Словарные слова 3 класс словосочетания
б___гатый ур__жай
к__ровье м__локо
х___роший апп__тит
ф___летовый фл__мастер
Ро___ийское г__сударство
п__мидор и __гурец
колок__льный звон
тяж___лый бага__
б___льшое пол__тенце
бл___стящий велос__пед
с__рпантин и м__шура
яркая г__рлянда
__льбом для ф___т___графий
ф_____летовый авт__мобиль
к__нфе__ти и с__рпантин
интерес___ная б__седа
__льбом для р___сования
п___садить глад__олус
цв___тная ф___тография
пр___сторная комн__та
с___ребряный кол__кольчик
б__рёзовый веник
профе____иональный ф__тограф
а__ликация в ___льбоме
б__тарея в кв___ртире
св__ркает м___шура
вн__мание уч___ников
п__здравлять в___т___рана
к_мандир ___кипажа
р_корд в___лосипедиста
принять изв_нение
ч_мпионат по г___мнастике
тр__нировка спорт___мена
и___ти вп_реди
имп___раторский п__нгвин
ш__л п__зади
влажный п__сок
зд__ровье сб___реч__
__дешний ___город
вп__реди трен__ра
бл__годарить в__т___рана
б__речь р_стение
пр__фессия учит___ля
изделие из бер_сты
и__юстрация в ___льбоме
___десь п__нгвин
пылает к___стёр
виден г___ризонт
к___мандир к___рабля
спец__альность докт___ра
акв_риум в музее
__дание библ___отеки
к___рзина с ___годой
чемп___онат Ро___ии
вн___мание уч___ников
об_ектив фотоа____арата
меб___ль в кла___е
ру____кий ___зык
ст___лица М___сква
ж___лтый кар___ндаш
пр___дуктовый м___газин
соч___ная к___пуста
сах___рный п___сок
ловкая л___сица
__ран__жевый __втобус
ру___кий н__род
сев___рный вет__р
ко___екция ___ткрыток
ко___ектив инж____неров
к__лометр по шо____е
к__никулы у р___бят
а___ракцион в ___квапарке
комп__с г___олога
тр___нировка в ба___ейне
зимняя з__бава
к__нверт с ___ткрыткой
зол__тая подве___ка
ц__рковое пре___ставление
с__лют в честь пра____ника
ф__вральский вет___р
___вощной с__лат
ш__фёр в авт__мобиле
м___розный д___кабр___
искус__ный повар
инт__ресный м__ршрут
бес__да с учит___лем
п__суда из б___ресты
мета____ический ц__ркуль
х__рактер ч___ловека
г__роховая каша
л__пата в ог___роде
ов__щи в к___рзинке
б__гаж спорт___мена
__без__яна в ц___рке
па___ажир в тро___ейбусе
ж___лтый __дуванчик
Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Работа над словарными словами ( из опыта работы.)
Статья Начальная школа
Учитель начальных классов
МБОУ «НШДС № 120» г. Астрахани
Любова Светлана Викторовна
РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.
(Из опыта работы)
Словарные слова, как таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов – огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддаётся никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция, память. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов «ладонь» и «лопата»?
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти после применения учителем особых приемов.
Комплексный подход по изучению словарных слов.
Словарные слова делятся по темам. В каждой теме по 6 слов. Работа с одной группой слов проводиться в течение недели.
Понедельник. Запись слов, обозначение ударения, выделение орфограмм.
Вторник. Запись словарных слов, образование однокоренных слов.
Среда. Составление предложений с этими словами.
Четверг. Запись слов с пропущенными орфограммами по карточкам.
Пятница. Словарный диктант (небольшой текст, словосочетания).
Многообразна работа со словарем в учебнике.
Работа со словарем в учебнике.
Выписать слова на одну тему.
Выписать слова с одинаковой орфограммой.
Выписать слова, отвечающие на вопросы (части речи).
Образовать словосочетания с данными словами.
К данным словам подобрать слова, противоположные по смыслу, близкие по значению.
Выписать 4–5 слов, которые можно назвать одним словом.
Выписать 4–5 слов, в которых ударение падает на 1, 2, 3, 4 слог, обозначить орфограмму.
Выписать слова с одинаковым количеством звуков и букв меньше, больше (фонетика).
Учить детей составлять несложные ребусы со словарными словами (перестановка, замена букв, прибавление в начале или на конце слова буквы, исключение из слова звука, буквы).
Упражнение, направленное на графическое запоминание образа слова: списывание с выделением орфограмм.
Зрительный диктант с предварительным анализом.
Письмо слов по памяти на определенную тему, с последующей проверкой: записать слова по памяти, после последнего слова поставить /, открыть словарь, проверить слова, дописать после черты недописанные слова.
Обучающий диктант. На доске записаны словарные слова. Выписать только те, в правописании которых учащиеся сомневаются. Слова на доске закрыть. Запись под диктовку. Взаимопроверка, самопроверка по образцу на доске.
На доске записано 8 слов: 4 слова из словаря, 4 слова – без орфограмм. Выписать слова с орфограммой.
Материал для работы по темам.
Непроизносимые согласные.
1. Солнце, праздник, лестница, тростник, сердце, чувство, грустный, звёздный, местность, пастбище, известный, окрестность, агентство.
2. Лестный, честный, праздный, ненастный, властный, доблестный, корыстный, горестный, яростный.
3. Голландские тюльпаны, опасное путешествие, словесный портрет, вкусные яства, участвовать в олимпиаде по русскому языку, чувствовать горечь во рту, мои сверстники, ровесник.
Двойные согласные.
1. Аллея, аппетит, биссектриса, ванна, весенний, вилла, восстание, гамма, грамм, грамматика, группа, доллар, дрессировщик, дрожжи, жужжать, иллюзия, иллюстрация, интеллигент.
2. Кадиллак, касса, кассета, килограмм, класс, коллега, колледж, коллектив, колонна, коммерсант, коттедж, кросс, кроссворд, кроссовки, масса, массаж, металл, миллиард, миллион, миллиграмм, миллиметр, можжевельник.
Разделительный Ъ и Ь.
1.Устье, литье, платьице, вьюга, перья, пьёт, соловьи, вьюнок, гостья, шьют, ничья, иван-да-марья, гнездовье.
2.Съезд, объём, предъюбилейный, объявление, съемка, адъютант, предъявить, взъерошенный, изъян, объектив, объяснить, конъюнктура.
3.Заячьи и лисьи следы, изумрудное ожерелье, Безъядерная зона, бульон с шампиньонами, крутой подъем, выпью чашку чёрного кофе, сверхъестественная сила, соседка Наталья Анатольевна, золотое шитьё, объезженная лошадь, композитор Илья Чайковский.
4.Коровье молоко, просто загляденье, слабое здоровье, непролазная грязь, киносъёмочный день, заключить в объятия, объят пламенем, первоклассница Марьяна, Кузьма Савельевич, вышьет скатерть, надёжный компаньон.
Правописание приставок.
1.Поберезовик, подосиновик, пригорок, взгорок, пододеяльник, отлёт, поговорка, пословица, заречье, проседание, приседание, подоконник.
2.Прибрежный, приусадебный, предгорный, подсолнечный, заоблачный, доподлинный, наклонный, подмёрзлый, пребогатый.
3.Перечитать, просмотреть, прилечь, добрести, списать, сделать, наколоть, оттянуть, оторвать, возглавить, воспевать, рассчитать, размолоть.
4.Покрасневшее от холода лицо, увлекательный рассказ, пешеходный переход, ткань оригинальной расцветки, возлежать на диване, добрый-предобрый волшебник, подойти поближе к витрине, детские ботинки, обезуметь от страха.
Правописание приставок.
1.приморский, кавказский, завистливый, лиловатый, рыжеватый, русский, российский, горьковатый, шведский.
2.Лапища, гнёздышко, пёрышко, крылышко, домище, строитель, медвежонок, галчонок, лисонька, птенчик, крапинка, барабанщик.
3.Лимонная кислота, карманный фонарик, густой малинник, туманная даль, лебединая песня, мышиная возня, кожаное кресло, оловянное изделие, серебряный браслет, песчаный берег, глиняный горшок, деревянные башмаки, стеклянный графин, сонный ребенок.
4.Рисуночек, рожок, родинка, родничок, родненький, ржаной, сабелька, сапожище, сапожник, свекольник, сверстница, светильник, светловатый, светлячок, сердешный, сквознячок, скворушка, смельчак, просветитель, собачонка, спаленка, статуэточка.
Гласные после шипящих и ц.
1.Железный, жёлоб, желобок, желудёвый, жёлудь, жёнушка, жёсткий, жестковатый, журавлёнок, жюри, шевелить, шезлонг, шёрстка, шерсть, парашют, брошюра, щёголь, щеголять, цокот, герцог, цементировать, цып-цып авиация, репетиция.
2.Парчовый наряд, кучевые облака, ежовые иголки, борцовский ковёр, ситцевая косынка, дворцовый переворот, хвощовые заросли, борщовая заправка, бойцовские собаки, птенцовый возраст, леденцовые конфеты, лапшовый суп, плащевая ткань.
Правописание безударных падежных окончаний
имён существительных 1, 2 и 3-го склонения.
1.На ветке рябины, съел ежевику и морошку, посетил с папой Францию, лепестки лилии и орхидеи, уехал в деревню к дяде Ване и тёте Вале, фильм о флоре и фауне Австралии, сидел под осиной.
2.Парил в небе, погреб под домом, купил билет в планетарий, жил у моря, подошёл к краю берега, вернулся из Екатеринбурга, рассказал о путешествии по Крыу, побережье Тихого океана.
3.Под тенью сирени, парад на Красной площади, испуганные глаза лани, письмо матери к дочери, подошёл совсем близко к рыси, нуждался в помощи, держал в ладони, опустил плеть, скучал от лени, был у царя в немилости.
4.Листья черемухи и орешника, уберечься от пламени пожара, купила в магазине брошку, приколола к платью брошь, отправился с экспедицией в Приуралье, у моих сестренки и братишки, зерна пшеницы и гречихи.
Несклоняемые имена существительные.
1.Объявить по радио, станция метро, сиреневый цвет пальто, мчаться по шоссе, в ярко-оранжевом кашпо, человек в чёрном шёлковом кашне.
2.Пёстрые крылья колибри, приятный вкус киви, выпить какао, на широком авеню, пообедать в бистро, потерпеть фиаско, в абрикосовом желе, в атласном кимоно, приобрести билет в кино.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
1.Издали завидел, снег растаял, вчера вылетели, поправил свое здоровье в санатории, устроили зверю ловушку, всё зависело от меня.
2.Посеяли семена цветов, вырыл нору, высветил фарами дорогу, выручил из беды друзей, как из-под земли вырос, выразил желание сыграть на гитаре, вырвался вперёд, понял урок, позавтракал в одиннадцать часов, принял присягу, прину/дил неприятеля сдаться, замыслил что-то недоброе.
Правописание не с глаголами.
1.Невзвидел света белого от головной боли, не видела этой картины, сильно негодовали, не упускай из виду, не мешай мне читать, не выписываем газет и журналов.
2.За что-то невзлюбил меня, папа недоумевал, не умеет плавать, никогда никого не обманывает, не знаешь правил дорожного движения, не сиди долго за компьютером, подснежники ещё не расцвели, почки на деревьях не раскрылись, во время еды не клади локти на стол, недомогает со вчерашнего вечера.
Виды работ со словарными словами.
Диктанты для знакомства.
Из первых букв каждого слова получите новое слово и запишите его. Разделите слова на слоги.
1.Ястреб, гепард, ослик, дикобраз, аист. (ягода)
2.Рак, аллея, собака, тигр, енот, носорог, иволга, егерь. (Растение)
3.Осы, голубь, уж, рысь, ежи, сова, тетерев, ворона, осы. (огурец)
4.Змея, ежиха, медведь, лиса, ястреб, носорог, иволга, кобра, аист. (земляника)
5.Пони, осы, медуза, иволга, дрозд, ослик, рыба. (помидор)
Попугай, шимпанзе, енот, налим, иволга, цыплёнок, аист. (Пшеница)
Лексические диктанты.
Замени каждое предложение одним словом.
1. Небольшой плод некоторых растений (например: смородины, малины) (ягода)
2.Выращенные на грядках корнеплоды. (овощи)
3.Огранизм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из почвы и воздуха. (растение)
4.Огородное растение с продолговатым зелёным плодом.(огурец)
5.Хлебный злак, а также его зёрна, из которого изготавливают белую муку. (пшеница).
6.Огородное растение с округлым сочным плодом. (помидор)
7.Крупная сладкая ягода. (арбуз)
8.Многолетнее травянистое растение, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
9.Растение семейства бобовых, а также его крупные семена. (горох)
Зрительно-слуховые диктанты.
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Запишите пословицы под диктовку.
1.Каковы б_рё(з,с)ки, таковы и _тростки.
2._гурец и тот порядок любит.
3.Ножик тупой, а х_зяин скупой.
4.Сосе(т,д) спать (не)даёт: х_рошо ж_вёт.
5.Девич_я к_са – на всю М,скву краса.
6.Х_рошую речь х_р_шо и слушать.
Комбинированные диктанты.
В один столбик запишите слова с проверяемыми безударными гласными, в другой – с непроверяемыми.
Ягода, краснота, овощи, растение, земляника, малыш, огурец, слова, борода, хозяйство, пшеница, помидор, зелёный.
В правый столбик запишите слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется букв о, во второй – а.
Ягода, мосты, овощи, трава, растение, вода, огурец, сахар, гроза, хозяйство, ворона, помидор, кормушка, завод.
Диктант скороговорок.
Прочитай скороговорку быстро и чётко. Запомни и запиши.
1.Наша дорожка усыпана гОрошком.
Возьми ложку да покушай гОрошку.
2.ПровОронила вОрона вОронёнка.
3.Дал Макар Роману карамель,
А роман Макару кАрАндаш.
Этимологический диктант.
Запиши слова по их происхождению. Разделите их на слоги.
1.Произошло слово от устаревшего корня – яг- и суффикса –од-. (ягода)
2.Слово произошло от глагола расти, когда-то родственного слову род. (растение)
3.Любопытное в названии этой ягоды то, что разные языки строят его очень сходно, непременно связывают с понятием «земля». У поляков – поземка, у немцев – эрдберэ – «земляная ягода». (Земляника)
4.Слово произошло из итальянского языка помидоро – «золотые яблоки» (помидор).
5.Уменьшительное от слова конь. (коньки)
6.В старину слово «лопа» означало «лист». Широкая она похожа на лист, буквально – «широкая, как лист». (лопата)
7.От слова пшено (вид крупы) произошло это слово. Оно образовалось из старинного слова «пехати» — «Пихать, толочь». (пшеница)
Диктанты с фразеологизмами.
Задания:
1.Дописать недостающее слово.
2.Записать фразеологические обороты под диктовку, подчеркнуть словарное слово.
3.Учитель читает фразеологические обороты без словарных слов.
1.Типун тебя на язык.
2.Одного поля ягода.
3.Стрелять из пушки по воробьям.
4.Как огурчик.
5.Сорока на хвосте принесла.
6.Живут как кошка с собакой.
7.Петлять как заяц.
«Обратный» фразеологический диктант.
Замените каждое предложение фразеологическим оборотом.
1.О здоров человек. (Как огурчик)
2.Недоброе пожелание тому, кто говорит много лишнего. (Типун тебя на язык)
3.Умело запутывать следы. (Петлять как заяц)
4. О людях, в чём-либо сходных между собой. (Одного поля ягода)
Диктанты синонимов.
Подбери словарное слово-синоним и запиши его.
Томат, паренёк, зипун, косолапый, стужа, косынка, костюм, папа, отчизна, педагог.
(Помидор, мальчик, пальто, медведь, платок, одежда, отец, родина, учитель).
Диктанты с родственными словами.
Запишите под диктовку.
1.Русский, пригород, язычок, деревенский, столичный, учительская, отцовский, городище, языкастый, родной.
2.Городской, по-столичному, отчим, учительница, языковой, деревенька, обрусеет, деревушка, столичный, отечество.
3.Городище, отечественный, деревушка, языкатый, квартирный, подстаканник, платочек, земляничка, лимонад.
Письмо по памяти.
Запиши подходящее слово из словаря по первой букве и по количеству букв.
Ягода, север, мороз, лимон, месяц, топор, горох/город, петух/пенал.
Упражнения предназначены для проведения словарно-орфографической работы на уроках русского языка и позволяют одновременно решать и орфографические и речевые задачи. Словообразовательные задания носят развивающий характер и способствуют лучшему запоминанию правописания слов с непроверяемыми орфограммами.
СТОЛИЦА
Происхождение слова столица связывают со словом стол. Когда-то главное место у стола называлось престолом. Город, в котором жил князь, называли столица.
1.Столицами каких государств являются перечисленные города. Напиши.
Образец. Москва – столица России.
Киев — ______________________________.
Тбилиси — ___________________________.
Минск — ____________________________.
Рига — ______________________________.
2.Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни родственные слова.
М_сквой – ст_лицей весь народ гордится. Здра_ствуй, ст_лица, здра_ствуй, М_сква, здра_ствуй, м_сковское небо. В наш гор_д на гастроли приехал ст_личный театр.
ЛАГЕРЬ
1.Составь предложение из данных слов.
Туристы, до, горный, добраться, лаг_рь, веч_р.
____________________________________________
2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выпиши родственные слова. Разбери по составу.
Едем в лаг_рь, едем в лаг_рь, уезжаем в лаг_ря. Шли две тетушки однажды мимо лаг_рных ворот и спросили юных граждан: — Чей же это огород? (А.Барто)
_______________________________________________
3.Составь словосочетания.
Отдых, отдыхать, поездка, лаг_рь, лаг_рный
путевка, костер, праздник, открытие ____________________________________________________
ЗАВТРАК, ОБЕД, УЖИН
1.Слово обед произошло от слова еда с помощью приставки об- и значало когда-то не саму дневную трапезу, а время до и после еды.
2.Замени выражение одним словом.
Приём пищи в середине дня — ___________________
Вечерняя еда — _______________________________
Принимать пищу за обедом — __________________
Относящийся ко времени до обеда — ____________
Есть завтрак — _______________________________
Есть ужин — __________________________________
3.Когда так говорят «кормить завтраками»?
4.Вставь подходящее слово.
Пролежал на печи, так про ___________ помолчи. Вот соль тебе, хлеб и ложка – сварилась к _____________ картошка. (Е.Благинина) Не дорог __________, а дорог привет.
ЖЁЛТЫЙ. ЧЁРНЫЙ
1.В каких геграфических названиях (в названиях морей, рек, городов) есть чёрный или жёлтый цвет? Напиши.
2.Подбери близкие по значению слова.
Жёлтый, _______________________
Чёрный, ________________________
3.Подбери противоположное по значению слово.
Белый ___________________
4.Замени выражение одним словом.
Становиться ж_лтым — ____________________________.
Становиться ч_рным — ____________________________.
Уменьшительно-ласкательное к слову «Ж_лтый» — ___________________________.
Уменьшительно-ласкательное к слову «Ч_рный» — ___________________________.
Имеющий оттенок ж_лтого цвета — ___________________________.
Имеющий оттенок ч_рного цвета — ___________________________.
5.Образуй от данных слов слова, отвечающие на вопрос что?
Ч_рный — ________________________, ж_лтый — _____________________.
Список литературы.
1.Словарные диктанты на все правила русского языка. И.М.Стронская – Издательский дом Литера. Санкт-Петербург. 2008г.
2.Словарные диктанты. С.Ю. Кремнева. – Из-во «Экзамен», 2009. (Серия «Учебно- методический комплект»)
3.Учим словарные слова. Мережко Е.Г. – Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» — «Добродея», 2003.
Интернет- ресурсы.
http://festival.1september.ru/articles/102601/ — работа со словарными словами
Предложения со словосочетанием СЛОВАРНЫЕ СЛОВА
Зачёт может быть проведён на уроке русского языка, когда в качестве объекта для сочинения учащимся предлагаются словарные слова из разных тематических групп. Вам, конечно, не раз приходилось писать на уроках диктанты на знание словарных слов, поэтому вы уже хорошо знаете, что так называемые словарные слова — это слова, написание которых необходимо запомнить. Привлекая внимание младших школьников к поликодовому тексту как особому типу текстов, учителю важно предложить учащимся специальные задания для анализа разных поликодовых текстов в учебниках, задания на создание устных ответов лингвистического характера на основе схем, учить с помощью рисунков выделять непроверяемые написания в
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова состязание (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Составь словосочетание (повторяем написание словарных слов)
Пояснительная записка
Автор: Антропова М.А., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 24» г. Сарапула УР
Название ресурса: Составь словосочетание
Предмет: русский язык
УМК: любой
Аудитория: 2-4 класс
Описание
Задание создано к урокам русского языка в 3 классе. Данный ресурс можно использовать на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. Ребенку предлагается рассмотреть рисунок, прочитать предложенные слова и составить словосочетание. В конце следует этап проверки (последний слайд) и оценивание выполненной работы.
Цель: формирование умения безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями
Задачи:
— совершенствовать умение безошибочно записывать слова с непроверяемыми написаниями;
— развивать устную и письменную речь;
— воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ожидаемые результаты:
— обучающиеся научатся безошибочно записывать слова с безударными гласными непроверяемыми ударением;
— работать с информацией в нестандартной форме.
Составь словосочетание — 1
PPTX / 5.41 Мб
Информационные источники:
Шаблон для презентации: автор Л. П. Фокина, учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» http://linda6035.ucoz.ru/
О. Узорова, Е. Нефедова «Все словарные слова» (Пишем без ошибок) — Москва, Издательство АСТ, 2018
Картинки:
сапожная мастерская https://magput.ru/pics/large/1de6ad3f-59d3-4fce-be55-e1c82ea22a68.JPG
пенал https://cstor.nn2.ru/forum/data/forum/images/2018-06/207952034-kak-vibrat—penal-dlj-skoli.jpg
одежда https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/00be/0009ebcd-2623e727/hello_html_c7f1ea5.png
заяц https://clipart-db.ru/file_content/rastr/rastr_animal_018.png
тетрадь https://volna-k.ru/upload/iblock/8ce/8ceae86e15603ff96c43a85238ab0961.jpg
«Работа со словарными словами на уроках русского языка во 2-4 классах».
МБОУ Шахунская СОШ № 2
«КАЛЕЙДОСКОП МЕТОДИЧЕСКИХ ИДЕЙ»
Номинация: «Дидактические материалы, разработанные
педагогом к определенному разделу
образовательной программы».
Тема: «Работа со словарными словами на уроках
русского языка во 2-4 классах».
Автор: учитель начальных классов
Титова Оксана Владимировна
Год разработки: 2014-2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок русского языка важен не только и не столько отработкой знаний, умений и навыков — он должен быть интересным и проблемным для ребёнка, развивающим его способности. Тогда и наше представление о ребёнке становится полнее. Может быть, и в самом деле не стоит идти на урок, если он не обещает быть интересным, прежде всего самому учителю.
Занимательные, творческие задания, стимулирующие у детей желание выразить себя, — основа личностно ориентированного обучения, подразумевающего индивидуальный подход, знание возрастной психологии ребёнка. Они особенно уместны в 5-7 классах (разумеется, занимательные задания нельзя исключать и в старших классах, но они будут несколько иного плана), когда дети ещё не боятся искренне говорить о самом разном, не боятся фантазировать и делиться своими маленькими открытиями и победами, учатся логически рассуждать, доказывать свою точку зрения.
Использование на уроках игровых, занимательных приёмов создаёт атмосферу увлечённости, делает интересным самый скучный, на взгляд детей, материал и тем самым облегчает его запоминание и усвоение. На уроках создаётся атмосфера взаимного доверия и живого общения, позволяющего успешно осуществлять самореализацию каждого ученика в процессе учения.
На протяжении 20-летней работы в школе меня, как и многих моих коллег, интересуют вопросы: как оживить урок, активизировать мыслительную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету, желание изучать то, что кажется хорошо знакомым?
Увлекают ли учащихся уроки русского языка? Статистика, выведенная путём опроса значительного количества учащихся, говорит о том, что в школе интерес у них к русскому языку невелик. Вызвать интерес к предмету, закрепить его даже у опытного, талантливого учителя — труд не одного дня.
Все эти годы я искала и накапливала такой материал, который помогает разнообразить урок, делает его запоминающимся, эмоциональным. В своей работе хочу поделиться наиболее интересными, на мой взгляд, методическими приёмами, которые использую при изучении различных разделов курса языка.
На собственном опыте убедилась, что усвоение нового материала учащимися происходит механически, которое держится в детской памяти очень недолго. Между тем, даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, рассказы и сказки благотворно влияют на отношение детей к русскому языку, способствуют развитию у них наблюдательности, фантазии, смекалки, зрительной памяти. Задания занимательного характера обеспечивают повторение или закрепление материала по основным разделам грамматики; знакомство с важнейшими вопросами по лексике, обогащению словарного запаса учащихся.
Безусловно, многие словарные игры и занимательные задания известны, я же хочу поделиться заданиями, полюбившимися учащимися на моих уроках.
Работа со словарными словами
Работа со словарными словами является обязательной на каждом уроке русского языка. Эту работу можно сделать более эффективной и интересной.
Записываю на доске 10 ранее изученных словарных слов, читаю их по слогам. Даю ребятам для запоминания 1 минуту. Закрываю доску, даю 2 минуты для того, чтобы дети записали (необязательно по порядку) и подсчитали количество записанных слов (цифру ставят на полях тетради). Затем открываю доску, и ребята проверяют сами или взаимопроверкой (важно количество и грамотность). За 9-10 правильно записанных слов ставлю «5», за 8 правильно записанных слов или 9, но с 1 ошибкой – «4», за 7 правильных или 8 с 1 ошибкой – «3».
Разгадывание кроссвордов со словарными словами
Иногда такие кроссворды готовят сами дети.
Кроссворд № 1.
Разгадав кроссворд, в выделенной строке вы получите новое словарное слово (числительное), которое нужно просклонять.
Книжка с перечнем всех дней в году (календарь).
Группа вьючных животных (караван).
Старый, опытный воин, участник войны (ветеран).
Газообразная оболочка, окружающая Землю, некоторые другие планеты и звёзды (атмосфера).
Офицерское звание или чин (лейтенант).
Возвышение для оратора (трибуна)
Получилось числительное двести.
Кроссворд № 2.
Отгадать новые словарные слова, записать их, составить словосочетания.
Жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход (квартира).
Срочное сообщение, передаваемое по телефону (телеграмма).
Танцевальный спектакль в театре (балет).
Звание высшего командного состава армии (генерал).
Искусственный водоём для плавания, купания (бассейн).
Игра «Цепочка» (можно проводить как письменно, так и устно).
Аналогично известной детям игре в слова, когда называют слово, а следующий участник должен назвать слово на ту букву, на которое оканчивается предыдущее. Условие: слова должны быть словарными.
БерёзА — АккуратнО — ОптимизМ — МиллиарД
Зашифрованное донесение
Это логическое задание помогает разрушить стереотипное мышление. Способов шифровки существует очень много.
В качестве донесения зашифрованным может быть:
— Новая тема урока.
— Словарное слово.
— Предложение для разбора.
— Слово или словосочетание для разбора.
Ребятам нужно разгадать способ шифровки, а затем выполнить задание: записать тему урока, словарное слово и составить с ним словосочетание или предложение, выполнить разбор слова или предложения. Постепенно дети сами начинают составлять подобные задания.
Шифровка № 1.
Разгадайте способ шифровки. Запишите предложение. Выполните синтаксический разбор. (В комнате, куда я вошёл, было темно)
Шифровка № 2.
Запишите предложение. Что не учёл автор шифровки? (Не поставил запятую).
Выполните синтаксический разбор. (Люблю место, где родился).
Шифровка № 3.
Расшифруйте тему урока и запишите её в тетрадь (Имя прилагательное).
Цифровой диктант
Установка: предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если ты согласен, то ставь 1, если нет — 0.
Я утверждаю, что в предложении Скоро будет лето, в грамматической основе нет сказуемого. (0)
Придаточное предложение может стоять только после главного. (0)
Независимое предложение в составе сложного называется главным. (1)
В корне слова ЗАРЯ пишется буква -а- .(1)
В русском алфавите 36 букв. (0)
Глагол — служебная часть речи. (0)
В словосочетании Железная дорога — главное слово — дорога. (1)
Проверяем, разбираем ошибки.
Буквенный диктант
Эту работу можно использовать при необходимости быстро вспомнить, что такое подлежащее и сказуемое.
Задание: Выпишите в порядке следования первые буквы грамматической основы.
Московские магистрали освещены всю ночь.
Лёнька быстро оглянулся и дёрнул девчонку за косичку.
Лесная ежевика царапала руку.
Получилось слово МОЛОДЕЦ.
Можно подобрать такие предложения, чтобы в результате получилось: а) слово для дальнейшего разбора; б) тема урока; в) словарное слово.
Дидактические игры
Учебный процесс включает различные виды деятельности, и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся, развивает их самостоятельность, память, внимание, творческую мысль, общий кругозор. По моему мнению, на уроках русского языка нужно чаще использовать такие виды деятельности, которые привлекают детей, привычны для них — т.е. ИГРУ.
Игра — основной вид деятельности младших школьников, но её можно успешно использовать при обучении школьников средних и старших классов, важно только, исходя из цели урока, найти форму игры, органично вплести её в ткань урока, чтобы способствовать усвоению материала и развивать творческие возможности детей.
Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».
1. Игра «Переводчик». Существует несколько вариантов этой игры.
1. Кто быстрее найдёт иноязычные слова и заменит их русскими?
А) При проверке было выявлено много дефектов. Б) Он пишет мемуары. В) Ваши аргументы убедительны. Г) Все работали с энтузиазмом. д) Мы гордимся нашим голкипером.
2. Кто быстрее найдёт старославянизмы и заменит их русскими словами?
А) Горят румянцем свежие ланиты. Б) Старец нахмурил чело. В) Построен град великий над Невой.
2. Игра «Перевёртыши».
1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, румяная девочка, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, глухая собака, стальная балка, золотые часы, колючий ёж.
2. Замени в каждой паре слов синоним антонимом, а антоним синонимом.
Грусть, тоска, радость. Мрак, темнота, свет. Близко, далеко, рядом. Храбрец, трус, смельчак. Похвала, порицание, одобрение. Жара, холод, зной. Ложь, правда, вымысел.
3. Игра «Шеренга».
Расставь синонимы в порядке возрастания признака.
Свирепый, жёсткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).
Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок).
Дидактическая игра даёт хорошие результаты в сочетании с другими методами.
4. Игра «Аукцион».
За время, отведённое учителем, учащиеся записывают как можно больше слов (пар слов, фразеологизмов) на определённую тему.
Кто больше составит пар антонимов, синонимов;
Кто больше запишет слов в которых две, три мягкие согласные;
Кто больше запишет фразеологизмов, в которых встречалось бы слово голова (глаза) или число семь.
Кто больше запишет существительных (прилагательных, причастий) в которых НЕ является приставкой.
5. Игра-эстафета «Чик и Щик».
Класс делится на команды, которые соответствуют вариантам (первому и второму). Одна из команд условно называется ЧИК, а вторая — Щик. Командам даётся листок, где через запятю записаны слова с пропущенными буквами в суффиксах -чик- и -щик-. По команде учителя начинается эстафета. Каждый ученик находит одно слово с нужным суффиксом и на место пропуска вписывает букву «ч» или «щ» в зависимости от своего варианта. Та команда, чей лист окажется на столе учителя быстрее, получает 20 баллов, вторая 10. Каждая допущенная ошибка — минус 1 балл. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Эстафету удобнее начинать с последней парты дальнего от учителя ряда.
6. Игра «Допиши слова».
Класс делится на две команды (или по рядам, каждый ученик восстанавливает одно слово). Цель игры: отработка навыков правописания глухих и звонких перед глухими.
Установка: Этим утром я получила морскую почту, а она, как известно, приходит по воде в бутылке. Часть слов размыло, и я не могу прочитать их. Помогите мне восстановить слова.
————————-шка ——————————-жка
————————-шка ——————————-жка
————————-шка ——————————-жка
————————-шка ——————————-жка
————————-шка ——————————-жка
————————-шка ——————————жка
7. Сказка-игра «Оловянные солдатики».
В каждом слове есть только одно ударение. Не сломай слово ударением. Ударение помогает правильно говорить, писать и исправлять ошибки. Прочитайте сказку и расставьте ударение в выделенных словах.
Вдоль стены тянулись длинные полки. На них стояли полки оловянных солдатиков. Они замерли по стойке смирно. Впереди усатый командир на коне. Лука 1 Узорчатого седла изогнута наподобие лука. Но вот стрелки часов показали восемь. Лихие стрелки подняли ружья, и раздался дружный залп. Пушки выстрелили, и над полем поднялись белые пушки дымков. Наступило утро.
Лука 1 — выступающий изгиб переднего или заднего края седла.
Запишите одинаково написанные слова, поставив их рядом, и объясните, как узнать, что они разные?
Развитие чувства юмора и фантазии
Остановимся ещё на одном из путей формирования интереса школьников к предмету. Это обращение к юмору на уроках русского языка и стремление учителя развивать фантазию детей.
Почти каждый ребёнок остро ощущает смешное, комическое. Даже в драматической, по мнению взрослого, ситуации ученик может увидеть юмористическую деталь, вызывающую улыбку или даже смех, которая понятна только его сверстникам. Это тонко подметил К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» и В. Драгунский в юмористических «Денискиных рассказах».
1. Юмор прекрасный помощник в самых разных ситуациях. Рассмотрим некоторые из них.
Идут дни за днями, и каждый понедельник может более напряжённым, чем предыдущий. Поддерживаю детей шутливым стихотворением М. Вейцмана
Пламенеют окна школы,
Не дадим его в обиду!
Он сулит забот немало,
Блещет вешняя вода.
Мы довольны этим днём!
Но и света и тепла.
Понедельник день тяжёлый?
Снова что-нибудь увидим,
От него берут начало
Не поверим никогда!
Снова что-нибудь поймём!
Все хорошие дела.
2. Задание: прочитать шуточное стихотворение И. Мазнина и выписать все глаголы, определить наклонение, сделать вывод о месте частицы БЫ.
Если б взяли меня в лес
Примостился б на суку
Пусть всего лишь на полдня,
И кричал ку-ку, ку-ку.
Я бы там на ёлку влез
Всем бы, кто в лесу гулял
И в густых ветвях исчез.
Двести лет накуковал.
3. Для создания комического эффекта на уровне морфологии чаще всего в современных детских стихах обыгрываются морфологические ошибки.
Смех
Хоть смеялся я тише всех,
Но от смеха под парту съехал.
Потому что бесшумный смех
Самый сильный из всех смехов.
Микробы:
Забираются микробы.
Ведь микроба тоже, детка,
Руки с мылом моет редко!
(С. Востоков).
4. Правописание ПОЛ- с именами существительными.
Я пришёл из школы; Пол-арбуза с тортом,
Мамы дома нет. Апельсин с халвой
На столе оставлен (Я ещё не мёртвый,
Для меня обед: Но полуживой).
Полбатона хлеба, Я не ем уж полнедели,
Полсудка борща, Я не сплю уж пять ночей,
И на сковородке У моей постели
Ровно пол-леща. Ровно пол-Москвы врачей.
Если мамы дома нету, Вот теперь нам стало ясно,
Полминуты не теряй Не забудем никогда:
И варенье из буфета Слово пол- с любой согласной
Поскорее доставай! Слитно пишется всегда.
У меня сегодня Перед «л» и перед гласной,
Был такой обед Перед буквой прописной
Полкило варенья, Слово с ПОЛ-, любому ясно,
Полмешка конфет, Отделяется чертой!
Использование «весёлого» материала может быть связано с учебной задачей, к примеру, загадки — лаконичные и яркие — прекрасное дидактическое средство. Загадывание загадок не только и не столько игра, сколько положительный фон, на котором решается учебная задача.
Мы послушаем загадки, Трудное заданье это:
Но запишем лишь отгадки, И загадки угадать,
А потом прочтём ответы. И без ошибок записать.
1. Не куст, а с листочками, 2. Кто всегда ходит,
Не рубашка, а сшита, А места не находит?
Не человек, а рассказывает (книга) (часы)
3. Стоит Егорка 4. В поле стоял,
В красной ермолке, В мешках отдыхал,
Кто не пройдёт, В печи сидел,
Всяк поклон отдаёт. (земляника) Людей накормил. (хлеб)
5. Железный конь с бензином, 6. Ящик на коленях пляшет,
Подкованный резиной. (автомобиль) То поёт, то громко плачет. (гармонь)
7. Мимо рощи, мимо яра 8. Я глазищами моргаю
Мчит без дыма, мчит без пара Неустанно день и ночь;
Паровозова сестричка. И машинам помогаю,
Кто такая? (электричка) И тебе хочу помочь. (светофор)
Задание: в отгадках подчеркнуть «ошибкоопасные места», составить с ними словосочетания или предложения, или выполнить разбор.
Скороговорки
Начиная с 3-го класса, каждую неделю разучиваем с ребятами по одной скороговорке. Начинаю эту работу примерно так: «Сейчас на примере слова «сентябрь» я покажу вам, как строится скороговорка. Повторим подряд:
Сентябрь, сентябрь, сентябрь.
Получилось? Конечно. Здесь нет ничего сложного. Это не скороговорка. Она должна трудно выговариваться. Допустим, вы захотите сами придумать скороговорку. Что для этого нужно? Надо так подобрать слова, чтобы помимо смысла они содержали звуковую путаницу — именно путаницу! Когда буквы в соседних словах выпадают, меняются местами, звонкие согласные смешиваются с глухими — вот тогда язычок начинает по-настоящему заплетаться, вот где можно потренировать произношение!
А теперь быстро повторите 5 раз подряд:
Рувень, вресень, рюень.
Не забуксовал ли поначалу язычок на трёх старинных синонимах сентября?
1. Принесла дрова дрофа.
2. Барыня — боярыня
Для чего дрофе дрова?
Боярышник берегла
Ведь в степи, где много дроф,
Бережком брела барышня,
Можно выжить и без дров.
Боярышник обобрала.
3. Покупая попугая
4.Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
В капюшоне кукушонок смешон
Покупая, не пугая:
Попугаи с перепугу .
Перебудят всю округу.
5. В доме у Димы дым. 6. Ежи в можжевельнике
Раздуваем Димин дым. Читают еженедельники.
7. Звала на малину Марина Галину 8. Сентябрь не злится,
Марину Галина звала на калину. А серебрится и золотится.
В сажень сазан посажен в казан.
Кроил портной кройку, да не того крой покроя.
У бобра шуба добра, у бобра добра до бровей.
Аришка кошке готовила окрошку.