Согласные и звонкие звуки: Звонкие согласные

Содержание

Глухие и звонкие согласные

Изучаем глухие и звонкие согласные

Правила и примеры преодоления речевого недоразвития

Преодоление речевого недоразвития и укрепление психофизического здоровья детей, имеющих нарушения, посредством использования разнообразных методов коррекционной работы.

Иногда дети произносят звонкие согласные как глухие. выражается по-разному: или частичное оглушение. Состояние (принимаемая форма) речевых органов при произнесении парных звонких и глухих звуков ф-в, с-з, ш-ж, п-б, т-д, к-г) сходно.

При произношении звонких согласных приходят в движение голосовые связки, работает с напряжением, при произношении – голосовые связки не вибрируют, артикуляционный аппарат работает с меньшим напряжением.
Становится понятным, что затруднения обусловлены не самим по себе воспроизведением звуков, а недостаточно четким разграничением их между собой на слух. Расматриваются разные причины нарушения речи.

Как следствие неразличение звонких и глухих согласных в речи влечет за собой ошибки при письме и чтении. Обычно внимательные родители этот дефект замечают ещё на раннем развитии своего малыша и сразу берутся за его исправление. Работа начинается с правильного изолированного произношения смешиваемых звуков, а заканчивается упражнениями по их дифференциации.

Последовательность такова: Сначала «осваиваются» щелевые звуки ф-в, с-з, ш-ж, как более простые по артикуляции, а затем взрывные — п-б, т-д, к-г.

 

Звуки Ф-В

Попросите ребенка протяжно произносить звук ф и далее, не прерывая выдоха, «включить» голосовые связки, подать голос – получится звук в.

Поясните ребенку, что звук ф произносится глухо, без голоса, а при произношении звука в голосовые связки смыкаются и вибрируют. Вибрацию можно ощутить прикосновением руки к гортани. Упражняйтесь с ребенком в поочередном произношении звуков ф и а.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ученик показывает соответствующую букву, и наоборот: вы показываете букву, ребенок произносит соответствующий звук.

 

Дифференциация звуков в слогах:

фа-ва, фо-во, фу-ву, фы-вы, фи-ви;
фи-ви-фа, фо-во-фо, фу-ву-фу, фы-вы-фы, фи-ви-фи;
афа-ава, офо-ово, уфу-уву, ыфы-ывы, ифи-иви

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

 

Дифференциация звуков в словах:

– Фаня — Ваня;
– фаза — ваза;
– фантик — винтик;
– фляга — влага;
– флакон — вагон;

Обратите внимание ребенка на то, как с изменением одного звука слово приобретает новое значение.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (ф)ара, по(в)ар, не(ф)ть, под(в)ода, ту(ф)ли, ке(ф)ир. ко(в)ер.

 

Дифференциация звуков в предложениях:

– Фаня и Ваня купили вафли.
– Вьются флаги у ворот.
– В шкафу висит кофта.

Диктант (слова с буквой ф надо записывать в один столбик, с буквой в – в другой): филин, соловей, посевы, зефир, лифт, проводник, влага, флаги, туфли, весна.

 

Дифференциация звуков при чтении текста:

«Фаня спросила тётю Феню: «Почему на улицах флаги?» Тетя феня ответила: «Сегодня вторник, 23 февраля. День Советской Армии и Военно-Морского Флота»

Звуки С-З

Дайте образец звучания. Поясните разницу в образовании звуков. Звук с – глухой, звук з – звонкий, потому что в его произнесении участвуют голосовые связки. Пусть ребенок при произнесении з поднесет руку к гортани и почувствует, как она вибрирует. Постоянно напоминайте ребенку, что таким способом он может проверять правильность произношения звонких согласных.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звук, ребенок показывает соответствующую букву, и наоборот.

 

Дифференциация звуков в слогах:

– са-за, со-со, су-зу, сы-зы, си-зи;
– са-за-са, со-зо-со, су-зу-су, сы-зы-сы, си-зи-си;

– аса-аза, осо-озо, усу-узу, ысы-ызы, иси-изи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

 

Дифференциация звуков в словах:

– коса — коза,
– роса — роза,
– сазан, застенок, заносы, зубоскал, слеза, сказал, заскочил

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова (с)олить, во(з)ить, зве(з)да, во(с)ток, при(з)ы.

 

Дифференциация звуков в предложениях:

В саду созрела, смородина. В колхозе сеяли. На заводе делают самолеты.

Диктант (как и на предыдущих занятиях, слова с буквой с записываем в один столбик, с буквой з – в другой): овес, роза, забор, колеса, сестра, золото, газон, кусок, зубы, супы, азбука, астры.

 

Дифференциация звуков при чтении текста:

«У сусликов острые зубы. Они грызут зерно и стебли хлебных злаков. Суслики поедают много зерна. Надо беречь зерно от сусликов».

Звуки Ш-Ж

Работу ведите по уже сложившейся схеме: дайте образец звучания, напомните, чем отличается звук ш от звука ж, и переходите к постановке звука ж. Вместе упражняйтесь в изолированном произношении ш и ж.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами. Вы называете звуки, а ребенок показывает соответствующие буквы, и наоборот.

 

Дифференциация звуков в слогах:

– ша-жа, шо-жо, шу-жу, ши-жи;
– ша-жа-ша, шо-жо-шо, шу-жу-шу, ши-жи-ши;
– аша-ажа, ошо-ожо, ушу-ужу, иши-ижи

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

 

Дифференциация звуков в словах:

– шил — жил, шар — жар, шаль — жаль;
– жутко — шутка, лыжи — мыши;
– пушок — петушок, окошко, сережка.

Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: лу(ж)и, ло(ш)адь, опу(ш)ка, ши(ш)ки, (ж)ук, ва(ж)ный.

 

Дифференциация звуков в предложениях:

– Шел снежок.
– Жабу заметили мальчишки.
– Шура кормил журавленка.

Диктант: Женя, шалаш, Миши, ежик, шест, лыжи, чижик, чашка, журавль, шишка, ежевика, ерши.

 

Дифференциация звуков при чтении текста:

«У Жени день рождения. Жене исполнилось шесть лет. Папа подарил Жене железную дорогу, мама – шерстяное кашне. Подарки Жене пришлись по душе».

Звуки П-Б

При работе над этими звуками стоит показать ребенку механизм их образования.

Начните со звука п: губы сомкнуты, расстояние между зубами и положение языка зависят от последующего гласного звука, мягкое нёбо прижато к задней стенке глотки, голосовые связки разомкнуты. Воздушная струя, проходя через ротовую полость, наталкивается на сомкнутые губы и «взрывает» их: возникает звук п.

Звук б имеет тот же механизм образования, но, чтобы его вызвать, надо к произношению п подключить голос, то есть заставить вибрировать голосовые связки.

Родители вместе с ребенком должны упражняться в изолированном произношении звуков п, б.

Упражнение: сами сопоставьте звуки с буквами п и б.

 

Дифференциация звуков в слогах:

– па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы, пи-би;
– па-би-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, пи-би-пи;
– апа-аба, опо-обо, упу-убу, ыпы-ыбы

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

 

Дифференциация звуков в словах:

– папа — баба;
– почка — бочка;

– палка — балка;
– пыль — быль;
– бил — пил;
– запирать — забирать;
– подбородок — подпорка

Продиктуйте ребёнку эти слова: бара(б)ан, (п)арта, со(б)ака, лам(п)а, (п)ри(б)ор, пото(п), (б)умага, те(п)ло.

 

Дифференциация звуков в предложениях:

– Бабушка положила на полку большую палку.
– Полкан бежал по дну балки.
– Папа и бабушка пошли вброд.

Придумайте слова с буквами б и п. Пусть ребёнок запишет их сомостоятельно.

 

Дифференциация звуков при чтении текста:

«У Барбоса болела нога. Три дня пес лежал под крыльцом. Паша принес ему хлеба. Барбос лизнул Паше руку. Каждый день Паша приносил собаке обед».

Звуки Т-Д

Родители вместе с ребенком упражняются в изолированном произношении звуков т и д.

Упражнение: сопоставьте звуки с соответствующими буквами.

 

Дифференциация звуков в слогах:

– та-да, то-до, ту-ду, ты-ды, ти-ди;
– та-ди-та, то-до-то, ту-ду-ту, ты-ды-ты, ти-ди-ти;
– ата-ада, ото-одо, уту-уду, ити-иди

Упражнение: сложить эти слова из букв разрезной азбуки и прочитать.

 

Дифференциация звуков в словах:

– дом — том;
– тетя — дядя;
– точка — дочка;
– дети, отдел, тетради, дремота, водосток, стыдно, бодрость

Вставить пропущенные буквы в слова: воро(т)а, (д)я(т)ел, про(д)ук(т)ы, прос(т)у(д)а, пого(д)а, пахо(т)а.

 

Дифференциация звуков в предложениях:

– Таня живет на даче.
– По дуплу стучал дрозд.
– Тома сидит дома.
– Тина и Дина стояли под дубом.

Продиктуйте ребёнку эти слова: борода, трава, доска, тоска, поэт, салат, мармелад, судно, картошка, подарок, треска, дрова.

 

Дифференциация звуков при чтении текста:

«Мой папа доктор. Он лечит детей. Дети его любят. Дома папа занимается со мной и Степой. Степу учит читать, а мне помогает решать задачи»

Звуки К-Г

Покажите образец звучания этих звуков. Поясните разницу в их образовании. Побуждайте ребенка произносить звук к с последующим подключением голоса – появляется звук г. Упражняйтесь в изолированном произношении этих звуков.

Упражнение: сопоставьте звуки с буквами.

 

Дифференциация звуков в слогах:

– ка-га, ко-го, ку-гу, кы-гы, ки-ги;
– ка-га-ка, ко-го-ко, ку-гу-ку, кы-гы-кы, ки-ги-ки;

Упражнение: сложить эти слоги из букв разрезной азбуки и прочитать.

 

Дифференциация звуков в словах:

– игра — икра;
– Галина — калина;
– голос — колос;
– рука, нога, год, кот, гуси, куры, губка, прогулка, крошка.

Вставить пропущенные буквы в слова: (г)ромко, (к)рыша, (г)лина, о(г)ород, (к)ино, при(к)аз, ги(г)ант, со(к)ол.

 

Дифференциация звуков в предложениях:

– Мы играли на горке.
– Олегу купили новые коньки.
– Как на горке, на пригорке сидят тридцать три Егорки.

Продиктуйте ребёнку эти слова: логопед, колос, голос, кот, окошко, нога, рука, берега, калоши, ягоды, музыка, кукуруза, гимнаст, гусь.

 

Дифференциация звуков при чтении текста:

«Галя взяла куклу и пошла гулять. Галя посадила куклу на травку рядом с гусеницей. Она знала, что гусеница не кусается. Галя стала собирать букет. А когда вернулась за куклой, то увидела кузнечика. Кузнечик испугался Гали и прыгнул в густую траву»

В методической рекомендации указан примерный ход работы по устранению дефектов произношения звонких согласных. Успех ее во многом будет зависеть от того, насколько последовательны и постоянны будут занятия родителей с ребенком. Не переходите от одних упражнений к другим до тех пор, пока он не усвоит их. Стремление поскорее добиться успеха не приносит желаемых результатов. Ваша задача обогащать познавательноречевую компетентность детей, осуществлять необходимую коррекцию речевых нарушений: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать словарный запас, грамматический строй, связную речь, фонематические процессы и общие речевые навыки, формировать у детей потребность в активной деятельности, совершенствовать двигательные умения и навыки, развивать пальчиковую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, вызывать желание преодолевать нарушения в речи и двигательной сфере, воспитывать у детей нравственноволевые качества личности, содействовать становлению субъективноценностного отношения к своему здоровью. На логопедических занятиях важно не только выработать тот или иной речевой навык, но и закрепить его во всех видах устной и письменной речи. Если почувствуете, что ребенку надоедают одни и те же упражнения, старайтесь видоизменить их, придумать новые, с другими словами, предложениями, текстами, стихами.

 

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

«Звонкие и глухие согласные звуки»

Уватский район

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Уватская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 1 классе по теме:

Звонкие и глухие согласные звуки.

Учитель: Захарова Татьяна Александровна

Тема урока: Звонкие и глухие согласные звуки.

Цели урока: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; развивать умение анализировать звуковой состав слова.

Тип урока: решение частных задач

Задачи на урок

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Метапредметные: регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться учебником; познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами.

Предметные: научатся определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки; определять на слух парный по глухостизвонкости согласный звук в слове; писать двусложные слова с парным по глухости– звонкости согласным звуком, объяснять их правописание;

получат возможность научиться: сотрудничать в парах при работе со знаковой информацией; соотносить произношение и написание парного звонкого и глухого согласного в словах; планировать учебные действия при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.

Технологическая карта урока

-Вы у меня так быстро растёте, что скоро и меня перерастёте.

-Что я имела ввиду?

-Что нужно делать, чтобы ещё чуть-чуть подрасти?

Умнеем, много узнаём.

Трудиться, заниматься, думать, общаться.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: мотивация учебной деятельности

Актуализация знаний

Слайд 2

-Назовите буквы, в которых есть элементы , . (учитель записывает их на доске)

-Распределите буквы на две группы. Объясните. Каких букв больше?

-Дайте им характеристику.

Минутка чистописания

сфх бж сфх бж…

– Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.

Определение темы, цели и задач урока

-Какова же тема нашего урока?

-Какова цель урока?

Какие задачи?

а, с, б, ж, х, ф, э

Гласные и согласные буквы.

Больше букв, которые обозначают согласные звуки.

Они обозначают звуки [с], [б], [ж], [х], [ф]. При произношении звуков [с], [ф], [х] слышится только шум – это глухие звуки. Звуки [б], [ж] произносятся с голосом и шумом – это звонкие звуки. Звуки [с], [б], [х], [ф] могут быть твердыми и мягкими. Шипящий звук [ж] – всегда твердый.

В первой цепочке буквы, обозначающие глухие согласные звуки, во второй цепочке – буквы, обозначающие звонкие согласные звуки. Данные цепочки букв чередуются до конца строки.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Находить и различать звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Грамотно и аккуратно писать; находить и представлять информацию; быть внимательным, слышать и слушать друг друга; общаться; работать в парах.

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование; осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Коммуникативные: речевая деятельность, планирование учебного сотрудничества.

Личностные: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Открытие нового знания

Слайд 3

Слайд 4

Работа над различением звонких и глухих парных согласных.

1. Наблюдение над словами.

Слова на карточках на каждой парте и на слайде.

бочка – почка

влага – флаги

голос – колос

дочка – точка

жар – шар

зуд – суд

– Прочитайте слова. Чем они похожи между собой?

Дети работают в парах.

Прочитайте первые звуки каждого столбика. Определите какие это звуки? Как они произносятся?

В процессе рассуждения на слайде появляется запись:

звонкие б в г д ж з

глухие п ф к т ш с

-Что мы получили?

2. Знакомство с правилом, с. 73–74.

(Дети читают правило для себя, а затем вслух. Высказываются, какую информацию они уже знали ранее, а какую узнали сейчас)

Все слова начинаются с согласных звуков.

В первом столбике слова начинаются со звонких согласных звуков. Они произносятся с голосом и шумом. А во втором столбике слова начинаются с глухих согласных звуков. Они произносятся с шумом.

Парные звонкие и глухие согласные.

Буквы б, в, г, д, ж, з, л, н, м, р, й произносятся с голосом и шумом, значит это звонкие согласные звуки. Буквы п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ произносятся с шумом – это глухие согласные звуки.

Звуки букв б-п, д-т, г-к, з-с, ж-ш, в-ф называются парными

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в краткой форме; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; умение осознанно строить речевое высказывание;

построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез; самостоятельное создание способов проблем поискового характера.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в парах.

Личностные: уважительное отношение к мнению других; умение сотрудничать; доброжелательность, отзывчивость

Закрепление

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

1. Физкультминутка

Немного отдохнём. Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий согласный, вы приседаете. Если слово начинается на глухой парный согласный, вы делаете хлопок над головой.

Звезда, кот, Федя, Дима, трава, зверь, день, пень, фонарь, велосипед, голубь, школа, жарко, скворец, попугай, белка, слон, гриб, зонтик, кукла.

2. Упражнение на слайде.

Выпишите слова, в которых первый согласный звонкий, общаясь в парах.

Бочка, почка, палка, белка, пар, борщ, буря, поле, пыль, боль.

Проверка на слайде. Самооценка.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Закрась соответствующим цветом свой кружок-отметку? ( — было легко, всё выполнил сам;

— немного затруднился, выполнял с небольшой помощью; — затруднился, всё делал с помощью.)

3. Игра «Найди слово».

Учитель называет слово, учащиеся, советуясь в парах, подбирают слово с парным согласным звуком.

Гол — …, горка — …, дочка — …, жить — …, зелёный — … .

4. Работа над текстом. Упражнения 97.

Предлагаю рассмотреть иллюстрацию, на которой нарисован зяблик.

-Расскажите, как выглядит зяблик.

– В какой части текста дано описание его внешнего вида?

– Назовите согласные звуки в слове шапочка. Как они называются? Сколько в слове букв и звуков.

– Спишите первое предложение, подчеркните главные члены.

– Подчеркните парные согласные.

Проверка. Самооценка.

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или есть недочёты?

– Ты записал всё сам или с чьей-то помощью?

– Закрась соответствующим цветом свой кружок-отметку? ( — было легко, всё выполнил сам;

— немного затруднился, выполнял с небольшой помощью; — затруднился, всё делал с помощью. )

Звезда, Дима, зверь, день, велосипед, голубь, жарко, белка, гриб, зонтик – приседают.

Кот, Федя, трава, пень, фонарь, школа, скворец, попугай, слон, кукла – хлопок над головой

Запись в тетрадях: бочка, белка, борщ, буря, боль.

Дети называют:

Гол – кол, горка – корка, дочка – точка, жить – шить, зелёный – синий.

Во 2-ей части текста.

[ш, п, ч, к]-глухие согласные звуки; 7 букв и 7 звуков в этом слове.

Регулятивные: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка-оценивание качества и уровня усвоения, прогнозирование.

Познавательные: формулировать и решать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; поиск и выделение информации, обработка, анализ, передача информации; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; работать в парах.

Личностные: уважительное отношение к мнению других; умение сотрудничать; доброжелательность, отзывчивость.

Рефлексия

Вы подросли за этот урок?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Вернёмся к целям и задачам нашего урока.

Какова была цель нашего урока?

Достигли мы целей и задач урока?

Оцените свою работу.

Сегодня я молодец потому что … .

Сегодня мне было интересно … .

Да.

Находить и различать звонкие и глухие согласные, анализировать звуковой состав слова.

Да, но нужно продолжать учиться проверять парные согласные звуки и анализировать звуковой состав слова.

Познавательные: умение структурировать знания; оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование

Глухие и звонкие согласные звуки ⋆ Великий русский язык

Звонкие и глухие согласные различаются участием / неучастием голоса в образовании согласного звука.
Звонкие состоят из шума и голоса. При их произношении воздушная струя не только преодолевает преграду в полости рта, но и колеблет голосовые связки. Звонкими являются следующие звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Звонким является также звук [ж’], встречающийся в речи отдельных людей в словах дрожжи, вожжи и некоторых других.


Глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из шума.
Глухими являются следующие согласные звуки: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’]. Для запоминания того, какие согласные являются глухими, существует мнемоническое правило (правило для запоминания). Во фразе «Степка, хочешь шец?» – «Фи!» содержатся все глухие согласные (парные по твердости / мягкости –
только в твердой или мягкой разновидности).
По наличию или отсутствию голоса согласные образуют пары. Звуки в паре должны различаться только одним признаком, в
данном случае глухостью / звонкостью.

Выделяют 11 пар противопоставленных по глухости / звонкости согласных: [б] – [п], [б’] – [п’], [в] – [ф], [в’] – [ф’], [г] – [к], [г’] – [к’], [д] – [т], [д’] – [т’], [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] – [ш].
Перечисленные звуки являются, соответственно, либо звонкими парными, либо глухими парными.


Остальные согласные характеризуются как непарные. К звонким непарным относят [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], к глухим непарным – звуки [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].


Сказанное можно обобщить в следующей таблице:

 парные (11 пар)непарные
звонкиеб б’ в в’ г г’ д д’ ж з з’л л’ м м’ н н’ р р’ й’
глухиеп п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’х х’ ц ч’ щ’

Если в речи носителя языка присутствует долгий звук [ж’], то он является звонкой парой к согласному [щ’]. В этом случае пар по глухости / звонкости 12.

Позиционное оглушение / озвончение

В русском языке в определенных позициях встречаются и глухие, и звонкие согласные звуки. Это положение перед гласными (том [том] – дом [дом]) и перед согласными [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] (свой [свой’] – звон [звон], смела [см’ила́] – размела [разм’ила́], срой [срой’] – разрой [разро́й’]). Эти позиции являются сильными по глухости / звонкости.
Но появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной», а позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по глухости / звонкости.
Звонкие парные оглушаются (вернее, меняются на глухие)
1) в абсолютном конце слова: пруд [прут];
2) перед глухими: будка [бу́тка].
Глухие парные согласные, стоящие перед звонкими, кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], озвончаются, то есть меняются на звонкие: молотьба [малад’ба́].
Артикуляционное уподобление звуков обозначается в фонетике термином ассимиляция. В результате ассимиляции могут возникать долгие согласные, возникающие при сочетании одинаковых звуков. В транскрипции долгота согласного обозначается чертой сверху или двоеточием после согласного (ванна [ва́на] или [ва́н:а]). Направление воздействия – от последующего звука к предшествующему (регрессивная ассимиляция).

Отражение глухости/звонкости согласных на письме

На письме при помощи специальных согласных букв (там – дам) отражается только самостоятельная глухость / звонкость согласных. Позиционная глухость / звонкость (результат позиционного оглушения / озвончения) на письме не отражается, как и большинство других позиционных фонетических изменений.

Исключение составляет:

1) правописание приставок на с/з-:
рас-сыпать, раз-бить; отражение произношения и здесь проводится не до конца, так как отражается только уподобление по глухости / звонкости, но не по признакам, связанным с местом образования преграды у согласного: расшевелить [рашыв’ил’и́т’],
2) правописание некоторых заимствований: транскрипция – транскрибировать.

В слове мой все согласные звуки звонкие. Звонкие согласные звуки В каком слове все согласные звуки звонкие

Ответы:

1 – б; 2 – в, е; 3 – а, г; 4 – б, д; 5 – б; 6 – г; 7 – б; 8 – 1) а, 2) а, 3) б, 4) б; 9 – а; 10 – б; 11 – 1) б, 2) а, 3) б, 4) б, 5) а; 12 – в; 13 – а; 14 – б, в; 15 – 1) б, 2) б, 3) в, 4) а, 5) б, 6) б; 16 – г; 17 – в, д; 18 – в.

Урок №11 Проверочная работа №2 по теме «Фонетика»

Тест

Вариант 1

1. В каких словах все согласные звуки звонкие?

а) берег; в) снова;

б) сдобный; г) взморье .

а) межинститутский; в) цирк;

б) к итогам; г) чисто.

3. В каком слове четыре звука?

а) шьешь; в) поют;

б) лён; г) ядро.

4. В каком слове есть звук [д]?

а) дело; в) подкова;

б) отбросил; г) семнадцать.

5. В каком слоне нет звука [з]?

а) сдать; в) езжу;

б) езда; г) вокзал.

6. В каком слоне нет согласного звука [ j ]?

а) почтальон; в) поёт;

б) полёт; г) льётся.

7. В каком слоне неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.

а) началúсь; в) áвгустовский;

б) цéмент; г) óптовый.

8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?

а) академия; в) тенденция;

б) термин; г) тенор.

9. Разделите слова на слоги.

Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.

Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Сияние, лавка, мягкий.

Вариант 2

1. В каком слове все согласные звонкие?

а) мороз; в) вдруг;

б) вглубь; г) обида.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) циркуль; в) личный;

б) в институте; г) жить.

3. В каком ряду слов звуков больше, чем букв?

а) бурьян, только; в) дождь, южная;

б) ночью, юг; г) поющая, яростная.

4. В каком ряду во всех словах есть звук [к]?

а) вдруг, мягкий; в) окружность, пробег;

б) кинуть, к дому; г) к делу, кататься.

5. В словах какого ряда нет звука [ж]?

а) жизнь, книжка; в) пейзаж, дружба;

б) перебежчик, сторожка; г) намажьте, жонглировать!

6. В каком слове нет звука [ j ]?

а) яшма; в) паять;

б) занять; г) Ямайка.

7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

а) обеспечéние; в) откýпорить;

б) плéсневеть; г) чéрпать.

а) терраса; в) тест;

б) тембр; г) бутерброд.

9. Разделите слова на слоги.

Очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.

Укажите все возможные варианты переноса слона «очертания».

Легкий, поевший, водоворот .

Вариант 3

1. В каких словах все согласные звуки глухие?

а) берег; в) качаться;

б) сдобный; г) записать.

2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?

а) хлипкий; в) безынтересный;

б) житейское; г) нация.

3. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) мясо; в) драться;

б) пьет; г) елочка.

4. В каком слове происходит оглушение?

а) спичка; в) глобус;

б) травка; г) сделать.

5. В каком слове нет звука [д]?

а) подарок; в) дверной;

б) подъезжать; г) бедствие.

6. В каком слове нет согласного звука [щ]?

а) грузчик; в) летчик;

б) извозчик; г) пильщик.

7. И каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку

а) мизéрный; в) áвгустовский;

б) катáлог; г) звонúт.

8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

а) академия; в) дезориентировать;

б) дека; г) тезис.

9. Разделите слова на слоги.

Отъезд, сталелитейный, зверолов, старинный, предыстория.

Укажите все возможные варианты переноса слова «предыс­тория».

10. Выполните фонетический разбор следующих слов.

Поющий, книжка, купаться.

Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

Определить звонкие согласные

Определить, в каком слове нет звука [ы]

Определить, в каком слове 4 звука

Определить слово, в котором есть звук [д]

В каком слоне нет звука [з]

Определить, в каком слове нет [й’]

Исправить ошибку

Определить, в каком слове выделенный согласный произносится твердо

Разделить слова на слоги

Выполнить фонетический разбор слов

Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося

Действия учащихся

Определили звонкие согласные

Определили отсутствие [ ы ]

Определили слово с 4-мя звуками

Определили слово со звуком [д]

Определили слово без звука [з]

Определили слово без звука [й’]

Исправили ошибку

Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.

Как образуются звонкие звуки

В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.

Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).

Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.

Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).

Как отличить звонкий звук

Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.

Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.

Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.

Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.

  • Глухие : Степка, хочешь щец? – Фи. (В этой фразе все звуки глухие)
  • Звонкие : Нормальный (только сонорные)

Парные и непарные звонкие согласные

Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.

Озвончение и оглушение

В потоке речи звуки зависят от своих «соседей», поэтому они могут менять свое качество под воздействием окружения.

В русском языке возможно несколько явлений:

  • Оглушение
  • Ассимиляция (уподобление) по глухости-звонкости.

Оглушение происходит на конце слова. Звонкий согласный в абсолютном конце слова произносится как своя глухая пара. Например , [гр’ип] (гриб).

Ассимиляция происходит в середине слова. В русском языке на звук влияет сосед справа. Чаще всего звонкий звук становится глухим из-за того, что соседствует с другим глухим звуком. Примеры ассимиляции: кадка, загадка. Реже согласный становится «за компанию» звонким. Например, просьба [проз’ба].

Подобные процессы происходят в разных языках, но по-разному. Например, в чувашском языке глухой согласный, оказавшись между двумя гласными, становится звонким.

Как проверить сомнительную согласную

Из-за этих языковых процессов согласные звуки в некоторых позициях делаются на себя непохожи. Поэтому их требуется проверить.

Для определения, какой звук, глухой или звонкий, надо писать в данном слове следует изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласной была гласная. Например , столб-столбы, косьба-косить, указка-указать.

Абсолютный конец слова не является сильной позицией, позволяющей различить согласные по глухости-звонкости.

Есть слова, которые невозможно проверить. Например , футбол, рюкзак и т. д. Их надо запомнить или посмотреть в словаре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими. Для образования звонкого согласного нужно больше голоса, чем шума. Мы узнали, какие звуки составляют пару по глухости-звонкости, а какие – нет. Узнали, что такое сонорные и шипящие звуки.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 467.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе
Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя

Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки

Вспом­ним, как рож­да­ют­ся звуки речи. Когда че­ло­век на­чи­на­ет го­во­рить, то вы­ды­ха­ет воз­дух из лёг­ких. По ды­ха­тель­но­му горлу он бежит в узень­кую гор­тань, где на­хо­дят­ся осо­бые мышцы – го­ло­со­вые связ­ки. Если че­ло­век про­из­но­сит со­глас­ные звуки, то за­кры­ва­ет (хоть немно­го) рот, из-за этого по­лу­ча­ет­ся шум. Но шумят со­глас­ные по-раз­но­му.

Про­ве­дем опыт: за­жмем уши и про­из­не­сем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы про­из­нес­ли звук [б], связ­ки на­тя­ну­лись и на­ча­ли дро­жать. Это дро­жа­ние пре­вра­ти­лось в голос. В ушах немно­го за­зве­не­ло.

Можно про­ве­сти по­хо­жий опыт, по­ло­жив руки на шею с пра­вой и левой сто­ро­ны, и про­из­не­сти звуки [д] и [т]. Звук [д] про­из­но­сит­ся на­мно­го звон­че, более звуч­но. Такие звуки учё­ные на­зва­ли звон­ки­ми , а звуки, ко­то­рые со­сто­ят толь­ко из шума –глу­хи­ми.

Пар­ные по звон­ко­сти-глу­хо­сти со­глас­ные звуки

По­про­бу­ем раз­де­лить звуки на две груп­пы по спо­со­бу про­из­но­ше­ния. За­се­лим фо­не­ти­че­ские до­ми­ки в го­ро­де зву­ков. До­го­во­рим­ся: на пер­вом этаже будут жить глу­хие звуки, а на вто­ром – звон­кие. Жи­те­ли пер­во­го до­ми­ка:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти со­глас­ные звуки на­зы­ва­ют­ся пар­ны­ми по звон­ко­сти – глу­хо­сти.

Рис. 1. Пар­ные звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

Они очень по­хо­жи друг на друга – на­сто­я­щие «двой­няш­ки», их и про­из­но­сят почти оди­на­ко­во: оди­на­ко­во скла­ды­ва­ют­ся губы, оди­на­ко­во дви­га­ет­ся язык. Но у них есть пары и по мяг­ко­сти – твёр­до­сти. До­ба­вим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У зву­ков [ж] и [ш] нет пар­ных мяг­ких зву­ков, они все­гда твёр­дые . А ещё их на­зы­ва­ют ши­пя­щи­ми зву­ка­ми.

Все эти звуки обо­зна­ча­ют­ся бук­ва­ми:

Непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки

Но не все со­глас­ные звуки и буквы об­ра­зу­ют пары. Те со­глас­ные, ко­то­рые пар не имеют, на­зы­ва­ют непар­ные. По­се­лим непар­ные со­глас­ные звуки в свои до­ми­ки.

Во вто­рой домик – непар­ные звон­кие со­глас­ные звуки:

На­пом­ним, что звук [й’] все­гда толь­ко мяг­кий. По­это­му в нашем до­ми­ке он будет жить один. Эти звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

(эль)

(и крат­кая)

Звуки вто­ро­го до­ми­ка на­зы­ва­ют ещё со­нор­ны­ми , по­то­му что об­ра­зу­ют­ся они с по­мо­щью го­ло­са и почти без шума, они очень звуч­ные. Слово «со­нор­ный» в пе­ре­во­де с ла­тин­ско­го «со­но­рус» озна­ча­ет звон­кий.

Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки

В тре­тий домик мы по­се­лим непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспом­ним, что звук [ц] все­гда твёр­дый , а [ч’] и [щ’] – все­гда мяг­кие. Непар­ные глу­хие со­глас­ные звуки обо­зна­ча­ют на пись­ме бук­ва­ми:

Звуки [ч’], [щ’] – ши­пя­щие звуки.

Вот мы и за­се­ли­ли наш город со­глас­ных зву­ков и букв. Те­перь сразу по­нят­но, по­че­му со­глас­ных букв – 21, а зву­ков – 36.

Рис. 2. Звон­кие и глу­хие со­глас­ные звуки (Ис­точ­ник)

За­креп­ле­ние зна­ний на прак­ти­ке

1. Рас­смот­рим кар­тин­ки и пре­вра­тим одно слово в дру­гое, за­ме­нив толь­ко один звук. Под­сказ­ка: вспом­ним пары со­глас­ных зву­ков.

д очка – точка

б очка – почка

ш ар – жар

удоч­ка – уточ­ка

2. Су­ще­ству­ют за­гад­ки, смысл ко­то­рых за­клю­чён в зна­нии со­глас­ных зву­ков, они на­зы­ва­ют­ся ша­ра­ды. По­про­буй­те их от­га­дать:

1) С глу­хим со­глас­ным на­ли­ва­юсь в поле,
Со звон­ким — сам звеню я на раз­до­лье. (Колос — голос )

2) С глу­хим — траву она сре­за­ет,
Со звон­ким — ли­стья объ­еда­ет. (Коса — коза)

3) С «эм» — при­я­тен, зо­ло­тист, очень сла­док и ду­шист.
С бук­вой «эль» зимой бы­ва­ет, а вес­ною ис­че­за­ет. (Мёд- лёд)

Для того чтобы раз­вить уме­ние про­из­но­сить ка­кие-то звуки, осо­бен­но ши­пя­щие, учат ско­ро­го­вор­ки. Ско­ро­го­вор­ку рас­ска­зы­ва­ют сна­ча­ла мед­лен­но, а потом уско­ря­ют темп. По­про­бу­ем вы­учить ско­ро­го­вор­ки:

  1. Шесть мышат в ка­мы­шах шур­шат.
  2. У ежа – ежата, у ужа – ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грыз­ли щётку в угол­ке.

Итак, се­год­ня мы узна­ли, что со­глас­ные звуки могут быть звон­ки­ми и глу­хи­ми и как обо­зна­ча­ют­ся на пись­ме эти звуки.

В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б — [б], в — [в], г — [г], д — [д], ж — [ж], й — [й], з — [з], к — [к], л — [л], м — [м], н — [н], п — [п], р — [р], с — [с], т — [т], ф — [ф], х — [х], ц — [ц], ч — [ч], ш — [ш], щ — [щ].

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих — 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких — 20 (10 мягких и 10 твёрдых).

Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] — кон [кон], лук [лук] — люк [л’ук].

Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.

парные непарные твёрдые мягкие только твёрдые только мягкие [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п], [р], [с], [т], [ф], [х] [б’], [в’], [г’], [д’], [з’], [к’], [л’], [м’], [н’], [п’], [р’], [с’], [т’], [ф’], [х’] [ж], [ш], [ц] [ч’], [щ’], [й’]

Звонкие и глухие согласные звуки

Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар — жар, кол — гол, дом — том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.

Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью — глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные — это пара из глухой и звонкой согласной.

  • парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш.
  • непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.
парные непарные звонкие глухие только звонкие только глухие [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’] [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’] [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’]

Сонорные, шумные и шипящие согласные

Сонорные — звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:

  1. Шумные глухие согласные звуки (16): [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’];
  2. Шумные звонкие согласные звуки (11): [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’].

Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].

Парные и непарные согласные звуки

Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:

Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.

Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

В русском языке существуют слова, состоящие только из звонких согласных, например: вой, годный, знание, вазон, забор, дворовой, двор, заморозил, мороженое, мольба, дружба, заводной, розданный.

В этот перечень можно добавить слова, в которых происходит озвончение глухих согласных:

отбор, отбивная, сбавил, сбор, сбруя, отгорожу, отбрею, вокзал, отжим.

В русском языке множество слов, в которых все согласные звуки звонкие. Это такие слова, как, например, корабль, балерина, гребень, зрение, лимон, лимонный, дерево, деревянный, заря, молодой, и многие другие.

Слова, в которых все согласные буквы звонкие будут следующие (примеры):

  • галерея
  • реальный
  • гримм
  • железо
  • дерево
  • бревно
  • знамя
  • гроза
  • города, борода
  • мода, модель
  • лужа, луга
  • голень
  • жена, жаба,
  • воробей
  • война
  • модный
  • загар
  • лимон
  • сбор (збор)

В русском языке достаточно много слов, которые состоят только из звонких согласных. приведём примеры таких слов: зная, голень, лимон, море, лимон, загар, луга, дерево, железо, базар, мода, мороженое, знания, гром, балерина, забор, корабль.

Приведём примеры слов, в которых все согласные буквы будут звонкие:

Вероятно, имеется в виду, что гласные то звуки в этих словах все-таки тоже присутствуют, просто согласные — только звонкие. Таких слов в нашем языке вовсе немало, они самые разные, приведу несколько из них для примера: газон, вой, роза, мимоза, гром, нагородил, зажим, забой, бревно и многие другие.

В русском языке звонкими являются следующие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Из одних согласных, конечно, слово состоять не может, но есть слова, которые содержат только звонкие согласные: бой, год, глагол, зомби, район и т.д.

В русском языке встречаются слова, состоящие только из звонких согласных. В качестве примера приведём следующие слова: забор, двор, заморозил, загар, знамя, дружба, заводной, гром, гроза, воробей, жена, море, нора, галерея.

В русском языке встречаются достаточно много слов, в которых только звонкие согласные, например: звон, вой, заря, знание, рыба, гора, забор, двор, мороженое, дружба, галерея, воробей, жена, гром, гроза, мода, базар.

В русском языке масса таких слов. Можно даже придумать алгоритм их создания. Не образуют пар звонкие согласные — л, м, р, й. То есть, эти буквы могут стоять и в начале слова, и в конце без гласной и не оглушаться.

Например: мама, лама, море, ром, рой, лом, лай.

А также можно брать иные звонкие согласные, только следить, чтобы не было звук не становился глухим — базар, гора, мода, мороженое.

В чем разница между вокализованными и невокализованными звуками? Как вы учите этому в своем классе?

Вы когда-нибудь чувствовали, как двигаются ваши голосовые связки, когда вы говорите? (Бьюсь об заклад, вы просто остановились и сделали это!?) Ну, вот как вы можете почувствовать разницу между звонкими и глухими (иногда называемыми глухими) звуками!

Звонкие звуки — это звуки, при которых можно почувствовать вибрацию . С другой стороны, глухих звуков не вызывают вибрации ваших голосовых связок.

Давайте попробуем несколько, чтобы увидеть, как вы думаете, эти согласные звуки звонкие или глухие. (Поместите руку на шею / область голосовых связок, чтобы попытаться понять это!)

/б/?

/г/?

/р/?

/к/?

/ф/?

/с/?


/b/, /g/ и /j/ озвучены. /p/, /f/, /s/ не озвучены. (Если вам нужно, вернитесь назад и почувствуйте контраст, когда произносите два типа звуков. )

Сначала вы можете подумать: «Какая разница, звонкий звук или глухой?» Но знание разницы может действительно пригодиться, особенно когда учащиеся впервые изучают звуки букв!

Это может быть полезно и для более продвинутых учащихся.Например, пометка согласного как звонкий или глухой помогает определить, какой из звуков — «s» в конце слова — звук /s/ или звук /z/. (Подробнее об этом позже.)

В этом посте я более подробно расскажу о разнице между звонкими и глухими звуками и объясню «почему» их преподавать. Я также назову некоторые правила правописания, которые соответствуют этой концепции, и приведу несколько примеров того, как обучать звонким и глухим звукам.

Фото: Krakenimages.ком, Shutterstock

Какие звуки озвучиваются? Какие звуки невокализованы?

Звонкие согласные для воспроизведения звука нуждаются в вибрациях голосовых связок. Звонкие согласные следующие:

  • /b/, /d/, /g/, /j/, /l/, /m/, /n/, /r/, /v/, /w/, /y/, /z/

Кроме того, все гласные и дифтонги (нажмите здесь, чтобы узнать больше о дифтонгах!) являются звонкими звуками.

Глухие или глухие согласные не требуют вибрации голосовых связок для воспроизведения звука. Глухие согласные следующие:

Примерами невокализованных орграфов являются WH и CH.

Однако орграф /th/ может быть звонким орграфом (как в «they») и глухим орграфом (как в «thin»). Вы слышите/чувствуете разницу между двумя звуками /th/? Это тонко, но это определенно есть! Некоторые люди называют их «жесткими /th/» и «мягкими /th/».

Почему важно обучать звонким и невокализованным звукам?

Работая со студентами, вы можете столкнуться с теми, у кого проблемы с фонематическим восприятием (осознание звуков, из которых состоит разговорная речь).Незнание звуков затрудняет учащимся расшифровку слов. (Если вам нужны конкретные идеи, которые помогут учащимся, борющимся с фонематическим восприятием, прочтите этот пост, который я написал.)

Объяснение учащимся, испытывающим затруднения, разницы между звонкими и глухими звуками может очень помочь! Это дает материальный инструмент. Например, подумайте о слове «счет». Если учащийся испытывает трудности с определением звуков на слух и только наблюдает, как ваши губы двигаются, чтобы определить букву/звук, учащийся может подумать, что это слово пишется как пи-л-л.(Обратите внимание, как двигаются ваши губы, когда вы произносите /b/ и /p/ — очень похоже, верно?!) разница в том, как звук ощущается . /b/ звонкий, а /p/ глухой.

Звонкие и глухие звуки также могут быть полезны для учащихся, изучающих английский как второй язык. Обучение их конкретному физическому способу слышать/ощущать звуки может уменьшить путаницу.

Правила, использующие вокализованные/невокализованные звуки

Правило №1: Звук «с» в конце слова

Держу пари, вы уже научились различать звуки, которые может произносить буква «с» в конце слова.Но знаете ли вы, что на самом деле это связано со звонкими и глухими согласными? Подумайте о звуке «с» в слове «руки» по сравнению со словом «напитки». В слове «руки» буква «с» дает звук /з/. В слове «напитки» буква «с» дает звук /с/. На это есть причина!

Правило состоит в том, что если слово оканчивается на глухой/глухой согласный (f, k, p, t), то окончание s говорит /s/. Если слово заканчивается звонким согласным или гласным, окончание s говорит /z/. (Приведенные ниже плакаты можно найти в моей программе фонетики «От звуков к правописанию». )


Исключение составляют случаи, когда слово в единственном числе оканчивается на -s, -x, -z, -ch или -sh. В этих случаях вы добавляете -es в конце слова. -es дает звук /iz/, как в слове «лисы».

Правило №2: Звук «эд» в конце слова

Давайте попробуем тот же процесс, что и выше, со словами «выбрал» и «любил». Какой звук произносит «эд» в каждом из этих слов?

В слове «picked» «ed» дает звук /t/. В слове «любимый» «эд» дает звук /д/.Угадай, что? Это также относится к звонким/глухим согласным!

Согласно правилу, если «ed» стоит после глухого согласного (f, k, p, s), то окончательная «ed» звучит как /t/. Если «ed» стоит после звонких согласных или гласных, пишется /d/.

Исключение составляют случаи, когда «ed» стоит после глухой буквы «t» или «d». В этом случае «ed» производит звук /id/, как в слове «запятнанный» или «законченный».

Занятия по обучению звонким и незвонким звукам

Первый раз, когда я знакомлю звонкие и глухие звуки в детском саду.По мере изучения алфавита учащиеся могут попытаться выяснить, является ли звук каждой буквы звонким или глухим. Самый простой способ начать — попросить учеников удерживать звук /s/, как змея — ssssssss. Затем попросите их зажать звук /z/, как молнию — zzzzzzzz. При этом попросите учащихся коснуться своих голосовых связок. Спросите, как вы чувствуете разницу между двумя звуками.

Вы также можете обсудить звонкий/глухой звук, когда работаете над согласной TH.

Более продвинутые учащиеся могут изучить «правила», описанные для -s, -es и -ed.

Вот несколько идей для занятий:

  • Произнесите звук и попросите учеников повторить этот звук. Затем попросите учащихся поставить большой палец вверх, если звук звонкий, и большой палец вниз, если он глухой.
  • Предложите учащимся выполнить сортировку с двумя столбцами для звонких и глухих звуков.
  • Используя приведенные выше правила, попросите учащихся записать слова, соответствующие каждому правилу (с звонкими и глухими звуками).

Заключение

Обучение звонким и глухим звукам в классе может быть очень эффективным! Это может помочь прояснить большую путаницу для студентов, которые борются со слышимыми звуками, а также для студентов, изучающих английский язык.

Это также полезно при обучении правилам правописания «s» и «ed» в конце слова. Вместо того, чтобы запоминать, какие буквы образуют разные звуки «s» или «ed», учащиеся могут чувствовать свои собственные голосовые связки, чтобы помочь запоминанию. Как это круто?

Есть ли у вас какие-либо дополнительные идеи о том, как вы преподавали озвучивание/неозвучивание в своем классе? Пожалуйста, оставьте комментарий ниже. Я хотел бы услышать от вас!

Счастливого обучения!

Фото: mangpor2004 , Shutterstock

звонких и глухих согласных | Онлайн-академия Ортона Джиллингема

  1. Звонкий – Вибрации голосовых связок
  2. Невокализованный – НЕТ вибраций голосовых связок

 

Чтобы помочь учащимся различить звонкие и глухие согласные, используйте в качестве примера буквы «Б» и «П» и выполните следующие шаги:

  • Попросите вашего ученика положить ладонь на горло
  • Попросите вашего ученика назвать звук буквы «Б.Когда он говорит правильно, он СЛЫШИТ свой голос и ПОЧУВСТВУЕТ вибрации своих голосовых связок на ладони.
  • Попросите вашего ученика назвать звук буквы «П». Если сказать правильно, он НЕ услышит свой голос и НЕ почувствует вибрацию голосовых связок на ладони.

ПРИМЕЧАНИЕ: Звонкие фонемы не вызывают выброса воздуха изо рта; тогда как глухие фонемы вызывают выброс воздуха изо рта.

ПРИМЕЧАНИЕ: Звонкие согласные и их глухие аналоги создают во рту одно и то же кинестетическое образование (язык, губы и зубы) и отличаются только тем, звонкие они или глухие.

Следующее иллюстрированное изображение будет полезно для наших учащихся при изучении звонких и глухих согласных:

Важно усиливать звонкие и глухие согласные, потому что это помогает в дальнейшем с другими правилами правописания. Например, когда вы учите своего ученика суффиксу /-ed/, вы учите его, когда использовать 3 разных звука «-ed». Звук /-ed или -id/ используется, когда корневое слово заканчивается на «t» или «d» (посадил или приземлился).Звук /d/ в слове «-ed» используется, когда корневое слово заканчивается звонким согласным (hugged). Звук /t/ в слове «-ed» используется, когда корень слова заканчивается глухим согласным (кемп).

Ниже приводится видео о звонких и глухих согласных: