Учебный курс по русскому языку «Лингвистические тайны текста» 5 класс.
Принята на педагогическом совете№ от __________
Утверждена
директор школы ______________И.Н.Лапина
приказ № от ________
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нижнекисляйская средняя общеобразовательная школа им. Полякова»
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Рабочая программа
по учебному курсу:
«Лингвистические тайны текста».
класс 5б
учителя Кутиной Елены Васильевны
на 2016-2017 год
1. Пояснительная записка.
Программа факультатива «Лингвистические тайны текста» предусматривает расширение лингвистической и коммуникативной компетенций учащихся, повышение интереса к изучению русской словесности, усиление мотивации к чтению и осмыслению языковых единиц.
Актуальность введения данного курса продиктована, во-первых, тем, что необходимо развивать не только языковую и лингвистическую компетенции, но и коммуникативную, а следовательно, формировать умения полноценного общения. Во-вторых, приобщать через изучение словесности к ценностям национальной культуры и языка. В-третьих, важно оживить интерес учащихся к процессу обучения, демонстрируя межпредметные связи наук гуманитарного цикла.
Данный курс рассчитан на 17 учебных часов и предполагает работу с учащимися 5 классов.
По учебному графику МКОУ Нижнекисляйская СОШ им. Полякова – 15 часов.
Цели курса:
1.Личностные: формирование культурных потребностей, развитие навыков
сотрудничества; воспитание уважения и любви к родному языку, личностно – нравственных качеств;
2.Метапредметные: развитие умения ставить цели и осуществлять поиски путей их достижения; навыков контроля и оценки; овладение навыками логического и образного мышления;
3. Предметные: формирование навыков лингвистического анализа текста через определение и осознание значимости родного языка для личностного развития; умения работать с разнообразными текстами; вовлечение в творческую деятельность.
Задачи курса: развивать коммуникативные способности и творческие навыки учащихся ; способствовать развитию мышления и речи учащихся; прививать интерес к изучению русской словесности; выявлять одарённых учащихся.
2.Ожидаемые результаты:
1.Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; самоопределение; нравственно – этическое оценивание;
2. Познавательные УУД
3. РегулятивныеУУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, волевая саморегуляция;
4. КоммуникативныеУУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Реализация программы осуществляется различными методами и приёмами: словесными, наглядно – практическими, проблемного изложения, самоконтроля. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая. При знакомстве с каждым новым разделом курса преимущество отдается игровым технологиям. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство активизации деятельности учащихся. Лингвистический анализ поэтического текста опирается на метод эвристической беседы с последующей групповой исследовательской деятельностью учащихся. Теоретические сведения могут быть представлены в форме сообщений учителя с последующими практическими занятиями.
Контроль уровня достижений учащихся осуществляется через индивидуальные и групповые творческие задания, самостоятельные практические работы, «личную копилку» языкового материала.
Материал, используемый в работе, открывает для учащихся новые возможности в изучении русского языка и литературы, формирует умения анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации. На образцах художественных текстов русской словесности формируется потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
Средства обучения: рабочие презентации, раздаточный материал, Интернет- ресурсы, тексты художественных произведений.
Межпредметные связи: живопись, музыка, литература, риторика.
3. Содержательная часть факультативного курса.
1. Вводное занятие. Цели и задачи курса.
Лингвистика как наука о языке, загадки лингвистики. Анализ текста, содержащего языковые загадки (И.С.Никитин «Утро»). Тема, основная мысль, лирический герой, изобразительно – выразительные средства как ступеньки к открытию « тайн» текста.
2.Лингвистический анализ поэтического текста. (2-4).
Особенности изображения природы. Образ берёзы и средства его создания. Олицетворение как основной художественный приём. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Лирический герой и мир природы. Своеобразие метафор и сравнений. Любовь к родному краю. Основные поэтические образы, символизирующие родину в стихотворениях. Особенности художественной образности. Чтение и анализ стихотворений.
3.Загадки.
Загадка как метафора, вид словесной игры. Типы загадок: прямые, загадки – обманки, загадки на образное мышление, математические, логические, юмористические. Отгадывание загадок. Составление собственных загадок по аналогии.
4.Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки как воплощение житейской мудрости. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Литературная игра по пословицам и поговоркам.
5. Небылицы.
Художественный вымысел и принцип обратного отражения мира в небылицах. Небылицы – перевёртыши. Анализ небылиц. Чтение в разном темпе. Сочинение небылиц.
6. Решение коммуникативных задач на основе речевых ситуаций.
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Коммуникативное намерение и способы его выражения в речевых сигналах: интонационном оформлении фразы, жесто-мимическом сопровождении стихотворения, контекстном окружении фразы. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных речевых ситуациях.. Практическое решение коммуникативных задач.
7. Стилизация текста (9-10).
Стилизация текста как вид подражания. Манера повествования автора. Анализ фрагмента из сказа П.Бажова «Медной горы Хозяйка». Создание текста-подражания на определённую речевую ситуацию.
8. Псевдотексты.
Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Псевдотексты и тексты – оригиналы. Текстообразующие языковые элементы – слова, предложения. Лексическое значение. Грамматическая форма. Способы восстановления текстов – оригиналов
9. Словесное рисование.Ассоциативное мышление как процесс формирования представлений. Словесное рисование как средство творческого воображения. Создание по данной фразе определенной картины. Инсценирование.
10. Структура текста.
Текст как речевое произведение. Тема, основная мысль, микротема. Абзац как средство членения текста. План текста Анализ текстов по определению количества микротем. Их соотношению с главной темой текста. Создание иллюстраций к микротемам. Воспроизведение текста по рисункам. Способы сокращения текста. Запись краткого пересказа.
11. Составление текста на основе литературных реминисценций.
Реминисценция как отзвук иного произведения в живописи, музыке, поэзии. Осмысление понятия «реминисценция». Создание творческих работ по фразам из знакомых произведений художественной литературы.
12. Угадай-ка!
13. Итоговое занятие.
Оценка результатов работы. Прослушивание наиболее интересных работ учащихся. Рефлексия
4.Календарно-тематическое планирование
Коли-чество часов
Дата
План
Факт
1
Введение. Что изучает лингвистика? Чего нет в учебниках?
1
2
Лингвистический анализ поэтического текста
1
3
Практикум анализа поэтического текста
1
4
Занятие –исследование. Загадки
1
5
Пословицы и поговорки.
1
6
Небылицы
1
7
Решение коммуникативных задач на основе речевых ситуаций1
8
Стилизация текста.
1
9
Текст — подражание
1
10
Псевдотексты
1
11
Словесное рисование
1
12
Тема – микротема.
1
13
Коротко, да ясно
1
14
Составление текста на основе литературных реминисценций
1
15
Угадай—ка! Итоговое занятие
1
Статья по русскому языку (10 класс) на тему: Лингвистический анализ текста.
Лингвистический анализ текста.
Актуальность данной темы «Лингвистический анализ текста на уроках словесности» диктуется временем.
Во-первых, русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.
Сегодня окружающая речевая среда не всегда приобщает к культуре. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать среду обучающую, способную вызвать у ребёнка потребность постоянного общения с текстами – «целебными» источниками нашего русского языка.
Во-вторых, содержание государственного образовательного стандарта по русскому языку ориентировано не столько на обучение орфографии и пунктуации, сколько на формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно говорить и писать в разных условиях общения.
В-третьих, задания по ОГЭ и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено сформированности речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа), созданию собственного высказывания на основе предложенного текста.
Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка.
Таким образом, формирование таких жизненно важных умений, как: различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск
информации в различных источниках, способность передавать её в
соответствии с условиями общения – невозможно без использования на уроках русского языка и литературы лингвистического анализа текста. Анализ языковых явлений, идейно-эстетических особенностей художественного текста с соответствующими наблюдениями над функцией слова позволяют развить чувство языка, понять его эстетические функции, заинтересовать учащихся его тайнами и законами.
Являясь сферой функционирования языковых единиц разных уровней, текст служит подтверждением мысли о том, что языковая система исполнена красоты и гармонии, что в речи (в тексте) все единицы языковой системы взаимодействуют.
Использование анализа текста позволяет реализовать воспитательные возможности предмета “Русский язык», способствует формированию духовных и нравственных качеств, мировоззрения школьников, становлению их гражданского сознания, приобщения к отечественной и мировой культуре. Текст можно использовать не только с целью правописно-орфографической направленности, но и для развития речевой культуры учащихся. Он способствует интенсивному речевому и интеллектуальному развитию учащихся. В процессе лингвистического анализа текста происходит активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.
1. Лингвистический анализ текста как основа создания на уроках словесности развивающей речевой среды.
Текст – один из сложнейших объектов лингвистического исследования. К признакам, присущим всем текстам, можно отнести следующие:
1) текст – это сообщение в письменной форме;
2) текст характеризуется содержательной и структурной завершённостью;
3) в тексте выражается отношение автора в к сообщаемому.
На основе приведённых признаков текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому.
Современная лингвистика признала своим главным объектом текст, так как вся наша жизнь проходит в текстовом окружении, из текстов различных типов мы получаем большую часть информации о мире.
Показателем сформированности языковой личности является знание прецедентных текстов (умение определить автора текста, узнать, из какого произведения приведена цитата и т.д.)
Среди словесных текстов, оказывающих наиболее сильное влияние на формирование языковой личности, принадлежит прецедентным текстам. Прецедентными называются тексты:
1) «значимые для личности в познавательном и эмоциональном отношениях»
2) имеющие сверхличностный характер, т.е. хорошо известные широкому окружению данной личности;
3) тексты, « обращение к которым возобновляется неоднократно в дискурсе данной языковой личности».
Знание таких текстов свидетельствует о принадлежности человека к определённой социально-культурной группе, своей наци, эпохе, а также является показателем высокой речевой и общей культуры.
Эти тексты десятилетиями и даже столетиями служат основой обучения, приобщения ребёнка к культуре своего народа, с их помощью дети изучают русский язык и литературу. Становясь учебным материалом, отрывки из этих текстов заучиваются наизусть, сохраняются в памяти.
Работа памяти влияет на «деятельность речетворческой системы», лежит в основе процесса совершенствования речи, процесса создания текста.
Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать свой развивающий потенциал, если текст обладает определёнными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание (то есть то, о чём говорит автор и интересно ли это современному школьнику), но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус? В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится всё: отбор слов, порядок их расположения, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения. Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Лингвистический анализ текста заставляет иначе воспринимать окружающую жизнь, слово, книгу, культуру.
Главная задача лингвистического анализа художественного текста – раскрыть то, что невозможно увидеть с первого взгляда и осознать при обычном, поверхностном восприятии, постичь глубину мыслей и чувств автора.
Для работы подбираются тексты авторов, у которых есть чему поучиться. Когда школьники анализируют образцовые тексты, они усваивают приёмы композиционного развертывания микротем, заимствуют наиболее выразительные языковые средства, наблюдают над авторской пунктуацией.
Понимание текста — процесс творческий. Психологи различают три ступени понимания текста: первая — прочитал и не всё понял, вторая – прочитал текст и понял только то, что в нём есть, третья – прочитал текст и понял даже то, чего в нем нет.
Приведу яркий пример на тексте – миниатюре М. Пришвина «Под снегом».
Удалось услышать, как мышь под снегом грызет корешок.
Вопрос классу:
-О чем этот текст? Что можно прочитать между строк?
Первый ответ: «Мышь под снегом грызет корешок».
Второй ответ: «В лесу тихо, так тихо, что слышно, как мышь грызет корешок».
Третий ответ: «По лесной дорожке идет человек. Он так внимательно прислушивается к зимнему лесу, что слышит, как мышь грызет корешок. Он радуется этому, потому что в зимнем лесу продолжается жизнь».
Обращаясь к лингвистическому анализу, задача учителя заключается в следующем:
1) объяснить своим воспитанникам, что исследование художественного текста представляет собой научный поиск;
2) привить детям интерес к этому виду работы и сформировать навыки вдумчивого чтения;
3) в процессе совместной и индивидуальной работы с произведением научить детей думать, наблюдать, пробовать анализировать самостоятельно, при этом увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Глубина понимания текста существенно зависит от понимания того, как текст создан и какую функцию выполняет каждая его «деталь».
Глубине восприятия текста способствуют знания, уже имеющиеся у учащихся. Значит, если это необходимо, перед знакомством с текстом, его анализом необходимо расширить кругозор школьников по теме текста и в связи с ней.
Поэтому современный лингвистический анализ включает в себя и литературоведческий анализ – изучение литературного произведения в качестве исторического факта, — и стилистический – изучение приёмов индивидуально-авторского использования языковых средств.
В зависимости от языкового материала произведения и поставленных задач сформулированные цели, объекты, принципы лингвистического анализа художественного текста предполагают различные методы и приёмы его проведения. Существует достаточно много вариантов анализа стихотворного и прозаического произведений. Каждый учитель вправе выбирать свой путь к «сердцу» текста, поэтому лингвистический анализ не может проводиться всеми по какой-то одной схеме.
2.Приёмы и методы лингвистического анализа текста.
В своей работе исхожу из того, что лингвистический анализ – это изучение языковых аспектов художественного произведения, раскрытие значения различных элементов языка с целью полного и ясного понимания текста. Именно поэтому считаю необходимым не только исследование текста, но и обобщение обучающимися своих наблюдений, создание атмосферы творчества, благодаря которой школьники в процессе коллективной и индивидуальной работы с произведением учатся думать, наблюдать, пробуют самостоятельно анализировать. При этом главное не просто определить тот или иной троп или фигуру, а увидеть скрытые элементы авторской оценки, обнаружить миропонимание автора, строй его мыслей и чувств.
Я предлагаю учащимся следующий порядок лингвистического разбора текста (один из вариантов):
1) прочитай текст, докажи, что это текст;
2) укажи средства связи между частями текста;
3) определи тему, основную мысль, озаглавь текст;
4) выдели микротемы, составь план, выделив в каждой части ключевые слова;
5) определи стиль речи, тип, жанр; аргументируй своё мнение;
6) выяви стилевые признаки текста: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные;
7) выразительно прочитай текст вслух.
Рассматриваю текст как основу для создания на уроках развивающей речевой среды и как средство духовно-нравственного становления личности, поэтому особое внимание уделяю публицистическим и художественным текстам или отрывкам из них. Использую тексты о языке, культуре, национальных традициях, проблемах экологии. Считаю важными для
современного ученика тексты, вызывающие светлые, добрые чувства,
помогающие сформировать оптимистический взгляд на мир.
На уроках лингвистического анализа использую портреты писателей, словари, иллюстративный материал. Стараюсь создать особый настрой, который помогает ребёнку войти в систему художественных образов этого текста. Заранее даю индивидуальное задание подготовить биографическую справку об авторе текста.
С 5 класса развиваю культуру общения с художественным текстом: любой отрывок из произведения сопровождаю указанием автора строк, учу оформлять на письме цитаты, подбирать эпиграфы. В результате систематической, целенаправленной работы к 9 классу учащиеся определяют тему, идею, стиль, тип речи данного текста, выделяют микротемы, определяют средства связи между предложениями.
В старших классах идёт более глубокое осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста.
На страницах художественных произведений или отрывков их них дети встречаются со словами и оборотами, языковыми формами и категориями, не свойственными современному повседневному общению. Поэтому большое внимание уделяю изучению в процессе лингвистического анализа нормативности и исторической изменчивости литературного языка, оценке индивидуально-авторских и общеязыковых фактов.
Например, работая над лексикой текста, задаю вопросы:
— Приведите примеры устаревших слов и объясните их значение.
— С какой целью они используются автором?
— Устарели ли эти слова уже в момент написания данных произведений или стали ими в настоящее время?
(Устаревшие слова используются в художественных произведениях, повествующих о прошлом. Архаизмы и историзмы помогают писателю создать колорит той эпохи, о которой он рассказывает. Для стилизации
прошлого устаревшими словами широко пользовались, например, М. Горький в повести «Детство», А.Н. Толстой в романе «Петр Первый», А.К. Толстой в романе «Князь Серебряный».
Иногда устаревшие слова используются в художественных произведениях для создания насмешки, иронии. Юмористический эффект создаётся за счёт включения историзмов и архаизмов (особенно высокоторжественных) в контекст, где преобладает современная общеупотребительная лексика.)
Задание: Прочитайте отрывки из раннего стихотворения С. Есенина «В хате». Чем объяснить обилие южных диалектных слов в нём?
Пахнет рыхлыми дрочёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к мохотке крадется
На парное молоко.
(Дрочёна- «кушанье запечённой смеси яиц, молока,муки или тёртого картофеля», дежка – «квашня, кадушка для замешивания теста», печурка — «выемка в русской печи для просушки чего-либо», заслонка- «железная крышка, прикрывающая устье русской печи», попелица – «зола, пепел», махотка – «крынка».
Диалектные слова дают возможность правдивее изобразить действительность, указать на место действия.)
При систематической работе над лексикой текста школьники в состоянии анализировать самостоятельно как отбор лексики художественного произведения, так и средства языковой выразительности.
Например, учащимся дано задание проанализировать лексику стихотворений Ф.И. Тютчева: «Что ты клонишь над водами…», «Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный…», «Неохотно и несмело…». Работа учащихся направлялась вопросами: 1) Какова лексика стихотворения? 2) Каковы средства языковой выразительности?
Школьники отметили следующие особенности предложенных текстов:
1) простоту словаря;
2) точность выбора слов;
3) образность лексики;
4) разнообразие средств художественной выразительности;
5) наличие устаревших слов.
Можно предложить дополнительные задания по анализу выразительных средств языка:
1) С помощью каких изобразительно-выразительных средств языка создаётся определённое эмоциональное состояние?
2) Чем можно объяснить использование в тексте большого количества синонимов (антонимов)?
3) Какова роль слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами?
4) Найдите авторские неологизмы и объясните их значение.
Работая над рассказом И.А. Бунина «Тёмные аллеи», предлагаю учащимся задание «Соревнование с писателем». Например, восстановить пропущенные слова в следующих отрывках:
« Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще…..в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и …… провел…..рукой по голове -…… волосы его с начесами на висках к углам глаз слегка ….., ……. лицо ……хранило кое-где …. следы оспы.
— Ведь было время, Николай Алексеевич, когда я вас …..звала, а вы меня — ……? И все стихи……. Читать про….., — прибавила она с …… улыбкой.
Это задание позволяет увидеть меткость и тонкость портретной и речевой характеристики героев, данной автором. Это наблюдение окажется важным и при выполнении других заданий.
Подобное задание даю по тексту романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Описание одежды героев, которое является частью портрета, определяется как мировоззренческой позицией автора, так и идейно-художественной задачей произведения.
Для определённой группы персонажей романа (Анатоль, Элен, Берг, Борис, маленькая княгиня, Ипполит) описание одежды является одним из доминирующих компонентов портрета. Повышенное внимание к своей внешности, стремление к внешним эффектам и отсутствие духовных интересов неизменно разоблачаются и высмеиваются Толстым: «всё было самое модное», «чистейшая облитая перчатка» (Борис), «чистейший, без пятнышка и соринки сюртучок» (Берг) и т.д.
Любимых героев Толстого отличает духовность, простота, что находит своё отражение и в одежде. «Диалектика души» Наташи, становление её характера находят отражение в описании одежды. Вначале мы видим Наташу в «короткой кисейной юбке», на балу – «в длинном платье», в эпилоге – «в халате» — как отражение авторского убеждения в том, что у женщины – матери есть более важные заботы, чем заботы о своих нарядах.
Большое внимание уделяю отработке навыков выразительного чтения. Эффективность этой работы во многом зависит от того, насколько дети осмыслили произведение, уловили основную идею.
Можно сказать, итогом анализа текста является правильный выбор
интонации, которая представляет собой результат интенсивной работы чувств, воображения, воли исполнителя. Интонацию не выдумывают, она рождается сама. В процессе декламации «интонацию рождают «два рычага» — мысль и эмоция», — утверждал А.Я. Закушняк.
В ходе лингвистического анализа текста даю задания такого типа:
— Какое настроение для текста является определяющим?
-Меняются ли чувства автора на протяжении рассказа?
— Найдите наиболее подходящий темп чтения. Обоснуйте свой выбор.
Таким образом, через использование лингвистического анализа текста происходит совершенствование коммуникативной компетенции учащихся.
Заключение
Лингвистический анализ текста создаёт условия для формирования у школьников представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей, включает уроки русского языка в единую систему филологического образования.
Текст является одним из средств создания на уроках словесности речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся. Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове – выразить по-своему, отражая неповторимость своего характера, внутреннего мира.
Библиографический список
1.Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения: книга для учителя/ Б.А. Буяльский.-М.: Просвещение. 1986.- 47 с.
2.Введенская Л.А. Русское слово/ Л.А. Введенская, М.Т. Баранов, Ю.А. Гвоздарев.- М.: Просвещение. 1983.-91 с.
3.Галлингер И.В. Работа над умениями и навыками по русскому языку/
И.В. Галлингер, С.И. Львова.- М.: Просвещение.1988.-137с.
4. Корчагина Л.М. Подготовка к сочинению-рассуждению// Русский язык в школе.-2007.-№2.-с.39-42
56.Павлова О.А. Учитель-учителю/ О.А. Павлова, П.Ю. Федорченко.-Белгород:ИПЦ «ПОЛИТЕРРА».1986.-28с.
7.Павлюкович В.Б. Читаем Бунина// Русский язык в школе.-2001.-№1.-с.19-22
8.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// Русский язык в школе.-2000.-№4.-с3-11
Методическая разработка по русскому языку по теме: Лингвистическое изложение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 66
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ»
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 66 г.Краснодара
Степанян Ареги Сергеевны
2012 – 2013 уч. год
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИЗЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
Лингвистическое изложение отличается от обычного тем, что учащимся нужно изложить не художественный текст, а научный, содержащий в себе сведения о языке. Текст не обязательно воспроизводить дословно, стараясь сохранить все авторские слова и выражения. Главное — передать мысли, последовательность их развития, ничего не искажая и не теряя. То есть нужно говорить о языке как науке на научном же языке. В таких изложениях нельзя утверждать что-то бездоказательно, для них характерны непротиворечивость, отсутствие двусмысленности, уважительная критика иных точек зрения.
Предлагаемые тексты для лингвистических изложений отражают историю развития языка; ребята найдут в них много занимательной, но, в то же время, познавательной информации, расширят свой языковедческий кругозор и, хочется надеяться, по-другому — с уважением и любовью — посмотрят на привычные, казалось бы, но такие неожиданные языковые
явления.
Данные тексты можно использовать как в ходе изучения различных лингвистических тем, так и в качестве проверочных и контрольных работ в 6 — 11 классах. Исходя из задач урока и учитывая возраст детей, учитель может сократить предлагаемые материалы либо выбрать из них наиболее актуальное для своего класса.
Фрагменты нами озаглавлены и сопровождены некоторыми грамматическими заданиями и комментариями.
ТЕКСТ № 1
Словесные системы (К разделу «Лексика»)
Слова вступают в тесные лексические (то есть словесные) или семантические (то есть смысловые) отношения, образуют лексико-семантичекие группы конкретного и всегда легко обозримого ряда. А ряды имеют концы.
Вот один такой ряд: бой — драка —рать — брань — сила — полк — битва — сражение…
В подобном перечне это набор слов, но не просто набор. Вы, зная современный русский литературный язык (именно современный, именно литературный и именно русский), всегда определите взаимное соотношение между этими словами… Некоторые из них показались вам устаревшими (рать, полк в значении битва, сражение или военный поход как в «Слове о полку Игореве»), другие, оказывается, изменили свое значение по сравнению с прошлым (брань теперь не обозначает сражение), третьи стали употребляться только в некоторых сочетаниях (вооруженные силы — это то, что когда-то называли полком, а позже ратью: (воинские силы, все участники боев), а четвертью сохранились в языке, но употребляются только в определенных случаях, причем каждое из них имеет свой определенный стилистический привкус: бой — драка — битва — сражение. Слова обозначают одно и то же, но в каждом отдельном случае сказать можно только так, а не иначе:________местного значения,________под Сталинградом,_________, решившее исход войны.
Уже беглый взгляд на приведенные слова позволяет нам выявить историзмы, архаизмы, синонимы, многозначность слова, переносное значение слова и т.д. Каждое слово имеет свою особую характеристику и может употребляться только в определенном контексте. Следовательно, каждое слово входит в свою систему.
Задания
• Напишите сжатое изложение, пояснив разницу в значении выделенных в первом абзаце слов, восстановите пропущенные слова во втором абзаце.
• Определите различие между историзмами и архаизмами, проиллюстрируйте это различие примерами из текста.
• Каким словом в наше время обычно называют и воина, и бойца! Приведите примеры его употребления.
ТЕКСТ № 2
Двенадцать месяцев (К разделу «Лексика»)
Свой календарь язычник строит по солнцу, учитывая все работы, которые важны в нелегком крестьянском деле. Март в его календаре не подснежничек, это — сухий месяц. Крестьянин шел в лес, следил, как сохнут на первом солнце подрубленные им деревья и кустарник. Когда же все достаточно просыхало, он жег их тут же, на корню, насыщая будущую пашню и готовя ее к делу. И когда это происходило, наступал уже следующий месяц — березозол: зола сожженных берез кормила землю, и в землю бросалось зерно. Зерно проклевывалось зелеными щеточками на третий с начала весны месяц, и этот месяц назывался травень. Следующий за ним назван по имени кузнечика, цикады — изок. Была примета: распелись кузнечики — пора косить траву. Затем наступает червень — «красный месяц». Поспевают плоды и ягоды, созрели овощи. А зерно еще наливается в колосе. В конце следующего за червенем месяца — зарева — выходят в поле с серпами и делают самую важную работу: собирают хлеб. Много праздников связано с этим временем года — больше, чем с весной. Это зрелая пора итогов, а не зеленых надежд.
Повеяли первые осенние ветры и прошли осенние дожди в месяце руин. Ветреный, ветрило, ревун — годится любое слово для перевода этого древнего названия для ревущего осенними ветрами месяца. Густо посыпались с деревьев листья в месяц листопад. По ночам смерзается земля, и мертвыми грудами лежит все вокруг в месяц грудень. Стынет все от первых морозцев в месяц студеный. Не просто стынет, но прямо звенит от мороза, переливается багровым отсветом лес, и дом, и пашня, и лицо, и руки, когда наступает простец (про-син-ец). Чуть-чуть отпускает мороз к началу следующего месяца, последнего в сельском году, — сечня. Сечень одним глазом в зиму смотрит: секут еще холодные зимние ветры. Другой глаз уже к весне повернут: одеваются мужики потеплее и идут в лес.
Старая пашня оскудела, хлеба дает мало, нужно новую готовить. Вся семья рубит лес, подсекает густые заросли, готовится к весне, пока не пошли по березам весенние соки. И вот снова наступает месяц сухий…
Крестьянский цикл замкнулся, и наша система наименований вошла в свои естественные границы. Эта система не просто внутренне замкнута, она ведь еще очень тесно связана с жизнью, она и рождается из этой жизни.
Примечание. Языческие названия месяцев записать на доске.
Задания
- Поясните суть названий месяцев у древних славян-язычников.
- Какие летние народные праздники вы знаете? Расскажите об одном из них. (Данное задание можно предложить в качестве предварительного домашнего).
ТЕКСТ № 3
(Диктант для 8—9 классов)
О словах с корнем – верст —
Начнем с истории слова, которого в современном активном употреблении нет, — со слова верста. О нем мы знаем, что когда-то, до введения метрической системы, верста обозначала меру длины — 500 сажен, то есть 1, 06 километра.
Еще мы помним пушкинские строки: «Только версты полосаты попадаются одне!» — полосатые столбы, которые обозначали каждую версту дороги. Это, конечно, распространение исходного значения слова — мера длины в 500 сажен.
А верстак? Это слово, по-видимому, сюда не относится, оно заимствовано довольно поздно из немецкого языка через посредство польского и только по звучанию совпало с исконно славянским словом верста.
Зато у нас сохранился сверстник — вот это действительно ближайший родственник древней версте: сверстник — ваш однолеток и тем самым ровня вам, он как бы подверстан под вас.
Задания
• Запишите цифры словами.
• Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
• Докажите, что у слов верста и верстак фонетическое, а не
семантическое совпадение.
ТЕКСТ № 4
О розе и роже
Роз древние русичи не разводили, но дикую розу, цвет шиповника они называли лепком. Лепок — ‘лепый, красивый цветок’. С появлением роз стало употребляться и их иноземное название, сначала в той форме, в какой ее услышали русские. Услышали же они о розе от поляков, которые этот цветок называют ружа, похоже на рожа. Так с ХV века в русских рукописях появляется рожа: Венчает нас рожами прежде нежели согниют; Он лицемъ красенъ рожаенъ. С нашей точки зрения, тексты несколько странные: венчают рожами, лицом красив и рожен. Все перепуталось. А перепуталось оттого, что разные по значению слова стали произноситься одинаково.
В первой цитате речь идет о розах. А во второй употреблено старинное русское слово рожен, которое до сих пор сохраняется в диалектах. Оно происходит от знакомого вам корня – род — и обозначает видного, осанистого, солидного человека. Как вы знаете, красный значило красивый; следовательно, приведенное предложение нужно понимать так: герой рассказа лицом красив и осанист. Слово рожа в значении морда — близкий родственник слова рожен. В современном русском языке оно получило просторечный, разговорный характер. Однако еще тогда, когда оно было в полной силе, столкновение с ним изящной польской рожи оказалось не совсем желательным, поэтому в русский язык и вошло другое, заимствованное из немецкого языка название цветка — роза.
Задания
Поясните, как роза стала розой, а рожа — рожей.
Объясните значение современных русских слов нелепость, нелепый, нелепо. Как расширилось значение древнего корня – леп —
ТЕКСТ № 5
(К разделу «Словообразование»)
Изменения слов в процессе словообразования. Необыкновенные изменения слов происходят иногда в процессе словообразования. Коротенькие слова часто становятся маловыразительными, по мере того как в языке накапливаются производные от них длинные слова. Где теперь когда-то широко распространенные коло, кус, пал, руб, руг, соп и другие древние и прежде яркие слова? Нет, сохраниться-то они сохранились, но обычно с каким-нибудь суффиксом: колесо, кусок, палец, рубище, ругань, сопка…
Именно те понятия, которые когда-то передавались простыми корневыми словами, теперь обозначаются перечисленными удлинившимися словами. Этому предшествовало бурное развитие семьи слов. Когда вместо одного кус по разным причинам и для разных целей в языке выстроился целый ряд: кусок, кусание, кусище, кусака, кусачки, кусковой, кусочник, закуска и масса других слов, самому родоначальнику, слову кус, неуютно стало в
словаре. И оно все быстрее уходит из нашей активной речи. Кус стал простым вариантом слова кусок. Ясно, что ему долго не выжить, слишком энергичный у него появился конкурент…
А ведь в приведенном списке корневых слов — это единственное, которое мы нет-нет да вспомним. Соп и руг, например, вы в первый раз встречаете. Не так ли?
Что ж, обычное в истории дело: родители уходят, дети остаются. Да ведь какое густое и бодрое поколение! От шести старых корней пошло почти две сотни новых слов с самыми разветвленными оттенками значения.
Дополнительное задание
Докажите, что от древнего корня коло образовано много слов современного русского языка, относящихся к разным частям речи.
ТЕКСТ № 6
Швы веков (К разделам «Фонетика» и «Морфемика»)
Возьмем какой-нибудь корень и посмотрим, как он звучит в разных словах и формах слов. Вот глагол искать и родственные слова: поиск, иск, розыск и т.д. Всюду легко выделяется корень -иск- (после твердых согласных пишется -ыск-).
Но вот тот же корень в другой «упаковке»: ищу, ищущий.
Или еще: друг — по-друг-а, но и друж-еский, друж-та, друж-ить, а также друзъ-я.
Это и есть исторические чередования: -ск- чередуется с -щ-, -г- чередуется с -ж- и с -з-. И многие другие. Впрочем, не очень многие, но зато чрезвычайно частые. Вы сами можете подобрать множество чередований такого типа, например, к корням, луг, слуг-а, таск-атъ и др.
И это очень важно: вы сами можете подобрать любой ряд слов, который включает какое-нибудь историческое чередование. Значит, вы ощущаете связь всех таких слов друг с другом. Луг и луж-ок — слова с одним корнем, хотя и представленным в разном облике.
В фонетических чередованиях изменение звуков связано с позицией: изменилась позиция — заменяется звук: /въдЛвОс/ — /вЛдА/ — /вОды/. В исторических чередованиях позиция не имеет не имеет никакого значения. Сравните: слуга и служа. Все фонетические условия совпадают: и ударение на том же слоге, и окружающие гласные звуки. Позиции совпадают, а звуки все-таки различаются.
Позиции омертвели, они уже не важны для наших чередований, как когда-то, но сами чередования сохранились. Застыли, как мушка в куске янтаря. И теперь просвечивают на стыках морфем, там, где корень встречается с суффиксом или суффикс — с окончанием. Это швы веков, рубцы когда-то бурных фонетических изменений.
Дополнительные задания
- Включите в свое изложение слова с чередованиями такого же типа, о
которых идет речь в тексте. - В абзаце «И это очень важно…» замените 2 лицо на 1.
ТЕКСТ № 7
Указательные местоимения
Разница между это и то всякому ясна: что поближе — это, что подальше — то. В древности же соотношение указательных местоимений было иным. В частности, для форм среднего рода это соотношение выглядело так:
се — самый близкий предмет, по своему значению это указательное местоимение соответствует личному местоимению 1-го лица: Се аз есмь значит «Это я»;
то указывает на предмет второй степени дальности, связано не с говорящим лицом, а с его собеседником; по своему значению это указательное местоимение соответствует личному местоимению 2-го лица: То ты еси — значит «Это ты (а не я)»;
и наконец, оно указывает на предмет или явление третьей степени дальности, не относится ни к говорящему, ни к его собеседнику. Оно связано с кем-то или чем-то третьим, что в данный момент находится далеко, недоступно ни зрению, ни осязанию. В старых текстах мы и встречаем выражения вроде пошел на он пол моря — «на ту половину (сторону) моря», которая отсюда и не видна, но можно догадаться, что она есть. Или вот обычная запись в летописи: в оно время — «в то далекое время», о котором сохранились только сказания, но очевидцев нет.
Это указательное местоимение, таким образом, по своему значению соотносится с личным местоимением 3-го лица, которого … у древних славян вовсе и не было. Должно было быть, но не было:
аз — есмь — се
ты — еси — то
? — есть — оно
Вместо «?» можно записать любое существительное, но не личное местоимение — его нет…
Спустя некоторое время возникли дублетные формы онъ и оный, одинаково указывающие на третью степень дальности, более определенная из них сохранила старое значение указательности, а другая … Другая должна была исчезнуть, как излишняя, но предпочла иной выход из положения. Она заполнила пустующую клетку в системе личных местоимений, стала на место «?»: он — есть —- оны-и, так как онъ стало личным местоимением.
Хотя местоимению онъ удалось пристроиться к системе, ему пришлось при этом расстаться со всеми формами косвенных падежей.
Задание
Определите отличие формы именительного падежа местоимения он от форм косвенных падежей в современном русском языке.
ТЕКСТ № 8
Посчитаем! (Склонение и правописание имен числительных)
Много ли слов в русском языке? А это как считать. Кому и 200 слов хватит на целую жизнь, а другим нужно побольше. Если считать все слова, которые, постепенно накапливаясь, составили в конце концов лексикон русского языка, их окажется около миллиона. Судите сами: слов современного русского литературного языка около 150 тысяч, кроме того, диалекты имеют около 200 000 слов, да иностранных слов собралось около 30 000, да новых слов и значений около 5000, и число их все время прибывает.
Добавьте сюда научные термины, слова специальных языков (жаргоны) — около 10 000 за все время их существования, и устаревшие слова церковнославянского языка, которые мы используем по разному поводу и случаю, — еще несколько тысяч, и в историческом словаре утраченных теперь и позабытых слов около 30 000, и словарь собственных имен и прозвищ (включая самые невероятные), если бы их собрали полностью, содержал бы за 25 000 слов, и разные случайные слова-однодневки, которые в разговоре мы составляем каждый день и тут же забываем, и разные уменьшительно — ласкательные и увеличительно — уничижительные, и прочие слова с суффиксами, которые обычно не попадают в словари… Так и окажется, что в нашем распоряжении как раз почти миллион слов. Конечно, если со знанием дела «отжать» эту массу и дать полный словарь русского языка, миллиона не будет, но все-таки много, очень много. Больше, чем нужно, чтобы написать «Войну и мир» или «всего Пушкина».
Это большое богатство, но отчасти мы его растеряли. Слишком поздно стали записывать слова, составлять словари. Да и то попервоначалу старались записывать какие-нибудь неведомые, странные слова, не славянские даже, чтобы им научиться. В первом печатном «Лексисе» Лаврентия Зизания 1596 года всего 1061 слово — это очень много по тем временам. У Памвы Берынды в словаре 1627 года почти 7000 слов, и это количество казалось невероятным. В конце ХVIII века был составлен «Словарь Академии Российской» — в нем 42 257 слов, во втором его издании 1806 года около 51 400 слов. В учебном словаре П.Соколова 1834 года около 80 000 слов, в академическом словаре 1847 года 114 749 слов, в «Толковом словаре» В.И.Даля, выходившем с 1863 года, более 200000
слов. Так постепенно увеличивался интерес к собиранию слов и вместе с тем интерес к своему родному, казалось бы, такому знакомому русскому слову.
Примечание. Текст размножен для каждого учащегося.
Задание
Выпишите из текста словосочетания с именами числительными, напишите их словами.
ТЕКСТ № 9
Родители и дети (К разделу «Словообразование»)
Для многих слов, образованных в древности, теперь иногда и сложно отыскать исходный корень, настолько они разошлись — родители и дети. Часто это старое слово, к которому некогда приставили суффикс, а потом и забыли, что был суффикс, и вот перед нами нечто новое, не связанное с исходным значением корня. Скажем, глагол гореть мы никак не связываем с существительным горе, а они-то и есть «дитя» и «мать».
Другие же слова веками обрастали все новыми и новыми суффиксами, так что теперь трудно вычленить в них суффиксы и корни. В школьном словообразовательном словаре указаны тысячи слов, которые кажутся самостоятельными, хотя на самом деле по своему происхождению они всего лишь «дети», «родители» которых и сейчас еще живы. Вот слово действительность. Словарь подсказывает: корень действительна суффикс -ость-, потому что слово образовано от прилагательного действительный. Похоже на правду. Но мы ведь знаем, что есть и суффикс -тель-, значит, можно выделить и основу действие мы знаем и то, что есть суффикс -ств- значит, можно выделить корень дей- (действие) и так далее. В наше время действительность действительно не связана с делом, но когда-то, сотни лет назад, когда создавалось наше слово, и действие, и дело, и действительность образовывались от одного корня, который сохранился в наших глаголах де-ть, о-де-ть, роз-де-тъ.
Теперь же все это разные слова.
Примечание
Рассуждение об этимологическом анализе существительного действительность запишите в виде словообразовательной цепочки.
План лингвистического анализа текста
План лингвистического анализа текста
1. Тема текста.
Темой текста является описание…
Это произведение посвящено изображению…
2. Основная мысль
Автор стремится показать…
Автор подводит читателя к выводу, что…
Основной мыслью произведения является…
3. Количество микротем
Несмотря на небольшой объем текста, в нем можно выделить … микротем, а именно…
В данном тексте можно выделить следующие микротемы…
Количество абзацев в тексте совпадает (не совпадает) с количеством микротем.
4. Настроение
Это произведение пронизано ощущением радости (веселья, грусти…)
Автор хочет передать грусть (веселье), которое охватывает его, когда он наблюдает за тем, что…
Произведение проникнуто грустным (печальным, меланхоличным; радостным, веселым, жизнерадостным…) настроением.
5. Средства художественной изобразительности
В тексте автор создает яркий (запоминающийся, необычный образ …, используя следующие изобразительно-выразительные средства:
эпитеты…,
сравнения…,
метафоры…,
олицетворения…
Автор достигает своей цели, используя …
6. Лексические особенности
В тексте изображаются обычные жизненные явления, поэтому автор использует общеупотребительную лексику.
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами помогают автору передать положительные эмоции.
Лексические повторы позволяют сосредоточить внимание на…
Чтобы показать важность, значимость события, автор использует возвышенную лексику.
Обилие разговорной лексики позволяет передать…
7. Выразительные и изобразительные возможности синтаксиса
В тексте преобладают простые (сложные) предложения
По цели высказывания большинство предложений — …, по интонации — …
Большинство предложений являются односоставными (двусоставными), это создает …
Можно выделить предложения с однородными членами, с их помощью автору удается передать быструю смену действий, непрерывность движения.
Предложения с многоточиями…
Предложения с тире … придают тексту большую эмоциональность.
Предложения с обратным порядком слов … придают тексту поэтичность, выразительность.
8. Звуковые средства художественной изобразительности
Звуковая организация текста подчинена раскрытию его содержания.
Звуки … пронизывают все произведение.
Из звуковой гаммы текста выделяются …
Частое употребление звуков … помогают передать общее настроение произведения.
9. Элементы стихотворной речи
В данном тексте можно встретить такой элемент поэтической речи, как рифмующиеся слова …
Кроме того, можно утверждать, что в тексте присутствует ритм.
Учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему: Лингвистический анализ текста
________________________ (ФИ)
Маршрутный лист
Лингвистический анализ текста
(1)Константин Паустовский не может знать всех своих уч..ников. (2) Потому что их по стране миллионы. (3)Всюду можно встретить г..рячих покло(н,нн)иков его творчества.
(4)Себя я считаю дважды уч..ником Константина Георгиевича. (5)Он учил меня улавливать ясную праздничность природы заставлял верить что мир и люди которые живут в нём пр..красны.
(6)Но случилось что он стал моим прямым педагогом. (7)На с..минаре в Литературном институте однажды ра..бирался ра..сказ об одной продавщице и об одном покупател… (8) Ра..сказ давал повод для критик… (9)И мы с молодым азартом набросились на автора, своего же пр..ятеля. (10)И вдруг Константин Георгиевич который обычно был вежлив и на редкость бережен в обращении гневно взорвался. (11)Он говорил что на свете нет ничего более важного и значительного, чем человеческое достоинство и нет ничего более пр..ступного, как быть сл..пым и глухим к нему.
(12)Неуважение к человеку неумение ценить его достоинство подобно ржавчине разъедает обществе(н,нн)ую жизнь.
(13)Защите человека а значит защите всего общества отдал жизнь К. Паустовский, жизнь человека и писателя.
(По В. Тендрякову)
- Озаглавьте текст ___________________________________________
- Тема текста ________________________________________________
- Основная мысль текста______________________________________
- Стиль текста (докажите своё мнение)___________________________ ___________________________________________________________ ___________________________________________________________
- Тип текста (докажите своё мнение)____________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.
- Выпишите из текста примеры:
эпитетов________________________________________________________________
гиперболы___________________________________________________________
сравнений_______________________________________________________________
метафор________________________________________________________________
парцелляции____________________________________________________________
- Выпишите из текста слова, соответствующие схеме:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Расставьте недостающие знаки препинания.
- Найдите предложения, у которых есть синтаксические синонимы, перестройте их._________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные и групповые задания
Варианты задания 1
- Найдите слова с орфограммой «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением»
- Найдите слова с орфограммой «Одна и две буквы н в словах разных частей речи»
- Найдите слова с орфограммой «Правописание приставок пре- и при-«
- Найдите слова с орфограммой «Непроверяемая гласная в корне»
- Найдите слова с орфограммой «Буквы з, с на конце приставки»
- Найдите слова с орфограммой «Правописание окончаний имен существительных»
- Найдите слова восточнославянского происхождения (с полногласием)*
Варианты задания 2
- Выпишите из 1-5 предложений текста эпитеты (2-3)
- Выпишите из 6-11 предложений текста эпитеты (2-3)
- Выпишите из текста гиперболу
- Выпишите из текста сравнение
- Выпишите из из 4-9 предложений текста метафору
- Выпишите из из 10-13 предложений текста метафору
- Выпишите из текста пример парцелляции
Варианты задания 3
- Найдите простые односоставные безличные предложения и укажите их номера
- Среди 1-7 предложений найдите простые двусоставные и укажите их номера
- Среди 9-12 предложений найдите простые двусоставные и укажите их номера
- Найдите сложноподчиненные предложения (СПП) с придаточными изъяснительными и укажите их номера
- Найдите сложноподчиненное(ые) предложение(я) (СПП) с придаточным(и) определительным(и) и укажите его(их) номер(а)
- Найдите сложноподчиненное предложение (СПП) с придаточными определительным и изъяснительным и укажите его номер
Лингвистический анализ текста — Русский язык
Автор методической разработки:
Терзи Алла Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г. Белгорода
Тема. Лингвистический анализ текста. Подготовка к Государственной итоговой аттестации.
Цели и задачи: обучение лингвистическому анализу текста;
развитие умений и навыков при выполнении тестовых заданий, при
написании сочинения-рассуждения;
повторение изученных орфограмм и пунктограмм.
Тип урока – урок-практикум (игровая форма).
Ход урока.
I. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Проверка д/з.
1 группа (словарная диктовка с чередующимися гласными в корнях –бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-): добираться – доберусь, отдирать – отдерёт, замереть – замирание, запираться – запер, вытирает – вытереть;
2 группа (словарная диктовка с чередующимися гласными в корнях –блест- — — блист-,
-жег- — -жиг-, -стел- — -стил-): заблестел – блистать, зажёг – зажигать, постелить – застилать;
3 группа (составить или выписать из художественных текстов сложные предложения, где употребляются слова с чередующимися гласными е//и в корнях ): 1) Кругом расстилается бескрайняя равнина, а вдалеке виднеются верхушки одиноких деревьев. 2) Пастух опасался, что волк задерёт овец.
III. Работа по теме.
1. Беседа.
— Любите ли вы смотреть телевизионные передачи?
— Какие программы вас привлекают?
Учитель:
Ровно 33 года назад на телевидении появилась передача «Что? Где? Когда?» Многие телезрители её полюбили и по сей день с нетерпением ожидают, когда же вновь «шестёрка знатоков» сядет за игровой стол, прокрутит волчок и за одну минуту ответит на непростой вопрос.
Это увлекает, захватывает.
По праву передачу «Что? Где? Когда?» можно назвать долгожителем на TV. 33 года – это знаковый возраст. В народе его называют возрастом Христа.
Сегодня на уроке русского языка, готовясь к Государственной итоговой аттестации, мы поработаем над текстом. Вам будет предложено ответить на вопросы из различных разделов русского языка. Задания распечатаны на разноцветных листочках. Цвет карточки соответствует одному из разделов. Текст у вас на игровых столах. Давайте познакомимся с ним (читает один из учеников).
Прочитайте текст и выполните задания
(1) Жизнь человеческая достаточно длинна для уст..новления спр..ведливости и по её сложным но вполне л..гичным законам лодка качелей поднятая вверх потом пойдёт вниз а маятник часов уйдя вправо непременно откачнётся влево.
(2) Один мудрый человек сказал когда-то, что человечество делится на изобретателей и пр..обретателей. (3) В реальности конечно посложней есть масса промежуточных к..тегорий но главный в..дораздел проход..т пожалуй именно здесь…
(4) Почему х..роший педагог любимому ученику даёт задачку самую трудную, а отметку став..т самую строгую? (5) Да (по)тому, что любит и жела..т добра. (6) Чем трудней урок, чем строже оценка, тем ценней полученный опыт.
(7) Ну, а опытный тренер – разве он т..лантливого спортсмена бережёт от сильного противника? (8) Наоборот! (9) И пор..жений не пуга..тся: пор..жения – наука, за битого двух (не)битых дают. (10) Так и жизнь относ..тся к нам, как х..роший педагог, как опытный тренер.
(11) Но почему же у «учёного» м..териальных благ мало, а у избалованного – навалом? (12) Что в жизни надёжней и выгодней: иметь или уметь? (13) Он имеет, ты умеешь. (14) Кому лучше?
(15) В жизни практически каждый, хоч..т он или не хоч..т, получа..т свою пайку и чёрного, и белого хлеба. (16) И как бы автоматически получа..тся, что чёрный хлеб – плохо, что всё разумное на земле безоговорочно стремится к сытости и комфорту. (17) Но ведь на самом деле всё далеко не так.
(18) Порыв от чёрного хлеба к белому понятен и в анализе не нужда..тся. (19) Но как ты объяснишь, например, рывок Гогена от всех благ цивилизации к пр..митивному быту таитян? (20) Или непр..одолимое стремление вполне обеспеченного норвежца Нансена в дикое, опасное Заполярье? (21) Пр..чуда художника, любопытство учёного? (22) Пожалуй, не только это. (23) Просто нормальному здоровому и разумному человеку для нормальной здоровой и разумной жизни чёрный хлеб необходим так же как и белый.
(24) (В)течение долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с изюмом. (25) Холод, опасность, скудная пища и тяжёлая мускульная работа постепенно создали самое жизнеспособное существо на сегодняшней планете. (26) Все эти тяготы и напасти до сиз пор необходимы человеку. (27) И всё это рекомендуют в популярных книжках педагоги и врачи. (28) Только холод называют закаливанием, опасность – эмоциональной нагрузкой, скудную пищу – диетой, а тяжёлую мускульную р..боту – гимнастикой.
(29) Человек стал человеком на чёрном хлебе! (30) Посмотри на людей, добившихся чего-то в жизни счастья, любви, известности, м..териальных благ. (31) Почти у каждого из них в фундаменте судьбы лежит бетонная плита трудностей.
(32) И ведь что любопытно: получив достаточно благ, они не отказываются от р..боты, а берут её всё больше и больше.
(33) Здоровая натура требу..т чёрного хлеба! (34) А сладкие булочки (не)редко достаются их отпрыскам – вот и растут слабыми и худосочными.
(По Л. Жуховицкому)
2.Учитель:
— Итак, запускаем волчок. Он укажет на номер вопроса, в течение одной минуты найдите правильный ответ. (Ребятам предлагается по мере готовности ответить на вопросы.)
Примечание.
Номера вопросов по разделам и темам соответствуют номеру группы учащихся-игроков.
Фонетика и орфоэпия.
1. В каком слове все согласные звуки звонкие (предложение № 2)?
1) человек 2) мудрый 3) делится 4) изобретателей
2. В каком слове буквы ЧН обозначают звуки [ШН]?
1) достаточно 2) конечно 3) безоговорочно 4) худосочный
3. В каком слове нет звука [Т]?
1) качнётся 2) человечество 3) хочет 4) стремление
Лексика и фразеология.
1. Какое значение имеет слово «учёного» в прочитанном тексте (предложение № 11)?
1) имеющий научную степень
2) умный подкованный
3) отвечающий реальным потребностям общества
4) много знающий, образованный
2. Укажите верно номер предложения, в котором употребляется фразеологический оборот.
1) 24 2) 31 3) 29 4) 9
3. Какое значение имеет слово «отпрыскам» в прочитанном тексте (предложение № 33)?
1) молодой, отходящий от корня побег растения
2) потомок, т. е. человек по отношению к своим предкам
3) люди будущих поколений
4) принадлежащий привилегированному сословию
Состав слова и словообразование.
1. Каков способ образования слова «постепенно» в предложении № 25?
1) приставочный
2) суффиксальный
3) приставочно-суффиксальный
4) бессуффиксный
2. Слова какого ряда не имеют окончание?
1) жизнь, маятник, ставит, урок
2) опыт, стал, плохо, относится
3) вверх, здесь, влево, получив
4) далеко, существо, больше, нередко
3. В каком слове два суффикса?
1) задачка 2) обеспеченного 3) растила 4) бетонная
Морфология. Правописание знаменательных и служебных частей речи.
1. Какой частью речи является слово «длинна» в предложении № 1?
1) прилагательное 2) краткое причастие 3) существительное 4) краткое прилагательное
2. Какое слово является «четвёртым лишним»?
1) полученный 2) избалованный 3) бетонная 4) обеспеченный
3. В каком ряду во всех словах пишется И?
1) проход..т, став..т, относ..тся
2) жела..т, пуга..тся, требу..т
3) хоч..т, нужда..тся, получа..т
Орфография.
1. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) Да (по)тому, что любит и желает добра.
2) И поражений не пугается: поражения – наука, за битого двух (не)битых дают.
3) (В)течение долгих тысячелетий эволюции природа растила человека не на сайках с изюмом.
4) А сладкие булочки (не)редко достаются их отпрыскам – вот и растут слабыми и худосочными.
2. Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется Е.
1) пр..обретатель 2) пр..митивный 3) пр..чуда 4) непр..одолимое
3. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?
1) уст..новление, л..гичным, т..лантливый
2) к..тегорий, в..дораздел, пор..жение
3) пл..нета, м..териальный, р..бота
4) к..челей, х..роший, спр..ведливость
Словосочетание.
1. Из предложения № 18 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу согласования.
2. Из предложения № 33 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу примыкания.
3. Из предложения № 2 выпишите словосочетание, в котором слова связаны по типу управления.
Простое предложение.
1. Какое выражение из предложения № 26 не является словосочетанием?
1) необходимы человеку
2) тяготы необходимы
3) все тяготы
4) необходимы до сих пор
2. Укажите номер односоставного предложения.
1) 29 2) 30 3) 31
3. Укажите номер предложения, в котором есть вводные слова.
1) 1 2) 3 3) 5 4) 10
Пунктуация.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Просто нормальному (1) здоровому и разумному человеку для нормальной (2) здоровой жизни чёрный хлеб необходим так же (3) как и белый.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 3
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Жизнь человеческая достаточно длинна для установления справедливости (1) и по её сложным (2) но вполне логичным законам (3) лодка качелей (4) поднятая вверх (5) потом пойдёт вниз (6) а маятник часов (7) уйдя вправо (8) непременно откачнётся влево.
1) 1, 2, 3, 5, 6, 7 2) 1, 2, 5, 6, 8 3) 1, 2, 3, 4, 5, 8 4) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В реальности (1) конечно (2) посложней (3) есть масса промежуточных категорий (4) но главный водораздел проходит (5) пожалуй (6) именно здесь…
1) 3, 4, 5, 6 2) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 1, 2, 4, 5, 6 4) 4, 5, 6
Творческая работа.
(Работа выполняется всеми участниками группы и кто-то один представляет её на суд зрителям.)
1. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему: «Человек – кузнец своего счастья».
2. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему: «Что в жизни надёжней и выгодней: иметь или уметь?»
3. Напишите небольшое по объёму сочинение-рассуждение на тему: «Почему до сих пор необходимы человеку тяготы и напасти?»
IV. Рефлексия.
Выберите один из афоризмов, который, по вашему мнению, отражает мысли, возникшие у вас в течение сегодняшнего урока.
1. Назначение человека в разумной деятельности.
Аристотель (древнегреческий философ и учёный-энциклопедист)
2. Есть люди, которые живут без всякой уели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несёт.
Сенека Младший (древнеримский философ, государственный деятель и драматург)
3. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.
Сенека Младший
4. Каким образом человек может познать самого себя? Для этого он должен не созерцать, а действовать. Попробуй исполнить свой долг, и ты увидишь сразу, чего ты стоишь.
Иоганн Вольфганг Гёте ( 1749-1832; немецкий философ, писатель, учёный)
5. Никто не может сказать, беден он или богат, заглянув в свою книгу доходов и расходов. Богатым человека делает его сердце. Богатство определяется не тем, что человек имеет, а тем, каков он есть.
Генри Уорд Бичер (1813-1887;
американский священник, писатель и общественный деятель)
6. Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим.
Джереми Бентам (1748-1832; английский философ, социолог и юрист)
7. Быть может, судьба более благосклонна к тому, кто любит собирать ракушки, чем к тому, кто родился миллионером…
Роберт Стивенсон (1850-1894; английский писатель)
V. Подведение итогов работы на уроке.
VI. Домашнее задание: продолжая готовиться к экзаменам, повторите материал таблицы упр. 81, расскажите о сложноподчиненных предложениях с обстоятельственными придаточными. Запишите: параграф 13, упражнение 123 (стр.84 учебника русского языка).
Работа с текстом на уроках русского языка
Тема: «Работа с текстом на уроках русского языка»
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. В новом Законе «Об образовании» обозначена главная направленность ФГОС — это повышение качества образования. Модернизация образовательной школы предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Другими словами, школа должна формировать целостную систему знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учащихся.
Основное требование ФГОС основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».
Современная жизнь требует от ученика свободного владения языком, умения общаться с различными людьми в различных ситуациях, не испытывая при этом чувства дискомфорта. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь (по мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева )
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устной и письменной форме, анализировать и совершенствовать написанное, умение грамотно высказать мнение по обсуждаемому вопросу — одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся. Практика показывает, что современные школьники, чрезмерно увлеченные компьютером, телефонами, все больше в своем общении используют сленговые выражения, сокращенные слова, зачастую заменяя живую, культурную речь мимикой и жестами. Такие дети затрудняются в создании самостоятельных связных устных, а особенно письменных высказываний. Поэтому с уверенностью можно сказать, что проблема культурного общения школьников — одна из самых важных на сегодня.
В основе обучения лежит компетентностный подход, связанный с формированием ключевых компетенций, одной из которых является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетенция определяется как «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах».
Исходя из ситуации, с учётом заданий ЕГЭ и ОГЭ, критериев оценивания работы выпускника, наиболее эффективным средством формирования коммуникативной компетенции считаем текст, работа с которым должна превратиться в полилог, активным участником которого станет каждый ученик.
Текст —
это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды,
основной компонент структуры учебника,
именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:
коммуникативная, образовательная,
развивающая, воспитательная.
Успешная сдача ГИА и ЕГЭ напрямую зависит от умения работать с текстами
Работа с текстом на уроках русского языка позволяет развивать творческий потенциал учащихся, пополнять их словарный запас, улучшать качество речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Использование текста при изучении русского языка обеспечивает решение таких важных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Кропотливая, постоянная работа с текстом на уроках должна, на мой взгляд, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.
Этапы работы с текстом: Начальный этап (5-7 классы), средний этап (8-9 классы), старший этап (10-11 классы).
Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого и является самым трудным заданием для выпускника в ЕГЭ. Эту трудную задачу поможет решить использование на уроках русского языка комплексного лингвистического анализа текста с 5 по 11классы. И я считаю, что комплексный лингвистический анализ текста на уроках русского языка является не только главным средством подготовки к ЕГЭ, но и важнейшим заданием обучающего характера и эффективным способом проверки знаний учащихся. Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
комплексная работа с текстом;
лингвостилистический анализ текста;
«самодиктанты»;
сочинение-рассуждение;
редактирование текста;
различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
коммуникативные и игровые ситуации.
При работе с текстом не только объясняются орфограммы, но и ставятся задачи речевого характера, направленные на формирование умения воспринимать текст. Перед учениками постоянно ставятся вопросы: чего добивался автор текста, какую цель преследовал (рассказать, проинформировать, описать, охарактеризовать, доказать, убедить, поощрить). Постепенно ученик сам будет задавать себе эти вопросы, научится понимать даже скрытые намёки, научится читать между строк. Это способствует обогащению речи учащихся, побуждает их к поиску, творчеству. Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся.
Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления). Создание синквейнов, кластеров, фишбоунов к тексту позволяет учащимся осмыслить всю полученную информацию, усвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.
На уроках стараюсь использовать разные виды работы с текстом: сравнение отдельных предложений и текстов, нахождение границ предложений в тексте, деление текста на абзацы, восстановление деформированного текста, составление планов, определение темы текста, определение идеи текста (выделение предложения, в котором выражается основная мысль, отношение автора к предмету речи), анализ авторского заголовка, выделение структурных частей текста (вступления (зачина), основной части, заключения (концовки), сочинение по данному тексту, дописывание концовки текста, составление текстов разных типов речи, разных стилей по одной теме
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Вот примерный план анализа текста любого типа речи: Выразительное чтение текста. Словарная работа. Тема текста. Идея текста. Тип текста. Стиль текста. Выразительные средства речи и их роль.
Приведу пример работы с текстом на уроке русского языка в 8 классе. Изучая тему «Назывные предложения», которая является завершающей в разделе «Односоставные предложения», учащиеся работают с предложенным текстом (текст спроецирован на экран и у каждого ученика лежит на столе): «Проснувшись и взглянув в окно П. И. Чайковский был поражен светом и ослепительной белизной. Ясный морозный денек! Чувства композитора затрепетали будто струны. Снегопад. День как гнездышко весь пуховый мягкий свежий. Серо-белое небо пушистый непримятый снег на земле крупные снежные хлопья в воздухе. Снега намело почти до крыш. Тихо. Мягко. Бело. Великолепный пейзаж! И вдруг прерывая царящую вокруг тишину слышатся едва уловимые звуки музыки композитора наполняя сердце очарованием. Усиливается снегопад, усиливаются аккорды. Услышав раз никогда не забудешь их. Смягчают душу, оживляют сердце, вдохновляют любовь. Хочется наслаждаться этими звуками вечно».
Прослушав текст, ученики отвечают на вопросы:
— Действительно ли это текст? Докажите.
— К какому стилю и типу речи принадлежит данный текст?
— Какие слова помогают описать красоту природы?
Затем учащиеся выполняют следующие задания: Расставить в тексте знаки препинания. Найти в нём все односоставные предложения, выписать их, определив вид предложения. Озаглавить текст назывным предложением. После этого демонстрируются слайды с изображением зимних пейзажей. Задаю вопрос: «Какие чувства у вас просыпаются, когда вы видите зимние картины? Могли бы эти картины стать своеобразной иллюстрацией к нашему тексту?» В заключение я предлагаю учащимся побыть в роли творцов слова: опираясь на текст, с которым они только что работали, ребята сами сочиняют небольшой текст, используя односоставные предложения.
Такая работа не только развивает навыки анализа предложенного текста, создания собственного текста, но и воспитывает чувства, будит в душах детей любовь к прекрасному. Относительно полный языковой разбор текста требует много времени и возможен только на специальных уроках. На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала учителя часто используют частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.
В результате применения разработанных методических приемов предполагается достижение следующих результатов:
высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
повышение интереса к русскому языку и литературе;
прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.