Н сладков осень рассказ или сказка: Николай Сладков «Осень на пороге» – Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков

Лесные тайнички (осень) — Николай Сладков

1. Сентябрь
2. Осень на пороге
3. На великом пути
4. Паучок
5. Время
6. Птицы
7. Белкин мухомор
8. Крылатая тень
9. Сова,которую позабылиы
10. Хитрый одуванчик
11. Друзья-товарищи
12. Лесные шорохи
13. Октябрь
14. Швейня
15. Страшный неведимка
16. Фазаний букет
17. Деревья скрипят
18. Тайна скворечника
19. Старый знакомый
20. Сорочий поезд
21. Осенняя ёлочка
22. Упрямый зяблик
23. Лесные шорохи 2
24. Ноябрь
25. Плочему ноябрь пегий?
26. Курорт «Сосулька»
27. Волшебная полочка
28. Пороша
29. Трясогузкины письма
30. Отчаянный заяц
31. Синичий запас
32. Скворцы прилетели
33. Лесные шорохи 3

Сентябрь

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.
И вдруг осеннюю тишину нарушает ярое, прямо весеннее бормотание тетерева!
Певчий дрозд откликнулся — просвистел свою песню.

Затенькала птичка-капелька — пеночка-теньковка.
И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.
Странный в сентябре лес — в нём рядом весна и осень. Жёлтый лист и зелёная травинка.
Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.
Увядание и расцвет.
Песни и тишина.
И грустно и радостно!

Осень на пороге

— Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?
Как эхо, донеслись голоса из леса:
— Готовы, готовы, готовы…
— А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?
Откликнулись звери:
— Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!
— Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
— Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
— Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

— Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!
— Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!
— Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!
— Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!
— Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!
Откликнулись птицы:
— А мы, дрозды, на рябину навалимся!
— А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
— А мы, щеглы, за сорняки примемся!
Откликнулись звери:
— А нам без мух-комаров спать будет спокойней!
— Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
— Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!
Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.
Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.
Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

На великом пути

Спешили мы до ночи в лес попасть — не успели. Заночевали в поле. Палатку привязали к телефонному столбу. Потому что тучи на небе кипят: быть буре! И только устроились — задуло. Стенки палатки напружинились и загудели. Загудели и провода над головой. Страшно в такую ночь в голой степи.
Гудит вокруг, ревёт, свистит, воет.
И вдруг слышим голоса! Странные голоса. Будто кто-то вздыхает тяжело: «Ох! Ох! Ох!» А другой подгоняет сердито: «Но! Но! Но!»
Выбрался из палатки. Как в чёрный водоворот нырнул: крутит, толкает, не даёт дышать. Но всё же разобрал — голоса-то с неба! Птицы кричат.
Летят птицы на юг и вот кричат в темноте, чтобы не потерять друг друга.
Большие и сильные высоко летят. А мелюзга разная — голосишки пискливые, крылышки мокрые дребезжат! — над самой землёй мчат. Гонит их вихрь, как сорванные листья. Не разобрать по голосам — что за птицы? На пролёте птицы кричат особыми, «дорожными» голосами, не похожими на их всегдашний зов.

Всю ночь рвал палатку ветер. Гудели провода. И кричали в темноте птицы.
А утром тишина. Ни туч, ни ветра. Солнышко проглядывает. А ничего живого не видно.
Вот только лисичка вдоль столбов бежит. Да чудная какая-то — бежит и кланяется! Пробежит — поклонится, пробежит — поклонится. Поклон — носом до земли.
До нас добежала — стоп! Пастишку разинула, вильнула, да так по земле пошла, что кажется — над землёй полетела!
А когда вильнула, выронила из пастишки чёрный комочек. Пошёл я посмотреть. И вижу — птичка! А дальше под проводами ещё. Ночью о провода побились!
Так вот почему кланялась лисичка! Каждой мёртвой пичужке — лисий поклон.
Сколько тут птиц! Рыжегрудые зорянки упали на сухой бурьян, и бурьян расцвёл оранжевыми цветами. Куличок угодил в лужу — заломившееся крылышко торчит вверх. Гонит ветер мёртвого куличка, как лодочку под парусом.
У лужи — каменка. Тонкие пальчики стиснуты в кулачки, видно, от боли…
Далёк, далёк и труден птичий путь. Много ещё птиц потеряется в темноте и не откликнется на зов пролетающих стай. Много попадёт в зубы лисиц и когти ястребов. Но ещё больше долетят.
Обязательно долетят.
Счастливого им пути!

Паучок

С дерева вниз спускался на паутинке паучок. Да ловко так: выпускал паутинку и на ней, как на канате, спускался всё ниже и ниже. Я подошёл, чтобы лучше разглядеть этого акробата. Зацепил пальцем паутинную ниточку повыше паука, покачал паука в воздухе, как бумажный мяч «раскидай» на резинке, и стал поднимать поближе к глазам. Да не тут-то было!
Тяну паука за паутинку вверх, а он паутинку разматывает и опускается вниз. Я быстрей тяну, он быстрее разматывает. Я руками перебираю, только пальцы мелькают, а он паутину выпускает и скользит вниз. Как будто я катушку за нитку тяну вверх: тяну, тяну, нитка разматывается, а катушка ни с места. Крутится, вертится, а вверх ни на сантиметр!

Изо всех сил тяну, а паучок всё равно внизу!
И тут подумал я, что этак я паука, как катушку с нитками, до конца размотаю! Ведь иссякнет же он когда-нибудь, будет же конец его паутине? Размотается весь на паутину — тут ему и конец. За что же беднягу так?
Оборвал я паутинную нить, пустил паука на землю. Помчался он со всех своих восьми ног. Здорово так, сразу видно, что не весь ещё вымотался. Осталось ещё паутины на сеть — комаров ловить. Пусть ловит: кусаются комары здорово!

Время

Никогда я раньше не думал о времени. Идёт оно неслышно, течёт невидно. Час за часом, день за днём. Смотришь, уж и суббота, а там воскресенье. Ну и хорошо, что суббота и воскресенье!
Смотреть на часы или заглядывать в календарь — это ещё не значит понимать время.
Думать о времени меня научили… мыши и дятлы.
Встречаю я их в лесу весь год. Вся их жизнь на моих глазах.
У птиц и зверюшек тоже есть свои причуды. Вот мышь-полёвка. Эта до невозможности чистоплотная. Моется после еды и перед едой, моется перед сном и после сна. Зевнёт — помоется, чихнёт — помоется, почешется помоется. После игры моется, после драки моется. В жару моется, в холод моется. Вымоется и помоется.

Или летучая мышь. Эта любит поспать. Всю зиму спит беспробудно сразу полгода! Потом от восхода до заката спит. А по ночам как повезёт: чуть дождь — спит, ветер — спит, холодно — спит. Выспится и дремлет.
Ну а дятлы — работяги. Уткнутся носом в дерево и долбят. Зима ли, лето — долбят. От зари до зари. В вёдро и в непогоду. Круглый год; как только носы не сломают!
Одни моются, другие спят, третьи долбят. Час за часом, день за днём. Так незаметно, а если прикинуть? И выйдет, что полёвка полжизни моется, дятел три четверти жизни долбит, а летучая мышь живёт только двадцатую часть своей мышиной жизни — остальное время спит!
Заставили меня мыши время считать. А вдруг и я только и делаю, что сплю да долблю. И очень просто!

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Конспект урока по теме: Н.И.Сладков «Осень»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Мы начинаем урок. Проверьте, пожалуйста, как вы приготовились к уроку.

Дети проверяют свою готовность к уроку

Актуализация знаний

— Вспомните название раздела, который мы изучаем.

— Какой теме были посвящены все произведения, которые мы изучили?

— Какое произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

— Осень

Сообщение темы и задач урока

— Ребята, а как вы думаете, какой теме будет посвящен наш сегодняшний урок?

— Хорошо.

— Ребята, а сейчас, давайте предположим, что должны будем сделать сегодня на уроке? (на флагах появляются разнообразные виды деятельности: выразительно прочитать, прочитать сказку, понять смысл сказки, читать по ролям, иллюстрировать)

Высказывают свои предположения

Подготовка к восприятию

— Сегодня мы познакомимся с произведением Николая Ивановича Сладкова.

— Что вы знаете о Николае Ивановиче Сладкове?

— Николай Иванович Сладков – писатель, который жил в 20 веке. Всю жизнь Сладков прожил в Ленинграде. Рядом с его домом было много лесопарков, где писатель открыл для себя целый мир, богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался в жизнь леса. Он научился узнавать по голосам самых разных птиц.

Когда Сладков был мальчиком, ему очень хотелось узнать все тайны леса. Он читал очень много книг о природе, а свои собственные наблюдения записывал в тетрадь наблюдений. Постепенно в этой тетради стали появляться истории из жизни лесных обитателей.

Вместе с Виталием Бианки, своим другом и единомышленником, Николай Сладков много лет готовил радиопередачи «Вести из леса» и отвечал на многочисленные письма своих слушателей.

— Как вы считаете, какой теме посвящены произведения Николая Сладкова?

— Действительно, Николай Сладков – автор книг о природе. Сегодня в течение дня, вы сможете познакомиться с некоторыми книгами Николая Сладкова и произведениями. И убедитесь, действительно ли, Николай Сладков писал о природе, ее обитателях и тайнах.

— А сегодня на уроке, мы познакомимся с произведением Николая Сладкова «Осень».

Внимательно слушают сообщение о писателе

— Природа

Знакомятся с книгами писателя

Установка на восприятие

— Почему сказка называется «Осень»?

— Какую осень описывает Николай Сладков в этой сказке?

— Чтобы ответить на эти вопросы, послушайте внимательно это произведение.

Высказывают свои предположения

Первичное восприятие

Выразительное чтение учителем

Внимательно слушают, стараются найти ответы на вопросы

Проверка первичного восприятия

— Почему сказка называется «Осень»?

— Какая осень описывается в сказке?

— Оправдались ли наши читательские предположения?

Ответы детей

Постановка учебной задачи

— Вы заметили, что в сказке постоянно идет диалог между героями?

— Кто главные герои сказки?

— Сколько героев в сказке?

— Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказку Николая Сладкова «Осень» самостоятельно  с карандашом в руках. Читая, подчеркните героев сказки.

Называют некоторых героев сказки

Самостоятельное чтение

Анализ произведения

— Сколько героев в сказке вы насчитали?

Перечислим их.

— Что же произошло в лесу однажды утром?

— Что закричал мудрый Ворон? Ответьте на вопрос словами из текста.

— Что ответили звери на то, что наступит холод?

— Осень листья с деревьев сдирать начнет. Что будете делать?

— А когда осень последних насекомых морозцем прищелкнет?

— А когда осень скукою донимать станет?

— 12

— Ворон, белки, зайцы, лисицы, барсуки, еноты, ежи, летучие мыши, перелетные птицы, оседлые птицы (дрозды, дятлы, щеглы)

— Жители леса! Осень у лесного порога, все ли к ее приходу готовы?

— Готовы, готовы, готовы…

— «Пусть сдирает!…Тише в лесу станет»

«Откликнулись птицы:…»

— «Пусть себе донимает!…А будем сытыми- не заскучаем!»

Обобщение

— Ребята, как вы заметили, сказка Николая Сладкова «Осень» находится в рубрике «Наш театр».

— Предлагаю вам попробовать инсценировать эту сказку по группам.

— Но для этого, необходимо распределить роли.

— Мы с вами назвали главных героев сказки, а кто еще необходим при инсценировке произведения?

— Определите в тексте слова автора и слова героев.

— Какова роль автора? Приведите пример слов автора.

— Посмотрите внимательно, с какой интонацией действующие лица должны произносить слова?

— Найдите фразы, которые нужно читать вместе, хором?

— Работая в группах, вам нужно будет распределить роли, подготовиться к инсценированию сказки. Для этого в каждой группе будет режиссер, который будет ответственным за свою группу.

— Начните обсуждение в группах. Сегодня вам необходимо распределить роли и начать подготовку.

— автор

Приводят примеры

— Ворон с вопросительной, звери и птицы с восклицательной

— «Готовы, готовы, готовы», «Пусть себе донимает!…А будем сытыми- не заскучаем!»

Распределяют роли

Работа в группах

Итог урока

— С каким произведением мы сегодня познакомились на уроке?

— Кто его автор?

— Чем интересна эта сказка?

— «Осень»

— Никой Иванович Сладков

Рефлексия

— Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями об уроке.

— Что вам понравилось больше всего?

— Что вызвало затруднение?

Делятся впечатлениями об уроке

Домашнее задание

Подготовиться к инсценированию сказки

Пересказ адаптированного рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»

Чтение рассказа.

Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

Как эхо, донеслись голоса из леса:

Готовы, готовы, готовы…

А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

Откликнулись звери:

Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

Откликнулись птицы:

Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

Мы, осёдлые, пуховые телогрейки наденем!

Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

Откликнулись птицы:

А мы, дрозды, на рябину навалимся!

А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

А мы, щеглы, за сорняки примемся!

Откликнулись звери:

А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

Беседа по содержанию рассказа:

О чем рассказал лесным жителям Мудрый Ворон?

Что сделает осень?

Что ответили звери?

Что ответили птицы?

Какое второе дело сделает осень?

Что ответили звери?

Что ответили птицы?

Какое третье дело сделает осень?

Что ответили птицы и звери?

А теперь предложите ребенку пересказать рассказ по ролям.


Автор:  Нищева Н.В.

Осень на пороге

  • Автор: Н. Сладков
  • Осень на пороге
  • Тип: mp3, текст
  • Размер: 5,22 МБ МБ
  • Продолжительность: 0:03:48
  • Исполнитель: Николай Литвинов
  • Скачать сказку бесплатно
  • Скачать

  • Слушать рассказ online

  • Читать:

    Николай Сладков
    Осень на пороге

    — Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

    Как эхо, донеслись голоса из леса:

    — Готовы, готовы, готовы…

    — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

    Откликнулись звери:

    — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

    — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

    — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

    Откликнулись птицы:

    — Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

    — Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

    — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

    — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

    — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

    — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

    Откликнулись птицы:

    — А мы, дрозды, на рябину навалимся!

    — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

    — А мы, щеглы, за сорняки примемся!

    Откликнулись звери:

    — А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

    — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

    — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

    Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

    Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

    Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

    РАССКАЗ Н. СЛАДКОВА «ОСЕНЬ НА ПОРОГЕ». ПЕСНЯ «ОСЕНЬ»

    рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге».
    Песня «Осень»
    (муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина)

    Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

    Цели: дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени; развивать слух и голос; учить слушать сказки, выполнять ритмичные движения под музыку, петь мелодию чисто.

    Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения; эмоционально воспринимает литературное произведение Н. Сладкова «Осень на пороге» и выражает свое отношение к персонажам рассказа; проявляет положительные эмоции при прослушивании песни «Осень».

    Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке Н. Сладкова «Осень на пороге»; красные, желтые, оранжевые листья, вырезанные из картона.

    Содержание организованной деятельности детей

    1. Организационный момент. Проговаривание четверостишия.

    Сентябрь, октябрь, ноябрь

    С дождем и листопадом,

    И птицы улетают,

    А детям в школу надо.

    2. Чтение сказки.

    Воспитатель читает сказку «Осень на пороге» Н. Сладкова. После прослушивания дети отвечают на вопросы по содержанию.

    Вопросы:

    – Как звери будут спасаться от холода?

    – Что будут делать птицы в холода?

    – Чем будут питаться птицы, когда не будет насекомых?

    – Как звери и птицы преодолеют скуку?

    – Какие звери и птицы разговаривают с Вороном?

    – Как люди спасаются от холода?

    – Боятся ли люди мрачных туч, дождей? Почему?

    3. Ритмичные движения под музыку.

    Под звуки песни «Осень» (муз. Ю. Чичкова, сл. И. Мазнина) дети выполняют движения с осенними листочками в руках: кружатся, садятся на корточки, поднимают листочки вверх и машут ими.

    4. Разучивание песни «Осень».

    5. Физкультминутка.

    Листопад

    Падают, падают листья,

    В нашем саду листопад. Взмахи руками.

    Желтые, красные листья

    По ветру вьются, летят. Повороты вокруг себя.

    6. Рефлексия.

    Наблюдения на прогулке: приметы осени, изменения погоды

    План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа): Занятие по речевому развитию в средней гр «Пересказ рассказа Н.Сладкова Осень на пороге»

                                            

    Муниципальное Казенное Дошкольное    Образовательное Учреждение

    « Калачеевский Детский сад № 6 ».

     

                             Осень на пороге

                 

     Воспитатель:  

                                                                         Склярова Г.В.

                                                                                 

     г. Калач  2018г.

                                 

    Тема: пересказ рассказа Николая Сладкова  «Осень на пороге».

    Цель: создание условий для обучения связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. 

    Программные задачи: познакомить детей с  произведениями детской литературы о природе; формировать выразительную литературную речь; закреплять умение детей отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений;

    Предшествующая работа: изготовление схем – картинок по рассказу, беседа о природе, о жизни и творчестве Николая Сладкова.

    Словарная работа: эхо, перво-наперво, холоду в лес (напустит), оседлые, сдирать, прищёлкнет, шелушить, науськает, телогрейка.

    Раздаточный материал: изображение птиц, зверей на листочках.

    Методические приёмы: сюрпризный момент, отгадывание загадки, беседа, чтение, рассматривание картинок, графических схем; выстраивание графического плана рассказа; договаривание предложений детьми; грамматическое упражнение «Закончи предложение».

    Структура работы:

    1.Организационный момент (психогимнастика)

    2. Сюрпризный момент

    3. Артикуляционная гимнастика.

    4. Небольшой рассказ о Творчестве Николая Сладкова

    5.Чтение рассказа.

    6. Беседа по содержанию.

    7. Физкультминутка «Хоботок»

    8. Повторное чтение рассказа.

    9. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

    10. Работа в группах ( раскрась зверят и птиц)

    11.Рефлексия.

                                                       Ход работы

    1. звучит музыка, воспитатель предлагает детям подойти к нему, послушать музыку (звуки природы: осенние) и встать в круг.

    Собрались все дети в круг,

    Я твой друг (руки к груди) и ты мой друг (протягивают руки друг к другу).

    Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки).

    И  друг другу улыбнёмся (улыбаются) и улыбнемся нашим гостям.

    Дети садятся на стульчики. Воспитатель загадывает загадку:

    2.Воспитатель: 
                Если на деревьях
               листья пожелтели,
               Если в край далекий
               птицы улетели,
               Если небо хмурое,
               Если дождик льется,
               Ребята, какое это время года?
    Дети: Осень
    Театрализация

    Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, а кто к нам пришёл в гости такой расстроенный!
    Лесовичок: Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки! А куда это я попал (растеряно)? 
    Дети: В детский сад.
    Лесовичок: Вот, мне к вам и надо! Я Старичок – Лесовичок, я хранитель леса! Ой – ё – ёй, ребята, у нас в лесу происходит что – то не понятное! Должен был выпасть снег, а у нас в лесу идёт дождик; деревья в листве, а должны быть покрыты снегом; медведь должен быть в спячке, а он роет берлогу; всё так ярко, красочно, красиво! Ребята, вы мне не подскажите, а какое сейчас у нас время года? А то я совсем старенький стал и ничего не помню! 
    Дети: Подскажем, сейчас у нас Осень!
    Лесовичок:  Осень – вспомнил! А где снег? Где лёд? Сосульки?
    Дети: Нет, Лесовичок, ты перепутал, снег, лёд и сосульки бывают Зимой, а сейчас Осень!
    Лесовичок: Да, так и есть. я вспомнил! Ребята, так как я очень тороплюсь в свой лес, я хочу подарить вам мой любимый рассказ про осень, читайте его и вспоминайте меня. До свидания!

    3. «Хоботок»

    Я слегка прикрою рот,

    Губы – «хоботом» вперед.

    Далеко я их тяну,

    Как при долгом звуке: у-у-у.

    4. Рассматривание портрета Николая Сладкова.

    Рассказ о писателе (рассказывает ребенок)

    Николай Сладков очень любил природу и писал о ней в своих рассказах, он написал очень  много произведений о природе для детей. Недалеко от дома Николая Сладкова, был большой красивый лес и он стал писать о тайнах природы.

    5.        Николай Сладков. Осень на пороге.

    — Жители леса! — закричал раз утром мудрый Ворон. — Осень у лесного порога, все ли к её приходу готовы?

    Как эхо, донеслись голоса из леса:

    — Готовы, готовы, готовы…

    — А вот мы сейчас проверим! — каркнул Ворон. — Перво-наперво осень холоду в лес напустит — что делать станете?

    Откликнулись звери:

    — Мы, белки, зайцы, лисицы, в зимние шубы переоденемся!

    — Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!

    — Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!

    Откликнулись птицы:

    — Мы, перелётные, в тёплые края улетим!

    — Мы, оседлые, пуховые телогрейки наденем!

    — Вторым делом, — Ворон кричит, — осень листья с деревьев сдирать начнёт!

    — Пусть сдирает! — откликнулись птицы. — Ягоды видней будут!

    — Пусть сдирает! — откликнулись звери. — Тише в лесу станет!

    — Третьим делом, — не унимается Ворон, — осень последних насекомых морозцем прищёлкнет!

    Откликнулись птицы:

    — А мы, дрозды, на рябину навалимся!

    — А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!

    — А мы, щеглы, за сорняки примемся!

    Откликнулись звери:

    — А нам без мух-комаров спать будет спокойней!

    — Четвёртым делом, — гудит Ворон, — осень скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, дождей нудных напустит, тоскливые ветры науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!

    — Пусть себе донимает! — дружно откликнулись птицы и звери. — Нас скукою не проймёшь! Что нам дожди и ветры, когда мы

    в меховых шубах и пуховых телогрейках! Будем сытыми — не заскучаем!

    Хотел мудрый Ворон ещё что-то спросить, да махнул крылом и взлетел.

    Летит, а под ним лес, разноцветный, пёстрый — осенний.

    Осень уже перешагнула через порог. Но никого нисколечко не напугала.

    Воспитатель: ребята, вам были непонятны какие-то слова, когда я читала текст? Вам домашнее задание. Спросите у родителей, какие слова вам были непонятны и посмотрите вместе с ними в словаре или энциклопедиях, а потом скажите мне, что эти слова означают.

    6.

    О каком времени года говорилось в рассказе?

    Кто задавал вопросы жителям леса?

    Кого проверял Ворон? 

    Как приготовились к зиме зайцы, лисицы и белки?

    Как барсуки и еноты?

     Как ежи и медведи?

    Как перелетные птицы?

     А почему нужно готовиться к наступлению осени? (Потому что наступает холодная пора.)

    7. физкультминутка

    Раз, два, три, четыре, пять (дети стоят шеренгой, хлопают в ладоши)

    В лес идём мы погулять (шагают друг за другом)

    Шишек много мы найдем (наклоняясь собирают ягоды)

    И братишке отнесём ( шагают в обратную сторону)

    8. Ребята, я ещё раз прочитаю вам рассказ, а вы мне помогайте (дети договаривают начатые педагогом фразы)

    — Жители леса! — закричал раз утром. Кто закричал? (Мудрый ворон)

    Откликнулись звери: (кто откликнулись первыми?) (звери)

    Кто откликнулись вторыми? (птицы)

    9. Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. С помощью этих необычных картинок мы можем вспомнить весь рассказ. Давайте разложим их по порядку. С чего всё началось? Что было дальше? (педагог вместе с детьми выкладывает графическую мнемодорожку – графический план рассказа).

    Желающий ребенок выходит и пытается пересказать рассказ по мнемосхемам.

    10. Ребята, я хочу подарить вам вот такие картинки, с изображением птиц и зверей, нам с вами нужно разбиться на группы, ( тот , кто взял птиц, садится за один стол, кто взял животных – за другой), сесть за столы и раскрасить птиц и зверей из рассказа «Осень на пороге», а затем сложить свои работы в конверт и отправить Старичку-лесовичку в лес.

    11. Рефлексия

    Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Понравилось тебе, (ИМЯ) составлять рассказ по схемам? А ты, (ИМЯ), что нового узнал? (Педагог положительно оценивает деятельность на занятии каждого ребёнка)

    V. Работа с текстом рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге»

    ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 36Следующая ⇒

    1. Чтение рассказа учителем (с. 51).

    2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

    — Какое чувство вызвал у вас этот рассказ? Почему?

    3. Лексическая работа

    Перво-наперво — сначала.

    4. Обсуждение прочитанного.

    — Кто предупредил жителей леса о приходе осени?

    — Как вы понимаете выражение «осень у лесного порога»?

    5. Чтение рассказа учащимися:

    а) выборочное чтение;

    — Кто переоденется в зимние шубы? Прочитайте в тексте.

    б) самостоятельное чтение.

    — Подготовьте рассказ о том, как звери и птицы готовятся к зиме.

    Физкультминутка

    VI. Работа с текстом рассказа И. Соколова-Микитова «Рус­ский лес»(с. 52)

    1.Чтение рассказа учителем.

    2. Проверка эмоционального восприятия.

    — Какое настроение вызвал рассказ? Почему?

    — Какую музыку можно подобрать к рассказу: веселую, пе­чальную, радостную?

    — Какой темп будет у этой музыки: быстрый, медленный, протяжный?

    — На каком музыкальном инструменте можно исполнить осеннюю мелодию?

    3. Обсуждение прочитанного.

    — Почему красив лес в дни ранней осени?

    — Почему в осеннем лесу тихо?

    — Что можно увидеть в лесу?

    — Замените слова «косяком», «покличут» словами, близки­ми по значению.

    4. Чтение рассказа учащимися:

    а) чтение «цепочкой»;

    б) чтение молча:

    — Найдите описание осенних деревьев.

    в) выборочное чтение:

    — Что можно увидеть в лесу? Прочитайте.

    — Что можно услышать в лесу? Прочитайте.

    VII. Подведение итогов урока

    1. Беседа.

    — С какими произведениями мы познакомились на уроке?

    — Назовите авторов, этих произведений0

    — Какое произведение вам особенно понравилось? Почему?

    2. Слово учителя.

    — Пройдет немного времени, и золотая осень перестанет хозяйничать. Наступит поздняя осень. Серыми тучами покро­ет небо. Смоет дождем пестрый убор листьев. Деревья будут ежиться от холода. Частыми станут морозы по ночам. Невесе­лая получится картина! Но и в ней есть что-то хорошее.

    VIII. Рефлексия

    — Что вам больше всего понравилось на уроке?

    — Полезным ли оказался для вас урок? Чем?

    — С каким настроением вы заканчиваете урок?

    IX. Домашнее задание

    Прочитать рассказ И. Соколова-Микнтова «Русский лес».

     

     

    Урок № 20

    Тема: ЕЛЕНА БЛАГИНИНА «УЛЕТАЮТ, УЛЕТЕЛИ», ЕВГЕНИЙ ИНТУЛОВ «ОСЕНЬ»

    Цель:

    • совершенствовать умение отчетливо произносить слова и тек­сты, регулируя свое дыхание;
    • развивать умение читать выразительно, выбирая правильную интонацию;
    • совершенствовать умение находить в тексте авторские слова и выражения, с помощью которых можно выполнить словесный рисунок к тексту;
    • создавать условия для обога­щения словарного запаса, развития памяти, умения замечать красоту природы каждой поры года, формирования внимательного и бережного отношения к природе.

    Подготовительная работа: ученик готовит выразительное чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Учащиеся читают рассказ И. Соколова-Микитова «Русский

    лес».

    III. Речевая разминка

    — Измените слова по образцу: у барсука барсучата,


    у волка — … у зайца — …

    у грача — … у скворца — …

    у лисы — … у медведя — …

    IV. Подготовка к восприятию произведения

    1. Ученик читает стихотворение.

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора —

    Весь день стоит как бы хрустальный

    И лучезарны вечера…

    Где бодрый серп гулял и падал колос.

    Теперь уж пусто всё — простор везде,

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь —

    И льётся чистая и тёплая лазурь

    На отдыхающее поле…

    Ф. Тютчев

    — Как наблюдателен поэт! Он делится е нами увиденным, своей радостью, немножко окрашенной грустью. Как поэтичны его стихи!

    — Какие картины можно нарисовать к этому произведению?

    / картина. Ясный, солнечный день ранней осени. Небо го­лубое, безоблачное. Воздух чистый, как хрусталь, прозрачный. На смену каждому дню приходит лучезарный вечер — полный света, сияния, блеска.

    2 картина. Пустое поле, собран урожай. Ещё совсем недав­но «гулял серп» крестьяне жали на своих полосках земли рожь-кормилицу. Серпы так и мелькали в их проворных руках. Было очень трудно, но лица их светились радостью, ведь жатва для крестьян — великий праздник. А сейчас тихо в поле. Не видно колосков. Земле-матушке тоже нужно отдохнуть. Празд­ные борозды — ничем не заняты, не засеяны. Тишина. Только паучки безмолвно совершают свое путешествие па паутинах.

    3 картина. Теплая и чистая лазурь — безоблачное голубое небо. Тишина. Не слышно пения птиц. Везде в природе чув­ствуется легкая грусть. Природа замерла в ожидании. Ведь эта «дивная пора» коротка. Скоро придут холод и ненастье.

    V. Работа с текстом стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели»

    1. Чтение стихотворения учителем (с. 55).

    2. Проверка эмоционального восприятия.

    — Какое настроение создает стихотворение? Почему?

    3. Обсуждение прочитанного.

    — Какая пора года описывается в стихотворении?

    — Что случилось с листьями? Как об этом говорится в сти­хотворении?

    — На что похожи осенние листочки? Как они падают с де­ревьев?

    — Какое солнце осенью?

    — Почему птицы улетают в теплые края?

    — Как мы можем позаботиться о птицах, которые остаются зимовать?

    4. Самостоятельное чтение.

    — Прочитайте стихотворение, докажите строчками из тек­ста, что в стихотворении описывается осень.

    5. Выборочное чтение.

    — Прочитайте, что случилось с листьями?

    — Как светит солнце?

    6. Выразительное чтение. (Конкурс на лучшего чтеца.) Физкультминутка

    VI. Работа со стихотворением И. Интулова «Осень»

    1. Чтение стихотворения учеником (с. 54).

    2. Проверка первичного эмоционального восприятия.

    — Какое настроение создает стихотворение? Почему?

    3. Обсуждение прочитанного.

    — О какой поре года говорится в стихотворении?

    — Какая птица не улетела в теплые края?

    —Почему?

    — Какой период осени описан?

    — Как вы догадались?

    — Что за пожар случился в лесу?

    — Как вы понимаете выражение «в нем поселилась осень»? Замените слово «поселилась» близким по значению.

    4. Самостоятельное чтение.

    -— Выучите стихотворение наизусть.

    5. Выразительное чтение (конкурс на лучшего чтеца).

    VII. Подведение итогов урока

    — С какими произведениями мы познакомились на уроке?

    — Назовите авторов стихотворений, которые пишут об осени?

    — Какое произведение вам особенно понравилось? Почему?

    VIII. Рефлексия

    — Что вам больше всего понравилось на уроке?

    — Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

    — С каким настроением вы заканчиваете урок?

    IX. Домашнее задание:

    Выучить наизусть стихотворение Е. Интулова «Осень»

    Нарисуй иллюстрации к стихотворению Елены
    Благининой «Улетают, улетели…».

     

     

    Урок № 21

    Тема: ЮРИЙ КОВАЛЬ «СИРЕНЬ И РЯБИНА», «ДУБЫ», ИРИНА ТОКМАКОВА «ОСИНКА»

    Цели:

    • развивать речевое дыхание, умение отчетливо произносить звуки;
    • совершенствовать умение читать вслух, молча, вполголоса;
    • способствовать формированию умения сравнивать произведения раз­личных жанров;
    • развивать умение находить в тексте и коллективно подбирать рифмованные слова;
    • создавать условия для активной позна­вательной деятельности, расширения знаний о природе родного края, формирования бережного отношения к природе.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Учащиеся читают стихотворение «Улетают, улетели…».


    

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *