Урок математики «Отрезок. Длина отрезка» (5 класс)
16.09.15. МАТЕМАТИКА
Тема урока : ОТРЕЗОК. ДЛИНА ОТРЕЗКА
Цель урока : сформировать понятие отрезка, рассмотреть, что такое длина отрезка, равенство отрезков, взаимное расположение отрезков.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Методы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Задачи урока:
-добиваться усвоения учащимися содержания новых понятий урока,
-формировать исследовательские навыки,
-учить планировать свою деятельность,
— развивать критическое и логическое мышление, творчески мыслить, обобщать полученные знания.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД :
Регулятивные УУД:
— Уметь ориентироваться в своей системе знаний : отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— Создание проблемной ситуации, побуждающей учащихся к поиску новых решений;
— Уметь сравнивать и измерять длины отрезков при помощи мерок;
— Формировать представление о различных случаях взаимного расположения двух отрезков, точках лежащих на отрезке, между точками.
— Уметь слушать и понимать других;
— Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
— Оформлять свои мысли в устной форме;
— Уметь работать в парах
— Оценивать правильность выполнения действия;
— Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
— Высказывать свое предположение, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные результаты:
Уметь высказывать свое мнение, выражать свои эмоции;
Оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
Формирование мотивации к обучению целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
2. Анализ самостоятельной работы
Ещё раз повторить правило написания многозначных натуральных чисел
3. Актуализация знаний учащихся
-Как вы думаете, что такое геометрия?
Геометрия была открыта египтянами и возникла при измерении Земли. Это измерение было им необходимо вследствие разлития реки Нила, постоянно смывавшего границы участков. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие».
-Если ткнуть карандашом, ручкой на листе. Что образуется?
-Точка. А если отметить ещё одну. Соединить их линией. Какая фигура образуется?
—Отрезок.
— А можно ли измерять его длину? Так какую тему урока будем изучать? Запишите в тетради тему урока.
4. Изучение нового материала. Практическая часть
а) Отметьте в тетради точки. Обозначьте их, т.е. дайте им имя. Имя точки- большая латинская буква.
б) С помощью линейки проведите линии, соединяющие эти точки. Линия в переводе с латинского – льняная нить.
в) « Как вы думаете, как эта фигура называется? Как называются точки А и В?
Длина отрезка – это расстояние между точками (концами).
5. Закрепление изученного материала № 44, 46, 47, 49, 51
6. Рефлексия
Домашнее задание: §3. № 45; № 48; № 50.
Дополнительно.
Урок геометрии в 5-м классе «Простейшие геометрические фигуры. Отрезок»
Цели:
- повторить понятие отрезка, равных отрезков, обозначение и измерение отрезков:
- отработать навыки построения отрезка, многоугольника;
- продолжить формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией;
- развивать логическое мышление, внимание, память, речь, умение вести наблюдение, делать логические выводы;
- воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплину, познавательную активность, интерес к предмету.
Задачи:
- Воспитательная
Организационные формы общения:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
Методические приемы: беседа по вопросам, словесно-понятийного мышления, письменно-графические, организации познавательной деятельности (заполнение печатной тетради).
Структура урока:
- Организационный момент
- Мотивационная беседа, с последующей постановкой темы урока.
- Входной контроль – практические действия, в процессе которых происходит актуализация и визуализация опорных знаний.
- Алгоритмические действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Оборудование:
- Интерактивная доска;
- Презентация (Приложение 1)
- Печатная тетрадь (Приложение 2)
- ЦОР (в Приложении 1)
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Постановка темы урока.
II. Мотивационная беседа, с последующей постановкой темы урока.
Сегодня у нас урок курса Наглядной геометрии. (слайд 1)
Наглядная…. Вроде поглядел на фигуру и увидел все свойства и не надо никаких доказательств. Поверил своим глазам, а так ли это на самом деле.
Я предлагаю вам поработать в виртуальной лаборатории. (слайд 2)
Я буду зав лабораторией. Разрешите представиться Цикина Елена Вячеславовна, а мой помощник младший научный сотрудник «Сережа», а вы наши оппоненты. Подпишите свои имена на тетрадях.
Начинаем работу в Виртуальной лаборатории. (ЦОР. Виртуальная лаборатория)
Итак, мы убедились не всегда надо верить своим глазам, а сначала надо провести исследование и изучить свойства фигур. Мы рассмотрели с вами оптические иллюзии. Запишем этот термин в тетрадь. (Задание 1, часть 1)
А что такое геометрия? Кто-нибудь знает древнегреческий язык? (слайд 3) (Задание 2, часть 1)
А какие простейшие фигуры были представлены в лаборатории? (отрезок, точка, прямая)
И сегодня на уроке мы вспомним понятие отрезка, его обозначение, его измерение. Рассмотрим расположение отрезка на плоскости.
Итак, тема сегодняшнего урока «Простейшие геометрические фигуры. Отрезок» (слайд 4)
Запишите тему на обложке печатной тетради.
III. Входной контроль – практические действия, в процессе которых происходит актуализация и визуализация опорных знаний.
Выполните первое практическое действие в тетради.(слайд 5) (Задание 1, часть 2)
Чем же является отрезок по отношению к прямой? (частью)
Как обозначаются отрезки? (Заглавными латинскими буквами)
Рассмотрим следующую задачу и выясним, сколько отрезков изображено на чертеже? (слайд 6) (Задание 2, часть 2)
Предлагаю вашему вниманию задачу Международного математического конкурса КЕНГУРУ,2009г (слайд 7 )
Скажите, а в жизни нам приходиться встречаться с отрезками? Что можно рассматривать, как отрезок? (Рост человека, указка, спица для вязания, карандаш …) Все отрезки имеют одну форму, но чем же они различаются? (Длиной )
Действительно отрезок имеет свое измерение – длину. В чем же можно измерить длину отрезка?
Заполним пропуски в следующем задании. (слайд 8) (Задание 3, часть 2)
Встретилось новое слово дюйм. Это тоже единица длины равная около 25 мм.
Может, кто еще знает малораспространенные единицы длины? (Прямая сажень, косая сажень, фут, ярд и др.)
Давайте встанем, сделаем математическую зарядку: покажем старинные единицы длины. (слайд 9)
Предлагаю вашему вниманию задачу Международного математического конкурса КЕНГУРУ,2011г (слайд 10)
А какие отрезки можно считать равными? (Если их длины равны)
Давайте сейчас вместе создадим свою иллюзию. Изобразите два равных вертикальных отрезка. На концах этих отрезков установите стрелочки: на одном стрелочки смотрят внутрь, а на другом наружу. Какая оптическая иллюзия получилась? (Изменение длины отрезка) (слайд 11 ) (Задание 4, часть 2)
Вот и вы научились создавать фокусы.
IV. Алгоритмические действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
В предыдущем задании мы расположили отрезок вертикально(вверх или вниз от точки), а как еще можно расположить отрезки? (Горизонтально, вправо вверх по диагонали …(слайд 12)
Предлагаю вашему вниманию задание:
Используя следующую запись, выполните рисунок, не отрывая карандаша от страницы тетради. (слайд 13 )
Все выполняют в тетради, а главный инженер «Света» на доске. (Задание а, часть 3)
(ЦОР. ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество.» Раздел «Рисунки из отрезков»)
Что получилось? Покажите. Этот рисунок похож на лисичку (белочку). Дорисуйте мордочку и раскрасьте оранжевым карандашом, согласно вашему настроению.
А с точки зрения геометрии, что мы изобразили на чертеже с помощью отрезков, согласно алгоритму действий? (Многоугольник)
А кто-то еще не успел и у него конец последнего отрезка не совпал с началом первого.
Но он тоже изобразил геометрическую фигуру. Что за фигура у них получилась? (Ломанная) Где концы отрезков вершины, а сами отрезки ее звенья.
V. Итог работы, подведение итогов урока.
Ну вот и завершился наш урок. Подведем его итог.
На иллюзию смотрели?
А обман в ней углядели?
Про отрезок повторили?
Измерение, направление изучили?
И рисунок мы чертили,
В результате получили:
Это знает каждый школьник
Зверь похож на многоугольник.
VI. Домашняя работа
Дописать историю своего урока: ч.2 рис. 2, ч.3 задание б), кроссворд
Литература:
- Шарыгин И.Ф., Еранжиева Л.Н. Наглядная геометрия, учебное пособие для учащихся 5–6 классов, Мирос.
- Панчишина В.А. НАГЛЯДНАЯ ГЕОМЕТРИЯ, Рабочая тетрадь но математике (часть 1), 5 класс.
- ЦОР с http://school-collection.edu.ru/ ИУМК «Компетентность. Инициатива. Творчество. «Виртуальная лаборатория»
- Задания Международного математического конкурса КЕНГУРУ http://konkurs-kenguru.ru/page/zadaniya-proshlykh-let
Конспект урока по математике «Точка,прямая,отрезок»
Тема урока:
«Точка. Прямая линия. Кривая линия. Отрезок»
Цели и задачи урока:
-Повторить счет от 0 до 10 и обратно
-Закрепить состав чисел:3,4,5 и умение решать примеры, основанные на знании состава этих чисел.
-Познакомить детей с геометрическими фигурами: прямая линия, кривая линия, точка, отрезок.
-Провести практическую работу по построению этих геометрических фигур.
-Научить детей делать выводы и обобщения после проведения практических действий.
-Продолжать развивать внимание и наблюдательность.
1Слайд
2
Слайд
3
Слайд
4
Слайд
5
Слайд
6
Слайд
7
Слайд
8
Слайд
9-11
Слайд
12-13
Слайд
14
Слайд
15
Слайд
16
Слайд
17
Слайд
18
Слайд
19
Слайд
1. Орг. момент.
2. Устный счет:
сосчитай от 3 до 8
от 2 до 6
от 9 до 5
от 7 до 2
Назовите соседей числа 5. Какое число расположено левее, чем 5? Какое число расположено правее, чем 5? Какое число больше 5 или 4? Почему? Какое число меньше 5 или 6? Почему?
Назови следующее по счету число числу: 4,6,2,7,0.
Назови предшествующее по счету число числу: 8,3,9,5,3.
Назови соседей числа: 4, 6, 9, 2
3. Актуализация знаний
4. Объяснение новой темы
— Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в страну геометрию, где живут геометрические фигуры.
— Назовите геометрические фигуры, с которыми вы уже знакомы.
Сегодня мы познакомимся с новыми жителями:
ТЕМА УРОКА
Это точка-королева Геометрии, потому что ни одну геометрическую фигуру без неё нельзя построить.
Это прямые линии. Они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжить, к ним можно приложить линейку.
Это кривые линии. Они тоже не имеют ни начала, ни конца, но к ним нельзя приложить линейку.
А сейчас вы поймете,почему точку называют КОРОЛЕВОЙ ГЕОМТРИИ
— Что у меня в руках?(КЛУБОК)
Какая геометрическая фигура?
(Прямая линия)
— Я отрезаю её небольшую часть и ставлю точку, чтобы её нельзя было продолжить в одну сторону. Получилась новая геометрическая фигура. Луч. Его можно продолжить только в одну сторону.
— Теперь с другой стороны я поставлю точку и отрежу .Теперь нельзя продолжить ни в одну сторону.Это отрезок. Чем он отличается от прямой и кривой линий?
(У него есть начало и конец, его нельзя продолжить.)
— Из чего состоит отрезок?
Назовите эти геом. фигуры.
(Точка, прямая линия)
Физкультминутка
5 Закрепление нового материала
-Что вы запомнили о прямой линии, луче и отрезке?
-С помощью какого инструмента будем чертить прямую?
-Отрезок?
-Как начертить отрезок?(Поставить две точки и соединить)
Практическая работа тетрадь стр.15
Индивидуальная работа
-На какие 2 группы можно разделить?(2,3,5- прямые и кривые 1,4)
-Сколько прямых можно провести через 2 точки?(Одну)
-А кривых?(Много)
-Прочитайте следующее задание. Раскрасьте рисунки самостоятельно
Посмотрите на слайд
Как узнать, какой отрезок самый длинный? Посчитайте и скажите
Какой самый короткий?
Работа в парах
Рассмотрите рисунок стр.41
Какие линии вы видите. Расскажите соседу по парте.
— Рассмотрите рисунок слева.
Сколько цыплят было? Что изменилось? Сколько цыплят стало?
Какая запись подходит к этому рисунку?
Рассмотрите рисунок справа. Сколько утят было? Что изменилось? Сколько утят стало?
Какая запись подходит к этому рисунку?
ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ, ЗАПИСАТЬ ВНИЗУ ТЕТРАДИ
Физкультминутка для глаз
6.Самостоятельная работа учащихся на листках.
ПОДПИШИТЕ ЛИСТОЧКИ
На листочках изображена паутинка.
— Найдите кривые, обведите их синим карандашом, а на прямых выполните вычисления
-Обведите лучи на рисунке зелёным карандашом.
-Как начертить отрезок?
-Есть ли на рисунке отрезки?
6.Рефлексия
-Посмотрите на рисунок, паучок притаился на паутинке. Оцените свою работу на уроке при помощи выражения мимики паучка.
С ЗАДНИК ПАРТ ПЕРЕДАЕМ ЛИСТЫ УЧИТЕЛЮ НА СТОЛ
8 Итог урока:
— Вот и подошло к завершению наше увлекательное путешествие. Вам понравилось оно?
-Как называется страна в которую мы путешествовали?
-Каких героев повстречали в этой стране?
— С какими геометрическими фигурами мы сегодня познакомились?
-Назовите фигуры, которые не имеют ни начала, ни конца.
— Чем они отличаются друг от друга?
— Какая фигура является королевой Геометрии?
— Какая фигура получится из двух точек и прямой?
— Найдите на картинке прямые линии, кривые линии, отрезки.
Д/З по желанию стр.15 прописать
1
2
2
5-6
10
1
1
3
1
2
2
20
1
6
2
2
Приложение:
Точки, прямые, отрезки / Начальные геометрические сведения / Справочник по геометрии 7-9 класс
- Главная
- Справочники
- Справочник по геометрии 7-9 класс
- Начальные геометрические сведения
- Точки, прямые, отрезки
Чтобы изобразить прямую на листе бумаги необходимы карандаш и линейка (Рис.1). Причем, прямая не имеет начала и конца, то есть мы изображаем лишь часть прямой, но при этом можно дочертить прямую в одну из сторон, либо сразу в обе стороны.
Обозначать прямые принято малыми латинскими буквами ( и т.д.) (Рис.2, ), но бывают случаи, когда прямые обозначены большими латинскими буквами (АВ, CD, MN и т.д.) (Рис.2, б), точки же всегда обозначают большими латинскими буквами (А, В, С и т.д) (Рис.2. ).
Возможны два варианта расположения точек относительно прямой:
- Точки лежат на данной прямой или говорят, что прямая проходит через эти точки, на Рис.2 такими точками являются А и В. Для краткости, при решении задач используют запись (читается — точка А принадлежит прямой или точка А лежит на прямой ), аналогично будет и для точки В ().
- Точки не лежат на данной прямой или говорят, что прямая не проходит через эти точки, на Рис.2 такими точками являются С и D. Для краткости, при решении задач используют запись (читается — точка С не принадлежит прямой или точка С не лежит на прямой ), аналогично будет и для точки D ().
Важно знать, что через любые две точки можно провести прямую и притом только одну.
Если мы рассмотрим две прямые, то возможны два варианта расположения этих двух прямых друг относительно друга:
- Прямые пересекаются, то есть имеют одну общую точку (Рис.3). Для записи пересекающихся прямых используют специальный символ — , т.е. (читают: прямая пересекает прямую b).
- Прямые не пересекаются, то есть не имеют общих точек (Рис.4). Для записи не пересекающихся прямых используют специальный символ — , т.е. (читают: прямая m не пересекает прямую n).
На Рис.5, под пунктом ) красным цветом выделена часть прямой, ограниченная двумя точками. Такая часть прямой называется отрезком. Точки ограничивающие отрезок, называются его концами. На Рис. 5, под пунктом б) изображен отрезок с концами А и В. Такой отрезок можно обозначить АВ или ВА. Отрезок АВ содержит все точки прямой, лежащие между точками А и В, а так же и сами точки А и В.
Смежные отрезки — это отрезки, не лежащие на одной прямой и имеющие один общий конец. На рисунке 6 отрезки АВ и АС смежные, точка А — общий конец.
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Провешивание прямой на местности
Луч
Угол
Равенство геометрических фигур
Сравнение отрезков
Сравнение углов
Длина отрезка
Единицы измерения длины, расстояний
Градусная мера угла
Измерение углов на местности
Смежные углы
Вертикальные углы
Перпендикулярные прямые
Построение прямых углов на местности
Начальные геометрические сведения
Правило встречается в следующих упражнениях:
7 класс
Задание 93, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 200, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 207, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 352, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 628, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 5, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 829, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 908, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 1172, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
Задание 19, Атанасян, Бутузов, Кадомцев, Позняк, Юдина, Учебник
© budu5.com, 2020
Пользовательское соглашение
Copyright