Статья о том что такое кульминация ее значение в литературе музыке и других сферах деятельности
Он бежит со всех ног, еще немного и сможет достигнуть своего противника, остаются метры к сокрушительной победе. Пот стекает по лбу мальчишки, ноги болят, но сила воли заставляет его с криками перегнать своего оппонента и пересечь подобную черту первым.
Ощущается некое напряжение, волнение за героя, правда? Такой ход присутствует практически во всех художественных произведениях, и называется Кульминацией.
Кульминация – это крайняя точка напряжения, пик всего рассказа и переломное событие, способствующее достижению цели, или катастрофическому провалу.
Это интересно: что это олицетворение и примеры.
Начиная еще с начальных классов, учитель начинает знакомить детей с этим понятием с помощью некоторых наводящих вопросов:
- Что тебе больше всего понравилось в рассказе?
- Когда ты больше всего волновался о герое?
- Какой фрагмент больше всего запомнился из рассказа?
Взрослому человеку понятно, что речь идет о кульминации, а вот дети представляют это в виде простого объяснения – момента наивысшего переживания. Однако, возникает вопрос: что такое кульминация? В литературе этим словом обозначают наивысшее напряжение и пересечение всех сюжетных линий в одной точке с дальнейшим результатом, повлиявшим на каждого ключевого персонажа. Во всех русских произведениях легко просматривается эта составляющая часть.
Это интересно: что такое композиция в литературе, ее виды и элементы.
Кульминация: значение
Достоверно изучить появление этого понятия практически невозможно. Многие ученые считают, что кульминация происходит с латинского древнего языка, другие утверждают — корни нужно искать в Греции.
Однако немногие считают, но это самая вероятная гипотеза, что кульминация имеет много истоков развития. Впервые говорить об этом нужно во время появлений рисунков на стенах пещер. В них тоже проскальзывает небольшая история, где в нужный момент показывается пик напряжения. То есть еще до появления письменности существовало такое понятие. Оно никак не цитировалось и не обозначалось. На подсознательном уровне, древние люди при создании рисунков старались сначала подготовить человека, а потом только рассказать о самом горячем моменте. И это не имея языка. Например, пещерные люди собрались в группу. Загнали мамонта в тупик. И поймали его. Все были рады. Каждое предложение олицетворяет определенный этап развития:
- Начало.
- Развитие событий.
- Кульминация.
- Развязка.
Это все просматривалось и в последовательности рисунков в пещерах.
Есть теории о том, что впервые кульминация появилась
В русском языке куда проще определить этот важнейший этап волнения, чем в остальных. За счет простоты изложения и легкости слога.
Как работает кульминация?
Иногда, после тяжелого рабочего дня хочется расслабиться и прочитать последние несколько глав очередной книги. Однако после последнего слова остаешься в недоумении: «Вроде и конец, а чего-то не хватает».
Подобные проблемы просматривались много раз. Книги такого рода называли плохими, из-за отсутствия этой самой точки кипения. Однако, если копнуть немного глубже, то вырисовывается иная картина. С точки зрения художественной литературы, кульминация всегда присутствует. Если читатель ее не заметил, что это проблема в предыдущих этапах. Дабы человек смог прочувствовать все напряжения главных событий написанной истории, важно правильно и грамотно начать, то есть познакомить с персонажами. Если чтец не будет сопереживать герою, то в переломный момент не появится то самое напряжение.
Любой рассказ обязан вызывать чувства у читателя, негативные или позитивные, неважно. Суть заключается в их присутствии. Когда события в описанной новому романе от знаменитого писателя заставляют человека задуматься, переживать, то и при этом моменте высшей точки кипения, произойдет массовый взрыв эмоций. Просто создать мнимый текст связных предложений и назвать рассказом не получится. Даже в простейших написанных школьниками рассказах на уроках русского языка на тему рыцаря Айвенго или очередной схватки Дон Кихота с мельницами присутствует кульминация. Главное – это правильно подать, а дальше дело техники.
Кульминация в других сферах
Многие представляют кульминацию только в литературе, это слово используется и в иных сферах творчества и деятельности человека.
Кульминация, с точки зрения астрономии, обозначает движение через небесный меридиан светила с интервалом в земные сутки.
Не стоит забывать о музыке
. Оказывается, что и в таком творческом мире присутствует понятие кульминации. Во многом терминология сходится с литературным обозначением: самый интригующийся и волнующийся момент в музыкальном произведении. Чаще всего этот период припадает на предпоследний или последний этап музыкального творения. Для современных людей, любящих только песни и пляски, кульминация может обозначать, опять же, чаще всего, припев после второго куплета, когда происходит повышения скорости, тембра и темпа нарастающей мелодии.В кинематографе кульминацией обозначают финальное противостояние интересов важных героев на экране. Гораздо интереснее дела обстоят в сериалах. Вся загвоздка в том, что в большинстве сериалов присутствует две кульминационные части. Волнующий пик серии с максимально возбуждающим оскалом. Это время, когда главные проблемы и персонажи серии находят необходимые пути решения поставленных задач. После развязки присутствует небольшая сцена, которая тоже имеет право называться кульминацией. Суть в том, чтобы интриговать зрителя и заставлять ждать каждую новую серию, продюсеры и режиссеры за счет использования музыкального оформления, недостаточной информации в кадре создают волнующий момент.
Например. В одной из серий последнего сезона «Ходячие мертвецы» Рика и его группу взяли в плен Мусорщики, однако, он увидел и засмеялся. При этом, нам не показали, кого он увидел, и почему засмеялся. Этот момент вызывает те самые чувства, что были и при самой кульминации серии, а неизвестность только увеличивает градус волнения за персонажей.
Кульминация (литература) — Карта знаний
- Кульмина́ция (от лат. culmen «вершина») в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения. Кульминация лучше всего обнаруживается в произведениях эпических.
Источник: Википедия
Связанные понятия
Развязка (литературоведение) — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении. По Аристотелю, развязка начинается с точки происхождения «переворота в судьбе героя» и заканчивается победой либо поражением героя произведения. Конфли́кт (литературоведение) — столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету. Выделяют два вида сюжетного конфликта… Мелодра́ма (от др.-греч. μέλος «песня, поэма, лирическое произведение» + δρᾶμα «действие») — жанр художественной литературы, театрального искусства и кинематографа, произведения которого раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных обстоятельствах на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и тому подобного. Как правило, сюжеты мелодрам концентрируются вокруг семейных тем (любовь, брак, женитьба, знакомство, перипетии семейной жизни) и редко выходят в иные… Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα «деяние, действие») — литературный (драматический), сценический и кинематографический жанр. Получил особое распространение в литературе XVIII—XXI веков, постепенно вытеснив другой жанр драматургии — трагедию, противопоставив ему преимущественно бытовой сюжет и более приближенный к обыденной реальности стиль. С возникновением кинематографа перешёл также и в этот вид искусства, став одним из самых распространённых его жанров (см. соответствующую категорию). Траге́дия (от нем. Tragödie из лат. tragoedia от др.-греч. τραγωδία) — жанр художественного произведения, предназначенный для постановки на сцене, в котором сюжет приводит персонажей к катастрофическому исходу. Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа. Большинство трагедий написано стихами…Упоминания в литературе
Танатологические мотивы могут располагаться и в середине текста. Как правило, в данном случае они обозначают концептуальную границу текста, связаны с кульминацией повествования: внутренний мир и поведение персонажей меняется в связи с убийством или гибелью близкого человека (смерть Андрия и Остапа в «Тарасе Бульбе» Н. Гоголя). Нарратив при этом не завершается, а, наоборот, получает сильный толчок к развитию, новому с семантической точки зрения. Очевидно, что понятие катарсиса Аристотель выводил не из трилогий Эсхила, а из одноактных трагедий Софокла и Еврипида, следовательно, и трактовка им этого понятия специфична. Уже у Софокла трагедия начинает утрачивать свой мистериальный смысл, а у Еврипида она окончательно превращается в простое зрелище. Кульминация страдания обычно приходится в их трагедиях на финальную часть. Такая структура предполагает, что зритель сам должен достичь очищения страстей, испытав положенные страх и сострадание, каковой механизм и описал Аристотель в своем определении катарсиса. Можно назвать такой катарсис «интеллектуальным», так как здесь велика роль зрительского умения домыслить историю, разгадать «очистительную» идею автора. Эсхил же проводил зрителя от страдания и страха к радости и очищению внутри своей трилогии. За сюжетами мистерий Эсхила таились страдание, смерть и возрождение бога. Потому зритель у него переживал страдание и смерть героев в начале и в середине, но не в конце трилогии. Конец – не просто счастливая развязка (как в некоторых трагедиях Еврипида[17]), но гармонизация, умиротворение, обретение нового качества мира. В этом, как уже говорилось, изначально и заключалась катарсическая задача трагедии. Повторю эту схему: сначала побеждает одна правда, потом противоположная, а затем вторая торжествует над первой (новая над старой), но не насилием, а на основе примирения[18]. Теза – антитеза – синтез. В самой троичности этой структуры сказывается ее религиозная природа. Разрушение мистерии в трагедиях Софокла и Еврипида начинается именно с утраты третьей составляющей, которая была смыслом и целью всего действия. Своеобразна стилистика драмы «Фрекен Жюли». Действующих лиц ее писатель определял как «характеры-конгломераты», таившие, однако, немалые потенциальные возможности художественного воплощения: графиня и лакей раскрываются в сложнейшей гамме реальных и символических мотивов. Каждый из них олицетворяет упадок своего сословия. Жюли – это, по словам Стриндберга, «остаток старинной военной аристократии, которая теперь уступает место аристократии нервов или большого мозга». Она жертва не только семейного разлада, но и заблуждений века, обстоятельств. Кульминацией нравственного падения Жана является сцена, когда он в роли гипнотизера хладнокровно вкладывает в ее руку бритву – орудие самоубийства. Многие ключевые эпизоды пьесы происходят за сценой (в комнате лакея, на конюшне) или возникают в воспоминаниях, благодаря чему раздвигаются пространственные и временны́е решения. Поэтичность тексту придает музыкальное построение фраз, что сам автор в одном из писем определял как стремление к ритмичности, использованию размеров, свойственных свободному стиху. Вульгарные выражения, в которых не стесняются ни лакей, ни графиня, нередко сменяются поэтическим текстом. Шопен (наряду с Шуманом, Берлиозом, Листом и Вагнером) был одним из тех композиторов, творчество которых составило кульминацию музыкального романтизма. Он был одним из тех, кто определил дальнейшие пути развития романтической музыки второй половины XIX в. И если «сферой влияния» Шумана стали Германия и Россия, то шопеновские традиции развивались прежде всего в России, как и вообще в славянском мире, и Франции, правда, несколько позже, чем шумановские. Иными словами, фильм ужасов – это не то, что показывается, а то как показывается. К примеру, сцены убийств могут присутствовать в любом жанре – от детектива до комедии. Но только в фильме ужасов они представляют собой самодостаточные зрелища, аттракционы, подобные музыкальным номерам в мюзикле – так называемым шоустопперам. Продолжительность этих сцен, как правило, не обоснована требованиями нарратива, они идут намного дольше, чем это требуется по логике действия, и нередко представляют собой нечто вроде маленького фильма в фильме – со своей завязкой, кульминацией и развязкой. При этом сцены убийств в фильмах ужасов нацелены не только на то, чтобы вызвать страх, но и доставить публике своеобразное удовольствие от того, насколько изобретательно выстроено само исполнение убийства, в какой степени оригинальна его «хореография», а также съемка, освещение и монтаж. Обычный зритель может не обращать внимания на эти вещи, но именно ими определяется общее впечатление, которое он получает от фильма. (Этот же принцип относится и к сценам нагнетания напряжения – они также могут становиться самодостаточными шоу-стопперами.)Связанные понятия (продолжение)
Эпическое фэнтези является самым распространённым видом литературного фэнтези. В кино оно представлено менее широко, в основном экранизациями Толкина и других авторов. Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Согласно «Поэтике» Аристотеля, эпос, в отличие от лирики и драмы, беспристрастен и объективен в момент повествования. Характерные особенности эпоса: широта охвата действительности: изображение как частной жизни отдельных… Трило́гия (фр. trilogia) — совокупность трёх произведений искусства или науки, объединенных преемственностью сюжета, либо общей идеей. Первоначально в греческой литературе — три трагедии, объединённые в одно целое единством фабулы или идейного содержания. Трилогии встречаются в литературе (в том числе — в научной литературе и художественной литературе), киноискусстве, изобразительном искусстве, музыке, а также в компьютерных играх. «Ма́ленькие траге́дии» — цикл коротких пьес для чтения А. С. Пушкина, написанный им в 1830 году в Болдине. Он состоит из четырёх произведений: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Эпопе́я (др.-греч. ἐποποιΐα, из ἔπος «слово, повествование» + ποιέω «творю») — обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях.В переносном смысле: сложная, продолжительная история чего-либо, включающая ряд крупных событий. По́весть — прозаический жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. В зарубежном литературоведении специфически с русским понятием «повесть» коррелирует «короткий роман» (англ. short novel) и novella (которую не следует путать с омонимом «новелла» русской традиции, означающим «короткий рассказ»). Перипети́я (греч. περιπέτεια) — в античной мифологии внезапное исчезновение удачи в делах, возникающая как реакция богов на излишне самоуверенное поведение героя. В дальнейшем приводит к божественному возмездию — немезису (др.-греч. Νέμεσις). Расска́з или нове́лла (итал. novella — новость) — основной жанр малой повествовательной прозы. Автора рассказов принято именовать новеллистом, а совокупность рассказов — новеллистикой. Сюже́т (от фр. sujet букв. «предмет») — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения. Эго-роман, я-роман (яп. 私小説 сисё:сэцу, ватакуси-сё:сэцу) — жанр исповедальной литературы, зародившийся в Японии в начале XX столетия. «Эго-роман» развивался под влиянием натурализма, как его понимали в Японии эпохи Мэйдзи: авторы, писавшие в этом жанре, стремились максимально честно и реалистично отобразить внутреннюю жизнь героя и события из его биографии. Для этого жанра характерно скрупулезное описание внутренних переживаний протагониста, повествование строится вокруг воспоминаний и размышлений… Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история… Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь) — речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе. Фильм-биография — кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью фильма-биографии является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход. Драматурги́я (от др.-греч. δραματουργία «сочинение или постановка драматических произведений») — теория и искусство построения драматического произведения, а также сюжетно-образная концепция такого произведения. Истори́ческое или костюмное кино — жанр игрового кино, изображающий конкретные исторические эпохи, события и личности прошлого. Различают историко-биографические фильмы о реальных исторических деятелях, иллюстрирующие их жизненный путь («Спартак», «Александр Невский)», и историко-приключенческие фильмы о вымышленных персонажах прошлых лет, зачастую с остросюжетной интригой («Граф Монте-Кристо», фильмы про Индиану Джонса). Исторические фильмы нередко являются экранизациями исторических романов («Война…Подробнее: Приключенческая литература
Гунки (яп. 軍記) — литературный жанр, японские военные эпопеи, ставшие основной повествовательной литературой периода Камакура (XII—XIV вв.) Приключение — захватывающее происшествие, неожиданное событие или случай в жизни, цепь нечаянных событий и непредвиденных случаев; нежданная быль, замечательное свершение, волнующее похождение, интересное испытание, возбуждающий переворот или любовная авантюра. Фанта́стика (от др.-греч. φανταστική — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, фэнтези, ужасы, магический реализм и многие другие. Философский роман — художественное произведение в романной форме, иллюстрирующее те или иные философские концепции. Термин получил распространение в XX веке, хотя его применяют и к произведениям, написанным ранее (начиная с арабской аллегории XII века «Хай ибн Якзан»). Сборник рассказов — отдельное издание группы рассказов (новелл), как правило, принадлежащих перу одного и того же автора. Сборник может быть составлен из произведений, публикуемых впервые, либо из рассказов, ранее уже появлявшихся в периодической печати. Проло́г (др.-греч. πρό-λογος — предисловие, от др.-греч. πρό — впереди, перед + др.-греч. λόγος — слово, речь) — в театральной пьесе вводная часть, введение, предисловие. Интри́га (фр. intrigue, от лат. intrico — «запутываю») — способ организации действия литературного произведения, выраженный в том, что действующее лицо (лица) стремится осуществить план, противоречащий интересам другого лица (лиц). События произведения организуются вокруг этого противостояния. Трагикомедия (греч.) — драматическое произведение, обладающее признаками как комедии, так и трагедии. В широком смысле — любой сюжет литературы, сценического и изобразительного искусства, сочетающий комическое и трагическое (минорное). Литерату́рные жа́нры (фр. genre, от лат. genus — род, вид) — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Термин зачастую неправомерно отождествляют с термином «вид литературы». Роман-река (фр. roman-fleuve) — последовательность из пяти и более романов, рисующих эволюцию одних и тех же персонажей или семейств на фоне исторических событий. Продолже́ние — концепция и сложившаяся терминология, обозначающая развитие идеи художественного произведения. События при этом разворачиваются в одной и той же вымышленной вселенной и хронологически связаны друг с другом. Продолжение — часто встречающийся приём в индустрии развлечений, так как позволяет эксплуатировать коммерчески проверенную концепцию. Создание цепочки продолжений также связано с франшизой. Продолжения могут быть комбинацией различных направлений и жанров. Например, продолжением… Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла. Экспозиция (лат. expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция может следовать как перед завязкой, так и после. В фольклористике также… Рассказ от первого лица — это способ повествования, где история излагается персонажем, т.е. повествователем, являющимся либо главным, либо второстепенным участником сюжетного действия. Рассказ от первого лица может излагаться в единственном числе, множественном числе или же в собирательном числе, также может быть авторитарным, доверительным или обманным «голосом» автора и представлять точку зрения в письменном виде. Эпило́г (греч. έπίλογος — послесловие ← ἐπι — на, сверх + λόγος — слово) — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия. Роман в стихах — литературный жанр, сочетающий присущие роману свойства композиции, хронотопа и системы персонажей со стихотворной формой. Хотя возможны определённые аналогии между романом в стихах и стихотворным эпосом, особенно в его поздних авторских разновидностях, становление романа в стихах как жанра происходило на фоне уже развитого романного жанра в прозе — при этом в жанровой системе поэзии новейшего времени роман в стихах соотносился со сформировавшимся ранее жанром поэмы так, как в жанровой… Ли́ро-э́пика — один из четырех родов литературы в традиционной классификации, находящийся на пересечении лирики и эпоса. В лиро-эпических произведениях художественный мир читатель наблюдает и оценивает со стороны как сюжетное повествование, представленное в стихотворной форме, но одновременно события и персонажи получают определенную эмоциональную (лирическую) оценку повествователя. То есть, лиро-эпике одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности. Эпизо́д (греч. ἐπεισόδιον – вставка): Отдельное небольшое событие, происшествие. Фа́була — фактическая сторона повествования, т.е. события, факты, случаи, действия, состояния в их причинно-следственной, хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в процессе творческой деятельности в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. «Маленькая трилогия» — цикл, состоящий из трёх рассказов русского писателя Антона Павловича Чехова, написанных в 1898 году. Дра́ма (др.-греч. δρᾶμα — деяние, действие) — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), принадлежащий одновременно к двум видам искусства: литературе и театру, предназначенный для игры на сцене. Сопровождается трагическими сценами. От эпоса и лирики драма формально отличается тем, что текст в ней представлен в виде реплик персонажей и авторских ремарок и, как правило, разбит на действия и явления. К драме так или иначе относится любой литературный жанр, построенный в диалогической… Циклизация в литературе — процесс, в ходе которого произведения одного жанра группируются вокруг какого-либо тематического признака (как правило, персонажа). Альтернати́вная исто́рия (АИ) — жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, которая могла бы быть, если бы история в один из своих переломных моментов (точек бифуркации, или точек развилки) пошла по другому пути. Не следует путать данный литературный жанр с альтернативными историческими теориями, которые предлагают считать картину прошлого, изображаемую исторической наукой, частично или целиком ошибочной. «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова» — плутовской роман В. Т. Нарежного (1780—1825). Первые три из шести частей романа были опубликованы в 1814 году, однако затем книга была запрещена и долго оставалась малоизвестна; полностью роман вышел только в 1938 году. Са́га (от др.-сканд. saga — «сказ», «сказание») — понятие, обобщающее повествовательные литературные произведения, записанные в Исландии в XIII—XIV веках на древнеисландском языке, и повествующие об истории и жизни скандинавских народов в период, в основном, с 930 по 1030 годы, так называемый «век саг». Термин «литература постмодернизма» описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения, присущие модернистской литературе.Упоминания в литературе (продолжение)
«Блестящий рассказ о финансовых скандалах, достигших кульминации в 1990 году… Вступительная часть и повествование об основном действии сочетаются настолько гармонично, что понять хитросплетения финансовых операций и финансового права не составляет труда». Начав разговор с художественного образа «оплакивания», я вовсе не настаиваю на силе исключительно трагического опыта в постижении человеком своего духовного начала. Нет, искусство, конечно, живет и многомерной красочностью импровизационной радости игры, во внутренней атмосфере конфликтной современности, к сожалению, все чаще возбуждающей вопрос: «Куда исчезла пульчинелла?». Просто чувство утраты, в отличие от многих других переживаний, сублимировать невозможно. Одной из самых сильно действующих и неотстранимых форм сближения «человека физического» с платонической реальностью души и является «оплакивание» – человекосодержательная пауза, вспышка света самосознания, контрапункт, в размышлениях человека о своем образе и подобии, такой же насыщенный и кардинальный, каким является «человек» в контексте смыслообразования и развития искусства. Смерть дает жизни «странное озарение», сосредотачивая и сердце, и ум на мысли о сущностных основах человека. Выдающиеся образы искусства, длительнее всего помнящиеся, ранящие своим потенциальным намеком на что-то в этой реальности недопонятое, всегда рождаются «из кульминации» чувства. По крайней мере, это присуще образам индивидуальным, творчески неповторимым, преломляющим видимый природный мир через субстанцию собственной художественной жизни. Проступающий в искусстве характер переживания мысли о «теле смерти» (Ап. Павел. Римл. 7: 24) обусловливается отношением человека к космогоническому устройству вселенной, его тяготением к тому или иному образному началу: «Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в бога, или в зверя»5. Если проанализировать искусство в пределах последних двух столетий (начиная романтизмом и кончая нашими днями), то можно увидеть, как настойчиво и жестоко развивалась борьба художественного мировоззрения личности с эмбриональным самоощущением организма за «человека душевного». После революции советская нация формировалась вокруг Октябрьского мифа, ставшего для нее центральным легитимирующим событием[7]. Однако со временем деформации прокламированных ею целей стали настолько очевидными, люди, ее сделавшие, настолько дискредитированными и неподходящими к новой политической реальности, культура, ею порожденная, настолько отличной, новый идеологический вектор настолько зримым, а «Большой возврат» настолько явным, что чем дальше, тем больше в своих прежних политических коннотациях Революция становилась скорее обузой, чем основанием для «полезной истории». Только в Победе в войне советская нация обрела наконец миф основания. Поскольку сталинская революция кардинально изменила политико-идеологические и социально-культурные вехи Октября 1917 года, он превратился из главного «учредительного события» довоенной Советской России в центральное событие предыстории советской нации. Последняя, будучи продуктом сталинизма, приобретала теперь адекватную фокальную точку: миф основания соединился с основным легитимирующим событием сталинизма и кульминацией его торжества – Победой в войне. Повествование складывается из обстоятельно представленных привычных эпизодов жизни рыбачьей семьи: выход в море, береговая рыбалка, сбор земли для огорода и водорослей для удобрений, дробление камней для создания площадки огорода и – кульминация – охота на большую рыбу, которая заканчивается трудным сражением с разбушевавшейся стихией. Мера достоверности воспроизведения «технологии» бытовых занятий героев безусловна. Именно в наблюдении за обыденностью трудовых усилий жителей острова режиссёр создаёт базисную основу зрительского доверия экранной истории. Вместе с тем, сохраняя скрупулёзную жизненную точность внутрикадрового поведения персонажей, режиссёр не считает нужным ограничиться воспроизведением только видимости их бытия. Выбор «Белых ночей», которые Достоевский снабдил подзаголовком «Сентиментальный роман», был для Висконти в этом смысле далеко не случаен. Отсюда, от жанра – многие решения. И декор, и таинственный персонаж Маре, объект мечтаний Наталии (первоначально Висконти вообще не хотел выводить его на экран), и туманы, и дождь, и качающийся свет фонаря, отбрасывающий странные тени в момент объяснения героев…И снег, экзотически-неожиданно засыпающий город в единственный момент единения Натальи и Марио. Снег как кульминация и развязка. Снег ночью как радость, восторг. И снег утром. Побеливший город и рифмующийся с бездомной белой собакой, пробежавшей в начале фильма и появившейся в финале – на светлом солнечном общем плане рядом с одиноко бредущей тёмной фигурой Марио. Чувство между героями зарождается на корабле, а может и раньше, в столовой? «После обеда вышли из ярко и горячо освещенной столовой на палубу…» Использование метафоры «горячо освещенной столовой» создает ощущение естественности «электрического света». Эта естественность возникает вместе с зарождающимся чувством героев. Дальше идет постепенное нарастание «обоюдного желания», разгорается костер любви, и мы уже чувствуем «запах дыма». Герой тоже это ощущает: «Поручик взял ее за руку, поднес к губам. Рука, маленькая и сильная, пахла загаром». Своей кульминации развитие любовного чувства, страсти между героями достигает уже на берегу. Вернее в гостинице: «Вошли в большой, но страшно душный, горячо накаленный за день солнцем номер…» И снова метафорический образ огня, костра, пожара, на котором так быстро сгорит возникнувшее чувство! Дальнейшее существование героя без «возлюбленной» лишено присутствия солнца. Вместе с героиней уходит любовь и свет из жизни героя, хотя он продолжает душевно мучиться. Финал рассказа знаменует о «финале» внезапно возникшего чувства: «Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке». Два истребителя, выйдя в расчетную точку, резко пошли на снижение. Пробив облачный слой, они оказались над горной равниной. Система спутниковой навигации и телекамеры автопилотов уверенно вели самолеты на бешеной скорости почти над самой землей, заставляя тяжелые боевые машины буквально обтекать рельеф, не позволяя им подниматься выше ста метров. Горы надежно скрывали «Сушки» от вражеских радаров. Четверка перехватчиков барражировала у пакистанской границы, прикрывая фронт в четыреста километров. В то же время два полка «Грачей» усердно перепахивали базы талибов в районе Кандагара, отвлекая внимание противника на себя. Любой сторонний наблюдатель должен был решить, что «МиГи» подняты только для прикрытия «Грачей» от неожиданной атаки пакистанской авиации, в Союзе помнили, как был сбит штурмовик генерала Руцкого. А далеко на севере в боевой полумесяц разворачивались стратегические ракетоносцы «Ту-95». Операция «Солнечный проблеск» приближалась к кульминации.Кульминация — это… Что такое Кульминация?
КУЛЬМИНАЦИЯ — (ново лат., от лат. culmen вершина). 1) прохождение звезды через меридиан. 2) высшая точка небесного светила над горизонтом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КУЛЬМИНАЦИЯ 1) прохождение звезды чрез… … Словарь иностранных слов русского языка
кульминация — и, ж. culmination f., нем. Kulmination <лат. culmen (culminis) вершина. 1. астр. Прохождение через небесный меридиан. Сл. 18. Сочинить кульминации солнца, луны и планет. МАН 10 559. Верхняя кульминация. Нижняя кульминация. БАС 1. 2. перен.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
кульминация — верх, вершина, венец, апогей, зенит; высшая точка, точка, высшая ступень Словарь русских синонимов. кульминация см. высшая точка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов
КУЛЬМИНАЦИЯ — (от латинского culmen, родительный падеж culminis вершина), 1) точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего либо. 2) В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию, когда светило близко к зениту, и… … Современная энциклопедия
КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, в астрономии прохождение одной из внутренних планет, Меркурия или Венеры, через солнечный диск. Кульминация Меркурия происходит каждые 13 лет, Венеры каждые 100 лет. Термин также обозначает прохождение любого небесного тела через… … Научно-технический энциклопедический словарь
Кульминация — (от латинского culmen, родительный падеж culminis вершина), 1) точка наивысшего напряжения, подъема, развития чего либо. 2) В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию, когда светило близко к зениту, и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
КУЛЬМИНАЦИЯ — (от лат. culmen род. п. culminis вершина),1) точка высшего напряжения, подъема, развития чего либо.2) В астрономии прохождение светил через небесный меридиан. Различают верхнюю кульминацию (М), когда светило ближе к зениту (Z), и нижнюю (М ),… … Большой Энциклопедический словарь
КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, кульминации, жен. (лат. culminatio) (книжн.). 1. Прохождение светила через меридиан (астр.). 2. перен. Точка высшего подъема, высшего напряжения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, и, жен. 1. Прохождение светила через небесный меридиан (спец.). 2. Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития чего н. (книжн.) К. событий. | прил. кульминационный, ая, ое. К. момент. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
КУЛЬМИНАЦИЯ — светила, астрах. переход и мгновенье перехода светила через полуденник места; достижение наибольшей высоты. Кульминировать, перекатываться через меридиан. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
КУЛЬМИНАЦИЯ — (Culmination) прохождение всякого светила через полуденную или полуночную часть меридиана наблюдателя. Верхняя К. прохождение всякого светила через полуденную часть меридиана наблюдателя. Нижняя К. прохождение всякого светила через полуночную… … Морской словарь
это самая интересная часть произведения
Каждый знает, что кульминация – это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания от зрителя. Она встречается исключительно во всех формах литературного творчества, начиная от самых простых присказок и заканчивая крупными формами прозы. Наличие этого аспекта в произведении неизбежно, в противном случае интерес читателя будет потерян.
Описание
Кульминация – это высшая точка напряжения, которая показывает всю суть проблемы и пути ее решения. В маленьких литературных формах чаще всего встречается только один интригующий эпизод, который обычно находится в конце. Это простые для восприятия рассказы, притчи, басни и им подобные. Ярким примером может послужить кульминация сказки. Берем любую повесть из детской книги, например «Золушка», и ищем там решающий момент. Конечно же, интереснее всего ребенку будет читать о том, как злая мачеха узнала, что таинственная гостья на балу – это Золушка, которая теперь выходит замуж за принца.
Сказочные элементы
Несколько кульминаций имеют арабские сказки, так как состоят они из различных глав. В качестве примера можно привести «Синдбада-морехода». В каждом из его семи путешествий были предшествующие события, их развязка и исход, который всегда был счастливым. Сюжет простой, однако напряженных моментов много, читая это произведение мы понимаем, что всякий раз кульминация – это путь домой, который удастся найти Синдбаду во время очередного плавания.
Сложные кульминации
В произведениях крупной формы, как правило, существует множество кульминаций. В рассказе ведущими могут быть несколько сюжетных линий, которые переплетаются между собой, и каждая из них должна иметь свою кульминацию и события, предшествующие ей. Судьбы героев переплетаются, в ходе чего одно решение проблемы может стать почвой для появление нового сюжета. В качестве примера приведем произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно с полной уверенностью сказать, что в данном случае кульминация – это весь роман. Тут исчезновение нарядов, в которые были облачены дамы в театре, сменяется сценой переживаний Маргариты, которые приводят ее к знакомству с Азазелло. А путешествие профессора Воланда в Москву приводит к тому, что Мастер освобождает от всех грехов Понтия Пилата, который просидел в своем кресле не одно тысячелетие.
Заключение
Считается, что для читателя именно моменты кульминации являются самыми интересными. Поэтому часто авторы растягивали решающие события на главы, заставляя нас перелистывать страницы одну за другой в поисках ответов на все интересующие нас ранее вопросы. В результате кульминация может быть неожиданной, с множеством противоречивых фактов. Такие произведения называют нестандартными, самыми интересными и захватывающими. Если же сюжет подходит к своему логическому концу, то читать такую книгу просто и доступно. Она идеально подойдет для тех, кто часто летает в самолетах или путешествует в поездах.
Можно сказать, что кульминация в литературе – это самый интересный момент произведения. Он открывает нам все тайны и показывает истинное лицо героев. А если вам что-то показалось непонятным, значит, так было задумано автором. Воспринимайте такие книги как тайны, которые никому не разгадать.
Что в литературе называют кульминацией
Происходит данный термин от латинского слова «culminatio», которое имеет значение наивысшей точки напряжения каких-либо сил внутри произведения. Чаще всего слово «culminatio» переводится, как «вершина», «пик», «заострение». В литературном произведении чаще всего подразумевается эмоциональный пик.
В литературоведении словом «кульминация» принято обозначать момент самого высокого напряжения внутри развития действия в произведении. Это момент, когда происходит важное столкновение (даже решающее) между характерами в самых сложных обстоятельствах. После этого столкновения сюжет произведения стремительно движется к развязке.
Важно понимать, что через характеры автор обычно сталкивает идеи, носителями которых являются персонажи произведений. Каждый из них появляется в произведении не случайно, а именно с той целью, чтобы двигать свою идею и противостоять идее основной (она часто может совпадать с авторской идеей).
В зависимости от сложности произведения, количества действующих лиц, заложенных идей, созданных конфликтов, кульминация произведения может усложняться. В некоторых объемных романах встречается несколько кульминационных моментов. Как правило, это касается эпических романов (тех, которые описывают жизнь нескольких поколений). Яркими примерами таких произведений являются романы «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий дон» Шолохова.
Сложную кульминацию может иметь не только роман-эпопея, но и менее объемные произведения. Их композиционную усложненность может объяснить идейная наполненность, большое количество сюжетных линий и действующих лиц. В любом случае кульминация всегда играет значительную роль в восприятии читателем текста. Кульминация способна кардинально изменить соотношения внутри текста и отношение читателя к героям и развитию истории.
Кульминация, как правило, следует за одним или несколькими усложнениями текста. За кульминацией может следовать развязка либо финал может совпадать с кульминацией. Такой финал часто называют «открытым». В кульминации раскрывается суть проблемы всего произведения. Данное правило действует для всех видов художественного текста, начиная от сказок, басен и заканчивая крупными литературными произведениями.
кульминация — Большой астрономический словарь
Момент, когда при вращении Земли звезда или другой небесный объект достигает максимальной высоты над горизонтом. Кульминация происходит, когда объект пересекает меридиан наблюдателя. Таким образом, в кульминации объект находится от наблюдателя на юге или на севере. Незаходящие (околополярные) звезды пересекают меридиан как ниже полюса (нижняя кульминация), так и выше его (верхняя кульминация). Кульминацию называют еще “пересечением меридиана” и “прохождением”.
Источник: Большой астрономический словарь на Gufo.me
Значения в других словарях
- кульминация — КУЛЬМИНАЦИЯ светила, астроном. переход и мгновенье перехода светила через полуденник места; достижение наибольшей высоты. Кульминировать, перекатываться через меридиан. Толковый словарь Даля
- Кульминация — (от лат. culmen, род. падеж culminis — вершина) точка, период наивысшего подъёма, предельного напряжения в развитии чего-либо. В искусстве (литературе, театре, кино) — наиболее напряжённый момент в развитии действия (сюжета), решающий… Большая советская энциклопедия
- кульминация — кульминация I ж. Прохождение светил через небесный меридиан (в астрономии). II ж. 1. Период наивысшего подъёма, развития, напряжения чего-либо. 2. Момент наивысшего напряжения в развитии действия, обычно предшествующий развязке (в литературоведении). Толковый словарь Ефремовой
- КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ, в астрономии — прохождение одной из внутренних планет, Меркурия или Венеры, через солнечный диск. Кульминация Меркурия происходит каждые 13 лет, Венеры — каждые 100 лет. Термин также обозначает прохождение любого небесного тела через небесный меридиан наблюдателя. Научно-технический словарь
- Кульминация — Прохождение небесного светила через меридиан места, когда светило достигает наибольшей или наименьшей высоты над горизонтом. Различают верхнюю и нижнюю К. Нижняя… Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- кульминация — -и, ж. 1. астр. Прохождение светила через небесный меридиан. 2. Точка, момент наивысшего напряжения в развитии чего-л. Шаляпин впервые ярко воплотил образ Алеко, правильно почувствовал кульминацию оперы [«Алеко» Рахманинова] в каватине. А. Д. Алексеев… Малый академический словарь
- кульминация — КУЛЬМИНАЦИЯ -и; ж. [от лат. culmen (culminis) — вершина] 1. Астрон. Прохождение светила через небесный меридиан. 2. Точка, момент наивысшего напряжения в развитии чего-л. К. оперы. События приближаются к кульминации. К. романа. Толковый словарь Кузнецова
- КУЛЬМИНАЦИЯ — КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. culmen, род. п. culminis — вершина) ,1) точка высшего напряжения, подъема, развития чего-либо. 2) В астрономии — прохождение светил через небесный меридиан. Большой энциклопедический словарь
- кульминация — КУЛЬМИНАЦИЯ, и, ж. 1. Прохождение светила через небесный меридиан (спец.). 2. Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития чего-н. (книжн.) К. событий. | прил. кульминационный, ая, ое. К. момент. Толковый словарь Ожегова
- кульминация — сущ., кол-во синонимов: 12 апогей 13 венец 19 верх 34 верхованье 1 вершина 213 высшая ступень 8 высшая точка 9 зенит 13 момент наивысшего напряжения 1 момент наивысшего подъема 1 момент наивысшего развития 1 точка 100 Словарь синонимов русского языка
- кульминация — Кульминации, ж. [латин. culminatio] (книжн.). 1. Прохождение светила через меридиан (астр.). 2. перен. Точка высшего подъема, высшего напряжения. Большой словарь иностранных слов
- кульминация — Кульминация, кульминации, кульминации, кульминаций, кульминации, кульминациям, кульминацию, кульминации, кульминацией, кульминациею, кульминациями, кульминации, кульминациях Грамматический словарь Зализняка
- кульминация — Кульмин/а́ци/я [й/а]. Морфемно-орфографический словарь
- кульминация — орф. кульминация, -и Орфографический словарь Лопатина
- Кульминация — (от лат. culmen, родит. падеж culminis — высшая точка, вершина; нем. Kulmination) — момент наивысшего напряжения в муз. произведении или какой-либо относительно завершённой его части. К. образуются уже в мелодии, где составляют вершины мелодич. волн. Музыкальная энциклопедия
- кульминация — КУЛЬМИН’АЦИЯ, кульминации, ·жен. (·лат. culminatio) (·книж. ). 1. Прохождение светила через меридиан (астр.). 2. перен. Точка высшего подъема, высшего напряжения. Толковый словарь Ушакова
- кульминация — КУЛЬМИНАЦИЯ и, ж. culmination f., нем. Kulmination <�лат. culmen (culminis) вершина. 1. астр. Прохождение через небесный меридиан. Сл. 18. Сочинить кульминации солнца, луны и планет. МАН 10 559. Верхняя кульминация. Нижняя кульминация. БАС-1. 2. перен. Словарь галлицизмов русского языка
Кульминация (астрономия) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2015; проверки требуют 28 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 7 ноября 2015; проверки требуют 28 правок. PS — повышенный полюс (в данном случае — южный), линия NS — горизонт наблюдателя, ZZ’ — отвесная линия, QQ’ — экватор. Линия AA’ — суточная параллель светила. Угол φ — широта местоположения наблюдателя, δ — склонение светила, z↑ — зенитное расстояние в верхней кульминации, z↓ — в нижней. У этого термина существуют и другие значения, см. Кульминация.Кульминация (астрономия) — прохождение центра светила через небесный меридиан в процессе его суточного движения. Иначе — прохождение центром светила точки пересечения суточной параллели светила и небесного меридиана.
В течение суток все светила дважды пересекают небесный меридиан. Различают верхнюю и нижнюю кульминации светила. При условии, что величина склонения светила не меняется в течение дня, в верхней кульминации высота светила наибольшая, а в нижней — наименьшая. Для незаходящих светил обе кульминации происходят над горизонтом. Для восходящих и заходящих светил верхняя кульминация происходит над горизонтом, а нижняя под горизонтом. У невосходящих светил обе кульминации происходят под горизонтом и они недоступны наблюдениям[1].
Также различают верхнюю кульминацию к северу и к югу от зенита. Если светило кульминирует к югу от зенита, то в момент кульминации его астрономический азимут равен 0°, а если светило кульминирует к северу от зенита, то его азимут в момент кульминации равен 180°.
Зная склонение светила δ{\displaystyle \delta } и широту места наблюдения φ{\displaystyle \varphi }, можно вычислить зенитные расстояния этого светила в моменты кульминаций, при верхней:
z↑=φ−δ{\displaystyle z_{\uparrow }=\varphi -\delta }
При нижней:
z↓=(φ+δ)−2φeP{\displaystyle z_{\downarrow }=(\varphi +\delta )-2\varphi _{eP}}
где φeP{\displaystyle \varphi _{eP}} — широта повышенного полюса: +90∘{\displaystyle +90^{\circ }} для наблюдателя в северном полушарии и −90∘{\displaystyle -90^{\circ }} в южном.
Подобно тому, как северную географическую широту и северное склонение принято считать положительными величинами, а южную — отрицательными, можно присвоить знак и зенитному расстоянию. Удобно пользоваться правилом: если тень наблюдателя (действительная или воображаемая) от светила падает в северную — положительную — сторону, то и зенитное расстояние светила положительно, если в южную — зенитное расстояние отрицательно. То же правило получается из рассмотрения астрономического азимута светила: при кульминации южнее зенита астрономический азимут светила равен 0°, и cos(0∘)=1{\displaystyle \cos(0^{\circ })=1}; при кульминации севернее зенита азимут равен 180°, cos(180∘)=−1{\displaystyle \cos(180^{\circ })=-1}. Алгебраически знак зенитных расстояний получится при вычислениях, соблюдающих соглашения о знаках широт и склонений.
Наблюдая какое-либо светило в верхней и нижней кульминации, можно определить его склонение, а так же широту места наблюдения:
δ=φeP−z↑−z↓2{\displaystyle \delta =\varphi _{eP}-{\frac {z_{\uparrow }-z_{\downarrow }}{2}}}
φ=φeP+z↑+z↓2{\displaystyle \varphi =\varphi _{eP}+{\frac {z_{\uparrow }+z_{\downarrow }}{2}}}
- Кононович Э.В., Мороз В.И. — Общий курс астрономии, «Едиториал УРСС», 2001 (2-е изд. 2004)
- В. Е. Жаров — Сферическая Астрономия, «Век-2», 2006