Труд шахтера – Шахтер ℹ️ описание опасной профессии, как стать и чем заниматься, зарплата, обязанности и должностная инструкция, заболевания, профессиограмма

Содержание

«Быть шахтером – искусство». Ветеран отрасли - о труде горняка и творчестве | ОБЩЕСТВО:Персона | ОБЩЕСТВО

Ким Дурнин отработал в угольной отрасли почти полвека. Он принимал непосредственное участие в механизации угольной промышленности Кемеровской области, внедрял свои изобретения на шахтах. Именно он в 1966 году вывел последнюю лошадь с шахты «Байдаевской». За время его работы не было ни одной аварии, а трул шахтеров был в большом почете. С ветераном угольной промышленности общалась корреспондент «АиФ – Кузбасс».

От лошадей до комбайнов

Инна Меняйлова, «АиФ – Кузбасс»: Ким Михайлович, вы в угольной промышленности почти полвека. Как изменился за это время труд шахтёра?

Ким Дурнин

Ким Дурнин: За это время произошла техническая революция: на смену кайлу и конной откатке пришли  угольные комбайны, мощные конвейеры, электровозы и автоматика. Я почти всю свою жизнь занимался внедрением и совершенствованием угольного оборудования, сотрудничал с научно-исследовательскими и конструкторскими институтами. А пять из девяти моих изобретений были с успехом внедрены на шахтах Кузбасса. Помню, первый раз я спустился в шахту с бензиновой лампочкой «Свет шахтёра». Такие лампы можно было увидеть в любой книжке о шахтёрском труде. А теперь они стоят на прилавках сувенирных магазинов да в музеях. Когда я в 1966 году пришёл работать на шахту «Байдаевская», здесь ещё лошадь работала, и конюшня была! Лошадь помогала горнякам вывозить оборудование! Поэтому первое, что я сделал, – вывел из шахты последнюю лошадь, конюшню переоборудовал в механический цех, транспорт оснастил лебёдками, электровозами.

Безусловно, механизация сделала шахтёрский труд более безопасным. К примеру, я занимался усовершенствованием угольного комбайна. Раньше комбайны тянуло цепью, которая и рваться могла, и приводила к множественным травмам. Я же добился того, чтобы комбайн шёл по конвейеру. Помню, Герой Соцтруда «миллионер» бригадир Пётр Фролов говорил мне, что теперь может без опаски по лаве ходить, не боясь, что его цепью ударит.

– Вы внедряли новую технику не только на шахтах Кузбасса, но и в Испании. Почему испанцы выбрали именно нашу технику? Что в ней было особенного?

– В Испании мы внедряли механизированный комплекс для добычи угля. Нас было только восемь человек специалистов. Мы его быстро смонтировали и отработали лаву. Испанцы были в восторге и назвали комплекс «Буро де касто», что значит «домашний осёл». Такой же надёжный, выносливый и работящий. Что говорить - в то время советская техника славилась по всему миру своим качеством!

За что боролись?

– Работали вы и в сложное время шахтёрских бунтов. За что боролись люди в конце 90-х? Что хотели и чего добились?

– Сам я никогда не участвовал в бунтах и не поддерживал их. Я всегда был и против забастовок. Чтобы получать деньги, нужно хорошо работать. Все бунты были специально спланированы, чтобы вызвать недовольство рабочих, спровоцировать их и с их помощью сменить форму правления в стране. Ведь именно в это время промышленные предприятия стали переходить в частные руки. Рабочих использовали и подбивали на забастовки специально в своих личных целях люди, которые впоследствии стали собственниками шахт и пришли к власти. Вспомните, к примеру, 1989 год, когда толчком к забастовкам послужило ухудшение обеспечения шахтёрских регионов продовольственными и промышленными товарами. Даже моющие средства не выдавали! Всё в стране было! Просто специально не выдавалось и лежало на складах! Что мы получили в итоге? Шахты перешли в частные руки. Пришёл в страну капитализм.

Шахту «Ерунаковская» ввели в строй в 2013 году. © АиФ / Анна Городкова

Шахту «Ерунаковская» ввели в строй в 2013 году.

Это самая молодая из шахт «Южкузбассугля».
© АиФ / Анна Городкова

Это самая молодая из шахт «Южкузбассугля».

Шахта отрабатывает запасы, которые находятся в Ерунаковском каменноугольном месторождении. © АиФ / Анна Городкова

Шахта отрабатывает запасы, которые находятся в Ерунаковском каменноугольном месторождении.

Грязная и густая шахтная вода проходит несколько стадий очистки и по траншеям уходит в речку Черновой нарык. © АиФ / Анна Городкова

Грязная и густая шахтная вода проходит несколько стадий очистки и по траншеям уходит в речку Черновой нарык.

Четверть воды после очистки возвращается в производство.
© АиФ / Анна Городкова

Четверть воды после очистки возвращается в производство.

На очистных сооружениях работают всего два человека и несколько дежурных - процесс максимально автоматизирован. © АиФ / Анна Городкова

На очистных сооружениях работают всего два человека и несколько дежурных - процесс максимально автоматизирован.

Вода после очистки не становится кристально прозрачной, но она соответствует стандартам качества. В ней вполне может жить рыба.
© АиФ / Анна Городкова

Вода после очистки не становится кристально прозрачной, но она соответствует стандартам качества. В ней вполне может жить рыба.

Сначала вода попадает в отстойник, затем проходит через флотаторы, фильтраты и фильтры.
© АиФ / Анна Городкова

Сначала вода попадает в отстойник, затем проходит через флотаторы, фильтраты и фильтры.

На последней стадии воду обеззараживают гипохлоридом – его химический запах чувствуется в одном из очистных помещений. А на стенах – вода. © АиФ / Анна Городкова

На последней стадии воду обеззараживают гипохлоридом – его химический запах чувствуется в одном из очистных помещений. А на стенах – вода.

На сооружениях довольно много цветов и растений. Видимо, чтобы поглощали вредные газы.
© АиФ / Анна Городкова

На сооружениях довольно много цветов и растений. Видимо, чтобы поглощали вредные газы.

Отходы очистки, состоящие из угольной пыли и воды (так называемый, кек) здесь никуда не выбрасывают, а сушат, прессуют и продают. © АиФ / Анна Городкова

Отходы очистки, состоящие из угольной пыли и воды (так называемый, кек) здесь никуда не выбрасывают, а сушат, прессуют и продают.

Чтобы от шахты было как можно меньше пыли, дороги тут постоянно поливают водой. © АиФ / Анна Городкова

Чтобы от шахты было как можно меньше пыли, дороги тут постоянно поливают водой.

До 2023 года Угольная компания, куда входит «Ерунаковская», планирует построить очистные на всех своих предприятиях.
© АиФ / Анна Городкова

До 2023 года Угольная компания, куда входит «Ерунаковская», планирует построить очистные на всех своих предприятиях.

– Как сейчас шахтёрам отстаивать свои права? Нужно ли стучать касками о рельсы?

– Отстаивать свои права нужно всегда. За свой труд человек должен получать деньги. Однако делать это нужно цивилизованными способами. Для этого есть профсоюзы, трудовые инспекции, суды, в конце концов. Помню, был у меня такой случай. Погиб у нас на шахте рабочий. На него бревно упало, которым крепилась кровля горной выработки, по-шахтёрски «верхняк» (в те годы такое крепление было деревянным). Тогда, не разбираясь, всех подряд лишили премии. Меня тоже, хотя я к этому случаю вообще не имел никакого отношения. Мы подали в суд и выиграли дело - премию нам выплатили. Так что не стоит бояться. Всегда отстаивайте свои права.

Причиной аварии было и есть несоблюдение техники безопасности. А проще сказать - элементарное разгильдяйство.

– Ким Михайлович, почему случались и случаются аварии на шахтах? В чём причина? Ведь сейчас, казалось бы, все средства безопасности есть.

– У меня лично никогда не было аварий. Я всегда строго требовал соблюдения техники безопасности и постоянно следил за дисциплиной труда. Считаю, что причиной аварии было и есть несоблюдение техники безопасности.

Более 150 человек эвакуировано из шахты «Заречная» в Кузбассе. А проще сказать - элементарное разгильдяйство. К примеру, нарушители могли просто закурить или кабель повредить, в результате чего происходил взрыв, и погибали люди. Все правила техники безопасности написаны кровью шахтёров. И сегодня любая авария тщательно расследуется, и на основании акта расследования корректируются правила. Считаю, что там, где собственник горнодобывающего или иного предприятия начинает экономить на средствах, необходимых для обучения персонала, обеспечения безопасных условий труда и на соблюдении выполнения технологических требований в погоне за прибылью, аварии будут происходить обязательно!

Шахтёр или художник?

– Мы знаем, какому риску подвергается шахтёр под землёй. И сегодня зарплата горняка – одна из самых высоких. Всегда ли этот риск достойно оплачивался?

– Шахтёрский труд - самый опасный. Горняки трудятся под землёй на большой глубине. А здесь возможно всё - от взрыва газа до прорыва воды. И если в первые часы тебя не спасли, шансов выжить практически нет. Вот недавно вся Россия следила за ситуацией вокруг аварии на алмазном руднике в Якутии, где в выработку прорвалась вода. 

Достойно труд горняка оплачивался всегда. Заработная плата всегда была выше в три-четыре раза, чем средний заработок советского человека. Помню, когда молодые рабочие приезжали на строительство металлургических заводов и узнавали заработную плату шахтёров, многие уходили работать на шахты. Шахтёров уважали, им сразу же давали квартиры. Конечно, в условиях капитализма шахтёрский труд не так ценен и престижен, но наш регион по-прежнему считается шахтёрским.

– Нужно ли и дальше развивать угольную отрасль? Строить новые разрезы, шахты? Если строить бесконечно, то тут живого места не останется…

Что ни говори, но наш край - угольный. Здесь испокон веков развивали и развивают добычу угля. А это наши рабочие места, от отрасли зависит и экономическая стабильность региона. Однако плохо то, что сейчас больше развиваются открытые разработки - разрезы. Кажется, что так уголь выходит дешевле, однако урон, наносимый природе, сельскому хозяйству, здоровью населения Кузбасса, неоценим. Да и рекультивацией у нас занимаются недостаточно. Вы посмотрите, что делают? В лучшем случае на отвалах берёзки посадят или кустарники какие. Дорого это собственнику обходится. Ему легче штраф заплатить.

– Вы всю жизнь рисуете. В последние годы открылось даже несколько ваших выставок картин. Не жалеете, что посвятили жизнь шахтёрскому труду, а не стали художником? 

– Возможности выучиться на художника у меня не было. Родителей репрессировали. Воспитывал меня дед. Нужны были деньги. До войны успел закончить четыре класса, доучивался в вечерней школе, поступил в Тульский горный техникум. Причиной ещё стало то, что в 1947 году вышло постановление правительства о введении льгот, формы и праздника для шахтёров. О том, что выбрал профессию шахтёра, никогда не жалел. Шахтёрский труд - это ведь тоже творчество: я занимался рационализацией труда, изобретениями, научной работой, читал лекции в институте. И всегда старался следовать наставлению отца, которое он написал в подаренной мне в 1937 году книге: «Знай и люби свою социалистическую Родину. Будь достойным и нужным ей, полезным». Параллельно я всегда рисовал: делал копии классиков, портреты и автопортреты. Очень люблю нашу сибирскую природу. Сейчас творчество – это моё удовольствие. Когда я рисую, чувствую себя нужным не только себе, но и людям.

Ким Дурнин - горный инженер, кандидат технических наук, почётный работник угольной промышленности, лауреат Государственной премии, полный кавалер почётного знака «Шахтёрская слава». Родился в 1928 г в Москве. Окончил Московский горный институт. С 1955 г работал на шахтах «Зыряновская», «Байдаевская». С 1972 года - заместитель главного инженера по науке комбината «Южкузбассуголь», с 1975 года - заместитель технического директора. Автор 50 научных трудов, девяти изобретений.

kuzbass.aif.ru

Труд шахтера

1.

Шахтёрам облегчили труд. На бумаге, но не в жизни.
Сам я не первый год тружусь под землёй, и прошёл путь от горнорабочего до инженерно-технического работника - то есть, у меня нет связей и влиятельных родственников. Не буду вдаваться в термины, их тысячи, но разговор не о них.
Во времена забастовок шахтёров в 90-е я ещё учился, не понимал, что за трагедия разыгрывается в стране. А люди, посвятившие всю жизнь опасному и тяжёлому труду, отказывались идти на работу и стучали касками на улицах райцентров, требуя выплаты законной зарплаты, на которую они содержали семьи, семьи крепких и выносливых людей. Тогда они добились своего. Но не сейчас.

Сейчас начинается второй акт трагедии. После ужасной аварии в Воркутинской шахте в начале 2016 года правительством было принято решение о закрытии особо опасных шахт. Шахты закрывают, но куда деваться народу? Этот вопрос не закрыт. Точнее, на этот вопрос закрывают глаза.
Для того, чтобы предотвратить закрытие шахт, собственники всеми правдами и неправдами стараются представить свои шахты не опасными. Не смотря на травмы, смерть, ущерб природе - они делают благое дело, обеспечивают людей работой. Но какой ценой?
В результате специальной оценки условий труда в позапрошлом году у инженерно-технических работников забрали дополнительный отпуск (основной 28 дней + 14 дней за вредность). То есть выходит, что люди сейчас работают в менее вредных условиях, чем 2 года назад. Частично это так, да. Но никто не смог в наших шахтах справиться на 100% с пылью угольной, с пылью породной (от которой развивается силикоз), вибрацией (от которой разрушаются хрящи), темнотой (лишь редкое освещение), сыростью (достаточно слабая система водозащиты), травматизмом и захламлённостью. Условия не изменились по факту, но по бумагам теперь труд шахтёра сравним с трудом депутата. Причём по зарплате шахтёры получают преимущественной меньше.
У меня лишь один вопрос - неужели государство не боится повторения инцидента 90-х? Ведь без тех ресурсов, что добывают ценой жизни шахтёры из-под земли, не будет обеспеченности государства.

fishki.net

Трудом славен человек (о профессии шахтёра)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская средняя общеобразовательная школа

І-ІІІ ступеней №18»

Разработка классного часа

по трудовому воспитанию младших школьников

в 3 классе

на тему:

«Трудом славен человек»

Подготовила:

учитель начальных классов

Станко Элиана Владимировна

квалификационная категория:

специалист

педагогический стаж: 5 лет

Стаханов

2017 г.

Тема. Трудом славен человек

Цель: Содействие формированию исторической памяти, пропаганда лучших достижений культурного, духовного и трудового наследия Луганщины, выявить уровень знаний и расширить представления детей о профессии шахтёр. Развивать кругозор, мышление, устную речь, наблюдательность, внимание, коллективизм. Воспитывать любовь к трудовой деятельности, бережное отношение к результатам труда.

Оборудование: компьютер, проектор для показа презентации, игровое поле и карточки с заданиями, шахтёрская каска, «чёрный ящик», аудиозапись «Мой папа – шахтёр!», салфетки, пластмассовые продукты для тормозка.

Ход классного часа

Звучит гимн Луганской Народной Республики

Не зря сегодня наш классный час начинается с гимна Луганской Народной Республики. Ведь славная история нашего города - это часть бессмертной истории нашей молодой республики, сегодняшний день - это хороший повод для того, чтобы чаще задавать себе вопрос: кто мы, откуда, где наши истоки, каким будет наше ближайшее будущее, какое место труд занимает в нашей жизни? Тема нашего классного часа: «Трудом славен человек», а эпиграфом к нему я выбрала такие слова:

Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать.

Горький М.

Луганщина - прекрасный, живописный, щедрый степной край. Первый луч солнца согревает Луганскую землю: ее бескрайние поля, покрытые золотыми колосьями пшеницы, терриконы на горизонте, древние курганы с седыми ковылями, величественный Северский Донец.

Луганщина - наша родина, край шахтерской славы, трудовой отваги и мужества. А наш город Стаханов – является частью всего этого.

Тихо на рассвете на Лугани.

Сквозь гирлянды ранних огоньков

Вырастает контурами зданий

Город мой, ровесник двух веков.

На корабль сверкающий похожий,

Отовсюду виден далеко,

Мне столичных сутолок дороже

Город заводчан и горняков.

Мы очень много знаем о нашем городе, этой теме было посвящено очень много мероприятий и уроков за предыдущий год. Поэтому сейчас я вам предлагаю немного поиграть.

Викторина

1. Родиной какого движения является наш город? (Стахановского)

2. В честь кого назван наш город? (А.Стаханов)

3. Кто такой Алексей Стаханов? (Шахтер)

4. Какой рекорд он поставил? (По добыче угля)

5. А сколько же тонн угля он добыл за смену с 30 на 31 августа? (102 тонны)

6. А где Алексей Стаханов поставил свой рекорд? (г. Ирмино, шахта 22 съезда)

7. Где находится памятник А. Стаханову? (Возле парка Горняк)

8. Какой памятник стоит напротив Дворца культуры? (Ленин)

9. Какой предмет напоминает Дворец культуры с высоты птичьего полета? (Самолет)

10. Как назывался город раньше? (Кадиевка)

11. В каком году был освобожден город от немецко-фашистских захватчиков? (3 сентября 1943 года)

Не беда, если кто-то не знал правильного ответа на вопрос викторины. У вас всё впереди. Главное – не забывать, что «любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».

Наш город – единственный город на земле, который носит имя труженика, обычного рабочего Алексея Стаханова. А какая профессия была у него?

Игра «Крестики - нолики»

- Вы разделились на две команды: команда «Крестиков» и «Ноликов». Откуда такие странные названия? Да ведь играть мы будем в самую известную и простую игру «Крестики-нолики».

Условия игры: команды по очереди делают ход, в каждом игровом поле находится задание, которое необходимо выполнить. За правильно выполненное задание команда ставит на игровое поле свой знак: крестик или нолик. (на доске)

1

ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО

2

СОБЕРИ

ПОСЛОВИЦУ

3

ОТГАДАЙ

ПРОФЕССИЮ ПО ОПИСАНИЮ

4

ЧЁРНЫЙ

ЯЩИК

5

ЗНАКИ

ШАХТЁРСКОЙ

СЛАВЫ

6

АУКЦИОН

7

ШАХТЁРСКИЙ

ТОРМОЗОК

8

МОЙ ПАПА

(ДЯДЯ, БРАТ, ДЕДУШКА) – ШАХТЁР

9

ДОСКАЖИ

СЛОВЕЧКО

Сектор №1. «Черное золото»

- Что такое «чёрное золото»?

- Знаете ли вы, почему уголь называют «чёрное золото»? Послушайте сказку.

"В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил - был царь. Однажды повелел он своим подданным принести во дворец всё самое чудесное, что только есть в его владениях. И чего только не принесли во дворец: и цветы редкие, и животных диковинных, и камни самоцветные, и самородки золотые. А один бедный мужичок подал царю... простой чёрный уголёк.

"Прочь отсюда, закричал царь, об этот уголь только руки марать!"
Обиделся уголёк да в тот же миг и пропал. Стало во владениях царя темно (электростанции не работают - света нет), холодно (топить печи нечем). В армии царской оружие пропало (железа - то нет, а без него ни меча не сковать, ни пули не отлить). Решил царь бежать из дворца, хвать кафтан: "Батюшки, ни одной пуговицы!" И новых не пришьёшь. Оказывается, не только металлические, но даже пластмассовые пуговицы тоже с применением угля делают. Даже картины в царской галерее стали бледными, потому что многие краски из чёрного уголька делают. Взмолился царь: "Уголёк, не помни зла, вернись!" Вернулся уголёк, простил царя и до сих пор служит людям верой и правдой" (по Г. Юрмину).

- Чего только не делают из угля! Уголь используется для плавки металлов, а значит, для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь ничем не пахнет, и его применяют при изготовлении духов и сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля и прочные нити, и удобрения, и лекарства, и разноцветные краски, и самое лучшее стекло.

- За 1 минуту напишите, где применяется каменный уголь. Какой команде это удастся лучше, та и победила.

Сектор №2. «Собери пословицу»

- Каждая команда соберёт по 2 пословицы и объяснит их смысл.

Команда «Крестики»:

1. и блестит, уголёк, и ценится, золото:, как; (Уголёк как золото: и блестит, и ценится)

2. будь в лаве, прославишь, как в бою, Родину свою (Будь в лаве, как в бою, - прославишь Родину свою)

Команда «Нолики»:

1. чтобы, называться, мало, замараться, шахтёром, углём (Чтобы шахтёром называться, мало углём замараться)

2. шахтёру, когда много, слава, лава, даёт, угля (Шахтёру слава, когда много углядаёт лава)

Сектор №3. «Отгадай профессию по описанию»

- Из данных описаний разных профессий выберите только описания шахтёрской профессии. Назовите номера текстов.

1. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они все знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 60-90 см, а у женщин и стариков 50-70; а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит.

2. Специалисты как-то подсчитали: в среднем на каждых четырех человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет из себя такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путем. Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания

3. Профессия считается в наши дни одной из самых опасных и экстремальных, её выбирают самые мужественные и смелые люди. Работа заключается в добыче различных руд в подземных шахтах. Это очень тяжёлый труд, рабочим приходится спускаться на большую глубину (от 800 м до 4 км) в так называемый забой

4. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас в стране получить данную профессию совсем не сложно. А вот во Франции, например, желающие получить эту профессию подвергаются серьезному экзамену. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями и деньгами.

5. К труженикам этой профессии напрямую относятся слова М.В.Ломоносова: «…в земных недрах пространство, и богато царствует натура… Металлы и минералы сами во двор не придут – требуют глаз и рук для своего прииску». Высокие медицинские требования предъявляются к людям этой профессии, так как в течение всей рабочей смены они вынуждены находится глубоко под землей.

Сектор №4. «Черный ящик»

- Отгадайте, что лежит в чёрном ящике. Каждая команда по – очереди задаёт по 1 вопросу так, чтобы можно было бы ответить «да» или «нет». Выиграет та команда, которая отгадает, что находится в чёрном ящике. (шахтёрская каска)

Сектор №5. «Знаки шахтёрской славы»

- Соедините фотографию награды с её названием.

знак « Трудовая слава»

звание «Почётный шахтёр»

знак «Шахтёрская слава»

Сектор №6. «Аукцион»

- За 2 минуты на листе бумаги напишите как можно больше слов, связанных с профессией шахтёр. Какая команда напишет больше слов, та и выиграла.

Сектор №7. «Шахтёрский тормозок»

- Тормозок – это шахтерский перекус. Это еда, которую он берет с собой на смену в шахту, чтобы перекусить во время обеденного перерыва. Данное слово зародилось в Донбассе, шахтерском крае, а затем распространилось по территории всего бывшего СССР. Сейчас оно в обиходе у шахтеров Караганды, Солигорска, Воркуты, Шпицбергена.
Что входит в состав шахтерского тормозка. Поскольку работа у него тяжелая, то и пищевой набор должен состоять из продуктов повышенной калорийности. В основе его хлеб, сало (колбаса), 2-3 яйца, пару картофелин, лук, соль. Это, так сказать, стандарт.
Что означает само слово «тормозок» доподлинно неизвестно. Наиболее логичным, с точки зрения языковедов, его происхождение от сленга «тормозить», т.е. делать перерыв во время работы.

- Помогите шахтёру собрать тормозок. Каждая команда получает одинаковое количество продуктов и упаковку. Кто соберёт быстро и аккуратно, тот и выиграл. (Звучит песня «Мой папа – шахтёр!»)

Сектор №8. «Мой папа (дядя, брат, дедушка) – шахтёр!»

- Расскажите о своих родственниках – шахтёрах. Покажите фотографии.

Сектор №9. «Доскажи словечко»

- Каждая команда добавляет по 1 слову в конце строчки и получает 1 балл. Команда, получившая больше баллов побеждает.

- Профессий всех не сосчитать!
А вы какие можете назвать?
Поезд водит... (машинист).
Пашет в поле... (тракторист).
Самолетом правит... (летчик).
Клеит книжки... (переплетчик).
В школе учит нас... (учитель).
Строит здания... (строитель).
Красит стены нам... (маляр).
Столы делает... (столяр).
Песни нам поет... (певец).
Торговлей занят... (продавец).
На станке ткет ткани... (ткач).
От болезней лечит... (врач).
Лекарства выдаст нам... (аптекарь).
Хлеб выпечет в пекарне... (пекарь).
Нарисует нам... (художник).
Сапоги сошьет... (сапожник).
Нам печку сложит на зиму... (печник).
Обслужит в поезде нас... (проводник).
Потушит вмиг пожар... (пожарный).
На Крайнем Севере работает... (полярник).
С другого языка переведет... (переводчик).
Исправит кран... (водопроводчик).
Часы чинит... (часовщик).
Грузит краном... (крановщик).
Рыбу ловит... (рыбак).
Служит на море... (моряк).
В машине возит груз... (шофер).
Хлеб убирает... (комбайнер).
В доме свет провел... (монтер).
В шахте трудится... (шахтер).

IV. Подведение итогов.

- Посчитайте количество крестиков и ноликов.

- Надеюсь, вы сегодня много интересного узнали об этой опасной, но очень нужной профессии.

- Закончить классный час мне хочется строками из стихотворения:

Благословен шахтёрский труд…
И тот, кто уголь добывает…
Их все шахтёрами зовут…
Их подвиг вся страна венчает…
Они сердцами дарят свет…
Их труд воистину опасный…
Ведь уголь – это чёрный хлеб…
Для всей промышленности важный…

Помните, что самое главное – уметь радоваться жизни. Не каким-то материальным благам, а, например, тому, что вы чего-то добились, хорошей погоде, жизни в целом, тому, что родились ни где-то, а именно здесь, на славной земле под названием Луганщина. Любите свой край, цените труд других людей и стремитесь сами сделать что-то полезное для своей малой родины. Спасибо за внимание!

multiurok.ru

Шахтёр — Википедия. Что такое Шахтёр

Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земной коры. Они работают в Шахтах или Разрезах(по сути, то же, что и карьеры).

Существуют так называемые основные и вспомогательные профессии шахтёров:

  • Основные: горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ)(забойщик), проходчик, маркшейдер, горноспасатель.
  • Вспомогательные: инспектор горно-технический, инженер по охране труда, диспетчер, горномонтажник подземный(правильно — горнорабочий по ремонту и монтажу горных выработок -ГРГВ — в просторечии — «крепильщик»), горнорабочий подземный (ГРП), машинист горных выемочных машин(МГВМ), машинист конвейера, машинист подземных установок (МПУ), электрослесарь подземный, мастер-взрывник, стволовой, раздатчик взрывчатых материалов, коногон(устаревш.) и др.
Подготовка лавы 101 по пласту Красногорский ОАО Шахта Алексиевская

Обучение шахтёров

Люди, которые хотят работать шахтёрами — как правило заканчивают специальные учебные заведения — колледжи и техникумы, специальные курсы, где они обучаются в течение от одного месяца до шести лет(инженерно-технические работники на вечерних отделениях ВУЗов).[1][2]

Организация труда шахтёров

В РФ шахтёрская смена длится шесть(за полярным кругом) — восемь часов(РБ- семь часов). Но иногда работодатель (часто незаконно) увеличивает смену до двенадцати часов. Те, кто работает под землёй имеют льготный подземный стаж (к примеру, шахтёр в РФ, за полярным кругом выходит на пенсию в 45 лет). На шахте могут работать несколько бригад шахтёров(четыре добычные,одна ремонтная). Некоторые шахтёрские бригады, работая на участке, могут в течение года добыть более миллиона тонн руды. 21 Октября 1935 года Международная организация труда приняла постановление запрете работы под землёй женщин и подростков. На шахтах работают в основном совершеннолетние мужчины. В годы Великой Отечественной войны и ранее на шахтах работали подростки. Шахтёры, приходя и уходя, как правило, переодеваются. Одежда шахтёра обязательно состоит из специальной каски, фонаря (в РФ — на поясе (на арго — «свет»)в РБ-на поясе лампа), специальной обуви и одежды, самоспасателя (устройство, используемое в условиях возможного недостатка кислорода — во время пожаров, взрывов метана и/или угольной пыли, и нарушении подачи воздуха в шахту).

Памятник шахтёру, пос. Комсомольский, Тульская обл.

Значение профессии

Хотя профессия шахтера и опасное занятие, и она является трудной, но профессия очень важна для экономического развития, потому что она дает сырье для производства для всех отраслей промышленности. Шахтеров обучают очень тщательно, чтобы быть в состоянии выжить после аварии, а также для того, чтобы они могли сделать более высокие экономические показатели и знать технику безопасности. В мире существуют целые шахтёрские посёлки и города, где более чем половина населения работает на шахтах. Более 400 шахтёров удостоены звания Героя социалистического труда. Большая часть шахтёров для защиты своих трудовых прав объединены в профсоюзы — наиболее известные — Росуглепроф и Независимый профсоюз горняков.

Проблемы профессии

Как отмечает руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин, сопровождая упоминание аварии на шахте «Ульяновская» с гибелью более ста человек примером сознательного нарушения там тогда техники безопасности, отвечая на вопрос «О чём собственники думали?» — про собственников как раз понятно. Ещё Карл Маркс сказал: «Ни один капиталист не остановится ни перед чем ради сверхприбыли». Что касается работников, то тут во многом проблема в их убеждениях: «Гора своих всё равно возьмет, всё равно на миллион тонн угля будет какое-то количество погибших». Это настолько уже укоренилось в головах людей, что многие гордятся своей профессией также и из-за того, что она связана с высоким риском. При этом Кутьин признаёт, что шахты опасны: «Там много факторов, которые человек не может проконтролировать. Неожиданные метанопроявления, горные удары. Мы пытаемся как-то это нивелировать оборудованием, квалификацией сотрудников. Но природные факторы остаются»[3].

Профессиональные заболевания

В структуре профессиональной заболеваемости шахтеров по диагнозам одно из первых мест занимают заболевания, вызванные влиянием промышленных аэрозолей (пневмокониозы (силикоз, антракоз), хронические и пылевые бронхиты, кониотуберкулезы)), потом силикоз, бурсит, далее — заболевания, связанные с физическими перегрузками и перегрузками органов и систем организма (радикулопатия), затем — заболевания, вызванные действием физических факторов (вибрационная болезнь, катаракта), Лёгочное сердце. [4]

Несмотря на повсеместную механизацию и автоматизацию труда, шахтёрский труд остаётся одним из самых тяжёлых.

Социальная защита шахтёров

Как правило шахтёры России за свой труд получают высокую зарплату, кроме того в случае гибели на производстве Государство и угольная компания выплачивают высокую компенсацию. В случае травм, компании, как зачастую обвиняют работника в нарушении Техники Безопасности, и отказывают ему в компенсации. В РФ, в случае если шахтёр получает профзаболевание, например силикоз, то его лечат в специализированных лечебных учреждениях[5]. В Кемеровской области есть специальный центр здоровья шахтёров Минэнерго РФ.

Политическая активность шахтёров

В 1989 в СССР прошла целая серия забастовок на предприятиях угольной отрасли. В 1998 Шахтёры Кузбаса в течение нескольких недель перекрыли железнодорожные пути.

В культуре

Профессии шахтёра посвящены различные книги, фильмы и песни.

Фильмы

Книги

  • Книги о шахтерах
  • Книги о горноспасателях

Песни

  • Спят курганы тёмные
  • Николай Расторгуев — Последнее письмо шахтёра.
  • Анита Цой — Уголёк.
  • Абашевская (музыка И. Демарина, слова Н. Зиновьева — исполняет И. Демарин)
  • Боевая шахтерская (музыка Д. Васильева-Буглая, слова П. Беспощадного — исполняет Ансамбль песни и пляски при ВЦСПС)
  • Донбасский вальс (музыка А. Холминова, слова И. Кобзева — исполняют Э. Беляева и М. Магомаев)
  • Песня о Донбассе -музыка Н. Богословского, слова Н. Доризо — исполняют В. Макаров (1) Н. Богословский (2)
  • Сияет лампочка шахтёра — (музыка: Н. Богословского, слова: М. Матусовского — исполняет Н. Соловьев)
  • Старинная шахтерская (музыка Т. Хренникова, слова Е. Долматовского — исполняет В. Бунчиков)
  • Чёрное золото (слова и музыка В. Высоцкого — исп. В. Высоцкий)
  • Шахтерский характер (музыка Я. Френкеля, слова М. Матусовского — исполняет Я. Френкель)

См. также

Примечания

Ссылки

wiki.sc

Шахтёр — Википедия

Подготовка лавы 101 по пласту Красногорский ОАО Шахта «Алексиевская».

Шахтёр — человек, добывающий полезные ископаемые из недр земной коры, обобщающее название.

Они работают в шахтах или разрезах (по сути, то же, что и карьеры). Существуют так называемые основные и вспомогательные профессии шахтёров:

  • Основные: горнорабочий очистного забоя (ГРОЗ) (забойщик), проходчик, маркшейдер, горноспасатель и другие.
  • Вспомогательные: инспектор горно-технический, инженер по охране труда, диспетчер, горномонтажник подземный (правильно — горнорабочий по ремонту и монтажу горных выработок (ГРГВ) — в просторечии — «крепильщик»), горнорабочий подземный (ГРП), машинист горных выемочных машин (МГВМ), машинист конвейера, машинист подземных установок (МПУ), электрослесарь подземный, мастер-взрывник, стволовой, раздатчик взрывчатых материалов, коногон(устаревш.) и другие.

Обучение шахтёров

Люди, которые хотят работать шахтёрами — как правило заканчивают специальные учебные заведения — колледжи и техникумы, специальные курсы, где они обучаются в течение от одного месяца до шести лет (инженерно-технические работники на вечерних отделениях ВУЗов).[1][2]

Видео по теме

Организация труда шахтёров

В Российской Федерации — России шахтёрская смена длится шесть (за полярным кругом) — восемь часов (РБ- семь часов). Но иногда работодатель (часто незаконно) увеличивает смену до двенадцати часов. Те, кто работает под землёй имеют льготный подземный стаж (к примеру, шахтёр в России, за полярным кругом выходит на пенсию в 45 лет). На шахте могут работать несколько бригад шахтёров (четыре добычные, одна ремонтная). Некоторые шахтёрские бригады, работая на участке, могут в течение года добыть более миллиона тонн руды. 21 октября 1935 года Международная организация труда приняла постановление запрете работы под землёй женщин и подростков. На шахтах работают в основном совершеннолетние мужчины. В годы Великой Отечественной войны и ранее на шахтах работали подростки. Шахтёры, приходя и уходя, как правило, переодеваются. Одежда шахтёра обязательно состоит из специальной каски, фонаря (в России — на поясе (на арго — «свет») в РБ-на поясе лампа), специальной обуви и одежды, самоспасателя (устройство, используемое в условиях возможного недостатка кислорода — во время пожаров, взрывов метана и/или угольной пыли, и нарушении подачи воздуха в шахту).

Памятник шахтёру, пос. Комсомольский, Тульская обл.

Значение профессии

Хотя профессия шахтера и опасное занятие, и она является трудной, но профессия очень важна для экономического развития, потому что она дает сырье для производства для всех отраслей промышленности. Шахтеров обучают очень тщательно, чтобы быть в состоянии выжить после аварии, а также для того, чтобы они могли сделать более высокие экономические показатели и знать технику безопасности. В мире существуют целые шахтёрские посёлки и города, где более чем половина населения работает на шахтах. В Союзе ССР более 400 шахтёров удостоены звания Героя социалистического труда. Большая часть шахтёров для защиты своих трудовых прав объединены в профсоюзы — наиболее известные — Росуглепроф и Независимый профсоюз горняков.

Проблемы профессии

Как отмечает руководитель Ростехнадзора Николай Кутьин, сопровождая упоминание аварии на шахте «Ульяновская» с гибелью более ста человек примером сознательного нарушения там тогда техники безопасности, отвечая на вопрос «О чём собственники думали?» — про собственников как раз понятно. Ещё Карл Маркс сказал: «Ни один капиталист не остановится ни перед чем ради сверхприбыли». Что касается работников, то тут во многом проблема в их убеждениях: «Гора своих всё равно возьмет, всё равно на миллион тонн угля будет какое-то количество погибших». Это настолько уже укоренилось в головах людей, что многие гордятся своей профессией также и из-за того, что она связана с высоким риском. При этом Кутьин признаёт, что шахты опасны: «Там много факторов, которые человек не может проконтролировать. Неожиданные метанопроявления, горные удары. Мы пытаемся как-то это нивелировать оборудованием, квалификацией сотрудников. Но природные факторы остаются»[3].

Профессиональные заболевания

В структуре профессиональной заболеваемости шахтеров по диагнозам одно из первых мест занимают заболевания, вызванные влиянием промышленных аэрозолей (пневмокониозы (силикоз, антракоз), хронические и пылевые бронхиты, кониотуберкулезы)), потом силикоз, бурсит, далее — заболевания, связанные с физическими перегрузками и перегрузками органов и систем организма (радикулопатия), затем — заболевания, вызванные действием физических факторов (вибрационная болезнь, катаракта), Лёгочное сердце. [4]

Несмотря на повсеместную механизацию и автоматизацию труда, шахтёрский труд остаётся одним из самых тяжёлых.

Социальная защита шахтёров

Как правило шахтёры России за свой труд получают высокую зарплату, кроме того в случае гибели на производстве Государство и угольная компания выплачивают высокую компенсацию. В случае травм, компании, как зачастую обвиняют работника в нарушении Техники Безопасности, и отказывают ему в компенсации. В России, в случае если шахтёр получает профзаболевание, например силикоз, то его лечат в специализированных лечебных учреждениях[5]. В Кемеровской области есть специальный центр здоровья шахтёров Минэнерго России.

Политическая активность шахтёров

В 1989 в Союзе ССР прошла целая серия забастовок на предприятиях угольной отрасли. В 1998 Шахтёры Кузбасса в течение нескольких недель перекрыли железнодорожные пути.

В культуре

Профессии шахтёра посвящены различные книги, фильмы и песни.

Фильмы

Книги

  • Книги о шахтерах
  • Книги о горноспасателях

Песни

  • Спят курганы тёмные
  • Николай Расторгуев — Последнее письмо шахтёра.
  • Анита Цой — Уголёк.
  • Абашевская (музыка И. Демарина, слова Н. Зиновьева — исполняет И. Демарин)
  • Боевая шахтерская (музыка Д. Васильева-Буглая, слова П. Беспощадного — исполняет Ансамбль песни и пляски при ВЦСПС)
  • Донбасский вальс (музыка А. Холминова, слова И. Кобзева — исполняют Э. Беляева и М. Магомаев)
  • Песня о Донбассе -музыка Н. Богословского, слова Н. Доризо — исполняют В. Макаров (1) Н. Богословский (2)
  • Сияет лампочка шахтёра — (музыка: Н. Богословского, слова: М. Матусовского — исполняет Н. Соловьев)
  • Старинная шахтерская (музыка Т. Хренникова, слова Е. Долматовского — исполняет В. Бунчиков)
  • Чёрное золото (слова и музыка В. Высоцкого — исп. В. Высоцкий)
  • Шахтерский характер (музыка Я. Френкеля, слова М. Матусовского — исполняет Я. Френкель)

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Конспект урока "Почётный труд шахтёров"

КЛАСС: 2 класс

МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: четвёртый урок в Макросфере 2 «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики»». Микросфера «Трудом славен человек»

ТЕМА УРОКА: « Почетный труд шахтеров».

Цель: расширить представление школьников о профессии шахтёра, важности и значимости его труда, приобщать учащихся к историческому и духовному наследию прошлых поколений.

Задачи:

1. Формирование представления обучающихся о труде шахтёров Донбасса, углубление знаний о том, что люди должны делать и знать, чтобы научится этой профессии.

2. Развитие интеллектуальных и творческих возможностей обучающихся, кругозора, мышления.

3. Воспитание уважения к труду, патриотические чувства, национальное сознание, достоинство, стремления вырасти полезными своей республике.

Ожидаемые результаты: расширение представлений о профессии шахтёра; воспитание трудолюбия, чувства гражданственности и патриотизма; развитие творчества.

Подготовительная работа:  учитель определяет круг вопросов, которые необходимо обсудить на уроке. Намечает последовательность их рассмотрения, в соответствии с задачами данного урока и содержанием изученного материала по теме. После определения содержания урока происходит распределение ролей: в соответствии с желаниями учащихся формируются группы . Каждая группа готовит материал , подбирает фотографии, рисунки; дети разучивают стихотворения.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.

Форма учебной работы:  ролевая игра (конференция)

Описание материала: конспект урока для обучающихся 2 класса способствует развитию познавательных процессов учащихся: внимания, памяти, воображения. Задания носят творческий характер, а занятие построено в форме конференции, в ходе которой ребята познают профессию шахтёра.

Ход урока

I.Организационный момент.

Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Создание эмоционального фона — прослушивание песни «В светлом небе донецком…»

II. Мотивация учебной деятельности.

- О чем идет речь в песне, которую вы прослушали?

- А что для нас значит Родина? (Ответы детей)

- Скажите, как называется наш край, наша Родина.

Ученица. Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!

Могучий край родной моей державы!

В веках не оскудеет этот пласт

Рабочей Чести, Мужества и Славы!

Алексей Шемшурин

 III. Сообщение темы и цели урока.

- Главное богатство Родины – это люди, которые окружают нас в повседневной жизни, которые трудятся на её благо.

- Ребята! Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить и расширить свои знания о профессии шахтёра, узнать о важности и значимости его труда, пополнить знания о прошлом и настоящем в труде этой нелёгкой профессии. На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты – экологи, историки, географы, экскурсоводы, литературоведы, шахтёры.

IV. Изучение новой темы

- Кто знает, что обозначает слово Донбасс? Слово Донбасс обозначает Донецкий угольный бассейн. (Слайд 2).Посмотрите на карту, покажите наш город Донецк. Здесь глубоко под землей много угля.

- А где добывают уголь? Кто добывает уголь? Как называется профессия? На все эти вопросы мы сегодня постараемся ответить. Слово предоставляем группе географов.

Выступление географов.

- Посмотрите, что это за камень? (Слайд 3). Правильно, ребята, это уголь.

- Это полезное ископаемое представляет собой остатки растений, погибших миллионы лет назад, процесс гниения которых был прекращен из-за опускания остатков растений под землю, и, как следствие, отсутствия кислорода. В результате отсутствия доступа воздуха полученный растениями углерод не был отдан обратно в атмосферу. И под воздействием определенных грибков и бактерий растительные остатки превращались в торф, а затем в бурый уголь, каменный, антрацит . Уголь добывают в шахте.

Слово предоставляем группе экологов.

Выступление экологов.

Уголь - топливо будущего. Таково мнение мирового энергетического сообщества. Уголь, наряду с нефтью и газом, является не возобновляемым углеводородным природным энергетическим ресурсом. В последние годы продолжаются катастрофически падать объемы добычи угля. Технические показатели угольной промышленности довольно сложные. Поэтому добыча полезного ископаемого в современных условиях должна быть построена на рациональном использовании каменного угля.

Слово предоставляем группе историков.

Выступление историков.

- Пётр I впервые познакомился с углём в 1696 году, возвращаясь из первого Азовского похода. Во время отдыха на берегу Кальмиуса царю показали кусок чёрного, хорошо горящего минерала. «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет», – сказал Пётр I. В 1721 году по приказу царя известный рудознавец Г.Г. Капустин обнаружил залежи очень полезного и дорогого камня на Донбассе. С этого времени начинается промышленное развитие региона. Начинают строить шахты.

Учитель.

- А вы знаете, как работают шахтеры? Кто из вас был в шахте?

- Сейчас мы совершим виртуальное путешествие в шахту. В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску.(Слайд4) Идём в ламповую, берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем  аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно. Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой.

- Садимся в клеть и спускаемся на глубину до 1 км. Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля. В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов. Основные инструменты шахтёра в прошлом – это кирка и молот. (Слайд5)

Словарная работа.

КИ́РКА – металлический заострённый стержень, ударяя по которому молотком откалывали твёрдые породы угля.

КЛЕТЬ— транспортная кабина, предназначенная для подъёма по шахтному стволу спуска или подъёма людей.

Выступление шахтеров .

- Первые шахтеры брали с собой на работу клетку с канарейкой. Если птичка надолго умолкала – это был сигнал к немедленной эвакуации. Оказывается, канарейки очень чувствительны к содержанию метана в воздухе. Сейчас основной инструмент шахтёра - это отбойный молоток. А состоянием воздуха в шахте следят специальные приборы – газоанализаторы.

Учитель.

- И вот мы спустились в шахту. (Слайд 6) .Так спускались в шахту при царе Петре I. (Слайд 7). Так происходит спуск в шахту в настоящее время. Из клети - выходим в штрек, который похож на туннель в метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.

В вагонетках по рельсам везут уголь. (Слайд 8).Коренной штрек в шахте – это как бы главная улица, от которого отходят под прямым углом бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны «вынуть» весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольный комбайн, который рубит уголь. Ленточный конвейер переправит его в нужное место. Посмотрите, как работали шахтёры в прошлом веке. (Слайд 9)

Выступление шахтеров

-Раньше уголь добывали почти вручную, только при помощи кирки и лопаты. С середины XIX века на шахтах для откатки угля стали использовать лошадей. Грузили уголь на подводы, в которые были запряжены лошади. Эти лошади, спустившись в шахту, на поверхность уже не поднимались, если только заболевали, а иногда даже они умирали в шахте. Одна лошадь могла тянуть 8 вагонеток весом 1,5 тонны каждая..

- Затем стали использовать отбойные молотки, и грузили уже уголь на вагонетки.

- Сейчас же уголь добывают при помощи техники, с использованием специального угольного комбайна.

- А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра. Работать приходится лёжа…

Выступление литературоведов

Что ты знаешь о солнце,

Если в шахте ты не был,

Если видишься с солнцем с утра…

Только тот ценит солнце и высокое небо,

Кто поднялся с зарёй на-гора…

Физминутка

Учитель читает слова и показывает движения, а дети повторяют.

Трактор водит ......(тракторист),

Электричку - .........(машинист),

Стены выкрасил -........(маляр),

Доску выстрогал - ......(столяр),

В доме свет провёл - ....(монтёр),

В шахте трудится - .......(шахтёр),

В жаркой кузнице - ......(кузнец).

Кто всё знает – молодец!

- Профессия шахтёра относится к числу самых опасных. Он работает на большой глубине, нередко в условиях очень высокой температуры. Стоит только представить, как нелёгок труд работников. (Слайд 10).

- Давайте подберём слова, которые подходят к профессии шахтер. Какая профессия у шахтеров? ( Дети поочередно составляют «ассоциативный куст» к словосочетанию «профессия шахтёра») Профессия шахтера – трудная, грязная, пыльная, опасная, тяжелая, шумная, нелегкая. Шумная. - Почему? Тяжелая, нелёгкая, трудная. Слова похожи. Почему? ( В шахте темно, жарко, маленькая высота, уголь тяжело рубить, грузить.) Опасная. Почему? (В шахте бывают обвалы, пожары, травмы и смерть). Работа шахтера – полезная и нужная людям. Труд шахтёров очень труден и опасен. Немало их погибло, добывая уголь.

Выступление экскурсоводов.

Героический труд шахтёров чтят во всех городах Донбасса. (Слайд 11).

-В Макеевке всегда многолюдно возле памятника «Мемориал подвигу шахтёров Макеевки». В Донецке на площади Шахтёрская установлен памятник шахтёрам, прославляющий их героический труд. Памятник «Слава Шахтёрскому труду» является «визитной карточкой» города.

- Памяти тех, кто не вернулся из шахты и подвига тех, кто сейчас ежедневно спускается в забой стоят памятники в Донецке, Макеевке и в других городах нашей республики. (Слайд 12).

Учитель.

-Ребята, а у кого папа – шахтер? (ответы детей) Традиционными являются шахтерские трудовые династии. (Слайды 13,14).

- Шахтёр – сложная и опасная профессия. (Слайд 15). Она требует выносливости и психологической готовности к труду в тяжёлых условиях. У такого специалиста должны быть хорошая физическая подготовка и крепкое здоровье. Поскольку в шахтах возможно возникновение непредвиденных случаев, то их работникам не обойтись без умения грамотно действовать в экстремальной ситуации и быстро принимать решения. Представителю этой профессии понадобится способность концентрироваться на своём деле, обладать координированными движениями. Он должен быть терпеливым, для того чтобы осуществлять монотонную, рутинную работу. Также шахтёру следует быть ответственным, дисциплинированным, отважным .

Выступление литературоведов

- Ребята, вы учили стихотворения о шахтёрах. Кто хочет рассказать стихотворение наизусть?

Мой город трудовых рекордов,
Когда же растворится мгла,
Чтоб снова мог шагать я гордо,
Где трасса жизни пролегла?

В Донбассе жить и не изведать
Шахтёрский труд никак нельзя.
Иду заснеженным рассветом –
Я не один, со мной друзья.

И кажется: среди каштанов,
В снегу застывших, как слюда,
Весёлый Алексей Стаханов
Спешит на шахту, как всегда.

И день светлеет постепенно,
И быстро отступает мгла,
И мы торопимся на смену,
Где трасса жизни пролегла.

Горняцкие лампы не гаснут,

Свой путь пробивая во мгле.

Шахтеры живут под землёю,

Чтоб было светло на земле.

И уголь течет из- за боя

Тяжелою чёрной рекой ,-

Такие сердца у шахтеров,

Шахтёрский характер такой.

- Профессия шахтера входит в перечень самых тяжелых и самых опасных. Именно поэтому труд горняка так уважаем во всем мире. День шахтёра ежегодно отмечается в последнее воскресенье августа. Связано это с тем, что в ночь с 30 на 31 августа 1935 года шахтёр А. Г. Стаханов установил рекорд, послуживший началом стахановского движения. (Слайд16).

Это подвиг — быть шахтером,

Ты не нюня, не слабак,

Не хиляк у монитора,

Не ботан и не простак.

Быть шахтером очень страшно,

Это не в песок играть,

И почетно, и опасно

Уголь в недрах добывать. (Слайд 17).

V. Рефлексия урока

- Наш урок подошёл к концу. Спасибо за предоставленную информацию Какие моменты остались в вашей памяти. Какие мысли запомнились? Над чем хочется задуматься?

- Что совершенно новое вы узнали на уроке?

- Закончите предложения: «Я ...доволен своей работой»,

«Мне было трудно…».

 -Я надеюсь, что в будущем вы все выберите интересную и полезную работу, и станете мастерами своего дела, чтобы быть полезным своей маленькой Родине. Можно быть кем угодно: прекрасным, знающим врачом, водителем, писателем, шахтёром, но если у человека злое сердце или он завистлив, эгоистичен, он никому не принесете радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми.

Хорошо, что есть на свете

Камень, глина и песок.

Хорошо, что есть на свете

Клещи, гвозди, молоток.

Нитки есть и есть лопата –

Можно шить и можно рыть!

Уважайте труд, ребята,

Приучайтесь труд любить!

VI Релаксация

- А сейчас закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

- Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Список литературы:

1.Аванесян , Л.Воспитание гражданина начинается в семье / Л.Аванесян // Начальная школа.- 2010.- №11. – с.9-11.

2. Алексей Стаханов: Человек-символ, Человек-легенда, Человек-загадка: художеств.-докум. очерк. - Донецк: Регион, 2005. - 198 с.

3.Мозговой, В. Там, где было Дикое поле...: Очерки истории Донецкого края. - Донецк: Кардинал, 2001. - 366 с.

4.Уроки гражданственности Донбасса. Методическое пособие: 2класс / Сост. Грабовая Г.С., Полищук Е.Н., Калафат О.В. / Под общ. ред. Л.П. Поляковой, А.И.Чернышева .- Донецк : Истоки, 2016. – 108 с.

kopilkaurokov.ru

Трудовое воспитание. Классный час на тему "Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!" (о рабочих профессиях Донбасса)

Классный час на тему: "Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!" (о рабочих профессиях Донбасса)
ЦЕЛЬ: дать понятие о значении труда в жизни людей, о многообразии профессий, о труде рабочих Донбасса;
расширить кругозор учащихся, способствовать развитию коллективной и самостоятельной познавательной деятельности, активной гражданской позиции;
воспитывать уважительное отношение к труду.

Сценарий классного часа «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» ( о рабочих профессиях Донбасса)

На доске – цитаты:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
(К.Д.Ушинский)
"Когда труд – удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь – рабство!"
Максим Горький

 

Нынче всякий труд почетен,
Где какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.

М. Исаковский

 


Учитель:
Существует такое крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»… Конечно, для счастья… Но всё-таки правильнее звучало бы так: «Человек создан для труда, как птица для полёта».
Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса: невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда. Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда.
Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почётом и уважением. Разве кто-нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело. А как это осуществить?
Наш классный час на тему «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символичным маяком в океане ваших поисков.

1 ведущий:

 (на экране – картина В.М.Васнецова «Богатыри», камень с надписью на распутье дорог)

...Налево пойдешь - коня потеряешь,
Направо пойдешь - жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.

Из русских народных сказок

Есть и другие варианты выбора: Власть,  Знание, Любовь. Выбор одного пути исключает два другие…

2 ведущий:

Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.

 

- Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведёт в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Хорошо ли ты в школе учился? Наука – серьёзное и трудное дело. Сможешь ли ты, «не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?»

 

 - «Вот склонились к постели твоей люди в белых халатах»… Хочешь стать врачом? Но хватит ли у тебя терпения, любви и сострадания к людям?
 

1 ведущий:

 - Огненными сполохами металлургических плавок загорается  небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолёты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней – и всё это благодаря труду людей  самых различных профессий.
 Но много ли ты знаешь обо всех этих профессиях?

Вот мы и поговорим на классном часе о ряде рабочих шахтёрских профессий, чтобы познакомиться с ними,  о людях труда, ведь «шахтёр под землю для того спускается, чтоб на земле хватало всем тепла»…

Звучит песня «Чёрное золото».

  Текст песни «Черное Золото»

Марш шахтеров - Владимир Высоцкий

Не космос, метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.

Любой из нас, ну чем не чародей,
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей,
Свои котлы топить им будет нечем.

Сорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.

Да, сами мы, как дьяволы в пыли,
Зато наш поезд не уйдет порожний.
Терзаем чрево матушки-земли,
Но на земле теплее и надежней.

*

1 Чтец:

 О ДОНБАССЕ ПИШУТ...
Николай Анциферов

О Донбассе пишут в географии,


Что Донбасс - край угля и металла.

Верно. Но для полной биографии

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песня о Донбассе,

Терриконы и копры воспеты.

Верно, есть такие. Я согласен.

Только это - внешние приметы.

Ну, а где же люди? Их не видно...

Потому мне горько и обидно...

Я хочу сказать о земляках.

Может быть, получится коряво,

Все-таки

Горняк

О горняках,

Как могу,

Сказать

Имею право.

 

2 ведущий:

В подземном царстве Аида работают шахтёры.

*

Донбасс – шахтёрский край, большинство населения – шахтёры.

А кто из вас представляет себе, что такое шахта?

Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту.

В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску. Идём в ламповую, берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем  аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно … (Демонстрируются принесённые школьниками предметы шахтёрского снаряжения, можно показать на экране).

2 чтец:

Что ты знаешь о солнце,

Если в шахте ты не был,

Если видишься с солнцем с утра…

Только тот ценит солнце и высокое небо,

Кто поднялся с зарёй на-гора…

 

1 ведущий:

Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой: во флягу на шахте можно набрать из крана не только газированной воды, но и чая или кофе.

Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 км… Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля. В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов.

2 ведущий:

И вот мы спустились в шахту, пока рассуждали о толщине угольного пласта. Из лифта – «клети» -  выходим в штрек, который похож на туннель в метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.

В вагонетках по рельсам везут уголь.

Коренной штрек в шахте – это как бы главная улица, от которого отходят под прямым углом бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны «вынуть» весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольный комбайн, который рубит уголь.

Ленточный конвейер переправит его в нужное место.

А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра… Работать приходится лёжа…

3 чтец:

Николай Анциферов, макеевский поэт, писал о труде шахтёра:

ВЕЛЬМОЖА

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лежа.

Не найти работенки краше,

Не для каждого эта честь.

Это - только в забое нашем:

Только лежа - ни встать, ни сесть.

На спине я лежу, как барин.

Друг мой - рядом, упрямый парень.

«Поднажмем!» -

И в руках лопата

Все быстрее и веселей.

Только уголь совсем не вата:

Малость крепче и тяжелей.

Эх, и угольная перина!

Не расскажешь о ней в стихах.

Извиваешься, как балерина,

Но лопата играет в руках.

Отдохнуть бы минуту, две бы!

Отдыхаешь, когда простой.

Семьянин говорит о хлебе,

О любви говорит холостой.

Но промчится пара минут -

И напарник мой тут как тут.

Шепчет: «Коля, давай, давай!

Вместе взялись, не отставай!»

На спине снова пляшет кожа.

Я дружку отвечаю: «Есть!»

Я работаю, как вельможа,

Не для каждого эта честь.

1 ведущий:

 - Уголь добывают горнорабочие очистных забоев, сокращённо – ГРОЗ, но сначала дорогу для работы им прокладывают проходчики, которые нарезают для ГРОЗ определённые участки для выемки угля. Проходческий комбайн напирает на каменную стену, сгребает обломки двумя клешнями и отправляет их на конвейер, с конвейера порода направляется на террикон.

В шахте есть ещё множество профессий: ЭМС, ВШТ, РВУ, БВР.  У многих из вас родители работают на шахте. Расскажите, что вы узнали от них о выбранных ими профессиях. (Задания, рассчитанные на работу в группах,  давались заранее: расспросить у родителей о шахтёрской профессии, подготовить презентацию о профессии, желательно в электронном виде).

2 ведущий:

ЭМС – электромеханическая служба      - отвечает за работу подземной техники, насосов водоотлива, вентиляторов, освещения, сигнализации. (Сообщения учащихся о профессиях ЭМС)

ВШТ – внутришахтный транспорт. Машинисты электровозов и путевые рабочие вывозят из шахты уголь и породу, перевозят людей и технику, проверяют и ремонтируют рельсовые пути. (Сообщения учащихся о профессиях ВШТ)

 

РВУ – ремонтно-восстановительный участок, поддерживает штреки в хорошем состоянии, чтобы не допустить обвалов. (Сообщения учащихся о профессиях  РВУ)

 

БВР – буро-взрывные работы. Что делают специалисты БВР? Они закладывают заряды и взрывают породу, таким образом заменяя иногда работу проходческого комбайна. ((Сообщения учащихся о профессиях БВР)

Вот как много профессий в шахте! Но мы поговорили только о подземных профессиях, а ведь есть ещё наземные: экономисты, горные инженеры, плановики, маркшейдеры, диспетчеры  и многие другие.

4 чтец:
Шлет он золота черные слитки,
И идет по земле от него
Свет шахтерской широкой улыбки
И шахтерского света тепло.
Полон света, любви и задора
Человек, раздвигающий тьму.
Если встретите где-то шахтера,
До земли поклонитесь ему!
(последние две строчки класс повторяет хором и кланяется шахтёрскому труду)

Учитель:

Дорогие ребята! Помните об этом!

Старайтесь быть полезными людям.

  Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши подъезды, школьные коридоры, двор, в котором вы живёте, ваша школьная тетрадка и дневник!

 Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»

 

www.madamam.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *