Слитное написание союзов также тоже чтобы: Орфограммы. № 67. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Содержание

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

·                   Сегодня мы устроим Интернет-чат.

·                   Узнаем, как избежать очень распространённых ошибок.

·                   И запомним несколько интересных приёмов.

Слово «чат» произошло от английского «чаттер», − болтать. Так называется средство общения пользователей в компьютерной сети в режиме реального времени.

Приглашаю вас в чат школьников!

Все пользователи в недоумении.

Грамотей: В ваших предложениях неправильно написаны союзы.

Как неправильные этот пользователь отметил раздельное написание что бы, то же, за то.

Аня: Ой, а как правильно?

Грамотей: Союзы также, тоже, чтобы и зато в русском языке пишутся слитно!

Я пришла сюда, чтобы пообщаться.

Я тоже хочу поговорить!

А я зато очень грамотная!

Влад: Неправда! В книгах я нашёл такие выражения:

Что бы ты хотел подарить другу?

В то же мгновение мы услышали крик.

Автомобиль нырнул за то здание.

Грамотей: В этих выражениях нет ни одного союза. Все выделенные слова – местоимения с частицами и предлогом.

Оля: Ой, как это?

Влад: Есть сочетания, которые созвучны таким союзам.

Сочетания пишутся раздельно:

·                   что бы – местоимение с частицей.

·                   так же – наречие с частицей;

·                   то же – местоимение с частицей;

·                   за то – предлог с местоимением.

А союзы пишутся слитно: чтобы, также, тоже, зато.

Союзы и похожие на них сочетания нужно различать!

Аня: А как отличить союз от такого сочетания?

Грамотей: Есть два основных приёма. Удаление или перестановка части сочетания. И замена одного союза другим.

Способ первый

Частицы же, бы и местоимение то обычно можно удалить.

Что бы ты хотел подарить другу? Удаляем бы. Значение не особенно изменилось.

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Если попробуем удалить бы – получится «что пообщаться». Бессмыслица.

Автомобиль нырнул за то здание. Мы убираем местоимение. Получается: «Автомобиль нырнул за здание».

Зато я очень грамотная!

Убрать «то» здесь не получится, потому что это часть союза, а не частица или местоимение.

Что бы такое мне сейчас придумать? Бы можно убрать. Что – это местоимение, и пишется с бы слитно.

Я хочу, чтобы мне купили мотоцикл. Убрать бы никак не получается, значит, перед нами союз, а он пишется слитно.

Я сказала родителям то же самое! Если мы уберем же – получится не очень красивое предложение. Поэтому непонятно, слитно здесь нужно писать или раздельно.

Второй способ

Союзы можно заменить другими союзами.

Союз также можно заменить союзом тоже и наоборот. Зато можно заменить союзом но. А союз чтобы заменяется союзом для того, чтобы.

Давайте попробуем заменить союзы!

Я пришла сюда, чтобы пообщаться. Можно заменить чтобы на для того, чтобы.

Что бы такое мне сейчас придумать? Для того, чтобы не подходит.

Он тоже оказался хорошим человеком. Тоже можно заменить на также.

Я сказала родителям то же самое. Сказала так же самое звучит глупо, поэтому здесь перед нами местоимение с частицей, которые мы пишем раздельно.

Аня: У нас получилось правило!

Если перед нами – сочетание местоимения или наречия с предлогом или частицей, то часть этого сочетания обычно можно убрать или переместить.

А если перед нами союз, то его обычно можно заменить

Также и тоже заменяют друг друга. Зато можно заменить на но. Чтобы – на для того, чтобы.

Аня: Теперь я знаю это правило так же хорошо, как и ты

! Попробуем убрать же. У нас получилось. Значит, нужно писать раздельно.

Влад: Я не забуду его, что бы ни случилось! Если убрать бы – получается не очень красиво. Попробуем заменить что бы союзом для того, чтобы. Не получается. Пишем раздельно.

Оля: Я тоже хорошо запомнила это правило. Удалить же невозможно. Зато тоже можно заменить на также. Пишем слитно, это союз.

Влад: Лучше запиши его, чтобы потом не забыть. Мы не можем убрать бы. Зато можем заменить чтобы на для того, чтобы. Пишем слитно, это союз.

Аня: Мы потратили время, зато стали грамотнее. Мы не можем убрать то. Попробуем заменить зато на но. Получилось. Это союз, пишем слитно.

Влад: Я не сержусь на Грамотея за то, что он сделал нам замечание

. Если убираем то, получается не очень красиво. С другой стороны, заменить за то на но, тоже не получается. Значит, это всё-таки местоимение, и писать его с предлогом нужно раздельно.

Что же нам требуется запомнить?

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы и др.

Раскройте скобки.

1.

1) Мы то(же) решили поехать в этом году в Петербург.

2) Встречаемся завтра в то(же) самое время.

3) Сегодня на работе было то(же), что и вчера: отчёты, звонки, встречи.

4) Те перья поднимите, те — то(же).

5) Всё то(же) место, то(же) поле и лес на пригорке.

6) Вернувшись в родной город, я с радостью посетил знакомые с детства места: многое не изменилось, и, кажется, даже лица остались те(же).

Ответ:

1) Мы тоже решили поехать в этом году в Петербург.

2) Встречаемся завтра в то же самое время.

3) Сегодня на работе было то же, что и вчера: отчёты, звонки, встречи.

4) Те перья поднимите, те — тоже.

5) Всё то же место, то же поле и лес на пригорке.

6) Вернувшись в родной город, я с радостью посетил знакомые с детства места: многое не изменилось, и, кажется, даже лица остались те же.

2.

1) Завтра мы вспомним правила написания гласных после шипящих, а также после буквы «ц» в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

2) Неужели ты поступишь так(же), как большинство, и бросишь спорт?

3) После долгого и утомительного похода мы так(же) нуждались в отдыхе.

4) Смотри на инструктора и делай так(же).

5) На вчерашнем совещании чиновник из министерства озвучил итоги комплексной проверки, он так(же) отметил высокий профессионализм и сплочённость нашего коллектива.

6) Всё выглядело точно так(же), словно и не прошло этих десяти лет.

Ответ:

1) Завтра мы вспомним правила написания гласных после шипящих, а также после буквы «ц» в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

2) Неужели ты поступишь так же, как большинство, и бросишь спорт?

3) После долгого и утомительного похода мы также нуждались в отдыхе.

4) Смотри на инструктора и делай так же.

5) На вчерашнем совещании чиновник из министерства озвучил итоги комплексной проверки, он также отметил высокий профессионализм и сплочённость нашего коллектива.

6) Всё выглядело точно так же, словно и не прошло этих десяти лет.

3.

1) Мы собрались, что(бы) обсудить наши прошедшие мероприятия, выделить достоинства, разобрать ошибки, а так(же) набросать планы будущих проектов.

2) Что(бы) ты ни говорил, а поступит она (по)своему.

3) Я решила сделать перерыв, сохранила документ и встала, что(бы) размять спину и сварить кофе.

4) Подумай, что(бы) ты хотела получить в подарок.

5) На то и щука в водоёме, что(б) карась не дремал.

6) От результатов данного экзамена зависит твоё будущее, ты должен (во) что(бы)то ни стало выдержать его достойно.

Ответ:

1) Мы собрались, чтобы обсудить наши прошедшие мероприятия, выделить достоинства, разобрать ошибки, а также набросать планы будущих проектов.

2) Что бы ты ни говорил, а поступит она по-своему.

3) Я решила сделать перерыв, сохранила документ и встала, чтобы размять спину и сварить кофе.

4) Подумай, что бы ты хотела получить в подарок.

5) На то и щука в водоёме, чтоб карась не дремал.

6) От результатов данного экзамена зависит твоё будущее, ты должен во что бы то ни стало выдержать его достойно.

4.

1) Я не очень хорошо умею ориентироваться в незнакомом городе, за(то) я прекрасно говорю (по)английски и легко могу обратиться к прохожим за помощью.

2) Нельзя осуждать спортсмена только за(то), что он однажды не смог победить.

3) К сожалению, наше сотрудничество не было плодотворным, за(то) мы получили новый бесценный опыт.

4) (За)то, что только раз в году бывает май, за блёклую зарю ненастного дня кого угодно ты на свете обвиняй, но только не меня…

5) Я хочу поблагодарить Вас (за)ту помощь, которую Вы мне оказали в подготовке проекта, особенно (за)те книги, которые Вы мне посоветовали прочитать.

6) Работать за себя и (за)того парня, безусловно, трудно, (за)то это позволяет получить новые навыки и учит правильно организовывать свою занятость.

Ответ:

1) Я не очень хорошо умею ориентироваться в незнакомом городе, зато я прекрасно говорю по-английски и легко могу обратиться к прохожим за помощью.

2) Нельзя осуждать спортсмена только за то, что он однажды не смог победить.

3) К сожалению, наше сотрудничество не было плодотворным, зато мы получили новый бесценный опыт.

4) За то, что только раз в году бывает май, за блёклую зарю ненастного дня кого угодно ты на свете обвиняй, но только не меня…

5) Я хочу поблагодарить Вас за ту помощь, которую Вы мне оказали в подготовке проекта, особенно за те книги, которые Вы мне посоветовали прочитать.

6) Работать за себя и за того парня, безусловно, трудно, зато это позволяет получить новые навыки и учит правильно организовывать свою занятость.

5.

1) (От)чего ты сегодня бледна?

2) Завтра нужно будет встать в пять часов утра, (от)чего я давно уже отвык.

3) По приезд_ нас тут же принялись расспрашивать, (от)чего мы так сильно задержались в дороге, не случилось ли чего(нибудь), все ли здоровы.

4) Расскажите, что изменилось в Вашей жизни после Олимпиады, какие новые обязанности у Вас появились, (от)чего Вам пришлось отказаться.

5) Не могу понять, (от)чего вдруг сердце так забилось, словно сейчас выскочит из груди.

6) (От)чего бы мы ни отталкивались, всё равно приходили к тому же решению.

Ответ:

1) От чего ты сегодня бледна?

2) Завтра нужно будет встать в пять часов утра, отчего я давно уже отвык.

3) По приезде нас тут же принялись расспрашивать, отчего мы так сильно задержались в дороге, не случилось ли чего-нибудь, все ли здоровы.

4) Расскажите, что изменилось в Вашей жизни после Олимпиады, какие новые обязанности у Вас появились, от чего Вам пришлось отказаться.

5) Не могу понять, отчего вдруг сердце так забилось, словно сейчас выскочит из груди.

6) От чего бы мы ни отталкивались, всё равно приходили к тому же решению.

6.

1) Я проснулась (от)того, что за окном весело чирикали воробьи и оживлённо беседовали соседи.

2) Поверните направ_, дойдите до здания с красным козырьком и (от)того дома поверните налев_.

3) Быть может, (от)того, что сегодня пасмурно, работа идёт медленно.

4) Гостиница находится в пятидесяти метрах (от)того здания, в котором будет проходить конференция.

5) Зрители были в восторге от спектакля, в особенности (от)того почтения, которое было проявлено к тексту произведения: ни одна фраза (не)была исковеркан_а или исключен_а.

6) Вода имела странный цвет, (от)того что в неё было добавлено много примесей и красителей.

Ответ:

1) Я проснулась от того, что за окном весело чирикали воробьи и оживлённо беседовали соседи.

2) Поверните направо, дойдите до здания с красным козырьком и от того дома поверните налево.

3) Быть может оттого, что сегодня пасмурно, работа идёт медленно.

4) Гостиница находится в пятидесяти метрах от того здания, в котором будет проходить конференция.

5) Зрители были в восторге от спектакля, в особенности от того почтения, которое было проявлено к тексту произведения: ни одна фраза не была исковеркана или исключена.

6) Вода имела странный цвет, оттого что в неё было добавлено много примесей и красителей.

7.

1) (По)чему вы сегодня опоздали?

2) (По)чему бы вы ни готовились к экзамену, вы всё равно были обязаны ознакомиться с материалами из списка литературы.

3) Морская вода имеет большую плотность, нежели пресная, вот (по)чему она хорошо удерживает ваше тело на поверхности.

4) Мы должны поторопиться, (по)тому что иначе мы опоздаем на поезд.

5) (По)тому, как абитуриент держался перед комис_ией, как отвечал на вопросы и ре_гировал на замечания, было ясно, что терять ему было (не)чего.

6) Машина (не)заводилась, (по)тому что возникли неполадки с двигателем.

7) Не стоит ходить (по)тому переулку, он ещё (не)очищен_ от снега и льда.

Ответ:

1) Почему вы сегодня опоздали?

2) По чему бы вы ни готовились к экзамену, вы всё равно были обязаны ознакомиться с материалами из списка литературы.

3) Морская вода имеет большую плотность, нежели пресная, вот почему она хорошо удерживает ваше тело на поверхности.

4) Мы должны поторопиться, потому что иначе мы опоздаем на поезд.

5) По тому, как абитуриент держался перед комиссией, как отвечал на вопросы и реагировал на замечания, было ясно, что терять ему было нечего.

6) Машина не заводилась, потому что возникли неполадки с двигателем.

7) Не стоит ходить по тому переулку, он ещё не очищен от снега и льда.

8.

1) Я давно смотрю передачу данного учёного, (по)этому я обрадовалась, когда он приехал в наш город на творческую встречу с поклон_иками.

2) Мне (н_)чего добавить (по)этому вопросу, переходим к следующему.

3) Команда туристов была ещё совсем (не)опытная, (по)этому инструктор предложил им (не)сложный маршрут.

4) Я люблю гулять (по)этому городу, люблю наблюдать за тем, как разводят мосты.

5) (По)этим улицам мы гуляли, когда были ещё детьми, (по)этому они мне так дороги.

6) Не (по)тому ли Вы не разговариваете со мной, что всё ещё обижен_ы?

7) Не (по)этому ли избегаете встреч?

Ответ:

1) Я давно смотрю передачу данного учёного, поэтому я обрадовалась, когда он приехал в наш город на творческую встречу с поклонниками.

2) Мне нечего добавить по этому вопросу, переходим к следующему.

3) Команда туристов была ещё совсем неопытная, поэтому инструктор предложил им несложный маршрут.

4) Я люблю гулять по этому городу, люблю наблюдать за тем, как разводят мосты.

5) По этим улицам мы гуляли, когда были ещё детьми, поэтому они мне так дороги.

6) Не потому ли Вы не разговариваете со мной, что всё ещё обижены?

7) Не поэтому ли избегаете встреч?

9.

1) (За)чем вам так срочно понадобился словарь?

2) Рассматривая товар на витрине, не забудьте купить то, (за)чем вы изначально пришли в магазин.

3) Непонятно, (за)чем нужно было спорить так долго, если всё равно (в)итоге решение (не)было найден_о.

4) Местность была ровной, пустын_ой, не было ни одного выступа, ни одного куста или дерева — ничего, (за)чем можно бы было укрыться.

5) Сначал_ поверхность нужно вычистить и вытереть насухо, (за)тем покрыть грунтовкой и после этого только красить.

6) Я решила вернуться в магазин (за)тем платьем, которое мне так понравилось.

7) Прежде чем сдавать сочинение, нужно его внимательно прочитать (за)тем, чтобы не упустить ни одной ошибки.

8) (За)тем высокомерием и той показной холодностью скрывалась (не)уверенность в себе.

Ответ:

1) Зачем вам так срочно понадобился словарь?

2) Рассматривая товар на витрине, не забудьте купить то, за чем вы изначально пришли в магазин.

3) Непонятно, зачем нужно было спорить так долго, если всё равно в итоге решение не было найдено.

4) Местность была ровной, пустынной, не было ни одного выступа, ни одного куста или дерева — ничего, за чем можно бы было укрыться.

5) Сначала поверхность нужно вычистить и вытереть насухо, затем покрыть грунтовкой и после этого только красить.

6) Я решила вернуться в магазин за тем платьем, которое мне так понравилось.

7) Прежде чем сдавать сочинение, нужно его внимательно прочитать затем, чтобы не упустить ни одной ошибки.

8) За тем высокомерием и той показной холодностью скрывалась неуверенность в себе.

10.

1) Вопрос, поднятый на дискуссии, был актуальный, (при)чём во все времена.

2) Сроки поставки были сорваны из-за форс-мажора, сотрудники компании были ни(при)чём.

3) Стажёр пока ещё плохо разбирался в наименованиях товаров, (при)том он был скромен и стеснителен, (по)этому не решался попросить помощи у более опытных кол_ег.

4) (При)чём здесь я?

5) (При)том университете, куда я планирую поступать, есть кружок для школьников, увлекающихся робот_техникой.

6) Мама работает до пяти вечера, потом приезжает домой, готовит ужин и при всём (при)этом успевает проверять уроки у детей.

Ответ:

1) Вопрос, поднятый на дискуссии, был актуальный, причём во все времена.

2) Сроки поставки были сорваны из-за форс-мажора, сотрудники компании были ни при чём.

3) Стажёр пока ещё плохо разбирался в наименованиях товаров, притом он был скромен и стеснителен, поэтому не решался попросить помощи у более опытных коллег.

4) При чём здесь я?

5) При том университете, куда я планирую поступать, есть кружок для школьников, увлекающихся робототехникой.

6) Мама работает до пяти вечера, потом приезжает домой, готовит ужин и при всём при этом успевает проверять уроки у детей.

ПредыдущаяСодержаниеСледующая

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

• Он тоже пришёл и рассказал то же
самое.
• Что бы мне почитать, чтобы не скучать в
дороге?
• Зато я спрятался за то дерево
• Брат также учился в институте. Я учился
так же хорошо, как и брат.
Слитное написание
союзов также, тоже,
чтобы, зато.
Чтобы (союз)
Я зашёл, чтобы
всё с тобой
обсудить.
Что бы
(местоимение с
частицей)
Я хочу знать,
что бы
ты мне
посоветовала.
Тоже, также (союзы)
(тоже = также = и)
То же (местоимение с
частицей),
так же (наречие с
частицей)
Я тоже это прочитал.
Я также это прочитал.
И я это прочитал.
Он требовал то же (что
именно?), что и вы.
Во всём городе не было
людей, настроенных (как?)
так же спокойно, как эти
двое.
Зато (союз)
(зато = но)
За то (местоимение
с предлогом)
Мал золотник, зато Не берись (за что?)
за то, что тебе не
дорог.
по силам.
(Мал золотник, но
дорог.)

7. Запомнить!

• Зато = но
• Причем = притом
• Оттого что = потому что
Союз
Местоимение или
наречие
нельзя поставить
• можно поставить
вопрос
вопрос
не являются членами • являются членами
предложения
предложения.
пишутся слитно
• с частицами же, бы и
предлогами пишутся
можно заменить
раздельно
другим союзом

10. ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ!

• КАК БУДТО
Раздельно!
Раздельно!!!
Раздельно!!!!!
Раздельно!!!!!!!
РАЗДЕЛЬНОООООООО
ОООООО!!!

11. Я то(же) хочу наряжать ёлку.

12. Небо потемнело, и в то (же) мгновенье сверкнула молния.

13. Всё так(же), как когда-то, здесь цвела сирень.

14. В шуты он так(же) не годится.

15. Что(бы) мне выбрать из такого изобилия?

16. Что(бы) получить хороший урожай, нужно много трудиться.

17. В России холодная зима, за(то) можно кататься с горки.

18. Мальчик в красной футболке спрятался за(то) дерево.

• Мм
Выпишите номера предложений, в которых
использованы союзы «тоже», «также», «чтобы».
1) Я то (же) это прочитаю.
2) Это было то (же) самое место.
3) Мы делали все что(бы) праздник удался.
4) Что(бы) ребенок не плакал ему дали игрушку.
5) Молодые сыны его то(же)оглядывали себя с головы
до ног.
6) Он умел веселить так(же) как и мой отец.
7) Он долго тренировался что(бы) переплыть реку.
8) Работа была выполнена так(же) хорошо как и в
прошлый раз.

20. Графический диктант + —

1.(Что )бы ни нарисовал художник на своих полотнах,
наполнено любовью к родному краю.
2. На картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
изображен пасмурный, (за)то по- весеннему
радостный день.
3. (Что)бы рассказать людям об удивительном
окружающем мире, художник тщательно прописал
каждую веточку не только на дереве, но и на снегу.
4. На переднем плане (так)же с любовью изображен
грач с веточкой в клюве.
5. Пейзаж прост, за(то) за этой простотой чувствуется
душа художника, которому все это дорого и близко.
6 От(того) пейзажа веет свежестью и теплотой.

21. Проверка


12+
3+
4+
5+
6-

22. тест

А. Укажите слова, которые пишутся слитно.
1) Я не знал, что(бы) такое придумать.
2) Что(бы) не заблудиться в лесу, надо знать приметы.
3) Он так(же) пришёл с небольшим опозданием.
4) Я мог бы опоздать так(же), как и он.
5) Все говорили то(же), что и председатель.
Б. Укажи слова, которые пишутся слитно.
1) Он то(же) взял слово.
2) Он не пришёл (от)того, что плохо себя чувствовал.
3) Всё будет зависеть (от)того, как я буду себя чувствовать.
4) Я не пришёл на собрание, потому(что) заболел.
5) Он был молод, но (за)то очень опытен.

23. Проверка теста.

• А – 2, 3;
• Б – 1, 2, 5.

Урок по русскому языку для 7 класса «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато»

Урок русского языка в 7 классе по теме

«Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО»

Цель урока:

1) Формировать навык написания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО; способствовать умению отличать союзы

от омонимичных сочетаний слов;

2) развивать умение анализировать языковые явления

и делать выводы;

3) формирование ценностного отношения к слову

и его лексическому значению

Тип урока: урок изучения нового материала

Ведущий метод: проблемный

Оборудование: интерактивная доска; материалы урока, представленные на слайдах; сигнальные индивидуальные карточки; оценочные листы.

Ход урока:

1) Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

-Подпишите оценочные листы

2) Актуализация знаний

— Ребята, посмотрите на доску и прочитайте предложения:

1.Если тебе случится на кого-то рассердиться, рассердись также на самого себя, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого (Н.В. Гоголь)

2.Относись к людям так же, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

— Посмотрим на содержательную сторону этих предложений.

— Скажите, что объединяет эти два высказывания? (мысль о человеколюбии, гуманном отношении друг к другу)

— А что значит быть гуманным?

— Ребята, как вы понимаете слова Н.В. Гоголя?

— Как вы объясните второе предложение? (Нужно уважительно относиться друг к другу, а мы порой допускаем грубость при общении с одноклассниками, друзьями, родителями учителями…)

-А теперь обратимся к орфографии этих предложений.

— Как произносятся и как пишутся выделенные слова?

Проблемный вопрос: Как вы думаете, от чего это зависит?

Фронтальный опрос:

На какие группы делятся части речи в русском языке?Назовите самостоятельные части речи. Служебные части речи.Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?Какая часть речи выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении? Какая часть речи связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного? Какие виды союзов вам известны? На какие группы делятся союзы

Тема сегодняшнего урока «Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО».

3. Постановка темы и целей урока

— Запишите число и тему урока.

— Сформулируйте цели урока.

4. Мотивация на изучение нового

— Обратимся к традиционному источнику информации – учебнику.

Откройте параграф 61 и прочитайте самостоятельно правило.

5. Презентация нового материала

— Ребята, что вы узнали из прочитанного материала учебника?

Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся слитно их следует отличать их от омонимичных сочетанийЕсли это омонимичные сочетания, то ЖЕ и БЫ можно опустить или переставить на другое местоЧто союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ можно заменить союзом И, союз ЧТОБЫ – составным союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО- союзом НО- Как отличить союз от местоимения или наречия?

— Запомнить орфограмму нам помогает правило. А что нужно сделать, чтобы лучше его запомнить? (составить алгоритм)

6. Первичное осмысление

— Опираясь на таблицу и правило учебника, составляем алгоритм,

— Какой будет 1-ый шаг? (Можно ли ТОЖЕ, ТАКЖЕ заменить союзом И?)

— Какой будет 2-ой шаг? (Можно ли опустить ЖЕ?)

— Запишите алгоритм в тетрадь.

— Вернёмся к нашим предложениям, с которых мы начинали урок и посмотрим, что можно с ними сделать, исходя из алгоритма.

Если тебе случится на кого-то рассердиться, рассердись и на себя самого, хотя бы за то, что сумел рассердиться на другого.

Относись к людям так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

( В 1-ом предложении можно ТАКЖЕ заменить союзом И, а во 2-ом предложении можно опустить частицу ЖЕ)

7.Вторичное осмысление

— Объясните написание слов, пользуясь алгоритмом.

* Незнакомец был невысок ростом, за(то) плечист.

* Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.

* Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом.

8.Первичное закрепление

— Запишите предложения, раскрыв скобки:

1. Все очень устали, за(то) цели достигли.

2. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.

3. Его прозвали Знайкой за(то), что он много знал.

4. Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.

— Взаимопроверка:

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Больше двух ошибок — 0

9.Вторичное закрепление

Работа с сигнальными карточками (красная – слитно, зелёная – раздельно): Делай так же, как я; Я тоже занимаюсь спортом; Учусь, чтобы писать грамотно; Мне тоже не сиделось; Берись за то, что умеешь; Что бы мне съесть на завтрак? Нам тоже становилось страшно; Все собрались так же быстро, как и разошлись; Люблю свой край за то, что он прекрасен; Дверь закрыли, чтобы никто не входил; На улице дождь, зато воздух чист; Приготовь то же блюдо, что и вчера.

10. Применение знаний в новой ситуации

— Допишите недостающие слоги «то», «же», «бы» с требуемым по правилу слитным или раздельным написанием:

День был ветреный, за___тёплый.

Мои друзья пошли в театр, я то___пошёл.

Что___ты подумал о человеке, который не сдержал слово?

Книга показалась мне то___ интересной.

Что___быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам.

-Взаимопроверка с проверкой у доски(1 ученик вставляет нужные слоги)

-Ответ — зато, тоже, что бы, тоже, чтобы

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

Больше 2-х ошибок – 0

11. Диагностика и коррекция знаний

Восстановим правило написания слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО.

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО пишутся ___. Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ, ЗА ТО.

В этих сочетаниях ___ ЖЕ, БЫ могут быть опущены или переставлены на другое место.

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно __ союзом И, союз ЧТОБЫ — союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, а союз ЗАТО – союзом НО.

Запишите в столбик восстановленные слова (слитно, частицы, заменить)

-Взаимоконтроль:

Безошибочно – «5»

Хоть 1 ошибка – 0

— Цифровой диктант. (Задание на АНАЛИЗ). Запишите номера предложений с союзами

1.Что(бы) он ни делал, всё у него получалось хорошо.

2.Дождь прекратился, ветер то(же) затих.

3.Выполни то(же) задание, что и вчера.

4.Марьяна улыбалась редко, за(то) её улыбка всегда поражала.

5.В деревню мы собирались за(тем), чтобы отдохнуть, собрать грибов и ягод.

— Ключ – 2, 4, 5

-Взаимопроверка:

Без ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки и более – 0

— Последним заданием сегодняшнего урока будет «Закончить данные предложения» (Синтез)

Что бы ни случилось, …

Надо беречь природу сегодня, чтобы…

Я был благодарен другу за то, …

Мой добрый, верный друг…Спустя годы, в нём осталось то же: …

12. Итоги урока

-Какой была цель нашего урока? Мы достигли этой цели?

-Какие источники информации помогли нам в этом?

-Что мы делали, для того чтобы усвоить тему?

-Что мы узнали о правописании слов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО?

-Какие человеческие качества, по-вашему, ценны в людях?

13. Домашнее задание:

Всем выучить правило параграфа 61,

На «3» — упр.№349

На «4» — упр.№347

На «5» — написать сочинение-миниатюру или составить 5-6 предложений на тему «Дружба в моей жизни?», включив в него союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО и омонимичные им сочетания слов.

14. Рефлексия (заполняется в оценочных листах) Ответьте на вопросы:

Чему мы научились на уроке?

Что было самым трудным?

Что было интересным на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Какое настроение у вас сейчас?

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | Поурочные планы по русскому языку 7 класс

Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы