Как определить и п и в п – Винительный и родительный падежи ℹ️ на какие вопросы отвечают, предлоги, признаки, основные способы отличия, значения, правило употребления, примеры словосочетаний и предложений

Как отличить Именительный падеж от Винительного?

Им. -кто? что?, вин. -кого? что?

Именительный отвечает на вопросы кто, что …а винительный кого, чего

Первый отвечает на вопросы Кто? Что? Второй на Кого? Чего???

Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом… ) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)

Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос «Кто? » или «Что? «, в винительном падеже — на вопрос : «Кого? «, «Что? » (вижу кого, что? . Виню кого, что?)

Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например :кто ?(лисица) Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)

Задав вопрос именительный падеж отвечает на вопросы (кто? что? ) , а винительный (кого? чего?)

Кто, что? без предлогов, в предложении всегда — подлежащее Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.

Задавать сразу два вопроса: кого? чего? — родительный; кого? что? — винительный. Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ — родительный падеж, если СЕСТРУ — винительный.

В именительном падеже чаще всего стоит подлежащее (действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении).

Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.

Нужно задавать два вопроса: кто? что? — Именительный, (винить) КОГО? что? — Винительный. Также КОГО? чего? — Родительный.

именит. падеж — вопросы кто? что? винительный — вопросы кого? что?

а как отлчить ?

Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!

Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа — кто? что? Например: (кто? ) девочка, (что?) мячик. А вопросы винительного падежа — кого? что? . Например: сказал (кого? что? ) слово, сделал (кого? что? ) работу. Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что? ) мячик — это существительное стоит в винительном падеже. Так же: 1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения. 2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.

Задавать сразу два вопроса: кого? чего? — родительный; кого? что? — винительный. Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ — родительный падеж, если СЕСТРУ — винительный.

Именительный падеж — это всегда подлежащее, Винительный падеж — это дополнение (если без предлога) . Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, «книга», и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на «книга». У вас будет или кто? что? — «книга» (Именит. п.) , или кого? что? «книгу» (Винит. п.)

Именительный падеж — это всегда подлежащее, Винительный падеж — это дополнение (если без предлога) . Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, «книга», и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на «книга».

Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных.

Именительный , винительный и родительный падежи имён существительных. Презентация по программе «Школа России» 3 класс. Автор:преподаватель ССМШ им. Н.Г. Жиганова Мазур Наталья Степановна

Именительный , винительный и родительный падежи имён существительных.

Презентация по программе «Школа России» 3 класс.

Автор:преподаватель ССМШ им. Н.Г. Жиганова Мазур Наталья Степановна

Именительный , винительный и родительный падежи имён существительных. Презентация по программе «Школа России» 3 класс. Автор:преподаватель ССМШ им. Н.Г. Жиганова Мазур Наталья Степановна Запиши слово: деятельность человека, направленная на создание эстетически – выразительных форм .  Проверь свою работу: п о м и дор а втобус д о рога е ж е вика ж ё лтый иску сс тво Подчеркни лишнее слово. Прочитай первые буквы каждого слова.
  • Запиши слово: деятельность человека, направленная на создание эстетически – выразительных форм .

Проверь свою работу:

  • п о м и дор
  • а втобус
  • д о рога
  • е ж е вика
  • ж ё лтый
  • иску сс тво
  • Подчеркни лишнее слово.
  • Прочитай первые буквы каждого слова.
Узнай падеж по описанию: Кто? и Что?
  • Узнай падеж по описанию:
  • Кто? и Что?

Именительный падеж

Кого? Чего?

из-за, из-под, через и около,

от, до, из, с, без, у и для,

кроме, возле, после и вокруг.

Откуда? Где? Куда?

Кого? Что? (Во, на, за, про, через, в, по)

Кого? Что?

(Во, на, за, про, через, в, по)

Именительный и винительный  падежи Дождь лис у Дождь лис а В.п. И.п. Вижу Что? Есть Что? Что? Кто Кого?

Именительный и винительный падежи

Дождь

лис у

Дождь

лис а

В.п.

И.п.

Вижу

Что?

Есть

Что?

Что?

Кто

Кого?

Родительный и винительный  падежи Похож я на винительный  Бываю иногда,  Но в тексте различите вы  Два падежа всегда. Лис у Без лис ы Вижу кого? В .п. Грущу без кого?  Р.п . Кого? Что? Чего?

Родительный и винительный падежи

Похож я на винительный

Бываю иногда,

Но в тексте различите вы

Два падежа всегда.

Лис у

Без лис ы

Вижу кого?

В .п.

Грущу

без кого?

Р.п .

Кого?

Что?

Чего?

Как различить именительный, винительный и родительный падежи?  И.п. кто? что? Лис а  предлогов нет  Подлежащее  Р.п. кого? чего? Лис ы  от, без, из-за  Второстепенный  с, для, у, до член предложения  В.п. кого? кто? Лис у  во, на, за, Второстепенный  через,в ,по, член предложения  про

Как различить именительный, винительный и родительный падежи?

И.п. кто? что? Лис а предлогов нет Подлежащее

Р.п. кого? чего? Лис ы от, без, из-за Второстепенный

с, для, у, до член предложения

В.п. кого? кто? Лис у во, на, за, Второстепенный

через,в ,по, член предложения

про

? Ребята посадили дерево.  ? Дерево растёт в саду.

?

Ребята посадили дерево.

?

Дерево растёт в саду.

Алгоритм определения  падежа имён существиткльных

Алгоритм определения падежа имён существиткльных

что? Ребята посадили дерево.  что? Дерево растёт в саду.

что?

Ребята посадили дерево.

что?

Дерево растёт в саду.

что? Ребята посадили дерево.  что? Дерево растёт в саду.

что?

Ребята посадили дерево.

что?

Дерево растёт в саду.

что? В.п. Ребята посадили дерево.  что? И.п. Дерево растёт в саду.

что? В.п.

Ребята посадили дерево.

что? И.п.

Дерево растёт в саду.

Упражнение в определении  падежа

Упражнение в определении падежа

  • Хлеб –соль кушай, а хозяина слушай.
  • Без хозяина дом плачет.
  • Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
  • От добра добра не ищут.
В.п. В.п. В.п. Хлеб –соль кушай, а хозяина слушай.  Р.п. И.п. Без хозяина  дом плачет.   В.п. И.п. В.п. И.п. Зайца  ноги носят, волка  зубы кормят.  Р.п. В.п. От добра  добра не ищут.
  • В.п. В.п. В.п.
  • Хлеб –соль кушай, а хозяина слушай.
  • Р.п. И.п.
  • Без хозяина дом плачет.
  • В.п. И.п. В.п. И.п.
  • Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
  • Р.п. В.п.
  • От добра добра не ищут.
Подчеркните имена существительные, определите их падеж  Праздник леса.  Школа объявила праздник леса. В суб -боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята по- садили молодые ёлочки по сторонам поле -вой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

Подчеркните имена существительные, определите их падеж

  • Праздник леса.

Школа объявила праздник леса. В суб -боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята по- садили молодые ёлочки по сторонам поле -вой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

Праздник леса.
  • Праздник леса.

Школа объявила праздник леса. В суб -боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защи -щать дорогу от снега.

И.п. Р.п.  Праздник леса.  И.п. В.п. Р.п.  В.п.   Школа объявила праздник леса. В суб –  И.п. Р.п. Р.п.  боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый  В.п. В.п. И.п.  принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она  В.п. И.п. В.п.  привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по  Д.п. Р.п. В.п.  сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу   Р.п.  от снега.

И.п. Р.п.

  • Праздник леса.

И.п. В.п. Р.п. В.п.

Школа объявила праздник леса. В суб –

И.п. Р.п. Р.п.

боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый

В.п. В.п. И.п.

принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она

В.п. И.п. В.п.

привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по

Д.п. Р.п. В.п.

сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу

Р.п.

от снега.

И.п. Р.п.  Праздник леса.  И.п. В.п. Р.п.  В.п.   Школа объявила праздник леса. В суб –  И.п. Р.п. Р.п.  боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый  В.п. В.п. И.п.  принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она  В.п. И.п. В.п.  привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по  Д.п. Р.п. В.п.  сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу   Р.п.  от снега. И.п. Р.п.  Праздник леса.  И.п. В.п. Р.п.  В.п.   Школа объявила праздник леса. В суб –  И.п. Р.п. Р.п.  боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый  В.п. В.п. И.п.  принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она  В.п. И.п. В.п.  привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по  Д.п. Р.п. В.п.  сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу   Р.п.  от снега.

Имена существительные в форме И.п. и В.п.

КРЮКОВА М.И.

Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе.

ТЕМА (для учителя): Разграничение имен существительных в форме И.п. и В.п.

ТЕМА (для обучающихся): Имена существительные в форме И.п. и В.п.

Цель образовательная: Формирование умения разграничивать имена существительные в И.п. и В.п.

Цели развивающие: формирование УУД (универсальных учебных действий):

  1. Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы

  2. Развитие познавательных УУД в процессе обобщения отличительных признаков существительных И.п. и В.п.

  3. Развитие коммуникативных УУД в процессе обоснования различительных признаков И.п. и В.п., обсуждения гипотезы, объяснения собственных и чужих ошибок в определении падежа.

  4. Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.

  5. Развитие связной речи в процессе составления предложений с именем существительным в формах И.п. и В.п.

Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.

Оборудование для учителя: интерактивная доска, карточки с заданиями.

Оборудование для ученика: тетрадь, учебник

Ход урока

Этап

урока

Содержание этапа

Деятельность

учащихся

  1. Постановка учебной задачи.

  1. Актуализация имеющихся знаний

УчительМы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Давайте повторим падежи и вопросы, на которые отвечают эти падежи.

Как определить падеж имени существительного?

Учитель – Ребята, просклоняйте слова мяч, тополь, гнездо по падежам

  1. Проблемная ситуация

На доске написаны предложения

У дома лежал мяч. – И.п

Ваня посмотрел на мяч.- В.п

У дома растет тополь.- И.п

Ваня посадил тополь. — В.п

На дереве находится гнездо. — И.п

Птицы заселились в гнездо. — В.п

Учитель – правильно ли определен падеж имен существительных мяч, тополь, гнездо

  1. Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.

Учитель — Можно ли ошибиться при определении падежей имен существительных тополь, мяч, гнездо.

  1. Формулировка учебной задачи урока

Учитель — Чему будем учиться на уроке?

  1. Сообщение учителем темы урока

Учитель Имена существительные в форме И.п. и В.п.

Дети отвечают

Дети склоняют по падежам имена существительные

Дети отвечают

Можно

Различать существительные в И.п. и В.п.

  1. Решение учебной проблемы

Учитель – Почему можно ошибиться при определении падежей имен существительных?

Учитель- Для того чтоб это узнать, послушайте сказку про эти падежи.

Сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.

— А почему их не могли различить?

Выставляются карточки

Что?

 

Что?

  1. Выдвижение учителем вместе с учениками гипотез решения учебной проблемы. Обоснование точки зрения

Учитель — Можем ли мы определить падеж только по вопросу?

Учитель — Есть ли в этих предложениях предлоги?

Учитель — К каким словам эти предлоги относятся?

Учитель — Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.

У дома лежал (кто? что?) мяч.

Ваня посмотрел (кого? что?) на мяч.

У дома растет (кто? что?) тополь.

Ваня посадил (кого? что?) тополь.

На дереве находится (кто? что?) гнездо.

Птицы поселились (кого? что?) в гнездо.

  1. Предварительная формулировка правила

Учитель — Что помогло нам определить падеж? Какой вывод сделаем?

  1. Чтение правила на интерактивной доске, коррекция текста.

  1. Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, поставить вопрос к слову.

Учитель – достаточно ли одного вопроса?

  1. Определите, каким членом предложения является существительное.

Учитель – Ребята, посмотрите, сколько на доске признаков, по которым можно определить падеж?

А сколько признаков мы с вами выделили?

У этих падежей одинаковый вопрос Что?

Нет

Нет

Есть: на; в

На относится к слову мяч, а в относится к слову гнездо

Разбор предложений по членам (один ученик у доски, остальные в тетради)

Вывод:

  1. Нужно задавать по два падежных вопроса

  2. Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном — имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.

  3. Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)

Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)

Нет, нужно задавать два падежных вопроса

Два

Три

  1. Формирование способа действия

  1. Составление детьми памятки на основе рассуждений

  1. Задания – ловушки.

Мама купила молоко – И.п. Права ли я?

  1. На интерактивной доске появляются предложения:

У брата есть портфель.

Я иду в гости к двоюродному брату.

Я люблю брата.

Учитель – Определите падеж имени существительного брат.

Учитель просит учеников привести свои примеры с объяснением

  1. Составление алгоритма детьми самостоятельно с помощью учителя

Учитель – Для того чтоб определить падеж имени существительного, что сначала нужно сделать?

— найти слово, которое зависит от имени существительного мяч;

— смотреть на предлог, который относится к слову мяч;

— смотреть на окончание.

Учитель – от главного слова сколько задаем вопросов к имени существительному, чтоб не перепутать И.п. с В.п.

Учитель – имена существительные в И.п. употребляются с предлогом?

Учитель – А имена существительные в В.п.?

Учитель – имя существительное в И.п. какую выполняет синтаксическую роль в предложении?

Учитель – а в В.п.?

На интерактивной доске появляется памятка. Учитель просит ученика прочитать вслух памятку.

  1. Выполнение репродуктивных упражнений на отработку отдельных шагов алгоритма или всей памятки с учетом возможных затруднений детей

Работа с предложениями.

  1. Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже.

  2. Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже.

  3. Найдите главные члены предложения.

  4. Найдите второстепенные члены предложения.

Вокзал находится на окраине города.

На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.

Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

Этот вокзал был построен до войны.

  1. Выполнение продуктивных упражнений

  1. Разделите предложения на 2 группы:

Море размывает берег.

На опушку выбежал олень.

Птицы вьют гнёзда.

На дерево вспорхнула птица.

  1. Сгруппируйте на две группы слова:

Журавль, в окно, мальчик, кофе, на небо, сосна.

Учитель -А теперь ребята, проверьте себя . (слайд с правильными ответами)

  1. Составить предложение по картинке с именем существительным в И.п. и В.п.

hello_html_235e3771.png

  1. Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, задать два падежных вопроса к слову.

  2. Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном — имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.

  3. Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)

Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети приводят свои примеры с объяснением

Найти слово, которое зависит от имени существительного.

Два

Нет

Да

Подлежащее

Дополнение

  1. Итог урока

Учитель — Какая была тема урока?

— — В чем сходство этих падежей?

— В чем их различие?

— Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падежи?

— Кто умеет самостоятельно различать именительный и винительный падеж?

— Кому еще трудно? Какие возникли трудности?

— Кто может помочь товарищу?

— Вы довольны своей работой?

Почему?

Имена существительные в форме И.п. и В.п.

Одинаковый вопрос Что?

Синтаксическая роль в предложении. И.п. употребляется без предлогов, а В.п. с предлогами и т.д.

  1. Оценка учителем учебной деятельности

Учитель – Сегодня на уроке активно работали …(перечисляет по именам)

А вам …(имена) нужно быть активнее.

Что такое падежный вопрос? Падежный и смысловой вопросы

Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.

Роль падежей

Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы прилагательных, существительных и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.

падежный вопрос

На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

Падежная система русского языка

В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть синтаксическая роль и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:

Именительный, или Им. п.– мастер, дом – кто? что?

Родительный, или Р. п. – мастера, дома – кого? чего?

Дательный, или Д. п. – мастеру, дому – кому? чему?

Винительный, или В. п. – мастера, дом – кого? что?

Творительный, или Т. п. – мастером, домом – кем? чем?

Предложный, или П. п.– о мастере, о доме – о ком? о чем?

Все падежи, кроме именительного, имеют название «косвенные» и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служебная часть речи служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.

Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.

Именительный падеж

Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или множественное число, такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.

Например: «Мальчик (падежный вопрос — кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.

А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.

Родительный падеж

Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и винительного падежей. И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.

Например:

  • «Ходит без тапочек (без чего?)».
  • «Суп из рыбы (из чего?)».
  • «Девочка шла от бабушки (от кого?)».

Дательный падеж

Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?

Например: «Дети скачут по коридору (по чему? – падежный вопрос; где? – смысловой)».

Очень важно различать эти типы вопросов, потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.

Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.

Винительный падеж

С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.

Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:

«Мышь увидела мышь». – Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: — «Мышь увидела (кого? что?) мышь».

Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».

Творительный падеж

Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».

Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» — из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое — «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».

Предложный падеж

В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:

  • «Мальчик нарисовал (где? в чем?) в альбоме дерево».
  • «Огурцы растут (где? на чем?) на грядке».
  • «Волки водятся (где? в чем?) в лесах».

Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.

Другие падежи

Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.

  • Звательный падеж, или вокатив. Как правило, эту форму используют при обращении к какому-либо человеку. Например: Аня – Им.п., а Ань – звательный. Этот падеж совсем не новообразовавшийся, и его формы сохранились издревле до сегодня в словах «Господи, Боже», «старче», «отче» и так далее.
  • Количественно-отделительный, паритив, или второй родительный. Как правило, в школе все формы этого падежа относят к родительному.
  • Местный, или локатив. Эту форму часто заменяют предложным падежом, однако в некоторых случаях их можно разделить. Например: «о шкафе» — о чем? и «в шкафу» — где?
  • Исходный, или аблатив. В этом случае существительное обозначает место начала действия или движения и от местного выделяется лишь ударением. Например: «вышел из лесу».
Изучению этого материала в школьной программе уделяется особое внимание. И это понятно: зная тонкости взаимосвязи слов в предложении, можно быть уверенным в грамотности речи, в правильности всех окончаний. Это позволит избежать многих грубых ошибок как в разговоре, так и на письме, что очень важно в наше время образованности и великих технологий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.