Чудик рассказ: Чудик. Рассказ В.М.Шукшина

Содержание

Василий Шукшин «Чудик»

Рейтинг

Средняя оценка:
8.23
Оценок:
95
Моя оценка:

подробнее

Язык написания: русский

Жанрово-тематический классификатор:

Всего проголосовало: 21

Аннотация:

За мягкость и простодушие Василия Князева звала жена чудиком. Благодаря своим качествам, он постоянно попадал во всякие досадные истории.

Сегодня, например, он нашёл на полу в магазине пятидесятирублёвую купюру…

Примечание:


Впервые опубликован в журнале «Но
вый мир» (№ 9, 1967).

Входит в:

Экранизации:

— «Странные люди» 1970, СССР, реж: Василий Шукшин






 

Рассказ В.

М. Шукшина «Чудик» — презентация онлайн Народ и «публика» как два
нравственно-общественных
полюса в прозе В.М.Шукшина.
Рассказ «ЧУДИК»
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
Русский народ за свою историю отобрал,
сохранил и возвёл в степень уважения такие
человеческие качества, которые не подлежат
пересмотру:
честность,
трудолюбие,
совестливость, доброту…
Помни это. Будь человеком!
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
Чёрствость души — самая
страшная болезнь на свете…
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
Как писатель В. Шукшин сложился необыкновенно
быстро:
практически с первых рассказов можно было
говорить об особой «шукшинской» манере и о характерном
для его творчества герое.
В.Шукшин познакомил читателя со своими «чудиками» –
героями с особым восприятием мира и нестандартным
поведением. «Чудики» не могут понять хода современной
жизни и приспособиться к существованию в новых условиях.
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
Герои рассказов Шукшина живут и поступают так,
как подсказывает им внутреннее я. Это наивные, добрые,
трогательные личности, которые сталкиваются с непониманием
окружающих.
Из-за
несовпадения
их
собственного
и
общепринятого взглядов на действительность и возникают
комические, а чаще трагикомические ситуации.
«Шукшинские» герои душевны, и автор, и читатель сочувствуют
им, понимают их, и смеются над ними «по-доброму». Но смех этот
часто сквозь слёзы: в современном мире наивным и простодушным
людям нелегко, их доверчивостью пользуются корыстные,
эгоистичные личности. В одном из рассказов «Чудик» (1967) автор
повествует о сельском механике Василии Князеве, с которым
постоянно что-то случалось. Жена и называла его Чудиком.
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
– Каким вы увидели главного героя рассказа?
– Чем Чудик выделялся из своей среды?
Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая
отличает героя от других, «правильных» людей.
Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он
то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были
общественно значимые поступки или авантюрные приключения.
«Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его
собственными оплошностями.
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
ОПЛОШНОСТИ ЧУДИКА
СИТУАЦИЯ
ПОВЕДЕНИЕ
ЧУДИКА
ОТНОШЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩИХ
потеря денег
стеснительность,
совестливость,
рассеянность
жена назвала
ничтожеством, даже
ударила
рассказал историю
какому-то
интеллигентному
товарищу, пристаёт с
разговорами к
незнакомым людям
интеллигент
отвернулся, не
разговаривает с
Чудиком
случай в поезде
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
ОПЛОШНОСТИ ЧУДИКА
СИТУАЦИЯ
ПОВЕДЕНИЕ
ЧУДИКА
ОТНОШЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩИХ
самолёт
невоспитанность,
назойливость, неловкое
поведение
читатель и другие не
обращают не него
внимания
самолёт, история с
челюстью
желание пошутить,
помочь
Лысый кричит,
побагровел от ярости,
удивлён наивностью
Чудика
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
ОПЛОШНОСТИ ЧУДИКА
СИТУАЦИЯ
ПОВЕДЕНИЕ
ЧУДИКА
ОТНОШЕНИЕ
ОКРУЖАЮЩИХ
аэропорт, составление
телеграммы
пишет телеграмму с
весёлым текстом
строгая сухая женщина,
не понимает его юмора
и неуместной радости
встреча со снохой
желание удивить,
сделать приятное,
робость, непонимание,
душевная боль, горечь
злость, непонимание,
досада
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
– Опишите состояние героя после
его возвращения домой.
Пел
громко,
подпрыгивал,
поскользнулся и чуть не упал; небо
очистилось; близко где-то солнышко…
– Почему имя главного героя мы узнаём только
в конце рассказа?
Лишь в самом конце рассказа Шукшин говорит, что
Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он
киномехаником в селе, что обожает сыщиков и собак,
что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не так это
важно… Важно то, что поступает этот герой так, как
подсказывает ему сердце, ибо именно такое решение
единственно правильное и искреннее.
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
– Есть ли в наше время такие люди,
как Чудик? Каково к ним отношение
окружающих? Как вы думаете,
почему?
Обрисовка индивидуальности героя сочетается с
авторским стремлением к обобщению: его прозвище не
случайно, в нём выражено своеобразие народных
представлений о личности. Шукшин любуется
немудрёным человеком. Мы видели, что людей
раздражала его открытость и доброта, он не такой как
все, поэтому отвергается обществом.
«ЧУДИКИ» ШУКШИНА
– Считает ли Шукшин таких героев,
как Чудик, изгоями в современном
обществе?
Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев,
что они становятся изгоями в современном обществе. Это
наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг.
Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы
как в социально-бытовом плане, так и в художественном.
«Нравственность – есть правда», – так определил свою
главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни
разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на
какие компромиссы с собственной совестью и говорил
людям правду, какой бы горькой и трудной она не была.

РАССКАЗ «ЧУДИК» ШУКШИН ВЫПОЛНИЛА: БОРМОТОВА

РАССКАЗ «ЧУДИК» ШУКШИН ВЫПОЛНИЛА: БОРМОТОВА

Жена назвала «ЧУДИК» потому РАССКАЗ мужа чудиком, что с ним всегда что-то случалось, он попадал в необычные истории. В слайдах будут названы эпизоды рассказа и дана характеристика героя. героя

РАССКАЗ «ЧУДИК» Он всегда хотел острить, но не умел! Вот эпизод одной его поездки!

ЭПИЗОД 1 «В магазине» Чудик едет в гости к брату, на Урал. По пути у него остановка в райцентре, где он решил купить в магазине гостинцев племянникам. Подошла его очередь. Купил он конфет, пряников. И отошёл в сторонку, чтобы уложить покупку в чемодан. Глянул: что-то в ногах у людей лежит — пятидесятирублёвая бумажка. «Этака зелёная дурочка, лежит себе, никто её не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись» . Он второпях соображать, как бы повеселее сказать: « Хорошо живёте, граждане, у нас, например , такими бумажками не бросаются» . Чудик вышел из магазина и думает , как весело он сказал. На улице его вдруг жаром обдало: он точно такую же купюру в сберкассе дома получил. Его была бумажка-то.

ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЯ В этом эпизоде Чудик – наивный, рассеянный, неопытный, но честный и совестливый человек, его в магазин не пустил стыд.

ЭПИЗОД 2 «В поезде» В поезде герой общается с пассажирами, время коротают рассками о том о сём. Рассказал и Чудик жутковатую, но комичную историю из деревенской жизни. Интеллигентный товарищ его не понял и отвернулся. Чудик – весёлый, открытый, общительный человек, хочет пошутить, поговорить, поделиться своим настроением, добрый.

ЭПИЗОД 3 « В аэропорту» Чудик прилетел и в аэропорту пишет телеграмму жене, пишет стихотворным шаблоном ( на его взгляд , слова звучаи очень романтично и нежно), а ему телеграфистка говорят, чтобы переписал, что это не письмо, а телеграмма… Герой рассказа не может понять, почему так нельзя писать. Ранее он не отправлял телеграммы и опыта в этом деле у него нет. Он добрый и простодушный человек, к тому же неопытный, может быть, малообразованный, поэтому с ним произошел этот казус.

ЭПИЗОД 4 «У брата» Чудик видит пренебрежительное и даже враждебное отношение к себе со стороны жены брата.

Он добрый и миролюбивый человек, хочет расположить сноху к себе, сделать ей приятное. Разукрасил детскую коляску, чем ещё больше разозлил её. Чудик не понимает, почему люди такие злые, почему сноха, сама из деревни, а потеряла чувство уважения к деревенскому человеку.

ЭПИЗОД 5 «Возвращение домой» Чувство свободы и счастья охватывает героя, когда ноги его коснулись родной земли. Он дома, он радуется, как радуются радуге, которая появляется после дождя. На родине Чудик чувствует себя частью прекрасного мира природы, поэтому он естественен и счастлив. Это его мир, и в нём он может быть самим собой. Василий Князев не требует многого от жизни, от людей , живущих с ним рядом. Главное для него – это жить по законам совести, добра и красоты. Его пристрастия и мечты свидетельствуют о решительной и склонной к авантюрам натуре. Эти качества героя – чудинки – его украшение, его богатство. Об этом хотел сказать читателям писатель

В.

М. Шукшин. Жизнь и творчество. Анализ рассказа «Чудик»

Цель: знакомство с жизнью и творчеством В.М.Шукшина.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портрет В. Шукшина.

Методические приемы: лекция, аналитическая беседа.

№ п/п Этапы урока Примечания
1 Организационный этап 1 мин.
2 Изложение нового материала
Песня «Озера» в исполнении учащейся
 
2.1 «Деревенская проза»
Произведения, явившиеся этапными в «оттепельное» время, стали импульсом к развитию новых направлений в литературе: «деревенской прозы», «городской» или «интеллектуальной» прозы.
Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, который разрабатывался писателями в 60-80-е годы.
В центре внимания писателей была послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х гг. не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать «места прописки»). Сами писатели были в основном выходцами из деревни.
Сутью этого направления было возрождение традиционной нравственности. Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие большие художники как Валентин Распутин, Василий Шукшин, Виктор Астафьев и другие.
Им близка культура классической русской прозы. Поэтика же «деревенской прозы» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни.
«Деревенская проза» дала картину жизни русского крестьянства в ХХ веке, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и НЭП, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию, военные и послевоенные лишения, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством.
«Деревенская проза» продолжила традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Горький итог «деревенской прозе» подвел Виктор Астафьев: «Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревне. Мы и воспевали её одновременно. Как говорится, выплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось. Сейчас идут только жалкие подражания книгам, которые были созданы 20-30 лет назад. Подражают те наивные люди, которые пишут про уже угасшую деревню. Литература теперь должна пробиваться через асфальт»
10 мин.
2.2 В.А. Шукшин. Жизнь и творчество. Обзор.
Один из талантливейших писателей, писавших о людях и проблемах деревни, Василий Макарович Шукшин (1929-1974).
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года на Алтае, в деревне Сростки. Фамилия его происходит из слова «шукша», что значит «волокна, остающиеся после трепания и чесания льна». Василию не исполнилось еще четырех, когда отец его был арестован и уничтожен как кулак. Семья (кроме Василия еще была дочь Наташа) потеряла кормильца, и мальчику пришлось уже с шести лет работать в колхозе.
Первое знакомство с городом прошло у Шукшина в 11 лет, когда он попал в город Бийск. Там, на базаре, он «окончательно решит стать жуликом». Полуголодный мальчишка мечтал о том, как он будет красть…арбузы.
Нужда заставила подростка идти в город. Сперва он пытается учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме. Но не было у Шукшина способностей ни к автоделу, ни к бухгалтерии. Уже в это время он тайно пишет стихи, а к концу войны – небольшие юмористические рассказы-анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали.
В поисках заработка Шукшин переезжает из города в город. В 1946-1948 гг. был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем-такелажником, работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за язвы желудка демобилизовали досрочно. В 1953-1954 гг. поначалу не имея среднего образования, работал в Сростках директором вечерней школы сельской и рабочей молодежи и готовился к экзаменам за десятилетку экстерном. Осенью 1953 г. сдал все экзамены. Василия Шукшина приняли в партию, избрали секретарем райкома комсомола.
В 1954 году в возрасте двадцати пяти лет, когда многие уже получили высшее образование, становится студентом 1-го курса ВГИКа, где учится в классе известного кинорежиссера Михаила Рома.
Летние каникулы В.Шукшин проводил дома, в Сростках, работал в колхозе, ездил по Алтаю, рыбачил, встречался с людьми. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.

Василий Шукшин известен как выдающийся актер, режиссер, сценарист. Как писатель начинал с публикации в 1961 году рассказов в журнале «Октябрь», а через 2 года вышел первый его сборник «Сельские жители».
Герои рассказов Шукшина – деревенские люди сталкивающиеся с городом, или горожане, попадающие в село (часто выходцы из той же деревни).
О себе Шукшин говорил: «Так у меня вышло к сорока годам, что я – ни городской до конца, ни деревенский уже. Ужасно неудобное положение. Это даже – не между двух стульев, а скорее так: одна нога на берегу, другая в лодке. И не плыть нельзя, и плыть вроде как страшновато…Но в этом моем положении есть свои плюсы… От сравнений, от всяческих «оттуда – сюда» и «оттуда – туда» невольно приходят мысли не только о «деревне» и «городе» – о России».
В. М. Шукшин – уникальное явление русской культуры.
Убежденный сторонник авторского кинематографа, В. Шукшин сам был сценаристом и постановщиком всех шести своих кинофильмов, в двух их них сыграл главные роли («Печки-лавочки» 1972 г., «Калина красная» 1974 г.).
Знаменательно, что триединство – сценарист-режиссер-актер- состоялось уже в первом его дипломном кинофильме «Из Лебяжьего сообщают» – 1960 г.
Широкую популярность завоевали рассказы Шукшина. В развитии жанра короткого рассказа Шукшин был продолжателем традиций А.П.Чехова.
Однако Шукшин работал во всех прозаических жанрах. Он автор двух романов и нескольких повестей. Это «Любавины», «Я пришел дать вам волю» и др.
Повести, которые создавал Шукшин, в силу своей драматургичности были либо экранизированы, либо поставлены в театрах, и которые свидетельствовали о разносторонности писательского дарования:
«Калина красная», киноповесть, 1973 г.
«Точка зрения». Повесть-сказка, 1974 г.
«Энергичные люди», сатирическая повесть для театра, 1973 г.
«А поутру она проснулась», повесть для театра, 1975 г.
Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель.
Герой ранних рассказов Шукшина, повествующих о случаях из жизни, – простой человек, странный, добрый, часто непутевый. Автор любуется самобытным человеком из народа, умеющим лихо работать, искренне и простодушно чувствовать.
Критик А.Макаров, рецензируя сборник «Там, вдали», 1968 г., писал о Шукшине: «Он хочет пробудить у читателя интерес к этим людям и их жизни, показать, как, в сущности, добр и хорош простой человек, живущий в обнимку с природой и физическим трудом, какая это притягательная жизнь, несравнимая с городской, в которой человек портится и черствеет».
Со временем образ героя усложняется, и отношение автора к героям несколько меняется – от любования до сопереживания, сомнения, философского размышления.
13 мин.

сообщение уч-ся

  Анализ рассказа «Чудик».
В произведениях Шукшина одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых «чудиков», стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни.
Таков главный герой рассказа «Чудик».
Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей.

– Каким вы увидели главного героя?
– Чем Чудик выделялся из своей среды?

Прежде всего «с ним постоянно что-нибудь случалось», «он то и дело влипал в какие-нибудь истории». Это не были общественно значимые поступки или авантюрные приключения. «Чудик» страдал от мелких происшествий, вызванных его собственными оплошностями.

40 мин.
  Приведите примеры таких происшествий и оплошностей.
№ п/п Ситуация Поведение Чудика Отношение окружающих
1 Потеря денег стеснительный, совестливый, рассеянный жена назвала ничтожеством, даже ударила
2 Поезд рассказал историю какому-то интеллигентному товарищу, пристает с разговорами к незнакомым людям отвернулся, не разговаривает
3 Самолет невоспитанный, назойливый, не обращают не него внимания
4 История с челюстью Желание пошутить, помочь кричит, удивленно
5 Телеграмма пишет телеграмму с веселым текстом строгая сухая женщина, не понимает
6 Встреча со снохой желание сделать приятное, робость злость, непонимание

Рассмотрим первую ситуацию. Чудик собирается на Урал навестить семью брата. Выронил деньги в магазине.

Какая проблемная ситуация здесь создается для героя?

Тайком присвоить «бумажку» или объявить всем о своей находке и отдать её владельцу.

Обратите внимание, какое слово употребляет Шукшин по отношению к этой бумажке?

«Дурочка» – тем самым передает нюансы душевного состояния героя: радость от находки и от сознания того, что кроме него никто не видит бумажку.

работа с текстом,

составление таблицы

  Как поступил Чудик? Что помешало ему вернуться за своими деньгами?

Говорит: Да почему же я такой есть? Не вернулся: совестливость, стеснительность, хотя понимает, что будет долго казнить себя за рассеянность, что дома предстоит объяснение с женой.

Показательно, что автор и в собственном повествовании, и в речи Чудика называет пятидесятирублевку не иначе как бумажка, тем самым подчеркивая пренебрежительное к ней отношение.

В этом на первый взгляд незначительном эпизоде проявляется взгляд Шукшина на одну из важнейших проблем духовной жизни человека – мещанское накопительство.

Рассмотрим еще одну ситуацию – это приезд в семью брата.
Впечатлительный, ранимый, чувствующий красоту мира и в то же время несуразный Чудик сопоставляется в рассказе с мещанским миром снохи, буфетчицы управления, в прошлом женщины деревенской, стремящейся стереть в своей памяти все деревенское, перевоплотиться в настоящую горожанку.

найти пример из текста
2.3 Дайте характеристику снохе Чудика. Подчеркните в тексте слова, выражения, которые её характеризуют.

– Разговор Чудика с братом. О чем говорят?

Вспоминают. Говорят о деревенских людях, сравнивают с городскими. Чудика задевает за живое отношение к деревне, деревенским людям.

Что сделал Чудик, чтобы угодить снохе?

Разукрасил коляску.

Какова была реакция снохи?

– Каково было состояние Чудика после слов снохи?
Больно, страшно, зачем жить, да почему же я такой есть-то? Но тем не менее всегда знает или предполагает о реакции людей, как будто заранее знает, что его не поймут.
Несмотря на свою простоту Чудик размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл жизни? Что есть добро и зло? Кто в этой жизни прав? Кто умнее?

Опишите состояние Чудика после его возвращения домой.

Пел громко; небо очистилось; близко где-то солнышко…

Эти две ситуации – типично шукшинские: человек чем-то или кем-то выведен из равновесия, либо чем-то поражен или обижен, и он хочет как-то разрешить эту боль, вернувшись к нормальной логике жизни.

Почему имя главного героя мы узнаем только в конце рассказа?

Обрисовка индивидуальности героя сочетается с авторским стремлением к обобщению: его прозвище не случайно, в нем выражено своеобразие народных представлений о личности.

Шукшин любуется немудреным человеком. Мы видели, что людей раздражала его открытость и доброта, он не такой как все, поэтому отвергается обществом.

Есть ли в наше время такие люди как Чудик? Каково к ним отношение окружающих? Как вы думаете, почему?

Писатель подводит нас к мысли, что не вина этих героев, что они становятся изгоями в современном обществе. Это наша беда, что мы отвергаем лучшее, что есть вокруг.

ВЫВОД:
Произведения Василия Шукшина и их герои правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность – есть правда», – так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин. Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и трудной она не была.

работа с текстом

работа с текстом

зачитать

работа с текстом

работа с текстом

работа с текстом

3 Закрепление изученного материала
Написать свою интерпретацию рассказа «Чудик».
15 мин.
4 Домашнее задание 1 мин.

Чудик — Борис Ганаго


Глава 1. Загадочное молчание

— ЕСТЬ ИДЕЯ! — обра­ти­лась мама к сыну.

Сера­фим вопро­си­тельно посмот­рел на родителей.

— Мы с папой заду­мали зав­тра отвезти тебя на все лето к тете Тамаре.

— В деревню на все лето? — не пове­рил своим ушам сын. — Не спеши радо­ваться, доро­гой, — предо­сте­рег папа. — Там тебя ожи­дает ряд труд­но­стей, можно ска­зать, испытаний.

Моло­дой чело­век насто­ро­жился. Мама пояснила:

— Одна из слож­но­стей в том, что тетя Тамара глу­хо­не­мая: послед­ние годы после стран­ной болезни не слы­шит и не раз­го­ва­ри­вает. Мы не рас­ска­зы­вали тебе об этом, так как сами еще не выяс­нили, что именно с ней случилось.

Она, ты зна­ешь, очень слав­ный чело­век, доб­рый и забот­ли­вый. С ней тебе будет хорошо. Правда, объ­яс­няться при­дется лишь жестами или писать записки. Мы дадим тебе уйму ручек и пачку бумаги, так что про­блема обще­ния разрешима.

Живет она в отдель­ном доме одна. Неда­леко речка, где можно, купаться, рядом лес… Мы думаем, что ты там смо­жешь хорошо отдох­нуть после школы и под­го­то­виться к всту­пи­тель­ным экза­ме­нам. Как ты на это смотришь?

Все обе­щан­ное пока­за­лось Сера­фиму при­вле­ка­тель­ным. Осо­бенно то, что никто не будет допе­кать его заме­ча­ни­ями, потому он уве­ренно кивнул:

— Я согла­сен. — Но мы еще не все тебе ска­зали, сын, — про­дол­жила мама. — Глав­ная опас­ность, и мы не знаем, спра­вишься ли ты с ней, — это среда, в кото­рой ты ока­жешься. Дере­венька эта осо­бен­ная, честно говоря, не из луч­ших. Мат для мно­гих из ее жите­лей явля­ется нор­мой. А где чер­ное слово, там и чер­ная душа. Почти вся
моло­дежь курит. Ох, если бы ты знал, как я бес­по­ко­юсь за тебя! Ты такой впе­чат­ли­тель­ный, рани­мый. К тому же воз­раст у тебя, как гово­рится, опас­ный… Но, увы, у нас так скла­ды­ва­ются обсто­я­тель­ства, что…

— Мы обе­ре­гали тебя от сквер­ных вли­я­ний, — допол­нил папа, — но рано или поздно чело­век обре­чен встре­титься со злом. Ты уже почти муж­чина, и при­шла пора тебе стать вои­ном в борьбе за добро. Все понял, сынок?

— Да, — про­зву­чал задум­чи­вый ответ.

Роди­тели бла­го­сло­вили сына и уда­ли­лись. Остав­шись один, Сера­фим стал отби­рать необ­хо­ди­мые книги и вещи.

Тетя Тамара встре­тила их тепло, всех обни­мала, цело­вала, а при виде пле­мян­ника даже смах­нула слезу. Она уго­стила доро­гих гостей пиро­гами, чаем с вкус­ным варе­ньем. Но засто­лье было недол­гим, так как роди­тели торопились.

Про­ща­ясь, отец пытался обод­рить сына:

— Мы будем молиться за тебя. Молись и ты.

В пер­вый день Сера­фим никуда не выхо­дил со двора. Устра­и­вался в отве­ден­ной ему ком­натке, осмат­ри­вал тетино хозяй­ство, напол­нял бочку водой, добы­вая ее из колодца.

Объ­яс­ня­лись с тетей руками. Про­стей­ший язык жестов был для него заба­вен. Жестами он попро­сил раз­ре­ше­ния осмот­реть книж­ную полку тети. Та охотно согласилась.

Там ока­за­лись книги духов­ного содер­жа­ния, авто­рами кото­рых были совре­мен­ные свя­щен­ники. Это вызвало осо­бый инте­рес у юноши:

— Вот тебе и него­во­ря­щая тетя! Кто бы мог подумать?!

Его рука невольно потя­ну­лась к “Тайне спа­се­ния” архи­манд­рита Рафа­ила (Каре­лина). Сера­фим поли­стал ее. Взгляд оста­но­вился на стро­ках, под­черк­ну­тых цвет­ными каран­да­шами. Юноша не мог удер­жаться от жела­ния узнать, что же выде­лила тетя крас­ным цве­том, что яви­лось для нее глав­ным. Одна строчка даже была отме­чена вос­кли­ца­тель­ным зна­ком: “В мол­ча­нии про­ис­хо­дит встреча души с Богом”.

— Не в этом ли тайна ее немоты? — мельк­нула догадка.

Сера­фим про­чи­тал всю главу, испещ­рен­ную тети­ными помет­ками. Да, это были некие зарубки для памяти о силе мол­ча­ния: “Чело­век, кото­рый много и посто­янно гово­рит, посте­пенно разу­чи­ва­ется думать”. “Мно­го­сло­вие опу­сто­шает душу… бла­го­дать поки­дает такого человека”.

Сера­фим все более и более утвер­ждался в пред­по­ло­же­нии, что при­чи­ной немоты мами­ной сестры явля­ется не болезнь, а нечто дру­гое. Но что?

Вече­ром, попро­сив у тети Тамары раз­ре­ше­ния пока­таться на вело­си­педе, он, помо­лясь, помчался по дере­вен­ской улице.

Новичка обла­яли мест­ные собаки. Малень­кие шавки долго гна­лись за ним. Одна здо­ро­вен­ная двор­няга рва­лась из-за забора, злобно завы­вая. Каза­лось, ограда вот-вот рух­нет, и тогда… Ему было страшно, но не сидеть же целыми днями, как мышь в норке.

В сле­ду­ю­щий раз Сера­фим захва­тил с собой кра­юху хлеба, и когда двор­няга с лаем бро­си­лась к изго­роди, кинул ей ломоть. Собака замолкла, погля­ды­вая то на хлеб, то на незнакомца.

— Ну, чего ты? Ешь! — дру­же­любно ска­зал юноша, сел на вело­си­пед и мед­ленно пока­тил за око­лицу. Мчав­шимся за ним шав­кам время от вре­мени он тоже бро­сал куски.

Воз­вра­ща­ясь домой, Сера­фим оста­но­вился около забора, за кото­рым сидела гро­мад­ная двор­няга, дал ей остатки хлеба. Собака, недо­вер­чиво поню­хав, стала есть.

— Так-то лучше! — при­вет­ливо заго­во­рил Сера­фим. — Зачем пор­тить хоро­шие отно­ше­ния? А если я на тебя лаять начну? То-то!

Двор­няга про­гло­тила послед­ний кусок и выжи­да­юще смот­рела на нового знакомого.

— Ну, пока! — Сера­фим пока­тил к дому.

Так про­дол­жа­лось несколько вече­ров. Двор­няга уже не про­яв­ляла враж­деб­но­сти и даже слегка пома­хи­вала хвостом.

Но одна­жды его путь пре­гра­дила ватага пар­ней и под­рост­ков. Сера­фим вынуж­ден был остановиться.

— При­вет! — как ста­рым зна­ко­мым, бро­сил он парням.

— Здо­рово! — про­це­дил сквозь зубы Рыжий. — Дай прокатиться!

— Ну, прокатись.

Рыжий неук­люже осед­лал вело­си­пед и, виляя из сто­роны в сто­рону, пока­тил по пыль­ной дороге.

— Смотри, столб не сбей! — попы­тался пошу­тить Сера­фим. Однако его шутку никто не
под­дер­жал. Насту­пила тягост­ная минута мол­ча­ния. — Дай заку­рить, — обра­тился к нему вожак. — Я не курю.

— Ах, мы не курим. Нам мамочка не велит.

По лицам стайки про­скольз­нули ухмылки.

— Я сам не хочу. — А если попро­бо­вать, вдруг понра­вится? У нас все курят. Нельзя же выпендриваться,
все — так все, — и он про­тя­нул пачку сига­рет. — Бери! — Не хочу. — Бери! — Не буду. — Вот как? — злая иро­ния искри­вила лицо вожака: — И надолго к нам пожа­ло­вали? — На все лето, если Бог даст. — Тут не Бог, тут мы сами управ­ля­емся. У нас свои порядки. При­дется их при­нять. Ясно? — Смотря какие порядки.

Василий Шукшин. Критика. Образ «чудиков» у В. Шукшина

Т.Г. Свербилова

Рассказы Василия Шукшина (1929-1974), актера, режиссера, сценариста, писателя, уроженца сибирской глубинки, знавшего русскую деревню не по описаниям, обычно относят к так называемой «деревенской прозе». Однако странные герои Шукшина, чудаки и философы, только по своему месту жительства отвечают параметрам «деревенской прозы».

«Чудик» — так и называется один из рассказов писателя. Он вечно выдумывает какие-то истории, которые, по его мнению, могут хоть как-то расцветить серые будни. Будучи в городе, в гостях, разрисовывает акварелью новую детскую коляску, чтобы было веселее. Мать ребенка, погруженная в этот «злой» быт, естественно, недовольна. Приходится «чудику» раньше времени возвращаться домой в деревню.

Или вот столяр Семка из рассказа «Мастер», которого поразила красота старинной церковки в соседнем селе. Неведомый зодчий семнадцатого века не ради славы ставил ее в неприметном месте, а ради того чувства красоты, которое и объединило его с Семкой. И едет шукшинский чудак уговаривать церковные и государственные инстанции реставрировать, починить замечательную церковку. Чудака, как и всегда в рассказах Шукшина, подводило отсутствие образования. Оказывается, церковка исторической и художественной ценности не имеет, поскольку является лишь более поздним повторением владимирских храмов ХП века. А об этих храмах Семка, конечно, не знал.

Трагедия шукшинского «чудика» в том, что волею судьбы он оторван от мировой человеческой цивилизации, с нею просто не знаком и ему приходится «изобретать велосипед», потому что жить одним хлебом насущным, как его соседи и родичи, не хочет. Вот и бьется его ищущий ум над секретом вечного двигателя («Упорный») или над созданием средства для уничтожения всех «микробов («Микроскоп»). А то и всю жизнь деревенский «чудик» пишет трактат «О государстве», который никто и никогда не оценит («Штрихи к портрету»). «Чудик» — это взрослый ребенок, хотя по условиям своей жизни такой же грубый, как все. Но когда у него появляется «идея», он становится непосредственным и любознательным, как дети. Андрей Ерин из рассказа «Микроскоп» бросает пить и вместе со своим сыном-пятиклассником часами рассматривает под микроскопом все подряд, не доверяя ученым. Когда разбивается мечта «чудика» о переустройстве мира, он обычно возвращается назад — на избитую дорогу физического отупляющего труда и общей бездуховной жизни. Разоблаченный Андрей Ерин опять напивается, так как решение жены продать микроскоп, чтобы вернуть в семью потраченные, по ее мнению, даром деньги, убивает мечту о какой-то другой жизни, осмысленной и духовной. Какая это жизнь, герой не знает, но он чувствует, что есть в мире и иные интересы, кроме заботы о физическом выживании. Но он безропотно возвращается к своим привычным, скучным будням.

Иногда мечта «чудика» не идет дальше хорошей бани по субботам («Алеша Бесконвойный»), но и в ней может быть сосредоточен смысл его жизни. Ведь сущность мечты не меняется от того, какая она — большая или маленькая. Важно, чтобы человек отдавался ей всей душой. Для Алеши Бесконвойного баня — это священнодействие, ритуал, обряд, магия. Он подобен первобытному человеку, который поклоняется воде и огню. Все, что в нем осталось от ненужной ему цивилизации — это поклонение бане.

Деревенскую жизнь обычно противопоставляют городской как естественную, здоровую и полную. Шукшин одним из первых осмелился показать весь ужас отупляющего, тяжелого физического труда, лишенного какой-либо духовной основы. Жизнь в глубинке ломает даже больших оптимистов. Рассказ «Шире шаг, маэстро!» написан в традиции булгаковских «Записок юного врача». Молодой хирург районной больницы, выпускник столичного мединститута, мечтает о профессиональной карьере, о блестящих операциях, но изматывающие будни провинции перемелют и его. Герою Булгакова, деревенскому врачу, в конце концов удается перебраться в город, поэтому рассказы «Записок юного врача» не только юмористичны, но и светлы. Шукшин же показывает, как сельский быт губит лучшие намерения человека.

Писателю удалось в своих рассказах изобразить и то извечное враждебное отношение деревни к городу, о котором не принято было говорить в литературе его времени. В рассказе «Срезал» образ деревенского чудака претерпевает трансформацию: лишается обаяния симпатичного мечтателя. Это демагог, которого специально держат для того, чтобы он посрамлял, «срезал» приезжих горожан, выбившихся «в люди» и навсегда оставивших деревню. Его эрудиция — это начетничество и набор громких фраз, лишенных смысла. По своей структуре (комбинация тривиальных суждений, высказываемых с невероятным апломбом) речевые экзерсисы «эрудита» восходят к «сочинениям» вождей большевиков. Это «советский язык» как особая форма, недоступная пониманию нормальным человеком языка абсурда. Вот почему два кандидата наук в рассказе Шукшина оказываются «срезанными». Но, несмотря на это, любовью односельчан демагог не пользуется: «В голосе мужиков слышалось даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви, положим, тут не было. Нет, любви не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще».

Хотя некоторые иллюзии в отношении деревенского бытия остаются и у Шукшина. В сравнении с его традиционной тысячелетней культурой более молодая городская культура явно проигрывает. Так, в рассказе «Охота жить» старик-охотник, который пригрел беглого убийцу, в своем мировоззрении опускается на более древнюю и более человечную народную традицию, чем этот парень, рвущийся в город и не останавливающийся перед убийством своего спасителя. Но, вместе с тем, доверчивость героя выглядит беспомощностью, слабостью, хотя он, выносливый сибирский охотник, способен физически превзойти молодого.

В рассказе «Как помирал старик» Шукшин опирается на традицию Льва Толстого, который в своей повести «Три смерти» противопоставляет эгоистичную смерть барыни естественной и спокойной смерти дерева и мужика. Старик у Шукшина умирает с большим достоинством, которое заслуживает преклонения.

Однако вовсе не все шукшинские старики так близки к мифологическому, первоначальному человеческому сознанию. В одном из лучших рассказов писателя — «Осенью» — старик-паромщик провожает в последний путь свою бывшую невесту, первую любовь. По глупости героя, связавшегося с активистами-атеистами, его невеста вышла замуж за другого. Прошла вся жизнь, и теперь, когда «ничего не воротишь», бестолково выглядит ссора двух стариков-соперников у гроба. Здесь по своим изначальным раздумьям о смысле человеческой жизни проза писателя тоже приближается к мифу: прослеживается аналогия с сюжетом о Хароне, который перевозит души умерших на лодке через реку Стикс. В одноименном рассказе писателя Тимофей Худяков, кладовщик на базе, спьяну принявший собственного тестя за Николая Угодника, просит «родить его еще раз»: «Прожил, как песню спел, а спел плоха. Жалко — песня-то была хорошая».

Сожаления о плохо прожитой жизни возникают не только у деревенских жителей, но и у горожан, вышедших из деревни и сделавших карьеру. В рассказе «Два письма» перед нами ночное и дневное письмо заводского начальника другу детства. В первом — тоска и боль, а во втором — попытка представить свою настоящую жизнь благополучной, без сожалений.

Где герой настоящий, искренний?

А вот в рассказе «Как зайка летал на воздушных шариках» городскому начальнику приходится срочно самолетом вызывать из провинции своего брата, чтобы тот напомнил ему забытую сказочку для тяжело больной маленькой дочки. Но девочке и без дядиной сказочки стало лучше. Вот и сидят братья на кухне. Жизнь прошла, а радости большой и не было. Только это внутреннее неблагополучие герой тщательно скрывает и в своей ночной откровенности утром раскаивается.

Пожалуй, самый оптимистический рассказ писателя написан на тему о преодолении одиночества. Это «Космос, нервная система и шмат сала». Внешняя канва рассказа — беседы прижимистого старика и его молодого квартиранта-десятиклассника Юрки. Жизнь Юрки довольно голодная, и благополучия в ней нет. Но его поддерживает и делает оптимистом изучение наук. Он большой рационалист и верит в прогресс. Как Юрка рассказывает хозяину историю академика Павлова, который диктовал студентам свои ощущения в момент собственного умирания. История эта поразила старика настолько, что он выделил вечно голодному Юрке шмат сала из своих запасов. На первый взгляд — это рассказ о благотворном влиянии на человека позитивного знания, науки: вот ведь даже жадный старик растрогался. На самом же деле это рассказ о преодолении одиночества. Юрка — одинокий подросток из неблагополучной семьи, живущий вдали от дома. Но он по молодости легко справляется со своими трудностями с помощью учебы. Старик же, хотя уступает Юрке в образованности, все же превосходит его житейским опытом, прожитой жизнью. И вывод этой жизни — «одному плохо». Даже академик Павлов, по мнению старика, не смог бы диктовать, как он умирает, если бы у него не было родных людей. Получилось смешно: из истории с Павловым старик извлек совсем не традиционный урок. Вместо вывода: «Наука облагораживает человеческую жизнь» он сделал вывод: «Одинокому плохо». И был прав.

Шукшин более, чем достижения науки, ценил способность людей к преодолению одиночества, к установлению взаимопонимания, диалога. Но на пути к диалогу у Шукшина всегда стоят хамы, такие, как вахтер в больнице, избивающий больного, не пускающий к нему мать («Ванька Тепляшин»). Точно такой же вахтер омрачил последние дни самого писателя, не пустив к нему в больницу друзей. Такие хамы, как продавщица в рассказе «Обида» или как теща, подающая в суд на зятя в рассказе «Мой зять украл машину дров», страшны тем, что уверены в своем праве оскорбить, унизить достоинство другого человека. Шукшинский герой всегда очень уязвим, легко поддается на провокацию со стороны хамов. В этом его слабость, как и слабость того государственного устройства, при котором на всех уровнях жизни торжествуют хамы.

Василий Шукшин известен как кинорежиссер, автор киносценариев «Печки-лавочки», «Калина красная», «Я пришел дать вам волю» (о Степане Разине). В «Калине красной» герой также попадает под власть хамов, отнимающих у него жизнь. В этом своем фильме Шукшин едва ли не первым откровенно сказал правду об уголовном мире, представляющем альтернативу миру правовому. Круговая порука не позволяет человеку выйти из мафиозного клана. Хотя смерть героя выглядит достаточно случайной, условной, мы понимаем, что зло играет в нашей жизни не менее важную роль, чем свет и добро. Этого открытия, вероятно, и не выдержал сам художник. Но он сумел лучше других сказать о пограничной культуре того слоя населения страны, который разделяет город и деревню, — горожан в первом поколении, бывших деревенских жителей.

В одном из последних своих рассказов «Дядя Ермолай» автор думает о простых деревенских тружениках, добрых и честных людях. Был ли в их жизни какой-то большой смысл, или же была одна работа? Их дети, получившие образование, живущие в городе, свою жизнь понимают иначе. Но кто из них прав? Автор о том не говорит.

Л-ра: Русская словесность в школах Украины. – 1999. – № 1. – С. 31-33.

Биография

Произведения

Критика


Рассказ «Чудик» — Вектор-успеха.рф

Стоял ясный зимний день, какие бывают только накануне Рождества. Шурка – так называли его дома – стоял у окна и наблюдал за мерно кружащимися хлопьями снега, большими и неуклюжими, как бабочка, которая впервые пробует взлететь. Хотя всё, что видел мальчик, говорило о неустойчивости морозной погоды (и эти хитрые проблески солнца, и тусклость снежного покрова во дворе), его все же тянуло на улицу. 

Анюта, старшая сестра Шурки, сегодня в сторону брата даже не смотрела – у неё на уме были забавы иного рода, которые, впрочем, мальчику были бы еще не вполне понятны. В обед к Анюте пришли несколько её подруг, и они, закрывшись вместе в комнате, куда «малышне» доступ был закрыт, то громко смеялись, то выбегали по каким-то делам на кухню, то оживлённо что-то обсуждали. «Если таинственное слово «ворожить» заключает в себе всю эту девичью суету, – думал паренёк, – то серьёзным мальчикам и впрямь нечего делать в такой компании». Когда же после обеда девочки стали печь блины, Шурка в последний раз попытался напомнить Анютке о своём существовании, но, получив однозначный отказ на просьбу угостить его блинчиком, совершенно на сестру обиделся и решил впредь игнорировать не только окружение Анютки, но и весь женский пол… раз и навсегда.

Итак, дома делать было совершенно нечего и Шурка, улучив минуту, когда мама была занята и не могла его остановить, отправился на поиски приключений на улицу. Двор был совершенно пуст. Видимо, Витькина и Колькина мамы не отважились пустить своих сыновей в такую мокрую погоду на улицу, и Шурке ничего не оставалось, как найти себе развлечение самостоятельно.

Сначала мальчик забавлялся тем, что вытаптывал на тающем снеге во дворе имена своих друзей, потом он лепил снеговика и насквозь вымочил свои варежки. Было неинтересно. Любые дворовые игры требуют компании, но компанию сегодня заточили в тёплых квартирах и, видимо, не собирались выпускать из этого плена весь день. Шурка пытался вызвать на разговор Витьку, бросая в окно его комнаты снежки, но окно было так высоко, что ни один снежок не достиг адресата, зато изрядно переполошил соседей. Испугавшись, что о его действиях сообщат маме, мальчик бегом покинул свой двор и направился искать приключения во дворы по соседству. 

Случай занятно провести время мальчику 9-ти лет представился в первом же соседнем дворе. Шурка медленно исследовал подворотни, пинал глыбы мокрого снега, ловил ртом снежинки, и вдруг его взгляд наткнулся на нечто необычное. В углу между домами лежала собака. Тело её было обессилено и выглядело как-то странно. Мальчик не мог понять, что значат эти залысины на её теле, красные волдыристые пятна, шерсть клоками. Откуда ему было знать, что так собака пострадала от рук дяди Вовы, который просто облил её кипятком, когда она забежала в открытый подъезд в поисках пищи. Для Шурки умирающая собака была явлением почти фантастическим, так как ему никогда ещё не приходилось видеть ничего подобного. 

Мальчик подошёл поближе к собаке и увидел, что она не одна. Растерянный и напуганный, возле неё суетился маленький щенок: он то тыкался маленьким носиком в морду своей матери, то пытался найти у неё молоко для себя, но тщетно – мама ничем уже не могла помочь своему детищу. 

Шурик стоял и заворожено смотрел на умирающую собаку. Жгучий интерес не позволял ему пройти мимо, но и подойти ближе было опасно. Мальчик отломал ветку из дерева, растущего неподалёку, и стал подбираться к собаке. Но вдруг она как будто ожила. Голова собаки взметнулась и, хотя тело оставалось неподвижным, она явственно дала понять мальчику, что ещё опасна, оскалив зло зубы и зарычав. Шурик не был трусом, конечно, и, будь здесь Витька и Колька, обязательно потыкал бы в умирающую собаку веткой. Но друзей рядом не было, и всё это геройство было ни к чему. Кто знает, не схватит ли его собака своими клыками прямо за руку, когда он подойдёт ближе, а быть может, она вовсе не так уж и больна, как кажется…

Снег всё шёл и шёл, такими же крупными хлопьями, такой же мокрый и безразличный к приключениям Шурки. Наступал ранний зимний вечер, начинало смеркаться, и мальчик решил возвращаться домой. 

Дома Шурку уже ждали. Беда была не только в том, что он ушёл из дома без разрешения, но и в том, что пальто его было почти насквозь мокрым, а варежек и вовсе в кармане не оказалось. Мамино «приветствие» вернувшего в таком виде с улицы сына заняло все мысли мальчика и, по правде сказать, весь вечер тоже, так как Шурка провёл его в углу. Такая ситуация дома отогнала все мысли мальчика о собаке, которую он видел в соседнем дворе. Лишь вечером, лёжа в своей постели, Шурка снова вспомнил об умирающем животном. 

Чем дольше думал мальчик о собаке, тем большую вину он ощущал. Да, он испугался её злобного оскала, да, он один ничем не помог бы животному…  Но теперь, наедине с собой, Шурка мог себе признаться, что он и не думал спасать собаку. В первую очередь его заинтересовало то, что собака беспомощна, и он может провести над нею несколько мальчишеских опытов. И Шурка не подумал, что вместо того, чтобы тыкать веткой в умирающее животное, может позвать своего отца, который работает в ветеринарной больнице городского питомника для бездомных животных. Отец, несомненно, мог бы помочь собаке – он никогда не прошел бы мимо чьего-либо страдания – будь то человек, будь то животное. В конце концов, он мог бы просто отнести хлеба голодному щенку. Щенок! А ведь он ещё совсем маленький! Что будет с ним, если его мама умрёт? Ведь он замерзнет под снегом в одиночестве или так же умрёт от голода…

Была уже глубокая ночь, а Шурка всё не спал. Мысли его о собаке и беззащитном щенке ставились всё горестнее. Ведь он мог хотя бы спасти щеночка! Просто забрать его домой от матери, которая большая не способна прокормить своё дитя. Мальчик был даже уверен, что родители его не были бы против нового питомца, так как оба любили животных и даже связали с ними свои жизни. Мама Шурки – ассистент папы в питомнике.

Мальчик всё представлял себе, как мокрый, голодный щенок прижимается в поисках тепла к своей обессиленной маме. Шурка не мог уже сдержать слёз, которых всегда стыдился, и горько плакал в подушку. 

Праздничное Рождественское утро Шурку не обрадовало. Он очень плохо спал ночью, все мысли мальчика были о щенке и его больной маме. Шурку не радовали торжественные лица домашних, ожидание прихода гостей и дарения подарков, которое в их семье было рождественской традицией. На вопросы мамы, почему он такой печальный, мальчик не отвечал ничего, ему было стыдно признаться родителям, что он бросил страдающее животное, даже не попробовав помочь ему.

Когда мама попросила Шурку сходить в магазин, он был рад, что ему разрешили выйти из дома, и теперь он может сходить посмотреть на причину своих ночных слёз. Мальчик был уверен, что и собака, и её щенок уже будут мертвы. Воображение его рисовало печальные картины, но не пойти и не убедиться в трагедии он не мог. В душу то и дело закрадывалась тайная надежда на чудо. «Ведь сегодня Рождество, – думал мальчик, – день, когда исполняются самые сокровенные желания, когда возможно даже невероятное.  А я… как же я хочу увидеть собачку и её щенка живыми!» 

Мальчик бежал через двор и уже почти был уверен, что сейчас увидит картину в точности такой же, какой она была вчера. И вот тогда он позовёт папу. А папа отвезёт собаку в приют для бездомных животных. А щенка… щенка они вообще заберут домой. Он, Шурка, насобирает денег и купит своему питомцу красивый ошейник, и они будут гулять по утрам во дворе… И Колька с Витькой, быть может, даже позавидуют такому его приобретению…

Мальчик так размечтался, что и не заметил, как очутился на том месте, где вчера видел собаку. Собаки не было. Какой-то дворник расчищал снег неподалёку. Ноги Шурки стали ватными и отказывались идти. Он был так огорчён, что не замечал, как слёзы катятся по его лицу:

– Дяденька, скажите, пожалуйста, вы не видели здесь собачку со щенком? Вот в этом углу лежала… 

– Нет, ты, наверное, перепутал двор. Я здесь с утра нахожусь, собачек не было.

Сердце у Шурки сжалось от печали. Он не помнил, как дошел до магазина и вернулся домой. Теперь он был уверен, что собака погибла, щенок, вероятнее всего, тоже. И где-нибудь поблизости они, замёрзшие, останутся под снегом до весны. И виноват в этом он один.

Вернувшись домой, Шурка ушел в детскую комнату и не выходил оттуда до вечера. Приход гостей, нарядных и весёлых в связи с Рождеством, нисколько не ободрил мальчика. Мама, обеспокоившись состоянием сына, всё заглядывала в комнату, приоткрывая дверь, и даже думала измерить Шурке температуру. 

Из своей комнаты мальчик слышал, как шумят и веселятся гости, слышал, как шепчутся о рождественских подарках родители, но даже этот шёпот не радовал Шурку. 

Когда пришло время обмениваться подарками, дверь в комнату Шурки тихонько заскрипела и слегка приотворилась. Мальчик безучастно на неё посмотрел… и вдруг сердце его бешено забилось. В комнату, озираясь и принюхиваясь, неуверенно вбежал щенок. Тот самый щенок, которого он видел вчера возле больной собаки на улице. Сомнений у мальчика не было: та же рыжая шерстка, но чистенькая и сухая, такие же чёрные пухлые лапки! Шурка вихрем взлетел с постели и, подхватив щенка, прижал к груди. В дверях счастливо заулыбались родители, довольные, что вчерашний найдёныш, которого по пути с работы подобрал на улице отец Шурки, так обрадует их приболевшего сына.  

– И как мы назовём нашего нового друга? – спросил, улыбаясь, отец. 

– Чудик! – радостно закричал Шурка.

– Почему Чудик? – удивилась мама.

– Потому что его появление у нас дома – настоящее чудо, какие бывает лишь в Рождество, – восторженно пролепетал Шурка, у которого на душе была такая радость, что он не мог сдержать слёз.

Слёзы мальчика текли и текли на рыжую шерстку, а Чудик всё утыкался мокрым носом в щеки Шурика, как будто целовал его. Чудик мальчику всё простил.

Лучшие странные истории 2021 года

Мы сомневаемся, что многие люди будут спорить с нами, когда мы говорим, что 2021 год был странным. Как странно, хотя может вас удивить. Пока вы не увидите, сколько странных, причудливых, тревожных и запутанных историй мы рассказали за эти двенадцать месяцев. Это самые лучшие странные новости, истории и случайные вещи, о которых мы сообщали в этом году.

«НЛО НЛО»
Лучшие истории об инопланетянах 2021 года

Кто бы ни купил это, мы надеемся, что у него было чье-то лицо, что возможно благодаря реалистичным образам этого японского художника, которые будут преследовать вас в кошмарах.Эти маски по-прежнему выгоднее, чем огромные деньги, потраченные на NFTS. Так же как и кастомный iPhone X, который даже не может звонить, все еще продается на eBay за 86 000 долларов. Деньги, которые можно было бы потратить на гигантскую статую Дэвида Хассельхоффа из фильма Губка Боб Квадратные Штаны .

И снова фанаты Pokémon показали, что деньги не имеют значения, когда о чем-то заботишься. «Всего» за 250 долларов вы можете обернуть голову странной подушкой для языка Gengar. Мелочь по сравнению с хрустальной скульптурой Пикачу, выпущенной ограниченным тиражом за 26 000 долларов, которая поступила в продажу в 2021 году.Эта статья не кажется такой уж абсурдной, если вспомнить, что фанатов Pokémon потратили тысячи на eBay на Oreos.

Bandai

По крайней мере, фанаты ограничили этот хаос своими компьютерами. В отличие от того времени, когда они начали копить игрушки McDonald’s Happy Meals, предназначенные для детей. Или заставили такие компании, как Target, прекратить продажу коллекционных карточек в своих магазинах из-за вспышек насилия. Будем надеяться, что новый музей окаменелостей Pokémon , в котором будут представлены «кости» покемонов, сможет избежать такого бедствия.

«Но, типа, почему наука?»
Самые странные научные истории года

В этом году наука совершила несколько больших прорывов, даже помимо чудодейственных вакцин и методов лечения COVID. Но, как всегда, наука также дала нам множество странных открытий, странных новостей, причудливых существ и роботов, которые заставили нас вложиться в Скайнет, прежде чем дела пойдут плохо.

Океан все еще страшен AF. Морские слизни могут отделяться и отрастать все части своего тела. Морские черви с несколькими прикладами могут отделять свой мозг. Эти вещи тревожат, но не так страшны, как этот восьмичелюстной монстр, бродящий по морским глубинам. Есть еще космос, где никто не услышит, как мы кричим о космических ураганах. (К счастью, «танцующие космические призраки» — это довольно круто.) Но вы можете услышать, как мы воем в восторге от космонавтов, воплощающих в жизнь мечту Одинокого острова о космических Олимпийских играх.

Jayanne English/EMU/Dark Energy Survey

Наука тоже стала очень странной с животными. Теперь мы знаем, почему вомбаты имеют кубические какашки и что вороны понимают концепцию нуля. Кроме того, свиньи могут играть в видеоигры, а нейролинк позволяет обезьянам играть в понг. По какой-то причине исследователи также реконструировали анальное отверстие динозавра. Роботы научились слышать с помощью ушей мертвой саранчи. Ученые выяснили, что мыши и свиньи могут дышать через задний проход.А цикады очнулись от 17-летнего сна и начали слишком много заниматься сексом из-за грибка.

Плотоядные бактерии помогли спасти бесценные скульптуры Микеланджело во Флоренции. Подводная лодка заметила Губку Боба и Патрика, живущих в настоящем Бикини Боттом. Фильм Frozen помог разгадать тайну обрушения лавины спустя десятилетия. А калифорнийские кондоры пошли и научились бесполому размножению.

О да, исследователи, которые явно никогда не видели ни одного научно-фантастического фильма ужасов, также создали первый в истории эмбрион гибрида человека и обезьяны.Что там может пойти не так!

New Line Cinema

С искусственной жизнью тоже есть о чем беспокоиться. В 2021 году мы приблизились к реальности Westworld с гиперреалистичным андроидом. Ксеноботы начали размножаться сами по себе. Робот-оригами начал складываться сам. Наш собственный пот теперь может питать носимые батареи. Вы можете чистить зубы приспособлением, которое выглядит так, как будто оно из магазина Пилы. Технология Deepfake теперь может оживлять ваших предков неестественным образом.Человеческому мозгу больше не нужны провода для подключения к компьютерам. И все это происходит в то время, когда Samsung планирует «скопировать и вставить» наши разумы в компьютеры для того, что точно будет в безопасности.

 «The Weird Wide Web»
Самые дурацкие новостные репортажи 2021 года
Майк Бауэрс

Всего за двенадцать месяцев было много странных новостей и историй. И все же есть еще кое-что. Мы наблюдали, как угри работают вместе, чтобы убить рыбу электрическим током. Геммолог открыл камень и обнаружил, что Куки Монстр улыбается ему в ответ.Все сходили с ума, наблюдая, как Пи-Ви Герман заменяет динозавров в Парке Юрского периода , и слушая, как резиновые цыплята играют тему фильма. Между тем, мы выяснили, что динозавры на самом деле могли быть милыми глупыми животными, а не свирепыми монстрами.

Также в странных новостях 2021 года мир почему-то получил Губку Боба ASMR-видео. Кого-то привлекли к уголовной ответственности за просроченную на 20 лет аренду видеокассеты. Куриные тендеры стали приемлемым ароматом бальзама для губ. А вороны объявили войну дронам-доставщикам кофе в Австралии.

Как мы уже говорили, это был действительно странный год. И мы не сомневаемся, что 2022 год будет таким же странным. Особенно, если появятся НЛО и украдут этот гибридный эмбрион человека и обезьяны, чтобы развить его на своей секретной лунной базе.

Strange, Odd, Bizarre or Unusual – Краткий справочник

Эти истории в некотором роде странные. У них могут быть нелепые или необычные сюжеты, необычные рассказчики или запутанное повествование, абсурдные ситуации или что-то еще, что выделяется как отличие.

См. также:

Человек-овощ | Луиджи Уголини

Рассказчик рассказывает историю, рассказанную ему зеленым человеком.Он имел степень в области естественных наук и исследовал Амазонку и Мату-Гросу. Он нашел много чудес, в том числе новое растение, не поддающееся классификации — высотой с человека, с толстыми и мясистыми листьями, красноватыми ветвями и длинными белыми волосами.

«Человек-овощ» можно прочитать в предварительном просмотре «Странные: Сборник странных и мрачных историй».

«Происшествие на мосту Совиного ручья» Амброуза Бирса

Мужчина находится на мосту в Алабаме, его руки связаны, а на шее веревка.Он гражданский, сторонник Конфедерации, и его удерживают федеральные солдаты. Его приговорили к повешению на мосту Совиного ручья во время гражданской войны в США.

Эту историю можно прочитать в превью «Словарь дьявола, сказки и мемуары».

История призраков | Итан Резерфорд

Сорен и Хана живут в квартире со своими двумя сыновьями. Однажды ночью мальчики хотят сказку на ночь, страшную. Он рассказывает им историю Леди-тюленя.Когда Сорену было двенадцать, он отправился на лето в Анкоридж к своему отцу, который был капитаном маленькой рыбацкой лодки. Однажды перед тем, как уйти, Сорен пошел в лес и оказался в заброшенном доме.

Часть «Истории о привидениях» можно прочитать в предварительном просмотре Amazon « Farthest South & Other Stories».

Нос | Николай Гоголь

Парикмахер Иван разрезает буханку свежеиспеченного хлеба и находит внутри нос. Он узнает, что нос принадлежит его постоянному покупателю, Платону.Опасаясь неприятностей, Иван думает, как избавиться от носа. Тем временем Платон просыпается в своем доме, а нелепости продолжаются.

Это первый рассказ в предварительном просмотре Большая книга лучших рассказов: Русский II.

Очень старый мужчина с огромными крыльями | Габриэль Гарсия Маркес

В маленьком городке на берег выбросило старика с крыльями. Есть много идей о том, кто он и откуда. Пара забирает его и запирает на своей территории.

Это одиннадцатая история в предварительном просмотре «Большая книга современного фэнтези».

Тобермори | Саки

На вечеринке в загородном доме гость объявляет, что может научить животных говорить. В качестве доказательства он приводит кота хозяина, Тобермори, который продолжает смущать гостей, раскрывая подробности частных разговоров.

Это третья история в предварительном просмотре Хроники Хлодвига.

«Расстояние до Луны» Итало Кальвино

Рассказчик рассказывает о времени, когда Луна была достаточно близко к Земле, чтобы люди могли добраться до нее по лестнице.Они совершали поездки на Луну для сбора лунного молока. Один из них, глухой, получает огромное удовольствие от посещения Луны.

Эту историю можно прочитать в превью The Complete Cosmicomics.

«Повешенный» Эдварда Брайанта

Рокуэй висит вниз головой на ветке дерева, тугая нейлоновая веревка вокруг его лодыжек. Оуэн отказывается резать его. Они разговаривают, пока Рокуэй страдает.

Эту историю можно прочитать в превью Среди мертвых и других событий, ведущих к Апокалипсису. (24% в предварительном просмотре)

Первый год моей жизни | Мюриэл Спарк

Рассказчик, младенец, может рассказать о первом году своей жизни, потому что, как нам говорят, младенцы в первый год жизни всеведущи. Рожденный в конце Первой мировой войны, ребенок рассказывает о своих опекунах, жизни известных людей и войне.

Хоспис | Роберт Эйкман

Возвращаясь домой по незнакомой дороге, Мэйбери заблудился, и у него закончился бензин.Он натыкается на приют, предлагающий еду и жилье. Это необычное место, но отчаяние заставляет его остановиться и позвать на помощь.

Редкая женщина | Уильям Сэнсом

Молодой человек бродит по улицам Рима один и без цели. Идя домой по тихой улице, он встречает красивую женщину, которая улыбается ему.

Прочитать «Женщина, которую редко можно встретить»

Конный лагерь | Урсула К. Ле Гуин

Сестры Сал и Нора ждут автобус со своей подругой Эв.Они едут в конный лагерь. Они говорят о хижинах, вожатых и старосте Меледи.

Море было настолько мокрым, насколько это возможно | Гаан Уилсон

После ночной выпивки группа друзей отправляется на пляж на пикник. Вскоре к ним подходят двое незнакомцев — один высокий и грузный, другой невысокий и сгорбленный. Они напоминают Моржа и Плотника Кэрролла. Пара оказывает обезоруживающее воздействие на группу.

Читать «Море было настолько мокрым, насколько это возможно»

Время ужина | Рассел Эдсон

Пожилой мужчина ждет, пока его жена подаст ужин.Она много шумит и ей тяжело с этим, а он становится нетерпеливым и начинает бить себя. Их поведение перерастает в абсурд, поскольку они становятся более раздраженными.

Читать «Время ужина»

Уильям и Мэри | Роальд Даль

Мэри Перл получает письмо от своего адвоката после смерти мужа. К ее мужу обратился врач с необычным планом продления его жизни. Он пошел на это, хотя Мэри была против этой идеи.

Прочитать «Уильям и Мэри»

Дневники девушки из Семплики | Джордж Сондерс

Сорокалетний отец трех девочек начинает вести дневник, чтобы сообщить будущим читателям, какова жизнь в настоящем. Он ведет хронику событий, приведших к тринадцатилетию его старшей дочери Лилли. Семья среднего достатка, но живут не по средствам. Отец хочет купить дочери дорогой подарок, а также хочет символ статуса, чтобы покрасоваться перед соседями.

Прочитать «Дневники девушки из Семплики»

Гигантская антология странных, странных и темных историй с множеством редко встречающихся названий

Маточное молочко | Роальд Даль

Ребенок с рождения теряет вес, что беспокоит мать. Ее муж, эксперт по пчеловодству, добавляет маточное молочко в смесь для их ребенка.

Читать «Королевское молочко»

Алеф | Хорхе Луис Борхес

После смерти любимой женщины рассказчик начинает навещать ее отца.Отец утверждает, что в его подвале есть точка, алеф, которая содержит все остальные точки в пространстве.

Читать «Алеф»

Крокодил | Федор Достоевский

Иван идет с женой и другом Семеном на выставку, чтобы увидеть крокодила. Оно проглатывает Ивана, но он остается внутри него живым. Обсуждается вопрос о его освобождении, но денежные вопросы важнее.

Прочитать «Крокодила»

Моя жизнь с волной | Octavio Paz

Мужчину соблазняет океанская волна.Он находит дорогу к нему домой, и у них завязывается бурный роман.

Читать «Волну»

Дверь | Э. Б. Уайт

Мужчина осматривает дом. Его смущает расположение дверей в доме, и он сравнивает свою ситуацию с крысами, над которыми ставят эксперименты.

Прочтите «Дверь»

Рассказ для детей | Svava Jakobsdottir

Женщина посвящает себя дому, мужу и детям.У нее много работы, и она подчиняется многочисленным прихотям своих детей. В конце концов, ее мозг и сердце страдают от требований, предъявляемых к ней.

Прочитать «Рассказ для детей»

Метаморфоза | Франц Кафка

Однажды утром мужчина просыпается и обнаруживает, что он превратился в гигантское насекомоподобное существо.

Прочесть «Превращение»

Помнящий | Эйми Бендер

Человек переживает стремительную обратную эволюцию.Он переходит от человека к обезьяне и к морской черепахе, теряя около миллиона лет в день.

Прочесть «Помнильщик»

Крысолов | Roald Dahl

Крысолов вызван на ферму по специальному распоряжению департамента здравоохранения. Крысолов человек отталкивающий, но свою работу он знает хорошо. Он придумывает план по уничтожению крыс и делится своими знаниями с владельцами.

Читать «Крысолов» (PDF Pg 103)

Как мужик двух чиновников кормил | Михаил Салтыков

Двое пожизненных белых воротничков государственных служащих оказываются на необитаемом острове.Их навыки ведения записей и составления отчетов оказываются бесполезными в новой среде. Они понимают, что если бы они могли просто найти крестьянина, он мог бы позаботиться обо всем.

Читать «Как мужик двух чиновников кормил»

Апельсин | Бенджамин Розенбаум

Апельсин, растущий в роще во Флориде, стал правителем мира. Все довольны расстановкой.

Читать «Апельсин»

Повелитель мух | Марко Деневи

Мухи воображают своего бога — муху разных цветов, размеров и темпераментов, которая унесет их в рай.

Прочитать «Повелителя мух»

Белые кролики | Леонора Кэррингтон

Рассказчик живет на улице Пешт напротив жуткого вида дома. Она не видит там никакой активности до тех пор, пока однажды на балкон не выходит женщина и не высыпает ворону тарелку с костями. Женщина говорит рассказчику, что была бы признательна, если бы она принесла любое испорченное мясо, которое у нее есть.

Читать «Белые кролики»

Мимик | Дональд А. Воллхейм

Рассказчик рассказывает историю человека, которого он знал с детства.Он всегда носил черный плащ и широкополую шляпу, надвинутую на лицо. Он держался особняком и никогда не доставлял хлопот. Однажды произошел инцидент.

Читать «Подражатель»

Длинный лист | Уильям Сэнсом

Четыре группы пленников содержатся в длинной прямоугольной металлической конструкции с окнами в крыше. В трех футах от земли, через все камеры проходит длинная белая простыня, пропитанная водой. Надзиратели говорят пленникам, что они будут освобождены, когда их часть простыни будет выжата насухо.

Прочитать «Длинный лист» (стр. 132)

Город кошек | Хагивара Сакутаро

Рассказчик совершал множество путешествий под воздействием наркотиков. Они плохо сказались на его здоровье. Он начинает совершать длительные прогулки и оказывается в незнакомом очаровательном городке. Он рассказывает об одной такой прогулке, которую он совершил во время пребывания на курорте.

Акт об исчезновении | Ричард Мэтисон

Мужчина записывает события последних десяти дней.Он и его жена Мэри спорили из-за денег. Его писательство ничего не приносит, и его подработка не приносит многого. Однажды вечером он гуляет со своим женатым другом и двумя женщинами, которых они встретили. Вскоре после этого начинают происходить странные вещи.

Прочитать «Акт об исчезновении»

Воющий человек | Чарльз Бомонт

Рассказчик рассказывает о своем путешествии по Европе до того, как он начал свою профессиональную жизнь. В конце концов он заболел пневмонией в Германии.Очнулся он в аббатстве Святого Вульфрана, под присмотром монаха, брата Христофора.

Прочитать «Воющий человек»

Горькие земли | Нил Гейман

Рассказчик мертв во всех смыслах. Он начинает водить. Он выбрасывает свой мобильный телефон и снимает все деньги, которые может. Переночевав в мотеле, он встречает в вестибюле мужчину, который ждет такси. Он предлагает мужчине подвезти.

Читать «Горькие земли»

Функция сна во сне | Харлан Эллисон

МакГрат просыпается и видит, как на его боку закрывается большой рот.Он уверен, что это не сон — он видит и чувствует его. Ему звонит Салли, вдова его недавно умершего друга Виктора. Утром МакГрат идет к врачу по поводу своего бока. Она предполагает, что недавняя смерть нескольких друзей влияет на его разум.

Прочитать «Функция сна во сне» 

Как разговаривать с девушками на вечеринках | Нил Гейман

Рассказчик Энн следует за своим другом Виком на вечеринку. Вик легко разговаривает с девушками, а Энн неловко.Вик уверяет Энна, что ему просто нужно поговорить с девушками, и все будет хорошо. У дверей их встречает Стелла, красивая девушка, с которой Вик сразу же флиртует. Энну остается самому управлять вечеринкой.

Прочтите «Как разговаривать с девушками на вечеринках»

Темнота | Карен Джой Фаулер

В 1954 году из национального парка Йосемити пропадает семья. В 1960 и 1962 годах в этом районе произошло еще два инцидента. Кита Хармона, специалиста по чуме, вызывают для расследования третьего инцидента.Он слышит историю о маленьком мальчике в дикой природе.

Читать «Тьму»

Ледяной человек | Харуки Мураками

Рассказчица встретила своего мужа на горнолыжном курорте. Он Ледяной Человек. Ей стало любопытно, и она подошла к нему. Он не говорил о себе, но знал все о прошлом рассказчика. Он не может читать мысли, но у него есть этот дар. Ее семья против их отношений.

Прочесть «Ледяного человека»

Tales of Houdini | Руди Ракер

Гудини разорился.Он соглашается снять фильм, в котором совершит серию опасных, неотрепетированных побегов. Вскоре после того, как в четыре утра в его дверь вышибают ногой, его уши, глаза и нос замазывают воском, забинтовывают и увозят.

Прочесть «Сказки о Гудини»

Золотой дождь | Дональд Бартельм

Петерсон, скульптор с небольшими деньгами, соглашается принять участие в игровом шоу Кто я? , что подчеркивает крайне пессимистичный взгляд на жизнь.Он говорит, что не уверен, верит ли он в абсурд. Вскоре начинают происходить странные вещи.

Прочитать «Золотой дождь»

Поющая моя сестра | Марго Ланаган

Рассказчик, маленький мальчик, сопровождает свою семью к смоляной яме. Вождь приказывает старшей сестре мальчика спуститься в яму. После того, как она выбирает место, ее семья выходит, чтобы присоединиться к ней. У них есть маты, чтобы распределить свой вес, чтобы они могли быть на смоле, когда она тонет. Она опозорила свою семью.

Прочитать «Пение моей сестры вниз»

Рожденный мужчиной и женщиной | Ричард Мэтисон

Неизвестный рассказчик, ребенок, рассказывает свою историю через дневниковые записи. Ребенок прикован цепью в подвале, и ему нужно держаться подальше от глаз, иначе его будут бить.

Прочитать «Рожденный мужчиной и женщиной» (первая история в предварительном просмотре Amazon)

У белок яркие глаза | Джон Коллиер

Рассказчик влюбляется в женщину — высокую, темно загорелую, охотницу и во всех отношениях превосходное существо.Ее пентхаус украшен головами и шкурами ее добычи. Он хочет жениться на ней, но она предана своему нынешнему образу жизни. Он подавлен ее отказом и решает покончить с собой.

Прочитать «У белок яркие глаза» (Ctrl + F название)

Лоуренс Пик: Удивительно странные сборники рассказов | Публичная библиотека Лоуренса

Выбор Лоуренса: Удивительно странные сборники рассказов | Публичная библиотека Лоуренса | БиблиоКоммонс Изображения обложки куртки скопированы в буфер обмена.