Русский язык основные правила и понятия – 🎓 Русский язык — правила русского языка

Содержание

Методическая разработка по русскому языку на тему: Все правила русского языка

             Это надо знать!!!!!!!!!!!!!

1. Речь бывает устная и письменная.

    Устная речь - когда мы говорим.

    Мы произносим звуки.

    Письменная речь – когда мы пишем.

    Пишем буквы.

    Наша речь состоит из предложений.

2. Предложение – это слово или несколько слов, которые

    выражает законченную мысль.                                                                                                                  

     Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

     В конце предложения обычно ставится точка(.) ,      

     восклицательный(!) или вопросительный знаки(?)                                        

     Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

     От одного члена предложения к другому может быть

     поставлен вопрос.

     Главные члены подлежащее и сказуемое составляют

     грамматическую основу предложения. Грамматическая

     основа может состоять и из одного главного члена –

     подлежащего или сказуемого ( Туман. Темнеет.)

     Подлежащее – главный член предложения, обозначает

     Главное действующее лицо или предмет. Подлежащее

     отвечает на вопрос кто? или что?

   

    Предложения бывают повествовательные, когда в              предложении, о чём - либо сообщается. В конце    повествовательного предложения ставится точка (.)

Вопросительные предложения, в которых содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак (?)

Побудительные предложения, в которых содержится побуждение к действию, приказ или просьба.

Если в предложении выражается какое-либо чувство – радость, горе и т.д. предложение становится восклицательным. В конце восклицательного предложения ставится восклицательный знак (!)

  3. Слова состоят из слогов.

      Слоги - это части слова, на которое оно разделяется          

      при  произношении.

              Сколько в слове гласных

              Столько и слогов.

              Это знает каждый

              Из учеников.

Например: лес ( 1гласный звук – 1 слог), зме-я ( 2 гласных звука – 2 слога), зо-ло-то ( 3 гласных звука – 3 слога).

1.Слово переносится с одной строчки на другую по слогам:

Например: се-реб-ро, се-реб-рис-тый, ма-ма.

2.Слово из одного слога не переносится.                    Например: дым,лить.

3.Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку.

Например: и-ней, я-бло-ко.

4.Буква -й- при переносе не отделяется от гласной буквы.

Например: лей-ка, зай-чик.

5.Мягкий знак при переносе не отделяется от согласной буквы.

Например: паль-то,конь-ки.

6.При переносе слов с двойными согласными одну из согласных оставляют на строке, другую переносят.

Например: клас-сная,сон-ный.

4.Слоги состоят из букв.

     Слог бывает ударный и безударный.

     В каждом слове один гласный звук произносится сильнее

     других. Это ударный гласный звук. Остальные гласные  

     звуки в слове – безударные.

             Мы в слове слог ударный

             Найдём эле-мен-тар-но.

             А когда его найдём,

             Громче всех произнесём.

                                                 Ударный слог,ударный слог,

                                                 Он назван так не даром

                                                 Эй, невидимка молоток,

                                                  Отметь его ударом!

           

     В словах с одним слогом ударение не ставится.

     Например: лес, дом.

     Если в слове есть буква –ё- на неё ударение не ставится,

     она всегда ударная.

     Например: ёжики, пошёл.

                              - Расскажи-ка, буква Ё,

                                Как твоё житьё- бытьё?

                                Буква Ё даёт отчёт:

                              - Ничего житьё течёт.

                                Я – ударная всегда!

                               - Ой-ё-ёй, вот это да!

  1. Алфавит.

   

Аа             Бб              Вв              Гг                Дд            Ее

    (а)             (бэ)            (вэ)            (гэ)               (дэ)         (йэ)

   Ёе             Жж             Зз              Ии               Йй             Кк

   (йо)           (же)           (зэ)             (и)              ( и              (ка)

                                                                          краткое)

  Лл             Мм              Нн            Оо               Пп              Рр

  (эль)         (эм)              (эн)           (о)               (пэ)            (эр)

Сс              Тт                Уу             Фф             Хх               Цц

(эс)             (тэ)              (у)             (эф)           (ха)              (цэ)

Чч            Шш             Щщ             ъ                ы                   ь

(че)          (ша)             (ща)         твёрдый      (ы)           мягкий

                                                       знак                              знак

Ээ            Юю             Яя

(э)             (йу)            (йа)

6. Алфавит состоит из гласных и согласных звуков.

Гласных звуков шесть: [а]  [и]   [о]  [у]   [ы]   [э]

Гласных  букв  десять:    а, и, о, у, ы, э, е, ё. ю,  я.

Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука-

[й э]   [й о]  [й у]   [й а] – в начале слова, после гласных

букв и после ь и ъ знаков.

Например: ёжик [й о ж ы к] маятник [м а й а т н и к]

                    льёт [л й о т]

После согласных букв буквы е,ё,ю,я обозначают мягкость согласного звука.

При произношении согласный звук встречает преграду:

губы, зубы, язык.

Звонкие согласные звуки: [б]  [в]  [г]  [д]  [ж]  [з]  [й]  [л]  [м]  [н]  [р]

Глухие согласные звуки: [к]  [п]  [с]  [т]  [ф]  [х]  [ц]  [ч]  [ш]  [щ]

Согласных букв 21: б, в, г, д, ж. з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ч, ш, щ.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие.

Большинство твёрдых и мягких согласных звуков образуют пару и называются парными.

   [б]  [в]   [г]   [д]   [ж]   [з]

   [п]  [ф]  [к]   [т]   [ш]   [с]

Бывают не парные согласные звуки:

Звонкие: [л]  [м]  [н]  [р]    [й]

Глухие:  [х]  [ц]  [ш]  [щ]

Согласные звуки [ж]  [ч]  [ш]  [щ]  называются шипящими.

  1. Части речи.

Слава называют предмет, признаки предметов, действия предметов.

Слова в нашем языке распределяются на большие группы – части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения, наречия, числительные и т.д.

       8.        Имя существительное.

Существительное – это часть речи, обозначающая предмет и выражающая его значение в формах рода, числа и падежа.

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые.

К одушевлённым относятся существительные, отвечающие на вопрос кто? – в основном это живые существа, люди и животные (кошка, лиса, папа)

К неодушевлённым относятся существительные, отвечающие на вопрос что? – это существительные,

обозначающие конкретные предметы (портфель,книга,  дом и т. д.) явления природы ( буря, дождь), события

( презентация, война), действия или признаки ( чтение,

красота), свойства характера ( скромность, леность),

абстрактные понятия (вражда, злоба)

Имена существительные бывают собственные или нарицательные.

Нарицательные имена существительные являются названием любых однородных предметов.(город,река)

Собственные имена существительные являются названиями отдельных  единичных предметов.(город Москва, кошка Мурка) Имена собственные пишутся с большой буквы.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода:

Мужской род- имена существительные, которые можно заменить словами – он- (сундук) мой- (дом)

Женский род – имена существительные, которые можно заменить словами –она- (река) моя-(книга)

Средний род – имена существительные, которые можно заменить словами – оно-(зерно) – моё-(слово)

Имена существительные бывают исчисляемыми -             ( которые поддаются счёту: дома, яблоки) и не исчисляемыми, не поддающиеся счету(глупость, тишь)

Исчисляемые существительные изменяются по числам. Существительные в единственном числе обозначают один предмет (гном, дом) во множественном числе – два или более предметов

гномы, дома)

9.Глагол.

Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глагол отвечает на вопросы:

Что делать? ( играть) что делал? ( играл)

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? И что сделать? стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола. Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола.

Глаголы изменяются по числам. Если глагол обозначает действие одного предмета, то он отвечает на вопросы: что делал? ( играл) что сделает?                  ( поиграет)

Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он отвечает на вопросы: что делали?

(играли)  что сделают? (поиграют)

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

Что делаю? (играю) ,что делает?(играет).

Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

Что сделает?  (поиграет) что будет делать?            (будет играть)

Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делал? ( играл) что делали? ( играли)

10.Прилагательное.

Имя прилагательное обозначает признак предметов.

И отвечает на вопросы, какой? Чей?

Слова, которые обозначают признак одного предмета, отвечают на вопросы какой? (добрый) какая? ( добрая)

какое? (доброе).

Слова, которые обозначают признак двух или нескольких предметов, отвечают на вопрос какие?        (добрые)

Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано ( зимняя вишня(ж.р.) зимний сад  ( м.р.))

11.  Местоимение.

      Местоимение, в отличие от имени существительного,

      не называет предмет, а только на него указывает; при              

      этом местоимение отвечает на те же вопросы, что и  

      имена существительные. Я, ты, он, она, оно, мы, вы,

      они - личные местоимения.

           Личные местоимения бывают первого, второго и

           третьего лица: 1-е лицо – я, мы

                                     2-е лицо – ты, вы

                                     3-е лицо -  он, она, оно, они

12.Предлог.

        Предлог – это слова, которые служат для связи слов   в предложении: для, до, за, из, без, у, к, в, о, около, об, от, на, над, под, по, с.

Предлоги с другими словами в предложении  пишутся

Раздельно ( Солнце в сердце моём)

Написание предлогов не зависит от их произношения: предлоги всегда пишутся одинаково: без, в, вокруг, до, за, из, к, на, над, о, об, около, от, перед, по, под, с.

В русском языке есть одинаковые по написанию предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, о, об, от, с, со.

Чтобы отличить предлог от приставки. Нужно запомнить, что между предлогом и словом , перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос: ( Птица на ветке Птица (на чём?) на ветке.)

Предлог никогда не стоит перед словами, которые обозначают действия предмета, - глаголами:                      ( что сделал? стёр)

Предлоги « из-за» и «из-под» пишутся через дефис.

13.Омонимы

       Слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению, называются омонимами. ( нота – графический знак, изображающий музыкальный знак, а так же сам звук.

                                  -  текст музыкального произведения,

графически изображённый.

                                   - оттенок речи.

                       Нота – дипломатическое обращение одного

государства к другому.

14.Синонимы.

       Слова одной и той же части речи, обозначающие одно и тоже, но отличающиеся написанием и произношением, а также оттенками значения и употреблением, называются синонимами.( отрава – яд,

земля – почва)

15.Антонимы.

Слова одной и той же речи с противоположным лексическим значением называются антонимами.

( жар – холод, день – ночь)

16.Состав слова.

       Слово состоит из значимых частей, называемых морфемами. Корень, приставка, суффикс, окончание –

это морфемы.

17.Корень.

Корень – это общая часть однокоренных слов.

Корень является главной значимой частью слова, он содержит в себе общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова могут, относится к разным частям речи: ( вода- водица- водичка- водный)

В словах может быть и два корня, если оно образованно из двух слов: ( водопровод, небоскрёб)

18.Приставка.

        Приставка – это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служит для образования новых слов:

( печатать – допечатать, перепечатать, напечатать)

приставка является частью слова и на письме она не может отделяться от корня.

Приставки: в, во, с, со, о, об, обо, от, ото, пере, по, под, подо, до, про, вы, на, над, за – пишутся всегда одинаково,

Независимо от их произношения.

Чтобы определить приставку в слове, нужно найти однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: (подберёзовик – берёза)

Слово может иметь сразу две приставки, когда оно образованно таким образом: ( стыть – остыть – поостыть)

19.Суффикс.

Суффикс – это значимая часть слов, стоящая после корня. Суффикс обычно служит для образования слов, иногда – для изменения формы слова: ( тупенький, туповатый, тупик)

В одном слове часто бывает два суффикса:(лиственница, газированный)

Самые распространённые суффиксы: -к-, -и-, -н-, -ек-,

-ёк-, -ик-, -ок-, -ов-, -ск-, -ющ-, -енн-, -инк-, -ник-, -очк-

-щик-, -чик-, -ист-, -ишк-, -ушк-, -ышк-, -юшк-, -ышк-, -юшк-, еньк-, -оньк-, еват-. –оват-, -тель-.

20.Окончание.

      Окончание – это изменяемая часть слова.

       Окончание является формообразующей частью слова,

       Определяет грамматическое значение слова.

       Окончание может быть нулевым, не выраженным    

       Звуками и буквами.

       Окончание служит для связи слов в словосочетании и

        предложении.

21.Основа.

      Основа – это всё неизменяемая часть слова, за исключением изменяемого окончания. Иначе говоря,

в основу  входят  приставки, корни и суффиксы слова:

( крахмал – крахмала ( основа крахмал))

В основе слова заключается его лексическое значение.

Неизменяемые слова состоят только из основы          (какао, вчера, однако)

22. Орфограмма.

 Написание в словах по орфографическим правилам или по традиции называются орфограммами.

23.Правописание проверяемых безударных гласных

   в корне слова.

Для правильного написания безударной гласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором бы проверяемая гласная находилась под ударением: ( сторона – стороны,

колосок – колос – колосья)

Безударная гласная может находиться не в корне слова, а в приставке или суффиксе, поэтому нужно помнить правильное написание суффиксов и приставок:

по -. пере -, про -,под -, очк -, ечк -, еньк -, оньк –

24. Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова. Словарные слова.

                   Запомни!!!!!!!!

 Россия, русский, язык, город, Москва, ребята, учитель, ученик, человек, мороз, воробей, корова, ворона, собака, пальто, народ, арбуз, берёза, валенки, горох, девочка,

дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш,  

класс, коньки, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель,

молоко, морковь, мороз, одежда, пенал, петух, платок,

посуда, работа, сапоги, сахар, сорока, стакан, тарелка,

тетрадь, хорошо, экран.

      Выучи словарные слова НАИЗУСТЬ!!!!!!!

25. Правописание проверяемых согласных в корне слова.

Для правильного написания согласной в корне слова нужно изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, в котором бы после проверяемой согласной стоял гласный или согласные л, м, н, р.

( поезд – поезда, низкий – низок)

26. Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Для правильного написания непроизносимой согласной в корне слова, нужно подобрать такое слово, в котором проверяемая согласная слышится отчётливо:

( поздно – опоздал, сердце – сердечный)

27. Буквы и, у, а после шипящих.

     После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся и, у, а и никогда не пишутся ы, ю, я.

Жи – ши пиши с буквой –и- ( жирный, жираф, шина, машина) 

Ча –ща  пиши с буквой –а- ( свеча, дача, чаща)

Чу – щу пиши с буквой – у- (щука, чудо)

Исключения: брошюра, жюри, парашют.

28. Разделительный Ь и Ъ 

 Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я 

Только после приставок, оканчивающихся на согласную:

( подъезд, съезд)

Разделительный Ь ставится перед буквами е, ё, я, ю, и внутри слова, но не после приставки: ( воробьи, пьеса)

 

29. В сочетаниях ЧК, чн, нч, чт, щн, пщ, щр, рщ, нт, нн

мягкий знак не пишется: ( речка, мощный, почта)

30. Словосочетание.

      Словосочетание – это два слова, которые связаны между собой по смыслу. Одно слово в словосочетании зависит от другого:( В темноте прячутся злобные карлики – два словосочетания: Карлики ( какие?) злобные. Прячутся (где?) в темноте.

Подлежащее и сказуемое не является словосочетанием.

 

31. Члены предложения.

       Главные члены предложения подлежащее и сказуемое составляет грамматическую основу предложения.

Грамматическая основа может состоять из одного главного члена предложения – подлежащего и сказуемого.

(Туман. Темнеет. Чищу овощи для щей.)

_______________________________      _____________________________              ____________________      

                                                                   _____________________________               ____________________

  32.Подлежащее – главный член предложения, обозначает главное действующее лицо или предмет. Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?

Обычно подлежащее выражается именем существительным или местоимением. Оно связано со сказуемым по смыслу.

При разборе предложения подлежащее подчёркивается одной чертой: (На комод забрался ёжик.)

                                                                                                                                                                                                      ______________________________          ____________________

                                                                                                                                                                                                     ______________________________

33.Сказуемое – главный член предложения называющий действие. Отвечает на вопрос что делает? что сделает?

Обычно сказуемое выражается глаголом. При разборе предложения сказуемое подчёркивается двумя чертами: (Мышка спит)

          __________________________          ________________

                                                                       _________________

     

                                                                     

34.Предложения, состоящие только из главных членов,

называется нераспространённым.

Предложение, которое, кроме главных членов, имеют второстепенные члены предложения, называются распространёнными.

35.Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.

Остальные члены предложения являются второстепенными.

Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее,  сказуемое или другой второстепенный член:

( Собака воет. Облезлая собака воет на луну морозной

                _________________________          __________________                                                                                   ________________________        _______________

                                                                        __________________                                                                                                                                             _______________

зимней ночью.)

                 

Слова в предложении связаны  друг с другом по смыслу. Для того чтобы найти эту связь, нужно ставить вопросы от одного слова к другому: ( Собака (какая?) облезлая; воет      ( на что?) на луну; воет (когда?) ночью; ночью (какой?)

зимней, морозной.

36. Простое и сложное предложение.

Простое предложение имеет одну грамматическую основу.

Сложное предложение состоит из двух или нескольких предложений.( Дети смотрят на фокусника – простое.    

                                                                                                                       ____________________       ___________________________

                                                                                                                                                                       __________________________

Дети смотрят на фокусника, он машет им рукой, а в это

 ________________     _____________________________                                                                                                                              __________     ______________________                                                                                                                                                                              

                                         _____________________________                                                                                                                                                        ______________________

время его ассистент запихивает кролика в цилиндр –

                                                                                 ___________________________________         ________________________________________

                                                                                                                                                                _________________________________________

сложное)

37. Текст – это два или более предложений, связанных по смыслу. То, о чём говорится в тексте, - это тема.

Основная мысль текста – это самое важное , что имел ввиду автор.

38. Текст- повествование отвечает на вопросы                               что случилось? что  произошло? и рассказывает о том что произошло.

39. Текст – описание описывает людей, животных, события, предметы. К такому тексту можно задать вопросы какой? какая? какое?  

40. Текст – рассуждение объясняют причину событий, явлений. К такому тексту можно поставить вопрос почему?

 

nsportal.ru

Грамматика русского языка

На сегодняшний день русский язык является одним из самых распространенных языков по числу говорящих людей. Это национальный язык русского народа, основной язык международного общения в центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего СССР и один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым из славянских языков и самым многочисленным языком Европы по числу носителей языка как родного. Он один из самых распространённых индоевропейских языков.

Так же русский язык является самым сложным языком среди всех языков мира, с самой сложной грамматикой. А словарный запас русского языка неимоверно большой.

Главным средством словоизменения в русском языке являются окончания, а средством словообразования — приставки и суффиксы.


Алфавит

 

Звуки речи

 

Фонетическая транскрипция

 

Гласные звуки

 

Согласные звуки

 

Части слова

 

Части речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Инфинитив

Причастие

Деепричастие

Наречие

Предлог

Союзы

Частицы

Связка

 

Члены предложения

 

Типы предложений

Простое предложение

Сложное предложение

 

Грамматические и синтаксические категории

Спряжение

Наклонение

Вид

Время

Залог

Лицо

Падеж

Склонение

Число

Род

Одушевленность / неодушевленность

 

Лексические и стилистические категории

 

Правописание гласных

Безударные гласные в корне слова

Непроверяемые безударные гласные

Чередование гласных в корне слова (А – О, Е – И)

Гласные О – А в корне глагола

Сложные слова с соединительной гласной

Сложные слова с количественными числительными в их составе

Гласные после Ц

Гласные после шипящих

Гласные Э – Е

Гласные в окончаниях существительных

Гласные в окончаниях прилагательных

Гласные в личных окончаниях глаголов

Гласные в окончаниях наречных предлогов

Гласные в приставках

Гласные И – Ы после приставок

Гласные в суффиксах существительных и прилагательных

Гласные в суффиксах глагольного инфинитива

Гласные в суффиксах причастий

Гласные в суффиксах наречий

 

Правописание согласных

Глухие и звонкие согласные в корне

Непроизносимые согласные в корне

Правописание двойных согласных

Правописание приставок

Правописание суффиксов

Правописание Н и НН

Правописание Й

 

Правописание Ъ и Ь

 

Прописная или строчная буква

 

Правописание НЕ и НИ

 

Правила переноса слов

 

Слитно, через дефис или раздельно

Сложные слова

Числительные

Наречия

Предлоги

Союзы

Частицы

 

Знаки препинания

Точка

Вопросительный знак

Восклицательный знак

Многоточие

Двоеточие

Точка с запятой

Запятая

Тире

Скобки

Кавычки

Абзац

 

Сочетания нескольких знаков препинания

Запятая и тире

Кавычки и другие знаки

Скобки и другие знаки

Многоточие и другие знаки

Вопросительный и восклицательный знаки

 

Знаки препинания внутри простых предложений

Знаки между подлежащим и сказуемым

Обособление сказуемых

Обособление определений

Обособление приложений

Обособление дополнений

Обособление обстоятельств

Обособление сравнительных членов

Обособление пояснительных членов

Обособление обращений

Обособление вставных и вводных конструкций

Запятая между однородными членами предложений

Двоеточие или тире при однородных членах предложения

Знаки препинания перед союзом КАК

 

Знаки препинания в неполных предложениях

 

Знаки препинания в сложных предложениях

Сложносочиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Бессоюзное предложение

Сложное предложение с разными видами связи

 

Прямая речь и цитаты

Знаки препинания при прямой речи

Знаки препинания при цитировании

 

Грамматические ошибки

Существительное

Прилагательное

Числительное

Местоимение

Глагол

Причастие

Деепричастие

 

Стилистические ошибки

 

Стилистико-синтаксические ошибки

Нарушение связи между членами простого предложения

Нарушение связи между членами сложного предложения

 

Для улучшения русского или подготовки к экзаменам, мы рекомендуем занятия с репетиторами онлайн у себя дома! Все выгоды очевидны! Пробный урок бесплатно!

 

Желаем Вам успехов!

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте!

Разговорный русский— Real Language Club

 

 


Смотрите также:

  • Русские тексты с аудио
  • Диалоги на русском языке
  • Видео на русском с субтитрами
  • Упражнения по правильному произношению
  • Русские скороговорки в аудио формате
  • Общие фразы на русском
  • Русские сленговые выражения
  • Анекдоты на русском с переводом на английский

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

  • ОГЭ по русскому языку
  • ЕГЭ по русскому языку
  • Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)

Мы рекомендуем:

  • Лучшие репетиторы по русскому

Предлагаем пройти тесты онлайн:

  • Тест на уровень владения русским
  • Тест по лексике русского
  • Тесты по грамматике русского
  • Какой язык учить?

Рекомендуемые статьи и видео:

  • Как успешно пройти собеседование на русском
  • ТВ – средство изучения иностранного языка
  • Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
  • Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
  • 5 правил успешного изучения языка
  • Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
  • Как улучшить беглость речи
  • Видео: "Как улучшить произношение и понимание"

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

«Правила русского языка» - Яндекс.Знатоки

Слова, у которых имеется чередование гласных в корне:

Определить, какую гласную нужно написать, можно несколькими способами (при этом существует ряд слов-исключений).

1) Суффикс, который стоит после корня.

Примеры таких корней: -бер- / -бир-, -мер-/-мир-, -жег-/-жиг- и др.

Если после корня идёт суффикс -а- то пишем гласную -и-, иначе пишем -е-.

Исключения: сочетать.

2) Согласная буква, которая стоит непосредственно после чередующейся гласной.

Это корни: -лаг- / -лож-, -раст-/-рощ-/-ращ-, -скак-/-скоч-.

Исключения: Росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковый, скачок, скачу, скачи (и все производные слова).

3) Ударение в слове.

Корни: -гор- / -гар-, -зор- / -зар-, -клон- / -клан-, -твор- / -твар-, -плов- / -плав-,.

Здесь для каждого корня есть свое специфическое правило. Например, -гор- / -гар-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: утварь, пловец, зоревать и некоторые другие.

4) Лексическое значение слова.

Сюда относятся корни: -мак-/-мок-/-моч-, -равн-/-ровн-.

-Мак-: погружать в жидкость.

-Мок- / -Моч-: становиться влажным, мокнуть.

-Равн-: выравнивание, что-либо равное друг с другом.

-Ровн-: ровный, гладкий, без отклонений.

Примеры слов с корнями с чередованием

1) Гар - Гор:

Разгар, загар, угар. Разгореться, загореть, погорелец.

2) Зар - Зор:

Зори, зоревать, зорянка (последние 2 слова относятся к исключениям). Зарница, заря.

3) Лаг - Лож:

Полагать, излагать. Изложение, положить, положиться.

4) Кас - Кос:

Касаться, прикасаться. Прикосновение, прикоснуться, коснись.

5) Мак - Мок:

Макать, обмакнуть. Промокнуть, мочить, замочить.

Примеры слов с чередованием согласных в корне

г//ж//з друг -дружба — друзья; подруга — дружный;

д//ж//жд выход, ходок — выхожу — выхождение; водить — вожу — вождение; родить — роженица — рождение; насладиться — наслаждение; бродить — брожение; еда — сладкоежка;

Более подробно про чередование согласных в корне слова можно посмотреть: http://russkiiyazyk.ru/fonetika/primeryi-cheredovaniem-glasnyih-soglasnyih.html#i-3.

yandex.ru

разделы, основные понятия и правила

Что изучает морфология

Что изучает морфологияПонятие «морфология» происходит из греческого языка. В составе этого слова содержится два греческих корня: morphe, что значит «форма» + logos, которое переводится как «разум, понятие, мысль, речь и слово». Это наука, связанная с изучением грамматических признаков слова.

Что такое морфология в русском языке? Определение предмета морфологии — это раздел языкознания, исследующий слова как части речи, а также правила русского языка.

...

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Что такое морфология и что она изучает в русском языке

Основные понятия морфологии

В сегодняшнем русском языке выделяют основы частей речи:

  • самостоятельные
  • служебные

Это интересно: «глас вопиющего в пустыне» — значение фразеологизма.

Самостоятельные части речи в русском языке представляют собой разделы морфологии, понятия и правила:

Имя существительное: определение — это основа самостоятельных, обозначающая предмет, отвечающая на вопросы кто? что?, а также вопросы, относящиеся к косвенным падежам, часть речи.

  1. Разряд: собственные (пишущиеся с большой буквы), нарицательные (с маленькой буквы).
  2. Одушевлённые (предмет видит), неодушевлённые (не видит).
  3. Род: мужской (он), женский (она), средний (оно), общий (оконч. -а, -я; соня, плакса, ябеда).
  4. Склонение (1 скл., 2 скл., 3 скл.).
  5. Число (единственное, множественное).
  6. Падеж (И. п., Р. п., Д. п., В. п., Т. п., П. п.).

Имя прилагательное — это самостоятельная часть речи, обозначающая признаки каких-либо предметов, также она отвечает на вопросы какой? каков? чей? (сочный арбуз, зимний день, бабушкин пирог).

  1. Начальная форма — м. р., И. п., ед. ч.
  2. Разряды по значению: качественный, относительные, притяжательные.
  3. Форма: полная и краткая.
  4. Степени сравнения: сравнительные и превосходные.
  5. Род (мужской, женский, средний).
  6. Число (ед. и мн.).
  7. Падеж.

Имя числительное — это знаменательная, а также входит в состав самостоятельных частей речи, существующая для выражения количества предметов, числа или порядка предметов при счёте и отвечающая на такие вопросы, как сколько? который?: двадцать страниц; седьмой ряд.

Н. ф. — И. п.

  1. Морфология в русском языкеМорфология в русском языкеПо разряду (лексико-граммат.): количественные, порядковые, собирательные, обозначающие дробные числа.
  2. По составу делятся на: простые, сложные, составные.
  3. Падеж — у всех имён числит.
  4. Число.
  5. Склонение.

Местоимение — это самостоятельная, указывающая на предметы, признаки и количество, часть речи, но при этом их не называет. Местоимения могут употребляться вместо имён существительных — отвечают на вопросы существительных, прилагательных — отвечают на вопросы прилагательных, числительных — отвечают на вопросы числительных.

  1. Разряд: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное.

Глагол — это самостоятельная часть речи, которая выражает действие предмета или его состояние и отвечает на вопросы что делать? сделать?(читать, слушать, рисовать, молчать, засмеяться, подпрыгнуть).

Н. ф. — неопред. форма (что делать? сделать?).

Постоянные признаки:

  1. Вид: совершенный (что сделать?), несовершенный (что делать?).
  2. Возвратность/невозвратность.
  3. Переходность/непереходность.
  4. Спряжение (I спр., II спр.).

Непостоянные признаки:

  1. Морфологический раздел предложенияМорфологический раздел предложенияНаклонение: изъявительное (иду, читаю), условное (читала бы), повелительное (Читайте!).
  2. Время: настоящее, прошедшее, будущее.
  3. Лицо (у глаголов наст. и буд. времени; в прош. времени и условн. наклонении лица нет).
  4. Род (только в прош. времени; в и изъяснит. и в условн. наклонениях определяется по окончаниям).
  5. Число (у всех, кроме инфинитива).

Наречие — это самостоятельная часть речи, которая не изменяется, обозначающая признак действия, предмета или другого признака и отвечающая на вопросы где? куда? откуда? зачем? почему? в какой степени? с какой целью? часть речи. В предложении наречие может примыкать к глаголу (идти быстро), к имени существительному (прогулки пешком) и прилагательному (очень ответственный), другому наречию (весьма неоднозначно).

  1. Разряды по значению: образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.
  2. Степени сравнения: сравнительная (простая и составная формы), составная форма превосходной степени.
  3. Знаменательные и местоименные.

Интересно знать: Что такое онлотогия?

В русском языке присутствуют служебные части, которые представляют собой:

предлог — это часть речи, относящаяся к служебным и указывающая на зависимость самостоятельных частей речи в словосочетании и предложении и на некоторые отношения между ними (временные, пространственные, цели, причины и др.).

Непроизводные (простые) и производные (отглагольные, отымённые, отнаречные).

Пример: ходить по асфальту, разглядеть за деревом, действовать согласно плану.

союз — это часть речи, относящаяся к служебным, которая объединяет однородные второстепенные члены в составе простого предложения, некоторые части сложного предложения и одновременно является средством выражения каких-либо взаимоотношений между ними по смыслу.

  1. По происхождению: производные/непроизводные.
  2. По составу: простые, составные.
  3. По расположению: одиночные, повторяющиеся.
  4. По значению: сочинительные, подчинительные.

Пример: за дождём не видно ни моря, ни бури.

  • Морфология как наука в русском языкеМорфология как наука в русском языкечастица — это часть речи, относящаяся к служебным и которая предназначается для того, чтобы внести в предложения разнообразные оттенки значения или для формулировки смысловых оттенков слов и выражают чувство и взаимоотношение говорящего к высказываемой мысли, а также для создания форм слов.
  1. Разряды по значению: отрицательные, утвердительные, вопросительные, указательные, усилительные, выделительно-ограничительные, сравнительные, восклицательные, выражающие сомнение, уточняющие.

Пример: чтобы вам нынче у себя вечер устроить с хорошим ужином!; что за прелесть эти сказки!

Примечательно, что частицы не изменяемые части речи, не имеющие самостоятельного значения, в том числе лексического и не являющиеся самостоятельными членами предложения, но они могут содержаться в составе членов предложения.

Пример: как приятно быть в лесу и собирать ягоды!

А также частью речи считается междометие — часть речи, которая не изменяется и выражает различные чувства и волеизъявления, но не называет их.

  1. Производные/непроизводные.

Пример: Ой! Ого! Эй! Батюшки!

Междометия не относятся ни к каким частям речи: ни к самостоятельным, ни к служебным. Они не являются членом предложения (за исключением случаев, когда они являются другими частями речи: по лесу разносилось звонкое «ау»).

Это интересно: что такое морфологический разбор слова, как он делается по правилам русского языка.

Морфологические нормы

Определение морфологической нормы звучит так: морфологическая норма устанавливает правильное употребление слов, образование грамматических форм разнообразных частей речи.

Морфология в русском языке связана со следующими разделами наук:

  • Фонетика — раздел науки о языке и речи, который выражает звуки языка, ударение, интонацию, слог, слогораздел.

Звук — это наименьшая единица речи. Все звуки разделяются на гласные и согласные

В русском языке 42 основных звука, 6 гласных звуков и 36 согласных.

Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Большая часть согласных образует пары по указанным признакам.

  • Лексика — изучает комплекс абсолютно всех слов русского языка, то есть словарную структуру языка.

Раздел науки о языке

Раздел науки о языкеЛексикология — это раздел языкознания, изучающий лексический состав и значение языка, особенности употребления, с точки зрения способов обозначения предметов и явлений действительности, происхождения, активного и пассивного его запаса, сферы употребления.

Лексическое значение слова — это обозначение в слове того или иного явления действительности (предметы, события, действие, признаки и тому подобное). Отталкиваясь от числа значений, имеющих место быть в слове, выделяют такое понятие, как однозначные и многозначные слова.

  • Словообразование — раздел науки о языке, изучающий морфемный состав и структуру слов, а также методы их образования. Морфемы помогают словам.

Морфема — минимально значимая часть слова. По значению и функции в слове выделяют корневую морфему и аффиксальные (приставка, суффикс, постфикс, соединительная морфема, окончание).

  • Орфография — это основа раздела науки о языке, система общепринятых в языке правил написания слов и их значимых частей.

Орфограмма — написание, которое отвечает установленному правилу.

  • Синтаксис — это раздел науки о языке, исследующий словосочетание и предложение: их строение, значение, роль в речи.
  • Словосочетание — единица синтаксиса, состоящая из двух или более самостоятельных слов, объединённых подчинительной связью: солнечный день, строить дом, идти лесом.
  • Пунктуация — это:
  1. основа раздела науки о языке, изучающая знаки препинания и правильное употребление их на письме,
  2. система знаков препинания.

obrazovanie.guru

Как учить правила русского языка

Руководство для школьников

По-настоящему грамотный человек знает правила языка и умеет их применять, а не просто полагается на интуицию. Этот навык приходит через сосредоточенное изучение грамматики. Адукар делится подробным руководством, как запоминать и применять правила русского языка.

Как выучить правило и научиться его применять

Внимательно прочитай

Дело не продвинется, если учиться под музыку или с включенным телевизором. Устройся в удобном месте и сконцентрируйся на учебнике. Вдумчиво прочитай правило, обращая внимание на выделенные слова, примеры и схемы. Если суть написанного уложилась в голове не сразу, прочитай текст ещё раз.

Осмысли

Не зубри, а постарайся вникнуть в суть правила. Каждый из пунктов проговори про себя. Непонятные слова и формулировки можно найти в словаре. Также стоит пересказать правило своими словами. Внимательно рассмотри примеры. Они показывают на практике действие правила.

О написании сложных существительных, прилагательных, а также наречий рассказывает преподаватель русского языка образовательного центра Адукар Виктория Романова. Больше видео по школьным предметам ты найдёшь на нашем YouTube-канале

Запомни

Осмысляя правило, ты запускаешь процесс запоминания. Осталось только удержать информацию в голове. В этом поможет пересказ вслух. Запоминание даётся тяжело — тренируй память. Научись воспроизводить тему дома, и ты легко её повторишь у доски или про себя, когда столкнёшься в тексте с орфограммой или проблемой постановки знака препинания.

Закрепи на практике

Довести до автоматизма умение писать грамотно можно только на практике. После вдумчиво выполненных упражнений тебе уже не придётся каждый раз проговаривать правило. Чтобы оно не выветрилось, периодически возвращайся к теории и заданиям на эту тему.

Что ещё поможет лучше понимать и запоминать правила

Мнемоника

Места в правилах, где нужно запомнить много слов-исключений, быстрее откладываются в памяти с помощью мнемонических фраз (способ запоминания информации при помощи ассоциаций). Одна из таких: «ЗалИзав рану, залЕз на дерево». Эта строчка помогает разграничить слова, которые в устной речи совпадают по звучанию. Готовые ассоциации ты найдёшь в книге Е. А. Лисовской «Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии».

Схемы и таблицы

Чтобы собрать большое правило в одну картину, воспользуйся схемами или таблицами. Также ищи инфографику в паблике Адукара по русскому языку.

А ещё хорошо изучать язык по видео. Ролики по всем правилам, которые пригодятся на ЦТ, ты найдёшь в нашем сервисе онлайн-подготовки по русскому языку.

Понимание структуры слова

Чтобы применять правила верно, необходимо видеть структуру слова. Важно понимать в корне или суффиксе находится орфограмма. Самый простой способ разобрать лексему на морфемы — подобрать однокоренные слова.

Определение части речи

Написание часто зависит от части речи, к которой относится слово. Учись чётко различать наречие от имени существительного с предлогом или инфинитив от глагола в форме повелительного наклонения.

Курсы ЦТ-2020!Готовим на результат! Балл за ЦТ выше среднего по стране на 30 пунктов!Записывайся!

Синтаксические навыки

Чтобы правильно ставить знаки препинания, учись понимать состав предложения и выделять его части. Корректно построенная схема бессоюзного предложения, спасёт тебя от пунктуационной ошибки.

Если школьник способен разобрать предложение по членам полностью, то это ему поможет при постановке знаков препинания. Схема будет кстати для предложений с разными видами связи. Также нужно обратить внимание на наличие оборотов (причастного, деепричастного), междометий, обращений.

Светлана Пашукевич, преподаватель русского языка образовательного центра Адукар

Чтение книг

Начитанность напрямую влияет на грамотность. Чем больше раз ты увидел слово, тем с большей вероятностью ты напишешь его правильно. Даже запятые будут становиться на свои места интуитивно, если ты не раз видел в тексте похожие конструкции.

Следуя каждый раз этим советам, запоминать правила тебе будет всё легче. Усилия того стоят. Взамен ты получаешь высокий балл на ЦТ, сэкономленное время на исправление ошибок в важных текстах, уважение окружающих и чувство собственного достоинства.

***

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]

adukar.by

Памятка по русскому языку "Основные понятия и правила в 1-2 классе"

Памятка по русскому языку:

Тема 1: Речь.

Речь нужна для того, чтобы люди общались друг с другом, могли передавать свои мысли, чувства, опыт и т. д.

Речь бывает:

а) устная (звучащая) – это речь, которую мы произносим, слышим. (уста-рот)

б) письменная – это речь написанная, та которую мы пишем, видим.(Раньше писали на земле, камнях, бересте. Писало - палочка, которой писали. Вместо букв были рисунки).

Тема 2: Предложение.

Предложение – это несколько связанных слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение о ком-либо или о чём-либо сообщает или содержит вопрос, просьбу, побуждение к действию. Предложение начинается с заглавной буквы, а заканчивается каким-либо знаком – точкой (.), вопросительным знаком (?), восклицательным знаком (!), многоточием (…) и т.д.

Существует 3 вида предложений:

А) повествовательное ( повест.)– когда в предложении спокойно сообщается о чём- либо, в конце ставится точка.

Пример: Лиса живёт в норе.

Б) вопросительное (вопрос.)– когда в предложении содержится вопрос, в конце ставится вопросительный знак.

Пример: Кто такая лиса? Где живёт лиса?

В) восклицательное (воскл.) - когда предложение произносится с сильным чувством, в конце ставится восклицательный знак.

Пример: Какой красивый хвост у лисы!

Главные члены предложения:

Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, отвечает на вопросы- Что? Кто? Подчеркивается одной чертой.

Пример: Лиса живёт в норе. (кто? – лиса)

Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает? что сделает? и др. Подчеркивается двумя чертами.

Пример: Лиса живёт в норе. (кто? – лиса, что она делает? – живёт) .

Тема 3: Текст.

Текст- это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

Существует 3 вида текста:

А) Сообщение (что произошло?)

Пример: Мама купила мне на день рождения Барби. Папа подарил велосипед. На празднике у меня было много гостей. Было весело!

Б) Описание (Какой? Какая?)

Пример: Белочка – маленький дикий зверёк. У неё пушистый большой хвост. Она рыжего цвета. Любит орешки и семена.

В) Рассуждение (Почему?)

Пример: Я всегда думал, почему рыбы такие разноцветные. Наверно, для того, чтобы прятаться от врагов. А может и по другим причинам.

Части текста:

  1. Начало

  2. Основная часть

  3. Конец

Каждая часть начинается с красной строки (т.е с отступа).

Пример: Неожиданность.

Однажды мы с папой гуляли по парку.

Вдруг на дорогу выпрыгнул рыжий зверёк. Это белка. У неё пушистый большой хвост. Она рыжего цвета. Любит орешки и семена. Я кинул ей семечек. Она собрала их в ротик и прыгнула на дерево.

Так белка делает свои запасы на зиму.

(Текст- описание, в нём три части).

Тема 4: Буквы и звуки.

На письме звуки обозначаются буквами. Звуки мы произносим и слышим, а буквы пишем и видим, называем. Звуки обозначаются в квадратных скобках [].

В русском языке – 33 буквы, они составляют алфавит.

10 букв, обозначают гласные звуки (гл.)–А О Е Ё И Э Ю Я Ы У Ю

21 буква, обозначают согласные звуки (согл.)-Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Ь, Ъ знаки звуков не обозначают.

Звуки делятся на гласные (гл. – те, которые поются), и согласные (согл.- те, которые не поются):

Гласных звуков всего 6 - [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э],

а буквы Я Ё Е Ю могут обозначать один звук (мел, люк) или два, если стоят в начале слова (яма, енот), после ь,ъ знака (семья, подъезд), после гласного (маяк, фамилия)

Гласные звуки бывают ударными или безударными. Ударение – это сильная позиция гласного звука. Ударной может быть только 1 гласная в слове.

Слог- это часть слова, удобная для произношения. В слове столько слогов сколько гласных звуков. Пример: учебник - у-чеб-ник (3 слога), тень (1 слог) и т.д.

А согласных звуков очень много они делятся:

А) на глухие (глух) (которые образуются с помощью только шума – [п] [ш] и др.) и звонкие (зв)(которые образуются с помощью шума и голоса – [р] [д] и др)

Б) Твёрдые (тв) [М] и мягкие (мягк),]. Мягким согласный звук становится тогда, когда стоит перед гласными И, Е, Ё, Ю, Я, и Ь знаком.

Звуки [ш] [ж] [ц] – всегда твердые

Звуки [ч] [щ] [й] – всегда мягкие

В)Парные (парн) и непарные (непарн) (т.е либо имеют похожую пару по звучанию либо нет [т] -[д]).

Звуки [ш] [ж] [щ] [ч] – называются шипящими

Табл. №1

о

у

ы

э

н

м

л

р

й

б

в

г

д

ж

з

Ъ

я

ё

ю

и

е

п

ф

к

т

ш

с

х

ц

ч

щ

Ь

Фонетический разбор:

  1. Правильно запиши слово, поставь ударение;

  2. В квадратных скобках запиши слово так, как его слышишь;

  3. Запиши количество букв, звуков, слогов;

  4. В столбик запиши вначале буквы, рядом звуки;

  5. Запиши характеристику звуков (см. Табл.1)

Пример: мешок – [м,ишок]- 5 букв, 5 звуков, 2 слога

М [М,] согл., зв., мягк., непарн.

Е [И] гл., безуд..

Ш [Ш] согл., глух., тв., парн.

О [О] гл.,уд..

К [К] согл., глух., тв., парн.

Тема 5: Орфограммы (правила).

ЖИ-ШИ пишу с И

ЧА-ЩА пишу с А

ЧУ-ЩУ пишу с У.

С заглавной буквы пишутся:

  • Первое слово в предложении - Река покрылась льдом.

  • Имена, отчество, фамилии – доктор Иван Михайлович Зорин

  • Клички животных - кот Барсик, собака Шарик

  • Названия городов, сёл, рек, стран, озёр, стран, улиц, морей и т.д – город – Санкт-Петербург, посёлок Понтонный, улица Волховстроевская, река Нева и т.д.

В сочетаниях ЧК, ЧН мягкий знак не пишется.( Речка-речной).

Если в слове буква вызвала сомнение,

Нужно её сразу же ставить под ударение. (го/ры -гора/)

А если нельзя поставить гласный под ударение, значит нужно посмотреть, как пишется это слово в Орфографическом словаре (лопата, ворона)

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными е, ё, и , ю, я, если в этих словах слышится звук [Й,]. Пример: воробьи, осенью, жильё, крылья.

Два мягких знака подряд в слове не может быть: листья, есть, жизнь и др.

infourok.ru

Основные разделы и принципы русской орфографии. Видеоурок. Русский язык

На этом уроке вы подробно изучите разделы, которые охватывает орфография, узнаете принципы, на которых она базируется, рассмотрите каждый принцип в отдельности.

Орфография – это совокупность правил, которые регулируют единообразное написание слов.

Орфографическая сфера охватывает пять разделов:

  • передача буквами на письме звукового состава слова;
  • употребление на письме заглавных и строчных букв;
  • слитные, раздельные или полуслитные (дефисные) написания слов;
  • перенос части слова с одной строки на другую;
  • графические сокращения слов на письме.

Графические сокращения слов на письме – это тоже орфографическая сфера. Существуют определённые принципы сокращения слов на письме, которыми мы интуитивно пользуемся:

  1. нельзя сокращать слово, которое заканчивается на ъ, ь и неслоговую букву й;
  2. надо сокращать слово так, чтобы оно заканчивалось на букву, обозначающую согласный звук, а не гласный.

Существует несколько видов графических сокращений:

г. Томск (город Томск) (рис. 1)

Въезд в г. Томск

Рис. 1. Въезд в г. Томск (Источник) 

  • точечно-линейные:

ж.-д. станция (железнодорожная станция) (рис. 2)

Ж.-д. станция

Рис. 2. Ж.-д. станция (Источник) 

лит-ра (литература)

физ-ра (физкультура) (рис. 3)

Дети на физкультуре

Рис. 3. Дети на физкультуре (Источник) 

Умение правильно сокращать на письме слова – это навык, который очень полезен для вашей будущей взрослой жизни. Он понадобится при конспектировании текстов, лекций и т. д. И именно орфография этим ведает. Если вы откроете справочник по русской орфографии и пунктуации, то этому разделу будет посвящено достаточно много места, где будут приведены все нужные вам графические сокращения.

Ещё одним разделом, которым занимается орфография, является перенос части слова с одной строки на другую.

Что бы вы ни думали по поводу того, что теперь этот раздел орфографии не носит строгого характера, всё равно, какие-то основные правила, которыми должны пользоваться все пишущие по-русски, существуют. Хотя их теперь не очень много.

Существует шесть основных правил переноса слов, которые необходимо учитывать. Но представление о том, что это необязательный орфографический момент, – неправильно. Потому что если вы перенесли какое-нибудь слово, например, машина вот таким образом:

маш-

ина,

это будет говорить о том, что вы не понимаете, что перенос слов базируется на принципе учёта слоговой структуры слова и учёта состава слова. Это будет первым сигналом того, что вы недостаточно владеете орфографическими нормами и правилами.

Посмотрите на звуковую цепочку:

(по)новому

Вы не можете знать, что это за слово и к какой части речи оно принадлежит.

по новому – предлог и имя прилагательное

по-новому – наречие

Этим тоже ведает орфография. Существует большое количество правил, с которыми вы знакомились и в правописании сложных существительных, и прилагательных. Вы над этим работали ранее.

Этим разделом тоже ведает орфография.

Например, звуковой облик слова орёл (рис. 4) вам не скажет, что за слово перед вами (нарицательное это или собственное существительное). И только написание с большой или маленькой буквы поможет вам решить эту проблему:

орёл (имя нарицательное)

Орёл (название города)

Орёл

Рис. 4. Орёл (Источник) 

Самым основным, самым главным разделом орфографии является передача буквами на письме звукового состава слова. Подавляющее большинство правил, которые вы учите в школе, сосредоточено именно в этом разделе.

Когда говорят о принципах русской орфографии (их три), имеются в виду принципы этого раздела.

Ведущий принцип русской орфографии – морфологический (морфематический).

Суть принципа: необходимо единообразно передавать на письме одну и ту же морфему. Например, единообразно передавать один и тот же корень во всех однокоренных словах, одну и ту же приставку, один и тот же суффикс.

Этот принцип распространяется не только, предположим, на корни однокоренных слов, приставки, суффиксы, но и на любую значимую часть слова, в том числе и на окончание.

Рассмотрите пример:

В коридоре (рис. 5)

Коридор

Рис. 5. Коридор (Источник) 

Мы пишем в словоформе предложно-падежное окончание е, хотя звучит в безударном положении и-образный звук. Вы можете сказать, что в окончании этой словоформы пишется буква е, потому что это существительное мужского рода, второго субстантивного склонения. Но почему вы должны в предложном падеже слов мужского рода второго субстантивного склонения писать окончание ? Вспомним, что одна и та же морфема передаётся на письме единообразно. Значит, нужно понять, что служебную морфему под названием «окончание» можно проверить на любом другом слове этой же характеристики (м.р., ед.ч., Пр. п.).

Например, на столе (под ударением звучит е) (рис. 6).

Ваза на столе

Рис. 6. Ваза на столе (Источник) 

Поэтому в предложном падеже второго склонения нужно писать .

Это замечательный принцип русской орфографии, который организует всё наше письмо.

Возьмём ряд каких-нибудь слов с одной и той же приставкой, которые не изменяются в русском языке (за небольшим исключением), и посмотрим, как себя ведёт эта приставка на звуковом уровне:

отцвести

оттенить

отцепить

отдать

отпор

Совершенно очевидно, что в речи происходят какие-то изменения на звуковом уровне, которые наша орфография не отражает, потому что она базируется на этом основном принципе – одинаково передавать на письме одну и ту же значимую часть слова.

Это не единственный принцип орфографии. Существуют ещё два принципа, с которыми мы с вами сталкиваемся при передаче звукового облика слова при помощи букв.

Второй принцип носит название фонетического.

Суть принципа: пишу так, как произношу и слышу.

Казалось бы, что вот этот принцип очень простой и лёгкий. Но количество правил, которые подчиняются этому принципу, в русском языке невелико. Вам хорошо известно орфографическое правило правописания приставок, оканчивающихся на з-, с-. Этим приставкам в соответствии с орфографическим принципом разрешено передавать реально звучащий согласный в исходе этих приставок. Но на самом деле, здесь фонетического не так и много. Перед гласными звучит у вас з и писать разрешается з:

обидеть – разобидеть

Но перед корнем, который начинается со звонкого согласного, звучит у вас з, и надо писать в конце этих приставок з.

Посмотрите на прилагательное:

безвкусный

В этом слове корень начинается с глухого согласного, при произношении происходит оглушение з в с.

Можно сделать вывод, что это правило не совсем фонетическое.

Посмотрите на глагол:

расшить – при произношении нет ни глухого с, ни звонкого з, а звучит долгий согласный ш.

То есть это, казалось бы, фонетическое правило нужно немного скорректировать и сформулировать так:

Приставки, оканчивающиеся на з-, будут писаться через букву з, если корень начинается с буквы, обозначающей гласный звук или звонкий согласный.

Будет писаться буква с в конце этих приставок, если корень начинается с буквы, обозначающей глухой согласный.

Есть ещё фонетические написания и ещё одно знакомое правило:

Если корень начинается с гласного звука и и присоединяется приставка, оканчивающаяся на согласный, то в соответствии с произношением разрешено на письме отражать это изменение звука и в звук ы:

играть – подыграть

Это фонетический принцип, фонетическое правило. Но если подумать, после твёрдого согласного, при всём желании, невозможно произнести только и, только гласный ы:

был – бил

мыл – мил

пыл – пил

Это правило обладает двумя исключениями:

1. нельзя на письме отражать живое произношение ы-образного звука, если это две русские приставки меж- и сверх-:

межинститутский вечер

сверхинтересная игра

В этих словах мы слышим звук ы, но пишем в начале корней этих слов букву и. Потому что если бы мы разрешили написание после приставки меж-, то было бы нарушено одно из базовых правил русской орфографии (жи-ши пиши с буквой и). То же самое касается русской приставки сверх-: в русском языке нет ни одного слова с последовательностью букв хы (только хи), поэтому мы пишем и в корне слова после этой приставки.

2. после иноязычных приставок нельзя менять вслед за произношением буквы и на ы. Это правило не совсем хорошо для русскоговорящих тем, что носитель языка должен знать перечень этих иноязычных приставок. Но в основном школьном правиле они все у вас перечислены (контр-, дез-, аб-, ад- и др.)

Есть ещё один принцип, в соответствии с которым пишутся слова. Его называют по-разному: традиционный, исторический, традиционно-исторический.

Суть принципа: пишу слово так, как его писали раньше.

Таких слов традиционного написания (словарных слов) в составе исконно русской лексики очень немного. С орфографической подачей этих слов вы знакомитесь в начальной школе:

огурец, морковь, собака

Эти все словарные слова вы выучиваете в начальной школе. Запомнить, что в слове собака нужно в первом слоге писать букву о, хотя звучит а, не так сложно.

Даже если бежать за изменяющимся произношением слов, это не значит, что нужно менять сразу орфографическую подачу слова. Или, например, так случилось, что в слове собака гласный о мы никак не можем проверить при помощи сильной позиции, не можем найти в однокоренных словах или в формах этого слова, чтобы на него падало ударение. Но это тоже не значит, что эта орфографическая подача слова должна быть изменена. Мы просто запомним, как пишется это слово. Орфография любого языка обязана быть консервативной, она должно фиксировать и сдерживать те безусловные языковые изменения, которые происходят. С этими словарными нормами (нашими родными по происхождению словами) произошли изменения. Раньше у этих слов были однокоренные слова, где написание гласной о или а проверялось (на эти гласные падало ударение). С развитием языка эти «родственники» потерялись, но это не значит, что нужно менять написание слов.

В русском языке есть большое количество заимствованных слов, которые пишутся в соответствии с традиционно-историческим принципом. Это интернационализмы – слова, которые созданы по моделям греческих и латинских слов и которые вошли почти во все западноевропейские языки. Они будут писаться в этих языках одинаково. Например:

пассионарность – passionarity

Как вы видите, в русском языке в этом слове мы пишем удвоенную с, а значит, эта удвоенная с будет писаться в английском, и во французском, и в немецком языках. Их орфографическая подача одинаковая. Эти традиционно-исторические слова, в которых мы, опираясь на свой язык, проверить написание гласных, согласных, удвоенных согласных никак не можем, должны запоминать или выяснять их написание в словарном порядке. Таких слов на сегодняшний день очень много. Все языки развиваются, друг с другом соседствуют, взаимодействуют. И вот эти интернационализмы присутствуют в каждом языке. Это представляет некую сложность для ученика, для пишущего. Поэтому количество словарных диктантов старшей школы велико.

Знание какого-то другого западного языка может иногда и помочь, потому что мы часто имеем дело с интернационализмами.

Вернёмся к морфологическому принципу. Существует ещё две вещи, о которых зачастую никто не задумывается. Например, с приставкой от- в произношении происходят всевозможные изменения. Все знают, что гласный можно проверить, поставив его в сильную позицию (под ударение). А для согласного сильной позицией будет позиция перед гласным. Именно поэтому наша орфография с её ведущим морфологическим принципом очень хорошо и понятно организована. Мы всегда, даже не отдавая себе отчёта, делаем быструю проверку и понимаем, что в каком-то слове, например, корень -вод-, а в другом – приставка от- или под-, потому что эти проверки мы производим не задумываясь.

Сергей Иванович Ожегов (рис. 7), автор Орфографического словаря русского языка и Толкового словаря русского языка, писал:

«Высокая степень организованности орфографии есть показатель высокой культуры нации».

Наша с вами орфография отвечает этому требованию.

С.И. Ожегов

Рис. 7. С.И. Ожегов (Источник) 

А другой известный лингвист, Лев Владимирович Щерба (рис. 8), писал:

«Читать безграмотное письмо – то же самое, что ехать в таратайке по мёрзлой дороге».

Л.В. Щерба

Рис. 8. Л.В. Щерба (Источник) 

Орфография русского языка организована очень хорошо. Все исключения из правил только подчёркивают хорошую организованность орфографической системы русского языка.

 

Список литературы

  1. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 11 класс. – М.: Русское слово, 2014.
  2. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, З.И.Курцева, О.В.Чиндилова. Русский язык. 11 класс. – М: Баласс, 2012.
  3. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Учебник. – М.: Русское слово, 2014.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Pandia.ru (Источник).
  2. Textologia.ru (Источник).
  3. Pyat-pyat.ru (Источник).

 

Домашнее задание

  1. Перечислите сферы, которые охватывает орфография. Изложите суть основных принципов орфографии.
  2. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…тоговый, вз..мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *