Что такое понятие в русском языке 5 класс: Attention Required! | Cloudflare – Термины по русскому языку ℹ️ список основных определений и понятий, значение слов, словарь терминов, справочные материалы

Содержание

Урок русского языка в 5-м классе «Понятие о литературном языке»

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с основными разделами  науки о русском языке, с нормами литературного языка.
  2. Акцентировать внимание на важности знания и соблюдения этих норм.
  3. Формировать навыки овладения понятиями «нормы языка и речи».
  4. Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Оборудование урока: Энциклопедический словарь юного филолога, под редакцией М.П. Панова  –М.; 1984г.

Ход урока

I  этап: Организационный момент

II этап: Сообщение темы и цели урока

III этап: Основная часть урока

Слово учителя

У: Что касается литературного языка, то свои истоки литературный язык берет еще из древнерусской литературы. Но 19 век стал временем окончательного становления русского литературного языка. Огромная заслуга в этом принадлежит А.С. Пушкину. Его творчество – итог поисков, каким должен быть литературный язык.

Ребята, давайте обратимся к  « Энциклопедическому словарю юного филолога» и узнаем, что такое литературный язык?

Доклад одного из учащихся:

«Литературный язык — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме…»

У: Так вот, наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой)

На доске:

ЯзыкОзнание,  языкОведение,  лИнгвистИка

Наука о языке включает несколько основных разделов. Давайте познакомимся  с предлагаемым нам материалом

На доске:

Основные разделы науки о русском языке
Фонетика Звуки речи
Морфемика Состав слова
Лексика Словарный состав языка
Грамматика Морфология Слова как части речи
Синтаксис Словосочетания и предложения

У: С названными разделами тесно связаны орфография, пунктуация, орфоэпия и стилистика. Изучение этих разделов поможет вам научиться более точно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Словарная работа

Языкознание, языковедение, лингвистика, фонетика, морфемика, лексика, грамматика, морфология, синтаксис.

Работа с учебником(чтение теории с  пояснением учителя)

На территории нашей страны не все и не везде говорят по-русски одинаково. На севере «окают»,  на юге «акают»; на севере – свекла, на юге — бурак. Но при этом отметим, что  общим для всех является  русский литературный язык. Литературный язык- это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски. Нормы литературного языка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.

У: Какие нормы литературного языка вам знакомы?

У: Произносительные, морфологические, синтаксические, стилистические, нормы правописания.

У: Сделаем вывод: благодаря соблюдению литературной нормы язык становится более удобным средством общения, нарушение его мешает общению и затрудняет его. Знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи.

Поиграем

Помогите восстановить загадочную надпись.

  .у…ий      .и.е.а.у..ый    я.ы. (Русский литературный язык)

Физминутка  (Звучит космическая музыка)

У: Закройте глазки. Примите удобную позу, расслабьтесь и постарайтесь представить, увидеть и почувствовать. Мы вылетаем в космическое пространство. Море звезд, планет, комет, метеоритов. Впереди — красная звезда. Весь негатив, все проблемы и переживания сбросьте на нее, чтобы они сгорели дотла. Не касаясь огня, мы движемся вперед. Впереди метеоритное облако, потрогайте, какое оно мягкое, пушистое, полежите на нем, почувствуйте его мягкость, воздушность. Справа — голубая планета. Почувствуйте свежесть и прохладу, которая исходит от нее. Легкий ветерок обдувает ваши лица. Слева — желтая комета. Она теплая. Почувствуйте ее тепло. Впереди — зеленая планета. Зеленый — цвет спокойствия. Вам легко. Вы не чувствуете тяжести, тревог. Ощущение полета бабочки. Чувство спокойствия и удовлетворения. Я буду считать от 5 до 1. Когда услышите цифру 1, откройте глаза.

Продолжение изучаемого материала

У: Итак, знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи. Культура речи- это часть общей культуры человека. Какие  вы знаете признаки культуры речи?

У: Правильность, точность, чистота, выразительность, логичность, уместность, богатство.

У: У Ивана Алексеевича Бунина есть такие строки

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

Творческая работа на тему «Бесценный дар в моей жизни» (мини — работа).

IV этап: Закрепление изученного

Комментированное письмо

Запишите предложения, раскрывая скобки и выбирая слова литературного языка. Будет ли понятен вам смысл каждого предложения, если употребить другие слова из скобок? Почему?

(Лозг, овраг)  был глубокий. (Чки,льдины) проплывали медленно. (Стодол, сарай) стоял на просторном (базу, дворе).

Орфоэпическая работа

Произнесите слова в соответствии с нормой произношения: красного, чего, что, здравствуйте, средства, модель, понял. Составьте предложения с этими словами.

Тренировочное упражнение

Прочитайте текст А.Н. Толстого. Почему можно назвать его образцовым? Запишите текст по памяти.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина?- это весь народ. Это его культура, его язык.

V этап: Подведение итогов

У: Молодцы! Вы сегодня порадовали меня. Показали хорошие знания темы урока. Работали дружно и многое успели сделать. А сейчас покажите настроение урока.

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Понятие о литературном языке.

Слайд 1

Понятие о литературном языке Урок русского языка в 5 классе Учитель Ольховатская Н.П.

Слайд 2

Свои истоки литературный язык берет еще из древнерусской литературы. Но 19 век стал временем окончательного становления русского литературного языка. Огромная заслуга в этом принадлежит А.С. Пушкину. Его творчество – итог поисков, каким должен быть литературный язык.

Слайд 3

« Литературный язык — язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме…»

Слайд 4

Н аука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой) ЯзыкОзнание языкОведение лИнгвистИка

Слайд 5

Разделы языка Фонетика Звуки речи Морфемика Состав слова Лексика Словарный состав языка Грамматика Морфология Слово как часть речи Синтаксис Словосочетание и предложение орфоэпия орфография пунктуация стилистика

Слайд 6

Словарная работа Языкознание , языковедение, лингвистика, фонетика, морфемика , лексика, грамматика, морфология, синтаксис.

Слайд 7

н а севере «окают » н а севере – свеклА , н а севере — пЕтух О бщим для всех является русский литературный язык. — на юге «акают» — на юге — бурАк — на юге — кОчет свЁкла петУх

Слайд 8

Литературный язык- это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

Слайд 9

Н ормы литературного языка Произносительные , морфологические, синтаксические, стилистические, нормы правописания

Слайд 10

Культура речи- это часть общей культуры человека. Какие вы знаете признаки культуры речи ? Правильность , точность, чистота, выразительность, логичность, уместность, богатство.

Слайд 11

И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бесценный – речь . И. Бунин

Слайд 12

Запишите предложения, раскрывая скобки и выбирая слова литературного языка. ( Лозг , овраг) был глубокий . ( Чки,льдины ) проплывали медленно. ( Стодол, сарай) стоял на просторном (базу, дворе).

Слайд 13

Произнесите слова в соответствии с нормой произношения : красного , чего, что, здравствуйте, средства, модель, понял . Составьте предложения с этими словами.

Слайд 14

Прочитайте текст А.Н. Толстого. Почему можно назвать его образцовым? Запишите текст. Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина?- это весь народ. Это его культура, его язык.

Слайд 15

Повторим ! Что такое литературный язык? Какие нормы литературного языка вы знаете? Для чего нужно соблюдать эти нормы? Что такое культура речи? Каждый ли человек может назвать себя культурным? Почему?

Лексика. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова

На уроке учащиеся узнают основные понятия лексики: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова

Вступление

Возможно, вы слышали от кого-то или говорили сами: «Я знаю, всё понимаю, а сказать не могу». Из-за чего это происходит? Скорее всего, у такого человека не хватает словарного запаса, чтобы по́лно выразить свою мысль. Сколько же слов в русском языке? Подсчитать точно не получится, потому что язык постоянно развивается: какие-то слова исчезают, возникают новые слова. В самом большом словаре – «Словаре современного русского литературного языка», который состоит из 17 томов, – более 120 тысяч слов.

Каким же должен быть словарный запас человека? Для того чтобы понимать друг друга, достаточно знать около четырех тысяч слов. А вот для того чтобы создавать яркие высказывания, творчески работать, осваивать новые области знаний, такого количества слов будет недостаточно. Словарный запас человека с высшим образованием составляет приблизительно 10 000 слов. А вот «Словарь языка Пушкина» включает в себя 35 000 слов. В ходе наших уроков мы, конечно, попытаемся пополнить свой словарный запас. Когда вы встречаете новое слово, обращайтесь к толковому словарю, узнавайте лексическое значение такого слова.

 

Основные понятия

  • Лексика – это словарный состав языка.
  • Лексическое значение – это основной смысл слова (его содержание).
  • Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.
  • Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.

 

О многозначных словах

Узнать, многозначное ли слово или однозначное, мы сможем в толковом словаре. Чаще мы сами можем ответить, сколько значений у того или иного слова. Например, несложно догадаться, что слово идти многозначное. В словаре С.И. О́жегова выделяются 26 значений этого слова. Но для того чтобы понять, какое именно значение имеется в виду, нам необходимо услышать или увидеть это слово в предложении или в словосочетании. Получается, что со словом идти мы можем составить 26 словосочетаний или предложений, употребив это слово в разных значениях. Например:

Поезд идёт на запад. (Двигаться, перемещаться) Идти в педагогический институт. (Поступать куда-либо, становиться кем-либо) Идёт дым. (Выделяться) Идут слухи. (Распространяться) Идёт вода. (Течь) Идти на дрова. (Предназначаться)

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Домашнее задание

Задание № 1

В первом столбике вы видите толкования слов, они даны по «Словарю русского языка», который составил Сергей Иванович О́жегов. Вам необходимо определить, какое значение какому слову соответствует.

Притворство, ложное утверждение или изображение чего-нибудь с целью ввести в обман, в заблуждение

сумбур

Сильное возбуждение, задор, увлечение

симуляция

Крайний беспорядок, полная путаница

паритет

Равенство, равноправие сторон

азарт

Задание № 2

Попробуйте составить со словом мягкий десять словосочетаний, употребив его в различных значениях. Род прилагательного можно изменять.

1.         Мягкий _________________________

2.         Мягкий _________________________

3.         Мягкий _________________________

4.         Мягкий _________________________

5.         Мягкий _________________________

6.         Мягкий _________________________

7.         Мягкий _________________________

8.         Мягкий _________________________

9.         Мягкий _________________________

10.       Мягкий _________________________

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Интернет-портал Rusroom.tut.su (Источник).
  2. Интернет-портал Gramma.ru (Источник).

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Урок русского языка в 5 классе Определение

Урок  русского языка в 5 классе.

Тема: Второстепенные члены предложения. (Определение).

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об определении, дать представление о согласованном и несогласованном определении.

Тип урока: Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать определение второстепенного члена «определение», способ его выражения, графическое его обозначение как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; уметь находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями; использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта/приобретённая компетентность): способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Личностные: сознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы: http://festival.1september.ru ; : http://proschkolu.ru

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока, выполненная учителем.

Ход урока.

Актуализация опорных знаний и умений.

Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная ваша задача, ребята, быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Покажите, что вы знаете и как умеете работать. Давайте для начала повторим то, что вспомнили и изучили на предыдущих уроках по теме «Синтаксис». В строчку запишите цифры от одного до десяти. В зависимости от правильности услышанного утверждения поставьте крестик «+» или нолик.

Игра «Крестики-нолики» Таблички заготовить заранее. Работа в табличках.

1.Раздел науки о языке, в котором изучаются  словосочетания и члены предложения , называется фонетика.

2.По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и восклицательные.

3Обстоятельство -это главный член предложения.

4.Односоставные предложения-предложения с одним главным членом (- или =).

5.По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и повествовательные.

6.Словосочетание используется в речи только в составе предложения.

7.Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.

8.Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.

9.Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.

10.Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета, называется дополнение.

Обменяйтесь тетрадями и проверьте (карандашом) правильность выполнения задания.

Слайд 1(ответы)

Нахождение и исправление ошибок, формулировка правильных утверждений.

Самооценка выполненной работы-смайлики.

Кто ответил на все вопросы правильно? Давайте укажем правильный ответ вместе.

Слайд 2(эпиграф).

Чтение учителем эпиграфа к уроку.

Молодцы, вы хорошо поработали, а теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. Для начала вспомним, что такое эпиграф?

«Слово! Великое русское слово. Как много в нем оттенков, как много красок и глубины! Просто необходимо, чтобы это наше богатство русских «цветных слов» оберегали умные и чуткие люди».

                                                                                                         М.Ладур.

Действительно, наш русский язык очень красив и выразителен, искренне надеюсь, что сегодня  вы покажите себя  чуткими и умными по отношению к нему  (ну и друг к другу, конечно). -Ребята, а что делает нашу речь «богатой, цветной»?(прилагательные).

 А чем являются прилагательные в предложении? Так какова тема нашего сегодняшнего урока?

Запись темы урока в тетради.                        (Определение).

Целеполагание.

-Как вы думаете, что мы сегодня должны за цели перед собой поставить для изучения данной темы? (Что обозначает определение, чем выражено, его роль в предложении).

Подумайте, от какого слова произошло слово определение?

Как вы понимаете значение слова « определять»?

Можно ли сказать, что «определять» — значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и по другим признакам?

А на какие вопросы отвечают определения? (какой? Чей? )

2 Выявление места и причины затруднения.

Слайд 3(2 текста для сравнения). -Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

1 текст.

(Читают уч-ки).

Ветер раскачивает ветви деревьев. Листья опадают на землю, и она покрывается ковром.

2текст.

Сильный ветер раскачивает голые ветви деревьев. Сухие листья опадают на землю, и она покрывается желто-красным ковром.

-Какой текст дает вам более подробную информацию? За счет чего? 

Учитель подводит к  выводу о значимости определения. Определения обозначают признак предмета? Делают нашу речь ярче, выразительнее.А что вы уже знаете об определении из курса начальной школы?

А теперь откройте учебники на стр.86,прочитайте материал в рамке.

— Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

-Какая информация оказалась для вас новой?

Сегодня на уроке мы узнаем способы выражения определения, составим алгоритм  его нахождения в предложении, познакомимся с  термином «согласованные и несогласованные определения».

Закрепление материала.

Работа с учебником. Упражнение 186(по заданию). Один у-к у доски; комментирование.

Цель данной работы-выработка алгоритма нахождения определения. (Основа — вопросы к упражнению). Комментирование  орфорграмм.

-Так как мы находим определение в тексте, каков алгоритм наших действий?

Слайд 4.(Алгоритм)

  1. Найду в предложении слова, которые обозначают предмет.
  2. Поставлю от них вопросы какой? какая? какие? чей?
  3. Определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы.
  4. Если есть, значит, это определение.
  5. Подчеркну определение волнистой линией.

— Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

Самостоятельная работа по вариантам .Один ученик от первого варианта, второй — от второго. Комментирование  орфорграмм.

Включение в систему знаний и повторение

Сведения опережающего характера.

Физкультминутка.

По количеству рядов(3) выдаются осенние  листочки.

Задание: придумать к листочку прилагательное- определение (повторяться нельзя). Листики передаются с 1 до последней парты, потом учителю. Вслух произносим определение. Один ученик записывает выборочно, обозначаем орфограммы. Жёлтый, резной, чудесный, прекрасный, берёзовый, удивительный.

Какие прилагательные-определения характеризуют предмет по цвету, форме, а какие выражают отношение говорящего. Как называются такие прилагательные в литературоведении? Эпитеты.

А сейчас я хочу рассказать о талантливой писательнице-сказочнице Наталье Абрамцевой и предлагаю посмотреть мультфильм по одной из её сказок, который называется «Стриженый дождик». А вы подумайте, какие определения – эпитеты помогают создать образ дождика.  Чему учит эта сказка?

Наталья Абрамцева родилась в семье военного и учительницы русского языка и литературы. Вследствие перенесённого в раннем детстве заболевания спинного мозга она была прикована к постели. Несмотря на это, Наталья жила насыщенной жизнью: много читала, причём не только по-русски, но и по-английски, и по-испански, писала рассказы, очерки. Но главным делом писательницы стало сочинение сказок. Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых. Они переведены на многие иностранные языки;  произведения легли в основу сценариев мультфильмов. Отдельными изданиями вышли сборники «Сказки для добрых сердец», «Радуга в сочельник», «Рождественские грёзы», «Чудеса да и только», «Что такое зима», «С кем разговаривают собаки».

Рефлексия

Работа с раздаточным материалом. (По времени-как Д/З)

Разноуровневые по сложности задания. Уровень учащиеся выбирают по собственному желанию.

1.Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и  слова (есть подсказки-слова для справок).

2.Средний уровень (норма).

Вставить пропущенные буквы и слова (отсутствие справочного материала).

3.Повышенный уровень сложности.

Подобрать в С/С к главным словам зависимые (согласованные и несогласованные определения),а к зависимым – главные, разобрать.

Творческий уровень.

Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.

Приложение.

1. Листочки самооценки.

Побудь учителем минутку, поставь оценку, но не в шутку.

Задание

Успешность(+или-)

1

Игра «+/0»

2

Формулировка  темы,цели урока

3

Упр.

4

Разборы

5

Самооценка

Оценка:

Минимальный уровень.

Вставить пропущенные буквы и слова (есть подсказки-слова для справок).

Хорош     лес в  ————  ясны…   дни. В пурпурно-красный и  ———— цв…та   окрашена  л…ства.  Цв…тным  к…вром  ра…стилаются   под    д…ревьями    листья. Тут и там  в…дны под ними ———  шляпки грибо…-под…синовиков.

Слова для справок: осенн…е, красн…ватые, желтый.

Средний уровень

Вставить пропущенные буквы и слова.

Красив, наряден ру…ский лес  ———-  ос…нью. Кругом ————  б…резы . ———— к…стром г…рят р…бины.    Словно  груды малахита,   з…л…неют ————   ду…ки .В…селым    мног…цветьем   радуют клены, …сины    —————  к…вром  ра…стилаются  под деревьями   ———— листь…я.

Повышенный уровень сложности.

Подобрать в словосочетании к главным словам зависимые ( согл./несогл. опр.), а к зависимым – главные, разобрать.

а ) дано главное слово                                б ) дано зависимое слово  

————- листва (    )                                       —————  с клена   (       )

шляпки  ————- (      )                                  ——————   березы (      )

————- дождь  (       )                                    —————    ковром  (      )

 листья ————  (       )                                       —————- грибов (   )

                                 

Творческий уровень.

Написать сказку об осени, используя определения-эпитеты.

Урок в 5 классе: «Определение».

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Определение как второстепенный член предложения»

УМК М.М. Разумовской.

Выполнила учитель русского языка и литературы

Колисниченко О.Н.

Северской МБОУСОШ №44

Северская, 2015г.

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство с определением как второстепенным членом предложения.

Задачи:

  • Ввести понятие определения как второстепенного члена предложения;

  • Научить видеть определения в речи;

  • Закрепить знания.

Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

Виды работы: работа с презентацией, взаимопроверка, чтение научного текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, синтаксический анализ предложения, решение тестового задания.

Оборудование: презентация «Определение как второстепенный член предложения», раздаточный материал (тесты).

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.

  1. Проверка домашнего задания.

Какому второстепенному члену предложения были посвящены наши предыдущие уроки? (дополнению). Что такое дополнение? Слайд 1. Заполним «слепую» схему.

hello_html_4bcacb46.jpg

На данной схеме представлена таблица по главным членам.

— Какие члены предложения, кроме главных, вы знаете?

— Какой из членов предложения отвечает на вопросы что сделал? что делаю? и т.д.?

— А на какие вопросы отвечает подлежащее?

— С каким второстепенным членом мы знакомились на прошлых уроках? На какие вопросы он отвечает?

hello_html_m4474e24d.jpg

Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (учить правила из п. 57, №№ 452, 453).

Слайд 2. Что требовалось сделать в № 452? (составить предложения по схемам). Оксана подготовила свои предложения. Посмотрим, всё ли правильно сделала она.

hello_html_m6ee0f35.jpg

Слайд 3. Что от нас требовалось в № 452? (заполнить таблицу своими примерами). Поменяйтесь тетрадочками с соседом и проверьте, так ли он сделал это упражнение?

hello_html_m21c25f2a.jpg

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся.

На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым членом предложения. А для этого нам необходимо вспомнить:

— Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное).

— На какие вопросы она отвечает?

— Приведите примеры, чтобы предмет определялся по форме, размеру, величине, цвету (круглая Земля, большой мальчик, белые цветы).

Выполним небольшое задание (Слайд 4). Из данных слов образуйте словосочетания. Укажите главное и зависимое слово. Подпишите, чем они выражены.

hello_html_m35ad707b.jpg

— Определите род, число, падеж. Сделайте вывод (род, число, падеж прилагательного зависят от существительного).

— Выпишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные (какая? какой? чей?).

— Какой тип связи между словами в данном словосочетании?

hello_html_7b1d5c7c.jpg

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности.

Откроем учебник на стр. 164 и прочитаем, с каким же второстепенным членом предложения мы познакомимся сегодня. Внимательно читаем правило в голубой рамочке. Карандашиком делаем пометки:

Слайд 6.

«+» — это я уже знаю.

«» — это новая для меня информация.

«?» — это мне не понятно.

hello_html_m5b03e24b.jpg

Слайд 5. Итак, как называется новый второстепенный член, с которым мы будем работать? (определение). Запишем тему урока в тетради.

hello_html_7a0a84a9.jpg

Слайд 7.

— На какие вопросы он отвечает? (какой?, который? Чей?) Обратите, пожалуйста, внимание на вопросы «который?» и «чей?». Определение отвечает не только на эти вопросы, но и на формы этих вопросов: какую? которому? Чьего?

— Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

-Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

— Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

— По каким качествам может характеризовать предмет определение? (цвет, форма, чувства человека, его впечатления, состояние).

hello_html_296e4656.jpg

— Где в жизни нам могут пригодиться эпитеты? (при создании сочинения, анализе литературного текста, в комплиментах).

  1. Первичная проверка понимания изученного.

Выполним упражнение № 456. Что нам необходимо сделать в данном задании? (списать, подчеркнуть грамматическую основу, затем второстепенный член, который распространяет подлежащее).

Ребята письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем.

hello_html_m43472056.jpg Слайд 8.

В первом предложении, когда ученик его зачитывает, обратить внимание на произношение слова «скучная», вспомнить, как произносится буквосочетание чн, в каких словах оно произносится также. (По щелчку открывается облачко с транскрипцией, по щелчку же оно исчезает).

hello_html_3027d635.jpg

Определение скучная характеризует с точки зрения состояния, обычно относится к человеку, а автор определят так время, значит, мы имеем дело с эпитетами.

Во втором предложении несколько определений. Первое выражено неопределённым местоимением, второе – притяжательным местоимением, третье – прилагательным. Опять-таки бедный значит нищий, вновь имеем дело с эпитетом.

Третье предложение – всё просто.

Четвёртое предложение – удивительная картина – эпитет.

  1. Закрепление изученного.

Закрепим, то, с чем мы сегодня познакомились. Выполним полный синтаксический разбор четвёртого предложения.

hello_html_m4a1cbc36.png

  1. Информация о домашнем задании.

Откроем дневники и запишем домашнее задание. Дома вам необходимо будет выполнить задание № 458. В этом упражнении нужно списать текст, употребляя определения в скобках в правильном роде, числе и падеже. Это задание 1, оно выполняется письменно. Слайд 9.

Задание 2 выполняется устно, и в этом задании от вас требуется, прочитать текст два раза: затем без определений, а потом вместе с ними. Проследить, как изменяется текст при втором прочтении. Сделать вывод о роли определений в предложении. Определить, какие из них являются эпитетами. Какую роль в тексте они выполняют.

  1. Контроль и самоконтроль.

Выполним небольшое тестовое задание. Каждому ряду раздаются задания разного цвета в зависимости от уровня сложности.

В первом задании надо переписать предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.

Ответы на тестовое задание записываются также в тетрадь в столбик. Например:

  1. А

  2. Б

В первом задании теста для первого ряда нужно выбрать два варианта ответа, чем может быть выражено определения в предложении.

Во втором задании нужно выяснить, какое слово из предложения являются определениями.

В третьем задании необходимо найти то предложение, в котором два (!) определения.

В четвёртом задании правильным ответом будет тот, где в предложении нет ни одного определения.

В пятом задании необходимо найти такое предложение, где есть и определение, и дополнение.

По окончании работы тетрадочки передаются с задних парт.

  1. Подведение итогов занятия.

Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и комментируются оценки отдельным ученикам.

  1. Рефлексия.

— Чему ты научился на сегодняшнем уроке?

— Что нового ты сегодня узнал?

— Что интересного было для тебя на сегодняшнем уроке?

— Как пригодятся полученные знания в жизни?

Урок русского языка в 5 классе: «Понятие о лексике. Лексическое значение слова»

Кадун Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, первая категория, ГУ «Рузаевская средняя школа» село Рузаевка, район им. Г. Мусрепова СКО

Цель: познакомить учащихся с понятием «лексика» и «лексическое значение слова», выработать умение находить в толковом словаре определение лексического значения слова и грамматические признаки.

Задачи: научить составлять словарную статью, вырабатывать умение узнавать слово по его лексическому значению; развивать устную и письменную речь; воспитывать любовь к языкам.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический с элементами полилингвальности.

Оснащение урока: мел, доска, толковые словари, портрет И.Даля, стенд «Лексика русского языка».

Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Психологический настрой учащихся на работу

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.

Улыбнитесь друг другу, себе! И мы начнем наш урок!

II. Актуализация изученных раннее разделов русского языка

— Ребята, какие разделы русского языка мы уже изучили? (синтаксис, фонетика)

— Что вы о них знаете? (повторить определения)

— Прослушайте стихотворение и попробуйте определить, с каким разделом мы познакомимся сегодня?

Зеленый и таинственный
Средь моря остров спит.
И надо нам единственный
Путь выбрать, что лежит
Через моря Познания
На горы Мастерства,
Минуя очень топкие
Опасные места.
В стране Лексикологии
Ищите те пути, которые Вас к знаниям
Помогут привести.

III. Этап изучения нового материала

1. Работа со стихотворением А.Шибаева (открываем учебники на стр.137)

— Как вы понимаете смысл последнего четверостишия?

— Что значит «море слов»? (все слова языка)

2. Запись терминов в тетрадь.

Лексика — совокупность всех слов языка.

Лексикология — раздел науки о языке, который изучает словарный состав.

— А задумывались ли вы сколько всего в русском языке слов?

3. Вспомним цитату из смешной книги Ильфа и Петрова «12 стульев»: «Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12000 слов, словарь негра из людоедского племени „Мумбо-юмбо“ составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась 30 словами».

Сколько же слов в русском языке? Можно сказать, что их столько, сколько звезд на небе? Нет. Звезд, видимых на небе, только около 3 тысяч, слов же гораздо больше. В современном русском языке их более 200 тысяч плюс иностранные слова (30 тысяч), термины-10 тысяч, диалекты-200 тысяч, имена-25 тысяч, устаревшие-30 тысяч. И мы подбираемся к миллиону. А тысячу лет назад, по мнению ученых, было в русском языке 20 тысяч слов. Значит, за год возникала почти тысяча новых слов.

— Ребята, а что же такое вообще Слово?

4. Слушаем сообщение учащегося «Слово — самая удивительная вещь на свете».

— Докажите, что слово — самая удивительная вещь на свете.

— Какими словами можно передать радость, ликование? Нежность, теплоту, мужество?

4. Работа со стихотворением Рыленкова о добрых словах.

На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово-
Что дать напиться.
Со словом обидным-
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.

— Какова основная мысль текста?

5. Словарная диктовка (у доски уч-ся)

Пожалуйста, сердечный, здравствуйте, заботливый, нежный, спасибо, благодарю, будьте любезны, добрый день.

— Дополните эту группу слов «добрыми словами».

7. Ребята, чтобы употреблять слово, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. Например: словарь-книга, где собраны слова русского языка, машина-транспортное средство для передвижения.

 Лексическое значение слова — это то, что слово обозначает.

— Обратимся к словам К.Паустовского: «Для всего, что существует в природе:воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

— О чем эта цитата?

Что могут обозначать слова, из которых состоит наша речь? (предметы, явления окружающей действительности, понятия, действия, признаки).

IV. Этап закрепления новых знаний

1. Лексический диктант (упр.482).По словесному описанию определить название предмета и записать его одним словом. Тонуть, шторм, океан, плавать, маяк, берег. Какая тема объединяет эти слова? (морская). Составьте одно предложение с этими словами.

2. Выставка словарей.

— Как вы думаете, куда следует обратиться за помощью, если мы не знаем значение какого-либо слова? (К словарю)

— Как называется такой словарь? (Толковый)

— Обратимся к нашей выставке. На ней представлены толковые словари.(Знакомство со словарями). Но самый известный это «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, в котором 200000 слов.

3. Сообщение учащегося о В.И.Дале.

4. Работа по учебнику (стр.137, упр.481)

— Что обозначают данные слова: лексикон, лиловый, приручить?

— Что мы узнали из этих словарных статей? (произношение слова и ударение, окончание слова в разных формах, лексическое значение слова, примеры употребления).
Вывод: С помощью толкового словаря можно выяснить не только значение, но и написание слова и его морфологические признаки.

5. Самостоятельная работа с элементом полилингвальности. (класс работает самостоятельно по вариантам, у доски учащийся выполняет упр. 484.)

1. Определить (перевести) слово на русский язык.

2. Составить словарную статью.

1 вариант 2 вариант 3 вариант
жазу әлем  бас жүгіру ана жақсы
write peace head run mother

good

3. Проверка.

6. Знакомство с толковым словарем учебника (стр.294. Откроем и проверим :верно ли мы составили словарные статьи в предыдущем задании? (писать, мир, голова, бежать, мать, хорошо).

7. Кроссворд (загадки читаются на казахском языке, учащийся называет ответ на казахском языке и переводит его на русский язык).

1. Ұнгір түбінде жалбырап,
Өсіп тұр жалғыз жапырақ.(тіл-язык)

2. Үлкен үйге барасың
Үлкен білім аласың. (мектеп-школа)

3. Қабат қабат қатталған,
Асыл сөзбен апталған
Парағы бар сөйлейтің,
Ол қазына өлмейтін. (кітап — книга)

4. Ұшымен қазақ
Тор көзді жазық.
Үстіне өттім
Асыл сөз жазып (дәптер — тетрадь).

— Если мы правильно отгадали загадки, получили спрятанное слово. Какое?

Найди по-казахски будет тан,
А книга так звучит: кітап.
В степи копытами пылят
Несутся кони, или ….(ат).

— А как вы думаете, это слово однозначное или многозначное?

Об однозначности и многозначности мы поговорим на следующем уроке!

V. Проверка усвоения новых знаний

1. Повторить усвоенные на уроке понятия.

Лексика — ..
Лексикология — …
Лексическое значение слова — …
Лексикон — …
Толковый словарь — ..
В. И. Даль —

2. Тест со взаимопроверкой.

1. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре.
б) в словаре антонимов русского языка.
в) в орфографическом словаре.

2. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением.
б) лексическим значением.

3. Словарный состав — это:
а) все слова языка.
б) слова, которые даны в толковом словаре.
в) слова, которые я знаю.

4. Словарный состав языка изучает:
а) фонетика.
б) лексика.
в) синтаксис.

5. Кто автор «Толкового словаря живого великорусского языка»?
а) А.С.Пушкин.
б) Ильф и Петров.
в) В.И.Даль.

2. Взаимопроверка. Оценки.

VI. Подведение итогов

Когда изведав трудности учения,
Мы начинаем складывать слова
И понимать, что есть у них значения
«Вода, огонь, старик, олень, трава».
По-детски мы удивлены и рады
Тому, что буквы созданы не зря.

VII. Домашнее задание

Выучить определения. Записать в тетрадь 2-3 словарные статьи из толкового словаря.

VIII. Рефлексия

  1. На уроке я узнал (а)…
  2. Мне понравилось…
  3. Своей работой на уроке я…
  4. Мое настроение…
  5. Домашнее задание мне кажется…

ПОНЯТИЕ — это… Что такое ПОНЯТИЕ?

  • ПОНЯТИЕ — общее имя с относительно ясным содержанием и сравнительно четко очерченным объемом. П. являются, напр., «химический элемент», «закон», «сила тяготения», «астрономия», «поэзия» и т.п. Отчетливой границы между теми именами, которые можно назвать П …   Философская энциклопедия

  • ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятия, ср. 1. Логически расчлененная общая мысль о предмете, включающая ряд взаимносвязанных признаков (научн.). Определение понятия. Понятие квадрата. Понятие прибавочной стоимости. Содержание понятия. Противоречащие друг другу… …   Толковый словарь Ушакова

  • понятие — Представление, идея. См. мнение, мысль иметь понятие, прививать правильные понятия… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. понятие мнение, суждение, соображение, взгляд,… …   Словарь синонимов

  • Понятие —  Понятие  ♦ Notion    Абстрактная или обобщенная идея, чаще всего рассматриваемая как данность языка или мышления.    Этим понятие (которое даже этимологически не требует труда для познания или распознания, т. е. понимания) отличается от концепта …   Философский словарь Спонвиля

  • понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно логического. П. может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие П. у человека. Проводится различие между усвоением П., выработанных… …   Большая психологическая энциклопедия

  • понятие —         ПОНЯТИЕ одна из форм отражения мира на рациональной ступени познания; мысль, которая выделяет из некоторой предметной области и собирает в класс (обобщает) объекты посредством указания на их общий и отличительный признак. П. представляют… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, понятный, понять и пр. см. понимать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ПОНЯТИЕ — ПОНЯТИЕ, 1) (философское) форма мышления, отражающая существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных… …   Современная энциклопедия

  • Понятие — символическое отображение существенных свойств предметов окружающего мира, выделенных в результате аналитической работы. В каждом понятии свернуто особое предметное действие , воспроизводящее предмет познания посредством использования… …   Психологический словарь

  • ПОНЯТИЕ — форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существенных свойств. Первые П. относились к чувственно воспринимаемым предметам и имели наглядно образный характер. С умножением потребностей человека и усложнением… …   Новейший философский словарь

  • Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о