Как отличить Именительный падеж от Винительного?
Им. -кто? что?, вин. -кого? что?
Именительный отвечает на вопросы кто, что …а винительный кого, чего
Именительный падеж отвечает на вопросы КТО? ЧТО? (пример: земля, лиса, вода, дом… ) А винительный на вопросы Кого? Что? (землю, лису, воду, дом)
Существительное в именительном падеже отвечает на вопрос «Кто? » или «Что? «, в винительном падеже — на вопрос : «Кого? «, «Что? » (вижу кого, что? . Виню кого, что?)Именительный падеж отвечаеи на вопрос кто, что. Например :кто ?(лисица) Винительный кого, что. Например: Вижу кого? (лисицу)
Кто, что? без предлогов, в предложении всегда — подлежащее Кого, что? могут быть предлоги, второстепенный член предложения.
Задавать сразу два вопроса: кого? чего? — родительный; кого? что? — винительный. Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ — родительный падеж, если СЕСТРУ — винительный.
Если ты имеешь ввиду в предложении, то Винительный (в предложении) отличается от Именительного тем, что: Если существительное подлежащее то это Им. падеж, а если второстеп. член то вин.
Нужно задавать два вопроса: кто? что? — Именительный, (винить) КОГО? что? — Винительный. Также КОГО? чего? — Родительный.именит. падеж — вопросы кто? что? винительный — вопросы кого? что?
а как отлчить ?
Спасибо большое за информацию, а то за 25 лет уже все забыла!
Именительный падеж от винительного падежа отличается вопросами. Вопросы именительного падежа — кто? что? Например: (кто? ) девочка, (что?) мячик. А вопросы винительного падежа — кого? что? . Например: сказал (кого? что? ) слово, сделал (кого? что? ) работу. Чтобы отличить винительный падеж от именительного, можно подставить слово вижу. Вижу (кого? что? ) мячик — это существительное стоит в винительном падеже. Так же: 1Существительные в этих падежных формах выполняют разные синтаксические функции: в именительном падеже – роль подлежащего, в винительном – дополнения. 2Существительные в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном падеже имеют предлоги в, на, за, через.Задавать сразу два вопроса: кого? чего? — родительный; кого? что? — винительный. Еще помогает слово сестра. Ставим слово сестра вместо сщетвительного, падеж которого нам трудно определить, и, как бы нелепо ни выглядело получившееся предложение, но если вставляется СЕСТРЫ — родительный падеж, если СЕСТРУ — винительный.
Именительный падеж — это всегда подлежащее, Винительный падеж — это дополнение (если без предлога) . Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, «книга», и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на «книга». У вас будет или кто? что? — «книга» (Именит. п.) , или кого? что? «книгу» (Винит. п.)Именительный падеж — это всегда подлежащее, Винительный падеж — это дополнение (если без предлога) . Чтобы не ошибиться, возьмите слово женского рода, например, «книга», и в предложении, где нужно определить падеж, замените проблемное слово на «книга».
Именительный, родительный и винительный падежи имён существительных.

Именительный , винительный и родительный падежи имён существительных.
Презентация по программе «Школа России» 3 класс.
Автор:преподаватель ССМШ им. Н.Г. Жиганова Мазур Наталья Степановна


- Запиши слово: деятельность человека, направленная на создание эстетически – выразительных форм .
Проверь свою работу:
- п о м и дор
- а втобус
- д о рога
- е ж е вика
- ж ё лтый
- иску сс тво
- Подчеркни лишнее слово.
- Прочитай первые буквы каждого слова.

- Узнай падеж по описанию:
- Кто? и Что?
Именительный падеж

из-за, из-под, через и около,
от, до, из, с, без, у и для,
кроме, возле, после и вокруг.
Откуда? Где? Куда?

Кого? Что?
(Во, на, за, про, через, в, по)

Именительный и винительный падежи
Дождь
лис у
Дождь
лис а
В.п.
И.п.
Вижу
Что?
Есть
Что?
Что?
Кто
Кого?

Родительный и винительный падежи
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
Лис у
Без лис ы
Вижу кого?
В .п.
Грущу
без кого?
Р.п .
Кого?
Что?
Чего?

Как различить именительный, винительный и родительный падежи?
И.п. кто? что? Лис а предлогов нет Подлежащее
Р.п. кого? чего? Лис ы от, без, из-за Второстепенный
с, для, у, до член предложения
В.п. кого? кто? Лис у во, на, за, Второстепенный
через,в ,по, член предложения
про

?
Ребята посадили дерево.
?
Дерево растёт в саду.

Алгоритм определения падежа имён существиткльных

что?
Ребята посадили дерево.
что?
Дерево растёт в саду.

что?
Ребята посадили дерево.
что?
Дерево растёт в саду.

что? В.п.
Ребята посадили дерево.
что? И.п.
Дерево растёт в саду.

Упражнение в определении падежа
- Хлеб –соль кушай, а хозяина слушай.
- Без хозяина дом плачет.
- Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
- От добра добра не ищут.

- В.п. В.п. В.п.
- Хлеб –соль кушай, а хозяина слушай.
- Р.п. И.п.
- Без хозяина дом плачет.
- В.п. И.п. В.п. И.п.
- Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
- Р.п. В.п.
- От добра добра не ищут.

Подчеркните имена существительные, определите их падеж
- Праздник леса.
Школа объявила праздник леса. В суб -боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята по- садили молодые ёлочки по сторонам поле -вой дороги. Теперь они будут защищать дорогу от снега.

- Праздник леса.
Школа объявила праздник леса. В суб -боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Теперь они будут защи -щать дорогу от снега.

И.п. Р.п.
- Праздник леса.
И.п. В.п. Р.п. В.п.
Школа объявила праздник леса. В суб –
И.п. Р.п. Р.п.
боту ребята собрались у подъезда школы. Каждый
В.п. В.п. И.п.
принёс лопату и ведро. Подъехала машина. Она
В.п. И.п. В.п.
привезла саженцы. Ребята посадили молодые ёлочки по
Д.п. Р.п. В.п.
сторонам полевой дороги. Теперь они будут защищать дорогу
Р.п.
от снега.


Имена существительные в форме И.п. и В.п.
КРЮКОВА М.И.
Фрагмент урока по русскому языку в 3 классе.
ТЕМА (для учителя): Разграничение имен существительных в форме И.п. и В.п.
ТЕМА (для обучающихся): Имена существительные в форме И.п. и В.п.
Цель образовательная: Формирование умения разграничивать имена существительные в И.п. и В.п.
Цели развивающие: формирование УУД (универсальных учебных действий):
Развитие личностных УУД смыслообразования в процессе анализа ошибок на этапе постановки учебной проблемы
Развитие познавательных УУД в процессе обобщения отличительных признаков существительных И.п. и В.п.
Развитие коммуникативных УУД в процессе обоснования различительных признаков И.п. и В.п., обсуждения гипотезы, объяснения собственных и чужих ошибок в определении падежа.
Развитие психических процессов: логической памяти, произвольного внимания.
Развитие связной речи в процессе составления предложений с именем существительным в формах И.п. и В.п.
Цели воспитательные: воспитание культуры поведения, аккуратности при работе в тетради, прилежности.
Оборудование для учителя: интерактивная доска, карточки с заданиями.
Оборудование для ученика: тетрадь, учебник
Ход урока
Этап
урока
Содержание этапа
Деятельность
учащихся
Постановка учебной задачи.
Актуализация имеющихся знаний
Учитель — Мы с вами знаем, что в русском языке шесть падежей. Давайте повторим падежи и вопросы, на которые отвечают эти падежи.
Как определить падеж имени существительного?
Учитель – Ребята, просклоняйте слова мяч, тополь, гнездо по падежам
Проблемная ситуация
На доске написаны предложения
У дома лежал мяч. – И.п
Ваня посмотрел на мяч.- В.п
У дома растет тополь.- И.п
Ваня посадил тополь. — В.п
На дереве находится гнездо. — И.п
Птицы заселились в гнездо. — В.п
Учитель – правильно ли определен падеж имен существительных мяч, тополь, гнездо
Анализ ситуации, выяснение причин трудностей, осознание границы знания и незнания.
Учитель — Можно ли ошибиться при определении падежей имен существительных тополь, мяч, гнездо.
Формулировка учебной задачи урока
Учитель — Чему будем учиться на уроке?
Сообщение учителем темы урока
Учитель — Имена существительные в форме И.п. и В.п.
Дети отвечают
Дети склоняют по падежам имена существительные
Дети отвечают
Можно
Различать существительные в И.п. и В.п.
Решение учебной проблемы
Учитель – Почему можно ошибиться при определении падежей имен существительных?
Учитель- Для того чтоб это узнать, послушайте сказку про эти падежи.
Сказка.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
— А почему их не могли различить?
Выставляются карточки
Что?
Что?
Выдвижение учителем вместе с учениками гипотез решения учебной проблемы. Обоснование точки зрения
Учитель — Можем ли мы определить падеж только по вопросу?
Учитель — Есть ли в этих предложениях предлоги?
Учитель — К каким словам эти предлоги относятся?
Учитель — Давайте найдем и подчеркнем основу предложения.
У дома лежал (кто? что?) мяч.
Ваня посмотрел (кого? что?) на мяч.
У дома растет (кто? что?) тополь.
Ваня посадил (кого? что?) тополь.
На дереве находится (кто? что?) гнездо.
Птицы поселились (кого? что?) в гнездо.
Предварительная формулировка правила
Учитель — Что помогло нам определить падеж? Какой вывод сделаем?
Чтение правила на интерактивной доске, коррекция текста.
Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, поставить вопрос к слову.
Учитель – достаточно ли одного вопроса?
Определите, каким членом предложения является существительное.
Учитель – Ребята, посмотрите, сколько на доске признаков, по которым можно определить падеж?
А сколько признаков мы с вами выделили?
У этих падежей одинаковый вопрос Что?
Нет
Нет
Есть: на; в
На относится к слову мяч, а в относится к слову гнездо
Разбор предложений по членам (один ученик у доски, остальные в тетради)
Вывод:
Нужно задавать по два падежных вопроса
Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном — имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.
Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)
Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)
Нет, нужно задавать два падежных вопроса
Два
Три
Формирование способа действия
Составление детьми памятки на основе рассуждений
Задания – ловушки.
Мама купила молоко – И.п. Права ли я?
На интерактивной доске появляются предложения:
У брата есть портфель.
Я иду в гости к двоюродному брату.
Я люблю брата.
Учитель – Определите падеж имени существительного брат.
Учитель просит учеников привести свои примеры с объяснением
Составление алгоритма детьми самостоятельно с помощью учителя
Учитель – Для того чтоб определить падеж имени существительного, что сначала нужно сделать?
— найти слово, которое зависит от имени существительного мяч;
— смотреть на предлог, который относится к слову мяч;
— смотреть на окончание.
Учитель – от главного слова сколько задаем вопросов к имени существительному, чтоб не перепутать И.п. с В.п.
Учитель – имена существительные в И.п. употребляются с предлогом?
Учитель – А имена существительные в В.п.?
Учитель – имя существительное в И.п. какую выполняет синтаксическую роль в предложении?
Учитель – а в В.п.?
На интерактивной доске появляется памятка. Учитель просит ученика прочитать вслух памятку.
Выполнение репродуктивных упражнений на отработку отдельных шагов алгоритма или всей памятки с учетом возможных затруднений детей
Работа с предложениями.
Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в именительном падеже.
Найдите те предложения, в которых слово «вокзал» стоит в винительном падеже.
Найдите главные члены предложения.
Найдите второстепенные члены предложения.
Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.
Этот вокзал был построен до войны.
Выполнение продуктивных упражнений
Разделите предложения на 2 группы:
Море размывает берег.
На опушку выбежал олень.
Птицы вьют гнёзда.
На дерево вспорхнула птица.
Сгруппируйте на две группы слова:
Журавль, в окно, мальчик, кофе, на небо, сосна.
Учитель -А теперь ребята, проверьте себя . (слайд с правильными ответами)
Составить предложение по картинке с именем существительным в И.п. и В.п.
Для того чтобы определить падеж имен существительных, необходимо, прежде всего, задать два падежных вопроса к слову.
Слова в именительном падеже употребляются без предлогов. В винительном — имеют предлоги НА, ЗА, ЧЕРЕЗ, В и др.
Если существительное в предложении является подлежащим, то оно стоит в…(И.п)
Если существительное в предложении является второстепенным членом предложения, то существительное стоит в (В.п.)
Дети отвечают
Дети отвечают
Дети приводят свои примеры с объяснением
Найти слово, которое зависит от имени существительного.
Два
Нет
Да
Подлежащее
Дополнение
Итог урока
Учитель — Какая была тема урока?
— — В чем сходство этих падежей?
— В чем их различие?
— Кто теперь знает, как отличить именительный и винительный падежи?
— Кто умеет самостоятельно различать именительный и винительный падеж?
— Кому еще трудно? Какие возникли трудности?
— Кто может помочь товарищу?
— Вы довольны своей работой?
Почему?
Имена существительные в форме И.п. и В.п.
Одинаковый вопрос Что?
Синтаксическая роль в предложении. И.п. употребляется без предлогов, а В.п. с предлогами и т.д.
Оценка учителем учебной деятельности
Учитель – Сегодня на уроке активно работали …(перечисляет по именам)
А вам …(имена) нужно быть активнее.
Что такое падежный вопрос? Падежный и смысловой вопросы
Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.
Роль падежей
Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы прилагательных, существительных и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.

На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.
Падежная система русского языка
В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть синтаксическая роль и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:
Именительный, или Им. п.– мастер, дом – кто? что?
Родительный, или Р. п. – мастера, дома – кого? чего?
Дательный, или Д. п. – мастеру, дому – кому? чему?
Винительный, или В. п. – мастера, дом – кого? что?
Творительный, или Т. п. – мастером, домом – кем? чем?
Предложный, или П. п.– о мастере, о доме – о ком? о чем?
Все падежи, кроме именительного, имеют название «косвенные» и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служебная часть речи служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.
Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.
Именительный падеж
Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или множественное число, такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.
Например: «Мальчик (падежный вопрос — кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.
А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.
Родительный падеж
Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и винительного падежей. И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.
Например:
- «Ходит без тапочек (без чего?)».
- «Суп из рыбы (из чего?)».
- «Девочка шла от бабушки (от кого?)».
Дательный падеж
Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?
Например: «Дети скачут по коридору (по чему? – падежный вопрос; где? – смысловой)».
Очень важно различать эти типы вопросов, потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.
Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.
Винительный падеж
С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.
Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:
«Мышь увидела мышь». – Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: — «Мышь увидела (кого? что?) мышь».
Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».
Творительный падеж
Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».
Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» — из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое — «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».
Предложный падеж
В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:
- «Мальчик нарисовал (где? в чем?) в альбоме дерево».
- «Огурцы растут (где? на чем?) на грядке».
- «Волки водятся (где? в чем?) в лесах».
Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.
Другие падежи
Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.
- Звательный падеж, или вокатив. Как правило, эту форму используют при обращении к какому-либо человеку. Например: Аня – Им.п., а Ань – звательный. Этот падеж совсем не новообразовавшийся, и его формы сохранились издревле до сегодня в словах «Господи, Боже», «старче», «отче» и так далее.
- Количественно-отделительный, паритив, или второй родительный. Как правило, в школе все формы этого падежа относят к родительному.
- Местный, или локатив. Эту форму часто заменяют предложным падежом, однако в некоторых случаях их можно разделить. Например: «о шкафе» — о чем? и «в шкафу» — где?
- Исходный, или аблатив. В этом случае существительное обозначает место начала действия или движения и от местного выделяется лишь ударением. Например: «вышел из лесу».
Изучению этого материала в школьной программе уделяется особое внимание. И это понятно: зная тонкости взаимосвязи слов в предложении, можно быть уверенным в грамотности речи, в правильности всех окончаний. Это позволит избежать многих грубых ошибок как в разговоре, так и на письме, что очень важно в наше время образованности и великих технологий.
Дательный падеж
Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?
Например: «Дети скачут по коридору (по чему? – падежный вопрос; где? – смысловой)».
Очень важно различать эти типы вопросов, потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.
Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.
Винительный падеж
С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.
Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:
«Мышь увидела мышь». – Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: — «Мышь увидела (кого? что?) мышь».
Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».
Творительный падеж
Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».
Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» — из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое — «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».