3 предложения с безударными гласными: 5 предложений с безударными гласными

Содержание

3 класс «Безударные гласные в корне слова»

 Технологическая карта  к уроку

русского языка в 3 классе по теме:

 

 «Слова с безударными гласными

в корне слова. Секреты воды и круговорот её в природе.»

Тип урока: открытие нового знания

(интегрированный= русск.яз.+окр.мир+ лит. чтение)

Разработала: Донцова Н.Г.

 

 

    

Тема урока

Слова с безударными гласными в корне слова (ПРАВИЛО 2).

Состояния воды и круговорот её в природе

Тип урока

Открытие новых знаний (ОНЗ)

      Цель

Систематизировать знания о правописании слов с безударной гласной в корне слова ; о способах проверки безударной гласной в корне слова изученных частей речи (правило 2).

Повторить алгоритм нахождения орфограммы – безударной гласной в корне слова.

Закрепить умение подбирать проверочные слова.

Развивать информационные компетенции, 

умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Прививать интерес и любовь к русскому слову, воспитывать потребность бережного отношения к водным природным ресурсам.

Вырабатывать привычку сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.

 

Планируемый

    результат

Предметные умения

Универсальные учебные действия (УУД)

·        формировать умение различать слова с безударными гласными в корне слова;

·        подбирать родственные проверочные слова к словам с безударными гласными;

·        расширить словарный запас учащихся;

·        познакомить с разными состояниями воды и понятием «круговорот» воды в природе;

·        развитие самоконтроля за своей речью

Личностные:

·        осознание алгоритма учебного действия;

·        способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

ü освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

ü планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

ü формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

ü вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

ü освоение умения подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной;

 

ü формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.;

 

ü формирование знаний почему и как надо охранять и беречь природу;

 

ü расширять читательский интерес

 

Коммуникативные:

ü формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

ü принимать на себя ответственность за результат своих действий;

ü наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Основные понятия

Орфограмма, корневая орфограмма, безударные гласные, предложение, текст, три состояния воды, круговорот

 

Межпредметные связи

Русский язык – окружающий мир – литературное чтение

Ресурсы:

— основные

-дополнительные

 

Канакина В.П., Горецкий В.Г.  Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 1

Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Слова с безударными гласными»(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

Карточки с творческим заданием.

Карточки «Рефлексия урока» и «Гора успеха»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа,  групповая работа.

 

 

 

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

                Формируемые

универсальные учебные действия

I.                 Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя

Готовятся к работе

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

(Слайд 2 )

 — Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия. Мы отправляемся в путешествие в Страну «Умников и Умниц».

II. Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

1)    Знакомство с «Картой путешествий» (слайд 3).

2)     Девиз.  Учёба и труд рядом идут. (деформированное предложение)

– (слайд 4: подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи).

3)    -Давайте соберём в «Рюкзак» (слайд 5)  свои знания (игра «Я — начну, а ТЫ — продолжай»; повторение о частях речи и о составе слова).

( слайд 6)                       — Прочитайте слова.

     — Почему возникло затруднение? (В безударном  слоге – слабая позиция)

      — В какой части слова гласная в слабой позиции? (В корне)

   (- Вчера мы вспомнили 1 правило проверки безударной гласной в корне слова:  ИЗМЕНЯЛИ ФОРМУ СЛОВА.)

 

4)    Минутка чистописания: «Безударных гласных пять,

                                                Тех, что надо проверять,

                                                 Мы запомнили, друзья,

                                                 Это – А,О,И,Е,Я.

(письмо соединений букв:  оаиея,  ояеаи, ияеоа, оеяиа, еояиа (слайд 7).  

 

 

 

 

III.         Постановка учебной задачи

 

 

 

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

 

 

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение,  формулирование цели;

логические –  формулирование проблемы.

 

2) Индивидуальная работа: (слайд 8)

1)    Запишите слова столбиком,

2)    поставьте ударение, «опасные» места обозначьте точкой,

3)    разберите их по составу

4)    запишите через чёрточку проверочное слово к безударной гласной

—  В написании какого слова возникло затруднение.

— Почему возникло затруднение? (Потому что гласная в слабой позиции находится в приставке и в суффиксе.)

— Отправляемся к Мудрой Сове для проверки нашей работы (она вручает медальки за правильную работу- слайд 9)

 

 

 

 

IV.          Построение проекта выхода из затруднения

 

 

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 

 

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование;

логические – решение проблемы,

построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

 

 

I.    (слайд 10)

— Какую цель ставим? (Узнать, где находится  орфограмма в  слове, как ее проверить)

-Какое наше действие следующее? (1. Назвать орфограмму. )

                                                             2. Составить алгоритм проверки данной орфограммы.

                                                             3. Поупражняться в написании таких слов.)

( Завяжем узелок : — Если безударный гласный находится в приставке или суффиксе, надо вспомнить, как пишется данная приставка или суффикс)

 

 

 

V.              Реализация построенного проекта

 

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

 

 

Работают в соответствии с составленным  планом

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.

Познавательные: общеучебные- коллективное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

 

1.     Учитель: — В течение урока мы будем отвечать на вопросы:  Что?  Где?  Как?  Чем?

(Слайд 11)   Безударные гласные в корне слова

(- Давайте подберём родственные слова для проверки и определим какой частью речи они являются)

Пробежал – бег, пробежка, забег;

Звезда – звёздочка, звёздный, созвездие;

Полевой – поле, полюшко, прополка.

 

2.     (Слайд 11) Алгоритм

( — Теперь мы можем ответить на вопросы: «Что? Где? как? Чем? – надо проверять»

 

— Составим алгоритм проверки слов с безударными гласными.

    1. Читаю слово.

    2. Определяю ударение.

    3. Подбираю однокоренные слова.

    4. Выделяю корень.

    5. Подбираю проверочное слово разных частей речи (сущ., прил., глагол)

    6. Пишу гласную.

— Сравним наш алгоритм  с правилом на странице 104 ( 2 часть правила)

— Какой вывод сделаете?(Наш алгоритм верный)  (слайд 12)

 

3.     (слайд 13-16)

-Прочитать,  устно подобрать однокоренные проверочные  слова).

 

 

4.     (слайд 17)   Самостоятельная работа «Сделай правильный выбор»

                                                                    (списать, вставить пропущенную букву)

 

                                                                   Физкультминутка «Рыбки в море»

 

 

 

5.      (Слайд 15)     Творческая  работа…  (Отгадать загадки; записать отгадки, преобразовав их по заданию учителя) – с одной стороны  на картинках-рыбках записаны транскрипции слов, а с обратной стороны – образованные слова для самопроверки)

а)Без крыльев летят,

     Без ног бежат,

     Без паруса плывут.   (   аблака  ) – (перевернуть картинку для проверки – облака)

б)Утром падает всегда

     Ни дождинка, ни звезда.

     И сверкает на листах,

     На опушках и лугах.   (  раса   ) –(записать очень маленькую – росинка)

в)Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и расстаяла

На моей ладошке.    (    с н и ж ы н к а   ) – ( записать что делает? – летит)

       г) Что это за садовники,

Что поливают вишни и крыжовники,

Поливают сливы и цветы,

Моют травы и кусты.   (   д а ш д и   ) – (как сказать: какой день? – дождливый)

      д)Голубая коса

     На земле лежит,

    Никогда не отдыхает,

    А всю жизнь бежит.      (   р и к а   ) —  ( что делает?  —   течёт)

е)Что за лужи без конца и края,

Не страшна им стужа злая.

В солёных лужах ходят корабли

И далеко им до земли.    (  м а р а) – ( какой?  —  морской)

 

Что скажете? (Мы записали слова с безударными гласными)

— По составленному алгоритму найдем безударную гласную в каждом слове.

— Какие шаги выполним? ( Поставим ударение, выделим корень в слове, опасное место обозначим точкой)

— Проверяем.

    7)     ЗАГАДКА

—  Отгадайте  и вы узнаете, о чём мы сегодня ещё будем говорить.

  «В морях и реках обитает,

    Но часто по небу летает,

    А как наскучит ей летать,

   На землю падает опять.»    ( ВОДА)

 

 — И все эти слова связаны со словом ВОДА (СЛАЙД 20) (нарисуем  «Словесный цветок»).

 

III.            Учитель:

   – Ой, а вот на полянке нас встречает заяц Коська. Он хочет рассказать вам, как узнал о чудесных превращениях воды, о том, как она путешествует в природе и почему она не заканчивается в природе.

 

-Смотрите внимательно, чтобы и вы смогли увидеть их. (слайд 21 – МУЛЬТФИЛЬМ «Коська и Родничок»)

 

IV.           Три состояния воды и круговорот воды в природе (слайд 22, 23).

—         А сегодня вы ещё узнаете о том, что есть вопросы, которые требуют доказательства.  

1.     – Сколько состояний может быть у воды? (слайд 24)

2.     Чтение стихотворения Андрея Усачёва «Откуда берётся вода?» (слайд 25)

— Как называется беспрерывный процесс движения воды?       КРУГОВОРОТ.

      (СИНОНИМЫ:  круговращение, водоворот, кругооборот).

 

 

Самостоятельная проверка  с самопроверкой по эталону

 

 

Организует деятельность по применению новых знаний

 

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

 

1)    Выполнить  в рабочей тетради «Окружающий мир» на стр. 15, задание №4 (слайд 26)

2)    Проверка в парах

 

 

Включение в систему знаний

 

Организует выполнение творческого задания

 

Выполняют в группах творческое задание, обсуждают, советуются, отстаивают свое мнение.

Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: общеучебные – выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов решение проблем творческого характера.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

 

 

 

 

Работа в группе

 

1.     Словарная работа  (слайд 27)

 Проверка написания безударной гласной  в слове и составление предложений осуществляется по группам.

                              ОКЕАН – ЭТО СЛОВАРНОЕ СЛОВО (надо проверять по словарю)

2.     Записать предложение и объяснить :

ЗАКРЫВАЙ ПОКРЕПЧЕ КРАН, ЧТОБ НЕ ВЫТЕК ОКЕАН!  (бережное отношение)

3.     Записать предложения ( слайд 28).

4.     (Слайд 29)

Образец опыта для проведения в домашних условиях.

     5. (Слайд 30)     

     — С какой орфограммой познакомились на уроке?

— Как проверить безударную гласную в корне слова?

— Подберите устно слово на эту орфограмму?

 

 

 

 

 

VI.

Рефлексия деятельности

 

 

Организует рефлексию

 

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

 

 

(слайд 31)  Рефлексия

— Ребята, ваше путешествие закончилось. Вы дружно поработали. Тётушка Сова очень довольна. Вы преодолели все преграды. Если кто-то из вас затруднялся, то не стоит огорчаться. Мы ещё продолжим работу по этой теме.

     Оцените, пожалуйста, этот урок: насколько интересным он вам показался. А теперь оцените свою работу на уроке, насколько активно каждый из вас участвовал в обсуждении, выполнял практическую работу.

        Обсуждение результатов рефлексии («Гора успеха»)

 

Задание на дом: (слайд 32)

1.     Подобрать и записать 10 слов разных частей речи с безударной гласной в корне слова.

2.     Провести опыт в домашних условиях.

 

     3.Внеклассное чтение (слайд 33)

1.     — Продолжаем знакомство с произведениями Л.Н.Толстого

 (выставка книг).

2.      Прослушать сказку Н.А.Рыжовой «Жила-была Река» ( во внеурочное время с воспитателем)

 

 

                                                        — Спасибо за работу на уроке!

 

 

 

 

 

 


 

Урок 17.

УПРАЖНЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И НАПИСАНИИ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ | Поурочные планы по русскому языку 3 класс

Урок 17. УПРАЖНЕНИЕ В ПОСТРОЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И НАПИСАНИИ СЛОВ С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ