Тема идея текста: Как определить тему и идею произведения? 🤓 [Есть ответ]

Содержание

«Тема и идея текста» (Урок изучения новой темы)

Тема и идея текста

(Открытый урок в 5 классе)

Цели урока: 1) познакомить учащихся с понятием «текст», «тема текста», «идея текста»;

2) вырабатывать навыки составления текста из разрозненных предложений, уметь находить тему и формулировать идею;

3) развивать речь учащихся, учить пересказу текста и умению составлять собственный текст.

Ход урока

  1. Словарно-орфографическая работа. Багровый, багрец

багр – рус. «красная краска,

красный цвет»

  1. Объявление цели и задачи урока. Запись темы в тетрадь.

  2. Словарный диктант.

Дирижёр, гардероб, дисциплина, аромат, традиция, диалог, монолог, окрестный, багровый.

Взаимопроверка.

  1. Диктант на доске 1 ученик.

Глубокие высятся сугробы. Я видел багровое солнце. Осень лесу каждый год платит золотом за вход.

  1. Чтение готового текста с доски.

Хорош осиновый лес в осенние ясные дни! В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. Цветным чистым ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов-подосиновиков. Ещё цветут кое-где запоздалые лесные цветы.

(И. Соколов-Микитов)

— Чтение текста учителем.

— Сравните текст диктанта с текстом, записанным на доске. Чем они отличаются?

Вывод: 1-ый не текст, а 2-ой текст. В тексте предложения связаны по смыслу и грамматически.

— Чтение определения по учебнику.

VIII. Понятие о теме текста. (Слово учителя) Тему чаще всего можно найти в 1-ых предложениях текста, если присмотреться к опорным словам.

— Чтение определения.

— Определите тему текста и озаглавьте его. (Осень в осиновом лесу)

IX. Понятие о идее текста. (Слово учителя)

— Чтение определения по учебнику.

— Определение идеи текста.

X. Чтение и заучивание правила. Взаимопроверка по парам.

XI. Закрепление. Работа с карточкой.

Задание №1

— Чтение разбросанных предложений.

— Как расположить предложения так, чтобы получился текст?

— Отметьте карандашом номера предложений по порядку.

— Прочитайте.

-Определите тему, озаглавьте.

— Перепишите. (1 ученик делает фонетический слова «дождь»)

— Прочитайте и сформулируйте идею текста. (Листопад. Падающие листья похожи на дождь).

— Пересказ текста.

XII. Итог урока:

— Какую тему изучили?

— Что такое текст, тема, идея?

— Как найти тему и идею текста?

-Выставление оценок.

XIII. Домашнее задание. Написать сочинение. «Осенние листья»

Урок 10.

текст. тема и основная мысль текста. сочинение по данному началу — Русский язык — 6 класс

Русский язык

6 класс

Урок № 10

Текст. Тема и основная мысль текста. Сочинение по данному началу

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Текст как продукт речевой деятельности.

2. Тема и идея текста.

3. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста.

Тезаурус

Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.

Тема – то, о чём говорится в тексте.

Идея – ответ на поставленный вопрос, основная мысль.

Последовательная связь предложений в тексте – содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Есть «скрепляющие» слова.

Параллельная связь предложений в тексте – все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Они раскрывают содержание первого предложения. Нет «скрепляющих» слов.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.

Дополнительная литература:

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам // Ерохина Е. Л. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – с. 95.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему. Предложения в тексте всегда объединены одной мыслью и связаны грамматически. К тексту можно подобрать заголовок, то есть дать название тексту. Заголовок представляет собой краткое изложение содержания всего текста. Часто заголовок помогает выразить основную мысль или идею текста.

По форме тексты бывают устные и письменные, по виду речи – монологические и диалогические, по типу речи – описание, повествование и рассуждение.

У текста есть своя структура: он имеет начало, развитие мысли и концовку. Начало текста подготавливает к тому, о чём будет говориться дальше. В нём формируется тема. В средней части текста тема развивается, а в концовке – завершается, то есть подводится итог.

Рассмотрим стихотворение. Его автор Даниил Хармс.

Девять

Картин

Нарисовано

Тут.

Мы разглядели их

В девять

Минут.

Но если б

Их было

Не девять,

А больше,

То мы

И глазели

На них бы

Подольше.

Можно ли назвать его текстом? Да. Есть тема – разглядывание картин. Основная мысль: сколько времени мы бы потратили на разглядывание картин, если бы их было больше. Предложения связаны между собой по смыслу и грамматически.

В тексте все предложения связаны по смыслу. Как это определить? У них должны быть какие-то общие элементы, например, слова или словосочетания. Прочитаем эти предложения и определим, какие слова из первого предложения повторяются во втором?

«Бим уснул, притеплившись в духовитом сене. В таком сене, дух которого вызывает невольную улыбку, даже человек засыпает немедленно…»

(Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»)

Повторяется слово сено. Этим словом второе предложение как бы скреплено с первым. Такая связь в предложении называется цепной или последовательной, при которой содержание каждого последующего предложения включает в свой состав повторяющиеся слова и словосочетания предыдущих предложений.

Обратимся ещё к одному примеру:

«Вышла с ведром Петровна. Бим её приветствовал. Она – во двор, и Бим – во двор, следом. Она села под корову, Бим – неподалёку» (Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»). Есть ли в этом тексте повторяющиеся слова, «скрепляющие» предложения? Таких слов нет. Все предложения связаны с первым по смыслу и грамматически. Такая связь предложений в тексте называется параллельной.

Итак, чтобы создать текст, нужно иметь в виду, что он состоит из нескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически. Предложения в тексте могут быть связаны по смыслу как по цепочке: второе – с первым, третье – со вторым. Или последующие предложения разворачивают, конкретизируют смысл первого.

Создавая текст сочинения, мы обращаем внимание на его начало. Оно определяет дальнейшее развитие темы и идеи, организует структуру текста, помогает выбрать тип речи (мы повествуем о предмете, описываем его и рассуждаем о нём).

Учитывая все особенности рассказа, способы создания текста, нетрудно будет написать рассказ по данному началу. Для этого необходимо подумать над тем, как будет развиваться действие, какое событие будет самым важным и чем закончится рассказ.

Прочитайте начало рассказа Виктора Голявкина, которое может послужить началом вашего рассказа.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

Давайте попробуем составить небольшие рассказы по заданному началу:

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Я люблю собак. Вот у этой собаки, мне кажется, всегда хорошее настроение. Почему? Потому что хозяин у неё добрый, он не отправляет её учиться. Она живёт сама по себе: куда хочет, туда и идёт, спит тоже тогда, когда ей хочется. И никто не ставит ей никаких отметок.

У нас получился текст-рассуждение: Маша размышляет о том, почему она любит собак.

Ещё один пример.

Катю вызвали отвечать урок, а Маша в окно засмотрелась. Катя подсказку ждёт, а Маша видит собаку Лукьяна и говорит тихо, вслух…

– Какая красивая собака! Она рыжая. И глаза блестят, как фонарики, а уши большие и мягкие, словно лепестки подсолнуха. Она виляет маленьким хвостом из стороны в сторону, наверное, ждёт кого-то.

Маша описала собаку. У нас получился текст-описание.

Виктор Голявкин назвал свой рассказ «Лукьян». Вот его продолжение:

– Лукьян…

Катя думала, ей подсказали, и повторяет:

– Лукьян…

– При чём тут Лукьян?! – удивился учитель. Учитель сердито смотрит на Катю. Катя сердито смотрит на Машу. А Маша спокойно смотрит в окно.

Перед вами текст-повествование.

Какое название можно дать рассказу? Конечно, оно будет зависеть от того, что нам поведал автор и что хотели бы рассказать вы, если бы с вами приключилась такая же история.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

1. Единичный выбор

Выберите правильное утверждение.

Текст – это…

А) несколько предложений, следующих друг за другом;

Б) законченное высказывание, имеющее начало и конец.

Разбор задания: текст – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. Текст состоит из двух или нескольких предложений, которые объединены по смыслу и составляют его тему.

Правильный Ответ: б

2. Выбор элемента из выпадающего списка

Прочитайте предложение.

Все трое сели на скамейку привокзального скверика.

Выберите из предложений то, которое будет связано с данным предложением параллельной связью:

А) за сквером где-то далеко играла музыка.

Б) и все трое доверяли друг другу без каких-либо сомнений.

Разбор задания:

Вспоминаем, что между предложениями нет скрепляющих слов, второе предложение связано с первым по смыслу, раскрывает его содержание.

Правильный ответ: б.

Методическая разработка урока по литературе «Идея текста»

Цели:

  • Учиться анализировать текст.
  • Научиться понимать и формулировать идею текста: рассказа и стихотворения.
  • Развивать умение отличать лирические произведения от прозы.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Приложение. Слайд 1)

– Прочитайте тему. Какие вопросы возникают?

– Что такое идея?
– Какой текст будем читать?
– Как понять идею текста?
– Как её сформулировать?)

– Поставив данные вопросы, мы сформулировали цели сегодняшнего занятия. Ответив на них, мы получим желаемый результат.

Что такое идея текста?

– Текст создан с определённой целью.
– Н.Носов написал рассказ «Мишкина каша» С какой целью? (Для того, чтобы позабавить, насмешить и научить, как надо и не надо поступать).
– С. Есенин написал свое стихотворение «Береза». Как вы думаете, что волновало автора, когда он писал стихотворение? Что он хотел показать? (Хотел показать красоту зимней природы).
– Вы знакомы с творчеством И.А. Крылова. С какой целью он писал басни? (В баснях есть нравоучение, она указывает на пороки, заставляет человека находить их в себе и пытаться от них избавиться, чтобы не оказаться в таком же глупом положении, как герои басни.)

(Приложение. Слайд 2)

Идея это главная мысль текста, которая волнует автора. То, для чего он создан. Проблема, о которой он хочет говорить.

Поговорим о тексте.

– Раскрывая свою задумку, автор может использовать различные жанры художественных произведений.

(Приложение. Слайд 3)

– Если идея текста выражена через события, действия, взаимоотношения героев, то это прозаические произведения или проза. Какие прозаические жанры вы знаете? (Рассказ, повесть, сказка, басня.)
– Если главная мысль выражена через внутреннее состояние, эмоции, чувства, то это лирический жанр или лирика. Какие лирические произведения вы знаете? (Стихотворение, поэма.)
– Как называют тех авторов, кто пишет большей частью стихи? (Поэтами.)
Кто предпочитает прозу? (Писателями.)

(Приложение. Слайд 4)

– Какой текст может быть по объему? (Одно предложение, несколько предложений, целая книга)
– Приведите примеры текстов, состоящих из 1 предложения. (Афоризм, пословица, загадка)
– Какое слово вам не понятно? Где можно узнать его значение? (В словаре.)
– Какие словари вы знаете?
– Вот «Словарь русского языка» Ожегова С.И. Найдите в словаре значение слова «афоризм».

(Приложение. Слайд 5)

– К какому виду устного народного творчества близки афоризмы? (К пословицам.)
– Чем отличаются? (У афоризмов есть автор, а пословицы – это творчество народа.)
– Прочитайте пословицу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
– О чем текст? (О труде).
– Какова идея? (Чтобы что-то получить, надо приложить усилия, потрудиться).
– Легко было понять идею? Всегда ли так?

Как понять идею текста? (Надо его исследовать, проанализировать.)

(Приложение. Слайд 6)

– Обратимся к рабочей страничке.

Учитель читает текст № 1

Старик моряк говорил о море.
– Море бывает щедрым, – сказал он.
– Бывает жесткосердным, – сказал он.
– Море бывает разным, – сказал он.
– Чистым бывает и грязным, – сказал он.
– Таинственным и раскрытым,
Могучим, ворчливым, сердитым…
Море – как человек!

(Расул Рза)

– Кто рассказчик? (Он, старик, моряк)
– Какое бывает море? Прочитайте красочные определения, которые создают образ моря.
– Почему рассказчик нашел так много эпитетов о море? (Много прожил, мудрый, опытный, он моряк, знает о море не понаслышке)
– Докажите, что море может быть щедрым. (Отдых, соленая вода, воздух морской, рыба, водоросли, морская капуста; красоту моря изображали художники – маринисты; одним из таких является Айвазовский).

(Приложение. Слайд 7)

– Докажите, что море может быть таинственным. (В глубинах много неразгаданных тайн, много сложено легенд о море, русалки, сирены).
– Почему жестокосердным? (Море как живое существо с жестоким сердцем. Оно губит суда, людей).
– Так какое море? Что самое главное хотел сказать старик о море?
– Можно ли в тексте найти предложения, в которых уже сформулирована идея стихотворения? (Море разное, как человек).

– Прочитайте текст № 2 (подготовленный ученик).

Яблоко

С возу яблоко упало
И, как водится, пропало,
Потому что не попало,
Ни в повидло, ни в компот.
Хорошо, что не попало,
Превосходно, что пропало,
расчудесно, что упало,
Видишь – яблоня растет!

(В.Левановский)

Беседа по содержанию.

– Почему яблоко пропало? (Не попало в компот или повидло.)
– То есть,одно яблоко кому бы принесло пользу? (Одному человеку, семье)
– Какую пользу? (Оно вкуснее, в нём много витаминов, им можно утолить голод).
– Яблоко им не досталось. Это потеря для них? (Да)
– Это большая потеря? (Нет. Маленькая).
– А что случилось с яблоком? Из него выросла целая яблоня.
– Почему это хорошо, превосходно, расчудесно. (Потому что много яблок и всем хорошо.)
– Надо ли огорчаться, что яблоко пропало?
– Какова идея стихотворения?

Идея: не надо огорчаться из-за маленьких потерь, а надо радоваться, если своя потеря оборачивается чем-то хорошим для других людей.

Какие ключевые слова помогают понять идею? (Превосходно, расчудесно.)
– Прочитайте стихотворение. Попытайтесь интонацией, голосом, темпом передать идею стихотворения.

Выразительное чтение

– Как же мы поняли главную мысль, идею? (Исследовали текст.)
– Как сформулировали?

Физминутка

– Прочитайте текст № 3

Ребят таёжного посёлка, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Стадо вспугнуло глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Она пыталась и никак не могла взлететь. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.

– Объясните значение слов: таёжный посёлок, глухарка.
– О чём текст? Определите тему.
– Можете ли сразу сказать идею текста? Что для этого нужно сделать?
– Давайте анализировать, исследовать текст.

(Приложение. Слайд 8)

1. Ребят таежного села, перегонявших скот на летнюю пастьбу, потрясла одна встреча. Какая встреча? С кем? Чем эта встреча их потрясла? (много предположений. Лучше ничего не предполагать)
2. Стадо испугало глухарку, и птица бегала кругами по бугорку с распущенными крыльями. Так… значит, ребята встретились с глухаркой. На второй вопрос ответа нет. Еще один вопрос. Почему она бегала по бугорку? (Может отвлекала от гнезда?)
3. Она пыталась и никак не могла взлететь. Вот почему она бегала по бугорку. Почему она не могла взлететь? (может была ранена?)
(Приложение. Слайд 9)

4. Посреди просеки ребята нашли гнездо с четырьмя почти горячими яйцами.

Подтвердилось, что она отвлекала от гнезда. Но почему не могла взлететь?
5. Видно, на гнезде мать сидела, распустив крылья, прикрывая своих будущих детей, и крылья закостенели от неподвижности. Теперь ясно, почему она не могла взлететь.
(Приложение. Слайд 10)

6. Когда глухарка, наконец, взлетела, все увидели, что живот у нее голый.

Почему у нее голый живот? (Перья могли вылезти от долгого сидения на гнезде. Во-вторых, выщипать нарочно, чтобы прикрыть яйца, когда уйдет. В-третьих, выщипала нарочно, чтобы теплом своего тела согреть яйца.)
7. Пух она выщипала сама, чтобы каждую каплю своего тепла отдать зарождающимся птенцам.  

– Значит, пух она выщипала сама. Для чего? (Чтобы согреть своим теплом яйца).
– Почему? (Она мать, а это ее дети).
– Чем потрясла ребят встреча с глухаркой? (Она сама выщипала себе перья, чтобы согреть своих птенцов. Силой материнской любви).
– Для чего написан текст? Какова идея? (Показать силу материнской любви).
– Придумайте заголовок текста. Помните, что заглавие может отражать тему текста. Но более глубоким, Ёмким, а следовательно и более удачным будет заголовок, который отражает идею текста.
– Сила материнской любви.

Домашнее задание: сформулировать идею афоризма Людвига Берна «Без многого может обходиться человек, но только не без человека», опираясь на знания, которые вы получили сегодня.

(Приложение. Слайд 11)

Что это — тема текста и как ее определить?

Работа с текстом — это то, чему необходимо учиться, постепенно накапливая опыт и умение быстро и правильно ориентироваться в чужих мыслях, изложенных на бумаге. прежде чем начать работу с текстом, необходимо узнать, что представляет собой текст, что такое тема текста, идея, как выделять в нем микротемы и членить на смыслы.

Текст: основные характеристики и критерии

В лингвистике по сей день не сложилось единого и точного определения понятия «текст». Попытки определить его предпринимал еще М. В. Ломоносов. Такие известные лингвисты и литературоведы, как И. Р. Гальперин, М. М. Бахтин, в своем творчестве пытались выявить основные законы построения текста. Исследователи спорят по поводу тех или иных его признаков. Самым простым понятием является следующее: текст — это ряд предложений, связанных между собой по смыслу и объединенных общей идеей. Также текст определяют как некую структурную и тематическую целостность. Особые споры вызывает форма текста. Некоторые ученые отмечают, что формально текст может состоять из одного предложения. Другие же опровергают эту мысль. Так или иначе, выделяется ряд признаков, по которым мы можем определить это явление.

Признаки текста

Первый и самый основной — единая тема и мысль текста. Это то, о чем говорится в нем. Мысль может быть отождествлена с идеей. Идея — то, ради чего создается произведение, что хочет сказать автор. Ярким примером могут послужить басни или стихотворения. К примеру, басня И. Крылова «Мартышка и очки». Эта басня о том, как мартышка не смогла найти применение очкам из-за своего незнания. Однако идея текста более глубока: люди порой не ценят того, что имеют, потому что просто не знают чего-то или не хотят знать. Идея басни всегда выражается в морали (том, что пишется в самом конце произведения). В поэтических и прозаических произведениях чаще всего общее показывается через частное. Например, рассказывая о судьбе отдельного героя, писатели имеют в виду беду или вину всего общества. Нельзя путать тему и идею. К примеру, если темой текста может стать жизнь какого-либо писателя, актера или политика, то идеей обязательно будет демонстрация его положительных или отрицательных качеств или же призыв становиться похожими на него. В идее всегда заложена цель.

Знать, что такое тема текста, недостаточно. Нужно помнить о том, что второй признак текста — связность. Все предложения и абзацы связаны логически или хронологически. Поэтому, создавая собственное сочинение, не забывайте о последовательности и логике изложения. Любой текст состоит из вступления, основной части и заключения. Как правило, эти части отделены формально (то есть скомпонованы в отдельные абзацы). Однако это правило не яляется законом.

Третий признак — смысловое единство и завершенность. Любой текст должен быть завершенным, даже если это небольшой отрывок. В нем до конца должна быть раскрыта тема и мысль.

Виды тем текста

В тексте можно выделить главную тему и микротемы (подтемы). Итак, что такое главная тема текста? Она должна объединять весь текст. Как правило, она обозначается в заглавии либо может формулироваться в начале произведения. Подтемы же, как правило, соотносятся с абзацами. Сколько абзацев — столько микротем.

Чтобы правильно понять текст, необходимо внимательно его прочесть. Постарайтесь сразу же определить, что такое основная тема текста: человек ли, природа, работа, учеба, знания, война, любовь и т. д. Далее выделите ключевые слова и ключевые мотивы. Только тогда вы сможете понять мнение автора. Если автор создал текст, значит, он хотел высказать свою точку зрения по поводу того или иного явления. Особое внимание уделяйте конкретным примерам, цитатам, прямой речи героев текста (если таковые имеются). Обязательно разделите текст на микротемы. Составьте план, пронумеровав все подтемы.

Зачем нужно выделять темы и микротемы?

Если вы анализируете текст или пишете изложение по нему, то необходимо строго соблюдать последовательность и ход мысли автора. Именно поэтому необходимо найти все подтемы и умело соединить их в единое целое. Особенно это важно при написании сжатого изложения. Старайтесь при этом особое внимание уделять связкам между абзацами, чтобы готовое изложение было связным и логически выстроенным. Потеряв хоть одну микротему, можно полностью упустить идею текста и не передать того, что хотел сказать автор.

Основные варианты тем текстов

Итак, что такое тема текста? Это то, о чем рассказывает автор. Чаще всего авторы затрагивают так называемые вечные темы — например, тему войны и мира. Идеи, которые хотят реализовать авторы, могут быть разными: необходимость отдать долг Родине, патриотизм людей как основа характера, противоестественность и ужас войны и т. д.

Еще одна часто встречающаяся тема — любовь. Какие идеи могут быть реализованы в текстах с такой темой? Например, любовь не знает социальных границ, любовь — всегда разочарование (как в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, например, «Нищий»), любовь — самое светлое чувство в жизни человека и т. д.

Среди часто встречающихся тем можно отметить следующие: отцы и дети, дружба, поиски смысла жизни, природа, движение времени, человеческие чувства, предательство, долг и многие другие. Подобные темы освещаются в текстах-рассуждениях. А вот в повествовательных жанрах темы более конкретные: какой-то определенный случай, происшествие, судьба отдельного человека.

Понять, что такое тема текста, можно только после нескольких попыток самостоятельного анализа. Грамотный анализ текста требует вдумчивого чтения и кропотливого разбора.

Определить и записать основную мысль текста автоматически онлайн. Текстовод

{{ info }}

{{ idea }}