Таблица личных местоимений в русском языке для 3 класса – План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Урок «Личные местоимения», (3 класс)

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской Области

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


 


 


 


 


 


 


 

Конспект пробного урока русского языка,

проведенного студенткой 32 группы

специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

в 3 «А» классе МБОУ — лицея №21 г. Орла

Макаровой Ларисы Сергеевной


 


 


 


 


 

Методист:_______________/ Рубцова А. Н./

Учитель:_______________/Бударина Т. А./

Дата проведения: 4.04.18

Оценка:______________


 


 


 

Орёл, 2018

Тема урока: «Личные местоимения»
Тип урока: отработка умений и рефлексии

Цель урока: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи; познакомить с личными местоимениями.

Планируемые результаты обучения

Предметные

Знания (ученик будет знать): понятие о местоимении, личных местоимениях.

Умения (ученик будет уметь): распознавать личные местоимения среди других частей речи.

Метапредметные:

Познавательные УУД: будут учиться строить речевое высказывание в устной форме;

использовать знаково-символических средств; делать выводы в результате анализа и синтеза мыслительных операций.

Регулятивные УУД: будут понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи; выполнять учебные действия в устной или письменной форме.

Коммуникативные УУД: будут формировать умение аргументировать свою позицию, свой ответ, принимать активное участие в работе в группе с одноклассниками.
Личностные: будут формировать элементарные умения в проведении контроля самооценки результатов своей учебной деятельности, наличие учебно-познавательной мотивации, ориентацию на бережное отношение к окружающему миру.

Ресурсы: учебник Русский язык 3 класс (2 часть),  Канакина В.П.; рабочая тетрадь Русский язык 3 класс (2 часть) Канакина В.П.; презентация, наглядный материал.


 

План урока

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности (1-3 мин).

II. Актуализация и пробное учебное действие (2-4 мин).

III. Локация индивидуальных затруднений (1-2 мин).

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений (1-3 мин).

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

VI. Обобщение затруднений во внешней речи (5 мин).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).

VIII. Включение в систему знаний и повторения (3-5 мин).

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-3 мин).


Ход урока

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Лариса Сергеевна!

— Дети, прочитайте девиз нашего урока (на доске: «Век живи – век учись!»)

— Как вы понимаете его? ( На протяжении всей жизни надо учиться, совершенствоваться, познавать себя, делать открытия во всех сферах, быть интересным и образованным человеком)

II. Актуализация и пробное учебное действие (5-6 мин).

Цель: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Отгадать загадку:

Это он, это ты, это вы, это я.
Это кофта чья? Моя.
Ну а шуба наша,
Уж никак не ваша.
Где-то некто вольно жил,
Делал нечто, не тужил,
С каждым он поговорит,
Всякого развеселит,
Никого и ничего
Не обидит ни за что.
Кто я, по вашему мнению?
Конечно же, я …(местоимение).

— Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи. Местоимение указывает на предмет, но не называет его).

III. Локализация индивидуальных затруднений (2 мин).

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Отправимся в страну Местоимений. Условие для учащихся:

— запомнить название самого первого города.

В тридевятом царстве в тридесятом государстве была большая страна- Страна Местоимений. И были в этой стране и большие и малые города: Личный, Возвратный, Притяжательный, Указательный, Вопросительный, Относительный, Отрицательный, Определительный и Неопределённый. Жили в этой сказочной стране великое множество местоимений, селились они по городам по своим интересам и характерам. 
Так в городе Личный жили личные местоимения.

Гордые и независимые жители Я живут на улице Яколки.

Когда они женятся, то меняют свою фамилию на – МЫ. 

На улице Тыколки живут воспитанные взрослые – ВЫ и их озорные детки – ТЫ. 

На Дружной улице живут брат ОН, сестра ОНА и их фантастическое животное ОНО.

Их видят всегда вместе и зовут просто – ОНИ. 

Вот такие жители живут в городе под названием…….?(Личный)

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений(1—2 мин).

Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе — выбор способа и средств их реализации.

— Как вы думаете, о каких местоимениях на сегодняшнем уроке пойдет речь? (О личных местоимениях)

— Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (Личные местоимения)

— Сформулируем цели нашего урока, в этом нам помогут опорные слова:

Узнать что такое …

Научиться распознавать …

Определит роль в речи

V. Реализация построенного проекта (10-15 мин).

Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Поработаем с таблицей на странице 93.

1. С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? (Я, мы) 

2. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? (Ты, вы) 

3. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? (Он, она, оно, они) 

-Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? ( Указывают на лицо, которое участвует в речи.)

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

-Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? (На один) Аналогично второй столбик.

-Что нового узнали?

Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного  и множественного числа.  

Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.

Местоимения изменяются по лицам и числам.

-Выполним упражнение 159.Откройте тетради, подпишите число, классная работа. Первые три предложения запишем в тетрадь.

-Прочитайте предложения, найдите личное местоимение, определите на кого (на что ) они указывают, спишете предложение, подчеркните местоимение, скажите устно лицо и число местоимений.

-Найдите загадку об одуванчике. Почему цветок получил такое название. Запишите в словарик слово «одуванчик» (потому что при малейшем дуновении ветра созревшие семена его разлетаются), выделяя орфограммы цветом.

VI. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднения.

— Прочитаем хором стихотворение о личных местоимениях:

Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они —

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Всё местоимения.

-Какием местоимения называют личными? (Те, которые указывают на лицо, которое участвует в речи.)

-Перечислите эти местоимения? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Физкультминутка

На одной ноге стоим,

Удержаться так хотим.

Руки кверху поднимаем

И спокойно опускаем.

Надоело всем сидеть.

Нам охота повертеть

Корпусом туда-обратно.

И полезно, и приятно!

А потом и головой

Всласть покрутим мы с тобой.

И на место снова сели,

Принимаемся за дело.

(Дети стоят на одной ноге, поднимают через стороны прямые руки, потом через стороны опускают и повторяют то же на другой ноге.)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

-На столе у вас лежат тесты. Выполните тест.

1. Укажи местоимения 1-го лица.

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

2. Какие местоимения относятся ко 2-му лицу?

а) я, мы

б) ты, вы

в) он, она, оно, они

3. Выбери местоимения 3-го лица.

а) я  

б) он  

в)ты  

г) она  

д) мы   

е) оно  

ж) они  

з) вы

4. Личные местоимения употребляются вместо…

а) имени  существительного;

б) имени прилагательного.

5. Личные местоимения…

а) называют предметы;

б) указывают на предметы.

6. Подчеркните лишнее слово в каждого ряда:

а)Я, они, на, ты

б)Но, оно, она, они

в)Я, Яна, ты, вы

-Поменяйтесь со своим соседом работами, проверьте ответы по ключу (на доске).

КЛЮЧ: 1-а, 2- б, 3- б г е ж,4- а, 5 — б, 6- а на, б-но, в – Яна

VIII. Включение в систему знаний и повторений (10-15 мин).

Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

— Упр. 127 с. 58 в рабочей тетради.

— Впишите в каждое предложение подходящее по смыслу местоимение. Устно определите лицо и число каждого местоимения.

— С какими местоимениями мы познакомились на сегодняшнем уроке? (С личными местоимениями)

-Какова роль местоимений? (Они указывают на предмет, но не называют его)

-Какие личные местоимения вы знаете? (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

— Поселим личные местоимения в свои квартиры.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).

Цель: осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

— Ребята, давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке. В этом нам поможет радуга.

-Выразите своё настроение на уроке при помощи смайлика, который я вам раздала в начале урока.

— Запишите домашнее задание: стр. 67, упр. 117 (объяснение упражнения).

— Ну, вот и все, подошёл к концу урок.  Мы славно поработали.  Спасибо вам, ребята за работу. До свидания!

и за решение задачи).

-Домашнее задание упр.160, стр.94.

-Урок закончен, можете отдыхать.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме: Местоимение 3 класс

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:  начальное общее образование

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)

Класс(ы):  3 класс

Предмет(ы):  Русский язык

Тема: Местоимение.

Цель урока: 

1.        Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2.       Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: 

Технология:

Развитие критического мышления

Приемы:

  1. Обращение к личному опыту учащихся;
  2. Прогнозирование;
  3. Составление исследовательской карточки.

2мая 2012 год.

3 класс

Предмет: русский язык

Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.

Тема урока:Местоимение

Обучающие цели:

  1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
  2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
  3. Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развивающая цель:

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Цели воспитательные:

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

Задачи:

1.        создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2.        создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3.        формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.

Оборудование:

  1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
  2. карточки для исследовательской  работы;
  3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
  4. загадки на карточках;
  5. компьютер;
  6. проектор.

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!

Здравствуй мир! Это я,

А вокруг страна моя.

Солнце в небесах горит

И у ног земля лежит.

Здравствуй же, родная школа,

Здравствуй, дом мой  самый лучший,

Здравствуй, край, родной могучий!

Здравствуй же, страна моя!

Здравствуй мир! Проснулся Я!

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.

Баллы 1-5

Вид деятельности

оценка

что не получилось

1.

Работа с предложениями в группе

2.

Составление исследовательской карточки

3.

Чистописание

4.

Словарная работа

5.

Работа по учебнику.

6.

Устные ответы на вопросы

7.

Оценка учителя

8.

Средняя оценка

 

 

2.Чистописание.

 Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

МЕСТОИМЕНИЕ

3.Стадия вызова

Как вы думаете, о чём  мы будем говорить на уроке?  Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

 

 4. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

 

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  –
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Задание №1 (у каждой группы свое)

Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц  живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

                   Снегирь – очень маленький.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

                          Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

                   Журавли  летят и громко курлычут.

– Проверка. Почему вы так решили?

  1. (слайд)

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

                                  Каждое слово – это часть… речи.

                                  Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод?

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Запишем в исследовательскую карточку.

Задание №2

Текст на слайде и на карточках.

»Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. »

Вопрос: Кто же это «он»?

Ответ: Куст, мальчик, конь.

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово «он» не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

 «Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: «Какой замечательный лен!».

Далее учитель напоминает, что слово «местоимение» заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова «антонимиа», которое сложено из «анти» (вместо) и «онима» (имя). В старославянском языке слово «местоимение» образовано из слияния сочетаний слов «вместо» + «имени» с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное «в» отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

Какой вывод?  Стр. 141 правило

Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

 

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

ФИЗМИНУТКА

– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

                             Если я сорву цветок,

                             Если ты сорвёшь цветок,

                             Если он, и я, и ты –

                             Если мы сорвём цветы,

                             То окажутся пусты

                             И деревья, и кусты.

                             И не будет красоты,

                             И не будет доброты,

                             Если только я и ты –

                             Если мы сорвём цветы.  /Т.Собакина/

 Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

 

Задание № 3

Стр. 141 упр.2 в учебнике.

(выполняют в группах) И разбирают  правило к упражнению.

После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?

Запишем в исследовательскую карточку.

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

Задание № 4.

Заполни таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

Ответьте на мои вопросы.

-Что вы любите делать?

— Какое слово вы употребили, назвав себя?  Запишите это слово в таблицу.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

2 лицо

3 лицо

— Что мы изготовили на уроках труда?

— Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

3 лицо

— Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

3 лицо

— А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

— Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы записали.

Продолжим.

Задание №5. Словарная работа.

Моя загадка-стихотворение  –

Про местоимения…

Утром –

Так заведено –

Разомкнешь ресницы,

И к тебе идет ОНО

Розовой жар-птицей…

А стемнеет — ОН придет.

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

Срок прошел — плывет ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

— Кто же ОН, ОНО, ОНА? (Месяц, солнце и луна)

— Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)

С какими местоимениями мы сейчас работали?

Добавьте в карточку личные местоимения.

лицо

Ед. число

Мн. число

1 лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

 Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют  личными.

Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

— Если о лицах, тогда и назвали их личными.

 Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

Исследовательская карточка

  1. Местоимение  – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.

Задание № 6. Ситуация.

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение — «Я, всё своё ношу с собой».

-Как вы понимаете это выражение?

 -Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

 

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

Стадия рефлексии

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– Что узнали о местоимении?

– В чем загадка местоимения как части речи?

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

 

Домашнее задание (на выбор):

– Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.

— учебник стр. 142 упр.4

 

 

 

 

Дополнительный материал.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

 

КАРТОЧКА 1

 

1. Что называется местоимением? Приведи примеры.

 

2. Прочитай. Выпиши местоимения.

Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.

 

 

 

КАРТОЧКА 2

 

  1. Чем местоимение отличается от имени существительного?
  1. Спиши. Подчеркни местоимения.

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

nsportal.ru

«Личные местоимения» — Начальные классы

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения»

Тема: Личные местоимения.

Цели:
— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
— познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
— упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
— воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
— развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование: иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки-задания , таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, — подарок гостям.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь.

И друг другу улыбнитесь!

Учитель: Мне очень хочется . чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

Эпиграф к уроку (cлайд1) Чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: » Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

2.Повторение изученного материала.

Шестое февраля.. Классная работа

-Начнем наш урок с минутки чистописания..

2)МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

(слайд2)

-Вспомним написание заглавной буквы Я.Пропишите строчку до конца.

-Прочитайте предложение. Что заметили в нем?

-Мы тоже с вами семья.

ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ

2) Уч-ся рассказывает стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? (так как не указан ни один предмет)

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

3) Сообщение предварительной темы урока.

Учитель. Мы сегодня продолжаем изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись»…местоимения»).

3. Изучение нового материала.

1) Проблемная ситуация.

Учитель. Послушайте диалог.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)(слайд 3)

Уч-ся (разыгрывают сценку).
— Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
— Да, хорошо.
— Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?
— Нет, её нет.
— А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Учитель. Диана, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Учитель Это первое лицо, которое участвует в диалоге ( открываем таблицу и записываем «я- 1- е лицо»). Диана, а как бы ты назвала себя и Ваню одним словом? (Мы).

(«1-е лицо»).Местоимение мы означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».

Как Диана обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Ваню указывает местоимение ты. Это второе лицо (запись «ты- 2-е лицо).

Диана, а как бы ты обратилась к Ване, Дане, Эвелине, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы — «2 -е лицо»).

Диана и Ваня говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Эвелина — она, Даня — он («3-е лицо»).

Ребята, а как бы вы назвали Эвелину и Даню одним словом-местоимением? (Они) («3-е лицо»)

А каким словом назвать окно? (Оно) («3-е лицо»).

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель.У нас диалог происходил в лицах. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные, (слайд4)
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

2) Сообщение темы урока

Учитель.- Ребята , а как вы думаете, с какими местоимениями будем работать сегодня на уроке?Как называется тема нашего урока? .

Учитель. Тема нашего урока: «Личные местоимения». (слайд 5).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).

В «Толковом словаре» Ожегова на стр. 264 записано:

1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.


2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (стр.57).

Мы с вами пришли к такому же выводу.

Уч-ль вешает таблицу «Личные местоимения», убирает наборное полотно с карточками.

Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?

Уч-ся.
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение —
Про местоимения…
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Уч-ся. Месяц, солнце и луна (Слайд 6).

4) Работа в тетрадях..

Учитель. Запишите слова-отгадки с местоимениями.,
он она оно
месяц луна солнце

Укажите род слов в каждом столбике.

-Проверим

Он-месяц-м.р.(слайд 7 )

Она-луна-ж.р.

Оно-солнце-с.р.

А теперь поиграем

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Учитель (cлайд 8). Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите цветы по данной картине .Какой частью речи они выражены? Замените эти слова местоимениями. (Цветы — они, ромашка — она, лютик — он и т.д).Запишите в тетрадь.

Работа с учебником упр.294

-Открыли учебники на стр.58(слайд 9)

-Прочитайте задание. Выполняя это задание, мы поиграем в игру.

«Четвёртое — лишнее».—Как вы думаете почему задание имеет такое название?

Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд 10)
Я, яма, ты , он (имя существительное)
Мы, вы, ты , они (ед.ч.)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Ока, окно, оно, око (местоимение)


-Как надо исправить это четверостишье?(cлайд 11)

Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.-

Я (1 л., ед.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).он (3 л.,ед.ч.) (слайд 12 )

-Проверим по цепочке,(устно по цепочке)

Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Физминутка для зрения.(слайд 13 )

Самостоятельная работа. Работа в парах.

«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки 1 на парту)

-Новое задание..

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

-какая парта первая справится с заданием поднимите руку вместе

Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть.

Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок?

-Запишите их в тетрадь. С красной строки..

. (слайд14 )

Шарады.
Первый слог — личное местоимение,
Второй — детская болезнь.
А целое — тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это?
(Я — корь). (Картинка с подписью) (слайд15 )

Хитрые вопросы.
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).(слайд 16)


2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты). (слайд 17)


3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы)(слайд 18)

Итог урока.

Учитель- Какие знания уносим сегодня домой?

. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Рефлексия.

— Мне понравилась ваша работа на уроке. (слайд )

А теперь вы покажите, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. (дети рисуют улыбку)

— Спасибо! Молодцы!

Отметки за урок.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь «вместе весело шагать по просторам..!»

Подарки гостям (вручаются под запись песни «Вместе весело шагать») — открытки — солнышки с сердечками, с надписью Я+Я= Мы

Домашнее заданиес.57 правило, с.60 упр.299(слайд )

Урок окончен.

multiurok.ru

Тренажёр по русскому языку (3 класс) на тему: Карточки по теме «Лицо и число местоимений». 3 класс.

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. буду рисовать домик. А что … будешь делать? Завтра …. идём в театр. Кого … ждёте?  Почему … опаздывают? Как же … изменился!

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. переходим дорогу на зеленый свет. Как … это угадала?     А …  была такая красавица!            … будете мне помогать?     Куда же … полетели?

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. буду рисовать домик. А что … будешь делать? Завтра …. идём в театр. Кого … ждёте? Почему … опаздывают? Как же … изменился!

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. переходим дорогу на зеленый свет. Как … это угадала?     А …  была такая красавица!            … будете мне помогать?     Куда же … полетели?

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. буду рисовать домик. А что … будешь делать? Завтра …. идём в театр. Кого … ждёте? Почему … опаздывают? Как же … изменился!

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. переходим дорогу на зеленый свет. Как … это угадала?     А …  была такая красавица!            … будете мне помогать?     Куда же … полетели?

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. буду рисовать домик. А что … будешь делать? Завтра …. идём в театр. Кого … ждёте? Почему … опаздывают? Как же … изменился!

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. переходим дорогу на зеленый свет. Как … это угадала?     А …  была такая красавица!            … будете мне помогать?     Куда же … полетели?

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. буду рисовать домик. А что … будешь делать? Завтра …. идём в театр. Кого … ждёте? Почему … опаздывают? Как же … изменился!

Спишите. Вставьте подходящие местоимения. Определите у них лицо и число.

…. переходим дорогу на зеленый свет. Как … это угадала?     А …  была такая красавица!            … будете мне помогать?     Куда же … полетели?

nsportal.ru

Урок русского языка » Личные местоимения » 3 класс

Урок № 75 Дата________

Тема: Личные местоимения 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа.

Цель: актуализация знаний о местоимении, выработка умений и навыков по их применению.

Задачи: обобщить, повторить и закрепить на практике знания о

местоимении; обеспечить  усвоение  учащимися  личных  местоимений  1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа; совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; формировать навыки контроля и

самоконтроля; способствовать формированию коммуникативных УУД – умению

работать в парах.

Коррекционные цели: формирование слухового восприятия и умение определять лицо и число личных местоимений .

Ход урока

1. Оргмомент

Прозвенел для нас звонок

Начинать пора урок.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

— Начинаем урок русского языка.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

2. Введение в тему

Наступила зима. Вся земля покрылась белым волшебным покрывалом. Зимний лес одел свой новый наряд.

Но также зима принесла с собой холода и стужу. Замерли травы, кусты и деревья. Под снежным покрывалом затаились, замерли многие животные. Ни шелеста, ни звука. И кажется нет никого во всём лесу. И вдруг…

Прислушайтесь, кого вы слышите в зимнем лесу? (пение птиц). Зимой среди белоснежных хлопьев на деревьях мы можем увидеть необыкновенные «цветы». Это птицы зимнего леса. Послушайте внимательно небольшой рассказ о птицах зимой и сделайте вывод: есть ли в нём речевые ошибки.

Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. Некоторые птицы остаются зимовать. Трудна жизнь птиц в зимний период. Птицам холодно и голодно!

— Есть ли в этом тексте речевые ошибки? Какие?

(часто повторяется слово птицы)

— Как можно исправить этот недостаток в тексте? (заменить местоимениями)

Какими местоимениями? (личными)

Кто догадался, какая будет тема нашего урока? (Личные местоимения)

Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

1. Закреплять знания о местоимении

2. Учиться распознавать местоимения в тексте.

3. Правильно употреблять местоимения в речи.

А ещё мы будем учиться распознавать местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного лица

В течение урока вы будете себя оценивать. За каждое правильно выполненное задание, кладёте к себе в коробочку жетон, в конце урока мы подведём итог.

3. Минутка чистописания

Отправимся в гости в зимний лес. Для этого нам нужно ровно пройти по тропинке. Чтобы не свернуть с пути, нам необходимо подготовить наши пальчики к работе.

Физминутка для пальчиков

1 задание: «Расшифровка»

— Узнайте и напишите строчную букву по её номеру в алфавите, пользуйтесь памяткой.

(запись учениками букв на доске)

15 6 18 10 30 19 4

н е р и ь с г

2 задание: «Собери слово»

— Из получившихся букв соберите слово. Собрав слово, вы узнаете, какой зимний гость к нам пожаловал (снегирь).

3 задание: «Построй предложение»

— Подул холодный северный ветер и перепутал слова в предложении. Поставьте их на своё место, запишите в тетради.

снегири, северных, прибыли, из, лесов, красногрудые

(Из северных лесов прибыли красногрудые снегири)

4 задание: «Разбор предложения по членам предложения»

  1. Актуализация знаний.

-Отгадайте загадки.

Утром так заведено-

Разомкнешь ресницы,

И к тебе ОНО идет

Розовой жар-птицей.

А стемнеет ОН придет,

Тоненький, смущенный,

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной.

Срок пришел-

Плывет ОНА,

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна.

-Кто же такие ОНО,ОН,ОНА? Запишите отгадки, а в скобкам к ним местоимения определите лицо, число, род.

-Задайте вопрос к местоимениям?

-На какие вопросы отвечают местоимение?

Петя вышел во двор, увидел снегирей и написал о них небольшой текст.

— Что такое текст?

(Однажды рано утром на кусте рябины я увидел красногрудых снегирей. Снегири весело скакали с ветки на ветку).

— Скажите, из скольких предложений состоит данный текст?

— Правильно ли Петя составил предложения? (речевая ошибка – повтор слова)

(Нужно слово снегири заменить местоимением они).

— Что такое местоимение?

— На какие вопросы отвечают местоимения?

— Какие вы знаете местоимения?

— Как они называются? (личные)

— Почему они так называются? (бывают 1,2,3 лица)

— Назовите местоимения 1, 2, 3 лица.

Работа с кластером «Местоимения» в группах.

Составьте кластер о местоимении

Местоимение-это

Указывает

Отвечает на

Изменяется по

6. Закрепление знаний

1) – Выпишите из текста местоимения, определите лицо.

Я люблю наблюдать за птицами. Они ловко перелетают с ветки на ветку. Воробей – непоседа! Он шустро прыгает по снегу. Ворона – птица серьёзная. Она долго может сидеть на одном месте.

Работа в парах

— Разделите предложения на 2 группы: 1 группа — где встречаются местоимения единственного числа, 2 группа — местоимения множественного числа.

Мы читаем книгу.

Я играю с братом.

Ты пойдёшь в кино?

Он живёт в деревне.

Они улетят на юг.

Оно ярко светит.

7. Проверка знаний

— А теперь давайте проверим ваши знания о местоимении.

Выполните тест на листочке.

ТЕСТ
ПОДЧЕРКНИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:

1. Местоимение:
а) это слово б) часть речи в) член предложения.

2. Местоимение:
а) обозначает предмет б) признак предмета в) указывает на предмет

3. Местоимение:
а) отвечает на вопросы существительных б) глаголов в) нельзя задать
вопрос

4. Местоимение бывает:

а) единственного и множественного числа;

б) только единственного числа;

в) только множественного числа;

5.По родам изменяются местоимения:

а) 1 лица единственного числа;

б) 2 лица единственного числа;

в) 3 лица единственного числа;

6. Итог урока

Подведём итоги. Сосчитайте свои жетоны. Критерии оценивания вашей работы у вас на листочках. Поставьте за урок себе оценку.

7. Рефлексия

Мы сегодня на уроке говорили о зимующих птицах. Зимой им очень холодно и голодно. Чем мы можем им помочь?

У вас на партах лежат картинки с тремя ягодками рябины. Но все ли они покраснеют? На этот вопрос вы сможете ответить сами и раскрасить ягодки.

— Мне на уроке было интересно, я материал понял и усвоил – 3 ягодки.

— Мне на уроке было интересно, но новый материал я не усвоил – 2 ягодки.

— Мне на уроке было скучно, неинтересно, материал не понял – 1 ягодка.

infourok.ru

Русский язык 3 класс » Местоимение»

Тема: Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имён существительных.

Тип: Закрепление изученного материала.                                                              Задачи:

·        учить заменять повторяющиеся имена существительные в тексте

·        учить редактировать текст

·        развивать устную и письменную речь учащихся

Планируемые результаты:

Предметные:

·        распознавать личные местоимения среди других частей речи;

·        заменять повторяющиеся имена существительные в тексте;

·        писать письмо другу

Метапредметные:

·        понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

·        выбирать действия для выполнения задачи;

·        выделять критерии для проведения самооценки;

·        вносить коррективы после проведения самооценки

Личностные:

·        проявлять интерес к русскому языку;

·        выслушивать и принимать разные мнения

ХОД УРОКА

I Орг.момент. Психологический настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными

 дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Я уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.       – Проверим, как вы готовы к уроку.                                                                         –Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас какой?                                                                                                                         -Всё, что надо под рукой.

II Минутка чистописания

III Актуализация знаний.

Детям каждому на листочке даётся текст:

Живёт в лесу дятел. Спинка у дятла чёрная, крылья пёстрые, шапочка красная. Бежит дятел вверх, клювом по коре стучит. Нашёл дятел в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет дятел шишку в трещину и семена выбирает. Не каждое семя дятел съест, иное уронит. Пройдут годы, и около столовой дятла вырастут молодые деревья.

— Что это? (текст).

Докажите

Прочитайте вслух.

— О какой птице прочитали?

-Всё ли понравилось в тексте? (Нет. Слишком часто повторяется слово дятел)

— Какая часть речи слово дятел? (Существительное)

— Каким словом можно его заменить? (Он)

-Правильно, чтобы не повторять несколько раз существительные в тексте их заменяют местоимениями.

IV Самоопределение к деятельности

 Я о себе такого мнения:                                                                                          Огромна роль местоимения!                                                                                        Я делу отдаюсь сполна:                                                                                             Я заменяю имена!                                                                                                         — Сформулируйте тему урока.                                                             

— Сегодня мы постараемся вспомнить о местоимении то, что изучали.              

-Прочитайте предложения. (Медведь водится в лесу. Медведь хоть на кривых лапах, но быстро бегает.)                                                                                             — Как избежать повтора слов?                                                                                    — Словами какой части речи можно заменить повторяющиеся слова?                     -А к какой части речи относятся те слова, которые можно заменить личными местоимениями? Записать предложения . Подчеркнуть основу предложений.              VПовторение изученного о местоимении.

Работа по слайдам.

VI Самостоятельная работа (по карточкам) (5 вариантов)

VII Физминутка для глаз

  VIII Мотивация познавательной деятельности.

1. — Какими местоимениями вы пользуетесь, когда пишите письма?

Предлагаю прочитать письмо, которое пришло на адрес школы, объяснить, для чего пишут письма, что можно написать в ответ.

Здравствуйте! Пишут вам ровесники из далёкого северного города. Как  и вы, мы учимся в 3-м классе любимой школы. В школе у нас интересно. Мы узнаём много нового на занятиях, а после уроков участвуем во всевозможных проектах, конкурсах, соревнованиях. Сейчас готовимся к литературному вечеру, который пройдёт в апреле. Нам очень интересно узнать о вашей жизни. Напишите о своей школе, о том , как вы учитесь, как  отдыхаете. Желаем вам успехов. До свидания. Ваши хорошие знакомые.

2.Стр.98. Страничка для любознательных.

Д/з с.97 упр.168 

3. 1 ученик у интерактивной доски (проверочная)

4.1 ученик  у доски запись предложения .                                                          Вечером пошёл сильный2   дождь4. Дождь смыл всю дневную пыль3 с деревьев.       

IX Рефлексия

Голосовая связь(тест)

·        Что важного было сегодня на уроке?

·                   Что нам удалось узнать?                                                                                              Оцените себя.                                                                                                                                                        На какой островок вы бы захотели попасть.

Радости(зелёный)- было интересно, затруднений не испытывали

Грусти (красный)- мне было очень трудно.

Надежды(жёлтый)- мне было трудно, но интересно.

 

Дополнительно рабочая тетрадь с.60 упр. 133

infourok.ru

«Личные местоимения» — Начальные классы

Урок русского языка в 3 классе по теме: «Личные местоимения»

Тема: Личные местоимения.

Цели:
— закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
— познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
— упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
— воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
— развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

Оборудование: иллюстрации с цветами, солнца, месяца и луны; демонстрационные и индивидуальные карточки-задания , таблица о местоимениях, два телефона, открытки, сделанные ребятами, — подарок гостям.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.
Встаньте дети, подтянитесь.

И друг другу улыбнитесь!

Учитель: Мне очень хочется . чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

Эпиграф к уроку (cлайд1) Чтобы вы, изучая русский язык, любили его, гордились им, и однажды повторили слова Константина Паустовского: » Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

2.Повторение изученного материала.

Шестое февраля.. Классная работа

-Начнем наш урок с минутки чистописания..

2)МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.

(слайд2)

-Вспомним написание заглавной буквы Я.Пропишите строчку до конца.

-Прочитайте предложение. Что заметили в нем?

-Мы тоже с вами семья.

ПЕРЕХОД К НОВОЙ ТЕМЕ

2) Уч-ся рассказывает стихотворение:
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Учитель: Поняли вы что-нибудь? А как вы думаете, почему? (так как не указан ни один предмет)

Уч-ся. Местоимения заменяют существительные. Местоимения не называют предмет, а указывают на него.

Учитель. Для чего существуют местоимения в речи?

Уч-ся. Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.

Учитель. Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков.

Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

3) Сообщение предварительной темы урока.

Учитель. Мы сегодня продолжаем изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений. (Открывается запись»…местоимения»).

3. Изучение нового материала.

1) Проблемная ситуация.

Учитель. Послушайте диалог.(ПРЕЗЕНТАЦИЯ)(слайд 3)

Уч-ся (разыгрывают сценку).
— Алло! Привет! Это я. Ты хорошо меня слышишь?
— Да, хорошо.
— Мне нужна Катя. Скажи, пожалуйста, она дома?
— Нет, её нет.
— А Вова? Он дома?

Фронтальная беседа.

Учитель. Диана, начиная разговор, как называет себя? (Я)

Учитель Это первое лицо, которое участвует в диалоге ( открываем таблицу и записываем «я- 1- е лицо»). Диана, а как бы ты назвала себя и Ваню одним словом? (Мы).

(«1-е лицо»).Местоимение мы означает как бы «Я и ещё кто-то, какой-то собеседник».

Как Диана обращается ко второму участнику диалога? (Ты). На Ваню указывает местоимение ты. Это второе лицо (запись «ты- 2-е лицо).

Диана, а как бы ты обратилась к Ване, Дане, Эвелине, о которых ты спрашивала? К ребятам класса. (Вы — «2 -е лицо»).

Диана и Ваня говорят о ком-то ещё, кто не участвует в диалоге, то есть о третьих лицах: Эвелина — она, Даня — он («3-е лицо»).

Ребята, а как бы вы назвали Эвелину и Даню одним словом-местоимением? (Они) («3-е лицо»)

А каким словом назвать окно? (Оно) («3-е лицо»).

Местоимения он, она, оно, они указывают ещё и на неодушевлённые предметы.

Учитель.У нас диалог происходил в лицах. Местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они называют личными.

Уч-ся читает стихотворение:
Я и мы,
Ты и вы,
Он, она, оно, они —
Все слова отличные, (слайд4)
Важные и личные.
Это, без сомнения,
Всё местоимения.

2) Сообщение темы урока

Учитель.- Ребята , а как вы думаете, с какими местоимениями будем работать сегодня на уроке?Как называется тема нашего урока? .

Учитель. Тема нашего урока: «Личные местоимения». (слайд 5).

3) Закрепление новой темы.

Учитель. Как вы, думаете, почему данные местоимения называют «личными»?

( Они указывают на лицо или лица. Личное — значит принадлежащее лично кому-то).

В «Толковом словаре» Ожегова на стр. 264 записано:

1. Личный — осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.


2. Личный — касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

Учитель. Личные местоимения указывают на собеседников; на лиц, не участвующих в беседе; на предметы, о которых идёт речь.

Учитель. Прочитайте местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица. Какие из них единственного числа, множественного? (Ставятся таблички).

Учитель. Какого рода местоимения он, она, оно? (Мужского, женского, среднего рода). Можно ли определить род остальных личных местоимений? (Нет). Докажите.

Работа по учебнику.

Чтение правила в учебнике (стр.57).

Мы с вами пришли к такому же выводу.

Уч-ль вешает таблицу «Личные местоимения», убирает наборное полотно с карточками.

Учитель. Послушайте стихотворение и отгадайте, о чём идёт речь?

Уч-ся.
Он, Она, Оно.
Моё стихотворение —
Про местоимения…
Утром —
Так заведено —
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жар — птицей…
А стемнеет — ОН придёт:
Тоненький,
Смущённый, —
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл — плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…

Кто же ОН, ОНО, ОНА?

Уч-ся. Месяц, солнце и луна (Слайд 6).

4) Работа в тетрадях..

Учитель. Запишите слова-отгадки с местоимениями.,
он она оно
месяц луна солнце

Укажите род слов в каждом столбике.

-Проверим

Он-месяц-м.р.(слайд 7 )

Она-луна-ж.р.

Оно-солнце-с.р.

А теперь поиграем

Учитель: Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.
Цветы.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если он, и я, и ты —
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты,
и не будет доброты,
Если только я и ты —
Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

Учитель (cлайд 8). Посмотрите, какая красота! Разве поднимется рука уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

Назовите цветы по данной картине .Какой частью речи они выражены? Замените эти слова местоимениями. (Цветы — они, ромашка — она, лютик — он и т.д).Запишите в тетрадь.

Работа с учебником упр.294

-Открыли учебники на стр.58(слайд 9)

-Прочитайте задание. Выполняя это задание, мы поиграем в игру.

«Четвёртое — лишнее».—Как вы думаете почему задание имеет такое название?

Учитель. Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (слайд 10)
Я, яма, ты , он (имя существительное)
Мы, вы, ты , они (ед.ч.)
Он, она, они, оно (мн.ч.)
Ока, окно, оно, око (местоимение)


-Как надо исправить это четверостишье?(cлайд 11)

Учитель. Запишем первую строчку этого задания без лишнего слова, укажем лицо и число личных местоимений.-

Я (1 л., ед.ч.), ты ( 2 л., ед.ч.).он (3 л.,ед.ч.) (слайд 12 )

-Проверим по цепочке,(устно по цепочке)

Физминутка.
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх) —
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Физминутка для зрения.(слайд 13 )

Самостоятельная работа. Работа в парах.

«Вставь местоимение» (у уч-ся индивидуальные карточки 1 на парту)

-Новое задание..

Учитель. Записаны предложения с пропущенными личными местоимениями, которые легко восстанавливаются по форме глагола.

… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают?

-какая парта первая справится с заданием поднимите руку вместе

Учитель. 1 уч-ся читает вслух, мы слушаем и исправляем простым карандашом ошибки, если таковые есть.

Учитель. Поднимите руку, у кого работа выполнена без ошибок?

-Запишите их в тетрадь. С красной строки..

. (слайд14 )

Шарады.
Первый слог — личное местоимение,
Второй — детская болезнь.
А целое — тот предмет, который
Выбрасывают, когда он нужен
И поднимают, когда он не нужен.
Что это?
(Я — корь). (Картинка с подписью) (слайд15 )

Хитрые вопросы.
1.Какое местоимение составлено из двух предлогов? (О-на).(слайд 16)


2.Мама пришла с работы и, увидев на столе стопку посуды, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты). (слайд 17)


3.Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились очень крупные овощи? (Ты-к-вы)(слайд 18)

Итог урока.

Учитель- Какие знания уносим сегодня домой?

. Как называются местоимения, с которыми мы сегодня работали? (Личные).

Назовите местоимения 1-лица, 2, 3.

Назовите местоимения ед. числа, мн.ч.

У каких местоимений можно определить род? (Он, она, оно).

Рефлексия.

— Мне понравилась ваша работа на уроке. (слайд )

А теперь вы покажите, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока. (дети рисуют улыбку)

— Спасибо! Молодцы!

Отметки за урок.

Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь «вместе весело шагать по просторам..!»

Подарки гостям (вручаются под запись песни «Вместе весело шагать») — открытки — солнышки с сердечками, с надписью Я+Я= Мы

Домашнее заданиес.57 правило, с.60 упр.299(слайд )

Урок окончен.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *