Безударный гласный в корне слова
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Безударный гласный в корне слова
Гласная в корне слова может слышаться непонятно, т.е. находиться в позиции без ударения. Чтобы правильно ее написать, надо найти проверочное слово, где гласная будет стоять под ударением. Правописание безударной гласной в корне слова может быть проверено:
костяно́й – ко́сть, снежи́нка – сне́жный
гора́ – го́ры, скала́ – ска́лы
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Употребление заглавных (больших) букв
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Правописание сочетаний -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ-, -ЕЛЕ-.
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 10, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 18, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 5, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 6, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 7, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 54, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 58, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 59, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 63, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 67, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 25, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 11, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 98, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 15, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 52, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 183, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 198, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 217, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 222, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 235, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
3 класс
Упражнение 54, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 255, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 127, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 248, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 58, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 63, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 36, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 18, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 34, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 8, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
4 класс
Упражнение 22, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 11, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 179, Климанова, Бабушкина, Учебник, 1 часть
Упражнение 28, Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 77, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 394, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 468, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 531, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 580, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 25, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 133, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 159, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 162, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 205, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 231, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 244, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 109, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 129, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 369, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
6 класс
Упражнение 44, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 214, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 311, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 391, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 474, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 516, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 44, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 142, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
Упражнение 373, Разумовская, Львова, Капинос, Учебник
7 класс
Упражнение 13, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 36, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 204, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 232, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 243, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 246, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 357, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 362, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 470, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
Упражнение 494, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник
8 класс
Упражнение 23, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 35, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 121, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 131, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 172, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 187, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 240, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 249, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 330, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
Упражнение 331, Ладыженская, Тростенцова, Александрова, Дейкина, Учебник
© budu5.com, 2019
Пользовательское соглашение
Copyright
budu5.com
Правило проверки безударных гласных в корне слова. 3-й класс
Цель:
- на основе проблемно-поискового метода упражнять учащихся в нахождении в слове проверяемой гласной буквы в корне и подборе к ней проверочного слова, опираясь на значение слова;
- развивать внимание к слову, речь, логику, мышление, умение обобщать, делать выводы;
- воспитывать организованность, чёткость в работе, аккуратность, беречь своё и чужое время, работая в быстром темпе.
Ход урока
1. Организационный момент (проверка готовности к уроку).
2. Актуализация знаний.
— Какую тему мы вчера начали изучать? (Безударные гласные корня).
— Какая гласная не может быть безударной? (Ё).
— А остальные? И нужно ли их все проверять? (Все остальные гласные могут быть безударными, но проверять нужно не все).
3. Чистописание.
— Посмотрите на доску. Я записала некоторые гласные, которые мы будем проверять в корне слова: а о и ы я е. Вы со мной согласны? (Нет, Ы мы не проверяем, этот звук хорошо слышится даже в безударном положении).
— Спишите буквы, соединив их между собой и исключив ненужную букву.
— Спишите ещё раз, но в другом порядке: сначала ётированные, потом остальные (я е а о и). Проверка.
— Как найти в слове безударную гласную? (Поставить ударение).
— Так найдите безударную гласную в записи: 1 декабря. Классная работа. (Записано дома заранее).
(Учащиеся находят безударные непроверяемые гласные в слове ДЕКАБРЬ и в слове РАБОТА).
— Давайте познакомимся со следующим по алфавиту словарным словом: с новым непроверяемым написанием.
4. Словарная работа. Повторение парных согласных.
На доске записывается слово ОБЕД.
— Как понимаете значение слова? (Приём пищи в середине дня).
— Какие орфограммы видите? (Безударная непроверяемая гласная О и сомнительная Д).
— Давайте подберём слова для проверки сомнительной Д и запишем их на доске и в тетради. (Обеды, обедать, обеденный (перерыв)).
— Почему эти слова являются проверочными? (После проверяемой согласной идёт гласная, а ещё может идти сонорная).
— Как вы думаете, есть ли в русском языке такое слово ОБЕТ? (Ответы детей).
ОБЕТ — торжественное обещание. «Дать обет молчания»
— Послушайте, как я произнесу слово: [а б’э т]. Какое из наших слов (обед или обет) я имела в виду? (Значение не ясно).
— А если я произнесу такую фразу: «Мама приготовила праздничный: обед»? (Значение слова понятно: имеется в виду слово ОБЕД)
Вывод (делают дети при помощи учителя): от одной буквы может зависеть значение слова. Значит, для того, чтобы правильно написать слово, правильно подобрать к нему проверочное слово, нужно понимать его значение.
5. Знакомство с новой темой.
— Кто из вас меня поймёт, если я произнесу такое слово [м’и л а]? (Значение слова понять трудно).
— Попробуем разобраться. Задание по вариантам: запишите начало предложения, а потом допишите моё слово.
- 1 вариант. ДЕВОЧКА ОЧЕНЬ: (МИЛА).
- 2 вариант. ВЬЮГА ВСЮ НОЧЬ:(МЕЛА).
— Проверяем. Как написали и почему? (МИЛА от слова МИЛЫЙ, МИЛ; МЕЛА от слова МЁЛ).
— К каким частям речи относятся эти слова (МИЛА — краткое прилагательное, МЕЛА — глагол).
— 1 вариант подобрал проверочные слова МИЛЫЙ, МИЛ. Это родственные слова? (Нет, это форма одного и того же слова).
— А в нашем словаре к слову ОБЕД все ли подобранные слова родственные? (Нет, слово ОБЕДЫ — не родственное).
— Какие же слова называются родственными? (С одинаковым корнем и значением).
— Подберите только родственные слова к слову, которое ещё нужно угадать.
«Его вешают, когда плохое настроение. Его задирают, когда зазнаются. Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело». (Нос).
— Что такое нос? (Орган на лице человека, животного, ощущающий запах). Запись (на доске и в тетрадях) родственных слов, которые придумывают ученики: НОСИК (объяснение суффикса -ик- нет носика), НОСОВОЙ (платок), ПЕРЕНОСИЦА (показывают на себе, устное сравнение с глаголом ПЕРЕНОСИТСЯ), НОСИЩЕ (большой нос).
Ученик: » А есть ещё такая обезьяна: НОСАТАЯ. У неё такой большой смешной нос».
— Есть. Найдите дома в интернете картинку с такой обезьяной: действительно смешно.
— Вы придумали достаточно слов. А я тоже придумала родственное слово: НОСОК. Запишем? (Ответы детей, многие не согласны. В итоге выясняется, что слово это многозначное: 1) передний конец обуви «Ударить носком по мячу»; 2) короткий чулок, не доходящий до колена «Надеть носок».
— Я хочу напомнить вам такие строки: «Какие пёрышки, какой носок:» (Дети убеждаются, что слово НОСОК из басни Крылова «Ворона и Лисица», которую они недавно учили, является родственным к слову НОС. Ещё раз акцентируется внимание на важности значения слова).
Работа с рядом родственных слов: выделение корня, постановка ударения, нахождение безударных корней, определение проверяемых слов (носовой, носище, носатая, носок) и проверочных (нос, носик, переносица).
6. Проверка домашнего задания.
— Какие слова из домашней работы похожи по звучанию на наши слова? (упр. 232 по учебнику Т. Г. Рамзаевой). (НОСИТ, НОСИТЬ, НОСИЛЬЩИК).
— Они родственные? (К нашим словам — нет, т. к. разное значение, а между собой — да).
7. Самостоятельная работа: первичная проверка знаний.
— В этих словах, записанных на доске, найдите нужную букву и проверьте её. СпИшите такие слова, но не спЕшите. (Объяснение значения слов СПИШИТЕ и СПЕШИТЕ и их правописания).
Учитель читает слова на доске:
лампочка скользит походка самолёт выпрыгнуть заскрипел
— Кто может сразу сказать, даже не ставя ударение, какое слово лишнее? (Выпрыгнуть). Почему? (Ы, У не проверяем).
— Как вы будете выполнять работу? (Поставить в словах ударение, найти безударные корни, подобрать проверочные слова, доказать письменно, что слова подобраны верно, т. е. поставить над ними ударение).
Выполнение самостоятельной работы, проверка.
— Назовите пары слов. (Скользит - ск?льзко, самолёт — сам, заскрипел - скрип).
— Как проверить О в слове САМОЛЁТ? (Соединительная гласная между двумя корнями не проверяется).
— Вы уверены в проверочном слове к слову ЗАСКРИПЕЛ? Может быть, нужно подобрать слово СКРЕПКА? (Нельзя, разное значение).
— А какая пара слов «проверяет друг друга»? (Скользит — ск?льзко).
8. Физминутка.
— Какой одинаковый звук могут обозначать в безударном положении буквы И, Е, Я? (Звук [и]).
— Я называю слова: если безударная в корне И - поднимите руки вверх, Е — в стороны, Я - вниз.
Трещат, трясёт, летит, глядит, грибы, гребёт, гряда, удивить, плясать, пилить, весы, висеть, слЕ/Изать (объяснение последнего слова).
9. Закрепление и углубление знаний.
— А в этих словах не нужно искать безударную. (Записаны на доске). Я её уже нашла и пропустила. Опираясь на значение слова, выберите к верхнему слову проверочное, придумайте своё проверочное к нижнему слову.
УД _ ВИТЬ (дева, диво)
УВ_ ДАЛ
Проверка. (Удивить — диво. УвИдал — вид «увидал знакомого», увЯдал — вянет «увядал без воды»).
10. Домашнее задание.
— В домашней работе вам тоже не нужно будет находить безударную, её нашли авторы учебника и пропустили. Вам нужно будет только её проверить. Объяснение упр. 234 (чтение текста, подбор проверочных слов).
11. Устная работа.
— Нужно ли проверять это слово? (Учитель показывает слово на листе, учащиеся читают про себя: ЗВОНИТ). (Правильно произносить слово звонИт, поэтому нужно проверять — ЗВОН).
— Прочитайте это слово про себя (показывает слово СВ _ КЛА). Какая буква пропущена и как её проверить? (Правильно произносить слово СВЁКЛА, поэтому проверять здесь ничего не нужно).
— Какой словарь нам помогает в написании данных слов? (Орфоэпический, в конце учебника на странице 254)
12. Работа с предложением.
— В отдельных словах находить безударную гласную легче. Попробуем найти её в предложении. (Учитель диктует предложения).
Домик стоит у озера. Налетел ветерок, и озеро ожило.
— Назовите слово на правило: ЖИ — ШИ пиши с буквой И. (Нет такой орфограммы: в слове ОЖИЛО — И — проверяемая безударная гласная).
— Назовите слова с проверяемой безударной гласной в корне (как вы их нашли?) и подберите проверочные слова. (Ответы детей).
— Устно дайте характеристику первому предложению. (По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов предложения — распространённое). Учащиеся находят основу предложения. (Домик стоит).
— Второе предложение — сложное. Докажите. (Две основы).
13. Проверочная работа (цель: выявление учащихся, не усвоивших алгоритм нахождения нужной гласной — безударной гласной корня и проверки её). (На листочках даны слова по вариантам).
— Задание: найти слова с проверяемыми безударными гласными в корне и проверить их. Как вы это будете делать? (Учащиеся объясняют алгоритм выполнения задания: поставить ударение, выделить корень, найти безударные корни, подобрать проверочные слова, поставить ударение).
1 вариант 2 вариант вазочка проход побелка ленточка побелить переползать синенький засолка переход подсолить накормить беленький сл_ зал сметану сл _ зал с дерева
14. Итог урока.
— Как мы искали безударную гласную в корне?
— Что значит проверить безударную гласную в корне?
urok.1sept.ru
Урок по русскому языку Ознакомление с правилом правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов
Пояснительная записка.
Тема: Ознакомление с правилом правописания проверяемых безударных гласных в корнях слов.
Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Характеристика класса.
В классе 23 ученика. 11 девочек,12 мальчиков.
22 ученика – русские,1ученица – армянка.
4 ученика воспитываются в неполных семьях.
Ребята в классе добрые, отзывчивые, подчиняются правилам установленным в школе и классе, исполнительные,активные. Уровень развития–средний.
Программа по русскому языку для 2 класса (5 ч. в неделю;170 ч. в год.)С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова;
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. — М.:Вентана-Граф,2012.
Раздел «Правописание» (формирование навыков грамотного письма).
Этапы урока:
1. Организационный этап
II. Актуализация знаний
III. Самоопределение к деятельности.
2.Каллиграфическая минутка.
IV. Работа по теме урока.
Наблюдение над ударными и безударными слогами.
VI. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа над правилом.
2. Работа над составлением алгоритма.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление
2.Закрепление полученных знаний
3. Работа в тетради.
VII. Итог урока.
VIII. Рефлексия.
Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.
Методы, применяемые на уроке:
— орфографический тренинг;
— фронтальная работа,устно;
— работа в паре;
— самостоятельная работа,письменно
— приёмы: анализа, сравнения, обобщения используются на уроке.
Задачи:
Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
Формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемый результат
Метапредметные умения
Личностные умения
Проявлять интерес к изучению нового материала.
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Оценивать результат учебного труда.
Познавательные умения:
Уметь находить необходимую информацию.
Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Регулятивные умения:
Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
Соотносить учебные действия с изученным правилом.
Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.
Коммуникативные умения:
Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
Согласовывать позиции и находить общее решение.
Адекватно использовать речевые средства для представления результата
Предметные умения
Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.
Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.
Анализ работы детей на уроке:
Дети на уроке проявили интерес к изучению нового материала, проявляли инициативу и самостоятельность в обучении, применяли правила проверки безударных гласных в корне слова, соотносили учебные действия с изученным правилом,взаимодействовали с партнёром в рамках учебного диалога. По окончанию урока была проведена рефлексия, по результатам которой получен следующий результат:
четвёртую ступень выбрали 15человек;
третью ступень – 6человек;
вторую ступень — 2 человека.
Литература:
С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений. — М.:Вентана-Граф,2012.
С.В. Иванов, М.И. Кузнецова.Русский язык. 2 класс:комментариик урокам. – М.:Вентана-Граф,2012.
Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2012
Иванова И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.:Экзамен,2012.
Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова.– 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Чулихина Е. А. Письменные буквы русского алфавита. Анимированный плакат.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Слайд 1,2
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
— Прочитайте пары слов в таком порядке
1) родственные слова, назовите корень;
2) форма одного и того же слова.
— Какие слова называются родственными? (Слова, имеющие общую часть и близкие по значению, называют родственными.
— Что называют корнем слова? (Общую часть родственных слов называют корнем.)
III.Самоопределение к деятельности.
1.Послушайте стихотворение.
Слайд 3
—Разделите, пожалуйста, буквы на 2 группы.
К О И Г А Ю Р С (КГРС, ОИАЮ)
— По какому признаку разделили буквы на группы? (Согласные и гласные буквы.)
Слайд 4
-Дополните вторую группу буквами. (о и а ю е ё я у э ы)
— Сколько гласных букв в русском языке? (10 букв)
-Сколько гласных звуков? (6 звуков)
-Дайте характеристику звуку [а],[и]. (Гласный, может быть ударный или безударный в слоге.)
-Какие гласные называются ударными? (Гласные в ударных слогах.)
— Какие гласные называются безударными?(Гласные в безударных слогах.)
-Молодцы.
2. Каллиграфическая минутка.
Работа в тетради. На доске запись.
—Запишите число, классная работа. Орфографически продиктует один из учеников.
Слайд 5
– Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила написания строчных букв а, и. Есть одинаковые элементы у этих букв? Какой? Пропишем эти буквы.
IV. Работа по теме урока.
Наблюдение над ударными и безударными слогами.
Отгадайте загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зима.)
-Запишите слово – отгадку. Поставьте это слово во множественное число. Запишите.
На доске запись.
Зима’ – зи’мы.
— Обозначьте ударение в словах. Выделите корень слова. Сравните первый слог в словах зима’ изи’мы.
-Запишем транскрипции слов. [з’эма] и [з’има]
-Одинаковые гласные звуки в этих словах? (Разные.)
— А какой буквой обозначены на письме эти звуки? (Одной и той же.)
-Какое слово вызвало у вас сомнение? ([з’эма].)
— Почему? ( Зима – не знаем, какую букву поставить в слове.)
– Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
– Что вы можете сказать о пропущенной букве? (Гласный, безударный).
– В какой части слова находится этот безударный гласный? (В корне слова.)
– Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова.)
— Какой гласный звук нужно проверять? Почему? (Безударный гласный.Произносится не так, как пишется.)
VI. Продолжение работы по теме урока.
1.Работа над правилом. Рубрика «Обрати внимание».
-Откройте учебник. Страница 84. Рубрика «Обрати внимание». Прочитайте.
Слайд 6
Буква,обозначающая безударный гласный звук,- «опасное место». Такое «опасное место» называют орфограммой (орфо – значит «правильное», грамма – «письмо»). Орфограмма требует применения орфографического правила. На уроках правописания ты познакомишься с орфограммами, изучишь орфографические правила, чтобы писать грамотно, без ошибок.
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
-Прочитаем правило на странице 84, рубрика « Тайны языка».
Безударные гласные звуки в корнях слов обозначаются той же буквой, которой записывают ударные гласные звуки в этих корнях. Например: лесно’й – лес, садо’вый – сад, гора’ –горы.
Безударные гласные в корне слова надо проверять. Чтобы проверить безударный гласный в корне, необходимо изменить форму слова или подобрать такое родственное слово, чтобы проверяемый гласный звук оказался под ударением.
[сады’] – сад сады’
са’дик сады’
2. Работа над составлением алгоритма (как проверить безударный гласный).
– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Что для этого нужно сначала сделать?(Прочитать это слово)
– Прочитали. Что дальше будем делать? (Поставим ударение)
– Дальше? (Определяем корень слова) (определи корень)
– Как убедиться, что мы выбрали правильно гласный? (Подбираем проверочное слово) (подбери проверочное слово)
– Давайте подберём проверочное слово к слову гора. О чем необходимо помнить? (Гласный должен стать ударным.)
Слайд 7,8
Гора – го’ры, го’рный, го’рка, го’рочка.
– Чему сегодня на уроке мы будем учиться?
Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова.
Слайд 9
Алгоритм (как проверить безударный гласный)
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подбери проверочное слово:
* измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
* подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
Запиши слово и подчеркни безударный гласный.
В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.
– Как в слове гора мы проверили безударный гласный в корне?
изменили слово так, чтобы гласный стоял под ударением;
подобрали родственное однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.
– Ребята, посмотрите на свои алгоритмы – помощники (Приложение 1).
Каждому пункту соответствует знак. Давайте составим алгоритм работы с помощью этих знаков.
– Молодцы!
– Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»?
Я правильно поставил ударение.
Я правильно выделил корень.
Я правильно подобрал проверочное слово.
Я правильно записал данное слово.
Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
– Верно! Помните об этом при работе на уроке.
V. Физкультминутка.
Слайд 10
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения под музыку.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем, как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вздохнули.
Отдохнули?
Отдохнули!
– А теперь потянулись к солнышку, чтобы получить от него заряд энергии и бодрости. Молодцы!
VI. Первичное закрепление (работа по группам, можно встать с места и объединиться в команду)
Игра «Проверь слово». (Слова взяты из упражнения 2,страница 85.)
(Приложение 2).
-У нас три команды – три ряда. Каждому ряду выдаются листочки со словами с пропущенными безударными гласными. Каждый ученик должен вписать пропущенную букву, и передать листок следующему. Какой ряд быстрее и без ошибок выполнит задание, тот и является победителем.
1ряд. Тр…ва,з…мля,др…ва, р…ка, пл…чо, стр…на, …кно, в…сна.
2ряд. Тр…ва, з…мля, др…ва, р…ка, пл…чо, стр…на, …кно, в…сна.
3ряд. Тр…ва, з…мля, др…ва, р…ка, пл…чо, стр…на, …кно, в…сна.
Слайд 11
Проверка. Работа по цепочке. Каждый ребенок оценивает свою работу с помощью цветовых сигнальных карточек: согласны «зелёная», не согласен «красная».(Приложение 3)
Класс подтверждает или отрицает утверждение учащегося с помощью цветовых сигнальных карточек: согласны «зелёная», не согласен «красная».
-Замечательно справились с заданием.
2.Закрепление полученных знаний
Страница 86, упражнение 3.
В[а]да’, с[а]сна’, стр[а]на’, тр[а]ва’, п[а]ля’, г[а]ра’, д[а]ма’, н[а]га’, н[а]ра’, ш[а]ры’, гл[а]за’, т[а]зы’.
– Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание.
– Перед вами слова. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – найти слова с безударной гласной буквой « о» в корне и слова с безударной гласной буквой « а» в корне, которые здесь спрятались!
– Итак, проверяем. Кто назовет словас безударной гласной буквой « а» в корне? У кого другие слова?
-Кто назовет словас безударной гласной буквой « о» в корне?
(Сделать вывод.)
– Молодцы! Давайте запишем несколько слов и выделим безударный гласный в корне. Действуем по алгоритму на ваших карточках-помощниках.
Запись в тетради. (Два ученика работают у доски.)
Стра’ны- страна’, тра’вы – трава’; во’ды- вода’, по’ле- поля’.
3. Работа в тетради.
– А теперь попробуем справиться с еще одним заданием. Не забывайте, чтобы не сделать ошибок, необходимо работать по алгоритму. Давайте повторим правила проверки безударной гласной.
Слайд 12
Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограммы:
Живёт в л…су л…са. Летит за м…дкомпч…ла. Гр…чата пищат в гн…зде.
(комментированное письмо – 1 человек объясняет написание, остальные записывают предложения)
Оцени свою работу по нашим критериям (задание для ученика, комментировавшего письмо).
– Ребята, будьте внимательны. Вы проверяете работу своего товарища и оцениваете ее с помощью сигнальных карточек.
– А теперь я проверю вашу память и внимание. Закончите предложение:
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова… … .
4.Физминутка.
– Вы были очень внимательны на уроке. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать (танцевальные движения под музыку).
– Молодцы! Весело и дружно танцевали.
– Сейчас я вам предлагаю испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники.
(Приложение 4). Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.
Слуху вы не доверяйте –
Удареньем проверяйте:
Сосны, воды, травы, дело…
А теперь пишите смело.
1 уровень (жёлтая карточка)
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы (проверка хором).
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной:
К…са – косы,к…за – козы, гл…ва – главы, тр…ва – травы.
2 уровень (голубая карточка)
Слайд 13. Проверка заданий, выполненных учащимися.
Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:
Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна —
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова —
Проверить надо все слова!
3 уровень (розовая карточка)
Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными «О» и «А» в корне, подбери проверочные слова.
(1-2 человека называют свои слова). Каждый из отвечающих объясняет написание слов.
VII. Итог урока.
– Что мы должны знать при записи слов с безударным гласным в корне?
— Как проверить безударный гласный в корне слова?
— Ребята, какие задания вам показались наиболее трудными? А самыми интересными?
VIII. Рефлексия.
Ребята, посмотрите, перед каждым из вас лежит четырёхступенчатая лестница. (Приложение 5)
В начале урока вы все стояли на первой лестничной ступени знаний нашей темы урока. К концу урока каждый поднялся на свой новый уровень. Определите его,написав красивую строчную гласную букву «а» на той ступени, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь:
четвёртая – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;
третья – если необходимо ещё поработать над данной темой;
вторая – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
Спасибо за урок.
Приложение 1
(Карточка — помощница)
Я правильно поставил ударение.
Я правильно выделил корень.
Я правильно подобрал проверочное слово.
Я правильно записал данное слово.
Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
_______________________________________________________________________________________________
Приложение 2
1ряд.
Тр…ва
з…мля
др…ва
р…ка
пл…чо
стр…на
…кно,
в…сна.
2 ряд.
Тр…ва
з…мля
др…ва
р…ка
пл…чо
стр…на
…кно,
в…сна.
3 ряд.
Тр…ва
з…мля
др…ва
р…ка
пл…чо
стр…на
…кно,
в…сна.
Приложение 4
Вставь пропущенные буквы, выдели орфограммы.
Ударение над гласной
Может букву сделать ясной:
К…са – косы, к…за – козы, гл…ва – главы, тр…ва – травы.
(желтая карточка)
Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:
Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна —
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова —
Проверить надо все слова!
(голубая карточка)
Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными «о» и «а» в корне, подбери проверочные слова.
__________________________________________________________
__________________________________________________________
(розовая карточка)
Приложение 3
красная
зелёная
Приложение 5
4 ступень
3 ступень
2 ступень
1 ступень
infourok.ru