Кульминация в литературе: Кульминация в литературе это что такое? Определение кратко 🤓 [Есть ответ]

Содержание

5 КУЛЬМИНАЦИЯ. Искусство беллетристики [Руководство для писателей и читателей.]

5

КУЛЬМИНАЦИЯ

Кульминация — такой момент в развитии сюжета, когда любая борьба персонажей получает разрешение. Естественно, это происходит ближе к концу, насколько близко — зависит от природы истории, взятой за основу произведения. Иногда кульминация совпадает с самым последним событием, чаще, однако, несколько заключительных событий требуется, чтобы показать последствия того или иного разрешения конфликта.

Например, кульминация романа «Мы живые» — в сцене, где Андрей обнаруживает, что Кира — любовница Лео, и, как часть развития той же линии, речь Андрея, обращенная к Пати, когда он выступает открыто. Последующие события являются простым заключением.

Кульминация «Источника» — взрыв объекта Кортландт и испытание Рорка.

Основные проблемы «Источника»: конфликт Рорка против общества, конфликт Рорка с Доминик, которая полагает, что добро не может победить на Земле — что зло всесильно и побеждает всегда; конфликт Рорка с Винандом, который верит, что погоня за властью (власть — это управление людьми при помощи силы) является практическим средством обслуживания его собственных идеалистических ценностей; противостояние Рорка и Китинга, творца против подражателя, который пытается подняться, используя скорее других людей, чей свой собственный разум; борьба Рорка против Тухея, который намеренно следует дьявольской философии власти.

Взрыв объекта жилищного строительства решает все эти проблемы.

Взрыв Кортландта (и его последствия) показывает нам, как Рорк побеждает общество, Доминик возвращается к Рорку. Это убеждает ее, что добро победило безотносительно к тому, насколько ужасна сама борьба против зла. Когда Винанд пытается защитить Рорка в случае Кортландта, он приходит к пониманию, что вся его жизнь полицейского в целом ошибочна, что тот тип власти, который он искал — власть над людьми, может только разрушить его ценности, но не послужить им. Проект Кортландта — кульминация попыток Китинга длиною в жизнь подняться в качестве подражателя, — и финальный акт его безнадежного разрушения. Что касается Тухея, то он, находясь на вершине власти, мобилизует все силы общественного мнения, которые только может в этом случае, — и проигрывает.

Это образец сложной сюжетной кульминации — кульминации в действии, а не просто в обсуждении. Я должна прибегнуть к действию, которое драматизировано и решило бы все вышеперечисленные конфликты (и массу меньших), показывая в каждом случае, какая сторона выигрывает, какая проигрывает и почему. Не каждый роман является таким же сложным, как «Источник», но если вы понимаете метод, с помощью которого все эти конфликты были интегрированы в кульминацию, вы должны быть способны создавать кульминации для собственных произведений, которые могут включать меньшее количество проблем.

(Мне бы не хотелось, чтобы ваш первый роман оказался таким же сложным, как «Источник». Но в литературном творчестве не может существовать каких-либо запретов. Если вы чувствуете, что способны на это, дерзайте.)

Кульминация — такой момент действия, когда наихудшие последствия конфликта сюжета-темы обнажаются, и персонажи должны сделать решающий выбор. Вы можете судить о кульминации так: это разрешило центральный конфликт? Если нет, то произведение плохо выстроено.

Если вы знаете сюжет-тему, то вы будете иметь представление, что такое надлежащий кульминационный момент и хорошо ли (или нет) вы выстроите свое произведение. Если центральный конфликт просто иссякнет или будет решен неясно, так что читатель не сможет понять, какое же окончательное решение приняли герои, — это неудачное завершение.

Кульминация не должна происходить в один день или в одной сцене. Не существует правил относительно ее протяженности во времени, которое определяется природой истории и количеством проблем, которые должны быть решены. В театральной постановке кульминация может происходить в одной сцене, в романе она может быть представлена несколькими событиями. Но эти события должны являться частью одной последовательности. Например, взрыв Кортландта и испытание Рорка — несколько обособленных глав, но все события в этой части романа причинно связаны. Взрыв выделяет кульминацию, и другие события — такие как деятельность Тухея, отказ Винанда, испытание и победа Рорка — следуют из этой акции или включены в нее.

Термин антикульминация относится к развитию после кульминации того, что не следовало из нее. Например, это была бы антикульминация, если, после взрыва Кортландта, я бы показала Рорка и Винанда ссорящимися из-за неоплаченной комиссии по какому-либо зданию. Рассматривая проблемы, которые были решены между ними, подобная проблема не так важна.

Она разрушила бы значение кульминации.

Никогда не решайте мелкие проблемы после кульминации. В истории с многочисленными связями проблемы незначительных персонажей, не включенных в кульминацию, должны быть решены до нее. В качестве примера возьмем подсюжет Ирины и Саши в романе «Мы живые». Это могло бы быть плохой антикульминацией, если бы я показала их судьбу — ссылку в Сибирь и их разлуку — после того, как рассказала о выстреле Киры на границе. Или в «Источнике», роман Китинга и Кэти важен на протяжении всей истории, и некоторые заключения следовало бы сделать. Но было бы неверно показать их последнюю встречу после поездки Доминик к Рорку на вершину здания Винанда.

Важно, однако, чтобы каждый конфликт был решен до конца истории. Раздражающий аспект плохо выстроенного романа заключается в том, что автор часто вводит в повествование второстепенные проблемы, а потом бросает, как если бы совершенно забыл об их существовании. (Конечно, в плохом романе даже главные проблемы не решаются.

) В этом отношении у Чехова было золотое правило, которое касалось не столько романов, сколько пьес: «Никогда не вешайте ружье на стену в первом акте, если вы не предполагаете, что оно должно выстрелить в третьем». Это приложимо к любому элементу сюжетной структуры. (Нарушение этого правила называют «красной селедкой».)

Когда вы создаете сюжет, первое, что вы должны уяснить, это кульминация. Предположим, у вас имеется идея темы и предмета истории, но еще не продуман кульминационный момент. Тогда не следует развивать историю от начала. Если вы придумаете много интересных конфликтов и, по-видимому, связанных с ними событий, не зная, куда идти, и попытаетесь разработать кульминацию, чтобы решить их все, процесс будет мучительной умственной пыткой (и вы не преуспеете).

Таким образом, планируя произведение, определитесь с кульминацией как можно быстрее. Первым разработайте событие, которое драматизирует и решает проблемы вашей истории, затем выстраивайте остальное, используя сюжетные возвраты, спрашивая себя, какие события нужны, чтобы привести ваших персонажей в эту точку.

Это хороший пример действий в духе конечной причины. Чтобы определить, какие случаи включать в сочинение, вы должны знать его цель — то есть кульминацию. Только когда вы знаете это, вы можете начать анализировать шаги, служит ли каждый шаг достаточной причиной следующего, приведет ли персонажей логично к этому решающему событию.

Не существует правила, какой элемент будущего романа должен стать зародышем истории в вашем сознании. Удачливые писатели иногда способны разработать кульминацию первой, другими словами, они дают драматическую идею, которая составляет кульминацию истории, потом возвращаются назад, чтобы выстроить сюжет (что является очевидным удовольствием). Это дело совершенно во власти случая.

Тип истории, которую вы хотите рассказать, — не случаен, он зависит от ваших предпосылок. Но думаете ли вы в первую очередь о персонаже и затем добавляете другие элементы, или об абстрактной теме, или о конфликтной ситуации — это случайность. Вы вольны начинать с чего угодно, потому что безотносительно к тому, с чего вы начнете, вы должны завершить круг и включить все другие элементы.

Единственное правило: вы должны знать, каким будет кульминационный момент (в драматическом выражении) раньше, чем начнете обрисовывать в общих чертах те шаги, которые к нему должны привести.

Следует добавить, что Бродвей полон первых актов. Многие авторы приходят с интригующим первым актом, но не знают, что делать с пьесой дальше. Сравните, хороший драматург начинает с третьего акта. Ему не обязательно

писать третий акт или кульминацию — но он имеет ее в виду.

Однажды я спросила женщину-беллетриста, сочиняющую для книжных серий, о ее методе, и она легко ответила: «О, я подбрасываю связку характеров в воздух и позволяю им снижаться». Ее истории читаются так же. Это ужасный пример того, как не надо писать.

В подобной манере работают те современные писатели, которые начали с определенного задания, вроде — передать «настроение юности» или «мое исследование смысла жизни в подготовительной школе». Когда они работают, стандарт отбора — настроение момента. Результат — тип истории со странным набором событий, непонятно, почему один случай предпочтен другому, или что является целью всего произведения. За подобной мешаниной всегда стоит писатель, который начинает без определенного плана и затем пишет под диктовку собственных чувств.

Наилучшей метафорой для понимания отношения схемы к рассказываемой вами истории является калька по отношению к зданию. Никто не может начать с накопления прогонов или с отделки окон без кальки, плана, калька необходима, чтобы судить о силах и напряжениях и что где помещается. То же самое справедливо и для разработки романа.

Если вы можете помнить о схеме, вам не обязательно записывать ее, но полезно делать это, если история сложна. Вы должны держать историю в голове в общем виде и думать о соответствии с нею; когда вы записали план, вы можете обнаружить унылые отрезки, в которых ничего особенного не происходит, или упущения элементов, необходимых для драматизации более поздних событий.

Под записью схемы я подразумеваю не синопсис в обычном виде, который бы понял посторонний. Я делаю план коротким, насколько возможно, в манере, которую называю «стиль заголовка». Например, события, которые в окончательном варианте вошли в роман «Атлант расправил плечи», все были представлены в плане, но не по главам «Кто такой Джон Голт?» Эдди Виллерс, ТаггартТрансконтинентал, Джеймс Таггарт. Проблема на линии Колорадо. Уклонения Таггарта[4]. Когда я составляла план, я знала больше того, что отражается в заголовке, но записывала только то, что мне нужно, чтобы запомнить линию и посмотреть «с птичьего полета» на структуру сюжета.

Не существует правил, как детализировать или сжать ваш план. Тренируйтесь, чтобы знать, как много вы можете запомнить и сколько нужно записывать, чтобы увидеть итог и сохранять ясной структуру истории в памяти.

Когда вы подходите к моменту написания произведения, нет правила, которое диктует, что вы должны начать с первой главы и двигаться от нее вперед. Если план готов и вы знаете, куда идете, порядок работы над главами не является обязательным. Некоторые писатели начинают с конца или с той сцены, которую особенно хочется написать. Это допустимо при условии, что они достаточно умело скрывают швы — то есть умеют редактировать и объединять написанное в целое так, что читатель этого не заметит, как если бы писатель делал все по порядку, с самого начала.

Я всегда пишу с начала. Делаю заметки на сценах или диалогах, продвигаясь вперед, но не могу писать вне последовательности. Я имею дело с таким комплексом проблем, что очень многое зависит от того, что произошло раньше. Если я стану конкретизировать что-либо в середине, в то время как детали в начале не закрепились в сознании, я никогда не смогу интегрировать их в целое или хорошо написать какую-либо сцену.

Существует и другая причина, почему я не могу писать вне последовательности даже простую новеллу вроде «Гимна». Я всегда хорошо сознавала, что является предшествующим. Один из моих методов — иметь установочные эпизоды в начале истории, на которые я опираюсь позже, то есть в конце произведения я отсылаю читателя к каким-то моментам в первых главах. Например, в конце романа «Атлант расправил плечи» Эдди Виллерс неожиданно обращается к Дагни [в воображении], возвращаясь мысленно к их детству, которое было описано в первой главе; за одиннадцать лет до того, как пришла к концу, я знала, что пишу данный эпизод для этой цели. Я делала так с Пятнадцатым концертом Галлея: описание его в первой главе «Гимна» скопировано дословно в конце. Когда читатель приходит к этому описанию второй раз, те же самые слова приобретают более глубокий и полный смысл. В первой главе это обобщенная эмоциональная абстракция, в конце — философско-эмоциональное изложение идей романа.

Планирование таких небольших эпизодов, с целью их использования позже — личное предпочтение. Никакой писатель не обязан делать это, и я упоминаю о них, чтобы объяснить, почему предпочитаю писать от начала, поступательно продвигаясь вперед. Но это не абсолютный закон.

Единственный абсолютный закон: пишете ли вы от начала или от конца, или с середины, вы должны составлять план (схему) от конца.

Кульминация: pletunitsa — LiveJournal

Кульминация в литературе, пожалуй, самый загадочный зверь. Каждый знает, что она существует. Почти каждый сможет при встрече её опознать. Однако как именно она выглядит и что из себя представляет, тут мнения разнятся.

Прежде всего кульминация – это наивысшая точка произведения, искрящаяся эмоциональным накалом. Во время кульминации выстреливают все сюжетные ружья, до того бережно развешенные умелой рукой автора и достигает точки кипения основной сюжетный конфликт. Очень хорошо, если кульминация по результатам таки этот конфликт и решает, но учитывая, что не каждый конфликт возможно разрешить, это не обязательно. В идеале после кульминации читателей накрывает катарсис.

Кульминаций может быть несколько. Если у вас много сюжетных линий, то у каждой из них должна быть своя кульминация, не затмевающая основную, а служащая к ней ступенькой, в идеале можно даже выстроить целый кульминационный каскад.

Кульминация может быть короткой и продолжительной, и даже рассыпанной на несколько сцен. Главное, придерживаться логики, причинно-следственных связей и эмоционального фона. И да, мелкими проблемами читателя после кульминации лучше не грузить, ибо кульминация смещает точки значимости и фокусировки, даже если не разрешает основной конфликт. После кульминации всё меняется, прежнее больше не имеет значения.

Обычно кульминацию помещают в третий акт произведения. В наше время это даже вроде как хороший тон и показатель мастерства. Однако существует немало произведений начинающихся с кульминации, а потом рассказывающих, как же всё к этому скатилось. Приём откровенно рискованный. Используя его необходимо помнить, что заканчиваться такое произведение тоже должно кульминацией, как бы закольцовываясь.

Ну и в конце концов кульминации может и вовсе не быть. Это не делает ваше произведение плохим. Хотя в этом случае многие попрекнут отсутствием сюжета и почувствуют себя обманутыми. Однако плохим произведение делает не это, а отсутствие внутренней логики, рояли в кустах и авторский произвол.

это самая интересная часть произведения

Каждый знает, что кульминация – это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания от зрителя. Она встречается исключительно во всех формах литературного творчества, начиная от самых простых присказок и заканчивая крупными формами прозы. Наличие этого аспекта в произведении неизбежно, в противном случае интерес читателя будет потерян.

Описание

Кульминация – это высшая точка напряжения, которая показывает всю суть проблемы и пути ее решения. В маленьких литературных формах чаще всего встречается только один интригующий эпизод, который обычно находится в конце. Это простые для восприятия рассказы, притчи, басни и им подобные. Ярким примером может послужить кульминация сказки. Берем любую повесть из детской книги, например «Золушка», и ищем там решающий момент. Конечно же, интереснее всего ребенку будет читать о том, как злая мачеха узнала, что таинственная гостья на балу – это Золушка, которая теперь выходит замуж за принца.

Сказочные элементы

Несколько кульминаций имеют арабские сказки, так как состоят они из различных глав. В качестве примера можно привести «Синдбада-морехода». В каждом из его семи путешествий были предшествующие события, их развязка и исход, который всегда был счастливым. Сюжет простой, однако напряженных моментов много, читая это произведение мы понимаем, что всякий раз кульминация – это путь домой, который удастся найти Синдбаду во время очередного плавания.

Сложные кульминации

В произведениях крупной формы, как правило, существует множество кульминаций. В рассказе ведущими могут быть несколько сюжетных линий, которые переплетаются между собой, и каждая из них должна иметь свою кульминацию и события, предшествующие ей. Судьбы героев переплетаются, в ходе чего одно решение проблемы может стать почвой для появление нового сюжета. В качестве примера приведем произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно с полной уверенностью сказать, что в данном случае кульминация – это весь роман. Тут исчезновение нарядов, в которые были облачены дамы в театре, сменяется сценой переживаний Маргариты, которые приводят ее к знакомству с Азазелло. А путешествие профессора Воланда в Москву приводит к тому, что Мастер освобождает от всех грехов Понтия Пилата, который просидел в своем кресле не одно тысячелетие.

Заключение

Считается, что для читателя именно моменты кульминации являются самыми интересными. Поэтому часто авторы растягивали решающие события на главы, заставляя нас перелистывать страницы одну за другой в поисках ответов на все интересующие нас ранее вопросы. В результате кульминация может быть неожиданной, с множеством противоречивых фактов. Такие произведения называют нестандартными, самыми интересными и захватывающими. Если же сюжет подходит к своему логическому концу, то читать такую книгу просто и доступно. Она идеально подойдет для тех, кто часто летает в самолетах или путешествует в поездах.

Можно сказать, что кульминация в литературе – это самый интересный момент произведения. Он открывает нам все тайны и показывает истинное лицо героев. А если вам что-то показалось непонятным, значит, так было задумано автором. Воспринимайте такие книги как тайны, которые никому не разгадать.

самая интересная часть произведения: shichengaru — LiveJournal

Каждый знает, что кульминация – это самый напряженный момент произведения, который требует особого внимания от зрителя. Она встречается исключительно во всех формах литературного творчества, начиная от самых простых присказок и заканчивая крупными формами прозы. Наличие этого аспекта в произведении неизбежно, в противном случае интерес читателя будет потерян.

Описание
Кульминация – это высшая точка напряжения, которая показывает всю суть проблемы и пути ее решения. В маленьких литературных формах чаще всего встречается только один интригующий эпизод, который обычно находится в конце. Это простые для восприятия рассказы, притчи, басни и им подобные. Ярким примером может послужить кульминация сказки. Берем любую повесть из детской книги, например «Золушка», и ищем там решающий момент. Конечно же, интереснее всего ребенку будет читать о том, как злая мачеха узнала, что таинственная гостья на балу – это Золушка, которая теперь выходит замуж за принца.

Сказочные элементы
Несколько кульминаций имеют арабские сказки, так как состоят они из различных глав. В качестве примера можно привести «Синдбада-морехода». В каждом из его семи путешествий были предшествующие события, их развязка и исход, который всегда был счастливым. Сюжет простой, однако напряженных моментов много, читая это произведение мы понимаем, что всякий раз кульминация – это путь домой, который удастся найти Синдбаду во время очередного плавания.

Сложные кульминации
В произведениях крупной формы, как правило, существует множество кульминаций. В рассказе ведущими могут быть несколько сюжетных линий, которые переплетаются между собой, и каждая из них должна иметь свою кульминацию и события, предшествующие ей. Судьбы героев переплетаются, в ходе чего одно решение проблемы может стать почвой для появление нового сюжета. В качестве примера приведем произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно с полной уверенностью сказать, что в данном случае кульминация – это весь роман. Тут исчезновение нарядов, в которые были облачены дамы в театре, сменяется сценой переживаний Маргариты, которые приводят ее к знакомству с Азазелло. А путешествие профессора Воланда в Москву приводит к тому, что Мастер освобождает от всех грехов Понтия Пилата, который просидел в своем кресле не одно тысячелетие.

Заключение
Считается, что для читателя именно моменты кульминации являются самыми интересными. Поэтому часто авторы растягивали решающие события на главы, заставляя нас перелистывать страницы одну за другой в поисках ответов на все интересующие нас ранее вопросы. В результате кульминация может быть неожиданной, с множеством противоречивых фактов. Такие произведения называют нестандартными, самыми интересными и захватывающими. Если же сюжет подходит к своему логическому концу, то читать такую книгу просто и доступно. Она идеально подойдет для тех, кто часто летает в самолетах или путешествует в поездах. Можно сказать, что кульминация в литературе – это самый интересный момент произведения. Он открывает нам все тайны и показывает истинное лицо героев. А если вам что-то показалось непонятным, значит, так было задумано автором. Воспринимайте такие книги как тайны, которые никому не разгадать.

Автор: Юлия Оболенская

Что такое сюжет? Что такое сюжет в литературе? Завязка, кульминация и развязка. Примеры

СЮЖЕТ

СЮЖЕТ

(фр., от лат. subjectum — предмет). Содержание, сплетение внешних обстоятельств составляющих основу извест. литерат. или художеств. произведения; в музыке: тема фуги. На театральном языке — актер или актриса.

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

СЮЖЕТ

самое происшествие, о котором рассказывается в литературном произведении; момент, изображенный на картине; предмет беседы, содержащие музык. пьесы.

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

СЮЖЕТ

франц. sujet , от лат. sub jectum , предмет. Содержание.

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Сюже́т

(фр. sujet)

1) последовательность и связь описания событий в произведении литературы;

2) в изобразительном искусстве — предмет изображения.

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Сюжет

сюжета, м. [фр. sujet ]. 1. Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит.). 2. В изобразительном искусстве – предмет изображения.

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Сюжет

а, м. (фр. sujét).
1. Последовательность и связь описания событий в литературном произведении, в фильме.
|| Ср. интрига , фабула .
2. В произведении изобразительного искусства: предмет изображения. Живописные полотна на бытовые сюжеты .
Сюжетный — относящийся к сюжету 1, 2, сюжетам.

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .


Синонимы :

Смотреть что такое «СЮЖЕТ» в других словарях:

    — (от фр. sujet предмет) в литературе, драматургии, театре, кино и играх ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра), и выстроенных для читателя (зрителя, игрока) … Википедия

    1. С. в литературе отражение динамики действительности в форме развертывающегося в произведении действия, в форме внутренне связанных (причинно временной связью) поступков персонажей, событий, образующих известное единство, составляющих некоторое … Литературная энциклопедия

    сюжет — а, м. sujet m. 1. Событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения. БАС 1. || перен. Взаимоотношения. Он <новичок> сразу понимает сюжет камеры: скрытую силу П … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Сюжет — СЮЖЕТ повествовательное ядро художественного призведения, система действенной (фактической) взаимонаправленности и расположенности выступающих в данном произведении лиц (предметов), выдвинутых в нем положений, развивающихся в нем событий.… … Словарь литературных терминов

    См … Словарь синонимов

    — (от фр. sujet субъект, предмет) последовательность событий в художественном тексте. Парадокс, связанный с судьбой понятия С. в ХХ в., заключается в том, что как только филология научилась его изучать, литература начала его разрушать. В изучении С … Энциклопедия культурологии

    СЮЖЕТ, сюжета, муж. (франц. sujet). 1. Совокупность действий, событий, в которых раскрывается основное содержание художественного произведения (лит. ). Сюжет Пиковой дамы Пушкина. Избрать что нибудь сюжетом романа. 2. перен. Содержание, тема чего… … Толковый словарь Ушакова

    Из жизни. Разг. Шутл. ирон. О каком л. бытовом жизненном эпизоде, обычной житейской истории. Мокиенко 2003, 116. Сюжет для небольшого рассказа. Разг. Шутл. ирон. 1. То, о чём стоит рассказать. 2. Какая л. странная, любопытная история. /i> Из… … Большой словарь русских поговорок

    сюжет — СЮЖЕТ, интрига, фабула … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    — (французское sujet, буквально предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют … Современная энциклопедия

Книги

  • Сюжет и стиль , В. В. Виноградов. Предлагаемая вниманию читателей книга ставит своей задачей проследить исторические тенденции стилистического варьирования и изменения одной сюжетной схемы на протяжении XIX в. в разных…

Если в человеческой жизни причины и следствия происходящего не всегда ясны и понятны, то в литературном произведении все действия героев логически связаны между собой.

Любое событие является следствием предыдущего, а все сцены, не имеющие отношения к действию, отсекаются как ненужные. Изображаемая писателями последовательность событий – это предметный мир литературного произведения, или сюжет, позволяющий познакомиться с жизнью героев в ее пространственных и временных изменениях.

Что такое сюжет?

Сюжет составляет основу любого литературного произведения. Именно он раскрывает читателю цепочку описываемых событий, характеры персонажей, их взаимоотношение между собой. Если сравнивать сюжет со строительством дома, то его можно представить в виде каркаса, который по мере развития событий обрастает сценами-кирпичиками, а к концу произведения обретает кровлю-развязку.

Многие литературные произведения строятся по единой хронологической схеме, в которой все события происходят одно за другим. К таковым обычно относятся приключенческие романы, саги, мемуары. Есть и такие, где сцены связаны между собой не временной, а причинно-следственной связью, то есть каждое новое действие героев является причиной предыдущего. Концентрическая схема обычно присуща детективам, триллерам или драмам.


Являясь сложным целым, сюжет состоит из множества элементов, каждый из которых несет в себе определенные функции. К примеру, экспозиция включает в себя информацию о персонажах еще до того, как начинают развиваться события, а рассказывает о том, что произошло после всего описываемого в произведении.

Не каждая книга содержит в себе все элементы сюжета, но в любой из них есть как минимум три ключевых точки, называемых завязкой, кульминацией и развязкой.

Что такое завязка?

Под завязкой понимают определенное событие, которое происходит в начале произведения. Она дает толчок к действию и играет весомую роль в раскрытии характеров героев. В приключенческих романах завязка – это чаще всего сцена, толкающая персонажей на совершение подвигов, в детективах – описание преступления, которое впоследствии будет раскрываться сыщиками.

Если рассматривать на конкретном примере, можно обратиться к роману Дюма «Три мушкетера». Завязка в нем – это сцена, где д’Артаньян по приезде в Париж встречается с кардиналом Ришелье и понимает, что у него появился серьезный и могущественный враг.


Именно эта встреча становится началом последовательной цепи событий, на которых строится произведение автора.

Кульминация – что это такое?

Кульминация – одно из самых интересных и значимых событий в книге, точка наивысшего напряжения, в которой герой либо опускает руки, либо получает новые силы для дальнейшей борьбы. Этот элемент сюжета встречается во всех литературных произведениях, начиная от небольших рассказов и заканчивая многотомными романами.

Его наличие в сюжете считается неизбежным, поскольку в противном случае читатель может потерять интерес к написанному.

В малых литературных формах обычно присутствует только один кульминационный эпизод. Например, в сказке про Золушку интригующим моментом можно считать сцену, где злая мачеха узнала о поездке падчерицы на бал. В больших произведениях может быть как одна, так и множество кульминаций, особенно если через рассказ проходит несколько сюжетных линий.

Если говорить о «Трех мушкетерах», то кульминацией здесь выступает трагическое разрешение истории с подвесками, когда погибает Констанция. А вот в романе «Мастер и Маргарита» несколько кульминаций, в частности, поездка Маргариты на бал и встреча Понтия Пилата с Иешуа.

Что такое развязка?

К развязке относится событие, в котором происходит разрешение конфликта между героями произведения. В ней персонаж может добиться поставленной цели или остаться ни с чем и погибнуть.


Иногда бывает так, что развязки в произведении не происходит – таким способом автор оставляет читателям место для размышлений.

Возвращаясь к Дюма, развязкой можно назвать сцену последней встречи д’Артаньяна с кардиналом, в которой Ришелье вручил отважному герою патент на чин лейтенанта мушкетеров.

  • Ход повествования в литературном или сценическом произведении
  • Последовательность и взаимосвязь событий в книге, фильме, житейской истории
  • Русский маринист Иван Айвазовский писал «. .. картины слагается у меня в памяти, как у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем кистью»
  • Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    сюжет

    м. франц. предмет, завязка сочинения, содержанье его.

    Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

    сюжет

    сюжета, м. (фр. sujet).

      Совокупность действий, событий, в к-рых раскрывается основное Содержание художественного произведения (лит.). Сюжет «Пиковой дамы» Пушкина. Избрать что-н. сюжетом романа.

    Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

    сюжет

    А, м. В литературном или сценическом произведении — последовательность и связь описания событий; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения. Увлекательный с.

    прил. сюжетный, -ая, -ое. Сюжетная линия романа.

    Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т.

    Ф. Ефремова.

    сюжет

      Ряд последовательно развивающихся событий, составляющих содержание литературного произведения, кинофильма и т.п.

      Предмет изображения (в изобразительном искусстве).

      Тема музыкального произведения.

    Энциклопедический словарь, 1998 г.

    сюжет

    СЮЖЕТ (франц. sujet, букв. — предмет) в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме — способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. Иногда понятия сюжета и фабулы определяют наоборот; иногда их отождествляют. В традиционном словоупотреблении — ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.

    Сюжет

    (от франц. sujet ≈ предмет),

      в литературе ≈ развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, а иногда и в лирических. К литературе слово «С.» впервые применили в 17 в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами позднейших времён. Но Аристотель в «Поэтике» применял для обозначения подобных происшествий древнегреческое слово «миф»(мýthos) в смысле«предание», которое в русском литературоведении переводится обычно неверно латинским словом «фабула». Латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari ≈ рассказывать, повествовать) употреблялось римскими писателями как обозначение всяких рассказов, в том числе мифов и басен, и получило распространение гораздо раньше, чем французский термин «С.». В немецкой классической эстетике (Шеллинг, Гегель) события, изображенные в произведениях, назывались «действованием» (Handlung). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.

      В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С.» и «фабула» осознаются или как синонимы, или же С. называется весь ход событий, а фабулой ≈ основной художественный конфликт , который в них развивается (в обоих случаях термины удваиваются). В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920-х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различение двух сторон повествования: развитие самих событий в жизни персонажей, порядок и способ сообщения о них автором-рассказчиком; придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую ≈ фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться (см. «Теория литературы…» в трёх тт., т. 2, М., 1964). Другая традиция идёт от русских критиков-демократов середины 19 в., а также от А. Н. Веселовского и М. Горького; все они С. называли развитие действия (Белинский В. Г.: «Поэмою Гоголя могут вполне насладиться только те, кому… важно содержание, а не, «»сюжет»» ≈ Полное собрание соч., т. 6, 1955, с. 219; Горький М.: «… Сюжет… связи, противоречия, симпатии и антипатии и вообще взаимоотношения людей…» ≈ Собрание соч., т. 27, 1953, с. 215). Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически (С., по смыслу слова, ≈ «предмет», то есть то, о чём повествуется, фабула, с той же точки зрения ≈ само повествование о С. ). Однако сторонникам этой теории важно усвоить теоретическое новаторство «формальной школы» и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).

      С. произведения ≈ одно из важнейших средств воплощения содержания ≈ обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всём его неповторимом своеобразии ≈ это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в её соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С., его конфликты и развивающее их соотношение повествовательных и диалогических эпизодов необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его идейно-эстетическом значении. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлечённых сюжетных, точнее ≈ конфликтных «схем» (А любит Б, но Б любит В, и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное художественное воплощение.

      На ранних этапах исторического развития эпоса его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические С., основанные на едином конфликте. В концентрическом С. эпоса и драматургии конфликт проходит через всё произведение и отличается определённостью своей завязки, кульминации и развязки .

      Только на основе анализа С. можно функционально анализировать фабулу произведения во всём сложном соотношении её собственных сторон (см. Фабула).

      В изобразительных искусствах ≈ определённое событие, ситуация, изображенные в произведении и часто обозначаемые в его названии. В отличие от темы, С. представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения. Особая сложность С. характерна для произведения бытового и исторических жанров.

      Лит.: Аристотель. Об искусстве поэзии, М., 1937; Лессинг Г. Э., Лаокоон, или О границах живописи и поэзии, М., 1957; Гегель, Эстетика, т. 1, М., 1968: Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219; Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историческая поэтика, Л., 1940; Шкловский В. Б., О теории прозы, М.≈ Л., 1925; Медведев П. Н., Формальный метод в литературоведении, Л., 1928: Фрейденберг О. М., Поэтика сюжета и жанра, Л., 1936; Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы…, т. 2, М., 1964; Вопросы кинодраматургии, в. 5 ≈ Сюжет в кино, М., 1965; Поспелов Г. Н., Проблемы литературного стиля, М., 1970; Лотман Ю. М., Структура художественного текста, М., 1970; Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971; Wellek R., Warren A., Theory of literature, 3 ed., N. Y., 1963.

      Г. Н. Поспелов (С. в литературе).

    Википедия

    Сюжет

    Сюже́т — в литературе, драматургии, театре, кино, комиксах и играх — ряд событий (последовательность сцен, актов), происходящих в художественном произведении (на сцене театра) и выстроенных для читателя по определённым правилам демонстрации. Сюжет — основа формы произведения.

    Согласно словарю Ожегова, сюжет — это последовательность и связь описания событий в литературном или сценическом произведении; в произведении изобразительного искусства — предмет изображения.

    Примеры употребления слова сюжет в литературе.

    Для известной группы сказок Аарне даже делает отступление от своих принципов и вдруг совершенно неожиданно и несколько непоследовательно вместо деления на сюжеты переходит на деление по мотивам.

    Последний абзац Итак, имея тему и концепцию, собрав и обработав материал, составив план и обдумав сюжет , обезопасив себя от штампов, преодолев сопротивление первого абзаца и нащупав таким образом верный тон повествования, и т.

    Такой определенный образ отяжелил бы авантюрный сюжет , ограничил бы авантюрные возможности.

    Задачи, продиктованные его вечной человеческой природой, — самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью — определяют авантюрный сюжет .

    Задачи, продиктованные его вечной человеческой природой — самосохранением, жаждой победы и торжества, жаждой обладания, чувственной любовью, — определяют авантюрный сюжет .

    Но оно достаточно, чтобы сделать героя Достоевского адекватным носителем авантюрного сюжета .

    Установленное нами формальное сходство героя Достоевского с авантюрным героем объясняет лишь художественную возможность введения авантюрного сюжета в ткань романа.

    сюжета , так сказать, — телесный и телесно-душевный человек.

    Но оно достаточно, чтобы сделать героев Достоевского возможными носителями авантюрного сюжета .

    Отвечая на этот вопрос, Леонид Гроссман указывает три основные функции авантюрного сюжета .

    Правда, этот вечный человек авантюрного сюжета , так сказать, телесный и телесно-душевный человек.

    Куда горестнее оказалась судьба Мелани Трит — хрупкой старой девы, любимым занятием которой было мазю306 кать акварельки на сюжеты из жизни зенкалийцев.

    Может, твоя религия на сюжет написанной тобою легенды помогла поддержать Акселерацию в каком-то смысле — я не знаю, и боги тоже не знают.

    И живая красота музыки у Ра-мо обычно одерживает победу над холодным аллегоризмом или придворной пышностью традиционных мифологических сюжетов .

    Возникает такое впечатление, что связанный с ним микросюжет, построенный на алогизме, сам представляет собой алогизм, несообразность в рамках большого сюжета и только отвлекает внимание читателя, создает коротенькое, но все же — избыточное замедление.

    Меня спрашивают: «Откуда ты берёшь образы для своих стихов и рассказов?» Да везде: в кафе, на работе, на улице…

    Купил я как-то билеты на поезд и решил от пермского вокзала прогуляться пешком: теплынь, бабье лето. Иду себе, греюсь на солнышке, дай, думаю, посижу на лавочке, и блокнот достал. Вдруг, как говорится, придёт че в голову? В общем, записка на салфетке… И не ошибся ведь.

    Сижу, глаза прикрыл и жду, когда рифма снизойдёт. И что Вы думаете, быстрее рифмы, но очень тихо, подошёл сюжет для рассказа.
    — Кхе, кхе, простите, сударь, — вывел меня из нирваны мягкий голос.

    Мои глаза увидели некоего гражданина средних лет изрядно потрёпанного жизнью. Обладатель мятого костюма был давно не брит, не причёсан и, вероятно не мыт. Но всё это почему-то нисколько не отталкивало. Вспомнился Паниковский. Впрочем, на артиста Мошкова он тоже смахивал, в чём я скоро очень даже убедился. Я вопросительно глянул на него, и он начал:
    — Здравствуйте, уважаемый! Простите меня за невольное вторжение, но я не мог не остановиться рядом с вами. Судя по вашему лбу, вы человек наделённый разумом…
    Я невольно заволновался и, даже как-то захотелось, что бы эти слова, услышали ещё какие-нибудь люди.
    -Вы не ошиблись, — попробовал я ответить хоть как-то, — а он поправил несуществующий галстук, и продолжил:
    — Вы сразу произвели на меня хорошее впечатление, а уж поверьте, я людей повидал в разных местах…

    При этих словах я вдруг заметил на его руке наколку в виде русалки, хвост которой украшало имя Аня. Перед буквой А была густо заштрихована, как я понял, буква Т или М. А может и В. Ну, всяко в жизни бывает…

    Понимаете, друг мой, — он сунул руку под пиджак, почесал подмышку, и стало заметно, что расстёгнутые штаны держат разного цвета подтяжки, — я очень хочу домой, но каждый шаг причиняет мне невыносимую боль. Я участвовал в различных битвах, защищая Отечество, и мой позвоночник перебит в нескольких местах. Могу снять свои скромные одежды и показать незаживающие раны, — и не смотря на мой протест, Герой Отечества стал снимать пиджак, не переставая при этом говорить:
    -Я хочу ехать в Мотовилиху к своим родным пенатам, как человек, на автобусе и при этом вспоминать вас добрым словом. Одарите меня, пожалуйста, десятью рублями…

    Он стоял освещённый солнцем, и под расстёгнутой его рубахой, как в кривом зеркале синим, сияли наколотые лучи, а я был удивлён этим сочетанием унижения и достоинства. Я был покорён столь тонким психологическим подходом. Я был восхищён почти профессиональным артистизмом. И я не мог не дать этому необычному человеку десятку, которую он вероятнее всего превратит в ближайшей аптеке в пузырёк какой-нибудь настойки. Бог с ним…
    -Премного вам благодарен, сударь. Вы знаете, я прошёл долгий путь, примерно десять лавочек, и никто ведь не дал мне ни одной копейки, зажрались сволочи. Простите мне эту невольную грубость. Ну что же, приятного вам отдыха, мне пора…

    Шагов десять он прохрамал, а потом бодрой рысью запылил, как я и предполагал, в сторону дурацкой вывески «Мир лекарств».

    Нисколько не жалея о подаренной десятке я взялся за перо…

    Когда читаешь или слышишь отзывы о просмотренных фильмах или прочитанных книгах, наталкиваешься на такие комментарии к сюжету, как: необычный, тривиальный, динамичный, захватывающий и множество других разнообразных эпитетов. Но что такое сюжет как понятие? Какие имеет значения?

    Определение понятия в различных источниках

    Само слово заимствовано из французского языка (subjet), что дословно переводится как «предмет». Во множестве источников (в различных словарях в том числе) значение слова варьируется. Что такое сюжет? Определение в среднем представляет собой систему событий и взаимоотношений между героями и развитие их во времени и пространстве. Вкратце сюжет обозначается совокупностью событий и действий, раскрывающих основное содержание произведения. Однако, например, «Словарь эстетики» 1989 г. называет сюжетом динамический аспект произведений искусства, развертывание действия, развитие взаимоотношений героев, их характеров, поступков. Повествовательным ядром художественного произведения считается сюжет в «Словаре литературных терминов», системой расположенности и взаимонаправленности лиц в данном произведении, а также положений и событий, развивающихся в нем. В «Большом энциклопедическом словаре» и «Современной энциклопедии» (2000) сюжет считается способом развертывания фабулы, а также последовательностью изображаемых событий.

    Сюжет и фабула: тождество или дополнение

    Что такое сюжет и фабула? Это одинаковые или разные понятия, взаимодополняющие или взаимоисключающие? В «Современной иллюстрированной энциклопедии» указано, что данные термины по-разному используются в обозначении событийного ряда произведений. В целом, оба понятия тесно связаны между собой. Современная русская литературная критика обозначает сюжет ходом развития событий, а фабулу — основным художественным конфликтом. Хотя, помимо этой версии, существует множество других, заслуживающих право на существование. Считается, что теория сюжета в своем классическом варианте сформировалась в Древней Греции. Согласно ей, основные компоненты сложения сюжета — это событие и действие. Аристотель считал миф основой любого драматического или эпического произведения, а сам миф образовывался от сплетенных в действия событий. Произошла путаница с переводами, в частности с латинского языка, и миф стал фабулой. Что такое сюжет в «Толковом словаре русского языка» Ушакова? Это совокупность событий, действий, раскрывающих основное содержание произведения, а вот фабула — это содержание самих событий и их последовательность. А вот русские критики XIX века меняли местами значения данных терминов. В итоге единого общего мнения на этот счет до сих пор нет.

    Элементы сюжета

    Совокупность и последовательность действий и событий — это сложное целое понятие. Но что такое сюжет в детальном рассмотрении? Это сочетание элементов, каждый из которых имеет свою функцию. В основе любого сюжета лежит конфликт, развивающийся постепенно. Произведение начинается с экспозиции, которая несет первую информацию о персонажах, событиях, времени повествования и мотивирует читателя продолжить знакомство с дальнейшей историей. Далее следует завязка (это предтеча конфликта), происходит столкновение какого-либо рода. Это может быть встреча, разговор, весть, что-либо предполагающее дальнейшее развитие событий. Следующим этапом становится само развитие действия — это самый весомый момент произведения, где уже знакомые персонажи раскрываются в перипетиях истории. На этом этапе невозможно уже бросить произведение, так как уже интересно, чем же все закончится. Кульминация является моментом высшего напряжения, когда наиболее ярко выражены цели и характеры героев. В ней сама суть произведения, то, ради чего читатель или зритель знакомится с ним. В развязке напряжение начинает спадать, и конфликт разрешается, завершая связанные с ним события. Эпилог обычно демонстрирует положение дел по прошествии некоторого времени с момента основных событий. Также в произведении может быть и пролог, который открывает произведение, он является некоторого рода вступлением в ход повествования и раскрывает первопричины событий, которые буду происходить далее. Каждый из элементов сюжета может как присутствовать, так и нет, в зависимости от задумки автора.

    Типы сюжетов

    Существует такое понятие, как «бродячие сюжеты». Их выделяют в довольно-таки большую группу, когда речь идет о типологии сюжетов. Что такой сюжет бродячий? Это повторяющиеся в народном творчестве разных народов комплексы сюжетных мотивов, которые составляют основу произведения. В «Терминологическом словаре-тезаурусе по литературоведению» указано, что такие бродячие сюжеты повторяются в разных эпохах и странах за счет близости общественного опыта, сходства социальных условий, исторических связей и прочего. Основных генетических групп, на которые подразделяются традиционные сюжеты, четыре: исторические, мифологические, литературные, фольклорные. Однако это лишь одна из предложенных литераторами классификаций. Пожалуй, одна из самых логичных и удобных. Таким образом, был наиболее полно получен ответ на вопрос: «Что такое сюжет в литературе?»

    Касательно театра и кинематографа

    Понятие сюжет является общепринятым для всех направлений. Что такое сюжет фильма? То же самое, что и сюжет литературного произведения, театральной постановки, игры, картины — он представляет собой основу формы того или иного произведения. Это ряд событий, которые происходят на экране, перипетии в жизнях героев, это то, без чего ни один фильм существовать не может.

    Литература — 8

    Литературоведение – наука о художественной литературе. Она занимается изучением, анализом и оценкой творчества писателей. Составной частью литературоведения является теория литературы. В предыдущих классах вы уже получили представление о таких понятиях, как литературный род и жанр, изобразительно-выразительные средства языка, стихотворный размер.

    Любое литературное произведение представляет собой сложное целое. Помимо жанровых особенностей, произведения отличаются друг от друга сюжетом и композицией.

    Сюжет — система событий в произведении, раскрывающая характеры действующих лиц, их взаимоотношения и поступки. Ключевые события называются элементами сюжета. Сюжет характерен, как правило, для эпических и драматических (сценических) произведений. В его основе лежит конфликт — столкновение характеров, сил, идей, принципов. К элементам сюжета относятся: а) экспозиция — часть произведения, предшествующая завязке, изображение обстановки до начала конфликта; б) завязка — начало конфликта; в) развитие действия — эпизоды, расположенные между завязкой и кульминацией, движение основного конфликта; г) кульминация - высшая точка в развитии конфликта; д) развязка — завершение конфликта, заключительный момент в развитии действия. К элементам сюжета также относятся пролог и эпилог. Пролог — это вступление, предшествующее к основному действию. Эпилог — это заключительная часть произведения, рассказывающая о судьбе героев после основных событий.

    Рассмотрим элементы сюжета изученного вами в прошлом году рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий».

    Экспозиция – описание 2-х приятелей.

    Завязка – неожиданная встреча, которую сопровождают радостные восклицания.

    Развитие действия – воспоминания о детстве и расспросы о жизни.

    Кульминация – известие, полученное «тонким» о чине «толстого».

    Развязка – резкое изменение в поведении «тонкого».

    Композиция – построение художественного произведения, расположение его частей, эпизодов, сцен. Повествование в произведении может строиться в хронологической последовательности, но может и нару-шать её.

    В произведение могут быть включены эпизоды, не связанные с сюжетом. Они называются элементами композиции:

    монолог – речь персонажа, обращённая к самому себе или к окружающим; диалог – разговор двух или нескольких персонажей;

    Примеры и определение кульминации

    Кульминация Определение

    Кульминация, греческий термин, означающий «лестницу», — это конкретная точка в повествовании, в которой конфликт или напряжение достигает высшей точки. Это структурная часть сюжета, которую иногда называют «кризисом». Это решающий момент или поворотный момент в сюжетной линии, когда нарастающее действие превращается в падающее действие. Таким образом, кульминация — это точка, в которой конфликт или кризис достигает своего пика, а затем требует разрешения или развязки (заключения).В пятиактной пьесе кульминация близка к завершению третьего акта. Позже, в 19 веке, пятиактные пьесы были заменены трехактными, а кульминация помещалась ближе к заключению или в конце. игра.

    Примеры кульминации в литературе

    Давайте проанализируем несколько примеров кульминации в литературе:

    Пример #1:

    Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)

    В пьесе Уильяма Шекспира Ромео и Джульетта 9000 его кульминация в акте 3.В первой сцене акта Ромео вызывает Тибальта на дуэль после того, как он (Тибальт) убил Меркуцио:

    «И огнеглазая ярость будет моим поведением сейчас!
    Теперь, Тибальт, верни «злодея» назад
    То, что поздно ты дал мне; ибо душа Меркуцио
    Ненамного выше наших голов…»

    Как только он убил Тибальта, Ромео говорит:

    «О! Я Дурак Фортуны!»

    Он понимает, что убил двоюродного брата своей жены. Этот момент в пьесе является кульминацией, поскольку зрители задаются вопросом, как Ромео выберется из этой ужасной ситуации.Точно так же это квалифицируется как кульминация, потому что после этого действия все предшествующие конфликты начинают разрешаться, и тайны раскрываются сами собой, таким образом продвигая историю к ее логическому завершению в следующих сценах.

    Пример #2:

    Сердце тьмы (Джозеф Конрад)

    В романе Джозефа Конрада Сердце тьмы повествование достигает своего апогея, когда Марлоу начинает свое путешествие на пароходе в направлении внутренней станции и его окончательное открытие при достижении станции и встрече с «Курцем.Он был потрясен, обнаружив, что Курц отказался от всех норм и морали своей цивилизации, поддавшись диким обычаям дикого Конго. После этого момента в романе раскрывается тайна, окружающая Курца, и вопросы в уме Марлоу автоматически находят ответы, когда он видит реальную ситуацию.

    Кульминация как стилистический прием

    В качестве стилистического приема термин кульминация относится к литературному приему, в котором слова, фразы и предложения располагаются в порядке повышения их значимости в предложении. Ниже приведены примеры кульминации как стилистического приема:

    Пример №3:

    Страстный странник (Уильям Шекспир)

    Посмотрите, как Уильям Шекспир достигает кульминации в приведенном ниже отрывке из его Сонета Страстный странник :

    «Красота — это тщетное и сомнительное благо;
    Сияющий блеск, который исчезает внезапно;
    Цветок, который умирает, когда впервые распускается;
    Хрупкое стекло, которое сейчас разбито:
    Сомнительное добро, глянец, стекло, цветок,
    Потеряно, бродило, разбито, мертво в течение часа.

    Фраза «умерла в течение часа» помещена в самый конец, так как знаменует кульминацию судьбы красоты, которую он представляет как «напрасное и сомнительное благо».

    Пример #4:

    Речь «У меня есть мечта» (Мартин Лютер Кинг-младший)

    «Эта записка была обещанием, что всем людям, да, чернокожим, равно как и белым, будет гарантировано неотъемлемое Права на жизнь, свободу и стремление к счастью».

    Эта строка из знаменитой речи Мартина Лютера Кинга У меня есть мечта считается кульминацией речи.Он критикует и отвергает расовую дискриминацию чернокожих американцев со стороны белых американцев.

    Функция кульминации

    Кульминация, используемая в качестве сюжетного приема, помогает читателю понять значение ранее возникшего действия до той точки сюжета, где конфликт достигает своего апогея. Кульминация рассказа делает читателей морально готовыми к разрешению конфликта. Следовательно, важна сюжетная структура рассказа. Кроме того, кульминация используется как стилистический прием или фигура речи, чтобы придать сбалансированность и краткость речи или письму.Будучи предварительно использованным, он квалифицирует себя как мощный инструмент, который может мгновенно привлечь безраздельное внимание как слушателей, так и читателей. Поэтому его важность нельзя недооценивать.

    сообщите об этом объявлении

    Что такое климакс? Определение, примеры кульминации рассказа

    Определение кульминации: Кульминация сюжета — это точка, в которой центральный конфликт достигает высшей точки интенсивности. В более общем смысле кульминация — это любой момент большой напряженности в литературном произведении.

    Что означает климакс?

    Что является кульминацией рассказа? В рассказе кульминация следует за нарастающим действием и предшествует падению. Это высшая точка эмоционального накала и момент, когда действие истории приближается к финалу.

    Часто кульминация признается самой захватывающей частью истории.

    Примеры кульминации:

    • В Ромео и Джульетта кульминацией часто называют момент, когда Ромео убивает Тибальта.В этот момент Ромео обречен, и в пьесе начинается падение молодого главного героя. Это падение в конечном итоге приводит к его трагической гибели.
    • В «Одиссее» Гомера кульминацией является момент, когда Одиссей проходит испытание по натяжению лука и стоит перед женихами, готовый к нападению. Этот климатический момент переходит в падающее действие, в котором Одиссей возвращает свое царство.

    Функция кульминации

    Целью кульминации является переход от восходящего действия к нисходящему.Этот переход происходит для того, чтобы привести историю к развязке.

    Писатели обычно включают кульминацию при написании рассказа, который следует основной сюжетной структуре пирамиды Фрейтага: экспозиция, подстрекательское происшествие, развитие действия, кульминация, затухание действия, развязка и развязка.

    Кульминационные примеры в литературе

    Вот несколько примеров кульминаций, найденных в литературе:

    • В романе Джона Стейнбека « о мышах и людях» кульминацией повести является момент, когда Ленни убивает жену Керли.Это высшая точка эмоционального напряжения в истории, которая приводит к тому, что Джордж принимает решение относительно своего дорогого друга.
    • В рассказе Джеймса Херста «Алый ибис» кульминация наступает, когда рассказчик и его младший брат попадают в бурю. Младший брат зовет на помощь, и рассказчик принимает решение оставить своего брата посреди бури.

    Кульминация как стилистический прием

    Иногда кульминация используется как риторический прием.В данном случае это относится к последнему, самому важному слову или фразе в предложении, которое организовано от менее важного к наиболее важному. Этот тип кульминации чаще всего используется в стихах или речах.

    Примеры кульминации как стилистического приема:

    В произведении Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» кульминация используется в его последнем предложении, чтобы усилить интенсивность его слов:

    • «И когда это произойдет и когда мы позволим свободе звенеть, когда мы позволим ей звенеть из каждой деревни и каждой деревни, из каждого штата и каждого города, мы сможем ускорить тот день, когда все божьи дети, черные люди и белые люди, евреи и неевреи, протестанты и католики смогут взяться за руки и петь словами старого негра-спиритуала: «Наконец-то свободны.Свободный наконец-то. Слава Богу Всемогущему, мы наконец-то свободны».

    «Сонет 18» Уильяма Шекспира включает кульминацию как стилистический прием в заключительном куплете, чтобы подчеркнуть тему того, что посредством искусства красота человека может быть бессмертной:

    • «Пока люди могут дышать или глаза могут видеть, / Пока живет это, и это дает тебе жизнь»

    Резюме

    Определение кульминации: Кульминация часто определяется как высшая точка интереса в истории.Это момент, когда восходящее действие начинает переходить в нисходящее действие сюжета истории. В этот момент конфликт находится на пике напряженности.

    Последний пример,

    В романе Владимира Набокова « Лолита » кульминация наступает, когда главный герой Гумберт обнаруживает, что Лолита, которую он держал в заложниках, сбежала от него. Это самая высокая точка напряжения во время истории, и она была создана из-за его паранойи, связанной с тем, что за ним следят и наблюдают, пока они путешествуют по стране.

    Что такое кульминация как литературный прием? Определение, примеры литературной кульминации — Woodhead Publishing

    Кульминация — элемент повествовательной сюжетной структуры, рассматриваемый как основная точка напряжения. Эта структурная точка в сюжете обеспечивает окончание нарастающего действия, когда напряжение достигает высшей точки. Кульминация также рассматривается как «кризисный» момент в повествовании.

    Что такое климакс?

    Кульминация — ключевой момент повествовательного сюжета. Повествовательный сюжет будет состоять из экспозиции, развития действия, кульминации , падения действия и развязки.

    Кульминация — это, как правило, момент, когда главная проблема истории решается главным героем во время ключевого события. Обычно это поворотный момент для важных аспектов истории — нарастающее действие достигло своего пика и превратится в нисходящее действие.

    • В «Гарри Поттер и Философский камень», кульминация наступает, когда заботы Гарри переходят от проблем обычного школьника к проблемам выживания, когда он подвергается проклятию во время матча по квиддичу. Когда в этот момент раскрывается главный конфликт, обычные детские проблемы Гарри сменяются борьбой добра против зла.зло.

    Функция кульминации

    Кульминация необходима для истории, потому что она отмечает переход от действия. При этом кульминация позволяет истории достичь кульминации, которая добавляет волнения и повода чувствовать себя вовлеченным в историю.

    Поскольку кульминация очень важна для истории, ее следует использовать во всех жанрах всякий раз, когда есть потребность в волнении и более глубоком значении. С точки зрения структуры сюжета, кульминация должна наступить, когда наступает время для нарастающего действия.Как только действие достигает своего пика и раскрывается основной конфликт, читатели могут подготовиться к предстоящему разрешению конфликта.

    Кульминация — это прием, используемый во всех формах литературы, от прозы до поэзии, и даже в музыке, на телевидении и в искусстве. Без надлежащей кульминации повествование будет плоским или лишенным глубины. Успешная кульминация увлечет читателей и увлекательно продвинет повествовательный сюжет вперед.

    Как кульминация используется в литературе

    • «Убить пересмешника» Харпер Ли достигает своего апогея, когда страстная защита персонажа Тома Робинсона заканчивается обвинительным приговором.Это момент в истории, когда главные герои понимают, что моральные уроки не всегда подтверждаются в реальной жизни. Здесь подчеркивается тьма человеческой природы, поскольку действие романа начинает сосредотачиваться вокруг борьбы за принятие такой суровой правды.
    • Холодный дом Чарльза Диккенса имеет несколько кульминаций. Поскольку это очень длинный роман, эти кульминации происходят в ключевых точках повествования, чтобы удержать внимание читателей и соответствующим образом продвинуть сюжет вперед. «Холодный дом » был опубликован в виде газетной серии в середине 19 века, и, вероятно, именно поэтому существует несколько кульминационных моментов.
    • Великий Гэтсби Ф. Скотта Фицджеральда имеет две потенциальные кульминации, которые вращаются вокруг отдельных столкновений Гэтсби с двумя важными персонажами. Без этих кульминационных моментов последующие действия имели бы значительно меньше смысла, и роман провалился бы.

    Кульминация как стилистический прием

    Climax также можно использовать в письменной или устной речи, чтобы сбалансировать язык.Кульминация, используемая как фигура речи, означает, что порядок слов используется для создания волнения или предвкушения. Как правило, кульминация означает, что слова упорядочены по возрастанию важности. Например:

    • «Когда идет дождь, идет ливень»
    • «Пришел, увидел, победил»

    В поэзии такие инструменты, как схема рифмовки, размер и структура строфы, помогают создать контекст для кульминации.

    «Иней древнего мореплавателя» Сэмюэля Тейлора Кольриджа показывает кульминацию как стилистический прием в поэтической форме:

    «С тех пор в неурочный час

    Эта агония возвращается;

    И пока моя страшная история не будет рассказана,

    Это сердце горит во мне.

    Слова передают боль, которую испытывает рассказчик, от общей агонии до более конкретной боли беспокойного сердца.

    Резюме

    : Что такое кульминация в литературе?

    Climax можно использовать как в качестве средства повествования, так и в качестве фигуры речи. Как повествовательный прием кульминация — это точка в структуре сюжета, где напряжение достигает своего пика, уступая место ниспадающему действию истории.

    Как фигура речи, кульминация имеет дело с тем, как слова упорядочиваются для создания чувства волнения, важности или срочности.

    В романе Джона Мильтона «Потерянный рай» кульминация наступает, когда Адам и Ева едят плоды с Древа познания:

    • «[Но] я чувствую Совсем другое событие, не смерть, а жизнь, Увеличенные, открытые глаза, новые надежды, новые радости, Вкус такой божественный, что то, что из сладкого раньше Прикоснулось к моим чувствам, кажется плоским к этому и суров». (IX, 983–987)

    Кульминация как фигура речи может быть замечена в приведенной выше цитате, когда Ева рассматривает возможности, варьирующиеся от новой точки зрения до новых надежд и нового вида радости. Это кульминация сюжета и этой эпической поэмы.

     

    Кульминация Примеры

    кульминация

    Кульминация — это термин, используемый для обозначения части истории или пьесы, где напряжение или действие достигает своего пика. Иногда кульминация является «кризисной» точкой сюжета. Иногда это просто момент, когда что-то «доходит до апогея» и что-то происходит, или главный герой должен принять решение, которое приведет к тому или иному исходу.

    Те, кто анализирует литературу, часто представляют сюжет рассказа на схеме ниже. Кульминация представлена ​​кульминацией, и действие истории начинается оттуда, пока проблемы не будут решены.

    Примеры кульминации:

    Примеры кульминации сюжета

    1. Маленькая девочка ищет свою потерянную собаку. Она слышит лай, доносящийся из-за угла, и оглядывается, чтобы увидеть.. .

    2. Кевин очень много работал, чтобы попробовать себя в школьной футбольной команде. Тренер разместил список членов команды этого года на двери своего кабинета. Кевин подходит к списку. . . .

    3. Родители Мэри обсуждали, переезжать или нет в другой штат. Они звонят Мэри и ее сестре, чтобы обсудить их решение. . .

    4. Лоис выступала в финале штата по гимнастике. Она с нетерпением ждет, чтобы услышать имена победителей.Диктор говорит: «И первое место достается…»

    5. Футбольная команда школы отстает на три очка в четвертой четверти. Они находятся в зоне броска с игры. Кикер бьет, мяч поднят, и удар . . . (хорошо или плохо?).

    Примеры кульминации известных литературных сюжетов

    1. Смерть Ромео (который убивает себя, потому что считает Джульетту мертвой) и Джульетты (которая убивает себя, когда просыпается и видит мертвого Ромео). Ромео и Джульетта, Шекспир

    2.Пит и Китнисс соглашаются съесть ядовитые ягоды вместо того, чтобы пытаться убить друг друга (и в результате они оба объявляются победителями). Голодные игры

    3. Уилбур объявлен победителем на окружной ярмарке, и его жизнь спасена (фермер не станет его забивать). Паутина Шарлотты

    4. Когда Гастон и горожане приходят напасть на зверя, а Белль признается в любви к зверю. Красавица и Чудовище, Дисней

    5. В «Трех поросятах» напряжение нарастает до противостояния третьего поросенка и волка.Это противостояние является кульминацией.

    Кульминация Примеры

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ #6

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ #6

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ #6

    ENG200.001 — Введение в литературоведение

    Профессор Эйлин Джой

    Весна 2005 г.

    Рисунок 1. «Папа» Хемингуэй за письменным столом в Куба

    CLIMAX: точка наибольшего напряжения или эмоциональная насыщенность сюжета.Кульминация следует за нарастающим действием и предшествует падающее действие (развязка). Кульминация – это момент, когда конфликт достигает наибольшей высоты и кризис , или поворотный момент в действие происходит. Хотя кризис и кульминация обычно происходят одновременно, кризис иногда отличается от кульминации критиками, которые используют первый термин для относятся к чисто структурному элементу сюжета, а последний термин означает точка наибольшего эмоционального напряжения.Критики, проводящие это различие будет утверждать, что кульминация может, таким образом, произойти в точках, отличных от кризиса, а иногда кульминация используется для обозначения нескольких незначительных эмоциональных пиков в сюжет, в то время как кризис зарезервирован для обозначения единственной точки, в которой Судьба главного героя резко меняется в лучшую или худшую сторону.

    ПЛОСКИХ И КРУГЛЫХ СИМВОЛОВ: терминов, придуманных Э. М. Форстер в Aspects of the Novel (1927) для обозначения глубины и сложность характеристики. Плоские символы , утверждает Форстер, легко узнаваемы по самому их отсутствию сложности. Такие персонажи, как правило, 90 257 карикатур, 90 260 определяемых одной идеей или качеством. Их сущность может обычно четко излагаются в одном предложении. Круглые символы , которые имеют уровень сложности и глубины, которые мы связываем с реальными людьми, полностью разработана автором. Они могут убедительно удивить нас, потому что у них есть полноценные личности с неясностями и причудами, которые делают почти так же трудно описать их редуктивно, как было бы описать друга или члена семьи в одном предложении.Форстер утверждает, что произведения должны обычно имеют смесь плоских и круглых символов для представления мира, как мы склонны его воспринимать, поэтому он не приписывает автоматически уничижительный оттенок плоских персонажей.

    ПРОГНОЗ: техника введение в повествование материала, подготавливающего читателя или аудиторию к будущие события, действия или откровения. Предвидение часто включает в себя создание настроения или атмосферы , которая предполагает конечный результат (вспомните рассказчика По, Монстресора, в «Бочонке Амонтильядо» относится к костям, паутине и заплесневелой сырости подземные катакомбы, которые он проходит с Фортунато). Предвещая также включает в себя введение предметов, фактов, событий или персонажей, которые намекают на или иным образом предвосхищать развивающуюся ситуацию или конфликт, ИЛИ экспозицию определенные черты характера, которые позволяют аудитории или читателю предвидеть поступки или судьба персонажа. Иногда тема или заключение произведения предвещает его название. Драматург Антон Чехов однажды сказал: «Если бы является ружье висит на стене в первом акте, должно быть, оно стреляет в последнем.»

    ПЕРСОНА: вообще, говорящий («я») в любом стихотворении или повествовании от первого лица.Термин происходит от латинского слова, обозначающего «маска» и буквально относится к тому, через что проходит звук. Хотя персона часто служит «голосом» автора, тем не менее она должна не быть спутать с автором, так как образ может не точно отражать личное мнение, чувства или точка зрения автора на предмет. Дж. Альфред Пруфрок — яркий пример поэтической личности, как и Пип, рассказывающий . Большие надежды . Ни одну из этих двух личностей нельзя спутать с их Создатели, Т.С. Элиот и Чарльз Диккенс соответственно.

    RISING ACTION: в коротком рассказе события, осложняющие ситуацию и обостряющие или осложняющие конфликт или вводить новые конфликты. Нарастающее действие обычно следует за побуждающим моментом (т. событие, порождающее первый конфликт) и предшествующее кульминации (поворот точка) или кризис. Восходящее действие является одним из пяти структурных элементов связан с Фрейтагом Пирамида , модель, разработанная Густавом Фрейтагом для анализа пятиактного пьесы и трагедии в частности (но модель может быть применена ко многим обычные рассказы).


    Приведенные выше определения были частично украденный из Бедфордский глоссарий критических и литературных терминов (2-й версия). Прочие дополнения — дело рук лихорадочного ума проф. Джоя.

     

    Климакс | Риторические приемы | Литература | Глоссарий

    В повествовательном произведении сюжет обычно развивается таким образом, что со временем он усиливается по мере того, как действия и эмоции персонажей накладываются друг на друга. Кульминация — это точка, в которой эта интенсивность достигает максимального уровня.Можно также говорить о кульминации технически неповествовательных произведений. Например, было бы уместно сказать, что 9-я симфония Бетховена достигает кульминации в хоре «Ода к радости».

    Кульминация определена

    В литературе кульминация — это литературный элемент, относящийся к поворотному моменту письменного произведения, чаще всего повествования. Кульминация также используется для описания пика напряжения или драмы в сюжете, а также может относиться к кульминации фильма или пьесы. Перед кульминацией сюжет или действие выстраиваются до кульминационной точки драмы, в которой раскрывается наиболее важная часть сюжета или мотивация главного героя.После кульминации драма или действие постепенно спадает, что приводит к финальной сцене или развязке литературного произведения, фильма или пьесы.

    Примеры кульминаций

    Схема рассказа разбивает сюжет на следующие основных частей :

    1) экспозиция (начало),
    (2) восходящее действие,
    (3) кульминация, (средняя или верхняя точка),
    (4) нисходящее действие и
    (5) разрешение (окончание).

    В качестве примера рассмотрим рассказ Джозефа Джейкобса «Три поросенка», состоящий из экспозиции, где зрители знакомятся с тремя поросятами и наблюдают, как они строят свои домики из различных материалов.Затем начинается восходящее действие, когда появляется волк, сносит первые два дома и съедает их владельцев. Кульминация наступает, когда волк не может разрушить третий дом, построенный из кирпичей, и развязка или развязка следует быстро, поскольку последний поросенок живет долго и счастливо, а волк признает поражение.

    Представьте, насколько другой была бы история, если бы события происходили в другом порядке. История не имела бы смысла, иначе зрители узнали бы концовку истории до того, как она началась.Расположение кульминации является ключом к удержанию внимания аудитории и сосредоточению ее на главном.

    Вездесущность письменности

    Каждый сюжет, будь то в фильме, пьесе, литературном произведении, художественном произведении, стихотворении или устном произведении, содержит кульминацию. Если бы не было кульминации, читатель не подталкивался бы к концу произведения и, следовательно, прекратил бы чтение в самом начале. Каждая история использует базовый шаблон, который включает кульминацию. За кульминацией следует развязка, или заключение, в ходе которого разрешается сюжетный конфликт.Кульминация, используемая в качестве сюжетного приема, объединяет различные части и персонажей истории или пьесы, что часто приводит к моменту «ага» у зрителей. Именно во время кульминации зрители осознают смысл большинства махинаций пьесы. Кульминация связывает персонажей и события таким образом, что в большинстве случаев это должно удивить аудиторию, а затем, во время развязки, все незавершенные концы и необъяснимые части сюжета детализируются и разрешаются. Кульминация также может служить средством, с помощью которого автор или оратор может донести основную мысль письма или речи.Слово «климакс» происходит от греческого klîmax, что означает «лестница». Некоторые распространенные синонимы кульминации — вершина, вершина, вершина и зенит.

    Кульминация также может быть риторическим приемом, используемым для упорядочения ряда предложений, предложений или фраз в порядке возрастания интенсивности.

    Худший литературный кульминационный момент

    Вы знаете ту часть романа, где больше нет развития. Нет больше дразнить. Просто чистая, чистая страсть?

    В шпионской истории это может быть момент, когда все, над чем шпион так усердно трудилась, происходит, но только для того, чтобы поймать ее прямо в середине получившейся драки.Этого достаточно, чтобы читатели отчаянно хотели узнать…

    Удастся ли ей выбраться живой?

    В любовном романе это может быть глава, где героиня наконец осознает, как сильно она любит любовного интереса рассказа — после того, как он поймал такси до аэропорта для международного рейса в один конец.

    Сможет ли она добраться до него до того, как он пройдет через охрану?

    А в художественной литературе это может быть место, где главный герой сталкивается с фактом, что все, к чему он стремился на протяжении всего романа, ничего не стоит.

    Как он справится с этой разрушительной решимостью?

    Этот эпический момент — и его немедленная развязка — по очевидной причине называется кульминацией истории. Потому что поверьте мне: это настолько напряжённо, насколько может быть в романе.

    За исключением временных воспоминаний здесь или там, и если вы не пишете что-то вроде Memento , которое все еще, возможно, следует схеме из пяти пунктов, ваша история, естественно, должна следовать линейному развитию.

    Шаг 1, начало .

    Затем идет Шаг 2, который представляет собой восходящее действие .

    Затем следуют Этапы 3, 4 и 5, где 3 это…

    Кульминация:
    После начала истории следует развитие действия. После нарастающего действия наступает кульминация, также известная как кульминационный момент или самый мрачный момент. Здесь главному герою предстоит решить раз и навсегда, в игре он или нет.
    Это должно стать поворотным моментом в жизни главного героя и поворотным моментом в повествовании. Вплоть до кульминации герой или антигерой находились в тяжелой борьбе. Но теперь пришло время «сделай или умри» — вполне возможно, в буквальном смысле.

    Как мы уже упоминали, точные детали этой драмы зависят от жанра. Несмотря на это, фишки официально падают, где могут.

    Позже на этой неделе мы еще обсудим, как реализовать литературную кульминацию. А пока, вот краткое изложение того, как с этим справиться:

    • Кульминация в большинстве случаев должна занимать главу или две, не больше.Не тяните его дольше, чем это необходимо для запуска.

    • Всегда помещайте это достаточно глубоко в свою историю. Возможно, три четверти пути? В противном случае ваши читатели могут быть недостаточно мотивированы, чтобы продолжать оставаться вашими читателями, поскольку они уже получили «хороший материал». Действительно, все, что после кульминации, будет чем-то вроде разочарования.

    • Не пытайтесь вместить в этот сегмент абсолютно все.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.

    2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
    тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск