Не с разными частями речи 15 слов: Не с разными частями речи как пишется? (таблица, примеры) 🤓 [Есть ответ]

Содержание

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

1. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи

«То, что запомнил, — уйдёт,
то, что понял, — останется».
Русская пословица
1

2. Запишите примеры, раскрывая скобки

Заработа(н,нн)ый ломоть лучше
краде(н,нн)ого каравая.
С умом задума(н,нн)о, а без ума
сдела(н,нн)о.
Хороша верёвка дли(н,нн)ая, а речь
короткая.
Братская любовь лучше
каме(н,нн)ых стен.
Пропуще(н,нн)ый час годом не
воротишь.
2

3. Проверьте себя!

Заработанный ломоть лучше краденого
каравая.
С умом задумано, а без ума сделано.
Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
Братская любовь лучше каменных стен.
Пропущенный час годом не воротишь.
3

4. Пословицы и поговорки

Пословица – краткое народное
изречение с назидательным смыслом;
народный афоризм.
Поговорка – выражение, не
составляющее законченное
высказывание и не являющееся
афоризмом.
Из «Словаря русского языка»
С.И. Ожегова
4

5. «Русский язык в пословицах и поговорках»

«Грамматика не только
могла бы и должна бы
многому научиться у
пословиц, но должна бы
быть по ним вновь
переверстана».
«Кто бы взялся
рассмотреть пословицы и
поговорки в этом
отношении, тот написал
бы претолстую и
преполезную книгу…»
В.И.Даль
5

6. Цели и задачи урока:

Уметь определять, чем бывает НЕ
в словах разных частей речи;
Повторить и обобщить основные
правила слитного и раздельного
написания
НЕ с разными частями речи;
Воспитывать нравственные качества
личности на основе пословиц и
поговорок – кладезя народной
мудрости.
6

7. Рассмотрите примеры:

Он настоящий неряха.
Негромкий звук раздался в
тишине.
Река была не глубокая, а мелкая.
7

8. Подумайте!

Чем бывает НЕ
частицей приставкой частью корня
пишется
раздельно
пишется
слитно
8

9.

Народная мудрость То, что запомнил, — уйдёт,
то, что понял, — останется.
9

10. Тематический диктант

То, чего не было и не бывает в
действительности, вымысел, выдумка;
Детская игрушка, которую невозможно уложить,
Ванька-встанька;
Грубый, невоспитанный человек;
Необразованный, малосведущий человек;
Отсутствие удачи, ряд неудач;
Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства;
Раб, обычно из пленников;
Отсутствие свободы, рабство;
Тот, кто не может долго усидеть на одном месте;
Военный противник;
Человек, который всё делает плохо.
10

11. Выборочный диктант

Без пословицы (не)проживёшь.
(Не)гордись званием, а гордись знанием.
У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.
Друг познаётся в (не)счастье.
Красна дружба (не)лестью, а правдой и честью.
Учён, да (не)умён, вполцены он.
За учёного двух (не)учёных дают, да и то (не)берут.
Мелет день до вечера, а послушать (не)чего.
Человек (не)учёный, что топор (не)точёный.
(Не)давши слова – крепись, а давши – держись.
(Не)вежду никакими лекарствами (не)вылечишь.
(Не)убив медведя, шкуры (не)делят.
(Не)доброе слово сильней огня жжёт.
Человек, (не)умеющий говорить, кулаком пугает.
Тот идёт вперёд, кто (не)боится (не)взгод.
11

12. НЕ пишется слитно

1) Со словами любой части речи, если
слово без не не употребляется;
2) С существительными, прилагательными
и наречиями на –о, — е, если их можно
заменить словами, близкими по
значению;
3) С полными причастиями, не имеющими
зависимых слов;
4) С отрицательными и неопределёнными
местоимениями (при отсутствии
предлога) и наречиями.
12

13. НЕ пишется раздельно

1) Со словами любой части речи, если
к слову есть или подразумевается
противопоставление;
2) С глаголами, деепричастиями и
краткими причастиями;
3) С полными причастиями, имеющими
зависимые слова;
4) С отрицательными и
неопределёнными местоимениями
при наличии предлога;
5) В составе слов вовсе не, далеко не,
отнюдь не, совсем не и другими.
13

14. Тестовая работа


Укажите строки со
словами, которые
пишутся с НЕ слитно.
14

15. Проверь себя!

1 вариант:
1б, 2б, 3а, 4г, 5б
2 вариант:
1б, 2б, 3б, 4а, 5а
15

16. Творческая работа

А) Написать сочинение-миниатюру
по теме одной из записанных на
уроке пословиц, используя в работе
слова разных частей речи с НЕ;
Б) Выбрать 1 пословицу и описать
кратко речевую ситуацию, в которой
уместно было бы её употребление.
16

17. Из анекдота «Я прочитал в вашей газете, что негры в Африке (не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают, присылать нам?»

17

18. Студенческий афоризм

Лучше переесть,
чем недоспать…
18

19. Домашнее задание (по выбору):

1)сочинение-рассуждение по выбранной
пословице с использованием слов на
изученное правило;
2) упражнение №427;
3) составить словарную диктовку по
теме урока «Правописание НЕ с
разными частями речи» (не менее 20-ти
слов).
19

«Правописание НЕ с разными частями речи»

Краткое описание документа:

Тема урока: Правописание частицы не с разными частями речи

Цели урока:

-Систематизировать знания о написании не с разными частями речи;

-Совершенствовать орфографические навыки написания не с разными частями речи;

-Формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля;

-Развивать логическое и критическое мышление, умение отбирать материал, аргументировать свою точку зрения;

-Формировать коммуникативные умения;

-Воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

-Компьютерная презентация

-Индивидуальные тестовые задания

Ход урока

I

.Организационный момент (слайд 1)

II. Определение темы урока и постановка целей.

1.Послушайте стихотворение, определите тему нашего урока, запишите слова и скажите, для чего нужна частица НЕ в данных словах?(слайд 2)

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всем была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная

И, виляя хвостом, уклюже

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шел умытый, причесанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразные дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречувсем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.
— Какие слова вы записали? Какова особенность ихнаписания?
( Все слова без не не употребляются, не является приставкой).

-Объясните значение слов «невежа» и «невежда». (слайд 3)

(Невежа 1.Грубый, неучтивый человек. Невежа тот, кто позволяет себе грубость.

Невежда, невежественный, несведущий, безграмотный, неграмотный, необразованный, неученый, неуч, серый, темный, малограмотный, малокультурный. Невежда он был круглый, ничего не читал.)

2.Сформулируйте задачи нашего урока. ( Для правильного написания слов с частицей НЕ следует повторить правила, составить алгоритм, сводную таблицу. Закрепить полученные знания).

— Прочитайте эпиграф к уроку, объясните смысл этого высказывания. К нему мы еще вернемся в конце нашей работы.

III.Систематизация умений и навыков ( работа над составлением таблицы, алгоритма)

1. Вспомним , чем бывает НЕ в словах.( Например, в словах стихотворения, эпиграфа).

Правописание не с различными частями речи.

Существительные, кач. прилагательные, наречия на -о, -е

Причастия

Глаголы и деепричастия

слитно

раздельно

слитно

раздельно

слитно

раздельно

Без не не употребляются

Неряха, нелепый, небрежно

Противопоставление с союзом а

Не друг, а враг

Без не не употребляются

Недоумевающий

Краткое причастие

Не распечатан, не скошена

Без не не употребляются

Нездоровится,
но

Всегда

Не рисует

Не видя
не поздоровится

Можно подобрать синоним

неправдивый=лживый

неправда=ложь
невеселый = грустный
невысоко= низко

Наличие слов далеко не, отнюдь не , вовсе, ничуть не, никогда не

Вовсе не красивое платье

Полное одиночное (нет зависимых слов)

Нерешенный пример,ненаписанное письмо

Противопоставление с союзом а

Не законченная, а только начатая работа

Наличие наречий степени, признака: чрезвычайно, совершенно, абсолютно, почти

Сравнительная степень: не лучше, не умнее

Наличие зависимых слов (входит в причастный оборот)

Еще не скошенная трава

Отрицательные наречия: негде,
некуда

С прил. , которые не имеют полной формы: не рад, не должен, не обязан

! Не является частицей и пишется раздельно Слайд 4)

  • с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
  • с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
  • с числительными
  • с местоимениями
  • с прилагательными и наречиями в сравнительной степени
  • с неопределённым местоимением, если разделено предлогом;
  • с прилагательными, обозначающими цвет, относительными и притяжательными прилагательными;
  • с числительными
  • с местоимениями
  • с наречиями, которые пишутся через дефис ( не по-братски, не по- летнему)
  • с прилагательными и наречиями в сравнительной степени ( не лучше, не хуже , не красивее, не умнее)

3.Взаимопроверка

— Эксперты проверяют поочередно составление таблицы у каждой группы и обобщают материал.

4.Самопроверка

-Теперь каждый проверяет свою работу по слайду и дописывает те условия написания, которые пропущены.

5.Построение алгоритма «Правописание НЕ с разными частями речи»

( На основании таблицы выстраиваем алгоритмрассуждения).
Образец рассуждения: (слайд 5)
1.При выборе слитно-раздельного написания не с существительными, прилагательными, наречиями на-о, -е рассуждаем так:
— смотрим, может ли слово употребляться без не. Если не может – пишем слитно: неряха , несуразный, Небрежно.
— если слово может употребляться с не, смотрим, есть ли противопоставление признаков, оценок, или слова далеко не, отнюдь не, вовсе не, ничуть не, чуть не, отнюдь не. Есть одно из указанных условий – пишем не раздельно : не широкий , а узкий пруд;вовсе не интересный рассказ; ничуть не красиво.
— если нет указанних выше условий, подбираем к слову синоним и пишем не слитно: говорил неправду ( ложь), поступил нехорошо ( плохо).
Запомните: не пишется раздельно с относительными, притяжательными прилагательными, с прилагательными со значением цвета, с прилагательными и наречиями в сравнительной степени: не кожаный портфель, не синее небо, не тяжелее, не менее; с наречиями, которые пишутся через дефис: поступил не по — товарищески.

Слитное и раздельное написание НЕ (слайд 6)

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛИТНОГО ИЛИ РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ НЕ

! Не является частицей и пишется раздельно

6.Закрепление материала. Работа с текстом. (слайд 7)

(Отпечатанный текст роздан каждому ученику).

-В какой фразе заключена главная мысль текста?

-Как вы ее понимаете?

-Озаглавьте.

-Спишите, раскрыв скобки, обозначив орфограмму «не» с различными частями речи»

-Раскройте главную мысль текста, аргументируйте свой выбор.

-Как бы вы поступили на месте Васи?

Успокоение (не)приходило. (Не) в чем Васе было себя упрекнуть. Это мать,(не)испытывая жалости к старой черепахи, приказала её унести из дома.

Перед Васей (не)ожиданно возникли глаза черепахи, никогда (не) мигающие, мудрые. Вася думал: «(Не) такому уж плохому человеку продал я её. И живет она теперь (не)далеко, а близко». Но вдруг он заплакал.

Это сердце подсказало мальчику (не) ведомую истину: (не) только мир существует для тебя, но и ты для мира.

(Ю.Нагибин «Старая черепаха»)

*Задание. (слайд 8)

Определить, какое слово в каждом ряду «лишнее «. Объяснить. Заменить его таким, которое подходит к данному ряду.

1 (Не)удача,(не)покорный,(не)чего,(не)знает.

2 (Не)приблизившись,(не)слышишь,(не)дотрога, (не)(у)кого

3 Никем (не)тронутый,(не)глубокий, но очень бурный, (не)по-товарищески,(не)убраны

Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ (слайд 9)

1.То, чего не было и не бывает в действительности, вымысел, выдумка;

2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька;

3.Грубый, невоспитанный человек ;

4.Необразованный, малосведущий человек ;

5.Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих кого-то;

6.Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства;

7.Отсутствие свободы, рабство ;

8.Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте;

9.Военный противник, враг .

*ТЕСТ.

1. Не пишется слитно:

а)(не)нарушая режима

б)(не)пересечены линией

в)(не)законченная работа

г)(не)замерзшая река

2.Не пишется раздельно:

а)(не)дорогой, а красивый ситец

б)(не)проснувшийся город

в)(не)был в школе

г)прыгнул (не)высоко, а низко

3.Не пишется слитно:

а)(не)глубокий, а рыбный пруд

б)(не) проснувшийся вовремя

в)долго (не)заживающая рана

г)поступить далеко (не)смело

4.Не пишется слитно:

а)говорить (не)громко, а тихо

б)дорога (не) освещена

в)книга (не)большая, а интересная

-Эксперты проверяют работу и озвучивают результат

* Задания используются как дополнительные.

7.Подведение итогов урока.
— Какую задачу мы с вами решили? ( Систематизировали полученные ранее знания о правописании не с разными частями речи)

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

-Вспомним случаи слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Давайте повторим алгоритм «Написание слов с НЕ».

-Чем является не, когда слово пишется слитно? ( Приставкой )
— Раздельно? ( Частицей)

Урок русского языка в 7 классе «Правописание НЕ с разными частями речи»

Материал опубликовала
Елена49

Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Классная работа. Успешной работы на уроке!

Корректор — это специалист, который читает текст после редактора. Он исправляет пропущенные орфографические и пунктуационные ошибки, смотрит, не стоит ли тире вместо дефиса и наоборот. Иными словами, отслеживает ошибки, правильность оформления текста и пр. Корректировать, корректорский (отдел) (от лат. corrector – исправитель)

Правописание нЕ с разными частями речи Цель урока Обобщить, систематизировать и закрепить знания о слитном и раздельном написании НЕ с разными частями речи Применить знания этих правил на практике.

Проверь себя! неповоротливость неловкость не ладилось никто не догадывался некрасивой недостатки ненавидел не подходящую для рыцаря неудачника

Поставь себе оценку! Ошибок 0 – «5» 1-2 – «4» 3-4 – «3»

Существительные, прилагательные СИНОНИМ РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО отнюдь не вовсе не далеко не ничуть не нисколько не

НЕ РАЗДЕЛЬНО С ГЛАГОЛОМ С ДЕЕПРИЧАСТИЕМ С КРАТКИМ ПРИЧАСТИЕМ

СОЮЗ А С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ С ПРИЧАСТИЯМИ НЕ РАЗДЕЛЬНО

Причастия Одиночное причастие РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО Есть зависимое слово

Местоимения Слитно Нет предлога Раздельно Есть предлог

ЕГЭ Задание12  Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.  1. Глупому сыну и родной отец ума (НЕ)ПРИШЬЁТ. 2. (НЕ)ДОБРОЕ слово больней огня жжёт. 3. (НЕ)ДОПУСТИВ меня ближе, лисица бросилась в воду. 4. Люди, (НЕ)БЫВАВШИЕ на Камчатке, не могут представить всей красоты утра. 5. Мне НЕ(О)К0М было даже пожалеть в этот день.   Ответ: ___________________________.

Проверь себя! НЕ ПРИШЬЁТ НЕДОБРОЕ слово НЕ ДОПУСТИВ НЕ БЫВАВШИЕ на Камчатке НЕ О КОМ НЕ ДУМАЯ далеко НЕ ПОЛНЫЙ НЕ СКОШЕНА НЕУДАЧНОЙ НЕ ХВАТАЕТ

Поставь себе оценку! Ошибок 0 – «5» 1-2 – «4» 3-4 – «3»

Проверь себя! 1)Приятели называли его тюфяком за его медлительность неповоротливость и неловкость. 2)У него все валилось из рук все (не)ладилось. 3)Никто не догадывался что под этой некрасивой, толстой оболочкой скрывается благородное сердце рыцаря. , ,

5)В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов защищая слабых и обиженных. 11)Обычно неудачники сердятся на других а он сердился на самого себя. , ,

ТЮФЯК I. Мешок, набитый сеном, чем-н. мягким и служащий матрасом. Соломенный тюфяк. 2. перен. О вялом, безвольном, медлительном человеке (прост.)

Рыцарь Вася

Домашнее задание Прочитать рассказ Ю.Яковлева «Рыцарь Вася». Выписать из рассказа 15 слов с орфограммой «Правописание НЕ с разными частями речи», объяснить орфограмму. ИЛИ Составить словарный диктант на изученную орфограмму (20 слов).

Узнаем как писать «не» с разными частями речи

Как пишется частица «не» с разными частями речи, зависит от самой части речи, от контекста, в котором употреблено слово с частицей «не». Рассмотрим основные правила написания «не» с разными частями речи. Самостоятельные части речи, с которыми может слитно либо же раздельно писаться отрицательная частица «не», это — имена существительные, имена прилагательные, глагол и его особые формы — причастие, деепричастие, наречие, местоимение, числительное.

«Не» с разными частями речи:

С конкретными существительными (один из разрядов существительных, являются выражением предметов и явлений реально существующей действительности) частица «не» пишется всегда раздельно (например: не книга, не слон, не чай, не поезд). С абстрактными существительными (один из разрядов существительных, выражает отвлеченные понятия) «не» можем писать и раздельно, и слитно. Слитное написание таких существительных свойственно словам, которые мы не можем употребить без «не» (неудачник, неполадки), а также словам, которые можем заменить синонимом, словосочетанием или синонимическим рядом (несчастье — беда, неприятель — враг). Раздельно будем писать существительные в предложениях, где есть противопоставление в виде союза «а» или отрицание, выраженное словами «нисколько, совсем не, далеко не».

То же самое касается и имен прилагательных. Значит, относительные и притяжательные прилагательные (категории имен прилагательных, обозначают отнесенность прилагательного к предмету или признаку — относительные; и принадлежность предмета лицу — притяжательные), аналогично конкретным существительным, пишутся раздельно с «не». А правила написания качественных прилагательных не отличаются от написания абстрактных существительных с «не». Как несложно заметить, правила написания «не» с разными частями речи во многом имеют схожие черты. Поэтому можно сгруппировать те части речи, правила которых совпадают.

Глаголы в основной своей массе пишутся раздельно с «не». Слитное написание «не» с глаголами обусловлено тем, что последние без «не» не употребляются (негодовать, невзлюбить). А также в некоторых случаях глаголы с приставкой «недо» могут слитно писаться. Данное написание зависит от смысловой нагрузки приставки «недо».

Так как деепричастие близко к глаголу, то и правила их правописания с «не» не отличаются. А вот написание «не» с причастиями (еще одна особая форма глагола) с одной стороны соотносится всё с тем же глаголом, а с другой стороны похоже на правила написания отрицательной частицы с прилагательными. То есть причастие будет писаться слитно с «не» в случае возможности замены синонимом или по причине неупотребления без частицы, и раздельно, если будет иметь противопоставление или зависимое слово. Краткая же форма причастия всегда пишется раздельно с частицей «не».

Числительные с частицей «не» пишутся только раздельно (не пять, не второй). Это же касается и местоимений (не такой, не к чему), где исключением являются лишь неопределенные (некто, несколько) и отрицательные местоимения (некого, негде с ударением на первом слоге).

Наречие, которое можно заменить на синоним, следует писать слитно с «не». А также, как несложно догадаться, если наречие не может употребляться самостоятельно без «не», то и написать его раздельно мы не можем. А вот наличие в предложении противительного союза «а», дает нам повод написать наречие отдельно от частицы. Наречия, окончивающиеся на -е, -о, а также наречия, стоящие в сравнительной степени, в соответствии с нормами современного русского языка тоже пишутся раздельно с «не».

«Не» с разными частями речи. Примеры:

Не далеко, а близко (наречие с противительным союзом «а»)

Невзлюбив (деепричастие, без «не» не употребляется)

Не просохшая за ночь одежда (причастие с зависимым словом)

Не слушая (деепричастие).

Таким образом, чтобы верно написать «не» с разными частями речи, требуется выяснить, к какой именно части речи относится данное слово и, руководствуясь правилом, принять решение о слитном или раздельном правописании.

«Не» с разными частями речи

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

1.
Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.
Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
(НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.
(НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство
с матерью.
Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

2.
В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.
Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.
Море слилось с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе ткань облаков, (НЕ)СКРЫВАЮЩИХ собою звёзд.
Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.
Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.

3.
Пришлось говорить (НЕ) ГРОМКО, а едва различимым шёпотом.
В ещё (НЕ) РАСКРЫТЫЕ окна заглядывает синичка.
Позвонить Тане Игорёк не смог по (НЕ) ЗАВИСЯЩИМ от него причинам.
(НЕ) НАДО думать о плохом: всё будет хорошо.
Но говорят, вы (НЕ) ЛЮДИМ: в глуши, в деревне всё вам скучно.

4.
После происшедшего с ним случая Никита сделал далеко (НЕ)ВЕРНЫЕ выводы.
(НЕ) РАЗ мы вспоминали этот забавный случай.
( НЕ)УБРАННОЕ осенью поле нагоняло на крестьянина тоску и уныние.
(НЕ) ЯРКОЕ ПЛАМЯ в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
В этом (НЕ)ДОСТРОЕННОМ дачниками доме часто собирались бродяги.

5.
Нужная к уроку книга учениками (НЕ) ПРОЧИТАНА.
Клементьев быстро ушел, (НЕ) ОТВЕТИВ на наши вопросы.
(НЕ) ВЫСКАЗАННЫЙ упрек светился в глазах Софьи Николаевны.
Нельзя было отредактировать рассказ, (НЕ) ИСПОРТИВ его.
Новая шинель адъютанта (НЕ) СШИТА

6.
В этот вечер вам со мной (НЕ) БЫЛО скучно?
Обломов — ребенок, а (НЕ) БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ эгоист.
(НЕ) ПЕРЕПЛЕТЁННЫЙ, напечатанный на старенькой машинке роман достался ей от дяди.
Мост через нашу реку до сих пор (НЕ) ПОСТРОЕН.
Внутреннее чувство подсказывает Кутузову (НЕ) ПРИНИМАТЬ волевых решений.

7.
Нас поливал ни на минуту (НЕ)ПРЕКРАЩАЮЩИЙСЯ дождь.
Засыпаны опавшей листвой (НЕ) ПОДМЕТЁННЫЕ дорожки сада.
Характер дневниковых записей (НЕ) ВПОЛНЕ обычный.
Лёшка почему-то (НЕ) ПОНИМАЛ смысл её слов.
Студент бойко отвечал на поставленный вопрос, (НЕ) СМОТРЯ в тетрадь.

8.
Компьютер (НЕ) ПОДКЛЮЧЁН к сети.
Гордеевы жили в доме с бревенчатыми, ещё (НЕ) ШТУКАТУРЕННЫМИ стенами.
Этот деревянный домик, (НЕ) СМОТРЯ НА неказистый вид снаружи, был очень уютный.
(НЕ) У КОГО было спросить, как проехать к концертному залу.
Ученик (НЕ) СПОСОБЕН запомнить это правило.

Ответы
1. НЕПРАВИЛЬНЫЕ
2. НЕТЕРПЕЛИВОГО
3. НЕЛЮДИМ
4. НЕЯРКОЕ
5. НЕВЫСКАЗАННЫЙ
6. НЕПЕРЕПЛЕТЕННЫЙ
7. НЕПОДМЕТЁННЫЕ
8. НЕСМОТРЯ НА

Частица «не» с разными частями речи

Учебно-методическое пособие

Частица «не» с разными частями речи

Кирякова Марина Викторовна
 ГБОУ № 513 Санкт-Петербург

Пособие адресовано обучающимся, которые испытывают затруднения при выборе слитного и раздельного написания слов разных частей речи с НЕ.

Пособие содержит теоретический материал, обобщающую таблицу, которую просто использовать при выполнении заданий, и сами задания.

 

Теоретический материал

Если слово без НЕ не употребляется, то оно и произведенные от него слова пишутся с НЕ слитно.

Правописание НЕ с  именами прилагательными, существительными и наречиями на о/е

Приступая к работе над заданием, вы должны помнить, что написанная раздельно со словом частица НЕ выражает отрицание. Например, не красная, не зеленая — это отрицание цвета, а не указание на то, что это другой определенный цвет, не тетрадь, не дом не говорит нам о другом значении слова, а лишь отрицает принадлежность данных предметов к дому или тетради. Если вы выбираете слитное написание с НЕ, то в большинстве случаев речь идет уже о новом значении слова (синониме). Например, недруг значит враг, невысокая значит низкая, нехорошо значит плохо. Это принципиальная разница при выборе слитного и раздельного написания слов с НЕ.

Важно помнить! Если вы используете усиливающие отрицание слова далеко не,  отнюдь не, ничуть не, нисколько не, то в этом случае написание будет раздельным. Например, далеко не интересный рассказ, то есть в данном выражении нет нового значения, как было бы, если б вы просто сказали неинтересный рассказ (т. е. скучный)

В том случае, если во фразе есть противительный союз а, то предложение содержит отрицание (признака, предмета или качества), соответственно НЕ пишется раздельно. Например, он мне не друг, а враг; здание не высокое, а приземистое.

Конечно, этим не исчерпываются все случаи использования частицы НЕ. То, о чем говорилось выше, относится к именам существительным, прилагательным и наречиям на  о/е, хотя и тут имеются исключения (см. таблицу)

 

 

Правописание НЕ с глаголами, деепричастиями именами числительными

С глаголами, деепричастиями и именами числительными НЕ всегда пишется раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ слово не употребляется. Например, не читал, не читая, не один, но ненавидеть, ненавидя.

 

Важно!

При двойном использовании частицы НЕ с глаголами наступает обратный эффект, вместо отрицания НЕ выражает здесь необходимость действия.

Например, не могу не сказать, не могу не согласиться, нельзя не сознаться, т. е. значение данных выраженийдолжен сказать, должен согласиться, должен сознаться.

Важно!

Следует различать приставку НЕ и приставку НЕДО, которая указывает на недостаточность норме. Например, малыш не доел кашу (отрицание действия, поэтому пишется раздельно). В Блокаду люди недоедали ( пишется слитно, так как еды не хватало, здесь использована приставка НЕДО).

Правописание НЕ с причастиями

Одиночные причастия пишутся с НЕ слитно. Например, незаконченное дело, непрочитанная рукопись птица.

Если при причастии есть поясняющее слово (за исключением слов обозначающих степень качества), то причастие с НЕ пишется раздельно, если в качестве поясняющего слова даны слова типа крайне, совершенно, совсем ( наречия меры и степени), то причастия обычно пишутся с НЕ слитно. Например, совершенно неподходящий выход.

Правописание НЕ с местоимениями и местоименными наречиями

Сложность в написании НЕ с данной частью речи обычно встречается при использовании отрицательных и неопределенных местоимений, в этом случае надо помнить, что в 99% они с НЕ пишутся слитно, если нет предлога. Например,  некто, нечем, некогда.

Если есть предлог, то они пишутся в три слова. Например,не у кого, не о чем.

С местоимениями других разрядов НЕ пишется раздельно. Например, не я, не всякий, не так.

 

 

 « Не с разными частями речи»

 

Пишется слитно

 

Пишется раздельно

 

Если без «не»  не употребляется

Например:

ненавидеть, нездоровится, неряха, небрежный, невзлюбив.

С глаголами и деепричастиями

Например:

не работать

не работая

 

С существительными, наречиями,   оканчивающимися на – о-е-, качественными прилагательными, если можно заменить синонимами,  нет слов «вовсе», «далеко», «ничуть», «совсем» и нет противопоставления.

Например:

невежливый = грубый

неприятель = враг

нехорошо = плохо

НО

совсем не интересный

далеко не красивый

 

С существительными, притяжательными и относительными прилагательными, наречиями на

–о-е-, с полными причастиями, если есть противопоставление

Например:

не друг, а враг

не отправленное, а забытое на столе письмо

не хорошо, а плохо

 

 

Полные одиночные причастия без противопоставлений

Например:

невыученный урок

незаконченное дело

 

С числительными

Например:

не один раз

не пять

не одиннадцатый

 

Полные причастия, при которых есть в качестве зависимых слов наречия меры и степени

Например,

совершенно необдуманное решение

С причастиями, если те имеют зависимые слова ( не наречия меры и степени)

Например:

не вспаханное вовремя

не сделанный мною урок

С отрицательными и неопределенными местоимениями без предлога

Например:

никто

ничей

некто

некоторые

 

 

С производными предлогами

Например:

невзирая на

несмотря на

С краткими причастиями

Например:

не сделано

не прочитано

С прилагательными на –мый-

Например:

нелюбимый

 

С прилагательным

на – мый-, если оно имеет пояснительное слово, начинающееся на «ни»

Например:

никем не любимый

ничуть не любимый

 

 

С отрицательными и неопределенными местоимениями с предлогом

Например:

ни у кого

не с кем

 

 

С краткими прилагательными, не имеющими полной формы                 (особенно в составе сказуемого)

Например:

не должен

не рад

не готов

 

 

С наречиями не на –о-е-

Например:

не совсем

не сначала

КРОМЕ

неподалеку

невдалеке

невдомек

немножечко

Ненароком

 

 

Тренировочные задания

Глагол, деепричастие, причастие

1.      Дождь (не) приносил облечения.

2.     Задание было (не) выполнено.

3.     Он (не) навидел войну.

4.     Звери (не) разбегались, а ждали у кормушки.

5.     (Не) читая, трудно стать грамотным человеком.

6.     (Не) разобравшись в том, что произошло, нельзя принимать решения.

7.     (Не) могу (не) участвовать в соревновании.

8.     Мне (не) здоровится.

9.     Он уходил, (не) оборачиваясь и (не) прощаясь.

10.Мне (не) хватало внимания.

11.Мы (не) доумевали по поводу мотивов его поступка.

12.Много работая, я часто (не) досыпал.

13.(Не) чистый на руку повар (не) досыпал сахар в блюдо.

14.(Не) заметив подвоха, Егор вошел в дом.

15.Почему (не) убрана комната?

16.(Не) скошенная вовремя трава.

17.Совершенно (не) проработанный материал.

18.(Не) законченное, а начатое (не) давно письмо.

19.Никем (не) любимый предмет.

20.(Не) смотрящий вперед рулевой.

 

Имена прилагательные, существительные

1.     Он совершил (не) красивый поступок.

2.     Из леса вышел (не) человек, а зверь.

3.     Это (не) деревянный дом.

4.     Река (не) широкая, а узкая.

5.     Ущелье (не) большое, но очень глубокое.

6.     Мой друг попал в (не)волю.

7.     (Не)правда разрушает дружбу.

8.     (Не)вежественный посетитель.

9.     Никому (не) известный писатель.

10.Абсолютно (не) правильное решение.

11.Я видел (не) приятеля, а своего злейшего врага.

12.(Не) легкая ноша.

13.Это было (не) огромное, а очень маленькое сооружение.

14.(Не) спортивное поведение.

15.(Не) спортивная, а балетная обувь.

16. Для меня это было (не) трудное решение.

17.За окном царила (не) погода.

18.Он совершил (не) красивый поступок.

19.(Не) ряха вечно разбрасывает вещи.

20.Передо мной лежало явно (не) мамино украшение.

Местоимения, наречия, числительные

1.     Мы (не) раз любовались закатом

2.     Виктору (не) когда было смотреть телевизор.

3.     (Не) что проникло в комнату.

4.     Я живу (не) на пятом этаже.

5.     (Не) которые люди любят путешествовать.

6.     Это сделал (не) я.

7.     (Не) мой портфель.

8.     В кино она ходила (не) одна.

9.     Он сделал (не) хорошо.

10.Миша поступил (не) по-дружески.

11.Мама (не) один раз мне говорила об этом.

12.Мне (не) с кем идти в театр.

13. Она сама (не) своя.

14. (Не) что вроде вихря.

15. (Не) медленно приходите к нам.

16. Роман был (не) третьим в очереди.

17. В семье было (не) четверо, а пятеро детей.

18.Нам (не) у кого узнать дорогу.

19.На уроке было (не) скучно.

20.(Не) любой человек может туда попасть.

Проверь себя

Глагол, деепричастие, причастие

1.     Дождь не приносил облечения.

2.     Задание было не выполнено.

3.     Он ненавидел войну.

4.     Звери не разбегались, а ждали у кормушки.

5.     Не читая, трудно стать грамотным человеком.

6.     Не разобравшись в том, что произошло, нельзя принимать решения.

7.     Не могу не участвовать в соревновании.

8.     Мне нездоровится.

9.     Он уходил, не оборачиваясь и не прощаясь.

10.Мне не хватало внимания.

11.Мы недоумевали по поводу мотивов его поступка.

12.Много работая, я часто недосыпал.

13.Нечистый на руку повар не досыпал сахар в блюдо.

14.Не заметив подвоха, Егор вошел в дом.

15.Почему не убрана комната?

16.Не скошенная вовремя трава.

17.Совершенно не проработанный материал.

18.Не законченное, а начатое недавно письмо.

19.Никем не любимый предмет.

20.Не смотрящий вперед рулевой.

Имена прилагательные, существительные

1.     Он совершил некрасивый поступок.

2.     Из леса вышел не человек, а зверь.

3.     Это не деревянный дом.

4.     Река не широкая, а узкая.

5.     Ущелье небольшое, но очень глубокое.

6.     Мой друг попал в неволю.

7.     Неправда разрушает дружбу.

8.     Невежественный посетитель.

9.     Никому не известный писатель.

10.Абсолютно не правильное решение.

11. Я видел не приятеля, а своего злейшего врага.

12.Нелегкая ноша.

13.Это было не огромное, а очень маленькое сооружение.

14.Неспортивное поведение.

15.Не спортивная, а балетная обувь.

16. Для меня это было не трудное решение.

17.За окном царила непогода.

18.Он совершил некрасивый поступок.

19.Неряха вечно разбрасывает вещи.

20.Передо мной лежало явно не мамино украшение.

Местоимения, наречия, числительные

1.     Мы не раз любовались закатом

1.     Виктору некогда было смотреть телевизор.

2.     Нечто проникло в комнату.

3.     Я живу не на пятом этаже.

4.     Некоторые люди любят путешествовать.

5.     Это сделал не я.

6.     Не мой портфель.

7.     В кино она ходила не одна.

8.     Он сделал нехорошо.

9.     Миша поступил не по-дружески.

10.Мама не один раз мне говорила об этом.

11.Мне не с кем идти в театр.

12. Она сама не своя.

13. Нечто вроде вихря.

14. Немедленно приходите к нам.

15. Роман был не третьим в очереди.

16. В семье было не четверо, а пятеро детей.

17.Нам не у кого узнать дорогу.

18.На уроке было не скучно.

19.Не любой человек может туда попасть.

Словарный диктант для 9 класса. Правописание НЕ с разными частями речи

 

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ ДЛЯ 9 КЛАССА

ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ 

 

 

  Незлобный, но придирчивый; не сегодня, а завтра; непроходимые леса, нерешительность, неприязнь, ни с чем не сравнимый, несравненная красота, не хватает места, не гляди, не глядя, не считай, не считая, нечего, не на что, некуда, не о чем, некрасивый поступок, совсем не красивый поступок, не всегда, не каждый, непрочитанная книга, непрочитанная мною книга, не под силу, не над чем работать, нечем, ничем, некого, не за кого, не рад, не был, не жаль, не мог, не должен, не дорогой, а дешевый, вовсе не дорогой, недорогой костюм, дверь не заперта.  

 

Все диктанты для 9 класса >>> 

 

 

Преподавателю: Данный диктант проводится с учащимися 9 класса общеобразовательной школы. Целью проведения данного диктанта является контроль степени освоения учащимися правил правописания НЕ с разными частями речи. 

 

 

Расширенный выбор диктантов по русскому языку: 

 

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Диктанты по русскому языку для 6 класса

Диктанты по русскому языку для 7 класса

Диктанты по русскому языку для 8 класса

Диктанты по русскому языку для 10 класса

 

Старшеклассникам:

 

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку >>>

Подготовка к ГИА по русскому языку >>>

 

< Предыдущая   Следующая >

То же английское слово; Разные работы