Презентация к уроку по русскому языку (8 класс) на тему: Связь предложений в тексте
Слайд 1
Связь предложений в текстеСлайд 2
Разминка КЯЫЗ ЩИОБЕНЕ ЧЬЕР КТЕСТ НЛВАИКГИСИТ ЯЗЫК ОБЩЕНИЕ РЕЧЬ ТЕКСТ ЛИНГВИСТИКА
Слайд 3
Вспомним определение текста Текст – от лат. textum , что значит Текст — это группа предложений, Предложения связаны между собой Текст создается для ткань, связь, соединение. объединенных в целое одной темой. по смыслу и грамматически. выражения мысли.
Слайд 4
Прочитайте текст (1) Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. (2) В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. (3) Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков) КАКИЕ СЛОВА ПОМОГАЮТ СВЯЗЫВАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
Слайд 5
Цепная связь Цепная связь: Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым. 1 2 3
Слайд 6
Расставьте предложения в таком порядке, чтобы получился текст. А. Да это белка! Б. Вдруг на одном бревне появился рыжий зверек. В. Как она очутилась в городе? Г. В городе Орле рабочие пилили толстые бревна на доски.
Слайд 7
Весна в лесу. (1) Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. (2) Звонко поют птицы . (3) Звенят под деревьями весенние ручейки . (4) Смолой пахнут набухшие почки .
Слайд 8
Параллельная связь Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие кислород. Они поглощают пыль и ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли». Параллельная связь: 1 2 3 4
Слайд 9
Лё…кий в…терок шев…лил ярко-зелёные лист…я дерев…ев. Белые обл…чка бр…дили в голубом небе. Утро было свежее, чистое. А ласковое со…нце д…рило т…пло и наполняло сердце радостью.
Слайд 10
Отредактируйте текст Передо мной иллюстрация художника Л. Владимирского к повести-сказке А. Н. Толстого “Золотой ключик”. На иллюстрации изображен Буратино. На иллюстрации Буратино получает в подарок от Черепахи Тортилы золотой ключик. Буратино очень рад подарку. Подарок поможет ему открыть тайну заветной дверцы.
Слайд 11
Подведем итоги Какую связь предложений в тексте отражают схемы: 1 2 3 1 2 3 4
Слайд 12
Определите способ связи 1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов. 2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.
Слайд 13
Самостоятельная работа 1. Определите текст, в котором предложения соединены цепной связью. 1). Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел, что буря утихла. Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на обозримой степи. Лошади были запряжены. 2). Я соскочил с телеги, нагнулся и увидел дощечку, заросшую вьюнком. На ней была надпись черной краской.
Слайд 14
2. Определите текст, в котором предложения соединены параллельной связью. 1)Вечером резко похолодало. Солнце скрылось в облаках и перестало согревать землю. Дождь постепенно превращался в мокрый снег. Усиливающийся северный ветер навевал тоску. 2)Музей, к сожалению, был закрыт. Около его дверей с корзиной рыбы сидела худая женщина. Она спозаранку шла на базар, присела на стёртые ступени.
Слайд 15
3. Определите способ связи Среди первых минералов, открытых человеком, было золото. Оно очень быстро стало символом могущества: чем больше этого металла было в сокровищнице вождя или владыки, тем выше был их авторитет. Золото не только окружало монархов в этом мире, но и сопровождало в мир иной. Достаточно вспомнить гробницу Тутанхамона, в которой было найдено множество прекрасных золотых изделий. Но больше всего поражал сам саркофаг, изготовленный из единого блока золота весом 110 кг.
Слайд 16
4. Определите способ связи Дачу мы снимали у города, много лет подряд. Простой серый дощатый дом под ржавой железной крышей. Лесенка с нижнего балкона сходит прямо в сирень. Столбы качелей; старая скамья под огромной ивой еле видна — так густо кругом. В высоком плетне — калитка на дорогу. Если встать лицом к Оке, влево — грядки, за ними — малина, смородина и крыжовник, за домом — крокетная площадка. (А. И. Цветаева)
Слайд 17
5. Расставьте предложения в правильном порядке А . Слов нет, красива летняя берёза, но почти вся её привлекательная белизна скрыта листьями. Б. Осенняя тоже отвлекает нас листьями – оранжевыми, жёлтыми, малиновыми. В. Зимняя берёза смотрится холодно: ведь мы поднимаем на неё глаза от снега. Г. Белый цвет сливается с белым. Д. Самая притягательная берёза – весенняя. Е. Судите сами. Ж. Зато весенняя берёза вся доступна взгляду и раскрывается передо мною: белый ствол, белые ветви, обласканные солнцем, и веснушки – на стволе, на ветках… З. Весёлая берёза.
Слайд 18
Домашнее задание Словесная зарисовка на тему «Осень». 1 группа – цепная связь предложений. 2 группа – параллельная связь предложений.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ожидаемый результат | 1.Мотивация к учебной деятельности 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | Слайд 1 Магазины. Церковь. Сквер. -О чем это я? А если так: Слайд 2 Вид из окна Магазины. Церковь. Сквер. Как видим, появилось заглавие – появился текст. Слова перестали быть набором слов, обрели смысл. Какова же тема сегодняшнего урока? Выскажите предположения. А точнее? Запишите тему в Рабочий лист. — Какой вывод можно сделать после работы с данными словами? — Чем они являются без заглавия и чем после его появления? Слайд 3 Маленький городок. (К.Ваншенкин) О чем это стихотворение? Слайд 4 А если так? Расставание. Маленький городок. (К.Ваншенкин) Понаблюдайте, как при этом меняется восприятие стихотворных строк. Сделайте вывод. | Слушают, воспринимают, отвечают на поставленный вопрос. Записывают тему в Рабочий лист Слушают, читают, воспринимают. Думают, анализируют. | Абсолютно непонятно, о чем выговорите, что имеете в виду. Это набор отдельных слов, не несущих информации. Появилось заглавие и все встало на свои места. Мы теперь понимаем, что изначально имелось в виду. Тема урока связана с заглавием и его ролью. Заглавие как средство связи предложений в тексте. Вывод 1: Заглавие – один из важнейших признаков текста. Это описание какого-то места. Это пейзаж. Это картина. Содержание стиха после появления заглавия полностью изменилось. Теперь мы даже читаем его иначе с грустью и тоскою. Картина, написанная Константином Ваншенкиным приобрела иной смысл. Вывод 2: Заглавие – одно из важных средств связи предложений в тексте. | 3.Включение системы знаний в учебную деятельность. | Слайд 5
— Прочитайте текст, в котором опущено заглавие. — Понятен ли он вам? — О каких цветах в нём говорится? — Какие мелкие цветы розоватого оттенка вы знаете? | Читают, думают. |
— Это может быть любой лесной цветок , маленький, розоватого оттенка. Нет конкретики. — Лютик, левзея, герань, душица, ветреница, саранка, мальва, иван-чай, горицвет и т.д. Вывод: без заглавия нет ясности, о каком цветке идет речь. | Слайд 6
— Попробуйте опустить в стихотворении заглавие: будет ли оно понятным? Далее работаем в парах. — В Рабочих листах найдите стихотворение Ивана Бунина, внимательно его прочитайте и озаглавьте. | Читают, думают, отвечают. Читают, думают, работают в парах, обсуждают, отвечают. | Стихотворение становится абсолютно непонятным. |
5.Актуализация знаний и новое учебное действие. | Подведем итог работы в парах. А у Ивана Бунина так: Слайд 7 Молодость В сухом лесу стреляет длинный кнут, И ходят дождевые облака, Иван Бунин Слово «молодость» ни разу не употреблено в тексте. Тем не менее, содержание его говорит именно об этой поре в жизни человека. Почему? По каким признакам можно установить это? — Прочитайте одну из миниатюр М. М. Пришвина. — Проследите, какую роль в организации этого текста играют его заглавие и родовидовые слова. Слайд 8
Дуб сурово развёртывается, утверждая свой лист, пусть маленький, но и в самом младенчестве своём какой-то дубовый. Осинка начинается не в зелёной краске, а в коричневой, в самом младенчестве своём монетками, и качается. | От пары один отвечающий. Остальные либо соглашаются с ответом, либо дополняют его. Читают и делают вывод. | Варианты ответов могут быть разными, трудно предугадать, куда пойдет мысль учеников, поскольку без названия совершенно невозможно уловить мысль автора. Только в молодости слух и зрение обострены до предела. Тайная радость – от предвкушения чего-то нового, неизведанного. Жизнь представляется чистым пустым листом, в который человек впишет дальнейшие свои поступки и события жизни. Вывод 3: Роль первого предложения, организующего текст, может играть его заглавие. | 6.Представление продукта проектной деятельности, выполненного заранее. 7.Открытие нового знания | Дополним урок мини-проектами, подготовленными заранее. Люди. Люди, Сбрасывают их со счёта. Не по людям их работа! Л. Мартынов
Слайд 9 — 22 СТАРАЯ АЗБУКА — Чья судьба или чьи судьбы вам вспомнились при чтении этого стихотворения? Кому бы вам хотелось сейчас сказать слова сочувствия и поддержки, чем-то помочь? Почему стихотворение названо «Старая азбука»? Слайд 23 Прочитайте отрывок из рассказа Н. Н. Сладкова, озаглавьте его. Какую особенность построения текста вы заметили? На заре зарянка запела. Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты, звоны и свисты лесной ночи. Соединила, оживила и сделала их понятными и близкими всем. Это явление называется композиционным стыком. Смотрите запись в Рабочем листе. | Один ученик читает наизусть выученное стихотворение, другой – анализирует его в контексте темы урока. Слушают второе выступление одноклассников, выполнивших мини-проект. Читают, озаглавливают, находят особенность в построении текста. | Стихотворение называется «Люди». И первое слово в нем звучит так же, то есть оно тесно связано с содержанием и определяет его основную мысль. Оно повторяется шесть раз, но это оправдано композицией стиха. Здесь три части и вывод из сказанного. Автор использует лексический повтор и синтаксический параллелизм: шестикратно повторяется слово «люди», и каждая часть начинается предложением, построенным по одной схеме. Можно выстроить пару смысловых цепочек: люди мало просят – мало знают – мало верят – незаметны. И вторая : много дают – много выносят — все чувствуют — много значат. Таким образом, делаем вывод: стихотворение называется «Люди», в нем дается оценка человека как личности, как воплощения морали и интеллекта. Стихотворение называется «Старая азбука». На первый взгляд, заглавие ничего общего не имеет с содержанием. Автор не говорит ни о школе, ни об обучении грамоте, нет ни слова о чтении. Что ни строчка – то иллюстрация деятельности человека. Вдумаемся, какое переносное значение имеет слово АЗБУКА ? Это же начало всех начал. Не зная азбуки, не прочитаешь ни строчки. То есть азбука – это начало начал, прописная истина. Стихотворение построено на анафоре: в начале строк повторяется слово ТАК и союз А. Концовка стихотворения печальна. В ней я вижу лексический повтор СЫНА, СЫНА. Человек уходит из жизни, близкие печалятся о его уходе, но жизнь не стоит на месте, она продолжается : кто-то месит, кто-то косит , то есть совершает те действия, к которым привык. Наверное, поэтому стихотворение и называется «Старая азбука» Зарянка. Птица. Пение зарянки. Одно предложение в тексте прикрепляется к другому через повтор слова. Композиционный стык – это повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения. | 8.Рефлексия. 9. Домашнее задание. 10. Самооценка | По данному началу составьте небольшой (3-4 предложения) текст, снабдив его заглавием и используя композиционный стык. Счастье – это когда тебя понимают… Через три – четыре минуты слушаем написанное, оцениваем. Итак, подведем итоги. Сегодня мы узнали, что заглавие – одно из основных средств связи предложений в тексте. Мы ввели новый термин КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК и апробировали его на практике. Найди домашнее задание. — Каждый этап урока нёс в себе задачу, связанную с подготовкой к следующему уроку. Поделитесь со мной, какие задания вы нашли Исходя из работы на уроке, учащиеся сами определяют для себя домашнее задание с учетом способностей и интересов. На ваших столах лежат листы самооценки. Пожалуйста, оцените своё участие в уроке. | Пишут в Рабочих листах Читают. Оценивают. Предлагают варианты найденного домашнего задания. Оценивают свою работу по листам самооценки. | -Я найду стихотворение, которое без названия потеряет ясность. — Я найду прозаический текст и попрошу класс озаглавить его. — Я напишу пейзажную миниатюру с использованием композиционного стыка. — Я найду стихотворение, подобное Бунинскому: в нем не прозвучит понятие, заявленное в названии, но по смыслу можно будет установить, о чем хотел сказать автор. |
Открытый урок по русскому языку «Работа с текстом. Способы и средства связи предложений в текст».
Конспект открытого урока: «Текст. Способы и средства связи предложений в тексте».
Цель урока: сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве его частей.
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте;
формировать навык создания текстов с использованием описательного оборота;
совершенствовать ОУУН и способы учебной деятельности.
Форма урока: комбинированный
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.
Виды деятельности: самостоятельная работа по карточкам, работа с учебником, работа в парах, работа со словарями.
Общеучебные умения и навыки, которые отрабатываются на уроке.
1.Умение осуществлять информационный поиск (Работа с лингвистическими словарями).
2. Умение строить связный монологический ответ с использованием опоры.
3. Умение задавать вопросы и строить аргументированный ответ на вопрос.
5. Умение работать в паре.
6. умение выполнять индивидуально практические задания творческого характера.
7.Умение строить обобщение и вывод по уроку.
Оборудование: карточки, схемы, презентация Power Point.
Структура урока:
Организация начала урока.
Объяснение нового материала
Беседа:
Словарная работа:
Составление схемы «Признаки текста».
Работа с учебником
Работа по карточкам
Синтаксический разбор предложения.
Физминутка
Работа в парах.
Составление схемы «Средства связи предложений в тексте».
Практическая работа
Самостоятельная работа
Итог урока
Ход урока.
Организация начала урока. Психологический настрой.
— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
— Тема урока: «Текст. Средства связи предложений в тексте».
— Сегодня на уроке я постараюсь расширить и углубить ваши знания о тексте.
— Откройте тетради, запишите с красной строки число, классная работа и тему урока.- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.
— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)
Объяснение нового материала
1. Беседа:
— Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст».
— Дома вы должны были определить по этимологическому словарю первоначальное значение этого слова.
-Итак, каково же первоначальное значение слова «текст»? ( «ткань, сплетение») (слайд №3)
— Перед вами кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.
— Как вы думаете, что общего между этими предметами?
( кусочек ткани состоит из множества нитей, крепко скрепленных между собой; а текст тоже состоит из нескольких предложений, которые связаны друг с другом по смыслу и грамматически.)
— Ребята, ведь не случайно и предприятия, где ткут ткани, называют текстильными.
— Если из куска ткани мы вынем одну нитку, то мы испортим ткань. Так и любой текст, потеряв одно или несколько предложений, может потерять смысл.
— Давайте обратимся к толковому словарю и определим лексическое значение слова “текст”.
( учащиеся работают со словарем, записывают значения слова в тетрадь)
ТЕКСТ — всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.
ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.
ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п
— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.
В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира ( :
Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.
Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.
2. Словарная работа:
— Выделим корень, что обозначают эти слова?
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
— Составьте предложение с любым из этих слов.
Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.
-Можно ли считать предложение текстом?
-Чем отличается предложение от текста?
(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)
— Любая ли группа предложений будет текстом?
(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)
3. Составление схемы «Признаки текста».
Учитель:
— Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.
На доске появляется кластер «Признаки текста»
Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:
— Единство темы
— Наличие главной мысли (идеи)
— Относительная законченность
— Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте
— Логическая связь частей
— Сделайте вывод. Что такое текст?
Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.
4. Работа с учебником.
— Пока мы будем выполнять упражнение, 2 ученика будут работать по карточкам (Приложение №1)
-Давайте докажем, что перед нами текст
В ходе обсуждения особенностей текста подведём учащихся к высказываниям примерно следующего содержания
(Задание 1). «Перед нами текст, так как все части этого письменного высказывания раскрывают одну тему – «Язык орнамента» и выражают мысль о том, что в орнаменте отражаются представления древних людей об устройстве Вселенной. Это высказывание обладает достаточной законченностью: оно включает достаточное количество предложений для того, чтобы раскрыть тему и выразить главную мысль. Предложения внутри каждой части связаны по смыслу и грамматически (параллельной и цепной связью с помощью форм слова, местоимений). Тема текста раскрывается логично и последовательно: в первой части автор выражает основную мысль текста и поясняет её, во второй части иллюстрирует эту мысль, используя развёрнутое описание, в третьей части подводит итог сказанному».
5. Работа в парах.
Учитель. -Ребята, если мы посмотрим на черную ткань, то увидим, что все нити в ней крепко сплетены, она прочна, но не радует нашего глаза. А вот кусочек цветной ткани.. Он красив и навевает на нас хорошее настроение.
— Почему?
— Для создания этой ткани использовались нитки разных цветов
Когда мы в тексте используем разные средства связи, мы делаем его ярче, образнее, он становится более доступным для окружающих.
— Мы уже знаем, что в русском языке существуют различные средства связи предложений в тексте. Давайте вспомним их.
6.Составление схемы.
Появляется на доске кластер «Средства связи предложений в тексте».
Выполнение задания №1. (раздаточный материал)
Задание 1
Восстановить строки из известного стихотворения Ф.И. Тютчева .
Прошла, в окно, Зима, пора, недаром, злится, стучится, ее,
Весна, со двора, гонит, И.
Все, И, Зиму, засуетилось, нудит, и, жаворонки, трезвон, в небе, все, вон, Уж, подняли.
Строки, которые получились:
Зима недаром злится,
Прошла ее пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев
Поскольку текст – это связное законченное высказывание, в нем всегда говорится о чем–то, у него есть тема.
— Определить тему стихотворения и его основную мысль.
И первое предложение, и последующее служат изображению Весны, которая приходит на смену Зиме. Каждая новая строка прибавляет новую подробность в создании яркого и “живого” образа Зимы, которой не хочется уступать. Основная мысль — показать красоту в каждом явлении природы, в создании яркого и живого образа.
— Какое средство языковой выразительности использует автор, чтобы создать яркую картину?
(Особенно важно для создания картины использование автором олицетворения.)
— Назовите глаголы в переносном значении. Какова их роль в создании картины уходящей зимы?
-Вы уже узнали, что для текста характерна грамматическая связь между предложениями. Существует два вида такой связи. Назовите их? Определите способ связи предложений в тексте? (Это параллельная связь).
Данный пример должен служить образцом параллельной связи. Каждое новое предложение прибавляет новую подробность в картине наступления весны.
— Для того чтобы отработать умение различать виды связи, выполним практическую работу.
7. Практическая работа
Задание 2.
1) Вот и наступил Новый год. Мы всегда с нетерпением ждём этого праздника. Праздничное настроение дарит нам всё вокруг: нарядные ёлки и фигуры Деда Мороза и Снегурочки на улицах и площадях, яркие гирлянды фонариков вдоль дорог, украшенные витрины магазинов.
2) Вот и наступил Новый год. Загорелись праздничными фонариками площади городов. По улицам там и тут спешат оживлённые прохожие с ёлками под мышкой. Ребятню ждут праздничные представления и новогодние подарки.
В первом тексте три предложения.
(2) (3)
Связь – цепная.
Во втором тексте 4 предложения
(2)
(3) (4) Связь – параллельная.
8. Итог урока.
— Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?
— Назовите признаки текста.
— Какие способы связи знаете?
— Какие способы связи знаете?
Выставление оценок.
Рефлексия: (2 мин)
-Чем запомнился урок?
— Что из намеченного тобой в начале урока исполнилось?
Каким выражением можно оценить работу на уроке:
корень учения горек, да плод его сладок
глаза боятся, а руки делают
Домашнее задание
1. повторить теоретический материал по теме “Текст”.
2. выполнить упражнения: “3” — упр. 221; “4” — упр. 224; “5” — упр. 223.
Средства и способы связи предложений в тексте
14.09 Урок № 6 рус.яз. 8 кл.
Тема: Входная диагностическая работа. Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Цели: проверить уровень сформированности умений и навыков учащихся записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять все виды разбора; развивать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать стремление быть грамотным, самостоятельность и ответственность.
Оборудование: тетрадь для контрольных работ, текст диктанта.
Ход урока.
Организационный момент.
Тема и целеполагание.
Работа над темой урока.
1.Написание диктанта «Приближение ночи».
Приближение ночи.
Ле́тний день угаса́ет, и в засыпа́ющем лесу воцаря́ется гу́лкая тишина́. Верши́ны со́сен-гига́нтов ещё але́ют не́жным о́тблеском догоре́вшей зари́, одна́ко внизу́ стано́вится темно́. Арома́т смоли́стых ветве́й, о́стрый и сухо́й, слабе́ет. Зато́ сильне́е чу́вствуется сквозь него́ при́торный запах ды́ма, расстила́ющегося по земле́ от да́льнего лесно́го пожа́ра. Неслы́шно и бы́стро опуска́ется на зе́млю ночь. С захо́дом со́лнца примо́лкли пти́цы.
Совсе́м стемне́ло. Глаз, привы́кший к постепе́нному перехо́ду от све́та к темноте́, различа́ет вокру́г нея́сные силуэ́ты дере́вьев. Ни зву́ка, ни шо́роха не раздаётся в лесу́, а в во́здухе чу́вствуется удиви́тельный травяно́й запах, плыву́щий с полей.
Всю́ду: и напра́во, и нале́во от тропи́нки — простира́ется невысо́кий пу́таный куста́рник, и вокру́г него́, цепля́ясь за ве́тки, коле́блясь и вытя́гиваясь, бро́дят разо́рванные клочья тума́на, нея́сные, бе́лые.
Стра́нный звук неожи́данно разно́сится по лесу. Он протяжен, низок и, ка́жется, выхо́дит из-по́д земли. (133 слова) (По А. Куприну)
2.Выполнение грамматического задания.
Граммати́ческое зада́ние:
1.Произвести синтакси́ческий разбо́р предложе́ния.
1 вариа́нт.
Глаз, привы́кший к постепе́нному перехо́ду от све́та к темноте́, различа́ет вокру́г нея́сные силуэ́ты дере́вьев
2 вариа́нт
Зато́ сильне́е чу́вствуется сквозь него́ при́торный запах ды́ма, расстила́ющегося по земле́ от да́льнего лесно́го пожа́ра.
2 . Морфологический разбор.
1 вариа́нт: (от)пожара.
2 вариа́нт: различает.
IV.Итог урока.
V.Д/з: повторить члены предложения.
Урок развития речи для 8 класса
Урок Морфологические средства связи предложений в тексте 8 класс
Цель: Создать условия для развития языковой, коммуникативной, культуроведческой компетенций.
Задачи: Повторить и закрепить понятия текст, признаки текста, смысловая и грамматическая связь, лексические и синтаксические средства связи предложений в тексте и средства выразительности: риторический вопрос, инверсия, лексический повтор, лексические синонимы, контекстные синонимы, повтор (анафора, эпифора), однородные члены.
Познакомить с морфологическими средствами связи предложений в тексте. Формировать умения обнаруживать их в чужом тексте и применять при создании собственного текста. Научить различать цепную и параллельную связь предложений в тексте.
Развивать речь, навыки создания текста и анализа.
Воспитывать патриотические чувства.
Организационный момент
— На уроке развития речи мы работаем чаще с наибольшей синтаксической единицей…
Текст. Дайте определение этого понятия.
Повторение. Признаки текста: наличие темы, идеи, смысловой и грамматической связи между предложениями, композиции, типа и стиля речи.
— Какие средства связи предложений в тексте вам известны?
Лексические: Синтаксические:
Повтор Риторический вопрос
Однокоренные слова Инверсия
Синонимы Анафора
Антонимы Эпифора
(в том числе контекстные) Обращение
Синтаксический параллелизм
— Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5
Синтаксические средства
4 связи предложений в тексте
Лексические средства
3 связи предложений в тексте
Тема. Идея.
Стиль речи
Что может быть важнее Родины?
На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.
Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?
Контроль по образцу:
Самооценка. 5
Риторические вопросы
Инверсия (ценность истинная)
4 Анафора(Можно ли не любить…)
Лексический повтор(Родины, Родине)
Однокоренные слова(Желаем, желание)
Контекстуальные синонимы
(Расцветать, разрушаться; Родина, земля)
Синонимы(Родина, Россия, Отечество)
3
Тема: Родина
Идея: Родина важна. Любите её.
Стиль: Публицистический
Переход к теме: Дополните текст 2-3 предложениями.
— Прочтите
— Выразить мысли в словах сложно. Об этом пишет Ф.Тютчев в стихотворении: Silentium!*— Молчание! (лат.).
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
…….
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
— Слова в предложении и предложения в тексте соединяются по определенным правилам, разными способами и средствами
— Какое средство связи вами не изучено?
Тема:
Цель: Научиться распознавать в готовом тексте и исправлять в своей речи: устной и письменной.
— Что изучает морфология? Части речи – это знаем.
Проведем наблюдение. См. текст «Родина». Указательное местоимение
Личное местоимение
Определительное местоимение
Вывод: Местоимение – средство связи предложений.
Запишем: Наша страна богата героями. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм. Этот подвиг будет жить в веках.
— 1 и 2 предложения связаны словами одной тематической группы (лексическое)
2 и 3 предложения указательным местоимением (морфологическое)
Исправьте ошибки в речи:
(устно)1. Первый снег… Сколько радости дарит нам первый снег!
(устно)2. Иней… Удивителен иней!
(письм.)3. А сейчас я слушаю голос древнего ручья. Древний ручей воркует диким голубком. Древний ручей смеется. Ручей знает, что прекрасной поляне нужны песни. Ручей поет песни.
Составить 2-3 предложения на тему «Моё село» применяя это средство связи.
Вывод:Местоимения помогают избежать повторов.
— Учебник развития речи с.59 есть схема, из которой можно узнать, какие еще части речи связывают предложения в тексте.
Наречие.
Упр.81 (устно) – Местоимения и наречия могут замещать не только слова(1пример), но и целое предложение (2 пример).
— Что замещает указательное местоимение? Александр Прокофьев «Закат»:
Да, такого неба не бывало,
Чтоб с полнеба сразу стало алым,
Чтоб заката лента обвивала
Облака, грозящие обвалом!
Вот отсюда и пошло: в лугу
Розовый стожар горит в стогу,
Розовые сосны на снегу,
Розовые кони в стойла встали,
Розовые птицы взвились в дали,
Чтобы рассказать про чудеса…
Это продолжалось полчаса! (1945)
Вывод: Целую группу предложений (часть текста).
— Составьте текст из 3 предложений по данной концовке:
…Так я делаю (уроки, добро)
Союз.
Наблюдаем.
Упр.86 (2 и 3 предложения)
Упр.87 (последнее с предпоследним предложением) и абзацы
Доп. упр.5 с.12 Упр.89 с.63 Упр.8 с. 14-15 Упр.90 ( последнее предложение)
Вывод: Союзы связывают не только однородные члены простые предложения в сложных, но и предложения в тексте, и даже абзацы (микротемы).
Видо — временное соответствие глаголов.
— Вместе выполним упр.129 с.83 + союз «а»
— Самостоятельно упр.125 пересказ с сохранением морфологических средств связи.
Вывод:
Устранените ошибки: Погода в доме резко улучшилась. Стало весело и легко. Мама накрыла стол и просит меня помочь. Папа готовит прихожую и пропылесосил дорожку. Все: родители и дети, -готовились встречать дедушку с бабушкой.
Итог. Умеем обнаруживать морфологические средства связи, умеем редактировать искаженный текст, умеем связывать предложения в своих мини-текстах.
Оценки.
Дома: Составить текст «Я люблю свою (школу, семью, класс, село, край),» используя известные средства выразительности речи и способы связи предложений в тексте.
* Указать использованные средства связи предложений в тексте. (выписать отдельно)
Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5
Синтаксические средства
4 связи предложений в тексте
Лексические средства
3 связи предложений в тексте
Тема. Идея.
Стиль речи
Что может быть важнее Родины?
На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.
Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?
Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5
Синтаксические средства
4 связи предложений в тексте
Лексические средства
3 связи предложений в тексте
Тема. Идея.
Стиль речи
Что может быть важнее Родины?
На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.
Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?
Выполните задания №1. Карточка у каждого: 5
Синтаксические средства
4 связи предложений в тексте
Лексические средства
3 связи предложений в тексте
Тема. Идея.
Стиль речи
Что может быть важнее Родины?
На Родине есть все то, чего мы желаем. Наши желания и дела должны помогать ей расцветать, а не разрушаться.
Отечество – ценность истинная. Можно ли не любить землю, которая вскормила тебя? Можно ли не любить Русь-матушку?
Урок по теме «Средства связи предложений в тексте»
Урок 3. Как строится текст. Связь предложений в тексте (§ 2).
Цель: формирование коммуникативной компетенции через углубление и расширение знаний о тексте.
Задачи: обобщить и систематизировать знания о лексических средствах связи предложений в тексте; формировать навык создания текстов
Оборудование к уроку проэктор, презентация, карточки для работы в группах, карточки индивидуальные для слабых детей.. толковый словарь.
Ход урока.
Психологический настрой.
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
на своем языке.
Л.Н. Толстой.СЛАЙД 1
-Внимательно прочитайте слова и подумайте над смыслом этого высказывания . К эпиграфу мы вернемся немного позже.
-А сейчас мне хотелось бы . чтобы мы вспомнили и совершенствовали наши знания в орфографии и уже по традиции займем несколько минут урока на диктант из слов.
Пишем и комментируем .
Заголовок, животное,закончить ,местный, зеркальный.нация. съезд.
II.Проверка домашнего задания.
—Прочтите домашние сочинения (2).
-Сколько у вас получилось частей (абзацев).
-Чем обусловлено именно такое количество частей?
—А теперь вернемся к эпиграфу
— Как вы поняли слова эпиграфа?
Согласны ли вы с мыслями автора?
Свой ответ обоснуйте.
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания- тексты)
2.Мини-лекция.
Ребята, ключевым понятием сегодняшнего урока является слово «текст». Давайте по
этимологическому словарю определим его первоначальное значение.
Учащиеся работают со словарем и отвечают, что первоначальное значение слова «текст»- «ткань, сплетение».
III.Актуализация знаний
Из курса 5 класса мы уже знакомы с понятием текст , давайте вспомним.
-Что такое текст?.
Открываем учебник на стр 6.
1.Рубрика .»Вспомните»
Вспомнили что текст это группа предложений связанных по смыслу .
Вспомним , как устанавливается связь слов в предложении.
1. Создание проблемной ситуации
А можно ли установить связь между предложений при помощи вопросов.?
Так какие задачи нам предстоит выполнить на уроке?
Нам нужно узнать при помощи каких средств устанавливается связь между предложениями в тексте.
Какие способы связи предложений в тексте бывают .
И для решения этой проблемы я взяла текст .
-Проследим за развитием мысли. Назовите способы связи предложений в этих текстах.
1) Можно ли назвать эту запись текстом? Почему?
2) Какие отличительные признаки текста вы помните?
3)каким способом связаны предложения в тексте?
4) С помощью каких средств языка связаны предложения в тексте?
Оно чуть помедлило, словно запутавшись в ветвях деревьев, и вдруг выкатилось золотым колесом.
Над соседним лесом показался краешек солнца.
Луг весь засверкал, заискрился.
—Определите тему урока.
У -Поставьте цель: чему должны научиться на уроке?
Д -Узнать какие способы связи предложений в тексте
3) Сравните свои ответы с теорией I I III на странице учебника 10 B 11, §2
4. Формирование новых понятий и способов действий
-Обратите внимание как предложения связаны с друг другом.
— Как связаны предложения в тексте?
Коллективная работа с 1 текстом:
Наконец мы увидели морен.ОноД было огромным и очень спокойнымн . Но это спокойствие Д было обманчивым.
-О чем говорится в 1 предложении?(ответы детей) Мы об этом узнаём от автора.
-Читаем 2 предложение.
— Есть ли знакомая информация?
-Откуда известна? Что нового узнаем о ней?
Анализ следующего предложения(по аналогии)
-Итак, что хранится в данном?( В данном хранится то, о чем говорится в предыдущем предложении)
-Я получила ответ на заданный мной вопрос. Какой вопрос вы бы задали?
( Что хранится в «новом»?)
-Ответьте на заданный вопрос.
Как связаны предложения в тексте?
Как наз-ся такая связь?
-Сделайте вывод
-Соотнесите наши выводы с правилом в учебнике(стр.10)
— Можно ли иначе записать первый текст?(Да, схемой)
Самостоятельная работа над созданием схемы. Записи у доски выполняют 2человека , объясняют написанное.
Прочитаем 2 текст
Возможная запись
Н—-Д—Н—Д—Н—Д Н
Д Д Д
О чем говорится в 1 предложении?(ответы детей) Мы об этом узнаём от автора.
-Читаем 2 предложение. Есть ли знакомая информация?(нет)
Леса оздоровляют землю.
Они исполинские лаборатории , дающие кислород.
Они поглощают кислород.
Их справедливо называют « легкими земли» Сделайте вывод
IV. Обращение к теоретическому материалу учебника I, II, III.ИНСЕРТ
V.А теперь мы проверим как вы усвоили сегодняшний материал .
РАБОТА в группах слайд 2
Расположите предложения в нужном порядке. Запишите получившиеся тексты. Подчеркните те языковые средства, которые служат для связи предложений.Докажите или опровергните что перед вами текст
I. 1) Едва взглянешь на памятник, стоящий на площади, прекрасный среди зимней белизны, и глаз не можешь отвести от одинокой и гордой этой фигуры. 2) В Одессе на бульваре стоит памятник Пушкину. 3) Он установлен так, что профиль поэта виден на фоне двойной пылающей синевы: моря и неба.
II. 1) Осень, светлая и тихая, приходила к нам так мирно и спокойно, что, казалось, конца не будет ясным дням. 2) В этой прозрачной голубизне можно было различить самый отдаленный курган в степи, на открытой и просторной равнине желтого жнивья. 3) Она делала небо чистым и кротким, дали нежно-голубыми и глубокими.
1) Поднимается солнце выше — меняется ее цвет, в ход идут более нежные пастельные тона. 2) То, что она самая чистая, самая прозрачная, почти дистиллированная, общеизвестно. 3) Бесчисленны ее оттенки. 4) Подул сильнее — седые гребни расчертили эту синь пенными полосами.
-Итак что нам известно по теме урока
—Используя полученные знания составьте вывод в форме кластера к сегодняшнему уроку
VI. Обращение к теоретическому материалу учебника ( самостоятельно )
-Составление кластера по теме урока
Способы связи предложений в тексте
Возможная запись
Последовательная связь
— местоимения
— повтор одного и того же слова
— однокоренные слова
— синонимы
— антонимы
Параллельная связь
— одинаковые глагольные формы
— одинаковый порядок слов
VII.Закрепление
Резервное задание к уроку (если о станется время)
З.2 из рубрики «Проверяем себя» на с. 17 «Допишите предложения».
VIII.Рефлексия.
Было ли тебе интересно на уроке?______
Сумел ли ты приобрести новые знания и умения на уроке?______
Сумел ли ты применить свои знания?______
Какой отметкой ты бы оценил свою работу на уроке?____
Х. Дифф з/ на дом. Всем § 2 (I – III).
I В. : Упр. 1 из рубрики «Проверяем себя» на с. 16(письменно).
II В. : Упр. 6, з. 5.
III В. : Прочтите материал из рубрики «Знаете ли вы, что …», найдите в газетах подтверждение данной информации.
«Урок развития речи. Средства связи предложений в тексте»
План-конспект урока русского языка
Класс: 5-Б
Дата:
Учитель: Лабовкина Екатерина Валериевна
Тема: Урок развития речи № 16. «Средства связи предложений в тексте».
Тип урока: комбинированный урок.
Форма урока: урок развития речи.
Цели:
Познавательная: дать понятие о цепной (последовательной) и параллельной связи, научить учащихся применять полученные знания на практике, пополнять словарный запас учащихся;
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, их творческие способности, умение работать в группах, самостоятельно исследовать текст, делать выводы, аргументировать своё мнение;
Воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, к урокам русского языка.
Методы и приёмы: выразительность речи, индивидуальный опрос, репродуктивный, проблемный, игровой, «редактор», исследовательский.
Образовательные технологии: проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающая технология, дифференцированное обучение, личностно-ориентированная, технология встречных усилий, информационно-коммуникативная технология (презентация).
Деятельность учащихся: парная, индивидуальный опрос, работа с карточками.
Оборудование: презентация, карточки (дидактический материал), учебник, бандероль (оценки).
Планируемые образовательные результаты:
— Предметные: знать особенности цепной и параллельной связи предложений; уметь уместно использовать средства связи предложений в тексте в соответствии с целью учебного задания.
— Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями, справочной литературой.
— Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Ход урока
I. Организационный этап
Цель: подготовить учащихся к занятию; настроить на совместную работу на уроке.
Проверка посещаемости класса и готовности к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, какой случай произошел со мной рано утром сегодня? Когда я ехала на работу, по пути мне встретился почтальон Печкин на красивом велосипеде. Он попросил меня передать Вам вот эту бандероль. Только сказал, чтобы сразу я Вам ее не отдавала. Сначала вы должны рассказать мне урок. Так будет куда лучше! Я дала ему обещание, что открою бандероль в конце нашего урока. Договорились?
Сегодня на уроке мы должны быть добрыми, сообразительными, внимательными. Захватите с собой побольше знаний и хорошего настроения. Желаю нам удачи!
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель: сформулировать тему и цель урока, отталкиваясь от проблемного вопроса.
1. Проверка д\з
— Прочитайте текст (упр. 382 с. 58).
Учитель.
— Ребята, скажите, как связываются предложения в тексте?
— Как вы считаете, что нового мы должны узнать сегодня на уроке? (Проблемный вопрос).
Ребята отвечают (Как связываются предложения в тексте).
Учитель. Мы сегодня будем говорить непросто о тексте, а о том, как связываются предложения в тексте.
— Давайте обозначим тему нашего урока сегодня: «Средства связи предложений в тексте» (записывают число, тему урока. Определяют цели урока вместе с учителем).
III. Актуализация знаний.
Цель: проверить ранее усвоенные знания.
— Ребята, а что вы знаете о тексте?
— Назовите основные средства грамматической связи предложений в тексте.
— А я сейчас проверю, так ли это. Посмотрите внимательно на текст, который у вас на парте. Давайте прочитаем!
1. Мини-исследование текста.
Цель: научить находить нарушение логической связи в тексте, стремиться её скорректировать.
«Письмо дяди Фёдора»
«Мои папа и мама! Я живу хорошо, просто замечательно. У меня все есть, есть свой дом, он теплый. В нем одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. Я без вас очень скучаю, особенно по вечерам. А здоровье мое не очень. То лапы ломит, то хвост отваливается.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи. Зато новая растет чистая, шелковистая, так что лохматость у меня повысилась. До свидания, ваш сын, дядя Шарик».
2. Беседа по вопросам.
Цель: обсуждение результатов и объяснение ошибок.
— Вы узнали, откуда этот отрывок? Молодцы!
— Чем необычно это письмо? Кто его написал?
— А можно это письмо назвать текстом?
Ребята делают вывод:
— Это не текст. Нарушена смысловая связь предложений. Непонятно, кто его написал.
Вопрос учителя:
— Скажите, а каким должен быть текст?
— Что нужно сделать нашим героям, чтобы текст письма стал понятен родителям дяди Фёдора?
— Сколько текстов можно выделить из этого письма? (3 – Шарика, Матроскина и дяди Фёдора). Учащиеся высказываются.
3. Немного теории (памятки у учащихся на парте).
Цель: повторить признаки текста, учиться находить неверное утверждение.
Шарик утверждает, что…
— Текст – это высказывание на определённую тему.
— В тексте есть основная мысль.
— К тексту можно подобрать заголовок.
— Текст может быть большим и маленьким.
— В тексте все предложения связаны между собой грамматически.
— В тексте есть смысл.
— В тексте может быть нарушен порядок предложений.
Учитель. Согласны ли вы с мнением Шарика? Докажите.
(Ученики высказываются).
— Какой можно сделать вывод? Какой вывод сделал Шарик?
Вывод: Текст – это группа предложений, объединённых в целое темой и основной мыслью.
IV. Усвоение новых знаний.
1. Работа с карточками.
Учитель. – Давайте проведём небольшой эксперимент: у вас на партах лежат карточки с разными предложениями. Составьте из них текст и определите, как связываются предложения.
Карточка 1.1.
Малыша мы назвали Кнопкой. На День рождения мама подарила мне крошечного пушистого котёнка. Он был дымчатый, с белой грудкой, звёздочкой на голове и маленьким носом.
Карточка 1.2.
Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие. В одном городе жили коротышки. Каждый коротышка был ростом с небольшой огурец.
— Прочитайте свои тексты. Какой вывод сделаете? При помощи чего связываются предложения в тексте? (Предложение в тексте могут связываться при помощи повторяющихся слов).
— Ребята, а можете доказать, чем цепная (последовательная) связь отличается от параллельной?
Вывод: В тексте с цепной (последовательной) связью предложения связаны по цепочке и соединяются при помощи повторяющихся слов, местоимений, однокоренных слов, синонимов, а в тексте с параллельной связью первое предложение содержит тему, а остальные с ним связаны по смыслу и грамматически.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление новых знаний.
1. Игра «Редактор». Работа у доски.
Цель: закрепить понятие цепной и параллельной связи предложений в тексте и повторить орфографию: правописание безударных гласных в корне слова, правописание проверяемых согласных в корне (Соревновательный момент).
Карточка 2.1.
Клу(п,б)ки размотались, и за каждым тянулась толстая ш(и,е)рстяная нитка – хвостик. В комнате на сером п(а,о)ловичке копошились серые пушистые существа. (?) были похожи на большие клу(п,б)ки шерсти.
Карточка 2.2.
Во дв(а,о)ре выкопали колодец. (?) целыми днями с(и,е)дела в тени колодезного сруба, а когда кто-нибудь приходил, прыгала в сторону под старое в(и,е)дро. Возле колодца поселилась л(е,я)гушка.
Проверка.
VII. Организация домашнего задания
Учитель. Ребята, а вы знаете, кто написал книгу «Дядя Фёдор, кот и пёс»? Вы её читали? Я и почтальон Печкин предлагаем вам домашнее задание:
1. Выполнить упр. 390 с.60-61.
2. Выучить теорию – параграф 52.
3. Написать письмо почтальону Печкину, применяя разные средства связи предложений.
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Цель: подвести итоги урока.
— Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?
— Как связываются предложения в тексте?
— В чём особенность цепной связи?
— Было очень приятно с вами работать. Самым активным я поставлю хорошие отметки, а для этого пришло время открыть бандероль.
IX. Оценивание учащихся.
Открытие бандероли (оценки).
Комментированное выставление оценок.
Спасибо за урок!
5