Тайм менеджмент семейный: Семейный Тайм-Менеджмент | Мария Ледда ~ Жизнь по вертикали – Цикл из десяти онлайн-лекций. Мама всемогущая. Тайм-менеджмент для родителей.

Семейный Тайм-Менеджмент | Мария Ледда ~ Жизнь по вертикали

Когда у меня появилась семья и дети, я впервые в своей жизни задумалась над вопросом эффективного распределения своего времени.

Когда у женщины 24 часа в сутки только на себя – это одна песня жизни. А когда эти 24 часа полностью забираются другими задачами (дети, муж, домашнее хозяйство), то невольно начинаешь задаваться вопросами о семейном тайм-менеджменте.

Какое бы счастье не приносили семья, дети, каким бы счастливым не был брак, рано или поздно начинаешь скучать по книгам, по полноценному уходу за собой, по отдыху, по спорту, по любимым занятиям (рукоделию, хобби), и всеми силами ищешь компромиссы для того, чтобы вернуть прежнюю жизнь.

Я нашла ряд решений для себя, с которыми мне хочется с вами сегодня тезисно поделиться.

Первый и самый главный секрет успешного семейного тайм-менеджмента – это ранний подъем. Если бы меня спросили: «Назовите одно какое-нибудь эффективное решение для того, чтобы все успевать», я бы, не задумываясь, ответила – практика раннего подъема. Здесь можно поставить точку и дальше даже не читать.

Если вы организуете свою жизнь и жизнь вашей семьи таким образом, что научитесь регулярно просыпаться в 4-5 утра, то вопрос «как все успеть» с этой практикой отпадет полностью. Ибо именно утром вы будете в состоянии проделывать те вещи, на которые обычной хозяйке времени не хватает. Именно ранним утром я читаю книги, я учусь, я работаю, я бегаю, я ухаживаю за собой, и у меня всегда есть время на общение с самой собой.

Тем не менее я также вывела для себя ряд других важных моментов в семейном тайм-менеджменте. Итак,

1. Ранний подъем.

2. Прекрасный внешний вид — это правило. И изменению или корректировке оно не подлежит. Уход за собой – важный аспект успешного семейного тайм-менеджмента. Поскольку растрепанной, уставшей серой мышке сложно найти силы на то, чтобы все успеть и одарить всех своей любовью и счастьем.

3. Прекрасное настроение, не зависимо от внутреннего состояния. Важно встречать детей со школы или садика с улыбкой и любовью, с той же любовь провожать. Важно встречать любимого мужа с улыбкой и нежностью, и с той же нежностью провожать. Важно также с самой собой быть в гармонии и ладах.

4. Важно учиться чувствовать время. У меня в блоге есть хорошая статья на эту тему –«Мое время здесь, со мной». Очень рекомендую почитать. Если вы между строк уловите смысл истории, то ваши отношения со временем заметно улучшатся.

5. Не убегать от домашнего хозяйства. Признать и принять раз и навсегда, что это женская обязанность – чистить, убирать, подтирать, стирать, гладить, наводить порядок. Никакие помощники не уберут ваш дом так, как это сделаете вы. Никто не сможет напитать дом той любовью, какую можете дать ему вы.

6. Дом – это продолжение тонкого ума женщины. Что в уме, то и в доме. И, наоборот, прибрав дом, вы наведете порядок в своих мыслях.

7. Иногда позволяйте себе убирать дом при детях, а не тогда, когда они в саду (школе) или спят. Тогда то время, когда их нет, вы можете посвятить любимым делам или отдыху.

8. Делайте без детей только те дела, которые с ними делать очень сложно.

9. С самого малолетства приучите детей к тому, что у вас есть свои дела, чтобы они самостоятельно учились занимать свое время личными интересами и время от времени помогали вам тем, что просто не мешали.

10. Вы должны учиться не управлять временем, а управлять собой. 24 часа – это огромнейшее количество времени, в которое можно вместить колоссальное количество дел и задач. Другое дело, как вы распределяете эти задачи.

11. Составляйте ежедневный план по хозяйству и личным делам. С того, что не успели сделать сегодня, начинайте завтрашний день. Так изо дня в день вы будете переделывать все дела.

12. Научитесь заполнять каждую секунду своего времени – не теряйте самый главный  и невосполнимый ресурс (в очереди и транспорте читайте книги, во время ожидания прописывайте мечты, в пробке слушайте обучающие курсы или аудиокниги).

13. Учитесь совмещать дела (пока заправляю постель – звоню свекрови, пока обедаю (если одна) – слушаю обучающие программы, пока готовлю – болтаю с подружкой, пока ребенок спит в коляске на улице – читаю книгу или учу языки).

14. Важно расставлять приоритеты. Если вы только что вернулись с роддома, то не стоит задумываться о тайм-менеджменте, насладитесь сполна материнством и окружите ребенка заботой и любовью, забыв про все на свете. Если же ваши детки пошли в садик, то впору всерьез задуматься о наполнении освободившегося времени.

15. Очень помогает в домашнем хозяйстве понимание того, сколько времени отводится на ту или иную задачу. Так, зная, что уборка дома занимает 1 час, вам психологически будет легче к ней приступить, поскольку вы знаете, что через час вы будете свободны.

16. Успокоиться внутренне и никуда не спешить! Принцип такой: сделала то, что сделала. С того, что не успела я начну свое завтра.

17. Уметь отдыхать! В самолете нас учат кислородную маску первым делом надевать на себя, а потом уже на других. Важно стремиться к тому, чтобы нам было хорошо, в первую очередь, тогда хорошо будет другим – дому, мужу, детям, окружающим.

18. Если есть возможность, то иногда привлекайте к домашнему хозяйству домашних – детей, мужа, бабушек.

19. Гибкость – секрет успешного тайм-менеджмента: оставляйте пространство для корректировки планов и пересмотра приоритетов.

20. В доме регулярно проходитесь «по верхам» (собирайте все лишнее и разбросанное) – это создаст ощущение порядка даже в том доме, где не помыты полы и не протерта пыль.

21. Отношения со стиркой и глажкой такие: постирала-погладила. Если это условие будет выполняться, то в вашем доме никогда не будет скапливаться гора неглаженного белья. Стиральная машинка, рассчитанная на 4 -7 кг — это 30-40 минут глажки.

22. Поход в магазины только со списком. Это поможет не купить лишнего, а значит, сэкономит семейный бюджет, а также позволит быстро совершить покупки, что сэкономит время.

23. Стресса не существует. Существует лишь наша реакция на события, которую мы в любой момент можем изменить.

24. Развивайте в себе самодисциплину. Утром вы – подчиненный, который получает задачи на день. А вечером вы – начальник, который контролирует степень выполнения задач.

25. Никогда не корите себя за то, что что-то не успели. Дни бывают разные, самочувствие и настроение тоже. Каждый день прекрасен сам по себе, никакая несделанная задача не должна уменьшать объем этой радости.

26. Идеальное распределение жизненных 24 часов следующее: 6 часов на сон; 6 часов на работу; 6 часов на дом, семью, друзей, общение и 6 часов на развитие, обучение, духовные практики. Обеспечив себе подобный распорядок дня, вы гарантируете себе счастливую жизнь, в которой сбалансированы все 4 сферы жизни: : физическая, социально-эмоциональная, интеллектуальная и духовная.

Я стараюсь обеспечить себя и свою жизнь по всем указанным направлениям. На мой взгляд, женщина не должна себя окружать только хозяйством, мужем и детьми, хотя бы даже потому что, если что-то случится (развод, дети вырастут и разбегутся) женщина не впадет в депрессию, потому что у нее останутся ее дела, хобби, ее мечты, ее планы и любимые занятия. А это, согласитесь, немало.

А еще очень важно воспитывать в себе правильные душевные настроения:

  • отсутствие спешки и суеты;
  • внутреннее спокойствие;
  • вера в положительный исход любого события;
  • доверие Жизни (все случится наилучшим образом для меня).

Эти состояния воспитываются временем и твердым намерением. Просто возьмите одно качество и работайте с ним целую неделю. Например, учитесь внутреннему спокойствию и всю неделю настраивайте себя на это состояние. Если захочется разогнаться, просто вовремя остановите себя и вернитесь к внутреннему спокойствию. На следующей неделе начните работать над другим качеством.

Благодаря этим состояниям, вам намного легче будете решать свои жизненные и домашние дела и справляться с задачами, которые ставит перед вами Жизнь.

Помимо прикладных советов есть еще одно нерушимое правило в любом тайм-менеджменте — это избегать срочных и неважных задач (позвонила подруга — вы сразу ответили, вас позвали выпить кофе — вы пошли, вас пригласили в гости — вы все бросили и отправились в гости). Лучше эти дела спланировать заранее. Безусловно, нам, женщинам, нужна эмоциональная подзарядка. Иногда нам очень хочется и с подругой поболтать, и в гости сходить. Нам даже нужно все это себе позволять, важно только, чтобы вся наша жизнь не была заполнена этими встречами, чаепитиями, посиделками и гостями.

При чрезвычайной занятости, когда у женщины и семья, и работа (или даже бизнес), и муж, и дом, и она сама имеет значение оставить в жизни только значимые дела и фокусировать свое внимание на них. Тогда и вопросы будут разрешаться, и жизнь будет проходить в движении, и вы будете чувствовать глубокое удовлетворение от того, что все успеваете.

Обычно загнанность по жизни свойственна тем, кто не умеет планировать и организовывать свое время. Те же, кто этому научился, никогда не ищут дополнительных часов, они принимают время таким, какое оно есть и стремятся, постоянно обучаясь, развивать все более качественные отношения с ним.

Умение все успевать будет отражаться на вашем внутреннем состоянии, и ваши дети это будут чувствовать. Когда маме комфортно и спокойно на душе, когда она знает, как сделать так, чтобы все успеть, то и дети получат свою порцию любви, и папа, и дом, и сама мама.

Я помню, когда у меня родился первый ребенок, я не могла найти время даже на еду, дом был заброшен, муж тоже. С тех прошло много лет, я стала глубоко изучать вопросы семейного тайм-менеджмента, применять советы на практике, сама вывела ряд постулатов, и пришла к тому уровню, когда я могла участвовать в 4х проектах одновременно и вести их, обучаться на различных курсах, читать книги и все это совмещать с хозяйством и семьей.

Уверенна, что есть еще более высокий уровень организации времени, и мне любопытно, а как там складывается жизнь? При этом спешу заметить, что вы совсем не превращаетесь в робота, наоборот, вы учитесь наполнять свой день эмоциями и делами, которые раньше бы смогли пережить только в течение недели. А сейчас можете все это в один день вместить. Жизнь начинает играть яркими красками и звуками. Вы понимаете, что можете себе позволить еще детей, еще большую нагрузку, еще больше дел. И все-равно все успеете.

И самый-пресамый главный секрет семейного тайм-менеджмента — это ОТДЫХ, ОТДЫХ и еще раз ОТДЫХ. Если вы научитесь не только грамотно распределять свои задачи, но и грамотно отдыхать, и не только 2 раза в год или по выходным, но и каждый день, в течение дня, то вы не просто будете все успевать, вы, все успевая, будете великолепно выглядеть и прекрасно себя чувствовать. А, как мы знаем, наше внутреннее состояние будет отражаться и на взаимоотношениях с детьми, и на отношениях с любимым человеком, и на отношениях с миром и самой собой.

Мой личный секрет отдыха — это полноценные выходные и дневной сон. Я работаю 7 дней в неделю. Я поднимаюсь в выходные в 4 утра, чтобы успеть до пробуждения семьи поработать — отправить рассылки, написать статьи, ответить в соц.сетях, выложить посты, почитать, проделать дыхательные упражнения, сделать покупки на рынке, прибрать немного дом, привести себя в порядок, позавтракать, послушать музыку. Когда моя семья просыпается — я с радостью и с глубоким удовлетворением от переделанных дел встречаю всех, и мы отправляемся на велосипедную прогулку или к бабушкам.

Но я обязательно сплю в обед. Мой секрет — 20-минутный сон. Этот тот сон, когда успевает отдохнуть голова, но тело еще не успевает погрузиться в него, и поэтому из этого сна очень легко проснуться. Я завожу будильник на 30 минут, даю себе 10 минут на засыпание и 15-20 минут на сон. В 90 случаев из 100 организм сам просыпается без будильника, посвятив отдыху ровно 20 минут.

Практика дневного 20-тиминутного сна — это залог отличного здоровья и хорошей роботоспособности сердца. После такого сна разглаживаются складки и морщины на лице, смягчается мимика, хочется улыбаться, а в мыслях только позитив.

Семейный-тайм менеджмент нужно практиковать. Без практики одна теория не несет в себе никакой силы. Начните для начала с трех простых вещей:

  • планирование каждого дня;
  • отказ от несрочных и неважных дел;
  • отдых.

Вы удивитесь, насколько легче и эффективнее следовать заранее приготовленному списку, нежели просто держать в голове список дел. Поэтому важно планирование совершать на листке бумаги.

Пробуйте, тестируйте, внедряйте, примеряйте к своей жизни, пропускайте через призму своих взглядов и образа жизни и вперед ... к полноценной, наполненной событиями жизни!!!

......................................................................................................................................................................................................................................................

А в нашем проекте новая программа — СЕМЕЙНЫЙ Тайм-Менеджмент, на которую я вас с радостью и приглашаю!

.......................................................................................................................................................................................................................................................

ЛУЧШИЕ статьи по теме:

Цикл из десяти онлайн-лекций. Мама всемогущая. Тайм-менеджмент для родителей.

Я не успеваю! Нужна помощь!

Почти каждую маму посещают подобные мысли: - Я ничего не успеваю…- Я не очень хорошая мама - Устала от беспорядка. Раскладываю вещи и отмываю квартиру по 3 раза в день - Дети, вроде, подросли, а все равно времени ни на что не хватает 🙁

А как же тайм-менеджмент?

Тайм-менеджмент дает осечку в семьях с детьми, потому что чистота и «успеваемость по всем фронтам» зависят не только от вас. В одиночку практически невозможно:

-  поддерживать порядок,

- контролировать семейные дела

и при этом

- сохранять добрые отношения с близкими 

- и не терять себя.

Можно читать о техниках управления временем и приемах быстрой уборки. ​Можно бежать в 2 раза быстрее, чтобы удержать порядок и вложиться в график.

НО: Пока вы бьетесь в одиночку и постоянно «тушите пожары», пролетают недели и месяцы вашей жизни.

Тайм-менеджмент может вам помочь, только если в поддержании порядка участвуют и другие члены семьи, а график учел интересы всех сторон.

Для этого нужно:

Сначала изучить себя и свою семью: «А какая я? Каковы личные особенности у каждого из моих близких? И как наши индивидуальные особенности влияют на порядок и отношения со временем в семье?». Потом собрать все это в единую систему, которую вы сможете дополнять по необходимости.

Мы рады пригласить вас на один из самых глубоких курсов по организации времени и пространства - «Мама всемогущая. Тайм-менеджмент для родителей». Что это за курс? Екатерина Бурмистрова ведет «живой» тренинг в Москве по семейному тайм-менеджменту с 2011 года. Впервые курс пройдет онлайн!

Мы будем разбирать глубинные причины беспорядка и нехватки времени, начнем превращать хаос в голове и окружающем пространстве в удобно организованный мир.

Курс идет 3 месяца, поэтому у вас будет время чтобы:

- создать систему тайм-менеджмента для вашей семьи

- сделать организацию и порядок командной игрой,

- выбрать техники, которые работают.

Для этого мы освоим приемы тайм-менеджмента, важные элементы из системы Флай Леди и будем тренировать осознанность.

Задача курса ― помочь вам увидеть особенности своей семьи, чтобы раскрыть у каждого «суперспособности», которые станут опорой для семейного тайм-менеджмента.

Вместе с близкими вы постепенно разовьете чувство времени, начнете без опоздания разбираться с делами и заранее предотвращать беспорядок.

Иду на курс!

Для кого этот курс?

Этот курс для родителей, которые:

- Теряют дома вещи и стесняются приглашать гостей из-за беспорядка

- Применяют отдельные приемы тайм-менеджмента, но времени все равно не хватает​ «Не успевают», как бы много ни делали

- Не разрешают себе отдохнуть, пока не переберут чечевицу и не посадят 12 розовых кустов​

- Кардинально поменяли график с рождением ребенка

- Ценят гармоничные отношения и заботятся о комфорте близких​

- Живут без режима

Чего не будет на курсе?

- Готовых решений. Никто не скажет вам, что лучше для вас и вашей семьи

- Критики. ​Вы устраиваете свой быт и планируете время так, как удобно вам и близким

- Неинформативных «вебинаров» и домашних заданий «для галочки». Когда заканчивается онлайн-встреча, начинается самое интересное — ваша глубокая самостоятельная работа.

Целых 3 месяца вы привыкаете слушать, чувствовать, анализировать себя и ситуацию. Это поможет вам организовать пространство и время так, как комфортно вам и близким.

Участвовать!

Почему вы можете доверять автору курса?

Главное доказательство, что автор является экспертом по тайм-менеджменту: Екатерина Бурмистрова ― работающая мама 11 детей и счастливая жена без «свиты» помощниц по дому и нянь.

Автор проводит тренинги по организации времени и пространства с 2011 года. Издала книгу «Семейный тайм-менеджмент» в 2013 году, сейчас готовит ее переиздание.

Екатерина Бурмистрова:

- Семейный психотерапевт, детский психолог ​(в профессии более 20 лет)

- Образование:

МГУ им. Ломоносова: психология развития и возрастная психология

Институт групповой и семейной психологии (ИГИСП): системная семейная психотерапия

Центр нарративной психологии и практики (ЦНПП): нарративная психология и терапия

- Начинала свою практику с занятий с детьми в семейных клубах (творческие студии, психологическое развитие и психокоррекция), но осознав, что трудности у детей часто возникают из-за проблем самих родителей, продолжила обучение в направлении семейной психологии и нарративной терапии

- Создала 15 авторских обучающих программ по детской и семейной психологии, среди которых: «Вторые дети», «Клуб виноватых родителей», «Между нами, девочками...» и др.

- Ведущая семинаров для родителей и групп поддержки семейных пар, проводит индивидуальные консультации

- Автор книг для родителей: «Семейный тайм-менеджмент. Книга для родителей, которые хотят «всё успеть» «Раздражительность. Методика преодоления» «Беременность, роды, материнство» «Дети в семье. Психология взаимоотношений» «Школа для родителей. Воспитание детей от 0 до 4»

- Член Общества Семейных консультантов и психотерапевтов

- Автор блога о психологии на Snob.ru

- Жена и мама 11 детей

"Разбираясь в неурядицах той или иной семьи, начинаешь понимать, что многое из того, что поначалу кажется исключительно психологическими проблемами — частые семейные разлады, нервозность ребенка или его медлительность - на самом деле являются следствием нашей хронической спешки. Времени не хватает ни на что, и происходит это из-за того, что распоряжаемся мы им неумело. Это порождает массу неудобств и лишает взрослых и детей возможности по-настоящему радоваться жизни. "Программа

Блок 1.  «Наше время»

Бесплатная лекция 1. Как белка в колесе

Вы можете принять участие в этом занятии бесплатно, чтобы понять, нужно ли вам на курс и подходит ли стиль изложения материала.

- Захлестывающие жесткие ритмы: как выжить?

- «Замедлитель времени» — универсальный способ борьбы с рабоче-учебным неврозом. Что это такое? Что нам мешает замедлиться?

- Что чувствуют дети, когда взрослые торопятся?

- Почему качество жизни важнее количества сделанного и «принесенной пользы».

- Как понять «не слишком ли много всего»: осваиваем первый инструмент тайм-менеджмента — «цветовой календарь».

Результат: 

- Вы отслеживаете чувство спешки и учитесь останавливаться, не доводя себя до истощения.

- Появляется ощущение, что «гора упала с плеч».

- Бережнее относитесь к себе и следите за тем, чтобы не «перегрузить» себя делами.

- Становитесь терпимее к детям и уделяете внимание тому, чтобы жесткий ритм не портил отношения с близкими.

Записываюсь на бесплатную лекцию

Участвую в полном курсе!

Лекция 2. 4 апреля, 22-00 МСК Полезные и проверенные инструменты

Полезные и проверенные инструменты: базовые практики тайм-менеджмента, которые действительно можно использовать в семье с детьми. Встреча специально для любителей изобретать велосипед 🙂

Давайте осознаем и освоим то, что уже разработано, и поймем, что лично нам подходит, а что нет.

- Кто отвечает за все процессы в семье?

- Связаны ли умения владеть временем с ответственностью?

Читать книгу Семейный тайм-менеджмент. Книга для родителей, которые хотят «все успеть» Екатерины Бурмистровой : онлайн чтение

Екатерина Бурмистрова

Семейный тайм-менеджмент. Книга для родителей, которые хотят «все успеть»

© Е. А. Бурмистрова, 2013

© Издательство «Никея», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)


Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную. Как это сделать – узнайте на нашем сайте www.nikeabooks.ru

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на [email protected]

Спасибо!

Предисловие

Эта книга сложилась в результате многолетнего консультирования родительских пар. Разбираясь в неурядицах той или иной семьи, начинаешь понимать, что многое из того, что поначалу кажется исключительно психологическими проблемами – частые семейные разлады, нервозность ребенка или его медлительность на самом деле являются следствием нашей хронической спешки. Времени не хватает ни на что, и происходит это из-за того, что распоряжаемся мы им неумело. Это порождает массу неудобств и лишает взрослых и детей возможности по-настоящему радоваться жизни.

Я собрала достаточно простые, но проверенные практикой упражнения, которые помогут пересмотреть свои отношения со временем. Это – отнюдь не жесткое руководство к действию и не инструкция, а лишь полезная информация, которая поможет сделать нашу жизнь более полноценной, насыщенной и комфортной.

Можно использовать предложенные упражнения не комплексно, а выбрать одно или два и попрактиковаться в них в течение нескольких дней. Для начала даже можно вообще ничего не менять в жизни, а просто понаблюдать, куда уходит время, сверяя собственные наблюдения с информацией, почерпнутой из этой книжки.

Ни в коем случае не следует требовать от себя немедленного обретения каких-то действительно новых навыков обращения со временем! Ведь тайм-менеджмент – именно навык, приходящий постепенно. Этот процесс вполне можно сравнить с тренировкой той или иной группы мышц. Если вы двадцать, тридцать или сорок лет обращались со временем именно так, а не иначе, не стоит ожидать того, что у вас сразу же возникнут новые формы взаимодействия с ним. Хотя бывает всякое. И чудеса случаются: иногда мгновенное озарение может радикально изменить всю нашу жизнь…



...

Это – отнюдь не жесткое руководство к действию и не инструкция, а лишь полезная информация, которая поможет сделать нашу жизнь более полноценной, насыщенной и комфортной.

Время как ресурс

«Time management» – это, говоря по-русски, организация личного времени и разумное его использование.

То, что время представляет собой невосполнимый ресурс, которым мы зачастую распоряжаемся бездумно, оказывается для многих неприятным открытием.

Куда исчезает время, что с ним происходит? Рождение первого ребенка знаменует собой радикальную перестройку всех жизненных ритмов. С появлением на свет второго время вновь ускоряется, с рождением третьего – ускоряется еще стремительнее…

Одна из причин неумения рационально использовать время – методика массового воспитания и обучения, которая отрабатывалась на всех, хотя подходила далеко не каждому. Например, и медлительным, и энергичным детям отводилось одно и то же время на написание контрольных работ или на подготовку к экзамену, при этом один не успевал, а другой справлялся с заданием досрочно.

Жесткая подгонка под единый для коллектива темп, являвшаяся непременной составляющей советской педагогической системы, негативно сказалась на всех. Именно она и определяет нашу субъективную временную реальность.

Время как будто ускоряется по мере того, как человек становится старше. Кстати, такое происходит почти со всеми после тридцати – тридцати пяти лет. Вспомним: в детстве дни казались нам огромными и тянулись бесконечно…

Время видится мне текущей сквозь нас рекой. Раньше мне представлялось, что я нахожусь на берегу, и надо соорудить какую-то надежную плотину, приложить все усилия к тому, чтобы удержать эту реку, сделать так, чтобы вода не утекла. Однако с возрастом пришло ощущение того, что стремительный поток проносится именно сквозь меня и что в этом и состоит непреложное условие существования, а значит, не следует пытаться остановить или замедлить его течение.


Философский подход в данном случае немаловажен, иначе наша жизнь превратится в рутину. С головой окунаясь в родительскую суету, день за днем варясь в этой каше, мы забываем свое ощущение времени и утрачиваем часть самих себя. Нередко на смену этому ничего не приходит – ни ожидаемая мудрость, ни новое восприятие мира…

Внутреннее ощущение возраста оказывает значительное влияние на нашу повседневную жизнь. Если мы чувствуем себя семнадцатилетними, несмотря на то, что нам уже под сорок, и виним себя в этом, ощущение времени будет неизбежно искажено. К тому же не следует сбрасывать со счетов и то, что для отечественной культуры, вопреки многочисленным пословицам и поговоркам, характерна очевидная тревога по поводу неизбежности старения в противовес восточной установке: «чем старше – тем лучше». Время – «четвертое измерение» нашего бытия. Эту истину нам предстоит принять с наименьшими потерями для себя, ведь любые некомфортные ощущения, связанные с восприятием собственного возраста, мешают жить полнокровной жизнью и радоваться ей.

Прежде, чем понять, как следует организовывать время, надо осознать, что именно предстоит организовать. Постоянную спешку возможно преодолеть не только при помощи специально разработанных приемов, но и просто отказавшись от прежних оценок и стереотипов.



...

Одна из причин неумения рационально использовать время – методика массового воспитания и обучения, которая отрабатывалась на всех, хотя подходила далеко не каждому.

Калибровка

Прежде чем говорить о калибровке, стоит объяснить, зачем она нужна вообще. Мы, горожане, оторваны от естественных природных циклов и вынуждены жить в постоянно ускоряющихся ритмах. Зачастую мы оказываемся не в состоянии определить, как много можем успеть сделать за единицу времени, и, главное, не видим, чего не в состоянии сделать в принципе.

Это вообще отдельная тема: разрешить себе чего-то не успеть, позволить себе не сделать чего-то. Однако, если корректировки намерений не происходит, человек сталкивается с феноменом перепланирования, причем женское перепланирование чаще всего связано с делами семейными (конечно, если женщина не работает на производстве), а мужское – с исполнением служебных обязанностей. Но если людей, связанных трудовыми отношениями, распределять свое время пусть худо-бедно, но все-таки учат, то молодых мам, подростков и тем более детей этому не учит никто. У нас нет учебных заведений, где преподавались бы такие предметы.

Приведем характерный пример. Человек рассчитывает на то, что после работы успеет заехать на вокзал и наконец получить багаж из камеры хранения, вовремя заберет ребенка из сада, забежит в магазин, а после ужина допишет квартальный отчет. Когда ближе к полуночи вдруг оказывается, что из всех заданий, перечисленных в этом неписаном перечне, который можно расширять сколь угодно долго, удалось выполнить процентов сорок от намеченного (и это хорошо, если сорок!), человек начинает досадовать на себя за нерасторопность. Не сделав должных выводов, он опрометчиво решает: «Завтра приложу все силы к тому, чтобы, кроме текущих дел, завершить начатое сегодня!»



Этот процесс стремительно разрастается подобно катящемуся с горы снежному кому до тех пор, пока человек не доведет себя до невроза и не начнет мучиться от головных болей и бессонницы.

Впрочем, наша реакция во многом зависит от темперамента. Один безнадежно махнет на все рукой и поставит себе неутешительный диагноз: «Я – неудачник. Все равно не успею, так что и начинать не стоит!» Другой, наоборот, отчаянно ухватится за любой шанс осуществить задуманное, невзирая на возможные последствия. Он лишает себя полноценного питания и отдыха, экономит на сне, отказывается от встреч с друзьями и все для того, чтобы еще более взвинтить темп деятельности.

Самое обидное, что такие судорожные потуги зачастую оказываются непродуктивными. При этом накапливается усталость, падает КПД и, как следствие, неизбежно снижаются темпы. Неудивительно, что расплачиваться потом приходится инфарктами, инсультами и язвами…


Одно из базовых упражнений, помогающих разорвать этот порочный круг и благотворно влияющих если не на глубинное восприятие времени, то хотя бы на борьбу с текучкой, ежечасно засасывающей всех нас, называется калибровкой. Есть смысл испробовать эту методику, попрактиковав ее хотя бы в течение недели.

Для начала письменно перечислите все то, что вы собираетесь сделать за предстоящий день. На это мамы обычно отвечают: «У нас нет времени!» Я решительно возражаю им: «Вы потратите не более десяти минут, зато потом почувствуете значительное облегчение. Хотя бы попробуйте! Только, пожалуйста, записывая, учитывайте наши житейские реалии. Например, даже вернувшись с прогулки вовремя, вы по независимым от вас причинам можете не успеть подогреть обед к назначенному сроку. Попробуйте отстраненно оценить, как все это выглядит в действительности».

Если люди соглашаются и следуют этой рекомендации, они начинают сознавать, что многое из запланированного осуществить попросту невозможно. Это наша застарелая склонность к перепланированию пытается еще более закабалить нас, а мы, в свою очередь, прививаем эту порочную привычку своим детям.

Мы должны убедить себя в том, что реальная жизнь далеко не всегда соответствует нашим представлениям о ней, и дело не в неспособности выдерживать заданный ритм, а в неумении считать и планировать.

Прикиньте, на что и сколько у вас обычно уходит времени, а следовательно, как много его должно потребоваться, например, на завтрашние сборы малышей в детский сад и школу, как долго вы планируете убирать квартиру и готовить обед, во что может вылиться поход по магазинам и так далее. В течение дня на той же странице в скобках проставляйте время, фактически затраченное вами на выполнение каждого из этих дел.

Очень часто предварительная оценка значительно грешит против истины, причем ошибки порой исчисляются даже не минутами, а часами. К тому же небезынтересно понять, что вы забыли внести в свой список, а также на что потратили время неожиданно для самих себя в силу сложившихся обстоятельств.

Речь идет о так называемых «промежуточных» или «переходных» делах. Мы часто вообще не резервируем временны́х промежутков, ошибочно рассчитывая на то, что одно дело плавно перетечет в другое, не оставив никакого зазора. При этом за единицу времени мы зачастую предполагаем осуществить гораздо больше начинаний, чем это возможно на практике. Начав практиковать калибровку, мы сможем исправить свои ошибки, сделав прикидку на следующий день значительно более точной.

В любом случае жизнь полна неожиданностей, и фиксировать их в дневнике следует особым цветом, заранее закладывая какое-то время на досадные стечения обстоятельств: или суп убежит, или лука под рукой не окажется, или спортивная форма затеряется, или дорожная пробка вдруг образуется там, где ее отродясь не бывало… Уже двухнедельное применение этой методики, как правило, приносит существенные плоды, помогая более адекватно оценивать собственное время, силы и возможности.



...

Для начала письменно перечислите все то, что вы собираетесь сделать за предстоящий день.

«Реактивные домохозяйки»

Практический интерес представляет и система FlyLady (в вольном переводе – «Летающие», или «реактивные», хозяйки»), разработанная американкой М. Силли в 1999 году. Основная идея системы – продуманная организация ведения дома без откладывания дел «на потом», приучающая к регулярным уборкам ограниченных пространств. Перечислим ее основные принципы.

1. Девиз «Реактивных хозяек»: «Хлам нельзя организовать, от него можно только избавиться!»

После ликвидации завалов дом следует разделить на «зоны» и каждую неделю посвящать уборке одной из них, уделяя этому занятию по пятнадцать минут в день.



Выглядеть это может так.

В течение первой недели все внимание сосредоточено на прихожей и столовой, затем объектом заботы становится кухня, третья неделя посвящается ванной и детской, четвертая – спальне, а последние дни месяца – гостиной.

2. Будущее семейное меню необходимо планировать на неделю вперед, а мойка на кухне должна сверкать всегда!

3. Дома следует одеваться и выглядеть так, чтобы в любой момент не стыдно было бы выйти на улицу или открыть дверь гостям.

4. Составить список каждодневных простейших дел, обязательных для исполнения, и сверяться с ним ежевечерне.

5. Работе в каждой «зоне» ежедневно уделяется по пятнадцать минут по таймеру (не более!). Например, если на этой неделе мы работаем в прихожей и столовой, значит, в течение пятнадцати минут приводим в порядок обувь и возвращаем на законные места вещи, которые должны храниться в других комнатах. Если работаем на кухне, то разбираем содержимое шкафчиков и полок, отмываем плиту и холодильник.

6. В выходные FlyLady категорически запрещает заниматься уборкой, – эти дни должны быть целиком посвящены отдыху и общению с близкими. К концу недели «зона» и без того засияет чистотой, ведь на нее было потрачено больше часа, а это немало!

7. Общая уборка осуществляется раз в неделю, занимает чуть больше часа и сводится к выполнению шести заданий (пропылесосить мебель, протереть двери и зеркала, вымыть полы, выбросить прочитанные газеты и журналы, поменять постельное белье, опорожнить мусорные корзины). Все остальное делается в другое время при работе в «зонах».

8. Хламу – война! Оставить нужно только те вещи, которыми вы действительно пользуетесь или которые по-настоящему любите. Они должны вызывать у вас добрую улыбку, а не раздражение или чувство вины.

9. Заниматься уборкой следует вовремя, не дожидаясь, пока чистое станет грязным.

10. Кроме того, ежедневно в течение пяти минут необходимо «спасать» самую неблагополучную комнату и «тушить пожары в горячих точках».



...

Хлам нельзя организовать, от него можно только избавиться!

Внутренний хронометр и временной перфекционизм[1]

Человек располагает внутренним хронометром, который обычно включается к семилетнему возрасту. До этого момента дети времени попросту не ощущают, точнее, не воспринимают его течения. Начиная с семи лет нужно стремиться к тому, чтобы хронометр «затикал», и школьная система с ее уроками и переменами призвана в этом помочь. Однако нередко случается так, что в школе ребенок живет по фиксированному времени, а возвращаясь домой, теряется в нем. Затягивание выполнения домашних заданий часто связано именно с этим: хронометр должен продолжать отсчитывать минуты и часы, а он оказывается выключенным.

В подростковом возрасте внутренние часы должны работать еще точнее, разумеется, при условии, что человек сам отвечает за свое время. Пока этого не происходит, ребенок его и не фиксирует. Если за школьника все планируют родители, всякий раз отводя его за руку из пункта А в пункт Б и рассчитывая при этом, когда именно ему надлежит выйти из дома, чтобы не опоздать, то такое сопровождение может надолго остаться сферой их ответственности. Следовательно, калибровка может оказаться весьма полезной и детям, начиная с восьми– или девятилетнего возраста.

Мы исходим из того, что у взрослых этот внутренний хронометр работает, хотя он может спешить или отставать от реального времени, периодически вводя нас в заблуждение. Впрочем, задумаемся: действительно ли мы должны успеть сделать как можно больше и как можно быстрее?




Очень многие без тени сомнения ответят на этот вопрос утвердительно, «ведь жизнь так коротка»… Однако такую точку зрения следует признать иррациональной. В самом деле: у нас ведь не возникает желания непременно съесть все, что предлагает ресторанное меню, или купить все товары, выложенные на полках гипермаркета. А вот применительно ко времени мы ведем себя так, будто хотим сразу же заглотить все без остатка! У нас даже не возникает мысли о том, на что мы способны физически, насколько такая торопливая «всеядность» окажется полезной для нас и наших близких и как в конечном итоге скажется на нашем здоровье. Защитный фильтр, призванный отсекать лишние, неоправданные устремления, срабатывает, к сожалению, далеко не всегда.

Как правило, стремление «успеть сделать все» наиболее ярко проявляется после появления на свет первого ребенка. Когда рождается второй, вы уже понимаете, что всего в любом случае не успеть, и от этого вам становится немного грустно. Вместе с тем, желание «объять необъятное» предполагает получение какого-то выигрыша. Каким же окажется приз?

Тексты различных договоров обычно набираются крупным шрифтом, при этом соблазнительные, хотя и обманчивые бонусы составители выделяют, делая их броскими, зато все, что касается многочисленных «подводных камней», сопутствующих практически любому соглашению, оказывается неудобочитаемым. Это правило в полной мере относится и к семейной жизни: за успешность нередко приходится расплачиваться хронической усталостью и депрессией, в результате чего человека, взвалившего на свои плечи непосильный груз, начинают раздражать даже самые близкие люди, отвлекающие его от «важных дел», препятствующие претворению в жизнь намеченных им планов.



...

Человек располагает внутренним хронометром, который обычно включается к семилетнему возрасту.

Выстраивание приоритетов

Как противостоять негативному сценарию развития семейных отношений? Мысленно нарисуйте окружность и разделите ее на отрезки. Это – ваше время. На какие интервалы вы его делите? На что тратите?

Львиную долю нашего времени поглощают работа, дорога к месту службы и обратно, приготовление пищи, уборка дома (то есть все, относящееся к быту), занятия с детьми и ночной сон. Хотелось бы, конечно, уделить больше времени личной жизни, полноценному общению с супругом, да только получается это далеко не всегда…

Отсутствие времени на супружеские отношения или его хронический дефицит – еще одна тема для серьезных и даже тревожных размышлений. Мужу и жене жизненно необходимо оставлять время друг для друга. Если вы действительно хотите сохранить и укрепить свою семью, то начинать надо именно с этого. Руководствуясь остаточным принципом, вы рано или поздно семью разрушите. Романтические ужины, совместные походы в кино и поездки за город, – у всех это может выглядеть по-разному. Главное, чтобы эта часть жизни не оставалась в небрежении, не отодвигалась на задний план каждодневной круговертью. Нередко женщины ждут проявления инициативы от мужчин, но при этом сами отталкивают их от себя, уделяя первостепенное внимание «куда более важным» делам.

Наши отношения с родными должны заботливо пестоваться. В определенном смысле они подобны дому: если к нему систематически не прикладывать рук, то и краска облупится, и обои засалятся, и крыша потечет… Говоря словами поэта: «Живите в доме, и не рухнет дом!» Точно так же и отношения неизбежно ветшают, если неустанно не согревать их душевным теплом.


Это и неудивительно: когда-то близкие люди годами реализуют себя на разных поприщах и в результате начинают хуже понимать друг друга. Если в бытовой и служебной суете подолгу не обмениваться впечатлениями, мыслями и эмоциями, между супругами сначала возникает, а потом и расширяется психологическая дистанция, грозящая перерасти в пропасть. Вы с мужем выбиваетесь из сил, чтобы обеспечить семью всем необходимым, а в результате приходите к осознанию того, что пора разводиться, поскольку говорить стало совершенно не о чем, потому что сфера общих интересов сначала сузилась, а потом и вовсе сошла на нет. Еще недавно любившие и любимые люди перестают интересоваться друг другом и, в свою очередь, чувствуют безразличие по отношению к себе. Папа начинает ощущать себя этаким кошельком на ножках, а мама – высокопроизводительным кухонным комбайном. Исчезло ощущение всепоглощающего счастья, наполненности и контакта, и все потому, что люди экономили на отношениях!

Между прочим, и детям полезно вовремя уяснить себе, что их папа и мама – не только родители, но еще и супруги, что помимо общих родительских и хозяйственных обязанностей их связывают еще и какие-то отношения, которые им дороги и на которые они не жалеют времени и средств, а главное, что им действительно хорошо и интересно друг с другом. Так в детском сознании подспудно закладывается и формируется образ семьи, к реализации которого в собственной жизни они в дальнейшем будут стремиться.

Ярко выраженным интровертам[2] необходимо хоть немного времени уделять самим себе, в противном случае гармоничное общение между мужем и женой также окажется под угрозой. Будем помнить: личное время каждого из супругов – залог благополучия их союза! Многие женщины ошибочно полагают, что мужья, ежедневно отправляющиеся на работу, располагают достаточным количеством свободного времени, пусть даже проводимого в дороге. Однако это – очевидное заблуждение.

Как правило, не остается времени именно на то, что вдохновляет и сплачивает всю семью. Выхолащиваясь, жизнь может превратиться в унылую рутину, в бесконечный «День сурка»…



...

Личное время каждого из супругов – залог благополучия их союза!

Теория и практика семейного тайм-менеджмента

Меня восхищают счастливые мамы, которые, подобно Юлию Цезарю, способны совмещать одновременно несколько дел – рожать детей, вести бизнес, получать образование, увлекаться спортом, изучать иностранные языки, писать книги, быть лидерами общественных движений, заниматься саморазвитием. Особенно восхищают те, у кого не один малыш. Спрашиваю себя, как у них получается с двумя-тремя то, что я не могу осилить с одним? Возможно, они в совершенстве освоили науку тайм-менеджмента – эффективного управления временем. Либо просто умеют жить, так сказать  «не париться» и быть счастливым. 

Наталья Потеха

Предприниматель, владелец FunnySling (производство слингов и одежды для детей), член Ассоциации Слингоконсультантов, в также консультант по грудному вскармливанию, автор и ведущая мастер-классов и онлайн-тренингов «Как успевать с детьми». И самое главное – Наталья счастливая мама четверых детишек – шести, четырех, двух лет и 7 месяцев. Именно с появлением детей, как утверждает многодетная мама, она смогла найти свое призвание, открыть свое дело, реализовать себя в социальных проектах. 

– Наталья, ваша история доказывает, что многодетная мама может быть счастливой и успешной одновременно. Как это удается?

– До декрета я пыталась устроится на работу по специальности (автоматизированные системы обработки информации), но безуспешно. Тогда на семейном совете было решено «сделать паузу» и родить ребенка – что время зря терять. Когда родился сын мне исполнился 21 год. С тех пор вот уже почти семь лет я в декрете.
Как удается делать много дел? Мой секрет прост – я совмещаю! В моем распорядке дня есть время для работы и для домашних дел, но некоторые дела можно выполнять паралелльно. Когда я готовлю, мы общаемся с детьми, я делаю телефонные звонки по работе, записываю идеи, планирую мероприятия. Вечернее укладывание спать – это целый ритуал, когда мы играем, убирается, вспоминаем как прошел день, строим планы на завтра, читаем. Это не просто лечь по кроваткам, это более функциональный процесс. Не могу сказать, что полностью погружена в семейную жизнь. Не думаю, что мое призвание только в этом. Приносить себя в жертву детям? Не уверена, что спустя 10-15 лет они оценят этот подвиг и возложенные на них надежды. Для меня главное – когда им хорошо со мной и они счастливы.

- Как вы организуете свое время?

У меня есть верный помощник – ежедневник. В нем список дел на день, отдельные блоки для проектов, календарь, меню, глобальный список покупок, адреса, телефоны, номера карт, зашифрованная нужная мне информация. Обязанности у нас с мужем распределяются сами собой, потом к процессу подключаются дети. Для меня обязанность – это что-то неприятное, что тебе не хочется выполнять, а нужно. Я не люблю заставлять детей, принуждать к какой-то работе. Обычно они сами охотно помогают мне. Поэтому обязанностей у нас нет, а помощников хоть отбавляй!  
– Как вы думаете, грамотное распределение времени родителей влияет на количество детей в семье?

– Я бы сказала, что наоборот – количество детей в доме влияет на грамотное распределение времени. Один ребенок забирает все силы, если заниматься только им. Часто молодые мамы не знают что делать, поэтому стараются все время развлекать чадо. Теперь представьте что у этой мамы куча дел! Туда сходить, это взять, то принести. Если делать все это вместе с ребенком – малышу уже не будет скучно. Его не нужно развлекать, а значит сил у мамы больше, и больше уверенности в себе. Чем больше детей, тем больше им нужно уделять внимания или наоборот они сами находят себе игры и занятия? С двумя детьми я успевала гораздо меньше, чем с четырьмя. Младшие дети тянутся к старшим, им вместе хорошо и весело. И чем больше компания – тем веселее. 
Если правильно организовать «детскую зону» и установить там простые и понятные правила, то дети без труда сами находят себе занятия. Количество времени уделяемого детям не уменьшилось, просто распределилось между ними. А вообще поняла, что работать нужно не над увеличением времени, посвященного детям, а над его качеством. 
– Есть ли в вашей семье помощники — няня или домработница? 
– С рождением четвертого ребенка у меня появились два «помощника» – участок у дома (мы переехали за город) и посудомоечная машина. В сумме это освободило 3 часа моего времени – дети гуляют, машина моет, а я работаю. 
– Что посоветуете молодым мамам, которые отчаянно стремятся успеть все, но в итоге ничего не успевают.

–  Расставьте приоритеты. Задайте себе вопрос: а чем на самом деле я занимаюсь? Для чего? Какого результата хочу достичь? 
Поверьте в свои силы. Если беретесь за дело – разбейте его на части и приступайте к выполнению. Делайте что-нибудь, по чуть-чуть, но каждый день. 
Радуйте себя. Вы не обязаны бегать весь день. Планируйте отдых. Отдохнувшая и полная сил мама сделает за 15 минут то, что уставшая мама делает целый час. Главная мотивация отдыха: у счастливой мамы – счастливые дети.
Хвалите себя. Заведите «Дневник успеха», и записывайте туда все, что сделали сегодня. Это очень мотивирует! 

Елена Сальникова

Мама пятерых детей (старшему ребенку  – десять, младшему – семь месяцев). По специальности, полученной в экономическом вузе, как сама утверждает Елена, ее ждала карьера офисного планктона. Пять лет назад семья поменяла городскую суету на жизнь в деревне, где и природа чище, и продукты натуральнее. Елена не только ведет домашние дела, осваивает огород и сад (что для городского жителя в новинку), но и более трех лет самостоятельно занимается домашним образованием своих детей. 
– Елена, есть ли в вашей семье единый распорядок дня?

– Одно время у меня была идея «соблюдать режим». Я устраивала ранние подъемы, установила режим питание, нашла время для прогулок, завела отбой по часам. Так наша семья протянула пару месяцев до первой болезни, потом мы завязали с этим экспериментом. Сейчас режим выработался сам. Летом мы встаем раньше и прогулок у нас две, зимой дольше спим и гуляем после обеда. Подстраиваемся под природные ритмы и уличную погоду. Мы живем в деревне и занимаемся семейным образованием, то есть ранние подъемы в школу, садик для нас не актуальны. 
– Сложно организовать семейное обучение дома? К тому же с детишками разных возрастов?

– После трех лет домашнего образования могу сказать, что трудно только первое время. Трудно войти в ритм, собрать информацию по предметам, определиться с методикой преподавания. Сначала я изучала программы начальной школы – в книжных магазинах, в интернет-сообществах домашников (хоумскулеров). После небольшой паники «ах, как все сложно, ничего не получится!», сформулировала для себя основные ожидания начальной школы от ребенка – читать, писать и считать. Чтобы помочь образовательному процессу, мы сделали несколько нововедений: 
– Стали ходить в библиотеку. Благо у нас деревенская – маленькая, уютная, доброжелательная к ребенку.   –  Начали собирать собственную библиотеку с помощью интернет – магазина. Дети сами ищут, выбирают, заказывают. – Повесили на стены полезные плакаты (алфавит, таблица умножения, политическая, физическая карты мира и т. д.)  –  Время пришлось «перекроить». Вместо походов по магазинам – музеи, парки. Вместо телевизора – компьютер. Вместо профилактических посещений поликлиники – велосипедно-пешеходные прогулки.

В принципе, теперь у нас вся жизнь подчинена обучению, мы живем этим. Занятия проводим на кухне за большим столом. Все вместе, мелкие слушают, тоже запоминают. А то, что приходится отвлекаться на малышей, даже к лучшему. Есть время на «подумать». А вообще, самая главная цель у нас – это научить учиться. Вроде получается.
– Распределяете ли вы обязанности?  
– Дети помогают по хозяйству, когда я попрошу их что-либо конкретное сделать. Из серии «принеси-подай», но стараюсь не злоупотреблять. Из ежедневных закрепленных обязанностей – это мытье посуды. Составляем график на календаре. Пока получается день через два – я, сын и дочка. В следующем году сыночку второму исполнится 6 лет. Тогда и его будем привлекать. Уже сутки через трое получится. Ура!  
–  Есть ли в вашей семье помощники – няня, домработница, бабушка? 
– Завести помощницу по хозяйству даже в голову никогда не приходило. Считаем, что человек должен максимально сам себя обслуживать. Даже когда бабушка в гости приезжает и начинает заниматься хозяйством, стараюсь отвлечь ее на что-нибудь другое. Хорошо, что она любит рыбалку и походы по магазинам. И бывает у нас только раз в год на пару недель.
– Есть ли в вашей семье простые и быстрые рецепты?  
– С появлением детей мы стали задумываться о правильном питании. Сначала готовили отдельно взрослым, отдельно детям. Но постепенно стали объединять наши блюда. Оказалось, что дети предпочитают все в первозданном виде. Если предложить ребенку на выбор мороженое или ягоду, большинство детей выберет второе. Меню у нас зависит от времени года. Мы с мужем полюбили овощные салаты – в ход идут огурец, помидор, перец, кукуруза, горошек, капуста (свежая или квашеная), морковь, свекла, зелень, кабачок, салат, проростки (чечевица, нут, семечки). 
Дети предпочитают все тоже самое, только в виде обычных овощей. Основной фрукт у нас яблоко. Осенью добавляется гранат, хурма, бананы. Зимой – мандарины, апельсины, помело. Весной - груши, авокадо. Летом – персики, абрикосы, черешня, виноград. Главное достоинство фруктов и овощей, в том, что они не надоедают. Новый сезон – новый вкус. В дополнение варим крупы (гречка, перловка, пшено, рис), картошку во всех видах (жареная, вареная, печеная). Только от макарон пока не можем отказаться.
Из хлебобулочных покупаем узбекскую лепешку (круглый лаваш), печем ржаной хлеб, несладкую выпечку. Еще все любят различные орехи. На ночь мы их замачиваем, а к утру они становятся намного вкуснее. Иногда делаем лакомство «Орехи в меде» – промытый миндаль заливаем медом и загребаем ложками наперегонки. Летом запасаем ягоду в морозилку (клубника, лесная ягода, малина, смородина, вишня, облепиха, черноплодка). Особенно вкусной оказывается вишня и малина. Дети любят их рассасывать как конфетки-леденцы. 
– Поделитесь секретами, как справляетесь с домашним хозяйством? 
– Главный принцип — я не стремлюсь успевать все. Просто я нашла для себя оптимальный подход к ведению домашних дел. Поскольку мы стали есть больше фруктов и овощей, и меньше сборных, многокомпонентных блюд, то готовить приходится меньше по времени, и посуды мыть тоже меньше. А сколько скрытых энергозатрат отпадает! Можно реже чистить плиту, вытяжку, пол вокруг плиты, кастрюли, сковородки, тарелки! Или с мытьем полов. Есть такая шутка – если в доме мокрая грязь, значит дети мыли полы. Сначала я прохожу с пылесосом, а потом детям даю две швабры и воды на самом донышке. Любимая развлекуха для всех (они играют в матросов драющих палубу, паровозиков догоняющих друг друга и т.д.). В конце остается подчистить особо неотмывшиеся места и до конца собрать воду.

Или пыль. Уменьшили количество горизонтальных поверхностей и всяких мелких предметов, с которых необходимо сметать пыль. Ковры, дорожки, шерстяные пледы тоже долой. Уж больно много на них, да и с них всего сыпется.

Разбросанные вещи и игрушки имеют свойство очень быстро «расползаться» по полу. Через день устраиваем всеобщую мобилизацию на разгребание завалов. Дети разносят все по местам, я «прохожусь» с пылесосом. Кто не спрятался, я не виноват (чаще всего расставаться приходиться с мелкими деталями от конструктора. 
А раз в год отвозим лишние игрушки в деревенский детсад, отдаем вещи в церковь. Обычно после Нового года. Иначе мы бы давно заросли хламом. Вроде и по магазинам не ходим. Но помогают дедушка и бабушка. Поэтому неудачное (надоевшее, ненужное) тоже долой. Бывает, когда совсем загрущу, думаю про настоящих деревенских. И радуюсь, что у нас все удобства в доме. А остальное: батареи греют, машинка стирает, пылесос пылесосит. Что еще для счастья надо? 

Мария Хайнц

Профессиональный юрист, мама двоих детей, специалист по семейному тайм-менеджменту (занимается этой темой более 15 лет), автор книги «Тайм-менеджмент для мам», в сети ведет блог о счастье www.superhappy.ru

Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг

Стратегическое семейное планирование

Личный опыт

Когда я познакомилась с родителями мужа, то была поражена их умением смотреть далеко в будущее. После рождения четырех мальчиков они поняли, что получение высшего образования детьми может обернуться для их семьи финансовым крахом, поэтому начали копить деньги. Завели на каждого особый счет и каждый месяц откладывали на него необременительную для семейного бюджета сумму. Когда время подошло, проблем с обучением не возникло. Все мальчики получили высшее образование. Следуя этому примеру, мы все деньги, подаренные на рождение детей, положили на счет. Мы очень рассчитываем, что это поможет нашим детям получить высшее образование.

Мария Хайнц

Многие ли заглядывают так далеко в будущее при рождении детей? Кто из нас задает себе стратегические вопросы: где мы хотим жить через пять или десять лет? Что действительно важно: спокойствие или финансовое благополучие? (Как вариант: где мы хотим жить – в деревне или в городе?) Все это – стратегические задачи настоящего руководителя семьи.

С чего лучше всего начать стратегическое управление семьей? Со своих желаний и мечтаний. Кто-то хочет однажды переехать в другой город, кто-то – жить в собственном доме. Для многих приоритет – образование детей. Стратегические вопросы должны касаться не только материальных вопросов, но и нематериальных: тех чувств, которые вы хотите пронести через жизнь, тех качеств, что желаете передать детям.

Упражнение для эффективных родителей

Устройте со своей второй половиной вечер мечтаний. Попросите супруга сказать вам, что для него в семье важнее всего, какова идеальная семья в его представлении. Обсудите планы личного развития. Запишите свои мечты. Пусть у вас будут списки для личного развития, развития семьи и пожелания в отношении друг друга и детей. Подумайте, какие идеи можно превратить в цели. Для этого нужно четко сформулировать желание и определить срок его достижения. Набросайте план действий по реализации цели.

Работая над стратегией семьи, вы фокусируете внимание на том, что для вас важнее всего в семейных отношениях. И тогда, принимая решения и распределяя время, вы начинаете ориентироваться на самое важное.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Секреты семейного тайм-менеджмента | Мамин журнал

Чем отличаются семейные обязанности от рабочих? “Обязанности по дому не
оплачиваются”, - скажут остряки. Но дело не только в этом. Наша жизнь настолько стремительна, что мы все время боимся куда-то опоздать, что-то не успеть. Однако как бы мы не торопились, в сутках по-прежнему будет всего лишь 24 часа. Вопрос лишь в том, как правильно ими распорядиться.

Успеть все

Кто в первую очередь страдает от  того, что нам не хватает времени? Конечно же, наши близкие. Но не только они - мало кому из нас удается выкроить время для самих себя, заняться любимым делом, с удовольствием, никуда не спеша, почитать книгу за чашкой кофе или даже просто оглянуться вокруг. Чтобы научиться распоряжаться драгоценными минутами, нужно задуматься о
семейном тайм-менеджменте. Эта наука - исключительно прикладная, и знание ее основ особенно пригодится в семьях, где есть дети. 

Работа, семья и я

Планируя семейную жизнь, вы столкнетесь с тем, что у вашего времени – разный адресат (потребитель). Профессионалы советуют распределить время по трем направлениями: работа, семья и ваши личные потребности. Нельзя, чтобы в вашем списке превалировала какая-то одна категория. Такой «перекошенный» тайм-менеджмент вряд ли будет эффективным.

Наиболее сильно влияет на управление временем  работа.  Хорошо, когда вы и ваш супруг трудитесь в свободном режиме. Подвижный график работы позволяет максимально эффективно спланировать свой семейный день. Так можно получить некий симбиоз между делами семьи и работой. Если же вы не фрилансер и не домохозяйка, вам придется придерживаться строгих правил, чтобы не дать рабочей рутине вас поглотить. Главное  – уходить вовремя с работы.

Вашего рабочего времени вполне достаточно, чтобы сделать все дела. Женщине-руководителю необходимо уметь правильно делегировать полномочия подчиненным и внушить коллегам, что после официального окончания рабочего дня начинается ваше личное время, посягать на которое не смеет
никто. Заведите железное правило – не работать в выходные! Как только это войдет в привычку, а субботы и воскресенья освободятся, вы поймете, что времени на семью значительно прибавилось.

Азбука семейного тайм-менеджмента

Существует четыре главных принципа семейного тайм-менеджмента.

Первый принцип – описание и расстановка целей в порядке приоритетности. Вам нужно записать все задачи (желаемые покупки, события, различные виды деятельности), распределить их в порядке наибольшей необходимости и в порядке срочности. Так вы сможете спланировать свой день, неделю или месяц. Обязательным условием является ежедневное подведение итогов
планирования. Сверку и корректировку планов лучше проводить вечером, когда вы освободились от домашних дел. Подведение итогов – это не только необходимый элемент тайм-менеджмента, но и важная психологическая процедура, которая мотивирует вас на будущее и помогает увидеть
конкретный смысл прожитого дня.

Второй принцип – делегирование полномочий. Включайте в ваши планы всех сознательных членов семьи. Муж, дети и сочувствующие родственники - это минимум. По мере взросления передавайте детям часть обязанностей по дому. Некоторые важные вопросы целиком могут решаться старшими детьми (например, контроль за младшими не только дома, но и в
школе, детском саду, приготовление пищи, покупка продуктов).

Третий принцип – разбивка работы на отдельные отрезки.
Можно разделить отдельные пункты плана на подпункты и выполнять их поэтапно. Если выделить подпункты не удается – просто запланируйте паузы в вашей работе: по 15 или 20 минут. Если не получается все держать в голове, можно воспользоваться интернет-приложениями, которые будут
подавать вам сигналы к окончанию или началу вашей работы. Наиболее популярными сегодня являются fly-lady и Pomodoro.

И еще: не забывайте про отдых. Паузы между делами помогут вам сохранить силы и не растерять темп.

Кто возит саночки?

Домашние дела не заканчиваются никогда , и у потребителей благ в виде вкусных обедов, чистого белья и уютной квартиры помимо горячей благодарности должно возникнуть еще и желание поучаствовать в создании этих самых благ. Помните пословицу - “любишь кататься, люби и саночки возить”?  Очень важно донести ее смысл до всех ваших домочадцев.

Как заинтересовать в сотрудничестве наименее сознательных? Только не запугиваниями и угрозами. Обсудите список имеющихся задач,  разделите их так, чтобы никто не был перегружен.  Не бойтесь перехвалить ни мужа, ни детей за любое проявление заботы по отношению к вам. Вполне допустимы и небольшие денежные вознаграждения: в конце концов, карманные деньги
тоже нужно заслужить. Еще один прекрасный вариант - вкусная свежа выпечка к вечернему чаю от “освобожденной мамы” в благодарность за доблестный труд.

Приучите своих домочадцев к ежевечерним разговорам, обсуждайте повестку дня с юмором, благодарите их за любые проявления доброй воли  - даже если результат вас совсем не радует. Вам искренне хотят помочь - а это бесценно.

Куда уходит время

Это удивительно, однако даже при самой большой занятости мы умудряемся тратить прорву времени впустую. Нас окружают хронофаги - пожиратели времени, и этих чудовищ мы прикармливаем сами. Это предметы, ситуации, привычки и даже люди, контакт с которыми ведет к бездарной трате времени.

Хронофаг номер один - компьютер и гаджеты. Как часто вы подолгу зависаете в соцсетях, обмениваясь ничего не значащими фразами и обманывая себя тем, что этот суррогат и есть общение? Смешные картинки, бородатые анекдоты и прочая бесполезная информация  способны цепко держать наше внимание, а значит - красть время. Ограничивайте свое личное время в Сети и требуйте того же от детей! Людям необходимо живое общение, и если культура таких отношений не привита в семье, стоит ли удивляться, что близкие люди бывают настолько разобщены?

Телевизор - еще один кандидат в "черные списки". Тут аргументов "против" еще больше: безумные ток-шоу и третьесортные сериалы не сделают вашу жизнь богаче. А ведь сегодня многие держат по несколько телевизоров! Выбирать программы к просмотру можно, кстати, всем вместе - внимательно и придирчиво. И это может стать еще одним вариантом семейного тим-билдинга.

К пожирателям времени можно отнести и людей, любящих жаловаться и сообщать вам совершенно ненужные подробности о своей личной жизни, и собственную привычку засиживаться на работе, и чтение бездарно написанных любовных романов и детективов, и чрезмерное пристрастие к новой игрушке, которую вы скачали себе на телефон. Задумайтесь, что еще может красть ваше время?

Когда все не так

Разумеется,  даже самый точный план, просчитанный в деталях, может быть сорван. Разговор с классным руководителем ребенка может неожиданно затянуться, после занятий танцами малыш захочет где-нибудь перекусить, внеочередное срочное задание на работе потребует лишний час времени – будьте готовы к этому, встречая «неувязки»  без паники. Оставляйте временные зазоры между пунктами плана, это поможет учесть влияние случайностей. Парадоксально, но иногда лучше сдаться на милость обстоятельствам, если вы почувствовали, что не в силах контролировать происходящее. Представьте, что хаос – это тоже часть вашего плана.  Это поможет сохранять спокойствие и находиться "вне ситуации"  до тех пор, пока у вас не появится возможность вновь взять контроль в свои руки.

И еще: какие бы планы вы ни строили, всегда помните – 100% результат едва ли достижим. Глупо гнаться за совершенством. Если из 10 пунктов выполнено 6 – это  уже большая победа. Главное - понимать, что время приручить все-таки можно.

Полезные советы:

- Делая уборку в доме, попробуйте тратить на каждый участок не более 15 минут. Осознание того, что на «все про все» у вас лишь четверть часа, подстегнет вас и не позволит отвлекаться на несущественные детали. 

- Чтобы не тратить лишнее время на семейное меню, повесьте перед входом на кухню листок бумаги с днями недели. Пусть каждый оставляет свои соображения на завтрак-обед-ужин. Обсудив недельный список в выходные, вы избавите себя от ненужных размышлений о еде среди рабочей недели.   

- Приучите домочадцев сразу складывать грязные вещи в корзину для белья - в этом случае вам не придется собирать их по всей квартире.

- Семейный «аврал» - отличный инструмент для подтягивания хвостов в ваших планах. Если вы видите, что выбились из графика, мобилизуйте всех членов семьи на выполнение конкретного задания в максимально сжатый срок. После чего можно снова вернуться в обычный ритм жизни.

Анна Пескова

Семейный тайм-менеджмент, или Как успевать все. Книга-тренинг страница 3

• проанализировать, что мы можем предложить миру;

• найти подходящий тренинг для создания блога (сайта, интернет-проекта) с нуля;

• узнать, сколько стоит содержание блога;

• решить, покупать блог или делать его самостоятельно;

• распределить функции по ведению блога.

После мозгового штурма нужно направить все усилия на получение дополнительной информации. Именно сбор информации лежит в основе любого анализа и принятия решений. Если вы никак не можете на что-то решиться, вам просто не хватает данных. Найдите способы их получить, и решение придет.

После сбора информации план реализации цели уточняется и превращается в поэтапный. Старайтесь заранее определить для себя поощрения. Например, сдали на права – получили день, свободный от семьи (или, наоборот, с семьей – как вам больше нравится).

Если вам по-прежнему хочется достигать целей без проработанного плана, подумайте о таком примере. Допустим, двум водителям одинаковых машин нужно добраться из Питера в Москву. Один решил отправиться без карты, другой – заранее продумал и спланировал маршрут. Как вы думаете, кто потратит меньше денег и драгоценной энергии? Кто доберется в Москву быстрее и в лучшем настроении? Делайте выводы!

Прежде чем разрабатывать план реализации цепей, нужно собрать достаточное количество информации. Тщательная проработка приводит к выбору наиболее эффективного пути. Вам не нужно будет метаться, делать два шага вперед и три назад. Вы пойдете самым коротким путем. Это и есть экономия времени на уровне мышления «руководитель».

Упражнение для эффективных родителей

Нарисуйте на листе бумаги линию своей жизни. Отметьте на ней точки основных планируемых событий: получение образования, переквалификация, повышение на работе, реализация проектов и т. д.

Теперь добавьте на эту линию самые важные точки развития вашей семьи (желательно другим цветом): рождение детей, покупка новой квартиры и т. д. Посмотрите, насколько эти точки отстоят друг от друга. Подумайте, насколько реально и психологически комфортно реализовать и то и другое. Если при взгляде на две близлежащие точки у вас возникают неприятные ощущения, отодвиньте точки друг от друга. Дайте себе время по-настоящему насладиться важными моментами своей жизни. Не превращайте достижение целей в стресс уже на стадии планирования. Позже, когда вы получите желаемое, вы поблагодарите себя за терпение и мудрость.

Распределение семейных дел

Опыт других

После рождения первого ребенка мы решили, что муж будет зарабатывать деньги и помогать мне вечером и в выходные с малышом. Я буду заниматься домашним хозяйством и ребенком в его отсутствие. Такое распределение дел позволяло нам избегать ненужных конфликтов. После рождения второго ребенка я попросила мужа включиться в помощь в домашнем хозяйстве: помыть иногда посуду, сунуть белье в стирку, вынести мусор. Муж не отказывался, но делал все не так, как привыкла я, или не делал, когда мне это было нужно. Это меня раздражало и иногда выливалось в конфликты. Мне не хочется делать все самой, но, возможно, это наилучший вариант для нас?

Ирина П., участница курса «Тайм-менеджмент для мам»

Муж – деньги, жена – все остальное

Самый простой способ распределения семейных дел – строгое разделение двух сфер: финансового обеспечения и домашних обязанностей. На практике в таком случае получается, что один родитель (обычно мужчина) зарабатывает деньги, а все остальное делает жена. Мужчина, конечно, участвует в принятии важных решений и общается с детьми. Это – обязательные функции родителей, которые нельзя переложить на других. Так было в нашем примере. Подобное распределение функций позволяет избежать большинства конфликтов на бытовой почве, которые возникают из-за постоянного ожидания помощи, невыполнения просьб и т. д. Каждый делает свое дело, и никто не встревает в сферу другого. Если один супруг достаточно зарабатывает для обеспечения нужд семьи, а второй занимается детьми и хозяйством, такой способ распределения функций и задач наиболее прост и эффективен. Даже если вы будете тратить больше времени на выполнении домашних задач, то сохраните мир и спокойствие в доме, вам с мужем не придется тратить время и энергию на восстановление после конфликтов, и в итоге вы будете успевать гораздо больше из-за благоприятной эмоциональной обстановки в семье.

Женщины, которым трудно справляться с домашними делами из-за большого количества детей, обычно прибегают к помощи подросших детей, других людей или делегируют задачи технике и наемным специалистам (няням, домработницам). Но эта традиционная схема, однако, не подходит, если оба родителя работают.

Когда оба родителя работают

Личный опыт

Каждый должен делать то, что у него получается лучше, быстрее и эффективнее всего – от этого выигрывает вся семья. Поэтому и домашние задачи у нас распределяются с учетом общей экономии времени и усилий, а также по возможности совмещения нескольких дел. У мужа хорошо получаются переговоры, хождение по инстанциям, назначение встреч, а также «расхламление». Я лучше управляюсь с готовкой, закупками продуктов, счетами и прочей домашней текучкой. Есть задачи, с которыми эффективнее всего справится приглашенный специалист – например, мелкий ремонт и генеральная уборка. Такие задачи делегируем и радуемся, что не приходится тратить на них свое время.

Алена Мороз

Если оба родителя работают, о распределении семейных обязанностей нужно договариваться. Оптимально – застолбить за каждым членом семьи определенные участки и больше к этому не возвращаться, но обычно так не получается. Все-таки это не рабочее место, хотя некоторую заинтересованность в труде создать можно.

Наиболее демократичный путь распределения задач – это семейное собрание. Объявите о таком собрании заранее, напишите повестку дня. Если дети в нем еще не могут участвовать, выберите с супругом время, когда вы расслаблены и готовы поговорить на не самые приятные темы без лишних эмоций. Можно сделать это в кафе или ресторане, чтобы быть уверенным: обстановка не накалится. Обязательно упомяните, что хотите оптимизировать хозяйство, чтобы возникало поменьше конфликтов, все больше успевали и имели побольше личного времени (кто на это не клюнет?). Большая проблема многих семейных пар – недостаток интимной жизни. И это может быть весомым аргументом в пользу перераспределения домашних обязанностей. Если жена с мужем станут лучше использовать свои время и силы, то смогут чаще бывать наедине.

Если у вас есть всего несколько нерешенных вопросов в домашнем хозяйстве (например, вы не хотите все время разгружать посудомоечную машину и поднимать с пола грязные носки), то, конечно, обсудите только эти наболевшие вопросы. Не нужно заниматься перераспределением всех задач, если все и так относительно слаженно работает.

Иногда нужно перераспределить не те задачи, которые у вас отнимают время, а те, которые крадут у вас энергию и хорошее настроение. У каждого человека есть то, что он не любит делать. Например, мыть полы, укладывать детей вечером спать, мыть посуду или пылесосить. Иногда достаточно снять с мужа обязанность укладывать детей вечером спать, чтобы он с радостью взялся за уборку после ужина.

Если же вы катастрофически ничего не успеваете, то нужно полностью перераспределить домашние обязанности, причем не только между родителями, но и привлечь к этому детей, бабушек и дедушек, другую возможную помощь. Иногда именно помощь со стороны приносит ожидаемое облегчение. Перекладывать домашнюю работу с плеч одного работающего родителя на плечи другого – не выход из положения.

Сформируйте общую таблицу с указанием всех возможных функций и задач, которые нужно выполнять (или которые вы сами не можете больше выполнять и желаете распределить между членами семьи). Если вы думаете, что ваш муж и сын никогда не смогут правильно разложить белье по шкафам, вы их сильно недооцениваете. Научиться можно всему. Нужно только время и правильный подход (об этом речь пойдет в главе о команде).

Примерный список домашних дел вы найдете в приложении. Свой вы можете составить, записывая в течение нескольких дней все, что вы делаете. Составление такого списка может существенно помочь и в решении других организационных задач.

Полный список семейных задач полезен следующим:

1. Вы сами узнаете, сколько дел вы выполняете, и сможете их по-новому запланировать (например, с использование системы Flylady[1]).

2. Вы поймете, куда утекает ваше время, если пропишете, сколько уходит на то или иное дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *