Классификация солей химия: Классификация солей — урок. Химия, 8 класс.

Содержание

Конспект лекции по теме «Соли

химия

Лекция

Тема: Соли, химические свойства, способы получения

Классификация солей

Солиэто продукты полного или частичного замещения атомов водорода в молекуле кислоты атомами металла или продукты полного или частичного замещения гидроксид-ионов в составе основания кислотными остатками.

В зависимости от состава катионов и анионов различают средние, кислые, основные, двойные, комплексные и смешанные соли.

Классификация солей

Кислые

Основные

Комплексные

Двойные

Смешанные

Na2S04,

СаС03

NaНС03,

NaH2P04

(Сu0Н)2С03,

FeOHCI2

Na2[Zn(OH)4],

K3[Fe(CN)6]

KAI(S04)2,

(NH4)2Fe(S04)2

Ca(CIO)CI

Средние солиэто продукты полного замещения атомов водорода в молекуле кислоты на металл или продукты полного замещения гидроксид-ионов в составе основания кислотными остатками. Средние соли содержат ионы металла и кислотные остатки (Na2S04, СаС03).

В свете теории электролитической диссоциации средние солиэто электролиты, которые при диссоциации образуют катионы металлов и анионы кислотных остатков:

A1(N03)3 = А13+ + 3NO3 NaCl = Na+ + Cl

Способы получения средних солей

Средние соли образуются при взаимодействии:

1. Оснований с кислотами (реакция нейтрализации):

Ва(ОН)2 + 2НС1 = ВаС12 + 2Н20

2. Кислот с основными оксидами:

H2S04 + MgO = MgS04 + Н20

3. Солей с кислотами:

СаС03 + 2HN03 = Ca(N03)2 + Н20 + С02

4. Двух различных солей:

AgN03

+ KI = Agl + KN03

Соли AgCl, AgBr, Agl, CaF2, SrF2, BaF2, BaS04, CuS, PbS, HgS, Ag2S нерастворимы как в воде, так и в растворах кислот, которые являются окислителями за счет ионов водорода. Такие соли осаждаются при действии на раствор соли как кислоты, так и другой соли:

CuS04 + H2S = CuS + H2S04

CuS04 + Na2S = CuS + Na2S04

Соли FeS, MnS, ZnS, BaC03, Ca3(P04)2, CaC03, MgC03 нерастворимы в воде, но растворимы в кислотах. Эти соли осаждаются только при взаимодействии двух различных солей и не осаждаются кислотами:

ZnCl2 + H2S

ZnCl2 + Na2S = ZnS + 2NaCl

5. Солей с кислотными оксидами (кислотный оксид должен быть менее летуч, чем образующийся в ходе реакции):

CaS03 + Si02 = CaSiO3 + S02

6. Оснований с кислотными оксидами:

6NaOH + Р205 = 2Na3P04 + ЗН20

7. Оснований с солями:

3NaOH + FeCl3 = 3NaCl + Fe(OH)3j

8. Основных оксидов с кислотными:

СаО + Si02 = CaSiO3

9. Металлов с неметаллами:

2Fe + ЗС12 = 2FeCl3

10. Металлов с кислотами:

Mg + 2НС1 = MgCl2 + Н2

3Cu + 8HN03

= 3Cu(N03)2 + 2NO + 4H20

разб.

11. Металлов с солями:

Сu + Hg(N03)2 = Hg + Cu(N03)2

12. Металлов (Zn, Al, Be, Sn, Pb) с расплавами щелочей:

Zn + 2NaOH = Na2Zn02 + H2

13. Неметаллов со щелочами. Галогены (исключение — фтор) и сера взаимодействуют со щелочами, образуя одновременно две соли — бескислородной и кислородсодержащей кислот:

3S + 6NaOH = 2Na2S + Na2S03 + ЗН20 Cl2 + 2КОН = КС1 + КС10 + Н20

14. Неметаллов с солями:

С12 + 2KI = 2КС1 + 12

15. При нагревании некоторых солей кислородсодержащих кислот образуются новые соли с меньшим содержанием кислорода или вообще не содержащие его:

2KN03 = 2KN02 + 02 2КС103 t, MnO2 2КС1 + 302

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СРЕДНИХ СОЛЕЙ

1. Растворимые соли взаимодействуют со щелочами с образованием соли и основания, если один из продуктов реакция нерастворим:

MgCl2 + 2NaOH = Mg(OH)2 + 2NaCl

2. Соли реагируют с кислотами с образованием соли и кислоты, если образуется осадок, газ или слабо диссоциирующее вещество:

ВаС12 + H2S04 = BaS04 + 2НС1 Na2C03 + 2НС1 = 2NaCl + H20 + C02

3. Растворимые соли реагируют между собой, если образуется нерастворимая соль:

AgN03 + NaCl = AgCl + NaN03

4. Растворимые соли взаимодействуют с металлами. Каждый металл, начиная с магния, вытесняет следующие за ним в ряду напряжений из их солей:

Zn + Hg(N03)2 = Zn(N03)2 + Hg

5. Растворимые соли бескислородных кислот взаимодействуют с некоторыми неметаллами. Более активный неметалл вытесняет менее активный из его соли:

Na2S + Br2 = 2NaBr + S

6. Соли взаимодействуют с водой (гидролизуются):

2CuS04 + 2Н20 (Cu0H)2S04 + H2S04 Cu2++ HOH CuOH++ H

+

7. Некоторые соли при нагревании реагируют с нелетучими кислотными или амфотерными оксидами:

Na2C03 + Fe203 = 2NaFe02 + С02 MgS03 + Si02 = MgSiOg + S02

ТВ. ТВ.

8. Некоторые соли при нагревании разлагаются:

NH4C1 = NH3t + НС1 (NH4)2Cr207 — Cr203 + N2 + 4H20

Нитрат аммония разлагается с образованием оксида азота(I):

NH4N03 = N20 + 2Н20

Продукты разложения солей азотной кислоты зависят от положения металла, образующего соль, в электрохимическом ряду напряжений:

левее Mg MeN02 + 02

MeN02 + 02 t

Mg — Cu MeO + N02T + 02

правее Сu Me + N02 + 02

Например:

2Cu(N03)2 = 2CuO + 4N02 + 02

9. Соли могут вступать в окислительно-восстановительные реакции как за счет катиона: +2 +3

2FeCl2 + С12 = 2FeCl3,

так и за счет аниона: +5 +3

2KN03 + С = 2KN02 + С02

ТВ.

-1 0

2KI + 03 + Н20 = 2КОН + 02 +I2

Последнюю реакцию используют для обнаружения озона, хлора и других веществ-окислителей, содержащихся в воздухе. Для этого применяют бумажку, смоченную растворами иодида калия и крахмала. Если в воздухе содержится окислитель, то в результате выделения свободного иода и его взаимодействия с крахмалом бумажка тотчас синеет.

Вопросы и задания

1. Как одним реактивом распознать растворы силиката, карбоната, сульфида и сульфата натрия? Напишите уравнения реакций в кратком ионно-молекулярном виде.

2. Приведите уравнения реакций, иллюстрирующие семь способов получения сульфата магния.

3. Объясните, почему хлорид кальция реагирует с карбонатом натрия, но не реагирует с угольной кислотой (с водой, насыщенной углекислым газом).

4. Для удаления примеси CuS04 из раствора FeS04 следует добавить:

а) NaОН; б) H2S; в) Zn; г) ВаС1

2

5. Основный и кислотный оксиды образуются при термическом разложении соли:

a) NaN03; б) КСCl3; в) NH4CI; г) МgС03.

Напишите уравнения реакций разложения приведенных солей.

6. Для осаждения всего цинка из 300 см3 0,1 М раствора хлорида цинка потребовалось 200 см3 раствора ортофосфата натрия. Определите молярную концентрацию ортофосфата натрия в растворе.

Кислые солиэто продукты неполного замещения атомов водорода в молекулах многоосновных кислот на металл.

Кислые соли содержат кислотные остатки, в состав которых входит водород, например: NaHS04, КН2Р04.

Кислые соли можно получить действием избытка многоосновной кислоты на основания, оксиды (основные или амфотерные), а также на средние соли многоосновных кислот:

NaOH + H2S04 = NaHS04 + Н20

избыток

СаО + 2Н3Р04 = Са(Н2Р04)2 + Н20

избыток

СаС03 + С02 + Н20 = Са(НСО3)2

Кислую соль можно перевести в среднюю. Для этого ее нужно нейтрализовать. При нейтрализации тем же основанием, которое образует данную соль, получают одну среднюю соль, а при нейтрализации другим основанием — две средние соли. Для перевода кислой соли в среднюю предпочтительнее брать растворимое основание:

Са(НС03)2 + Са(ОН)2 = 2СаС03 + 2Н20 Са(НС03)2 + 2NaOH = СаС03 + Na2C03 + 2Н20

Кислые соли диссоциируют ступенчато. По первой ступени диссоциация идет по типу сильного электролита с образованием катионов металла и анионов кислотного остатка, содержащих ионы водорода:

NaHS03 = Na+ + HS03 I ступень

При диссоциации по второй ступени (протекает слабее, чем по первой) образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка:

HS03 Н+ + SO32- II ступень

Следовательно, при диссоциации кислой соли в растворе образуются положительные ионы двух видов: катионы металла и катионы водорода. Кислые соли, как правило, растворимы в воде.

Химические свойства кислых солей в отличие от свойств средних солей обусловлены наличием не только катионов металлa, но и катионов водорода. Поэтому они проявляют свойства средних солей и свойства кислот.

Катионы водорода обусловливают взаимодействие кислых солей:

  1. Со щелочами:

NaHS04 + NaOH = Na2S04 + Н20

  1. С солями:

2NaHS04 + MgC03 = MgS04 + Na2S04 + H20 + C02

  1. С металлами:

а) расположенными в электрохимическом ряду напряжений до юдорода, но правее по отношению к металлу, образующему соль:

2NaHS04 + Fe = Na2S04 + FeS04 + Н2

б) расположенными в электрохимическом ряду напряжений •о водорода, но левее по отношению к металлу, образующему воль. В этом случае в реакцию вступает как катион металла, так ж катион водорода:

Fe(HS04)2 + 2Mg = 2MgS04 + Fe + H2

Соли. Названия и классификация солей

1. Презентация по химии «Соли. Названия и классификация солей»

Презентация по химии
«
Соли. Названия и
классификация
солей»

2. Солями называются вещества, в которых атомы металла связаны с кислотными остатками.

Общая формула класса:
MenAm
Исключением являются соли аммония, в которых с
кислотными остатками связаны не атомы металла, а
частицы Nh5+. Примеры типичных солей приведены
ниже.
NaCl – хлорид натрия,
Na2SO4 – сульфат натрия,
СаSO4 – сульфат кальция,
СаCl2 – хлорид кальция,
(Nh5)2SO4 – сульфат аммония.
Формула соли строится с учетом
валентностей металла и кислотного остатка.
Практически все соли – ионные соединения,
поэтому можно говорить, что в солях связаны
между собой ионы металла и ионы кислотных
остатков:
Na+Cl– – хлорид натрия
Ca2+SO42– – сульфат кальция и т. д.
Названия солей составляются из названия
кислотного остатка и названия металла. Главным
в названии является кислотный остаток.
Соль
какой Кислотный
кислоты
остаток
Валентность Название
остатка
солей
Примеры
Азотная
HNO3
NO3-
I
нитраты
Ca(NO3)2
кальция
нитрат
Кремниевая
h3SiO3
SiO32-
II
силикаты
Na2SiO3
натрия
силикат
Серная
h3SO4
SO42-
II
сульфаты
PbSO4
свинца
сульфат
Угольная
h3CO3
CO32-
II
карбонаты
Na2CO3 карбонат
натрия
Фосфорная
h4PO4
PO43-
III
фосфаты
AlPO4
фосфат
алюминия
В верхней части таблицы приведены кислородсодержащие кислотные остатки, в
нижней – бескислородные.
Бромоводоро Brдная HBr
I
бромиды
NaBr
натрия
Иодоводород Iная HI
I
иодиды
KI иодид калия
Сероводородн S2ая h3S
II
сульфиды
FeS
сульфид
железа (II)
Cl-
I
хлориды
Nh5Cl
аммония
хлорид
I
фториды
CaF2
кальция
фторид
Соляная HCl
Фтороводоро Fдная HF
бромид
Из таблицы видно, что названия кислородсодержащих солей имеют
окончания «ат», а названия бескислородных солей – окончания «ид».
В некоторых случаях для кислородсодержащих солей может
использоваться окончание «ит». Например, Na2SO3 – сульфит натрия.
Это делается для того, чтобы различать соли серной кислоты (h3SO4) и
сернистой кислоты (h3SO3) и в других таких же случаях.

7. Классификация солей

В зависимости от состава соли бывают:
1. Средние – продукт полного замещения
водорода в кислоте металлом.
2KOH + h3CO3 = K2CO3 + 2h3O
карбонат калия
2. Кислые — продукт неполного замещения
водорода в кислоте металлом.
NaOH + h3CO3 = NaHCO3 + h3O
гидрокарбонат натрия

8. Классификация солей

3. Основные – продукт неполного замещения
групп OH- основания на кислотный остаток.
Mg(OH)2 + HCl = MgOHCl + h3O
гидроксохлорид магния
4. Двойные – состоящие из различных атомов
металлов и общего кислотного остатка.
K2SO4 + Al2(SO4)3 = 2KAl(SO4)2
сульфат алюминия — калия

9. Классификация солей

5. Смешанные – состоящие из общего металла
и различных кислотных остатков.
CuOHNO3 + Ch4COOH = CuCh4COONO3 + h3O
нитрат-ацетат меди (II)
6. Комплексные – содержащие сложные ионы.
K4 [Fe(CN)6]
жёлтая кровяная соль

10. Строение солей аналогично строению соответствующих кислот и оснований. Ниже приведены структурные формулы типичных средних,

кислых и основных солей.

11. Получение солей

Соли получают при химическом
взаимодействии соединений
различных классов и простых
веществ.
Отметим важнейшие способы
получения солей.

12. Получение солей

1. Реакция
нейтрализации:
Ca(OH)2 + h3CO3 =
= CaCO3 + 2h3O
карбонат кальция

13. Получение солей

2. Взаимодействие
металлов с
неметаллами:
2Al + 3S = Al2S3
сульфид алюминия

14. Получение солей

3. Взаимодействие
металлов с
кислотами:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + h3
хлорид цинка

15. Получение солей

4. Взаимодействие основных оксидов с
кислотными оксидами.
CaO + SiO2 = CaSiO3
силикат кальция
5. Взаимодействие оснований с кислотными
оксидами.
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3 + h3O
карбонат кальция

16. Физические свойства солей

Соли, за небольшим
исключением, являются
твёрдыми кристаллическими веществами
различного цвета. По
растворимости в воде
их делят на:
растворимые
малорастворимые
нерастворимые

17. Химические свойства солей

1)
2)
Соли взаимодействуют:
C простыми веществами –
металлами и неметаллами.
со сложными – кислотами,
основаниями и солями.

18. Химические свойства солей

1. С металлами:
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
сульфат меди (II) сульфат
железа (II)
2. С неметаллами:
2KI + Br2 = 2KBr + I2
иодид калия
бромид калия

19. Химические свойства солей

3. С кислотами:
2NaCl + h3SO4 =
хлорид натрия
= Na2SO4 + 2HCl
сульфат натрия

20. Химические свойства солей

4. С щелочами:
FeCl2 + 2NaOH =
хлорид железа (II)
=Fe(OH)2 + 2NaCl
хлорид натрия

21.

Химические свойства солей 5. С солями:
AgNO3 + KCl =
нитрат серебра
=AgCl + KNO3
хлорид серебра

22. Применение солей

Многие соли
применяют в быту
(поваренная соль,
сода), в качестве
минеральных
удобрений, при
производстве
стекла, моющих
средств,
взрывчатых
веществ.

Урок «Соли.Решение тренировочных упражнений»

Дидактический модуль № 1.Тема 2.Основы неорганической химии. 11-л класс. 15.11.2016

Подтема 2.

Тема урока: Соли. Решение тренировочных упражнений.

Программные требования к уроку:

соли;

классификация солей: нормальные (средние), кислые, основные;

химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами , металлами и солями;

представители солей и их значение;

решение тренировочных упражнений.

Цели урока:

формирование у обучающихся понятий по классу «соли»- классификация, физические и химические свойства, применение.


 

Задачи урока:

образовательные:

организация деятельности обучающихся по изучению класса «солей» — классификация, физические и химические свойства, применение представителей;

изучение гидролиза солей;

продолжение формирования ИКТ компетентности обучающихся при подготовке презентаций, предоставлении информации;

развивающие:

развитие познавательной активности учеников, умения самостоятельно приобретать информацию;

формирование логического мышления;

развитие интеллектуальных качеств и способностей;

развитие эмоциональных качеств;

формирование коммуникативных компетентностей;

воспитательные:

воспитание чувства ответственности за порученные дела;

совершенствование навыков экспериментирования, тестирования;

формирование умения слушать и слышать ;

профориентационная направленность урока.


 

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.


 

Программное обеспечение: мультимедийный проектор, презентация, видеоролик.

Учебно-методическое обеспечение:

образцы природных минералов,

учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г.Химия,11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень, — М.:Просвещение,2014.-224 с.;

реактивы для проведения опытов :растворы едкого натра, нитрата серебра, уксуса, вода, железный гвоздь , порошок соды, кристаллы медного купороса.

химическое оборудование: пробирки, воронка.


 

План работы м-м 1.                        План работы м-м 2. План работы м-м 3.

1.Работа у доски.                             1.Презентация.            1.Видеоролик.

2.Проблемный вопрос.                     2.Проведение опытов    2.Лабораторный опыт.

3.Беседа.                                         3.Решение задач .        3.На приёме у врача

 4.Тест.                                            4.Обобщение.              4. Физпауза.

5.Подумать!                                                                        5. Химический диктант.

Тип урока:

По дидактической цели — урок применения знаний и умений,

По способу проведению — сочетание различных форм занятий,

По основным этапам учебного процесса –применение полученных знаний.

    Ход урока.

    Мини-модуль 1.

    1.Организационный момент.

    2.Актуализация знаний .

    На доске: дописать уравнения реакций-

    а) СиО+Н2SO4=

    б) Си + HNO3(k)= (ОВР)

    в) Си (ОН)2 +НСl =

    Проблемный вопрос?

    Что объединяет все 3 уравнения???

    Какие классы веществ присутствуют в левой части уравнений?

    Какой класс соединений отсутствует в перечне?

    (слайд 1) (слайд 2)

    Беседа с классом:

    -Что вы знаете о данном классе веществ? (ответы учеников)

    3. Изучение нового материала.

    (слайд 3-тема урока) (слайд 4)

    Запись на доске: состав – свойства – применение – получение (учитель пишет, а ученики делают запись в тетради).

    (слайд 5- тест) — Решить соответствие :

    1.Малахит                А.NaHCO3                                    а.Комплексная (кристаллог.)

    2.Медный купорос    Б.(CuOH)2CO3                              б.Кислая

    3.Гидрокарбонат натрия В.СuSO4*5h3O                        c.Средняя

    4.Галит                        Г.NaCl                                       д.Основная

    5.Сильвинит                Д.КСl*NaCl                                 е.Двойная

    (1-Б-д; 2-В-а ; 3-А-б; 4-Г-с, 5-Д-е)

    ???Какие соли бывают? (Как называются минералы данных солей???) (слайд 6)

    Запись в тетради (слайд 7)-классификация солей.

    Подумать — к какому типу солей относятся представленные формулы солей и как они называются? (слайд 8).

    Удиви меня!!! (Презентация Ванюховой Марии)

    Вывод. 1.Металл+кислотный остаток.

    2.По составу — средние, кислые, основные, двойные, комплексные.

    3.Применение разнообразное.


     

    Мини-модуль 2 (слайд 9)

    3.Изучение нового материала.

    (слайд 10 Программа «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ»)

    Выступления учеников о представителях класса солей, рассмотренных в тесте (презентация).

    гидрокарбонат натрия : (Тимофеенко Елена)

    демонстрация природного минерала, (слайд 11)

    рассказ ученика о его применении ,

    демонстрация профессий, связанных с применением пищевой соды (слайд 12),

    медный купорос: (Стецюра Милена)

    демонстрация природного материала ,(слайд 13)

    рассказ ученика о его применении,

    демонстрация профессий, связанных с применением медного купороса,

             Галит : (Метельский Максим)

             демонстрация минерала ,

    рассказ ученика о применении галита (слайд 14),

    демонстрация профессий, связанных с применением соли,(слайд 15)

    малахит: (Игнатовский Даниил):

             демонстрация природного минерала, его применение (слайд 16),

    сильвинит : (Пигарева Екатерина)

            демонстрация природного минерала, его применение (слайд 17).

    Проблемный вопрос??? Из всего прослушанного и увиденного рассказать,что вы узнали о солях? Какими химическими свойствами они обладают? Можно ли считать химические свойства солей способами их получения?

    (слайд 18) –запись в тетради.

    Химическая лаборатория-ответ на проблемный вопрос.

    проведение опыта — на соду действовать раствором уксуса, запись в тетради уравнения реакции, (Колесников Артём)

    Решение задачи. Определить сколько литров углекислого газа образуется из 2 моль питьевой соды по данному уравнению? (44,8 л)

    проведение опыта — кристаллы медного купороса растворяют в воде, затем к раствору добавляют раствор щёлочи натрия, запись в тетради уравнения реакции, (Пастернак Алёна)

    проведение опыта — в раствор медного купороса поместить железный гвоздь, запись уравнения реакций .(Пастернак Алёна)

    проведение опыта — к раствору соли добавить раствор нитрата серебра ,запись уравнения реакции,(Колесников Артём)

    решение задачи. Сколько грамм соли содержится в 150 граммах 20 % раствора соли? (30 грамм).

    Вывод.


     


     

    Мини-модуль 3 (слайд 19)

    https://www.youtube.com/watch?v=dvlVSCs0Rb8(слайд 20)

    (слайд 21)

    Запись в тетради: «Гидролиз солей — реакция взаимодействия соли с водой. Среда раствора определяется наличием катиона или аниона сильной кислоты или основания».

    Лабораторный опыт- изменение лакмусовой бумаги в растворах солей: хлорида натрия, гидрокарбоната натрия, медного купороса. Вывод-красный цвет лакмуса — в растворе медного купороса, синий — в растворе соды, без изменения — в растворе соли.

    Проблемный вопрос??? В сфере каких профессий необходимы эти знания?

    Слово предоставляется врачу, который рассказывает о солях в организме человека, о болезнях, связанных с их наличием (слайд 22).

    Физпауза. (слайд23)

    4.Закрепление материала.

    Химический диктант (самопроверка) (слайд 24)

    1.В состав солей входят атомы…. (металлов и кислотного остатка).

    2.Кислая соль должна содержать в составе кислотного остатка атомы…. (водорода).

    3.Основная соль содержит в составе кислотного остатка атомы… (гидроксильной группы).

    4.Лакмус в кислой среде…. цвета (красного).

    5.Среда раствора соли определяется наличием ионов, характеризующих …. (слабое или сильное) вещество (слабое).

    6.Соли реагируют с …. с образованием новой соли и металла (металлом).

    7. Карбонат кальция имеет несколько названий. Мрамор, известняк,….. (мел).

    8.Соли реагируют с ….. с образованием новой соли и новой кислоты (кислотой).

    9.Название соединения, формула которого CaSO4*2 h3O (гипс).

    10. Соли каких катионов могут иметь запах? (ион аммония).

    5.Домашнее задание. Повторить материал по солям. Подготовить творческое задание по теме «Значение соли для организма человека».

    6.Рефлексия. Дать оценку своей деятельности на уроке, оценку усвоения материала, о новой приобретённой информации на уроке. (слайд 25)

    Урок окончен.Спасибо за внимание (слайд 26)

    презентация «13»
    PPTX / 2.26 Мб

    Соли, классификация — Справочник химика 21


        Постоянная (некарбонатная, неустранимая) жесткость обусловливается содержанием в воде всех других солей кальц[(я и магния, остающихся при кипячении в растворенном состоянии. Сумма временной и постоянной жесткости называется общей жесткостью. Принята следующая классификация природных вод по жесткости  [c. 25]

        Классификация — это распределение изучаемых объектов на классы (группы) согласно наиболее существенным признакам, присущим объектам данного класса и отличающим их от объектов других классов. Предложите различные способы классификации оксидов, кислот, оснований и солей. [c.11]

        Из сложных веществ составляют основные классы неорганических соединений — оксиды, гидроксиды, кислоты и соли, а также многочисленные комплексные основания, кислоты и соли (см. гл. 9). Вопросы классификации веществ рассматриваются также при изучении химической связи и строения молекул (см. V). [c.33]

        Ознакомившись с химическими свойствами некоторых анионов, можно перейти к их аналитической классификации, т. е. к разделению изученных анионов на отдельные аналитические группы. Для аналитических групп анионов характерны общие аналитические реакции — окислительно-восстановительные или обменные, т. е. одинаковое отношение к определенному химическому реактиву, называемому в этом случае групповым реактивом. Групповыми реактивами могут служить, например, растворимые соли бария, стронция, серебра, свинца, ртути (I) и (II) и некоторых других металлов, с которыми одни анионы образуют малорастворимые соли, а другие — нет. Групповым реактивом может быть какой-либо окислитель или восстановитель, меняющий окраску в процессе реакции. [c.212]

        VI сепаратор 14. Ъ колонне И ступени происходит дальнейшее разложение карбамата до аммиака и диоксида углерода и образование водного раствора карбоната и бикарбоната аммония. Из нижней части сепаратора 14 выходит 70% -ный раствор карбамида, а из верхней — парогазовая смесь, содержащая аммиак, диоксид углерода и пары воды, которая поступает в нижнюю часть ректификационной колонны 12. Газовая смесь из колонны 12 охлаждается в холодильнике-конденсаторе 15 vl в виде раствора аммонийных солей подается в нижнюю часть промывной колонны 2. Раствор карбамида из сепаратора П ступени 14 собирается в сборнике 16 vl подается на упаривание последовательно в вакуум-аппараты I и П ступеней при температуре 140°С и давлении 0,003 МПа. Полученный плав карбамида концентрацией около 0,998 мае. дол. поступает через сборник плава 17 в грануляционную башню 1S и распыляется в ней. Образовавшиеся гранулы при температуре около 70°С транспортером 19 подают на операции классификации, охлаждения и упаковки. Выход карбамида в расчете на диоксид углерода составляет около 95%. [c.274]


        Оксиды, кислоты, гидроксиды, соли (классификация, номенклатура, способы получения и свойства). Амфотерность. Гидролиз солей. [c.757]

        В табл. 99 представлена аналитическая классификация важнейших анионов, в основу которой положено различие в растворимости их серебряных и бариевых солей. [c.157]

        История учения о кислотах и основаниях (щелочах) — одна из интересных и важных глав истории химии. Вместе с тем, как справедливо указывает историк химии Г. Копп, в немногих разделах химии отмечается смена столь противоположных и противоречащих друг другу взглядов, как в учении о кислотах, щелочах и солях. Классификация этих веществ, установление признаков каждого из классов, исследование причин, которыми вызваны их отличительные особенности, долго и упорно занимали химиков. Каждый шаг вперед, который делали для теоретического познания этих веществ, достигался путем тяжелой борьбы с сохранившимися предрассудками. Мы видим, что и сейчас, несмотря на все эти усилия, отсутствует окончательное решение важнейших вопросов. Как только полагали, что пришли к удовлетворительному решению главных теоретических проблем, тотчас же сталкивались с возникающими противоречиями . [c.9]

        Выше рассмотрена классификация методов анализа в зависимости от типа реакции, на которой основано определение. Кроме того, различают методы объемного анализа по способу титрования. Наиболее прост метод прямого титрования, когда определяемый ион непосредственно реагирует с рабочим раствором. К таким методам прямого титрования относится, например, титрование едкой щелочи или углекислого натрия раствором соляной кислоты, титрование щавелевой кислоты или соли закисного железа раствором перманганата и т. п. Наряду с этим большое значение имеют непрямые методы определения из этих непрямых методов наиболее важны метод замещения и метод остатков. [c.280]

        Имеются и некоторые другие способы получения солей. Классификация неорганических веществ [c.93]

        Соли. Состав и классификация солей [c.17]

        В соответствии с современными представлениями электролиты в растворах подразделяются на две группы неассоциированные (сильные) и ассоциированные. Единственным критерием для классификации электролитов в растворе является его полная или неполная диссоциация. Если электролит в растворе диссоциирован нацело, он является неассоциированным. Примером таких электролитов в разбавленных водных растворах являются хорошо растворимые в воде соли, например галогениды, нитраты и сульфаты щелочных Металлов, некоторые кислоты (хлористоводородная, азотная и др,), шелочи. К этому же типу электролитов относятся некоторые малорастворимые в воде соединения, например РЫа,, Сар2, 8г80водных растворах полностью диссоциируют на ио(гы. Ионные равновесия в растворах малорастворимых соединений Описываются произведением растворимости (ПР). Значение ПР малорастворимых соединений невелико. Все остальные электролиты в растворе относятся к группе ассоциированных, которые делятся на три подгруппы. К первой подгруппе [c.75]

        В заключение сошлемся на статьи общего характера. Приведены рекомендации [437] по использованию перегородок в среде агрессивных веществ (неорганические и органические кислоты, основания, соли, окислители, органические растворители) представлены данные [423] о структуре и свойствах фильтровальных тканей, а также о нетканых материалах рассмотрены [438] пористость и проницаемость керамических, металлокерамических, пластмассовых и природных пористых материалов даны указания [439] о выборе фильтровальных тканей в зависимости от назначения и условий фильтрования, а также свойств суспензии и осадка с учетом структуры ткани сделан обзор литературы [440], в частности по проницаемости и задерживающей способности некоторых фильтровальных перегородок дана [441] классификация натуральных и синтетических волокон и рассмотрены принципы выбора фильтровальных тканей помещена [442] классификация разнообразных фильтровальных перегородок, а также приведены их характеристики и методы исследования рассмотрены [443] классификация и выбор фильтровальных тканей.[c.382]

        Классификация ингибиторов отложения солей [c.241]

        Переработка минерального сырья в соли (и в минеральные удобрения) может идти или его высокотемпературной обработкой или мокрым путем в жидких средах и суспензиях. В соответствии с этим, помимо обычных процессов подготовки сырья к переработке (измельчение, классификация, обогащение, сушка), в солевой технологии особое значение имеют два типа процессов  [c.248]

        Решающую роль в технологии сушки играет форма связи влаги с материатюм и его дисперсность, они же определяют во многом возможные методы интенсификации процесса. Различные формы связанной влаги обуславливают разные по величине и природе энергии связи с дисперсными системами, подвергающимися сушке. Так в частности проводились эксперименты с такими ветцествами как соли бария (карбонат и гидроксид), а также цеолитами марок ЫаХ и NaA. Согласно классификации академика П.А,Ребиндера по типу связи влаги с материалом, исследуемые вещества относятся к трем из пяти существующих форм.[c.14]

        Для анализа газов применяют все три группы методов, рассмотренные в разделе о классификации методов количественного анализа. Для определения отдельных компонентов газовой смеси иногда применяют методы, основанные на измерении количества продукта реакции. Так, например, содержание СО, в смеси газов в некоторых случаях определяют следующим образом. Определенный объем газа пропускают через взвешенный поглотитель, содержащий едкую щелочь. При реакции образуется углекислая соль  [c.446]


        Центральная роль кислорода в систематике химических соединений по классам не случайна, она является отражением реально существующих взаимоотношений химических элементов в условиях земной коры. Кислород — самый распространенный элемент земной коры, на его долю приходится около 49% ее веса, или 53% от общего числа атомов. Если учесть также исключительно высокую химическую активность, т. е. реакционную способность свободного кислорода, станет понятным, почему наиболее распространенными соединениями земной коры являются окислы, гидроокиси и соли.кислородных кислот (на долю всех кислородных соединений приходится больше 98% от веса земной коры). Можно с полным правом говорить о том, что химия нашей планеты — это в основном кислородная химия, поэтому общепринятая классификация, в которой центральное место отведено кислороду, наиболее полно и правильно отражает реальные связи между элементами. [c.70]

        Если положить в основу классификации другой элемент, например серу, получится новая, серная система вместо общепринятой кислородной. Роль воды в этой системе будет играть сероводород, роль окислов — сульфиды, роль солей — тиосоли [c.70]

        При определении взаимосвязи между периодической системой элементов и аналитической классификацией их ионов следует иметь в виду, что система элементов Д. И. Менделеева является отражением фундаментального закона природы и что единственным критерием, определяющим положение элемента в периодической системе, является заряд его атомного ядра. Аналитическая же классификация ионов является равнодействующей частных закономерностей, вытекающих из периодического закона, и учитывает многие другие факторы, в частности степень окисления иона, кислотноосновные свойства его гидроксида, а также растворимость образуемых им солей — сульфидов, сульфитов, хлоридов, карбонатов и т. д. [c.231]

        Разделите соли на классы (группы) по создаваемой ими среде раствора. Как связана классификация солей с составом солей Сформулировав предположения и выводы, проверьте их на других солях. [c.188]

        Одновременно с классификацией растворителей Вальден провел классификацию солей. Он подразделил все соли на три группы соли сильные, средние и слабые. Сильными солями Вальден назвал такие соли, которые в большинстве растворителей имеют высокий коэффициент электропроводности. Это их главный признак. Другой признак сильных солей заключается в том, что для них во многих растворителях остается справедливым уравнение Кольрауша [c. 110]

        Задача 6.4. При обогащении сильвинита лля удаления глинистых шламов поступающая пз цикла измельчения и классификации пульпа обрабатьпзается 2%-иым водным раствором натриевой соли карбокспмеiилцеллю-jh43bi (КМЦ). на 1 т руды используется ( 40 г раствора. Какая масса воды (в граммах) необходима для приготовления раствора такой соли, чтобы обработать руду массой 1725 кг  [c.109]

        Нефтяные сульфокислоты можно грубо разделить на растворимые в углеродах и растворимые в воде. По признаку цвета первые названы цвета красного дерева , а последние — зелеными кислотами. Состав каждого типа кислот меняется в зависимости от сырья, подвергавшегося сульфированию, и концентрации кислоты. В общем случае сульфокислоты, получаемые нри неглубокой кислотной обработке, растворимы в воде, в то время как маслорастворимые кислоты образуются нри более глубоком сульфировании [209]. Была предложена и другая классификация сульфокислот, основанная па растворимости солей кальция этих кислот в воде и этиловом эфире [210—214]. Кислоты классифицируются по четырем типам (см. табл. ХП1-3). Практически ничего не известно о химическом составе упомянутых типов сульфокислот. Предполагается, что природа 7-кислот не зависит от характера сульфируемого нефтепродукта. Элементарный анализ очищенной натриевой соли -кислоты показал формулу С1зН1зЗОдКа. [c.574]

        В заключение отметим, что для нестационарного способа обезвреживания газовых выбросов промышленных предприятий целесообразно использовать окисные катализаторы. Классификация катализаторов глубокого окисления органических соединений и оксида углерода, их важнейшие характеристики приведены в ряде обзорных работ [12—14], Катализаторы на основе металлов платиновой группы являются наиболее активными и универсальными. Однако благородные металлы имеют высокую стоимость. В этом плане перспективны катализаторы на основе оксидов или солей переходных металлов (меди, кобальта, хрома, никеля, марганца), которые, несколько уступая по своей активности катализаторам, содержащим благородные металлы, значительно дешевле и доступнее. В научной и патентной литературе описаны разнообразные каталитические системы, применяемые для обезвреживания токсичных выбросов. Перечислим здесь лишь несколько марок окисных катализаторов, вы-1гускаемых в СССР. [c.174]

        Галогениды не образуют нестехиометрических солей, и их классификация основывается не на проводимости, а на фиксированной или изменяющейся валентности непереходных и переходных элементов (сравните, например, Mg l2, СиС , Hg l2). [c.21]

        Для непорфириновых структур предложена следующая классификация [263] 1) псевдопорфириновые структуры с измененным порфинным скелетом 2) тетрадентатные комплексы металлов с одним (хелаты) или несколькими (простые комплексы) лигандами 3) элементорганические соединения, содержащие связь элемент—углерод 4) соли нефтяных кислот или соли функциональных групп фрагментов САВ. [c.306]

        Смазки классифицируют по составу и назначению. Поскольку определяющее влияние-на структуру и свойства смазок оказывают загустители, то тип загустителя положен в основу классификации смазок по составу. По типу загустителя смазки подразделяют на мыльные, углеводородные и смазки на неорганических загустителях. Мыльные смазки, в свою очередь, в зависимости от состава загустителя делятся на обычные мыльные смазки, смазки на комплексных (в состав загустителя входят соли низко- и высоко-мoJJ кyляpныx кислот) и смешанных (в состав загустителя входят соли различных металлов) мыльных загустителях. По типу катиона молекулы мыла смазки делят на кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и т. п. В зависимости от состава жиров выделяют смазки на синтетических (фракции СЖК, получаемые окислением парафинов) и на природных (как правило, смеси гидрированных растительных и животных) жирах, а также на технических жирных кислотах (стеариновой, 12-оксистеарино-вой и т. п.). [c.357]

        ГОСТ 11851 -85 Нефть. Метод определения парафина ГОСТ. 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка ГОСТ 21534-76 Нефть. Методы определения содержать х.тористьь солей ГОСТ 26976-86 Нефть и нефтепродукты. Методы измерения массы ГОСТ Р 50802-95 Нефть. Метод определения сероводорода, метил- и этилмеркаптанов [c.5]

        На рис. 12 приведены плоскостные схемы всех рассмотренных типов кристаллических решеток. Однако, принимая такую классификацию кристаллов, всегда нужно иметь в виду, что характер разных связей даже в одном и том же кристалле может быть не одинаковым и классификационные признаки не всегда четко и хорошо выражены. Наряду с кристаллами, относящимися к одному из четырех рассмотренных видов связи, существуют кристаллы с различными переходными и смешанными формами связи. Это, например, целиком относится к кристаллогидратам, в которых встречаются одновременно ионный тип связи между катионами и анионами соли, ковалентная связь между атомами, входящими в состав аниона, а также полярные связи внутри молекул воды и ионоди-польная связь молекул с ионами. [c.34]

        Один из наиболее важных способов классификации веществ в химии заключается в установлении у них кислотных или основных свойств. Еще в начале развития экспериментальной химии было замечено, что некоторые вещества, называемые ки лoтa /lи, имеют кислый вкус и способны растворять активные металлы, например цинк. Кроме того, под действием кислот некоторые красители растительного происхождения принимают характерную окраску например, лакмус, который получают из лишайников (сложное растение, состоящее из водорослей и грибков), при взаимодействии с кислотами приобретает красную окраску. Подобно кислотам, у оснований тоже имеется целый ряд характерных свойств, по которым можно отличить эти вещества. Но если кислоты имеют кислый вкус (кислый вкус лимонов обусловлен присутствием в их соке лимонной кислоты), то основания имеют характерный горький вкус. Кроме того, основания кажутся скользкими на ощупь. Подобно кислотам, основания также изменяют окраску лакмуса, но если кислоты делают лакмус красным, то основания делают его синим. При взаимодействии оснований со многими солями металлов в растворе из раствора выпадает осадок.[c.68]

        Более широкой является классификация анионов, основанная на их способности образовывать малорастворимые соли бария и серебра. Групповыми реагентами в этом случае являются растворы ВаС1г и АдЫОз (табл. 8). Такая классификация анионов значительно облегчает изучение их свойств и аналитическое обнаружение. [c.212]

        АЗОТНЫЕ УДОБРЕНИЯ — неорганические и органические вещества, содержащие азот, хорошо растворяются в воде. Их вносят в почву для питания растений (соли) или применяют для поверхностной подкормки опрыскиванием (растворы аммиака, карбамида). Азот в А. у. может содержаться в нескольких формах аммиачной, нитратной, смешанной — аммиачно-нитратной, амидной. Этот признак и лежит в основе классификации А. у. Аммиачные удобрения ламмиачная вода (20—22% Ы), сульфат аммония (21% Н), хлорид аммония (26% Ы) нитратные удобрения 1штрат натрия (16% Н), нитрат калия (14% Ы), нитрат кальция (16% Н) аммиачно-нитратные удобрения нитрат аммония (34% Ы) амидные удобрения цианамид кальция (35% Ы, технический продукт 19—22% Н), мочевина, или карбамид (47% Ы). Наряду с перечисленными А. у. применяются смешанные удобрения, также содержащие азот (ам-мофосы, нитрофоска). [c.11]

        ЖЕСТКОСТЬ воды — свойство природной воды, обусловленное присутствием в ней растворенных солей кальция и магния. Жесткость воды подразделяется ка карбонатную (временную), обусловленную концентрацией гидрокарбонатов кальция и магния, и некарбонатную (постоянную), обусловленную концентрацией всех других растворенных в воде солей кальция и магния (хлоридов, сульфатов и др.). Суммарное содержание всех солей кальция и магния называется общей жесткостью, которую определяют комплексонометричоским титрованием. Ж. в. можно снизить известковым, содовым, фосфатным, натронным или ионообменным способами, карбонатную Ж. в. — также кипячением. В СССР Ж. в. выражают в миллиграмм-эквивалентах на литр, в некоторых других странах — в т. наз. градусах жесткости. По общепринятой классификации очень мягкая вода в среднем содержит О—1,5 мг-экв/л a или Mg + мягкая [c. 96]

        Приведенная классификация в значительной степени условна. Так внутрикомплексные соединения (иначе внутренние комплексные соли) по своей природе являются циклическими соединениями к последним относятся многие из продуктов сочетания ионо)В металлов с молекула ми органических или неорганических веществ. Краме указанных групп, известны и некоторые другие соединения, которые приближенно можно рассматривать как комплексные соединения. [c.7]


    Урок №37. Соли: классификация, номенклатура, способы получения.

    Посмотрите видеоматериал:

    Видео YouTube


    Запишите в тетрадь: 

    Соли — сложные вещества, состоящие из атомов металлов (иногда входит водород или гидроксильная группа) и кислотных остатков.


    Классификация солей


    СРЕДНИЕ

    КИСЛЫЕ

    ОСНОВНЫЕ

    ДВОЙНЫЕ

    СМЕШАННЫЕ

    КОМПЛЕКСНЫЕ

    Na2SO4

    NaHSO4

    Mg(OH)Cl

    K2NaPO4

    Ca-OCl

    Cl

    Na[Al(OH)4]

    Внимательно прочитайте:

    Чаще всего мы будем работать со средними солями:

    Названия солей

    для средней соли — 

    название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью 

    Na2SO4— сульфат натрия,

    CuSO4— сульфат меди (II) 

    для кислой соли –  

    «гидро» или «дигидро» + название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью

    NaHSO4 – гидросульфат натрия;

    NaH2PO4 – дигидроортофосфат натрия

    для основной соли –

    «гидроксо» + название кислотного остатка + название металла + указываем валентность для металла с переменной валентностью

    Mg(OH)Cl — гидроксохлорид магния

    Запишите в тетрадь и просмотрите видео: 

    ПОЛУЧЕНИЕ

    1. Из металлов:

     металл + неметалл = соль    Fe + S = FeS

     металл (металлы до Н2) + кислота (р-р) = соль + Н2­

     Zn +2 HCl = ZnCl2 + H2

     Металл1 + соль1 = металл2 + соль2

    ВИДЕО «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТАЛЛОВ С СОЛЯМИ»

    Примечание: (металл2 стоит в ряду активности правее)

    Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu 

    2.Из оксидов:

    кислотный оксид + щелочь = соль + вода 

    SO3 + 2 NaOH = Na2SO4 + H2O

     основный оксид + кислота = соль + вода

     CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O  

     основный оксид + кислотный оксид = соль

     Na2O + CO2 = Na2CO3 

    3. Реакция нейтрализации: 

     кислота + основание = соль + вода

     HCl + NaOH = NaCl + H2

    4. Из солей:  

     соль1 + соль2 = соль3 + соль4

     NaCl + AgNO3 = NaNO3 +AgCl ↓

     соль1 + щелочь = нерастворимое основание + соль 2

    CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓+ Na2SO4

     соль1 + кислота1 = кислота2 + соль2

     2NaCl + H2SO4 = 2HCl­ + Na2SO4 

     Примечание: Все реакции обмена протекают до конца, если одно из образующихся веществ нерастворимо в воде (осадок), газ или вода.

    Видео YouTube