Осенние сказки родная тропинка: Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки – Детям об осени: занимательное природоведение для детей

Содержание

Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки

Вы пробовали с детьми сочинять сказки? Сегодня я хочу поделиться своими секретами сочинения сказок с малышами. Сочинение сказок развивает не только фантазию, но и речь, мышление, воображение ребенка, помогает в творческой форме закрепить имеющиеся у ребенка знания, готовит к успешному школьному обучению, сплачивает семью и доставляет массу положительных эмоций, формирует  у ребенка чувство своей успешности.

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Попробуем возродить и посмотреть, что из этого получится?

Наверняка, все взрослые, гуляя осенью с малышом, отвечали на его бесконечные «почему» — почему листья падают и кружатся, почему туман, почему листья осинки дрожат, почему улетают птицы и еще сотни разных почему. Конечно же, Вы проводили с ним осенние игры. Наверняка Ваш малыш уже может назвать признаки осени и знает, чем осень отличается от других времен года. А сегодня на базе имеющегося у Вашего малыша знаний и опыта  мы сочиним с ним его первую авторскую сказку о природе – осеннюю сказку. Он в ней будет настоящим писателем и художником!

А эта осенняя песенка об осени в картинках поможет Вам с малышом окунуться в осеннее сказочное настроение!

Секрет 1: как научить строить сюжетную линию сказки.

Я хочу предложить сочинить вместе с детьми сказку о приключениях осеннего листочка.  Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой ситуации. А это значит, что будет учиться быть не потребителем, а творцом!

Если предварительно не обговорить сюжет сказки с ребенком, то он будет забывать слова, запинаться, путаться, и сказки не получится. Поэтому нужно обязательно обсудить еще до сочинения, о чем будет Ваша сказка.

Спросите ребенка:

  • «Наш герой – листочек – это будет листочек с какого дерева – молодого или старого? Клена или рябины? Дерева из леса или дерева на берегу реки? Или дерева в нашем дворе? У него будет имя? »
  • «С чего начнется наша сказка?»
  • «Что случится с листочком в сказке? Может быть, он отправится в путешествие с перелетными птицами? Или встретит на своем пути серебристую паутинку и начнет беседовать с паучком? А может быть, он опустится на веточку и поплывет по реке, а по пути будет знакомиться с рябиной, березкой и другими деревьями, которых он раньше не видел. А может быть, листочек опустится на пенек и увидит, как разные насекомые прячутся перед зимой в щели пенька, и с ними подружится. Или его занесет ветром в беличье дупло и он подружится с белочкой?»
  • «Чем всё закончится?»

Такое простое планирование сказки поможет ребенку выстроить сюжет. И тогда процесс сочинения-рассказывания сказки будет легким и приятным для малыша! Можно даже зарисовать придуманный сюжет схематичными картинками, если он получился достаточно длинным.

Придумайте название сказки, из которого будет понятно, о чем в ней говорится. Можно показать обложки детских книжек и прочитать их названия для примера, вспомнить как называются любимые сказки и мультики ребенка.

Секрет 2: как научить ребенка рассказывать свою сказку?

После творческого планирования — придумывания сюжета сказки начните рассказывать сказку вместе с малышом.

Если ребенок еще маленький (3-4 года), то начинайте фразу, а малыш ее закончит. Это будет выглядеть примерно так: «Жил да был… кто? (ребенок – «листочек»). И жил он на… (ребенок заканчивает). Наступила…. Подул сильный ветер. Однажды ветер…Листочек испугался… Он спросил… Рябина ответила..И полетел он….» и т.д.

Задавая начала фраз, Вы помогаете ребенку построить связи между предложениями и частями текста. Такое сотворчество очень полезно для ребенка, потому что в нем малыш накапливает своеобразный «словарь» связок и сказочных слов (жили-были, вдруг, однажды, спросил, сказал, ответил, удивился, начался, и стали они и т.д.). Часто сочиняя сказки с мамой и «впитывая» в себя этот опыт, через некоторое время произойдет перелом: Вы вдруг заметите, что малыш начал  активно использовать  сказочные слова и связки в своей речи, в своих сочинениях без Вашей помощи, он легко строит текст и не запинается между предложениями, у него плавная богатая выразительная речь!  Это именно тот результат, к которому мы и стремимся!

Если ребенку 5-6 лет, то Ваша помощь будет зависеть от уровня речевого развития малыша и его индивидуальных особенностей. Одним детям помощь не требуется, другим нужно давать начала фраз как и в 3-4 года, третьим достаточно вопроса-подсказки: «А дальше что случилось? Кого он встретил? Что сказал?»

Секрет 3. Всем советую использовать!

Прием диктовки сказки взрослому.

Очень советую записать получившуюся сказку под диктовку ребенка. Такой прием «диктовки» ребенком взрослому развивает речь так, как ее не разовьет никакой другой прием. И дело тут в том, что малыш ставится в ситуацию, когда ему приходится диктовать, а значит, продумывать свою речь и каждое свое слово! Этим  приемом мы готовим переход от устной речи к письменной!  Когда ребенок диктует, он строит такие предложения, которые в другой ситуации он еще не в состоянии построить! То есть диктовка текста — это как бы «планка» роста для малыша!

Если малыш много раз повторяет одно и то же слово, то можно его подправить: «Послушай, как у нас получилось. Листочек сказал: «Здравствуй», Рябина сказала: «Здравствуй». Листочек сказал: «А ты кто такая». А рябинка  сказала: «Я рябинка. А ты кто? У нас с тобой всё время повторяется одно и то же слово «сказал». Давай попробуем его заменить.  Как по-другому можно сказать? (вместе с малышом подберите слова – прошептала, произнесла, воскликнула, ответила, спросила, удивилась)». С помощью приема диктовки ребенком своей сказки Вы не только обогатите словарь малыша и разовьете связную речь, но и внесете весомый вклад в успешную подготовку ребенка к школьному обучению.

Секрет 4. Как сделать книжку-самоделку с детской сказкой?

Я всегда оформляю детские сказки в самодельные книжки. Складываю лист альбома пополам. Получается «книжка» из 4 страниц. Первая  страница– обложка. Ее рисует ребенок. На обложке мы подписываем название нашей сказки. Обязательно выбираем такое название, чтобы из него было понятно, о чем говорится в сказке. Следующие три страницы – это сама сказка: ее начало (вторая страница), середина (третья страница) и конец (четвертая страница). Я под диктовку пишу текст внизу страницы. А ребенок рисует рисунки.

Ребенок быстро забывает свои действия, тем более свои слова. Речь – это вообще явление, которое невозможно ни пощупать, ни погладить  ни как-то ощутить. Такие книжки показывают ребенку наглядный результат его речи, его усилий и вызывают большой интерес у всех малышей. Ведь этот результат красивый, его можно показать другу, папе, бабушке, погладить, потрогать!

 Честно скажу, что я не видела ни одного маленького ребенка, который бы отказался сочинять сказку и издавать по ней свою собственную книжку, в которой он будет и  художником, и писателем. Причем даже самые подвижные и гиперактивные дошкольники готовы заниматься этим увлекательным делом часами!

Секрет 5. Примерные темы осенних сказок для малышей.

Если Вам понравилось сочинять сказки о природе, то вот примерные темы осенних историй, которые нам с детьми полюбились . Может быть, и Вам они придутся по душе и вдохновят на творчество: «Приключения осеннего дождика», «О чем прошептала рябина», «Почему дуб осенью зеленый?», «Как белочка готовилась к зиме», «Приятный сон осеннего дерева», «О чем говорят деревья в лесу осенью?», «Что вчера мне рассказал осенний ветер?»

О том, как сочинять с детьми сказки и рассказы по сюжетным картинками Вы можете узнать из статьи «Лучшие книги для развития речи дошкольников. Как научить ребенка сочинять рассказы и сказки по сюжетным картинкам»

Занятия с детьми по рассказыванию с примерами упражнений, речевых игр и заданий Вы найдете в статье «Развитие речи детей 4-7 лет: занятия по сюжетным картинкам»

О народных осенних традициях, о проводах перелетных птиц, о том, чем отличаются клин, стая и вереница птиц  Вы можете узнать в статье «Об осени. Перелетные птицы и не только». А коллекцию осенних стихов для детей в картинках Вы найдете в статье «Золотая осень. Стихи для детей в картинках». Осенние русские традиции, детские игры, забавы, поделки, опыты, интересные осенние затеи Вы найдете в статьях сайта «20 идей для интересных осенних игр с малышом» и  «Осенний народный календарь».

Приглашаю вас к диалогу:

Первый раз попробовали сочинить сказку с ребенком, получили море приятных неожиданных впечатлений и хотите ими поделиться?  Напишите об этом в комментариях. Ваш опыт и совет поможет всем нам — родителям и педагогам!

У Вашего малыша получилась интересная сказка? Пришлите ее на «Родную тропинку», и мы ее с радостью опубликуем с указанием Ваших фамилии, имени и имени малыша.

Вы уже давно сочиняете сказки с ребенком? Напишите об этом в комментариях. На какие темы Вы любите сочинять сказки? Ваши идеи вдохновят другие семьи последовать за Вашим примером!

Всем счастливого сказкотворчества!

Вот какую замечательную осеннюю сказку сочинила по этой статье одна из читательниц сайта -посмотрите, какую красивую осеннюю книгу они сделали дома вместе с малышом: «Сказка про осенний листочек: из опыта читателей сайта». 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Осенние сказки родная тропинка — Сайт о даче

Осенние сказки родная тропинка

Стихи на тему осени для дошкольников и младших школьников

И. Гурина

Осень в лужу наступила –
Ворох листьев уронила.
Ей шепнула тихо лужа:
— Ты, подруга, неуклюжа!

Раскраски ОСЕНЬ

Короткие стихи про осень

Детские стишки про осень

[/b]
Осень шлёпнулась у кочки
И рассыпала грибочки,
А потом как дунет вдруг –
Птицы бросились на юг.
Пролилась дождём на лес –
Бедный мишка спать полез.
Льдом подёрнута вода.
Все попрятались – беда:
Кто в дупло, кто под кору,
Кто в глубокую нору.
Даже иней поседел –
Натворила осень дел!

Стихи про краски осени

у. Яворская

Встала утром — вот те на!
На березе ордена!
Осень мимо проходила,
Щедро-щедро наградила.

А осина то и дело
Возмущалась. Покраснела.
Лишь стоит как раньше елка.
Ну, а что зеленой толку —
Так, колючей, хорошо.
Не стоять ей голышом.


Е. Арс

Разбросала осень
Листья вдоль тропинки.
Затерялось солнце
В серой, лёгкой дымке.
Покраснели кисти
На рябине тонкой.
И не слышно песни
Соловьиной, звонкой.
Заиграл на скрипке
Ветер неумело.
Вороньё над лесом
Кружит оголтело.
Шла ведь за грибами —
В стороне корзинка.
Милая сторонка,
Чудная картинка.

Е. Неменко

Хмурит брови день осенний,
Без зонта — совсем пропасть.
Замедляет лист круженье
Словно ищет, где упасть
Встрепенулся дрозд на ветке —
Под дождем какие сны…..
Знать, пора с гнездом заветным
Распрощаться до весны.
Тополек в мое окошко
Желтый листик запустил,
Это лето мне ладошкой
Помахало: «Не грусти…»
Если хочешь, по дорожке

Погулять пойдем вдвоём
Цвета осени ладошки
Мы в букеты соберем.
А потом проводим лето
Вдоль пустеющих аллей,
И поверь, с таким букетом
Ждать апреля веселей

Е. Раннева

Рыжий листик кружится
И повсюду лужицы,
А в хвоинках под сосной
Притаился гриб лесной.
Шапку красненькую прячет
И с листочком СЕНТЯБРЯЧИТ.


Л. Шишкина

Что за рыжая девИца
Разгулялась по двору?
В платье жёлтеньком из ситца
Кружит листья по утрУ…
Пишет золотом картины,
Дарит бусы из рябины!
Нарядила все цветочки
В разноцветные платочки!
А на листиках осинки
Разбросала паутинки…
Клён багрянцем украшала,
Бабье лето приглашала!
Дождиком стучит в окошко,
С ней грибов полно лукошко!
Небо выкрасила в просинь,
Здесь хозяйничала Осень.

Г. Соренкова

Осень к нам пришла вчера,

На дворе прохлада.
Лета теплого пора
Унеслась из сада.
Желтою листвой укрылись
Тропы и дорожки.
И рябины нарядились
В красные сережки.
В  небе облака летают,
С солнышком сражаются.
Птицы к югу улетают,
В стаи собираются.
По полям,  лесам и долам
Осень к нам шагает.
Сентябрем подходит к школам,
Двери открывает.

Л. Кропоткина

Осень всё красит – то жёлтым, то красным,
Делает небо – то хмурым, то ясным,
Ветром с деревьев листочки срывает,
Землю шуршащим ковром накрывает.
Осенью пахнет дождем и грибами,
Осенью птицы прощаются с нами –
Стаями шумными делают круг,
И улетают куда-то на юг…
Будет зима, и весна, и за летом
Снова мы осень такую же встретим:
Всё станет опять золотым и прекрасным,
Всё снова раскрасится жёлтым и красным!

М. Сердюкова

Мой братишка младший
Задаёт вопросы…
«…-Объясни мне, Татка,

Что такое «осень» ?»
— Знаешь, мой братишка,
Это очень просто:
Сразу, вслед за летом,
К нам приходит осень.
Осенью деревья
Свой наряд меняют:
Жёлтые и красные
Листья одевают.
Солнышко устало —
Ты тепла не жди —
Прилегло на тучку,
И идут дожди.
А за жёлтой осенью
К нам придёт сама
Королева снежная —
Зимушка-зима.

В. Божедай

Жёлтый лист кленовый
с дерева слетает,
Будто книгу осени
ветерок листает.
На её страницах
убран хлеб с полей,
Улетает к югу стая журавлей.
В жёлтых сарафанах
стройные берёзы,
Распустила  ива золотые косы,
На калине бусы алые горят –
Осень дарит лесу
сказочный наряд.


Р. Раска

Осень…осень…осень
Стало холодней.
Зонтики мы носим,
Прячась от дождей.
Ветер дует сильно,
Листики дрожат…
Падают, кружатся,
По ветру летят.

А в лесу зверятам —
Некогда играть,
Нужно им запасов
На зиму собрать.
Птицы улетают
В теплые края.
Говорит нам осень:
«Вот такая я!»

Э. Гилберт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся-
И заплачет спросонья.

***
Наступила осень, листья пожелтели,
Взрослые и дети курточки надели.
Дождик вновь закапал, брызги на окошке,
А в подъезде тихо притаились кошки.
Мокрые деревья, мокрые дорожки,
мокрые скамейки промочили ножки…
Пасмурно и сыро, небо в сером цвете,
и грустим мы снова о прошедшем лете…

Л. Генералова

Я осень люблю
за грибные походы.
Я очень грибочки

люблю собирать.
Щедра на подарки
Царица-Природа
Всё людям, животным
готова отдать.
Для белочек — шишки,
а людям — орешки.
Не прячась, обильно
растут сыроежки.
Шиповник краснеет,
его собирай.
В нём все витамины —
заваривай чай.

Т. Ефремова

Волшебница-осень
Стучится в окно.
То дождик приносит,
То снова — тепло
Листочек кленовый
На землю слетел
Был летом — зелёным,
Теперь — пожелтел.
И солнечным светом
Пронизан рассвет
Так ярко, как летом,
Тепла только нет
Волшебница-осень
Глядит со двора,
Как весело в школу
Спешит детвора!

А. Игнатова

Ягоды рябины –
осени подвески.
Осень нарядилась
так по-королевски!
Из кленовых листьев
алая корона.
Золотые груды
у подножья трона.
Золотые блестки
словно кружат сальто
На полу зеркальном
мокрого асфальта.

Во дворце осеннем
каждый день замены:
Всё ковёр пышнее,
всё прозрачней стены…
Пёстрое богатство
Сдует ветром резким.
С ним легко расстаться –
Так по-королевски!

Н. Розбицкая

Погостить явилась осень,
Поскребла в моё окошко
И напомнила, чтоб снова
Я готовила лукошко.
Заждались меня: брусника,
Боровик на мощной ножке,
Да на кучерявых кочках
Клюквы красные горошки.
Ждут на пнях меня опята,
Да красавцы — мухоморы,
Чтобы бросила на шляпки
Я восторженные взоры!

Е. Толстенко

Две косички, конопушки,
Осень-рыжая девчушка
Платье желтое надела,
Тут же принялась за дело.
Быстро, ловко кистью водит,
Красный, желтый снова в моде.
У березок на опушке
Золотые завитушки.
А рябина так прекрасна
Ветки в бусах ярко-красных.
Над рекой склонилась ива
С пожелтевшей пышной гривой.

Кисти взмах и зашуршало
Под ногами одеяло.
Ты-веселая подружка,
Осень-рыжая девчушка!



Source: www.numama.ru

Читайте также

Осенняя сказка для дошкольников. Ёжик и осень. Осенние сказки Осенние сказки родная тропинка

Сказка про осенний листочек: сочиняем с детьми дошкольного возраста.

В этой статье я с большой радостью представляю опыт использования материалов сайта «Родная тропинка» семьей наших постоянных читателей из Венгрии. Знакомьтесь — Загорац Ольга и маленький сын Даниэл (Венгрия, г. Печ). Дане 2, 5 года. участники конкурса

Как мы сочиняли с ребенком сказку про осенний листочек

Ольга пишет: «Уже больше года я нашла ваш сайт и не перестаю радоваться этой «случайности». Замечательные ваши материалы нам очень помогают в каждодневной жизни — как и чем играть, развивать речь и т.д..

Как-то дождливым октябрьским утром мы как обычно сидели с Данькой на кухне и завтракали. Чай был уже почти допит. Подходило время решить, чем займемся сегодня. Мы так привыкли к хорошей погоде, долгим прогулкам и поискам осенних сокровищ, что даже немного удивились серости и холоду. Обсудив, что погода все же НЕплохая, а для осени самая подходящая, решили остаться дома.

Обычно мы эту тему обсуждали на улице или где-нибудь в очереди. Дома же на помощь пришли мягкие игрушки (и конечно же предметы-заместители): медведей заботливо накормили ягодами и рыбой и уложили спать, белке помогли собрать грибы и ягоды для засушки, аист улетел «на Лимпопо»… До барсуков мы правда не дошли, но, как говорится, какие наши годы!

А потом мы решили придумать свою собственную сказку ! Вооружившись советами «Родной тропинки» () с помощью наводящих вопросов и уточнений мы вместе придумали историю одного осеннего листочка и незамедлительно приступили к реализации книги.

Текст я сначала записала на черновичке. Вместе решили какие иллюстрации нужно сделать, и сразу же взялись за краски. Надо сказать, мы сразу замахнулись на большое произведение – 3 разворота. Около недели ушло на то, чтобы нарисовать, вырезать, а потом наклеить все необходимые картинки. Текст в книгу я вписала в последнюю очередь, потом сшила страницы, и манускрипт был готов!

Данька остался результатом очень доволен! Книжку мы читали много раз, и до сих пор частенько листаем ее. Надо ли говорить, с какой гордостью книга была представлена папе и бабушкам! Был полный аншлаг!

Несмотря на то, что сюжет получился незамысловатый, мы смогли обыграли актуальные темы. И еще я увидела у своего малыша тот огонек в глазах, который бывает когда загораешься какой-нибудь идеей и не можешь остановиться. Это много стоит!

Благодаря вашим материалам мы с сыночком открыли для себя новый вид досуга с придумыванием историй (это в 2-то года!), ознакомлением с природой, творческими занятиями и развитием речи – в одном! Полезны такие занятия не только для малыша, но и для мамы. Я чувствую, что двигаюсь в правильном направлении в смысле гармоничного развития ребенка:).

Вот какая книжка получилась у Ольги и Дани.

Обложка книги- сказки про осенний листочек

Страницы книги — сказки про осенний листочек

Страница 1

В яслях около нашего дома росла высокая береза. Ее густая крона -ветки и листья — радовала деток всё лето. Береза закрывала собой детскую площадку так, что можно было играть на улице даже в самый жаркий день. Если же заморосит летний дождик, береза могла всех спрятать от него.

Страница 2

Все листья на дереве были красивого, сочно зеленого цвета. Но один листик был особенный…Он хотел не просто висеть на ветке и шелестеть на ветру. Листик очень хотел сделать что-нибудь полезно и кому-нибудь помочь.

Страница 3

Но вот лето подходило к концу, наступала золотая осень с ее дождями, ветрами, холодами. Наш листик из зеленого превратился в разноцветный — сине-желто-лиловый. Многие его братья тоже сменили цвет и улетели с дерева под порывом ветра. А листику так до сих пор и не удалось сделать доброе дело и помочь кому-нибудь.

Страница 4

Он было совсем уж загрустил. Но вот в один прекрасный день к нему подлетела бабочка. «Ой, как же мне холодно!» — прошептала она. — «Солнце уже совсем не греет!»

Тогда листочек показал бабочке на щелку в коре, куда можно было спрятаться и переждать холодную зиму.

Страница 5

Вскоре прибежала еще одна гостья — божья коровка. «Ох. как же болит мой маленький животик!» — пожаловалась она. — «Мне самой не долететь до больницы!» Тогда наш листочек вместе с божьей коровкой дождался следующего порыва ветра, оторвался от дерева и полетел… Как самолет, он пронес божью коровку над яслями, над магазином и дорогой и приземлился около больницы.

Страница 6

Листик был очень довольный! Еще бы! Ведь его мечта — помочь кому-нибудь — сбылась. Сначала он подсказал бабочке, где можно согреться. А теперь вот привез божью коровку к доктору! И вот пока листик так лежал на дороге, подошел один маленький мальчик, сказал: «Какой красивый!» И взял его домой чтобы подарить маме.

Все мастер-классы и письма постоянных читателей сайта — участников конкурса «Растем с Родной тропинкой — 2016» Вы найдете

О том, как можно развивать речь ребенка в игровых ситуациях Вы узнаете из рубрик сайта и .

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Сочинение сказок вместе с мамой – это тот вид творчества, который был очень распространен в семьях интеллигенции в девятнадцатом веке. Тогда даже выпускались домашние журналы и газеты. Сейчас этот вид речевого творчества почти забыт. Попробуем возродить и посмотреть, что из этого получится?

Наверняка, все взрослые, гуляя осенью с малышом, отвечали на его бесконечные «почему» — почему листья падают и кружатся, почему туман, почему листья осинки дрожат, почему улетают птицы и еще сотни разных почему. Конечно же, Вы проводили с ним Наверняка Ваш малыш уже может назвать признаки осени и знает, чем осень отличается от других времен года. А сегодня на базе имеющегося у Вашего малыша знаний и опыта мы сочиним с ним его первую авторскую сказку о природе – осеннюю сказку. Он в ней будет настоящим писателем и художником!

А эта осенняя песенка об осени в картинках поможет Вам с малышом окунуться в осеннее сказочное настроение!

Секрет 1: как научить строить сюжетную линию сказки.

Я хочу предложить сочинить вместе с детьми сказку о приключениях осеннего листочка. Почему именно эта тема? Во-первых, приключения всегда нравятся детям. Во-вторых, сочиняя эту сказку, малыш вспомнит признаки осени, научится использовать имеющиеся у него знания об осени в новой творческой си

Поговорим об осени.

Поговорим об осени: осенних традициях, обряде сажания мальчиков на коня, проводах перелетных птиц и осенних закличках, научимся отличать клин, вереницу и стаю.

Холодна осень, дождлива, да сытна. Осенью собирают урожай, поэтому и говорят:

«Весна красна цветами,

 зима – белыми снегами,

 лето – солнцем и грибами,

а осень – житом и  снопами,

да румяными пирогами!».

Когда убирали последнюю копну,  праздновали осенины. Детям отдавали последний сноп, они делали из него маленькие снопики и обходили дома. Дети дарили свои снопики хозяевами и желали им сытного года, пели осенинные песни, призывали осень с ее дарами. А Вы пробовали с детьми осень закликать? Попробуйте! Это очень поднимает настроение!

Осенница-царица,

По злату мастерица:

С пряльцем, с донцем,

С гребнем, с веретёнцем,

С высоким колосочком,

С широким снопочком.

Журавли-то – за моря!

Осенница – на поля!

Осень, осень,

Погости недель восемь:

Со громами сильными,

Со дождями, с ливнями,

С обмолоченным снопом

И румяным пирогом!

Осень, осень

В гости просим:

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождем,

С перелетным журавлем!

Журавли осенью улетают на юг. Летят они клином, курлыкая. Им детишки кричат: «Колесом дорога!». Догадались, почему «колесом»? «Колесо» — это круг, чтобы вернулись журавли весною!

Журавли улетают на зимовку в теплые страны – в Африку, Индию, Китай, Египет. А могут перелететь и в южные области России, например, на Каспий. Покажите малышу на глобусе, где эти южные страны и куда улетают птицы. Скажите, что таких птиц называют «перелетные птицы»

Высоко в голубой далИ
Над землей летят журавли.
Летят они, курлычут,
Нас за собою кличут,
Как будто говоря:
«Летите вместе с нами!
За темными лесами,
За синими морями
Есть теплые края;
Там, в зелени долины,
Мы скоротаем зиму,
А раннею весной
Вернемся в край родной!

Птицы летят всегда группами — стаями. Во главе стаи – самая сильная птица – вожак. Порядок в стае очень строгий, каждая птица летит на своем месте. Весной птицы снова собираются в свои стаи. Эти стаи называются по-разному:

Вереница – гуси, лебеди.

Клин – журавли,

Стая – ласточки, грачи, скворцы

Гусям кричали так:

Гуси: га-га-га!

Вы куда? Вы куда?

Уга-Уга-Уга-Уга (ударение на первом слоге)

До юга-юга-юга-юга.

Север-шуг, север-шуг,

С севера на юг! С севера на юг!

 

А уткам говорили по-другому:

Ути-ути-ти-га-ти.

ТышкаУть-тышкаУть!

КуштУ, кыште со воды,

Тышкауть, тышкауть!

Тили-ти-ти, до весны!

Тышкауть! Тышкауть!

На Семенов день (14 сентября) заканчивали уборку хлеба и посев озимых, старались рассчитаться с долгами. Женщины начинали прясть и ткать. В избах зажигали новый огонь. Почему новый? Потому что в православном календаре 14 сентября до сих пор остается как начало года. А начинать новый год нужно с новым огнем. С этого дня начинались новоселья и свадьбы.

На Семенов день проводился один очень важный обряд, связанный с воспитанием сыновей – обряд сажания на коня. Мальчиков в возрасте трех лет постригали и сажали на настоящего коня, обставлялось это очень торжественно. Отец сажал сына на коня, поводья держал крестный и вместе они делали круг по двору. Если Вы никогда не катались верхом на коне, то вряд ли сможете представить  ощущения от поездки верхом. А какие чувства испытывал мальчик трех лет?!!! Фактически такой обряд посвящал мальчика именно в мужской образ жизни, в воина. Позже живого коня заменили игрушечным. И до сих пор лучшим подарком для маленького мальчика многие считают именно деревянного коня — качалку или коня на палочке.

А для настроения я  нашла для Вас интересный ролик из телеархива. В нем дети из Большого Детского Хора показывают спектакль о народных традициях встречи осени «Осень — златопряха». Дошкольникам еще трудно будет просмотреть весь ролик, но можно показать его часть. Например, в конце спектакля (если поставить отметку времени на 20 минут) очень ярко показано, как дети наряжали сноп, как выглядит убранное поле со снопами, как водили вокруг снопа хороводы, как провожали перелетных птиц, можно  услышать курлыканье журавлей. В спектакле участвуют дети разного возраста от дошкольников до подростков из фольклорной и танцевальной групп хора.

 

Еще об осени занимательный материал для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях сайта:

Осенний  календарь игр и забав с детьми. 

«Сочиняем сказки с детьми. Осенние сказки». 

«Игры с ребенком: осенняя прогулка с малышом»?

«Золотая осень: стихи для детей в картинках»

«Как животные готовятся к зиме»

«Деревья в картинках, сказках и развивающих заданиях для детей»

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Осенние сказки родная тропинка — Огород и прочее

Аппликация из листьев для детей: осенний привет. Делаем открытку в технике аппликации из листьев с детьми своими руками.

applicaciya-iz-listiev-osennii-privet

Аппликация из листьев — замечательное осеннее детское увлечение. Мы уже с Вами знаем правильную технологию аппликации из листьев для детей из статей:

— Аппликация из осенних листьев: технология, виды, подготовка листьев к аппликации, идеи для детского творчества.

—  Портрет из листьев своими руками: идеи для детского творчества.

А сегодня в новом мастер-классе — еще одна идея изготовления открытки в технологии аппликации из листьев. Эту открытку сделала и прислала на нашу осеннюю мастерскую детских поделок Брусянцева Ирина Владимировна и дочка Маргарита (3 года), г. Оренбург.

Эту открытку Ирина с дочкой сделали в подарок бабушке и дедушке ребенка. А сегодня Ирина поделится со всеми читателями «Родной тропинки» своей идеей. Мы будем рады, если вы тоже сделаете в подарок такую открытку и пришлете нам, что у вас получилось.

Аппликация из листьев «Осенний привет»: материалы и инструменты

— лист картона,

— лист белой бумаги,

— клей ПВА,

— двухсторонний скотч,

— ножницы,

— листья,

— рамка для картинки,

— цветные карандаши, фломастеры,

— цветная бумага для оформления рамки.

Аппликация из листьев «Осенний привет»: пошаговое описание выполнения с детьми

 

Шаг 1. На листе белой бумаги обводим ручку ребёнка и вырезаем её по контуру.

applicaciya-iz-listiev-osennii-privet-shag1

Шаг 2.  Переводим на картон контур руки ребенка, чтобы знать, куда клеить листья в нашей аппликации.

Шаг 3.  Заклеиваем контур руки ребенка на картоне листьями. Листья приклеиваем на клей ПВА.

applicaciya-iz-listiev-osennii-privet-shag3

Шаг 4.  Лист белой бумаги с вырезанной рукой приклеиваем на картон с листьями.

Оформляем манжету также в технике аппликации (приклеиваем красивый листик).

Оставляем работу сохнуть на некоторое время под прессом, например, под стопкой книг.

applicaciya-iz-listiev-osennii-privet-shag4

Шаг 5.  Оформляем фон (по желанию).

На вату канцелярским ножом крошим грифель цветных карандашей и раскрашиваем ватой фон, получается очень нежно.

Шаг 6.  Вставляем картинку- аппликацию из листьев — в рамку. При необходимости  дополнительно украшаем рамку. Например, приклеиваем надписи и листики из цветной бумаги.

applicaciya-iz-listiev-osennii-privet-shag6

Шаг 7.  Любуемся, красиво! Дарим бабушке и дедушке или другим близким ребенка и его друзьям. Такую открытку можно подарить и педагогу детского сада, и любимому руководителю кружка. Или украсить ей дом.

Надеемся, что наша аппликация из листьев для детей «Осенний привет» понравится вам и вашим детям и принесет в ваши семьи приятные моменты семейного творчества. А также научит малышей готовить своими руками подарки для близких людей. Желаем вам вдохновения!

Еще идеи для детских поделок ,открыток и аппликаций Вы найдете в рубриках сайта «Родная тропинка»:

— Аппликации для детей,

— Осенние поделки для детей. 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

audiokurs-razvitie-rechi



Source: rodnaya-tropinka.ru

Золотая осень. Стихи для детей в картинках.

Золотая осень. Стихи для детей классиков русской поэзии и современных детских поэтов. Картинки и задания для малышей.

Осень у каждого человека своя со своими красками и своим настроением.  Для кого-то осень — радостная художница с разноцветными красками, для других — унылая, плачущая и тоскливая погода, для третьих осень — это веселые игры с шуршащими листьями и грибная пора, а для четвертых — сбор урожая. И всё это осень! Такая разная! И очень важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте увидел, как по-разному смотрят на одно и то же явление все люди! Как в одном и том же люди чувствуют совершенно противоположное настроение! И в этом нам поможет поэзия! Ведь в поэзии главное совсем не рифма, а тот образ, то настроение, которое она передает!

Эти стихи не предназначены для чтения друг за другом в один день. Это стихи-настроения, и каждое из них требует своей ситуации прочтения поэзии детям для того, чтобы малыш смог уловить, прочувствовать то, что хотел передать нам автор стихов.

  • Оказались с малышом в парке и играли с разноцветными листьями? Прочитайте строчки из стихотворения Т. Гусаровой «Осень-швея».
  • Дождь за окном и холодно,  дует сильный пронизывающий ветер и нельзя гулять? Прочитайте стихотворение А. Плещеева «Скучная картина» и рассмотрите картинку.
  • Собрались рисовать осеннюю картинку или делать осеннюю аппликацию? Прочитайте стихотворение З. Федоровской «Осень на опушке краски разводила», вспомните, какого цвета плоды, овощи, фрукты, осенние листья разных деревьев.
  • Пробуете свежую бруснику или варите вкуснейшее яблочно-брусничное варенье? Вспомните строчки К. Бальмонта «Поспевает брусника, стали дни холодней…»

В каждом стихотворении обращайте внимание ребенка на красивые выразительные слова, на интересные сравнения — спросите «С кем/с чем сравнивает… поэт? Как интересно он придумал!!! А ты бы с чем сравнил..? На что еще похож…»  ( примеры таких сравнений:  «березы косы расплели», «рябина осень празднует, бусы красные надев»,  «орешник в серебре» и т.д.). Помогая малышу увидеть эти яркие образные выражения в стихах, Вы помогаете ему:

  • обогатить словарный запас,
  • научиться не просто смотреть, но и видеть мир глазами Человека, примечать в окружающем  интересное и красивое,
  • вслушиваться в речь и замечать образные выражения,
  • использовать их в сказках и рассказах своего сочинения,
  • развиваете творческие способности и фантазию малыша.

1. ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ. Ю. Каспарова

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые…
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые…
Бросаюсь я листьями вверх наугад —
Я тоже устроить могу листопад!

2. ОСЕНЬ-ШВЕЯ. Т. Гусарова

Чтоб крошка земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор – любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

3. ОСЕНЬ М. Садовский

 

Берёзы косы расплели,
Руками клёны хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось.
Поникло. Пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела

4. ОСЕНЬ. З. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зелёный.
Утешает осень:
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!

Задание для детей по стихотворению: Какие краски у осени? Что осенью оранжевое? Желтое? Пурпурное? Зеленое? Алое? Коричневое? Голубое? Серое? (Можно перечислить с ребенком не только листья деревьев, но и плоды, овощи и фрукты).

5. СКУЧНАЯ КАРТИНА. А. Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!

Задание для детей:

  1. Почему осень называют унылой? Какое настроение передано в этом стихотворении? Чем оно отличается от предыдущих стихов?
  2. А для тебя осень какая — радостная или унылая? Почему? Тебе нравится осень? Чем она тебе нравится, а чем — не очень нравится?
  3. Если бы ты был поэтом, твое стихотворение об осени передавало бы какое настроение?

6. ОСЕНЬЮ. А. Плещеев

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит;
Ветер в поле воет;
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.

 7. УНЫЛАЯ ПОРА, ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ… А.С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

8. ОСЕНЬ. К. Бальмонт

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Задание для детей:

Обычно малыши спрашивают при чтении этого стихотворения, а как же будет плакать осень? Ведь она не человек! Попробуйте вместе с детьми обсудить, на что похожи слёзы (на капельки дождя). Восхититесь, как красиво сказал поэт о дожде! Как будто это осень плачет (ключевое слово здесь «как будто» — оно помогает детям понять переносный смысл этого выражения).

9. МЕЖ  РЕДЕЮЩИХ  ВЕРХУШЕК  А. Твардовский

Меж редеющих верхушек
Показалась синева.
Зашумела у опушек
Ярко-жёлтая листва.
Птиц не слышно. Треснет мелкий
Обломившийся сучок,
И, хвостом мелькая, белка
Лёгкий делает прыжок.
Стала ель в лесу заметней,
Бережёт густую тень.
Подосиновик последний
Сдвинул шапку набекрень.

10.  ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ… Ф.И. Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

11. ЛИСТЬЯ С ПОЛЕ ПОЖЕЛТЕЛИ  Михаил Лермонтов 

Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

 12. ОСЕННЕЕ УТРО О. Высотская

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.

13. ОСЕНЬ  В. Авдиенко

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый —

Кленовый.

 

14. ОСЕНЬ   Ю. Капустина

В золотой карете,

Что с конём игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Добрая волшебница

Всё переиначила,

Ярко-жёлтым цветом

Землю разукрасила.

С неба сонный месяц

Чуду удивляется,

Всё кругом искрится,

Всё переливается.

 

15. ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ   М. Лесова

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелели,

Потекли и полетели,

Зашуршали по кустам,

Поскакали по сучкам.

Ветер золото кружит,

Золотым дождём шумит!

А у Вас есть любимые осенние стихи? Понравилась ли Вам и Вашим детям подборка осенних стихов и видеоролики-настроения? Приглашаю поделиться в комментариях.

Еще об осени занимательный материал для игр и занятий с детьми Вы найдете в статьях:

20 идей для интересных осенних игр с малышом

Осенний календарь народных традиций, детских игр и забав. Сентябрь 

Осенний народный  календарь детских игр и затей. Октябрь. 
Поговорим об осени. Осенние традиции, перелетные птицы и не только.

Сочиняем сказку с детьми! Осенние сказки.

Игры с ребенком. Осенняя прогулка с малышом.

Как звери готовятся к зиме.

Деревья в сказках, стихах, картинках и развивающих заданиях для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Народный осенний календарь. Часть 2. Октябрь.

Народный осенний календарь русских традиций, игр и забав с детьми. Часть 2. Октябрь. 

Ваши дети после первой части игр народного календаря уже знают, чем отличаются вереница и стая птиц, что такое  «рябинник» и как делать картофельные игрушки, умеют играть в интересные народные игры, делать  из бумаги фигурки гусей и могут рассказать, как рубашка в поле выросла. Обо всем этом мы говорили в первой части календаря. И не беда, если Вы не сделали этого  в сентябре! Праздник капусты или рябинник можно устроить в любой выходной, когда вся семья в сборе и готова к интересному досугу. А сегодня мы продолжим осенний календарь интересных игр и затей вместе с детьми.

Даты народного календаря на октябрь

1 октября. Арина – журавлиный лёт

  • Если на Арину журавли летят – то на Покров будет первый мороз. Если не видно летящих журавлей в этот день – то раньше 2 ноября не будет ни одного мороза.
  • Журавлям вслед кричали: «Колесом дорога!», чтобы их весной назад воротить.

Давайте поиграем в этот день в игру «Журавли летят».

Все садятся в круг и кладут на стол руки (ладошками вниз). Если ведущий назвал  то, что летает, то надо поднять руки над столом. Если же он назвал то, что не летает – то руки поднимать нельзя.

Кто ошибся – получает фант (Забираем у игрока, допустившего ошибку,  одну его вещь, которую он потом отыграет, выполнив задание – например, загадает загадку, прокукарекает, споет песенку, попрыгает 10 раз на одной ножке – задания должны быть простыми).

Например, водящий говорит:

—  Журавли летят!

 Игроки поднимают ладошки над столом и отвечают: «Летят».

Дальше водящий вперемешку называет то, что летает и что не летает: гуси летят, утки летят, воробьи летят, мухи летят, щуки летят, совы летят, орлы летят, жуки летят, сороки летят, вороны летят, галки летят, лебеди летят, соколы летят, цапли летят, журавли летят, дубы летят.

Если игрок ошибся, то можно его подразнить так: «Дуб летит, а на нем Маша (имя ребенка) сидит» и забрать фант.

Игра заканчивается тогда, когда игроки утомятся, потеряют внимательность и станут часто ошибаться. Тогда начинается отыгрывание фантов из игры.

Сделайте с детьми из бумаги журавликов в технике оригами: 

2 октября – праздник мёда

«Зосима – заступник пчел, лакомый стол». 10 октября – Савватий – пчельник.

В эти дни готовят ульи к зиме, собирают мёд: «Улья в погреб ставь, праздник мёда правь».

В праздник мёда можно приготовить медовое угощение, поблагодарить пчелок за их труд, вспомнить, как летом мы наблюдали работу пчел на лугу и поиграть в игру «Ласточка и пчелы».

Выберите сначала гнездо ласточки – оно должно быть на возвышении (на крыльце, скамейке, если играете дома – то на диване, стуле, горке и т.п.). Выбираем считалкой или жребием, кто будет ласточкой.

Игрок – «ласточка» садится в свое гнездо. Остальные игроки – пчелы, они летают по лугу и говорят хором:

Пчелки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум,

Зум, зум, зум! (пчелы летают, ласточка сидит в своем «гнезде»).

Ласточка встанет,

Пчелку поймает! (на эти слова ласточка вылетает из гнезда и ловит пчел).

Пойманный игрок становится ласточкой и игра повторяется снова.

Обсудите с детьми пословицы: «Яблоньку за яблочки хвалят, а пчёлку – за медок», «Сладок мёд, да не по две ложки в рот».

Интересно рассказать малышам о пчелах в день пчел поможет  детская познавательная телепередача моего любимого телеканала «Радость моя» — «Шишкин лес»:

В ней Ваши малыши увидят и пчел, и ульи, и соты и узнают много интересного.

14 октября – Покров. Первое зазимье

На Покров до обеда осень, а после обеда – зимушка – зима.

  • С покрова конопатили – утепляли свои дома – избы. Затыкая щели, хозяева приговаривали: «Батюшка Покров! Покрой наш дом теплом, а хозяина – добром!». Можно эти слова приговаривать и сейчас, когда Вы утепляете окна и готовите дом или дачу к холодной зиме.
  • В Покров — последний сбор грибов – груздей и рыжиков.
  • С этого дня  во многих районах начинались Покровские ярмарки.

Давайте и мы поиграем с детьми в веселую игру —  ярмарку – «Где был, Иванушка? – На ярмарке».

Инсценируем эту песенку по ролям: один человек выполняет роль Иванушки, другие его спрашивают. Затем все изображают как клюет курочка, как идет уточка и далее по тексту песни.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Курочку.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Уточку.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт

   Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Барашка.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт

   Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

   Барашек на лугу травку жуёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

– Где был Иванушка?

– На ярмарке.

– Что купил Иванушка?

– Коровушку.

   Курочка по семечкам зёрнышки клюёт

   Уточка по лужицам взад вперёд идёт.

   Барашек на лугу травку жуёт.

   Коровка детям молоко даёт.

   Иванушка в горенке песенки поёт.

15 октября – Киприян и Устинья 

Девушки сидят с прялкой или шитьем, поют песни. Познакомьте девочку  в этот день с простыми, но очень оригинальными вышивальными швами  — с оплеткой шва «вперед иголку».

Шов «вперед иголку»  выполните яркими нитками. А для его оплетки возьмите нитки тоже яркие, но контрастные основному шву. Оплетка делается очень просто, но при этом эффектна. Ей можно украсить кукольную одежду. Примеры разных оплеток Вы видите на картинке ниже. Можно придумать и свои варианты.

На первых этапах Вы делаете шов, а ребенок его оплетает по узору одним цветом или двумя цветами. Затем малышка сможет сама выполнить всю работу. 

Поиграем в «нитку и иголку».

Один игрок – это иголка. Другие встают за ним в затылок и держатся друг за друга. Они  — нитка. Нитке нужно не оторваться от иголки, когда иголка бежит вперед. Иголка передвигается по-разному: вперед, вправо, по кругу, змейкой. Нитке нужно крепко держаться друг за друга и следовать за иглой. В игру можно играть как вдвоем (один человек – иголка, другой – нитка), так и большой группой.

18 октября. Харитины – первые холстины

В этот день солнце скатывается вниз, женщины садятся за ткацкие станы и начинают ткать.

Покажите ребенку основные приемы ткачества – переплетения ниток – на примере переплетения полосок бумаги. Примеры разных узоров переплетения полосок бумаги, которые используются в дошкольной педагогике очень давно, уже больше века, Вы найдете в статье о системе развивающих  игр и занятий для детей Ф.Фребеля.

Как правильно плести вместе с детьми коврики из полосок бумаги и как на их основе можно сделать оригинальную открытку на любую тему, Вы узнаете из этого [urlspan]видео.[/urlspan]

19 октября. Фома – позимний

Все слышали поговорку «Говорят про Ерему, а он про Фому». Да, это тот самый Фома упоминается в этой поговорке! Песня про Фому и Ерему известна до сих пор, она попала в сборники фольклора, была запечатлена на лубочных картинках.

В этот день можно посмотреть с ребенком мультфильм «Про Фому и про Ерему» и прочитать про них небылицу в стихах.

Небылица про Фому и Ерему

Встретились однажды Фома и Ерема.

Стали они обниматься, друг перед другом выхваляться:

-Ты где прошлым летом был?

-Из деревни в лес дрова возил.

-А я ведром муку сеял, тесто месил,

А из реки домой решетом воду носил.

Говорит Ерема сердито:

-Как запряг я лошадь в корыто,

А потом поехал косить,

Чтоб корову зимою кормить.

А в телеге белье я стираю,

Песни пою, и беды не знаю.

Улыбнулся Фома лукаво:

-Эко ты сочиняешь, право!

Вот однажды зимой я из дома вышел:

Зеленеет трава, спеют дыни на крыше.

Через день уж гляжу: налетели метели,

Снег, мороз, и куда-то грачи улетели…

Ох, и славное выдалось лето!

Белым инеем ветви деревьев одеты,

Можно запросто так босиком ходить,

В речке купаться, да рыбу удить.

А Ерема глядит на Фому да вздыхает:

-Ох, Буренка, коровка моя, все хворает,

Раньше чаем меня сладким поила,

По сто литров старуха, бывало, доила.

Что с коровкою стало, не пойму я пока,

Вместо сладкого чаю дает молока.

-И в моем хозяйстве не ладно,-

Отвечает Фома досадно,

-Раньше свиньи неслись по утрам,

По десятку яиц собирал уж я сам.

Куры хрюкали, травку щипали,

По полдня все в болоте лениво лежали,

А теперь, раскудахтались смело.

Не пойму я никак:в чем же дело?

Повздыхали Ерема с Фомою

Над нелепой такой кутерьмою,

Распрощались они, разошлись по домам,

И осталась от них небылица одна.

Вы, ребята, ее поскорее прочтите,

И ошибки Фомы и Еремы найдите,

Разгадайте, что-правда, что-нет,

Верю, верным ваш будет ответ.

Придумайте свои небылицы Фомы и Ерёмы.

21 октября – Трифон и Пелагея

С Трифона – Пелагеи всё холоднее.

Раньше говорили так: «Трифон шубу чинит, Пелагея рукавицы шьет». И мы тоже начнем готовить зимнюю одежду, ведь скоро станет очень холодно.

  • Вырежете из бумаги силуэт рукавиц и шубы и украсьте линией орнамента (можно сделать орнамент по всей рукавичке, а можно – только по ее части). Орнамент можно сделать и по подолу шубы и манжетам. Орнамент можно нарисовать (для более старших детей) или выполнить в технике аппликации. Выполняя орнаментальную полосу, малыш будет учиться располагать элементы в последовательности в строгом порядке их чередования.
  • Можно объединить детей в пары и дать задание паре детей украсить пару рукавичек для Снегурочки – она уже готовится к нам прийти зимой.   Каждый ребенок  делает одну рукавичку из пары. Это задание сложное и доступно детям с 6 лет. Научите детей предварительно договариваться друг с другом перед работой, обговорить, как они будут украшать рукавички, какой формы, цвета, размера детали возьмут. Ведь рукавички должны получиться совсем одинаковые.
  • Можно загадать друг другу разные орнаменты для продолжения и угадывания принципа его построения. Вы выкладываете орнамент из фигурок, а ребенку нужно угадать закономерность в его составлении и продолжить ряд. Сначала чередуйте фигуры по одному признаку. Например, по цвету: красный квадрат —  желтый квадрат – красный квадрат – желтый квадрат (или аналогичено по форме или размеру). Затем начинайте сочетать в одном орнаменте два параметра, например, размер и цвет.

25 октября. Пров

В этот день люди  наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и об урожае. Очень советую почитать книги Левитана «Малышам о звездах и планетах» и любое их современное переиздание этого автора. И сами многое узнаете, и детям много интересного сможете рассказать и показать в занимательной форме.

Расскажите детям о Солнечной системе, а поможет Вам в этом моя любимая познавательная телепередача для дошкольников телеканала «Радость моя» — «Шишкина школа» —

Солнечная система.

Планеты — гиганты

Плутон и кометы.

До встречи на следующих страничках нашего осеннего календаря детских игр, забав и народных традиций.

Продолжение календаря народных игр и забав и традиций в следующей статье из цикла «Народный календарь» — «Народный календарь: Ноябрь» — народные традиции и обычаи, идеи для поделок, видео, задания для детей.

Дополнительные материалы к народному календарю на октябрь для игр, занятий, прогулок с детьми

Интересно рассказать детям об осени Вам помогут статьи сайта:

— 20 идей для интересных осенних игр с малышом

— Золотая осень :  стихи об осени для детей в заданиях, картинках и видео

— Как звери к зиме готовятся. Часть 1: речевые логические задачи, рассказы, сказки, стихи в картинках, опыты, пальчиковый театр и инсценировки-диалоги для детей

— Как звери к зиме готовятся. Часть 2:  рассказы в картинках, речевые упражнения, пальчиковый театр.

— Логические задачи для детей об осени

— Пословицы про осень: пословицы о ранней осени, золотой осени, поздней осени, про осенние месяцы

— Сочиняем сказки с детьми: осенние сказки

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *