Как правильно составлять предложения в русском языке 2 класс – План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Урок русского языка во 2 классе. Тема: Предложение. Главные члены предложения

Главные члены предложения — урок. Русский язык, 2 класс.

В Королевстве Предложений, как и положено королевству, есть Король и Королева.

Король Подлежащее и королева Сказуемое.

  

Прочитай о них сказку.

 

Встретились в предложении Подлежащее и Сказуемое. Подлежащее говорит Сказуемому:
— Я главнее тебя. Ведь именно я называю то, о чём или о ком говорится в предложении!

— Нет, — сказало Сказуемое, — ты неправильно говоришь. Ведь без тебя может быть предложение, а без меня — нет.
— Как это «нет»? Например, предложение «Зима». Ведь тебя в нём нет!
— Ты ошибаешься. Просто я здесь в нулевой форме. А возьми другие формы этого предложения: «Была зима», «Будет зима». Видишь, вот я и появилось. А вот я могу без тебя в предложении обойтись. Например: «На улице холодно». В этом предложении только сказуемое, а подлежащего нет, да оно здесь и не нужно.
Тогда Подлежащее огорчилось:
— А я-то думало, что я главное.
— Не расстраивайся — успокоило его Сказуемое. — Ведь когда ты есть в предложении, именно ты указываешь, в какой форме стоять мне. Мы оба главные.

Ведь недаром нас называют основой предложения!

 

Главные члены предложения — подлежащее и сказуемое.

 

Подлежащее называет, о ком или о чём говорится в предложении.

Отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?»

 

Сказуемое поясняет, что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы «Что делает, что делают, что сделают?» и другие.

 

Подлежащее и сказуемое — это основа предложения.

 

Если предложения состоят только из подлежащего и сказуемого, они называются нераспространёнными.

 

Если в предложениях кроме подлежащего и сказуемого есть другие члены предложения, такие предложения называются распространёнными.

Карточки русский язык по теме «Предложение» 2 класс

к, звери, готовятся, зиме

и, нагуливают, барсук, сало, медведь запасает, орехи, кедровые, бурундук

сушит, на, белка, сучках, грибы

Игрушки

дети, играют, тихо у, юла,

Лены девочка, юлу, крутит

игрушка, и, гудит, поет

Сережа, кубики, взял

мальчик, башню, строит

шли, девочки, лес, через

лесу, было, и, тихо, в,

нарядно, густо, елочки, зеленели.

золотые, светились, березках, в, искорках

стал, разгуливать, болоту, по, журавль,

кукушка, бору, куковала, в

пролетела, цветами, над, бабочка, пестрыми,

парил, в, высоко, воздухе, коршун

Ворона Кара

была, нас, у, ворона Кара

она, книгу, клювом, листала

ворона, на, считала, счетах

Кара, снимала, со, кольца, ловко, столбика

(По Н. Дуровой)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Скоро весна

Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.

(По Соколову-Микитову )

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

и сказуемое.

Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

(По К. Ушинскому)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наступило чудесное теплое утро подул свежий ветерок журчал по камням ручей в тенистых кустах звонко пели со­ловьи яркое солнце поднималось все выше и выше.

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Ненастье

Поздняя осень ветер сорвал с деревьев последние лис­тья целый день льет дождь только воронье карканье слыш­но во дворе скоро наступит пора морозов и вьюг. (24)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Весна в лесу

Ты бывал в лесу в начале весны хороша ранняя весна ярко светит солнце тает последний снег мягкий ветерок торопит тучки весело поет соловей.

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Встречай весну

Пригревает солнышко наступили теплые деньки сосульки плачут на крышах снег сделался грязным забулькали веселые ручьи у крыльца стоят лужи шумный воробей трещит весь день.

(По Э. Шиму)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Наш двор

Все дети любят рисовать Юра принес краски Леня взял кисти он налил в банку воду папа дал бумагу мальчики стали красить.( флаги какие яркие флаги 26)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Вечером

На дворе стоят сильные морозы*гулять нельзя,дети си­дят дома,они стали играть в школу, старший брат учит ма­ленькую Свету писать, мама готовит чай папа пишет другу письмо. (29)

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Прогулка

Егор и Саша побежали в рощу там река за рекой лесок в лесочке мальчики стали искать грибы Егорка нашел креп­кий гриб с большой шляпкой у Саши забавная находка у него в фуражке ежик.

Разделите текст на предложения.

Поставьте в конце каждого предложения

нужный знак. Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Вечером

На дворе стоят сильные морозы*гулять нельзя,дети си­дят дома,они стали играть в школу, старший брат учит ма­ленькую Свету писать, мама готовит чай папа пишет другу письмо.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

1 .

Лоси

Вдруг раздался громкий лай.

Дети пришли в лес.

Лоси пили воду.

Около лесного озера они увидели лосей.

Лоси быстро скрылись в лесу.

1

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

В лесу

Там укрылись серые ежики.

Рядом бежит пес Бимка.

По веткам скачут рыжие белки.

Мальчики Юра и Ваня идут в лес.

Под елкой норка.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Ливень

В воздухе пахло цветами и медом.

От земли после дождя шел пар.

Набежала темная туча.

Стоял жаркий день.

Хлынул ливень.

Первые капли дождя упали на землю.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

В роще

Они зашли’в глухую чащу.

Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу.

Дети пошли в рощу.

Ребята слышат шум машин.

Шура стал кричать.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Зима

Замерзли реки и озера.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

Наступила зима.

Снег покрыл поля, тропинки в лесу.

Ребятишки рады зиме Зима

Замерзли реки и озера.

Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по льду.

Наступила зима.

Снег покрыл поля, тропинки в лесу. Ребятишки рады зиме.

1

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Вдруг под большими широкими листьями мальчики заме­тили ежика.

Теперь ежик живет у Саши.

Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.

Ребята взяли его с собой.

Мыши боятся ежа

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Васька

Одна муха села на шляпу.

Вот какой шалун котенок Васька!

Шляпа упала и накрыла котенка.

Котенок прыгнул на стол.

На столе лежала шляпа.

Видны только лапки да хвост.

Котенок Васька сидел на полу и ловил мух

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Котенок

Котенок погнался за ними.

В нашем дворе жил котенок.

Утята спокойно шли к воде.

Один раз он увидел утят.

Котенок мигом влез на дерево.

Утята побежали к собачьей будке.

Из нее выскочил пес.

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Совенок

В лесу мы нашли гнездо.

Мы пожалели совенка.

Глаза ее блестели.

Там был совенок.

Сова налетела на нас.

Совенок не умел летать.

Витя посадил совенка на дерево.

Мы взяли совенка из гнезда.

Совенок громко пищал. (

Расположите предложения так, чтобы получился связный рассказ.

Слон

Он большой и сильный.

Этот слон живет в доме со ступеньками.

Сторож Иван Петрович принес ему сено и воду. Напился воды и затрубил.

Значит рад.

У слона умные и добрые глаза

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

1

жалобно, в, деревья, стонут, лесу голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям зима, уже пришла настоящая верхушки, он, деревьев, качает

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

2

подарил, детям, ежика, дедушка летом, сенях, он, в, жил еж, в, уснул, норе, зимой ежик, голодный, весной, придет берегитесь, мыши!

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

3

мягкие, стояли, дни, серые

зима, снежком, завалила, легким, город

деревья, все, снегу, стоят

утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

) № 4

часто, резкий, дует, ветер

деревьев, листья, желтые, с, опадают

днем, частый, и, ночью, дождь, моросит

небе, грустный, крик, раздается, в, журавлей

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

5

парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим в, бою, они, погибли, не, пустили, но, врагов отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

лес, после, стал, вьюги, удивительным

ель, кольчуге, в, стояла, хвойной

макушке, снежная, на, сосны, шапка

полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

в, птенцы, гнезде, сидят

пищат, они, громко

есть, малыши, хотят

к, мама, ним, летит

она, маленького, несет, червяка

детей, накормить, птичка, своих, спешит

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

Катина рыбка

Кате, аквариум, дедушка, подарил розовая, живет, рыбка, там, с, хвостом, пышным Катя, воду, черсячка, в, бросила, и, постучала, стеклу, по подплыла, и, рыбка, корм, схватила (25)

(По Н. Максимовичу

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

у, жил, нас, медвежонок очень, воду, он, любил его, часто, купали, мы тазу, мишка, в, долго, плескался попало, глаза, ему, в, мыло малыш, заплакал, громко вытерли, мишку опять, веселый, он (29)

(По М. Ефетову)

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.

Подберите к тексту название

Урок русского языка «Как составить из слов предложение?»

Урок 11. Как составить из слов предложение?

Цель: научить составлять из слов предложение, находить главное по смыслу слово в предложении.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять предложения, читать предложения, делать логическое ударение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  1. Орфографическая минутка

  • Какие слова мы начинаем писать всегда с большой буквы? (Ответы детей.)

  • Вставьте пропущенные буквы.

(На доске запись.)

Вот с(е,и)ло (В,в)ысокое, место тут (В,в)ысокое.

Вот м(а,о)я подру(ш,ж)ка (Р,р)оза, в ее руках б(а,о)лыиая (Р,р)оза.

  • Какие слова написали с большой буквы? (Вот — начало предложения, село Высокое — название села, подружка Роза — имя.)

  • Назовите проверочные слова для безударных гласных, проверяемых ударением. (Село — села, моя — мой, большая — больше.)

  1. Выборочный диктант

(Учитель читает предложения, дети выписывают только те слова, которые всегда пишутся с большой буквы.)

У Коли собака Жучка. Город Киев стоит на реке Днепр. Мы живем в России.

(Сверка с образцом: Коля, Жучка, Киев, Днепр, Россия.)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске запись.)

Дождь улица идти кот нас

Сильный дождь улице на идет

  • Составьте предложение из слов первой строки. (Не получается.)

  • Составьте предложение из слов второй строки. {На улице идет сильный дождь.)

  • Почему из слов первой строки предложение не получилось, а из слов второй строки получилось? (Ответы детей.)

На уроке мы найдем ответ на этот вопрос.

  1. Работа по теме урока

  • Откройте учебник на с. 26.

  • Что мы сегодня узнаем на уроке? (Как составить из слов предложение.)

Упр. 25 (с. 26).

  • Из каких слов можно составить предложение? (Из слов первой группы.)

  • Как это сделать? {Изменить порядок слов,)

  • Составьте предложение. {Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)

  • О чем это предложение? ( О ветерке.)

  • Чем отличаются слова ветер и ветерок? {Ветерок — уменьшительное, ласковое слово.)

  • Запишите предложение.

  • Почему нельзя составить предложение из слов второй группы? (Они не связаны между собой.)

  • Придумайте предложение со словом ветер. (Учащиеся называют свои варианты предложений, одно из предложений записывают в тетрадь.)

  • Прочитайте правило на с. 27.

  • Почему мы не смогли составить предложение из слов первой строки? {Они не связаны по смыслу.)

  1. Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

{Приставить кисти рук к голове — изобразить ушки.)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

(Потереть предплечья.)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте.)

  1. Закрепление изученного материала

Упр. 26 (с. 27).

  • Можно ли составить из этих слов предложение, не изменяя слова? (Нет, нельзя. Слова нужно связать между собой.)

  • Прочитайте, на что нужно обратить внимание. (Дети самостоятельно читают.)

  • Составьте предложение. (Рассматриваются все возможные варианты: Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль. Саша пригласила Женю в театр на спектакль.)

  • Запишите предложение в тетрадь.

Упр. 27(с. 27).

(Фронтальный разбор по вопросам.)

  • Прочитайте правило на с. 28 самостоятельно.

  • Какое важное по смыслу слово в первом предложении? во втором предложении?

  • Прочитайте, выделив главное слово голосом.

  1. Рефлексия

(На доске записаны слова.)

Необходимый уровень

Ельнике, грузди, частом, душистые, в, растут.

Прячутся, тропинки, боровики, у.

Программный уровень

Белка, зима, шубка, переменила, на.

Лисичка, норы, искать, мышиные.

(Сверка с образцом на доске, самооценка с помощью «светофора».)

  1. Подведение итогов урока

  • Чему мы учились на уроке?

  • Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения из слов»?

  • Кому еще трудно составить предложение?

  • Домашнее задание

Выполнить упр. 28.

Программный уровень. Ответить на вопросы письменно.

Конспект урока русского языка на тему «Как из слов составить предложение?» (2 класс)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение основная общеобразовательная школа № 23

имени Надежды Шабатько города Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Конспект урока русского языка

с применением информационно-коммуникационных технологий.

2 класс

Тема: «Как из слов составить предложение?»

(УМК «Школа России»)

учитель начальных классов

МОБУ ООШ № 23

им. Надежды Шабатько

Доценко Валентина Владимировна

Тема: Как из слов составить предложение?

Цели: 1) сформировать умения из слов составлять предложения и объяснять свои действия на основе графической модели;

2) актуализировать умения находить главное по смыслу слово в предложении;

3) воспитывать познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Знать правило составления предложения из слов.

Уметь составлять из слов предложение.

Уметь находить главную мысль предложения.

Универсальные учебные действия:

Личностные – самоопределение, смыслообразование.

Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.

Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Ресурсы: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», учительский компьютер, видеопроектор, презентация.

Ход урока.

  1. Самоопределение к деятельности.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Улыбки милых ваших глаз.

— Прочитайте девиз нашего урока: «Дружно работаем – больше узнаем». (слайд №1)

— Как понимаете?

— Постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас всё получится.

  1. Актуализация знаний.

– Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Чистописание:

— Посмотрите на доску, написание каких букв мы сегодня повторим?

с е н о ь

— Назовите гласные буквы.

— Назовите согласные буквы.

— Напишите данные буквы в тетрадь, чередуя 2 раза.

— Составьте из данных букв слово и назовите его.

— Какое слово получилось? (осень)

— Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

3. Постановка учебной задачи.

— Сейчас вы будете работать в паре. Вспомним правила работы в паре.

— Какие предложения будем составлять, работая в парах?

— На столах у вас лежат 2 файла.

Сильный дождь улице на идет

Улетели птицы страна тёплый

— Из карточек 1 файла составьте предложение. (На улице идет сильный дождь.)

— Аналогичное задание выполните с карточками из второго файла. (не получатся)

— Вы выполнили моё задание?(нет)

— А почему? (не получается)

— В чем затруднение? (Не можем составить предложение из 1 файла)

— Значит, какой вопрос возникает? (Почему из слов 1 файла предложение не получилось, а из слов 2 файла получилось?)

— Чему вы должны научится на уроке? (составлять из слов предложения)

Какой будет тема урока? (Как составить из слов предложение?)

Сегодня на уроке вы узнаете «Как из слов составить предложение?». (слайд 2)

  1. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

— Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, и слова в предложении связаны по смыслу.)

Улетели птицы страна тёплый (слайд №3)

— Чтобы научиться составлять из слов предложение, мы должны вывести эталон составления из слов предложение.

— Можем ли мы назвать слова из первой строчки предложением? (нет, потому что они не имеют законченную мысль и не связаны по смыслу)

— 1 шаг: объединить слова по смыслу. (слайд 3)

— Что ещё должно быть в предложении, чтобы оно звучало красиво? (Изменить форму слова)

2 шаг: Изменить форму слова.

Что ещё можно сделать, чтобы получилось предложение? (добавить ещё слово)

3 шаг: Добавить нужное слово.

Прочитаем весь эталон составления из слов предложение.

Эталон составления из слов предложение. (слайд 3)

  1. Объединить слова по смыслу.

  2. Изменить форму слова.

  3. Добавить нужное слово.

Каким же помощником, вы можете воспользоваться при составлении из слов предложение? (Новым эталоном)

Что он нам позволяет? (правильно составлять из слов предложения)

Попробуйте составить из данных слов предложение, пользуясь эталоном.

Какое предложение у вас получилось? ( Птицы улетели в теплые страны.)(слайд №3)

Запишем это предложение в тетрадь. ( 1 ученик записывает на доске)

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить на знания по новой теме.)

— Упр.26 с.27

— Выполните упражнение, пользуясь эталоном.

— Прочитайте задание. Прочитайте слова.

— Объясните, как составить предложение из данных слов.

Эталон составления из слов предложение. (слайд 4)

  1. Объединить слова по смыслу.

  2. Изменить форму слова. (Женя – Женю, Саша – Сашу, пригласить – пригласил — пригласила)

  3. Добавить нужное слово: в.

— Составьте предложение. (Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль.)

— Запишите предложение. (вызвать 1 ученика к доске)

2. Диск «Русский язык» Члены предложения, упражнения с гномами. (составить предложение)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Самостоятельная работа по карточкам, пользуясь эталоном.

1)лист, играет, с, ветерок, осенний, деревьев.

2) небу, плыли, осенние облака

Осенний ветерок играет с листьями деревьев.

По небу плыли осенние облака.

— Из данных групп слов составьте предложение и запишите их, пользуясь эталоном.

— Какое 1 предложение вы составили? (Осенний ветерок играет с листьями деревьев.)

— Запишите это предложение в тетрадь.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Посмотрите на слайд. Составьте предложения по данной картине. (Слайд 5)

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

— Чему мы учились на уроке? (составлять из слов предложение)

— Что значит составить из слов предложение? (эталон)

— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения из слов»?

— Кому еще трудно составить предложение?

Рефлексия: Букет настроения. (слайд 6)

— К осени в садах и огородах расцветает много разных цветов. И у нас на уроке тоже распустится «Букет настроения».

Оранжевый цветок – на уроке мне было всё понятно.

Желтый цветок – ещё немного ошибаюсь, нужно закреплять.

Синий цветок – нужна ещё помощь учителя.

Урок русского языка во 2 классе по теме «Предложение»

hello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifhello_html_439bd2c.gifУрок русского языка во 2 классе

Тема урока: Предложение

Цель: систематизировать знания второклассников о слове, предложении;

— повторить ранее изученный материал по орфографии и грамматике,

— строить урок на основе здоровьесберегающих технологий;

— развивать умение работать в паре, в группе;

— развивать речь обучающих, обогащать их словарный запас;

— развивать итоговую самооценку и взаимоконтроль;

— продолжить формировать интерес к изучению русского языка через игровой сюжет, смену видов деятельности, разнообразные формы работы.

Метапредметные умения:

Познавательные:

— различать типы текстов и обосновывать свое суждение;

— уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;

— работать с моделями и схемами;

Регулятивные:

— соотносить учебные действия с учебной задачей.

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

— оценивать свою деятельность и деятельность работы группы.

Коммуникативные:

— формулировать понятные высказывания, используя термины;

— формировать умения взаимодействия в группе и паре.

Личностные:

— формировать положительное отношение к учебе.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.
Начинается урок.

Встали прямо, успокоились, настроились на работу.

Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.

Наш урок, я хотела бы начать с загадки:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится

Грусть тоска ее боится.

(улыбка)

— Правильно, и я надеюсь, что все вы чувствуете себя хорошо, и настроены на рабочий лад. Улыбнитесь друг другу! Повернитесь и улыбнитесь гостям.

-Ребята, покажите своё настроение. Если хорошее – покажите солнышко, если грустное – тучкой. А своё настроение я обозначу одним большим солнышком.

2. Минутка чистописания

-Итак, запишем дату и классная работа.

Посмотрите в слове названия месяца убежала буква, а кто знает какая буква убежала (буква б)

Сейчас, ребята , мы повторим написание заглавной и строчной букв «Бб» (показ письменных образцов) .

3. Словарная работа.

— Даны слова из словаря. Прочитайте их про себя. Дайте задание классу.

(Записать в тетрадь, вставляя пропущенные буквы.)

в . р . бей

в . рона

с . бака

с . рока

(самопроверка по словарю)

— Что общего у всех этих слов?

— Какие слова можно связать, объединить в одну группу? (птиц)

— А ещё? ( всех животных; одушевлённые все слова, кроме СОБАКИ, т.к. нет буквосочетания –ОРО- )

— Но что связывает все эти слова? (безударная гласная О)

— Посмотрите на слайд и расскажите о собаке.

— Что вы использовали в своей речи, чтобы рассказать о собаке? (Предложения)

4. Мотивационно-целевой этап

— О чем пойдет речь на уроку? (О предложении)

-Сформулируйте тему урока? (Предложение)

— Какова цель нашего урока.

— повторить…

— закрепить…

— обобщить….

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем по теме «Предложение».

-Работать будем по плану:

1. Повторение признаков предложения.

2. Составление предложений из слов.

3. Оформление предложений на письме.

5. Операционно-деятельностный этап. Обобщение изученного материала

1) Работаем в парах. Перед вами на столе карточка. Найдите предложение.

  1. Наступила поздняя осень.

  2. листья жёлтые

  3. дождь, яблоко, звёздный, красный.

  4. слон зелёное рисует яркий

Почему вы так решили? Докажите.

2) Закончите фразы:

1. Предложение состоит из… слов

2. Предложение выражает … законченную мысль

3. Первое слово в предложении пишется… с большой буквы

4. Слова в предложении связаны … по смыслу

5.В конце предложения ставится …точка, вопросительный знак, восклицательный знак.

3) Составьте предложение из слов.

Перелетные птицы улетели в теплые края.

Самопроверка.

4) Работа в группах. Постановка знаков препинания в конце предложения.

Возьмите маленькие конверты. В них задание каждой группе.

Составьте предложение из слов и прочитайте его так, передавая голосом знак препинания в конце предложения.

Пушистый снежок лег на землю.

1 группа — сообщите

2 группа — задайте вопрос

  1. группа — выразите радость.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Мини –тест:

Вопрос № 1 
Предложение состоит из…

 слов
 слогов
 слов и слогов

Вопрос № 2 
Предложение выражает …

 эмоции говорящего
 законченную мысль
 мысли говорящего

Вопрос № 3 
В конце предложения ставится …

 точка, восклицательный знак
 запятая, точка
 точка, восклицательный знак, вопросительный знак

Вопрос № 4 
Какое предложение записано правильно?

 Девочка играла с куклой
 Ярко светит солнце.
 собака зарычала на кота.

Вопрос № 5 
В каком предложении нужно поставить вопросительный знак?

 Расскажи, как ты учишься
 Скажи, что хорошо
 А ты знаешь правила 

Вопрос № 6 
Первое слово в предложении пишется…

 красиво
 правильно
 с большой буквы

Вопрос № 7 
Сколько здесь предложений? 
«наступил вечер зажигаются фонари на улицах города люди спешат домой»

 2
 3
 4

  1. Коллективная проверка

  2. Рефлексия

  1. Итог урока

Сегодня вашему вниманию был предложен урок русского языка в 3 классе по программе «Школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема урока «Предложение»

Поэтому на уроках использую дифференцированный подход для развития каждого ученика с учетом его индивидуальных способностей и интересов.

Я определила следующие цели и задачи урока:

  • обобщить знания о случаях написания безударного окончания имени существительного;

  • отработать орфограмму «Буквы о-е в окончаниях существительных после шипящих и ц»

  • тренировать в написании безударных окончаний;

  • развивать орфографическую зоркость;

  • продолжать работу по развитию памяти, речи, мышления,

  • развивать интерес к предмету;

  • воспитывать дисциплинированность, усидчивость, внимательность.

Поставленная цель реальна, достижима и целесообразна.

На уроке мы работали с учебником, рабочей тетрадью «Пишем грамотно».

Учитывая место урока в теме (это последний урок по теме «Правописание безударных окончаний имен существительных») и характер содержания урока определила тип урока – закрепление изученного материала.

Особенности содержания урока, его тип и возрастные особенности обусловили выбор формы урока. Это стандартный урок (форма общения индивидуальная, коллективная).

В рамках выбранной формы урока я сконструировала его из следующих структурных элементов:

  1. Организационный момент.

Цель: мотивировать деятельность учащихся на уроке;

Эмоционально настроить детей на работу.

2. Словарно – орфографическая работа.

Цель: включение нового словарного слова в письменную речь учащихся.

На этом этапе использовала первичное зрительное восприятие учащимися словарного слова, развивала речедвигательную и моторную орфографическую память, работала над лексическим значением словарного слова.

3. Сообщение темы и цели урока.

Цель: настроить на предстоящую работу.

4. Актуализация знаний.

Цель: активизировать мыслительную деятельность;

Создать положительную мотивацию к повторению изученного материала.

5. Закрепление изученного материала.

Цель: обеспечение прочности и систематизации знаний пройденного материала

На этом этапе использовала фронтальную и самостоятельную работу. Формировала у школьников умение использовать полученные знания в ходе практической и самостоятельной работы.

6.Итог урока.

Цель: формирование вывода по данной теме.

Для организации учебной деятельности и мотивации учащихся, на уроке выбраны следующие методы и приемы:

1. По источнику знаний:

  1. Словесные.

  2. Наглядные.

  3. Практические.

2. В зависимости от характера познавательной деятельности:

  1. Проблемный метод.

  2. Частично – поисковый

3. По дидактическим целям.

6. Метод повторения, закрепления знаний.

7. Метод применения знаний.

На уроке использовала следующие формы работы:

  1. фронтальная

  2. самостоятельная

  3. индивидуальная

  4. учебный диалог

Соблюдала принципы научности и доступности предлагаемой учебной информации. Все задания оказались посильными для учащихся. Поставленная проблема в конце урока – прекрасный пример связи теории с практикой.

Дидактическая сторона урока

  1. Материал доступен для понимания.

  2. Этапы урока взаимосвязаны и последовательны

  3. Дети сами пытались вести исследовательскую работу

  4. Обучающиеся понимали вопросы и находили на них ответы

  5. Использовался наглядный метод

Методическая сторона урока

Урок целенаправлен. Составлен в соответствии с современными требованиями к уроку.

Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития. Обеспечивала практическую направленность учебного процесса, создавала на уроке реальные возможности применения учащимися полученных знаний на практике.

Психологическая сторона урока

Урок проходил в деловой атмосфере. Учащиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания. Темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию. Старалась создать эмоциональную атмосферу, побуждая к активному мышлению учащихся.

Гигиенические требования к уроку

Учитывались санитарно – гигиенические требования. Соблюдала правильность рабочей позы учащихся. Для предупреждения утомления и переутомления своевременно и качественно проведена физкультминутка для профилактики сколеоза.

Время урока было организовано исключительно продуктивно за счет продуманной структуры его организации. Наблюдалось чередование видов деятельности. ТСО на уроке не использовались, однако наглядные пособия, изготовленные учителем, способствовали более осмысленному понимания проблем урока.

Считаю, что задачи урока решены. Дети не перегружены. Каждый этап урока оказывал всестороннее воздействие на детей. Темп урока средний.

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Тема: Как из слов составить предложение?

Тема: Как из слов составить предложение?

Цели:  1) сформировать умения из слов составлять предложения и объяснять свои действия на основе графической модели;

2) актуализировать умения находить главное по смыслу слово в предложении;

3) воспитывать познавательный интерес к русскому языку, веру в свои силы.

Планируемые результаты:

Знать правило составления предложения из слов.

Уметь составлять из слов предложение.

Уметь находить главную мысль предложения.

Универсальные учебные действия:

Личностные – самоопределение, смыслообразование.

Познавательные – находить ответы на вопросы, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные – умение слушать других, работать в паре.

Регулятивные – умение планировать свою деятельность, работать по плану.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Ресурсы: учебник «Русский язык. 2 класс» автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, УМК «Школа России», учительский компьютер, видеопроектор, презентация.

Ход урока.

1.     Самоопределение к деятельности.

Друзья, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Улыбки милых ваших глаз.

— Прочитайте девиз нашего урока: «Дружно работаем – больше узнаем». (слайд №1)

— Как понимаете?

— Постарайтесь дружно работать, друг друга слушать, быть внимательными и у вас всё получится.

2.     Актуализация знаний.

– Откроем тетради, запишем число и классная работа.

Чистописание:

— Посмотрите на доску, написание каких букв мы сегодня повторим?

  с   е  н  о  ь

— Назовите гласные буквы.

— Назовите согласные буквы.

— Напишите данные буквы в тетрадь, чередуя 2 раза.

— Составьте из данных букв слово и назовите его.

— Какое слово получилось? (осень)

— Что вы представляете себе, когда слышите это слово?

 

3. Постановка учебной задачи.

— Сейчас вы откроете учебники на странице 25 .

— Обратите своё внимание на группы слов.

— Из слов 1 группы составьте предложение. (Осенний ветерок весело играет с листьями деревьев.)

— Аналогичное задание выполните с карточками из второго файла. (не получатся)

 — Вы выполнили моё задание?(нет)

— А почему? (не получается)

— В чем затруднение? (Не можем составить предложение со словами из 2 группы)

— Значит, какой вопрос возникает? (Почему из слов 1группы предложение получилось, а из слов 2 группы не получилось?)

— Чему вы должны научится на уроке? (составлять из слов предложения)

Какой будет тема урока? (Как составить из слов предложение?)

Сегодня на уроке вы узнаете «Как из слов составить предложение?». (слайд 3)

 

4.     «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

— Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль, и слова в предложении связаны по смыслу.)  

                  Улетели птицы страна тёплый (слайд №3)

— Чтобы научиться составлять из  слов предложение, мы должны вывести эталон составления из слов предложение.

— Можем ли мы назвать слова из первой строчки предложением? (нет, потому что они не имеют законченную мысль и не связаны по смыслу)

— 1 шаг: объединить слова по смыслу. (слайд 3)

— Что ещё должно быть в предложении, чтобы оно звучало  красиво? (Изменить форму слова)

2 шаг: Изменить форму слова.

Что ещё можно сделать, чтобы получилось предложение? (добавить ещё слово)

3 шаг: Добавить нужное слово.

Прочитаем весь эталон составления из слов предложение.

 

Эталон составления из слов предложение. (слайд 3)

1.     Объединить слова по смыслу.

2.     Изменить форму слова.

3.     Добавить нужное слово.

 

Каким же помощником,  вы можете воспользоваться при составлении из слов  предложение? (Новым эталоном)

Что он нам позволяет? (правильно составлять из слов предложения)

Попробуйте составить из данных слов предложение, пользуясь эталоном.

Какое предложение у вас получилось? ( Птицы улетели в теплые страны.)(слайд №3)

Запишем это предложение в тетрадь. ( 1 ученик записывает на доске)

5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

       — Какой следующий шаг мы должны сделать? (Закрепить на знания по новой теме.)

       — Упр.26 с.27

               — Выполните упражнение, пользуясь эталоном.

— Прочитайте задание. Прочитайте слова.

 — Объясните, как составить предложение из данных слов.

Эталон составления из слов предложение. (слайд 4)

1.     Объединить слова по смыслу.

2.     Изменить форму слова. (Женя – Женю, Саша – Сашу, пригласить – пригласил — пригласила)

3.     Добавить нужное слово: в.

— Составьте предложение. (Женя пригласил Сашу в театр на спектакль. Женя пригласила Сашу в театр на спектакль. Саша пригласил Женю в театр на спектакль.)

— Запишите предложение. (вызвать 1 ученика к доске)

 

7.     Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Самостоятельная работа по карточкам, пользуясь эталоном.

 

1) небу, плыли, осенние облака

По небу плыли осенние облака.

 

— Из данной групп слов составьте предложение и  запишите его, пользуясь эталоном.

— Какое  предложение вы составили? (По небу плыли осенние облака)

 — Запишите это предложение в тетрадь.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Посмотрите на страницу 27, упражнение 27. Давайте прочитаем предложения, выделяя голосом выделенные слова. О чём сообщается в каждом из них?

8.     Рефлексия деятельности (итог урока).

— Чему мы учились на уроке? (составлять из слов предложение)

— Что значит составить из слов предложение? (эталон)

— Кто может сказать о себе: «Я умею составлять предложения из слов»?

— Кому еще трудно составить предложение?

Рефлексия: Букет настроения. (слайд 6)

— К осени в садах и огородах расцветает много  разных цветов. И у нас на уроке тоже распустится «Букет настроения».

Оранжевый цветок – на уроке мне было всё понятно.

Желтый цветок – ещё немного ошибаюсь, нужно закреплять.

Синий цветок – нужна ещё помощь учителя.  

Д\з  стр.28, упр. 28.

Урок русского языка во 2-м классе. Тема: «Слово и предложение»

Цель: показать для чего в речи нужны слова, что слова могут обозначать; как из слов можно построить предложение, чем слово отличается от предложения; развивать речь учащихся, применять изученные правила во время урока; приучать к самостоятельности, учить работать в парах.

Оборудование:

  • учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 2класс, 2 часть.
  • дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс М.Н.Измайловой, Ф.Н.Хакимовой
  • Презентация к уроку;
  • тесты.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Приветствие учащихся.
– Проверка готовности рабочего места к работе на уроке.
– Дыхательная гимнастика.

2. Минутка чистописания

– Отгадайте загадку.

Замела я всё вокруг,
Прилетев из царства вьюг.
Осень, лучшую подружку,
Я отправила на юг.
Я морозна и бела
И надолго к вам пришла. (Зима.)

– Выделить первый звук в слове-отгадке.
– Дать характеристику этому звуку. (Согласный, мягкий, звонкий, парный. На письме обозначается буквами Зз)
Написать в тетради: ЗзЗ  зЗз  ЗзЗ  зЗз
– Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете? (Мороз невелик, да стоять не велит. Готовь сани летом, а телегу зимой. и  др.)

3. Сообщение темы и целей урока

– Когда вы сказали отгадку, что вы произнесли? (Слово)
– Пословица – это что? (Предложение)
– Тема нашего урока: Слово и предложение. На протяжении всего урока мы понаблюдаем над тем, чем слово отличается от предложения.

4. «Открытие» нового знания

1) Снежная выдалась в этом году зима. И в наш класс занесло несколько снежинок. Прочитайте слова, которые на них написаны, пока они не растаяли.

м..роз  вет..р  б..рёза  к..ньки  сн..ж..нки

– Что общего у этих слов? (Обозначают предметы)
– Разделить слова на группы: двусложные и трёхсложные; множественного и единственного числа.
– Какое слово «лишнее»? (Слово снежинки, т.к. в этом слове безударные гласные можно проверить. Остальные слова словарные, т.к. их написание нужно запомнить.)
– На какие вопросы отвечают слова, обозначающие предмет? (КТО? или ЧТО?)
– Запись этих слов в столбик, с полным разбором (постановка ударения, подчеркивание безударных гласных, объяснение)

2) К каждому из этих слов подберите слова, обозначающие признак предмета и записать во второй столбик.

3) Подобрать и записать в третий столбик слова, обозначающие действия предметов.

ветер               резкий           дует
мороз              жгучий          стоит
коньки            новые            лежат
берёза             тонкая            качается
снежинки       красивые       падают

– Для чего же нужны слова? (Чтобы назвать предметы, их признаки, действия)

5. Работа по теме урока

– Что можно составить из слов? Что для этого нужно сделать? (Надо переставить слова и соединить их по смыслу)

снежинки     красивые    падают

Падают белые снежинки.

– Что же такое предложений? Как оформляется предложение на письме?
– Чем отличается слово от предложения?

Чтение правила на с.4 учебника «Русский язык» (2 часть) Т.Г.Рамзаевой.
Запись предложения в тетради. Подчеркнуть главные члены предложения.

ФИЗМИНУТКА (танец под песенку «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»)

6. Закрепление изученного материала

1) Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 2 класс М.Н.Измайлова, Ф.Н.Хакимова, с.43 №3

– Назвать все признаки предложения. Составить из слов предложения. В каких словах встретились изученные орфограммы? Какие знаки поставили в конце предложений? Почему?

  • Что за прелесть эти сказки?
  • В темнице там царевна тужит.
  • Любишь ли ты сказки?

– Разделить слова: сказки, царевна на слоги и для переноса. Что обозначают эти слова?
– Почему некоторые слова отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО?

2) Дидактический материал с.43 №4. Работа в парах.

Выписать: 1 варианту предложения, где нужно вставить слова, отвечающие на вопрос ЧТО?;
2 варианту предложения, где нужно вставить слова, отвечающие на вопрос КТО?
Взаимопроверка.

7. Тест

1. Из каких слов можно составить предложение?

  • хорошо, ветер, ворона
  • плывут, хмурые, слова
  • пальто, город, надела
  • пора, осенняя, наступила

2. В какой строчке записано предложение?

  • Перед школой
  • Полил теплый дождь.
  • Пишут, читают

3. Из чего состоят предложения?

  • из слогов
  • из слов
  • из букв
  • из звуков

4. Что такое предложение?

  • набор отдельных слов
  • слова, связанные по смыслу и выражающие законченную мысль
  • словосочетание
  • скороговорка

5. О ком говорится в предложении?

Пролетают паутинки с паучками в серединке.

  • о серединке
  • о паучках
  • о паутинках
  • о том, что пролетают

8. Подведение итога урока

9. Рефлексия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *