Карточки по русскому языку на тему «Сложное предложение» (5 класс)
Вариант 1
Спиши предложение. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Листья облетят но на ветках останутся почки.
Вариант 2
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Малыш удирает а медведь башку склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
Вариант 3
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Спит вся природа и только совы летают у костра.
Вариант 4
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.
Вариант 5
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса.
Вариант 6
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Уважаемые родители собрание состоится в пятницу когда закончатся уроки у детей.
Вариант 7
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Лето собирает зима поедает.
Вариант 8
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
В лесу водилось множество разных птиц иволги кукушки дятлы но я никого не увидел.
Вариант 10
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Солнце сжигает посевы гроза спасает урожай.
Вариант 11
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Раскололось небо грянул гром блеснула саблями молния.
Вариант 12
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Раскололось небо и грянул гром.
Вариант 13
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Закукует кукушка когда лес закутается зеленым туманом.
Вариант 14
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Старые деревья давно облетели а молодые березки сохраняют свои желтоватые листья.
Вариант 15
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Молодые березки сохраняли свои желтоватые листья когда старые деревья давно облетели.
Вариант 16
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Взошел месяц и все потонуло в фантастическом свете.
Вариант 17
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Взошел месяц все потонуло в фантастическом свете.
Вариант 18
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Когда взошел месяц все потонуло в фантастическом свете.
Вариант 19
Спиши предложение. Расставь недостающие знаки препинания. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Листья облетят но на ветках останутся почки.
Вариант 20
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Малыш удирает а медведь башку склонил на бок и одним глазом на него смотрит.
Вариант 21
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Спит вся природа и только совы летают у костра.
Вариант 22
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Когда я проходил мимо обезьянка протягивала мне холодную ручку.
Вариант 23
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Цветет рябина поздней весною когда оденутся в зеленую одежду леса.
Вариант 24
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Уважаемые родители собрание состоится в пятницу когда закончатся уроки у детей.
Вариант 25
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Лето собирает зима поедает.
Вариант 26
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
Горьковатый привкус калины смягчается когда ягоды прихватит мороз.
Вариант 27
Спиши предложение. Подчеркни главные и второстепенные члены предложения. Над каждым членом напиши, какой частью речи он является. Определи тип предложения (бессоюзное/союзное: сложносочиненное, сложноподчиненное). Составь схему предложения. Выполни синтаксический разбор.
В лесу водилось множество разных птиц иволги кукушки дятлы но я никого не увидел.
infourok.ru
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Поурочные планы по русскому языку 5 класс
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
16.06.2013 39352 0Цели: раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.
Ход урока
I. Синтаксическая разминка.
Предложения записаны на доске.
Начертите схему, дайте характеристику.
1. Летом пчелы гудят.
2. Летом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед.
3. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.
– Что соединяет союз и в предложении?
– Какое предложение называется простым?
– Сколько мыслей выражает одно простое предложение?
II. Объяснение нового материала, с. 92–93.
III. Записать предложения на доске и в тетрадях, начертить схемы, дать характеристики.
1. Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.
2. Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз.
3. Таял последний снег, текли ручьи.
4. Дикий виноград обрамляет окно, оно выглядит очень уютно.
– Расскажите, что вы узнали о сложном предложении? о роли союза и?
IV. Образование бессоюзных и союзных сложных предложений из двух простых.
1. Ул_тают жур_вли. Ни_кие осенние обл_ка зав_лакивают небо. 2. С неба свет лился пр_мыми потоками. В_ршины леса казались выпуклыми. 3. Был август. На бере_ках в_сели первые пож_лтевшие листья.
V. Составить предложения к тем схемам, которые обозначают сложные предложения.
VI. Проверочная работа. (Знаки препинания не поставлены).
в а р и а н т I
1. Луна сильно светила и озаряла гору. (В. Гаршин.)
2. Пришла весна закапали сосульки.
3. Командир стоит и конь под ним не шелохнется. (Б. Житков.)
4. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. (Н. Снегирев.)
в а р и а н т II
1. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. (И. Соколов-Микитов).
2. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)
3. Поезда еще не было слышно и мальчик огорчился. (А. Платонов.)
4. Звучит музыка и на арену цирка выходят два слона.
К л ю ч: в. I – 2, 3. в. II – 2, 3, 4.
Домашнее задание: самостоятельно составить 4–5 сложных предложений, начертить схемы.
tak-to-ent.net
План синтаксического разбора предложения (памятка для 5-9 классов)
План синтаксического разбора простого предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания.
повествовательное (содержит сообщение)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
2. Выяснить тип предложения по интонации.
1)невосклицательное
2)восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить наличие второстепенных членов.
— распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
— нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), указать способы их выражения (части речи).
6. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено), чем осложнено.
— однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами)
-обращением
7. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора сложного предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзное, бессоюзное).
5. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора простого предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания.
повествовательное (содержит сообщение)
вопросительное (содержит вопрос)
побудительное (содержит просьбу, приказ, совет, мольбу)
2. Выяснить тип предложения по интонации.
1)невосклицательное
2)восклицательное (произносится с особыми чувствами, эмоциями: восторгом, гневом, страхом и т.д.)
3. Найти грамматическую основу предложения, подчеркнуть её и обозначить способы выражения, указать, что предложение простое.
4. Определить наличие второстепенных членов.
— распространённые (кроме главных членов, есть хотя бы один второстепенный член)
— нераспространённые (нет ни одного второстепенного члена, только главные)
5. Подчеркнуть второстепенные члены предложения (дополнения, определения, обстоятельства), указать способы их выражения (части речи).
6. Определить наличие осложнения (осложнено или не осложнено), чем осложнено.
— однородными (подлежащими, сказуемыми, дополнениями, определениями, обстоятельствами)
-обращением
7. Сделать схему предложения.
План синтаксического разбора сложного предложения 5 класс
1. Определить вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
2. Определить вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
3. Выделить простые предложения в составе сложного, определить их основы, подчеркнуть их и обозначить способы выражения, указать, что предложение сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в сложном (союзное, бессоюзное).
5. Сделать схему предложения.
infourok.ru
Тема урока «Предложение». 5-й класс
Тема урока: Предложение.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: Урок-практикум.
Технологии:
- Элементы технологии развивающего обучения;
- Элементы нейролингвистического программирования.
- Здоровьесберегющие методы и средства.
Цели урока:
Образовательные:
- Закрепление практических умений разбора и характеристики синтаксических конструкций; Установление внутрипредметных и межпредметных знаний; Формирование навыков монологической устной речи;
- Развитие навыков самостоятельной работы;
- Попутное повторение морфемного состава слова.
Развивающие:
- Обобщение и систематизация знаний по синтаксису и пунктуации.
- Формирование целостной системы ведущих знаний о простом и сложном предложении;
- Поддерживание познавательный интерес к предмету.
Воспитательные:
- Воспитание интереса к русскому языку;
- Формирование умения работать в парах, группах;
- Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, взаимовыручки и дружбы;
- Воспитание сопереживания успеху.
Оборудование:
1.Среда WORD, Power Point; (Приложение 1. Приложение 2). 2.Сигнальные карточки зеленого и красного цвета; 3. Алгоритм определения предложения по цели высказывания.
Ход урока
1. Организация начала урока
.А. Якорение.
Дети заходят в класс, садятся за парты. Урок начинается с ритмических хлопков. Весь класс подстраивается к такту. Общий ритм и темп хлопков объединяют преподавателя и учащихся, включают в общее действие. Таким образом, создается радостное настроение, благоприятная атмосфера на уроке, что способствует лучшему усвоению материала.
Б. Активизация мышления с помощью метафоры
(Метафора основана на сходстве, и ее использование обогащает модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики, так как для создания метафоры используется особый язык – паттерны языкового влияния или Милтон-модель)
Учитель: – “Учиться можно любой вещи, – говорил Учитель своим ученикам. – Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас”. “Чему же учит нас железная дорога?” – спросил ученик. “Тому, что, опоздав на мгновение, ты можешь упустить все”. “А телеграф?” “Тому, что каждое наше слово учитывается”. “А телефон?” “Все, что мы говорим здесь, слышно там”.
В. Вступительное слово учителя
Учитель: – Ребята, сегодня мы закрепим теоретические и практические умения и навыки, которые приобрели на предыдущих уроках, изучая простые и сложные предложения. Все готовы.
(Дети поднимают карточки, которые говорят об их готовности)
Учитель: – Кто может сформулировать тему нашего урока?
(После ответов детей число и тема проецируется на экране)
Слайды № 1-2.
Число. Классная работа. Простые и сложные предложения. |
(На экране проецируются слова: подлежащее, определение, существительное, дополнение).
Слайд № 3.
Подлежащее |
Учитель: – Что можно сгруппировать?
Учитель: – Что лишнее?
Учитель: – На какие две группы можно разделить члены предложения?
3. Повторение и анализ основных фактов, явлений, событий.А. Повторение теоретического материала при помощи “Игры с мячом”.
(Этот прием очень полезен при закреплении и повторении материала. Когда ребенку бросают мяч, он впадает в кратковреиенное состояние, подобное конфузионному трансу. Его сознание занято контролем за движениям и ловлей мячика. В этот момент его бессознательное занято решением вопроса, который он слышит).
Учитель: – Что называется предложением?
Учитель: – Какое предложение называется простым?
Учитель: – Какое предложение называется сложным?
Учитель: – Что называется грамматической основой?
Учитель: – Что называется подлежащим?
Учитель: – Что называется сказуемым?
Б. Выборочное списывание.
Учитель: – Из предложений, спроецированных на экран, выпишите грамматические основы.
– Определить вид предложения по его конструкции.
– Всем понятно задание?
(Дети показывают карточки).
Слайд: № 4. (см. Приложение 2)
Задание: Выпишите грамматические основы. Определите вид предложения по его конструкции. 1. В избах красным огнем горят лучины,
за воротами слышатся заспанные голоса. |
Учитель: – Сравните выписанное вами с записью на экране.
Слайд: № 5.
Проверь себя: 1. Горят лучины, слышаться голоса.
СБП |
(Дети проверяют и оценивают себя)
В. Психологическая пауза.
Учитель: – А сейчас мы с вами перенесемся в театр жестов. – Что передают наши предложения? (состояние природы)
Учитель: – А какими жестами и мимикой вы передадите смысл этих предложений?
Учитель: – Вы на уроках много пишите и не всегда следите за своей осанкой. Покажите, как сидит царица или царь? А как сидит кассир в магазине?
Учитель: – Покажите, как вы сердитесь? А как радуетесь своей удаче? А как радуетесь удаче одноклассника?
Г. Осложненное списывание.
Учитель: – А как вы скажете своему товарищу об этом?
Учитель: – Какое у вас получилось предложение по эмоциональной окраске? (восклицательное).
Учитель: – А какие бывают предложения по цели высказывания?
Учитель: – Спишите предложения и расставьте знаки препинания.
– Всем понятно задание? (дети показывают карточки)
– Если у кого-то возникнут вопросы в процессе выполнения задания, вы можете поднять красную карточку, я к вам подойду.
(один ученик работает за доской).
Слайд № 6.
Задание: Спишите предложения и расставьте знаки препинания.
|
Учитель: – Как мимика и жесты могут нам донести смысл этих предложений?
Учитель:– Составьте побудительное восклицательное предложение.
Учитель: – Расскажите о каждом виде предложений по цели высказывания по схеме
Слайд № 7.
Учитель: – Повествовательное предложение разберите по членам предложения, сделайте схему.
Ученики: – (самостоятельно делают полный синтаксический разбор в тетрадях).
Учитель:– А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у своего соседа по парте, сверив с доской.
(Один ученик читает разбор, спроецированный на экран).
Слайд № 8
(Один ученик на доске чертит схему).
Д. Составление монологических высказываний.
Учитель: – Чем же осложнено это простое предложение?
Учитель: – А какие члены предложения могут быть однородными?
Учитель: – Расскажите об однородных членах предложения.
Ученики: – (Рассказывают всё об однородных членах по цепочке, а в это время один ученик чертит на доске)
(Запись, которая должна появиться на доске).
4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний, ведущих идей и основных теорий.А. Работа с текстом в парах.
(Текст у каждого в отпечатанном виде).
Учитель: – Прочитайте внимательно предложения.
Слайд № 9.
1.Васютка проснулся поздно. 2. В избушке одна мать. 3. Дедушка Афанасий ушел куда-то. 4. Васютка поел, полистал учебники, оборвал листок календаря и с радостью отметил, что до первого сентября осталось всего десять дней. 5.Потом засобирался по кедровые шишки. |
Учитель: – Ответьте на вопросы.
Слайд № 9.
Вопросы к тексту 1. Что перед
нами: текст или отдельные предложения? Докажите
свой ответ. |
(Проверка практической части задания в виде развернутого ответа на каждый вопрос по мере выполнения)
Б. Диктант с условными обозначениями.
(Для закрепления навыков определения на слух предложения по его синтаксической конструкции).
Учитель: – А сейчас мы с вами напишем диктант с условными обозначениями. Я буду диктовать предложения, а вы распределите их по группам. В первый столбик вы записываете номер простого предложения, а в левый столбик записываете номер сложного предложения.
1.Егоров подал знак, и оба разведчика бесшумно приблизились к нему вплотную. 2.Разведчики окружили окопчик и растянули руками концы своих плащ – палаток. 3.Мальчик вскочил на ноги, подхватил свою торбу и побежал что есть мочи в лес. 4.Ваня не откликнулся, и только гулкое лесное эхо прилетело назад откуда – то сбоку. 5.Передний грузовик немного замедлил ход, и солдат вскочил на подножку. 6.Водитель резким рывком переставил рычаги, и машина с ноющим звуком ползла в гору. 7.Ваня посмотрел в глаза капитану Енакиеву и понял все. 8.Капитан Енакиев притянул к себе мальчика и вдруг быстро прижал его к груди. 9.Ваня и Биденко прошли через город.
(По В. Катаеву)
Слайд № 10.
Проверка диктанта. простые предложения: 2, 3, 7, 8, 9; |
Учитель: – Какой теоретический материал мы повторили на уроке?
– Какие практические навыки закрепили?
– О каком предложении мы говорили больше?
– Кто догадается, что мы будем повторять на следующем уроке?
6. Домашнее задание.Слайд № 12.
Учитель: – На следующем уроке мы с вами будем играть в игру “Я учитель русского языка”. Для этого вам нужно дома составить и записать на карточке не менее 5-ти сложных предложений без знаков препинания. На уроке мы будем работать по этим карточкам.
7. Выставление оценок.Самым активным учащимся поставить оценки, а остальных отметить словесно.
urok.1sept.ru