Что такое антонимы в русском: Что такое антонимы в русском языке, правила и примеры

Содержание

Урок 63. что такое антонимы? - Русский язык - 1 класс

Конспект урока по русскому языку

1 класс

Урок №63

Тема: Что такое антонимы?

Цель:

повторить материал о синонимах, антонимах и их роли в речи.

Задачи:

запомнить понятия «синоним» и «антоним» и их определения;

научиться подбирать антонимы к словам;

научиться находить антонимы в тексте.

На уроке

мы узнаем:

об антонимах;

мы научимся:

подбирать антонимы к словам и находить их в тексте, работать со словарём;

мы сможем:

использовать антонимы в своей речи.

Тезаурус

Антонимы – слова, противоположные по значению.

Слово антоним произошло от греческих слов «анти» — «против» (противоположный) и «онима» — «имя».

Литература:

Русский язык. 1 кл. Учебник для общеобразоват. организаций. / В.П. Канакина. — М. : Просвещение, 2017. 143 с.

Русский язык: Рабочие программы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. 2018.

Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. 1989.

Ход урока

  1. Прочитайте пары слов:

белый — чёрный

больной — здоровый

большой — маленький

быстро — медленно

вежливый — грубый

горячий — холодный

добрый — злой

жара — мороз

много — мало

мягкий — твёрдый

пасмурный — ясный

север — юг

смелый — трусливый

Это – слова-антонимы. Антонимами называются противоположные по значению слова.

  1. Откройте учебник на стр. 28. Прочитайте текст из упр.19 «Ленивый и прилежный».

• Подходит ли заголовок к тексту? Кого так называют? Найдите в словаре (с. 141) слова-антонимы.

• Ленивый и прилежный - это слова близкие или противоположные по значению?

• Составьте свои предложения со словами ленивый и прилежный.

Прочитайте загадки. Впишите слова-отгадки.

1)

Я – антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Называюсь __________

2)

Я – антоним к слову лето,

В шубу зимнюю одета.

Хоть люблю мороз сама,

Называюсь я__________

  1. Найдите каждому слову пару-антоним. Соедините их линиями.

зима

маленький

ленивый

медленно

шум

лето

высокий

тишина

быстро

низкий

большой

прилежный

  1. Напишите короткий рассказ о своем питомце, используя антонимы на стр. 142 учебника.

.

  1. Посмотрите на картинки. Найдите каждой пару, которая является антонимом.

  1. Прочитайте. К каким словам антонимы указаны верно? (поставьте галочку слева). Правильно подберите антонимы там, где это необходимо, впишите их.

высокий – широкий ___________;

звонкий – глухой __________;

облачный – безоблачный____________;

добрый – умный____________;

положительный – хороший__________;

большой – маленький____________.

8. Заполните кроссворд

По горизонтали:

По вертикали:

2. Антоним слова «жара»

3. Антоним слова «мир»

4. Антоним слова «много»

1. Антоним слова «грустный»

2. Антоним слова «говорить»

3. Антоним слова «друг»

5. Антоним слова «чистый»

1

5

2

3

4

Словарь антонимов онлайн. Антонимы русского языка: определение, виды, примеры

Словарь с поиском и подбором антонимов к словам онлайн.

Словарь антонимов ru-antonym.ru состоит из нескольких известных словарей антонимов авторов Л.А. Введенской, Н.П. Колесникова, М.Р. Львова и других словарей, взятых из открытых источников. Он дополнен собственным словарём, полученным на основе анализа текстов художественной литературы, научных изданий, новостей и статей в СМИ. Суммарно база содержит более десяти тысяч антонимических рядов к словам русского языка. ru-antonym.ru — уникальный онлайн-словарь антонимов и противоположных по смыслу слов и выражений, который подойдёт как школьникам, так и специалистам разных профессий.

Что такое антонимы?

Антонимы — слова с противоположным значением. В рамках школьных программ требуется, чтобы антонимы к словам были без приставки не- и той же части речи, что исходное слово. Например: для слова «быстрый» не будут считаться антонимами словами «небыстрый», «медленно».

Заметим, что наш словарь содержит не только антонимы, но и противоположные по смыслу слова и выражения. Учитывайте это при подготовке домашних заданий.

Примеры

Примеры антонимов к словам разных частей речи:

  • Имя существительное: трус → храбрец, смельчак.
  • Имя прилагательное: большой → маленький, крошечный, мизерный, крохотный, компактный, мелкий.
  • Наречие: быстро → медленно, тихо.
  • Глагол: подниматься → опускаться, угасать, уменьшаться, тормозить, снижаться.

Поиск антонимов

Чем полезен наш сервис? Алгоритм поиска осуществляет выборку из разных словарей антонимов и комбинирует результаты в общий список. Форма поиска с функцией автозаполнения: она подсказывает слова из словаря по мере ввода букв в текстовое поле. Поиск подбирает не только антонимы, но и противоположные по смыслу фразы, отвечая на запрос посетителя максимально полно.

Чаще всего посетители сайта смотрят антонимы к следующим словам: вежливый, красивый, умный, торопиться, любить, превышение, деградация, лёгкий, дефицит, грубый. Показаны только 10 наиболее популярных слов. Это лишь малая часть от объёма всего словаря. Воспользуйтесь формой поиска слова и подбора антонимов.

Синонимы, синонимичный ряд. Определение и примеры

Синонимия — это явление полного или частичного совпадения значений языковых единиц при различном звучании и написании.

Лексические синонимы — это слова, относящиеся к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но одинаковые или очень близкие по лексическому значению. Например:

врач – доктор,

за́мок – крепость.

К синонимам не относятся слова, обозначающие отношения рода и вида: дерево – клён, насекомое – муравей.

Слова могут иметь синонимичные им устойчивые сочетания — фразеологизмы:

далеко – на краю света – за тридевять земель.

Фразеологизмы могут иметь синонимичные отношения не только с отдельными словами, но и с другими фразеологизмами:

отбросить коньки – отправиться на тот свет – сыграть в ящик – отдать богу душу.

Употребление синонимов делает речь более точной, яркой и выразительной. Позволяет избежать повторов одного и того же слова.

Различия между синонимами

Синонимы могут отличаться друг от друга:

  1. Оттенками лексического значения:

    сахарный – приторный.

    Общий смысл — сладкий, но сахарный означает сделанный из сахара, а приторныйизлишне сладкий.
  2. Эмоциональной окраской:

    спать – дрыхнуть.

    Глагол спать нейтральный, не выражающий ярких эмоций, глагол дрыхнуть просторечный, выражающий неодобрение или пренебрежение.
  3. Принадлежность к определённому стилю речи:

    говорить – болтать – молвить – излагать.

  4. Сочетаемостью с другими словами:
  5. коричневый – каштановый – карий.

    Слово коричневый можно сочетать с разными предметами: коричневая машина, коричневый стол, коричневый карандаш. Слово каштановый чаще всего употребляется для обозначения цвета волос, а карий — цвета глаз.

Синонимичный ряд

Синонимы объединяются в синонимичные ряды, например:

обманывать, врать, хитрить, жульничать.

В составе синонимичного ряда выделяется доминанта — стилистически нейтральное слово, обладающее самым общим значением и наиболее свободной сочетаемостью (в данном ряду это слово обманывать). Синонимичные ряды могут содержать различное количество слов: от двух-трёх до десятка и более.

В синонимичном ряду все слова относятся к одной части речи (существительные, прилагательные, глаголы и т. д.), но различаются оттенками значений. Например:

влажный, сырой, мокрый.

Все слова являются прилагательными и называют один и тот же признак предмета — не сухой. Каждое слово имеет свой оттенок значения:

влажныйслегка увлажнённый, не полностью сухой;

сыройнемного мокрый, сильно влажный;

мокрыйполностью пропитанный водой.

Антонимы. Словарь антонимов русского языка

ЦЕЛИ УРОКА: познакомить со словами-антонимами, формировать умение определять лексическое значение антонимов, подбирать антонимы к определённому слову, понимать роль антонимов в речи.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Учащиеся получат первоначальные сведения о словах-антонимах, будут учиться подбирать антонимы к определённому слову.

ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания

Проверка правильности задания в рабочей тетради на с. 20, упр. 40.

— Прочитайте пары слов, близкие по значению, которые вы составили. Как называются пары слов, близкие по значению? (Синонимы.)

2. Актуализация знаний

— Отгадайте загадку.

Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы.)

Определите в тексте загадок синонимы.

Определите слова, которые противоположны по значению.

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Проскакало, пробежало,

Нет ни дыма, ни пожара.

(Лиса)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.

(Дятел)

3. Целеполагание

Работа по учебнику. С. 54.

— Тема нашего урока: «Синонимы и антонимы».

Определите учебно-познавательную задачу урока. (Что такое антонимы?)

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику. С. 54, упр. 71.

Уточнение общего представления об антонимах. Введение термина «антоним». Упражнение в нахождении антонимов в предложениях, определение значения антонимов.

— Прочитайте рубрику «Сведение о языке». Ответьте на вопрос: какие слова называют антонимами?

Выполнение заданий в рабочей тетради. С. 21, упр. 41.

— Впишите в предложение пропущенное слово. Обозначьте в словах ударение.

Работа по учебнику. С. 54.

— Прочитайте рубрику «Обрати внимание!».

Учебник. С. 55, упр. 72.

Упражнение в подборе антонимов к определённым словам. Работа со словарём антонимов (учебник, с. 142). Запись слов-антонимов. Наблюдение над тем, что к одному слову можно подобрать несколько антонимов антонимов: здравствуйте — до свидания, здравствуйте — прощайте.

Словарная работа.

Работа со словарным словом до свидания.

— Уточните значение слова.

Подберите к слову слова, близкие по значению. (До встречи, всего хорошего, пока, прощайте.)

Подберите к слову слова, противоположные по значению. (Здравствуйте.)

Постарайтесь объяснить написание слова до свидания. (До (скорого) свидания.)

Игра «Наоборот»

— Без антонимов наша речь станет скупой и бесцветной.

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: ...(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь: ... (близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь: ...(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты ...(нашёл)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: ...(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,-

Ну, отвечай: . ..(конец)

Работа по учебнику. С. 56, упр. 73.

Выполнение заданий упражнения.

Работа в парах.

— Прочитайте текст.

Сегодня холодный день. По небу плывут тяжёлые тучи. Под ногами сырая земля.

Какое настроение возникает после прочтения текста? (Грустное, печальное, тоскливое.)

— Подчеркните слова, с помощью которых передаётся это настроение.

Замените эти слова словами-антонимами. Прочитайте полученный текст.

5. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Запись на доске:

Стрижи, заяц, сорока, следы, ребята, трава, молоко, собака, сестра, дежурный; ряды, весна.

Задание

Вариант 1. Выписать слова, в которых есть проверяемая безударная гласная.

Вариант 2. Выписать слова, в которых написание гласной надо запомнить.

6. Самостоятельная работа

Работа по карточкам.

Допишите предложения словами с противоположным значением. Подчеркните буквы, написание которых требует проверки.

Калина горькая, а малина ___________________. Дуб толстый, а рябина ___________________. Река широкая, а ручей ___________________. Орел большой, а воробей ___________________. Лед твёрдый, а снежок ___________________.

7. Домашнее задание

Выполнить в рабочей тетради упр. 43 на с. 22.

8. Подведение итогов урока

— Расскажите, что такое антонимы.

Для чего мы пользуемся ими в речи?

Подберите к данным словам антонимы:

Согласный (звук) — гласный (звук)

Мягкий (звук) — ...

Ударный (слог) — ...

Урок русского языка по теме "Антонимы" (6 класс)

Урок русского языка 6 класс

Тема «А Н Т О Н И М Ы»

Цели урока:

1. обучающие: расширить знания учащихся по теме «Антонимы», уточнить и конкретизировать свойства антонимов, употребление в речи, дать дополнительные сведения об использовании антонимов в художественных произведениях.

2. развивающие: Развивать внимание, мышление, память, воображение, речевые навыки.

3. воспитывающие: прививать культуру речи, художественный вкус, интерес к слову, нравственные качества.

4. коррекционные: развивать остроту зрения, глазодвигательных и прослеживающих функций органов зрения.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы урока: частично -поисковый, наглядный, словесный, практический.

Методическое обеспечение урока: интерактивная доска, раздаточный дидактический материал, презентация, видеоролик, учебники, лист бумаги, маркер, карандаши.

Ход урока:

I. Орг момент.

Ребята, сегодня у нас на уроке гости. Постараемся показать свои знания и умения .

Похвалим нашу школу. Школа у нас самая …., учителя у нас…, мы самые…

Посмотрим на доску. Эпиграфом урока будут служить слова:

« Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут выражены его мысли»

М. Исаковский

II. Повторение пройденного материала.

1.Орфографическая минутка.

Начнём наш урок с орфографической минутки.

Необходимо вставить пропущенные буквы и выделить часть слова, где пропущена буква (выделить корень), выпишите по одному слову из каждого ряда орфограмм в тетрадь.

Предл…гать, предл…жение, (Данияр) р…стение, подр….сток, к…снулся, пр..к..саться, зам…рать, зам..реть,(Марина) приг..рать, заг…р, з...ря, з…ри, з…рево, соч….нение, выч…тание (проекция на доске)

2. Беседа учителя с классом.

Слово учителя. Мы начали изучать раздел науки «Лексикология».

-Что обозначает слово лексика- совокупность всех слов. Все слова и составляют лексику. И следовательно, раздел науки о языке, изучающий словарный состав называется лексикологией.

- Назовите многозначные слова? Где можно уточнить значение слова? В толковом словаре.

-Все ли слова могут быть многозначными. Нет не все. Как называют такие слова - однозначные.

- Прошу вас просмотреть видеоролик и подумать над темой урока.

Отрывок из мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо»

III Учащиеся определяют АНТОНИМЫ – тема урока (слайд 1)

1. Вы знаете об антонимах из начальной школы, из 5 класса. Дайте определение антонимов. Учащиеся дают понятие – антонимов ( слова с противоположным значением).

2. Уточнение понятия антонимов. Учебник стр. 58

3. Записать в тетради число. Сегодня 1 декабря.

Запишем предложение в тетради.

Сыплет белый снег на чёрную землю. (слайд 2).

Выполним синтаксический разбор предложения.

Вопросы по предложению.

- есть ли в этом предложении слова, в которых количество букв и звуков не совпадает и почему? (чёрную)

- какие фонетические процессы наблюдаем в словах?

(оглушение в слове снег)

- какая орфограмма встречается в словах

(чёрную – правописание гласных о-ё после шипящих в корне).

- есть ли слова, относящиеся к теме «Антонимы»?

- какой они части речи (прил.), что обозначают - контраст цвета.

4. Составление кластера к слову АНТОНИМЫ

(слайд3)

Для выполнения этой работы вы поработаете в малых группах.

Ваша задача выделить маркером лишнюю пару, т.е не соответствующую другим парам антонимов.

1.Ссорится – мириться Зима – лето

Просто - сложно Умный – глупость

( вывод должны быть одной части речи), записать в кластер - одна часть речи

2. Открыть – закрыть говорить – молчать

Налить – вылить зацвести – отцвести

(однокоренные и неоднокоренные)

3.дневной – ночной правда – ложь

книга – словарь книга – словарь

( не все слова могут иметь антонимов)

ВОПРОС - А как узнать, есть ли у слова антонимы?

Ну, конечно по словарю. Есть словарь антонимов.

В словаре мелкий шрифт. Поэтому в дидактических материалах есть словарик сокращённый текст к слову

НАДЕЖДА

1. Надежда – безнадёжность. «Похитил я, младой певец, у безнадёжности - надежду»

2. Надежда - разочарование «Отец всегда вместе со мной переживал мои надежды и разочарования на трудном поприще актрисы.

3. Надежда – отчаяние. «Он не знал, что искусство капризно, - от отчаяния без перехода бросает к надежде »

( устно составить от этих слов глаголы

Надеяться – отчаиваться.

4. Составление словарика антонимов к слову свежий

Упр.170 стр. 59

Свежий хлеб – чёрствый хлеб; свежая газета – вчерашняя;

Свежее бельё – грязное; свежая рыба – протухшая;

Свежий огурец – солёный; свежий вид – помятый; свежие цветы – засохшие; свежий воздух – спёртый воздух.

Гимнастика для глаз «Светофор» Пальминг. У меня всё получается,

я надеюсь на успехи, никогда не стоит отчаиваться.

5. Работа со шторкой интерактивной доски

Если правильно подберём к словам антонимы, то первые буквы восстановленных нами слов, образуют слово честность. Останется

добавить ь.

Грязный чистый

Искусственный- естественный

Трусливый- смелый

Мягкий- твёрдый

Старый- новый

Замкнутый- открытый

Слабый- сильный

Светлый- тёмный

ь

Подберём антоним к слову –честность ( бесчестье, подлость), а что мы понимаем под этими словами –

послушайте стихотворение:

« Лики лжи» Ф. Кривин

Ложь бывает доброй или злой

Сердобольной или беспощадной

Ложь бывает ловкой и нескладной

Осмотрительной и безоглядной

Упоительной и безотрадной

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой

Скромненькой, а может быть нарядной

Выдающейся и безотрадной

Откровенной нелицеприятной

А бывает просто суетной.

Правда же бывает только правдой.

Какой бы ни была ложь, она бесчестна.

Вспомним пословицу «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

ФИЗМИНУТКА

Выполним несколько физических упражнений. Я даю начало команды, а вы оканчиваете.

Вдохнули – выдохнули. Подняли руки вверх, опустили вниз, повернули голову налево, а потом направо. Посмотрели на потолок, затем на пол. Присели – встали.

6. Используем ли мы в речи антонимы – да.

1.Чтение учебника – теоретический материал Антонимы используются как одно из выразительных средств языка. В литературе в поэзии стр.58

А. в тексте, Б) в заглавии произведений.(назвать)

2. при помощи антонимов созданы яркие пословицы, в которых выражена народная мудрость. стр. 59

Посмотрите на пословицы упр.168. и на доску.

Корень учения горек, да плод его …. .

Больше знай, да …. болтай.

Кто хочет много знать, тому надо …. спать.

Мал телом, да …. делом.

Маленькое дело лучше большого …. .

На чужбине и калач не в радость, на … и черный хлеб всласть.

Давайте устно вставим пропущенные антонимы, а в тетради выпишите антонимы из этих пословиц

А теперь посмотрим небольшую памятку в дидактических материалах. Прочтите и отметьте, какие сведения вам уже известны? Приведите примеры

И С П О Л Ь З О В А Н И Е А Н Т О Н И М О В

1.Как выразительно- изобразительное средство поэтической речи для сопоставления и противопоставления, создания антитезы, контраста.

А.

Полюбил богатый - …бедную

Полюбил учёный … глупую

Полюбил румяный… бледную

Полюбил хороший… вредную

Золотой – полушку медную

Б) В названии произведений

"Отцы и дети" Война и мир" "Тонкий и толстый"

«Принц и нищий» «Живые и мёртвые»

2. Создание пословиц.

Ученье-…свет, а неученье …тьма

3. Оксюморон — "соединение несоединимого", сочетание слов, выражающих несовместимые понятия, в результате чего возникает новый смысл, например:

«Горячий снег», близкое далёкое, невыносимо красивое.

7. Чтение текста «ОКСЮМОРОНИЯ»

При чтении текста увидите оксюморон, поднимайте руки.

Замечательная страна - Оксюморония. Если вы решили слегка устать от отдыха, то вас ждет страна Оксюморония.

Вообще-то «оксюморония» по-гречески означает «остроумная глупость». Жители этой страны любят ловить рыбку на прямые крючки. Летом они жарят снег на пластиковых сковородках и заедают его сухой водой. Гвозди они делают из деревянного железа и забивают их стеклянными молотками. В Оксюморонии невыносимо красивая природа. На крутых склонах гор белоснежно сияют озера. Особенно любят забираться наверх художники. Темными, как день, ночами ясно можно видеть там картины оксюморонских художников, которые отличаются как две капли воды.

ВЫВОД: Антонимы применяются для сопоставления и противопоставления. Добавьте в свои кластеры новые ассоциации.

IV Закрепление. Вернёмся к началу урока.

Что же хорошо и плохо

Примерные ответы:

хорошо, когда у людей счастье, плохо, когда у них горе; хорошо, когда человек здоров, плохо, когда болен,

хорошо, когда мир, плохо, когда война,

хорошо когда трудятся, плохо, когда ленятся

хорошо когда надеются, плохо когда отчаиваются.

V .Домашнее задание даётся дифференцировано

1. Выполнят упражнение 165. подобрать к словам антонимы

2. Заполнят таблицу, подобрав антонимы и распределив их по разрядам:

1.время

2.пространство

3.человек.

Рано, близкий, весёлый, длинный, утро, добрый, день, умный, узкий. Задание находиться в дидактических материалах.

VI. Тестовые задания

По уровню сложности

Тестовые задания к теме «Антонимы»

1 уровень

1.Найдите антонимы:

1) добрый – щедрый

2) злой – добрый

3) мерзнет – зябнет

2. Определи строчку антонимов

1) хороший – прекрасный

2) трудный – легкий

3) широко – узко

3. Антонимами являются слова:

1) настоящий – подлинный

2) подальше – поближе

3) эффектный – эффективный

4. В этом предложении есть антонимы:

1) Век живи – век учись.

2) Волков бояться – в лес не ходить.

3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют

2 уровень

1. Укажите ряд антонимов

А. Жестокость бессердечие

В. Передвижение перемещение

С. Грусть печаль

Д Скука тоска

Е. Истина ложь

2. Найдите строчку антонимов

А. знания – умения

В. Опыт – открытие

С. Легко-трудно

Д. вывод-результат

Е. доклад – сообщение

3. Укажите ряд антонимов

А. Праздность пустота

В. Осторожность заботливость

С. Резкость грубость

Д. невежливость невежество

Е. праздничность будничность

4. В составе предложения имеются антонимы

А. И голова постоянно кружится и сердце болит

В. Сытый голодного не разумеет

С. Тяжёлая одинокая слеза скатилась по его шее

Д. Вскоре поэта сослали, а затем он был переведён в деревню

Е. Это был красивый брюнет с выразительными, хотя несколько тяжёлыми чертами лица

3 уровень

1. Найди строчку антонимов

А. Горячий тёплый

В. Добро сочувствие

С. Соединение разъединение

Д. Вражда ненависть

Е. Истина правда

2. Определите антоним к словосочетанию бедная растительность

А. Убогая растительность

В. Скудная растительность

С. Пышная растительность

Д. Небогатая растительность

Е. Ничтожная растительность

3.Укажите предложение, в котором есть антонимы

А. Беседа с вежливым человеком была живая и увлекательная

В. Рассказывал он свою историю с жаром и увлекательно

С. Была без радости любовь, разлука будет без печали

Д. Я шёл во двор, чувствуя себя чемпионом ,рекордсменом победителем.

Е. Солнце сияло, светило изо всех сил.

4. Укажите предложение, содержащее антонимы

А. Шумели старые печальные липы в сквере.

В. Знание человека возвышает, а невежество унижает

С. Маша улыбнулась, и лицо её оживилось

Д. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя, золотом сверкала река.

Е. Со мной случилось невероятное и, можно сказать, фантастическое приключение.

§ 24. Синонимы, омонимы, антонимы — Большие уроки — Эвенгус

§ 24

§ 23. Многозначность слов § 25. Учение И. В. Сталина о грамматическом строе языка

1. Синонимы — это слова, близкие (или даже одинаковые по значению и разные по звучанию.

бикит стойбище, селение и урикит стойбище, место стоянки; учэлэ раньше и нонон раньше, прежде; турэн слово, речь и гунин речь; кусидерэн дерётся, воюет и ӈорчадяран борется; давладерэн поёт и икэчерэн поёт; илэ человек и бэе человек, мужчина.

2. Омонимы — это слова, совпадающие по звучанию, но различные по значению.

няӈня небо и няӈня грязь; гара сук, ветка и гара они взяли; оран порог у реки и оран он сделал; дял мысль и дял товарищ, родня.

В эвенкийском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному, то есть являются омонимами только на письме, например: осикта звезда и осикта коготь, ноготь пишутся одинаково, а произносятся по-разному: осикта звезда произносится с долгим о, осикта коготь не имеет долгих гласных. Бурэн дал и бурэн умер пишутеся одинаково, а произносятся по-разному: бурэндал с долгим у, а бурэн умер без долготы. Илэ человек и илэ? куда? пишутся одинаково, а произносятся по-разному: в слове илэ?куда? оба гласные долгие, а в слове илэ человек оба гласные произносятся без долготы. Слова авун постель и авун шапка в произношении отличаются долготой гласного а в слове авун постель.

Такого рода совпадения в написании разных по звучанию слов называются графическими омонимами.

3. Антонимы — это слова, различающиеся по звучанию и прямо противоположные по значению.

хэгды большой и хулукун маленький; ӈоним длинный и урумкун короткий; суӈта глубокий и арба мелкий; сагды старый и илмакта молодой; горо далеко и дага близко; идарипчу горький и алапчусладкий.

Умение пользоваться синонимами, омонимами и антонимами делает речь более точной и выразительной. Особенно большое значение это имеет при переводах с эвенкийского языка на русский и с русского языка на эвенкийский художественной, политической и другой литературы.

Упражнение 9

а) Подберите омонимы к следующим словам и составьте предложения:

элла что они стали делать, осикта отойду-ка я, гара ветка.

б) Подберите антонимы к словам:

алапчу, хэкупчу, ургэпчу, эмэрэн, ирэн.

в) Подберите синонимы к следующим словам и составьте с ними предложения:

бэркэ, турэтчэрэн, ӈэнэрэн, гамалчаран, микчанэн.

Вопросы для повторения

  1. Учение И. В. Сталина об основном словарном фонде и словарном составе языка.
  2. Каким путём изменяется словарный состав эвенкийского языка?
  3. Что называется синонимами, омонимами и антонимами?
§ 25. Учение И. В. Сталина о грамматическом строе языка →

терминология - Что такое "антоним"

Понятие антоним всем известно с начальной школы и кажется довольно простым.

Антонимы, (от греч. «anti» — «против» и «onyma» — «имя») — это слова, принадлежащие к одной и той же части речи и имеющие противоположные значения.

Однако понять какие именно слова противоположны, не всегда легко, как показывает обсуждение

Хотелось бы понять, что лингвисты понимают под этим термином? Легче всего понять противоположность прилагательных, ведь они указывают на наличие/отсутствие некоего качества (полный - пустой) или на присутствие его в разной мере (горячий - холодный). Четкое противопоставление есть и у наречий.

Сложнее с существительными. Как мне кажется, их противоположность основана на присутствии того же "качественного" смысла, как в прилагательных. Интересно обо всем этом сказано в здесь

Но вот антонимичность глаголов вызывает у меня большие сомнения. Мне даже трудно быстро привести примеры. Например лежать и бежать - антонимы или нет? Или даже выиграть и проиграть, хотя здесь можно согласиться.

Но вот посмотрите: А повелевает В, тогда В подчиняется А. Вроде, антонимы. Но построим по той же схеме пару: А дружит с В, тогда и В дружит с А Тут уже синонимы (даже вообще совпадающие понятия). Как же различать эти случаи?

В общем, сведЕние антонимичности к противоположности, по-моему, не решает проблему, так как это по сути просто перевод названия на русский язык.

Дополнение. Мое недоумение по поводу "противоположных" понятий имеет давнюю природу. Как-то давно случилось мне вести занятия по логике (не математической). Просмотрела я вузовские учебники. И наткнулась на такой "глоссарий":

Типы несовместимости понятий: соподчинение, противоположность, противоречие.
Соподчинение - это отношение между объемами двух или нескольких понятий, исключающих друг другу, но принадлежащих некоторому, более общему родовому понятию.
В отношении противоположности (контрарности) находятся объемы таких понятий, которые являются видами одного и того же рода, и притом одно из них содержит какие-то признаки, а другое эти признаки не только отрицает, но и заменяет их другими, исключающими (т.е. противоположными) признаками.
В отношении противоречия (контрадикторности) находятся такие два понятия, которые являются видами одного и того же рода, и при этом одно понятие указывает на некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает, исключает, не заменяя их никакими другими признаками.

К антонимам автор относит понятия 2-го и 3-го типа.

Моя математическая душа этих определений никак не могла переварить. Во-первых, эти определения описывают не просто объемы понятий (множества), а затрагивают их структуру. Чем, спрашивается, с точки зрения теории множеств отличаются "соподчинение" и "противоположность"? Второе - частный случай первого, причем выделяется не с точки зрения "объема" понятия, а по какому-то другому основанию. Причем "противоположность" понятий сводится к "противоположности" некоего признака, включенного в понятие. Для меня это круг в определении.

Кстати, в хорошей книге по логике Ю.В.Ивлева ничего подобного не написано, так что "противоположность" для объемов понятий вообще не вводится. Несовместимые (по объему) понятия никак не подразделяются. Соподчинение приводится как отношение между тремя понятиями, а не двумя.

В то же время "противоречие" (контрадикторность), "контрарность" и "субконтрарность" рассматриваются как отношения по содержанию, а не по объему, и имеют четкие формальные определения.

И еще одно наблюдение: противоположность в философском смысле - она такая же как в лингвистическом? Например, "форма - содержание", "явление - сущность" и т.п. ? Т.е. будет ли "содержание" антонимом к "форме"?

русских синонимов, русских антонимов - FreeThesaurus.com

Она не знала, что русский разговаривал с дикарем за несколько минут до того, как начальник пришел к ней со своим рассказом.

Наконец они достигли грубой бомы, которую носильщики Рокова подбросили вокруг русского лагеря.

Мальчик Рокова зажег лампу русского и теперь по слову хозяина скрывался.

Русский поднял ее на ноги и попытался затащить к раскладушке, стоявшей сбоку от палатки.

Быстро она вернулась на сторону бессознательного русского. На его поясе ее пальцы наткнулись на рукоять длинного охотничьего ножа, и этим она прорезала дыру в задней стене палатки.

Затем Негор увидел, как лицо русского потемнело, и он увидел, как люди подошли к нему по бокам, щелкая плетями своих кнутов.

Он шел по следам убегающих людей в течение одиннадцати дней, и его преследование само по себе было бегством; ибо за его спиной, как он прекрасно знал, стояли устрашающие русские, трудящиеся через болотистые низины и крутые водоразделы, стремящиеся не меньше, чем к истреблению всего его народа.

Здесь мы долго жили, на берегу моря, среди народа, который ненавидел русских.

Но сначала русские выкололи глаза Старому Киноосу, чтобы он больше никогда не указывал дорогу, а затем они сражались там, где волны били белее, с людьми Пастолика.

«Даже сейчас он идет по пятам, а с ним много русских, только что вышедших из моря».

И я не был трусом, когда путешествовал, молодой и одинокий, вверх по Юкону дальше, чем когда-либо был человек, так далеко, что я пришел к другому народу с белыми лицами, которые живут в большом форте и говорят на других языках, кроме что говорят русские.

"Тогда я услышал разговоры шаманов и вождей о том, что русские навлекли на людей странные болезни и убили наших мужчин, и украли наших женщин, и что земля должна быть очищена.

И я увидел русских приплыли по Юкону на лодках, только что с моря, много русских; и я видел, как Иван выполз оттуда, где спрятался, и заговорил с ними.

Князь Андрей чувствовал, что действия армии Кутузова меньше интересовали военного министра чем любые другие вопросы, которые его интересовали, или он хотел произвести такое впечатление на русского специального посланника.

Затем он начал воображать, что русские убегают, а его самого убили, но он быстро разбудил себя с чувством радости, как будто заново узнал, что это не так, а что французы, наоборот, убежали. .

Синонимов и антонимов русского

antonym.com

  • синоним.com

  • Слово дня: язычок
  • Популярные запросы 🔥

    творческий вызов нарушитель белый человек эстетический нестандартное мышление помощь отрицательное влияние сплоченность душевное здоровье галтель перспектива гуджарати в первый раз определить фокус развиваться хорошо знаю все это антоним потенциал технологии горько-сладкий важный прекрасный онлайн сильный обязать более вероятно Помогите

1. русский

имя существительное. А родной или житель из Россия.

Антонимы

нечистый

Синонимы

Карельский

Избранные игры

2. Русскоязычный

прилагательное. Способный к общаться в Русский.

Антонимы

необщительный молчаливый невнятный

Синонимы

коммуникативный

3. русский

имя существительное. В Славянский язык это является то официальный язык из Россия.

Антонимы

поздно средний не родной иностранный принял

Синонимы

Славянский Славянский язык Славянский язык

Популярные запросы 🔥

творческий вызов нарушитель белый человек эстетический нестандартное мышление помощь отрицательное влияние сплоченность душевное здоровье галтель перспектива гуджарати в первый раз определить фокус развиваться хорошо знаю все это антоним потенциал технологии горько-сладкий важный прекрасный онлайн сильный обязать более вероятно Помогите

×

  • Условия эксплуатации
  • Политика конфиденциальности
  • Политика авторских прав
  • Отказ от ответственности
  • CA не продавать мою личную информацию

много - Викисловарь

Болгарский [править]

Этимология [править]

Из прото-славянского * mъnogъ , из прото-балто-славянского * managas , из протоиндоевропейского * monogʰos .

Произношение [править]

Наречие [править]

мно́го • (mnógo) ( сравнительный по́-мно́го , превосходный на́й-мно́го )

  1. много, много
    мно́го хо́ра - mnógo hóra - много человек
    Антоним: ма́лко (málko)
  2. много
    Антоним: ма́лко (málko)
  3. очень

Ссылки [править]

  • много в Rečnik na blgarskija ezik (Institut za blgarski ezik)
  • много в Rečnik na blgarskija ezik (Čitanka.Инфо)

Русский [править]

Этимология [править]

Из прото-славянского * mъnogъ , из прото-балто-славянского * managas , из протоиндоевропейского * monogʰos .

Произношение [править]

Наречие [править]

мно́го • (mnógo) ( сравнительный (по) бо́льше или (по) бо́лее ) (+ родительный падеж)

  1. много
    Антоним: ма́ло (málo)
  2. много
    Антоним: ма́ло (málo)
  3. много, много

Сравнительный:

Превосходная степень:

Синонимы [править]
Производные термины [править]

Этимология [править]

Из прото-славянского * mъnogъ , из прото-балто-славянского * managas , из протоиндоевропейского * monogʰos .

Наречие [править]

много • (много)

  1. много, много, очень много

    На тоту тему опубліковав много статей. - На всю тему опубликованных многих государств. - Он опубликовал много статей, посвященных этой теме.

  2. слишком много
  3. значительно
  4. очень много, совсем немного

сербохорватский [править]

Этимология [править]

Из прото-славянского * mъnogъ , из прото-балто-славянского * managas , из протоиндоевропейского * monogʰos .

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : / mnôɡo /
  • Расстановка переносов: мно‧го

Наречие [править]

мно̏го ( латинское написание много )

  1. много, много, много
  2. слишком много
  3. значительно
  4. очень много, совсем немного

PyDictionary · PyPI

PyDictionary: «Настоящий» словарный модуль для Python

PyDictionary - это модуль словаря для Python 2/3, позволяющий получить значения, переводы, синонимы и антонимы слов. Он использует WordNet для получения значений, Google для переводов и synonym.com для получения синонимов и антонимов.

Этот модуль использует запросы Python, BeautifulSoup4 и goslate в качестве зависимостей

Установка

Установка очень проста через pip (или easy_install)

Для пункта

  pip установить PyDictionary
  

Для Easy_Install

  easy_install PyDictionary
  

Использование

PyDictionary можно использовать двумя способами: либо путем создания экземпляра словаря, который может принимать слова в качестве аргументов, либо путем создания экземпляра словаря с фиксированным количеством слов.

Например,

 из PyDictionary импортировать PyDictionary
словарь = PyDictionary ()
 

Это создаст локальный экземпляр класса PyDictionary, и теперь его можно использовать для получения значений, переводов и т. Д.

 print (dictionary.meaning ("отступ"))
 

Будет возвращен словарь, содержащий значения слова. Например, приведенный выше код вернет:

  {'Существительное': ['вогнутый вырез в поверхности или краю (как на береговой линии', '
 образование мелких ямок на поверхности в результате коррозии »,
пробел между полем и началом строки с отступом ','
разрезание кромки с зубчатыми надрезами или угловыми надрезами »]
}
  

Ключи словаря - это разные типы слова.Если слово является одновременно глаголом и существительным, то будет два ключа: «Существительное» и «Глагол». Каждый ключ относится к списку, содержащему значения

для синонимов,

 печать (словарь.синоним («Жизнь»))
 

Будет возвращен список, содержащий синонимы слова.

Для антонимов,

 печать (dictionary.antonym ("Жизнь"))
 

Это вернет список, содержащий антонимы слова.

Для переводов,

 печать (словарь.translate ("Диапазон", 'es'))
 

Это вернет перевод слова «Диапазон» на испанском языке. Коды языков см. В Google Translate. Возвращаемое значение - строка в Python 3 и Unicode в Python 2

.

Кроме того, вы можете установить фиксированное количество слов для экземпляра PyDictionary. Это полезно, если вы просто хотите быстро понять значения некоторых слов без необходимости разработки.

Пример:

 из PyDictionary импортировать PyDictionary

Dictionary = PyDictionary ("гостиница", "засада", "беспечность", "проницательность")
'В экземпляре может быть любое количество слов'

печать (словарь.printMeanings ()) '' 'Выводит значения всех слов' ''
print (dictionary.getMeanings ()) '' 'Это вернет значения в виде словарей' ''
печать (dictionary.getSynonyms ())

print (dictionary.translateTo ("привет")) '' 'Это переведет все слова на хинди' ''
 

Аналогичным образом синонимы и антонимы также могут быть напечатаны на экране.

Около

Текущая версия: 2.0.1 Создано Pradipta Bora 2020.

Словарь русских антонимов для Android

Более 2 000 словарных статей содержат 3 000 антонимов.
Словарь описывает основные семантические и синтаксические свойства русских антонимов
Все значения полностью иллюстрированы примерами употребления из современной и классической русской литературы
Автор профессор М.Р. Львов
____
Приложение позволяет легко и быстро ориентироваться в словаре, а также на опыте самые продвинутые функции поиска и обучения.
Теперь перед покупкой вы можете убедиться, что словарь соответствует вашему языковому уровню и содержит все необходимые вам слова.Полноценная версия доступна для покупки вместе с каталогом словарей в приложении.
_____
Функции поиска:
• Поиск по шаблону, если вы не уверены в точном написании слова. Используйте «?» и символы «*» для замены пропущенных букв.
• Поиск похожих слов в случае орфографической ошибки.
• Поиск в записях для сужения и быстрого перехода к более крупным записям.
• Ищите неизвестные слова или фразы из любого приложения, включая веб-браузер или электронную почту, с помощью кнопки «Поделиться». Эта функция позволяет отправлять скопированный текст в словарь напрямую и получить перевод одним щелчком мыши!
• Модули морфологии помогают находить слова в любой грамматической форме.

Функции обучения:
• Встроенная викторина с карточками помогает учить новые слова быстрее и эффективнее.
• Полная лингвистическая информация - с таблицами склонения и спряжения - включена, что делает словарь обязательным для любого знатока языков!
• Избранное - для быстрого доступа к часто используемым словам.

Особенности интерфейса:
• Наслаждайтесь новым приложением с еще более удобной навигацией.
• Перетаскивайте компоненты ваших продуктов между хранилищами, например, во внутреннюю или внешнюю память, или при необходимости удаляйте компонент.Доступно в Мои словари -> Управление.
• Встроенный словарный каталог для покупок в приложении.
• В пользовательских настройках доступен ряд пользовательских стилей и рабочих параметров.
• Функция истории поиска показывает последние 1000 найденных слов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *