Найдите на карте строение земной коры литосферные плиты: Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Литосферные плиты на карте Мира. Состав литосферы

Что такое литосфера в географии?

География – область научных исследований, которые решают вопросы взаимосвязи особенностей природы с поверхностью Земли и жизнедеятельностью человека.
Литосфера – твердая оболочка Земли, которая влияет на образование рельефа поверхности. Структуру литосферы образуют земная кора и верхний подвижный пласт мантии. Образование земной поверхности происходит благодаря литосферным блокам.

Что такое литосфера в географии?Рис. 1. Литосфера в географии

Что такое литосферные плиты в географии?

Литосферные плиты — огромные и устойчивые участки Земной коры. Эти блоки лежат на подвижном верхнем слое мантии – расплавленном слое магматических горных пород. Поэтому блоки находятся в постоянном горизонтальном движении. Плиты смещаются относительно друг друга. Скорость перемещения достигает 5 – 18 см. за год.

Что такое литосферные плиты в географии?
Рис. 2. Литосферные плиты в географии.

Из каких частей состоят плиты литосферы?

Выделяют два вида земной коры: континентальная – материки или континенты, океаническая – под толщей мирового океана. Литосферная плита может быть, например, только океанической – это Тихоокеанская платформа. Другие состоят из континентальной и океанической. Толщина земной коры достигает 150 – 350 км. – материковая, и 5 – 90 км. – океаническая. Перемещений литосферных платформ приводит к их тектоническому воздействию друг на друга, от этого зависит динамика и структура земной поверхности.

Из каких частей состоят плиты литосферы? Состав - континентальная и океаническая земная кора.Рис. 3. Составные части литосферы.

Литосферные плиты на карте и их названия.

Названия литосферных плит на карте мираРис. 4. Названия литосферных плит на карте Мира.

Основной список литосферных плит составляют огромные блоки с площадью больше 20 млн. км². На этих блоках сосредоточена значительная часть континентальной массы и сосредоточены воды Мирового океана.


  • Тихоокеанская плита – океаническая тектоническая плита под Тихим океаном – 103.300.000 км²;
  • Северо-Американская тектоническая платформа, включает континенты: Северная Америка, восточная часть Евразии и остров Гренландия – площадью 75.900.000 км²;
  • Евразийская платформа – тектонический блок, включает в себя часть континента Евразия – 67.800.000 км²;
  • Африканская – лежит в основе Африки – 61.300.000 км²;
  • Антарктическая – составляет материк Антарктиду и океаническое дно под окружающими океанами – 60.900.000 км²;
  • Индо-Австралийская – Основная тектоническая платформа, образована путем слияния индийских и австралийских пластин – 58.900.000 км² . Часто разделяют на два блока: Австралийская плита, первоначально являлась частью древнего континента Гондваны – 47.000.000 км², Индийская или Индостанская – так же была частью суперконтинента Гондвана – 11.900.000 км²;
  • Южноамериканская – тектоническая платформа, которая включает в себя часть Южной Америка и часть Южной Атлантики – 43.600.000 км².
Литосферные плиты на карте МираРис. 5. Литосферные плиты на карте Мира

Сколько литосферных плит на земле?

Литосферных плит большого размера 7, если учитывать Индо-Австралийскую платформу как одно целое. Эту часть земной поверхности принято разделять на Индостанскую и Австралийскую плиты. Тогда крупных блоков 8.

Подведём итог. Литосфера – земная кора и верхняя подвижная часть мантии. Земная основа бывает материковой и океанической. Земная поверхность разделена на части – литосферные плиты. Они дрейфует по мантии, как плывучие айсберги в океане. Смотрите рисунок 5 – Крупнейшие литосферные плиты на карте Мира. Ответ на вопрос о количестве литосферных плит на Земле, можно сформулировать так: Всего различают 8 крупных литосферных платформ – площадью более 20 млн. км². и большое количество малых платформ – площадью менее 20 млн. км². Процессы взаимодействия плит между собой влияют на структуру поверхности Земли, которые изучает наука – тектоника литосферных плит.

§ 20. Литосферные плиты | Общая география, 6 класс

§ 20. Литосферные плиты

 

1. Вспомните, что называют литосферой.

2. Какие типы земной коры?

 

Образование материков и впадин океанов. Современные представления о строении земной коры опираются на гипотезу дрейфа (Перемещение) материков. Ее выдвинул в 1912 г. немецкий ученый Альфред Вегенер. Он предположил, что миллионы лет назад на Земле существовал один гигантский материк Пангея ("Единая земля"). Он был окружен единственным океаном, вобравший в себя всю воду. Со временем суперматерикраскололся на Лавразию і Гондвану. Позже они также были разбиты трещинами-разломами, и распались на отдельные материковые глыбы. Удаляясь (Дрейфуя), эти обломки Пангеи стали современными материками, а между ними образовались впадины океане.

Однако А. Вегенер не удалось объяснить, как могли двигаться материки. Впоследствии ученые пришли к выводу, что литосфера не может быть сплошной как, например, скорлупа яйца. Ее образуют отдельные блоки -

литосферные плиты толщиной от 60 до 100 км. Они разделены глубинными разломами, но вроде гигантская мозаика, плотно прилегают друг к друга. Плиты лежат на вязкой, пластичной поверхности астеносферы. Скользя по ней, они очень медленно перемещаются, будто плавают с разной скоростью.

Итак, обломки Пангеи - Материки, а также впадины океанов располагаются на литосферных плитах и вместе с ними способны перемещаться. Большинство плит включают как материковую, так и океаническую земную кору.

Рис. Литосферные плиты прошлых эпох

 

Рис. Современные  литосферные плиты

 

Движения литосферных плит.Силы, способные двигать плиты литосферы, зарождаются внутри нашей планеты. Поэтому их называют внутренними силами Земли. Они возникают при распаде радиоактивных веществ и перемещения расплава в верхней мантии. Внутренние силы толкают литосферные плиты, и они движутся вдоль разломов. Различают медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры.

Наиболее значительны горизонтальные движениялитосферных плит. Двигаясь, плиты способны сближаться, раздвигаться или смещаться друг относительно друга. Если плиты сближаются, То при столкновения их края зминаються в складки и на поверхности образуются горы. Например, на стыке плит Индо-Австралийской и Евразийской возникли горы Гималаи. Если же сталкиваются материковая и океаническая плиты, то океаническая, что имеет большую плотность, погружается под материковую. Тогда на материке равно возникают горы, а вдоль побережья - глубоководные впадины (желоба). Например, на стыке плит Наска і Южноамериканской возникли горы Анды и Перуанский и Чилийский глубоководные желоба.

Если плиты раздвигаются, То образуются разломы. Больше разломов возникает на дне океанов, где земная кора тоньше. Разломами расплавленная вещество мантии поднимается из недр. Она расталкивает края плит, выливается и застывает, заполняя пространство между ними. Так в местах разрывов на дне океана происходит наращивание земной коры. Там образуются новые участки земной коры в виде гигантских валоподибних поднятий, которые называют срединно-океаническими хребтами. Например, при раздвижении

Южноамериканской и Африканской плит на дне Атлантического океана образовался Южноатлантическиесрединно-океаническими позвоночник. Итак, под океанами земная кора непрерывно обновляется.

Внутренние силы Земли вызывают и вертикальные движения:медленные поднятия и опускания отдельных участков земной коры. Например, северная часть Скандинавского полуострова поднимается на 1 см в год, а море отступает. Об этом свидетельствуют слои песка и глины с остатками морских организмов, залегающих на высоте свыше 150 м над уровнем моря. Следовательно, эта территория некогда была его дном, а потом поднялась на такую высоту. В то же время побережье Нидерландовуже несколько веков опускается со скоростью 3 мм в год и Северное море наступает на сушу. Жители вынуждены защищать обжитые земли, возводя высокие (До 25 м) дамбы и плотины вдоль побережья. Отдельные участки в этой стране уже находятся ниже уровня моря. В Украине на

Литосферные плиты — урок. География, 7 класс.

Литосферные плиты — крупнейшие устойчивые блоки земной коры, разделённые подвижными областями и гигантскими разломами.

Литосферные плиты передвигаются по пластичному слою верхней мантии с малой скоростью (несколько сантиметров в год).

 

Литосферные плиты имеют разные размеры. Границы литосферных плит не совпадают с очертаниями материков, проходят они на суше по горным поясам, в океанах — по срединно-океаническим хребтам.

 

Литосферные плиты могут расходиться или сталкиваться.

 

 

При столкновении двух литосферных плит с материковой корой края этих плит сминаются в складки, и образуются горы. При столкновении литосферных плит, одна из которых — с материковой корой, а другая — с океанической, образуются глубоководные желоба и островные дуги.

 

При расхождении литосферных плит на суше образуются разломы (рифты). В океанах в зонах разломов поднимаются мощные потоки магмы, которая, застывая, наращивает края литосферных плит. Так, например, расширяется ложе Атлантического океана.

На границах литосферных плит часто происходят землетрясения и извержения вулканов.

Урок по географии на тему "Земная кора и литосфера" (5 класс)

Урок «Земная кора и литосфера» (5 класс)

К учебнику: География, 5-6 классы, Лобжанидзе А.А., Изд. «Просвещение»

Урок разработала:

Денисова Ольга Владимировна

учитель географии МОУ СОШ №39 г. Ярославль

ЦЕЛЬ: «Сформировать представление о строении, движении, процессах, причинах и последствиях, происходящих в земной коре и литосфере»

Задачи
Образовательные: активизировать деятельность учащихся на разрешении проблемного вопроса

1. Расширить знания о строении, процессах и причинах происходящих в литосфере и ее основной части - земной коре

2. Познакомить с современными представлениями о тектоническом развитии земной коры

3. Сформировать представление об основных положениях теории литосферных плит (механизмы взаимодействия литосферных плит между собой)с помощью интенсификации обучения на основе схем, карт.


Развивающие: продолжить формирование умений анализировать и сопоставлять карты, схемы, рисунки с целью получения новых знаний. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, информацией из электронного приложения. Формирование у обучающихся исследовательских, коммуникативных компетентностей. Моделирование.
Воспитательные: воспитывать наблюдательность, внимательность.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой

4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

Форма проведения урока: урок – добывания знаний

Форма работы учащихся: работа в парах, группе, самостоятельное добывание знаний, взаимопроверка.

СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ: работа с различными источниками информации (текстом, контурными картами, электронным приложением)

Методы и технологии: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, метод прогнозирования, моделирования географических процессов, работа в группах, парах, коммуникативно - информационные технологии.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь-тренажер, карта строения земной коры, компьютерная презентация «Землетрясение сегодня», фрагменты видеофильмов «Тектоника плит», раздаточный материал, спиртовка, колба, растительное масло, рис, компьютер, бумага, дидактический материал, интерактивная доска

Ход урока


1 Организационный момент

(Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к работе, заполнение календаря погоды (сводка погоды дежурным)
2. Мотивация и целеполагание (постановка проблемного вопроса)

В природе существует много процессов, над которыми человек безвластен. Часть этих процессов безопасны для людей, а другие могут приносить беду: сильнейшие разрушения, изменения рельефа и даже гибель людей. Например, во всех средствах массовой информации было сообщение о том, что в ночь на первого апреля 2014 года в Чили, на севере республики у портового города Икике, произошло сильное землетрясение, магнитудой 8,2 вызвавшее гибель нескольких человек, пожары, оползни, перебои с электроснабжением, обрушение несейсмоустойчивых зданий и массовую эвакуацию людей из опасных районов. В результате землетрясения в Тихом океане возникло цунами высотой около 2 м. Угроза цунами сохраняется до сих пор.

Как вы думаете, что вызвало эти разрушения? (Внутри нашей планеты происходят постоянные движения, которые вызывают сдвиги земной коры и, как следствия, землетрясения).

Как вы думаете, что мы сегодня на уроке с вами должны будем узнать? (какое строение имеет земная кора, какие процессы, происходят в земной коре и литосфере и причины их возникновения)

3. Актуализация знаний

Что такое земная кора? (Земная кора – это твердая верхняя оболочка Земли.)

Из чего состоит земная кора? ( из минералов и горных пород магматического, осадочного и метаморфического происхождения)

Задание: Предложенные образцы горных пород соотнесите со шкатулками, исходя из их происхождения (интерактивная доска)

Как вы думаете, земная кора одинаковое имеет строение под океанами и на материках?

Изучение нового материала

  1. Прочитать текст «Строение Земной коры» стр.68 (2,3 абзац)

  2. Рассмотреть рисунок 4.4 стр.68 (вывести на экран рисунок п.26 «Континентальный и океанический тип коры»)

  3. Выясните какие типы земной коры существуют и в чем их различие?

  4. Выполните задание в т/т с.50 зад.1 вставьте пропущенные слова в предложения.

По завершению работа проверяется (выставить оценку) (Индивидуальная работа)

Задание: Из каких слоев состоит океаническая и континентальная (материковая) земная кора? (ученику необходимо проверить свои знания, нажимая стилусом возле изображения горных пород на интерактивной доске)

Либо двум ученикам, используя бумажные надписи, отобрать слои по типам земной коры и сделать схематический рисунок на доске (прикрепить магнитом бумажные надписи слоёв: осадочный слой (2), гранитный слой, базальтовый слой (2), мантия (2), от 5 до 15 км, от 30 до 75 км)) (э/п п.26, рисунок «Мощность литосферы»)

Типы земной коры

Океаническая земная кора Континентальная земная кора

_________________________ ____________________________

_________________________ ____________________________

_________________________ ____________________________

  1. Океаническая земная кора тоньше и состоит из двух слоёв (осадочного, базальтового) (от 5 до 15 км)

  2. Континентальная земная кора толще и состоит из трёх слоёв (осадочного, гранитного, базальтового) ( от 30 до 75 км )

Почему слои имеют такое название? (вопрос классу: Слои имеют своё название по преобладающему типу горных пород, из которых они сложены)

Сделать вывод (1 ученик – сходства; 2- ученик – различия)

Различия:

        1. По количеству слоев

        2. По мощности

        3. По вещественному составу

        4. По подвижности (выставить оценку 2 ученикам)

Задание: По рисунку 4.4 с.68 установите, как называется то место, где земная кора отделяется от мантии?

Граница Мохоровичича – это граница, отделяющая земную кору от мантии (доказал (Портрет) Мохоровичич Андрей – геофизик и сейсмолог во время изучения сильного землетрясения в Хорватии на глубине 30 км заметил изменения в скорости сейсмических волн. Установил, что здесь начинается новое вещество, отличающееся от земной коры)


Проблемный вопрос.

Ребята, как вы думаете, какой тип земной коры появился первоначально?

Большинство ученых считают, что сначала на Земле образовалась океаническая земная кора. Затем под влиянием внутренних процессов она сминалась в складки, появлялись горы, усложнялась толщина коры и появились выступы материков.

Вспомните, каково строение земной коры?

Каково строение мантии? (3 слоя: верхний, пластичный, нижний)

Что такое литосфера? (с. 68 последний абзац) (Каменная оболочка, включающая земную кору и верхнюю часть мантии) (э/п «Это интересно – «Литосфера» №1)

Литосфера = земная кора + верхний слой мантии

Определите мощность литосферы (с.20 атлас) (Мощность литосферы от 50 до 300 км)

Вы уже встречали слово астеносфера, открыть в ЭП – «Это интересно – «Литосфера»), рис. 4.5 в учебнике с.69

Что такое астеносфера? (- это пластичная (магкая) мантия, состоит из пород разогретых до высоких температур.)

Ученые установили, что литосфера не монолитна, она состоит из отдельных блоков – литосферных плит (сравнение с пазлами), разделенных глубинными разломами.( э/п «Это интересно – «Литосфера» №2 «Литосферные плиты)

- Что такое Литосферные плиты?

Задание классу: рассмотреть карту «Литосферные плиты» в атласе с.21, атлас 7 класс с. _ физическая карта полушарий с.6-7

Карта «Строение земной коры» (на доске) - это особая тематическая карта, на которой показаны плиты литосферы.
А)  Найдите самые большие литосферные плиты в атласе с.21

Б) Определи по физической карте полушарий с.6-7, какой материк расположен на каждой плите

В) Учащиеся называют плиты, а учитель показывает на карте  (включают материк и часть ближайших океанов) 

Название плиты

Географический объект

1

Тихоокеанская

Тихий океан

2

Индо-Австралийская

Австралия

3

Африканская

Африка

4

Евразиатская

Евразия

5

Северо-Американская

Северная Америка

6

Южно-Американская

Южная Америка

7

Антарктическая

Антарктида

Вывод: Выделяют 7 очень крупных плит и несколько мелких. Каждая плита состоит из 2-х типов земной коры: континентальной и океанической, кроме Тихоокеанской

Как различаются между собой литосферные плиты? (запись на доске)

Различие литосферных плит

мощность подвижность возраст

от 50 до 300 км Скорость ср. движения плит от 1-6 см в год.

стрелки и цифры подписаны на карте

Задание: Установите с помощью легенды, какие плиты сходятся, а какие расходятся ( ученики отмечают стрелками на карте у доски)

Сходятся: Африканская с Евразиатской. Индо-Австралийская с Тихоокеанская. Северо-Американская с Тихоокеанская. Индо-Австралийская с Евразиатской

Расходятся: Северо-Американская с Евразиатской и Африканскаой. Южно-Американская с Африканская. Индо-Австралийская и Африканская. Антарктическая с Африканской, Индо – Австралийской и Тихоокеанской (в т/т с.47 (5) Ответы: 1АВГ 2Б (оценка отвечающему)

Как вы считаете, в каком направлении – горизонтальном или вертикальном происходит движение литосферных плит? (горизонтальном)

Задание классу: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В КОНТУРНЫХ КАРТАХ с. 10-11: (видео движение литосферных плит отображается на экране)

Задание: 1.Обозначить границы литосферных плит ( черным цветом)

Задание 2.Подписать названия плит (синей ручкой, печатными буквами)

Именно здесь на окраинах (границах) плит происходят и самые сильные и разрушительные землетрясения. Они называются -  Сейсмические пояса (Тихоокеанское огненное кольцо, Альпийско-Гималайский пояс, дно Атлантического и Индийского океанов)

hello_html_6ba796bf.png

Формирование облика Земли

Мы можем с большой уверенностью сказать, что уже, по крайней мере, миллиард лет Земля покрыта твердой оболочкой, в которой выделяются континентальные выступы и впадины океанов. Если бы мы побывали на Земле приблизительно 250 млн лет назад, то обнаружили бы только 1 материк. Но какой? 

Проблемный вопрос: Как же выглядела Земля миллионы лет назад?

(сообщение ученицы)

 Автор теории дрейфа материков А. Вегенер, (ЭП фотография) (э/п анимация «История образования материков и оеканов»)

Запомни: А.Вегенер – немецкий ученый, впервые высказавший идею движения материков в 1912 году.

– Площадь суперконтинента Пангея (в переводе с греческого – «вся земля») составляла приблизительно столько же, сколько нынешняя суша. Суперконтинент и омывался лишь одним супер-океаном Панталассой.
– Но Пангея оказалась довольно непрочной и недолговечной. Приблизительно 200 млн лет назад на Земле существовало уже 2 материка: Лавразия и Гондвана, а между ними плескалось море Тэтис.  На современной карте его уже нет.
– Но распад материков продолжался до тех пор, пока материки не заняли современное расположение на карте.
В доказательство своей теории Вегенер привел следующие аргументы:
а)  в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые слои горных пород;
б)  в Африке и в Южной Америке были обнаружены одинаковые окаменелые остатки  животных.
– Но КАК материки двигаются, Вегенер объяснить не смог.
– Лишь когда появились новые приборы, в конце 40-х годов, ученые смогли это сделать. Новая теория получила название «Теория движения литосферных плит».

hello_html_m3d621be1.png

Проблемный вопрос?

- Как вы думаете, каковы основные причины движения материков и литосферных плит?

Демонстрация опыта по формированию восходяще-нисходящих потоков в мантии и внешнем ядре и их влиянии на движение литосферных плит ( опыт представляет собой модель процессов, происходящих в мантии и земной коре)

Мы выяснили с вами на предыдущих уроках, что с глубиной увеличивается давление и температура, которые достигают самого большого значения в ядре.

  • Можем ли мы провести такой опыт, который бы наглядно показал влияние раскалённого ядра на процессы в мантии и земной коре?

  • Подумайте, что нам в опыте может заменить земное ядро? Мантию? Земную кору? Какое вещество можно взять, чтобы можно было посмотреть движение вещества в результате нагревания?

  • Что нам может заменить горячее ядро Земли?

(Ответы дополняются и совместными усилиями планируется эксперимент)

Демонстрация опыта.

Огнеупорную колбу наполовину заполняем водой, на дно кладём немного зёрен риса и сверху наливаем тонкий слой растительного масла.

Вода будет заменять нам в опыте мантию, масло – земную кору, а рис мы положим для того, чтобы можно было наблюдать все процессы.

Поставим колбу на огонь спиртовки и начнём наблюдать за тем, что будет происходить.

В результате нагревания вода станет легче и начнёт подниматься к поверхности. Это будет хорошо заметно по движению рисинок. По мере нагревания вода будет двигаться быстрее, разрывая слой растительного масла на поверхности.

Описание опыта:

(Вода, на поверхности которой находится тонкий слой масла, нагревается быстрее, потому что молекулы воды, увеличивающие свою скорость при повышении температуры, не могут улететь с поверхности воды из-за препятствующего тому слоя масла. Масло испаряется медленно, потому при нагревании воды пузырьки масла просто начинают двигаться на поверхности по кругу, (что свидетельствует о конвекции - неравномерном нагревании. При такой конвекции нижние слои вещества нагреваются, становятся легче и всплывают, а верхние слои, наоборот, остывают, становятся тяжелее и опускаются вниз, после чего процесс повторяется снова и снова.), вода под маслом продолжает быстрее нагреваться, так как концентрация молекул не меняется, (молекулы не улетают наружу), давление растет. После непродолжительного нагревания видно, что пузырьки образуются под самой пленкой и вода вот-вот закипит. Тем не менее, масло продолжает мешать вылету молекул и требуется дополнительное время, чтобы испарить его полностью с поверхности)

Точно также мантийное вещество, нагреваясь от ядра, поднимается вверх и разрывает слои земной коры.

По окончанию опыта предлагается ответить на вопросы:

  • Что происходит с веществом мантии при его нагревании?

  • Что происходит с земной корой в том месте, в котором вещество мантии достигает поверхности земли?

  • Что происходит с веществом мантии, когда она достигает поверхности Земли?

Делается вывод о происходящей в глубине Земли конвекции мантийного вещества.

Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь, в результате которой происходит движение земной коры.

hello_html_m79300078.gif

Причины движения литосферных плит:

  1. Движение мантийного вещества (конвекционные токи)

  2. Относительная «лёгкость» литосферных плит

  3. «Жидкая мантийная подошва», с помощью которой плиты скользят по поверхности мантии.

Проблемный вопрос:

«Как взаимодействуют литосферные плиты?» Что происходит на границах литосферных плит? (работа в группах: каждый ряд-группа)

Задание: Смоделировать процессы в зоне контактов литосферных плит. После проведения опытов, результаты обсуждаются в группе, схема движения литосферных плит зарисовывается и группа презентует своё выступление.

1 группа – Столкновение двух океанических плит

2 группа - Расхождение двух океанических плит

3 группа – Взаимодействие континентальной и океанической плиты

4 группа – Столкновение двух континентальных плит

Карточка №1 (1 группе)

Моделирование схождения двух океанических литосферных плит

Часто океаническую земную кору сравнивают с тонким листком бумаги. Считается, что океаническая кора – самая молодая на нашей планете.

  1. Возьмите листок бумаги за края двумя руками и начните медленно сгибать его. Представьте, что это молодая океаническая кора. Посмотрите, какая она пластичная и легко подвергается деформации.

  2. Посмотрите, что происходит с ним. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при столкновении двух океанических плит? (смотри 4 колонку таблицы)

  3. Зарисовать схему столкновения двух океанических литосферных плит в таблицу (3 колонка таблицы)

  4. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)

Групп
па

Тип движения литосферных плит

Схема движения (с.20 атлас, нижний рисунок)

Процессы, происходящие в результате движения плит (явления на границах плит)

Примеры (показ на карте, фото)

1

Столкновение двух океанических плит

 

Вулканические острова, океанические желоба

Курильские острова,
Марианский желоб

Карточка №2 (2 группе)

Моделирование расхождения двух океанических литосферных плит

Часто океаническую земную кору сравнивают с тонким листком бумаги. Считается, что океаническая кора – самая молодая на нашей планете.

  1. Возьмите листок бумаги за края двумя руками.

  2. Что произойдёт, если листок потянуть руками в разные стороны?

Обсудите полученные результаты в группе.

  1. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при расхождении двух океанических плит? (смотри 4 колонку таблицы)

  2. Зарисовать схему расхождения двух океанических литосферных плит в таблицу (3 колонка таблицы)

  3. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)

Групп
па

Тип движения литосферных плит

Схема движения (с.20 атлас, нижний рисунок)

Процессы, происходящие в результате движения плит (явления на границах плит)

Примеры (показ на карте, фото)

 2

Океанические плиты расходятся в противоположные стороны

 

Образуются разломы (рифты -это трещины в океанической земной коре, по которым изливается мантия),океанические хребты. Сопровождается вулканизмом, землетрясениями.

Красное море, Байкал, Мёртвое море, Срединно-Атлантический хребет

Карточка №3 (3 группе)

Моделирование движения океанической и материковой литосферной плиты

Представьте, что тонкий листок бумаги – это океаническая земная кора, а толстая книга - материковая.

  1. Представьте, что они двигаются навстречу друг другу.

  2. Что происходит при столкновении материковой и океанической земной коры? Обсудите результаты эксперимента в группе.

  3. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при взаимодействии океанической и материковой литосферной плиты? (смотри 4 колонку таблицы)

  4. Зарисуйте схему процесса столкновения океанической и материковой литосферной плиты (3 колонка таблицы)

  5. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)

Групп
па

Тип движения литосферных плит

Схема движения (с.20 атлас, нижний рисунок)

Процессы, происходящие в результате движения плит (явления на границах плит)

Примеры (показ на карте, фото)

3

Столкновение океанической и материковой литосферных плит

 

Океанические желоба, островные вулканические дуги, складчатые горы. Сопровождается вулканизмом, землетрясениями.

Тихоокеанское побережье Южной Америки и Евразии.

Карточка №3 (4 группе)

Моделирование движения двух континентальных плит

Представьте, что книги, которые лежат на вашем столе – это две материковые литосферные плиты, а листочки книг - горизонтальные пласты горных пород.

  1. Возьмите книги в руки и начните движение так, чтобы листочки одной книги коснулись листочков другой книги.

  2. Что произошло с листочками? Попробуйте объяснить, что приходит в местах столкновения материковых плит?

  3. Как вы думаете, какие формы рельефа образуются при взаимодействии двух континентальных плит (смотри 4 колонку таблицы)

  4. Зарисуйте схему процесса столкновения двух континентальных плит (3 колонка таблицы)

  5. Рассказать о своём опыте и показать на карте пример образовавшихся форм рельефа (5 колонка таблицы)

Групп
па

Тип движения литосферных плит

Схема движения (с.20 атлас, нижний рисунок)

Процессы, происходящие в результате движения плит (явления на границах плит)

Примеры (показ на карте, фото)

4

Столкновение двух материковых плит

 

Образование складчатых гор

Гималаи, Альпы

Закрепление

Как вы думаете, что являтся причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты?

  1. Вывод: причиной постоянно меняющегося лика нашей планеты является раскалённое ядро, которое заставляет мантию подниматься к поверхности земли и «тащить» на себе литосферные плиты, вызывая различные изменения как на поверхности земли, так и на дне океанов.

  1. Самоконтроль. Определение уровня полученных знаний

Ключ » к тесту-матрице в задании

А. Плиты литосферы – 5,6,7,10

Б. Континентальная (материковая) земная кора – 4

В. Океаническая земная кора – 2

Г. Сейсмические зоны – 3,8,9

Д. Вегенер Альфред – 1.

  1. просмотр фильма «Тектоника плит»

  2. Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы, делали выводы

  3. Собрать к/к и лист-рефлексию

Домашнее задание: п.26 к/к, т/т с.47 (5) с.48 (10) с.58 (1) с.62 (2)

Самоконтроль. Определение уровня полученных знаний ФИО__________________

Реши тест-матрицу
Подбери к каждому пункту верное определение из таблицы (внизу)
А.  Плиты литосферы –
Б.  Континентальная (материковая) земная кора –
В.  Океаническая земная кора –
Г.  Сейсмические зоны –
Д.  Вегенер Альфред –

2. Земная кора, состоя щая из базаль тового и оса дочного слоя 

3. Самые подвижные зоны Земли

4. Земная кора мощностью от 35 до 70 км

5. Они перемещаются по мантии со средней скоростью от 1 до 6 см в год

6. В литосфере их выделено 7-9 штук крупных размеров и десятки мелких

7. Огромные блоки, на которые разделена литосфера Земли

8. Здесь проходят границы литосферных плит

9. Это области землетрясений и вулканизма

10. При их сближении образуются горные хребты,  глубоко-водные желоба и островные дуги

Проверь правильность ответов по ключу Оценка_________________
Оцени работу: 0-1 ошибка – оценка «5»;   2-3 ошибки – оценка «4» 4-5 ошибок – оценка «3»; больше 5 ошибок – оценка «2»: надо работать по теме еще.

Внутренняя структура Земли - ядро ​​коры мантии

Три части недр Земли

Знание недр земли необходимо для понимания тектоники плит. Хорошая аналогия для учения о недрах земли - это фрукт с большой косточкой, такой как персик или слива.Большинство студентов знакомы с этими фруктами и видели, как они разрезаны пополам. Кроме того, размеры элементов очень похожи.

Если разрезать фрукт пополам, мы увидим, что он состоит из трех частей: 1) очень тонкой кожицы, 2) семени значительного размера, расположенного в центре, и 3) большей части массы плода. плод содержится в мякоти. Разрезая Землю, мы увидим: 1) очень тонкую кору снаружи, 2) ядро ​​значительного размера в центре и 3) большую часть массы Земли, заключенную в мантии.

Earth

Земная кора

Есть два разных типа коры: тонкая океаническая кора, которая лежит в основе океанических бассейнов, и более толстая континентальная кора, которая лежит в основе континентов. Эти два разных типа корки состоят из разных пород. Тонкая океаническая кора состоит в основном из базальта, а более толстая континентальная кора состоит в основном из гранита.Низкая плотность толстой континентальной коры позволяет ей «плавать» в высоком рельефе на гораздо более плотной мантии внизу.

Мантия Земли

Считается, что мантия Земли состоит в основном из богатых оливином горных пород. На разной глубине он имеет разные температуры. Температура самая низкая непосредственно под коркой и увеличивается с глубиной.Самые высокие температуры возникают там, где материал мантии контактирует с тепловыделяющим ядром. Это постоянное повышение температуры с глубиной известно как геотермический градиент. Геотермический градиент отвечает за различное поведение горных пород, а различное поведение горных пород используется для разделения мантии на две разные зоны. Породы верхней мантии холодные и хрупкие, а породы нижней мантии - горячие и мягкие (но не расплавленные). Породы в верхней мантии достаточно хрупкие, чтобы разрушаться при напряжении и вызывать землетрясения.Однако породы в нижней мантии мягкие и текут под действием сил, а не разрушаются. Нижний предел хрупкости - это граница между верхней и нижней мантией.

Earth

Земное ядро ​​

Считается, что ядро ​​Земли состоит в основном из сплава железа и никеля. Этот состав предполагается на основании расчетов его плотности и того факта, что многие метеориты (которые, как полагают, являются частями внутренней части планетарного тела) представляют собой сплавы железа с никелем.Ядро является источником внутреннего тепла Земли, поскольку оно содержит радиоактивные материалы, выделяющие тепло при распаде на более стабильные вещества.

Ядро разделено на две разные зоны. Внешнее ядро ​​является жидким, потому что температура там достаточна для плавления железо-никелевого сплава. Однако внутреннее ядро ​​является твердым, хотя его температура выше, чем температура внешнего ядра. Здесь огромное давление, создаваемое весом вышележащих горных пород, достаточно сильно, чтобы плотно прижать атомы друг к другу и препятствовать переходу в жидкое состояние.

Автор: Хобарт Кинг
Издатель, Geology.com

Earth
geology store

Найдите другие темы на Geology.com:


Rocks
Скалы: Галереи фотографий вулканических, осадочных и метаморфических пород с описаниями.
Minerals
Минералы: Информация о рудных минералах, драгоценных камнях и породообразующих минералах.
Volcanoes
Вулканы: Статьи о вулканах, вулканических опасностях и извержениях прошлого и настоящего.
Gemstones
Драгоценные камни: Яркие изображения и статьи об алмазах и цветных камнях.
General Geology
Общая геология: Статьи о гейзерах, маарах, дельтах, перекатах, соляных куполах, воде и многом другом!
Geology Store
Магазин геологии: Молотки, полевые сумки, ручные линзы, карты, книги, кирки твердости, золотые кастрюли.
Earth Science Records Diamond
Алмазы: Узнайте о свойствах алмаза, его разнообразных применениях и открытиях.
.

Структура Земли и ее части - География для детей

Строение и состав Земли

Структура Земли состоит из трех частей: коры, мантии и ядра. Кора находится снаружи, мантия - посередине, а ядро ​​- самая внутренняя часть. Ядро разделено на две части: внутреннее ядро ​​и внешнее ядро.

Строение Земли похоже на яйцо. Земная кора похожа на скорлупу яйца, ее мантия похожа на яичный белок, а ядро ​​- на желток.

Из чего состоит Земля?

Кора

Кора находится под горными хребтами и может достигать 40 километров. Однако толщина земной коры под океаном составляет всего около 8 километров.

Мантия

Части мантии Земли состоят из раскаленных горных пород, поэтому они расплавились. Эта расплавленная порода просачивается сквозь трещины в коре и выливается из вулканов. Это называется лава. Когда лава остывает, она превращается в камень.

Ядро

Ученые считают, что ядро ​​Земли в основном состоит из железа.Они считают, что внутреннее ядро ​​твердое, а внешнее - в жидком.

Как образуются горы?

Кора и верхний каменистый слой мантии вместе называются литосферой. Литосфера состоит из огромных плит, которые движутся очень медленно. Эти пластины могут сталкиваться, разъединяться или даже заезжать друг о друга. Когда эти плиты сталкиваются, одна скользит под другой, что поднимает горы и образует траншеи в океанах.

Интересные факты о Земле

Ученые лучше понимают состав недр Земли, изучая сейсмические волны.Сейсмические волны - это колебания, распространяющиеся от эпицентра землетрясений. Их сила измеряется и записывается, когда они достигают поверхности Земли. Эти волны также показали, что литосфера (состоящая из плит, движущихся в результате конвективных течений в мантии) имеет толщину около 100 километров. Толщина мантии составляет 2900 километров. По оценкам, температура ядра колеблется от 4000 до 6000 градусов по Цельсию.

Чем заняться

  • Какие породы встречаются в мантии?
  • Океаническая кора состоит из двух основных металлов.Назови их.
  • Кроме использования сейсмических волн для определения структуры Земли, какие еще методы используются для того же?

Чтобы увидеть больше интересных статей и видео по географии, посетите: https://mocomi.com/learn/geography/

.

Какова температура земной коры?

What is the temperature of the Earth’s crust? Слои Земли, показывающие внутреннее и внешнее ядро, мантию и кору. Кредит: discovermagazine.com

Как вы, возможно, помните, изучая класс геологии, Земля состоит из отдельных слоев. Чем дальше человек идет к центру планеты, тем сильнее становится жар и давление. К счастью, для тех из нас, кто живет на коре (внешний слой, в котором живет вся жизнь), температура относительно стабильна и приятна.

Фактически, одна из вещей, которая делает планету Земля пригодной для жизни, - это тот факт, что планета находится достаточно близко к нашему Солнцу, чтобы получать достаточно энергии, чтобы оставаться в тепле. Более того, его «температура поверхности» достаточно высока, чтобы выдерживать жидкую воду, ключ к жизни, какой мы ее знаем.Но температура земной коры также значительно варьируется в зависимости от того, где и когда вы ее измеряете.

Строение Земли:

Как планета земного типа, Земля состоит из силикатных пород и металлов, которые различаются между твердым металлическим ядром, расплавленным внешним ядром и силикатной мантией и корой. Внутреннее ядро ​​имеет расчетный радиус 1220 км, а внешнее ядро ​​простирается за его пределы в радиусе примерно 3400 км.

От ядра выходят мантия и кора.Мантия Земли простирается на глубину 2 890 км под поверхностью, что делает ее самым толстым слоем Земли. Этот слой состоит из силикатных пород, богатых железом и магнием по сравнению с вышележащей корой. Несмотря на твердость, высокие температуры внутри мантии делают силикатный материал достаточно пластичным, чтобы он мог течь в течение очень долгого времени.

What is the temperature of the Earth’s crust? Слои Земли, дифференцированное планетарное тело. Предоставлено: Wikipedia Commons / Surachit.

Верхний слой мантии делится на литосферную мантию (ака.литосфера) и астеносфера. Первая состоит из коры и холодной твердой верхней части верхней мантии (из которой состоят тектонические плиты), в то время как астеносфера представляет собой слой с относительно низкой вязкостью, по которому движется литосфера.

Земная кора:

Кора - это самый внешний слой Земли, который составляет всего 1% от общей массы Земли. Толщина коры варьируется в зависимости от того, где проводятся измерения, от 30 км на континентах до всего 5 км под океанами.

Кора состоит из множества магматических, метаморфических и осадочных пород и расположена в виде серии тектонических плит. Эти плиты плавают над мантией Земли, и считается, что конвекция в мантии заставляет плиты находиться в постоянном движении.

Иногда эти пластины сталкиваются, разъединяются или скользят рядом друг с другом; что приводит к сходящимся границам, расходящимся границам и преобразованию границ.В случае сходящихся границ часто возникают зоны субдукции, когда более тяжелая плита скользит под более легкой, образуя глубокую траншею.

В случае расходящихся границ они образуются, когда тектонические плиты расходятся, образуя рифтовые долины на морском дне. Когда это происходит, магма поднимается вверх в рифте, поскольку старая кора тянется в противоположных направлениях, где она охлаждается морской водой с образованием новой коры.

Граница трансформации образуется, когда тектонические плиты скользят по горизонтали и части застревают в точках соприкосновения. Напряжение нарастает в этих областях по мере того, как остальные плиты продолжают двигаться, что заставляет скалу ломаться или скользить, внезапно качая плиты вперед и вызывая землетрясения. Эти области поломки или проскальзывания называются неисправностями.

Взятые вместе, эти три типа действия тектонических плит ответственны за формирование земной коры и приводят к периодическому обновлению ее поверхности в течение миллионов лет.

Диапазон температур:

Температура земной коры значительно колеблется. На его внешнем крае, где он встречается с атмосферой, температура корки такая же, как и у воздуха. Таким образом, в пустыне может быть жарко до 35 ° C, а в Антарктиде - ниже нуля. В среднем поверхность земной коры испытывает температуру около 14 ° C.

What is the temperature of the Earth’s crust? Иллюстрация тектонических плит Земли и границ плит.Кредит: msnucleus.org

Тем не менее, самая высокая температура, когда-либо зарегистрированная, составляла 70,7 ° C (159 ° F), что было получено в пустыне Лут в Иране в рамках исследования глобальной температуры, проведенного учеными из обсерватории Земли НАСА. Между тем, самая низкая температура, когда-либо зарегистрированная на Земле, была измерена на советской станции Восток на Антарктическом плато - она ​​достигла исторического минимума -89,2 ° C (-129 ° F) 21 июля 1983 года.

Это уже большой диапазон. Но учтите тот факт, что большая часть земной коры находится под океанами.Вдали от солнца температура может достигать 0–3 ° C (32–37,5 ° F) там, где вода достигает корки. Тем не менее, гораздо приятнее, чем холодная ночь в Антарктиде!

И как геологи уже давно знают, если углубиться в континентальную кору, температура повысится. Например, самым глубоким рудником в мире в настоящее время является золотой рудник ТауТона в Южной Африке, глубина которого составляет 3,9 км. На дне шахты температура достигает 55 ° C, что требует наличия кондиционирования воздуха, чтобы горнякам было комфортно работать весь день.

Итак, в конце концов, температура земной коры значительно меняется. Это средняя температура поверхности, которая зависит от того, измеряется ли она на суше или под водой. И в зависимости от места, времени года и времени суток температура может варьироваться от изнуряющей до ледяной!

И все же земная кора остается единственным местом в солнечной системе, где температура достаточно стабильна, чтобы жизнь могла продолжать процветать на ней. Добавьте к этому нашу жизнеспособную атмосферу и защитную магнитосферу, и мы действительно должны считать себя счастливчиками!


Геофизики оспаривают традиционную теорию, лежащую в основе происхождения вулканов средней плиты

Ссылка : Какова температура земной коры? (2016, 19 сентября) получено 29 августа 2020 с https: // физ.org / news / 2016-09-temperature-earth-crust.html

Этот документ защищен авторским правом. За исключением честных сделок с целью частного изучения или исследования, нет часть может быть воспроизведена без письменного разрешения. Контент предоставляется только в информационных целях.

.

Почему и где? | Землетрясения | Открывая геологию

World Seismicity Карта землетрясений в мире показывает, что большинство из них лежат в узких зонах, часто вокруг краев континентов или в середине океаны.

Если мы посмотрим на характер землетрясений во всем мире очевидно, что большинство землетрясение сосредоточено в ряде отчетливые пояса землетрясений.

Например, есть много землетрясения, зарегистрированные вокруг краю Тихого океана, или в середине Атлантический океан.

Эти сейсмические пояса обеспечивают важный ключ в развитии теории тектоника плит.

Движение тектонических (или литосферных) плит

Внешняя оболочка Земли или кора (континентальная и океаническая) и верхняя часть мантии - это состоит из ряда жестких сегментов, называемых тектонические плиты.Эти тарелки постоянно движение со скоростью несколько сантиметров в год (примерно так же быстро, как ваши ногти), силами глубоко внутри Земли.

Ниже тектонические плиты, лежит астеносфера Земли. Астеносфера ведет себя как жидкость в течение очень долгого времени. Существует ряд конкурирующих теорий, которые пытаются объяснить, что движет движением тектонических плит.

На границах между плитами, где они движутся вместе, друг от друга или мимо друг друга, накапливаются огромные стрессы, и именно они происходят землетрясения.

Тектоническая карта мира с указанием направления движения

Plate tectonics

Нажмите на тарелки, чтобы увидеть, сколько и в какую сторону они двигаются.

Связанные темы

Elastic rebound Теория упругого отскока

Процесс воздействия на землю возрастающей силы до тех пор, пока она не сломается или сломается, объясняется теорией, называемой теорией упругого отскока.

Divergent boundary Тектоника плит

Тектонические плиты могут двигаться относительно каждой по-разному. Это движение порождает разные типы границ плит с разными свойствами и характерными землетрясениями.

Core structure Строение Земли

Изучение сигналов от далеких землетрясений позволило ученым определить внутреннюю структуру Земли.

Классная деятельность | Внешние ссылки

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск