Непроверяемые ударением гласные – 1. Правописание гласных в корне

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне

Проверяемые и непроверяемые гласные в корне:

Виды орфограмм в корне:

— проверяемые произношением гласные и согласные;

— непроверяемые произношением гласные и согласные;

— чередующиеся гласные;

— гласные после шипящих.

Безударные гласные в корне слова проверяются ударением.

Для проверки нужно изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение: примерять – мéрить, примирять – мир, запевать – петь, запивать – пить.

В безударном корне пишется Е, если в проверочном слове под ударением Ё: гнездится – гнёзда.

Безударные А-О в сочетаниях ра-ла нельзя проверять соответствующими сочетаниями оро-оло: облако – оболочка, брадобрей – б

орода.

Нельзя проверять слова иноязычного происхождения, т.к. в них проверяемая и проверочная гласные могут относиться к морфемам различного происхождения: аккомпанемент – аккомпанировать (суффикс —емент французского происхождения, а суффикс —ирова— — немецкий), дезинфекция – дезинфицировать.

Непроверяемые гласные

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю: вагон, вестибюль, диапазон, инициатива, колибри, корова, манипуляция, нигилизм,

обоняние, палитра, президиум, резюме, собака, фюзеляж, эксперимент, эстакада.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

Добавить новость и получить деньги

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

uchilegko.info

Непроверяемые безударные гласные

Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю:

абориген, абракадабра, афоризм, бадминтон, бифштекс, бордюр, вагон, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, винегрет, возражать, вояж, дегенерат, диапазон, диапазон, досконально, иждивение, инициатива, интеллигент, кабала, каморка, каракатица, катавасия, клептоман, кобура, колибри, компоновать, конгломерат, контингент, корифей, корова, кощей, лассо, макака, манипуляция, мегера, меценат, милитарист, наваждение, нивелировать, нигилизм, нотация, обаяние, обоняние, палитра, панорама, пантеон, парапет, пеликан, периферия, пескарь, пластилин, понтон, президиум, привилегия, резюме, снегирь, собака, трафарет, утилитарный, фюзеляж, экипировать, эксперимент, энцефалит, эсперанто, эстакада.

Примечание 1. Некоторые слова допускают разное написание, это может зависеть от значения слова, его происхождения и т. п.: синьора (от итал. signora) – сеньора (от исп. señora), компания (общество) – кампания (мероприятие).

Примечание 2. Адекватными по значению являются слова ноль и нуль, но написание их зависит от формы слова: в именительном и винительном падежах допускаются написания с о и у, в остальных падежах – написание только у: равняться нулю, свести к нулю, держаться на нуле. Производные слова образуются от основы нул’-: нулевая температура, нулевой цикл, нуллифицировать, нуллификация. Только с о: ноль-ноль (в пять ноль-ноль), ноль внимания, ноль целых (хотя слово ноль здесь в именительном падеже).

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

продолжить с «Правописанием гласных» >>>

 

вернуться к выбору в разделе «Грамматика» >>>

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок русского языка «Безударные гласные непроверяемые ударением»

Этапы урока

Формы, методы

Содержание урока

Деятельность обучающихся

действия

Формируемые умения.

I. Орг. момент

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

   Будут знания нам впрок.

   Будем руки поднимать,

   Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

— Встали прямо, красиво. Небольшая разминка. Проверим, как вы настроились на урок.

— Я читаю высказывание, а вы, если оно «верное», хлопаете один раз, а если оно «ложное», соблюдаете тишину.

— В алфавите 6 гласных  звуков.

— Слово язык можно перенести..

— Гласный звук образует слог..

— В слове письмо  ударение падает на первый слог.

-Почему не хлопали в последнем высказывании?.

— А какую букву надо писать?

— А почему вы так решили?

— Молодцы. Оказывается при написании  гласных букв надо быть очень внимательными.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Минутка чистописания.

 — Работу на уроке мы начнем как всегда с минутки чистописания.

— Прочитайте слова. Найдите лишнее. (слова записаны на доске)

Сахар, снегирь, медведь , сапоги.

— С какой буквы начинается слово?

— Значит, какую букву мы будем повторять на минутке чистописания?

Сегодня мы будем писать буквы: Мм.

— Напишите столько раз соединение М,м, сколько букв в слове медведь

— Сколько раз написали?  (7)

— Почему?

2 строка – соединение букв

ме-сред соед,  ем – ниж соед

— А можем, быть еще спряталось среди этих слов лишнее?

— Оцените правильность выполнения и  написания

 ( Значками на полях)

Выполняют письмо

по образцу

 лишнее слово медведь

Сапоги – 3 слога, а в других- 2

Вырабатывают каллиграфический почерк

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический, частично-поисковый. Чтение, беседа, письмо

Отгадайте загадку.

Бусы красные висят,

                Из кустов на нас глядят.

                Очень любят бусы эти

      Дети, птицы и медведи.

— Это малина.

— Что вы знаете о малине? (воспитательный момент)

— Послушайте, что интересного нам расскажут в аудиозаписи?

— Откроем учебник и прочитаем о малине на с 106.

— В каком слоге безударная гласная? ( в первом слоге)

М. лина

— Давайте выясним, в этом слове проверяемая или непроверяемая гласная. (подбор проверочных слов, поиск в словаре)

— Спишите слово в тетрадь, ударение, безударная гласная. Запомните написание слова.

— Запишем однокоренные слова.

— Выделим корень.

— Составим предложение. Мама купила сладкую малину.

-Подчеркнем основу предложения.

— Оцените свою работу.

Малинный, малиновый, малинка, малинник.

III. Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя

— Вернемся к словам: сахар, снегирь, медведь, сапоги.

— Что вы можете  сказать о данных  словах?

 — Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

— Правильно.

— Какую работу мы будем с вами выполнять?

-Работать со словами с непроверяемыми гласными?

— Что вы можете рассказать о данных словах?

Отвечают на вопросы, сравнивают слова, анализируют, определяют предмет урока.

– Когда написание букв, обозначающих
безударные гласные
звуки в корне слов,
надо запомнить?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

III Работа над темой урока

Парная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

  1. Отгадывание загадок.

 а)Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась…
А, как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)

б) Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)

в) В дом чужого не пущу.

Без хозяина грущу. (Собака)

г) Само с кулачок,

Красный бочок.
Тронешь – гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко)

д) На дереве сидит,
«Кар, кар!»- кричит. (Ворона)

 одежда

 коньки

— Записываем слова,  выделяем букву. Проверяем по образцу.

-На какие группы раделим слова? Найдите лишнее слово.

Читают, отвечают

на вопрос. Списывают предложение, выделяют корень. Подчеркивают букву, написание которой надо запомнить. Составляют предложение, записывают

Находят в тексте слова с безударными гласными в корне, которые нельзя проверить.

Грамотно составляют и записывают предложение

Коллективная

Практический

Физминутка  

       

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня

IV. Применение полученных знаний.

Парная

Словесный,
практический, частично-поисковый. Чтение, беседа, письмо

2. Работа с учебником (выборочное списывание) – работа в паре

Учебник с 105 упр 167 – выписать только слова с непроверяемыми гласными.

— Алфавит, желтый, ноябрь, яблоко, береза, пальто.

— Как вы смогли выбрать словарные слова?

Работа в паре, выборочное списывание,запоминают право-
писание слов

Усваивают написание

непроверяемого слова

Индивидуальная, практический. Работа со словарем, письмо

 3. Т/З стр. 47. упр. 102 

— Прочитаем задание. Что такое синоним? Как вы думаете, что за слова мы должны подобрать?

— Запишите  синоним, выделите орфограмму

— Проверьте по таблице на доске.

— Оцените свою работу (сигналы светофора)

4. Если остается время: электронное приложение – игра «Вставь букву»- безударные гласные, проверяемые ударением. (работа в паре)

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка,

л…нейка, с…лач.

— В чем отличие данных слов, от слов записанных раньше?

Читают, вписывают синонимы сверяют написание словарных слов со словарем

Читают, подбирают проверочные слова, вставляют буквы

Владеют умением
работать со словарем. Классифицируют слова по заданным критериям. Умеют работать в паре, контролируют действия партнера

Рефлексия.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

— Вернёмся к теме  урока.

— Я повторил на уроке…

— Я хочу похвалить  сегодня на уроке…

— Кто сегодня работу выполнял без ошибок.

— Кому требовалась  помощь?

—  У кого осталось много непонятного?  (светофор).

Заканчивают предло-
жения в зависимости

от своего состояния,

впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание: продолжаете дома работу по данной теме Упр 47, т\з стр. 100.

nsportal.ru

Урок русского языка «Безударные гласные непроверяемые ударением»

Тема: Непроверяемые безударные гласные звуки в корне слова

Педагогические цели: Способствовать развитию умения писать буквы, обозначающие безударные гласные звуки в корне слов, ознакомлению с правописанием словарного слова

малина; создать условия для запоминания правописания непроверяемых слов

Тип урока: Решение учебной задачи

Планируемые результаты : (предметные) Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применяют орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Овладевают умением проверять написанное

Личностные результаты: Воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием справочной литературы; логические –

выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).

Коммуникативные: определяют общую цель и пути ее достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль; адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих

Основное содержание темы, понятия и термины : Словарные слова. Слово с непроверяемым написанием малина

Образовательные ресурсы Орфографический словарь.

Этапы урока

Формы, методы

Содержание урока

Деятельность обучающихся

действия

Формируемые умения.

I. Орг. момент

Фронтальный. Словесный.

Слово учителя

Приветствие учащихся.

– Торопимся мы на урок,

Будут знания нам впрок.

Будем руки поднимать,

Точно, бойко отвечать!

– Проверим готовность к уроку

— Встали прямо, красиво. Небольшая разминка. Проверим, как вы настроились на урок.

— Я читаю высказывание, а вы, если оно «верное», хлопаете один раз, а если оно «ложное», соблюдаете тишину.

— В алфавите 6 гласных звуков.

— Слово язык можно перенести..

— Гласный звук образует слог..

— В слове письмо ударение падает на первый слог.

-Почему не хлопали в последнем высказывании?.

— А какую букву надо писать?

— А почему вы так решили?

— Молодцы. Оказывается при написании  гласных букв надо быть очень внимательными.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II. Актуализация знаний

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Минутка чистописания.

 — Работу на уроке мы начнем как всегда с минутки чистописания.

— Прочитайте слова. Найдите лишнее. (слова записаны на доске)

Сахар, снегирь, медведь , сапоги.

— С какой буквы начинается слово?

— Значит, какую букву мы будем повторять на минутке чистописания?

Сегодня мы будем писать буквы: Мм.

— Напишите столько раз соединение М,м, сколько букв в слове медведь

— Сколько раз написали? (7)

— Почему?

2 строка – соединение букв

ме-сред соед, ем – ниж соед

— А можем, быть еще спряталось среди этих слов лишнее?

— Оцените правильность выполнения и написания

(

Значками на полях)

Выполняют письмо

по образцу

лишнее слово медведь

Сапоги – 3 слога, а в других- 2

Вырабатывают каллиграфический почерк

Фронтальная, индивидуальная.

Словесный,
практический, частично-поисковый. Чтение, беседа, письмо

Отгадайте загадку.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

— Это малина.

Что вы знаете о малине? (воспитательный момент)

Послушайте, что интересного нам расскажут в аудиозаписи?

— Откроем учебник и прочитаем о малине на с 106.

— В каком слоге безударная гласная? ( в первом слоге)

М. лина

— Давайте выясним, в этом слове проверяемая или непроверяемая гласная. (подбор проверочных слов, поиск в словаре)

— Спишите слово в тетрадь, ударение, безударная гласная. Запомните написание слова.

— Запишем однокоренные слова.

— Выделим корень.

— Составим предложение. Мама купила сладкую малину.

-Подчеркнем основу предложения.

— Оцените свою работу.

Малинный, малиновый, малинка, малинник.

III. Мотивация учебной деятельности.

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение

учителя

— Вернемся к словам: сахар, снегирь, медведь, сапоги.

— Что вы можете сказать о данных словах?

— Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

— Правильно.

— Какую работу мы будем с вами выполнять?

-Работать со словами с непроверяемыми гласными?

— Что вы можете рассказать о данных словах?

Отвечают на вопросы, сравнивают слова, анализируют, определяют предмет урока.

– Когда написание букв, обозначающих
безударные гласные

звуки в корне слов,
надо запомнить?

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

III Работа над темой урока

Парная, индивидуальная.

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

  1. Отгадывание загадок.

а)Лето целое старалась-
Одевалась, одевалась…
А, как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста)

б) Я землю копала –
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)

в) В дом чужого не пущу.

Без хозяина грущу. (Собака)

г) Само с кулачок,

Красный бочок.
Тронешь – гладко,
Откусишь – сладко. (Яблоко)

д) На дереве сидит,
«Кар, кар!»- кричит. (Ворона)

hello_html_7cc25176.jpg одежда

hello_html_m3a5c86ee.jpg

коньки

— Записываем слова, выделяем букву. Проверяем по образцу.

-На какие группы раделим слова? Найдите лишнее слово.

Читают, отвечают

на вопрос. Списывают предложение, выделяют корень. Подчеркивают букву, написание которой надо запомнить. Составляют предложение, записывают

Находят в тексте слова с безударными гласными в корне, которые нельзя проверить.

Грамотно составляют и записывают предложение

Коллективная

Практический

Физминутка

Выполняют движения

по тексту под руковод-ством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня

IV. Применение полученных знаний.

Парная

Словесный,
практический, частично-поисковый. Чтение, беседа, письмо

2. Работа с учебником (выборочное списывание) – работа в паре

Учебник с 105 упр 167 – выписать только слова с непроверяемыми гласными.

— Алфавит, желтый, ноябрь, яблоко, береза, пальто.

— Как вы смогли выбрать словарные слова?

Работа в паре, выборочное списывание,запоминают право-
писание слов

Усваивают написание

непроверяемого слова

Индивидуальная, практический. Работа со словарем, письмо

3. Т/З стр. 47. упр. 102

— Прочитаем задание. Что такое синоним? Как вы думаете, что за слова мы должны подобрать?

— Запишите синоним, выделите орфограмму

— Проверьте по таблице на доске.

— Оцените свою работу (сигналы светофора)

4. Если остается время: электронное приложение – игра «Вставь букву»- безударные гласные, проверяемые ударением. (работа в паре)

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка,

л…нейка, с…лач.

— В чем отличие данных слов, от слов записанных раньше?

Читают, вписывают синонимы сверяют написание словарных слов со словарем

Читают, подбирают проверочные слова, вставляют буквы

Владеют умением
работать со словарем. Классифицируют слова по заданным критериям. Умеют работать в паре, контролируют действия партнера

Рефлексия.

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

— Вернёмся к теме урока.

— Я повторил на уроке…

— Я хочу похвалить сегодня на уроке…

— Кто сегодня работу выполнял без ошибок.

— Кому требовалась помощь?

— У кого осталось много непонятного? (светофор).

Заканчивают предло-
жения в зависимости

от своего состояния,

впечатления от урока

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее задание: продолжаете дома работу по данной теме Упр 47, т\з стр. 100.

hello_html_7cc25176.jpghello_html_m3a5c86ee.jpg

капуста

лопата

собака

яблоко

ворона

одежда

коньки

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

П..лянка, м…лыши, д…леко, ст…пной, ш…рина, д…ревья, к…лечко, тр..винка, скв…рец, пл…щадка, л…нейка, с…лач.

infourok.ru

Конспект урока по русскому языку на тему:»Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением»

План-конспект урока

Тема

Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

2

Цели урока:

  1. учиться находить в словарных словах буквы, написание которых надо запомнить или проверить по словарю;

  2. уточнить представление о словах с непроверяемым и трудно проверяемым написанием;

  3. развивать навык правописания изученных словарных слов

3

Планируемые результаты

Познавательные:

Учащиеся научатся писать грамотно слова с непроверяемыми безударными гласными, объяснять правописание слова с безударными гласными в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания; работать с орфографическим словарём учебника, находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю.

Личностные:

Формировать интерес к учению. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Коммуникативные:

Умение работать в группе, отвечать на итоговые вопросы.

Регулятивные:

понимание учебной задачи урока и стремление к её выполнению; осуществление самоконтроля; оценивание своих достижений на уроке; умение сформулировать выводы из коллективного обсуждения; умение работать по плану.

12

Структура и ход урока

Адаптировать учащихся к деятельности на уроке.

Выявить предварительные знания и определить их границы

Садятся за парты

Отвечают на вопросы учителя.

Произносят слово полностью, затем по слогам.

Работают по карточкам.

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным).

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не… (перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всем…(понятно).

Если хочешь отвечать,

Надо руку …(поднимать)

-Тарелка, чашка, блюдце-одним словом. ПОСУДА

-Домашнее животное, друг человека. СОБАКА.

-Сильный холод. МОРОЗ.

-Маленькая городская птица, забияка и воришка. ВОРОБЕЙ.

-Столица России. МОСКВА.

-Страна , в которой мы живём. РОССИЯ

Все эти слова разные, но что их объединяет.(Это словарные слова)

-Какие слова называют словарными? СЛОВА С НЕПРОВЕРЯЕМЫМ НАПИСАНИЕМ. ИХ СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ ИЛИ ПРОВЕРИТЬ ПО СЛОВАРЮ,

4

2

Основной

Формирование знаний, действий, отношений, опыта

Выполняют работу в тетради

Отгадывают загадку

Записывают словарное слово в тетрадь, подчеркивают букву, которую надо запомнить

Земляника

Формулируют цели урока.

Выполняют упражнение.

Открываем тетради, отступаем две строчки от предыдущей работы, пишем число, классная работа.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

Чистописание.

На доске написана строчная буква «т».

Из каких элементов состоит эта буква? (наклонная палочка, крючковая линия с закруглением вверху , крючковая линия с закруглением вверху и внизу ).

Назовите буквы, в которых есть похожие элементы (г,п, р).

Дети прописывают строчку с буквой «т», обведи в кружок 3 самые красивые буквы.

Отгадайте загадку:

Я капелька лета на тоненькой ножке

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться

А имя дала мне родная землица ЗЕМЛЯНИКА

Работа со словарным словом земляника.

Рассказ о значении и происхождении слова.

Земляника- травянистое растение с белыми цветами, дающее душистые плоды розовато- красного цвета. Ягоды очень сладкие. Раньше земляника считалась «нечистой» и «опасной» ягодой из-за того, что растет близко к земле и может быть заразной от прикосновений жаб и змей. Название происходит от слова «земля» из-за низкой подвески ягод: спелые ягоды земляники почти лежат на земле и поэтому их ещё можно назвать «земляная ягода»

-Мы сегодня продолжаем работать над темой УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ,

-Чему мы должны научиться сегодня на уроке, что узнать, что вспомнить?

Открыть учебник на стр.105 упражнение 166.

Прочитать, списать, выделить в словах корень, подчеркнуть букву, написание которой надо запомнить.

Составить и записать предложение с одним из слов. (Один ученик выполня

15

3

Творческий

Первичное закрепление знаний, действий на основе их применения

Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

Самостоятельно выполняют задание

Повторяют правила работы в паре.

Взаимопроверка друг друга

Выполняют упражнение.

На доске слова СНЕГИРЬ, ЛОПАТА, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЯГУШКА, ДОРОГА, ТЕТРАДЬ, СТОЛОВАЯ, МЕДВЕДЬ

Выпишите слова, написание которых надо запомнить. Подчеркните буквы, требующие запоминания.

Взаимопроверка в парах.

Повторяем правила работы в паре.

Сравнить с образцом.

Поднять сигнальную карточку:

Зеленая-всё выполнено правильно, желтая- есть ошибки, красная- не справился с заданием

Учебник стр.105 упр. 167

Записать слова , вставляя пропущенные буквы в два столбика. В первый- слова, в которых написание пропущенных букв можно проверить, а во второй- слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

15

4

Итог урока

Презентация учащимися достижения учебной цели

Отвечают на вопросы учителя.

-Различается ли написание не проверяемых ударением гласных в корне однокоренных слов?

-Какие слова называют словарными?

-Какой верный помощник у вас есть, если встретится слово, в котором орфограмму проверить нельзя?

Чтение стихотворения про словарь.

7

5

Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Записывает на доске и проговаривает с объяснением домашнее задание.

Выписать из орфографического словаря 10 словарных слов. Подчеркнуть буквы, которые требуют запоминания.

2

6

Рефлексия

Узнать, насколько тема донесена до учащихся. Оценить достижения учащихся на данном уроке

Оценивают свои достижения на уроке.

Что я узнал?

Что у меня получилось?

Что у меня не получилось?

Что интересного узнали на уроке?

Что для вас осталось непонятным?

2

infourok.ru

Ответы@Mail.Ru: непроверяемые гласные слова

Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова и непроверяемых согласных нужно запомнить или в случае затруднения обратиться к словарю. Автомобиль, агроном, аптека, арбуз, арифметика. Багаж, барабан, бензин, берёза, беречь, библиотека, билет, болото, борона, бригадир. Вагон. велеть, верблюд, ветер, веялка, видеть, вокзал, вокруг, воробей, восток, ворона, вперёд, всегда, иягорник, вчера. Газета, голубой, гореть, горизонт, д, горох, государство, готов, гражданин, грани-Двадцать, двенадцать, дежурный, деревня, диор, дорога, до свидания, дятел. Ещё. Жаворо-, железо, женщина, жеребёнок, жёлтый. Завод, а, запад, заяц, здесь, здоровье, земляника, зна-. Иней, инженер, инструмент, интересный. Ка-л, капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, керосин, килограмм, километр, клевер, коллективный, коллекция, колхоз, ндир, комбайн, комната, компас, коньки, конь, корзина, коричневый, корова, костёр, коса, который, кровать. Лагерь, лопата, лестница, ка. Магазин, малина, матрос, машина, медаль, месяц, металл, метро, мешок, минута, око, молоток, морковь, мороз, Москва, мужчина. Надо, назад, налево, направо, народ. Обед, обезьна, облако, общество, огород, огромный, огурец, Ирежда, одиннадцать, около, олицетворение, опять, ен, орех, осина, откуда, отсюда, оттуда, очень, то, пассажир, пенал, песок, пионер, победа, по-полотенце, помидор, понедельник, поросёнок, после, посуда, потом, правительство, пятница. Рабочий, радио, район, растение работа, республика, решаю, рисую, родина, я, русский. Салазки, сапоги, сахар, сверкать, свобода, север, сегодня, сейчас, серебро, се-сзади, сирень, скатерть, слева, слышать, смолa,собака, солдат, соловей, солома, сорока, собрание, спасибо, справа, стакан, станок, стебель, столица, суббота, считать. Тарелка, театр, телеграмма, телёнок, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, тополь, топор, трактор, трамваи. Улица, урожай, учитель. Фабрика, фамилия, флю¬гер. Хлопок, хозяйство. Цыплёнок. Человек, четверг, чувствовать. Шофёр. Экскурсия. Яблоко, ягнёнок, ягода, язык, ястреб, ячмень, ящерица.

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и многие другие.

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и многие другие.

непроверяемые гласные: бечёвка, автобус, бидон, бассейн, палисадник, кобура, юный, винегрет, десерт, экстрассенс.

touch.otvet.mail.ru

Урок по русскому языку»Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением»

Дата: 23.11 Урок № 55 Класс: 2 – Д

Тема: Упражнения в написании слов с безударными гласными. Слова с безударными гласными, не проверяемыми ударением.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальный опрос, работа в парах.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Цель: Формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; видеть орфограмму «непроверяемые безударные гласные в корне слова»; учить пользоваться орфографическим словарем.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять безударные проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.

  • Развивать орфографическую зоркость.

  • Развивать зрительную и слуховую память, внимание, логическое мышление, самостоятельность действий учащихся, их познавательный интерес, творческую активность.

  • Способствовать воспитанию любви к природе.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • Умение строить простые рассуждения на основе подводящей информации (индуктивное и дедуктивное умозаключение).

  • Применяют орфографические правила.

  • Овладевают умением проверять написанное.

  • Владение поисковыми и творческими способами решения учебных и практических проблем.

Метапредметные:

Регулятивные.

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные.

Познавательные.

  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • отличать новое от уже известного;

  • добывать новые знания;

Личностные

  • Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации.

  • Умение формулировать точку зрения.

Оборудование:

  • УМК « Школа России», учебник «Русский язык», автор Канакина В. П., 2 кл. 1 часть

  • тетради, проектор, компьютер, презентация.

Раздаточные материалы: карточки, сигнальные флажки.

Ход урока.

1.Организационный момент. 1мин

Психологический настрой.

Мы – дружные! Мы – внимательные!

Мы – старательные! Мы – отлично учимся!

Все у нас получится!

— Сегодня у нас необычный урок. На нем присутствуют гости. Давайте поприветствуем гостей.

— Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения. Итак, начнем наш урок.

2.Минутка чистописания. 3 мин

Гимнастика кисти рук:

Поставьте руку на локоть. Представьте, что в вашей руке находиться малярная кисть, а перед вами забор. Давайте покрасим его движением кисти вверх, вниз (10 раз), вправо, влево. Нарисуем 5 кружочков по часовой стрелке, 5 – против. Встряхнем нашу воображаемую кисть и приступим к минутке чистописания.

— На первой строчке сочетания заглавной и строчной букв:

Жи жи Же же Жл жл

-На второй строке – предложение:

Над морем кружит чайка.

— Запишем эти строчки в тетрадь.

— Какие знакомые орфограммы встретились в словах предложения из минутки чистописания?

3. Самоопределение к деятельности. 6 мин

— Прочитайте слова.

Св…ча, г…ра, с…бака.

— Чем похожи все эти слова? ( слова с безударными гласными)

— Подберите проверочные слова. ( свечи, горы)

— Можем подобрать проверочное слово к слову собака? Почему? ( собака. Это слово с непроверяемой орфограммой)

— Как думаете с какими словами будем работать на уроке?

— Чем будем заниматься на уроке?

4. Изучение нового материала. 10 мин

Откройте учебник на стр.103.

Прочитайте вопрос на который мы должны сегодня найти ответ?

Кто может дать ответ сейчас?

— Это будет целью нашего урока.

Работа по учебнику. Упр.162,стр.103

— Прочитайте стихотворение.

— В каких словах мы можем проверить написание выделенных букв ?

(окно, ветерок, веселится, притаился, листочки, бегут)

— Устно подберите к ним проверочные слова.

— В каких словах мы можем проверить написание выделенных букв ? (дорожке, жёлтые)

— Почему? (нет проверочных слов)

Как проверить написание таких слов?

— У вас на парте лежит орфографический словарь. Давайте посмотрим написание этих слов в словаре.

— Можно ли объяснить написание слов из словаря? Почему? (их надо запомнить)

— Запишите второе предложение. Подчеркните слова, написание которых нужно запомнить.

5. Физкультминутка .

Раз – на цыпочки подняться.

Надо всем, друзья, размяться.

2 – нагнулись до земли

И не раз, раза три.

3 – руками помахали.

Наши рученьки устали.

На 4 – руки в боки.

Дружно делаем подскоки.

5 – присели раза два.

6 – за парты нам пора.

6. Закрепление изученного материала. 10мин

Рубрика «ВСПОМНИТЕ»

— Давайте вспомним, мы уже встречали подобные слова.

Учитель читает текст рубрики.

Работа в парах. Упр.163, стр.104

— Сейчас поработаем в парах. У вас на партах есть набор слов. Ваша задача- распределить слова в два столбика: слова написание которых можно проверить и слова написание которых надо запомнить. Ответы затем сверим. Приступайте.

1 ряд 2 ряд 3 ряд бг

Тетрадь яблоко капуста звезда

Берёза молоко карандаш коза

Деревня язык заяц вода

7. Словарная работа. 6мин

— Сегодня мы говорим о каких словах?( о словарных)

— В чем особенность этих слов? (нельзя проверить)

— Сейчас мы познакомимся с новым словарным словом.

Чтоб узнать что это за слово, вам надо отгадать загадку

На земле в траве краснеет
Слаще делается, спеет
Вкусная, да невеличка
Ягода та…(Земляника)

— Где можно узнать, как пишется это слово? (в словаре)

— Как вы думаете почему ягоду так назвали?

Составьте предложение с этим словом. Запишите.

Вкусная земляника поспела.

Найдите основу этого предложения. Подчеркните.

8. Итог урока. 5 мин

О чем мы говорили на уроке?

— На какой вопрос искали ответ?

— Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?

— На следующем уроке мы будем продолжать изучать правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне слова.

9.Рефлексия. 2 мин

— Кому было легко на уроке и все ясно поднимите сигнал зеленого цвета, кому было трудно- красного.

— Закончите предложения:

На уроке мне понравилось…

Сегодня мне удалось…

Теперь я могу…

Я похвалил бы себя за…

10. Оценивание. 1мин

11. Домашнее задание . 1 мин

Повторить правило стр.104,96.

hello_html_375b512f.jpg

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *