Подготовка к изложению огэ: Подготовка к изложению на ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Содержание

Подготовка к изложению на ОГЭ по русскому языку в 9 классе

В статье мы дадим советы ученикам 9 классов по написанию изложения на ОГЭ по русскому. Разберемся, как правильно сжать текст, что делать по время прослушивания аудиозаписи и как поступить лучше — готовиться к экзамену самостоятельно или пройти онлайн-курсы.

В 2022 году письменная часть ОГЭ по русскому языку состоит из 3 блоков:

  • Изложение.
  • Анализ текста на орфографию, пунктуацию, лексику и т. д.
  • Сочинение-рассуждение.

Как проводится изложение:

  • На экзамене включают аудиозапись с голосом профессионального актера дубляжа. Он читает небольшой отрывок в 3 абзаца объемом около 150 слов.
  • Запись длится около 2,5-3 минут. Во время прослушивания можно делать пометки в черновике.
  • Далее делают перерыв на 3-4 минуты, чтобы школьники могли записать основные мысли.
  • Аудио включают повторно, после чего ученики приступают к работе.
    Время выполнения – 75 минут.

Ниже расскажем подробнее, как подготовиться к изложению.

Какие сложности возникают у школьников при написании изложения:

  • Информация тяжело воспринимается на слух.
  • Искажается смысл исходного текста.
  • Не получается добиться нужного объема – если в изложении насчитывается менее 70 слов, то оно оценивается в 0 баллов.

С точки зрения восприятия информации люди делятся на 2 типа: аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух, и визуалы, которые усваивают ее зрительно. Чтобы проверить, к какой категории вы относитесь, возьмите 2 разных рассказа. Один прослушайте, второй прочитайте и попробуйте пересказать оба. Вам станет понятно, в каком случае вы запоминаете текст лучше.

Как вести себя на экзамене:

  • Если вы визуал, то записывайте тезисы в черновик при первом же прослушивании.
  • Если вы аудиал, то не делайте пометок, когда текст включат первый раз. Сконцентрируйтесь и слушайте внимательно.

Как еще можно подготовиться к изложению на ОГЭ в 9 классе:

  • Тренируйтесь на текстах разных жанров – используйте художественную литературу, научные статьи, рецензии, очерки, дневники писателей и пр.
  • Развивайте навыки аудирования – слушайте аудиокниги, пересказывайте их содержание.
  • Расширяйте словарный запас и изучайте способы сжатия текста.

Если вы попробовали все перечисленные варианты, но написание изложения вам все равно дается тяжело, то пройдите дополнительную подготовку. На дистанционных курсах вас быстро подготовят ко всем этапам ОГЭ:

  • В онлайн-школах преподают опытные педагоги. Вас научат грамотно и логично пересказывать текст без потери смысла, работать не только с художественной, но и научной литературой. Вы улучшите свои знания по орфографии и пунктуации.
  • На курсах у вас будет не только теория, но и практика: домашние задания после каждой темы, промежуточная проверка знаний, пробные изложения, по которым вы получите обратную связь (разбор ошибок, рекомендации).
  • Вы сможете заниматься без ущерба для основной учебы. На дистанционных курсах можно смотреть уроки онлайн или в записи в свободное время. Для просмотра нужен только планшет или ноутбук. Все видеозаписи хранятся в личном кабинете.
Подборка курсов Онлайн-курсы подготовки к ОГЭ по русскому языку в 2022 году

Посмотреть подборку

Одно из основных требований к изложению по русскому языку – это умение составлять краткий пересказ с сохранением смысла. Расскажем о нескольких способах сжатия текста:

  • Исключение вводных слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, риторических вопросов, восклицаний.
  • Замена нескольких синонимов одним словом.
  • Обобщение нескольких предложений в одном.
  • Использование косвенной речи вместо прямой.

Если не использовать приемы сжатия в тексте, эксперты снимут баллы, потому что умелое сокращение – это основа создания изложения.

Как правильно подготовиться к составлению текста на ОГЭ:

  • Делайте пометки при прослушивании аудиозаписи.
  • Выделите из всего рассказа 3 основные темы – суть каждого абзаца.
  • Составьте схему вашего изложения – главная мысль, последовательность абзацев.
  • Запишите текст на черновик и проверьте его на логичность и соответствие содержания оригиналу.
  • Посчитайте количество слов, подумайте, что можно еще добавить или сократить.
  • Перепишите итоговый вариант на чистовик. Перед сдачей всех заданий еще раз перечитайте изложение.

Советы от экспертов о том, как писать изложение на ОГЭ по русскому языку:

  • Соблюдайте оригинальную структуру, не меняйте абзацы местами.
  • Сохраняйте содержание, тип и стиль речи, ключевые слова.
  • Используйте несколько разных приемов сжатия текста (исключение, обобщение и т. д.).
  • Проверяйте текст на логические ошибки.
  • Не составляйте сложные грамматические конструкции. Изложение должно читаться легко.
  • Не допускайте орфографических или пунктуационных ошибок. Если вы не уверены в правописании, то замените слово на синоним или разбейте предложение на два.
  • Объем итогового текста должен быть меньше оригинала – около 80-100 слов.

Обо всех правилах написания изложений и сочинений рассказывают на подготовительных курсах. Вы научитесь составлять грамотные с точки зрения грамматики и стилистики тексты, если пройдете подготовку в онлайн-школе.

Все официальные документы опубликованы на сайте ФИПИ – кодификатор, спецификация, демонстрационная версия 2022 года. На этом же сайте есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые могут использоваться для изложения на ОГЭ. Если вы начинаете подготовку заранее, то успеете потренироваться на многих вариантах. Возможно, какой-то из них попадется на экзамене, и вам будет легче составлять изложение по уже знакомому тексту.

Чтобы отработать навыки пересказа, вы также можете тренироваться на любых других текстах, например брать произведения русских классиков, научно-популярные статьи, рецензии на книги и т. д. Какие-то другие полезные источники могут посоветовать на онлайн-курсах. Кроме того, вы разберете реальные примеры прошлых лет и получите рекомендации от преподавателя.

Урок «Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение»

Тема урока «Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение».

                       

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Цели:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;

  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 

  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.

  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.

  3. Повторить особенности публицистического текста.

  4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).

  5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари, презентация «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА», на закрытой перед уроком внутренней доске написан эпиграф к уроку:

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

 И слезой, и ветром, и грозой.

   Сколько в нём заботы и труда,

   Сколько людям он несёт добра.

        В.  Штурмин

План  урока

1.        Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2.        Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения — развитие речевых способностей учащихся на примере публицистического текста. Частная цель урока — сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

Ученику предлагается записать текст в сжатом виде, исключив из него понятия, обозначающие вид, и части целых объектов. Таким образом, текст сжимается за счет употребления понятий, обозначающих род, и целых объектов.

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить отличительные черты текста публицистического типа, повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

Учащимся предлагается с помощью раздаточного материала в виде карточек с небольшими текстами повторить приемы сжатия текста.

4.        Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и основную мысль текста.

5.        

Языковой анализ текста.

Цель: дать толкование непонятных ученикам слов. Грамотно проведенный языковой разбор помогает учащимся воспроизвести авторскую речь.

6.        Орфографическая работа с текстом.

Цель: указать на правописание «трудных» слов.

Учащимся предлагается записать слова из текста, подобрать слова с такими же орфограммами, произвести морфемный разбор некоторых слов.

  1. Отработка пунктуационных навыков.

Цель: обратить внимание учащихся на пунктуацию в сложных предложениях.

Учащимся предлагается провести пунктуационный разбор предложений из текста.

  1. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

9.        Самопроверка.

Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу — одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

  1. Подведение итогов урока.

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.

  1. Инструктаж по выполнению домашней работы.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.

Ход урока

  1. Оргмомент. (2 мин.)

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня  у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. И это урок по развитию речи, так как первая часть экзамена, как вы знаете,  написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

  1. Актуализация полученных ранее знаний. (12 мин.)

  1. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Запишите в тетрадях сегодняшнюю дату и тему урока:  Сжатое изложение публицистического текста.

Подумайте, исходя из темы, какими могут быть задачи нашего урока.

(Учащиеся сразу включаются в рассуждение, выясняют, какие задачи нужно решить, чтобы освоить тему урока. )

  1. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Учитель: Ребята, сформулируйте проблемные вопросы по данной теме: нам предстоит пройти ГИА, которая состоит из 3 частей, первая часть работы – написать сжатое изложение прослушанного текста. А сегодня мы будем готовиться к написанию сжатого изложения текста публицистического стиля.

(Как правильно сжать текст? Какие приёмы сжатия текста  использовать?)

Учитель: Вспомним, что такое публицистика? 

(Литература по общественно – политическим вопросам современности)

Учитель: Назовите характерные стилевые черты публицистики. 

(Воздействие на умы, сердца людей, призывность, убедительность. Авторская позиция)

Учитель: А какие языковые средства характерны для публицистического стиля?

(Вводные слова, антитезы, повторы, восклицательные предложения, предложения побудительного характера. )

Учитель: Какие жанры публицистики вам известны?   

(Статья, репортаж, интервью, заметка)

Учитель: С одной из таких статей сегодня мы познакомимся на уроке.

А что значит сжать текст? 

Рассуждение. Заслушиваются 2-3 человека. (Сжать текст – это значит сократить его, но при этом сохранить основную мысль, идею автора в каждом абзаце, т.е. убрать всё лишнее и оставить только главное, а это и есть самое трудное, отказаться от подробностей.)

Учитель: Чем отличается подробное изложение от сжатого изложения?

Обсуждение. (Задача подробного изложения – максимально полно воспроизвести исходный текст, сохранив композиционные и языковые особенности. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения.)

Повторим приемы сжатия текста.

Учитель: какие приёмы сжатия текста нам известны?

1. Исключение подробностей. Необходимо сначала выделить главное, а затем убрать подробности.

2. Обобщение.   Сначала вычленяем единичные существенные факты, объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.)

 3. Фронтальная работа.

Учитель: А сейчас мы немного потренируемся. Поработаем над приемами сжатия текста. Обратите внимание на карточки с небольшими текстами перед вами. Попробуем применить прием исключения к текстам 1,2 и 3. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести исключение подробностей в предложенных текстах.)

В тексте 4 и 5 нужно использовать прием обобщения. (Учащиеся, по выбору учителя, вслух рассуждают, как произвести обобщение в текстах.)

  1. Практическая работа на уроке. (26 минут)

Учитель: Ребята, посмотрите на доску, здесь вы видите  слова  В.  Штурмина,  которая  станут эпиграфом к нашему уроку.

Прочитайте их   и подумайте, о чем будет текст, над которым мы будем сегодня работать?

(Учащиеся читают эпиграф. Затем учитель вслух выразительно читает его еще раз.

Пахнет хлеб и солнцем, и землёй,

 И слезой, и ветром, и грозой.

  Сколько в нём заботы и труда,

  Сколько людям он несёт добра.

Учащиеся высказывают свои предположения о тексте: текст о ценности хлеба.)

  1. Прием опережающего закрепления.

Учитель: У каждого из вас на столе лежит исходный текст для сжатия. Может быть, кто — то уже готов приступить к сжатию текста? Мне нужна группа из трех человек для работы самостоятельно.

Три человека (желающие) получают лист с инструкцией написания сжатого изложения.

  1. Первичное знакомство с текстом.

Учитель вслух читает исходный текст.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

      Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..

       Хлеб, доставшийся даром, не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара, тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

                                                                          (По Н.В.Беседину)   161 слово

3. Работа с презентацией «Этапы работы над сжатым изложением в формате ГИА»

Учитель: Определим тему, основную  мыслью, тип и стиль речи исходного текста.

Слайды 3-5

 (Тема  прослушанного текста –  о хлебе.  

Основная мысль текста отражена в эпиграфе к уроку.

 В словах поэта В. Штурмина заключена  мысль о  ценности хлеба. Эти строки раскрывают предназначение хлеба на земле – нести людям радость и доброту!

Тип текста – рассуждение, стиль – публицистический.

Кратко повторяем признаки типа текста-рассуждения: тезис – аргументы – вывод.)

Языковой анализ текста. Слайды 6-9

Деление текста на микротемы.

Учитель:  Что такое микротема? Определите микротему каждого абзаца.

)Микротема – это тема фрагмента текста, его части. Сумма микротем передает основное содержание текста.)

(  1 микротема о большой ценности хлеба в жизни человека)

Давайте поработаем со словами, значение которых требует нашего  объяснения. (Работа с толковым, орфографическим и фразеологическим словарями поручается группе учащихся).

Что значат выражения «…люди, преломившие хлеб»;

                              «Хлеб – посол мира и дружбы…»

        

( «…люди, преломившие хлеб», т.е. разделившие с кем-либо трапезу. Они  должны были стать друзьями на всю жизнь.

«Хлеб – посол мира и дружбы…» — т.е. хлеб является символом мира между народами.

Учитель: Почему автор использует такие слова по отношению к хлебу: «хлеб-батюшка», «хлеб – кормилец»? ( Беседин бережно относится к хлебу, поэтому употребляет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом «батюшка»,  «кормилец» — хлеб кормит людей. )

Учитель: Как связан хлеб с нравственным состоянием общества? Об этом 2 микротема текста.

Что обозначает выражение «ест свой хлеб»? (Так говорят о человеке, который живёт честным трудом.)

Кого называют нахлебниками? (Людей, живущих за чужой счёт.)

Учитель: Определите 3 микротему исходного текста.

(Автор текста в 3 микротеме называет хлеб чудесным даром и призывает нас, читателей, уважительней относиться к хлебу. От этого мы станем чище душой, совестливей и добрей.)

        Орфографическая и пунктуационная  работа с текстом.

Учитель: Теперь давайте поработаем над орфограммами текста.

Учащиеся записывают  слова и объясняют орфограммы, производят морфемный разбор некоторых слов.

(Издавна, преломившие, ценность, хлеб-батюшка, хлеб-кормилец, неразрывная, нравственным, ценность, совестливее, добрее. )

Учитель: Обращаю ваше  внимание на пунктуацию в сложных предложениях.

Предлагаю  провести пунктуационный разбор предложений из текста.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. (Бессоюзное сложное предложение. Между частями ставим двоеточие, так как 2 часть поясняет содержание 1)

Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. ( Сложносочинённое предложение. Между частями ставим запятую перед противительным союзом)

Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. (Сложноподчинённое предложение, соединённое подчинительным союзом.)

  1. Самостоятельная работа учащихся.  (20минут)

Учащиеся работают с черновиком  по созданию собственного текста на основе прослушанного, используя приёмы сжатия.

Самопроверка работы (15 минут)

Учащиеся проверяют   получившиеся изложения, выявляют  ошибки и устраняют  их.  Переписывают изложение на чистовик.

  1. Подведение итогов урока. (3 минуты) 

 Учитель:

 — Можно ли данный урок считать своеобразным научным исследованием?

— Какие приёмы сжатия текста вы использовали в работе?

 

Выставление оценок за работу на уроке.

  1. Домашнее задание. (2минуты)

Изучить пройденный материал, сжать  текст упражнения № 241.

Методическая литература, использованная для разработки урока:

 

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

  3. Крючков В.П.  «Еретики» в литературе: Л.Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие.  – С аратов: Лицей, 2003.

  4. Сидорова Г.А. Готовимся писать сжатое изложение / Г.А. Сидорова // Оценка качества образования. – 2008. — №5. – С. 30-34.

                                                              Приложение

1. Инструкция для учащихся «Как писать сжатое изложение»

  1. Выделите в тексте важные, необходимые мысли.

  2. Найдите среди них главную мысль.

  3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

  4. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

  5. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

  6. Обдумайте средства связи между частями.

  7. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

  8. Запишите получившийся вариант текста.

  1. Упражнения по сжатию текста

Карточки с текстами на отработку приема «Исключение»

  1.  Есть люди, которым всегда все ясно. Это они, по их собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, — безнадежные люди.

  1. Попечителем одной из сельских школ был Гиляровский. И фотографии учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.

  2. Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть еще одна фаза воспитания: воспитание души.

Карточки с текстами на отработку приема «Обобщение»

1. Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

2.Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

 

    К     основным языковым приемам сжатия текста относятся следующие.

  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;

  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

  • замена предложения или его части указательным местоимением;

  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

  • замена сложноподчиненного предложения предложением простым;

  • замена прямой речи косвенной.

  1. Исключения:

  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;

  • исключение повторов;

  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;

  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, поданных слишком широко и полно.

  1. Слияния:

Текст  для прослушивания

  Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб — посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, возникают новые ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом принято провожать в дальнюю дорогу. С хлебом принято встречать солдат, вернувшихся с войны. Хлебом принято поминать тех, кто уже никогда не вернется. И каждый по-своему помнит и ценит хлеб. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб — это жизнь.

      Существует неразрывная связь между отношением к хлебу и нравственным состоянием общества. О всяком, кто честно зарабатывает себе на хлеб, в народе уважительно говорят, что он ест свой хлеб. И, наоборот, пренебрежительно отзываются о нахлебниках, живущих за чужой счет..

       Хлеб, доставшийся даром ,не заработанный трудом ,человека портит, потому что лишает его нравственной основы .Чем тяжелее труд по добыванию каждого хлебного колоса, каждого кусочка этого чудесного дара , тем уважительнее, благоговейнее относится человек к хлебу и тем чище душа его, тем совестливее и добрее сам человек.

        (ПО Н.В.Беседину)   161 слово

                                 

Этапы деятельности по анализу текста

1. Этап определения темы текста.

    Ответ на вопрос: «О чем текст?»

Как определить тему? 
Тема определяется различными способами:

  • по началу текста;

  • по ключевым словам;

  • по ключевым эпизодам;

  • по поступкам или размышлениям героев (автора)

  • по заглавию текста

2. Этап определения идеи текста.

    Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?»,

    «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею? 
Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

3. Этап определения структуры текста.

    Назовите композиционные части текста. 
   

Композиция текста – построение текста. 
Тезис – положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания. 
Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. 
Формулирование тезиса – один из приемов сжатия текста.

4. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы

Определите количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их.

Определите микротему каждого абзаца. Запишите ее кратко, опуская второстепенную информацию.

5. Этап моделирования сжатого изложения 

Как соединить содержание микротем в текст? 
Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические

Материалы для подготовки к ОГЭ-2020. Сжатое изложение

Подготовка к ОГЭ — 2020

ОГЭ — «Основной государственный экзамен»

  • ОГЭ по русскому языку носит обязательный характер.
  • В случае получения оценки «неудовлетворительно» возможна пересдача в резервный день при условии, что данная оценка — единственная.
  • Время проведения экзамена — 3 часа 55 минут (235 мин) .
  • Разрешен к использованию орфографический словарь.
  • Минимальный балл (соответствует оценке «удовлетворительно») —….
  • Максимальный балл — 33 .
  • Количество заданий — 9 .

Содержание теста ОГЭ по русскому языку

  • Часть 1 — написание сжатого изложения по прослушанному тексту; сложность заключается в «сжатии» текста без потери его основной идеи.

Текст для сжатого изложения по содержанию не связан с частями 2 и 3 работы. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения ( путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)

  • Часть 2 — задания с выбором правильного ответа .

Предполагается выполнение различных видов анализа языкового материала. Для этого дано 7 заданий:

  • 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ;
  • 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения экзаменуемыми культурно-ценностных категорий текста: понимание проблемы, позиции автора или героя; характеристика героя; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.

Содержание теста ОГЭ по русскому языку

  • Часть 3 — написание сочинения по прочитанному тексту: выбор одного из трёх предложенных заданий (9.1, 9.2 или 9.3) и представление письменного развёрнутого аргументированного ответа.

Первое и третье задания оцениваются также на соблюдение норм орфографии, грамматики, пунктуации, речи.

Система оценивания

  • 1 . Сжатое изложение 7б.
  • 2. Тест 7б.
  • 3. Сочинение-рассуждение .
  • Грамотность и фактическая точность (сочинение + изложение) 10 б.

За всю работу – 33 б.

Часть 1 Изложение

  • Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе. Сначала напишите номер задания, а затем — текст сжатого изложения. Должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
  • Задача сжатого изложения􀁢—
  • кратко, в обобщенной форме передать содержание текста,
  • отобрать существенную информацию,
  • исключить подробности,
  • найти речевые средства обобщения.

Советы по ведению записей

  • — фиксируем ключевые слова,
  • — пишем с пробелами между строк, чтобы была возможность что-то добавить при втором чтении,
  • — показываем подчеркиванием границы микротем.
  • Сначала нужно записать изложение как можно подробнее.
  • Сжатие текста — это преобразование, при котором текст заменяется более кратким по объему изложением. При этом не допускаются смысловые искажения и утрата значимых положений.

Приемы компрессии (сжатия) текста

  • Исключение
  • Обобщение или объединение
  • Замена

Исключение

  • вводных слов;
  • однородных членов предложения;
  • повторов;
  • однотипных примеров;
  • риторических вопросов и восклицаний;
  • цитат;
  • деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
  • пояснений;
  • рассуждений;
  • описаний;
  • слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

При исключении необходимо:

— выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали;

— объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.

Сказка живет везде, во всем: в деревьях, листьях, в самом ветре, в земле, в кресле, в доме, в марте, в тебе самом . (22 слова)

Сказка живет везде, во всем (5 слов).

Обобщение или объединение

  • — ряда предложений, связанных одной мыслью;
  • — частей предложений;
  • — конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

При объединении необходимо:

— найти в тексте мелкие, единичные факты,

— найти в них общее,

— объединить эти факты на основе общего,

— сформулировать получившееся предложение.

Сказки научат тебя быть добрым, ты увидишь, что они смогут выручить из любой беды, в которую ты можешь угодить. Сказки покажут как веселый, но слабый может победить сильного, но хмурого . ( 30 слов)

  • Сказки научат доброте, оптимизму, выручат из беды . (7слов)

Замена

— однородных членов обобщающим словом;

— сложного предложения — простым;

— части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

— прямой речи — косвенной;

— части текста одним предложением;

— части предложения местоимением и т.д.

При замене необходимо:

— найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д;

— сформулировать получившееся предложение.

  • Сказки любят взрослые и дети, сильные и слабые, добрые и не очень . ( 12 слов)
  • Сказки любят все . (3 слова )

Сочетание замены, исключения и объединения

Вы, люди, специально, а чаще случайно, забыв о той поре, когда вы еще верили сказкам, причиняете друг другу боль. Вы, люди, забываете о всё исцеляющей доброте сказок и мечетесь в жизненном тупике, ища выхода и не видя его. А ведь он поразительно прост. Надо верить в чудеса. Верить и жить. Жить так, чтобы жизнь превращалась только в добрые и веселые сказки. ( 61 слово)

Люди, забывая о великой силе сказок, обижают друг друга, не находят выхода из жизненных ситуаций. А выход прост: надо верить в чудеса и жить, превращая жизнь в добрые сказки . (29 слов)

Что нельзя удалять из текста?

  • Основные детали, помогающие понять авторскую идею.
  • Аргументы автора, используемые им для доказательства основной мысли.

Количество слов — не менее 70.

Спасибо за внимание!

ОГЭ. План подготовки к сжатому изложению

План работы по подготовке к ОГЭ. Сжатое изложение

В результате изучения данного подготовки учащиеся должны приобрести следующие умения:

1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).  

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

9.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

10.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

11.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

12.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Календарный план работы по подготовке к ОГЭ на февраль месяц

№ п/п

 

Тема занятия

Часы учебного времени

Вид                 деятельности

 

Плановые

сроки прохождения

Фактичес-кие сроки проведения

1-3

Приемы работы, направленные на первичное восприятие текста. Разбор текста.

3

 упражнения, парная работа информационная переработка   письменного текста анализ текста                

2,5,7/04

 

4-6

Приемы компрессии текста.

3

конспектирование словарная работа

9,12,14/04

 

7-9

Практическая работа. Подготовка к написанию сжатого изложения.

3

практикум, упражнения

16,19,21/04

 

10-11

Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

2

самостоятельная работа.

23,26,28/02

 

Литература

1. Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2021 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2021.

       2. ФИПИ  http://www.fipi.ru/

       3.Решу ОГЭ    https://rus-oge.sdamgia.ru/

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Подготовка к сжатому изложению: пять практических советов | REALITY ШКОЛА

Сжатое изложение – одно из заданий на ОГЭ по русскому языку. На мой взгляд, это самая сложная часть экзамена для девятиклассников. Подготовке к этому виду работы нужно уделять особое внимание.

Чем сложно сжатое изложение?

Во-первых, не каждый ребенок хорошо воспринимает текст на слух, особенно если он дается для прослушивания всего два раза. Во-вторых, тексты читаются не педагогами, а включается аудиозапись. В-третьих, это тексты публицистического стиля, зачастую трудные для восприятия. В-четвертых, темп чтения диктора достаточно быстрый, и, хотя выпускникам во время прослушивания разрешено вести записи, не все дети с этим справляются. В-пятых, очень сложно правильно сжать текст.

Именно поэтому без специальной подготовки написать сжатое изложение ученику бывает сложно, а для некоторых вообще невозможно.

Какие практические советы я могу дать для подготовки к сжатому изложению?

Совет первый

Готовиться к этому виду работы надо начинать уже с пятого класса, постепенно обучая детей приемам сжатия текста. Сначала предлагаем для сжатия печатные тексты и сокращаем их вместе с детьми. Когда ученики овладеют элементарными приемами компрессии, можно переходить к сжатию текста, который читается учителем. В восьмом классе ученикам можно уже предлагать аудиозаписи.

Совет второй

Научите детей быстро записывать текст. Можно учить составлять план и записывать ключевые слова. Но опыт показывает, что это прием для сильных учеников. Практически беспроигрышный вариант – научить записывать текст как можно подробнее. Здесь надо нацелить учеников на запись текста с пропусками. При первом чтении нужно постараться записать все, что смог, при этом оставляя пробелы для тех частей предложения, которые записать не успел. При втором прослушивании эти пробелы заполняются пропущенными словами. Можно предложить детям придумать для себя понятные сокращения часто встречающихся слов. Например, «кот» вместо «который», «чел» вместо «человек», «реб» вместо «ребенок» и др.

Совет третий

На самых первых порах обучения изложению по аудиозаписи не рекомендую давать для прослушивания весь текст целиком. Точнее, первый раз нужно включить аудиозапись полностью, а затем разделить текст на части (по абзацам) и после каждой части останавливать аудио, давая детям записать то, что прослушали. Для чего это делать? Очень часто бывает так, что не подготовленный таким образом ученик, не успев записать первое предложение, начинает нервничать, чувствует безысходность и перестает вообще что-либо писать и слушать. Если первые три-четыре изложения он записывает по частям, то вырабатывает определенную скорость письма, какую-то свою тактику прослушивания, и потом, когда текст будет включаться целиком, он уже не будет испытывать паники. С каждым разом уменьшайте паузу между частями текста.

Совет четвертый

Когда ученики научились записывать текст по частям, предложите им аудиозапись целиком, но давайте им ее для прослушивания не два, а три раза. При этом последний раз не разрешайте уже ничего записывать. При этом обращайте внимание учеников на паузы, которые делает диктор. По ним можно определить, где начинается следующий абзац. И, конечно, дети должны запомнить, что абзацев три – не меньше и не больше. Затягивать этот этап не стоит. Провели три-четыре таких изложения, и можно переходить к формату ОГЭ.

Совет пятый

Убедите учеников не лениться и писать несколько черновиков (время на экзамене позволяет). Первый – это «черновик черновика» — запись текста во время прослушивания. Второй – это написание черновика полного текста. На этом этапе дети должны научиться формулировать мысли. Надо объяснить им, что если при записи они не успели дописать какое-то предложение, то его нужно или как-то воспроизвести по памяти, или вообще не писать. Нельзя в своем изложении употреблять незаконченные фразы. На следующем этапе ученики работают с получившимися текстами, сжимая их: вычеркивают лишнее, заменяют большие конструкции короткими. И наконец, можно приступать к третьему черновику – написанию сжатого текста. И еще! Обязательно приучите учеников проверять написанное со словарем, который, к счастью, на экзамене выдается.

За два учебных года (8-9 классы) можно успеть написать все изложения, которые есть в открытом банке данных на сайте ФИПИ. Единственное, чего я не советую, — это заставлять детей заучивать тексты заранее. Наша задача – научить сжатию, а не зазубриванию.

Возможно, мои советы для многих учителей-словесников не будут открытием, но, надеюсь, кому-то помогут.

Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА».

Подготовка к сжатому изложению ОГЭ

Что такое изложение вообще и сжатое изложение в частности? По этому поводу в БСЭ написано: « Изложение устный или письменный пересказ текста. Используется в общеобразовательной школе (в основном в начальных и 4—8-х классах) как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин «И.» охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания произведения. Сокращённое И. больших по объёму текстов способствует формированию у учащихся навыка записи конспектов и лекций и обычно используется в старших классах… Тексты для И. выбираются из художественных, публицистических, научно-популярных произведений»…

Итак, изложение это:
1. Пересказ предложенного текста своими словами без отсебятины в изложении авторского содержания; отсебятины, рекомендуемой методистами проведения ОГЭ по русскому языку для повышения оценки: «Сжатое изложение представляет собой не простой пересказ, а новый, созданный текст на основе звучащего».

2. Пересказ небольшого по объему текста или краткого содержания целого произведения, например, «Бежин луг» Тургенева.

3. Сокращенное изложение больших по объему текстов формируют у учащихся навыки записи конспектов и лекций и обычно используются в старших классах. (Ныне это 10 – 11 классы).

4. Тексты для изложения выбираются из художественных, публицистических, научно-популярных произведений, а не милицейского протокола или бухгалтерского отчета, а также не из душещипательных самоделок, исполненных графоманками.

Прежде чем проиллюстрировать, как использовать предлагаемые новыми методистами приемы написания изложения в 9 классе ОГЭ, я позаимствую у методистов предлагаемые ими  приемы:
1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена прямой речи косвенной.

  • 2. Исключения:
  • исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов;
  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение;
  • исключение одного или нескольких синонимов;
  • исключение предложений, содержащих описания или рассуждения, представленные слишком широко и полно.
    3. Слияния:
  • образование сложного предложения путём слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
  •  

    3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

    Теперь, вооруженный знаниями написания сжатого изложения для огэ, приступаю к работе, строго следуя методике подготовки к сжатому изложению. Вот текст, который я должен подвергнуть «компрессии» (кстати, такого термина ни в лингвистике, ни в литературоведении нет, просто методисты, запугивая школьников, хотят предстать пред ними недосягаемыми по знаниям, будучи сами безграмотными в филологии и не имеющими, судя по их рекомендациям, никакого понятия о художественном тексте).

    «Вот уже совсем темно в поле, густеют теплые сумерки, и мы с Асей шагом возвращаемся домой, проезжаем по деревне, пахнущей всеми вечерними летними запахами. Проводив Асю до дому, я въезжаю во двор нашей усадьбы, бросаю повод потной Кабардинки работнику и бегу в дом к ужину, где меня встречают веселые насмешки братьев и невестки. После ужина я выхожу с ними на прогулку, на выгон за пруд или опять все на ту же большую дорогу, глядя на сумрачно-красную луну, поднимающуюся за черными полями, откуда тянет ровным мягким теплом. А после прогулки я остаюсь наконец один. Все затихло — дом, усадьба, деревня, лунные поля. Я сижу у себя возле открытого окна, читаю, пишу. Чуть посвежевший ночной ветер приходит от времени до времени из сада, там и сям уже озаренного, колеблет огни оплывающих свечей. Ночные мотыльки роями вьются вокруг них, с треском и приятной вонью жгутся, падают и понемногу усеивают весь стол. Неодолимая дремота клонит голову, смыкает веки, но я всячески одолеваю, осиливаю ее…

    И к полуночи она обычно рассеивалась. Я вставал, выходил в сад. Теперь, в июне, луна ходила по летнему, ниже. Она стояла за углом дома, широкая тень далеко лежала от него по поляне, и из этой тени особенно хорошо было смотреть на какую-нибудь семицветную звезду, тихо мерцавшую на востоке, далеко за садом, за деревней, за летними полями, откуда иногда чуть слышно и потому особенно очаровательно доносился далекий бой перепела. Цвела и сладко пахла столетняя липа возле дома, тепла и золотиста была луна. Опять тянуло только теплом, — как всегда перед рассветом, близость которого уже чувствовалась там, на восточном небосклоне, где горизонт уже чуть серебрился. Тянуло оттуда, из за пруда, и я тихо проходил по саду навстречу этой ровной тяге, шел на плотину»…

    Провожу «компрессию» текста:

    Темно в поле. Мы с Асей торопимся. Я спешно провожаю ее домой и бегу к себе что есть мочи, чтобы мои старшие братья не съели весь ужин. Братья встречают меня с усмешкой, мол, оголодал, гуляя с Асей. После ужина я выхожу с ними на прогулку. А потом остаюсь один. Все затихло: дом и деревня. Все улеглись спать, а я читаю, пишу. Готовлюсь к сжатому изложению ОГЭ 2016. Дремота уже клонит голову, но компрессия еще не наступила. Но вот голова сжимается. Есть компрессия! И я спокойно засыпаю.

    В результате «компрессии» у меня из 281 слова осталось 86. Отличный результат. Вот только, если Иван Алексеевич Бунин был бы жив, то не только за «компрессию», а за перестановку хоть одно слово в тексте своего романа, за который получил Нобелевскую премию, он этих компрессорщиков покрыл бы шестисот двадцати двух этажным матом и удушил собственноручно.

    Но вам, школьники, деваться некуда. Вам следует все-таки играть по правилам компрессорщиков. Эти правила элементарны. Ими овладеть легко. И не пугайтесь, пожалуйста, мудреных слов, встречающихся у методистов.

    Репетитор по русскому языку

 

На сайте размещены и другие материалы о письменных работах в школе

Как выбрать репетитора по русскому языку?

«Мои уроки скорее похожи на спортивную тренировку, так как главная ценность индивидуальных занятий с репетитором по русскому языку, на мой взгляд, не столько в том, чтобы объяснить материал (знания можно найти и в хорошем учебнике), сколько в том, чтобы ученик мог реально применять их, пользоваться ими».

Подготовка к вступительным экзаменам по русскому языку

Подготовка учащихся к экзамену по русскому языку связана с навыками анализа текста. Именно анализа, а не изложения, под которым часть учащихся понимает пересказ. В такой мысли их укрепляют некоторые школьные учителя и репетиторы по русскому языку. За примерами не надо ходить долго. Их полно в Интернете, куда заглядывают школьники при подготовке к экзаменам по эгэ. Вот, например, какой образчик сочинения приводит некий репетитор по русскому языку:

Отповедь по поводу статьи «Как выбрать репетитора по русскому языку?»

Посреднические сайты предлагают «кота в мешке», имеющего много отличных отзывов, сочиненных будто бы клиентами. Любой хороший филолог, прибегнув к текстологическому анализу, придет к выводу, что эти благодарственные отзывы обычно сочиняет сам репетитор. До многих из «репетиторов» не доходит простая мысль, что ребенок не умеет изъясняться суконным языком, которым отмечены эти похвальные отзывы.

Подготовка к итоговому сочинению

Теперь на очереди та часть школьного сочинения, которая называется «Заключение». Это самая легкая и приятная (ведь после этого придет к вам облегчение) часть сочинения. Ее можно назвать и привесок, в котором вы в краткой форме как бы «хвалите» себя за то, что поставленная перед вами тема раскрыта. Вот и немудреные секреты подготовки к сочинению по русскому языку.

 

Технология подготовки к сжатому изложению на ГИА по русскому языку в 9 классе

1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ к сжатому изложению на ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ

2. Структура экзамена и основные направления работы учителя по подготовке выпускников в 9 классе

Цель:
обеспечить качественную подготовку выпускников по предмету
на основе формирования различного вида компетенций.
Подготов
ка к
сжатому
изложени
ю
Задания типа
А
А1 – А7
Задания типа
В
В1 – В9
Сочинение рассуждение на
основе текста

3. Компоненты технологии и виды (формы) работ на уроке

Поиск ошибок
сжатия и
редактирован
ие текста
Подготовк
ак
сжатому
изложени
ю
Проблема
понимания
авторского текста и
создание на его
основе собственного
текста
Сопоставление
Восстановлени
двух текстов:
е текста по
где
данным
сжатыйтекст?гд
словам,
е подробный?
фрагментам
Поиск
ключевых
слов
Составление
тезисного
плана
(из микротем)
Устный
пересказ
(по памяти)
Письменный
пересказ

4.

АЛГОРИТМ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ над сжатым изложением Шаг 1. Слушаем текст первый раз.
(5мин)
Шаг 4. Пишем черновик. (30 мин)
Постарайтесь представить то, о чем пишет автор
Соблюдай деление текста на части
Поменьше пиши – больше слушай!
Шаг 2. Обдумываем текст. (5
мин)
Запиши ключевые слова по памяти.
Восстанови микротемы в виде
плана.
г 3. Слушаем текст второй раз. (5 мин)
Дополни словарь ключевых слов.
Запиши средства связи между
предложениями.
(в 1 абзаце может быть 2
микротемы)
Шаг 5. Читаем и проверяем текст. (
Изложение не должно быть сочинением.
Воспользуйся словарем!
Шаг 6. Пишем чистовик. (30 мин)

5. Описание технологии

1.Выбор текста учителем (Объём — от 100 до 250 слов).
2. Выразительное чтение текста учителем
( с обязательным интонационным выделением ключевых
слов и микротем).
3 .Составление словарика ключевых слов учеником
4.Цитатный план из микротем.
5.Создание сжатого пересказа на основе авторского текста.
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: на каждом уроке целесообразно
включать разные шаги.
1- 2 раза в месяц проводить урок, состоящий из всех этапов

6. Образец работы с текстом

Текст взят из сборника «Разноаспектный анализ текста» Р.М. Гриценко (№ 65)
Выбор текста обусловлен актуальностью проблематики и небольшим
объемом (110 слов):
— проблема воспитанности
— проблема отношения к другим людям.
(1) Воспитанные люди уважают человеческую личность , а
потому всегда снисходительны. мягки, вежливы. (2) Они
сострадательны не к одним только нищим и кошкам.(3) Они
болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом.
(4)Они чистосердечны и боятся лжи , как огня. (5)Не лгут они
даже в пустяках.(6) Они не рисуются, держат себя на улице так
же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшой братии.(7) Они
не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не
спрашивают.
(8) Они не унижают себя с целью вызвать в другом
сочувствие.(9) Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в
ответ им вздыхали и нянчились с ними.
(10) Они не суетны. (11) Их не занимают такие фальшивые
бриллианты, как знакомства со знаменитостями.
(А.П.Чехов)

7. Словарик на тему “Нравственность”

Воспитанные люди , человеческая личность,
снисходительны, вежливы, сострадательны,
болеют душой , чистосердечные , не пускают
пыль в глаза, не болтливы, не лезут, не
унижают себя, сочувствие, не играют на
струнах чужих душ, не суетны.
*Какие средства художественной
выразительности можно найти? (боятся лжи,
как огня; не пускают пыль в глаза; их не
занимают такие фальшивые бриллианты, как
знакомство со знаменитостями; играть на
струнах чужих душ.

8. Цитатный план из ключевых слов

Воспитанные люди уважают человеческую личность.
Они сострадательны…
Они болеют душой…
Они боятся лжи…
Они не рисуются…
Они не болтливы…
Они не унижают себя…
Они не играют на струнах чужих душ…
Они не суетны…
*Какой тип связи предложений в тексте?(параллельный)
*Какое средство связи предложений в тексте использует
автор? (анафору, или единоначатие)

9.

Текстоведческий анализ Сформулируйте тему текста в одном
предложении
— Что значит быть воспитанным?
— Каким должен быть воспитанный
человек?
— Что означает выражение:
воспитанные люди уважают
человеческую личность.

10. Анализ языковых единиц

Выпишите из предложений №4-8 три
слова с разными способами
словообразования
К каким частям речи относятся эти
слова?
1. Чистосердечны (кр. прил.)
2. Пустяк (существ.)
3. Спрашивать(глагол)

Подготовка диссертации и диссертации — Управление последипломного образования

Весеннее обновление 2022 г.: Итоговые устные экзамены могут проводиться удаленно или лично в течение весеннего семестра. См. часто задаваемые вопросы для получения информации об удаленной защите. Если у вас есть какие-либо вопросы относительно вашей защиты, пожалуйста, напишите по адресу [email protected]. С нетерпением ждем сотрудничества с вами!

Подготовка диссертации и диссертации

Последним шагом в получении ученой степени обычно является завершение магистерской или докторской диссертации. Руководство по форматированию разработано, чтобы помочь студенту представить результаты аспирантуры и исследования для использования и интереса академического сообщества и общественности. Это руководство содержит требования к формату для:

  • Традиционная магистерская или докторская диссертация,
  • Рукопись магистерской или докторской диссертации, в которой рукописи статей, которые были или будут представлены в соответствующие журналы, используются в основной части диссертации или диссертации

Руководство по отправке поможет вам в процессе подачи и публикации.

Загрузите руководства ниже:

Руководство по форматированию диссертаций и тезисов, весна 2022 г. (.pdf) (обновлено 22 декабря 2021 г.)

Эти руководства были подготовлены отделом высшего образования. Вопросы, касающиеся этих руководящих принципов или любого аспекта подготовки рукописи к диссертации, следует направлять в Управление последипломного образования, FA3. 104, (972) 883 2234. Отредактировано в декабре 2021 г.

Планирование защиты

Защиты магистров запланированы по каждой программе, а защиты докторов наук запланированы централизованно через наш офис.

Защита докторской диссертации: После того, как ваш наблюдательный комитет согласится с тем, что ваша докторская диссертация готова к защите, необходимо определить подходящее время и место для вашей защиты. Обратитесь к странице крайних сроков, чтобы запланировать защиту, провести защиту и представить итоговый документ для желаемого выпускного семестра.Обратитесь к контрольному списку, чтобы убедиться, что вы заполнили все необходимые формы.

Защиты магистров: Защиты магистров запланированы для каждой программы, поэтому, пожалуйста, обратитесь к своему комитету и контактному лицу вашей программы за помощью в планировании защиты. Студентам магистратуры не нужно использовать или подавать форму запроса на заключительный устный экзамен. Это только форма докторской степени, но, пожалуйста, уточните в своей программе, есть ли у них какие-либо дополнительные документы для защиты, которые вам нужно отправить им напрямую.Обратитесь к странице сроков и контрольному списку, чтобы убедиться, что вы выполнили все необходимые шаги. Пожалуйста, отправьте отчет об итоговом экзамене для магистерской диссертации в виде административного файла для онлайн-заявки после защиты.

Виртуальные средства защиты: Поскольку некоторые средства защиты являются удаленными, мы составили список часто задаваемых вопросов по средствам защиты. Наш офис может помочь разместить защиту мастера по мере необходимости через наши учетные записи Zoom, но защита по-прежнему запланирована для каждой программы.Председатель экзаменационной комиссии (ECC) назначается только для защиты докторской диссертации. Это не является обязательным требованием для магистерской защиты, и ваша программа является лучшим источником информации о том, как ваша программа планирует и структурирует магистерскую защиту.

Напоминаем, что наш офис принимает цифровые подписи на всех административных файлах. Цифровые подписи должны использовать цифровой сертификат. Информацию о том, как подать заявку на получение цифрового сертификата, и инструкции о том, как подписать PDF-файл цифровой подписью, см. на странице OIT.

Сроки, шаблоны, контрольные списки и многое другое…

Сроки

Крайние сроки поступления в магистратуру и докторантуру
Приоритетные сроки и ответы на часто задаваемые вопросы

Шаблоны тезисов/диссертаций

Шаблон тезисов/диссертаций Windows (обновлено 16.02.2018)
Шаблон LaTeX (обновлено 27.10.2021) 

По техническим вопросам LaTex вы можете обращаться к Dr.Кевин Хэмлен

Ресурсы

Образцы страниц (.pdf)
Как создать оглавление в MS Word (. pdf)
Шаблон водяного знака на полях и руководство (.zip)
Примеры административных форм (.pdf)

Контрольные списки

Контрольный список для окончательной подачи докторской диссертации
Контрольный список для окончательной подачи магистерской диссертации

Turnitin

Все аспиранты имеют доступ к Turnitin.Чтобы получить доступ, войдите в систему электронного обучения, перейдите в раздел МОИ ОРГАНИЗАЦИИ и откройте ПРОВЕРКУ ЦИТАТОВ ВЫПУСКНИКА. Если вы этого не видите, напишите нам для доступа.

Церемония вручения докторской степени

Электронное письмо с ответом на приглашение было разослано всем кандидатам в докторантуру Spring 2022 16 февраля из Управления последипломного образования. Крайний срок для ответа на приглашение – 1 марта. Всю информацию о церемонии капюшона можно найти на странице часто задаваемых вопросов.

Предстоящие семинары

Смотрите мастер-классы и мероприятия весны 2022 года!

Записи семинара

Записи прошедших семинаров можно найти на канале Dissertations and Theses Stream.Для доступа к этим записям требуется UTD NetID и пароль.

Политика

Подробная информация о процедурах получения степени магистра в Техасском университете в Далласе содержится в Меморандуме о политике «Политика в отношении процедур получения степени магистра — UTDPP1052»

Контактная информация

По вопросам обращайтесь к Алиссе Гримли или Эллисон Непомник.
По вопросам процесса электронной подачи обращайтесь к д-ру Элизабет Рагг.

Отношений-ОГЭ | dmgt-mddt

Измерение отношений​

Мнения об одаренных и их образовании (ОГЭ)

 

Журнал мнений ОГЭ был создан под моим руководством одной из первых учениц моей исследовательской лаборатории, г-жой Лоррейн Надо. Это стало ее магистерской [так в оригинале] диссертацией (Надо, 1984). Первые две публикации в списке ниже помогли популяризировать ОГЭ в научном сообществе, и я начал получать запросы на его использование.Это привело к подготовке документа (Gagné, 1991), описывающего администрирование и оценку. В начале 1990-х Жан Бежен, еще один из моих аспирантов, провел комплексный литературный обзор (см. Bégin & Gagné, 1994a) характеристик респондентов, связанных с различиями в измеренных установках. Затем он использовал ОГЭ для подтверждения некоторых гипотез об относительной предсказательной силе некоторых из этих характеристик (Bégin & Gagné, 1994b). Эти две публикации способствовали еще одному росту международной популярности ОГЭ (см. неполный список запросов на использование).В этот момент мои исследовательские интересы сосредоточились на других темах, за которыми вскоре последовал мой официальный уход из UQAM в 2001 году и закрытие моей исследовательской лаборатории.

В начале 2017 года моя коллега и друг Хайдрун Штегер пригласила меня выступить с основным докладом на конференции IRATDE в Дубае; она настояла, чтобы я говорил об ОГЭ, обсуждая психометрические вопросы и более общую тему отношения к одаренным личностям. Отложив эту тему два десятилетия назад, я очень не решался вернуться к ней.Она настаивала. Благодаря ее решимости я решил сделать полный обзор инструмента, даже повторно изучив данные диссертации г-жи Надо. Презентация в Дубае привела к публикации (Gagné, 2018), в которой представлена ​​критическая оценка исходного НГЭ и предлагается пересмотренный инструмент. Другой хороший друг, Альберт Циглер, способствовал этой публикации. Любой человек, заинтересованный в проведении исследований с помощью OGE или пересмотре, предложенном в статье 2018 года, должен сначала прочитать эту статью.

 

ПУБЛИКАЦИИ

 

Примечание.Диссертация Nadeau (1984), написанная на французском языке, здесь не приводится. По запросу вышлю электронную копию.

Ганье, Ф. (1983). Восприятие программ для одаренных детей: согласие по принципам, но разногласия по модальностям. ДО Н.Э. Журнал специального образования, 7, 113-127.

 

Ганье, Ф., и Надо, Л. (1985). Измерения отношения к одаренности. В книге А. Х. Ролдана (ред.), Одаренные и талантливые дети, молодежь и взрослые: их социальная перспектива и культура (стр.148-170). Монро: Триллиум Пресс.

 

Ганье, Ф. (1991). Краткая презентация шкалы отношения Ганье и Надо: мнения об одаренных и их образовании. Неопубликованный документ, UQAM, Автор.

 

Бегин, Дж., и Ганье, Ф. (1994a). Предикторы отношения к образованию для одаренных: обзор литературы и план будущих исследований. Журнал для образования одаренных, 17 (2), 161-179. (9)

 

Бегин, Дж. и Ганье, Ф. (1994b). Предикторы общего отношения к одарённому образованию. Журнал образования одаренных, 18 (1), 74-86.

 

Ганье, Ф. (2018). Отношение к одарённому образованию: ретроспективное и перспективное обновление. Психологический тест и моделирование оценки, 60 (4), 403-428. http://www.psychologie-aktuell.com/index.php?id=204 

Летняя исследовательская программа Массачусетского технологического института – общая (MSRP)

Даты программы
5 июня – 6 августа 2022 г.
Приложение открывается
15 ноября 2021 г.
Крайний срок подачи заявок
10 января 2022 г.

ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. MSRP General не принимает заявки для следующих факультетов Массачусетского технологического института, которые проводят свои собственные летние программы.
    1. Биология: MSRP Biology/BCS
    2. Мозг и когнитивные науки: MSRP Biology/BCS
  2. MSRP General настоятельно рекомендует заявителям подавать заявки более чем на одну летнюю программу. Узнайте об исследовательском опыте для студентов в Массачусетском технологическом институте и за его пределами. Посетите списки на сайте Приема выпускников Массачусетского технологического института и Института расширения участия в науке.

ПРИЛОЖЕНИЕ ОТКРЫТО — НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ ДЛЯ ДОСТУПА

Пожалуйста, также просмотрите нашу страницу часто задаваемых вопросов для получения дополнительной информации о программе.

Летняя исследовательская программа Массачусетского технологического института (MSRP) направлена ​​на повышение ценности последипломного образования; улучшить исследовательское предприятие за счет увеличения разнообразия; а также подготовить и набрать лучших и умнейших для получения последипломного образования в Массачусетском технологическом институте.

Программа MSRP

была запущена в 1986 году как институциональная попытка решить проблему недопредставленности афроамериканцев, американцев мексиканского происхождения, коренных американцев и пуэрториканцев в области инженерии и науки в Соединенных Штатах. Сегодня цель этой программы состоит в том, чтобы увеличить число недостаточно представленных и малообеспеченных меньшинств (например,грамм. низкий социально-экономический фон, первое поколение) студентов на научно-исследовательском предприятии.

Программа MSRP

направлена ​​на выявление талантливых второкурсников, младших и незакончивших выпускников старших курсов, которым было бы полезно провести лето в кампусе Массачусетского технологического института, проводя исследования под руководством преподавателей Массачусетского технологического института, научных сотрудников и аспирантов.

Студенты, участвующие в этой программе, будут лучше подготовлены и мотивированы для получения ученых степеней, что поможет поддерживать богатый кадровый резерв в важнейших областях исследований и инноваций.

ШКОЛЫ И ОТДЕЛЕНИЯ MIT

Отделы и лаборатории участвуют в MSRP на основании областей интересов допущенных заявителей. Массачусетский технологический институт предлагает более 35 программ для выпускников в пяти школах:

.

Мы рекомендуем вам ознакомиться с программами, преподавателями и исследованиями Массачусетского технологического института, прежде чем подавать заявку на MSRP!

  • Руководство преподавателем Массачусетского технологического института и постдокторантом или аспирантом
  • Индивидуальное консультирование по академической карьере
  • Конструктивная обратная связь о необходимости продолжения курсов бакалавриата и приобретения дополнительных лабораторных навыков
  • Возможность стать соавтором научной статьи с наставником факультета
  • Доступ к современным исследовательским лабораториям в отделениях Массачусетского технологического института и междисциплинарных центрах
  • Еженедельная стипендия
  • Транспортные расходы туда и обратно
  • Университетское жилье (студенты несут ответственность за свои расходы на питание)
  • Доступ к объектам кампуса (библиотеке, спортивным и медицинским учреждениям)
  • Еженедельная исследовательская презентация преподавателей Массачусетского технологического института
  • Еженедельные семинары по вопросам, непосредственно связанным с академическим, личностным и профессиональным ростом стажеров
  • День общественных работ
  • Социальные мероприятия (барбекю, круиз на лодке, посещение Бостона)
  • Подготовка реферата, исследовательской работы и заявления о цели аспирантуры
  • Постерная презентация в конце программы

Посмотреть видео участников MSRP 2019: