского становится частью, элементом целого». Диалогическая позиция автора, по мысли ученого, «утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершенность и нерешенность героя», сознание которого «равноправно» его собственному. В то же время Бахтин признавал, что «во всяком литературном произведении» наличествует «последняя смысловая инстанция творящего», т. е. творческая воля автора объемлет сотворенный ею мир персонажей[455]. По словам ученого, «герой — не выражающий, а выражаемое», он «пассивен во взаимодействии с автором». И еще: «важнейшая грань произведения» — это «единая реакция» автора «на целое героя»[456].

Литературные персонажи, однако, способны отделяться от произведений, в составе которых они появились на свет и жить в сознании публики самостоятельной жизнью, не подвластной авторской воле. Герои становятся своего рода символами определенного рода мироотношения и поведения, сохраняя одновременно свою неповторимость. Таковы Гамлет, Дон Кихот, Тариоф, Фауст, Пер Гюнт в составе общеевропейской культуры; для русского сознания — Татьяна Ларина (в значительной мере благодаря трактовке ее образа Достоевским), Чацкий и Молчалин, Ноздрев и Манилов, Пьер Безухов и Наташа Ростова. В частности, известные персонажи А.С. Грибоедова и Н.В. Гоголя в 1870–1880-е годы «переселились» в произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина и зажили там новой жизнью. «Если могут быть романы и драмы из жизни исторических деятелей) — отметил Ф. Сологуб, — то могут быть романы и драмы о Раскольникове, о Евгении Онегине <…> которые так близки к нам, что мы порою можем рассказать о них такие подробности, которых не имел в виду их создатель»[457].

В начале XX в. Ставрогин, Иван и Алеша Карамазовы привлекли к себе пристальное внимание критиков, публицистов, философов и стали поводами для обсуждения насущнейших проблем современности. Немалое число работ было посвящено Ивану Карамазову и сочиненной им поэме «Великий инквизитор[458]. Об актуальности в эту пору фигур Ставрогина и Алеши Карамазова ярко свидетельствует статья Вяч. Иванова «Живое предание». Вот ее завершающие фразы: «Мы, узнавшие в православии свою свободную родину и родину своей свободы, мы, верящие в Русь святую, как в Русь вселенскую, мы — былые «русские мальчики» Достоевского, сверстники Алеши Карамазова, выбравшие его в детской игре своим Иваном-Царевичем. Алеша — символический собирательный тип, которого напрасно считают невыясненным и о котором стоит в другой раз повести беседу, — тип людей нового русского сознания, напророченный Достоевским и им порожденный. И потому если определять представителей того умонастроения, которое продиктовало эти строки, то назвать бы — «алешинцами»? Бердяев с «алешинцами» быть не хочет; его «Иван-Царевич» — едва ли не Николай Ставрогин, — не такой, конечно, каким он оказался в изображении своего собственного создателя и, нужно думать, по Бердяеву, исказителя) но субстанциально тот же, только исправленный и подновленный[459].

Порой литературные персонажи, воспринятые безотносительно к творчеству писателей и без учета их воли, становятся поводами для суждений тенденциозно-публицистических. Это имело место в предреволюционной России, когда литераторы, настроенные к своей стране нигилистически, предпринимали попытки придать значение символов отечественного бытия литературным героям далеко не положительным. Так, Федор Павлович Карамазов был рассмотрен М. Горьким как художественное воплощение «русской души», «бесформенной и пестрой», «трусливой и дерзкой», «болезненно злой души Ивана Грозного». На страницах горьковского журнала «Летопись» в гоголевском Подколесине усматривалась «основная структура русской души», а гончаровский Обломов расценивался как воплощение всех классов русского народа; изуверы, садистски убивающие собак (рассказ И.А. Бунина «Последний день»), интерпретировались как порождение русской почвы, которая иронически именовалась азиатской.[460]

Прославленные литературные персонажи живут независимой от их создателей, вполне самостоятельной жизнью не только в литературных текстах (художественных и публицистических), но и в произведениях иных видов искусства: в музыке, живописи, графике, скульптуре. Существует великое множество памятников литературным героям (например, в Мадриде — Дон Кихоту и Санчо Пансе)[461]. Персонажи литературных произведений неоднократно обретали вторую жизнь вне контекста тех произведений, звеньями которых первоначально явились.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Герой - Примеры и определение

Определение героя

Как литературный прием, герой может быть определен как главный персонаж литературного произведения. Термин «герой» применяется не только в классическом смысле, но и в современной литературе как главный персонаж рассказа, пьесы или романа.

Этот термин также используется в другом смысле для прославленных фигур в некоторых древних легендах и героических эпосах, таких как Гильгамеш , Илиада , Беовульф или La Chanson de Roland .Однако он прошел долгий путь от классических героев Эдипа и Одиссея до Гамлета, а затем и современных героев, таких как Вилли Ломан. От противостояния монстров до мысленных дилемм герой превратился из привлекательного принца в простого человека.

Примеры героев из литературы

Пример № 1: Одиссей

Одиссей - главный персонаж гомеровской эпопеи «Одиссея». Одиссей также известен под своим латинским именем Улисс. Как король Итаки, Одиссей был представлен как главный персонаж десятилетней Троянской войны, прославившийся своей борьбой на войне.Одиссей хорошо известен своим блеском, разносторонностью, остроумием и изобретательностью - настолько, что для его персонажа используется эпитет «Одиссей хитрый». Он - лучший пример классического героя, изображающего более крупную фигуру.

Пример № 2: Беовульф

Беовульф - герой одноименной эпической поэмы древнеанглийского языка. Эпос состоит из 3182 аллитерационных строк и считается старейшим сохранившимся эпосом в древнеанглийской литературе. Предполагается, что это длинное стихотворение было написано между 8 и 11 веками.Как отважный герой из расы Геатов, который предлагает свою помощь королю датчан в борьбе с чудовищем по имени Грендель, Беовульф проявляет легендарную храбрость и жертвует своими людьми, чтобы спасти короля. Он боролся с монстром до самой смерти; таким образом достигнув величия в античной поэме и став классическим героем английской литературы.

Пример № 3: Гамлет

Гамлет - герой пьесы Гамлет , написанной Уильямом Шекспиром. Он своего рода современный герой, поскольку он сталкивается как с физическими, так и с психологическими дилеммами.Тем не менее, он также сродни классическим героям, поскольку он крупная фигура и потенциальный король Дании после своего дяди Клавдия. Однако он сродни обычному человеку, современному герою, поскольку он сталкивается с теми же универсальными дилеммами относительно жизни и смерти, что и обычный человек. Вот почему Гамлет приобрел такую ​​популярность, поскольку он представляет собой обычного человека, сталкивающегося с общими проблемами, несмотря на то, что он принц.

Пример № 3: Вилли Ломан

Современный герой превращается в обычного человека, который одновременно страдает от «пращей и стрел» времени и общества.Потому что у обычного человека такая же жизнь, как у царя. Поэтому Артур Миллер сделал Вилли Ломана героем своей знаменитой пьесы Смерть коммивояжера . Вилли Ломан представляет собой обычного человека, который не выдержал давления современного мира и покончил жизнь самоубийством. Разница между Вилли Ломаном и Гамлетом заключается в эволюции героя от принца, сталкивающегося с общими проблемами, до обычного человека, сталкивающегося с общими проблемами.

Функции героя

Герой - главный персонаж повествования.В классическом понимании герой участвует не только в опасных приключениях или войнах, но и в подвигах и подвигах беспрецедентной отваги и отваги. Он обладает исключительными умственными и физическими способностями. Он берет повествование с собой до самого конца, который обычно является его победой или, в некоторых случаях, его смертью. Тем не менее, современный герой играет сложную роль в решении умственных дилемм, поскольку он обычный человек, призванный выявить сложные современные психологические проблемы, с которыми сталкивается современный человек.

Этот долгий путь героя от принца до рядового продавца внес несколько изменений в повествование, превратив трагедию в трагикомедию, а также сложную современную трагедию, абсурдные произведения, а затем и современные пьесы.Таким образом, характер героя в литературном произведении не только вносит единство в действие, но и выделяет других персонажей, когда их сравнивают и противопоставляют ему. Вот почему герой считается центральной фигурой повествования или пьесы, и даже если героя нет в пьесе, прилагаются усилия для его создания.

.

Герой | деятель литературы и культуры

Герой , в литературе, в широком смысле, главный герой литературного произведения; этот термин также используется в особом смысле для любого персонажа, прославленного в древних легендах о людях или в таких ранних героических эпосах, как Гильгамеш, Илиада, Бео wulf, или La Chanson de Roland .

Подробнее по этой теме

Индуизм: рассказы о героях культуры

Культурный герой легко может быть уподоблен богу, если отождествить его с воплощением бога.Таким образом, великими религиозными учителями считаются ...

Эти легендарные герои принадлежат к классу князей, существовавшему на ранней стадии истории народа, и они превосходят обычных людей в умении, силе и храбрости. Обычно они рождены для своей роли. Некоторые из них, такие как грек Ахиллес и ирландец Ку Чулин (Кухулин), имеют полубожественное происхождение, необычную красоту и необычайную скороспелость. Некоторые из них, такие как англосаксонский Беовульф и русский Илья Муромец, - темные лошади, медленно развивающиеся.

Дух Агамемнона рассказывает Одиссею, как он был убит Во время долгого путешествия домой Одиссей посещает Страну Ушедших Духов, где встречает духа Агамемнона. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотрите все видео к этой статье

Война или опасное приключение - обычное занятие героя. Он окружен благородными сверстниками, великодушен к своим последователям и беспощаден к своим врагам. В дополнение к его боевому мастерству, он находчив и искусен во многих ремеслах; он может построить дом, отправиться в плавание на лодке и, в случае кораблекрушения, стать опытным пловцом.Иногда он, как Одиссей, бывает хитрым и мудрым в советах, но герой обычно не склонен к тонкости. Он человек действия, а не мысли, и живет согласно личному кодексу чести, который не допускает никаких квалификаций. Его ответы обычно инстинктивны, предсказуемы и неизбежны. Он принимает вызов, а иногда даже устраивает катастрофу. Таким образом, откровенно говоря, идеал героя кажется слишком простым по стандартам более позднего возраста. Он похож на ребенка в своем хвастовстве и соперничестве, в своей любви к подаркам и наградам и в своей заботе о своей репутации.Иногда он безрассуден и заблуждается, рискуя своей жизнью - и жизнями других - по пустякам. Роланд, например, умирает, потому что слишком горд, чтобы позвать на помощь в рог, когда он потерпел поражение в битве. Тем не менее, герой по-прежнему привлекает искушенных читателей и оказывает огромное влияние на литературу.

Появление героев в литературе знаменует революцию в мышлении, которая произошла, когда поэты и их аудитория переключили свое внимание с бессмертных богов на смертных людей, которые страдают от боли и смерти, но вопреки этому живут храбро и полно, и создают, благодаря их собственным усилиям, минутная слава сохраняется в памяти их потомков.Они первые люди в литературе, и новизна их опыта непреходящая свежесть.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня. Подпишись сейчас .

Герой нашего времени Литературные элементы

1830-е гг., Кавказ. Печорин - молодой русский офицер, дислоцированный на Кавказе, где российская армия пытается подавить восстание местных племен.

Поскольку роман по сути представляет собой сборник из пяти рассказов, возникает множество конфликтов. В первом рассказе «Бэла» действия Печорина вызывают гнев Казбича. Во втором рассказе «Максим Максимыч» Максим Максимыч пытается восстановить связь с Печориным. В третьем рассказе «Тамань» Печорин встречает загадочные фигуры, угрожающие его жизни и имуществу.В четвертом рассказе «Княжна Марья» Печорин пытается воссоединиться с былой любовью, и ему грозит заговор против своей жизни. В пятом рассказе «Фаталист» Вулич рискует своей жизнью, чтобы доказать, что предопределение существует.

Так как рассказов пять, есть пять кульминаций. В «Беле» кульминация происходит, когда Печорин и Максим Максимыч спасают Белу из лап Казбича. В «Максиме Максимыч» кульминация происходит, когда Максим и Печорин встречаются лицом к лицу.В «Тамани» кульминация наступает, когда молодая женщина чуть не топит Печорина. В «Княгине Марье» кульминация наступает, когда Грушницкий и Печорин встречаются на дуэли. В «Фаталисте» кульминация наступает, когда Вулич приставляет пистолет к голове.

В романе много намеков на лорда Байрона. Княжна Марья читала работы Байрона, и Печорин отмечает, что у Вернера неровные ноги, как у Байрона. В романе также упоминаются следующие фигуры: Петр Великий, Александр Пушкин, генерал Алексей Петрович Ермолов, Вальтер Скотт, Юлий Цезарь, Тассо, Нерон, Апфельбаум и Цицерон.

В рассказе «Тамань» Перхорин олицетворяет волны, луну и лунный свет. Он слышит, как волны «шепчут», наблюдает, как луна смотрит «спокойно на ту бурную стихию, которой она управляла» (57), и видит, как лунный свет «играет на глиняном полу хижины» (59). Печорин также олицетворяет лодку Янко. Он описывает это как несокрушимую утку. В новелле «Княжна Марья» Печорин еще раз олицетворяет свое окружение. Он олицетворяет ветки сакуры и ветер.Ветки «выглядывают» в его окно, в то время как ветер «иногда посылает ливни белых лепестков на [его] стол» (70). Он также олицетворяет поток и стримы. Поток «пенится» и «рев», а потоки «весело несутся друг с другом» (116).

.

Примеры и определение архетипа

Определение архетипа

В литературе архетип - это типичный персонаж, действие или ситуация, которые, кажется, представляют универсальные образцы человеческой натуры.

Архетипом, также известным как «универсальный символ», может быть персонаж, тема, символ или даже обстановка. Многие литературные критики считают, что архетипы, которые имеют общее и повторяющееся представление в определенной человеческой культуре или всей человеческой расе, формируют структуру и функцию литературного произведения.

Карл Юнг, швейцарский психолог, утверждал, что корень архетипа находится в «коллективном бессознательном» человечества. Фраза «коллективное бессознательное» относится к опыту, разделяемому расой или культурой. К таким переживаниям относятся любовь, религия, смерть, рождение, жизнь, борьба и выживание. Эти переживания существуют в подсознании каждого человека и воссоздаются в литературных произведениях или в других формах искусства.

Примеры архетипов в литературе

Ниже приводится анализ общих архетипов, существующих в литературе.

Архетипы в персонажах

Пример №1: Герой

Он или она - персонаж, который преимущественно проявляет добро и борется со злом, чтобы восстановить гармонию и справедливость в обществе. Примеры героев включают Беовульфа в книге Беовульф, Геркулес в книге Геркулес и д'Артаньян из Три мушкетера .

Пример № 2: Мать Рисунок

Такой персонаж может быть представлен как Бог-Мать-Фея, которая направляет и направляет ребенка, Мать-Земля, которая контактирует с людьми и предлагает духовную и эмоциональную пищу, или Мачеха, которая лечит их пасынков. плохо.Примеры фигурок матери:

В литературе:

  • Люси и мадам Дефарж, из книги Чарльза Диккенса «Повесть о двух городах»,
  • Дизели, из книги Уильяма Фолкнера «Звук и ярость»,
  • Гладриэль, из Властелин Колец Дж. Р. Р. Толкина
  • Глинда из книги Фрэнка Баума Чудесный волшебник из страны Оз

В сказках:

  • Злая мачеха в фильме Шарля Перро Золушка
  • Крестные матери Чарльза Перро Спящая красавица
  • Мать Гусь
  • Бабушка в Красной Шапочке Шарля Перро

В мифологии:

Мифологические фигуры Персефона, Деметра, Геката, Горгона, Медуза

Пример № 3: Невинный юноша

Он или она неопытны, обладают множеством слабостей и ищут безопасности с помощью thers.Другим он нравится из-за доверия, которое он проявляет к другим людям. Обычно опыт взросления приходит в более поздних частях повествования. Примеры невинной молодежи:

  • Пип в романе Чарльза Диккенса Большие надежды
  • Николас в романе Чарльза Диккенса Жизнь и приключения Николас Никльби
  • Джозеф из книги Генри Филдинга История приключений Джозефа Эндрюс

Пример №4: Наставник

Его или ее задача - защитить главного героя.Именно благодаря мудрым советам и обучению наставника главный герой добивается успеха в мире. Примеры наставников:

  • Гэндальф в фильме Дж. Р. Р. Толкина Властелин колец
  • Парсон Адамс в фильме Генри Филдинга Джозеф Эндрюс
  • Сенекс в фильме Мадлен Л'Энгл Ветер в двери

Пример № 5 : Doppelganger

Это дубликат или тень персонажа, который представляет злую сторону его личности.Примеры двойника в популярных литературных произведениях включают:

Пример № 6: Козел отпущения

Персонаж, который берет на себя вину за все плохое, что происходит. Примеры козлов отпущения включают:

Пример № 7: Злодей

Персонаж, основная функция которого состоит в том, чтобы противостоять герою в любой степени, или которого герой должен уничтожить, чтобы восстановить справедливость. Примеры злодея:

  • Шер Хан из книги Редьярда Киплинга Книга джунглей историй
  • Лонг Джон Сильвер из книги Treasure Island Роберта Луи Стивенсона

Архетипы в ситуациях

Пример № 8: Путешествие

Главный герой отправляется в путешествие, которое может быть физическим или эмоциональным, чтобы понять свою личность и природу мира.Примеры архетипа в путешествии включают:

  • Данте Алигьери Божественная комедия
  • Генри Филдинг История приключений Джозефа Эндрюса и его друга г-на Авраама Адамса
  • Джонатан Свифт Путешествия Гулливера

Пример № 9: Посвящение

Главный герой переживает переживания, которые приводят его к зрелости. Примеры архетипов в посвящении:

  • Генри Филдинг История Тома Джонса, подкидыша
  • Лоуренса Стерна Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена
  • Вольтера Candide

Пример № 10: Хорошо Versus Evil

Он представляет собой столкновение сил, олицетворяющих добро, и сил, олицетворяющих зло.Примеры этого архетипа включают:

Пример № 11: Падение

Главный герой впадает в немилость вследствие своих собственных действий. Примеры осеннего архетипа:

  • Эдип, из книги Софокла Царь Эдип
  • Лир, из книги Уильяма Шекспира Король Лир

Функция архетипа

Использование архетипических персонажей и ситуаций придает литературному произведению особую ценность. всеобщее признание, поскольку читатели идентифицируют персонажей и ситуации в их социальном и культурном контексте.Используя общие архетипы, писатели пытаются придать реализм своим произведениям, поскольку ситуации и персонажи взяты из опыта мира.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *