Профессии в сфере рекламы – PR-специалист – кто это и как им стать? Описание профессии, плюсы и минусы профессии специалиста по PR

Содержание

Какие есть профессии связанные с рекламой?

Рекламный бизнес сегодня активно развивается, поэтому профессии, связанные со сферой рекламной индустрии и маркетинга, являются одними из самых востребованных и популярных. Предложим вам описание одних из самых интересных профессий в рекламной сфере.

Менеджеры по рекламе

Это одна из самых высокооплачиваемых специальностей на рынке трудоустройства. Специалисты это отрасли могут работать как и в средствах массовой информации (печатных изданиях, на телевидение, радио, интернет-ресурсах) , так и в рекламных агентствах.

Основной задачей менеджера является привлечение новых клиентов, которые должны заинтересоваться предложением покупки рекламной площадки или свободного эфирного время. Менеджер по рекламе должен убедить клиента, что размещение рекламы именно в вашем СМИ – это наиболее выгодное и прибыльное денежное вложение.

Маркетологи

Именно от этих специалистов зависят успех и прибыли фирмы. Перед ними стоят такие задачи: мониторинг рынка, анализ потребностей клиента, анкетирование и опросы фокус-групп, разработка концепций, которые помогут преподнести старый товар совершенно по-новому, исследование предложение компаний-конкурентов.

В целом они занимаются разработкой стратегии для вывода новых товаров на рынок и продвижением их. Их главная цель: предложить более выгодные условия, нежели конкуренты, переманить целевую аудиторию.

Копирайтеры

Эта профессия в основном востребована в рекламных агенствах. Они занимаются тем, что придумывают новые слоганы, девизы, рекламные тексты. Это довольно сложна работа. Не каждый человек может придумать новый текст с учетом всех пожеланий заказчика и маркетолога.

Это творческая профессия, которая требует ненормированного рабочего дня. Копирайтеры должны отвлекаться от всех проблем и финансовых кризисов, это необходимо для процесса выдумки нового интересного слогана. Копирайтеры должны виртуозно владеть словом, отлично знать иностранные языки.

Бренд-менеджеры

Эти специалисты занимаются продвижением торговых марок. Они должны добиться того, чтобы их компания тала узнаваема и имела положительный имидж.

Бренд-менеджеры придумывают стратегию продвижения торговой марки как цело бренда, так и отдельного продукта.

Они должны уметь прогнозировать, что именно будет востребовано на рынке завтра, через несколько недель, месяцев и даже лет.

Каждый работник рекламной сферы должен владеть такими качествами как настойчивость, коммуникабельность и хороший эстетический вкус.

Топ-5 самых востребованных специальностей в сфере маркетинга и рекламы

Мы живем в эру диджитал-маркетинга, когда социальные сети стали мощной мультимедийной платформой, ориентированной на продажи, развитие бизнеса и продвижение бренда. Из основных тенденций в выборе сотрудников этого направления – полифункциональность и многозадачность. Высокая скорость, коммуникабельность, умение мгновенно переключаться между задачами, быстрая обучаемость – именно такими навыками должен обладать «универсальный солдат».

Мониторинг разных ресурсов по поиску специалистов в сфере маркетинга и рекламы помог нам составить небольшой рейтинг самых востребованных вакансий этого года.

1. SMM manager

Без специалиста по размещению – никуда. Кто, как не он, знает все тонкости работы в социальных сетях. Что, где и когда разместить, в какое время суток выше посещаемость у разных целевых групп, как привлечь подписчиков и потенциальных клиентов, и что делать с хейтерами.

Именно SMM manager превратит вашу «просто страницу в фейсбуке» в целую структуру аккаунтов, которые будут эффективно выполнять задачи – имиджевые, информативные, коммерческие. Хороший специалист SMM – залог успеха кампании, так что спрос на рынке на них сумасшедший.

2. Digital marketing manager

Это человек, который анализирует рынок, составляет стратегию коммуникаций, знает все про монетизацию каналов коммуникации, может просчитать стоимость рекламной кампании и спрогнозировать ее эффективность. Это стратег и тактик, можно сказать, генерал рекламной кампании.

Он знает, сколько стоит лайк, просмотр, переход на том или ином ресурсе. Знает, где разместить рекламу, какую целевую аудиторию выбрать, где ее найти и что ей предложить. Так что успех рекламной кампании без профессионального диджитал-маркетолога – под сомнением. Отношение на рынке к нему соответствующее.

Читайте еще: 10 коворкингов Киева для удаленной работы

3. Art Director

Его можно назвать настоящим «священным Граалем» в креативном агентстве. Он разработает концепцию рекламной кампании и оживит ее, превратив разные части контента в целостную историю. Креативный директор ответственный за слаженную работу копирайтеров, дизайнеров, разработчиков. Человек, который поймет маркетолога и найдет баланс между креативностью, красотой и продаваемостью продукта.

Это гениальный криэйтор с нотками проектного менеджера, кризис-менеджера, конфликтолога и имиджмейкера. Рекламные агентства охотятся за хорошим креативщиком, потому что именно он является двигателем рекламного прогресса.

4. Designer

Мы живем во времена, когда именно визуальный контент правит бал в рекламном мире. Люди неохотно читают тексты, но с удовольствием смотрят картинки, stories, анимации, сайты, и основывают на них свой выбор. Поэтому сейчас сказать «нам нужен дизайнер» – это просто ткнуть пальцем в небо. Graphic designer, motion designer, UI/UX designer, web-designer, 3D graphics designer – нужно четко понимать, кто именно вам нужен.

На протяжении многих лет дизайнеры не выходят из топа востребованных профессий. 2019-й – не исключение: в топе разные дизайнерские направления. Тенденция к появлению новых продуктов на рекламном рынке требует большего количества людей, которые превращают абстрактные идеи и видения в реальные осязаемые вещи, так что хороших дизайнеров всегда не хватает.

5. Head of marketing & PR

В этом году спрос на специалистов по коммуникациям стремительно растет, особенно в smart community, занимающихся стартапами и запусками автономных проектных платформ.

Очень важным моментом в проектной деятельности является отсутствие вертикальной системы ее  организации. Мы имеем дело с горизонтальной системой принятия решений. В начале цепочки – инвестор, потом project manager, который набирает себе команду. И огромную ошибку сделает тот руководитель проекта, который не найдет хорошего Head of marketing & PR, способного контролировать направление коммуникаций. Ведь именно специалист по коммуникациям понимает все правила игры на медиарынке и сможет настроить успешные связи проекта с внешним миром.

Разработать стратегию коммуникации, позиционирования, продвижения, настроить связи с общественностью и СМИ, позаботиться о репутационной политике и не забыть о внутренних коммуникациях – это только малая часть задач, с которыми придется столкнуться.

Подборка основана на анализе запросов с самых популярных HR-ресурсов, но это далеко не весь список жизненно необходимых специалистов в сфере рекламы и маркетинга. Не стоит считать свою профессию неактуальной, если вы не нашли ее в этом списке. Желаем всем успешных поисков идеальной команды и незаменимых специалистов!

Читайте еще: Как наличие диплома влияет на карьеру: результаты опроса

Профессии в области рекламы - Удаленная работа в интернете

Доброго здоровья, уважаемый читатель журнала «Web4job.ru”! В  этой статье мы поговорим на тему Профессии в области рекламы, какие из них востребованы в этой сфере и чем занимаются специалисты.

Профессии в области рекламы

Содержание статьи:

Рекламный бизнес –молодой и интересный. Но люди воспринимают его по-разному.
Многим не нравится то, что порой реклама навязчивая и не всегда бывает качественной.

Какие профессии востребованы в этой области?

Менеджер по работе с клиентами

Трудится в рекламном агентстве и занимается поиском клиентов, информирует их о работе фирмы и предоставляемых ею услугах, ведет переговоры, составляет схему работы, разрабатывает рекламу, рассчитывает стоимость услуг по изготовлению, оформлению и регистрации продукции, ведет учет заказчиков, составляет рекламный текст.

Его задача – заинтересовать рекламодателя, чтобы он сделал заказ.

Он должен быть корректным, вежливым, общительным.

Исполнять его обязанности может любой человек, имеющий высшее образование и опыт продаж. Он должен знать основы работы на компьютере.

Его доход зависит от качества работы, опыта, умения привлекать новых клиентов и удерживать старых.

Менеджер по рекламе

Такая работа требует от специалиста ответственности. Он должен заниматься поиском рекламных агентств, которые согласятся проводить рекламные компании по внедрению в жизнь идей фирмы, вести переговоры.

При трудоустройстве обычно принимается во внимание образование, умение работать на компьютере и наличие опыта работы по специальности.

Дизайнер

Создает рекламные вывески, логотипы.

Он должен, не перенасыщая картинку излишней информацией, выделить основное, привлечь к ней внимание клиентов и показать ее в выгодном свете,
уметь создавать и оформлять наружную рекламу.

Труд дизайнера, безусловно, творческий и интересный, но его результативность определяется по конечному продукту.

Все исполнено должно быть качественно и в установленные сроки, и, если не укладываешься в срок, придется работать вечерами и в выходные дни.

Ему необходимо разбираться в некоторых графических программах, уметь рисовать, знать основы фотографирования и ретуширования.

Копирайтер

Пишет рекламные тексты, должен видеть необычное в простых вещах.

Немногие могут рассказать о наборе посуды и постельном комплекте так, что, прочитав о них статью, захочется их купить.

Он должен быть грамотным и уметь писать качественные уникальные статьи, уметь писать рекламные слоганы – т.е. при минимальном количестве текста уметь выдавать максимальное количество привлекательного текста.

Сетевой маркетинг в интернете — вы узнаете о нем, перейдя по ссылке https://web4job.ru/setevoj-marketing-v-internete/.

Посмотрим видео на тему Профессии в области рекламы

Профессии в рекламе: аккаунт-менеджер

Профессии в рекламе: diqital-стратег

Заключение

В этой статье мы рассмотрели тему Профессии в области рекламы, чем занимаются специалисты и какие навыки необходимы для работы в сфере рекламы.

Надеюсь, статья оказалась полезной. Если возникли вопросы, можете задать их через форму комментариев под этой статьей.

Также буду признательна, если поделитесь статьей со своими друзьями в социальных сетях.


Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Получите высокооплачиваемую интернет-профессию!

Академия Интернет-Профессий №1 для поиска удаленной работы

Профессии в сфере рекламы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Макушева О. Н., Катулин Е. О. Профессии в сфере рекламы // Молодой ученый. — 2019. — №26. — С. 404-405. — URL https://moluch.ru/archive/264/60825/ (дата обращения: 13.01.2020).



Ключевые слова: реклама, сотрудники, профессии, специалисты, агентство полного цикла, компания.

Споявлением рекламных агентств возникла самостоятельная профессия рекламист. Профессии в сфере рекламы дифференциальны.

У специалистов отдела рекламы дополняются функции.

Значимость все более и более возрастает потому что современный рынок превращается из регионального в стартовой и мировой и в связи с этим возникает проблема не изучения потребителей, а изучение потребностей.

Специалисты отдела рекламы являются универсальными в выполнении ряда функций, что должно быть обосновано должностными инструкциями.

Возникает проблема не изучение потребителей, а изучение потребностей. Зачастую рекламные агентства привлекают хороших специалистов на непостоянное трудоустройство, которые выполняют ряд задач по различным профилям работ от фотографии, иллюстрации до анализа информации [8, С.29].

Реклама все более становится одной из важнейших отраслей, которая непосредственно принимает участие в создании новых рабочих мест. Это касается не только сферы рекламного бизнеса, но и других отраслей экономики.

Под фрилансерами понимаются люди, которые не имеют постоянного трудоустройства и зарабатывающие деньги за счет участия в проектах.

Часто качество проекта страдает из-за недостатка мотивации и интереса креаторов. При большом выборе всегда можно найти именно того специалиста, который будет выполнять работу с удовольствием.

Фриланс — это более гибкая система использования рабочей силы и дает возможность рекламным агентствам нанимать одного и того же человека и при этом оплачивая только рабочее время.

При работе одного человека на несколько агентств, цены не растут, больше работы делается и эффективность возрастает.

Большая часть рекламных агентств используют такую возможность найма, и эта практика будет расширяться дальше.

При долгосрочном найме работники сидят в офисе и, следовательно, у директора всегда есть возможность проверить как движется работа и чем заняты работники.

Сейчас в современное время бурное развитие рекламной индустрии привело ее к тому, что реклама преобразилась в такой особый социальный институт, которому нужно удовлетворять общественную потребность в рекламных услугах [11, С.296].

Существует несколько направление в деятельности рекламы — это коммерческая, социальная реклама и политическая реклама.

По месту и способу размещение бывают — ATL-реклама (реклама в СМИ, наружная или внутренняя) и полиграфическая и BTL — реклама.

Рекламная деятельность — это управление процессом планирования, создания, производства, доведения рекламных сообщений до ЦА и контроль эффективности рекламных [3, С.50].

По мере развития общества и экономики значение слова «реклама» видоизменялась и расширялась.

Закон Российской Федерации № 38- ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе» дает следующее определение рекламы: «Реклама — информация, распространенная любым способом в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования к нему интереса к нему и его продвижения на рынке» [1].

Данный документ содержит классификацию понятий и требований к разработке рекламных сообщений. Данный закон не распространяется на политическую рекламу и на объявление физических лиц, которые не связаны с предпринимательской деятельностью.

Составляющие рекламы:

− Экономическая — направлена на формирование е спроса и стимулирование рынка

− Когнитивная — информирует людей о технических новинках, достижений науки и применению их в повседневной жизни

− Социальная — формирует нормы поведения в обществе, влияет на формирование личностных оценок

− Эстетическая — формирует эстетический вкус и нормы

− Физическая — использует конкретные носители, имеет физическое воплощение

Научная — развивается как форма знаний, научная дисциплина. Использует опыт других гуманитарных наук.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что каждый сотрудник любого рекламного агентства полного цикла или неполного цикла должен иметь очень большой спектр навыков и умений для работы на определенной должности, а так же большинство агентств нанимают дополнительных сотрудников для решения задач и помощи в работе агентства по разным видам работ.

Литература:

  1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ.
  2. Аксенов А. А. Организация работы отдела рекламы: учеб. пособие / А. А.Аксенов. — Комсомольск -на-Амуре: ФБГОУ ВПО «КнАГТУ», 2013. -54 с.
  3. Гольман И. А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии организации — М., 2002. — 373 с.
  4. Евстафьев В. Организация и практика рекламной работы рекламного агентства / В. Евстафьев. М.: Дашков и К0, 2018. — 512 с.
  5. Исаенко Е. В. Организация и планирование рекламной деятельности М., 2004. — 405 с.
  6. Карпова С. В. Рекламное дело. — М.: ФиС, 2006. — 224 с.
  7. Ковалевский В., Калиева О., Лужнова Н. Организация рекламной деятельность: учебное пособие, — ОГУ, 2012. — 240 с.
  8. Костина А. В. Основы рекламы: учеб. пособие / А. В. Костина и др. — М.: Кнорус, 2013. — 320 с.
  9. Крылов И. В. Теория и практика рекламы в России. — М.: Центр, 1994.
  10. Огилви Д. Огилви о рекламе / Дэвид Огилви; пер. с англ. А. Гостева и Т. Новиковой: — 2-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фебер; Эксмо, 2013. — 240 с.: ил.
  11. Макушева О. Н., Калиш М. И. Планирование рекламной деятельности // Молодой ученый. — 2019. — № 21. — С. 295–297.
  12. Ромат Е. В. Реклама. / Е. В. Ромат. — СПб.: Питер, 2003. — 556 с.

Основные термины (генерируются автоматически): реклама, работа, агентство, специалист отдела рекламы, изучение потребностей, изучение потребителей, BTL, полный цикл, политическая реклама.

описание, обязанности, навыки и знания, обучение

Подробности
Обновлено: 12.07.2019 17:16
Опубликовано: 08.05.2017 19:13
Автор: Сергей Краковский
профессия рекламный агент Поделитесь в сети:

 

Рекламным агентом считается специалист, занимающийся продажей рекламных площадей либо рекламного времени.

История профессии:

Первые рекламные агентства появились на мировой арене лишь в конце XIX столетия, тогда же и возникла острая потребность в активных и целеустремленных работниках, которые бы смогли за относительно небольшой период разработать, а после - реализовать эффективные методы влияния на потенциальных потребителей с целью совершения ими различных покупок. На сегодняшний день реклама является неотъемлемой частью жизни людей, воздействуя на них как на осознанном, так и бессознательном уровнях.

Особенности профессии:

​Рекламный агент - это некий посредник между производителями продукции либо услуг и потребительской аудиторией. На сегодняшний день данная профессия является востребованной и перспективной. Агент способен составлять рабочий график таким образом, что у него остается время, чтобы не только встречаться с заказчиками, но и заниматься подготовкой презентаций.

Стоит помнить, что уровень доходов специалиста напрямую зависит от числа удачных сделок, поэтому ему необходимо увеличивать базу потенциальных клиентов, чтобы претендовать на хороший заработок. Работа рекламным агентом предусматривает систематическое повышение собственной квалификации ввиду наличия значительной конкуренции на рынке труда.

К издержкам профессии рекламный агент можно отнести тот факт, что на случай несоответствия реализованного товара либо услуги, все негодование покупателя обрушивается именно на специалиста, который должен в кратчайшие сроки найти оптимальный выход из сложившейся ситуации.

Обязанности:

Ключевой обязанностью агента является демонстрация потребительской аудитории подробной информации о различных видах товаров и услуг организации, с которой он сотрудничает. Этот специалист занимается поиском рекламодателей, лично общается с ними, проводит необходимые презентации, а при благоприятном исходе переговоров заключает сделки. Также агент должен проследить, чтобы заказ на рекламу был выполнен в соответствии с пунктами договора и заказчик в полном объеме перечислил оплату за проделанную ранее работу.

Важные качества:
  • коммуникабельность;
  • отсутствие дефектов речи;
  • умение находить подход к людям;
  • вежливость;
  • презентабельный внешний вид;
  • наличие организаторских способностей;
  • нацеленность на результат;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • умение сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях;
  • отличная память;
  • стремление к саморазвитию.

 

Навыки и знания:

Рекламный агент - это профессионал, что должен уметь общаться с клиентами, но оставаться в меру настойчивым, ведь излишняя напористость может вызвать раздражение у заказчика, который не нуждается в продвигаемых специалистом товарах.

Чтобы его деятельность всегда была результативной, агенту необходимо систематически анализировать рынок, знать типы продукции и услуг, что являются наиболее востребованными в конкретный период, уметь акцентировать внимание потенциальных потребителей на универсальных особенностях рекламируемого товара, совершенствовать имеющиеся познания в области психологии и маркетинга, уделяя при этом внимание другим отраслям в сфере бизнеса.

Перспективы и карьера:

Профессия рекламный агент предусматривает неплохой карьерный рост. Специалист в будущем может занять должность менеджера по рекламе либо руководителя отдела, устроиться на работу в сетевое агентство и стать бренд - менеджером.

Подобного рода профессионалы востребованы в газетах, журналах, интернет компаниях, рекламных отделах радио и телевидения. Также они имеют право организовать собственное рекламное агентство при наличии стартового капитала.

Обучение:

Работа рекламным агентом не требует обязательной специальной подготовки. Профессиональные навыки можно получить на профильных курсах. Потенциальные работодатели в крупных компаниях также предоставляют своим сотрудникам возможность вникнуть во все тонкости профессии непосредственно в ходе работы. При этом приветствуется, если у работника имеется диплом психолога либо экономиста.

Поделитесь в сети:

Профессии в сфере связей с общественностью

В последние годы такие слова, как «пиар» или «пиарить», стали весьма популярны. Их часто используют как в отношении отдельных предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятий), так и некоторых лиц — политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и т. д. Появились и новые профессии в сфере «пиара», а также должности на многих предприятиях, что прибавило хлопот кадровикам. Именно поэтому вопросы профессиональной классификации работников в сфере «пиара» целесообразно рассмотреть более детально.

Понятие «связи с общественностью» и общая характеристика профессий в этой сфере

Термины «пиар» и «пиарить» происходят от английской аббревиатуры PR (public relations), которая произносится как «пиар». В переводе с английского это выражение означает «связи с общественностью», или наука и искусство налаживания взаимовыгодного сотрудничества между участниками процесса коммуникации.

Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio, что означает — «единство, передача, соединение, сообщение». Есть разные типы коммуникаций, но в контексте «связей с общественностью» преимущественно имеется в виду социальная коммуникация, т. е. общение между людьми и другими социальными субъектами. Как правило, различают три основные (базовые) функции социальной коммуникации:

  • информационную, означающую, что благодаря социальной коммуникации в обществе передается информация о предметах, их свойствах, явлениях, действиях и процессах;
  • экспрессивную, определяющую способность социальной коммуникации передавать оценочную информацию о предметах или явлениях;
  • прагматичную, означающую, что социальная коммуникация является средством, активизирующим человека к определенному действию и реакции.

Указанные основные функции социальной коммуникации — основа для функциональных обязанностей работников, которые в той или иной степени осуществляют «связи с общественностью», обычно от лица работодателей. Таких работников в мировой практике также иногда называют «специалистами по коммуникациям», или «медийными специалистами», т. е. специалистами по средствам массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет и т. д.). Нередко они, особенно в правительственных учреждениях, работают на должностях пресс-секретарей или пресс-атташе (преимущественно в заграничных представительствах).

От профессионализма этих работников в значительной мере зависит репутация, прибыльность, а иногда и само существование предприятия или организации, в конце концов, зависит то, как соответствующие категории населения, преимущественно партнеры и клиенты предприятия, понимают и поддерживают цели его деятельности, осуществляемую политику, мероприятия, планы и т. д. Именно специалисты по связям с общественностью обеспечивают такое понимание и поддержку непосредственными контактами с представителями соответствующих категорий населения или с помощью средств массовой коммуникации. Поэтому, осознав роль, которую играют прочные связи с общественностью для предприятий, менеджеры, разрабатывая и осуществляя их планы, особенно в последние годы, все больше полагаются именно на специалистов по связям с общественностью.

Для того чтобы квалифицированно выполнять свои функции, специалисты по связям с общественностью должны хорошо знать не только «историю» своего предприятия, соответствующие средства массовой коммуникации, а также интересы, стремления, увлечения или проблемы «целевых» групп, на которых они фокусируют свое внимание: потребителей, клиентов, местных общин, конкурентов, политических партий, различных организаций по интересам, правительственных органов и т. д. Со всеми подобными «целевыми» группами специалисты по связям с общественностью должны налаживать отношения взаимного согласия, выгоды, сотрудничества.

Часто такие отношения устанавливаются с помощью представителей средств массовой коммуникации, т. е. журналистов, для которых специалисты по связям с общественностью готовят разнообразные информационные материалы для дальнейшей публикации, например пресс-релизы. Значительная часть программ на телевидении, репортажей на радио или публикаций в газетах сначала «рождается» на рабочем столе специалиста по связям с общественностью.

Они также обеспечивают постоянный контакт представителей предприятия с общественностью. Например, организовывают выступления руководителей предприятия перед разнообразными аудиториями, готовят проекты этих выступлений. Кроме этого, специалисты по связям с общественностью готовят отчеты об осуществлении различных проектов и принимают участие в подготовке визуальной информации о каких-либо событиях: фильмов, фотографий, слайдов и т. д.

В правительственных структурах специалисты по связям с общественностью (их должности могут иметь различные официальные названия, в частности пресс-секретарь, руководитель пресс-центра и т. д.) обеспечивают информирование общественности о деятельности этих учреждений и их должностных лиц. Например, в Министерстве иностранных дел руководитель пресс-центра может информировать общественность о будущих визитах за границу государственных должностных лиц высшего уровня или об официальной позиции страны о возможном решении определенной международной проблемы. Пресс-секретарь министра или другого политического деятеля может разъяснить общественности его позицию относительно какого-либо предложенного законопроекта или осуществленных правительством действий, и, тем самым, положительно влиять на его имидж в глазах будущих избирателей и дальнейшую политическую карьеру.

Конкретные функции, роль и численность специалистов по связям с общественностью в значительной мере зависят от типа предприятия или организации, в которых они работают, и от того, насколько они крупные. Скажем, в больших транснациональных корпорациях может существовать должность вице-президента, который, являясь ответственным за связи с общественностью, принимает участие в разработке стратегических планов и политики корпорации. А в специализированном структурном подразделении по связям с общественностью могут работать специалисты с узкой специализацией в сфере связей с общественностью: специалисты по написанию статей и выступлений, изучению общественного мнения, по установлению контактов с представителями средств массовой информации, подготовке ответов на обращения и письма граждан и т. д.

Иногда специалисты по связям с общественностью работают в специализированных рекламных или маркетинговых структурных подразделениях предприятий, большей частью коммерческих, так как цель деятельности таких работников очень близка или совпадает с целью деятельности этих подразделений: рекламной, продвижением на рынке или маркетингом продукции предприятия, что невозможно без создания привлекательного ее «имиджа» среди общественности, т. е. потенциальных покупателей. Нередко в результате этого грань между некоторыми работниками, относящимися к формально разным профессиональным категориям, становится чисто условной, так как они работают в тесном контакте и решают одинаковые задачи.

Например, менеджеры по связям с общественностью могут оценивать программы рекламного характера, направленные на продвижение на рынке продукции предприятия, и организованные менеджерами по рекламе или маркетингу, с точки зрения их соответствия программам предприятия.

Нередко они играют роль «глаз и ушей» высшего руководства предприятия, наблюдая за социальными, экономическими и политическими тенденциями и событиями, могущими повлиять на деятельность предприятия по продвижению на рынки сбыта продукции.

Менеджеры по связям с общественностью также могут тесно взаимодействовать со специалистами в других отраслях (вне сферы рекламы и маркетинга). В частности, совместно с менеджерами по персоналу они могут принимать участие в подготовке и выпуске средств «внутренней коммуникации» на предприятии, например, таких как стенды, брошюры или специальные открытки, которые могут быть посвящены отношениям между руководством или собственником предприятия и персоналом. А вместе с менеджерами в области экономики и финансов — принимать участие в подготовке и публикации отчетов и докладов о результатах деятельности предприятия, используя разнообразные средства коммуникации как внутри предприятия, так и за его пределами.

Работники по связям с общественностью в системе профессиональной классификации Украины

Национальный классификатор Украины ДК 003:2005 «Классификатор профессий» (далее — КП) содержит несколько профессиональных названий работ в сфере связей с общественностью, которые относятся к различным профессиональным группам в зависимости, в основном, от уровня полномочий соответствующих работников (руководителей или профессионалов) и видов экономической деятельности предприятий или организаций, где они работают (коммерческие предприятия или органы государственной власти) (таблица 1).

Таблица 1

Наличие профессий в сфере связей с общественностью в КП

Код КП

Выпуск СКХП

Профессиональное название работы (рус./укр.)

Профессиональная группа «Руководящие работники аппарата центральных органов государственной власти»

1229.1

76

Руководитель пресс-службы (центральные органы государственной власти)
Керівник прес-служби (центральні органи державної влади)

1229.1

 

Пресс-секретарь
Прес-секретар

Профессиональная группа «Руководящие работники аппарата местных органов государственной власти»

1229.3

76

Руководитель пресс-службы (местные органы государственной власти)
Керівник прес-служби (місцеві органи державної влади)

Профессиональная группа «Руководители других основных подразделений в других сферах деятельности»

1229.7

 

Начальник пресс-центра
Начальник прес-центру

Профессиональная группа «Руководители подразделений по рекламе и связям с общественностью»

1234

82

Начальник отдела (по рекламе, связям с общественностью)
Начальник відділу (з реклами, зв’язків з громадськістю)

1234

 

Пресс-секретарь
Прес-секретар

Профессиональная группа «Менеджеры (управляющие) по вопросам коммерческой деятельности и управления»

1475.4

1

Менеджер (управляющий) по связям с общественностью
Менеджер (управитель) із зв’язків з громадськістю

Профессиональная группа «Профессионалы в сфере маркетинга, эффективности предпринимательства, финансовой деятельности, рационализации производства и интеллектуальной собственности»

2419.2

 

Специалист по связям с общественностью и печатью
Фахівець із зв’язків з громадськістю та пресою

Кадровикам следует обратить внимание на то, что КП не содержит названий должностей, заимствованных из классификаций англоязычных стран, например таких как PR-директор, PR-менеджер, PR-специалист и т. д., поэтому они не применяются в официальной кадровой документации (штатных расписаниях, трудовых книжках и пр.), однако в разговорном языке, методической или учебной литературе их можно использовать.

Квалификационные характеристики профессий в сфере связей с общественностью содержатся в разных выпусках Справочника квалификационных характеристик работников (далее — СКХП), о чем указано в таблице 1.

В сравнительной таблице 2 приводятся примеры главных задач и обязанностей на основе квалификационных характеристик для профессий руководителей в сфере связей с общественностью в системе государственной службы и на коммерческом предприятии: руководителя пресс-службы и менеджера (управляющего) по связям с общественностью.

Таблица 2

Основные задачи и обязанности руководителя пресс-службы и менеджера (управляющего) по связям с общественностью

Руководитель пресс-службы

Менеджер (управляющий) по связям с общественностью

• Осуществляет руководство деятельностью подразделения

• Осуществляет связь руководителя министерства, другого органа исполнительной власти и его заместителей со средствами массовой информации, организацию пресс-конференций, брифингов, «информационных дней» руководителей, их выступлений в средствах массовой информации, встреч и т. д., проводит работу по улучшению информированности населения о деятельности органа

• Готовит соответствующие материалы для печати, заявления и сообщения

• Организовывает изучение материалов средств массовой информации с целью выявления их позиции, тенденций в освещении вопросов, связанных с деятельностью государственных органов власти и органов местного самоуправления

• Обеспечивает контакты с соответствующими подразделениями министерств, других органов исполнительной власти по обмену информационными материалами

• Осуществляет оперативное информирование средств массовой информации о решениях коллегии министерства, другого органа исполнительной власти

• Предоставляет средствам массовой информации материалы о деятельности министерства, другого органа исполнительной власти

• Организовывает изучение общественного мнения по вопросам, входящим в компетенцию органов местной власти

• Осуществляет подготовку и выпуск рекламно-информационных изданий, способствующих расширению международных и межотраслевых связей, повышению авторитета Украины

• Обеспечивает координацию связей с периодическими изданиями (газетами, журналами), сотрудничество с соответствующими пресс-службами органов исполнительной власти

• Осуществляет координацию связей и непосредственно связь предприятия с общественностью для достижения общей цели предприятия

• Разрабатывает мероприятия и планы развития связей предприятия с общественностью

• Осуществляет информационные программы с целью информирования законодателей, средств массовой информации и широких масс о планах, достижениях и принципах своего предприятия

• Организовывает пресс-конференции, встречи с общественностью руководителей предприятия

• Готовит соответствующие материалы для печати, заявления, информации, сообщения

• Контролирует материалы средств массовой информации с целью проверки правильности отражения информации о предприятии

• Обеспечивает контакты с соответствующими подразделениями министерств, других органов исполнительной власти по обмену информационными материалами

• Предоставляет средствам массовой информации материалы о деятельности предприятия

• Проводит переговоры относительно контактов с представителями газет, журналов, радио, телевидения, спортивных и культурных организаций

• Принимает участие в подготовке и выпуске рекламно-информационных изданий, способствующих расширению международных и межотраслевых связей

• Обеспечивает координацию связей и непосредственно осуществляет связь с периодическими изданиями

• Осуществляет сотрудничество с соответствующими пресс-службами других предприятий

• Принимает участие в планировании социального развития коллектива, решении спорных вопросов и конфликтов, привлекает к их решению соответствующих экспертов

• Принимает решения по планированию и управлению различными фондами, рациональному использованию предоставленных средств

Указанные задачи и обязанности нужно учитывать, разрабатывая должностные инструкции соответствующих работников. Для некоторых специализаций профессий в сфере связей с общественностью квалификационные характеристики на данное время еще не разработаны, но, учитывая сходство всех профессий в сфере связей с общественностью, при разработке должностных инструкций соответствующих работников можно ориентироваться на уже опубликованные и утвержденные.

Конечно, в должностных инструкциях (приложение 1) необходимо учитывать и отражать все их особенности, а именно: вид экономической деятельности предприятия, место его создания, организационно-штатную структуру, общую численность работников, специализирующихся на разнообразных аспектах связей с общественностью, конкретное распределение должностных обязанностей между ними и т. д.

Источник: HRliga.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о