Диалог в строчку – Как оформить прямую речь 🚩 Основные правила написания диалогов 🚩 Образование 🚩 Другое

Прямая речь — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2015; проверки требуют 105 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июня 2015; проверки требуют 105 правок.

Прямая речь — высказывание, дословно введённое в авторскую речь (говорящего или пишущего). В отличие от косвенной речи, сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чьё высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п. Прямая речь вводится без союзов, личных местоимений, глагольные формы обозначают отношение к лицу говорящего, например: «Ты сказал: „Вернусь поздно“». Для сравнения в косвенной речи: «Ты сказал, что вернёшься поздно». Обычно прямая речь выделяется в тексте кавычками либо дается отдельным абзацем, в начале которого ставится тире. К прямой речи в качестве её разновидности относятся цитаты.

Прямая речь не является членом предложения.

Схемы[править | править код]

Прямая речь перед словами автораПрямая речь после слов автораСлова автора внутри прямой речиПрямая речь внутри слов автора
«П!» — а.

«П?» — а.

«П», — а.

А: «П!»

А: «П?»

А: «П…»

А: «П».

«П, — а. — П».

«П, — а, — п».

«П, — а и а: — П»[1].

А: «П», — а.

А: «П?» — а.

А: «П!» — а.

А: «П…» — а.

Обозначения:

«П» — прямая речь, «А» — слова автора.

Слова автора перед прямой речью[править | править код]

  • Точка находится после кавычки

.

Слова автора разрывают прямую речь[править | править код]

В кавычки берется вся прямая речь. Между словами автора и второй частью ставятся точка и тире. В остальном правила те же.

«Буду поздно, — сказал Сидоров. — Ложись спокойно спать».
«Ну, Заяц! — закричал Волк. — Ну, погоди!»

Диалог[править | править код]

Кавычек нет (даже если в какой-то реплике есть слова автора). Каждая реплика начинается с красной строки, перед репликами ставится тире.

— Кто там?
— Это я, почтальон Печкин, — последовал ответ. — Принёс заметку про вашего мальчика.

Если в одном предложении есть две прямых речи, каждая со своим глаголом, то перед второй прямой речью, в дополнение к остальным знакам препинания, ставится двоеточие.

— Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь? (Горький).
(сравните: «Идём, холодно, — сказал Макаров и угрюмо спросил: — Что молчишь?»)

Диалог, вытянутый в строку[править | править код]

Короткие (2—3 реплики) диалоги разрешается писать в одной строке, в кавычках. Такие диалоги пишутся по обычным правилам прямой речи, но реплики отделяются друг от друга тире.

«Кто там?» — спросил дядя Фёдор. — «Это я!»

Цитата — дословная выдержка из какого-либо текста или дословно воспроизведённые чьи-то слова. Цитаты обычно выделяются кавычками и могут быть оформлены как предложения с прямой речью

[2].

Знаки препинания при цитатах[2]:

  1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. В этом случае она сопровождается словами автора и ставятся соответствующие знаки препинания.
  2. При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после авторского текста ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформляется в подлиннике.
  3. Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится либо тире либо (вместо точки в конце цитаты) запятая и тире.
  4. Если стихотворения цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки.
  5. Если цитата приводится не полностью, то пропуски отмечаются многоточием.
  6. Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы.
  7. Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указание на источник в скобки не заключается и помещается на следующей строке.

Цитата, не являющаяся прямой речью[править | править код]

Цитата всегда берётся в кавычки, но не всегда является прямой речью. Это может запутать несведущего.

  1. Цитата является косвенной речью или другой органичной частью предложения. Такая цитата разбирается по составу наравне со словами автора, выделяется исключительно кавычками и пишется со строчной буквы.
    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка» (Белинский).
    Судьям хорошо известно, «кто есть ху», и обмануть их не удастся.
  2. Иногда вся цитата целиком является членом предложения[3]. Такая цитата также не является прямой речью. Она выделяется кавычками и заглавной буквой.
    «Любовная лодка разбилась о быт» — этой поэтической строчке уже 80 лет.
    (сравните: Поэтической строчке «Любовная лодка разбилась о быт» уже 80 лет.)
  1. ↑ Знаки препинания при прямой речи
  2. 1 2 ВГМУ. Методические указания, упражнения для самостоятельного выполнения по русскому языку для слушателей заочного подготовительного отделения. — Витебск, 2012.
  3. ↑ Грамота.ру (недоступная ссылка) — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

[[Категория:Текст]

Конспект урока «Диалог.Знаки препинания при диалоге»

Тема урока «Диалог. Знаки препинания при диалогах. »

Цель урока: научить правильно расставлять знаки при диалоге

Задачи урока:

Образовательные:

  • закрепить навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложения; составлять предложения с прямой речью по схемам;

  • познакомить учеников с понятиями диалога и реплики, а также с правилами постановки знаков препинания при оформлении диалога;

Развивающие:

  • развивать навыки постановки знаков препинания при диалоге; навыки правильного построения и использования диалога; лингвистическую и коммуникативную компетенции;

Воспитательная:

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1.Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

На прошлом уроке мы познакомились с понятием «прямая речь», научились оформлять на письме предложения с прямой речью. Напомните мне, пожалуйста, что такое прямая речь? (Ответы детей)

А теперь проверим ваши знания о знаках препинания при прямой речи.

На доске предложение с прямой речью, но кто-то перепутал правильное расположение слов автора и прямой речи. Расставьте правильный порядок согласно схеме на слайде(

один у доски на оценку)

Слайд 1(схемы предложений)

III. Формирование новых знаний, умений и навыков.

1.Формулировка темы и задач урока

А сейчас перейдём к теме этого урока. Я предлагаю вам просмотреть отрывки из мультфильмов и ответить на вопросы.

Слайд2 Видео

-Сколько было участников в первом отрывке, а сколько во втором?

(в первом двое, а во втором один)

-Кто знает, как называется разговор двух лиц?

(диалог)

-В каком отрывке был показан диалог? ( во втором)

-Правильно. Это и будет темой сегодняшнего урока.

Слайд3 Запишите число, классная работа. Тема урока.

Попробуем сформулировать задачи урока.

Слайд 4 Сегодня нам нужно будет узнать:

1) что такое диалог?

2) из каких частей он состоит?

3) где он встречается в речи?

4) как оформляется на письме?

Слайд 5

2.Теоретическая часть.

Перед вами два текста. Попробуйте определить, в каком из них записан диалог, а в каком текст с прямой речью , и запишите текст – диалог.

  1. Однажды у ежа спросили, почему он колючий. А ёж ответил: «Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи? Лисы, Волки да Медведи!»

  2. — Что ты еж такой колючий?
    — Это я на всякий случай.
    Знаешь кто мои соседи?
    Лисы, Волки да Медведи! (Б.Заходер)

Проверка. Правильно ли мы оформили диалог? Для того чтобы в этом убедиться, давайте откроем учебник на странице 103 и прочитаем правило.

Слайд6

Итак, посмотрим на слайд. Диалог – («диа» — два,

логос – «слово») -разговор двух или нескольких лиц

Реплика – речь каждого лица

Учитель:

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Диалог состоит из реплик – слов каждого лица. Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки. Перед ними ставится тире. Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи (но без кавычек).

Как видим, диалог также дословно передаёт чужую речь, как и предложения с прямой речью. Но знаки препинания при диалоге другие.

3.Практическая часть.Лингвистический эксперимент.

— А сейчас мы проведём небольшой лингвистический эксперимент, то есть выступим в роли знатоков русского языка.(На доске текст без знаков препинания, у детей на карточках на партах)

Перед вами текст с пропущенными знаками препинания. Поработайте самостоятельно . Вы должны вставить, где необходимо, нужные знаки препинания. Кто первый справится, поднимает руку.

Проверка ( вставить знаки у доски) .

Два упрямых козлика встретились однажды на узком бревне, переброшенном через ручей.

Уступи мне дорогу сказал один.

Вот еще! Пяться назад, я первый взошел на мост ответил второй.

Нет, брат, я гораздо постарше тебя годами, и не уступлю ни за что!

Тут оба столкнулись крепкими лбами, сцепились рогами и, упираясь тоненькими ножками в колоду, стали драться. Но колода была мокра: оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду.

Проверка — на слайде. Слайд 7(текст со знаками препинания)

4. Физкультминутка (видео).Ну а теперь немного передохнем

5. Наблюдение над языком.А теперь предлагаю вам выступить в роли экспертов.

Иногда, используя диалог, мы не замечаем, что засоряем свою речь словами-сорняками.

Что мы делаем с сорняками, если пропалываем грядку? (вырываем, уничтожаем).

— Правильно. Послушайте сейчас небольшой текст и ответьте на вопрос: «Почему собеседник не понял нашего героя? Что ему помешало?»

Слайд8

Серёжа вернулся из кино.

— Что, хорошая была картина?- спросил я.

-Ух, и здорово!- ответил он. — Сначала, значит, он вдруг узнаёт, а потом, ну, понимаете. Ну, словом, просто здорово…Понимаете?

Но я не понимал. Он так и не сумел мне толком рассказать, что же так понравилось ему в картине. Для такого рассказа у него не нашлось нужных слов.

Вывод.

— Слова-сорняки засоряют нашу речь, обедняют её, не дают выразительно, точно, ярко рассказать о понравившемся кинофильме, прочитанной книге, делают речь бедной и невыразительной. И вы должны избегать таких слов в своей речи.

— А вот от каких слов мы никак не можем отказаться, разговаривая по телефону, покупая продукты в магазине, встречаясь или прощаясь друг с другом?

6. Словарная работа ( двое у доски)

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста.

Проверка- на слайде 9

— Для чего нужно использовать эти слова в своей речи? (вы показываете свою воспитанность, знание правил поведения, уважительное отношение к собеседнику).

– Давайте попробуем составить небольшой диалог на тему: «Разговор по телефону», используя «волшебные слова».

— Представьте себе такую ситуацию: вы позвонили другу (подруге), но его(её) не оказалось дома, а трубку подняла мама. С чего вы начнёте и чем закончите диалог?

Работа в парах. Первая готовая пара зачитывает на оценку.

Примерный диалог.

— Здравствуйте! Позовите, пожалуйста, Колю.

— А его нет дома.

— Пусть он перезвонит мне, когда придёт.

— Обязательно передам.

— Спасибо большое. Извините за беспокойство.

ІV. Итоги урока.

Попробуем определиться, что вы запомнили на уроке

« Продолжите фразу»

Вытащи свой вопрос

1.Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

2.Диалог состоит из реплик и слов автора.

3.Каждая реплика пишется с новой строчки через тире.

4. Знаки препинания при диалоге ставятся так же, как и при прямой речи, но диалог кавычками не выделяется.

5.Диалог используется в разговорном и художественном стилях.

Давайте проверим, правильны ли были ваши ответы (слайд 10)

V. Домашнее задание.

Упр.248 (составить диалог по рисунку)

VI. Рефлексия.

— Что понравилось на уроке? (формы работы)

— Что, на ваш взгляд, у нас больше удалось?

— В чем были затруднения?

— Понадобятся ли вам полученные знания?

(Сегодняшние знания вам понадобятся и на других уроках, например, иностранного языка, вы будете сами составлять диалоги на ту или иную тему).

Огласить оценки за урок.

4

Внеклассный урок — Диалог

Диалог

 

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог состоит из реплик. Слова автора часто опускаются.

Каждая реплика диалога начинается с новой строчки.

Пример:

— Привет! – улыбнулся Костя.

— Здорово! – важно отозвался Сережа.

— Как дела?

— Пойдет.

 

Знаки препинания в диалогах.

Если реплика стоит после слов автора:

— после слов автора ставится двоеточие.

— перед репликой ставится дефис.

— в конце реплики – точка (или вопросительный или восклицательный знак):

                        А:

                      – Р. (или ? или !)

Артем заметил:

— Сегодня теплее, чем вчера.

Дети закричали:

— Папа приехал! Привет, папа!

Даша спросила:

— Данил, который час?

 

Если реплика стоит перед словами автора:

— реплика начинается с дефиса и прописной буквы.

— в конце реплики ставится запятая (или восклицательный или вопросительный знак), затем тире и слова автора (со строчной буквы):

– Р, (или ! или ?) – а.

— Я иду в кино, — сказал Дима.

— Ты идешь в кино? – спросил Дима.

— Мы идем в кино! – обрадовались дети.

 

Если реплика прерывается словами автора:

— реплика начинается с дефиса;

-перед словами автора – запятая (или восклицательный, вопросительный знак), затем тире и слова автора со строчной буквы;

— после слов автора – точка, тире и продолжение реплики с прописной буквы.

– Р, (или ! или ?) – а. – Р.

НО!

Если в результате разрыва реплики ее первая часть теряет смысловую завершенность и создает ощущение недосказанности, то после слов автора ставится запятая, а продолжение реплики начинается со строчной буквы. В конце реплики – точка (или восклицательный, вопросительный знак):

– Р, – а, – р. (или ! или ?)

— Ты не пойдешь со мной, — сказал Петя. – Я один пойду.

— Ты не пойдешь со мной? – обиделся Петя. – Тогда я один пойду.

— Ты не пойдешь со мной! – отрезал Петя. – Я один пойду.

 

 

 

 

 

Ты, — указал на меня пальцем Петя, — никуда не пойдешь.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *