Эко тема – 13 экопроектов-победителей международного конкурса «​Школа за экологию»​

Содержание

13 экопроектов-победителей международного конкурса «​Школа за экологию»​

Победители ежегодного конкурса «Школа за экологию» из разных регионов мира отправились в образовательную поездку в Германию, где представили свои проекты по защите окружающей среды и обсудили, что ждет нашу планету в будущем. В этом году в рамках учебной поездки они смогли исследовать разные подходы к решению экологических проблем в своих странах. Из России на конференции побывали школьники из Саранска, Москвы и Новосибирска. 

О конкурсе

«Школа за экологию: думать, исследовать, действовать» — это международный конкурс, который с 2014 года проводит Гёте-Институт в Москве. Заявки на участие в нем приходят со всего мира. 

Вместе со своими учителями дети и подростки, ученики 7-11 классов, исследуют экологическую ситуацию там, где живут — у себя в городе, на своей улице или в своей школе. Они работают в командах и изучают качество воды и воздуха, потребление энергии, проблемы растительного и животного мира, обращение с мусором. 

Им помогают учителя немецкого языка, биологии, экологии, химии, физики и географии. Школьники предлагают конкретные идеи по защите окружающей среды, проводят акции, направленные на привлечение внимания общественности к данной проблеме.

В 2019 году было выбрано 13 проектов-победителей.

«Этноэкологические традиции - прививка от разрушения природы»
(Саранск, Республика Мордовия)

— Мы верим в то, что окружающую среду можно спасти, используя экологические традиции. Если человеку понятен смысл традиций, то со временем он начнет проявлять чувствительность к природе и заботиться о ней. В большей степени речь идет о населении республики Мордовия, которому мы хотим напомнить об этноэкологических традициях. 

Кроме того, мы хотим изменить их отношение к природе и таким образом научить их ценить ее. В основном это касается младшего поколения, так как они забывают о существовании этого важного элемента нашей культуры. 

Мы провели исследование физико-химических свойств родниковой воды в окрестностях города Саранска, Республики Мордовия и изучили отношения мордовского народа к лесу, дали рекомендации людям, как правильно вести себя на лесных курортах.

«Мусорные баки в городе»
(Киргизия)

— Некачественные и непрочные мусорные баки нашего города привели к глобальной катастрофе. Разбросанный повсюду мусор, в котором содержатся много бактерий, стал пищей для многих животных (коров и т.д.). Эти бактерии попадают и в наш организм. 

Вы зададитесь вопросом «Как?»  -  мы пьем молоко, питаемся молочными продуктами и готовим разные мясные блюда, впоследствии возникают болезни, от которых мы страдаем. 

Для того, чтобы это предотвратить, нашему населению нужно позаботиться о чистоте в нашем городе и быть внимательней. Мы предлагаем установить более стабильные мусорные баки и таким образом спасти здоровье наших жителей.

 «Лекарства в питьевой воде? Обрати внимание на их утилизацию!» 
(Чернигов, Украина)

— Неправильная утилизация просроченных лекарств может привести к загрязнению окружающей среды медицинскими веществами, которые в последствии попадают в питьевую воду. Причиной этому является некачественная фильтрация в водопроводных станциях.  

Этот факт доказан даже наукой, поэтому с помощью нашего проекта мы бы хотели проанализировать данный факт с помощью экспериментов. Кроме этого, нам было бы интересно узнать, как влияют медицинские вещества на человеческий организм и здоровье. 

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что люди совершают чрезмерную покупку лекарств, которые впоследствии являются излишними. Мы хотим донести до нашего общества, как правильно избавляться от просроченных медикаментов и найти эффективное решение этой проблемы.

 «Гидропоника и окружающая среда»
(Новосибирск, Россия)

— Мы хотели бы исследовать тему «гидропоника» и с помощью нашего проекта узнать, не причиняет ли эта методика выращивания растений, вреда окружающей среде. Так как мы живем в Новосибирске, наш город окружен сибирскими лесами и природой, именно поэтому эта тема нам особо интересна. 

Мы провели эксперимент, который показал нам положительные качества гидропоники и его недостатки. Мы хотим украсить нашу Сибирь и начнем с нашей школы!

«Пруды в парке Царицыно» (Москва, Россия)

— Парк Царицыно является одним из самых любимых парков местных жителей. В этом парке у нас есть возможность не только погулять, но еще и поплавать в прудах. Этот парк очень важен для экологической системы нашего района. К сожалению, наши студенты не вполне осознают, насколько важным является бережное отношение к природе в больших городах. 

Мы хотим определить экологическое состояние парка Царицыно с помощью исследования воды в прудах и исходя из наших итогов определить причины загрязнения окружающей среды. 

Чтобы наш парк оставался чистым, мы выдвинули несколько предложений: уборка парка (не менее 2 раз в год), наблюдение и контроль за экологической ситуацией в парке.

«Биопластик против загрязнения окружающей среды»
(Ереван, Армения)

— На сегодняшний день представить жизнь без пластика достаточно сложно, но его существование очень вредит окружающей среде и природе. Над этой проблемой мы работаем достаточно долго, а в рамках проекта Umwelt macht Schule мы бы хотели более детально вникнуть в эту тему. В нашей школьной лаборатории была разработана альтернатива пластику. 

После тщательного исследования мы задались вопросом: «Каким образом мы можем сократить использование пластиковых изделий в нашей среде, в нашей школе?» Мы провели опрос, исходя из которого мы поняли, что биоразлагаемые пакеты с легкостью могут заменить пластиковые.

«Пропадающее озеро»
(Ургенч, Узбекистан)

— Негативные последствия высыхания Аральского моря так же актуальны и для нашего региона. Качество воздуха и воды в нашем регионе очень плохое. Ученые доказали, что в воздухе и воде содержится очень много соли, которая вызывает болезни и причиняет вред природе. 

Мы считаем, что государство не в силах справиться с этой проблемой и мы обязаны ему помочь. Чтобы обратить внимание каждого на эту проблему, мы посетили школы и университеты и ввели учеников в курс дела. 

Для решения проблемы мы предлагаем: экономить воду и использовать дождевую воду для хозяйства (например, поливать ей огород). Кроме того, необходимо заменить водопроводные трубы, так как на протяжении долгого времени их не очищали. 

«Развитие экологического туризма
в Тупкараганском районе»
(Актау, Казахстан)

— Экотуризм является новым отраслью бизнеса в нашем Тупкараганском районе. Развитию экотуризма в нашем районе нужно уделить много внимания. С помощью нашего проекта мы хотим узнать, является ли развитие экотуризма перспективным и возможным.

Мы пришли к выводу, что Мангистауский район, включая Тупкараган, отличается от других населенных пунктов и имеет шанс на развитие экотуризма. Исходя из этого мы хотим, чтобы наше население держало в чистоте природную красоту нашей родины и не причиняло вред окружающей среде.

«Окружающая среда как стекло, не причиняй ей вред!»
(Панчево, Сербия)

— Мы заметили, что ученики не соблюдают чистоту в классе и оставляют за собой много мусора после уроков. При этом наши контейнеры для мусора в школьном дворе остаются пустыми, так как ими никто не пользуется. 

С помощью этого проекта мы хотим показать, что мусор можно и нужно разделять. Помимо этого, мы хотели бы рассказать о существовании Upcycling. Мы донесли информацию о нашей деятельности до СМИ и надеемся на успех.

«Приготовим квашеную капусту!» (Чикаго, США)

— Будучи городскими жителями, мы редко сталкиваемся с природой и не всегда знаем, как растут растения, которые мы употребляем в пищу каждый день, например капуста. 

Благодаря проекту мы не только поработали волонтерами на ферме, сажая капусту, но и изучили процессы ферментации и научились готовить одно из традиционных немецких блюд – квашеную капусту (Sauerkraut). 

В наших планах – пиар-кампания за здоровый образ жизни и употребление экологичных региональных продуктов, которую мы собираемся финансировать за счет продаж приготовленной нами квашеной капусты.

«Цена энергии» (Новополоцк, Беларусь)

— Наша цель - рассказать учащимся о современном мире, проблемах производства и экономии энергии, о системе энергоснабжения, а также найти решение этим глобальным проблемам. 

Школьники должны уметь распознать реальность наносимого ущерба природе и научиться уважать окружающую среду. К тому же мы хотим научить их ценить и бережно относиться к природе, так как в наше время тема энергии стала как никогда актуальной. 

Каждый из нас понимает, что энергобезопасность – важное условие стабильного развития нашего государства.

«Загрязнение моря и пластиковые отходы» (Гуанчжоу, Китай)

— Уже много лет пластиковый мусор можно найти как в море, так и на пляже. Мы считаем, что так не может продолжаться и хотим это изменить с помощью распространения информации о защите моря. 

Мы провели три эксперимента, сделали опрос на тему «загрязнение моря», а также выступили с тематическими докладами в школах. Кроме того мы разработали экологически чистые тетради и многоразовые сумки для покупок. 

Наш проект был успешен не только в Китае, но и в Германии, чем мы очень гордимся.

«Вместе против щитников» (Зугдиди, Грузия)

— За последние три года сельское хозяйство западной Грузии сильно пострадало из-за распространения щитников (клопов), которые уничтожили большие площади сельскохозяйственной продукции, такой как орехи, овощи и фрукты. 

В результате, как население, так и сельское хозяйство понесло огромные потери. С этой актуальной проблемой и о путях её решения мы бы хотели ознакомить население нашей деревни. Нашим достижением после исследования, стало сокращение огромного количества клопов, что способствует развитию сельскохозяйственного производства и экологической чистоте продуктов. 

Также наши учащиеся овладели новыми знаниями и получили навыки в решении проблем, а большинство жителей деревни ознакомились с применяемыми методами борьбы с вредителями.

Recycle является информационным партнером проекта.

10 мифов об ЭКО, которые давно пора развеять — Сноб

В России, по данным Российской ассоциации репродукции человека, с 1995 по 2016 год с помощью вспомогательных репродуктивных технологий на свет появились 191 606 детей. Эти технологии, в частности ЭКО, существуют уже много лет, однако вокруг них до сих пор бытует множество мифов. Развеет их эксперт, ведущий врач-репродуктолог клиники «Скандинавия АВА-ПЕТЕР» Ирина Боброва

Фото: Carlo Navarro

Миф 1. ЭКО только для тех, «кому за...»

Широко распространено мнение, что к процедуре экстракорпорального оплодотворения в основном прибегают пары в возрасте после 35 лет. В реальной жизни это совершенно не так.

Согласно отчету Российской ассоциации репродукции человека, примерно 20% россиян репродуктивного возраста (15–49 лет у женщин, мужчины от 16 лет) бесплодны. Возрастные изменения женской половой системы, прежде всего, снижение числа здоровых яйцеклеток — всего лишь одна из причин постановки такого диагноза. Если женщине уже исполнилось 35 лет, действительно, не стоит терять времени. По рекомендациям российских и западных репродуктологов в течение полугода желательно пройти обследование, установить причины бесплодия и принять решение о применении ЭКО.

Но женщинам в возрасте до 35 лет ЭКО тоже назначается. Среди показаний к процедуре: 

  • гормональные нарушения;
  • отсутствие или непроходимость маточных труб;
  • эндометриоз;
  • воспалительные процессы;
  • «неясное бесплодие», когда при обследовании обоих партнеров не выявляется никаких патологий.

Миф 2. «Дети из пробирки» слабые и часто болеют

Дети, которые появляются на свет в результате процедуры ЭКО, ничем не могут отличаться от детей, зачатых естественным образом. И в том, и в другом случае в оплодотворении участвуют половые клетки родителей или доноров — ооцит и сперматозоид. Эмбрион переносится в матку, в которой растет и развивается. Отличие лишь в том, что процесс оплодотворения протекает не в теле женщины, а вне его — в пробирке или чашке Петри.

Представления о слабом здоровье детей, зачатых в результате процедуры ЭКО, появились из-за того, что 20–25 лет назад, на этапе становления метода, женщинам имплантировали много эмбрионов одновременно. Это повышало шанс на хороший результат. В результате часто развивались многоплодные беременности. А они действительно труднее вынашиваются и чаще заканчиваются преждевременными родами. Дети при этом, как правило, рождаются маловесными. Один из самых нашумевших случаев произошел в Калифорнии в 2009 году, когда женщина после ЭКО родила сразу 8 детей. Однако важно понимать, что проблемы со здоровьем новорожденных в этих случаях связаны не с самой процедурой ЭКО, а с особенностями течения многоплодной беременности.

Фото: Aditya Romansa

Миф 3. ЭКО часто приводит к рождению двойни и тройни

Сегодня технология ЭКО настолько развита, что необходимости в имплантации большого числа эмбрионов нет, и современные высокотехнологичные клиники отказываются от этого. Как правило, женщинам в возрасте до 35 лет подсаживают один эмбрион, а в возрасте старше 35 лет — один-два.

При подсадке одного эмбриона вероятность произвести на свет двойню или тройню после ЭКО существует только тогда, когда решение об этом примет сама природа, и оплодотворенная яйцеклетка разделится на две или три.

Согласно статистике Российской ассоциации репродукции человека

Экологический проект «Жизнь в стиле эко»

Паспорт учебного проекта

Название учебного учреждения Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Волгоградская школа-интернат №1»

Тема проекта «Жизнь в стиле эко»

Тип проекта мнонопредметный, общешкольный, внутренний, краткосрочный, практико-ориентированный

Срок реализации проекта 01-30 сентября 2019 г.

Аннотация проекта Проект объединяет обучающихся 1-5х классов. Участники проекта создают 8 модулей, соответствующих эко-стилю. Отбирают иллюстративный материал и оформляют выставочный продукт.

hello_html_m40bedeee.jpg

Жизнь в стиле «ЭКО» —

это жизнь по законам природы

и в гармонии с ней, а это значит,

что такая жизнь

более естественна для человека

Актуальность проекта

Жизнь в стиле «эко» – это когда мы соблюдаем здоровый образ жизни, употребляем органические продукты без искусственных красителей и консервантов, носим одежду из натуральных материалов (хлопка, шерсти, шёлка), отдыхаем за городом - подальше от промышленных объектов и магистралей. В декоре квартиры выбираем экологически чистые материалы отделки. Экостиль предполагает бережное отношение к окружающей среде. Выражаться это может в использовании экологически чистых материалов, отказе от всего, что в процессе производства и использования угрожает природе и здоровью людей, животных и растений. Если мы каждый день будем заботиться о себе и окружающем мире, то будет в состоянии укрепить здоровье и улучшить экологическую ситуацию.

В ходе реализации проекта обучающиеся с нарушениями интеллекта структурируют информацию по блокам: Убираем дома и в школе, Выбираем местные продукты, Экономим свет и воду, Переходим на ЭКО-движение, Покупаем ЭКО-сумки, Работаем с ЭКО-материалами, Сдаем вторсырье, Пользуемся ЭКО-вещами.

.

Цель: формирование мотивов, потребностей и привычек, связанных с нормами и принципами экологической культуры в целом, здоровый образ жизни.

Задачи: Формировать базовую потребность придерживаться стиля ЭКО. Амплифицировать знания о эко-привычках.

Целевая аудитория обучающиеся 1-5х классов.

Формы работы:

педагоги: объяснение проектного задания; структурирование знаний обучающихся по блокам направлений стиля ЭКО; стимулирование мотива поисковой деятельности;

обучающиеся: знакомство с содержанием предстоящих действий; работа в парах и группах; оформление рекламных постеров, рефлексия.

Этапы проекта

этап

сроки

Деятельность участников проекта

подготовительный

01-05 сентября 2019

Педагоги

Формулируют проблему, цель и задачи проекта.

Распределяют информацию по блокам исследования:

  1. Убираем дома и в школе,

  2. Выбираем местные продукты,

  3. Экономим свет и воду,

  4. Переходим на ЭКО-движение,

  5. Покупаем ЭКО-сумки,

  6. Работаем с ЭКО-материалами,

  7. Сдаем вторсырье,

  8. Пользуемся ЭКО-вещами.

Отбирают обучающихся - участников проекта. Распределяют шаблоны постеров по группам и парам.

основной

05 -25 сентября 2019

Педагоги

Знакомят с условиями реализации проекта. Проводят занятия-практикумы по выбору экологичных действий и предметов по модулям проекта. Объясняют правила работы над постерами.

Организуют самостоятельное составление рассказов по теме «Я живу в стиле ЭКО».

Обучающиеся

Знакомятся с содержанием предстоящей работы.

Актуализируют имеющиеся знания и запоминают новую информацию, которую получают в рамках практической деятельности на специальных занятиях с руководителями проекта. Работают в парах и индивидуально.

Оформляют постеры, составляют рассказ по заданной теме. Аргументируют свои выбор.

заключительный

29 сентября 2019 г

Педагоги

Обобщают результаты проектных действий. Оценивают работы участников и стимулируют самооценку.

Обучающиеся

Рефлексируют.

Сравнивают свои работы с работами других обучающихся, оценивают свое участие в проекте.

Технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированные технологии, групповые технологии, технологии коррекционно-развивающего обучения, объяснительно – иллюстративные технологии, технологии коллективной деятельности.

Ожидаемые результаты уточнение представлений о жизни в стиле ЭКО.

Практическая значимость проекта постерами можно пользоваться в ходе внеурочных развивающих занятий, коррекционно-развивающих занятий специалистов сопровождения; оформить выставку работ обучающихся по теме проекта.

Литература:

  1. Данилова М. З. Занимательная экология // Воспитание школьников. - 2010. - № 5. - С.25-33.

  2. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 64 с.

  3. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества // Начальная школа. - 2009. - № 12. - С.40-44.

  4. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Владос, 2012. - 240 с.

  5. Деребко С.Д., Ягвин В.А. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ягвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 313 с.

  6. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. / С.Д. Дерябко. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009. - 217 с.

Ход реализации проекта

Так ли всесильно ЭКО? — Сноб

Исследования NHS (Национальной службы здравоохранения Великобритании) показали, что из 253 процедур экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) для женщин в возрасте после 44 лет успешно заканчиваются лишь две. В беседе с The Daily Telegraph председатель Национального управления по оплодотворению и эмбриологии человека Великобритании Салли Чешир рассказала, что современные клиники, оказывающие эту услугу, пользуются уязвимостью женщин старше 40 лет. При этом они используют методы, эффективность которых научно не доказана, и не рассказывают клиентам о реальных шансах на ребенка. «Сноб» поговорил с Гульнарой Махмудовой — доктором медицинских наук, акушером-гинекологом, профессором Клинического госпиталя на Яузе, и выяснил, каковы реальные шансы успешного ЭКО, что такое овариальный резерв и кто может стать половым донором в России

Фото: личный архив

В статье британских коллег утверждается, что чем старше женщина, тем меньше у нее шансов на удачное ЭКО. Это действительно так?

Репродуктивный потенциал женщины зависит главным образом от овариального резерва, полученного при ее рождении. Но с возрастом запас яйцеклеток в яичниках (так называемый овариальный резерв) неуклонно снижается. Следовательно, чем старше женщина, тем меньше у нее шансов забеременеть.

Большинство женщин в возрасте от 20 до 30 лет способны зачать ребенка. Но многие из них не планируют беременность в этом возрасте, желая заняться этим вопросом после 35–40 лет, а иногда и старше. Но тогда половина из них будет уже не способна к зачатию. В зависимости от скорости хода их биологических часов некоторые женщины сохраняют репродуктивный потенциал и после 40 лет, но некоторые, по причине низкого овариального резерва, оказываются бесплодными к 35 годам. Наблюдения показывают, что у половины женщин способность к зачатию снижается после 31 года, к 41 году они становятся бесплодными. В среднем в 46 лет появляются нарушения менструального цикла, и в 51 год наступает менопауза.

Определение индивидуального биологического репродуктивного возраста — одна из первых задач, встающая перед женщиной и ее врачом. В случаях, когда женщина по той или иной причине заинтересована отложить рождение ребенка, она имеет возможность сохранить свой овариальный запас, пользуясь услугами криобанков. Современные технологии позволяют сохранять в замороженном состоянии яйцеклетки, полученные из яичников женщины.

Британские чиновники указывают, что врачи пользуются уязвимостью женщин, для которых ЭКО — последний шанс. Как распознать эту психологическую уловку и не попасться на нее?

Да, ЭКО — последний шанс не только для женщин старше 45 лет: есть целый ряд медицинских показаний к проведению ЭКО у женщин разных возрастных групп. Например, у женщины в возрасте до 30 лет может быть непроходимость обеих маточных труб, и тогда, независимо от возраста, ей показано ЭКО. Наше государство оказывает большую поддержку в предоставлении возможности проведения ЭКО за счет средств ОМС.

У женщин старшего возраста овариальный резерв крайне низок, в связи с чем есть показания для проведения программ ВРТ (вспомогательных репродуктивных технологий) с применением донорских ооцитов, а при желании — донорских эмбрионов.

ЭКО — высококонкурентный рынок. Врачи и медицинские пиарщики пытаются привлечь клиентов любыми способами. Так, председателю комитета по оплодотворению и эмбриологии Салли Чешир пиарщики предложили купить подобную услугу. Парадокс в том, что ей 50 лет. В России такое предложение может быть? Кто в нашей стране обращается к услугам ЭКО в таком возрасте?

Не думаю, что у нас кто-либо из специалистов будет навязывать программы ЭКО женщинам 50-летнего возраста. Возможно, в данной конкретной ситуации это было сделано в качестве рекламы клиники не очень профессиональным специалистом. Конечно же, пациенты в возрасте 50 лет и старше сами обращаются в клиники ЭКО, что связано, зачастую, со сложившимися трагическими ситуациями в их жизни. В нашей практике чаще всего речь о потере своего взрослого единственного ребенка. Да, такие случаи есть, при этом женщины всегда прибегают к донорскому материалу, часто эти попытки успешны — они самостоятельно вынашивают и рожают детей.

Возраст донора яйцеклетки, если он необходим, считается ключевым фактором. Расскажите об этом подробнее.

Быть донорами половых клеток (яйцеклеток и сперматозоидов) имеют право граждане в возрасте от 18 до 35 лет, физически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование (ФЗ-323, статья 55). Донорство может быть открытым или анонимным, при котором персональные данные донора неизвестны реципиенту. Требования к анонимным и неанонимным донорам одинаковые.

При выборе донора мы отталкиваемся не только от результатов обследования, что обязательно, но и учитываем качество полученных клеток от конкретного донора, о чем нас информирует непосредственно эмбриолог — специалист, который работает с клетками. В программах применяются только те клетки, которые соответствуют определенным стандартам качества, имеющимся в эмбриологии.

Насколько здраво женщины, обращаясь в клинику ЭКО, оценивают свои шансы? О чем врач должен рассказать пациентам в первую очередь — во избежание дальнейших проблем и недопониманий?

Обычно женщины старшего возраста, обращаясь в клинику ЭКО, трезво оценивают свои возможности. Задача врача-репродуктолога — правильно информировать пациентку о современных возможностях иметь здорового ребенка. Но, конечно, бывают случаи, когда пациенты категорически отказываются от донорского материала и настаивают на проведении программ стимуляции, несмотря на очень низкие показатели овариального резерва. Пациенты должны быть в курсе, что в возрасте старше 40–45 лет, даже при получении собственной яйцеклетки (что возможно при проведении минимальной стимуляции или забора яйцеклетки в естественном цикле), при сохраненной овуляции, конечно, качество полученной яйцеклетки будет крайне низкое и, скорее всего, такие яйцеклетки будут нести в себе генетическую патологию, что не даст возможности для полноценного развития нового организма. У каждой пациентки есть выбор, и решение принимает супружеская пара или женщина, не имеющая партнера. Нет смысла проводить программы стимуляции с использованием гормональных препаратов при истощенных репродуктивных возможностях.

Как быть с моральным здоровьем пациенток? Кто несет ответственность за неоправданные надежды?

Во всех случаях проведения программ ЭКО необходимо участие психолога и психотерапевта. Психологическая поддержка для женщины крайне важна не только со стороны профессионального психолога, но и со стороны лечащего врача. В нашей клинике сопровождением пар или одиноких женщин занимаются индивидуальные менеджеры, которые ежедневно находятся с ними на связи, также активно  используются удаленные консультации с врачами.

И индивидуальное сопровождение тоже важно: и психологически, и для экономии времени пациентов, и для своевременного информирования в процессе проведения программы.

Я всегда объясняю пациенткам, что использование донорского материала (будь-то донорские яйцеклетки или эмбрионы, полученные от молодых здоровых доноров, прошедших полное обследование) даст им в итоге здорового ребенка, которого вынашивать они будут самостоятельно, пройдя этап родов и грудного вскармливания. Да, генетически это не их ребенок, но новорожденный, который постоянно видит лицо своей матери и отца, начинает копировать их мимику, растет и развивается в семье со своим индивидуальным укладом и внешне становится очень похожим на своих родителей.

Подготовили: Татьяна Плющай и Анна Буянова

Эко-марафон: 6 уроков об экологии для детей :: Это интересно!

Сегодня 15 апреля  - Международный день экологических знаний.
Нужно ли детям знать об экологии? Конечно!  Можно сколько угодно быть против мусорных полигонов или вредных заводов. Но это слова! Пока все не научатся мыслить экологически, никакие единичные призывы что-то исправить действовать не будут.
А начинать приучать к экологическому мышлению нужно с самого раннего детства, еще до школы!

Не будем ставить перед собой глобальных задач, вроде "спасти китов". Начнем с маленьких, но очень важных шагов, чтобы сделать нашу планету немного чище.
Так родилась идея марафона под названием "Эко уроки".

Мы с Машей Костюченко, руководителем он-лайн школы "Учимся, играя", на площадке Инстаграм не просто говорили о проблемах, а попробовали с детьми менять себя и мир вокруг.
6 дней - 6 уроков.
Они были насыщенными и полезными для всех. И для нас, и для читателей. Марафон "вживую" проходил в ноябре 2019. Найти его можно в Инстаграме по хэштегу #Эко_уроки. Там вы сможете посмотреть на выполненные задания, которые присылали участники.

Но тема экологии не стареет никогда. Поэтому я сейчас решила продублировать экологические уроки для детей и тут, в блоге. Чтобы учителя, воспитатели и родители тоже могли провести по мотивам моих материалов экоуроки со своими детьми в виртуальном виде.

Схема уроков такая: давался один день на изучение теоретического материала, опубликованного мною. И один день - на выполнение домашнего задания. 

Всего было 6 уроков, на которых мы попытались охватить самые важные темы экологии и познакомить детей с экологичным образом жизни.
Буду рада, если эти уроки лягут в основу ваших занятий с детьми и пригодятся им:)
А наши с Машей аккаунты в Инстаграм @tavika.ru и @earlystudy - подписывайтесь!

Итак, начнем!


УРОК 1. ЧТО ИЗ ЧЕГО?

Первое, что должен понять ребенок про экологию, это то, что все мы друг от друга зависим. Все взаимосвязано: живые и неживые, разумные и неразумные, растения и животные, камни и реки... Для малышей, да и детей школьного возраста, это не так уж очевидно.
Детям кажется, что на "их век хватит" и "чипсы готовыми растут на полках в магазине" 😉
Это не так! Я подготовила компьютерную презентацию, чтобы объяснять детям, откуда что берется.
Ее можно просто скачать без всяких подписок и регистрации у меня по ссылке на Яндекс.Диск.
Ссылка в конце урока.

В презентации я постаралась максимально наглядно подобрать слайды, чтобы все было понятно даже малышам 3-6 лет.
Что сделано из чего?

Хотя гораздо лучше меня это объяснил… Крылов!

Помните басню «Свинья под дубом»?

Про то, как свинья подрывала корни дерева и считала, что ее ничуть не касается то, что она ему вредит – ведь ее интересуют только желуди. Откуда ей было знать, что желуди берутся с дуба?

Так вот, чтобы наши дети не выросли похожими на эту свинью, нужно, чтобы они знали, от чего что в природе зависит.

Откуда берется то, что они едят? Что они носят? Чем пользуются?

С молоком или сосисками большинство детей и так разберется. 

А вот из чего делают акварельные краски, которыми они рисуют?

И еще сотню других предметов нашего обихода – про все это дети узнают из моей презентации.

Презентация со звуком и анимацией, сделана в формате pps, смотреть ее нужно с помощью программы Power Point. Обычно он уже установлен в пакете Майкрософт Офис.

Поэтому просто запускайте! Все включится само. Не забудьте включить звук! Там мой голос:)
Только нужно обязательно скачать на компьютер, а потом уже просматривать. Она не будет правильно работать, если включать файл просто в режиме просмотра.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ "ЧТО ИЗ ЧЕГО?"

УРОК 2. ПЕРВЫЙ ЗАКОН ЭКОЛОГИИ
"ВСЕ СВЯЗНО СО ВСЕМ"


Мы продолжим разбирать первый  закон экологии «Все связано со всем».
Это значит, что любые изменения в одной части природы отзовутся изменениями в другой ее части.
Детям легче всего показать это на примере цепочек питания.

Что такое "цепочка питания"?
Если сказать очень просто, это ряд организмов, каждый следующий из которых питается предыдущим.
Солнце светит – это источник энергии. А дальше пошла цепочка тех, кто эту энергию потребляет: трава☘➡️кролик🐇➡️лиса🐺
Одно звено цепи пропадет - рассыплется вся система!

Но! Добавление новых звеньев в цепь тоже ведет к проблемам.
Всем известный пример: кроликов 🐰европейские поселенцы завезли в Австралию. И они так расплодились, что уничтожили всю растительность на полях. Пришлось завозить хищников, чтобы остановить нашествие милых зверушек.
Но хищники не очень-то помогли((( Не помогла и охота на кроликов. И даже намеренное заражение кроликов особым вирусом. Кролики со временем приспособились и к нему.
До сих пор эта проблема в Австралии не решена(((

Теперь понятно, зачем изучать цепочки питания?
Чтобы уметь прогнозировать последствия вмешательства в природу!

ЗАДАНИЕ

Научите детей составлять цепочки питания.

✅Это растения и микробы. По-научному они называются продуценты (те, кто продуцируют, производят энергию)
✅Потом идут те, кто их едят и эту энергию потребляют: консументы (консьюмер – потребитель).
✅И завершают все редуценты ("разрушители") – те, кто «разбирает на кирпичики» отмершие остатки животных и возвращает их в неживую природу. Это грибы и бактерии.
✅Обычно цепочка питания состоит из 4-5 звеньев.

Кстати, не обязательно пока говорить детям "умные слова" продуценты-консументы-редуценты. Это дети будут изучать на уроках биологии аж в 7 классе:)
Главное, чтобы сейчас ребенок понял принцип!

Оформите любые цепочки питания в наглядном виде.
Их можно выложить карточками или кубиками с изображениями животных.
Можно наклеить коллаж из журнальных вырезок.
Можно просто нарисовать.
Можно сделать в виде шнуровки.
А на фото вы видите, как мы с Катей сделали буквально «цепи» питания животных Арктики, соединив звенья из... скрепок.



Мы с дочкой Катей придумали еще и другой способ наглядно представить взаимосвязь живых организмов в природе – экологическую пищевую пирамиду🙂

Мы с Катей сделали ее из пластиковых стаканчиков и картинок, которые нарисовал Витя для карточек к моему лэпбуку Арктика.
Всего-то и надо, что наклеить зверей на стаканчики скотчем.
А после этого составить пирамидку в том порядке, в котором они друг друга едят.
Получится своеобразная матрешка:)



Водоросли тут продуценты, они преобразуют энергию солнца в органику.
Дальше в арктических морях их едят консументы – веслоногие рачки.
Рачков поедают консументы 2-ого уровня – рыбки сайки.
Саек едят консументы 3-его уровня – тюлени.
А тюленей едят животные, находящиеся на вершине пищевой пирамиды Арктики – белые медведи.

Катя спросила – значит, получается, что медведи тем самым едят и водоросли, и рачков, и рыбу, и тюленей одновременно?
Да, так и есть! Но не буквально едят, а в виде пищевой энергии.




Есть правило экологической пирамиды, которое сформулировал Линдеман.
Оно еще известно как ПРАВИЛО 10%:
"При переходе от одного «этажа» пирамиды к другому, масса питательного вещества уменьшается в 10 раз"

То есть, чтобы прокормить одного медведя, нужно, допустим, 100 кг  тюленей.
Для их питания понадобится 1000 кг саек.
А для прокорма такого количества саек понадобится 10 000 кг рачков.
Рачки эти съедят 100 000 кг водорослей.

Так можно приблизительно рассчитать, сколько должно быть водорослей в море, чтобы здесь могло жить желаемое количество медведей.
Конечно, такие расчеты условны – факторов надо учесть гораздо больше.
Но это даст возможность хотя бы примерно понять, какое количество каких животных необходимо в экосистеме.

МИНУТКА МАТЕМАТИКИ (выполняется по желанию)

Предложите детям решить экологическую задачку.
Есть лес🌳🌲🌲.
В нем живут лисы 🐺 и зайцы 🐰.
Лисы питаются только зайцами🐰.
А зайцы питаются только клевером☘.
Каждая лиса весит в среднем 10 кг.
А клевера в этом лесу растет 10 тонн.
ПОСЧИТАЙТЕ, сколько штук лисиц сможет прожить в этом лесу?

УРОК 3. СОРТИРОВКА МУСОРА


Есть в экологии закон ограниченности природных ресурсов – все природные ресурсы и условия Земли конечны.

Что это значит конкретно для нас?
То, что нельзя бездумно пользоваться вещами и считать, что их много, и заводы произведут еще.
Объясните ребенку, что все на свете рано или поздно заканчивается. И в наших руках сделать так, чтобы леса росли и после нас, а в недрах хватало угля.
На вечность не хватит. Но при разумном использовании может хватить еще очень надолго.
И главное здесь - бережное обращение, разумное использование и повторная переработка.

Сейчас уже не редкость контейнеры для раздельного сбора мусора. Отдельно стекло, отдельно пластик, отдельно батарейки.
Не поленитесь узнать, где в вашей округе находятся такие контейнеры или пункты приема. Адреса их можно найти в интернете!
И сдавайте мусор только туда.

Ведь непереработанные отходы не только загромождают свалки, но они еще и служат источником опасности для природной среды.
Морские животные погибают от пластиковых пакетов, попадающих в море.
Мусорное пятно в Тихом океане по площади в 3 раза превысило площадь Франции.
А вещества всего из одной пальчиковой батарейки могут отравить 400 литров воды или 20 квадратных метров земли!

Думаю, сейчас уже все знают, что выкидывать батарейки в общий мусор ни в коем случае нельзя!
Как только тоненькое защитное покрытие у батарейки испортится, из нее вырвутся на волю токсичные вещества! А в обычной пальчиковой батарейке их более десятка видов.
В том числе смертельно опасные ртуть, свинец и кадмий. Они заражают почву, атмосферу и воду.
И несут огромный вред всему живому.

Слышали такой призыв «Сдай батарейку – спаси ежика!» ?
Это не просто слова. Одна батарейка заражает токсичными веществами 20 кв.м. леса – это территория обитания одного ежа.

Но хорошо, если пункт приема рядом с домом.
А если батарейки нужно везти на другой конец города?
С каждой так не наездишься((((
Поэтому мы с Катей сделали контейнер для ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ БАТАРЕЕК.
Хотите и себе такой? Мастер-класс ЗДЕСЬ.

Сразу скажу, что такое самодельное ведерко для сбора батареек, которое вы видите на фото, НЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ ПОСТОЯННОГО ХРАНЕНИЯ.
Батарейки там можно держать только полностью целые и только временно – пока не доберетесь до пункта приема.
Старые батарейки не та вещь, которую можно хранить в доме!
И даже так этот контейнер лучше поставить на балкон, чтобы возможные вредные вещества не отравляли воздух в доме.
Ведерко должно быть обязательно полиэтиленовым – если вдруг батарейка «потечет», чтобы не разъела тару.

УРОК 4. ЧЕТВЕРТЫЙ ЗАКОН ЭКОЛОГИИ:
«ПРИРОДА ЗНАЕТ ЛУЧШЕ».


Что это значит?
За миллионы лет развития природой выработаны самые оптимальные пути.
Все жители Земли, от противного таракана до милого котенка и умницы человека, прошли жесточайший отбор.
И если они выжили среди всех катастроф, то все они - венец творения и вершина эволюции. Да-да, и червяк, и энцефалитный клещ - вершина эволюции!

Любое вмешательство в отлаженный механизм природы может привести к ужасным последствиям.
Помните про цепочки питания?
Одно звено выпадет, сумеет ли на его место встать что-то другое до того, как вся цепочка развалится?

Надо очень продуманно вмешиваться в природу. Я говорю не только о проектах типа поворота рек. И без глобальной перестройки каждый час на Земле вымирает 3 вида животных. Многие из них не непосредственно от рук человека, а из-за того, что люди заняли слишком много места и используют все ресурсы, ничего не оставляя другим.
Надо помнить о наших соседях по планете. И не жить с лозунгом «после нас хоть потоп!»


Что мы, простые мамы с детьми, можем сделать прямо сейчас?

☘ Мы можем участвовать в природоохранных акциях и рассказывать о них детям
Например, я очень люблю сайт WWF.ru, там много красиво и ясно поданной информации о животных – можно просто пользоваться.
И есть много возможностей для благотворительности. Я уже рассказывала как мы с дочкой участвовали в таких акциях и даже "купили" УАЗик для снежного барса.

☘ Можем убирать за собой мусор, оставшийся после пикника на природе.
А можем даже убрать еще и не только свое;)

☘ Можем не поддерживать своими деньгами и ничего не покупать у тех компаний, которые вредят природе.

☘ Можем помогать тем, кто нуждается в нашей помощи.

ЗАДАНИЕ:

Сейчас зима, и в нашей помощи нуждаются птицы.
Повесьте кормушку за окно или на улице.
А если еще и смастерите ее с ребенком вместе, то будет совсем круто!



Только помните – мало повесить, ее надо еще и регулярно наполнять
Птицы привыкают прилетать к кормушке и рассчитывают на вас.
Напрасное ожидание и потеря времени может стоить им жизни.
Сами будьте ответственны и научите ребенка брать на себя ответственность за других.
Это ему в жизни точно пригодится

По этой ссылке  http://www.tavika.ru/2015/01/info-birds.html можно скачать плакатик, который нарисовал мой сын Витя
Плакат надо распечатать на 2х листах А4, и склеить в один лист.
А потом его можно будет повесить в школе или детском саду. Или просто дома на балконе как памятку при кормлении птичек:)
А тут будет компьютерная презентация для детей про то, как зимуют птицы.


УРОК 5. ПРАВИЛО ТРЕХ "R".

ВТОРИЧНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ


Все знают «Правило трех R» в экологии?
Reduce, Reuse, Recycle!
"Сокращай потребление, используй повторно, отправляй на переработку"

С переработкой мы разобрались в прошлые дни.
А вот про вторичное использование говорим сегодня.
Я хочу вспомнить те фирмы и компании, которые на системном уровне заботятся об экологи.
И думают о том, чтобы их продукция была дополнительно востребована после употребления.

Например, в прошлом году новогодние подарки-конфеты в класс мы закупили от «МилкиВэй».
Они были в картонных коробках, которые потом предлагалось превратить в кормушки.
У коробок были специальные прорези для «окошка» и петелька для подвешивания.
Представьте, вместо бесполезно выброшенных в мусор коробок в нашем районе появилось 30 кормушек для птиц!

И еще пример: одно время я сотрудничала с фирмой «Растишка», продукты которой знает каждый ребенок.
Я для их сайта делала мастер-классы поделок из упаковки от «Растишки»: стаканчиков от йогуртов и творожков, коробочек от молочка и т.п.
И хотя я давно уже с ними не работаю, но с удовольствием сейчас совершенно бесплатно рекламирую их сайт rastishka.ru. Искренне и от души:)
Это очень хорошее дело – не только заботиться о продаже своей продукции, но и думать о том, что с ней произойдет дальше!







И таких примеров ответственного отношения много!
Поэтому лично я стараюсь покупать такие товары, производитель которых позаботился о том, чтобы они и после использования приносили пользу или хотя бы не наносили вред природе.
И использовать вещи вторично.
Например, множество поделок из бросового материала с моего сайта находятся ТУТ
Сохраняйте идеи на будущее!

УРОК 6. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ



Последнее занятие  посвящено теме ресурсов.⠀
Все, что человек использует в природе – это природные ресурсы.
Не только полезные ископаемые, растения и животные.
Это и атмосфера, и вода, и почва, и климат.

Ресурсы делятся на возобновляемые и невозобновляемые.
И есть еще и неисчерпаемые – например, климатические.

Сколько бы людей не пользовались теплыми странами для отдыха, тепла там не станет меньше – это неисчерпаемый ресурс.
А вот если каждый турист сорвет по цветку – то растений меньше станет!
Но если цветы оставить в покое - они вырастут снова.
Это пример ресурса возобновляемого.

Но бережнее всего надо обращаться с ресурсами невозобновляемыми.
Как ясно из названия, когда такие ресурсы заканчиваются, взять новые неоткуда!
К этим ресурсам относятся нефть, газ и т.д.

Что мы можем сделать? Не тратить ресурсы зря.
⚠️Помните правило трех R? Reduce, Reuse, Recycle!

Представьте, нефти уже не будет, а пакеты и бутылки из нее будут лежать на свалках еще сотни лет!
Напрасно потраченные ресурсы☹

Знают ли дети, что случается с тем мусором, который они выбрасывают?
Что будет с огрызком яблока? С жвачкой? С билетиком? С бутылкой от газировки?

❓ЗАДАНИЕ:

Выясните, что происходит с брошенным мусором в природе.
На фото выше я написала сроки разложения мусора.
Но одно дело посмотреть на цифры, а другое – дождаться и увидеть, что станет с конкретным фантиком от конфеты.

В квартире для опыта можно устроить кусочек экосистемы в бутылке (как - смотрите ВОТ ТУТ) и положить туда свой образец мусора.
А если у вас свой участок - то проводите опыты прямо там.

Мы с дочкой уже полгода (с апреля) наблюдаем, что происходит с пакетами: полиэтиленовым, бумажным и биоразлагаемым.
Пока хоть какие-то изменения видны только на бумажном пакете.
Пластик лежит как новенький☹


На этом уроки нашего экологического марафона закончились. Целую неделю мы с детьми и их родителями говорили об экологии. Но, как вы понимаете, тема неисчерпаема.
Продолжить знакомство с охраной природы и взаимосвязью всего живого на Земле поможет мой авторский лэпбук «Экология»🌿

Делая эту интерактивную тематическую папку, а потом занимаясь по ней, ребенок познакомится с самыми главными понятиями и законами экологии, порисует, почитает и узнает много нового и интересного не только про охрану природы.
Это способ познакомить детей с принципами экологичного образа жизни без занудных лекций.
Просто берите – и делайте!

P.S. Сейчас у лэпбука появилась новая красивая обложка - теперь папка стала еще ярче и интереснее:)

Другие мои тематические занятия и уроки для детей по изучению экологии и природы:
  • Детям на День ЗемлиЗанятия по окружающему миру и изучению нашей планеты  ЗДЕСЬ
  • Уроки про улиток - 7 занятий про моллюсков для детей ЗДЕСЬ
  • Изучаем ветер - 5 занятий о ветре и погоде для детей ЗДЕСЬ
  • Детям про тыкву  - 6 занятий о растениях для детей ЗДЕСЬ
  • Первоцветы: правила бережного обращения ЗДЕСЬ
  • Яичные уроки: 8 занятий для детей о яйцах ЗДЕСЬ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *