Доклад о радуге для 2 класса: Радуга 🌈 определение, почему возникает такое физическое явление природы, цвета радуги по порядку, свойства, сообщение для детей – проектная деятельность во 2 классе «Радуга»

Детский проект «Что за чудо дуга

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 43» — «детский сад № 36»hello_html_3bac4e26.jpg

Детский исследовательский проект

Славгород, 2017

Детский исследовательский проект

«Что за чудо дуга – радуга»

Стою и радуюсь: радуга, радуга! 
Полоса — к полоске, линия — к линии: 
Желтая, зеленая, красная, синяя…

Мне сказали, будто это – 
Все из солнечного света. 
Если вместе их смешать, 
Будет просто свет опять.

Актуальность.

Мне говорят, что я любопытная, а я вовсе не любопытная, а любознательная, всем интересующаяся.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Этим летом, гуляя после дождя на улице, я увидела на небе радугу. И что удивительного, ведь радуга появилась тогда, когда ярко светило солнышко. Я много раз видела радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. У меня возникли вопросы: «Что же такое радуга? Как она появляется?» 

Я решила провести свое исследование и узнать тайну появления чудо — радуги.

Объект исследования: природное явление радуга.

Гипотеза: я предположила, что радугу можно создать в домашних условиях, используя солнечный свет и даже заменив солнечный свет искусственным источником освещения.

Цель исследования: определить, что такое радуга, как она образуется, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Задачи:

▪ Узнать, что такое радуга.

▪ Выяснить условия появления радуги в природе.

▪ Попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

▪ Привлечь интерес детей в группе к данному исследованию.

Методы исследования:

  1. Подумать самостоятельно, спросить у детей и взрослых.

  2. Изучение литературы и интернет ресурсов по данной теме.

  3. Экскурсия в городскую библиотеку.

  4. Проведение опытов.

Я провела практическое исследование и несколько опытов.

Результат исследования:

▪ подумав самостоятельно, я выяснила, что радуга появляется после дождя в форме дуги и имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

▪ просмотрев познавательный мультфильм, используя интернет ресурсы, и посетив центральную городскую библиотеку, узнала, что такое радуга и как она образуется на небе.

▪ провела опыты в домашних условиях.

Мое предположение подтвердилось: радугу можно получить в домашних условиях, используя искусственный источник света.

В группе я познакомила детей со своим исследованием и опытами. Ребята очень заинтересовались и захотели самостоятельно провести опыты дома.

Описание работы.

Я провела практическое исследование и несколько опытов.

После жаркого душного дня сгустились тучи, и полил дождь. Когда он прекратился, над горизонтом засверкало заходящее солнце. И в это время под темной уходящей тучей, словно гигантская дуга, изогнутая к земле, появилась радуга: семь чистых цветов, незаметно переходящих один в другой — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. А причина этому — солнечный свет, как будто бы белый, а на самом деле состоящий из семи цветов. Солнечные лучики преломляются в дождевых капельках и образуется разноцветное чудо – радуга.

Практическая часть.

Свое исследование я начала с опроса детей в группе. И выяснила, что большая часть ребят мало, что знает о радуге.

Я умею читать. Из толкового словаря С.И. Ожегова я узнала, что радуга — разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Я спросила у мамы и папы, почему разноцветную дугу на небе называют радуга. К сожалению, родители не смогли ответить на мой вопрос. Они через интернет ресурсы включили мне познавательный мультфильм, в котором говорилось, что слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье.

hello_html_7604c0cd.jpg

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе?  Ответ на этот вопрос мне помогла найти ведущий библиотекарь Центральной библиотеки Валентина Николаевна Лимонт. Она рассказала, что радуга это вовсе не волшебство природы. Построили радугу главные «мастера» в небе – солнечные лучи и дождевые капли. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на Землю, и вот из-за тучки уже появляется солнце. Солнце светит сквозь падающие капли, лучи его проходят сквозь дождевые капли, преломляются и на небе возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее капли, тем радуга ярче. Оказывается, еще в 1666 году знаменитый английский ученый Исаак Ньютон доказал, что обычный белый свет – это смесь лучей разного цвета.

Причем красный всегда вверху дуги, а фиолетовый внутри.

hello_html_5ddafdb4.jpg hello_html_6b7dad1f.jpg

Мы можем видеть радугу только в том случае, если будем находиться строго между солнцем и дождем.

Радугу можно наблюдать и в солнечный ясный день возле водопадов и фонтанов.

hello_html_7f1da132.jpg hello_html_m2b1fcb1.jpg

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. А ведь полная радуга имеет форму круга! Если солнце стоит высоко, видно лишь небольшую ее часть. Если же солнце низко, то дуга составляет полукруг. Но полный круг радуги можно увидеть только с самолета!

hello_html_6cba69dd.jpghello_html_51e570d8.jpg

Как запомнить цвета радуги?

Чтобы лучше запомнить последовательность цвета в радуге, люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник  Желает Знать Где Сидит Фазан» (по первым буквам слов и вспоминают цвета).

hello_html_m22a51058.jpg

hello_html_m6297d31d.jpg

Радуга – очень загадочное явление природы. Мне стало интересно, а можно ли получить радугу в домашних условиях?

За ответом я обратилась к воспитателю и узнала, что получить радугу в домашних условиях можно разными способами. И мы решили вместе со Светланой Николаевной Аксютовой провести эти опыты.

ПОЛУЧЕНИЕ РАДУГИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Опыт 1. Искусственная радуга
Необходимый материал: Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.

Ход опыта:

В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча  на листе появляется радуга.

Вывод: Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

hello_html_1dcf09a7.jpghello_html_m4f439645.jpghello_html_58c3c341.jpg hello_html_6890fc09.jpg

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

Необходимый материал: Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей, фонарик.

Ход опыта:

Берем приспособление, окунаем в  емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри. На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.
Вывод: Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал  изучать Исаак Ньютон.

hello_html_mf39151a.jpghello_html_m159f60fa.jpghello_html_128a10ee.jpg

Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-диска

Необходимый материал: CD- диск, белая бумага, фонарик.

Ход опыта:

  1. Возьмем диск. Направим на него фонарик так,  чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть

множество «радужных» узоров.

hello_html_m7255838d.jpghello_html_4e6e82b1.jpg

2. Возьмем диск и направим так, чтобы на него падали лучи солнечного света.

hello_html_m1304038c.jpg

hello_html_6657bbe4.jpg

Вывод: Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

Опыт 4. Как из радуги получить белый цвет.

Необходимый материал: бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; карандаш-ось.

Ход опыта:

Делаем из карандаша ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый.

Вывод: Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

hello_html_m43ba6b28.jpghello_html_12ba8352.jpg

Заключение.

В результате исследования я выяснила:

▪ подумав самостоятельно я выяснила, что радуга появляется после дождя в форме дуги и имеет семь цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

▪ просмотрев познавательный мультфильм, используя интернет ресурсы, и посетив центральную городскую библиотеку, узнала, что такое радуга и как она образуется на небе.

▪ провела опыты в домашних условиях.

Моё предположение подтвердилось: радугу можно получить в домашних условиях, используя искусственный источник света. Теперь я знаю, что такое радуга, когда она появляется и как образуется.

Радуга – удивительное явление природы, можно сказать чудо природы, которое никогда не перестанет нас восхищать. Увидеть радугу — очень добрая примета, предвещающая счастье. Принято считать, что, если найти место, откуда берет начало радуга — там можно обнаружить клад.

Теперь мы знаем, что радугу можно получить и дома, в любое время. «Домашняя радуга» ничуть не хуже природной и от нее тоже становится радостнее на душе.

В группе я познакомила детей со своим исследованием и опытами. Ребята очень заинтересовались и захотели самостоятельно провести опыты дома.

hello_html_5b76116f.jpghello_html_m431f9335.jpg

hello_html_3567bedb.jpghello_html_7916d861.jpghello_html_4af28986.jpg

Знания, которые я получила в ходе исследования, помогут мне узнать, разгадать и объяснить тайну других природных явлений, сравнивать и анализировать их. В будущем я хотела бы исследовать космическое пространство (звезды, планеты).

Список литературы

1. Что такое радуга? И.К.Белкин // Квант. – 1984. – № 12. – 20с.

2. Искусственная радуга / В. В. Майер, Р. В. Майер // Квант. – 1988. – № 6. – 48 – 50 с.

3. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова. Москва -1991

4. Что такое? Кто такой?: детская энциклопедия / Составитель В. А. Аденин «Педагогика –пресс» 1992.- т.2 — 10 с.

5. Интернет ресурсы.

« Что такое радуга? » научно – исследовательская работа

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48

г. Волгограда

II  районный конкурс научно – исследовательских работ

 по гуманитарным, естественным и техническим наукам «Аистёнок»

среди обучающихся начальной школы

«    Что такое радуга?     »

Работа выполнена:

обучающимися 1 «Б» класса

Лопуховой Дарьей, Соколовым Дмитрием,

Агеевым Денисом

                                                                                Научный руководитель:

                                                                                Степанова Елена Юрьевна

                                                                                учитель начальных классов

Волгоград 2012- 2013учебный  год

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ………                          ……………………….
  2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ……………………………… 4  
  3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ         

3

3.1.  Как появляется радуга…………………………………………. 6

3.2.  Можно ли увидеть радугу ночью? …………………………….7

3.3.  Получение радуги в домашних условиях ………………      8                    

         

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 9

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………10

  1. Введение

Радуга повисла разноцветным коромыслом, 
Опустив один конец в зеленый океан… 
М.Рысаков

Каждый человек хотя бы раз в жизни любовался природным чудом – радугой.

Многие, наверное, замечали, что радуга, как правило, появляется после дождя.

Я много раз видел радугу, и всегда это явление приводило меня в восторг. Прошлым  летом мы с родителями гуляли по городу. Погода была солнечная, но вдруг неожиданно начался дождь: теплый, мелко моросящий. Он прекратился также быстро, как и начался, и буквально сразу же мы все увидели в небе радугу.

Мне захотелось узнать – что же такое радуга и как она появляется.

Цель исследования: определить, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, и можно ли получить радугу в домашних условиях.

Объект исследования – природное явление радуга.

Предмет исследования – происхождение радуги.

Задачи исследования:

  1. Изучить литературные источники, интернет-сайты по вопросу возникновения радуги, её изучения.
  2. Узнать, какие народы упоминали радугу в своём фольклоре.
  3. Провести опыты, которые показывают, что такое радуга и как она появляется.
  4. Узнать, можно ли увидеть радугу ночью.

Выдвинутые гипотезы:

  1. Предположим, что радуга появляется только в солнечный день после дождя.
  2. Предположим, что ночью радугу в природе увидеть невозможно.
  3. Предположим, что радугу можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

Основные методы: изучение литературы, наблюдение, эксперимент.

  1. Вступительная часть

     Радуга — одно из самых красивых явлений природы, и люди уже давно задумывались над ее природой. Ещё Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Мы с ребятами класса задались целью выяснить, отчего же бывает радуга, какова её история исследования, какие бывают необычные радуги,  провести свое исследование, узнать как можно больше о радуге.

Актуальность этой темы, по нашему мнению, в том чтобы все узнали, откуда берется это красивое явление природы. Ведь если нарушится хоть одно звено в природе, то мы ни когда не увидим этой красоты. Когда мы видим радугу, то сразу такой всплеск эмоций наступает, хоть это явление не так часто, но в памяти остаётся надолго. Вообще удивительно, казалось бы свет и вода — что тут такого? А получается такая вот красота…

Радуга – это великолепное красочное явление, издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство.

На небе радуга сияет и блестит,
Как будто нам по ней проход открыт.
Луч многоцветный опустился из небес,
В прекрасной радужной пыли сияет лес.

      Листва мерцает, словно изумруд,
Отсветы радуги видны и там и тут,
Лес в сказку погрузился и затих,
Он хочет задержать чудесный миг.

      Наукой всё для нас давно объяснено,
Но до конца понять природу не дано.
Завидев радугу в небесной синеве,
Мечтаем мы, что это символы извне.

      Восторг уносит нас в заоблачный полёт,
Быть может, там разгадка чуда ждёт.
Нам светит радуга, свежа и хороша,
От ярких красок счастьем светятся глаза.

Радуга — атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или (существенно реже) перед ним. Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Её появление для людей означало «радужные» перспективы на будущее.

Люди давно задумывались над природой этого красивейшего явления природы. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд. В древнегреческой мифологии, например, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.

В Китае считали, что радуга — это небесный дракон, союз Неба и Земли. В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Славяне полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.Как появляется радуга?

Отчего же появляется такая красивая, да еще цветная картина в воздухе?   Ответ на этот вопрос мы искали в энциклопедиях. Вот, что мы узнали. Увидеть радугу можно, только если солнце и дождевая завеса расположены на противоположных частях неба, а вы стоите спиной к солнцу.  Явление подобное радуге можно наблюдать в брызгах фонтанов, водопадов. Дело в том, что обычный солнечный свет, который мы видим как белый или бесцветный, на самом деле состоит из разных цветов. Это в 1666 году доказал Исаак Ньютон. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Но когда на их пути встречается дождевая капля (она по форме близка к призме), и солнечный свет проходит через стеклянную призму или через каплю, составляющие его разноцветные лучи изменяют свое направление, отклоняются на неодинаковые углы — расходятся в виде веера (преломляются). Причем каждый цвет преломляется по-разному — меньше всего отклоняется от своего первоначального направления красный, а больше всего — фиолетовый.  Именно поэтому наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. Посередине располагаются остальные цвета — оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий.

Цветные полосы отличаются по яркости, но их последовательность всегда одинакова — у каждого цвета свое строго закрепленное за ним место. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Последовательность цветов в радуге легко запомнить, если выучить фразу: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В этой фразе первая буква каждого слова — такая же. как и первая буква названия цвета! Каждый (Красный) Охотник (Оранжевый) Желает (Желтый) Знать (Зеленый), Где (Голубой) Сидит (Синий) Фазан (Фиолетовый).

Чтобы убедиться в том, что белый цвет состоит из семи цветов, мы провели такой опыт. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к волчку и раскрутили. Мы увидели, как разноцветный диск “превратился” в белый.

       Радуга, которая возникает после дождя или в брызгах фонтанов – это первичная радуга. Выше первой в небе возникает вторая, менее яркая дуга. В ней цветные полосы располагаются в обратном порядке. Очень редко, но все-таки случается, когда на небе можно одновременно видеть три радуги.

Когда солнце закрыто легкими облаками, первая радуга кажется иногда совершенно не окрашенной и представляется в виде белесоватой дуги, более светлой, чем фон небосвода. Такую радугу называют белой. Если смотреть на радугу с земли, она будет казаться дугой. Если на радугу посмотреть с высоты, например с самолета, она будет казаться кругом. Чтобы увидеть радугу нужно находиться строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождем (оно должно быть перед вами). Если солнце высоко в небе, радугу увидеть невозможно (т.к. солнце, глаза и центр радуги должны находиться на одной прямой). Поэтому радугу можно видеть чаще всего утром или вечером.

ВЫВОД: радуга появляется в солнечную погоду после дождя, когда солнечные лучи проходят сквозь дождевые капли.

3.2.Можно ли увидеть радугу ночью?

Вы когда-нибудь видели лунную радугу? Оказывается, такое чудо тоже бывает. Об этом мы узнали в сети Интернет. Подобно тому, как радуга после дождя появляется в результате солнечного освещения, лунные радуги появляются из-за освещения Луной. Поскольку Солнце значительно ярче Луны, то солнечные радуги также более яркие и наблюдаются чаще лунных. На приведенной фотографии (Рис.3) изображена лунная радуга над Соленым озером в Сэйнт-Джоне на Вирджинских островах. Слева видны парусные лодки. Так как лунный свет представляет собой отраженный солнечный, то цвета радуги почти совпадают. Как солнечные, так и лунные радуги возникают в результате преломления света на мельчайших капельках воды, которые играют роль миниатюрных призм.

ВЫВОД:  очень редко в природе можно наблюдать лунную радугу.

3.3.Получение радуги в домашних условия

Чтобы доказать, что радугу можно получить в домашних условиях, мы провели несколько опытов.

Опыт первый

Оборудование: прозрачная трехгранная призма.

Мы рассматривали сквозь призму предметы белого цвета, они выглядели цветными. С помощью призмы мы получили изображение радуги на стене.

Для этого мы «поймали» призмой солнечные луч. Таким образом получил радугу в «домашних» условиях И.Ньютон.

Этот опыт легко повторить и с искусственным источником света.

 Опыт второй

Оборудование: мыльный раствор, полая трубка.

Мы надули мыльный пузырь. Повернули его так, чтобы на поверхность падали солнечные лучи. Шар «заиграл» всеми цветами радуги.

Опыт получился у всех. Он очень прост в исполнении.

Опыт третий

Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа). В солнечный день поставили около окна таз с водой и опустили в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Зеркальцем «поймали» луч света, в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникла радуга. Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении. Но при искусственном источнике света радуга получилась не яркой.

Опыт четвертый

Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки.

Капнули в воду каплю лака. На поверхности воды образовалась тонкая пленка. Ее аккуратно сняли при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака играет всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.

Опыт не требует сложного оборудования, в этом его достоинство. Но чтобы увидеть хорошую радугу, нужно, чтобы пленка была довольно большого размера.

Опыт пятый

Оборудование: круглая колба с водой, источник света (диапроектор), экран с отверстием.

Наполненную водой круглую колбу сквозь отверстие в экране освещали параллельным пучком света и наблюдали возникшую на экране цветовую каемку. Главный недостаток этого опыта состоит в том, что он не совсем отражает реальное положение вещей: настоящая радуга получается не от одной капли, а от огромного количества капель. Но при выполнении этого опыта получилась самая яркая полная радуга в виде окружности.

ВЫВОД: радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.

  1. Заключение:

    При работе над данной темой  мы поняли, что  радуга является одним из самых красивейших явлений природы. Мы узнали много нового о радуге: откуда берётся радуга, какова её история исследования, какие бывают необычные радуги, почерпнул научные сведения о физике радуги. Собирая материал, познакомился с радугой как  с удивительным явлением природы. Мы  провели свое исследование и практически подтвердили свои знания, о том, как появляется радуга.

Используемая литература:

  1. Новая детская энциклопедия, Москва РОСМЕН, 2011г.
  2. Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- изд.-во «АСТ» — 1997.
  3. Хочу все знать. Большая иллюстрированная энциклопедия интеллекта, Москва 2008г.
  4. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка. – М.:Педагогика – Пресс, 1993.
  5. http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e6/Rainbow_at_Ladoga.jpeg/320px-Rainbow_at_Ladoga.jpeg&imgrefurl=http://ru 
  6. http://prirodamatushka.ru/?p=1442 
  7. http://florsita.ru/post127722871/ 

Что такое радуга? — Начальные классы

Просмотр содержимого документа
«Что такое радуга?»

ПРОЕКТ

«ЧТО ТАКОЕ РАДУГА?»

Выполнила:

Ученица 2 «а» класса

МБОУ СШ № 9

Лелека Анастасия

п. Мулино 2018 г.

Радуга – это великолепное красочное явление издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Какое из природных явлений может сравниться с по красоте с радугой ? Появление радуги в небе означает, что вскоре наступит хорошая погода и ненастью пришел конец. Существует множество легенд о радуге, о которых Вы узнаете из этого проекта.

Радуга – одно из красивейших явлений природы. Человек с незапамятных времён задумывался над её природой и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Люди сравнивали радугу то с небесным мостом, с которого на землю спускались боги или ангелы, то с дорогой между небом и землёй, то с вратами в другой потусторонний мир. Радуга – это атмосферное оптическое явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. В результате преломления солнечных лучей в каплях воды во время дождя на небе появляется разноцветная дуга. Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный свет кажется нам белым, но на самом деле состоит из цветов спектра. Мы привыкли различать в радуге семь цветов — красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.

А теперь мы разберем как в домашних условиях получить радугу:

Опыт № 1: Добудем радугу самым простым способом для этого подойдет обычный CD-диск и настольная лампа Это, кстати, один из самых простых способов «добывания» радуги домашних условиях. При отсутствии солнца подойдет и настольная лампа, и фонарик, но в этом случае радуга получается менее яркой. Просто изменяя угол наклона CD-диска, можно получить и радужную полоску, и круговую радугу, и непоседливых радужных зайчиков на стене или любой другой поверхности.

Вот что у нас получилось:

Опыт № 2:

Эксперимент тоже можно проводить как в солнечную погоду, так и в пасмурную. Для его проведения требуются неглубокая миска с водой, небольшое зеркало, фонарик (если за окном нет солнца) и лист белой бумаги. Погрузите зеркальце в воду, а саму миску расположите так, чтобы на него попадали солнечные лучи (либо направьте на зеркало луч фонарика). При необходимости меняйте угол наклона предметов. В воде свет должен преломиться и разбиться на цвета, так что листом белой бумаги можно будет «поймать» небольшую радугу.

Опыт № 3: Получить радугу из мыльных пузырей. Для этого нам понадобятся мыльные пузыри и яркий свет. Все знают, что мыльные пузыри имеют радужную окраску. Толщина стенок мыльного пузыря меняется неоднородно, постоянно двигаясь, поэтому его цвет постоянно меняется. Например, при толщине 230 нм пузырь окрашивается в оранжевый цвет, при 200 нм — в зелёный, при 170 нм — синий. Когда из-за испарения воды толщина стенки мыльного пузыря становится меньше длины волны видимого света, пузырь перестает переливаться цветами радуги и становится почти невидимым, перед тем как лопнуть — это происходит при толщине стенки примерно 20-30 нм

Заключение

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение. Теперь мы знаем, как можно улучшить свое настроение. Для этого нужно создать свою “домашнюю” радугу. И это можно сделать в любое время. Работая над данной темой, мы изучили литературу, провели эксперименты.

Исследовательская работа «Все секреты радуги»

Исследовательская работа

по окружающему миру

Все секреты радуги”

Набиева Лала

ученица 1 “А” класса

Руководитель:

Ковтун А.Ю.

Содержание

Введение стр.3

Глава 1. Мифы о радуге стр.4

Глава 2. Значение слова «радуга» в энциклопедических словарях стр.5

Глава 3. Сколько цветов у радуги стр.5

Глава 4. Возникновение радуги в природе стр.6

Глава 5. Радуга экспериментальным путем стр.7

Заключение стр.10

Список литературы стр.11

Приложение 1. Цветовой Спектр Ньютона стр.12

Приложение 2. Преломление луча света в капле воды (схема) стр.12

Приложение 3. Фотографии проведения практических опытов стр.13

Введение

Для исследовательской работы мы выбрали тему “Все секреты радуги”, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Всем известна поговорка «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». По начальным буквам этой поговорки, мы запоминаем названия и последовательность цветов такого необычного и красивого явления природы, как радуга.

Актуальностью данной темы является факт того, что не все знают, как именно образуется радуга? Как и когда она появляется? Кто из ученых занимался изучением этого природного явления?

Проблема исследования – условия, при которых радуга появляется в природе.

Объект исследования природное явлениерадуга.

Предмет исследования – количество цветов в радуге.

Цель исследования — исследовать возникновение радуги в природе, рассмотреть и изучить цвета радуги и их расположение.

Задачи исследования:

  1. Найти материал, описывающий и объясняющий возникновение радуги.

  2. Исследовать мифы о радуге.

  3. Найти и подобрать опыты для получения радуги в экспериментальных условиях.

Гипотеза – предположим, что радуга появляется после дождя и имеет семь цветов, как это принято, предполагать.

Методы исследования:

  1. Анализ литературы на данную тему.

  2. Проведение самостоятельных практических опытов для подтверждения

гипотезы.

  1. Рассмотрение цветов радуги и их расположение.

Глава 1. Мифы о радуге

Радуга – это великолепное красочное явление, которое издавна поражало воображение людей. Глядя на радугу, хочется верить в чудеса и волшебство. Может быть поэтому, человечество связало радугу с множеством мифов и легенд.

В христианстве радуга символизировала прощение, договор между Богом и человеком, знак того, что с этого момента больше не будет всемирного потопа.

В христианской символике Средневековья три главных цвета радуги толкуются как образы всемирного потопа (синий), мирового пожара (красный) и новой земли (зеленый).

В Китае считали, что радуга – это небесный дракон, союз Неба и Земли.

У западных славян есть поверье, что колдунья может украсть радугу и спрятать ее, а значит, произвести на земле засуху.

Ирландский лепрекон прячет горшок золота в месте, где радуга коснулась земли.

Согласно поверьям многих африканских народов, радуга – небесная змея, которая служит стражем сокровищ, и в тех местах, где радуга касается земли, можно найти клад.

А в мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается

покровителем воды и дождя.

Глава 2. Значение слова «радуга» в энциклопедических словарях

Из Толкового словаря русского языка Ожегова С.И. , мы узнали, что:

Радуга — разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

По данным Нового Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:

Радуга — всем известное оптическое явление в атмосфере; наблюдается, когда солнце освещает пелену падающего дождя и наблюдатель находится между солнцем и дождем. Явление это представляется в виде одной, реже — двух концентрических светлых дуг, рисующихся на небосводе со стороны падающего дождя и окрашенных концентрически в ряд «радужных» цветов. Внутренняя, наиболее часто видимая дуга окрашена с наружного края в красный цвет, с внутреннего — в фиолетовый; между ними в обычном порядке солнечного спектра лежат цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий и фиолетовый. Вторая, реже наблюдаемая дуга лежит над первой, окрашена обыкновенно более слабо, и порядок расположения цветов в ней обратный. 

По словарю В.Даля:

Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья

дуга.

Глава 3. Сколько цветов у радуги

Радугу всегда видели по-разному в разные периоды истории и в разных народах. В ней различали и три основных цвета, и четыре, и пять, и сколько угодно.

Первым, кто объяснил природу радуги, был Аристотель. Он определил, что «радуга — это оптическое явление, а не материальный объект». Аристотель выделял только три цвета: красный, зеленый, фиолетовый.

Радужный Змей австралийских аборигенов был шестицветным. Некоторые африканские племена видят в радуге только два цвета — темный и светлый.

Хотя явление радуги объяснил преломлением солнечных лучей в каплях дождя еще в 1267 году Роджер Бэкон, но проанализировать свет додумался только Ньютон и, сначала он насчитал пять цветов: красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый. Но впоследствии, узрев ещё один цвет (оранжевый), посчитал это богословским наваждением (число 6 для него было несчастливым) и, стремясь создать соответствие между числом цветов спектра, числом основных тонов музыкальной гаммы и количеством дней недели, Ньютон прибавил к шести перечисленным цветам спектра ещё один – индиго (синий).

Исаак Ньютон доказал, что обычный белый цвет – это смесь лучей разного цвета. (Приложение 1)

Так Ньютон стал «отцом» семицветной радуги.

Глава 4. Возникновение радуги в природе.

Радугу можно наблюдать перед дождем или после него. И только в том случае, если одновременно с дождем сквозь тучи пробивается солнце. Лучи Солнца проходят через капельки дождя. А каждая такая капелька разделяет белый свет Солнца на его составляющие — лучи красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового цвета. Причем капельки по-разному отклоняют свет разных цветов, в результате чего белый свет разлагается в разноцветную полосу, которую называют спектром. (Приложение 2)

Форма радуги определяется формой капелек воды (они более или менее круглые), в которых преломляется солнечный свет. Поэтому для наблюдателя на земле радуга обычно выглядит как дуга — часть окружности.

Вы можете видеть радугу только в том случае, если находитесь строго между солнцем и дождем.

Иногда можно увидеть ещё одну, менее яркую радугу вокруг первой. Это вторичная радуга, в которой свет отражается в капле два раза. Во вторичной радуге «перевёрнутый» порядок цветов — снаружи находится фиолетовый, а внутри красный.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.

Однако радугу можно наблюдать не только после дождя. Зимой в сильный мороз, в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой. Хотя это явление достаточно редкое.

Глава 5. Радуга экспериментальным путем

Для того чтобы убедиться, что в радуге действительно семь цветов, и исследовать это природное явление, нами был проведен ряд опытов. (Приложение 3)

Опыт 1. Искусственная радуга

Необходимый материал:

Емкость с водой, лист белой бумаги, фонарик, зеркало.

Ход опыта:

В емкость наливаем воду и опускаем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный луч света нужно «поймать» на бумагу. Из-за преломления луча на листе появляется радуга.

Объяснение:

Луч света состоит из нескольких цветов, когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – семь цветов радуги.

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

Необходимый материал:

Емкость с мыльной водой, приспособление для выдувания пузырей.

Ход опыта:

Берем приспособление, окунаем в емкость с мыльной пеной и выдуваем пузыри.

На летящих в воздухе пузырях можно увидеть семицветную радугу.

Объяснение:

Лучи света, попадая на пузырь, преломляются и дают красивые радужные цветные кольца, которые первым начал изучать Исаак Ньютон.

Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-диска

Необходимый материал:

CD- диск, белая бумага, фонарик.

Ход опыта:

Возьмем диск. Направим на него фонарик так, чтобы на его зеркальную поверхность попадали лучи света. Направляем свет с помощью диска на белый лист бумаги. Изменяем наклон CD-диска, и тогда мы сможем увидеть множество «радужных» узоров.

Объяснение:

Свет преломляется на зеркальной поверхности диска, подобно преломлению солнечного света в капле воды. Поэтому мы можем увидеть радугу.

Опыт 4. Как из Радуги получить белый цвет

Необходимый материал:

Бумажный круг, раскрашенный в семь цветов радуги; спичка – ось.

Ход опыта:

Делаем из спички ось в центре бумажного круга. Начинаем быстро вращать. Вместо цветного круга, мы увидим белый.

Объяснение:

Человеческий глаз не может на быстро вращающемся круге видеть каждый цвет по отдельности, и для него все цвета сливаются в один белый цвет.

Опыт 5. Радуга в телефоне

Необходимый материал:

Телефон, настольная лампа, CD- диск.

Ход опыта:

Светим на зеркальную поверхность диска лампой. Включаем камеру на телефоне и направляем на диск. На всей поверхности диска появляется радуга.

Объяснение:

Камера телефона, подобно нашему глазу, воспринимает свет. Диск раскладывает белый свет фонарика на семь цветов спектра. Поэтому мы можем через камеру телефона наблюдать радугу на зеркальной поверхности диска.

Заключение

В начале работы, нами было выдвинуто предположение, что радуга в природе появляется только после дождя и имеет семь цветов.

В ходе изучения литературы, мы выяснили, что капли дождя могут разделить белый цвет на семь цветов спектра, но только когда светит солнце. В ходе проведения практических опытов нами было установлено, что для образования радуги экспериментальным путем существует несколько способов, и что радуга действительно имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.

Следовательно, можно сделать следующие выводы:

1.Радуга – природное явление, изучение которого требует больших усилий и является очень интересным.

2. условием для появления радуги в природе является наличие солнечного света и дождя.

3.Получение радуги экспериментальным методом позволяет провести более подробное исследование этой радуги.

Практическая часть этой работы заключается в том, что приобретая информацию о ранее неизученной теме можно не только обогатить запас собственных знаний, научиться получать знания из дополнительных источников, анализировать полученный материал, но и делиться своими результатами со сверстниками, которым данная тема, по нашему мнению, будет интересна.

Благодаря такой работе возрастает активность в познавательной сфере деятельности, что является главным фактором для развития личности школьника.

Список литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. –

М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000.- 736 с.

  1. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. – СПб.: Речь, 2006.-64с.

  2. Левкиевская Е. Е. Мифы народов мира. — М.: Астрель, 2000. — С. 90. — 528 с.

  3. Новый энциклопедический словарь / Под общ. ред. акад. К. К. Арсеньева. — СПб.: Изд-во Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон, 1911—1916. — Т. 26.

  4. Ньютон И. Оптика или трактат об отражениях, преломлениях, изгибаниях и цветах света / Перевод Вавилова С. И. — изд-е 2-е. —

М.: Гос. изд-во технико-теоретической литературы, 1954. — С. 131. — 367 с.

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений /Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

  2. Яковлева М.А. Веселые научные опыты для детей и взрослых. Опыты в комнате. –М.:Эксмо, 2012. – 64 с.

  3. http://allforchildren.ru/why/whatis32.php

Приложение 1. Цветовой Спектр Ньютона

hello_html_183e43f.jpg

Приложение 2. Преломление луча света в капле воды (схема)

hello_html_m3be41712.jpg

Приложение 3. Фотографии проведения практических опытов

Опыт 1. Искусственная радугаhello_html_2e3596e8.jpghello_html_62f81caf.jpg

Материал для опыта Радуга на листе бумаги,

полученная в ходе опыта

Опыт 2. Радужные мыльные пузыри

hello_html_m1ce5ffa2.jpg

Мыльные пузыри с радужными кольцами

Опыт 3. Разложение белого света в спектр с помощью CD-дискаhello_html_m2bc78094.jpg

Материал для опыта Белый луч света, разложенный в семь цветов спектра hello_html_2387ac9.jpg

при помощи CD-диска

Опыт 4. Как из Радуги получить белый цвет

hello_html_38e5b75f.jpghello_html_18a819de.jpg

Бумажный круг, Цветной круг при вращении

раскрашенный в семь цветов радуги

Опыт 5. Радуга в телефонеhello_html_3fa6646b.jpg

Необходимый для опыта материал

hello_html_m6787d432.jpg

Радуга, фиксируемая камерой телефона,

полученная в ходе эксперимента

​40 интересных фактов о радуге — Общенет

2.Это создает разноцветную дугу в небе, которая видна с земли как радуга.

3. Радуги внесли свой вклад в древние мифы.

4.Греки полагали, что радуга обеспечивала мост между небом и землей.

5. Несмотря на описываемые сюжеты в старых народных сказках, вы никогда не сможете достичь конца радуги.

6. В Болгарии верят, что если пройти в радужную арку, то можно изменить пол будущего ребенка. Женщины, которые часто рожали детей одного пола, мечтали пройти через радугу.

7.Радуга всегда манит своей красочностью, яркостью и уникальностью. Даже взрослые, видя это природное явление, замирают и всматриваются в радугу в надежде, что исполнится заветная мечта.

8. В очках с поляризационным покрытием радугу не увидеть. Это потому, что такое покрытие также преломляет свет.

9. Ни один человек не может видеть точно такую же радугу (если только это не сфотографированная радуга), потому что даже небольшое изменение угла создаст другую радугу. Даже человек, стоящий рядом с вами, увидит другую радугу, чем вы.

10. Хотя кажется, что радуга находится на определенном расстоянии от человека, видящего ее, на самом деле это оптическая иллюзия, возникающая из-за угла наклона к капелькам воды по отношению к свету.

ВИД РАДУГИ С САМОЛЁТА

11. На земле мы видим радугу как полукруг, но если лететь на самолёте или подняться высоко в горы, то можно увидеть радугу целиком и выглядит она как правильная окружность.

12. Считается, что радуга получила свое название из-за формы. Радуга выглядит как разноцветная дуга или окружность, составленная из цветов спектра видимого излучения.

13.В белом свете есть семь цветов. Семь цветов — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Все эти цвета присутствуют в радуге.

14. На самом деле цветное явление появляется не только в дневное время, но и ночью.

15.Существует так называемая лунная радуга, которая возникает благодаря отражению солнечного цвета луной.

16.Для человеческого глаза она воспринимается просто белого цвета, но на снимке, сделанном из фотоаппарата с продолжительной экспозицией, можно увидеть отчетливые цветные полосы.

17.Первым кто изучил и выделил цвета в радуге был великий ученый Исаак Ньютон.

18.Интересно, но изначально он выделил в радуге всего пять цветов. Но потом руководствуясь гармонией в музыке добавил ещё два.

19.На самом деле радуга состоит из миллионов цветов, но человек видит всего только семь.

20. Для того чтобы понаблюдать за столь удивительным явлением, как радуга, должно произойти немало действий. Лучи солнца обязаны пройти сквозь капли дождя прямо в воздухе.

21.Они создают своеобразный спектр, так как каждый из цветов ломается под определенным углом. В итоге формируется окружность, которую мы и называем радугой.

22.Одна часть в форме дуги появляется с земли, а центр уже идет по прямой.

ДВЕ РАДУГИ

23. Иногда свет преломляется в капле воды два раза и мы можем видеть сразу две радуги. Одну яркую и очень красивую и чуть повыше другую, почти прозрачную.

24. Большинство радуг — это первичные радуги, с красным на внешнем краю и фиолетовым цветом на внутренней стороне.

25.Двойная радуга присутствует, когда вторая радуга, хотя и намного слабее, видна за пределами первой радуги. Вторая радуга будет перевернута.

26.В очень редких случаях может быть видно три или даже четыре радуг.

27. Зимние радуги довольно редки, потому что капли воды замерзают и падают на землю, как снежинки.

28. Считается, если во сне человек видит радугу, то это к большой удаче.

29. Радуга — это не то, к чему можно прикасаться или приближаться. Она «исчезнет» под неправильным углом.

30.Если использовать специальные фильтры, с помощью фотоаппарата можно получить изображение радуги более насыщенным.

31.А также фотоаппарат способен зафиксировать ночную радугу, которую человеческий глаз видит редко.

32. Иногда на рассвете, когда солнце светит под углом около шестидесяти градусов, а в небе есть небольшая облачность, можно увидеть горизонтальную радугу, у которой нет начала и конца.

33. Радуги чаще встречаются вблизи водопадов и в тропических регионах Земли.

34.Часто возле больших водопадов в ясную лунную ночь можно увидеть удивительную ночную радугу.

35. Радуга выше в небе, когда солнце находится ниже в небе, и наоборот.

36. Туман — это слегка окрашенная почти белая радуга, которая появляется из-за туманных капель и облаков. Эти типы световых и водных явлений больше, чем типичные радуги.

37.Каждый человек видит радугу по-своему. Любой незначительный сдвиг наблюдателя изменяет цветовую гамму. Получается, что у каждого человека своя радуга.

38. Можно видеть радугу в росе, тумане, спрее, и под дождем.

39.Наверно все помнят, как впервые в детстве увидели радугу. Это завораживающее зрелище, которое многих не оставит равнодушным.

40.Радуга – это великолепное природное явление. Наверное, никакие виды туризма не сравнятся с тем, что дарит нам природа. Она умеет удивлять, шокировать, приводить нас в восторг.

фото из интернета

Исследовательский проект на тему : «Радуга»

hello_html_2d22af3b.gifhello_html_m288ef8f4.gifhello_html_m4aecc309.gifhello_html_m357ac3b7.gifhello_html_6675b8c.gifhello_html_7f6864a3.gifhello_html_me79a15.gifhello_html_m5706c04f.gifhello_html_m35350b26.gifhello_html_m6a9060da.gifhello_html_726fee41.gifhello_html_m3577f4cd.gifhello_html_31d77715.gifhello_html_7355d33e.gifhello_html_31d77715.gifhello_html_m3af3c2dd.gifhello_html_499fcf70.gifhello_html_m341bf7a0.gifhello_html_m335f3773.gifhello_html_64d28441.gifМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГАЛЬЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

142060, Московская область, Домодедовский район, д. Гальчино, бульвар 60-летия СССР, д. 18, Тел/факс:8(49679) 6-44-05, Email: galchschool@yandex/.ruрадуга Копировать

Введение……………………………………………………………………… 3

  1. Мифы и легенды народов мира………………………………………. 4

  2. История исследования радуги учёными………………………………4

  3. Значение слова «радуга»……………………………………………….5

  4. Как появляется радуга………………………………………………….5

  5. Когда появляется радуга……………………………………………….6

  6. Почему радуга разноцветная…………………………………………..6

  7. Виды радуги

Практическая часть……………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………………13

После  ливня и грозы –

Мост  невиданной красы.

Ни потрогать, ни забраться-

Можно только любоваться.

Окружающий нас мир всегда таит в себе много неразгаданных тайн. Каждому из нас приходилось видеть радугу. Это великолепное красочное зрелище на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

Радуга – удивительное природное явление, которое никого не оставляет равнодушным, вызывает радость, восторг, восхищение.

Как образуется радуга? Что же это за разноцветное  чудо природы? А можно ли наблюдать  эту красоту дома? Какие еще существуют радуги?

 Эти вопросы заинтересовали меня. Взрослые люди, ученые давно объяснили это явление, оно им знакомо, а вот детям еще предстоит узнать о многих явлениях природы, пусть даже и на основе уже существующих теоретических источников. 

Цель исследования: изучение природного явления – радуги.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • узнать, что такое радуга;

  • выяснить условия появления радуги в природе;

  • рассмотреть разные виды радуг;

  • попробовать получить радугу в домашних условиях разными способами.

Предмет исследования: радуга

Объектом исследования является: процесс получения радуги в «домашних» условиях.

Гипотеза исследования:

Если радуга явление природы, возможно мы можем сотворить её сами.

Методы исследования:

  • отбор и классификация материала, его изучение, анализ литературы по теме исследования.

  • беседы с учителями и библиотекарем школы;

  • поисковый метод;

  • сравнительный анализ;

  • наблюдение;

  • эксперимент.

Сроки исследования: январь март 2014 года.

Когда-то давным-давно люди стали задумываться, почему же на небе появляется радуга. В те времена об оптике даже и не слышали. Человечество связало радугу с множеством поверий и легенд.

  • Древние греки думали, что радуга — это улыбка богини Ириды.

  • В скандинавской мифологии радуга — это мост Биврёст, соединающий Мидгард (мир людей) и Асгард (мир богов).

  • В древнеиндийской мифологии — лук Индры, бога грома и молнии.

  • По славянским поверьям, радуга, подобно змею, пьёт воду из

озёр, рек и морей, которая потом проливается дождём.

прощения человечества, и является символом союза (на иврите — брит) бога и человечества (в лице Ноя) о том, что потопа никогда больше не будет.

Существовало поверье, будто в том месте, где радуга как бы уходит одним из своих концов в землю, можно откопать горшок с золотом. А чтобы до окончания жизни быть счастливым и удачным во всех делах, достаточно хотя бы раз пройти под радугой босиком. Жаль вот только, что никому ещё не удавалось пройти под радугой, никто не смог подойти к её основанию.

А пытался ли кто-нибудь в истории человечества познать природу радуги? Я нашла ответ на этот вопрос в разных источниках.

Это красивое явление стали изучать уже в глубокой древности. Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги. Первым понял причину радуги немецкий монах Теодорик, в 1304 г. Воссоздавший ее на сферической колбе с водой. Однако открытие Теодорика было забыто. Общая физическая картина радуги была уже четко описана архиепископом Марком Антонием де Доминисом в 1611 году.   Он объяснил, что радуга появляется в результате отражения света от внутренней поверхности капли дождя и двукратного преломления – при входе в каплю и выходе из неё. Первая попытка закончилась плачевно. Автор рукописи был заточен в тюрьму, где и умер, дожидаясь смертной казни. Инквизиция приговорила любознательного священника к смерти за то, что его теория о возникновении радуги противоречила библейскому толкованию. Антонио Доминис умер в тюрьме, не дождавшись казни, но его тело и рукописи были сожжены.

Но спустя 26 лет французский философ, физиолог, математик и физик Рене Декарт, связал возникновение радуги с законами преломления и отражения солнечного света в каплях выпадающего дождя.

А в 1672 сэр Исаак Ньютон провел исторический опыт. Он направил пучок света на грань стеклянной призмы, и на экране, установленном за ней, получился спектр из непрерывных переходящих одна в другую полос. Ученные выделили семь основных цветов, которые мы наблюдаем в радуге.

«Я затемнил мою комнату, — писал он, — и сделал очень маленькое отверстие в ставне для пропуска солнечного света». На пути солнечного луча ученый поставил особое трехгранное стеклышко — призму. На противоположной стене он увидел разноцветную полоску – спектр. Ньютон объяснил это тем, что призма разложила белый цвет на составляющие его цвета. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный.

Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце

освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне

неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя.

(Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)

Радуга –  разноцветная дугообразная полоса на небесном своде,

образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

(Толковый  словарь русского языка Ожегова С.И.)

 

Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона — в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет.

(По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)

Радуга — претерпевшее изменение слово «райдуга», или Божья дуга.       

(По словарю В. Даля)

Через все небо перекинулась разноцветная дуга, словно огромные ворота в небе. Откуда они взялись? Кто их построил так быстро и так красиво?

Это луч солнца и дождевые капли. Ведь радуга — это и есть солнечный луч. Он проходит через дождевые капли, преломляется и отражается на противоположной стороне неба в виде огромной, разноцветной дуги. Вот почему можно сказать, что построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.

Нередко радугу можно увидеть в брызгах водопада, фонтана или даже поливальной машины. Иногда можно наблюдать побочную радугу, которая расположена над первой и имеет обратное чередование цветов. Это бывает в тех случаях, когда солнечный луч дважды отражается в каплях воды.

Радуга появляется, только когда выглянуло из-за туч солнце и только в стороне, противоположной солнцу.

Радуга возникает, когда солнце освещает завесу дождя. Находиться надо строго между солнцем (оно должно быть сзади) и дождём (он должен быть перед тобой). Иначе радугу не увидеть!

Солнце, наши глаза и центр радуги должны находиться на одной линии! Если солнце высоко в небе, то такую прямую линию провести невозможно. Вот почему радугу можно наблюдать только рано утром или ближе к вечеру. Радуга появляется при условии, что угловая высота солнца над горизонтом не превышает 42 градуса.

Оказывается, такое чудо тоже бывает. Зимой в воздухе «плавают» кристаллики льда. Они тоже могут разделить белый цвет на семь цветов радуги, поэтому радугу можно наблюдать даже зимой.

Дуги радуги разноцветные, но чтобы они появились, необходим солнечный свет. Солнечный луч вовсе не белый, он только кажется белым, а на самом деле состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового. Когда эти цвета смешаны вместе, луч солнца кажется белым. Но когда луч солнца проходит через дождевую каплю — каждый цветной луч ложится отдельно, и мы видим цвет каждого в радуге. Яркость оттенков и ширина радуги зависят от размера капель дождя. Чем крупнее капли, тем уже и ярче радуга, тем в ней больше красного насыщенного цвета. Если идёт мелкий дождик, то радуга получается широкая, но с блёклыми оранжевыми и жёлтыми краями.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В солнечном спектре различают семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан» или другая, не менее известная, «Как Однажды Жан-Звонарь Головою Сшиб Фонарь», современный вариант: Каждый Оформитель Желает Знать Где Скачать Фотошоп. По первым буквам слов и вспоминают цвета. (К, О, Ж, З, Г, С, Ф)

В тайну солнечного луча триста лет назад проник знаменитый английский ученый Ньютон. Это было замечательное открытие. Ньютон первый разгадал, что солнечный луч многоцветный. Вы сами можете это проверить.

Мы чаще всего видим радугу в форме дуги, но дуга – это лишь часть радуги. Радуга имеет форму окружности, но мы наблюдаем лишь половину дуги, потому что её центр находится на одной прямой с нашими глазами и Солнцем. Целиком радугу можно увидеть лишь на большой высоте, с борта самолёта или с высокой горы.

Иногда на небе появляются сразу две радуги, одна, которая имеет четкое очертание, другая же похожа на размытое отражение первой. Неяркая радуга образуется по такому же принципу, как и четкая, однако в этом случае свет отражается от поверхности внутри капли не один раз, а дважды. В результате такого двойного отражения, свет выходит из капли под другим углом, поэтому вторая радуга кажется немного меньше. Если хорошенечко приглядеться, можно заметить, что цвета во второй радуге отражаются в обратном порядке по сравнению с первой радугой.

hello_html_2914c80d.jpgРис. 1. Двойная радуга.

Ещё реже можно увидеть три разноцветные дуги.

hello_html_26fdb89e.png

Рис. 2. Тройная радуга.

В яркую лунную ночь можно увидеть радугу от Луны. Радуга возникает в свете полной луны, когда идет дождь. Поскольку человеческое зрение устроено так, что при слабом освещении наиболее чувствительные рецепторы глаза – «палочки» – не воспринимает цвета, лунная радуга выглядит белесой; чем ярче свет, тем «цветнее» радуга.

hello_html_20f7ad1f.png

Рис. 3. Лунная радуга.

Чаще всего наблюдается простая радуга-дуга, но известен широкий спектр различных оптических феноменов, связанных с возникновением радуги, например огненные радуги, возникающие на перистых облаках, двойная, перевёрнутая, кольцевая радуга, в определённых местах можно увидеть лунную радугу. Радуга может быть зимой, но это очень редкое явление. 

Перевёрнутая радуга-явление довольно редкое. Она появляется при определённых условиях, когда на высоте 7-8 километров тонкой завесой располагаются перистые облака, состоящие из ледяных кристалликов. Солнечный свет, падая под определённым углом на эти кристаллы, разлагается на спектр и отражается в атмосферу. Цвет в перевёрнутой радуге располагается в обратном порядке: сверху находится фиолетовый, а снизу — красный.

Почему появляется радуга

Рис. 4. Перевернутая радуга.

Лунная радуга или ночная радуга появляется ночью и порождается Луной. Лунная радуга наблюдается во время дождя, который идёт напротив Луны, особенно хорошо видна лунная радуга во время полнолуния, когда яркая Луна находится невысоко в тёмном небе. Так же лунную радугу можно наблюдать в местностях, где есть водопады.

Почему появляется радуга

Рис. 5. Лунная радуга.

Огненная радуга — это редкое оптическое атмосферное явление. Огненная радуга появляется, когда солнечный свет проходит сквозь перистые облака под углом 58 градусов над горизонтом. Ещё одним необходимым условием для появления огненной радуги являются шестиугольные кристаллы льда, имеющие форму листа и их грани должны быть параллельными земле. Солнечные лучи, проходя сквозь вертикальные грани ледяного кристалла, преломляются и зажигают огненную радугу или округло — горизонтальную дугу, так в науке называется огненная радуга.

Почему появляется радуга

Рис. 6. Огненная радуга.

Зимняя радуга — это очень удивительное явление. Такую радугу можно наблюдать только зимой, во время сильного мороза, когда холодное Солнце сияет на бледно-голубом небе, а воздух наполнен маленькими кристалликами льда. Солнечные лучи преломляются, проходя сквозь эти кристаллики, как сквозь призму и отражаются в холодном небе разноцветной дугой.

Почему появляется радуга

Рис. 6. Зимняя радуга.

 

Для проверки своих предположений я провела несколько опытов.

Опыт первый.

Повторить опыт Ньютона может каждый школьник. Повторила этот опыт и я, но с искусственным источником света. Опыт разложения света в спектр при прохождении его сквозь призму мы наблюдали в классе, используя призму и проектор. Для этого мы “поймали” призмой белый луч и получили изображение радуги на стене. Свет, который казался белым, играл на стене всеми цветами радуги (эти разноцветные, яркие полоски и называют солнечным спектром). Так мы проникли в тайну луча, в которую 347 лет назад проник знаменитый английский учёный.

 

Опыт второй.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – солнечные лучи.

Мы поставили колбу, наполненную водой, на стол под источник солнечных лучей. Поворачивая зеркальце, мы получили вот такую радугу.

 

Опыт третий.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи зеркальца и фонарика.

Оборудование: колба, наполненная водой, зеркальце, источник света – фонарик.

Всё то же,  как и во втором опыте, но вместо солнечных лучей используется свет от фонарика, отражающийся от зеркала в воде, на белый лист бумаги. Свет был выключен.

Опыт четвёртый.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи компакт –диска.

Оборудование: компакт –диск, источник света – солнечный луч.

Дождавшись солнечного дня, я взяла компакт-диск и поймав им солнечный луч, направила его на потолок. Получилась вот такая радуга.

 

  Опыт пятый.

Цель: получение радуги в домашних условиях при помощи мыльных пузырей.

Оборудование: мыльные пузыри, источник света – солнечные лучи.

Встав перед окном перед яркими солнечными лучами, я надувала мыльные пузыри. На мыльной плёнке  можно увидеть полосы цветов как у радуги.

 

Все выдвинутые гипотезы подтвердились.

Теперь я знаю, что радугу можно увидеть не только днём в летнее время, но и зимой, и даже ночью. Я могу получить радугу в домашних условиях и могу научить этому других. Осуществление данного проекта позволило мне развить свои навыки работы с дополнительной литературой, умение проводить эксперименты, проводить анализ полученных результатов, обосновывать итоги исследований. Во время работы над проектом я узнала о природном явлении радуге: как появляется радуга и почему она разноцветная, определила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги, узнала, что радуга может быть одной дугой, а может быть двойная или даже тройная. Существует ночная радуга (лунная) и зимняя, но она бывает очень редко и не такая красочная, как летняя. Из истории изучения радуги я выяснила, что многие пытались объяснить природу этого явления, но полно это явление раскрыл Исаак Ньютон. Опытным путём я доказала, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

Цель  — узнать о природе атмосферного оптического явления – радуга, была мною достигнута, выдвинутые мною гипотезы подтвердились.

     В дальнейшем в этом направлении хочу продолжить исследовать природу цветов радуги, чем занимается наука «цветоведение».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Интернет-ресурсы: сайты «Википедия», «Загадки природных явлений».

 

2. Орлова Л. И. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе.  Журнал «Начальная школа», №3, 2007г.

 

3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова. Почемучка. Энциклопедия для детей. – М.: «Педагогика – пресс», 1998.

 

4. Детская энциклопедия. Земля и Вселенная. – М.: «NOTABENE», 1999.

 

5. Семёнова Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», №2 , 2006.

 

6.     «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М., 1990 год.

7.Я познаю мир: Дет. Энцикл./М.: ООО «Издательство АСТ»,2002г.

8. Белкин И. К. Что такое радуга? – «Квант»1984г.

  1. Булат В. Л. Оптические явления в природе. М.: Просвещение, 1994 г.

  2. Гегузин Я. Е. «Кто творит радугу?» – Квант 2008г.

  1. Майер В. В., Майер Р. В. «Искусственная радуга» – Квант 2008г.

 

«Почему радуга разноцветная?» (2 класс)

Разработка урока по окружающему миру по теме:

«Почему радуга разноцветная?» (2 класс)

Учитель: Морозова О.Р.

Цели:

1.     Формировать первоначальное представления о свете и цвете;

2.     Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью;

3.     Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений;

4.     Воспитывать интерес к изучению нового.

В ходе урока обучающиеся будут иметь возможность:

üОписывать чувства, возникающие при виде радуги;

üНазывать цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника;

üЗапомнить последовательность цветов радуги;

üВысказывать предложения о причинах возникновения радуги;

üРаботать в группах: отображать  последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку.

Формирование УУД:

Предметные – перечислять цвета радуги в правильной последовательности.

Познавательные – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других.

Регулятивные – учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителю плану. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные – освоение роли ученика; формирование интереса к учению.

 

Ход урока

1.     Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Многое  должны узнать.

Оглянитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей.

 

— Ребята, сегодня на уроке мы совершим много открытий! А помогать нам будут наши друзья: Муравей-вопросик и Мудрая Черепаха. Вы готовы?

 

2.     Актуализация знаний.

— Я прочитаю стихотворение, а вы по содержанию будете показывать движения:

 

Почему повсюду лужи?

Мама зонтик свой берет.

Почему же? Почему же?

Потому что….(«дождь идет!»)

— Дождик закончился и ….что появляется на небе? (радуга)

 

3.     Тема урока. Постановка проблемного вопроса.

 

— Да, ребята, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется.

— Дети, кто из вас видел радугу?

— Какое настроение было, когда вы увидели радугу?

— Ребята, а когда в небе появляется радуга? (когда светит солнце и идет дождь)

Чтение стихотворения.

Летний дождь прошел с утра,

Выглянуло солнце.

Удивилась детвора,

Посмотрев в оконце,-

Семицветная дуга

Заслонила облака.

— Сколько цветов у радуги? (семь)

Как поэтесса назвала радугу в стихотворении? (семицветная дуга)

Покажите мне свои ладошки, сейчас на них упадет капелька дождя (пипеткой капнуть на ладошку). Рассмотрите её, какого она цвета?

— Муравей – вопросик задает вам вопрос: слайд №  __4__

Вывод: Все вы видели, что капелька бесцветная и лучик бесцветный. Почему же тогда радуга разноцветная? Как вы думаете?

— А кто желает узнать: почему же радуга разноцветная?

— Ребята, скажите, а сейчас зимой можно увидеть радугу? Почему?

— Давайте совершим открытие и узнаем, как можно увидеть радугу – зимой!

 

 

4.     Решение проблемной ситуации. Изучение нового материала.

Практическая работа № 1. «Прохождение луча света через стеклянную призму».

Учитель зеркальцем ловит солнечного зайчика и направляет его на призму. Призма – прозрачное стекло, заменяющее капельку воды. Так можно получить небольшую радугу.

— Что нам заменяла призма? (капелька воды)

— Что стало с солнечным лучом, когда он прошел через призму? (распался на цветные лучики)

Вывод (черепахи): по слайду №5.

 

Практическая работа № 2. «Эффект радуги в домашних условиях».

Радуга представляет собой оптическое явление, возникающее при преломлении и отражении солнечных лучей в миллионах дождевых капель.

Опыт: в очень ясный солнечный день вам понадобится миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите зеркальце в воду и прислоните его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал яркий солнечный свет. Затем перемещайте картон перед миской так, чтобы на нем появилась отраженная «радуга».

 

Вывод:

— Давайте обратимся к учебнику (стр №41) и зачитаем объяснения Мудрой Черепахи!

— Так что же  надо, чтобы появилась радуга? (солнечный луч, дождь).

Чтение объяснения Мудрой Черепахи по учебнику,

 

5.     Физминутка.

 

Здравствуй, радуга – дуга

Принимай нас в гости!

Мы по радуге бегом

Пробежимся босиком.

Через радугу – дугу

Перепрыгнем на бегу.

И опять бегом, бегом

Пробежимся босиком!

6.     Постановка и решение проблемного вопроса.

 

— Кто из вас знает, из каких цветов состоит радуга? Слайд №  6,7

— Ребята,  все  понятны слова во фразе-подсказке?

Сообщение о ФАЗАНЕ: слайд № 8

ФАЗАН – это великолепная птица, его окраска настолько же прекрасна, насколько привлекательна его фигура. Родина птиц – Китай. Гнездятся они в лесах, растущих на невысоких горах, держатся небольшими стаями. Кормятся на полях, оставшимися зернами. Фазан очень осторожен и пуглив. От опасности стремится спастись бегством или пускается в полет.

 

7.     Обобщение ответов обучающихся.

Ребята, а какое настроение у вас было, когда вы видели радугу? Слайд № 9

 

Слово радуга похоже на слово радость. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на нее возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут – радуга. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце.

 

8.     Закрепление знаний.

Работа по учебнику, стр. 41. Рассмотрите рисунок.

— Что делают Черепаха ? (брызгает, создавая явление дождя)

— Как вы думаете, что они хотят увидеть? (радугу)

— Может ли получиться у них радуга? Почему? (да. Солнечные лучи пройдут через капли воды и получится радуга).

 

9.     Работа над проектом. Работа в группах.

— Чтобы поднять весеннее настроение и запомнить порядок цветов в радуге, предлагаю создать веселую радугу. Работа с пластилином. Лепка радуги.

10.                      Домашнее задание. Выучить фразу-подсказку.

11.                     Рефлексия.

Какое настроение у вас вызвал урок: радуга – радость, тучка – грусть.

12.                     Итог урока:

— Как получается радуга? (солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики).

 

— Почему радуга получилась веселой? (дети запомнили все её цвета).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о