Урок 29. что такое корень слова? — Русский язык — 2 класс
Русский язык. 2 класс.
Урок 29. Что такое корень слова?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
- Корень слова.
- Родственные слова.
- Выделение корня в словах.
Глоссарий по теме:
Родственные слова – это слова, близкие по смыслу. Родственные слова имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Корень слова выделяется знаком ᴖ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 61 – 62.
2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24.
3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24 – 25.
4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2018. – С. 22.
5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 17.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Не только люди могут быть родственниками друг другу. Родственными могут быть и слова. Например, слова «гусь», «гусыня» и «гусята» имеют общую часть «гус» и являются представителями одного и того же вида птиц.
Общая часть родственных слов называется корень. Корень в словах выделяется особым знаком – дугой сверху.Проведём небольшой опыт. Попробуем закрыть корень «гор» в родственных словах – «гора» – «горка». От первого слова останется только «а», от второго – «ка». Закроем корень «дом» в родственных словах «дом» – «домик». Первое слово исчезнет, от второго останется «ик». Закроем корень «гриб» в паре «гриб» – «грибник». Первое слово закроется целиком, от второго останется часть «ник». То есть без корня слова теряют смысл. Это происходит потому, что именно в корне находится основное лексическое значение слова. Как растение погибнет без корней, так и слово без корня существовать не может.
Для определения корня в слове необходимо подобрать родственные слова и найти в них общую часть. Например, чтобы найти корень в слове «школа», подберём ряд родственных слов – школьник, школьница. Эти слова являются родственными, так как школьник – это мальчик, который учится в школе, школьница – это девочка, которая учится в школе. Найдём в этих словах общую часть. Это часть «школ». Значит, «школ» – это корень.
Но иногда случается так, что корни в родственных словах могут отличаться друг от друга. Например, слова «друг», «подружка» являются родственными. Но совпадает в этих словах только часть «дру». Однако, корень в слове друг – всё слово, то есть «друг», а в слове подружка корень «друж». Дело в том, что звуки в корнях слов иногда могут заменять друг друга. Такое явление называется чередованием. Иногда при чередовании звук в корне может появиться или исчезнуть. Например, слова «сон» и «проснуться» являются родственными, несмотря на отсутствие звука [о] во втором слове. Чередование – очень частое явление. Поэтому необходимо помнить, что у родственных слов корни могут немного отличаться.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Слова с корнем —дом—.
Найдите слова с корнем —дом—
А) домино
Б) домишко
В) избушка
Г) домовёнок
Д) домашняя
Е) домик
Подсказка: вспомните, что у родственных слов должна быть общая часть и близкое лексическое значение.
Правильный ответ:
Б) домишко
Г) домовёнок
Д) домашняя
Е) домик
Задание. Как найти корень слова?
Восстановите порядок действий, чтобы найти корень слова.
- Выделю корень.
- Прочитаю слово.
- Найду общую часть родственных слов.
- Подберу родственные слова
Подсказка: сначала найдите действие, без которого невозможны все остальные.
Правильный ответ:
1. Прочитаю слово.
2. Подберу родственные слова.
3. Найду общую часть родственных слов.
4. Выделю корень.
Правила по русскому языку для 2 класса
Правила по русскому языку, 2 класс «Это мы должны знать!»Составитель: Сабитова Лилия Ильсуровна
Предложение.
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Слова в предложении связаны по смыслу.
Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждает к действию.
В конце предложения ставится точка (.), если в предложении о чём-либо или о ком – либо спокойно сообщается.
Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак (!)
Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак (?)
По цели высказывания предложения бывают:
Повествовательные: Я читаю интересную книгу.
Побудительные: Надо читать книги.
Вопросительные: Ты прочитал эту книгу?
По интонации предложения бывают:
Восклицательные: Береги честь смолоду!
Невосклицательные: Книга – источник знаний.
10. Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? и др.
Подлежащее и сказуемое — грамматическая основа предложения.
Наступила холодная зима.
(Что?) Зима – это подлежащее, зима (что сделала?) наступила – это сказуемое.
2. Звуки и буквы
На письме звуки обозначаются буквами.
Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем.
3.Ударение
-это выделение голосом одного из слогов в слове.
Тот слог, который произносится с большей силой, называется ударным (сильная позиция). Остальные слоги в слове безударные (слабая позиция).
4.Гласные звуки.
1. При произнесении воздух не встречает преград: [ а] [о] [и] [ы] [у] [э]. Произносятся только с голосом.
2. Гласный звук образует слог.
3. В ударных слогах 6 гласных звуков[ а] [о] [и] [ы] [у] [э].
4. В русском языке 10 гласных букв: а, о, и, ы, у, э, е, ё, ю, я.
5. Буквы а, о, и, ы, у, э обозначают гласные звуки.
6. Буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука: -в начале слова: ЯМА (й ‘а м а)
-после гласных звуков: МАЯК (м а й’ а к)
-после ъ и ь знаков: СЕМЬЯ (с’ и м’ й’ а)
5. Безударные гласные в слове.
1. Гласные звуки в ударных слогах называются ударными.
2. Гласные звуки в безударных слогах называются безударными.
3. Буквы А, О, Е, И, Я в безударных слогах нужно проверять.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить слово так, чтобы на этот гласный падало ударение. Например: СТОЛБЫ – столб.
Если буква гласная вызвала сомнения, ты её немедленно ставь под ударение!
6. Родственные слова.
Слова, которые имеют общую (одинаковую часть) и общее значение, называют родственными: зима – зимний, дуб – дубовый.
Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова иначе называются однокоренными.
Общая часть родственных слов (корень) пишется одинаково.
7. Согласный звук.
При произнесении воздух встречает преграду: губы, зубы, язык.
2. Слог образует только с гласным звуком.
8. Сочетания ЖИ — ШИ пиши с буквой – И !
9. Сочетания ЧА — ЩА пиши с буквой – А ! ЧУ – ЩУ пиши с буквой – У !
10.Сочетания ЧК, ЧН, НЩ, РЩ пиши без Ь знака !
11. Мягкие и твёрдые согласные звуки.
1.Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами: А, О, У, Ы, Э
2.Мягкость согласных звуков обозначается буквами Е, Ё, И, Ю, Я и Ь
12.Разделительный мягкий знак.
Пишется после согласных и перед гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
13. Мягкий знак — служащий для смягчения согласного.
На конце и в середине слова мягкость согласного звука обозначается мягким знаком.
Мягкий знак пишется после согласного и перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.
Запомни слова, в которых в середине не пишется ь:
ЖИЗНЬ, ЕСТЬ, ЕСЛИ, ЧЕРВЬ, ЯСЛИ, ПЕСНЯ, ГОСТЬ, НАСТЯ
14.Алфавит или азбука
— это все буквы, расположенные по порядку.
В алфавите каждая буква имеет своё место и своё название.
15.Слово и слог.
Слог — это часть слова, на которое оно делится при произношении.
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Слог может состоять:
— из одного гласного звука: Я, Я — МА
— из гласного и одного согласного: ОН, ТЫ
— из гласного и нескольких согласных: ХЛЕБ, ДОМ
16.Перенос слов.
Слово переносится с одной строки на другую по слогам: МА – ШИ — НА
Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.
Буква Й при переносе не отделяется от гласной: БОЙ — ЦЫ
Ъ и ь знаки при переносе не отделяются от предыдущей буквы: МАЛЬ – ЧИК, ПОДЪ — ЕЗД
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят: МАС – СА, СУБ – БОТА, АЛ — ЛЕЯ
6. Нельзя переносить:
-Слова из одного слога: ДОМ, СНЕГ
-Слог из одной буквы: МО — Я
17. Двойные согласные.
В некоторых словах пишутся рядом две одинаковые буквы.
Их надо запомнить!
Класс, масса, шоссе, касса, рассказ, комиссия, русский, пассажиры, ссора, бассейн, Россия, Одесса, ванна, осенний, весенний, ранний, Анна, антенна, тонна, Геннадий, Инна, телеграмма, сумма, хоккей, аккуратный, аккорд, группа, грипп, аппарат, аппликация, аппетит, суббота, вожжи, дрожжи, жужжать, коллектив, миллион, коллекция, артиллерия, интеллигент, Кирилл, троллейбус, иллюминация, аллея, иллюстрация, кристалл, металл, Алла, терраса.
18. Предлоги.
Предлоги: К, НА, НАД, ЗА, ПО, ДО, ПОД, О, ОКОЛО, ОБ, ИЗ, БЕЗ, С
— пишутся со словами раздельно .
19.Звонкие и глухие согласные звуки.
Звонкие согласные звуки произносятся с голосом и шумом.
Глухие согласные состоят только из шума.
Парные согласные твёрдые: звонкие [ б] [в] [г] [д] [ж] [з] глухие [ п] [ф] [к] [т] [ш] [с].
Парные согласные мягкие: звонкие [ б`] [в`] [г`] [д`] [з`].
глухие [ п`] [ф`] [к`] [т`] [с`].
Непарные согласные твёрдые: звонкие [ л] [м] [н] [р]
глухие [ х] [ц]
Непарные согласные мягкие: звонкие [ л`] [м`] [н`] [р`] [й`].
глухие [ х`] [ч`] [щ`]
Слова с парным согласным звуком в корне нужно проверять. Для проверки парных согласных в корне слова нужно его изменить так или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный.
Слова, в которых после согласного звука произносится гласный, являются проверочными: СТОЛ… (Б или П ???) – СТОЛБЫ, значит СТОЛБ
МОРО… (З или С ???) – МОРОЗЫ, значит МОРОЗ
20 . Заглавная буква.
Пишутся с заглавной буквы: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей, океанов.
Например: мальчик Коля, девочка Даша, собака Жучка, кот Барсик, Россия, город Казань, деревня Славная, улица Симонова, река Казанка, море Чёрное, океан Тихий
21. Лексика
Синонимы — это похожие по значению слова, которые пишутся и произносятся по-разному: идти — шагать; смелый — храбрый; веселье — радость.
Антонимы — это слова, противоположные по смыслу: правда — ложь, добрый — злой, день – ночь, белый – чёрный, сладкий – солёный.
Омонимы — это разные по значению слова, которые звучат и пишутся одинаково: коса — это и сельскохозяйственное орудие, и заплетенные волосы. А наряд — это и одежда, и группа полицейских.
Многозначные слова – это слова, имеющие два и более лексических значений.
НОЖКА – стола или стула, гриба или цветка, циркуля, ласковое название ноги человека;
ШЛЯПКА – женский головной убор, опять же гриба, гвоздя;
ХВОСТ – животного, самолета, поезда, очереди;
ПЕРО – ручка или оперенье птицы.
Урок русского языка на тему «Что такое корень слова» (2 класс)
ТЕМА УРОКА: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?
Цели: формировать умение находить в словах корень, образовывать однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Орфографическая минутка
(на доске запись.)
Кот молоко лакал,
А Боря булку в молоко макал.
— Прочитайте скороговорку.
— Представьте картину, описанную в скороговорке.
— Что делал кот? (Молоко лакал.)
— Какие буквы запоминаем в слове молоко? (Три буквы О.)
— Назовите безударную гласную в слове лакал. (А.)
— Прочитайте слова так, как они написаны.
— Повторите первую строку соседу по парте.
— Запишите скороговорку.
— Сверьте написанное с образцом.
3. Самоопределение к деятельности
(на доске записаны слова.)
Часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
Выпишите только однокоренные слова. (Часовщик, часы,
часики, часовой.}
Выделите общую часть родственных слов. (Час-,)
Кто знает, как называется общая часть родственных слов?
(Корень.)
Это тема нашего урока сегодня.
4. Работа по теме урока
— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Что такое корень слова ? Что такое однокоренные слова ? Упр. 84 (с. 61).
— Почему слова так написаны? (Дом-, слон- — это одинаковая часть в словах.}
— Докажите, что в первой группе слова родственные. (Есть общая часть дом-, все слова близки по значению: домик — маленький дом, домище — большой дом-, домишко — небольшой дом.)
— Докажите, что во второй группе слова родственные. (Ответы детей.)
— Спишите родственные слова. Обозначьте общую часть.
— Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (Корень.)
— Почему корень — главная часть родственных слов? (В ней
заключен общий смысл родственных слов.) (Учитель читает стихотворение.)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым —
Был он только словом.
Разрастаться стало вскоре
Это слово, слово — корень,
И плоды нам принесло —
Стало много новых слов.
Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес. Дети читают слова, записанные на карточках, и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными. Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница.)
5. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.)
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
6. Закрепление изученного материала
Упр. 86 (с. 62).
( Устное выполнение.)
Упр. 87 (с. 62).
(Работа в парах. Взаимопроверка.
7. Рефлексия
(Учитель читает текст, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.)
Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой.
(Проверка. Сверка с образцом на доске.)
8. Подведение итогов урока
— Назовите тему сегодняшнего урока. (Что такое корень слова?)
— Что такое корень? (Самая главная часть в слове.)
(На доске запись.)
Писать- ..ель Пожар — ..ныи Учить— ..тель
Рыба — ..лка Летать— .лик Зонт— ..ик
— Образуйте однокоренные слова от данных слов.
— Назовите в словах корень.
— Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?
— Кому еще нужно время, чтобы разобраться в этой теме?
9.Домашнее задание
Выполнить упр. 88 (с. 62).
Конспект урока по русскому языку 2 класс «Что такое корень слова?»
РАЗРАБОТКА УРОКА
Русский язык 2 класс
Тема: «Что такое корень слова?»
Учитель: Цимбта Е.В.
Цели:
Узнать, что такое « корень» слова и «однокоренные» слова.
Учиться выделять в слове корень.
Учиться подбирать однокоренные слова.
Оборудование: учебник, презентация, интерактивная доска.
Ход урока.
Прочитайте тему урока и скажите на какие вопросы мы будем искать ответы? Какую цель вы поставите перед собой на уроке. Начните словами НА УРОКЕ Я ХОЧУ УЗНАТЬ…(слайд2)
Минутка чистописания.
Буква Н. (Показ на интерактивной доске)
— письмо букв
— Записать 2 слова на букву Н, которые вы будете писать с заглавной буквы
— работа со словарём ( слова на букву н)
Вспомним. О чём мы говорили на прошлом уроке?
Какие слова называются родственными? ( проверьте себя) ( слайд 2)
Приведите примеры родственных слов.
Найдите лишнее слово. Докажите ( слайд 4) . Запишите первую строчку.
Выделите общую часть
Прочитайте пары слов (слайд 5). Давайте закроем общую часть. Прочитайте что осталось. Можно ли назвать, что вы прочитали, словами? Теперь вы видите, что общая часть является главной в слове.
Как же называется это общая часть, может уже кто-то догадался? Правильно КОРЕНЬ. А почему именно этим, словом мы называем общую часть? Как вы думаете? У чего есть корень? У дерева. Оно не может существовать без корня, так и слово тоже не может существовать без корня.
ИТОГ Общая часть родственных слов называется КОРНЕМ слова (главная часть слова). В нём заключено общее значение слова. Слова с одинаковым корнем называются не только родственными, но и однокоренными. (слайд 6)
Физкультминутка.
Вывод (слайд 7) Повторим
У нас выросло ДЕРЕВО. (слайд8) +Задание (слайд9)
Подберите однокоренные слова.
Соль, море, хлеб, ветер. А если вы затрудняетесь подобрать однокоренные слова, что делать? Обратимся к словарю стр.135. Запишите однокоренные слова к слову «лист»
Итог урока .
Вернёмся к целям, которые вы ставили перед собой в начале урока
Домашнее задание
Выполнить упр. № 88 стр. 62, выучить правило.
ИГРА на интерактивной доске.
Открытый урок по русскому языку 2 класс «Корень слова»
Урок русского языка 2 класс «Корень слова»
Тема урока: Корень слова.
Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»; учить детей находить корень в словах,
распознавать и подбирать однокоренные слова; обогащать словарный
запас детей.
Развивающие: развивать наблюдательность, память совершенствовать навыки аргументированного и лаконичного изложения мыслей и умения вести учебный диалог, развивать творческие способности, речь.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку, потребность пользоваться его языковым богатством, воспитывать чувство ответственности за свой труд, умение работать совместно, помочь учащимся увидеть результаты своего труда.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Организационный этап. (Слайд 1)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей.
Учащиеся записывают в тетрадях число и слова Классная работа.
— Какое важное умение вы развиваете на уроках русского языка?
— Умение грамотно и красиво писать.
2. Минутка чистописания
— Начнём наш урок с минутки чистописания. Встань те дети, у которых вначале имени, фамилии и отчества встречается звук м,, а теперь те, у которых встречается звук м. Какой это звук (согласный, звонкий.). А как мы на письме записываем эти звуки? (буквой М (эм)). Сколько их есть в русском языке.
Вот какая это нужная буква в нашем классе! Как вы пишите эту букву в своих личных данных? Почему? (Мы пишем её с заглавной буквы. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия пишутся с заглавной буквы.)
На доске: М м
— Молодцы! Садитесь.
— Посмотрите, пожалуйста, на следующие слова. (Слайд 2). Давайте прочитаем их. Заполните пропуски в словах.
Сн_жок, м_розный, М_розко, снеж_нка, м_розит, снежная, моро_. (слайд 3)
На какие три группы можно разделить эти слова? (1гр.–сущ.: снежок, Морозко, снежинка, (предметы) мороз; 2гр – прилаг.: морозный, снежная; (признак) 3гр.– глагол: морозит. (Действие)) (слайд 4)
3. Актуализация знаний
— А как можно разделить эти слова на две группы? (слайд 5) (1гр.- снежок, снежинка, снежная; 2гр.- Морозко, морозит, морозный.) Каждая группа включает в себя слова, которые имеют одинаковую часть, т.е. корень.
— Что такое корень?
— А теперь предлагаю ваши выводы сравнить с выводами учебника на стр. 75. (Учащиеся убеждаются в том, что их выводы совпадают с правилами в учебнике.)
— Запишите слова в два столбика. (Запись учащимися слов.)
Работа в парах.
— Теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность. (Слайд 6)
4. Этап формирования положительной мотивации.
— Ребята, скажите, что обозначает слово корень? (Ответы учащихся учитель сопровождает иллюстрациями на слайде 7)
— Давайте посмотрим значение этого слова в толковом словаре.
— Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова. (Слайд 8)
— Что общего в значении этого слова?
— Это важная, главная часть чего-либо. Например, корень учения – основа знаний.
— Послушайте сказку и скажите, какому корню будет посвящен сегодняшний урок. (Демонстрация звукового слайда 9).
— Что вырастает из корня слова?
— Новые слова.
— Как они называются?
— Однокоренными.
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Слайд 10)
— Будем говорить о корне слова.
5. Физминутка. (слайд 11)
1 – топнуть правой ногой,
2 – топнуть левой ногой,
3 – коснуться правой рукой правой ноги,
4 – коснуться левой рукой левой ноги,
5 – дотронуться правой рукой до правого плеча,
6 – дотронуться левой рукой до левого плеча,
7 – хлопнуть в ладоши за спиной,
8 – хлопнуть в ладоши над головой.
— Как вы считаете, вы умеете подбирать однокоренные слова?
— Да.
Работа в группах.
Карточки со словами.
1 карточка – лес, лесочек, лесник, лесок.
2 карточка – вода, водяной, водица, подводная.
3 карточка – гриб, грибница, грибочек, грибник.
4 карточка – вишня, вишневый, вишенка.
5 карточка – лимон, лимонница, лимончик, лимонный.
(карточки дети вешают на доску и комментируют свой ответ.)
— Я убедилась в том, что вы замечательно умеете подбирать однокоренные слова.
6. Работа с учебником.
Стр. 75 Упр. 118
7. физминутка для глаз.
7. Итог урока.
— Мы узнали: (Слайд 12)
— Что такое корень слова?
Д: главная часть слова (Щелчок мышкой)
— Как его находить?
Д: подобрать однокоренные слова (Щелчок мышкой)
— Как его выделять (значок)?
Д: дугой сверху слова (Щелчок мышкой)
— Какова его роль в слове?
Д: смысл однокоренных слов (Щелчок мышкой)
— Мы знаем, для чего нужно уметь находить в слове корень. Мы знаем, что это часть слова. Мы уже знаем, каким значком он обозначается.
Игра «Третий лишний» (слайд 13)(слайд 12)
— Найди в каждой группе слов лишнее слово. Объясни.
Лес, лесник, леска, лесной
Парк, парковый, паркет
Водичка, вода, водитель, водяной
— Слова являются однокоренными, т. к. общая часть у них лес и значение всех слов связано с лесом. Лес – это корень слова, обозначаем значком (дугой). Прочитав все слова без корня лес, убедились, что нет таких слов, значит, корень — главная часть слова, в нем заключен общий смысл всех однокоренных слов. Корни пишутся одинаково. (Слайд 14). Леска – прикрепляемая к удилищу нить с рыболовным крючком. Удилище – часть удочки – длинная гибкая палка.
9. Этап рефлексии.
Кружком определенного цвета демонстрируют учителю уровень своей успешности (критерии на слайде 15).
Карточки учащиеся показывают учителю.
— Спасибо за работу! (Слайд 16)
«Корень слова. Однокоренные слова» УМК «Школа России»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №611
Курортного района Санкт-Петербурга
Открытый урок русского языка во 2 классе
Тема: «Корень слова. Однокоренные слова»
УМК «Школа России»
Учитель высшей категории:
Т.В.Турко
Октябрь 2016 г.
Конспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме
«Корень слова. Однокоренные слова»
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.
Задачи:
1) развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова;
2) научить находить корень в однокоренных словах;
3) развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;
4) воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль;
5) воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
1) Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень, обосновывать правильность определения однокоренных слов и корня в однокоренных словах, подбирать однокоренные слова. 2) Группировать однокоренные слова с разными корнями. 3) Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. 4) Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
Ход урока
I. Орг. момент
— Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.
Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
II. Мотивация. Речевая разминка.
— Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:
нас, всё, у, сегодня, получится!
— Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
— У нас сегодня всё получится!
— Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
III. Чистописание.
— На момент чистописания
Я приготовила вам задание
Вы с закрытыми глазами
Угадаете буквы сами.
(Два ученика по очереди выходят к доске и с закрытыми глазами достают вырезанные из картона буквы, на ощупь узнают их.)
Итак, это буквы Д, Т.
— Какие звуки они обозначают?
— Запишите строчку слогов, где буква Т будет обозначать мягкий согласным звук, а другую строчку, где буква Д будет обозначать твёрдый согласный звук.
2. Знакомство с новым словарным словом.
— Отгадайте загадку:
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Много птичек здесь снуют
И, галдя, его клюют. (Рябина)
(Рябина – это дерево с гладкой серой корой, с перистыми листьями и ярко-красными ягодами. Древняя легенда гласит, что слово рябина произошло от слова рябчик (рябой), т.к. ягоды рябины служат в зимнее время главной пищей рябчиков, и охотники часто видели эту птицу около рябины)
— Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова.
— Составьте предложение с этим словом.
IV. Физкультминутка
— Сейчас мы немного отдохнём и продолжим нашу работу.
— Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Многие писатели, поэты, композиторы посвятили свои творения временам года. Мы сейчас отдохнём под музыку П.И. Чайковского, которое так и называется «Октябрь»
Музыка
Представьте что в нашем классе – листопад. Встаньте, протяните руки воображаемому листопаду, ощутите на ладонях красивые листья, покружитесь, попытайтесь поймать самые красивые листья.
Представьте, что мы поднимаем с пола листья, которые нападали в нашем классе, и кидаем их друг в друга.
Пройдём по знакомой тропе к опушке леса. Шагаем, вдыхаем чистый свежий воздух, наблюдаем за изменениями в жизни живой и неживой природы. Но вот, к сожалению, время прогулки заканчивается и мы, отдохнувшие, с массой положительных эмоций, набравшись сил и энергии, возвращаемся в класс и продолжаем работу.
V. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.
— Какие части растения вы знаете?
Учитель загадывает загадку:
Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
— О каких значениях корня говорится в тексте загадки?
Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень — многозначное:
1) подземная часть растения;
2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;
3) часть слова.
— Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?
— Это важная, необходимая часть.
— Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
— Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
Обозначим проблемные вопросы:
1) Что такое корень?
2) Роль корня в слове.
3) Как выделить в слове корень?
4) Однокоренные слова
5) Признаки однокоренных слов
2. Работа на доске.
— (На доске появляется “дерево”, на нем — однокоренные слова.)
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «сад». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустило, потом другой, третий. Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать её корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове.
Итак, посмотрите на слова, которые «выросли» на этом дереве. (Зоосад, пересадка, садовод, посадим). Как в сказке называются эти слова? (родственниками) Близки ли по значению эти слова? Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
(Показать обозначение корня)
3. Упражнение на внимание.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. Добавим их на наше дерево.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик — словом.
Это слово,
Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
А вот садовый цветок,
Садовник пересадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
— Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад.
— Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?
— Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
VI. Закрепление изученного материала.
Игра «Найди однокоренные слова» Упражнение в распознавании однокоренных слов. Работа в парах.
лес
зимушка
вода
садовый
лесной
лесник
зимний
водичка
садовник
зимовать
водник
пересадить
лесовичок
зимовье
подводный
посадка
жар
жаровня
жаркий
жарить
лёд
ледяной
ледник
обледенел
— Найдите среди этих слов однокоренные. Запишите в тетрадь одну группу. Выделите корень.
2. Игра «Засели квартиры»
— Одновременно в 4 квартиры приехали «родственники». Правильно ли «заселились» родственники в квартиры, нет ли среди них «чужих»?
гусьгусиный
густой
гусыня
гуськом
гусёнок
лист
листок
листик
лиса
листва
листопад
лётчик
летать
лето
летучий
полёт
лётный
море
морс
моряк
морской
мореход
морячка
Проверка.
— Какие однокоренные слова вы поселили в первую квартиру? Почему слово «морс» не подходит? (У него другое значение, поэтому оно не является родственным).
— Какие слова «заселили» во вторую квартиру? Какое слово «лишнее»? Почему?
-Какие слова будут жить в третьей квартире? Какое «лишнее»? Докажите.
-Какие слова будут жить в четвёртой квартире? Какое «лишнее»? Докажите.
Пропедевтическая работа: — Понаблюдайте, как пишутся корни в однокоренных словах.
VII. Итог урока.
— Что такое корень?
— Роль корня в слове.
— Как выделить корень в слове?
— Какие слова называются однокоренными?
VIII. Рефлексия.
— Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок.
-Спасибо за работу. Урок закончен.
Урок по русскому языку на тему «Урок русского языка во 2 классе по теме «Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»»
Урок русского языка во 2 классе по теме
«Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?»
Цель:
познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся,
Основные виды учебной деятельности:
Находить родственные слова в тексте и среди других слов.
Различать родственные слова и синонимы.
Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них корень.
Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.
Планируемые результаты:
Универсальные учебные действия
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.
Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.
Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование:
компьютеры, оснащённые программой 1С: Школа.
проектор;
школьная доска и мел;
презентация к уроку;
5) электронный ресурс 1С Образование. Школа «Рассели слова по домикам», «Кто правильно выделил корни?»
Ход урока
I. Организационный момент.
/Учитель входит в класс со словами/:
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Интересное узнать.
II. Актуализация опорных знаний
Минутка чистописания.
Дети пишут соединения букв са, ар
Словарная работа
Отгадайте загадку (слайд 1)
Бел, как снег,
В чести у всех.
В рот попал —
Там и пропал.
Поставьте в слове сахар ударение, подчеркните безударный гласный (слайд 2)
III. Самоопределение деятельности
Какие слова мы называем родственными?
Подберите родственные слова к слову сахар (сахарок, сахарный, сахаристый)
Запишем эти слова через запятую.
Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.
(слайд 3)
— Что увидели? ( В словах есть общая часть).
— Назовите эту общую часть. (сахар ).
— Выделим эту общую часть дугой. (Я на слайде -дети в тетрадях карандашом).
— А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)
Назовите тему нашего урока. Корень слова?
Назовите цель нашего урока. Узнать, что такое корень слова, научиться распознавать слова с одинаковым корнем (однокоренные слова)
IV. Работа по теме урока
Понятие о корне
— Посмотрите на записанные слова и скажите, какие слова называются родственными. (ответы детей)
Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
— Какое новое понятие вы узнали? (корень слова)
Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»
— Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре) (слайд 4 )
Корень:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
4) часть слова.
-Слово «корень» имеет несколько значений . Как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).
— Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка? (часть слова).
— Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?
( Общая часть родственных слов )
— Какие слова называются родственными ?
(Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).
Понятие об однокоренных словах .
— Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.
— Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова с одним и тем же корнем? (однокоренные слова)
— С какими новыми понятиями мы с вами познакомились?
(корень слова, однокоренные слова)
-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.61, как там сформулированы эти понятия.
— Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление изученного материала
Работаем в парах с ресурсом 1С «Рассели слова по домикам»
-Все ли у вас получилось?
— Какие трудности возникли?
Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение упр. 85 из учебника на странице 61.
VII. Рефлексия.
Фронтальная работа с ресурсом 1С «Кто правильно выделил корни?».
Молодцы. Вы справились с заданием.
(Слайд 5 ).
Было трудно …
Было интересно …
Я научился … Меня удивило … У меня ………. настроение?
VIII. Информация о домашнем задании.
Домашнее задание с правом выбора с. 64 упр.93 (базовый уровень), упр. 64(повышенный)
Вы сегодня отлично потрудились. Я желаю вам, ребята, преодолевать все препятствия, стремиться к лучшему.