Непроизводные прилагательные – Производные и непроизводные слова ℹ️ определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

Содержание

Н и НН в отымённых и непроизводных прилагательных

Н и НН в отымённых и непроизводных прилагательных

Отымённые прилагательные

Отымённые — образованные от имени. В этом случае от имени существительного.

отымённые прилагательное ← существительное

Исключения:

  1. Ветреный. Но, если в этом слове есть приставка, то НН: безветренный. Не путайте с «ветряно́й».
  2. С -янн-: оловянный, стеклянный, деревянный.
  3. С суффиксом j(-ий): бараний, тараканий, тюлений, пеликаний и т.д.
  4. Без суффикса: свин-ойсвин. По аналогии золот-ойзолот-о

количество Н в краткой форме = количество Н в полной

Непроизводные прилагательные

Эти прилагательные не образовывались от других слов.

непроизводное слово любой части речи ← Х

Всегда одна Н: зелёный, юный

, румяный, пряный, единый, багряный (насыщенный краcный цвет), рьяный (очень усердный, ярый), буланый (одна из конских мастей).

Трудные моменты:

  1. Слова «искусный» и «искуственный» — однокоренные. Искусный ← сущ. иску́с (продолжительная проверка на деле чьих-либо качеств; испытание).
  2. Не путайте паронимы (внешне схожие слова) ве́треный и ветряно́й. Ветреный — 1. сопровождаемый ветром (ветреный день) 2. (перен.) легкомысленный, непостоянный, несерьезный (ветреное поведение). Ветряной — приводимый в действие силой ветра (ветряной двигатель).
  3. У разносклоняемых существительных (на -мя) бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, темя, семя, стремя прилагательные образуются с использованием суффикса -Н- и наращением -ЕН- (как в Родительном падеже: нет времени), суффикс -ЕНН- не используется.
    Время
    + -н- → врем-ен-н-ый.

Непроизводные прилагательные. Непроизводные и производные слова: примеры

Неизменяемая морфологически часть слова, которая несёт лексическое значение, — это основа, именно в зависимости от неё различаются непроизводные и производные слова. Каждая основа характеризуется двусторонне: структурно и семантически.

Отличия

Непроизводная основа не является семантически мотивированной, поскольку её невозможно объяснить при помощи родственных слов, и морфологически она нечленима. По своей структуре она равноценна Например: лес -а; храбр -ый; добр -о; рек -и и так далее.

Эти основы непроизводные. И производные слова именно по этим признакам можно отличать: мотивированная семантически, объясняющаяся подбором родственной основы. Структура её легко членима на два равноценных по значимости блока, то есть саму основу, образовывающую производные слова, и словообразующий аффикс. Примеры будут те же: лес

-н-ой; храбр -ость; добр -от-а;

Первый блок — база

Непроизводные и производные слова относятся к области словообразования, где центральным понятием является основа — базовая или производящая. Из базовой по форме и смыслу, то есть двусторонне, выводится производная, именно потому она и считается мотивирующей для производной основы. Значит, база производного слова является основой мотивирующего. Например, в слове лес-ист- ый базовая основа — лес , а вот лесист- является основой прилагательного мотивирующего. Таким образом и различаются непроизводные и производные слова.

Первым блоком этой словообразовательной структуры является основа лес, она и является базовой, как и в любом другом производном слове. Она, в свою очередь, может стать непроизводной, потому что всё зависит от способности разбиваться на отдельные члены. Например, слово лесист -ость. Во всех случаях всё решает ступень производности. То есть, первая ступень — производное слово, выведенное из корневой морфемы, здесь база непроизводная, а все последующие ступени делают слово производным.

Схемы

Производная и непроизводная по своей словообразовательной структуре может быть представлена следующими схемами:

1. Базовая основа (I) + (II) + флексия. Примеры: горд -ость; реч -к-а; книж -н-ый.

2. Словообразовательный префикс (II) + базовая основа (I) + флексия. Примеры: на-всег -да; пра-вну -к.

3. Словообразовательный префикс (II) + базовая основа (I) + словообразовательный суффикс (II) + флексия. Примеры: со-бесед -ни-к; при-мор -ск-ий.

Таким образом можно сформулировать из приведённых схем основные закономерности Производная и непроизводная основа слова достаточно легко разграничиваются.

Базовые основы

Первое правило: слово всегда образуется от базовой основы, которая имеется в языке, а помогают в этом процессе словообразовательные аффиксы. Вообще базовая основа — функциональное понятие, поскольку она может быть одной и той же для целого ряда слов, ведь от одного корня мы образовываем несколько, а иногда и множество других. Например, от существительного происходят всевозможные прилагательные, которые различаются только словообразующими аффиксами:

голов -а — голов -н-ой — голов -аст-ый; глаз глаз -н-ой — глаз -аст-ый и так далее.

Все слова имеют свойство производное и непроизводное, значение слова от этого в основном и зависит. Но базовую основу имеют все производные. Если сама база членима, тогда возникают затруднения и даже ошибки в определении словообразующих аффиксов. Например: такое существительное, как талантливость, происходит от прилагательного талантливый , а не наоборот, как всегда бывает. Существительное талант

сначала должно было образовать талант -лив-ый, а уже отсюда появилось и новое существительное при помощи аффикса —ость . Иначе получилось бы «талант -ость», как-то некрасиво.

Аффиксы

Второе правило: все слова в одном значении базовых основ получаются с помощью одного и того же аффикса или одного его вида. Здесь действует принцип семантической выводимости, служащий фундаментом мотивационных отношений базовых слов и их производных. Конечно, добавляет сложности этому принципу такое явление, как В русском языке большинство их полисемично, и это отражается в словообразовании.

Смысловая структура производного и многозначного исходного слов достаточно часто кардинально отличается друг от друга. Производное слово обычно имеет какое-то одно, обособленное значение, чем и отличается от базовой основы. Здесь главную роль играет производная и непроизводная основа слова. Примеры можно найти повсюду. Возьмём прилагательное

старый . Значений у него несколько: человек, животное или предмет, достигший старости; нечто давнее, существующее с древних времён; долго бывший в употреблении, ветхий, испортившийся от времени; старинный; негодный, недействительный; прежний, устаревший, несовременный и много-много ещё. Группа производных от этого слова многочисленна и связана с первым, исходным значением базовой основы: старческий, старичок, состариться, старик, старуха, старость, стареть и так далее. Отсюда появляются производные, меняющие первоначальное значение.

Непроизводные слова

Известно, что граница между классами, которые представляли бы точное противопоставление, какие слова производные, а какие непроизводные, строга недостаточно. Акцентологический анализ проводит это разграничение так, чтобы к категории непроизводных принадлежали слова, не имеющие никакой семантической связи ни с одним реально существующим словом в русском языке. Их много:

багаж, автор, живой, вода, крепкий, брать и так далее. Кроме того, непроизводными должны быть слова с основой одноморфной — лай, бег и так далее. Также в числе непроизводных будут и слова, так скажем, «опростившиеся».

Что значит «производные и непроизводные слова» становится более понятным, когда прояснится принцип присоединения морфем. Присоединение может быть плотным и нет. Каким образом соединяются две словоформы в одно слово? Основная его часть — самостоятельно существующая словоформа. Переработка и нефтепереработка, красный и прекрасный, вход и выход — миллион примеров. Вот последнее — плотно присоединилось, а первое — неплотно.

Слова-труженики

Никак нельзя путать производное и производящее слово. Производящее — трудится, непосредственно от него и появляется производное, своим материальным костяком повторяющее родительские черты, но не полностью, а так, как примерно сын похож и на мать, и на отца, а то и на двоюродную бабушку: там окончание усечено, а иногда и суффикс исчезает.

Работ-ник — работ-ать; при-цеп-щик — при-цеп-ить и так далее. Вот, производящее слово здесь неизменно, а производное получается при помощи аффиксов и часто не тождественно обычной основе слова.

На эту тему — «Производные и непроизводные слова» — получился бы интересным, поскольку словообразование очень сильно связано со всеми проявлениями человеческого существования. Учителю просто раздолье в подборе примеров, сопоставлений, иллюстраций.

Анализ

Сопоставлять в анализе производное слово с родственными ему словами, то есть близкими по смыслу и звучанию, нельзя, а это делается очень часто. Очень трудно дать исчерпывающий ответ на вопрос, какие слова называются непроизводными. Производными же оперировать проще. Термин этот сам по себе слишком широк, поскольку охватывает огромное словообразовательное гнездо, где находятся производные не только с производящей основой, которая нас интересует, но и масса слов, не имеющих к ней непосредственного отношения, очень много родственных образований.

Например, прилагательное раз-говор-чив-ый . Здесь можно привести родственные слова: раз-говор-юсь, раз-говор-ить-ся, раз-говор-ный, раз-говор-или-сь . И здесь только одно, второе, будет производящим, именно от него непосредственно образовывается это прилагательное. Последние два вообще лишние, они не способствуют выбранному нами направлению анализа, потому что прилагательное раз-говор-чив-ый образовано не от глагола, а от существительного раз-говор , то ес

Непроизводные и производные слова: примеры. Непроизводные прилагательные

К учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь»

Словообразование имен прилагательных
Орфограммы прилагательных

Упражнение 29 . Для любознательных! Рассмотрение темы «Словообразование прилагательных» в одном из учебников русского языка начинается так:

«Среди имен прилагательных есть прилагательные первообразные и прилагательные производные разных типов.

Непроизводные прилагательные, состоящие из корня и флексии, составляют незначительную часть прилагательных и всегда относятся к качественным: молодой, старый, синий, белый, серый, добрый, злой, прямой, кривой, чистый, долгий . Другие качественные и все относительные и притяжательные относятся к производным. При образовании производных прилагательных используются суффиксы, приставки и сложение основ».

(А.Н. Гвоздев)

1. Обозначьте морфемный состав прилагательных, приведенных в тексте в качестве примеров. Это поможет увидеть, почему слова относят к непроизводным.
*2. В тексте выделено три термина. Как вы считаете: какие из них являются взаимозаменяемыми, то есть обозначают одно и то же явление языка 1 ?
Вдумайтесь в лексическое значение слова первообразные : чем оно отличается от термина непроизводное ?

    Заметим : в «Теории» рассматриваемые здесь термины не используются, и их запоминание не является обязательным. Ими можно пользоваться, если вы вместе со своим учителем сочтете это полезным .

Упражнение 30 . Давайте вместе с автором приведенного ниже текста рассмотрим фотографии. По первому абзацу предположите: какой тип речи последует далее? Будут ли в нем прилагательные? Объясните свой прогноз.

Это был маленький, почти карманный альбом для фотографий. Листов пятнадцать толстого картона с рельефным изображением голубя на обложке.
Я раскрыл его. Первые фотографии были желтоватые, с трещинами. …На одной – круглолицая малышка гладила собаку. Точнее говоря, осторожно к ней прикасалась. Лохматая собака прижимала уши. На другой – шестилетняя девочка обнимала самодельную куклу. Вид у обеих был печальный и растерянный.
Потом я увидел семейную фотографию – мать, отец и дочка. Отец был в длинном плаще и соломенной шляпе. …У жены его была теплая кофта с высокими плечами, локоны, газовый шарфик. Девочка резко повернулась в сторону. Так, что разлетелось ее короткое осеннее пальто. Что-то привлекло ее внимание за кадром. Может, бродячая собака. Позади, за деревьями, виднелся фасад Царскосельского лицея.

(С.Довлатов)

1. Вы представляете этот альбом? Поняли, когда делались снимки? Как относится автор к тем, кто запечатлен на фотографиях? Как они одеты, на каком фоне фотографировались? Слова какой части речи особенно важны, чтобы ответить на эти вопросы?

2. Выпишите словосочетания . Произведите морфемный разбор прилагательных.

3. Расскажите о каждом прилагательном по такому плану: а) к какому разряду по значению относится; б) если образовано от других(ого) слов(а), каким способом; в) если есть орфограмма, связанная со способом образования прилагательного, как решается орфографическая задача и как это обозначается на письме?

4. Для тех, кто любознателен и любит заглядывать вперед! Как вы воспринимаете слово растерянный – это прилагательное или… (см. в «Теории», с. 176, последний абзац)? *А может быть, в данном сочетании (растерянный вид) это – причастие, употребленное в значении прилагательного? Как доказать правильность ответа?

Упражнение 31 . Загляните в свой (семейный) фотоальбом – как много можно вспомнить, глядя на фотографию, если на ней запечатлено то, что имеет отношение к нам самим или к нашим близким, к нашему недавнему или далекому прошлому!
Напишите: «О чем поведала (напомнила) фотография…».

Упражнение 32 . Рассказ А.П. Чехова «Мальчики» начинается таким эпизодом: в родительский дом на Рождество приехал гимназист Володя. Понаблюдайте, какой была встреча, какую оплошность допустил мальчик и какие правила речевого поведения помогли снять неловкость.

Все смешалось в один сплошной, радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человек… он неподвижно стоял в углу, в тени, бросаемой большой лисьей шубой.
– Володичка, а это кто же? – спросила шепотом мать.
– Ах! – спохватился Володя. – Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…
– Очень приятно, милости просим, – сказал радостно отец…
…Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если бы на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся.

(опорный материал). Правило речевого этикета: при знакомстве младшего представляют старшим.

Это правило сохраняет свою силу и в наше время. А вот языковые формы представления изменились. Какая из употребленных в тексте форм воспринимается сейчас как устаревшая?

1. Слова какой части речи и в какой форме активно участвуют в создании портрета Чечевицына? Подчеркните их как члены предложения.

2. Найдите предложение, г

Н-нн в причастиях, прилагательных и их производных имена прилагательные

Н-нн в причастиях, прилагательных и их производных  имена прилагательные

Н

НН

непроизводные прилагательные
(Н входит в состав корня)

зелен-ый
румян-ый
син-ий
юн-ый

Запомнить: свин-ой

прилагательные, образованные с помощью суффикса -Н- от существительных и наречий с основой на Н

истин-н-ый
равнин-н-ый
пустын-н-ый
ран-н-ий

Запомнить: подлинный

прилагательные с суффиксами:
-ИН-


орл-ин-ый
лебед-ин-ый
гост-ин-ый

прилагательные, образованные с помощью суффикса -Н- от существительных на -МЯ

плам-ен-н-ый
им-ен-н-ой
плем-ен-н-ой

-АН-

кож-ан-ый
песч-ан-ый
рж-ан-ой

прилагательные с суффиксами:
-ОНН-


лекци-онн-ый
дискусси-онн-ый
станци-онн-ый

-ЯН-

серебр-ян-ый
глин-ян-ый
берест-ян-ой

Исключения:
дерев-янн-ый
олов-янн-ый
стекл-янн-ый

-ЕНН-

утр-енн-ий
солом-енн-ый
внутр-енн-ий

Запомнить: искренний

Исключения: ветр-ен-ый
Но: безветр-енн-ый

краткие прилагательные, имеющие в полной форме Н

деревья зелены
яблоки румяны
девушка ветрена

краткие прилагательные, имеющие в полной форме НН

дорога длинна
местность пустынна
высказывание истинно

ОТГЛАГОЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И ПРИЧАСТИЯ

Н

НН

прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида, без приставок (кроме НЕ-) и зависимых слов

вареный
бешеный
неезженый
непуганый
тканый
мороженый
кошеный
раненый

причастия и прилагательные от глаголов с приставками

сваренный
взбешенный
заезженный
испуганный

Исключения: названый (брат), посаженый (отец), смышленый, приданое

причастия с зависимыми словами

кошенный отцом луг
раненный пулей боец

Исключения: невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, желанный, священный, действенный, долгожданный

причастия и прилагательные от глаголов совершенного вида

брошенный
купленный
лишенный

прилагательные и причастия, где -ОВ- и -ЕВ- входят в корень

жеваный
кованый
клеваный

причастия и прилагательные на -ОВАННЫЙ, -ЁВАННЫЙ

малёванный
рисованный
балованный

краткие страдательные причастия

задача решена
работа окончена
девушка прекрасно воспитана
посадка совершена

краткие отглагольные прилагательные

девушка воспитанна и образованна
картина совершенна

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, НАРЕЧИЯ

Н

НН

производные существительные, если в производящей основе Н

путаный — путаница, говорить путано,
нефтяной — нефтяник

Запомнить: гостиница

производные существительные, если в производящей основе НН

Изгнанный — изгнанник
странный — странно

Но: приданое — бесприданница

Производные и непроизводные слова ℹ️ определение, структура, способы образования, функции и характеристики, основные признаки и отличия, значение, примеры

Разделение частей речи на производные и непроизводные слова помогает лучше понимать их состав и роль. Свойства, значение, определение слов гораздо легче воспринимать, когда известен порядок их формирования.

У большинства слов в русском языке есть собственная история происхождения, независимо от значения и состава. Освоение данной темы позволит с легкостью разбирать речевые элементы на части, оценивать их, находить слова-первоисточники.

Производная основа

Из двух категорий данная разновидность является самой крупной. 

Производная и непроизводная основа

Здесь слово представляет собой набор, делимый на фрагменты: основа (корень) и словообразовательные морфемы:

  • суффиксы: дел-а-ющ-ий, дом-ик, дров-ишк-и;

  • приставки: под-бор, за-пруд-а, пере-ход;

  • слова с несколькими корнями: сам-о-лет, земл-е-коп;

  • комбинации: над-вод-н-ый, авиа-нос-ец.

Данные типы частей речи выделяются тем, что происходят от других слов — «родителей». Примеры: мяч-ик – мяч, хлеб-н-ый – хлеб.

Непроизводная основа

Слова с такой характеристикой обнаружить легче, чем их производные аналоги. Непроизводной называется основа, включающая в себя обычно лишь корень: рек-а, дев-а, неб-о.

Непроизводная основа

Существительные и прилагательные в непроизводной основе оформлены в именительном падеже (пол-е, пирог), глаголы – в форме инфинитив со специфичным суффиксом-окончанием (чит-а-ть, реш-и-ть).

В отдельных случаях присутствует суффикс или приставки. Это может касаться устаревших слов: багр-ян-ый, багр-ян-ец (в старославянском «багр» означал пурпур, теперь же нет способа изложить его в обыденной речи).

Чем отличается производная основа от непроизводной

Разница между двумя категориями в составе частей. Непроизводная структура – исходная, первоначальная, не имеющая предшественника на данный момент, либо утратившая его (заимствованная или устаревшая часть речи). 

К примеру, слово «мешок» должно включать суффикс -ок-, но речевые особенности перевели его в класс непроизводных частей речи с единым корнем.

24174

Производная – «та, что уже произведена» от своих однокоренных аналогов (читатель – читательский, вода – водный). Понятие такой основы в русском языке подразумевает слова, образованные от других частей речи. 

При этом производная основа может быть создана как от непроизводной вершины цепи, так и любого другого элемента – производящей основы.

Производящая основа

Под данным термином понимается состав слова, от которого образовалось следующая в цепи часть речи. Сопоставление «родителя» и «преемника» возможно в так называемые словообразовательные пары. 

Производящая основа

Примеры: рука – ручной, функции – дис-функции.

При этом для полного разбора можно составить полноценную словообразовательную цепь однокоренных частей:

  • бомб-а – бомб-ард-а – бомб-ард-ир – бомб-ард-ир-ов-щик – бомб-ард-ир-ов-оч-н-ый;

  • совет – совет-ова-ть – на-совет-ова-ть.

В словообразовательной паре допускается изменение корня:

Важно отличать производящее слово от вершины словообразовательной цепи: это не всегда одна и та же часть речи. Например, для слова «расчетливость» производящим словом будет не «счет», а «расчетливый» — именно то, от которого образовано «дочернее» слово.

Другой пример:

  • металл – металл-ург – металл-ург-ическ-ий – пост-металл-ург-ическ-ий.

Очевидно, что исходное и финальное слово, хотя и являются однокоренными, не являются производным и производящим.

Упражнения на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Найти к указанным частям речи исходное и производящее слово:

  • верховенствующий;

  • непримирение;

  • перепланировка;

  • волчонок.

2. Определить, какие из слов – производные, а какие – непроизводные:

река, набросок, молочник, придорожный, кофейный, зелень, болтливость, грамота, книжный, сапог, мешочек, носильщик, меч, доврачебный, медведь, загнали, онлайн, устранять;

3. Построить словообразовательные пары и цепочки из приведенных слов. Учитывать, что одно слово может быть производящим не только к одному, но и к группе слов:

  • озвучить, сверхзвук, ультразвук, гиперсверхзвук, озвучивание, звучать, звук, озвучка, переозвучка;

  • земля, наземный, подземелье, земледелие, землянка, земледелец, подземный, земледельческий;

  • красить, крашенный, перекрасить, закраска, окрашено, покрасить, краска, выкрашено, подкраска, окрашивание.

Упражнения

Ответы к упражнениям на тему «Производные и непроизводные слова»

1. Подбор исходного и производящего слова

 

Исходное

Производящее

Верховенствующий

верховенство

верх

Непримирение

примирение

мир

Перепланировка

планировка

план

Волчонок

волк

 


2. Распределить слова по 2 категориям

Производные

Непроизводные

Набросок, молочник, придорожный, кофейный, болтливость, книжный, мешочек, носильщик, доврачебный, загнали

Река, зелень, грамота, сапог, меч, медведь, устранять

  

3. Построить словообразовательные цепи

1 ряд

звук

 

2 ряд

звучать

сверхзвук

ультразвук

 

3 ряд

озвучка

озвучить

гиперсверхзвук

 

4 ряд

переозвучка

озвучивание

 

 

 

1 ряд

земля

 

2 ряд

земледелие

подземный

наземный

землянка

 

3 ряд

земледелец

 

подземелье

 

 

4 ряд

земледельческий

 

 

 

 

 

1 ряд

красить

краска

 

2 ряд

крашенный

 

 

закраска

подкраска

3 ряд

окрашено

выкрашено

покрасить

перекрасить

 

4 ряд

окрашивание

 

 

 

 


 

правила правописания анн и онн

Про одну и ту же стену, ожидающую маляров, можно сказать некрашеная и еще не крашенная. Чем отличаются соленные в бочке огурцы от солёных? Почему прилагательные оловянная ложка и серебряная пишутся с разным количеством букв -н-?

Одно из самых трудных правил – правописание -н- и -нн- в суффиксах или на границе морфем имен прилагательных (ИП), похожих на них причастий, в суффиксах которых та же проблема возникает постоянно. Научиться отличать отглагольные ИП от причастий, запомнить правила для каждой из этих частей речи сможет ученик, внимательно прочитавший эту статью.

Одна и две -н- в именах прилагательных

Два вопроса, на которые нужно ответить, чтобы в прилагательных с правописанием букв -н- и -нн- в суффиксах не было проблем:

  1. Какая часть речи исходное слово для образования прилагательногос «трудным» суффиксом?
  2. С помощью какого суффикса образовано?

На первый вопрос существует только три ответа:

  • от имени существительного – отыменное ИП;
  • от глагола – отглагольное;
  • ни от чего не образовано: есть только корень и окончание – непроизводное ИП.

В каждой из перечисленных групп имен прилагательных буквы Н и НН в суффиксах пишутся по особому правилу.

Прилагательные, образованные от имен существительных

К существительным для образования ИП присоединяют следующие суффиксы с согласной Н:

Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-

Окно со стеклянными полотнами, деревянной рамой и подоконником, оловянными ручками – шпаргалка, помогающая запомнить слова-исключения.

Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-

Других отыменных ИП с суффиксом -ЯНН не бывает, а морфемы -АНН в этой части речи нет вообще.

Непроизводные прилагательные

Исконно русские слова – большинство из них качественные ИП – состоят из корня, совпадающего с основой, и окончания:

молодой, добрый, кривой, серый, чистый и др.

Такие слова еще называют непроизводными, так как они не произведены от другого слова. По-другому эти ИП называют первообразными. Среди них есть слова, корень которых заканчивается на -Н: бараний, синий, юный, румяный, свиной, зеленый. Поскольку в непроизводных ИП нет суффиксов, то и вторая -н- не нужна.

Отглагольные прилагательные в полной форме

От глаголов образуют причастия и отглагольные прилагательные. Первые всегда пишут с двумя -н-, а вторые – с одной. Главное – определить, какая же это часть речи.

Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-

Вот и ответ на задачку в начале статьи:

Еще не крашенная стена – причастие, так как есть зависимое слово еще, нет приставки. А в словосочетании некрашеная стена – отглагольное ИП.

Солёные огурцы – слово без приставки, у него нет зависимых слов. А словосочетании соленные в бочке огурцы появляется зависимое слово и вторая -н-, так как соленные – это уже причастие.

Прилагательные в краткой форме

Образовывать краткую форму могут только качественные прилагательные и страдательные причастия. Главная трудность – различить их, потому что зачастую звучание их совпадает.

Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-

Различив эти части речи, выбирают единственно верный вариант написания:

  1. В краткой форме ИП выбирают то же количество Н, что и в полной.Речь докладчика не к месту торжественна и приподнята (какова? Это ИП, для проверки можно заменить на полное – торжественная речь).
  2. В кратком причастии всегда только одна Н.Объяснения выступающего услышаны, одобрены или оспорены (кем? – слушателями. Причастия можно заменить глаголами: объяснения услышали, одобрили, оспорили).

Алгоритм написания -н- или -нн- в прилагательных

В начале статьи указаны два вопроса, ответы на которые – это первый шаг к правильному написанию -н- в прилагательных. Ответив на первый, то есть определив, от чего образовано анализируемое слово, переходят к алгоритмам написания:

Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-

Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-Правописание суффиксов прилагательных с -Н- и -НН-

Отыменные прилагательные ℹ️ правописание части речи, правило образования суффиксов, исключения, примеры предложений и словосочетаний, упражнения

Изучениt русского языка

Определение и признаки

Отыменным следует называть имя прилагательное, первоосновой которого является существительное, а для образования использовался суффиксальный или приставочно-суффиксальный способ. Они довольно многочисленны, поэтому привести примеры не составит труда:

Определение слов
  1. Вода — водный.
  2. Апельсин — апельсиновый.
  3. Совесть — совестливый.
  4. Осень — осенний.
  5. Птица — птичий.
  6. Тюль — тюлевый.
  7. Дядя — дядин.
  8. Старина — старинный.
  9. Баран — бараний.
  10. Песок — песчаный.

Чаще всего таким слова являются относительными прилагательными и не способны образовывать краткие формы или степени сравнения. Действительно, один предмет не может быть более маминым, чем другой. В лингвистике группа достаточно хорошо изучена.

Можно выделить следующие особенности таких прилагательных:

  1. Образование от основы существительного при помощи определенных суффиксов. Это -н, -ин, -ан, -ян, -енн,-онн, -ий, -ист, -ов, -ев, -ив, -ск, — чив, -лив, -чат.
  2. Способны склоняться, то есть изменяться по числам, падежам и родам (пример: оловянный — оловянная — оловянное — оловянные).
  3. Синтаксическая функция может быть различной, но чаще всего они играют роль определений или являются составной частью сложного глагольного сказуемого.

Такие слова довольно часто используются в речи носителей языка, встречаются в произведениях классической литературы, именно поэтому очень важно разобраться в тонкостях и нюансах их правописания, основную сложность при этом составляет выбор верного варианта суффикса. Есть определенные правила и подсказки, зная которые, можно будет использовать грамотный вариант написания и не допустить ошибки при выполнении упражнений или тестов.

Написание суффиксов

Чтобы правильно употреблять Н и НН в отыменных прилагательных, следует изучить правило. Если образование слова произошло путем присоединения к корню суффиксов -онн или -енн, в аффиксе следует употребить удвоенную Н: соломенный, временный, станционный, операционный. Аналогичный вариант следует выбирать и при определении способа написания прилагательных, образованных от существительных на -мя (пламя — пламенный, имя — именной, стремя — стременной).

Однако слово «ветреный» является исключением, оно образовано не от «ветер», а от глагола «ветрить», при этом использован аффикс -н, поэтому является отглагольным и употребляется с одной согласной Н.

Как правильно употреблять Н и НН в отыменных прилагательных

Кроме того, НН следует употреблять в таких случаях:

  1. Если прил. образовано от прил. с помощью суффикса -енн и имеет значение высокую степень проявления признака: высоченный, широченный.
  2. При образовании от имени, основа которого заканчивается буквой Н, при помощи суффикса Н (длина — длинный, истина — истинный, холстина — холстинный), важно отличать такие слова от образованных при помощи аффикса -ин, для этого следует разобраться, от какого именно существительного производилось словообразование.

Употребление единичной согласной Н производится, если использовались суффиксы -ин, -ан, -ян. Примеры: гусиный, голубиный, лебединый, кожаный, дровяной, серебряный. Словами-исключениями являются оловянный, стеклянный и деревянный — несмотря на наличие суффикса -ян, их верное написание предполагает использование двойной согласной.

Кроме того, такие прил., как «сазаний, бараний, тюлений» пишутся с Н, что связано с тем, что образованы они от сущ. с основой на Н, но с помощью суффикса — j.

Одна Н используется также в словах румяный, юный, пряный, поскольку это непроизводные прилагательные. Это же правило действует в отношении тех слов, которые от них образованы: пряность, румяна, юность. Однако в слове «юннат» используется НН, поскольку оно представляет собой форму сокращения — юный натуралист.

Учет семантики

Чтобы разобраться более детально в правописании суффиксов отыменных прилагательных, необходимо рассмотреть сложные случаи, которыми славится русский язык. Прежде всего, вариант написания Н или НН в отдельных словах напрямую зависит от их лексического значения, то есть семантики, поэтому может потребоваться контекст.

Учет семантики

Масленый — пропитанный маслом или же испачканный им. Маслеными могут быть каша, блины, пятна. А масляной — сделанный из масла или на нем, таковыми могут быть краска, двигатель, насос.

Ветреный — тот, что сопровождается ветром, например, погода. В переносном смысле может означать «легкомысленный». Но ветряной — тот, что приводится в действие силой ветра, например, мельница, двигатель, насос. Ветряная оспа также предполагает употребление аффикса -ян.

Соленый — имеющий в составе соль (например, рыба, грибы, овощи). А соляной — состоящий из соли (столбы, копи).

Серебряный — изготовленный из серебра (сервиз, ложка, кольцо). Серебрёный — покрытый серебром (серебрёная ложка).

Очень важно понимать значение каждого слова, чтобы не допустить ошибки при выборе верного варианта правописания.

Другие варианты

Многие школьники понимают, что значит отыменное прилагательное, ведь подсказка содержится в самом названии, это слова, первоосновой для образования которых стало имя существительное. Однако сложности вызывают не теоретические аспекты, а нормы употребления различных суффиксов.

В таблице представлены важнейшие правила русского языка.

Суффикс Как следует писать и почему Существующие исключения
-ив / -ев В сильной позиции, под ударением — суффикс -ив (игривый, красивый), без ударения -ев (грязевой, гостевой, соевый) Милостивый Юродивый
-чив / -лив Всегда только с И, вариантов -чев/-лев в русском языке нет (причудливый, совестливый) Отсутствуют
-ий Если прил. образовано от сущ. с суффиксами -чик, -ик, -ник (охотник — охотничий, помещик — помещичий). Мягкий знак внутри слова ставиться не должен. Нет.
-ск Перед этим суффиксом не следует ставить Ь, в том случае если основа сущ. заканчивалась на мягкий знак (Кубань — но кубанский, монастырь — монастырский). Прилагательные, обозначающие месяцы (июль — июльский) День-деньской. Образованные от иноязычных собственных: тайваньский, тянь-шаньский.

Знание этих правил и исключений поможет не допустить ошибок в написании и всегда использовать слова правильно.

Чтобы научиться правильно писать относительные прилагательные, образованные от существительных, следует выполнить различные упражнения. Самое популярное из них — переписать словосочетания, предложения или текст, вставляя в слова пропущенные буквы. Пример:

Отработка навыка в упражнении
  1. Ржаной хлеб был свеж и ароматен.
  2. Овчинный тулуп надежно защищал Семена от холода.
  3. Змеиная пещера — место, привлекательное для всех деревенских мальчишек.
  4. Оловянные ложки были аккуратно убраны на полку.
  5. Два глиняных кувшина были наполнены молоком.

Необходимо определить, как правильно написать морфему — с Н или НН. В первом случае слово «ржаной» образовано от сущ. «рожь» при помощи суффикса -ан (кроме того, здесь имеется и чередование), к исключениям оно не относится. Следовательно, пишется Н. Во втором примере на первый взгляд имеется суффикс -ин, поэтому и должна также писаться одна Н. Но это неверно: словообразовательная основа — овчина, используется суффикс -н, поэтому и получается удвоение: первая согласная относится к корню, вторая — суффиксальная.

Змеиная — разобрав слово по составу, можно сделать вывод, что суффикс -ин, образование от слова «змея», исключением не является, поэтому пишется с Н.

Оловянные — образовано от «олово» при помощи суффикса -янн, должно писаться с одной Н, но является исключением, поэтому правильный вариант — НН.

Глиняный — от «глина», аффикс -ян, окончание -ый. Пишется, в соответствии с правилами, через одну Н.

Выполнение тестов

В современных школах весьма популярны разные тестовые задания, которые предполагают совершение основной работы по выбору верного варианта написания в уме, а на бумаге же достаточно просто поставить букву или цифру, содержащую правильный ответ.

Пример: необходимо найти вариант, в котором все слова написаны без ошибок

А: отименный, деревянный, ледяной.

Б: ранний, стекляный, вощаной.

В: осенний, земляной, ветряная (мельница).

Выполнение тестов

Порядок действий. В пункте под буквой «А» неправильно написано уже самое первое слово, «отименный», его следует писать через ы после приставки. «Деревянный» является исключением, поэтому несмотря на суффикс «ян» пишется с двумя НН, «ледяной» — с одной, поскольку к исключениям не относится.

Вариант Б: «ранний» образовывается от «рань» с помощью аффикса «н», соответственно, в корне и суффиксе имеется по букве Н, написано правильно. «Стеклянный» — суффикс -ян, однако слово относится к исключениям, должно писаться с НН, следовательно, в тесте ошибка. Вощаной — морфема -ан говорит о том, что стоит писать Н.

Наконец, вариант В. Осенний — образовано от слова «осень», на стыке корня и суффикса получилось двойное Н. Земляной — аффиск «-ян» говорит о том, что количество Н — одна. Ветряная — суффикс -ян и приведенный контекст помогают отличить прилагательного от слова «ветреный» и написать верно — с единственной Н. Следовательно, под буквой В — правильный вариант, решение тестового задания.

Исправление ошибок

Чтобы отработать навык в нестандартной ситуации, можно выполнить и еще одно задание — выписать из текста отыменные прилагательные, найти те, что написаны неверно, и заменить на правильный вариант.

Примеры:

Исправление ошибок
  1. Ледянной ветер лишь предлог не ходить в школу.
  2. Шерстянной костюм мог подчеркнуть ее молодость и хрупкость.
  3. Деревяные поверхности приходится обрабатывать олифой.
  4. Осадка фундамента позволила образоваться щели, поэтому в ветренную погоду в комнатах дома было очень холодно.

Исправление ошибок и логика рассуждения. В первом случае слов образовано от сущ. лед, суффикс -ян, соответственно, следует писать Н. Во втором примере также допущена ошибка: «шерстяной» образовано от сущ. шерсть при помощи аффикса «ян», к числу исключений не относится, именно поэтому верный вариант употребления — с одной согласной Н.

Третий пример — деревянный. Образование произведено от слова «дерево», использован суффикс -ян, однако это слово-исключение, поэтому должно употребляться с НН.

Ветреный в четвертом предложении образовано от «ветрить», используемый суффикс — н, в школе изучается как исключение, поэтому пишется с одной Н.

Таковы основные правила, знание и соблюдение которых поможет не допустить ошибок при написании суффиксов отыменных прилагательных.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *