Das land множественное число – объясните пожалуйста, как можно легче и понятней, как образуется множественное число в немецком языке

Множественное число


Существительное



В немецком языке существует много окончаний множественного числа, поэтому рекомендуется учить существительные в обоих числах одновременно.

В данной статье представлены все правила о том, какие существительные требуют во множественном числе какое окончание.


1. Нулевое окончание

Существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на <-en>, <-er> или <-el>:
der Kuchen ~ die Kuchen  (пирог ~ пироги)
das Fenster ~ die Fenster  (окно ~ окна)
der Spiegel ~ die Spiegel  (зеркало ~ зеркала)

Существительные с уменьшительными суффиксами <-chen> или <-lein>:
→ das Brötchen ~ die Brötchen  (булочка ~ булочки)
→ das Fräulein ~ die Fräulein  (барышня ~ барышни)
→ das Märchen ~ die Märchen  

(сказка ~ сказки)

Существительные с префиксом <Ge-> и суффиксом <-e>:
→ das Gebirge ~ die Gebirge  (горы)
→ das Gebäude ~ die Gebäude  (здание ~ здания)
→ das Gehäuse ~ die Gehäuse  (корпус ~ корпусы)


2. Нулевое окончание с умлаутом

Существительные, обозначающие членов семьи и оканчивающиеся на <-er>:
→ der Vater ~ die Väter  (отец ~ отцы)
→ die Mutter ~ die Mütter  (мать ~ матери)
→ die Tochter ~ die Töchter  (дочь ~ дочери)


3. Окончание <-е>

Существительные с суффиксами <-ig/-ich>, <-ling>, <-ian>, <-är>, <-eur/-ör> или <-ier>:
→ der Teppich ~ die Teppiche  

(ковёр ~ ковры)
→ der Schmetterling ~ die Schmetterlinge  (бабочка ~ бабочки (зоол.))
→ der Frisör ~ die Frisöre  (парикмахер ~ парикмахеры)

Существительные среднего рода, оканчивающиеся на согласную букву:
das Testament ~ die Testamente  (завещание ~ завещания)
das Schicksal ~ die Schicksale  (судьба ~ судьбы)
das Hormon ~ die Hormone  (гормон ~ гормоны)


4. Окончание <-е> с умлаутом

Односложные существительные мужского и женского рода, имеющие гласные <A>, <O> или <U>:
der Baum ~ die Bäume  (дерево ~ деревья)
der Sohn ~ die Söhne  (сын ~ сыновья)


die Frucht ~ die Früchte  (фрукт ~ фрукты)

Существительные, оканчивающиеся на <-(k)unft>:
→ die Unterkunft ~ die Unterkünfte  (временное жильё)
→ die Auskunft ~ die Auskünfte  (справка ~ справки)
→ die Zunft ~ die Zünfte  (цех ~ цеха)


5. Окончание <-sе>

Существительные с суффиксом <-nis>:
→ das Bedürfnis ~ die Bedürfnisse  (потребность ~ потребности)
→ die Erkenntnis ~ die Erkenntnisse  (осознание ~ осознания)
→ das Gefängnis ~ die Gefängnisse  (тюрьма ~ тюрьмы)


6. Окончание <-n>

Существительные женского и мужского рода, оканчивающиеся на <-e>:


die Tasche ~ die Taschen  (сумка ~ сумки)
der Russe ~ die Russen  (русский ~ русские)
die Straße ~ die Straßen  (улица ~ улицы)

Существительные женского рода, оканчивающиеся на <-el> или <-er>:
die Ampel ~ die Ampeln  (светофор ~ светофоры)
die Nummer ~ die Nummern  (номер ~ номера)
die Insel ~ die Inseln  (остров ~ острова)


7. Окончание <-en>

Односложные существительные женского рода:
→ die Frau ~ die Frauen  (женщина ~ женщины)
→ die Zahl ~ die Zahlen  (число ~ числа)
→ die Welt ~ die Welt

en  (мир ~ миры)

Существительные с суффиксами <-ung>, <-keit>, <-heit>, <-schaft>, <-ion>, <-anz>, <-enz>, <-ik>, <-ät>, <-thek>, <-erei> или <-ur>:
→ die Bedeutung ~ die Bedeutungen  (значение ~ значения)
→ die Süßigkeit ~ die Süßigkeiten  (сладость ~ сладости)
→ die Landschaft ~ die Landschaften  (пейзаж ~ пейзажи)

Существительные мужского рода с суффиксами <-ast>, <-at>, <-ant>, <-and>, <-end>, <-ent>, <-et>, <-it>, <-ist>, <-or> или <-(o)graf>/-(o)graph>:
der Soldat ~ die Soldaten  (солдат ~ солдаты)
der Student ~ die Studenten  (студент ~ студенты)
der Spezial

ist ~ die Spezialisten  (специалист ~ специалисты)

Существительные с суффиксом <-um>:
→ das Album ~ die Alben  (альбом ~ альбомы)
→ das Datum ~ die Daten  (дата ~ даты)
→ das Museum ~ die Museen  (музей ~ музеи)

Существительные с суффиксом <-ismus>:
→ der Organismus ~ die Organismen  (организм ~ организмы)
→ der Mechanismus ~ die Mechanismen  (механизм ~ механизмы)
→ der Phraseologismus ~ die Phraseologismen  (фразеологизм ~ фразеологизмы)


8. Окончание <-nen>

Существительные, означающие лица женского пола и оканчивающиеся на <-in>:
→ die Freundin ~ die Freundinnen  (подруга ~ подруги)


→ die Königin ~ die Königinnen  (королева ~ королевы)
→ die Löwin ~ die Löwinnen  (львица ~ львицы)


9. Окончание <-er>

Односложные существительные среднего рода:
das Ei ~ die Eier  (яйцо ~ яйца)
das Bild ~ die Bilder  (картина ~ картины)
das Kind ~ die Kinder  (ребёнок ~ дети)


10. Окончание <-er> с умлаутом

Односложные существительные среднего рода, имеющие гласные <A>, <O> или <U>:
das Loch ~ die Löcher  (дыра ~ дыры)
das Buch ~ die Bücher  (книга ~ книги)
das Haus ~ die Häuser

 (дом ~ дома)


11. Окончание <-s>

Существительные, оканчивающиеся на гласный звук:
→ das Sofa ~ die Sofas  (диван ~ диваны)
→ das Handy ~ die Handys  (мобильник ~ мобильники)
→ die CD ~ die CDs  (диск ~ диски)

Существительные иностранного происхождения:
→ das Hotel ~ die Hotels  (отель ~ отели)
→ das Team ~ die Teams  (команда ~ команды)
→ der Chef ~ die Chefs  (шеф ~ шефы)

Существительные, обозначающие фамилии:
→ der/die Braun ~ die Brauns  (Браун ~ Брауны)
→ der/die Wagner ~ die Wagners  (Вагнер ~ Вагнеры)
→ der/die Hofmann ~ die Hofmanns  (Гофман ~ Гофманы)

 

Примечания:
Все немецкие существительные имеют во множественном числе общий определённый артикль <die>.
► Все правила, представленные выше, относятся только к исчисляемым существительным, т. к. у неисчисляемых существительных нет формы множественного числа. Также встречаются существительные, которые имеют две или больше форм множественного числа, и те, которые не имеют формы единственного числа.
► У сложных слов только последнее/ключевое существительное образует форму множественного числа:
→ der Stammbaum ~ die Stammbäume (не: Stämmebäume)
→ die Handtasche ~ die Handtaschen (не: Händetaschen)
► В комбинации с окончаниями <-(e)n> и <-s> умлаутов не бывает. А существительные женского рода никогда не имеют окончание <-(e)r> во множественном числе.
► Всегда учитывайте исключения из правил!

 

 

 




Вам необходима эта статья в PDF-формате? Информацию об этом Вы найдёте здесь.

Желаете приобрести полную версию упражнений? Для подробной информации нажмите сюда.

Есть замечания, пожелания или отзывы относительно этой статьи? Пишите!

Есть вопросы по грамматике, лексике, фонетике или правописанию? Задавайте их на форуме.


<<< Назад по списку     |     Далее по списку >>>
<<< Назад по разделу

Множественное число — Plural

Правила произношения · Слушать

Как образовать множественное число (Plural)?

der Fisch (рыба) > die Fische (рыбы)

die Blume (цветок) > die Blumen (цветы)

das Kind (ребенок) > die Kinder (дети)

Во множественном числе мы уже видим лишь один определённый артикль: die.

Итак, die — не только определённый артикль женского рода, но и определённый артикль множественного числа. Die Kinder — те самые, вполне определённые дети. А как сказать просто дети,какие-то дети? Слово ein(e) (неопределённый артикль) здесь не подходит, так как оно само по себе значит один: ein Kindодин (какой-то) ребенок. Поэтому какие-то дети будет просто Kinder — без артикля. Неопределённого артикля множественного числа не существует, неопределённость выражается отсутствием артикля:

Im Hof spielen Kinder. — Во дворе играют дети.

Ich kenne die Kinder. — Я знаю этих детей.

Если вам захочется, например, сказать фразу «У меня есть машина», опустив при этом артикль, то получится следующее:

Ich habe Wagen. — У меня есть машины.

А вот как правильно:

Ich habe einen Wagen. — У меня есть машина.

(der Wagen > die Wagen, само существительное здесь не меняется)

Во множественном числе один артикль для всех трех родов. Но при этом род не растворяется полностью, он виден в окончаниях множественного числа. Посмотрите ещё раз на примеры. Слова мужского рода получают во множественном числе окончание , женского — окончание -(е)n (die Frau — die Frauen) или, для слов, оканчивающихся на -in, окончание -nen(die Ärztin (женщина-врач) — die Ärztinnen), слова среднего рода — окончание-er. Но, как сказано в „Фаусте“:

Grau, teurer Freund, ist alle Theorie,

Und grün des Lebens goldner Baum.

(Суха, мой друг, теория везде,

А древо жизни пышно зеленеет!)

(Дословно: сера, дорогой друг, всякая теория, и зелено жизни золотое древо).

Так, например:

der Mann (мужчина) — die Männer,

die Stadt (город) — die Städte,

das Gespräch (разговор) — die Gespräche …

Поскольку таких отклонений от „серой теории“ очень много, множественное число нужно, как и род, запомнить к каждому отдельному слову. (Особых проблем это, однако, не вызывает: стоит лишь пару раз повстречать это множественное число какого-либо слова, как оно вам запомнится).

Как говорится, утопающий хватается и за соломинку. Вот одна из таких соломинок.

Если слово оканчивается на , то оно скорее всего образует множественное число прибавлением -n: der Junge (мальчик) — die Jungen.

Если слово женского рода, то также можно быть почти уверенным, что во множественном числе оно получит окончание -(e)n. За исключением небольшой группы односложных слов, получающих перегласовку — Umlaut(a ® ä) и окончание :

der Hand (рука) — die Hände, die Stadt (город) — die Städte, die Maus (мышь) — die Mäuse …

Запомните также два особых случая:

die Tochter (дочь), die Mutter (мать) — die Töchter, die Mütter.

Заметьте, что слова, заимствованные из английского или французского, чаще всего получают (а точнее, просто сохраняют) множественное число на -s:

der Park — die Parks, die Bar — die Bars, das Büro — die Büros.

Но не всегда. Некоторые из них „онемечились“, то есть перестали восприниматься как иностранные и получили немецкие окончания множественного числа:

die Bank (банк) — die Banken, der Bus (автобус) — die Busse, das Telefon — die Telefone.

Слова мужского и среднего рода, оканчивающиеся на -en, -er (а это ведь и окончания множественного числа!) и на -el, а также слова с уменьшительными суффиксами, во множественном числе никаких окончаний не получают:

das Tischlein (столик) — die Tischlein,

der Wagen (машина) — die Wagen,

der Fahrer (водитель) — die Fahrer,

der Schlüssel (ключ) — die Schlüssel.

Если же окончание -er или -el имеет слово женского рода, то оно во множественном числе добавляет -n (по общему правилу для слов женского рода):

die Schwester (сестра) — die Schwestern,

die Kartoffel (картофелина) — die Kartoffeln.

Есть и исключения, например: der Muskel — die Muskeln (мускулы), der Pantoffel — die Pantoffeln (шлепанцы), der Stachel — die Stacheln (жала; шипы, колючки), der Bayer — die Bayern (баварцы).

Итак, окончание во множественном числе может и не измениться. Зато может „неожиданно“ появиться перегласовка — Umlaut, которая, как вы уже могли заметить, часто помогает образовывать множественное число:

der Hafen (порт) — die Häfen, der Apfel (яблоко) — die Äpfel, der Garten (сад) — die Gärten, das Kloster (монастырь) — die Klöster. Это нужно запоминать.

Большинство существительных мужского рода образуют множественное число с помощью окончания -е. При этом нередко появляется и перегласовка (Umlaut): der Tag — die Tage (день — дни), der Sohn — die Söhne (сын — сыновья).

С „женским“ окончанием -en множественное число образуют, во-первых, так называемые слабые существительные мужского рода (речь о которых впереди), а во-вторых, небольшая группа слов, которые нужно брать на заметку „по мере поступления“, например: der Staat (государство) — die Staaten, der Nerv — die Nerven, der Schmerz (боль) — die Schmerzen …

Hекоторые слова мужского рода (их немного) образуют множественное число c „бесполым“, „нейтральным“ (среднего рода) окончанием -er: der Wald (лес) — die Wälder, der Mann (мужчина) — die Männer, der Irrtum (заблуждение) — die Irrtümer …

Большинство односложных существительных среднего рода образуют множественное число с помощью суффикса -er (всегда с Umlaut, где он только возможен):

das Land (страна) — die Länder, das Buch (книга) — die Bücher, das Lied (песня) — die Lieder.

С „женским“ окончанием -en множественное число образуют следующие существительные среднего рода:

das Bett (постель, кровать) — die Betten, das Hemd (рубашка), das Ohr (ухо), das Auge (глаз).

А также (реже встречающиеся): das Insekt (насекомое), das Juwel (драгоценность), das Verb (глагол).

В случае с das Auge и так ясно: если слово оканчивается на , то во множественном числе прибавляется -n (по общему правилу). Например: das Interesse — die Interessen. Но есть и исключения: das Knie (колено) — die Knie, а также слова типа das Gebäude (здание, строение) — die Gebäude, das Gebirge (горная местность) — die Gebirge …

У некоторых слов среднего рода, имеющих нетипичное множественное число на -en, это окончание вытесняет суффикс единственного числа, немного изменяет само слово: das Museum — die Museen, das Stadion — die Stadien, das Album — die Alben, das Datum — die Daten (дата — даты; данные), das Thema — die Themen, das Drama — die Dramen, das Prinzip — die Prinzipien, das Material — die Materialien, das Virus — die Viren, das Visum — die Visa (die Visen). (В последнем случае — два варианта множественного числа: старый латинский и новый „онемеченный“.)

Немало существительных среднего рода образуют множественное число с „мужским“ окончанием (вот где действительно приходится запоминать!). Единственное утешение, что при этом у них никогда не появляется Umlaut:

das Pferd (лошадь) — die Pferde, das Jahr (год) — die Jahre, das Werk (завод, произведение) — die Werke.

И здесь есть „соломинка“: слова иностранного происхождения (в основном латинские, которые вы легко узнаете по их „международности“) получают во множественном числе „мужское“ окончание :

das Modell — die Modelle, das Element — die Elemente, das Diplom — die Diplome.

Так же поступают слова с суффиксом -nis (независимо от их рода):

das Hindernis — die Hindernisse (препятствия), die Kenntnis — die Kenntnisse (знания).

Вы видите, что они добавляют ещё одно -s-. Это делается для того, чтобы сохранить произношение (иначе бы произносилось „з“).

Отдельные исконно немецкие существительные могут образовывать множественное число с помощью суффикса -s — в разговорной речи: Jung(en)s (парни), Mädels (девчата). Как так получилось? Дело в том, что ещё до всяких заимствований из английского и французского языков, суффикс -s пришел в немецкий из близкородственного ему нидерландского. (Немецкий и нидерландский соотносятся примерно как русский и украинский.)

Суффикс -s оказался удобен и для многих немецких слов, оканчивающихся на гласную (кроме ), а также для различных слов-сокращений:

die Oma (бабушка) — die Omas, der Uhu (филин) — die Uhus,

die AGs (Aktiengesellschaft — акционерное общество), die PKWs (Personenkraftwagen — легковая машина).

А также для фамилий: die Müllers — Мюллеры.

В некоторых случаях множественное число образуется изменением слова:

der Seemann — die Seeleute (моряки: „морские люди“),

der Kaufmann — die Kaufleute (коммерсанты: „покупающие люди“),

der Rat (der Ratschlag) — die Ratschläge (советы),

der Stock (das Stockwerk) — die Stockwerke (этажи),

das Unglück — die Unglücksfälle (несчастные случаи),

der Regen — die Regenfälle (дожди, осадки),

der Mord — die Mordtaten (убийства: „убийственные действия“) …

Можно встретить и форму Kaufmänner, Seemänner — но тогда имеются в виду не коммерсанты или моряки вообще (как социальная группа), а отдельные люди.

Кроме того, интересно, что множественное число в ряде случаев служит для разграничения существительных, разных по значению, но имеющих одинаковую форму в единственном числе:

die Bank — die Bänke (скамейки), die Banken (банки),

das Wort — die Wörter (отдельные слова), die Worte (слова как связная речь),

die Mutter — die Mütter (матери), die Muttern (гайки) …

Грамматический материал по теме «Множественное число существительных в немецком языке»

Образование множественного числа имен существительных в немецком языке

Множественное число существительных образуется от формы единственного числа с помощью суффиксов:

1) нулевого суффикса =,

2) с суффиксом —е,

3) с суффиксом —(е)n,

4) с суффиксом —er.

Иногда прибавление суффикса сопровождается у некоторых существительных умлаутом корневого гласного.

Например: der Arzt – die Ärzte, das Buch – die Bücher, die Tochter – die Töchter.

Таблица образования множественного числа имен существительных

Без суффикса

(с умлаутом и без него)

С суффиксом

(с умлаутом и без него)

Существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на er, —el, —en,-chen, —lein:

der Bruder – die Brüder

der Arbeiter – die Arbeiter

der Kessel – die Kessel

das Verfahren – die Verfahren

das Teilchen – die Teilchen

и два существительных женского рода:

die Mutter – die Mütter

die Tochter – die Töchter

1. Большинство существительных мужского рода, в том числе заимствованные слова :

der Tag – die Tage

der Sohn – die Söhne

der Ingenieur – die Ingenieure

der Apparat – die Apparate и др.

2. Существительные среднего рода:

das Werk – die Werke

das Jahr – die Jahre

3. Некоторые односложные существитель ные женского рода:

die Stadt – die Städte

die Kraft – die Kräfte

и др.

С суффиксом en (-n)

(без умлаута)

С суффиксом er

(с умлаутом)

1. Большинство существительных женского рода:

die Frage – die Fragen

die Zeitung – die Zeitungen

2. Существительные мужского рода:

der Genosse – die Genossen

der Mensch – die Menschen

der Student – die Studenten

и др.

3. Некоторые существительные среднего рода:

das Herz – die Herzen

das Ende – die Enden

4. Заимствованные существительные среднего рода на -а, -um:

das Drama – die Dramen

das Thema – die Themen

das Datum – die Daten

1. Большинство существительных среднего рода:

das Land – die Länder

das Feld – die Felder

das Volk – die Völker

2. Некоторые существительные мужского рода:

der Mann – die Männer

der Wald – die Wälder

der Reichtum – die Reichtümer

Примечание: Многие существительные иностранного происхождения, а также сложносокращенные слова образуют множественное число с суффиксом s:

das Auto – die Autos, der Klub – die Klubs, der Chef – die Chefs, der Lkw – die Lkws.

Грамматические упражнения

1. Просклоняйте существительные в единственном и множественном числе.

Der Vater, das Volk, dieser Junge, der Demokrat, dieses Land, jenes Gerät, die Aufgabe, unsere Stadt.

2. Определите исходную форму, т. е. форму номинатива единственного числа существительных, данных во множественном числе.

Образец: die Aufgaben – die Aufgabe, die Lehrer – der Lehrer, die Bücher – das Buch.

Arbeiter, Brüder, Schwestern, Wälder, Zimmer, Vorträge, Sprachen, Jahre, Wörter, Zahlen, Länder, Gebäude, Seiten, Gebiete, Kräfte, Erfolge, Städte, Staaten, Fenster, Wände, Zeitungen, Enden, Dreher, Geräte.

3. Образуйте винительный падеж единственного и множественного числа.

Образец: der Zug (-e)

Wir hören den Zug. – Wir hören die Züge.

  1. der Hund (-e)

  2. die Kuh (-e)

  3. das Kind (-er)

  4. das Flugzeug (-e)

  5. der Lastwagen (–)

  6. die Maschine (-n)

  7. das Mottorad (-er)

  8. der Autobus (-se)

  9. die Glocke (-n)

  10. das Radio (-s)

4. Составьте предложения по образцу.

Образец: Ich lese die Zeitung.

Wir lesen die Zeitungen.

Ich

Wir

hören

sehen

rufen

lesen

fragen

der Hund (-e)

das Kind (-er)

das Buch (-er)

die Verkäuferin (-nen)

die Nachricht (-en)

das Flugzeug (-e)

der Lastwagen (–)

das Motorrad (-er)

der Autobus (-se)

die Lehrerin (-nen)

5. Укажите существительные, стоящие во множественном числе; переведите предложения на русский язык.

1) Im Saal befinden sich Touristen und Dolmetscher.

2) Wir waren in vielen Ländern und Städten.

3) Dort besuchen wir Hochschulen, Museen und Theater.

4) Die Studenten versammeln sich im Labor zu einer Lehrveranstaltung in der Chemie.

5) Sie stellen viele Fragen an die Leiter der Seminare.

6) Ihre Antworten sind kurz und einfach.

6. Какие из перечисленных существительных не имеют формы множественного числа?

Die Sage, das Gemüse, der Wagen, der Fisch, das Glück, die Mannschaft, die Wurst, der Hunger, das Märchen, das Lernen, das Blau, das Möbel, das Obst.

7. Какие из перечисленных существительных не имеют формы единственного числа?

Die Familien, die Geschwister, die Brillen, die Schlitten, die Uhren, die Ferien, die Kosten, die Eltern, die Scheren, die Hosen.

8. Выпишите имена существительные во множественном числе. Определите, к какому типу образования множественного числа они относятся.

Studentenviertel

In vielen Städten mit einer Universität gibt es sogenannte Studentenviertel. Das sind Stadtteile, in denen besonders viele Studierende leben. Bund gemischt und international wie die Leute, die man hier trifft, sind auch die meisten Geschäften. Kopierländen, Buchhandlungen, Stehimbisse, Cafés, Restaurants, Bars und Diskotheken – hier hat man sich auf den Geschmack und oft auch auf den schmalen Geldbeutel der Studierenden eingestellt. «Programmkinos» zeigen Filmklassiker und andere Filme jenseits des Massengeschmacks. Auf Plakaten an jeder Ecke erfährt man, wo etwas los – vom Esoterikkurs bis zum Rockkonzert.

In Städten ohne Studentenviertel gibt es in jedem Fall Cafés, Kneipen, Biergärten und Diskotheken, in denen man besonders häufig Studierende trifft.

Welche Lokale «in» sind und wo sich welche «Szene» trifft, erfährt man in Stadtillustrierten, Stadtführern oder, am besten, von Kommilitonen.

9. Расскажите о России или о Германии. Употребите в Вашем рассказе нижеследующие существительные во множественном числе.

Das Land, der Staat, der Einwohner, das Volk, die Nationalität, die Sprache, der Fluss, der See, das Meer (die See), das Gebirge, die Ebene, der Industriezweig, die Sehenswürdigkeit usw.

Склонение существительных с определенным артиклем

Склонение артикля — главный ключ к склонению существительного, ко всем четырем немецким падежам. Существительные получают особые окончания всего в двух падежах — родительном единственного числа (м.р. и ср. р. — окончание -(e)s) и дательном множественного (все существительные — окончание -(e)n). Основная же информация о падеже передается посредством артикля.

Склонение существительных с определенным артиклем
 м.р. чемоданж.р. газетаср.р. книга
ед.ч.
им.п.der Kofferdie Zeitungdas Buch
род.п.des Koffer-sder Zeitungdes Buch-es
дат.п.dem Kofferder Zeitungdem Buch
вин.п.den Kofferdie Zeitungdas Buch
мн.ч.
им.п.die Kofferdie Zeitungendie Bücher
род.п.der Kofferder Zeitungender Bücher
дат.п.den Koffer-nden Zeitungenden Bücher-n
вин.п.die Kofferdie Zeitungendie Bücher

Это нужно сразу, не откладывая, выучить наизусть. Но здесь надо открыть один секрет. Не повторяйте все формы, а выучите, как считалку:

  • мужской род — der-des-dem-den
  • женский род — die-der-der-die
  • средний род — das-des-dem-das
  • множественное число — die-der-den-die

Затем запомните: мужской и средний род — окончание -(e)s в родительном падеже ед.ч. (des Vater-sотца, des Buch-esкниги), все существительные — окончание -(e)n в дательном падеже мн.ч. (den Koffer-nчемоданам). А потом подставляйте любые существительные!

Выше было сказано, что существительные мужского и среднего рода имеют в родительном падеже окончание -(e)s. Нужно уточнить, что вариант с гласным используется там, где иначе создавалось бы непроизносимое сочетание, а вариант без гласного — там, где -s может присоединяться к корню без ущерба для произношения:

  • der Vater — отец — род.п. des Vater-s
  • das Haus — дом — род.п. des Haus-es

Так же распределяются и варианты окончания -(e)n в дательном падеже множественного числа. Но огромное количество существительных женского рода уже имеет окончание -(e)n в именительном падеже множественного числа: die Listen — списки, die Rosen — розы, die Pappeln — тополя. У таких существительных форма дательного падежа мн.ч. просто совпадает с формой именительного падежа мн.ч.

В дательном падеже единственного числа существительные мужского и среднего рода раньше могли иметь окончание -е:

  • der Tisch — стол — dem Tische
  • das Kind — ребенок — dem Kinde

Однако сейчас это окончание считается устаревшим и встречается лишь в устойчивых сочетаниях, например: auf dem Lande — в деревне, за городом (от das Land — страна, сельская местность).

Названия падежей по-немецки:

  • der Kasus — падеж
  • der Nominativ — именительный падеж
  • der Genitiv — родительный падеж
  • der Dativ — дательный падеж
  • der Akkusativ — винительный падеж

Читать далее

объясните пожалуйста, как можно легче и понятней, как образуется множественное число в немецком языке

Просто не будет. Коротко говоря, надо для каждого существительного запоминать и его множественное число. Как и в русском языке. Поскольку исключений значительно больше, чем правил 🙁

Был вопрос: 1. Образуйте множественное число от следующих существительных мужского рода: a) der Abend, der Tag, der Tisch, der Stuhl, der Ball, der Fu&#223;, der Brief, der Bleistift, der Berg, der Fisch, der Teil; b) der Herr, der Junge, der Name, der Doktor, der Staat, der Belarusse, der Pole; c) der Mann, der Wald, der Mund, der Gott; d) der Vater, der Onkel, der Ofen, der Sportler, der Lehrer, der Garten, der Kuchen; e) der Apfel, der Teller, der Monat, der Film, der Elefant, der Wolf, der Fehler, der Komponist, der Dichter, der Anzug. 2. Назовите множественное число следующих существительных среднего рода: a) das Buch, das Glas, das Taschentuch, das Feld, das Denkmal, das Fahrrad, das Land, das Wort; b) das Paket, das Papier, das Heft, das Pferd, das Geschenk, das Telefon, das Haar, das Schiff; c) das Bett, das Ohr, das Herz, das Hemd; d) das Zimmer, das Fenster; e) das Auge, das Konzert, das Regal, das Volk, das Messer, das Kaufhaus, das System, das Jahr, das Lied, das Paar, das Werk, das Spiel, das Bild, das Kleid, das Interesse. И мой ответ: a) Abende, Tage, Tische, St&#252;hle, B&#228;lle, F&#252;&#223;e, Briefe, Bleistifte, Berge, Fische, Teile; b) Herren, Jungen, Namen, Doktoren, Staaten, Belarussen, Polen; c) M&#228;nner, W&#228;lder, M&#252;nder, G&#246;tter; d) V&#228;ter, Onkel, &#214;fen, Sportler, Lehrer, G&#228;rten, Kuchen; e) &#196;pfel, Teller, Monate, Filme, Elefanten, W&#246;lfe, Fehler, Komponisten, Dichter, Anz&#252;ge. a) B&#252;cher, Gl&#228;ser, Taschent&#252;cher, Felder, Denkm&#228;ler, Fahrr&#228;der, L&#228;nder, W&#246;rter; b) Pakete, Papiere, Hefte, Pferde, Geschenke, Telefone, Haare, Schiffe; c) Betten, Ohren, Herzen, Hemden; d) Zimmer, Fenster; e) Augen, Konzerte, Regale, V&#246;lker, Messer, Kaufh&#228;user, Systeme, Jahre, Lieder, Paare, Werke, Spiele, Bilder, Kleider, Interessen.

Основной курс немецкого языка/ГС 11. Образование множественного числа существительного

Образование множественного числа существительного


Число имени существительного — интересная грамматическая категория, противопоставляющая один предмет, одно явление, одно понятие многим таким же предметам, явлениям и понятиям. Суть проста, так что нет особой необходимости распинаться и говорить о сущности такой категории. Гораздо важнее для практического овладения темой понять основные принципы, согласно которым можно образовать множественное число существительного. В данном уроке мы рассмотрим четыре основных и один дополнительный принципы, которые вам нужно запомнить, чтобы не заглядывать в словарь каждый раз, когда забудете нужную форму. Кроме того, есть и вредные существительные, как правило, греко-латинского и франко-англо-итальянского происхождения, которые могут иметь иные формы. В принципе, они нам не так уж и нужны, ведь большинство из них относятся к научной терминологии, а остальные не так частотны. Но для освещения материала немного коснёмся и их тоже.

По первому типу множественное число образуют существительные всех трёх родов, принимая суффикс -e. Он характерен для односложных и некоторых многосложных существительных мужского рода, которые помимо суффикса часто принимают умлаут корневой гласной, если это возможно. Например: der Tagdie Tage, der Tischdie Tische, der Stuhldie Stuhle, der Raumdie Räume, der Platzdie Plätze, der Ortdie Orte, der Sohndie Söhne, der Freunddie Freunde, der Gastdie Gäste и т. д. По такому же принципу с чередованием по умлауту изменяется целая группа односложных существительных женского рода. Например: die Handdie Hände, die Stadtdie Städte, die Nachtdie Nächte, die Kraftdie Kräfte. Наконец, группа существительных среднего рода изменяется по этому типу без умлаута (исключение составляет существительное das Floß с множественным числом die Flöße). Например: das Heftdie Hefte, das Jahrdie Jahre, das Tordie Tore, das Rossdie Rosse.

Второй тип навязывает существительному частый в немецком языке суффикс -er и умлаут, если он необходим. Суффикс характерен для большинства односложных существительных среднего рода. Например: das Buchdie Bücher, das Landdie Länder, das Wortdie Wörter, das Bilddie Bilder, das Kinddie Kinder. Встречается он и у некоторых существительных мужского рода и также с умлаутом. Например: der Manndie Männer, der Walddie Wälder, der Strauchdie Sträucher. Дополнительно к этому сюда можно отнести такие слова мужского рода как der Irrtum (die Irrtümer) и der Reichtum (die Reichtümer).

По третьему типу изменяются существительные всех трёх родов, получая суффикс -(e)n без умлаута. Он характерен для большинства существительных женского рода (исключениями здесь являются достаточно важные слова die Mutter (die Mütter) и die Tochter (die Töchter), которые относятся уже к четвёртому типу). Например: die Fraudie Frauen, die Schwesterdie Schwestern, die Uhrdie Uhren, die Stundedie Stunden, die Tafeldie Tafeln, die Federdie Federn, die Wissenschaftdie Wissenschaften, die Studentindie Studentinnen, die Freundindie Freundinnen. В последних двух примерах, если заметили, происходит удвоение n, характерное для суффикса существительных женского рода -in. Такой же суффикс у существительных мужского рода со слабым типом склонения (§ 9). Например: der Herrdie Herren, der Menschdie Menschen, der Jungedie Jungen, der Studentdie Studenten, der Doktordie Doktoren. Сюда же попадают некоторые существительные среднего рода. Например: das Hemddie Hemden, das Bettdie Betten, das Augedie Augen.

По четвёртому типу, который называется безаффиксным (или бессуффиксным) изменяются существительные мужского и среднего рода, а также уже два указанных чуть выше существительных женского рода, являющихся исключениями. Они, как, я думаю, вы поняли, не прибавляют ничего и образуются с умлаутом или без него. Это существительные мужского и среднего рода, оканчивающиеся на -er, -el, -en. Например: der Vaterdie Väter, der Manteldie Mäntel, der Vogeldie Vögel, der Nageldie Nägel, der Wagendie Wagen, der Ofendie Öfen, das Zimmerdie Zimmer, das Uferdie Ufer, das Wappendie Wappen. По этому типу образуют множественное число существительные среднего рода, образованные префиксально-суффиксальным способом (с префиксом ge- и суффиксом -e) или с суффиксами -chen, -lein. Например: das Gebäudedie Gebäude, das Gebirgedie Gebirge, das Tischleindie Tischlein, das Söhnchendie Söhnchen.

Пятый условный тип образования множественного числа характеризуется тем, что существительные прибавляют суффикс -s. Как правило, это слова, которые не являются собственно немецкими либо немецкие сокращённые слова, используемые в бытовом общении. Например: der Parkdie Parks, das Kinodie Kinos, das Fotodie Fotos, das Hoteldie Hotels, das Hobbydie Hobbys, der Chefdie Chefs, der Klubdie Klubs, der Vatidie Vatis, die Muttidie Muttis, die Omadie Omas, der Opadie Opas. Такой же суффикс встречается и в словах разговорных типа der Kerldie Kerls, das Mädeldie Mädels.

Отдельно стоит выделить некоторые частные случаи, которые могут понадобиться в речи. Эти правила достаточно разрозненны, охватывать все мы не будем. Затронем лишь некоторые. Есть такие существительные иноязычного происхождения, которые прибавляют суффикс -ien. Это, например, слова das Kapital (die Kapitalien), das Material (die Materialien), das Mineral (die Mineralien), das Prinzip (die Prinzipien), das Partizip (die Partizipien). Есть слова того же плана, которые принимают и суффикс -ta, но встретить его сейчас почти нереально. Он возможен в словах типа das Komma (die Kommata), das Schema (die Schemata), das Thema (die Themata). Сегодня вы, вероятнее всего увидите такие варианты как die Kommas, die Schemen и die Themen. Кстати, сюда же можно приплести слово das Drama с формой множественного числа die Dramen. Существительные с суффиксом -um лишаются суффикса и приобретают -en. Например: das Museumdie Museen, das Albumdie Alben, das Auditoriumdie Auditorien, das Studiumdie Studien, das Datumdie Daten. Встречается в словах заимствованных и суффикс множественного числа -a. Например: das Maskulinumdie Maskulina, das Femininumdie Feminina, das Neutrumdie Neutra, das Lexikondie Lexika (также die Lexiken). Существительные с суффиксом -ismus приобретают -ismen. Например: der Archaismusdie Archaismen, der Neologismusdie Neologismen, der Germanismusdie Germanismen. Кстати, не все такие существительные вообще имеют множественное число (например, der Hinduismus, der Terrorismus, der Utilitarismus и др.).

Запутанные случаи с образованием форм множественного числа возникают тогда, когда одно существительное имеет несколько таких форм. В этом случае говорят о лексико-семантической дифференциации. Например, слово das Wort может иметь две формы множественного числа: die Wörter и die Worte. Такое различие связано со смыслом, вкладываемым в данные слова. Под словом die Wörter понимают слова как единицы языка, а вот die Worte уже понимают как речь. Причём порой различия очень тонкие. Можно сказать „mir fehlen die Wörter“ и „mir fehlen die Worte“ что означает «мне не хватает слов». Если имеется в виду, что не хватает именно языковых единиц (в тексте, например), то первый случай, а если не хватает слов, чтобы выразить что-то, то уже второй. Точно также с другими словами. Всегда интересуйтесь, какие значения имеют формы множественного числа.

Другой случай, который часто ввергает в ужас начинающих изучать немецкий язык, похож на уже рассмотренный. Слово der Mann формально имеет форму множественного числа die Männer, хотя есть и иная форма — die Leute. Слово это самостоятельное, особенное, означающее людей в целом. Но вот в названиях профессий и иных подобных словах, где существительное der Mann является второй составной частью, может присутствовать как первая форма, так и вторая. Например: der Feuerwehrmanndie Feuerwehrmännerdie Feuerwehrleute, der Fachmanndie Fachmännerdie Fachleute, der Steuermanndie Steuermännerdie Steuerleute. У некоторых таких существительных есть либо одна, либо другая форма. Например: der Kaufmanndie Kaufleute, der Seemanndie Seeleute, der Staatsmanndie Staatsmänner, der Ehemanndie Ehemänner. Такой разброс связан со множеством значений, выражаемых самим словом der Mann. Лучше просто запоминайте их, не задавая лишних вопросов.

Вот мы и разобрали такую непростую тему как образование множественного числа. Не каждый сразу сможет преобразовать любое существительное из единственного числа во множественное. Это достигается постепенно, когда начинает развиваться так называемая «логика». С её помощью вы можете по слову определить его множественное число с большей долей вероятности. Но сказать определённо вы ниогда ничего не сможете, как вы делаете это в русском языке. Придётся постепенно запоминать новые слова со всеми их формами. И данный урок поможет ускорить этот процесс, так как вы теперь понимаете принципы образования множественного числа.

Автор: Александр Михаленко

Выпуск 10. Множественное число — Мини Тюпиш Дойч

Ведущий — кандидат филологических наук Денис Листвин.

10. Множественное число

В этом выпуске мы выучим формы множественного числа уже известных нам 25 немецких существительных и разберем некоторые закономерности их образования.
 


 

Материалы урока:


Maskulinum – мужской род

der Brief — die Briefe — письмо
der Computer — die Computer — компьютер 
der Koffer — die Koffer — чемодан
der Kuli — die Kulis — ручка (шариковая) 
der Schlüssel — die Schlüssel — ключ
der Schrank — die Schränke — шкаф
der Stuhl —  die Stühle — стул
der Tisch —  die Tische — стол

Neutrum – средний род

das Auto — die Autos — автомобиль
das Bett —  die Betten — кровать
das Bild —  die Bilder — картина
das Buch —  die Bücher — книга
das Fenster — die Fenster — окно
das Handy — die Handys — мобильный телефон
das Haus —  die Häuser — дом
das Sofa —  die Sofas — диван
das Zimmer — die Zimmer —  комната

Femininum – женский род

die Kamera — die Kameras — (фото)камера
die Karte — die Karten — карта
die Lampe — die Lampen — лампа
die Tasche — die Taschen — сумка
die Tür — die Türen — дверь
die Uhr — die Uhren — часы
die Wohnung — die Wohnungen — квартира
die Zeitung —  die Zeitungen — газета

1. Выполните по образцу. Обратите внимание на отсутствие артикля при существительных во множественном числе.

Beispiel: die Bücher → Was ist das? – Das sind __ Bücher.

1. die Stühle; 2. die Taschen; 3. die Häuser; 4. die Kulis; 5. die Computer; 6. die Schränke; 7. die Koffer; 8. die Kameras; 9. die Handys; 10. die Bilder; 11. die Wohnungen; 12. die Betten; 13. die Zeitungen; 14. die Zimmer; 15. die Fenster; 16. die Sofas; 17. die Türen; 18. die Tische.

2. Выполните по образцам, обращая внимание на формы множественного числа.

Beispiel 1: Sind dort viele Lampen? – Nein, dort sind keine Lampen.

1. Sind dort viele Bücher? 2. Sind dort viele Karten? 3. Sind dort viele Computer? 4. Sind dort viele Bilder? 5. Sind dort viele Häuser? 6. Sind dort viele Koffer? 7. Sind dort viele Briefe? 8. Sind dort viele Autos? 9. Sind dort viele Stühle? 10. Sind dort viele Taschen?

Beispiel 2: Ist hier ein Stuhl? – Nein, hier sind viele Stühle.

1. Ist hier ein Brief? 2. Ist hier eine Zeitung? 3. Ist hier eine Uhr? 4. Ist hier ein Buch? 5. Ist hier ein Computer? 6. Ist hier ein Bett? 7. Ist hier ein Fenster? 8. Ist hier ein Schlüssel? 9. Ist hier ein Handy? 10. Ist hier ein Tisch? 11. Ist hier ein Zimmer? 12. Ist hier ein Koffer? 13. Ist hier ein Sofa? 14. Ist hier ein Kuli? 15. Ist hier ein Bild? 16. Ist hier ein Haus? 17. Ist hier eine Karte? 18. Ist hier eine Tür? 19. Ist hier ein Schrank? 20. Ist hier eine Tasche? 21. Ist hier eine Wohnung? 22. Ist hier ein Auto?

3. Выполните по образцу. Обратите внимание на употребление артикля.

Beispiel: Wie sind die Bücher? (interessant) – Sie sind interessant.

1. Wie sind die Stühle? (gut) 2. Wie sind die Taschen? (leer) 3. Wie sind die Häuser? (alt) 4. Wie sind die Kulis? (schlecht) 5. Wie sind die Computer? (neu) 6. Wie sind die Schränke? (billig) 7. Wie sind die Koffer? (voll) 8. Wie sind die Kameras? (neu) 9. Wie sind die Autos? (teuer) 10. Wie sind die Handys? (schlecht) 11. Wie sind die Bilder? (groß) 12. Wie sind die Wohnungen? (dunkel) 13. Wie sind die Betten? (neu) 14. Wie sind die Zeitungen? (gut) 15. Wie sind die Zimmer? (leer) 16. Wie sind die Fenster? (groß) 17. Wie sind die Lampen? (hell) 18. Wie sind die Sofas? (gut) 19. Wie sind die Türen? (klein)
 

Домашнее задание:

4. Переведите на немецкий язык, чередуя нулевой артикль, определённый артикль и личное местоимение во множественном числе:

Beispiel: Das sind __ Lampen. Die Lampen sind neu. Sie sind gut.

1. Это книги. Книги новые. Они интересные. 2. Это дома. Дома старые. Они плохие. 3. Это кровати. Кровати новые. Они боль- шие. 4. Это фотоаппараты. Фотоаппараты маленькие. Они дорогие. 5. Это комнаты. Комнаты большие. Они светлые. 6. Это ручки. Ручки старые. Они плохие. 7. Это сумки. Сумки новые. Они пустые. 8. Это шкафы. Шкафы большие. Они старые. 9. Это газеты. Газеты новые. Они хорошие. 10. Это квартиры. Квартиры маленькие. Они дешёвые. 11. Это стулья. Стулья старые. Они плохие. 12. Это машины. Машины новые. Они дорогие. 13. Это чемоданы. Чемоданы полные. Они большие. 

Скачать конспект по 10 выпуску (PDF)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *