Схема сложного предложения 4 класс – Урок 10. предложения простые и сложные — Русский язык — 4 класс

Урок 10. предложения простые и сложные — Русский язык — 4 класс

Русский язык, 4 класс

Урок № 10.

Тема:Предложения простые и сложные.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:

Цель нашего урока – узнать, что такое сложное предложение.

Задачи:

  1. Научиться различать простые и сложные предложения, объяснять знаки препинания внутри сложного предложения.
  2. Научиться составлять из двух простых предложений одно сложное и разделять запятой части сложного предложения.

Результаты:

  • Узнаем, что такое сложное предложение.
  • Научимся ставить знаки препинания внутри сложного предложения.
  • Потренируемся строить сложные предложения.

Тезаурус

Простые предложения состоят из одной грамматической основы.

Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений и представляют собой единое целое.

Союз соединяет части сложного предложения, но обычно не является членом предложения.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

На прошлом уроке мы говорили, что составление предложений похоже на строительство домов. Представьте, что мы построили два дома рядом. Они стоят совсем близко и очень похожи. Почему бы нам не сделать из них один большой дом?

Если два предложения стоят рядом, близки по содержанию и выражают одну мысль, можно объединить их в одно. В этом нам помогут союзы:

а, но, и, что, когда и многие другие. Такие предложения с двумя грамматическими основами называются сложными. А предложения с одной грамматической основой – простыми.

Как и простое, сложное предложение представляет собой единое целое. Предложения, которые выходят в его состав, связаны по смыслу и интонацией. Простые предложения в составе сложного обычно разделяются запятой. Запятая ставится перед союзами, которые соединяют части сложного предложения.

  • Прочитайте предложения, обратите внимание на союзы.

У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.

Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.

У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.

Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.

  • Подумайте, для чего нам нужны союзы?

Составим схемы этих предложений:

У Лены завтра будет день рождения, и она позвала своих друзей в гости.

[], и [].

Лена позвала друзей в гости, потому что завтра у неё будет день рождения.

[],

[потому что].

У Лены завтра будет день рождения, но она позвала гостей в субботу.

[], но [].

Лена позовёт друзей в гости, когда у неё будет день рождения.

[],

[когда ].

Союзы нужны, чтобы показать связь между простыми предложениями в составе сложного.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Разбор сложных предложений по членам делается так же, как разбор простых. Откройте страницу 149 учебника и вспомните план разбора предложения по членам.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1.

Выберите сложное предложение.

  1. На лесной опушке уже слышатся птичьи голоса.
  2. Распевают синицы, звонко отстукивает клювом дятел.
  3. Пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался.

Задание 2. Подберите схему к каждому предложению:

1. Как-то днём Винни — Пух прогуливался по лесу и ворчал  себе под нос новую песенку.

2. Винни – Пух вставал рано, по утрам  он старательно занимался гимнастикой.

3. Винни незаметно дошёл до песчаного откоса.

1.

2.

3.

Задание 3. Выделите в предложениях главные члены.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

Задание 4. Расставьте знаки препинания в сложных предложениях:

  1. Осень приближается небо часто хмурится.
  2. Дождь прошел и выглянуло солнце.

Задание 5. Впишите союзы и, а, но. Поставьте запятые.

Шарик в воду залезал _ дядя Фёдор его намыливал _ шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил _ грустил о далёких океанах. 

Задание 6. Из простых предложений составьте сложные, используя союзы поэтому и потому что:

  1. В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
  2. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
  3. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Задание 7. Составьте схемы предложений.

  1. Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане.
  2. Сегодня я поеду к бабушке.
  3. Я не видел реки великолепнее Енисея.
  4. Наступили холода, и по утрам лужицы покрываются хрупким льдом.

Задание 8. Соотнесите первую часть предложения со второй.

  1. С утра он любил пить только воду,
  2. После дождя дети хотели пойти гулять,
  3. Миша любит футбол,
  4. поэтому отказался от сока
  5. но дождь не прекращался
  6. а Маша читать книги

Задание 9. Спишите предложение:

С утра он любил пить только воду, поэтому отказался от сока

Задание 10. Вставьте пропущенные буквы.

1.В моро.. снег сухой. Нельзя л..пить сне..ки .

2. Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке

3. Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко.

4.Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку.

5. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.

Задание 11. Вставьте пропущенные запятые в текст.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье а потом в белой шубке.

Задание 12. Составьте из слов предложения и запишите получившийся текст. При списывании расставляй нужные знаки препинания и пропущенные буквы.

послышался, птичий, вдруг, крик;

поднял, журавлей, увидел, гол…ву, и, я;

над, покружили, (В, в)олгой, горизонтом, за, скрылись, птицы.

Задание 13.

Составьте предложения по схемам:

КОНТРОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Вариант 1

Выберите неверное высказывание:

  1. В простом предложении одна грамматическая основа.
  2. Части сложного предложения могут соединяться интонацией.
  3. Перед союзом И в сложном.

2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:

1.Мама устает, потому что она тяжело работает.

2.Солнце восходит, начинается утро.

3. Подул сильный ветер, листья с берез полетел на землю.

3. Сколько простых предложений в тексте?

Пухлыми перинами полегли седые мхи, а по ним волнами переливаются зрелые ягоды красной клюквы. Вянет лес. Корни не подают больше сока, и солнце уже стало не нужно деревьям. Перекрашивается, желтеет зелень. От родимой ветки оторвался и полетел золотой лист.

1) одно 2) два 3) три

Вариант 2.

1. Выберите неверное высказывание:

  1. Части сложного предложения могут соединяться союзом.
  2. Перед союзом и в сложном предложении запятая не ставится.
  3. В простом предложении одна грамматическая основа.

2. Укажите, в каком предложении части соединены союзом:

1. Выглянуло солнце, и стало тепло.

2. Я устал, пойду лягу спать.

3. Мы с семьей ходили прыгать на батуте, потом ели мороженое.

3. Сколько простых предложений в тексте?

Я вышел на крыльцо. Целая семья ежей спокойно прогуливалась по утоптанной дорожке. Впереди шел старый большой Ёж, а за ним шла мама Ежиха. И маленькими комочками катились ежата.

  1. одно 2) два 3) три

ОТВЕТЫ:

Задание 1.

2

Задание 2.

1-3

2-1

3-2

Задание 3.

На вершине ольхи сидела птичка и разевала клюв. Перья на раздутом горлышке трепетали, а песни я не слышал.

Второе сложное.

Задание 4.

  1. Осень приближается, небо часто хмурится.
  2. Дождь прошел, и выглянуло солнце.

Задание 5.

Шарик в воду залезал, а дядя Фёдор его намыливал и шерсть расчёсывал. Кот по берегу ходил и грустил о далёких океанах. 

Задание 6.

  1. В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы, потому что знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека.
  2. С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка, потому что М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики.
  3. «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке, поэтому мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.

Задание 7.

  1. [______ ______], [[______ ______, ______].
  2. [______ ______].
  3. [______ ______].
  4. [______ ______], и [[______ ______].

Задание 8.

1-1, 2-2, 3-3

Задание 10.

1.В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки.

2. Большой сладкий арбуз вырос на грядке

3. Я люблю свою лошадку, причешу ей шёрстку гладко.

4.Шура упал на скользкой дорожке и поранил руку.

5. На руке у мальчика мягкая повязка.

Задание 11.

Зима пряталась в дремучем лесу. Выглянула она из укрытия, а в траве миллионы маленьких солнышек прячутся. Разозлилась зима! Махнула она рукавом и запорошила снегом весёлые огоньки. Щеголяют теперь одуванчики в жёлтом платье, а потом в белой шубке.

Задание 12.

Вдруг послышался птичий крик. Я поднял голову и увидел журавлей. Птицы покружили над Волгой и скрылись за горизонтом.

Контрольный модуль

В-1

1. 3

2. 1

3. 3

В-2

1. 2

2. 1

3.2

resh.edu.ru

Карточки по русскому языку на тему » Простые и сложные предложения» (4 класс)

Работа № 1

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Замените сложное предложение простыми.

Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 2

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.

Работа № 4

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.

hello_html_m417aa557.pngНаступила весна. На пригорках показались

подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась.

Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3. Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

1. Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами.

На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ .

3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые.

По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6

1. Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу.

Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил июль стояла сильная жара.

Наступила осень и поредела на берёзках листва.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял жаркий день, и дети пошли на речку.

Там они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 7

1. Составьте и запишите из простых предложений сложные.

В лесу лежит снег. Он блестит под лучами солнца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Завьюжила зима и закружила белыми хлопьями. Когда вьюга затихла, Никита достал лыжи и пошёл гулять.

hello_html_m4a2cc612.png____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 8

1. Разделите сложные предложения на простые и запишите их.

Наступила поздняя осень, и целые дни дул холодный ветер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

За дачей тянулась роща, там часто собирались дети.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

Настали тёплые дни и барсучиха вытащила из норы малышей. Они рады солнцу и зелёной траве. Барсучки играют мать сидит рядом и сторожит детей.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Облака начинают закрывать солнце, оно выглянуло в последний раз и скрылось. На лугах сушат, гребут и складывают в копны душистое сено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: В 2 ч. — Саратов: Лицей, 2011.

Источники иллюстраций

1. Подснежники: detkam.e-papa.ru

2. Лыжник: www.raskraskin.ru

infourok.ru

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс «Построение схем простых и сложных предложений»

Технологическая карта урока общеметодологической направленности

1. Ф.И.О. учителя: Куштель Татьяна Николаевна

2. Класс: 4 В класс. Дата: 25.10.2016 г. Предмет: русский язык.

3. Тема урока: «Построение схем простого и сложного предложения».

4. Место и роль урока в изучаемой теме: обобщающий урок по теме «Простое предложение с однородными членами и сложное предложение»

5. Цель урока: Создание условий для развития у учащихся умения преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую.

Задачи:

  1. Создать среду для формирования у учащихся умений составлять алгоритмы (репродуктивный уровень).

  2. Развивать навык работы по составлению схем предложений (продуктивный уровень).

Формирование УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

(2 мин.)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

Великий русский писатель К.Паустовский говорил: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку».

— Вы согласны с ним?

— Почему?

— Ребята, а вам нравится изучать русский язык?

— А для чего нужно знать русский язык?

— А вы можете изучать русский язык самостоятельно?

— Сегодня мы продолжим изучать русский язык.

– Откройте тетрадь, запишите сегодняшнюю дату.

Отвечают на вопросы.

Комментированная запись числа.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(7 мин.)

Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Перед вами два предложения:

а) внимательно прочитайте;

б) спишите;

в) поставьте, где нужно запятые;

г) составьте схемы предложений.

Кривоклювый Капитан пел целыми днями и песня его звучала сочно сильно.

Синицы садились на крышу клетки сыпали на клеста снег и тинькали в самое ухо.

— Оцените свою работу. Поставьте знак «+» или «-» в первой колонке.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

В начале урока

В

конце урока

1) Я умею выделять грамматическую основу в предложении.

2) Я умею ставить запятые в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами.

3) Я могу составлять схемы различных видов предложений.

4) Мне необходимо поработать над…

Записывают предложения.

Проверка задания по образцу.

Дети проводят самооценку.

Диагностика уровня сформированности умения составлять схемы.

3. Выявление места и причины затруднения.

(2 мин.)

Цель: локализация индивидуальных затруднений, осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

— У кого всё получилось?

— Что не получилось?

— Почему?

— Над чем ещё предстоит поработать?

Называют затруднения.

Анализ уровня сформированности умения составлять схемы предложений.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(2 мин.)

Цель: постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.

— Давайте теперь попробуем сами сформулировать тему нашего урока, над чем сегодня мы будем работать.

— Какие цели перед собой поставим?

— Что для этого нужно сделать?

Построение схем простых и сложных предложений.

Научиться составлять схемы простых и сложных предложений и читать их.

Вспомнить правила составления схем.

Формулирование плана по формированию умений составлять схемы и читать их.

5.Реализация построенного проекта.

(6 мин.)

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Работа по составлению алгоритма

— У вас на столах есть листочки, сейчас вы поработаете в парах и допишите недостающие фразы:

«Как нужно действовать, чтобы правильно составить схему предложения»

1. Внимательно читаю __________________

2. Нахожу и подчеркиваю _______________

3. Считаю _____________________________

4. Если предложение ____________________, нахожу границы каждой части.

5. Ставлю _____________________________

между частями сложного предложения.

6. Нахожу и обозначаю __________________,

(если есть)

7. Если однородные члены соединены без помощи союзов или союзами а, но, повторяющимся союзом и, то запятая _______________________________________

Если однородные члены соединены при помощи одиночного союза и, то запятая ______________________________________.

8. Составляю __________________________.

— Что у вас получилось?

-Для чего составили алгоритм?

Составляют алгоритм.

(Алгоритм – точно определённая последовательность действий для выполнения задания).

Дети отвечают: «Алгоритм».

Умение обобщать и систематизировать полученные знания через составление алгоритмов.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(2 мин.)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

— Какие действия нужно выполнить, чтобы правильно построить схему предложения?

— Кто справился с заданием?

— У кого возникли трудности? Какие?

Проговаривают пошаговое действие.

Сравнивание с эталоном.

Проговаривают действия, которые вызвали затруднения.

Формирование умения составлять алгоритмы.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(8 мин.)

Цель: интериоризация* нового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях.

1) Запишите предложение под диктовку. Пользуясь алгоритмом, составьте схему предложения:

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски но солдатика они не нашли.

2) Выполните задание в рабочей тетради

с.18 № 6, №7.

— Какая схема соответствует данному предложению?

— У кого возникли трудности?

— Что именно не получилось?

Самостоятельная работа.

Самопроверка по образцу.

Дети читают каждую схему и находят нужную.

Дети выявляют причины своих ошибок.

Формирование умения работы по алгоритму.

8.Включения в систему знаний и повторения

(6 мин.)

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

— Ребята, представьте, вы – юные лингвисты.

— Кто такие лингвисты?

— Сейчас, вы, используя все свои знания, составите схемы-подсказки разных видов предложений.

— Работать будете в группах.

(1 и 2 группы составят схемы сложных предложений, 3 и 4 группы – простых предложений с однородными членами).

— У вас на столах все необходимое: листы, маркеры.

— У вас на эту работу будет отведено 5 минут.

— Я предлагаю вам вывесить свои работы на доску.

Лингвист – языковед, изучают законы языка, чтобы помочь людям освоить язык и облегчить взаимное общение.

Дети работают в группах, составляют схему подсказку.

Презентация работ.

Формирование умения обобщать и систематизировать полученные знания через составление схем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

(5 мин.)

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

— Чему должны были научиться на уроке?

— Что для этого мы сделали?

— Мы достигли своей цели?

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

— Ребята, скажите, умение составлять алгоритмы и схемы нужно только на уроках русского языка?

— Где ещё могут понадобиться эти умения?

— Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке (2 столбик) и в последней строчке записать вопросы, которые у вас могли возникнуть в течение урока.

Утверждения

Поставь знак

«+» или «-»

В начале урока

В

конце урока

1) Я умею выделять грамматическую основу в предложении.

2) Я умею ставить запятые в сложных предложениях и в простых предложениях с однородными членами.

3) Я могу составлять схемы различных предложений.

4) Мне необходимо поработать над…

— У кого всё получилось?

— Какие изменения вы у себя зафиксировали?

Домашнее задание:

• Для тех, у кого еще остались вопросы, я предлагаю упр.1 на с. 78

• Те ребята, которым все понятно могут выполнить упр.3 на с.79

Научиться составлять схемы простых и сложных предложений.

Составили алгоритм.

Отвечают, где можно использовать алгоритмы.

Проводят самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Учитель собирает таблички с целью построения коррекционной работы.

Диагностика уровня сформированности УУД.

infourok.ru

Карточка по теме «Сложное и простое предложение», 4 класс

КАРТОЧКА по теме «Предложение»

1. Вспомни и допиши правила:

1) Предложение выражает ___________________________ и состоит из одного – двух и более слов.

2) В предложении есть _______________ и _____________________ члены предложения.

3) В простом предложении _____________ грамматическая основа.

4) Слова, которые отвечают на один и тот же _____________ и связаны с одним и тем же _______________, называются однородными членами предложения.

5) Между однородными членами предложения ______________ запятая.

2. Расставь, где нужно знаки препинания.

[— == O O O] [— == O и(да) O ] [— == O а O ] [— == O но(да) O ]

[— == O и O и O]

3. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания.

Л..сица уткнула нос в хвост и дремлет а с..ма п..сматривает на к..р..вай.

Т..бун выг..няют веч..ром а приг..няют на утре…ей заре.

В с..дах растут и пл..довые д..ревья и яг..дные д..ревья и яг..дные кусты.

Вежливость ничего не стоит но приносит много.

Луна сияет с н..бесной выш..ны и тихий замок озаряет.

В густых л..сах скрываются м..дведи быстр..ногие серны прекрасные ..лени.

Коля разложил б..льшую карту наш..л на ней гор..д и п..дчеркнул к..р..ндашом.

Многие об..татели тайги тундры гор ..зёр и б..лот н..ходят на острове корм.

4. Подчеркни грамматическую основу в предложениях. Дай им характеристику. Вставь пропущенные знаки препинания.

Небо очистилось от облаков и луна ярко осветила поляну. (___________________)

Солнце только ещё поднималось а его лучи уже освещали верхушки деревьев.

Меркли звёзды на воде появились голубоватые клочки тумана за островом сверкнула полоса утренней зари. (_________________________)

Осыпаются астры в садах стройный клён под окошком желтеет и холодный туман на полях целый день неподвижно белеет. (______________________________)

5. Рефлексия.

а) Я усвоил тему «Предложение», потому что ____________________________

_____________________________________________________________________

б) Мне трудно ______________________________________________, потому что

_____________________________________________________________________

videouroki.net

Карточки, дополнительные задания по русскому языку 4 класс. Простые и сложные предложения.

Работа № 1

1. Прочитайте. В простых предложениях подчеркните главные члены.

1) Синей дымкой покрыты луга.

2) На берегу горел костёр, около костра сидели туристы.

3) Ранним утром мы отправились за грибами.

2. Прочитайте. Выпишите сложные предложения.

Наступил сентябрь. Стоят ясные деньки. На берёзах красуются жёлтые листья, на полянах краснеет рябина. Листья клёна разрумянились, ели стоят зелёными. А сколько разных грибов появилось в лесу!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Замените сложное предложение простыми.

Идёт мелкий дождь, мокрая листва не шуршит под ногами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 2

1. Замените простые предложения одним сложным.

Наступила золотая осень. На осинках поредела листва.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Спишите.Поставьте, где нужно, запятые. В сложном предложении подчеркните грамматические основы.

Стояли сильные морозы. Была вьюга дул яростный ветер. Ребята приносили птицам корм хлеб семечки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите два простых предложения.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 3

1. Спишите. Устно разделите сложные предложения на простые. Подчеркните главные члены предложения.

Стоят суровые морозы, реки одеты ледяным покровом. Январский лес спит, ёлочки спрятались в снегу.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Составьте из данных предложений два сложных. Запишите, расставляя запятые.

Из-за сопки показались ученики. Впереди шёл учитель. Они шли к парку. Там будет праздник.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Придумайте и запишите сложное предложение, состоящее из трёх сложных.

Работа № 4

1. Составьте из простых предложений сложные с союзами И, А, НО.

hello_html_m417aa557.pngНаступила весна. На пригорках показались

подснежники. С утра шёл дождь. К вечеру погода улучшилась.

Ребята собирались в лес. Им помешал дождь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые.

Ветер согнул тонкую берёзку и она наклонилась к земле. Когда пошёл дождь мы зашли в дом. На небе сияло солнце но на полях лежал снег.

3. Выпишите предложение с однородными членами.

Солнце осветило поля и зелёные луга. Наступил вечер и в домах загорелись огни.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 5

1. Спишите. Союзы, которые соединяют однородные члены предложения, подчеркните одной чертой, а союзы, которые соединяют части сложного предложения, двумя чертами. Поставьте, где нужно, запятые.

Снег переливался и на солнце горел огнём. Наступила осень и птицы стали готовиться к отлёту.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Продолжите предложение так, чтобы получилось простое предложение с однородными членами.

На опушке леса пестрели колокольчики и _________________________ .

3. Спишите. Поставьте, где нужно, запятые.

По небу проплывали тёмные тучи и роняли капли дождя. Дождь прошёл и выглянуло солнце.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 6

1. Прочитайте. Разделите сложные предложения на простые. Запишите и подчеркните грамматическую основу.

Побелели поля и пригорки, тонким льдом покрылась река. Тёмные тучи обложили небо, налетел ветер.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Поставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматическую основу.

По дорожке прыгали молодые воробушки а старый воробей сидел на дереве.

Наступил июль стояла сильная жара.

Наступила осень и поредела на берёзках листва.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение.

Стоял жаркий день, и дети пошли на речку.

Там они купались, ныряли и играли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 7

1. Составьте и запишите из простых предложений сложные.

В лесу лежит снег. Он блестит под лучами солнца.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитайте. Подчеркните в сложных предложениях грамматическую основу.

Сильный ветер загудел в вышине, деревья забушевали. Крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Завьюжила зима и закружила белыми хлопьями. Когда вьюга затихла, Никита достал лыжи и пошёл гулять.

hello_html_m4a2cc612.png____________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа № 8

1. Подчеркните главные члены ПР, определите какое оно, если сложноподчиненное, поставьте вопрос. Сделайте схему к ПР.

Наступила поздняя осень и целые дни дул холодный ветер.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

За дачей тянулась роща там часто собирались дети.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составьте и запишите из простых предложений сложные. Подчеркните, сделайте схему.

В лесу лежит снег. Он блестит под лучами солнца.

3. Прочитайте. Выпишите сложное предложение с однородными членами.

Облака начинают закрывать солнце, оно выглянуло в последний раз и скрылось. На лугах сушат, гребут и складывают в копны душистое сено.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Список использованной литературы

1. Моршнева Л.Г. Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: В 2 ч. — Саратов: Лицей, 2011.

Источники иллюстраций

1. Подснежники: detkam.e-papa.ru

2. Лыжник: www.raskraskin.ru

infourok.ru

4 класс. Простые и сложные предложения. Проверочная работа с. 20 – 22

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.

Проверочные и контрольные работы. 4 класс. Максимова


ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Проверочная работа

Ответы к стр. 20 – 22

В а р и а н т  1

1. Вставь недостающие знаки препинания.

б) Осенью звёзды светят ярко, но холодно.

2. Допиши подходящие по смыслу слова.

Нераспространённые предложения имеют только грамматическую основу (подлежащее и сказуемое).

Основу предложения составляют главные члены: подлежащее и сказуемое или одно из них.

Предложение, которое состоит из простых предложений, связанных по смыслу и интонационно, называется сложное предложение.

3. Выпиши из предложений грамматические основы.

Красивые цветы и душистые лесные ягоды манили туристов.

Цветы, ягоды манили.

На траве, на былинках и на соломинках блестели лёгкие нити паутин.

Блестели нити.

Полетели с деревьев листья, позолотили они дорожки и тропинки. 

Полетели листья, позолотили они.

4. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания. 

Солнце уже скрылось, и ночные тени быстро надвигались со стороны леса. Потоки воды размывают края оврага и роют ямы на его дне. Зашуршат опавшие листья, и хрустнет сухая ветка.

5. Выполни синтаксический разбор предложения (дай характеристику предложения, обозначь члены предложения, напиши части речи, выпиши словосочетания).

   сущ.      гл.    пр.  сущ.  прил.    сущ. 
Воробей сидит  на  ветке старого дерева.

Повествовательное, невосклицательное; простое, распространённое.

сидит на ветке, на ветке дерева, старого дерева

В а р и а н т  2

1. Вставь недостающие знаки препинания.

а) Белка наелась, оглянулась и исчезла.
б) Раздался удар грома, и полил дождь.

2. Допиши подходящие по смыслу слова.

Распространённые предложения, кроме грамматической основы, имеют второстепенные члены.

Части сложного предложения разделяются запятой.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3. Выпиши из предложений грамматические основы.

Я очень люблю весёлые колокольчики.

Я люблю.

Мальчики сидели за столом и читали интересную книгу о космосе.

Мальчики сидели, читали.

В корзинке всё дно занимали лисички, подосиновики скромно лежали в уголке. 

Занимали лисички, подосиновики лежали.

4. Вставь пропущенные буквы, расставь знаки препинания. 

В городе и деревне любят цветы. Всеми красками радуги сияют они в пору цветения не только в скверах, но и на клумбах, в палисадниках перед домами, во дворах, на балконах зданий.

5. Выполни синтаксический разбор предложения (дай характеристику предложения, обозначь члены предложения, напиши части речи, выпиши словосочетания).

сущ.  гл.       сущ.   пр.      прил.       сущ. 
Кот лакает молоко  из  маленького блюдца.

Повествовательное, невосклицательное; простое, распространённое.

лакает молоко, лакает из блюдца, маленького блюдца

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.

Ответы по русскому языку. 4 класс

volzsky-klass.ru

Презентация к уроку (русский язык, 4 класс) по теме: Простые и сложные предложения

Слайд 1

Листья оп…дают с д…ревьев, и в воздухе прот…нулась паутина. Наступила осень. Когда веют х…лодные ветры, ветви деревьев к…чаются. Лес обн…жился, часто идут нудные дожди. Птицы ул…тают в теплые края. [ ═ ― ] . [― ═ ] . [― ═ ] , и [ ═ ― ] . [― ═ ] , [ ═ ― ] . ( Когда ═ ― ) , [― ═ ] .

Слайд 2

Оп а дают – п а дать прот я нулась – т я нется х о лодные – х о лод к а чаются – к а чка, пок а чиваются обн а жился – н а г ул е тают — пол ё т

Слайд 3

Наступила осень. Птицы улетают в теплые края. Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. Осень.

Слайд 4

Простые и сложные предложения

Слайд 5

Познакомиться с … и … Учиться различать … и … Учиться ставить… ПРОСТЫМИ СЛОЖНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ

Слайд 6

Листья опадают с деревьев, и в воздухе протянулась паутина. Лес обнажился, часто идут нудные дожди. Когда веют холодные ветры, ветви деревьев качаются. и Когда ,

Слайд 7

Сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные [ 1 ] , и [2] и, а, но … [ 1 ] ,(2 что …) когда, если, что, потому что, чтобы… [ 1 ] , [2]

Слайд 8

Наступили осенние дни. Журавли полетели в теплые края. [ ═ ― ] [ ― ═ ]

Слайд 9

Наступили осенние дни, и журавли полетели в теплые края. Когда наступили осенние дни, журавли полетели в теплые края. Наступили осенние дни — журавли полетели в теплые края.

Слайд 10

Составьте из двух простых предложений сложные 1 вариант 1.Поднялся сильный ветер. 2.Море разбушевалось. 2 вариант 1.Стояли ясные дни. 2.Птицы готовились к отлету.

Слайд 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Солнышко уснуло… Солнышко просыпается, раскрывает свои лучики… Все дети улыбаются! Вдруг налетели тучки. Грянул гром, И пошел сильный дождь. Вскоре дождик стал постепенно утихать, утихать, утихать, совсем утих.

Слайд 12

Игра «Определи предложение по структуре» Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски. Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.

Слайд 13

Наступила осень, и птицы потянулись к югу. На опушке леса я отыскиваю большую кучу осенних листьев и набиваю ими полный мешок.

Слайд 14

Листья потемнели и шуршат при ветре. Пришла осень, а листья еще не опали.

Слайд 15

Полил сильный дождь, и земля намокла. Лил серый дождь, и даль была черна.

Слайд 16

Прилетели птицы и наполнили своим пением лес. Листья падали на землю и устилали ее разноцветным ковром.

Слайд 17

Дует ветер, но в лесу все еще было сыро. Утром дождь перестал, но уже через час трава высохла. Небо медленно заволокли тучи, и разослало на землю свои лучи. Утром шел дождь, и листва шуршит. Выплыло из-за туч солнышко и по лесу прошел ветер. Соедините подходящие по смыслу части из левого и правого столбиков так, чтобы получились сложные предложения.

Слайд 18

Дует ветер, и листва шуршит. Утром дождь перестал, но в лесу все еще было сыро. Небо медленно заволокли тучи, и по лесу прошел ветер. Утром шел дождь, но уже через час трава высохла. Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.

Слайд 19

ГИА по русскому языку (9 класс) В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую запятую между частями сложносочиненного предложения. Крупные капли дождя резко застучали(1), зашлепали по листьям(2), сверкнула молния(3), и разразилась гроза.

Слайд 20

ГИА по русскому языку (9 класс) В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую запятую между частями сложноподчиненного предложения. Всю ночь зима вязала(1), плела кружевные узоры(2), чтобы принарядились деревья(3), и к утру те заметно похорошели.

Слайд 21

ЕГЭ по русскому языку (11 класс) А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста. Наступила осень, и землю покрыл ковер из разноцветных листьев. 1)простое с однородными членами 2)сложносочиненное 3)сложноподчиненное 4)сложное предложение с различными видами связи

Слайд 22

ЕГЭ по русскому языку (11 класс) А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствие в предложении. Разразилась сильная гроза и залила всю окрестность(?) и все спрятались по домам. 1)простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая 2)сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая 3)простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна 4)сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна

Слайд 23

ТЕСТ I . Выбрать определение сложного предложения 1. Сложные предложения — это предложения, количество слов в которых больше, чем в простых. 2. Все сложные предложения можно разделить на самостоятельные простые предложения. 3. Сложные предложения — это предложения, состоящие из двух или нескольких простых.

Слайд 24

II . Выбрать способ связи простых предложений в сложном 1. С помощью обобщающих слов. 2. С помощью союзов. 3. С помощью порядка слов.

Слайд 25

III . Выбрать схему сложного предложения 1. [ ═ ― ] . 2. [― ═ , ═ ] . 3. [― ═ ] , [ ═ ― ] .

Слайд 26

IV .Найдите сложные предложения 1. Дождь стучал по крышам и трепал листья в саду. 2. Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. 3. Над лугами шел холодный дождь, и ветер налетал косыми ударами.

Слайд 27

V .Найдите простые предложения с однородными членами 1. Приближалась осень, и в лесу на земле лежали первые желтые листья. 2. Осень подкрадываается незаметно, а зима приходит внезапно. 3. Тучка была небольшая, а разразилась большим дождем.

Слайд 28

Ответы I -3 II -2 III -3 IV -2,3 V -3 Поставьте оценки: «5» — нет ошибок; «4» — 1 или 2 ошибки; «3» — 3 ошибки

Слайд 29

Молодцы! Спасибо! Вы хорошо работали на уроке!

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *