Сарказм — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать плоть») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка[1], высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого. Высказывания и художественные произведения, сделанные с сарказмом, утверждают одно, но дают ясно понять, что подразумевают противоположное — например, при помощи издевательской гиперболы или интонации.
Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.
Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит своё выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.
Комический элемент в саркастическом изобличении может быть весьма ничтожен. В сарказме негодование высказывается вполне открыто. С таким сарказмом говорит, например, Лермонтов о своём поколении: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом…», и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».
Благодаря своей непосредственной ударности, сарказм является формой изобличения, в одинаковой степени присущей публицистике, полемике, ораторской речи, художественной литературе. Именно поэтому сарказм особенно широко используется в условиях острой политической борьбы. Развитая политическая жизнь Греции и Рима породила высокие образцы сарказма у Демосфена, Цицерона и Ювенала.
Глубоким сарказмом было проникнуто творчество борцов молодой буржуазии против феодализма. Рабле, гуманист, боровшийся против скованности сознания теологией и схоластической наукой, стрелы сарказма направляет против схоластических учёных, производя от слова «Сорбонна» насмешливые «сорбонята», «сорбониды» и т. д. Вольтер широко использовал приём сарказма для изобличения Римско-католической церкви и её служителей в своих памфлетах и в особенности в «Орлеанской девственнице». В памфлетах Вольтера сарказм в адрес церкви поднимался до патетики негодования в часто повторяемой концовке: «Ecrasez l’infâme» (Раздавите гадину). Чрезвычайным разнообразием отличаются сарказмы Свифта в его изобличении различных сторон общественной жизни современной ему Англии.
В сериале Теория Большого взрыва упоминается табличка «сарказм», которая стала интернет-мемом[2].
Примеры сарказмов, которые стали афоризмами:
- «Капиталисты готовы продать нам верёвку, на которой мы их повесим». (Владимир Ленин)
- «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны». (Фаина Раневская)
- «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения». (Альберт Эйнштейн)
Чем отличается ирония от сарказма
Выразительность речи достигается благодаря использованию различных языковых средств, в том числе и тропов – слов и выражений, употребленных не в прямом, а в переносном значении. Приемы иронии и сарказма строятся именно на таком принципе словоупотребления. Они применяются, если необходимо в иносказательной форме выразить свое отношение к объекту речи, вкладывая в высказывание или замечание обличающий скрытый смысл, противоположный позитивному контексту.
Содержание страницы
Что такое ирония и сарказм
Ирония – иносказание, в котором истинное оценочное содержание противопоставлено форме похвалы, комплимента, восхищения или другой положительной оценки с целью скрытой насмешки, разоблачения.
Сравнение иронии и сарказма
В чем же разница между иронией и сарказмом?
Ирония – тонкий инструмент комического. Она близка к острословию, шутке, когда противопоставление буквального смысла слов и истинного значения высказывания вызывает смех.
Суждение, исполненное сарказма, не бывает смешным: оно характеризует объект речи с позиций нравственной оценки, отражающей субъективное неприятие и осуждение.
Как литературный прием, ирония придает содержанию произведения экспрессивную выраженность, а форме изложения – стилистическое своеобразие. Ироническое замечание может демонстрировать авторское отношение к персонажу или описываемой ситуации, подчеркивать нелепость положения, снижать пафосность и мнимую значимость образов.
TheDifference.ru определил, что отличие иронии от сарказма заключается в следующем:
Ирония – способ завуалированной, скрытой негативной оценки объекта речи.
Сарказм – троп, в котором переносное обличительное значение выражено с минимальной степенью иносказания.
Форма иронического высказывания всегда позитивна, в отличие от скрытой насмешки, к которой сводится его смысл.
Саркастическое замечание или обращение имеет прямое указание на предмет уничижительной критики.
Ирония используется как разновидность комического в юмористических литературных произведениях и устной образной речи.
Сарказм не бывает мягким; как остро сатирическое средство художественной выразительности его, как правило, используют в обличительных ораторских выступлениях и публицистических текстах общественно-политического содержания.
В чем разница между иронией и сарказмом?
На страницах литературных произведений читатель часто сталкивается со смешными героями или эпизодами, забавными фамилиями персонажей, нелепыми особенностями речи. Во всех этих случаях мы имеем дело с проявлениями комического в литературе. Читатель понимает, что писатель ставил себе задачу вызвать смех публики, изобразить нечто смешное. Но в то же время не можем не заметить, насколько различным бывает такой смех.
В литературоведении принято выделять следующие виды комического:
- Юмор.
- Ирония.
- Сатира.
- Сарказм.
Также специалисты различают приемы комического. К ним относятся гипербола, абсурд, гротеск, фантастика, саморазоблачение и некоторые другие.
Чем же различаются такие виды комического, как ирония и сарказм? Давайте разберемся!
Ирония
Сарказм
Сарказм представляет собой язвительную, резкую насмешку
, издевку, гневную, обличительную. Сарказм отрицает существование того явления или лица, которое подвергнуто осмеянию. Так, например, саркастическая усмешка характерна для стихотворений М.Ю. Лермонтова о бесплодности, бессмысленности бытия представителей его поколения. Сарказм звучит в гневных речах Чацкого, героя комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», когда он говорит о пороках старшего поколения. Интересно, что «сарказм» по происхождению греческое слово, первоначальное значение которого «разрывающий плоть». Так и данное средство комического предполагает злую, уничтожающую насмешку, эмоциональную, обличительную.Сходства между иронией и сарказмом
- И ирония, и сарказм относятся к видам комического в литературе, то есть применяются с целью вызвать смех, усмешку читателя, подвергнуть критике, осмеянию какое-либо явление действительности или качество человека.
- И ирония, и сарказм представляют собой виды довольно злого, уничтожающего смеха. Используя эти виды комического, писатели стремятся к тому, чтобы читатели осознали неправильное положение вещей, приложили усилия к исправлению ситуации, если это возможно.
- Можно утверждать, что с помощью этих приёмов литераторы создают яркие, запоминающиеся образы, вызывающие живой отклик в сердце читателя.
Различия между иронией и сарказмом
- Сарказм является гораздо более злой, уничтожающей насмешкой в отличие от иронии. Он наполнен авторским негодованием, стремится к уничтожению, полному отрицанию того, что описывает.
- В литературоведении понятие иронии более широкое, чем сарказм. Ирония является и изобразительно-выразительным средством (тропом) и видом комического. Иногда говорят об иронии как пафосе, виде отношения автора к своему герою (например, такой иронический пафос присущ отдельным авторским отступлениям в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). В культуре сформировались несколько видов иронии:
- Сократическая ирония, при которой умствования философов, их выводы и умозаключения оказываются противоположны простой человеческой логике, здравому смыслу.
- Ирония судьбы – так называют ситуации, в которых человек бессилен что-либо изменить, оказывается полностью во власти обстоятельств.
- Романтическая ирония была свойственна немецкой литературе рубежа XVIII-XIX веков. В русле такого направления, как романтизм, ирония помогала выразить абсолютную свободу личности, пренебрежение авторитетами, бедность возможностей человека и игру противоположностей.
- Ирония, как ведущий прием изображения действительности в произведении литературы становится особенно востребована в литературе начала XX века и в литературе постмодернизма. За маской иронии, насмешки авторы прячут ощущение собственного бессилия
- В литературе конца XX и начала XXI века становится популярным такой жанр, как иронический детектив. Он приходит в нашу литературу из зарубежной и по-своему пародирует штампы традиционного детектива. В произведениях этого жанра повествование обычно ведется от первого лица, важное место в нем занимают смешные ситуации и герои. Сейчас можно также встретить произведения в жанре иронической фантастики, иронической романтической повести.
Таким образом, в наши дни ирония как пафос, вид отношения к изображаемому, оказывается довольно популярна и востребована среди авторов и читателей и находит почитателей чаще, чем злые, саркастические произведения.
Тест на чувство юмора: у вас сарказм, ирония или полное отсутствие?
Вы любитель беззлобно посмеяться или мастер едкого сарказма? Отвечайте честно, и мы раскроем, каким чувством юмора вы обладаете.
Как известно, умение пошутить помогает наладить контакт, продемонстрировать ваш интеллект или сильно задеть чувства окружающих. Слово — это оружие, которое может как ранить, так и защитить. Интересно, а как его используете вы?
Тест на чувство юмора: у вас сарказм, ирония или полное отсутствие?
Пройдите наш тест и узнайте кто вы: хохмач, весельчак, острослов или бука?
НАЧАТЬ ТЕСТ1/12
Какие комедии вы любите?
2/12
Когда вы в последний раз смеялись до слез?
3/12
Вы надели неудобную обувь и вот расплата: споткнулись и упали на глазах у прохожих. Ваши мысли?
4/12
Ваша вторая половина не умеет шутить. Как быть с этим?
5/12
Почему у учителей такие низкие зарплаты?
6/12
Хорошо ли быть добрым?
7/12
Лучший комик — это…
8/12
Юмор — это возможность…
9/12
Ваши друзья назвали бы вас…
10/12
Вы в гостях, а ребенок друзей постоянно тянет в рот пальцы. Что скажете ему?
11/12
Вам скучно. Вы предпочтете видео с …
12/12
Когда у вас плохое настроение, вы…
Сарказм — Posmotre.li
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sarcasm Mode. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Больше тренируйся, дружище!.. …И очень скоро будешь мастерски попадать в стену сарая! | » |
— гопнику, пытающемуся пристрелить черепашку, «Черепашки-ниндзя», #52 |
Сарказм — едкая, горькая насмешка, немедленно выдающая отвращение говорящего к объекту шутки. В отличие от иронии, которая по сути является беззлобным подтруниванием — или язвительной, но всё же не настолько агрессивной насмешкой.
Когда лентяю говорят «не перетрудись» — это сарказм.
Сарказм строится на указании на огромное различие между реальностью и ожиданиями по поводу некоего объекта, причём часто с помощью неуёмного преувеличения неких привлекательных свойств объекта так, чтобы разница между правдой и описанием благолепия была разительной.
У разных народов и разных актёрских школ различается общепринятые правила произнесения саркастических реплик. Например, у голландцев принято понижать голос, иногда до шёпота. Плюс сто очков к язвительности, если это произносится с соответствующим выражением лица.
В своё время было предложено несколько специальных символов, призванных указывать на иронию и сарказм в письменных текстах, но они не прижились. Хотя в некоторых эфиосемитских языках используется знак, похожий на перевёрнутый восклицательный знак, маркирующий юмористические и недостоверные предложения.
Саркастическое чувство юмора — весьма часто встречающаяся черта у определённых типов художественных персонажей. Особенно им отличаются Козлы (наличие или отсутствие золотого сердца роли не играет), Рыцари в ржавых доспехах, Невыносимые гении, Великолепные и Культурные мерзавцы, Снежные королевы и другие персонажи, давно расставшиеся с наивностью и идеализмом. Язвительный насмешник так и вовсе сарказмом питается. Педаль в пол — если в своих язвительных выпадах персонаж не обходит и собственную персону.
С другой стороны, определенные категории персонажей сарказма и иронии не понимают в принципе, что создаёт дополнительный источник комических ситуаций. Ещё комичнее выходит, если с виду наивный и витающий в облаках мечтатель неожиданно выдаёт колкости.
А ещё бывает ирония судьбы.
Мифология[править]
- Скандинавский бог-трикстер Локи (что в марвельском, что в легендарно-скандинавском варианте) просто чемпион по сарказму. Другие боги о нём так говорили: «Давно мы знаем, что Локи насмешник и ругатель, враг всех Богов».
Литература[править]
- К сарказму часто прибегал Диккенс, описывая викторианскую Англию. Например,
« | Когда и с этим было покончено, сэр Мэтью Попкер начал говорить, каковы его чувства по случаю этого великого события, и каково это событие в глазах всего мира, и каков ум его сограждан, находящихся перед ним, и каковы богатство и респектабельность его почтенных друзей, стоявших позади него, и, наконец, каково значение для обогащения, счастья, благополучия, свободы, даже для самого существования свободного и великого народа — каково значение такого учреждения, как «Объединенная столичная компания по улучшению выпечки горячих булочек и пышек и аккуратной их доставке». | » |
— Впоследствии компания обанкротится |
- Уильям Блейк, стихотворение «Радушье Старой Англии» — туда же.
- Корней Чуковский в своей монографии о Некрасове описывает (рассказывая об историческом событийном фоне), как царские гвардейцы «с величайшею храбростью врывались среди ночи в дома, поднимая с постелей, допрашивая и обыскивая перепуганных обывателей».
- В. Н. Войнович был мастером сарказма. В своей антисоветской публицистике — даже больше, чем в своём художественном творчестве.
- Вообще очень распространено в прессе, как бумажной так и электронной, так как является действенным средством вызывания у аудитории эмоционального отклика, зачастую независимо от того, насколько солидарен читатель с писателем: «Привезли цинковый гроб с телом 18-летнего оккупанта, похищенного и зверски убитого мирными чеченскими борцами за свободу». Или обошедший весь Рунет коммент к грузинской прессе с её описаниями пятидневной войны (2008-й, Россия-Грузия): «Я героически бежал, противник в панике догнал».
Телесериалы[править]
- «Теория большого взрыва»: чтобы гениальный, но слабо социализированный Шелдон понимал сарказм, Леонард сделал специальную табличку с этим словом.
Мультсериалы[править]
- «Дарья»: фишка заглавной героини и её любимой тёти. «Сарказм помогает выжить».
- «Южный Парк»: в эпизоде «Саркастобол» Рэнди Марш пытается саркастически критиковать смягчение правил американского футбола — а его издевательские фразочки принимают как ценные предложения.
Комиксы[править]
- Астерикс мастер тропа, он регулярно пускает в ход сарказм (в адаптациях тоже). Когда Обеликс морозит что-то особенно «выдающееся», Астерикс может спросить что-нибудь вроде «Сам додумался?».
- А когда в «Астерикс и лавровый венок» двум друзьям предстоит почти невыполнимая задача, Астерикс произносит целую саркастическую речь (в ответ на простодушное Обеликсово «Да квест-то несложный: проникаем во дворец Цезаря, забираем венок, возвращаемся в деревню»): «Ага. Вот мы с тобой стоим перед дворцом Цезаря. И что? Набиваем морды всей страже; потом, пройдя во дворец, спрашиваем „А где тут лавровый венок Цезаря, он нам нужен в качестве приправы!“; потом, когда венок уже у нас, разносим там всё — и домой. Так?». А Обеликсу даже в голову не пришло, что это был сарказм, он радостно откликнулся: «Так. Ну что, двинули?» — и приготовился сорваться с места. Пришлось Астериксу ловить его за пояс штанов и объяснять ситуацию…
Веб-комиксы[править]
- В Rage comics для описания сарказма есть отдельный персонаж — You don’t say?-guy. Он представляет из себя нарисованное лицо Николаса Кейджа из фильма «Поцелуй вампира» 1988 г., сопровождаемый неизменным «Нет, б*я, (далее следует сарказм)».
Видеоигры[править]
- Fallout 4 — в очень многих диалогах герою доступна опция [САРКАЗМ], сразу же ставшая одним из главных мемов игры. Уровень саркастичности варьируется от безобидной и бессмысленной фразы до искромётной тирады с покусыванием реквизита. Бывают даже неприкрытые оскорбления. Впрочем, на исход разговора это никак не влияет. Большая коллекция сарказмов игры для наглядности.
- В Dragon Age: Inquisition Инквизитор может отправить племя дикарей-авваров на территории Империи Тевинтер, представив все это как «поддержку», оказанную тевинтерцам в их борьбе с кунари. Ответ магистров на это просто эпичен:
« | Мы получили весьма немногословный ответ на наш «подарок» в виде Моврана с его кланом от Фенииса, представителя Посольства: «Мне, как верховному арбитру южных владений, надлежит выразить благодарность Инквизиции за сей щедрый дар. Мы принимаем с тем же дружелюбием, с каким он, вне сомнений, был сделан, и непременно подкрепим нашу благодарность ответным подарком». Не знаю, как им удалось писать сплошным сарказмом, но он заметен на ощупь | » |
— Жозефина |
Музыка[править]
- В финальном куплете малоизвестной пародии на песню Я. Ядова «Мурка»: «Рабинович стрельнул — правда, промахнулся и попал немножечко в меня…». Совершенно очевидно, что Рабинович стрелял в своего подельника намеренно. Потому что дальше «Вот уж три недели я лежу в постели, Сара с ним гуляет без меня».
Прочее[править]
- Аудиоспектакль и новеллизация В. Ливанова и Ю. Энтина «Бременские музыканты»: «Надёжная, вооружённая до зубов Королевская Охрана смело бросилась наутёк». В мультфильм фраза не попала, там показано действиями.
Основы | |
---|---|
Базовые понятия | Амплуа • Анахронизм • Архетип • Жанр • Канон • Кодификатор/Тропнеймер • Конфликт • Ожидания от пола • Пафос • Первоисточник • Первопример • Перипетия • Персонаж • Производное творчество • Развитие персонажа • Сеттинг • Символ • Спойлер • Сюжет/Фабула • Троп/Штамп (бесконечный троп • Буря клише/Троп на тропе • Троп-бумеранг • Убитый штамп vs Вымышленный штамп) • Фанаты • Цензура/Пристойность • Ценности • Экспозиция • Эпизод-фокус • Юмор/сатира Реальность и вымысел: Будущее не оправдало ожиданий vs Мета-пророчество • Жизнь подражает искусству (Прискорбное совпадение) • Основано на реальных событиях • Реальная жизнь vs Репрезентация • Реальность нереалистична• Так всё и было (Ктулху уничтожил динозавров) • Художественная правда |
Значимость ролей | Антагонист (героический антагонист • нет антагониста • смена антагониста) • Бенефис беты • Девтерагонист • Протагонист (протагонист-злодей • Протагонист-неудачник • протагонист-ребёнок • нет протагониста • фальшивый протагонист) Дофига персонажей (Кто все эти люди?) vs Демографический минимализм • Очень одинокий петух • Греческий хор |
Хорошо и плохо | Не баг, а фича (Нарочито плохо) • Так плохо, что уже хорошо • Хорошо, но плохо • Фатальный недостаток |
Направления | Классицизм • Метамодернизм • Модернизм • Натурализм • Постмодернизм • Романтизм (Шкала романтизма против просвещения) • Реализм (Критический реализм • Соцреализм) • Сентиментализм • Футуризм • … |
Приёмы | Аллюзия (Автор подмигивает • Визуальная отсылка • Копипаста • Мета-шутка • На тебе! • Оммаж • Пасхальное яйцо • Перекличка • Прямое упоминание) • Версия для бедных • Дешёвая драма • Налить воды • Натяжной диалог • Отрастить бороду • Парадокс славы/Прочитать о себе книгу • Повторяющееся начало • Поминальник • Сарказм • Четвёртая стена (опора на четвёртую стену • разрушение четвёртой стены • Четвёртая стена тебя не спасёт) Структура: Мопед не мой • Обрамление • Шкатулочный роман • Шоу внутри шоу |
Хронология | Старше, чем грязь • Старше, чем феодализм • Старше, чем печать • Старше, чем пар • Старше, чем радио • Старше, чем интернет |
Автор и ещё автор | Заимствование • Коллективное творчество • Непреднамеренное совпадение (нет, не тот) • Пародия (Эффект большой крокодилы) • Пересказ • Плагиат • Право переводчика (Канонический переводчик) • Совместное творчество • Эпигонство (Прицепиться к трамваю) |
Автор и произведение | Автор-творец=бог-творец: Воля Божия • Ошибка Божия • Слово Божие • Фальшивое слово Божие (Лелуш Шрёдингера) Авторский произвол: А я сказал — негодяй! • Бог из атомной бомбы • Бог из машины vs Дьявол из машины • Бог-уборщик • Игра в мяч (геройский мяч • злодейский мяч • идиотский мяч) • Идиотская тайна • Подгонка под ответ • Рояль в кустах (оркестр в кустах • чёрный рояль) • Художественная вольность • Что за фигня, автор? Прочее: Автор пишет про свой возраст • Автор пишет про свой пол • Авторский набор штампов • А могло быть всё иначе • Лавкрафт писал правду! • Нежданный любимец автора • Не знает сеттинга (не продумал сеттинг) • Неприязнь создателя к своему творению (не хочу об этом вспоминать • Персонаж против автора vs Пигмалион против Галатеи) • Приключения автора • Проснулся знаменитым • Синдром Джорджа Мартина (Когда б вы знали, из какого сора • Производственный ад) • Собирать отказы • Творческий кризис • Точку ставит смерть • Третий том «Мёртвых душ» • Труднодоступное произведение • Уже не торт (синдром Савицкого) vs Теперь торт • Эффект альфы • Эффект «Реквиема по мечте» • Эффект Чуковского • Я ошибся, всё было не так |
Автор и публика | Билингвальный бонус • Бонус для взрослых • Бонус для гениев • Бонус для пересматривающих • Бонус для современников • Бонус для фанатов (конфетка для фанатов) • Зрители — гении vs Публика — дура • Корейцы любят StarCraft vs Чхать мы хотели на гайдзинов • Конъюнктурный пересмотр/Прогнуться под фанатов • Королевский жираф (Перепиарили) • Критики могут ошибаться/Проблема противоположных оценок (Эффект Незнайки-художника) • Крючки для читателей • Не читал, но восхваляю vs Не читал, но осуждаю • Миллион самоотсылок • Ошибка позиционирования • Создатели перегнули палку • Фансервис (мисс Фансервис • мистер Фансервис)/Фан-диссервис • Мультики — это для детей vs Мультфильмы для взрослых — это «Южный парк» vs Мультики для детей — это стыдно vs Аниме — это жестокие порномультики • Публика — сволочь • Целевая аудитория (Промах с целевой аудиторией) |
Роды творчества | Фольклор • Театр • Литература • Кино • Телесериалы • Мультфильмы • Мультсериалы • Манга • Аниме • Комиксы • Настольные игры • Видеоигры • Визуальный роман • Музыка |
Прочее | Массовая культура • Раньше трава была зеленее |
Что такое сарказм? | Простыми словами
В наше время мы очень часто сталкиваемся с сарказмом. Но даже те, кто его часто употребляет, далеко не всегда могут четко ответить на вопрос: «Что это такое?»
В данной статье разберёмся, что такое сарказм, говоря простыми словами – чтобы было понятно каждому.
Сарказм – это оскорбление или насмешка, завуалированная под шутку; ирония в высшей её степени.
Слово «сарказм» пришло в русский язык из греческого, и означает «разрывать плоть».
Если говорить простыми словами, то сарказм – это такая шутка, которая указывает человеку на его недостатки, его скудный ум, глупость его поступков или поведения. Именно форма высказывания обычно позволяет человеку не «получить в морду» за свои слова, но при этом достичь своей цели – заставить человека задуматься над идеей, которую до него пытаются донести. Сарказм – это злая, язвительная насмешка.
Сарказм может использоваться для унижения человека, демонстрации своего превосходства, высмеивании поступков или поведения другого человека, осуждения и порицания, доказательства своей правоты и т.п.
Примеры сарказма
При объяснении такого термина никак нельзя обойтись без примеров.
«Спасибо за помощь». Довольно популярная фраза. В саркастической форме означает, что её автор получил негативный эффект от помощи человека, кому фразу адресована или не получил помощи вообще. Она подчёркивает то, что автору нужна была помощь, но адресат не оказал её в должной степени или отказался от помощи. И именно он виноват в сложившейся ситуации.
«Ну давай, удачи». Ещё одна достаточно популярная в наши дни фраза. Высказанная в виде сарказма, она означает, что автор не верит в успех задумки того, кому её адресует.
«Твой новый парень – вылитый Ален Делон». В своё время Ален Делон считался эталоном мужской красоты. Данная фраза в виде сарказма означает, что мужчина – совсем не красавец.
Как Вы уже поняли, зачастую сарказм высказывается в виде выражения, которое противоречит действительности. И это важно понимать, так как не всегда сарказм можно легко определить.
Сарказм — это… Что такое Сарказм?
Сарка́зм (греч. σαρκασμός, от σαρκάζω, буквально «разрывать [мясо]») — один из видов сатирического изобличения, язвительная насмешка, высшая степень иронии, основанная не только на усиленном контрасте подразумеваемого и выражаемого, но и на немедленном намеренном обнажении подразумеваемого.
Сарказм — это насмешка, которая может открываться позитивным суждением, но в целом всегда содержит негативную окраску и указывает на недостаток человека, предмета или явления, то есть того, в отношении чего происходит.
Как и сатира, сарказм заключает в себе борьбу с враждебными явлениями действительности через осмеяние их. Беспощадность, резкость изобличения — отличительная особенность сарказма. В отличие от иронии, в сарказме находит свое выражение высшая степень негодования, ненависть. Сарказм никогда не является характерным приёмом юмориста, который, выявляя смешное в действительности, изображает её всегда с известной долей симпатии и сочувствия.
Комический элемент в саркастическом изобличении может быть весьма ничтожен. В сарказме негодование высказывается вполне открыто. С таким сарказмом говорит, например, Лермонтов о своём поколении: «богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом…», и заключает свою «Думу» едким сравнением отношения к нему будущих поколений с «насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом».
Благодаря своей непосредственной ударности, сарказм является формой изобличения, в одинаковой степени присущей публицистике, полемике, ораторской речи, художественной литературе. Именно поэтому сарказм особенно широко используется в условиях острой политической борьбы. Развитая политическая жизнь Греции и Рима породила высокие образцы сарказма у Демосфена, Цицерона и Ювенала.
Глубоким сарказмом было проникнуто творчество борцов молодой буржуазии против феодализма. Рабле, гуманист, боровшийся против скованности сознания теологией и схоластической наукой, стрелы сарказма направляет против схоластических учёных, производя от слова «Сорбонна» насмешливые «сорбонята», «сорбониды» и т. д. Вольтер широко использовал приём сарказма для изобличения церкви и её служителей в своих памфлетах и в особенности в «Орлеанской девственнице».
В памфлетах Вольтера сарказм в адрес церкви подымался до патетики негодования в часто повторяемой концовке: «Ecrasez l’infâme» (Раздавите гадину). Чрезвычайным разнообразием отличаются сарказмы Свифта в его изобличении различных сторон общественной жизни современной ему Англии.
Примеры сарказмов, которые стали афоризмами:
- Капиталисты готовы продать нам верёвку, на которой мы их повесим (Владимир Ленин)
- Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)
- Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчет первой у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн)
Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.