Страдательные причастия настоящего времени образуются – Страдательные причастия в русском языке ☑️ определение, признаки, примеры страдательных причастий прошедшего и настоящего времени

Содержание

Страдательные причастия. Опорный конспект на сайте Учитель ПРО

Страдательные причастия

Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета.

рисуемый — страдат. прич. наст. вр;
рисованный — страдат. прич. пр. вр.

Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам совершает действие.

рисующий — действ. прич. наст. вр.;
рисовавший — действ. прич. пр. вр.

От большинства глаголов нельзя образовать все четыре типа причастий.

Действительные и страдательные причастия

 

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов

1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый.

Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».

От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.

Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными

с суффиксами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умолить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не— (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т-

 (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).

При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия -нн- (засеять — засеянный, замешать —замешанный).

С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на —итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный). Суффикс -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на

-чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый).

Нужно различать!
Выкаченная из подвала бочка — от глагола выкатить Выкачанная из бочки нефть — от глагола выкачать
Пристреленный зверь — от пристрелить Пристрелянное ружьё — от пристрелять (выстрелами определить правильный прицел)
Развешенная мука — от развесить (разделить на части по весу) Развешанные картины — от развешать
Обвешенный покупатель — от обвесить Обвешанные портретами стены — от обвешать
Смеш
енн
ое тесто — от смесить
Смешанный лес — от смешать
Замешенное тесто — от замесить Замешанный в преступлении — от замешать

 

При помощи суффикса -т- образуются причастия от гла­голов с суффиксом -ну- (покинуть — покинутый), от глаголов на -оть (колоть — колотый), на -ереть (запереть — запер­тый), от односложных глаголов (бить — битый, мыть — мытый, взять — взятый), в том числе и от односложных с приставками (прожить — прожитый).

От некоторых переходных глаголов страдательные при­частия прошедшего времени образовать нельзя: гнать, знать, брать, жить, искать, полюбить, хотя есть причастия:

из­гнанный, узнанный, избранный, прожитый, разысканный.

Действительные и страдательные причастия

Вы смотрели конспект по русскому языку «Страдательные причастия». Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:


 

Конспекты по русскому языку   Проверить свои знания   Кодификатор ОГЭ

Действительные и страдательные причастия. Видеоурок. Русский язык 7 Класс

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Причастия бывают страдательные и действительные.

Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: «

 прочитали «.

Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и

преобразуем глагол «прочитали» в причастие.

 (какие?)  книгу.

 (какая?)

 детьми.

Причастие  обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.

А вот причастие  обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.

 от страдательного причастия всегда можно задать вопрос

 или . Например: «книга, прочитанная   детьми», «небо, освещённое   луной».

А  от действительных причастий такого вопроса задать нельзя. 

Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.

Действительные причастия настоящего времени образуются:

от глаголов

І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов   —ащ/-ящ-.

Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пишущий,

слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.

Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов  как совершенного, так и несовершенного вида.

Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов

 -вш-  и -ш-.

Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – привед

ший.

Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.

Например:   – .

Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например:   – ,

 – .

При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.

Например: увидеть – , заклеить – , посеять –

.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:

от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-

ведут – ведомый, управляют – управляемый;

от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-

видят – видимый.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.

Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,

-енн-, -ённ-,  -т-.

Например: понять – понятый, скосить – скошенный,

решить – решённый, продать – проданный.

Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.

Например: засеять, обещать.

При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная  гласная  глагольной основы.

Например:  – скошенный,  – лишённый.

Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.

Образование причастий

Рис. 1.  Образование причастий (Источник)

Спряжение глаголов

Рис. 2. Спряжение глаголов

 

Домашнее задание

Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы  причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. Биометрика (Источник).

    Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

2. Русский язык (Источник).

    Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

    Правописание причастий.  

4. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).

    Образование причастий.

 

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа,  2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение,  2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс.  Под ред. С.Н. Пименовой.  19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В.  Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Образование страдательных причастий. Примеры

Страдательные при­ча­стия назы­ва­ют при­знак пред­ме­та по дей­ствию, кото­рое этот пред­мет испы­ты­ва­ет со сто­ро­ны.  Эти сло­ва обра­зу­ют­ся от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ным в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га.

Чтобы выяс­нить, что такое стра­да­тель­ные при­ча­стия в рус­ском язы­ке, сна­ча­ла вспом­ним, какие сло­ва назы­ва­ют­ся при­ча­сти­ем.

Причастие — осо­бая гла­голь­ная фор­ма, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и отве­ча­ет на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

  • мур­лы­чу­щая кош­ка;
  • заржа­вев­ший замок;
  • мучи­мый жаж­дой;
  • поте­рян­ный ключ;
  • рас­тер­тый в поро­шок.

Причастие обла­да­ет при­зна­ка­ми гла­го­ла и при­ла­га­тель­но­го одно­вре­мен­но.

В соот­вет­ствии с грам­ма­ти­че­ской кате­го­ри­ей зало­га раз­ли­ча­ют стра­да­тель­ные и дей­стви­тель­ные при­ча­стия.

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, извне. Сам пред­мет не совер­ша­ет дей­ствие.

Сравните:

  • кре­стья­нин, сею­щий рожь — посе­ян­ная рожь кре­стья­ни­ном;
  • видя­щий рас­свет — рас­свет, види­мый нами;
  • чита­ю­щий кни­гу — кни­га, чита­е­мая мной;
  • покрыв­ший ска­тер­тью стол — стол, покры­тый ска­тер­тью.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми в вини­тель­ном паде­же без пред­ло­га, напри­мер:

  • нари­со­вать (что?) кар­ти­ну — нари­со­ван­ная кар­ти­на;
  • побе­лить (что?) сте­ну — побе­лен­ная сте­на;
  • рас­те­реть (что?) поро­шок — рас­тер­тый поро­шок;
  • видеть (что?) огонь — види­мый изда­ли огонь кост­ра.

От гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем стра­да­тель­ные при­ча­стия как насто­я­ще­го, так и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­са -ем-, вто­ро­го спря­же­ния — с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • узна­вать — узнава-ют — узна­ваемый;
  • слы­шать — слыш-ат — слышимый.

От несколь­ких гла­го­лов при­ча­стия обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -ом-, напри­мер:

  • вести — ведут — ведомый;
  • влечь — вле­кут — влекомый.

Некоторые пере­ход­ные гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида не обра­зу­ют стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни:

ждать, брать, колоть, мять, тереть, рыть, мыть, лить, писать, стро­ить, рубить, беречь, ткать, белить, кра­сить, стро­гать, кле­ить, жечь, есть, пить и пр.

Отметим, что ряд непе­ре­ход­ных гла­го­лов обра­зо­ва­ли стра­да­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • руко­во­дить  — руко­во­ди­мый;
  • пред­ше­ство­вать — пред­ше­ству­е­мый;
  • угро­жать — угро­жа­е­мый;
  • управ­лять — управ­ля­е­мый.

Безударный глас­ный в суф­фик­се стра­да­тель­но­го при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни помо­жет напи­сать такой алго­ритм:

  • разыг­ры­вать — мы разыг­ры­ваем — разыг­ры­ваемый приз;
  • неотъ­ем­леть — мы неотъ­емлем — неотъ­емлемый при­знак;
  • мучить — мы мучим — мучимый жаж­дой пут­ник;
  • видеть — мы видим — видимые на гори­зон­те обла­ка;
  • зави­сеть — мы зависим — зависимые от пого­ды.

Примеры

  • колеб­ле­мый вет­ром куст,
  • едва слы­ши­мые шоро­хи,
  • изда­ва­е­мый стру­ной гита­ры звук,
  • мучи­мый жарой,
  • леле­е­мый роди­те­ля­ми ребе­нок,
  • непри­ем­ле­мое для  меня усло­вие,
  • дви­жи­мый жела­ни­ем,
  • излу­ча­е­мый аппа­ра­том,
  • устра­и­ва­е­мая вече­рин­ка,
  • зна­чи­мые части сло­ва,
  • иссле­ду­е­мое поло­же­ние,
  • хоро­шо види­мый,
  • сжи­га­е­мая солн­цем тра­ва,
  • зави­си­мый от дру­гих,
  • дав­но леле­е­мая мысль,
  • изу­ча­е­мый в шко­ле пред­мет.

Видеоурок

 

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -т- от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла, кото­рую полу­чим, если от инфи­ни­ти­ва отбро­сим окон­ча­ние -ть, -ти, напри­мер:

  • про­чи­та-ть — про­чи­танный;
  • посея-ть — посеянный;
  • построи-ть — пост­роенный;
  • пок­ры-ть — пок­рытый;
  • рас­те­ре-ть — рас­тёртый.

Суффикс -енн-/-ённ- при­со­еди­ня­ет­ся к осно­ве гла­го­ла на соглас­ный или на:

  • при­нес-ти — при­несенный;
  • раз­ре­ши-ть — раз­решенный;
  • покра­си-ть — покрашенный.

В осно­ве гла­го­ла перед суф­фик­сом часто про­ис­хо­дит чере­до­ва­ние соглас­ных:

  • раз­буди-ть — раз­буж-енн-ый;
  • замети-ть — замеч-енн-ый;
  • освети-ть — освещ-ённ-ый.

В  напи­са­нии стра­да­тель­но­го при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни сле­ду­ет сохра­нять гла­голь­ный суф­фикс -а/-я:

  • выдерж-а-ть — выдерж-а-нный;
  • высме-я-ть — высме-я-нный.

Видеоурок

 

Краткая форма страдательных причастий

Краткая форма страдательных причастий

Краткая форма страдательных причастийСтрадательные при­ча­стия  име­ют крат­кую фор­му, кото­рая изме­ня­ет­ся по родам и чис­лам, как и у при­ла­га­тель­но­го, напри­мер:

раз­ре­шён­ный:

  •  про­езд раз­ре­шён   ,
  • охо­та раз­ре­шена,
  • пла­ва­ние раз­ре­шено,
  • дей­ствия раз­ре­шены,

вымы­тый:

  • пол вымыт   ;
  • посу­да вымыта;
  • окно вымыто;
  • стек­ла вымыты.

Запомним: крат­кие фор­мы при­ча­стия так же, как и крат­кие фор­мы при­ла­га­тель­но­го, не скло­ня­ют­ся.

Краткие фор­мы при­ча­стий обыч­но явля­ют­ся состав­ным имен­ным ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии.

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на тёмно-бурыми про­шло­год­ни­ми листья­ми (В. Вересаев).

Окна в ниж­нем эта­же и в мезо­нине откры­ты, зана­вес­ки под­ня­ты, колон­ны и веран­да обви­ты плю­щом (А. Толстой)

Скачать ста­тью: PDF

Образование причастий в русском языке

Причастия обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни и неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов. Выбор глас­ных в суф­фик­сах дей­стви­тель­ных и стра­да­тель­ных при­ча­стий насто­я­ще­го вре­ме­ни  зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла.

Причастие явля­ет­ся гла­голь­ной фор­мой с при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го.

У при­ча­стий сохра­нил­ся гла­голь­ный при­знак вре­ме­ни, поэто­му раз­ли­ча­ем при­ча­стия насто­я­ще­го и про­шед­ше­го вре­ме­ни.

Причастие быва­ет дей­стви­тель­ным или стра­да­тель­ным.

Действительные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак, кото­рый созда­ет сам пред­мет.

Например:

  • пла­вать — пла­ва­ю­щий лебедь =  лебедь пла­ва­ет;
  • поте­рять­ся — поте­ряв­ший­ся ребе­нок = ребе­нок поте­рял­ся.

Страдательные при­ча­стия обла­да­ют при­зна­ком, кото­рый созда­ет­ся у них в резуль­та­те воз­дей­ствия дру­го­го пред­ме­та.

Например:

  • дол­го хра­ни­мый порт­рет = порт­рет хра­нят; 
  • раз­бу­жен­ный маль­чик = маль­чи­ка раз­бу­ди­ли;
  • поли­тые цве­ты = цве­ты поли­ли.

Каждый вид при­ча­стия обла­да­ет сво­им зна­че­ни­ем и спе­ци­фич­ны­ми фор­мо­об­ра­зу­ю­щи­ми суф­фик­са­ми.

Действительные причастия настоящего времени

Образование действительных причастий настоящего времени

Образование действительных причастий настоящего времени

Они обра­зу­ют­ся от осно­вы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни.  Основой гла­го­ла насто­я­ще­го вре­ме­ни явля­ет­ся фор­ма тре­тье­го лица мно­же­ствен­но­го чис­ла без лич­но­го окон­ча­ния, напри­мер:

  • бегать — они бега-ют;
  • пилить — они пил-ят.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов пер­во­го спря­же­ния с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни:

  • сте­лить (I спр.) — они стел-ют — стел-ющ-ийся кустар­ник;
  • бле­ять (I спр.) — они бле-ют — бле-ющ-ая овца;
  • почу­ять  (I спр.) — они почу-ют — почу-ющ-ие вол­ка;
  • брить­ся (I спр.) — они бре-ют-ся — бре-ющ-ийся муж­чи­на.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­лов вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ем дей­стви­тель­ные при­ча­стия с помо­щью суф­фик­сов -ащ-/-ящ-, напри­мер:

  • зво­нить (II спр.) — они звон-ят — звон-ящ-ий теле­фон;
  • смот­реть (II спр.) — они смотр-ят — смотр-ящ-ий впе­ред;
  • тер­петь (II спр.) — они терп-ят — терп-ящ-ее бед­ствие суд­но;
  • вер­теть­ся (II спр.) — они верт-ят-ся — верт-ящ-иеся дев­чон­ки.

Видеоурок

Действительные причастия прошедшего времени

Образование действительных причастий прошедшего времени

Образование действительных причастий прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с помо­щью суф­фик­сов -вш- и -ш-.

Суффикс -вш- обра­зу­ет при­ча­стие от осно­вы гла­го­ла, кото­рая закан­чи­ва­ет­ся глас­ным, напри­мер:

  • звене-ть — звене-вш-ий коло­коль­чик;
  • оттая-ть — оттая-вш-ее окно;
  • стуча-ть — стуча-вш-ий по дере­ву дятел;
  • тону-ть — тону-вш-ий в реке;
  • спили-ть — спили-вш-ий дере­во;
  • бы-ть — бы-вш-ий в моем рас­по­ря­же­нии.

Суффикс -ш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии при­ча­стий от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы с конеч­ны­ми соглас­ны­ми, напри­мер:

  • отнес-ти — отнёс-ш-ий в кла­ло­вую;
  • рас­цвес-ти — расцвёт-ш-ий в саду;
  • замес-ти — замет-ш-ий опав­ши­ми листья­ми;
  • вез-ти — вёз-ш-ий с собой сыниш­ку.

 

Видеоурок

Страдательные причастия настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Образование страдательных причастий настоящего времени

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида, кото­рые могут управ­лять суще­стви­тель­ны­ми  в фор­ме вини­тель­но­го (ино­гда роди­тель­но­го) паде­жа без пред­ло­га.

Выбор фор­мо­об­ра­зу­ю­ще­го суф­фик­са зави­сит от спря­же­ния гла­го­ла. Если про­из­во­дя­щим явля­ет­ся гла­гол пер­во­го спря­же­ния, то от осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ем стра­да­тель­ное при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -ем-:

  • перегиба-ть — перегиба-ют — перегиба-ем-ый пояс;
  • разрыва-ть — они разрыва-ют — разрыва-ем-ый в кло­чья;
  • выделя-ть — они выделя-ют — выделя-ем-ый нам;
  • наполня-ть — они наполня-ют — наполня-ем-ый водой бас­сейн.

От осно­вы насто­я­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла вто­ро­го спря­же­ния обра­зу­ет­ся при­ча­стие с помо­щью суф­фик­са -им-:

  • зави­сеть — они завис-ят — завис-им-ое поло­же­ние;
  • нена­ви­деть — они ненавид-ят — ненавид-им-ая еда;
  • любить — они люб-ят — люб-им-ый все­ми артист.

Видеоурок

Страдательные причастия прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Образование страдательных причастий прошедшего времени

Такие при­ча­стия обра­зу­ют­ся от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов толь­ко совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн- и -т-.

Суффикс -нн- обра­зу­ет при­ча­стие от инфи­ни­ти­ва с осно­вой на глас­ные а/я, напри­мер:

  • завеша-ть — завеша-нн-ый ков­ром;
  • рас­каза-ть — расказа-нн-ый слу­чай;
  • засея-ть — засея-нн-ое поле;
  • зачита-ть — зачита-нн-ый отры­вок.

Суффикс -енн- обра­зу­ет при­ча­стие от неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла с осно­вой на -и- и -чь:

  • украси-ть — украш-енн-ый зал к празд­ни­ку;
  • побели-ть — побел-енн-ая сте­на;
  • приклеи-ть — прикле-енн-ая афи­ша;
  • выстрои-ть — выстро-енн-ые куби­ки в ряд;
  • увлечь — увлеч-ённ-ый тен­ни­сом;
  • сбе­речь — сбереж-ённ-ый на зав­тра. 

Суффикс -т- обра­зу­ет стра­да­тель­ное при­ча­стие от осно­вы

  • гла­го­лов с суф­фик­сом -ну-,
  • одно­слож­ных гла­го­лов или род­ствен­ных слов с при­став­кой;
  • гла­го­лов на -оть, -ереть,

напри­мер:

  • поки­нуть — покину-т-ый дом;
  • колоть — коло-т-ый орех;
  • полоть — про­по­лоть — прополо-т-ая гряд­ка;
  • брить — бри-т-ый под­бо­ро­док;
  • мыть — вымыть — вымы-т-ое окно;
  • под­нять — подня-т-ая пыль на доро­ге;
  • открыть — откры-т-ая двер­ца шка­фа.

Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют крат­кие фор­мы.

Видеоурок

Скачать ста­тью: PDFОбразование страдательных причастий прошедшего времениОбразование страдательных причастий прошедшего времени

Страдательные причастия настоящего времени

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

1. Познавательные:

А) повторить постоянные признаки глагола;

Б) повторить:

— причастие как часть речи;

— смысловое значение страдательных причастий;

В) познакомить:

— с образованием страдательных причастий настоящего времени;

— с условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

2. Практические:

А) формировать умения правильности выбора суффиксов страдательных причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глаголов;

Б) формировать умения писать гласные -е, — и в суффиксах страдательных причастий ;

В) закрепить синтаксическую роль причастного оборота в предложении, знаки препинания при нём, запятые в сложном предложении;

Г) повторить правописание безударных личных окончаний глаголов;

Д) развивать устную и письменную речь учащихся, языковое чутьё; логическое и творческое мышление.

3. Общепредметные:

А) воспитывать любовь к природе, к Родине.

Оснащение урока: интерактивная доска, сигналы красного и зелёного цветов.

I. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята. Проверьте, пожалуйста, своё рабочее место.

II. Сообщение темы и цель урока

Сегодня мы продолжаем работу над темой “Причастие” и познакомимся с новой темой “Страдательные причастия настоящего времени”.

III. Подготовка к восприятию нового материала.

— Прежде, чем мы приступим к её изучению, нам необходимо вспомнить тему, а какую вы сейчас узнаете.

Работа с текстом.

— Посмотрите на доске записано стихотворение В. Кондрашова. Прочтите выразительно и скажите, о какой части речи говорится? (слайд №2)

Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В. Кондрашов.)

— О какой части речи говорится здесь?

— Почему? Докажите.

— Назовите глаголы.

— Дайте определение глаголу.

— Какие постоянные признаки присущи глаголу?

— Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

— Как вы определили спряжение глагола строят?

Выборочное списывание

— Выпишите глаголы из данного стихотворения, указав рядом в скобках спряжение, подчеркнув гласную в окончании.

Работа с сигнальными карточками

— У вас у каждого на парте лежат сигналы: один - красный, другой — зелёный.

— Я называю глагол, а вы определяете тип спряжения. Если глагол 1 спр., поднимаете сигнал красного цвета, если 2 спр., то — зелёный.

— Итак, какие глаголы относятся к 1 спр.?

— Ко 2 спр.?

— На что ещё необходимо обратить внимание, чтобы правильно определить спряжение?

— Если ударение падает на окончание глагола, то спряжение определяется на …

— Если ударение падает на основу и личное окончание определить трудно, то …

— Сосредоточьте своё внимание. Начинаем работу. (слайд №3)

Стонет, зависит, пилит, крошит, пенится, смотрит, жалит, хлещет, реет, стелет, любит, бросает, блистает (Учащиеся обосновывают свой ответ).

Фронтальный опрос

— Вернёмся к нашему стихотворению. Какие из данных глаголов сочетаются с сущ. в В. п. без предлога, смогли бы сочетаться с сущ., числительным в В. п. без предлога?

— Как называются глаголы, которые сочетаются, могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в В. п. без предлога?

— При каких ещё условиях глаголы являются переходными?

— А какие глаголы являются непереходными?

Осложнённое списывание

— На экран спроецированы словосочетания глагол + сущ.в косвенном падеже. Прочтите их. Запишите словосочетания в столбик, определяя вид, переходность, спряжение, как это показано в образце. (слайд № 4)

ОБРАЗЕЦ: встречают (кого?) гостя (перех., несов. в., I спр.)

Возводят электростанцию, строят платину, видят кирпич, наливают бензин, решают задачу.

Вывод: — Какие глаголы были вам даны? Назовите постоянные признаки глагола.

— От всех ли этих глаголов можно образовать страдательные причастия настоящего времени? Мы узнаем это после знакомства с новым материалом. Только внимательный освоит хитрость образования страдательных причастий настоящего времени.

IV. Объяснение нового материала

Фронтальный опрос

— Что такое причастие?

— Причастия могут быть …

— Какие причастия называются действительными?

— Какие — страдательными?

Работа с таблицей (слайд № 5,6)

Глаголы Суффиксы страдательных причастий наст. вр. Страдательные причастия настоящего времени
перех. несов. в. спр.
Чита ют (ю=йу)

Вед ут

I — ем- (- ом-) Чита ем ый (е=йэ)

Вед ом ый

Гон ят II — им- Гон им ый

— Рассмотрите таблицу.

— От основ каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.?

— При помощи каких суффиксов?

— Ребята, обратите внимание, что от основы наст. вр. перех. гл. несов. в. 1 спр. страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов — ом-, ем-. Если глагол наст. вр. с основой на гласную, то страдательные причастия наст. вр. образуются при помощи суффикса —ем-. Если основа глагола наст. вр. оканчивается на согл., то образование страдательных причастий настоящего времени идёт с помощью суффикса -ом- . (слайд №7)

НАПРИМЕР: решают – решаемый, ведут – ведомый .

— От переходных глаголов несовершенного вида II спр. образование страдательных причастий настоящего времени идёт при помощи суффикса – им-.

НАПРИМЕР: хранят – хранимый

фронтальный опрос (слайд № 8)

— Если вам дан глагол первого спряжения настоящего времени с основой на гласную, то какие суффиксы будете использовать при образовании страдательных причастий настоящего времени?

— А если с основой на согласную?

— Когда используем суффикс –им-?

— При образовании страдательного причасти настоящего времени глаголы должны быть в какой форме?

— А если глагол стоит в неопределённой форме, какие ваши действия?

ВЫВОД: — Для образования страдательных причастий настоящего времени нужно:

— отбросить личное окончание глагола, выделить основу;

— добавить суффикс причастия, учитывая спряжение глагола;

— поставить причастие в нужный падеж.

V Закрепление

Списывание с изменением формы слова

— Образуйте от данных глаголов страдательные причастия настоящего времени (работа со словами, которые были даны выше). (слайд № 9)

Возводят – возводимый; строят – строимый;

видят – видимый; наливают – наливаемый;

решают — решаемый).

— Задание немного усложняется. Посмотрите, даны глаголы в неопределённой форме глагола, образуйте от них страдательные причастия прошедшего времени, обозначая орфограммы в суффиксе.

ОБРАЗЕЦ: Гнать – гонят – гонимый;

Решать, слышать, ненавидеть, зависеть, склонять, колебать, слышать, включать, вводить, подключать, подсоединять, внушать, вселять, вливать, завлекать, втягивать, вносить.

— Как вы будете выполнять работу, в какой последовательности?

— Обосновывайте свой выбор суффикса.

— Какая нас интересует в данный момент орфограмма?

— На что вы обращаете внимание?

Беседа (слайд №10)

— Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть?

— Почему? Докажите.

— А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать?

— Почему? Докажите.

Стилистическая работа

— Вспомните, кто из известных писателей интересно, живо, образно, описывает природу?

— Прочитайте небольшую зарисовку М. Пришвина о природе, взятую из его произведения “Жень - шень”. М. Пришвин – это удивительный человек, писатель. Он не просто писатель, а писатель-натуралист, поэт. Он подмечал малейшие изменения в природе, учит нас любить её, наслаждаться ей. Природа пробуждает самые лучшие качества души человека. Вот почему для Пришвина берёзка – “не ботаническое живое существо, а человеческая живая берёзка”. Читайте произведения М. Пришвина. А сейчас текст. Какая часть речи позволяет достигнуть такой выразительности, чтобы описание было образным, живым? (Предложения выводятся для детей без знаков препинания) (слайд № 11)

1. Тишина, нарушаемая только разноголосым щебетом пташек, действовала успокаивающе.

Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке, оберегаемая могучими кронами сосен. (М. Пришвин.)

2. Тишина действовала успокаивающе.

Вот уж вечер. Роса блестит на ромашке. (по М. Пришвин.)

Определение синтаксической функции причастного оборота

— Что называется причастным оборотом? Назовите причастие в первом предложении. Докажите, что это причастие. Какая изученная орфограмма встретилась в причастиях? Объясните. Запишите 1,2 предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Обоснуйте постановку знаков препинания.

— Какие изученные орфограммы вам встретились?

Осложнённое списывание (слайд №12)

Зацветающая рожь, ярко освещённые, чуть различимый, сильно любящий, изучаемый детьми, невидимые в сумерках.

— Выпишите страдательные причастия настоящего времени, а рядом глагол, от которого оно образовано.

ОБРАЗЕЦ: озаряемый – озаряют (1 спр.)

Работа над упр. 103.стр. 50

Творческая работа

— Распространите предложения причастным оборотом так, чтобы причастие было страдательным настоящего времени. Используйте слова для справок. (слайд №13)

За окном проносится серая полоса туннеля.

По тропинкам торопятся к цветам первые пчёлы и бабочки.

Слова для справок: видеть, обрабатывать, слышать, управлять.

VI Итог

— С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени?

VII Домашнее задание (слайд №14)

Параграф 18,Упр. 105, карточки с индивидуальным заданием.

План-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему: Страдательные причастия настоящего времени

ТЕМА: Страдательные причастия настоящего времени.

Цели:  познакомить с образованием страдательных причастий настоящего времени и условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

ХОД УРОКА

  1. Проверка д/з – упр.114.  Пятидесяти3- колич., простое, р.п.

Принадлежите – невозвр., непер., II спр., несов. вид; изъяв. н., наст. вр., 2-е л., мн. ч.

Упр. 116 (устно)

— От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? От глаголов несов. вида, при помощи суффиксов –ащ-, -ящ-, — ущ-, -ющ- в зависимости от спряжения глаголов.

— прошедшего времени? (От основ неопределённой формы переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида, при помощи суффиксов –вш-, -ш-).

II. Сообщение темы и постановка цели урока.

III Объяснение нового материала.

— Рассмотрите таблицу на с. 52.

— От основ каких глаголов образуются страдательные причастия наст. вр.?

— При помощи  каких суффиксов?

— Если вам дан глагол первого спряжения настоящего времени с основой на гласную, то какие суффиксы будете использовать при  образовании страдательных причастий настоящего времени? -ем-. 

— А если с основой на согласную?- ом-

— Когда используем суффикс –им-? если причастие образуется от переходных глаголов несовершенного вида II спр.

—  Вывод: в написании суффиксов каких причастий нужно знать спряжение глаголов, от которых они образованы? (Действительных и страдательных настоящего времени)

По ходу опроса на экране появляется таблица:

Спряжение      глагола  

Причастие настоящего времени

действительное

страдательное

          I

-ущ-(-ющ-)

  -ем-(-ом-)

         II

  -ащ-(-ящ-)

        -им-

— Образуйте страдательные причастия настоящего времени от данных глаголов, обозначьте орфограммы в суффиксе:

колебать ( I спр.) — колеблемый

Видеть (II спр.) – видимый

Отправлять (Iспр.) – отправляемый

Прикрывать (I спр.) – прикрываемый        

зависеть (II спр.) – зависимый

гнать (IIспр.)- гонимый

ненавидеть (II спр.) – ненавидимый

—  Можно ли образовать страдательное причастие настоящего времени от глагола обидеть? Почему? Докажите. Он совершенного вида.

— А от глаголов кричать, вертеть, жать, держать, сжать, быть, петь, жевать и др.

Вывод: не от всех перех. глаголов несов. вида образуются страд. пч наст. врем.

-Познакомимся ещё с одним интересным причастием: движимый.

—  Объясните почему в суффиксе этого причастия пишется буква «и». Это причастие образовано от глагола I спряжения «двигать», написание этого слова не соответствует правилу, потому что это – исключение из правила.

IV. Упражнения на закрепление материала.

  1. Упражнения 117, 118, 119 «по цепочке».
  2.  Самостоятельная работа — упр. 121. На доске ученик упр. 120 ( в последнем предложении «усваиваемая отдельным лицом»).
  3. Объяснительный диктант с графическим комментированием.

Девочка, движимая чувством сострадания, бережно поддерживала пожилую женщину.

Чьи – то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются среди шелеста трав.

Верхушки берёзок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день.

— Сделайте синтаксический разбор этих предложений.

V Итог

— С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились? От чего зависит правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени?

Домашнее задание:                                                                                                                     §18,19, 20 Упр. 122, 123.

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

·                   Сегодня на уроке мы узнаем, как образуются страдательные причастия.

·                   Поговорим о правописании суффиксов страдательных причастий.

·                   Научимся образовывать страдательные причастия.  

 Все причастия бывают действительными или страдательными и могут быть настоящего и прошедшего времени. Сегодня нам интересны страдательные причастия, как настоящего, так и прошедшего времени.

Для начала припомним, что такое страдательное причастие. Страдательное причастие обозначает признак, возникший под действием другого предмета.

Ну, а теперь послушаем историю о страдательном причастии.

Жил себе-поживал один глагол. Не просто какой-то глагол, а переходный. Любил прогуляться туда-сюда, а больше всего любил переходить на винительный падеж. Если винительного падежа рядом с ним не было – он начинал немедленно его требовать.

В зависимости от настроения глагол бывал то несовершенным, то совершенным.

И вот у этого-то странного глагола было двое сыновей-страдательных причастий. Настоящего времени и прошедшего.

Страдательные причастия были разные. И друзья у них были разные.

Страдательное причастие настоящего времени дружило с суффиксами -ем-, -ом-,    -им-. И были эти друзья хоть и уважаемыми, но зато ведомыми и зависимыми от чужого мнения.

А вот страдательному причастию прошедшего времени больше подходили суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-). Они, хотя и были невоспитанные и с виду не очень ладно скроенные, зато кого хочешь могли сделать развеселённым.

А как-то к этим суффиксам заявился суффикс -т-. Вот, говорит. Я, конечно, забитый, некрасиво одетый и не очень-то хорошо помытый, но возьмите меня к себе, а?!

И пришлось взять!

 Как и действительные, страдательные причастия образуются по формуле «Основа глагола + нужный суффикс = причастие». И давайте посмотрим на нужные нам компоненты.

Мы опять вспоминаем, что у нас есть глаголы совершенного вида и несовершенного. Так вот, страдательные причастия настоящего времени, как и действительные, разборчивы и образуются только от глаголов несовершенного вида. А прошедшему времени страдательных причастий походит как совершенный вид, так и несовершенный.

Все страдательные причастия образуются только от переходных глаголов. Давайте поразмышляем, почему.

Если мы что-то наливаем – например, воду – то она легко становится наливаемой или налитой. Если читаем книгу – то про нее всегда можно сказать, что она читаемая или читанная. А если мы чего-то боимся – ну, хотя бы той же воды? Что мы можем сказать про воду? Что она для нас – страшная, пугающая. Но ровно ничего, что образовано от глагола «бояться».

Что касается нужных суффиксов, мы о них уже слышали. Для страдательных причастий настоящего времени это -ем- (-ом-), -им-, а для страдательных причастий прошедшего времени это -нн-, -енн- (-ённ-) и -т-.

 Рассмотрим образование страдательных причастий настоящего времени. Для них нам понадобится основа глагола несовершенного вида (помним, что основа нужна настоящего времени!) и суффиксы -ем-, (-ом-),  -им-: несомый, изучаемый, видимый.

Но как же узнать, какая буква должна стоять в суффиксе перед м? Ведь там может стоять е, о или и.

Как и в случае с действительными причастиями настоящего времени, выбор гласной зависит от спряжения глагола.

Если мы образуем причастие от глагола I спряжения, мы используем суффиксы -ем- или -ом-.

А вот страдательные причастия настоящего времени от глаголов II спряжения неразлучны с суффиксом -им-.

Итак, для образования страдательного причастия настоящего времени нам нужно взять основу настоящего времени глагола. Для этого мы ставим глагол в форму 3-го лица, мн. ч, наст. вр.: что они делают? Определяем по окончанию спряжение и отбрасываем окончание. Потом добавляем нужный суффикс (в соответствии со спряжением) и окончание причастия.

Несут – мы видим, что это первое спряжение, поэтому суффикс -ом- – несомое.

Оберегают – первое спряжение, поэтому суффикс -ем- – оберегаемый.

Хранят – второе спряжение, поэтому суффикс -им- – хранимый.

А если нам нужно образовать такое причастие от инфинитива?

Тогда мы сначала ставим его в нужную форму, а потом уже образовываем причастие.

Например: пинать – пинают – пинаемый;

клеить – клеят – клеимый.

Как же образуется страдательное причастие прошедшего времени?

Чтобы его образовать, нам нужна основа инфинитива какого-нибудь переходного глагола и суффиксы -нн-, -енн-, (-ённ-), -т-: сваренный, размешанный, налитый.

На этот раз выбор гласной в суффиксе зависит не от спряжения, а от окончания основы.

Если основа заканчивается на -ать или -ять, то в суффиксе причастия будет стоять -а-, -я-: послать – посланный, сеять – сеянный.

А если основа глагола заканчивается не на -ать, -ять, а на что угодно другое, то в суффиксе причастия будет -е- или -ё-: видеть – увиденный, сушить – осушенный, увлечь – увлечённый.

Но что же с суффиксом -т-? Для него никаких особенных правил нет. Нужно просто вслушиваться в причастия, которые мы образуем. Мы ведь не скажем: мыенный, одеянный, бриенный. Мы говорим: мытый, одетый, бритый – это гораздо привычнее на слух.

Правда, есть причастие «убиенный», но его можно встретить только в старых книгах или в церкви. В современной речи мы пользуемся причастием «убитый».

Итак, чтобы образовать страдательное причастие прошедшего времени, нам нужно взять инфинитив и прибавить к основе глагола нужный суффикс. Гласная перед нужным суффиксом зависит от того, на что заканчивается основа глагола. Например: утомиться – утомлённая, увешать – увешанная, разукрасить – разукрашенный.

А теперь давайте попробуем сыграть в игру «Свари себе причастие»!

У нас есть котел и ингредиенты: глагол и суффиксы -нн-, -енн- (-ённ), -ем- (-ом), -им-, -т. Сделаем страдательное причастие из глагола прочитать.

Отбрасываем -ть и добавляем суффикс -нн-. Получается прочитанный. Все правильно.

Давайте от того же глагола образуем страдательное причастие настоящего времени. Мы помним, что причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени. Так что нам нужен еще такой компонент, как Они (то есть, форма третьего лица единственного числа). Добавляем его… И теперь мы видим, что, поскольку перед нами глагол первого спряжения, мы должны добавить суффикс -ем. Прочитаемый.

Ой, мы что-то сделали неверно. Дело в том, что мы забыли, что глагол прочитать – совершенного вида, а от совершенного вида причастия настоящего времени образовываться не желают.

А вот если мы возьмем не глагол прочитать, а глагол читать, то мы можем успешно образовать от него причастие. Читать – возведем в форму 3-го лица мн. ч.  – они читают – и добавим суффикс -ем- – получилось читаемый.

А можем ли мы образовать страдательное причастие от глагола лететь? Нет. Наш опыт прекратится в самом начале. Ведь лететь – непереходный глагол, а страдательные причастия могут образовываться только от переходных!

Может быть, нам больше повезет с глаголом хвалить? Ведь хвалить можно кого-то, значит, нам подходит этот глагол. Итак, давайте начала возведем его в 3-е лицо мн. числа: они хвалят. Мы видим, что перед нами глагол I спряжения. Значит, к нему подойдет суффикс -им-. Задействуем этот суффикс и получаем хвалимый.

Напоследок давайте образуем страдательное причастие прошедшего времени от глагола накрыть. Для начала отбросим -ть. А теперь какой же суффикс нам выбрать:          -енн-, или, может быть, -нн-? Но ведь и накрыенный, и накрынный звучит как-то странно. Зато накрытый звучит очень даже хорошо. Этот вариант нам подходит больше других.

Что же нам требуется запомнить?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
2015-2019 © Игровая комната «Волшебный лес», Челябинск
тел.:+7 351 724-05-51, +7 351 777-22-55 игровая комната челябинск, праздник детям челябинск