Диалоги знаки препинания – § 51. Знаки препинания при диалоге. Справочник по русскому языку. Пунктуация

§ 50. Прямая речь внутри авторских слов

Если прямая речь находится внутри авторских слов, то перед ней ставится двоеточие, а после нее — запятая, тире или запятая и тире (по условиям контекста):

а ) Отец Василий поднял брови и курил, пуская дым из носа, потом сказал: «Да, так вот как», вздохнул, помолчал и ушёл (А.Т.)

б) Она сказала: «Нынче, говорят, в университете уже мало

занимаются науками» — и подозвала свою собачку Сюзетку (Л.Т.)

в) Когда приказчик говорил: «Хорошо бы, барин, то и то сделать», —

«Да, недурно», — отвечал он обыкновенно (Г. );

Примечание. Подлинные выражения, вставленные в текст в качестве элементов предложения, выделяются кавычками, но двоеточие перед ними не ставится: Растерявшийся Иван послушался шуткаря-регента и крикнул «караул!», а регент его надул, ничего не крикнул.

§ 51. Знаки препинания при диалоге

1 . Если реплики диалога даются каждая с абзаца, то перед ними

ставится тире:

- Женат он?

- Холост, - испуганно ответил Рюхин.

-Член профсоюза?

-Да. [5,с.83]

2.Если реплики следуют в подбор без указания, кому они

принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется

от соседней тире: «Непосредственно отсюда?» - «Угу». [5,с.109]

3.Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей

репликой тире опускается:

«А на квартиру к себе не заедете?» - быстро спросил Стравинский. «Да некогда тут заезжать!..» [5,с.109]

4. Если одна реплика разрывается другой, а затем следует продолжение первой реплики, то после первой ее части и перед началом второй ставится многоточие:

- Я просил . . .

Ничего вы не просили.

...хотя бы минуту внимания.

5 . Если в последующей реплике повторяются слова из предыдущей, принадлежащей другому лицу, причем они воспринимаются как чужой текст, то эти слова выделяются кавычками:

Купавина. Ах, это смешно наконец. Зачем юристом, когда ничего нет.

Лыняев. Как «ничего»?

6. Особая форма построения диалога выражается в том, что в качестве самостоятельных реплик используются знаки препинания — главным образом вопросительный и восклицательный знаки:

а) — Я не буду отвечать.

!

А что вам даст это?

Ничего не даст. Всё узнаем.

б) — Ты спятил, — сказал Прошкин, увидев у меня второе авторское

свидетельство на изобретение.

?

У шефа только одно.

Такое своеобразное их употребление объясняется тем, что

«значение восклицательного и вопросительного знаков настолько

определенно и общепринято, что оказывается возможным с

помощью этих знаков выразить удивление, сомнение, возмущение и

т.п. ...даже без слов»

Перед представлением очередного источника, я бы хотел сравнить два предыдущих.

Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся содержит только основную информацию, кратко и достоверно изложенную. А вот справочник по пунктуации Д.Э. Розенталя наиболее полно описывает практически все нюансы нашего вопроса. По-моему мнению, этот справочник – лучшее, что можно найти по изучаемой теме.

Напоследок приведу выписку правил из учебника Т.В. Шкляровой «Русский язык. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов».

Прямая речь — это воспроизводимая дословно чужая речь, вводимая в текст словами автора.

Слова автора служат для того, чтобы указать, кому принадлежит прямая речь, кому она адресована, как она была сказана и т. д.

Прямая речь может состоять из одного или нескольких предложений.

Прямая речь может занимать любое место по отношению к словам автора (т.е. стоять перед ними, после них, слова автора могут разбивать прямую речь).

Знаки препинания при прямой речи

Прямая речь стоит после слов автора

Прямая речь стоит перед словами автора

Прямая речь

разрывается словами автора

А:

«П», — а.

«П, — а, —

А: «П!»

«П!» — а.

«П, — а. — П».

А: «П?»

«П?» — а.

«П? — а. — П».

А: «П...»

«П...» — а.

«П! — а. — П». «П... —а, —п». «П... — а. — П».

Например:

Например:

Например:

Мне ответили: «До ближай-

«До ближайшей деревни да -

«До деревни, — ответили

шей деревни далеко ».

леко», — ответили мне.

мне,далеко».

Он воскликнул: «До ближай-

«До ближайшей деревни да-

«До ближайшей деревни далеко,

шей деревни далеко!»

леко!» — воскликнул он.

Ответили мне. — Короче дорога через лес».

Я спросил: «Далеко до бли-

«Далеко до ближайшей де-

«Далеко до ближайшей деревни? —

жайшей деревни ?»

ревни?»—спросил я.

спросил я. — Мы уже так устали»

«До ближайшей деревни да-

«До ближайшей деревни далеко! —

Сергей пробормотал: «До

ближайшей деревни дале-

леко...» — пробормотал Сер-

ко...»

гей.

воскликнул он. — Короче дорога через лес».

Диалог

Диалог—это разговор между двумя или несколькими лицами или группами лиц. Речь каждого из участников диалога называется репликой.

Знаки препинания при диалоге

РАСПОЛОЖЕНИЕ

РЕПЛИК

НАЛИЧИЕ

СЛОВ АВТОРА

Реплики диалога пишутся каждая с новой строки

Реплики диалога пишутся подряд

Без слов автора

Перед репликами ставится тире.

Например:

-Знаешь ли грамоту?

-Да. [5]стр.24

Каждая из реплик заключается в кавычки и отделяется от соседней тире.

Например:

«Правда?» - «Правда». [5]стр.30

Со словами автора

Знаки препинания ставятся так же, как при прямой речи

Например:

-Кто такой? – брезгливо спросил Пилат и тронул висок рукой.

-Левий Матвей, - охотно объяснил арестант. [5]стр.26

Тире между репликами не ста­вится.

Например:

«Он пьян…», - сказал Варенуха. «Кто пьян?», - просил Римский, и опять оба уставились друг на друга.

[5]стр.127

studfile.net

Знаки препинания при диалоге - это... Что такое Знаки препинания при диалоге?


Знаки препинания при диалоге

     1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:

     – Родные есть?

     – Нет никого. Я один в мире.

     – Знаешь ли грамоту?

     – Да.

     – Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

     – Знаю. Греческий (Булгаков).

     2. Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин).

     3. Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).

Справочник по правописанию и стилистике. — М.: Комплект. Д. Э. Розенталь. 1997.

  • Прямая речь внутри авторских слов
  • Кавычки при цитатах

Смотреть что такое "Знаки препинания при диалоге" в других словарях:

  • Знаки препинания при диалоге —      1. Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:      – Родные есть?      – Нет никого. Я один в мире.      – Знаешь ли грамоту?      – Да.      – Знаешь ли какой либо язык, кроме арамейского?      –… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • ПУНКТУАЦИЯ — @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 …   Справочник по правописанию и стилистике

  • ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Прямая речь после авторских слов —      1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский).      Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Прямая речь после авторских слов —      1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: В маленький городок вихрем ворвалась ошеломляющая весть: «Царя скинули!» (Н. Островский).      Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее… …   Справочник по правописанию и стилистике

  • Пунктуация — правила употребления дополнительных письменных знаков (знаков препинания), служащих для обозначения ритмики и мелодики фразы, иначе фразовой интонации (см.). При этом надо отметить, что паузы (см.), которые мы считаем основным средством… …   Литературная энциклопедия

  • ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ — территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… …   Православная энциклопедия


pravopisanie_i_stilistika.academic.ru

§ 123. Знаки препинания при диалоге. Справочник по правописанию и стилистике [1997]

§ 123. Знаки препинания при диалоге

Если реплики диалога даются с нового абзаца, то перед ними ставится тире, например:

– Родные есть?

– Нет никого. Я один в мире.

Знаешь ли грамоту?

– Да.

Знаешь ли какой-либо язык, кроме арамейского?

– Знаю. Греческий (Булгаков).

Если реплики следуют в подбор без указания, кому они принадлежат, то каждая из них заключается в кавычки и отделяется от соседней посредством тире, например: «Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – «Около двух лет». – «На ком?» – «На Лариной». – «Татьяне?» – «Ты ей знаком?» – «Я им сосед» (Пушкин). Если после реплики идут авторские слова, то перед следующей репликой тире опускается: «Как же вы поживаете?» – спросила Екатерина Ивановна. «Ничего, живём понемножечку», – ответил Старцев (Чехов).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Знаки при прямой речи - «Грамота.ру» – справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»

Пунктуация

Знаки при прямой речи

§ 195. Для выделения прямой речи употребляются тире или кавычки, а именно:

1. Если прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: 
    – Не видали маму?

    М. Горький

2. Если прямая речь идет в строку, без абзаца, то перед началом и в конце ее ставятся кавычки, например:

    Маленькая девочка бежала и кричала: «Не видали маму?»

Примечание. Цитаты, вставленные в середину предложения, также выделяются кавычками, но перед ними не ставится двоеточие, например:

    Справедливо сказал Гоголь, что «в Пушкине, как будто в лексиконе, заключилось все богатство, гибкость и сила нашего языка».

    Белинский

§ 196. Предложение, стоящее при прямой речи и указывающее, кому она принадлежит («слова автора»), может:

а) предшествовать прямой речи; в этом случае после него ставится двоеточие, а после прямой речи – знак препинания в соответствии с характером прямой речи, например:

    Он отвернулся и, отходя, пробормотал: «А все-таки это совершенно против правил».

    Лермонтов


    Наконец я ей сказал: «Хочешь, пойдем прогуляться на вал?»

    Лермонтов


    Она взглянула и вскрикнула: «Это Казбич!»

    Лермонтов

б) следовать за прямой речью; в этом случае после прямой речи ставится знак вопросительный, или восклицательный, или многоточие, или запятая (последняя вместо точки), а за этим знаком – тире, например:

    «А что Казбич?» – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

    Лермонтов

    или:

     

    – А что Казбич? – спросил я нетерпеливо у штабс-капитана.

     

    «Как это скучно!» – воскликнул я невольно.

    Лермонтов

    или:

     

    – Как это скучно! – воскликнул я невольно.

     

    «Умерла...» – эхом откликнулась Аксинья.

    Шолохов

    или:

     

    – Умерла... – эхом откликнулась Аксинья.

     

    «Вон окружной атаман», – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

    Шолохов

    или:

    – Вон окружной атаман, – шепнул Пантелей Прокофьевич, толкая сзади Григория.

в) разрывать прямую речь на две части; в этом случае ставятся:

перед словами автора знак вопросительный, или знак восклицательный, или многоточие в соответствии с характером первой части прямой речи, или запятая (если ни один из указанных знаков не требуется), а после них – тире;

после слов автора – точка, если первая часть прямой речи представляет собой законченное предложение, и запятая – если незаконченное, далее ставится тире; если при этом прямая речь выделяется кавычками, то они ставятся только перед началом прямой речи и в самом конце ее, например:

    – Не хотите ли подбавить рому? – сказал я моему собеседнику. – У меня есть белый из Тифлиса; теперь холодно.

    Лермонтов


    – Ну, полно, полно! – сказал Печорин, обняв его дружески. – Неужели я не тот же?

    Лермонтов


    – Выслушайте меня... – сказала Надя, – когда-нибудь до конца.

    Чехов


    – Меня зовут Фомой, – отвечал он, – а по прозвищу Бирюк.

    Тургенев


    – Дождь пойдет, – возразил Калиныч, – утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет.

    Тургенев

Примечание 1. Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире, например:

    – Идем, холодно, – сказал Макаров и угрюмо спросил: – Что молчишь?

    М. Горький

Примечание 2. Правила, изложенные в данном параграфе, относятся также к предложениям, содержащим цитаты с указаниями, кому они принадлежат.

Примечание 3. Внутренний монолог («мысленная речь»), имеющий форму прямой речи, также заключается в кавычки.

§ 197. Если несколько реплик следует в строку без указания, кому они принадлежат, то каждая из них выделяется кавычками и, кроме того, отделяется от соседней посредством тире, например:

    «Скажи-ка мне, красавица, – спросил я, – что ты делала сегодня на кровле?» – «А смотрела, откуда ветер дует». – «Зачем тебе?» – «Откуда ветер, оттуда и счастье». – «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» – «Где поется, там и счастливится».

    Лермонтов

new.gramota.ru

§ 71. Альтернативные знаки препинания. Справочник по русскому языку. Пунктуация

§ 71. Альтернативные знаки препинания

1. При сложных подчинительных союзах запятая ставится один раз — или перед всем союзом, или, в зависимости от смысла, интонации, определенных лексических условий, перед второй частью (первая входит в состав главной части сложноподчиненного предложения как соотносительное слово): Я готов с вами встретиться (,) после того (,) как освобожусь (см. § 34). Исключение составляют те случаи, когда придаточная часть носит присоединительный характер: Мы делаем вид, что всё идёт нормально, что так и должно быть, — до тех пор, пока не убеждаемся в обратном.

2. На стыке двух союзов в сложноподчиненном предложении запятая между ними ставится или не ставится в зависимости от того, следует ли за придаточной частью вторая часть двойного союза то, так, но; ср.: Нам сообщили, что, если погода ухудшится, экскурсия не состоится. — Нам сообщили, что если погода ухудшится, то экскурсия не состоится (см. § 36).

3. Сопоставляя предложения: Разве эти обездоленные, а не само общество повинно в равнодушии? — Разве эти обездоленные, а не само общество, повинны в равнодушии? — мы отмечаем в первом из них отсутствие запятой после второго однородного члена, связанного с первым при помощи противительного союза а и не заканчивающего собой предложения (см. § 12, п. 7), а во втором — наличие запятой. Объясняется это расхождение тем, что в первом предложении сказуемое согласуется с ближайшим к нему подлежащим (общество повинно), а во втором — с более отдаленным подлежащим (обездоленные… повинны), и было бы неудачным соседство слов общество и повинны.

4. Альтернативными являются знаки препинания при так называемой синтаксической омонимии (совпадение лексического состава двух предложений, но с различными синтаксическими связями отдельных слов: они могут быть отнесены и к предшествующей, и к последующей группе слов). Ср.:

Беды, постигавшие его впоследствии, она воспринимала как расплату (Пан.). — Беды, постигавшие его, впоследствии она воспринимала как расплату;

Лихачёв прочитал письмо племянника молча, отошёл к окну (Марк.). — Лихачёв прочитал письмо племянника, молча отошёл к окну[21].

Ср. также: Он заявил, что передал книгу и ждал ответа. — Он заявил, что передал книгу, и ждал ответа;

Он говорил удивительно легко, подбирая точные слова и строя ясные фразы. — Он говорил, удивительно легко подбирая точные слова и строя ясные фразы;

Отряд остановился: у переправы не было лодок. — Отряд остановился у переправы: не было лодок[22].

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Разработка урока "Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога".

Реализация ФГОС

МБОУ «СОШ № 3»

Псарева Надежда Павловна

Урок русского языка в 5 классе по УМК Т.А.Ладыженской (конспект, презентация, раздаточный материал)

Раздел «Синтаксис и пунктуация»

Тема: Диалог. Знаки препинания при оформлении диалога на письме.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний

Цель: знать, что такое диалог, монолог, полилог.

Цель как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместной деятельности, оказывать друг другу необходимую помощь, ставить вопросы к новому материалу, оформлять свои мысли в устной форме.

ЛР: характеризовать коммуникативные цели говорящего, создавать устные речевые высказывания в учебно­научном стиле.

ЛР: различать монологическую и диалогическую речь на слух и в письменной форме, оформлять диалог на письме.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Запишем число, классная работа

II. Синтаксическая разминка с элементами актуализации изученного.

Схематический диктант:

1.Братья молча постояли да в затылке почесали.

2.Час обеда приближался, топот по двору раздался.

3Что, Соколко, что с тобою?..

4«Что за чудо? Видно, выспался он худо»,- ей царевна говорит.

5. Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице.

6.Старший молвил: «Что за диво! Все так чисто и красиво!»

7.Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

Проверка, образец на слайде.

Исправьте ошибки, задайте вопросы, если что-то непонятно

Индивидуальная работа по карточкам

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

2. Задавать вопросы, формулировать задания.

III. Словарный диктант.

– Чтобы определить тему сегодняшнего урока, выполним следующее задание:

до свидания лепетать

извините обращение

абсолютно говорить

В правописании этих слов часто допускаются ошибки, а еще в них подсказка темы сегодняшнего урока.

Кто самый наблюдательный и догадливый?

– Выделите карандашом в столбиках первые буквы слов. Какое слово получилось? (Диалог).

Проводится словарная работа.

Диалог-диа-два

логос-слово (греч.)

Монолог-моно- один

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить логические рассуждения.

IV. Формулирование темы и целей урока.

– Сегодня на уроке слово «диалог» является ключевым.

Обратимся к материалу учебника.

Поработайте в группе с материалом для наблюдений на стр.116.

Прочитайте, обсудите, ответьте на вопросы.

Сколько человек участвует в диалоге?

Итак, тема нашего урока:

«Диалог. Знаки препинания при диалоге»

Прочитайте реплики без слов автора.

Добавляем еще одно ключевое слово сегодняшнего урока–«реплика»

Задания для групп:

1 группа : выполнить задание в «Рабочей тетради» -упр.76.

2 группа: используя ключевые слова, составьте вопросы по теме урока.

3 группа: составить схемы расстановки знаков препинания при диалоге.

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Определять характер деятельности.

V. Обобщение и углубление изученного.

ФИЗМИНУТКА

Используя ключевые слова ,составьте вопросы по теме урока.

– Что такое монолог и диалог? Каково происхождение этих слов?

–Что такое реплика?

– Каковы особенности оформления диалога на письме?

– Сколько реплик в тексте упр.252?

– Как их можно обнаружить? (Ставится тире в начале каждой реплики.)

Работа по заданию . упр254

(проводится наблюдение над оформлением диалога на письме)

Сколько реплик в этом диалоге?.Точнее, это уже не диалог ,а ПОЛИЛОГ

(поли-«много», а логос- «слово») Полилог-разговор множества лиц.

Работа в парах по заданиям упражнений:

-упр.253.

-упр.256, используя слова в рамке

Чтение и анализ правила о постановке знаков препинания при оформлении диалога.

Языковой тренинг «Самый острый слух» – развитие умений аудирования (различать на слух каждую реплику диалога).

Учитель читает текст, а ученики должны ставить тире, как только услышат каждую следующую реплику диалога. Проводится по тексту В. Сухомлинского «Семь дочерей».

Было у мат..ри семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через н..делю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали г..ворить, как они скуч..ли по матер..и.

Я скучала по тебе, как маковка по со.нечному лугу сказала первая дочь.
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю в..ды прог..ворила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птен? чик плач..т по птичке сказала третья.

Мне т.жело было без тебя, как пчеле без цветка щебетала четвертая.
Ты снилась мне, как розе снится капля р..сы промолвила пятая.
Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы б.тинки и принесла ей в.ды помыть ноги.

В.Сухомлинский

– Сколько реплик у вас получилось? (шесть.)

-Откройте текст, что роднит все 6 обращений дочери к матери?

-Почему седьмая дочь ничего не сказала матери?

К кому из семи дочерей расположено ваше сердце и почему? С какой

целью в художественной литературе используется диалог?(Оживляет повествование, нужен для характеристики героев).

Расставьте знаки препинания, пропущенные буквы. В случае затруднения обращаетесь к консультантам или ко мне..Работаете на оценку.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы.

2. Извлекать информацию из словаря и преобразовывать её из одной формы в другую

ТОУУ

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

3. Работать в группе, стремиться к координации действий в сотрудничестве.

4. Слушать и слышать друг друга.

VI. Итог урока.

Подведем итог урока.

Верно ли утверждение:

(«да»- ставим +, «нет» -ставим -)

1.Диалог –это речь одного лица?

2.Слова каждого лица в диалоге пишутся с новой строки ,а перед ними ставится тире?

3.Диалог на письме выделяется кавычками?

4.Реплика – это разговор нескольких лиц?

5.Полилог-это речь одного лица?

6Если реплика сопровождается словами автора, ставятся те же знаки препинания, что при прямой речи, но без кавычек?

7.Сколько лиц участвует в следующем диалоге?

-Рагим, расскажи сказку- прошу я старика.

-Зачем?- спрашивает Рагим, не оборачиваясь ко мне.

-Так! Я люблю твои сказки.

Оцените свою работу:

-«без ошибок» - молодец! Похвалите себя. Я рада вашим успехам

-1-2 ошибки – «хорошо»

-3 ошибки – задумайтесь, еще раз прочитайте правило

-больше трех ошибок – прочитайте параграф, разберитесь, обратитесь к консультанту.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

Домашнее задание на выбор.

1. §49; упр. 256.

2. Придумать диалог, записать и правильно оформить его на письме.

Раздаточный материал

Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Семь дочерей.

Было у мат..ри семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через н..делю. Когда вошла в хату, дочки одна за другой стали г..ворить, как они скуч..ли по матер..и.

Я скучала по тебе, как маковка по со.нечному лугу сказала первая дочь.
Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю в..ды прог..ворила вторая.

Я плакала по тебе, как маленький птен?чик плач..т по птичке сказала третья.

Мне т.жело было без тебя, как пчеле без цветка щебетала четвертая.
Ты снилась мне, как розе снится капля р..сы промолвила пятая.
Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы б.тинки и принесла ей в.ды помыть ноги.

В.Сухомлинский

infourok.ru

§ 52. Абзацы при прямой речи. Справочник по русскому языку. Пунктуация

§ 52. Абзацы при прямой речи

1. Если вначале идет текст от автора (вводная часть, описание и т. д.), а потом предложение, вводящее прямую речь, то оно обычно начинается с абзаца:

Ухватился за шест, велел Дине держать и полез. Раза два он обрывался, — колодка мешала. Поддержал его Костылин, — выбрался кое-как наверх. Дина его тянет ручонками за рубаху, изо всех сил, сама смеётся.

Взял Жилин шест и говорит:

— Снеси на место, Дина, а то хватятся,прибьют тебя (Л.Т.).

Но если предложение, вводящее прямую речь, начинается присоединительным союзом и, но и т. п., то оно в отдельный абзац не выделяется:

Поговорили они ещё и что-то спорить стали. И спросил Пахом, о чём спорят. И сказал переводчик:

— Говорят одни, что надо об земле старшину спросить, а без него нельзя. А другие говорят, и без него можно (Л.Т.).

2. Текст автора, не относящийся к говорящему лицу, идущий после авторских же слов, следующих за прямой речью, выделяется в новый абзац:

— Ну, я очень рада, — сказала жена, — так теперь ты, смотри ж, принимай аккуратно лекарство. Дай рецепт, я пошлю Герасима в аптеку. — И она пошла одеваться.

Он не переводил дыхания, пока она была в комнате, и тяжело вздохнул, когда она вышла (Л.Т.).

Но если текст от автора синтаксически связан с предложением, вводящим прямую речь (соединительным или присоединительным союзом), то он в новый абзац не выделяется:

— Когда? — воскликнули многие. И между тем глаза их недоверчиво устремлены были на горбача, который, с минуту помолчав, встал, оседлал свою лошадь, надел рог, — и выехал со двора (Л.).

3. Текст автора, не относящийся к говорящему лицу и непосредственно следующий за прямой речью, начинается с абзаца:

— Я уверен, — продолжал я, — что княжна в тебя уж влюблена. Он покраснел до ушей и надулся (Л.).

4. Если между двумя репликами одного и того же говорящего лица находится текст от автора, то ни этот текст, ни последующая прямая речь в отдельные абзацы обычно не выделяются:

— Не получается что-то у меня с проводом, — ответил мастер. Он немного подумал и добавил: — Придётся всё делать заново.

Но если в тексте от автора описывается действие говорящего лица, то и авторский текст, и последующая прямая речь выделяются в абзацы:

— Формула эта может иметь и другой вид, — пояснил профессор. Он неторопливо подошёл к доске, взял мел и написал что-то новое для нас.

— Вот это и есть другой вариант, — сказал он.

В стихотворных текстах также различаются случаи, когда прямая речь, прерванная авторскими словами (ремаркой), является продолжением предыдущей или когда между двумя репликами того же лица описывается его действие: в первом случае тире ставится справа, в конце строки, во втором — слева, в начале строки (как бы абзац): Ты много требуешь, Эмилия! — (Молчание.) Кто бы мог подумать, что такой глупец, Такой бесчувственный… нудна природа!.. (Л.) Подлец, и я вас здесь отмечу, Чтоб каждый почитал обидой с вами встречу.

(Бросает ему карты в лицо. Князь так поражён, что не знает, что делать.) — Теперь мы квиты (Л.).

В стихах после прямой речи, кончающейся перед пробелом, тире не ставится.

5. Если в прямой речи приводится диалог, происходивший ранее, его можно оформить или в виде абзацев, или в подбор, но пунктуация меняется в зависимости от того, перебивает ли слушатель рассказчика или нет. Если перебивает, то разговор, происходивший ранее, дается с абзацев и в кавычках, чтобы не смешивались фразы рассказчика и слушателя с диалогом, приводимым рассказчиком. Например:

…Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

«Придётся на некоторое время задержаться». «Почему? Что-нибудь случилось?»

— А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.

— Сейчас скажу.

Другой вариант: слова происходившего ранее диалога даются в подбор к словам и говорит, между фразами, заключенными в кавычки, ставится тире:

…Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит: «Придётся на некоторые время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?»

— А действительно что-нибудь случилось? — не выдержал один из слушавших путешественника.

— Сейчас скажу.

Если слушатель не перебивает рассказчика, то диалог, приводимый в рассказе, можно оформить тоже двояким способом: или посредством тире с абзацев, или в подбор, причем в этом случае реплики заключаются в кавычки и разделяются знаком тире. Ср.:

а) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне проводник и говорит:

— Придётся на некоторое время задержаться.

— Почему? Что-нибудь случилось?

— В горах произошёл обвал.

— Имеются какие-нибудь неприятные последствия?

— Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы. Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

б) …Путешественник начал свой рассказ:

— Это было в самый разгар нашего похода. Подошёл ко мне провод ник и говорит: «Придётся на некоторое время задержаться». — «Почему? Что-нибудь случилось?» — «В горах произошёл обвал». — «Имеются какие-нибудь неприятные последствия?» — «Подробности выясню. Но уже сейчас известно, что есть жертвы».

Присутствующие внимательно слушали рассказ путешественника.

Если диалог, приводимый в реплике, сопровождается авторскими словами, то он дается в подбор и выделяется кавычками:

Бальзаминов. …Они смотрят да улыбаются, а я из себя влюблённого представляю. Только один раз мы встречаемся с Лукьян Лукьянычем (я ещё его не знал тогда), он и говорит: «За кем вы здесь волочитесь?» Я говорю: «Я за старшей». А и сказал так наобум… (Остр.)

6. Если прямая речь, передающая невысказанные мысли, дается после авторских слов, то она не выделяется с абзаца:

Всё шло спокойно. Неожиданно он спохватился и подумал: «А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?»

Но если авторские слова стоят в середине или в конце такой прямой речи, то она дается с абзаца; ср.:

а) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь, — подумал он, — какого-нибудь подвоха?»

б) Всё шло спокойно.

«А нет ли здесь какого-нибудь подвоха?» — подумал он.

7. Если передается длинный рассказ со многими абзацами, то тире ставится только перед первым абзацем (ни перед промежуточными абзацами, ни перед последним тире не ставится):

— Работа нашей экспедиции проходила так, — начал свой рассказ учёный-геолог. — Был разработан подробный план, намечены маршруты.. [Продолжает рассказ.]

Таковы предварительные результаты экспедиции.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *