Предложение с точкой запятой и запятой: Точка с запятой в бессоюзном сложном предложении с примерами

Содержание

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

·                   Сегодня мы продолжим знакомство с бессоюзным предложением.

·                   Выясним, в каких случаях в бессоюзных предложениях ставится запятая.

·                   Выясним, в каких случаях в бессоюзных предложениях ставится точка с запятой.

Мы помним, что бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого связаны только при помощи смысла и интонации (то есть, без помощи союзов или союзных слов).

При этом между частями бессоюзного сложного предложения могут возникать те же отношения, что и между частями сложносочиненного или сложноподчиненного предложения.

Отношения в бессоюзном предложении выражаются при помощи интонации и знаков препинания.

Сегодня мы будем изучать бессоюзное предложение с помощью не только логики, но и интуиции.

Этот способ познания мира был выведен еще в глубокой древности.

Интуиция – это такой способ постижения истины, который основан на воображении и предыдущем опыте, чутье, проницательности.

Используя интуицию, мы можем найти решение задачи без достаточных логических обоснований.

Чтобы «включить» интуицию – попробуем для начала отвечать очень быстро, не думая.

Создадим бессоюзное предложение. Быстро, не думая! И не вспоминая примеров!

У большинства из вас бессоюзное предложение, скорее всего, получилось примерно таким: «Светит солнце, цветут цветы, поют птицы».

То есть, почему-то получилось, что первое бессоюзное предложение, которое пришло к нам в голову, соединяется при помощи запятых между частями.

Почему так произошло?

А как проще всего перечислить события или действия?

Снова отвечаем, не раздумывая. Просто соединить их между собой! Пристыковать друг к другу, без всяких союзов.

Вот и получается, что мы соединили простые предложения при помощи интонации перечисления и запятых.

В бессоюзных сложных предложениях с интонацией перечисления между частями ставятся запятые.

Анна читает, Леонид задумался, Варвара грустит.

Сначала сверкнула яркая молния, потом прогремел гром.

По вторникам мы пишем диктант, по пятницам – отвечаем устно.

Обратите внимание на это предложение, и особенно – на тире во второй части. Вторая часть этого предложения – неполная, пропущено подлежащее, поэтому и ставится тире.

Мы должны помнить, что части бессоюзных сложных предложений могут быть неполными или односоставными.

Вечерело, на небе загорались звезды. Первая часть односоставная, а вторая – двусоставная.

Сеня был весельчаком, Тихон – молчаливым мечтателем. В этом предложении обе части двусоставные, зато вторая – неполная.

У тебя нет нужных знаний, у меня – есть. А здесь обе части односоставные, а вторая еще и неполная.

Почему же это настолько важно для нас? Дело в том, что мы не должны путать бессоюзные сложные предложения с простыми осложненными предложениями.

Казалось, сегодня всё против нас. Это простое предложение. Оно осложнено вводным предложением.

Люди шумели, перекрикивались, толкались. Это простое предложение, осложненное однородными сказуемыми.

Холодало, мороз хватал за уши. Это бессоюзное сложное предложение, в котором первая часть – односоставная.

А теперь мы опять обратимся к интуиции. Посмотрим на бессоюзное предложение из стихотворения Владимира Высоцкого.

Звонко лопалась сталь под напором меча,

Тетива от натуги дымилась,

Смерть на копьях сидела, утробно урча,

В грязь валились враги, о пощаде крича,

Победившим сдаваясь на милость.

Предложение бессоюзное, и между его частями стоят запятые. Но не только между его частями: запятыми отделяются деепричастные обороты, которыми осложняются две последние части.

В стихотворении или песне есть ритм, мелодия, поэтому такая расстановка знаков препинания кажется нам естественной.

А если мы вернемся к самому обычному предложению и пожелаем в каждой части дать более развернутую информацию?

Дополним каждую часть обособленным членом предложения или однородными членами.

Светит солнце, щедро даря земле тепло, цветут цветы, развернувшие навстречу солнцу лепестки, поют соловьи, скворцы и малиновки.

В первую часть предложения мы вставили обособленное обстоятельство, во вторую – обособленное определение, третью осложнили однородными подлежащими. Конечно, при осложнениях мы поставили соответствующие знаки препинания – запятые.

И что теперь говорит нам интуиция, если мы видим это предложение?

Что-то вроде: «Сколько запятых! А сколько тут вообще частей? И это точно бессоюзное предложение»?

Действительно, за всеми этими запятыми не совсем понятно, где у нас границы между частями сложного предложения.

Поэтому нужно обозначить части бессоюзных предложений так, чтобы не путать их с осложнениями.

А значит, нам не подходит запятая, потому что во всех случаях она будет обозначать одинаковую паузу.

Между частями бессоюзного предложения мы поставим точку с запятой, потому что она обозначает более долгую паузу.

Если части в бессоюзном предложении распространённые, имеют собственные знаки препинания, то между ними ставится точка с запятой.

Светит солнце, щедро даря земле тепло; цветут цветы, развернувшие навстречу солнцу лепестки; поют соловьи, скворцы и малиновки.

При этом наша схема практически не изменилась. В ней появились точки с запятой. И еще в третьей части мы обозначили однородные сказуемые.

Точка с запятой между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если части сильно распространены, то есть, имеют собственные знаки препинания.

Легко скользя между сосен, лыжник двигался вперед; он торопился успеть до вечера.

Ваня стоял у доски, выполняя задание; ученики внимательно слушали и записывали; учитель комментировал примеры, вызывавшие трудности.

За этим лесом – если можно было так назвать этот могучий бор – открывалась холмистая равнина; деревенька виднелась в самом ее конце.

Ну, а теперь проверим интуицию. Какой знак препинания вам хочется поставить в этих предложениях?

Быстро! Не задумываясь!

Дети внимательно читали текст _ в окно скучно барабанил дождь.

Уютно и тихо потрескивал костер _ темнело.

Канонада смолкла _ никто не двинулся с места.

Если вы мысленно поставили запятую, то интуиция подсказала вам  неправильно.

Но ведь по правилу нам как раз и нужно поставить запятые: части предложений неосложненные, своих знаков препинания не имеют.

И все же в этих предложениях между частями ставятся точки с запятой.

Дело в том, что части этих предложений отдалены по смыслу.

Сравним два предложения.

За мной зашел друг, мы отправились в кино.

Части в этом предложении просто перечисляются. Но при этом их объединяет общий смысл. Поэтому между частями стоит запятая.

Был вечер; за мной зашел друг.

Части этого предложения совершенно независимы друг от друга. Можно сказать, это два разных предложения. Вот мы и подчеркиваем это при помощи точки с запятой.

Что же нам требуется запомнить?

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении 9 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей

“Знаки препинания существуют для того, чтобы выделить мысль, привести её в правильное соотношение и дать лёгкость звучанию”
А.С. Пушкин

Тема урока:”Знаки препинания в бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП”.

В союзных предложениях чаще всего ставится запятая. В бессоюзных же в зависимости от смысловой связи между частями возможна постановка запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

Запятая и точка с запятой ставятся, если есть значение перечисления, и события протекают одновременно, последовательно.

Улица осветилась солнцем, люди повеселели.
Улица осветилась
— первая грамматическая основа.
Люди повеселели — вторая грамматическая основа.
События в предложении протекают последовательно, смысловое значение — перечисление фактов.

Небо покрылось тучами, послышались раскаты грома.
Небо покрылось
— первая грамматическая основа.
Раскаты послышались — вторая грамматическая основа.
Смысловое значение — перечисление фактов. События происходят одновременно.

Точка с запятой ставится, когда хотя бы одно простое предложение в составе бессоюзного осложнено.
Предложения, в которых есть знаки препинания, называются осложнёнными.  Такие предложения содержат обособленные члены предложения, вводные слова, однородные члены предложения и т. д.

Улица осветилась солнцем, люди повеселели.
Улица, умытая дождём, осветилась солнцем; люди повеселели.
Улица осветилась
— первая грамматическая основа.
Люди повеселели — вторая грамматическая основа.
Умытая дождём — причастный оборот.

Небо покрылось тучами; послышались раскаты грома, вызывая страх у людей.
Небо покрылось
— первая грамматическая основа.
Раскаты послышались — вторая грамматическая основа.
Вызывая страх у людей — деепричастный оборот.

Где ставится точка с запятой

По сути своей этот знак препинания очень близок обычной точке. Он тоже часто указывает на завершенность, но не целого предложения, а только его отдельной части. Точка с запятой, как правило, ставятся в сложносочиненных предложениях, части которых не только распространены, но и осложнены такими элементами, как вводные слова, причастные или деепричастные обороты.

Случаи, когда целесообразно ставить точку с запятой:

1. Данный знак препинания используется в сложносочиненных предложениях, если для связи их частей не употреблялись союзы, тем более, если эти части внутри себя уже имеют много знаков препинания (обычно запятых). Например:

Цветы на подоконнике начали цвести, издавая нежный аромат, одурманивая и радуя глаз; они выделялись яркими пятнами.

По дороге все чаще и чаще стали попадаться елочки, казалось, что они давят на другую растительность, поглощая ее; травы становилось все меньше, а потом она и вовсе пропала.

2. Знак препинания «;» ставится между независимыми друг от друга предикативными частями в том случае, если они объединены в одно сложное предложение, и связаны между собой:

а). Союзами «

но», «однако», «все же», «тем не менее» и подобными им, особенно если эти части сильно распространены и уже имеют внутри себя запятые, например:

Казалось, им незачем больше быть вместе, их встречи заканчивались ссорами и скандалами; однако они продолжали встречаться, сами не зная для чего.

Примечание. Данный знак препинания ставится перед союзом «а» только в том случае, если соединяемые им части предложения достаточно распространены, осложнены, и внутри них уже используются другие знаки препинания (обычно запятые):

Мне показалось, что он дрожит от страха, и как будто даже всхлипывает, коротко втягивая воздух; а, надо тут заметить, чтобы вы знали, мой брат совсем не из трусливых.

В таких случаях, предикативные части, присоединяемые союзами «и», «да» по своей сути являются присоединительными.

б). Союзами «и», «да» (= «и»), но только в том случае, если бы без этих союзов части сложного предложения были бы полноценными отдельными предложениями, например:

Он писал что-то в тетради, изредка вскидывая голову и задумываясь, в то же время прислушивался к звукам улицы; и параллельно рассеянно отвечал на вопросы матери.

3. Точка с запятой ставится между однородными членами предложения, если они сильно распространены, осложнены и особенно, уже имеют внутри себя запятые. Например:

По сторонам дороги в Санкт-Петербург мелькали: одинокие, серые домики, освещенные изнутри тусклым светом; собачьи будки, такие же хмурые и одинокие; скрюченные деревья с вороньими гнездами на них.

Я была довольна всем: и новым, шикарным домом со множеством комнат; и большой конюшней рядом ним, услаждавшей мой слух лошадиным ржанием; и огромным садом в английском стиле, со множеством зеленых лабиринтов и тихих беседок.

4. Точка с запятой ставится между придаточными частями сложноподчиненного предложения, если все они относятся к одной главной части, не связаны сочинительными союзами. Особенно, если эти части в свою очередь внутри себя имеют тоже придаточные предложения. Например:

О чем же мечтала моя дочь? О том, что она станет принцессой; что всегда будет солнечно и ярко; что все вокруг будут любить ее и восхищаться ею.

5. Точка с запятой ставится между группами частей предложения в сложносочиненном предложении, или между группами придаточных частей сложноподчиненного предложения, относящихся к одной главной части. Делается это с целью показать границы между соединенными по смыслу группами частей предложения и отдельными частями предложения. Например:

В саду было множество ворон, гнезда их покрывали макушки деревьев, они кружились около них и каркали; иногда, особенно к вечеру, они вспархивали, целыми сотнями, шумя и поднимая других; иногда одна какая-нибудь перелетит наскоро с дерева на дерево и все затихнет… (Герцен)

6. И, наконец, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, если эти рубрики не являются самостоятельными и относятся к одному предложению. Особенно, если они уже распространены или осложнены. Например:

Такой способ работы заставил его исполнять следующие правила:

1) вставать не позже шести часов утра;

2) каждый день писать не менее шести строк;

3) Не пытаться работать позже шести часов вечера.

Запятая и точка с запятой, в бессоюзных сложных предложениях

Между частями бессоюзного сложного
предложения можно ставить четыре разных
пунктуационных знака: запятая, точка с запятой,
тире и двоеточие.
На этом уроке мы рассмотрим правила
постановки запятой и точки с запятой в
бессоюзных сложных предложениях.
1. Между частями бессоюзного сложного
предложения ставится запятая, если в нем
просто перечисляются какие-то факты. В этом
случае после запятой легко можно вставить союз
И.
Только что смеркалось, я велел казаку
нагреть чайник по-походному.
(По М.Ю.Лермонтову)
2. Между частями бессоюзного сложного
предложения, в котором перечисляются какието факты, может ставиться точка с запятой,
если части предложения сильно
распространены (содержат однородные члены,
причастные или деепричастные обороты,
уточнения и т.д.)
Голова его болела; он встал было на ноги,
повернулся в своей каморке и упал опять на
диван.
(Ф.М.Достоевский)
3. Точка с запятой может быть поставлена также
в таком бессоюзном предложении, где части
совершенно не зависят друг от друга. Такое
сложное предложение можно, не разрушая
смысла, разбить на несколько простых.
На нем был надет лейб-кампанский мундир;
голова его была сильно перепачкана грязью и в
нескольких местах побита.
(М.Е.Салтыков-Щедрин)

6. Объясните постановку знаков препинания.

Теплым ветром потянуло, смолк далекий гул,
поле тусклое уснуло, гуртовщик уснул.
(А.Фет)
Простое, перечисление событий
Ночь была лунная, душная; белые стены
замоскворецких домов, вид тяжелых ворот,
тишина и черные тени производили в общем
впечатление какой-то крепости.
(По А.П.Чехову)
Каждая часть предложения осложнена.
Караван отдыхает, смирно лежат верблюды;
кругом пальмы растут целым кругом; все
обедают.
(Ф.М.Достоевский)
Третья и четвертая части практически не
связаны между собой и с первыми двумя частями
предложения.
Между частями бессоюзного сложного
предложения ставится запятая, если в нем
перечисляются какие-то факты. Но если в
таком предложении возможны однородные
члены, причастные или деепричастные
обороты и т. д., то допустимо употребление
точки с запятой.

9. Расставьте пропущенные знаки препинания.

1. Но это было только мгновение ? уходить
было поздно.
2. С утра погода стояла дождливая ? не было
возможности гулять.
3. Произошло сражение ? Ириадка защищалась
целый день и целую ночь, искусно
выставляя вперед пленных казначея и
бухгалтера.
4. Все признаки заражения ? ты сам знаешь.
5. В глазах его был огонь ? он чувствовал
лихорадку, озноб и жар попеременно.
6. Я вас познакомлю с сестрою ? она хорошо
играет на фортепьяно.
7. Родителей он не знал ? от товарищей за свой
странный, нелюдимый характер терпел он
бесчеловечность и грубость.
8. Они уже подходили к дому ? вдруг старик
оборотился и с нетерпением взглянул на
Ордынова.
9. Где-то прогудела машина ? несколько
кораблей-цепняков простужено забухали в
рассветную тишину.

11. Проверь себя.

1. Но это было только мгновение ; уходить
было поздно.
2. С утра погода стояла дождливая , не было
возможности гулять.
3. Произошло сражение ; Ириадка
защищалась целый день и целую ночь,
искусно выставляя вперед пленных
казначея и бухгалтера.
4. Все признаки заражения ты сам знаешь.
5. В глазах его был огонь ; он чувствовал
лихорадку, озноб и жар попеременно.
6. Я вас познакомлю с сестрою , она хорошо
играет на фортепьяно.
7. Родителей он не знал ; от товарищей за свой
странный, нелюдимый характер терпел он
бесчеловечность и грубость.
8. Они уже подходили к дому ; вдруг старик
оборотился и с нетерпением взглянул на
Ордынова.
9. Где-то прогудела машина , несколько
кораблей-цепняков простужено забухали в
рассветную тишину.

13. Закрепление

В каком случае между частями бессоюзного
сложного предложения ставится точка с запятой?
1. Если в сложном предложении части можно поменять
местами.
2. Если в сложном предложении более трех частей.
3. Если в сложном предложении перечисляются какието факты и части предложения содержат уточнения,
сравнительные, причастные и деепричастные обороты.
4. Если в сложном предложении перечисляются какието факты, а части предложения не содержат уточнений,
сравнительных, причастных и деепричастных
оборотов.

Сложные бессоюзные предложения. «Бессоюзное сложное предложение

Сложное бессоюзное предложение — это предложение, части которого соединены без применения союзных слов и союзов, а исключительно при помощи интонации и соотношением форм времени и вида глаголов.

Например: Звезды медленно прятались, розовая полоска света на востоке становилась все более широкой, белая пена морских волн соединялась с далеким горизонтом. Данное предложение повествует о красоте раннего утра, все части в нем соединены перечислительной информацией. Глагольные формы в предложении — однородные.

Понятие и значения сложных бессоюзных предложений

В русском языке сложные бессоюзные предложения особенно широко распространенны в художественной литературе и в разговорной речи, в частности в диалоге, в котором интонация, мимика и жесты выражают смысловое значение и не требуют для этого помощи союзов либо союзных слов.

Пример: Повозка тронулась, колокольчик зазвенел, лошади полетели вдаль. Такое предложение включает в свой состав три простых предложения. Явления, описываемые в нем, следуют друг за другом, не нарушая принципа логической последовательности. Поэтому мы видим, что использование союзов здесь не обязательное.

Знаки препинания: запятая, точка с запятой

В большинстве случаев части сложного бессоюзного предложения выделяются на письме запятыми либо точкой с запятой. Запятая ставится в том случае, если предложения кратки и связанные между собой по смыслу. Например: Дорога стала более ухабистой, колеса все время задевались за камни.

Точку с запятой нужно ставить в случае, если части предложения более распространены, но все же связанные по смыслу. Пример: С окраины росли клены, липы, дубы; потом они стали встречаться нам значительно реже; сплошной стеной резко надвигались густые еловые рощи.

Двоеточие и тире в сложных бессоюзных предложениях

Двоеточие ставятся между такими частями сложных бессоюзных предложений, которые разъясняют или дают дополнительную информацию о первом простом предложении. Филология выделяет три основных случая, в которых следует ставить тире:

1. Группа предложений или второе предложение указывает следственную связь первого предложения. Например: Читайте книги: они помогут вам стать мудрее.

2. Группа предложений или второе предложение раскрывает содержание первого предложения. Например: Поляна весело пестрела цветами: ярко желтела календула, скромно синели незабудки, белела скромница — ромашка.

3. Группа предложений или второе предложение дополняет первое , часто несет в себе оттенок предупреждения. Например: Внезапно я чувствую: кто-то прикасается к моему плечу и резко толкает.

Если предложения в бессоюзном сложном предложении логически не взаимосвязанные друг с другом — ставится тире, в частности:

1. Если в предложении описывается внезапная смена действий . Например: Проснулась — шесть станций сбежало назад.

2. При противопоставлении одного предложения другому . Например: Семнадцать лет работаю — такого со мной не случалось.

В разделе на вопрос 6 бессоюзных предложений сложных из художественной литературы помогите!!! заданный автором Вровень лучший ответ это

Ответ от Ѐазина Гафиева [новичек]
Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. «(А. Пушкин). «Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы».(М. Пришвин). «Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. «(Л. Толстой). «Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. «(Н. Некрасов) «Мы в трауре, так балу дать нельзя «(А. Грибоедов) «Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. «(А. Чехов)

Ответ от Малоросский [новичек]
ну стааадоо.
😀

Ответ от сложносокращенный [новичек]
под окнами!!

Ответ от Ёаня Гуринович [новичек]

Ответ от Мурат Айтбаеа [новичек]
Фартук в масле
Оливье

Ответ от Ае кп [новичек]
-_-

Ответ от Никита ник [активный]
«Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. «(А. Пушкин). «Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы».(М. Пришвин). «Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. «(Л. Толстой). «Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. «(Н. Некрасов) «Мы в трауре, так балу дать нельзя «(А. Грибоедов) «Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. «(А. Чехов)

Ответ от Антон Афанасьев [новичек]
спасибо большое очень помогло

Ответ от саша дудка [новичек]
«Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. «(А. Пушкин). «Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы».(М. Пришвин). «Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. «(Л. Толстой). «Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. «(Н. Некрасов) «Мы в трауре, так балу дать нельзя»(А. Грибоедов) «Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. «(А. Чехов)

Ответ от Павел Аверкин [новичек]
спасибо большое

Ответ от Диман Батунин [новичек]
«Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. «(А. Пушкин). «Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы».(М. Пришвин). «Стал Жилин оглядываться: маячит что-то в долине. «(Л. Толстой). «Задумаю-реки большие надолго упрячу под лед. «(Н. Некрасов) «Мы в трауре, так балу дать нельзя»(А. Грибоедов) «Под окноми в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. «(А. Чехов)

Ответ от Мурад гайдаров [новичек]
спасибо

Ответ от Марина Попова [активный]
«Лошади тронулись, колокольчик зазвенел, кибитка полетела. «(А. Пушкин). «Вдруг слышим: во все горло кричат чибисы».(М. Пришвин).

1. Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?

В отличие от сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, части которых связаны с помощью союзов и союзных слов, части (предложения) в составе бессоюзного сложного предложения связаны с помощью интонации и по смыслу. Графически смысловые и интонационные отношения выражаются с помощью знаков препинания.

2. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений с перечислительной, предупредительной, пояснительной и сопоставительной интонацией.

Дул сильный ветер, шел дождь, под ногами хрустел лед. – перечислительная интонация.
Мы очень устали: гора оказалась крутой, а дорога – разбитой. – предупредительная интонация.
Я расстроилась: подруга уехала на каникулы в деревню. — пояснительная интонация.
Пашню пашут – руками не машут. – сопоставительная интонация.

3. Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзных сложных предложений? Когда ставится каждый из этих знаков? Приведите примеры на каждый случай.

Запятая ставится в бессоюзном сложном предложении при перечислительной интонации. Предложение тогда имеет значение одновременности или последовательности.
Луна сияла ярко, озеро было словно подернуто серебром.
Точка с запятой ставится в тех же случаях, но если в частях сложного уже есть запятые.
Луна, круглая и сверкающая, как новенькая денежка, светила ярко; озеро, поражающее гладкостью и неподвижностью, было словно подернуто серебром.

Двоеточие ставится в бессоюзном сложном предложении в следующих случаях:

Если вторая часть содержит причину (можно вставить союз потому что): Мы замерзли: на улице был уже настоящий мороз;
если вторая часть раскрывает смысл первой (можно вставить слова а именно): Выглядел он ужасно: нос разбит, под глазом синяк;
если вторая часть поясняет первую (можно вставить (и почувствовал), что и т.п.): Оборачиваюсь: он за мной стоит.

Тире ставится в следующих случаях:

если есть противопоставление (можно вставить но): Приходим сегодня в клуб – собрание отменили по непонятной причине;
если первая часть называет условие: Коготок увяз – всей птичке пропасть;
если первая часть называет причину: Сильно похолодало – вода в колодце промерзла;
если первая часть называет время: В парке стало темно – мы пошли гулять на бульвар;
если во второй части содержится сравнение: Посмотрит – рублем подарит.

4. Приведите примеры бессоюзных сложных предложений, в которых между простыми предложениями возможны различные смысловые отношения: перечисления или причинные; перечисления или противопоставления. Какие знаки препинания следует поставить в каждом из приведённых предложений?

Иногда в одном и том же предложении может быть заключен разный смысл. Он раскрывается в контексте, а также его можно понять по знаку препинания.
Например, предложение Стало холодно начались сумерки. может иметь как смысл перечисления, если эти события между собой не связаны, а просто произошли одно за другим, тогда надо поставить запятую: Стало холодно, начались сумерки. Если же похолодало из-за сумерек, то интонация и отношения причинные и надо поставить двоеточие: Стало холодно: начались сумерки.
В предложении Комната была чисто убрана в самом центре положили подушку. может быть и смысл перечисления, если место подушки и есть в центре комнаты, тогда следует поставить запятую: Комната была чисто убрана, в самом центре положили подушку. А может быть и смысл противопоставления, если подушка нарушает чистоту, тогда надо поставить тире: Комната была чисто убрана — в самом центре положили подушку.

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение, между

частями которого надо поставить запятые, простое предложение с однородными членами(без союзов), бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой (;). Вот предложение: Домик был выстроен из старинного кондового дерева.

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение, между

частями которого надо поставить запятые,простое предложение с однородными членами(без союзов),бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой(;). Вот эти предложения: 1)Позади села поднимается Урал. 2) Домик выстроен из старинного кондового дерева. 3) Домик добродушно поглядывает из-под своей порыжелой тесовой крыши узкими окошечками с белыми ставнями. 4) Вокруг села расстилались поля.

Бессоюзные сложные предложения широко исполь­зуются в произведениях художественной литературы, осо­бенно в диалогах и монологах героев, когда писатель

стре­мится отразить особенности синтаксиса устной речи. Най­дите в 1-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите 5 предложе­ний.

Помогите пожалуйста,очень нужно!!! Продолжите каждый данный пример, чтобы получились предложения следующих типов: бессоюзное сложное предложение,

между частями которого надо поставить запятые,простое предложение с однородными членами(без союзов),бессоюзное сложное предложение, между частями которого надо поставить точку с запятой(;). Вот эти предложения: Домик выстроен из старинного кондового дерева. Домик добродушно поглядывает из-под своей порыжелой тесовой крыши узкими окошечками с белыми ставнями

1.укажите бессоюзное сложное предложение.

А)застучали калёса,на переходе мелькнулзелёный огонь,будка вынырнула из темноты и опять пропала.
Б)в сонном,застывшем воздухе стоял монотоный шум,без которого не обходится степная летняя ночь…
В)весений ветер лезет вон из кожи,калиткой щёлкает,кусты корёжит,сырой забор подтплкивает в бок.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

2. укажите правельный вариант обьяснения постановки в предложении БУДЕШЬ КНИГИ ЧИТАТЬ-БУДЕШЬ ВСЁ ЗНАТЬ.
А)Содержание первой части противопоставляется содержанию второй
Б)первая часть указывает на время или условие того,о чём говорится во второй части
В)вторая часть заключает в себе вывод,следствие из того,о чём говорится в первой чвсти
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,В КОТОРОМ СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОЙ ЧАСТИ ПРОТВОПОСТАВЛЯЕТСЯ ВТОРОЙ

3.укажите бессоюзное сложное предложение,между частями которого ставится тире(некорые знаки препинания опущены)
А)Чиста небесная лазурь теплей и ярче солнце стало
Б)Я поднял голову вперёд огнём на на опрокинутой лодке сидла мльничиха и розговаривала с моим охотником
В)Давно ль пылила вьюга вновь яблоки в цвету
ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ТИРЕ

4.Укажите правельный вариант обьяснения постановки двоиточия в предложении»ТОЛЬКО ВИЖУ:БЛЕДНЫЙ ВСАДНИК ОПУСТИЛСЯ НА ТРАВУ»
А)Вторая часть поясняет первую,т. е.раскрывает её содержание
Б)Вторая частьуказывает на причину того,о чём говорится в первой
В)вторая састь дополняет смысл первой,распостроняя один из её членов
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,В КОТОРОМ ВТОРАЯ ЧАСТЬ УКАЗЫВАЕТ НА ПРИЧИНУ ТОГО,О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ В ПЕРВОЙ.

5.укажите бессоюзное сложное предложение,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ДВОЕТОЧИЕ(знаки препинания опущены)
А)утро было прекрасное ночью прошёл дождик.
Б)мы обошли вокруг усадьбы прохода не где не было.
В)Окна извнутри были плотно занавешаны тдерюжками ставни закрыты.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КАТОРОГО СТАВТСЯ ДВОЕТОЧИЕ.

6.укажите бессоюзное сложное предложение,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ(знаки препинания опущены)
А)Популярность подобна юности она проходит и больше не возвращается.
Б)день за днём дул жёсткий ветер бледно белели поля…
В)Солнце дымное встаёт будет день горясий.
ПРЕВИДИТЕ ПРИМЕР БЕССОЮЗНОГО СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ,МЕЖДУ ЧАСТЯМИ КОТОРОГО СТАВИТСЯ ЗАПЯТАЯ

Рекомендуем также

Точка с запятой между независимыми предложениями, объединенными в сложное при помощи союзов

Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение и связанными между собой:

Союзами но, однако, все же, тем не менее и т. п., особенно если эти предложения значительно распространены или имеют внутри себя запятые (о запятой перед этими союзами в разделе: см. правило 1-е