Слитное и раздельное написание не ни с разными частями речи: «Как писать частицу «не» с разными частями речи?» – Яндекс.Кью – Правописание НЕ и НИ

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

Сегодня мы…

·                   Поговорим о тех случаях, когда НЕ пишется со словом слитно.

·                   Разберём случаи, когда НЕ пишется со словом раздельно.

·                   Рассмотрим слитное и раздельное написание НИ с частями речи.

Все правила русского языка нужны. Но некоторые особенно важны и просто необходимы нам в повседневной жизни.

Вот, например, с написанием НЕ и НИ мы сталкиваемся очень часто. Отрицание буквально преследует нас, когда мы говорим о любых частях речи. Без отрицательных частиц в языке просто ступить некуда… ну вот, опять отрицание.

Если мы говорим о частицах НЕ и НИ – стоит помнить, что характеры у них разные. Частица НИ довольно покладиста и не доставит нам особенных хлопот.

Нужно только разобраться с наречиями и местоимениями.

Почему с ними?

Потому что НИ почти всегда пишется раздельно. Например:

Ученику не помогли ни списывание, ни шпаргалки.

У него не было ни единого шанса.

И в таких случаях НИ у нас даже вопросов не вызывает.

Но есть отрицательные наречия и отрицательные местоимения. И вот здесь НИ все же начинает вызывать вопросы.

С отрицательными наречиями НИ пишется слитно – как в словах нигде, никогда, никак. Слитно НИ может писаться и с отрицательными местоимениями. Если в середине у них нет предлога – никто, ничем, никакой… А вот если после НИ появляется предлог – частица пишется раздельно: ни о ком, ни с чем, ни на какой.

Чтобы не тратить время на различия между наречиями и местоимениями, мы можем придать правилу вот такой вид.

Не торопитесь радоваться! К нам уже крадётся наша основная проблема – частица НЕ, которая мечтает отравить нам жизнь ошибками.

В силу своего скверного характера, эта частица вызывает гораздо больше трудностей. Потому что для каждой части речи у неё – свои правила.

А выступать в речи частица НЕ может с существительными, прилагательными, числительными. Или с глаголами, причастиями, деепричастиями. Или с наречиями и местоимениями. Словом, с любой самостоятельной частью речи. При этом, с некоторыми частями речи всё просто. А вот некоторые доставляют нам трудности.

Легко писать НЕ с числительными и глаголами. С деепричастиями. Особых трудностей не доставляет обычно местоимение.

А вот с существительными, прилагательными, причастиями и наречиями придётся повозиться.

Начнём с частей речи, которые не доставляют нам проблем. Это, например, числительное. С ним НЕ пишется раздельно.

Не двадцать, не двадцать пятый, не семеро, не пять целых семь десятых. При этом неважно, какой разряд у числительного – частица НЕ и числа не уживаются вместе.

А НЕ с глаголом… ну да, все знают это правило. Правда, к правилу мы присоединим ещё деепричастие, которое образуется от глагола.

И да, НЕ с этими частями речи пишется отдельно. Не забывали, не уходя, не усмотрев… Обычно. Но всегда ли? Нет, есть одно-единственное исключение.

НЕ пишется слитно со словами, которые без НЕ не употребляются.

Например, ненавидеть, невзлюбив, недомогая. Между прочим, этот пункт правила нам встретится ещё не однажды – он подходит почти ко всем частям речи.

С наречиями и местоимениями НЕ тоже обычно пишется раздельно. Например, не там, не наши, не по-дружески. Обычно – но не всегда. Потому что есть особые правила для некоторых разрядов местоимений и наречий.

Обратить внимание нужно на отрицательные наречия, отрицательные и неопределённые местоимения. И на наречия, которые заканчиваются на –о.

Отрицательные наречия и отрицательные и неопределённые местоимения… Какая знакомая схема!

То есть, вообще-то наречие не доставляет нам особенных хлопот. Но вот наречия на -о выделяются из остальных и стоят в ряду проблемных частей речи.

Таких, как существительное, прилагательное, причастие.

Почему некоторые части речи для нас проблемные? Все они могут писаться с НЕ как слитно, так и раздельно. Впрочем, многие пункты правила для всех этих частей речи похожи.

Но причастие, как всегда, стоит особняком – для него есть особые пункты правила.

Попробуем посмотреть, когда в этих частях речи пишется НЕ слитно.

Сначала… ну да, тот самый пункт правила. НЕ пишется слитно, когда слово без него не употребляется.

Неряха, нелепый, небрежно, ненавидящий… здесь НЕ входит в состав корня, и отрывать его было бы кощунством.

НЕ пишется слитно, если оно вместе с корнем образует новое слово с новым значением. Обычно его в таком случае можно заменить синонимом без НЕ. Недруг – враг, небогатый – бедный, некрасиво – уродливо.

И только причастие опять выделяется. Ему не нужны синонимы. Оно и так будет писаться слитно, если поблизости нет противопоставления и зависимых слов. Например,

невыученный урок.

Дополнительными указателями на то, что части речи пишутся слитно, могут быть наречия степени. Такие, как очень, совершенно, крайне, почти, слишком, полностью, настолько, чрезвычайно, абсолютно. И так далее. Совершенно неинтересный, очень неаккуратный, крайне неубранная комната.

Конечно, этот пункт правила больше подходит для частей речи, которые обозначают признаки.

Посмотрим теперь на написание НЕ раздельно. Один из сигналов для такого написания – противопоставление с союзом а.

Не друг, а враг

Не богатый, а бедный

Не красиво, а страшно

Не выученный, а забытый урок.

При этом союз но никакого противопоставления не выражает. В сочетании небогатый, но уважаемый человек мы пишем НЕ слитно.

Помешать написать НЕ слитно нам могут зависимые наречия с НИ или особые конструкции.

Такие, как далеко не, ничуть не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не. Например: отнюдь не счастье, далеко не хороший, вовсе не умно, никем не выполненное задание.

И здесь у нас опять выделяется причастие. Ему недостаточно каких-то особенных конструкций: сойдут и любые зависимые слова! Вообще, это неписанное правило причастия: в любой орфограмме должен быть пункт о зависимых словах.

Не отданная другу книга, не покрашенная лаком поделка, не построенный вовремя дом, не похищенный инопланетянами человек… Тут нет особенных конструкций. Но перед нами причастие. Есть зависимое слово – пишем НЕ раздельно.

И получается, что правило написания НЕ с нашими проблемными частями речи можно уместить в несколько основных пунктов.

Слитно мы будем писать НЕ, когда слово без него не употребляется. Или если слово И получается не так уж сложно, правда? Вот как раз на такой случай частица НЕ приготовила для нас массу тонкостей. И трудностей.

И первая из них – это сравнительная степень прилагательных и наречий. Если сравнительная степень образуется от слова с приставкой НЕ, она пишется слитно. А если само слово писалось раздельно с НЕ, то и в сравнительной степени оно будет писаться с НЕ раздельно.

Эта книга непонятнее той.

Эта книга не понятнее других.

Почему разное написание? Потому что нужно обращать внимание на смысл высказывания. И попытаться заменить простую форму сравнительной степени сложной.

В первом случае мы имели в виду, что одна книга нам более непонятна, чем другие. Непонятная – пишется слитно.

А во втором случае мы имели в виду, что книга не более понятна, чем другие. И здесь

не и понятная пишутся раздельно.

Трудностью может стать и краткая форма. Для прилагательного она пишется как и полная – то есть, нам придётся вспоминать всё правило. А вот краткая форма причастий пишется раздельно. Тут все просто.

Невесела – слитно, потому что можем заменить на «грустна».

Не весела, а грустна – есть союз а, раздельно.

Вовсе не весела – есть особая конструкция, раздельно.

Не умыт – краткое причастие, раздельно.

Трудности могут представлять и некоторые краткие причастия и наречия. Такие, как не рад, не горазд, не должен, не волен, не способен, не властен, не намерен, не готов, не нужен, не виноват, не виден, не страшен, не согласен, не расположен, не нужно, не надо, не жаль, не пора, не надобно, не видно.

Все они пишутся с НЕ раздельно. И это просто приходится запоминать.

А теперь попытаемся создать полную картину правила.

Сначала посмотрим на написание НИ и НЕ с отрицательными наречиями и местоимениями.

Тут все просто. Пишем слитно, если после НЕ или НИ нет предлога. Если предлог появился, пишем раздельно.

К слову, для неопределённых местоимений это правило тоже подходит.

Во всех остальных случая НИ пишется раздельно.

А вот с частицей НЕ все не так просто.

Посмотрим сначала на ее написание с числительным, глаголом, деепричастием и остальными наречиями и местоимениями.

Трудности представляет написание НЕ с существительным, прилагательным, наречием на -о и причастием. Когда оно пишется слитно?

Но НЕ с нашими частями может писаться и раздельно.

Не и Ни в разных частях речи

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

МОУ «ШКОЛА №3» города АЛУШТА

Открытый урок

в рамках недели русского языка

в 10-Б классе

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Подготовила учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Будченко Антонина Петровна

Алушта,2018г.

Тема: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Цель: а)обобщить и систематизировать знания по теме «Правописания НЕ и НИ с разными частями речи»;

б) развитие: орфографической зоркости; мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения; умения аргументировать ответы;

в)воспитание: любви к родному отечеству, окружающей среде,

Ход урока.

  1. Организ. момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель читает стихотворение, постановка темы, проблемы урока.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Давайте определим тему нашего урока :

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.

Определите цели урока:

  1. . Словарный диктант по материалам повторения.

Орфографический практикум .Задание: распределить в 2 столбика словосочетания с раздельным и слитным написанием не-ни с различными частями речи, дать объяснение: какая часть речи

Голубая незабудка, не друг, а враг; невоспитанный недоросль, говорить неправду, не высокий, а низкий; ненавидеть врагов, не остался в стороне, не глядя по сторонам, неспетая песня, песня не спета, неисправленные ошибки, не придуманная, а реальная история; улицы не освещены, некого спросить, не у кого взять.

  1. Актуализация изученного материала.

С чего начнем наш урок? ( С повторения, что знаем по теме: «Правописание НЕ — слитно или раздельно»).

  • В данном вопросе есть своя изюминка: множество слов допускают употребление и НЕ-частицы (пишется раздельно), и НЕ-приставки (пишется слитно).

  • Приставка НЕ – это утверждение противоположного, возможна замена синонимом: неправда – ложь. Частица НЕ – отрицание, возможно противопоставление: не правда, а ложь.

  • НЕ всегда пишется раздельно: с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, прилагательными в сравнительной степени, числительными, предлогами, союзами, а также со словами, которые обычно выступают в функции сказуемого: рад, должен, обязан, согласен, намерен, надо, нужно.

  • НЕ пишется раздельно:

— с существительными, прилагательными (полными и краткими) и наречиями на –О, если есть противопоставление;

-с полными причастиями, если есть противопоставление или зависимые слова.

  • Необходимо различать частицу НЕ перед глаголом с приставкой –ДО(не доехать) и приставку –НЕДО(недополучить, недоспать). Приставка -НЕДО используется в глаголах со значением «нехватка чего-либо». Приставка –НЕ отрицает действие, обозначенное глаголом с приставкой –ДО: не довязать свитер означает «не закончить действие вязания до конца».

  • Глаголы с –НЕДО чаще всего без НЕ не употребляются, но бывают случаи, когда слитное или раздельное написание НЕ определяется смыслом. Например: Семья у них бедная, они часто недоедают.(мало, недостаточно едят). Дети избалованны. Часто капризничают за столом и не доедают (оставляют пищу на тарелке).

  • Использование презентации

  • Работа с учебником: Стр.237 -местоимение,стр.242-не слитно; стр.244-различение не-ни

  • Выполнение упражнения 359

  • hello_html_m51a1ade2.png

  1. Закрепление во внешней речи.

Раскройте скобки. Объясните слитное — раздельное написание НЕ с разными частями речи.

 (Не) разгаданные тайны влекут нас.(Употребляется без НЕ, причастие, противопоставления нет, значит пишем слитно).

Он ехал (не)спеша.(С деепричастием пишем раздельно).

Анатоль был отнюдь (не) находчив, (не)быстр и (не)красноречив(Есть сигнал раздельности – слово отнюдь, следовательно пишу раздельно).

Как же (не)находчив и (не)смышлён я тогда был.(Краткое прилагательное. Нет ни противопоставления, ни слов – сигналов раздельности, значит пишем слитно).

Ты мне ничего (не)должен(Краткое прилагательное, пишем раздельно).

5.Работа класса с заданием на интерактивной доске.

Расставить ударения в выделенных словах и выписать словосочетания

1вариант: НЕ слитно

2 вариант: НЕ раздельно.

Объяснить условия написания НЕ.

Ходатайствовать о (не)знакомце(на 2 слог)

Ржаветь (не)нужно(на 2 слог ударение)-предикатив

Позвонит (не)ожиданно –наречие

(Не)иссиня – чёрный асфальт( 1слог)

Ещё (не)набравший запаха воздух-раздельно; причастие

Характерный (не)достаток

Калитка (не) закрыта-краткое прилагательное (может быть и причастием)раздельно

(Не)напечатанный листок-слитно

Каталог (не)новый(3 слог)- слитно

  1. Отрывок из рассказа А.И.Куприна «Мыс Гурон».

Задание: объяснить правописание НЕ. Какова роль НЕ в композиции произведения?

Морской воздух (не)подвижен и (не)приносит ни атома прохлады. Идёшь купаться, но морская вода тепла и густа, как кисель, как льняная припарка.(Не)куда (предикатив)деваться от жары, а эти гнусные цикады своим (не)престанным(беспрерывный-синоним) яростным стрекотанием точно удесятеряют африканскую температуру.

Но я (не) отчаиваюсь. Я радостно знаю, что придёт вечер, похолодеет воздух, облегчённо вздохнут земля и виноградники, уйдут с эстрады пиликальщики – цикады и зажжёт небесный ламповщик звёзды, и тогда начнёт свою прелестную песенку маленькая, но настоящая птичка, совушка, которую в Крыму так нежно называли «сплюшка».

Предикативы (слова категории состояниябезлично-предикативные словаслова состоянияпредикативные словапредикативные наречия) — слова, обозначающие статическое состояние и выступающие в функции сказуемого (предиката) безличного предложения. Термин «предикатив» был введён чешскими лингвистами во второй половине XX века и применялся к той группе слов, которая в русской лингвистической литературе ранее получила название «категория состояния».

К предикативам относятся слова (или, реже, формы слов) разных частей речи, но не во всех своих лексических значениях, а только в тех из них, которые закреплены за употреблением этих слов в функции сказуемого. Категория состояния некоторыми лингвистами рассматривается как особая часть речи.

Любое составное сказуемое (то есть выраженное не просто одним глаголом) состоит из глагола-связки и предикативной части в виде имени, инфинитива или слова состояния.

6. Устранение грамматических ошибок.

Цель: формирование навыков грамотной речи.

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения

Играя в шахматы

Развиваются мыслительные способности

Мне (не) было равных

Вы учитесь логическому мышлению

(не)обходимо внимание

2. Отметьте номера предложений с грамматическими и речевыми ошибками.

1.(Не)вежа – человек, не читающий книг.

2.Он (не) знал, куда девать излишек своей энергии.

3.Грубого человека называют (не)веждой.

4.Человека, живущего за счёт других, называют эгоистом.

Невежа-грубый, неучтивый человек, тот кто позволяет себе грубость. Невежда-несведущий, малообразованный человек, но обычно с претензией на знание, неуч

7.Рефлексия

Самостоятельное выполнение теста :

    1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А) Нам (не)где было даже разложить свои документы на столе, заваленном книгами.

Б)Было тихо, (не)жарко и скучно, как бывает в пасмурные дни.

В)Окно на кухне было (не)занавешено.

Г)(Не)истовый, срывающийся лай наполнил сад.

2. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А)(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.

Б)Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.

В)Глаза его смотрели прямо и (не)подвижно.

Г)(Не)взлюбил смолоду он своего земляка за удачливость.

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

А)Дождь хлынул на нас (не)укротимым потоком.

Б)Наше внимание привлекла (не)высокая стройная лиственница.

В)Дождь продолжался, но (не)сильный, как утром, а слабый, моросящий.

Г)В молчании добро должно твориться, но (не)чего об этом толковать.

4. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

А)Нужная книга (не)прочитана.

Б)Клементьев ушёл, (не)ответив на наш вопрос.

В)Герой оказывается орудием (не)понятой им силы и погибает.

Г)(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи.

5. В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?

А)Характер дневниковых записей (не)совсем обычный.

Б)Лиза (ни)когда раньше не видела моря.

В)Автор (не) просто рассказывает о герое, а описывает его характер.

Г)С течением времени мятежный пафос поэзии М.Ю.Лермонтова (не)исчезает.

6.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Я н(1)верю, что есть на нашей земле места скучные и н(2)дающие никакой пищи н(3)глазу, н(4)слуху.

1)1,3,4 2)1,2,3,4 3)3,4 4)1,2

5. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых в предложении пишется буква Е?

Как н(1)требовал врач завершить курс процедур, Илья к вечеру уехал из санатория, почти н(2) с кем н(3)простившись, чтобы н(4)разжигать понапрасну обиды.

1)1,2,4 2)2,3 3)1,4 4)3,4

(Ответы: 1-3, 2-2, 3-3, 4-4, 5-2, 6-4,7-4)

Задания даны на карточках . Слитно или раздельно? Задания А 18 прошлых лет ЕГЭ [1].

  • Обнаружен (не)опознанный летающий объект.

  • На столе только (не)допитый стакан сока.

  • У самой дороги чернели окнами ещё (не)заселённые дома.

  • (Не)сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет лучшие качества перед лицом смерти.

  • Ключи до сих пор (не)найдены.

  • Дом у Петровых (не)большой, но очень уютный.

  • Тишина была (не)зловещей, а какой-то мягкой, спокойной.

  • Князя Андрея раздражал (не)пропускающий к себе в душу холодный взгляд Сперанского.

  • Марья Гавриловна, (не)ведающая о том, что скрывается под маской Дефоржа, идёт на свидание.

  • Нового слугу хозяйка (не)взлюбила.

  • (Не)благодарный слушатель мешает даже хорошему рассказчику.

  • На столе лежала ещё (не)пожаренная рыба.

  • Черты лица (не) лишены приятности.

В этом (не)прореженном лесу молодые деревья растут медленно

6. Итог урока.

7. Домашнее задание. Стр.237 -местоимение,стр.241-242-не слитно; стр.244-различение не-ни; упр 365

Части́ца — служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложение или служит для образования форм слова. В классе частиц объединяются постоянные служебные (незнаменательные) слова, которые: выражают самые разнообразные субъективно-модальные характеристики: побудительности, сослагательности, условности, желательности…

hello_html_68a02775.jpg

hello_html_63dfb61a.jpg

hello_html_mde790a1.png

hello_html_m252cce33.png

Конспект урока по русскому языку на тему «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи» (7 класс)

Конспект урока в 7 классе на тему:

«Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с разными частями речи».

Цель урока: Выявит ь уровень знаний учащихся по теме.

Задачи:

1. Образовательная: обобщить систематизировать знания о написании НЕ с различными частями речи.

2. Развивающая: формирование умений самостоятельно создавать алгоритм действий при выборе слитного и раздельного написания НЕ и НИ с разными частями речи при помощи опорной схемы, осознанно строить рассуждении; осуществлять взаимный контроль

3. Воспитательная: привитие любви к родному языку, понимания его роли и значения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма проведения: мини-проект.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки с текстом, тестовые задания, макет схемы, учебники, лист фиксации работы учащихся.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Самоопределение (мотивация).

На доске эпиграф к уроку.

 Вам (не)принадлежит то, чего вы не(понимаете).

И.Гете

— Прочитайте эпиграф к уроку, объясните смысл этого высказывания. (Вы не сможете пользоваться теме словами, правилами, которые вы не понимаете). Какая орфограмма выделена в словах эпиграфа? К нему мы еще вернемся в конце нашей работы.

3. Актуализация знаний.

— Частица НЕ – одно из самых употребительных слов русского языка и безусловный чемпион по количеству связанных с ним орфографических ошибок. Какую же орфографическую опасность может таить в себе маленькое словечко из двух звуков?

Работа с деформированным текстом. «Лови ошибку»

— Перед вами предложения. Исправьте допущенные ошибки и запишите правильно слова.

1) Павел Петрович старался неглядеть на Базарова.

2) Он стыдился своей заносчивости, своей не удачи.

3) Молчание длилось тяжелое и не ловкое.

4) Обоим было нехорошо.

5) Каждый из них осознавал, что другой его непонимает.

6) Друзьям это сознание приятно, и весьма неприятно не другам.

7) Ни один, ни другой неделали попытки к примирению.

— Поменяйтесь работами, проверьте работу соседа и оцените её по ключу.(СЛАЙД 2)

4. Постановка учебной задачи и построения выхода из ситуации.

— Итак, чем является НЕ в этих примерах? (в каждом из них НЕ появляется в новом облике: приставка, частица).

— Скажите, а чем ещё может быть НЕ?(частью корня, приведите примеры: нелепо, неряха)

— В чём же проблема правописания? Естественно, что часть корня и приставка пишутся слитно, а частица – раздельно. Такую простую мысль и правилом-то называть неудобно. Однако теме слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи отведено в школьной программе немало уроков. А ошибки появляются снова и снова. Откуда они? Дело в том, что трудно решить, что перед нами: приставка или частица. Сегодня на уроке мы постараемся решить эту проблему с помощью проектной работы по созданию опорной схемы написания НЕ со словами. Макет этой схемы лежит у вас на столах.

— Давайте подумаем, а зачем нам нужна опорная схема? Чем она нам поможет? (Эта схема поможет нам выбрать правильное написание НЕ со словами, поможет избежать ошибок и т.д.)

— Выполним ряд заданий, которые помогут нам создать опорную схему.

5. Реализация построенной стратегии (проекта).

— Ребята, посмотрите на экран, укажите вариант, в котором не со словом пишется раздельно.(СЛАЙД 3)

— А теперь выберите вариант, в котором НЕ со словом пишется слитно и поясните написание. (СЛАЙД 4)

— С чего вы начинали, чтобы правильно выбрать написание НЕ? (Надо определить часть речи).

— Внесем это положение в макет схемы. (СДАЙД 5)

— В макете вы видите, что части речи, в которых при написании НЕ возникают трудности, разделены на три группы.

— Можете вы назвать эти группы? Внесем в макет схемы названных групп частей речи. Сейчас мы поработаем с группами частей речи. У вас на столах карточки с текстом. (СЛАЙД 6)

— Подготовьте чтение текста (чтение текста).

Февральский день. (Не)смелые лучи солнца пробиваются сквозь редеющие облака. Морозно и свежо.

В глубь парка ведет (не)расчищенная, а протоптанная дорожка. Над ней смыкаются ветки берез. Они гнутся под тяжестью снега, но (не)ломаются. На одной из берез, (не)умолкая, радостно щебечут воробьи.

Вот ветка дрогнула, и снежные комочки (не)торопливо посыпались вниз, нарушая (не)тронутую белизну сугробов.

Вовсе (не)ярким выдался этот день. Облака, (не)рассеянные ветром, вновь сгущаются. В парке становится сумрачно и (не)уютно. (Не)переставая, дует ветер. Падает снег, но дорожки еще (не)засыпаны. Дыхание (не)погоды все сильнее. Ночь будет (не)настной.

ЗАДАНИЯ:

1) Выписать из текста существительные, прилагательные и наречия на -о, -е;

2) Выписать из текста причастия;

3) Выписать из текста глаголы и деепричастия.

Для успешного выполнения работы воспользуйтесь правилами в учебниках, которые лежат у вас на столах.

ПРОВЕРКА

Начнем проверку с III группы слов.

— Назовите выписанные слова и объясните их написание.

— Что вы можете сказать о написании НЕ с глаголами и деепричастиями?

— Когда может встретиться слитное написание? (СЛАЙД 7)

— Несколько лет назад, когда было трудно с продуктами, часто рассказывали такой анекдот: “Я прочитал в вашей газете, что негры в Африке (не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают, присылать нам?” На чём основана такая игра слов? (вывод: глаголы с НЕДО- пишутся слитно и имеют значение «отсутствие в нужном , желанном количестве». Приставку НЕДО- можно проверить подбором антонима с приставкой ПЕРЕ-).От глагола с приставкой недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и частицей НЕ, которые обозначают неполное, незаконченное действие. Например, аквалангист не достал морскую раковину.

— Раскройте скобки, объяснив написание глаголов. (СЛАЙД 8)

— Вставим нужные опоры в макет схемы. (СЛАЙД 9)

Теперь послушаем, что вы отнесли к II группе слов.

— Какие причастия вы написали с НЕ слитно? Почему?

— Какие причастия вы написали с НЕ раздельно? Почему?

— Вставим нужные опоры в макет схемы. (СЛАЙД 10)

Завершает проверку, назовите слова, которые вы отнесли к I группе.

— В каких случаях вы написали их с НЕ слитно?

— Какие случаи раздельного написания с НЕ вам встретились?

— Внесем опоры в макет схемы. (СЛАЙД 11)

6. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

— Посмотрите в учебнике правило на стр. 248-249 и скажите, какие условия слитного и раздельно написания НЕ мы с вами не внесли в нашу схему? (правописание кратких прилагательных).

— Скажите ребята, какие части речи мы не отразили в нашей схеме (местоимения, числительные, наречия, оканчивающиеся не на –О, -Е, слова категории состояния). Давайте вспомним, как эти части речи будут писаться с НЕ.

— Ребята, наша работа по созданию проекта опорной схемы завершилась. А теперь посмотрим, что у нас получилось.(СЛАЙД 12)

— Проговорим алгоритм работы по нашей опорной схеме.

— Ребята у нашей частицы НЕ есть сестра, которая похожа на неё. Навозите её. Как вы думаете, правил, которые регулируют правописание частицы НИ также много? Проверим себя по учебнику стр. 247.

7. Самостоятельная работа.

— Ребята, как вы думаете, для чего в курсе русского языка отводится много времени для изучения правописания НЕ и НИ? (сдать экзамены).

— Слитное и раздельное правописание частиц НЕ и НИ отражено в ЕГЭ в задании А12. Давайте вместе прочитаем формулировку задания. (слайд12)

hello_html_38519e78.gif— А сейчас мы проведём небольшую тестовую работу с последующей взаимопроверкой.

Правописание НЕ с разными частями речи.

1.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Эта (не)приятная история надолго осталась в моей памяти,

2) В Наташином пении уже (не)было детской старательности.

3) Ученье без уменья – (не)польза, а беда.

4) Солнце, ещё (не)скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.

2.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Режиссёр (не)перестаёт удивлять своими работами.

2) (Не)промеренные ещё глубины океана хранят в себе тайны.

3) Отчёты (не)подписаны.

4) Последний параграф остался (не)выученным.

3.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) В мечтах он открывал ещё (не)исследованные земли.

2) Некоторые упражнения (не)выполнены.

3) Старая усадьба стояла на (не)высоком, но заметном холме.

4) Райский считал себя отнюдь (не)отсталым человеком.

4.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) За туманом (не)было видно огней.

2) В глубине озера (не)ясным рогом отражался молодой месяц.

3) Для ночлега гуси выбирают ровный, (не)заросший камышом берег.

4) Ещё (не)зажившая рана давала о себе знать.

5.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Серёжа, ещё (не)окрепший после болезни, примостился на диване.

2) Захар прошёл мимо, (не)повернув головы в мою сторону.

3) Солнца (не)было видно.

4) В кюветах блестела вода, оставшаяся после (не)давних июльских дождей.

6.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Ещё (не)добравшись до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.

2) Косо тянулись (не)остывшие вечерние тени.

3) Ольга шла полем, вдыхая запахи (не)кошеной травы.

4) С (не)запамятных времён человек пытался разгадать тайны природы.

— Поменяйтесь работами, проверьте работу соседа по ключу и поставьте оценку. (СЛАЙД 13)

8. Самоконтроль и самооценка.

— Каждый из вас в течение урока получил оценки за различные виды работы. А сейчас оцените по пятибалльной системе свою деятельность на уроке, а затем выставьте средний балл. Это и будет ваша общая оценка за весь урок.

9. Рефлексия (содержания материала). (СЛАЙД 14)

— Давайте вернёмся к нашему эпиграфу. Скажите, тема, изученная сегодня, вам понятна?

— Посмотрите на экран и продолжите одно из высказываний

    • сегодня я узнал…

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось…

Тест по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи»

Тест по теме «Правописание НЕ и НИ с различными частями речи»

1.В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)разобранные вещи, вовсе (не)интересно, (не)скучный рассказ;

2)(не)злобивый нрав, (не)пришёл вовремя, (не)весёлый взгляд;

3)(не)законченная книга, инженер (не)годовал, (не)дотёпа;

4)(не)верное решение, (не)думая о будущем, (не)проверенные факты.

 

2.В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)сколько яблок, (не)зная горя, (не)пришедший вовремя ученик;

2)постоянно (не)доедать, говорить (не)по-русски, (не)кому помочь;

3)контрольные работы (не)проверены, (не)молодой пастух, говорит (не)глупо;

4)(не)брежно отмахнуться, (не)решённая задача, шумел (не)подалёку.

 

3.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Стук в дверь прервал его (не)торопливые размышления.

2)В подсолнечнике видели украшение, (не)подозревая, какая от него может быть польза.

3)Она снова принялась (не)принуждённо болтать.

4)Мы проходили мимо (не)высокой, но стройной лиственницы.

 

4.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)(Не)отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего гранёного стекла.

2)Один из монастырей произвел на нас (не) забываемое впечатление.

3)Дом священника оказался (не)далеко, а совсем близко.

4)Старик со свойственной ему (не)торопливостью свернул папиросу.

 

5.В каком предложении НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1)(Не)стыдно (не)знать – стыдно (не)учиться.

2)Убирайтесь, это (не)слыханно, этого (не)бывает.

3)(Не)сколько раз он пытался найти этот (не)обычный цветок.

4) Его горе было (не) трогательное, а злое, (не) уступчивое.

 

6.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

«Я н(1)обязана быть н(2)здоровой, н(3)красивой, н(4)хорошей!» — н(5)годовала Наташа.

1) 1,5;           2)2,3,4;          3) 1;          4) 1,2,3,4,

 

7.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Но н(1) только стихи – себя самого н(2)мог Алексей н(3)оглянуть, н(4)пощупать.

1) 1,2,3,4;    2) 1,2;            3) 1;            4) 2,3,4.

 

8.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Это н(1)вероятно, но я так н(2)когда и н(3)смог узнать н(4)имени её, н(5)кто она.

1) 1,4,5;       2) 2,3;            3) 3,4,5;       4) 3.

 

9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ и раздельно.

Н(1)чего н(2)произошло н(3)вероятного: н(4)ударил гром, н(5)налетели вихри с четырёх сторон.

1) 2,3;           2) 1,4,5;         3) 4,5;          4) 2.

 

10.В каком предложении пишется частица НИ?

1)Он не походил н_ на кого из её знакомых.

2)Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.

3)Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.

4)Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.

11. Укажите предложение с частицей НИ 
1) Герасим ничего (не, ни) слыхал. 
2) Звезды (не, ни) озаряли трудный путь. 
3) (Не, ни) одной тучки не было на небе. 
4) (Не, ни) верьте словам, верьте только делам. 

12. Укажите предложение только с частицей НЕ 
1) В комнате никого (не, ни) было. 
2) Во время болезни он (не, ни) мог (не, ни) есть, (не, ни) пить 
3) Внизу была безлюдная степь: (не, ни) хутора, (не, ни) живой души. 
4) Поля без стад, леса унылы, (не, ни) скудных листьев, (не, ни) травы. 


13.ПРАВИЛЬНО употреблены НЕ/НИ в предложении 
1) Ее отказ ни что иное, как каприз. 
2) Это был некто иной, как Дубровский. 
3) Нечем иным вашу неудачу объяснить нельзя. 
4) Этот пятигорский провал не что иное, как потухший кратер. 


14.Укажите слово с ЧАСТИЦЕЙ НЕ 
1) Еще (не) оттаявшая земля 
2) (Не) распечатанный пакет 
3) (Не) дорогое, но красивое платье 
4) Крайне (не) воспитанный человек 

15.Укажите слово с ЧАСТИЦЕЙ НЕ 
1) Было (не) весело 
2) (Не) стерпимая боль 
3) (Не) обдуманное решение 
4) (Не) злой, а добрый малый 

16.Укажите предложение с частицей НЕ 
1) Этот фильм вовсе н.. интересный. 
2) Ночь проходит, нет дороги н.. вперед, н.. назад. 
3) Отец обещал во что бы то н.. стало взять меня на рыбалку. 
4) Ноги бежали сами собой, их н.. возможно было остановить. 

17.Укажите предложение, в котором слово с НЕ пишется СЛИТНО 
1) Он (не) мог (не) согласиться с мнением друзей. 
2) Лучи сквозили, трепетали тени; (не) умолкал деревьев птичий гам. 
3) Тянулась глубокая осень, уже (не) сырая и дождливая, а сухая, ветреная и морозная. 
4) Мартовский день с капелью и солнцем вдруг сменился совсем (не)настным вечерком. 

18. Укажите предложение со словом, которое НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ без НЕ 
1) Я встал и (не) твердо направился к двери. 
2) Он шел с какой-то (не) сокрушимой отвагой. 
3) Голоса пастухов звучали (не) понятно и весело. 
4) (Не) добившись ответа, он сел и ждал, когда все кончится. 

19.Укажите устойчивые сочетания, в которых пишется частица НЕ 
1) Отнюдь н.. весел 
2) Н.. себе н.. людям 
3) Во что бы то н.. стало 
4) Н.. больше н.. меньше 

20. Укажите устойчивые сочетания, в которых пишется частица НИ 
1) Н.. раз просил 
2) Вовсе н.. красивый 
3) Откуда н.. возьмись 
4) Далеко н.. забавно 

КЛЮЧ:

1

3

11

3

2

4

12

1

3

2

13

4

4

3

14

1

5

1

15

4

6

3

16

1

7

2

17

4

8

4

18

2

9

3

19

1

10

1

20

3

 

Тест по русскому языку (9, 11 класс) на тему: Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Тест. Упражнения.

Правописание НЕ и Ни с разными частями речи

1..В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)разобранные вещи, вовсе (не)интересно, (не)скучный рассказ;

2)(не)злобивый нрав, (не)пришёл вовремя, (не)весёлый взгляд;

3)(не)законченная книга, инженер (не)годовал, (не)дотёпа;

4)(не)верное решение, (не)думая о будущем, (не)проверенные факты.

 

2..В каком ряду НЕ со всеми словами пишется слитно?

1)(не)сколько яблок, (не)зная горя, (не)пришедший вовремя ученик;

2)постоянно (не)доедать, говорить (не)по-русски, (не)кому помочь;

3)контрольные работы (не)проверены, (не)молодой пастух, говорит (не)глупо;

4)(не)брежно отмахнуться, (не)решённая задача, шумел (не)подалёку.

 

3..В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Стук в дверь прервал его (не)торопливые размышления.

2)В подсолнечнике видели украшение, (не)подозревая, какая от него может быть польза.

3)Она снова принялась (не)принуждённо болтать.

4)Мы проходили мимо (не)высокой, но стройной лиственницы.

 

4..В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)(Не)отшлифованный алмаз резко отличается от самого лучшего гранёного стекла.

2)Один из монастырей произвел на нас (не) забываемое впечат ление.

3)Дом священника оказался (не)далеко, а совсем близко.

4)Старик со свойственной ему (не)торопливостью свернул папиросу.

 

5..В каком предложении НЕ со всеми словами пишется раздельно?

1)(Не)стыдно (не)знать – стыдно (не)учиться.

2)Убирайтесь, это (не)слыханно, этого (не)бывает.

3)(Не)сколько раз он пытался найти этот (не)обычный цветок.

4) Его горе было (не) трогательное, а злое, (не) уступчивое.

 

6.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

«Я н(1)обязана быть н(2)здоровой, н(3)красивой, н(4)хорошей!» — н(5)годовала Наташа.

1) 1,5;           2)2,3,4;          3) 1;          4) 1,2,3,4,

 7.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Но н(1) только стихи – себя самого н(2)мог Алексей н(3)оглянуть, н(4)пощупать.

1) 1,2,3,4;    2) 1,2;            3) 1;            4) 2,3,4.

 8.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НЕ и раздельно.

Это н(1)вероятно, но я так н(2)когда и н(3)смог узнать н(4)имени её, н(5)кто она.

1) 1,4,5;       2) 2,3;            3) 3,4,5;       4) 3.

 

9.Укажите номер ответа, в котором указаны все цифры, на месте которых в предложении пишется частица НИ и раздельно.

Н(1)чего н(2)произошло н(3)вероятного: н(4)ударил гром, н(5)налетели вихри с четырёх сторон.

1) 2,3;           2) 1,4,5;         3) 4,5;          4) 2.

 

10.В каком предложении пишется частица НИ?

1)Он не походил н_ на кого из её знакомых.

2)Её большие глаза, должно быть, н_ видели ничего.

3)Нигде столько н_ останавливалось народа, как перед картинной лавкой.

4)Я н_ обольщаюсь насчёт качества книг.

Правописание НЕ и Ни с разными частями речи

КЛЮЧ:

 

1 – 3

2 – 4

3 – 2

4 – 3

5 – 1

6 – 3

7 – 2

8 – 4

9 – 3

10 –1

 

 

 Упражнение 1

        Раскройте скобки, распределив слова на две группы: 1) с раздельным написанием частицы не; 2) со слитным написанием частицы не.

        (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

 

Упражнение 2

        Запишите следующие причастия с отрицательными местоимениями или наречиями. Объясните их правописание.

Образец: необученные солдаты — ничему не обученные солдаты.

(Не)исследованный, (не)видимый, (не)занятый, (не)меняющийся, (не)успокоенный, (не)прочитанный, (не)замеченный, (не)защищенный.

 

Упражнение 3

        Перепишите, раскрывая скобки. Устно объясните слитное и раздельное написание частицы не.

         Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

 

Упражнение 4

        Образуйте от приведенных ниже глаголов краткие страдательные причастия, употребите их с частицей не, составьте с ними словосочетания.

        Пахать, избрать, чесать, приватизировать, достроить, акционировать, запрограммировать, дошить, создать.

 

Упражнение 5

        Перепишите, объясняя устно слитное и раздельное написание частицы не.

        1) (Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы. 2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок. 3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5) Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел. 6) Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран. 7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно. 9) (Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

 

Упражнение 6

        Перепишите. Раскройте скобки. Вместо точек вставьте пропущенные буквы.

1. (Не)засыпая (н…) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н…)(н…)приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

 

        Упражнение 7

        Переставьте предложения так, чтобы получился связный текст. Раскройте скобки. Сформулируйте основную мысль текста. Согласны ли вы с предложенной формулировкой?

 

        А. К нему нужно подойти вплотную и наклониться.

        Б. (Не)словами, а молчанием, добрым взглядом, улыбкой лучше всего раскрывается такой человек.

        В. Благоухание ландыша (не)слышишь за сто шагов.

        Г. Есть и люди, которых нельзя понять, (не)приблизившись к ним, (не)увидев их в кругу друзей или даже наедине. (По О.Кожуховой)

 

Упражнение 8

        Спишите текст и разделите его на три абзаца. Озаглавьте текст.Раскройте скобки и укажите, к какой части речи принадлежит слово.

        В пустыне все (не)привычно и (не)понятно. Реки, которые никуда (не) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, (не)долетая до земли. Деревья, под которыми нет тени. Родники, вода которых (не)утоляет, а разжигает жажду. Даже хорошей погодой здесь называют (не)солнечную и сухую, а пасмурную и дождливую. Даже зонт защищает тут (не)от дождя, а от солнца. Идешь, и тень твоя испуганно путается в ногах. Будто топчешь большую черную птицу. И шустрые струйки песка засыпают позади твой след. (Н.Сладков)

 

Упражнение 9

        Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.

        Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.

Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.

 

Упражнение 10

        Замените слитное написание на раздельное, а раздельное – на слитное, укажите, к какой части речи относятся слова с не.

        1. (Не)ослабевающие, а крепнущие связи. 2. (Не)законченный портрет. 3. Рукопись (не)отредактирована. 4. (Не)решенная еще проблема. 5. (Не)исписанные листы. 6. (Не)запланированная на сегодня поездка. 7. Ничего (не)говорящий факт.

 

Упражнение 11

        Прочитайте предложения. Найдите «лишнее». По какому признаку вы это определили? Сформулируйте общую тему для остальных предложений. Напишите одно свое предложение по данной теме.

        1. (Не)вежда (не)навидит учение.

        2. (Не)лепо спорить с (не)годяем.

        3. (Не)ряшливый человек смешон.

        4. (Не)льзя объять (не)объятное.

        5.(Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия.

        6. Лучше жить любя, чем (не)навидя.

 

Упражнение 12

        Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?

М.В.Ломоносов о поведении учащихся.

1. С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем

2. Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.

3. Ничем (не) превозноситься и (не) унижать другого.

4. (Не) быть гордым и грубым.

5. (Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.

6. (Не) хвастаться и (не) лгать.

7. Во время молитвы и трапезы (не) разговаривать. Есть опрятно.

8. Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.

9. Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.

10 Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!(1758 год)

 


Тест по теме «Правописание не с разными частями речи» 

 

 1.    В каком варианте НЕ пишется раздельно?

 1)    (не)прерывное (не)домогание

2)    мне это вовсе (не)интересно

3)   (не)вежда

4)   это было (не)избежно

 

 

2.   В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)  совершить (не)лепый поступок

2)  бормотать что-то (не)внятное

3)  ничем (не)оправданный риск

4)  юноша крайне (не)вежлив

 

 

3.     В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)  в пачке (не)достает трех тетрадей

2)  (не)взлюбить с первого взгляда

3)  (не)зная причины

4)  обошлось (не)дешево

 

 

4.   В каком варианте НЕ пишется раздельно?

1)  работа (не)зачтена

2)  вести себя (не)принужденно

3)  (не)приступная крепость

4)  с утра (не)здоровится

 

 5.    Какое из объяснений является ошибочным?

1) (не)хочется в это верить — не с глаголами пишется раздельно

2) переспросить, (не)доумевая — не пишется слитно, так как слово без не не употребляется

3) отозваться очень (не)лестно — не с наречием пишется раздельно, так как у наречия есть зависимые слова

4) (не)погашенный костер — не с причастием пишется слитно, так как у причастия нет зависимого слова

 

 6.  В каком примере НЕ пишется слитно?

1) Многие рукописи (не)расшифрованы.

2) В книге (не)хватало нескольких страниц.

3) Нам (не)доставало терпенья и опыта.

4) Есть на земле люди, (не)знающие, что такое снег.

 

7. Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

 1) (Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

2) Мне в этот день (не) здоровилось.

3) С людьми браниться – никуда (не)годится.

4) Толпа (не)доумевала.

5) (Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

 

8.В каком предложении не с существительным пишется слитно.

 1) Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

2) Но это, к сожалению, было (не) озеро.

3) Мы поняли, что это было (не)доразумение.

4) (Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

 

9.Укажите слитное написание частицы не:

 1) далеко (не)робкое замечание

2) (не)у кого остановиться;

3) ничуть (не)дорог;

4) (не)здоровый цвет лица;

5) (не)дядин дом;

6) (не)доумевал;

7) (не)большой, но удобный шкаф;

8) выразить (не)годование;

9) (не)чего бояться;

10) (не)длинна, а коротка.

 

10.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

 1) (не)брежный, ничуть (не)привлекательный, (не)взгоды,

2) (не)доумение, (не)видел, (не)догадливый;

3) (не)доразумение, (не)кем, (не)взлюбил.

 

11.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

 1) (не)лепость, (не)годовал, (не)красивый;

2) (не) (с) кем, (не)думал, далеко (не) робкий;

3) (не)широкая, но глубокая; (не)понял, (не)вразумительный.

 

12.Отметь строку, в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

 1) далеко (не)спокойный, (не)суразный;

2) вовсе (не)сложная, (не)дорогой;

3) (не)вредимый, (не)громкая.

 

13.Отметь неверное пояснение, касающееся правописания не с существительными.

 1) пишется слитно, если слово не употребляется без не;

2) пишется  слитно, если можно заменить синонимом без не,

3) пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом а.

 

14.Укажи примеры с ошибкой:

 1) проявил негодование;

2) не  ласковый взгляд;

3) вовсе не лёгкий переход;

4) был недогадлив;

5) ничуть не подозрительный;

6) нисколько  непривередлив;

7) отнюдь  не  безвыходный.



Правописание НЕ с разными частями речи 

1.2)
2.3)
3.3)
4.1)
5.3)
6.3)
7.2),4)
8.3)
9.4),6),7),8),9)
10.3)
11.2)
12.3)
13.3)
14. 2),6)

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *