Предисловие
Курс «Введение в языкознание» является начальным, пропедевтическим курсом методологических лингвистических дисциплин. Этот курс дает студентам филологических факультетов первые сведения о языкознании как науке и его связях с другими науками, о происхождении и сущности языка, особенностях его структуры. «Введение в языкознание» знакомит будущих учителей-филологов с многообразием языков мира, закономерностями их исторического развития, с историей и видами письма, с основными понятиями и терминами языкознания, без знания которых невозможно заниматься серьезно наукой о языке. Данный курс подготавливает студента-первокурсника к изучению других предметов лингвистического цикла, помогает ему понять сущность каждой лингвистической дисциплины. Он также дает необходимую начальную общелингвистическую подготовку будущему учителю-словеснику.
Предлагаемое пособие отражает традиционный набор тем и проблем курса «Введение в языкознание», вводящих в проблематику других курсов лингвистического цикла. Вместе с тем его содержание ориентировано на наиболее адекватное отражение современного лингвистического знания о языке. В книге впервые
Конец страницы 4
Начало страницы 5
последовательно прослежена троякая организация языка — язык, речь, речевая деятельность — на всех его уровнях. В пособии вниманию студентов предлагаются не только «отстоявшиеся» в науке взгляды. Автор не избегает изложения и новых, и спорных точек зрения на многие явления языка, иногда по-новому интерпретирует «забытые» современным языкознанием «старые» лингвистические идеи.
Автор пособия приносит свою благодарность коллегам, взявшим на себя труд прочтения и рецензирования рукописи и работы. Их замечания позволили улучшить пособие.
А.А. Гируцкий
Конец страницы 5
Начало страницы 6
Глава I. Языкознание как наука и его связь с другими науками
1.1. Языкознание как наука
Языкознание (языковедение, лингвистика)- это наука о языке, его природе и функциях, его внутренней структуре, закономерностях развития. В наши дни науке известно около 5000 различных (живых и мертвых) языков. Из этого числа 180 языков являются родными для более чем трех с половиной миллиардов жителей Земли. Остальными языками пользуется меньшая часть земного населения. Среди этих языков есть языки, на которых говорят несколько сотен или даже десятков человек. Но для лингвистики все языки равны и все важны, так как каждый из них -индивидуальное представление человеческого языка вообще.
Языковедческая традиция насчитывает около 3000 лет. В Vв. до н.э. появилось первое научное описание древнеиндийского литературного языка — грамматика Па;´нини. Примерно в это же время начинает развиваться языкознание в Древней Греции и на Древнем Востоке — в Мессопотамии, Сирии, Египте. Но самые древние лингвистические идеи уходят еще дальше в глубину веков — они существуют в мифах, сказаниях, религиозных учениях разных народов. Одной из таких древнейших лингвистических идей является идея о Слове как духовном начале, которое послужило основой зарождения и становления мира. Уже в мифах и легендах люди пытались решить вопросы о возникновении языка (связывая их чаще всего с возникновением самой жизни), о том, как были даны имена предметам, о том, почему люди говорят на разных языках. С выделением языкознания в особый вид деятельности эти вопросы становятся предметом интересов языковедов.
Конец страницы 6
Начало страницы 7
Понятие предмета науки исторически изменчиво. Наука о языке начиналась с учения о правильном чтении и письме и вначале у древних греков, например, носила название грамматического искусства, которое входило в ряд других словесных искусств — риторику, логику, стилистику. Постепенно грамматика из искусства правильно писать и читать превращается в науку о языке, существенно расширяя свою проблематику.
Языкознание относится к числу не только наиболее древних, но и основных наук в системе знаний. Уже в Древней Греции языковедение под термином «грамматика» считалось одной из основных дисциплин в системе наук и образования. Аристотель отмечал, что в его время главными предметами обучения были грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Важность науки о языке для древних греков вытекала из особенностей их миросозерцания, для которого язык являлся органичной частью окружающего мира. Он не только связывает человека с действительностью, но и дает возможность постигать мир, определять место человека в нем. В системе современного научного знания лингвистика также занимает одно из ведущих мест, поскольку естественный язык остается универсальным инструментом познания, используемым во всех науках. В системе образования конкретный язык (языки) является одним из главных предметов обучения в школе.
Языковедение относится к числу наиболее разветвленных наук, что объясняется множественностью и многотипностью отдельных конкретных языков, способных изучаться отдельной лингвистической дисциплиной, сложностью внутренней организации самого языка, разнообразностью внешних связей языка с иными системами- природой, обществом, наукой, культурой, религией, искусством и т.д. Структурная организация современного языкознания многопланова, она зависит от тех оснований, которые используются в членении науки о языке.
Общее и существенное в различных языках, а также частное, отдельное в конкретных языках служат основой выделения внутри языкознания общего и частного языковедения. Общие свойства, признаки и качества человеческого языка вообще или ряда языков изучаются общим языкознанием. Как бы ни разли-
Конец страницы 7
Начало страницы 8
чались между собой отдельные языки, у них есть много общих признаков, свойств, качеств, являющихся объектом исследования общего языкознания. Важным аспектом таких исследований выступает выявление языковых универсалий, то есть положений, действительных для всех Языков мира (абсолютные универсалии) или для ряда языков (статистические универсалии).
Частное языкознание исследует каждый отдельный язык как особое, неповторимое явление. Теоретически возможно существование 5000 частных лингвистик — по числу известных науке языков. Но на практике лишь 500 языков исследованы достаточно хорошо, 1500 изучены в малой степени, об остальных же имеются лишь те или иные сведения. Те разделы частного языкознания, которые посвящены отдельным языкам, нередко и название получают от своего языка, например: русистика, белорусистика, украинистика, полонистика, литуанистика (изучает литовский язык) и т.д. При изучении группы родственных языков название раздела языкознания дается по названию группы, например: славистика изучает славянские языки, германистика -германские, романистика — романские и т.д. Кроме того, каждой языковой семье (исторически родственным группам языков) посвящается одна обширная область лингвистики. Такой областью является, например, индоевропеистика, которая названа так потому, что народы, говорящие на ряде родственных языков, живут на огромной территории от Индии до Европы.
Таким образом, лингвистика делится на две отрасли — общее и частное языкознание. Было бы, однако, ошибкой считать, что эти два раздела одной науки могут обойтись друг без друга. Общее всегда познается через частное, конкретное. Общие закономерности устройства и развития языка можно познать, лишь внимательно исследуя отдельные живые и мертвые языки. В свою очередь, частное языкознание использует концепции, идеи, положения общего языкознания, применяя их к конкретному языку.
В зависимости от целей исследования — решение теоретических или прикладных задач языкознание делится на теоретическое (общее) и прикладное. Прикладная лингвистика занимается решением практических задач, связанных с использовани-
Конец страницы 8
Начало страницы 9
ем языка. Она решает как частные проблемы, касающиеся одного языка, так и вопросы, приложимые к любому языку: обучение неродному языку, создание алфавитов и усовершенствование письма, автоматическая обработка текста с применением ЭВМ, создание систем транскрипции и стенографии, систем письма для слепых, стандартизация научно-технической терминологии, автоматическое распознавание и синтез речи и т.д.
Языкознание делят также на внешнюю и внутреннюю лингвистику. Такое членение базируется на двух основных аспектах в изучении языка: внутреннем, направленном на исследование структуры языка как самостоятельного явления, и внешнем (экстралингвистическом), сущность которого заключается в изучении внешних условий и факторов развития и функционирования языка.
Внешняя лингвистика занимается прежде всего проблемой связи языка и общества, функциями языка в обществе, территориальным распространением языков, соотношением языка и культуры народа и многими другими проблемами. Под этим названием обобщено множество научных направлений, которые, в свою очередь, имеют собственные обозначения — социолингвистика, лингвогеография, этнолингвистика и некоторые другие.
Внутренняя лингвистика изучает систему и структуру языка как самостоятельного явления. Внутренняя лингвистика является чрезвычайно разветвленной областью языкознания, в которой выделяется множество самостоятельных дисциплин в зависимости от членения самого языка на уровни: фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование. Фонетика изучает звуки, из которых состоит наша речь, фонология — функциональную роль звуков. Лексикологию интересует слово как единица языка, семасиологию — значения слов и законы изменения значений. Изучением грамматического строя языка занимаются два раздела грамматики — морфология и синтаксис. К грамматике тесно примыкает словообразование, изучающее строение слов и законы, по которым слова образуются. Таковы некоторые науки, рассматривающие внутреннее устройство языка. Обозначенное членение внутренней лингвистики на области исследования остается актуальным для любого национального языкознания, независимо от того, как на-
Конец страницы 9
Начало страницы 10
циональная научная традиция сформировала структуру науки о языке.
Еще одно деление; языкознания как науки соответствует направлениям, школам и методам исследования языка и дает такие варианты лингвистики, как описательная лингвистика, сравнительно-историческое языкознание, или компаративистика, логическое языкознание, психологическое языкознание, структурное языкознание, трансформационная грамматика и т.д.
Говоря об особенностях членения языкознания как науки, следует иметь в виду, что каждая страна характеризуется своей лингвистической традицией и дает свой вариант науки о языке. В каждом из национальных с языкознании могут выделяться и различные структурные области науки о языке, поддерживаемые собственной языковедческой традицией. Например, в русском и белорусском языкознании очень четко различаются в качестве самостоятельных областей лингвистики фонетика и фонология, лексикология и семасиология, морфология и синтаксис, словообразование, стилистика. Такое членение принимает далеко не вся зарубежная лингвистика, даже европейская и североамериканская. Так, очень сильные и влиятельные американские школы дескриптивной лингвистики и трансформационной грамматики не дали отчетливого различения наук, соответствующих основным структурным областям языка. Дескриптивная лингвистика в основном все свела к своеобразно понимаемой морфологии, трансформационная грамматика а — к столь же своеобразно понимаемому синтаксису.
studfile.net
7.2. Конспекты лекций
Тема 1. Логика как наука, её предмет и значение
Логика является философской дисциплиной, и философы, изучая процесс познания, установили, что каждая наука имеет свой объект и предмет исследования. Объект – это реальность или ее часть, на которую направлено познание. Все науки изучают реальный мир, сосредоточиваясь на каких-то определенных объектах. Предмет науки – это то, что изучает данная наука в объекте, что она мысленно выделяет в реальности. Объекты отдельных наук могут и совпадать: человек, например, является объектом для многих наук – философии, психологии, физиологии, антропологии, педагогики и т.д. Но вот по предметам науки никогда не совпадают, потому что каждая выбирает в объекте свой ракурс рассмотрения, исследует отдельную сторону объекта.
Как видите, сущность науки и ее отличие от других заключаются в предмете науки, поэтому вхождение в научную дисциплину начинают с определения ее предмета.
За время существования логики как науки ее предмет подвергался весьма значительным изменениям. Специфика логики заключается в том, что она изучает не объективный мир природы и не субъективный мир переживаний, а мышление, посредством которого человек познает и то, и другое. Задачей этой науки является исследование форм и законов самого мышления. Естественный исторический ход человеческого познания характеризуется тем, что сперва развивается познание внешнего объективного мира, и лишь после того, как в результате этого познания человечество достигло известной степени совершенства, возникают проблемы, связанные с самим процессом познания. Потребность разрешения этих проблем и вызвало к жизни теорию познания и логику.
Логика – одна из древнейших наук, возникла в рамках философии более 2300 лет назад в трудах древнегреческого философа Аристотеля, который впервые систематизировал формы и правила мышления. Он оставил нам первые крупные произведения по логике, объединенные впоследствии под общим названием «Органон». Логика, основы которой заложил Аристотель, носит название традиционной формальной логики. Формальная – значит, связанная с формой (это то, как мы мыслим), изучающая как нечто отдельное, обособленное от содержания (это то, о чем мы мыслим). Огромный вклад в развитие формальной логики внесли русские ученые. Оригинальные логические концепции в России разрабатывались в XVIII веке и связаны с именами М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева. Расцвет же логических исследований в нашей стране относится к концу XIX века. Это, прежде всего, такие ученые, как М.Каринский, Л.Рутковский, С.Поварнин. Логика изучает мышление. Познание мира как его отражение в сознании осуществляется в двух формах: чувственное и абстрактное познание.
Чувственное познание протекает в таких формах, как ощущение, восприятие, представление и является непосредственным отражением внешнего, единичного на уровне явлений. На уровне абстрактного мышления, протекающего в форме понятий, суждений, умозаключений в процессе отражения мышление проникает в сущность изучаемых явлений и объектов, носит обобщенный и опосредованный характер, неразрывно связано с языком. Логика не изучает чувственные формы познания, она изучает формы абстрактного мышления. Логика в наиболее широком понимании ее предмета исследует и структуру абстрактного мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Абстрактное мышление, обобщенно, опосредованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знания не только о содержании мыслей, но и об их форме, о законах мышления. Логика пользуется искусственным языком, который создан с помощью формализации, означающей, что в логике операции с мыслями заменяют действиями со знаками. Основными знаками формальной логики являются слова, а сложными – предложения естественного языка. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих основных задач.
Мышление изучается многими науками. Предметом изучения логики являются формы мышления, законы выводного знания, законы связи мыслей. Логика изучает формы правильного рассуждения. Традиционная формальная логика исследует законы связи между сложившимися мыслями, методы оперирования ими.
С середины XIX столетия на базе формальной, традиционной логики начинает развиваться математическая (символическая) логика. Идеи ее были высказаны немецким ученым Г.Лейбницем (1646–1716 г.). Это идеи о возможности и продуктивности сведения рассуждений к вычислениям. Дальнейшее ее развитие связано с именами Дж.Буля, А. М.Де-Моргана, Ч.Пирса, Г.Фреге и др. Значительный вклад в развитие символической логики внесли русские ученые П.С.Порецкий, Е.Л.Буницкий. Символическая логика использует для анализа форм и законов мышления средства и методы, по традиции считающиеся принадлежащими математике. Сущность математической логики русский логик П.Порецкий видел в том, что она «по предмету своему есть логика, а по методу – математика».
Изучающий логику часто затрудняется в различении понятий: содержание мысли и форма мысли, форма мышления и законы мышления. Содержание мыслей составляет отражаемые в мысли связи предметов и явлений действительности, т.е. соответствие содержания мысли предмету. Логика не изучает содержание мыслей, она изучает формы, т.е. способы соединения частей мысленного содержания, как части мысленного содержания расположены одна относительно другой. Переход от одной формы мысли к другой, при сохранении правильной логической связи между частями мысленного содержания, обеспечивается соблюдением законов логики. Формально-логические законы – это связи между мыслями, при которых истинность одних с необходимостью обуславливает истинность других мыслей. Логические законы отражают общие, внутренние, необходимые, существенные связи между мыслями и их элементами. Это отражение происходит в процессе практической деятельности людей. Логика мышления представляет собой определенный способ отражения действительности. Именно соблюдение логических законов делает мышление правильным, т.е. способным при выполнении ряда условий достигать истинного знания. Таким образом, логика изучает то общее, что связывает мысли в их движении к познанию истины.
История логики дает большое разнообразие взглядов на предмет и задачи логики, в частности можно упомянуть о споре между психологизмом и антипсихологизмом в логике. Психологическая логика сводила предмет науки логики к изучению психологии мышления и, таким образом, упраздняла логику как самостоятельную науку со своими специфическими задачами. С позицией психологизма выступают Н.Грот, Т.Липпс и др. Напротив, Гуссерль резко отмежевывает логику от психологии и развивает методологию антипсихологизма как основы для построения логических теорий. «Конциннизм» логики Зигварта, Вундта, Эрдмана и Цигена тесно связывает логику с психологией, не растворяя логику в ней; однако психология, которая здесь широко используется, является идеалистической.
Сегодня развитие формальной логики идет в двух основных направлениях:
1. разработка новых систем неклассической логики (логики императивов, оценок, вопросов, индуктивной логики, теории логического следования и т.д.), исследование свойств этих систем и отношений между ними, создание их общей теории;
2. расширение сферы применения формальной логики. Важнейший конечный результат, полученный на этом направлении научного поиска, есть то, что формальная логика стала, по выражению М.М. Новоселова, не только инструментом точной мысли, но и «мыслью» первого точного инструмента – электронного аппарата, непосредственно в роли партнера включенного человеком в сферу решений интеллектуальных задач.
Логика стала неотъемлемой частью человеческой культуры. Ее достижения используются в самых разнообразных областях деятельности людей. Она широко применяется в психологии, лингвистике, теории управления, педагогике, юриспруденции, менеджменте, этике. Ее формальные разделы являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики и техники, теории информации. Без принципов и законов логики немыслима современная методология, познание и общение.
Каждый специалист выделяет в логике свой аспект, находит полезной для себя некоторую часть накопленного в ней разнообразия знаний. Есть проблемы, представляющие интерес для специалиста любого профиля. Это, например, проблемы, касающиеся общения между людьми. Общение – неотъемлемое свойство человеческой жизнедеятельности. Человеческая сущность проявляется только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия Я и ТЫ. Межличностные диалогические отношения являются действительной реальностью общественных отношений.
Особого внимания заслуживает логика в коммуникативной подготовке руководителей производства, юристов, журналистов, политических деятелей и всех, для кого вербальное общение является едва ли не единственным каналом выполнения социальных функций. Разработка логических основ процесса общения – важнейшая задача современной логики, она непосредственно связана с вопросом о наиболее эффективных средствах коммуникаций между людьми, оформления мыслей с целью их правильного понимания и убеждения в их истинности.
Еще одна важнейшая сфера применения логики – создание новых систем искусственного интеллекта. Наука об искусственном интеллекте подошла к такому рубежу, когда нужно решать проблемы манипулирования знаниями в компьютерных системах не только при парадигме «знания + вывод», но и в комплексе «знание + вывод + понимание». Все больше внимание исследователей привлекают проблемы рассуждений по аналогии, рефлексии, построения моделей метафорических суждений.
studfile.net
§ 3. Дифференциация наук, изучающих мышление
Мышление изучает не только психология. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию. Сам термин «мышление» используется в философской литературе в очень широком смысле, иногда как синоним сознания, иногда как синоним «духа», т. е. психики. Философию интересуют предельно общие вопросы: что является первичным — материя или мышление (ответ на этот вопрос разделяет материалистов и идеалистов), можно ли познать мир с помощью мышления, если можно, то как совершается это познание? При разграничении сфер влияния философии и психологии главным, по-видимому, является вопрос о том,чьемышление выступает в качестве объекта исследований. Для философии мышление выступает прежде всего как общественно-исторический процесс, как историческое развитие познавательных возможностей человечества, как родовое мышление человечества, а в конкретно-психологическом плане акцент ставится на мышлении конкретных людей, конечно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (теорию познания) интересует прежде всего конечный продукт познавательной работы человека (можно ли его рассматривать как отражение внешнего мира?). Психологию же интересует сам процесс порождения этих продуктов, конечных продуктов мыслительной деятельности. Характеризуя предмет диалектической логики, известный советский философ Э.В. Ильенков пишет: «Логика обязана показать, как развивается мышление, если оно научно, если оно отражает, т. е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли существующий предмет, иными словами создает его духовную репродукцию, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтобы воссоздать потом и на деле — в эксперименте, в практике» [70, с. 5]. В этом высказывании отчетливо выражен интерес к мышлению понятийному, к такому уровню его функционирования, который называется научным. Психологию же интересуют и более простые формы мышления.
Существенным является вопрос о дифференциации формально-логического и психологического аспектов в исследованиях мышления. Объектом формально-логического исследования являются основные «формы» мышления: понятия, суждения, умозаключения. Выделение этих форм, их систематизация и классификация — важная задача формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии логика имеет дело прежде всего с продуктами индивидуальной работы, ее интересует правильное, истинное мышление. Психология же изучает, как реально совершается мышление, которое не обязательно является правильным. Психолога интересуют не только те случаи, когда человек адекватно воспроизводит в своем мышлении реальные особенности изучаемого объекта, но и те случаи, когда объекту приписываются некоторые свойства, которыми он реально не обладает. Более того, психология изучает нарушенное, искаженное мышление, возникающее при определенных заболеваниях. Анализ мышления входит в компетенцию таких отраслей психологической науки, как нейропсихология и патопсихология. Понятие «ошибка» вообще с трудом применимо к характеристике поиска решения задачи: то, что является «ошибочным» с точки зрения конечного этапа, выполняет часто весьма полезную подготовительную функцию.
Социологический аспект исследований мышления тесно связан с философским, он ориентирован на изучение исторического развития процессов познания в зависимости от социальной структуры различных обществ. К изучению мышления имеет прямое отношение науковедение («наука о науке»), которое является конкретизацией подходов, характерных для теории познания в целом и для социологии, применительно к частной области — научной деятельности. Науковедение интересуют прежде всего надындивидуальные закономерности развития науки, психологию же и научное мышление интересует как мышление конкретных личностей.
Мышление, особенно в XX веке, интенсивно изучается и в рамках естественнонаучного цикла. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, с помощью которых реализуются акты человеческого мышления. Мышление, как и другие психические функции, есть результат деятельности мозга. Эти мозговые субстраты, мозговые механизмы изучает физиология мышления. В физиология высшей нервной деятельности оформился специальный раздел, наиболее тесно связанный с проблематикой психологии мышления. Это — учение о двух сигнальных системах. Физиологов интересует прежде всего динамика нервных процессов, которые обеспечивают реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динамики и изучать строение самой мыслительной деятельности, ее динамику, условия возникновения, условия нарушения и т. д., это относительно автономная задача. Состав понятий, которыми оперирует мышление данного конкретного человека, не определяется свойствами его нервных процессов, он определяется условиями усвоения этих категорий, условиями деятельности, жизни человека, различиями в культуре. Таким образом, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совершенно различные психологические процессы мышления. Именно поэтому психологический анализ относительнонезависим от анализа физиологического.
В последние десятилетия мышление интенсивно изучалось и продолжает изучаться в кибернетике, внутри которой сложились различные области, среди которых наибольший интерес представляет та, которую называют «искусственным интеллектом». Кибернетика рассматривает мышление человека как информационный процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычислительных машин и в мышлении человека. Психологию же интересуют прежде всего специфика человеческого мышления, его отличия от информационных процессов, реализуемых современными техническими устройствами. Взаимодействие психологии и «искусственного интеллекта» существенно преобразило содержание психологии мышления.
studfile.net
Наука о формах и методах мышления 6 букв
Похожие ответы в сканвордах
Вопрос: Ход рассуждений, умозаключений
Ответ: Логика
Вопрос: Наука о законах и формах мышления
Ответ: Логика
Вопрос: Разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь
Ответ: Логика
Вопрос: Внутренняя закономерность, присущая явлениям природы, общества
Ответ: Логика
Вопрос: Внутренняя обусловленность, закономерность развития событий
Ответ: Логика
Вопрос: Ее разрабатывал Аристотель, ее отождествляли с диалектикой, мы не всегда пользуемся ей, но вспоминаем ее в связи с лицами женского пола. Что это такое
Ответ: Логика
Вопрос: Математическую… изучают один год. Женскую- всю жизнь.- наука, о которой идет речь
Ответ: Логика
Вопрос: Наука о формах и методах мышления
Ответ: Логика
Вопрос: Научная дисциплина, изучающая способы доказательств и опровержений
Ответ: Логика
Вопрос: Основателем этой науки считается Аристотель
Ответ: Логика
Вопрос: Правильный, разумный ход рассуждений, умозаключений
Ответ: Логика
Вопрос: Раздел математики
Ответ: Логика
Вопрос: Разумность, внутренняя закономерность чего-либо
Ответ: Логика
Вопрос: Синоним мышление
Ответ: Логика
Вопрос: Алгоритм заключений
Ответ: Логика
Вопрос: Последовательные рассуждения
Ответ: Логика
Вопрос: Ход умозаключений
Ответ: Логика
Вопрос: Ход рассуждений
Ответ: Логика
Вопрос: Искусство строить цепочки
Ответ: Логика
Вопрос: И женская, и железная
Ответ: Логика
Вопрос: Закономерность
Ответ: Логика
Вопрос: Путы фантазии
Ответ: Логика
Вопрос: Чёткий ход рассуждений
Ответ: Логика
Вопрос: Наука «стройных мыслей»
Ответ: Логика
Вопрос: Убеждающая наука
Ответ: Логика
Вопрос: Умение правильно мыслить
Ответ: Логика
Вопрос: Наука здравомыслящих
Ответ: Логика
Вопрос: Железные рассуждения
Ответ: Логика
Вопрос: Железный ход рассуждений
wordparts.ru
Как называется наука о языке?
Наука о языке это лингвистика. <a rel=»nofollow» href=»http://znanija.com/task/1480409″ target=»_blank»>http://znanija.com/task/1480409</a> Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Термин лингвистика происходит от латинского слова lingua, что означает «язык» . Следовательно, лингвистика — это наука, изучающая язык. Она дает сведения о том, чем выделяется язык среди прочих явлений действительности, каковы его элементы и единицы, как и какие происходят изменения в языке. В лингвистике выделяются следующие разделы: 1. Лексикология, предметом которой является слово, — учение о словарном составе языка. Лексикология устанавливает значения слова, употребление слова в речи. Основная единица этого раздела — слово. 2. Фразеология изучает устойчивые выражения типа бить баклуши, используемые в данном языке. 3. Фонетика — раздел науки, изучающий звуковой строй языка. Основные единицы фонетики — звук, слог. Практическое применение фонетика находит в орфоэпии — науке о правильном произношении. 4. Тесно связанный с фонетикой раздел графика изучает буквы, т. е. изображение звуков на письме, и соотношение между буквами и звуками. 5. Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов. Морфема — основное понятие словообразования. 6. Грамматика изучает строй языка. Она включает два раздела: а) морфологию, изучающую словоизменение и части речи, имеющиеся в данном языке; б) синтаксис, изучающий словосочетания и предложения. 7. Орфография — раздел науки, изучающий правила правописания. 8. Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания. 9. Стилистика — учение о стилях речи и средствах языковой выразительности и условиях использования их в речи. 10. Культура речи — раздел языкознания, изучающий практическую реализацию в речи норм литературного языка. Источник: <a rel=»nofollow» href=»http://www.examens.ru/otvet/9/11/623.html» target=»_blank»>http://www.examens.ru/otvet/9/11/623.html</a>
Может — лингвистика?
языковедение, языкознание, лингвистика
языкознание, вы что вобще . Это надо знать с 6 лет
touch.otvet.mail.ru
31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей – единиц мышления как результатов познавательной деятельности. Самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. И мысль в себе только тогда становится мыслью для других, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу с помощью языка, когда она – как сказали бы философы – стала опосредствованной и объективированной для других.
Язык выражает и передает не только интеллектуальные сообщения, но и чувства – эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды когнитивной функции, а именно – информативная (функция передачи сообщения), эмотивная (функция передачи чувств и эмоций), волюнтивная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).
Непосредственнее всего единицы языка связаны с единицами логического мышления: слово с понятием, предложение с суждением. Слово и понятие отражают отличительные признаки предметов и явлений объективного мира. Предложение и суждение организуют мысль как утверждение или отрицание. Однако слово может указывать на несущественные признаки и указывать на представление, а предложение – содержать вопрос или побуждение; ни понятие, ни суждение не обладают этими свойствами.
Даже значение такого слова, как телевидение, казалось бы, близко к определению научного понятия, различно толкуется в словаре и учебном пособии. В «Словаре русского языка» (1972) С.И.Ожегова значение слова телевидение определяется так: «Передача и прием на экран изображения движущихся и неподвижных объектов на расстоянии средствами электро- и радиосвязи» (с. 727). В курсе физических основ техники современного телевидения дается такое определение: «Телевидение – область техники, дающая возможность при помощи специальных устройств и каналов связи наблюдать на экране приемного устройства изображения объектов как неподвижных, так и подвижных и, как правило, весьма удаленных и физически невидимых из пункта наблюдения. В основе телевидения лежат три важнейших физических процесса – преобразование световой энергии изображения в электрический сигнал, передача этого сигнала по каналам электрической связи и преобразование принятого сигнала в оптическое изображение». (Костыков Ю.В., Крыжановский В.Д. Телевидение. Физические основы. – М., 1972, с. 9). Лексикографическое определение раскрывает значение слова телевидение как характеристику процессов, совершающихся в телевизоре; научное пособие характеризует телевидение как отрасль техники, указывая три важнейших физических процесса телевизионной связи. Расхождение лексикографического определения значения слова (в том числе выражающего научное или техническое понятие) и научного определения содержания понятия показывает, что лексическое значение и научное понятие не совпадают, что язык и мышление отличаются друг от друга.
Язык и мышление (имеются в виду как языковые логические формы, так и конкретные мысли) отличаются друг от друга по назначению и по строению своих единиц. Первое различие состоит в том, что целью мышления является получение новых знаний, их систематизация, тогда как язык всего лишь обслуживает познавательную деятельность, помогая оформить мысли и закрепить знания, передать их. Иначе говоря, мы мыслим, чтобы узнать и понять, говорим же для того, чтобы передать наши мысли, чувства, пожелания.
Второе различие языка и мышления состоит в строении их единиц, в различии языковой и логической формы. Основу мышления составляют логический строй мысли, правила оперирования понятиями и суждениями для достижения истины. Логические законы и формы — общечеловеческие.
Основу языка составляют его грамматический строй, правила словоизменения, словообразования и построения предложений, для того чтобы точно выразить и ясно передать мысль. Грамматический строй, его формы весьма и весьма разнообразны в языках мира; более того, в пределах одного и того же языка можно использовать различные синонимические средства для выражения одной и той же мысли.
Диалектика единства языка и мышления проявляется в том, что мысль непосредственно связана с языком, но не с языком вообще, а с определенным конкретным языком, который используется как средство общения.
studfile.net
раздел науки о языке,изучающий состав слова и образование новых слов
Словообразование. В сети увидела новое для себя слово — морфемика. А вот морфология — это не то, это изучение слов как частей речи — существительных, прилагательных и т. д.
Словообразование — раздел науки о языке, изучающий способы и средства образования новых слов, а также строение имеющихся слов.
Морфология. Она как раз занимается изучением составных частей слова и напрямую связана со словообразованием. А то что здесь написали «морфология — это не то, это изучение слов как частей речи — существительных, прилагательных и т. д. » это не верно
touch.otvet.mail.ru