Вывод знаки препинания – «Зачем нужны знаки препинания» 🖋️ функции и назначение, правила пунктуации, рассуждение о роли знаков препинания в предложениях, примеры

Содержание

Зачем нужны знаки препинания

 

Прежде всего, давайте разберемся, какие существуют знаки препинания: точка, запятая, многоточие, восклицательный знак, вопросительный знак, двоеточие, тире, точка с запятой. А теперь узнаем, зачем нужны знаки препинания, и в каких случаях их нужно использовать.

 

Любой текст оформляется знаками препинания. Без них, любой набор текста выглядит как белиберда. Его сложно читать, и теряется вся смысловая нагрузка. Если в конце предложения не ставить восклицательный знак, то, как вы поймете, что это вопрос, или восклицание, без восклицательного знака. Для того, чтобы понять, зачем нужны знаки препинания, следует узнать, для чего нужен каждый знак препинания и в каких условиях он используется.

 

Зачем нужен знак препинания «Точка»
Когда вы заканчиваете предложение, то в конце всегда ставиться точка. Она позволяет читателю понять, что мысль закончена, что позволяет сделать секундную задержку для осмысления. 

 

Зачем нужен знак препинания «Многоточие»
Многоточие позволяет создать в предложение паузу и незаконченность мысли. Как бы намекая читателю, что над этим стоит подумать или сделать выводы самим. Например, «чем нам грозит падение метеорита…». Как бы предложение не закончено, что позволяет читателю самому сделать вывод из прочитанной информации.

 

Зачем нужен знак препинания «Восклицательный знак»
Восклицательный знак придает предложению эмоциональную нагрузку. Как передать в тексте, что человек кричит. Правильно, закончить его фразу восклицательным знаком. Такой знак в конце предложения используется, не только в литературном жанре, но и в документах. Что обозначает важность фразы или предложения.

 

Зачем нужен знак препинания «Вопросительный знак»
Вопросительный знак в конце предложения, позволяет задать вопрос. Например: «Зачем нужны знаки препинания?» таким образом, в спрашиваете мнение читателей, и можете сами ответить на вопрос.

 

Зачем нужен знак препинания «Запятая»
Запятые используются внутри предложения для отделения частей друг от друга. Создают правильное восприятие предложения, чтобы читатель мог сделать паузы в нужных моментах.

 

Двоеточие
Ставится внутри предложения, обозначает связь предложения с последующими данными после двоеточия. Используется для перечисления чего-либо.

 

Тире
С помощью тире можно заменить пропущенные слова или тире. Используется, для правильного составления предложения, когда нужно перейти от одной темы к другой, но связанных по смыслу.

 

Точка с запятой
Точка с запятой используется для разделения частей. Не так часто используется в предложениях, но часто встречается в сложных предложениях где много частей.

 

Вот зачем нужны знаки препинания. Обязательно учите в школе правило их расставления.
 

podolsk50.ru

Исследовательская работа "Зачем нужны знаки препинания"

Городское соревнование юных исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

«Зачем нужны знаки препинания»

Автор: Недоборова Вера Олеговна

МБОУ лицей №3, 4а класс

Научный руководитель:

Нурыева Венера Раиловна, учитель

начальных классов

МБОУ лицей №3

Сургут

2018

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…3

Основная часть

Теоретическая часть……………...……..............................................4

Практическая часть………………….………………………….………..6

Заключение……...………………………..................................................7

Список используемой литературы…..………………………………….8

Приложения……………………………………………………………….9

Введение

Пунктуация- раздел науки о языке, в котором изучаются правила расстановки знаков препинания. Она сложная, но необходимая система, которая складывалась веками и каждый знак играет большую роль, поэтому, не зная расстановку знаков препинаний нельзя стать грамотным человеком!

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи.

Актуальность

Современному человеку сложно представить, что когда-то книги печатались без всех «известных значков», которые называют знаками препинания. Они стали настолько привычно для нас, что мы их не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. Знаки препинания живут своей жизнью в языке, имеют свою историю.

Гипотеза

Я предположила, что знаки препинания играют большую роль в нашей письменной речи. Они помогают нам грамотно выразить свои мысли.

Цель работы: узнать, зачем нужны знаки препинания, их роль в письменной речи, анализ интернет - чатов и анкетирование учащихся

Задачи исследования:

1)Познакомится с историей некоторых знаков препинания;

2) Провести опрос одноклассников на знание знаков препинания и их отношения.

Методы исследования:

Анализ, поиск материалов в интернете, обобщение

Основная часть

Объект исследования: пунктуация

Предмет исследования: знаки препинания

Теоретическая часть

Теоретическая значимость исследования позволит расширить общее представление о знаках препинания.

В русском языке 10 знаков препинания. Термин «знаки препинания» образован от древнего глагола «препинать» - «остановить».

Точка - самый древний знак препинания, ей отмечали конец предложения. Её можно назвать корнем многих знаков препинания. Появилась она в конце 15века.

Запятая – самый распространенный знак препинаний, в русской письменности их в предложение бывает несколько, в отличие от точки.

Термин «запяти», означает «зацепиться» или «задеть», в русских предложениях появилось в 1520году.

Точка с запятой придумал и ввел в употребление венецианский издатель Альд Мануций, по его замыслу, точка с запятой разделяла противоположные слова в сложносочиненном предложении. В русском языке его используют в бессоюзном предложении, когда в его частях много запятых.

Двоеточие-знак пояснения: оно указывает на то, что часть текста после него связана пояснительными или причинными, или причинными отношениями с частью текста, что находится перед ним. Как разделительный знак употребляется с конца 16 века.

О таком знаке препинания, как тире, Сомирсет Моэм писали, что в нем есть что-то грубое, азартное и редко встречается в предложениях, в котором можно заменить с точкой запятой или четко отделяющими скобками. Свое название получил от французского глагола «растягивать».

Многоточие - полная противоположность точке, оно обозначает паузу или незаконченную мысли или ж неуверенность.

Восклицательный знак - в письменной речи используется для выражения эмоции .Восклицательный знак был введён в английскую типографию в XV веке, в России восклицательный знак появился в XVI веке.

Вопросительный знак - становится в конце предложения для выражения вопроса или сомнения. Встреча в печатных книгах c XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется позже, лишь в XVII веке.

Кавычки к нам попали в 16 веке. Произошло от диалектного слово «кавка», то есть лягушка «кавыкать» -ковылять, они употребляются при выделения прямой речи, цитат, названий, иронии.

Скобки – появились более 100лет раньше, чем жил Ломоносов. Он считал, что скобки вместительный знак препинания.

Практическая часть

В практической части моей исследовательской работы я решила рассмотреть распространённые выражения: «Казнить нельзя помиловать», «Морить голодом нельзя кормить».

Смысл фразы в отсутствие запятой, перестановка которой меняет смысл фразы на противоположный может решить судьбу человека.

Казнить, нельзя помиловать-(казнить)

Казнить нельзя, помиловать-(помиловать)

Морить голодом, нельзя кормить -(оставить без еды)

Морить голодом нельзя, кормить-(дать еду)

Анализ анкет

70% используют знаки препинания всегда и понимают о их важности,

30% человек затруднились ответить.

Чтобы определить пунктуационную грамотность, воспользовалась интернет-чатом Viber, где разослала учащимся 4 А класса текстовое сообщение, я убедилась, что, действительно, в этих сообщениях очень мало знаков препинаний. Пишущие стараются ответить быстро, им некогда расставлять знаки, ставят в том случае, если знак препинания «напрашивается». Но и есть категория «защитников языка», они пишут долго, но используют знаки препинания.

Анализируя интернет-чат, я решила, что в основном знаки препинания используют взрослые грамотные люди. В молодежном общение количество знаков препинаний сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени или чтобы не выделяться. Вместо знаков препинаний больше всего используют смайлики, выражение эмоции пишущего.

Таким образом, я убедилась, что не все учащиеся используют знаки препинания в письменной речи и тема моей исследовательской работы действительно актуальна, а это и есть угроза для русского языка.

Заключение

При работе над данной исследовательской работой, я определила, что знаки препинания являются очень важны в нашей письменной речи от их перестановки иногда можно изменить смысл предложения.

Знаки препинания – это залог интеллектуального развития человека, как личности. Какое будущее нас ждет, если мы будем безграмотными существами, которые проживают жизнь без познания нового. Мы должны знать и употреблять знаки препинания для того, что бы быть грамотными! Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале моего исследования полностью доказана.

Список используемой литературы

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Занимательная грамматика.1997г.-159

  2. Лопатин В. Правило русской орфографии и пунктуацию.2009 г.-432с.

  3. Былинский К. Никольский Н.Русский язык .Справочник по орфографии и пунктуации.1991г.-544с.

Интернет-ресурсы

1.Электронный словарь http://www.onlinedics.ru/slovar/brok.html

3.Электронный словарь http://ushakovdictionary.ru/search.php

4.Электронная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Знаки_препинания

5.Интернет-ресурс: http://teacher.fio.ru/index.php?c=142

6.Интернет-ресурс: http://bse.sci-lib.com/

Приложение 1

Анкетирование

1.Сколько знаков препинаний ты знаешь?

2.Пользуешься ли знаками препинания в интернет-чате?

3.Считаешь ли ты , что возможно обойтись без знаков препинаний?

infourok.ru

Зачем нужны знаки препинания, роль знаков препинания в русском языке (сообщение)

Это знаки препинания — картинки.

Сообщение: начнем с примера

Тема: «Сочинение — рассуждение»

Вы хотите перейти дорогу и видите светофор. Это «знак препинания» для вашего движения! Вы должны остановиться и подождать, пока загорится зеленый свет и только тогда начать движение. Зеленый свет загорелся и вы перешли дорогу…

Сейчас вы познакомились с несколькими знаками препинания:

  1. Вы остановились перед светофором, это. — точка.
  2. Вы смотрите: какой свет светофора? — это вопрос?
  3. Загорелся зеленый свет! — это восклицательный знак!

Затем вы снова продолжили движение…

Так что это такое — знаки препинания?

Это такие символы, которые широко используются для написания различных текстов и выражают прерывания выражений или восклицание, указывают на вопрос или перечисление каких-либо слов в текстовом выражении. Являются интонацией в прямой речи.

Восклицательный знак

Он ставится в конце предложения и обозначает его восклицание: восторг, лозунг, утверждение чего-либо…, смотрите на примере.

Пример

  • Я пришел домой!
  • Я больше не хочу кушать!
  • Я лучше всех!

Вопросительный знак

Он ставится в конце предложения и обозначает вопрос: вы как-бы спрашиваете что-либо…, вас что-то интересует, вы задаете вопрос, смотрите на примере.

Пример

  • Я не приходил домой?
  • Я не хотел кушать?
  • Я не лучше всех?

Запятая

Она ставится в предложении для перечисления каких-либо слов: смотрите на примере.

Пример

  • Я пришел домой, снял одежду, снял обувь, поставил портфель, мою руки.
  • Я больше не хочу кушать, не хочу пить, у меня полный живот.
  • Я лучше чем Игорь, Коля, Вася, Петя, Андрей.

Точка с запятой

Она используется в тексте для разделения или перечисления слов и выражений в предложении: смотрите на примере.

Пример

Я пришел домой:

  • снял одежду;
  • снял обувь;
  • поставил портфель;
  • мою руки.

Двоеточие

Этот знак для разделения слов автора текста и прямой речи: смотрите на примере.

Пример

  • Я подумала: «А что, если я не пойду в школу?».
  • Я придумал: «А зачем мне учиться?».

Точка

Ставится в конце предложения и является знаком его завершения. Так же используется для сокращения слов: смотрите примеры.

Примеры

  • Я погулял на улице и пришел домой.
  • Я съел 5 шт. яблок ( шт. — штук)

Многоточие

Это несколько точек, обычно (3 шт.), которые показывают, что выражение не закончено…

Пример

  • Я был в кино очень долго и…

Кавычки

Кавычки необходимы для выделения цитат или цитирования какого-нибудь высказывания. Также используются для выделения выражений, сказанных в юмористичной форме.

Пример:

  • Дед Мороз сказал: «Я принес Вам подарки«

Тире

Используется в написании предложений, когда слова вступают между собой в противоречия. Смотрите пример.

Пример:

  • Дед Мороз вручил подарок — это ручка.

Скобки

Это знак для выделения слова или выражения. Скобки, своими объятьями, заключают выражение или слово в отдельный показ, тем самым обращают на себя внимание и дополняют смысловую форму выражения в целом.

Пример:

  • Дед Мороз принес подарки (конфеты, хлопушки, игрушки, куклы) и подарил их детям.

Роль знаков препинания в русском языке

Все мы эмоциональные люди, поэтому нам нужно как-то выражать свои эмоции при написании тех, или иных выражений в текстах. Поэтому очень удобно использовать для этого специальные знаки, которые мы назвали знаками препинания.

Мы их ставим в написанных предложения, тем самым выражая свои эмоции, возмущения, перечисляя перечень чего-либо, завершаем мысль установкой точки в конце предложения. Они играют очень важную роль для нашего с вами общения!

Проект (сообщение) по русскому языку (4 класс).

sunhi.ru

Проект «Достойные внимания знаки препинания»

уваровский кадетский корпус

имени Святого Георгия Победоносца

 

Проект по русскому языку
«Достойные внимания знаки

препинания»


 

Выполнил работу:

Ученик 6 А класса

Кулаев Арсений

Руководитель проекта:

Малышева А.М.


 

Цель: узнать, как можно больше о знаках препинания.
 

Задачи:

-узнать историю возникновения некоторых знаков препинания;

-определить их значение;

-изучить правила постановки знаков;

-определить функции знаков препинания;

-выяснить зачем нужны знаки препинания?

Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

В системе современной русской пунктуации используются 10 знаков препинания:

-точка [.]

-запятая [,]

-точка с запятой [;]

-многоточие […]

-двоеточие [:]

-вопросительный знак [?]

-восклицательный знак [!]

-тире [-]

-скобки [()]


 

История русской пунктуации

Самым древним знаком является точка. Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности. Но в то время её употребление отличалось от сегодняшнего: точка ставилась не внизу строки, а посреди неё; в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга. Например: въоновремя•приближашесяпраздникъ•… (Архангельское Евангелие, ХI век). Вот какое объяснение слову точка даёт В. И. Даль:

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“. Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.

Самым распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Само слово "запятая" встречается в XV веке. По мнению П. Я. Черных, слово произошло от запяти (ся) — „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать — „останавливать“, „задерживать“.

Знак многоточие […] под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и В. Е. Адодурова. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ М. В. Ломоносова (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI-XVIII веках. Так, скобки [()] встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода В. Е. Адодурова (1731).

Тире [-] и многоточие […] относятся к более поздним знакам. Предполагалось, что тире изобрёл Н.М. Карамзин, однако оказалось, что в русской печати этот знак встречался уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Впервые знак тире [-] под названием „молчанка“ описан в 1797 году в „Российской грамматике“ А. А. Барсова.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки [» «]. Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать — „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш — „утёнок“, „гусёнок“; кавка — „лягушка“. Таким образом, кавычки — „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Как видим, названия большинства знаков препинания в русском языке являются исконно русскими, да и сам термин знаки препинания восходит к глаголу препинать -»остановить , «задержать в движении». Заимствованы были названия только двух знаков. Дефис (чёрточка) — из нем. Divis (от лат. divisio — раздельно) и тире (черта) — из французского tiret, tїrer.

 

Значение знаков препинания

Точка обозначает конец сообщения, но не предлагает собеседнику немедленно на него реагировать.

Вопросительный знак требует ответа. В устной речи ему соответствуют особого рода интонация и вопросительные слова.

Многоточие ставят, когда хотят сказать: «Я сообщил вам еще не все, что знаю».

Ставя восклицательный знак, пишущий показывает, насколько сильно его волнует содержание собственного высказывания.

Запятую ставят, когда хотят сказать: «Я еще не закончил свое сообщение, читайте дальше». Запятые – это своеобразные крючки, за которые цепляются связанные воедино замыслом автора текста фрагменты предложения.

Значение точки с запятой можно определить так: «Я закончил существенную часть своего сообщения. Вам уже есть над чем подумать. Однако я сообщил еще не все, читайте дальше».

Двоеточие ставят, если хотят сказать: «Я собираюсь пояснить сделанное сообщение».

Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов, или хотят указать, что в диалоге сменился автор реплики, или что от прямой речи перешли к авторской, или в значении следования.

Кавычки нужны, если они – знак иронического отношения к обсуждаемому предмету или обозначают границы прямой речи либо цитаты.

В скобки ставят высказывание, несущее не основную, а дополнительную информацию.

 

Правила постановки

Запятая ставится:

между частями сложного предложения;

между однородными членами;

при повторяющихся союзах;

для выделения обращений;

для оформления прямой речи.

Двоеточие ставится:

после обобщающего слова перед однородными членами;

после слов автора перед прямой речью.

Тире ставится:

между подлежащим и сказуемым;

перед обобщающим словом после однородных членов;

после прямой речи перед словами автора.

 

Функции знаков препинания

Разделительная (разделение на смысловые отрезки)

Выделительная (выделение смысловых отрезков)

Завершающая (завершение предложения)

Завершающие знаки: точка, вопросительный и восклицательные знаки, многоточие – выступают

всегда в одной и той же функции – обозначают конец предложения. Они также отражают целенаправленность высказывания.

Разделительные знаки: запятая, точка с запятой, тире, двоеточие – употребляются между однородными членами предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью.

Выделительные знаки: запятая, тире, скобки, кавычки – употребляются при обращениях, вводных конструкциях, обособленных членах предложения, в предложениях с прямой речью. Выделительные знаки являются парными

 

Зачем нужны знаки препинания?

Знаки препинания в основном являются способом оповестить читателя о перерывах и необходимости особого внимания, которое в противном случае можно не заметить. Знаки препинания заслуживают любви, так как помогают чтению стать легким и приятным; они обеспечивают меньше ошибок и создают больше смысла.

Еще Пушкин говорил о том, что они, знаки препинания, существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

При помощи знаков можно выразить и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Если вы пишете о ком-нибудь, что он «умница», сразу становится ясно, что вы не совсем уверены в высоких умственных способностях этого человека.

Многие газеты специально не ставят запятую в заголовке статьи. Делается это для того чтобы читающий задумался над текстом. Делается это для того чтобы читающий задумался над текстом и прочитав статью, сам решил в каком месте должна стоять запятая. Например,: «Строить нельзя сносить» (Жуковские вести 3 октября 2017 год) или «Приручить нельзя оставить?» (Крымская правда 19 ноября 2015года)
 

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла.

А вот пример из прошлого:

Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом, не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Или взять, например, Витю Перестукина из мультфильма «Страна невыученных уроков». Из-за одного ошибочно поставленного знака его чуть не лишили жизни. Витя между слов: «Перестукина казнить нельзя помиловать» написал запятую после «казнить». И ведь ему чуть не отрубили голову! А если бы это было в настоящей жизни?!

А нужны ли они, знаки препинания, сейчас, в нашем быстро меняющемся, мобильном мире? Ведь, общаясь в чате, через смс и скайп, молодежь не ставит их, как правило: лишнее! Зачем? Только доставляют хлопоты!

Я, решил провести мини-опрос. Были опрошены 17 человек 8 класса.

Вот какие вопросы были заданы:

1 Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?

(если нет, объясните почему)

2 Какие знаки препинания вы используете чаще всего?

3 С какой целью используете знаки препинания?

4 Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?

 

Результаты опроса

Используете ли вы знаки препинания при переписке в социальных сетях?

Да, использую -12 человек

Использую, но не всегда-4 человека

Не использую-1 человек

Какие знаки препинания вы используете чаще всего?

Все 10 знаков препинания-3 человека

Запятые, точки-17 человек

Скобки-7 человек

С какой целью используете знаки препинания?

Соблюдаю пунктуационные правила-5 человек

Казаться грамотным-2 человека

Чтобы меня правильно поняли-10 человек

Выражаете ли вы с помощью знаков препинания свои эмоции?

16 человек-выражают свои эмоции (многоточие-неуверенность, не хочу отвечать, точка-обида, больше не хочу говорить.

1 человек-не выражаю

 

 

Подведем итоги:

Опрос показал, все-таки большинство пишущих используют в своих текстовых сообщениях знаки препинания и считают это необходимым, т. к. они не только помогают быстро понять смысл написанного, но и расставляют смысловые акценты в предложениях. Кроме этого, я заметил, что многие в своих высказываний используют знаки препинания в новом несвойственном им употреблении-выражении эмоций.

А те, кто пунктуационными знаками не пользуются-это не из-за своей невысокой грамотности(но есть и такие) ,а и из-за сложившейся манеры общения в сети Интернет.

 

В заключении хотелось бы прочитать рассказ А.Каневского:

О пользе знаков препинания

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

 

Вывод

В своей работе я проанализировал значение и функции знаков препинания, выявил их роль в предложении и письменной речи

Знаки обеспечивают пишущему и читающему не только однозначное понимание предложения, но и позволяет избежать интонационной бедности и монотонности.

Знаки препинания дают возможность пишущему выразить гораздо больше, чем слова. Особенно, если вдумчиво читать.

В процессе работы над исследованием я приобрел опыт, который пригодится мне в дальнейшем на уроках при изучении соответствующих тем по пунктуации. Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать возможных ошибок и помогут лишний раз задуматься над постановкой знаков препинания в том или ином задании/тексте. Очень важно писать и читать грамотно!

Таким образом я еще раз доказал: на письме без знаков препинания обойтись нельзя.

 

Список используемой литературы:

1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Издательство «Дрофа», 2010 год

2.Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996.

3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989.

4.Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990 г.

5. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1997 г.

6. А. Каневский О пользе знаков препинания.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Онлайн проверка пунктуации. Расстановка запятых по правилам русского языка

До недавнего времени проверка пунктуации была делом не просто сложным, но практически невыполнимым. На что только не шли тысячи людей, чтобы суметь разобраться в правильной расстановке знаков препинания… Написание текстов становилось достаточно большой проблемой, ведь даже при полном отсутствии орфографических и стилистических ошибок были еще и пунктуационные. Самые коварные, вредные и незаметные… В принципе, особых вариантов правильно расставить запятые не было: нужно было или досконально знать правила русской пунктуации или же надеяться на WORD, который зачастую очень своеобразно относится к расстановке знаков препинания в тексте.

Полуавтоматический сервис пунктуации на сайте TEXTIS

Как мы уже с вами выяснили, далеко не всегда стоит доверять программам вроде Ворд при проверке правильной расстановки запятых в тексте. Как правило, программа не учитывает множественных особенностей и наличия массы правил и исключений, а потому ставит запятые автоматически, нарушая подчас все очевидные требования и нормы.Естественно, что при таком подходе страдает зачастую качество работы, отсутствует гарантия, что знаки в статье расставлены действительно верно.

Далеко не каждому под силу и перерыть сотни правил русского языка, чтобы разобраться в том, стоит ли ставить запятую в тексте или же можно вполне прожить без оной. Увы, не все идеально знают школьную программу по русскому языку и, естественно, не могут сразу же четко ответить на вопрос о том, нужна ли запятая в каком-то конкретном случае или нет. Проблема? Да еще какая! Даже если текст написан без ошибок, неумение правильно расставить пунктуацию совершенно девальвирует его качество, что, конечно же, недопустимо. Деловые документы и письма компаньонам, труды по копирайтингу и статьи для сайтов, sms послания и посты в социальных сетях – все это требует проверки пунктуации.

К счастью, сегодня эти проблемы уже в прошлом, ведь появился новый уникальный сервис проверки пунктуации русского языка в режиме онлайн! Отныне вам не страшны даже самые каверзные правила, ведь теперь расставить запятые в тексте стало действительно просто! Деепричастия, местоимения, частицы, сложносочиненные предложения, предлоги, глаголы, наречия - все это теперь можно безбоязненно писать так, как хочется, не искажая смысл текста подбором похожих слов, где вы знаете, как расставить знаки пунктуации.

Важно, что онлайн проверка пунктуации осуществляется в полуавтоматическом режиме, что позволяет не только правильно расставить нужные знаки препинания, но и выучить правила русской пунктуации. Первое время будет казаться, что правил так много, что запомнить их все попросту невозможно. Нет, это только кажется! Уже через несколько посещений сервиса вы заметите, что значили улучшили свои навыки и знания, можете уже самостоятельно определиться с тем, как поставить запятую в каждом конкретном случае. Сайт помогает не только создавать грамотные тексты, но еще и постепенно изучать правила русского языка. Двойная польза!

Принципы работы сервиса по расстановке запятых в тексте

Как именно осуществляется онлайн проверка пунктуации в этом сервисе? Все достаточно просто: в специальном окошечке вы пишете ключевое слово, которое хотите проверить на правильность. Например «что», «когда» и так далее. Система онлайн проверки необходимости простановки запятых сама подбирает для вас все правила, связанные с конкретным словом или выражением. Даже если нужного слова не нашлось, вполне возможно, что вам подойдет аналогичное правило для другого слова. Просто включите интуицию и немного подумайте о том, чем можно заменить нужный вам пример. Как правило, обязательно находятся альтернативы, по которым можно определить необходимость использования правил в каждом конкретном случае.

Теперь вам не нужно тратить свое время на долгие поиски нужных пунктов правил в словарях и справочниках, ведь проверка пунктуации в режиме он-лайн обязательно поможет вам правильно расставить запятые и узнать требования, по которым они необходимы в каждом конкретном случае. Не нужно больше и надеяться на Word, который хоть и осуществляет быструю автоматическую проверку необходимости расстановки и использования запятых в тексте, но зачастую грешит многочисленными неточностями. Плюс к этому, вы не только теперь занимаетесь анализом корректности применения знаков препинания. Вы еще и учитесь, ведь все правила даны с массой примеров, а потому усвоенные знания отлично откладываются в памяти.

И еще одно преимущество сервиса пунктуации

Не нужно больше вводить различные поисковые запросы в Яндекс или Google, пытаясь найти сервис для проверки знаков препинания. Русский язык становится одной большой зоной комфорта вместе с этой удобной и полезной программой. Главное же его преимущество в том, что здесь все абсолютно бесплатно, да и регистрация для работы с сервисом совершенно необязательно. Можно зайти на страничку сайта и сразу же начать онлайн проверку запятых.

Пользуйтесь, ставьте like, делитесь с друзьями. Искренне надеюсь, что сервис расстановки запятых в тексте и отдельных предложениях будет вам действительно полезен. Кстати, если разместить страничку в закладки (слева серенький ряд кнопочек, ваша – со звездочкой), то не придется искать его снова. Также можно отправить ссылку на сайт через любые социальные сети, чтобы ваши друзья и коллеги тоже оценили удобство этого простого и надежного сервиса проверки запятых.

Да пребудут с нами Лопатин, Розенталь и Полный академический справочник пунктуации!

А ВДРУГ, частица

После слова «вдруг» запятая не ставится.

С надеждой думалось человеку: а вдруг блеснёт знакомый огонёк в окне и он найдёт там своих дочерей и жену, которых, возможно, выпустили из полиции, потому что за что же их там держать? В. Быков, Волчья стая. Не дай бог, а вдруг заподозрят! Ч. Айтматов, Лицом к лицу.

А ВЕДЬ, союз + частица; союз

1. Союз + частица. Синтаксические конструкции с союзом «а» обособляются. Частица «ведь» употребляется для усиления высказывания и не требует постановки знаков препинания.

А ведь я же его, пожалуй, помню! А. и Б. Стругацкие, Жук в муравейнике. Соболей, правда, ещё мало, но каракуль пошёл, а ведь мы от каждого сака по две овчинки выгадываем – понимаете? М. Пришвин, Голубиная книга.

2. Союз. То же, что «хотя, несмотря на то что». Синтаксические конструкции с союзом «а ведь» выделяются знаками препинания, обычно запятыми.

Вот у вас, читатель, сын двоечник… уж вы его ремнём охаживаете, стыдите прилюдно и наедине, а ведь любите, сознайтесь, сердце от любви и боли разрывается… С. Абрамов, Как хорошо быть генералом. Никто не может толком объяснить, почему мои степные очерки, встреченные поначалу редакцией с таким ликованием, теперь ни у кого не вызывают энтузиазма, а ведь сколько откровенных признаний вызвали затронутые проблемы. Ч. Айтматов, Плаха.

А(,) ВЕРНЕЕ, союз + вводное слово; союз + член предложения

1. Союз + вводное слово. То же, что «а точнее говоря, а правильнее сказать». Если слово «вернее» можно изъять или переместить, то оно выделяется с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми.

Внезапно и скоропалительно переменилась вся жизнь регистратора, даже не переменилась, а, вернее, прекратилась. И. Ильф, Е. Петров, Светлая личность.

Если же исключить или переставить слово «вернее» нельзя, то запятая между «а» и «вернее» не ставится.

Вы прекрасно знаете, где я состою, а я состою в группе Искоренения, и поэтому ваш вопрос, а вернее, контрвопрос абсолютно лишён смысла. А. и Б. Стругацкие, Улитка на склоне.

2. Союз + член предложения. То же, что «а лучше, а надёжнее, а точнее». Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания. Слово «вернее» не требует постановки знаков препинания.

Мы закрыли дверь на один замок, а вернее было бы закрыть на оба.

А(,) ВЕРНЕЕ СКАЗАТЬ, союз + вводное слово; союз + члены предложения

1. Союз + вводное слово. Если слова «вернее сказать» можно изъять или переместить, то они выделяются с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми. Если же исключить или переставить слова «вернее сказать» нельзя, то запятая между «а» и «вернее сказать» не ставится (такая пунктуация встречается редко).

Гаврик на огороде кипятил в казанке воду – напоить больного чаем. То есть не чаем, а, вернее сказать, той душистой травкой, которую дедушка собирал в мае на окрестных холмах, сушил и употреблял вместо чая. В. Катаев, Белеет парус одинокий. Последним в класс вошёл, а вернее сказать, вбежал Федя.

2. Союз + члены предложения. Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания.

Алексей вернулся около одиннадцати, а вернее сказать трудно.

А ВПРОЧЕМ, союз + вводное слово

Выражает нерешительность, сомнение, переход к другой мысли. Слова «а впрочем» выделяются знаками препинания, при этом внутри сочетания (после слова «а») запятая обычно не ставится.

«Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а впрочем, как вам угодно; выстрел ваш остаётся за вами; я всегда готов к вашим услугам». А. Пушкин, Выстрел. Тянуло теплом и даже жаром, пахло странно, а впрочем, скорее приятно. А. и Б. Стругацкие, Повесть о дружбе и недружбе. Смотря по погоде. // А впрочемА впрочем, соснём на свободе. // А впрочем – на бочку! Цирюльник, воды! Б. Пастернак, Шекспир.

А ВСЁ-ТАКИ / А ВСЁ ЖЕ / А ВСЁ Ж ТАКИ, союз + частица

Сочетание употребляется для усиления смысла высказывания. Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания. Частица «всё-таки» не требует постановки знаков препинания.

А всё-таки почему вы тогда не взяли меня? Ч. Айтматов, Тополёк мой в красной косынке. Виноват не виноват Кирюшкин, а всё-таки его жалко. К. Станюкович, Похождения одного матроса. В той песне казак пану всю правду сказал, что с паном будет, и пан плачет, даже слёзы у пана текут по усам, а всё же ни слова, видно, из песни не понял. В. Короленко, Лес шумит. Так, самую малость, а всё ж таки разумел грамоте. П. Бажов, Каменный цветок.

@ После слов «а всё-таки / всё же / всё ж таки» возможна запятая, если они стоят в начале предложения и начинают собой прямую речь: «А всё-таки, мсье Алфёров не прав», – неожиданно вставила Клара и проворно поправила причёску. В. Набоков, Машенька. «А всё-таки, родом с Ветлуги?» – «С неё, матушки». В. Короленко, Река играет. Постановка запятой в подобных примерах является обоснованной, когда на её месте при прочтении может быть сделана пауза.

А(,) ГЛАВНОЕ, союз + вводное слово; союз + член предложения

1. Союз + вводное слово. Указывает на то, что говорящий намерен высказать важную, особенно существенную мысль. Если слово «главное» можно изъять или переместить, то оно выделяется с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми. Если же исключить или переставить слово «главное» нельзя, то запятая между «а» и «главное» не ставится. Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания.

Он считал, что квартира тем лучше, чем выше она расположена – больше солнца и воздуха, а главное – далеко видать, если не до конца, то хотя бы до половины города. В. Быков, Волчья стая. Тихие, отзывчивые, никуда не спешат, а главное, чем они хуже нас, в самом деле? В. Высоцкий, Дельфины и психи. А главное: наша «пристрастность» будет ведь очень и очень дорога для будущего историка. И. Бунин, Окаянные дни. Нужно выполнить работу не как можно быстрее, а, главное, как можно более качественно.

2. Союз + член предложения. Синтаксические конструкции с союзом «а» обособляются.

Но рыба и птица были сущие пустяки, а главное заключалось не в этом. Д. Мамин-Сибиряк, Малиновые горы. Подумать только, взбираться на такую головокружительную высоту, чтобы убедиться, что она не высота, а лишь предгорье, а главное там, дальше, и достичь до него – немыслимая затея. Б. Окуджава, Путешествие дилетантов. Подготовительный этап занял целых три недели, а главное дело было всё ещё впереди.

А(,) ЕСЛИ, союз + союз

Синтаксические конструкции, присоединяемые словами «а если», выделяются знаками препинания, обычно запятыми.

А если я им не свой, значит, пришло время работать. Ю. Семёнов, Отчаяние.

Запятая между союзами «а» и «если», находящимися в середине предложения, ставится только в том случае, когда придаточное предложение (или член предложения) с союзом «если» можно изъять или переместить. Если же исключить или переставить придаточное предложение (член предложения) нельзя (обычно при наличии во второй части соотносительного слова «то», «так» и т. п.), запятая между словами «а» и «если» не ставится.

А положено в таких случаях сидеть молча, не шевелиться, не двигаться, не кашлять, не сморкаться, а если можно, так и не дышать. Л. Пантелеев, Первый подвиг. С этих пор я заметил, что мать сделалась осторожна и не говорила при мне ничего такого, что могло бы меня встревожить или испугать, а если и говорила, то так тихо, что я ничего не мог расслышать. С. Аксаков, Детские годы Багрова-внука. Город был не большой, а, если верить данным справочника, совсем маленький.

А ЕЩЁ (И), союз

Синтаксические конструкции с союзом «а ещё (и)» обособляются. После слова «ещё» знаки препинания не требуются.

Вот и теперь посадили огороды – да не все: три семьи снялись ещё с осени, разъехались по разным городам, а ещё три семьи вышли из деревни и того раньше, в первые же годы, когда стало ясно, что слухи верные. В. Распутин, Прощание с Матёрой. Ты ведь трус, а ещё капитан! Ф. Достоевский, Бесы. Прежде всего он понимает, что ребятки форсят перед девушками, при расчёте не станут пересчитывать, а ещё и подкинут трояк. В. Шукшин, Мечты.

А(,) ЗНАЧИТ, союз + вводное слово; союз + член предложения

1. Союз + вводное слово. То же, что «стало быть, выходит». Если слово «значит» можно изъять или переместить, то оно выделяется с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми. Если же исключить или переставить слово «значит» нельзя, то запятая между «а» и «значит» не ставится.

Вот видишь ли, – говорю, – сестрица: ты тогда на меня сердилась, а, значит, я говорил правду. А. Писемский, Фанфарон. А, значит, я хмелён. А. Островский, Гроза. Он собирался строить ковчег из пробкового дерева для спасения тех людей, которые этого захотят, а значит, и будут этого достойны. Ю. Тынянов, Гражданин Очер. Нет в ней стремления и понятия, что помогать ему, а значит, и себе – работать, работать, работать необходимо для жизни, для существования. В. Астафьев, Царь-рыба.

2. Союз + член предложения. Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания. Сказуемое «значит» не требует постановки знаков препинания.

А значит это вот что: за пять минут и даже за одну минуту, за полминуты человек может изменить Родине, предать своих товарищей и друзей и такой ценой купить себе жизнь. Л. Пантелеев, Разговор с читателем.

@ Слово «значит» также может выступать в предложении в функции союза. Подробнее о разграничении союза и вводного слова см. в статье ЗНАЧИТ.

А И ТО, союз

Синтаксические конструкции с союзом «а и то» выделяются знаками препинания, обычно запятыми.

Отец – уж на что передовой человек, а и то не поверит. С. Абрамов, Выше Радуги. Во, возьмём хоть у нас три соседских дома, а и то в них четыре Марьи, ежели не считать даже Маньку Куркину, которой один год, да коз, которых Машками зовут. А. Гайдар, На графских развалинах.

А ИМЕННО, союз; союз + частица

1. Союз. Синтаксические конструкции с союзом «а именно» выделяются знаками препинания, обычно запятыми. Между частями союза (перед словом «именно»), а также после союза запятая не ставится.

…Это главные составные части современного человека, без которых он немыслим, а именно идея свободной личности и идея жизни как жертвы. Б. Пастернак, Доктор Живаго. С букетом только что сорванных цветов, а именно ромашек, он пришёл к своей невесте.

Если слова «а именно» выступают перед рядом однородных членов предложения и указывают на исчерпывающий характер последующего перечисления, то после «а именно» ставится двоеточие.

В трёх принципах. А именно: слепая вера в непогрешимость власти, беспрекословное оной повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за каждым. А. и Б. Стругацкие, Без оружия.

Союз «а именно» также отделяется от последующих слов двоеточием в тех случаях, когда на него падает логическое ударение.

Один умный, всеми уважаемый участковый пристав имел одну дурную привычку, а именно: сидя в компании, он любил кичиться своими дарованиями, которых, надо отдать ему полную справедливость, было у него очень много. А. Чехов, Самообольщение.

2. Союз + частица. Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания. Между союзом и частицей знаки препинания не требуются.

Но так как ручку тормоза повернул не кто-нибудь, а именно Григорий Осипович, то выходило, что поезд продолжает стоять так необъяснимо долго по их милости. Б. Пастернак, Доктор Живаго. Он говорит не вообще о махорке, а о махорке-серебрянке, и не вообще о рыбачьих промыслах на Чёрном море, а именно о Дубининских промыслах. К. Паустовский, Иван Бунин.

А ИНАЧЕ, союз; союз + наречие

1. Союз. То же, что «а не то, в противном случае». Перед союзом «а иначе» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания.

Чтобы жить на сарозекских разъездах, надо твёрдый дух иметь, а иначе сгинешь. Ч. Айтматов, И дольше века длится день. И проводить полную переделку системы. А иначе – так, косметический ремонт. М. Веллер, Нежелательный вариант. А иначе зачем на земле этой вечной живу? Б. Окуджава, Грузинская песня.

2. Союз + наречие. То же, что «по-другому». Перед союзом «а» обычно ставится запятая или (в зависимости от контекста) другой знак препинания.

Он вдруг поймал себя на том, что подумал о немцах и о Германии как о своей нации и о своей стране. «А иначе мне нельзя. Если бы я отделял себя, то наверняка уже давным-давно провалился. Парадокс, видимо: я люблю этот народ и люблю эту страну. А может быть, действительно гитлеры приходят и уходят?» Ю. Семёнов, Семнадцать мгновений весны. Они по компасу, конечно, идут, а иначе им нельзя… С. Сергеев-Ценский, Конец света.

А КАК ЖЕ, частица; союз + наречие + частица

1. Частица (в ответной реплике). То же, что «да, конечно» Выделяется знаками препинания или оформляется как отдельное предложение.

«Целовал, а как же», – говорит она тихо и просто, как об утреннем кофии. Б. Окуджава, Свидание с Бонапартом. «Будете кушать?» – «А как же В. Шукшин, Мечты.

2. Союз + наречие + частица. Знаки препинания ставятся в соответствии с правилами пунктуационного оформления синтаксических конструкций с союзом «а».

Позвольте, вы говорите, кончилось умыкание, а как же Василий Иванович умчал себе жену? М. Пришвин, Голубиная книга. А как же повязка оказалась на ноге? Г. Горин, Почему повязка на ноге? Вы вот, наверное, скажете: «А как же холера?» Н. Тэффи, «Де». «А как же Таня!» — чуть не сорвалось с языка. В. Высоцкий, О жертвах вообще и об одной в частности.

А(,) ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, союз + вводное выражение; союз + члены предложения

1. Союз + вводное выражение. Если слова «лучше сказать» можно изъять или переместить, то они выделяются с двух сторон знаками препинания, обычно запятыми. Если же исключить или переставить слова «лучше сказать» нельзя, то запятая между «а» и «лучше сказать» не ставится.

Когда мы вошли, то перед нами открылась бесконечная амфилада низких комнат, не убранных, а, лучше сказать, заваленных различной мебелью. М. Загоскин, Искуситель. Помещик Максимов, человек лет шестидесяти, не то что шёл, а, лучше сказать, почти бежал сбоку, рассматривая их всех с судорожным, невозможным почти любопытством.

textis.ru

"Зачем нужны знаки препинания" 🖋️ функции и назначение, правила пунктуации, рассуждение о роли знаков препинания в предложениях, примеры

Зачем нужны знаки препинания

Исторические сведения

Само слово interpunctio появилось в Древнем Риме, но его понятие отличалось от современного лингвистического значения. Еще в александрийской грамматике первого-второго веков до нашей эры была сформирована система пунктуации. Ее разработкой занимались Аристарх, Аристофан Византийский, Дионисий Фракийский. Сначала они использовали только точку, затем появились другие знаки.

В конце 15 века она приобрела окончательный вид, когда братья Мануции ввели определенные правила. Тогда пунктуация легла в основу всех европейских языков. Но в других культурах системы отличаются. Для эфиопского письма характерны словоразделительные знаки — пробелы и двойное двоеточие (: :). В индийском есть вертикальные линии, как и в тибетском.

Древний Рим

Только в 20 столетии европейская система попала в другие страны. Практически полностью ее заимствовали Япония, Китай и Корея. Частично знаки препинания переняли Эфиопия, Лаос, Таиланд. Самая сложная система в немецком языке.

Основные направления

Старославянская пунктуация основывалась на примере древнегреческой. Затем она перешла в русский язык, но есть и схожести с немецкой системой. Знаки, которые используют при письме:

Знаки, которые используют при письме
  • запятая;
  • двоеточие;
  • точка;
  • тире;
  • точка с запятой;
  • восклицательный и вопросительный знаки;
  • многоточие;
  • кавычки;
  • скобки.

По назначению пунктуация делится на три направления: синтаксическое, логическое и интонационное.

Смысловое изучил теоретик Буслаев. Он отмечал, что знаки препинания служат для разделения слов, что позволяет более ясно выразить мысли. Пунктуация помогает внести ясность в предложения и придать тексту эмоциональную окраску. Это направление еще называют логическим. Интонационная теория подразумевает отражение декламационно-психологического разделения слов. Пунктуация в этом случае необходима для передачи темпа речи, ее мелодии и пауз.

Хотя представители разных направлений расходились во мнениях, все они выделяли главную функцию знаков препинания — коммуникативную. Это важнейшее средство для оформления письменной речи. Выделяли несколько главных знаков: точка означает завершение мысли, запятые разделяют однородные члены предложения, многоточие наталкивает читателя на размышления, вопросительный и восклицательный знаки меняют интонацию фразы.

Функции и типы

В современной пунктуационной системе выделяют несколько групп знаков препинания. Их используют в разных предложениях. У каждой из них есть свои функции:

Текст
  • выделение завершенных смысловых отрезков;
  • указание отношений между частями предложения;
  • описание эмоциональности;
  • выделение цитат и прямой речи;
  • сокращение слов;
  • обозначение пропусков текста.

Для выделения завершения мыслей служат точка, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие. Они указывают также на степень законченности фразы, ее эмоциональную окраску и коммуникативный тип. Тире, двоеточие и точку с запятой используют для определения отношений между разными частями предложения.

Оформление прямой речи

Кавычками выделяют прямую речь и цитаты. Можно также описать эмоциональное отношение к определенным словосочетаниям. Для этого в рассказе используют восклицательный и вопросительный знак или кавычки, заключение в скобки. Слова сокращают с помощью дефиса, точки и косой черты.

Обязательной считается пунктуация, которую нужно использовать для правильной организации предложения. Это грамматические или структурные знаки препинания:

  • точки в конце предложения;
  • запятые при выделении обращений, вводных слов и междометий;
  • обозначение приложений и определений;
  • выделение однородных членов.

К последним двум разрядам относятся запятые, тире, двоеточия. Эти группы представляют собой минимальный набор пунктуации, который необходимо использовать для правильного написания текстов. При этом нужно руководствоваться правилами, которые указаны в справочнике Д. Э. Розенталя и учебниках по русскому языку.

Расстановка запятых

Самые большие трудности возникают во время расстановки в предложениях запятых. Ими выделяют обособленные части, прилагательные вместе с зависимыми конструкциями, обращения, вводные слова. Запятые необходимы во фразах с такими членами:

Сравнительные обороты
  • определения;
  • сравнительные обороты;
  • придаточные предложения;
  • обороты.

Существует множество видов определений, которые нужно обосабливать запятыми. К таким относят причастия, прилагательные с зависимыми словами, одиночные слова после имен существительных, члены предложения с добавочными обстоятельственными значениями. А также оторванные от определяемой конструкции части и те, что относятся к собственным именам и личным местоимениям. Еще сюда относят сравнительные степени прилагательных вместе с зависимыми словами.

Часто школьники не понимают, для чего нужна пунктуация в предложениях с союзом «как». Запятую необходимо ставить при сравнительных оборотах. Простой пример: он, как лев, выступал сильно и бодро. А также ею выделяют придаточные предложения и обороты «не кто иной, как» и «не что иное, как».

Но в некоторых случаях ставить запятую не нужно:

  • отожествление или приравнивание;
  • оборот, выполняющий функцию обстоятельства;
  • слово, входящее в состав сказуемого;
  • фразеологизмы.

При приравнивании слов знак препинания не нужен: осмотрите меня как пациента. Его не ставят и в предложениях, где оборот означает образ действия. А также это относится к фразам, где конструкция — это часть сказуемого: родители ей как чужие.

Двоеточие и тире

Сложнее всего школьникам писать диктанты и сочинения. Функции знаков препинания не знают даже некоторые взрослые. Чаще всего проблемы возникают с запятыми, но и расстановка двоеточия и тире может вызывать затруднения.

Варианты для первого знака:

  • выражение причины действия;
  • пояснение или дополнение;
  • глаголы-предупреждения;
  • прямой вопрос;
  • название и конкретизация темы.
Двоеточие и тире

Двоеточие необходимо в предложениях, где вторая часть означает причину действия, которое совершает субъект из главной фразы (в дороге молчали: болтать мешала тряска). А также знак необходим в конструкциях, где одна составляющая дополняет или объясняет другую. После глаголов-предупреждений тоже нужно ставит двоеточие, а еще перед прямыми вопросами. Это правило касается и пояснения тем (сообщение: зачем нужно знать правила пунктуации).

Тире ставится в нескольких случаях:

Когда ставится двоеточие и тире
  • быстрая смена событий;
  • резкое противопоставление;
  • выводы из первой части во второй;
  • опущены некоторые союзы;
  • изъяснительные значения;
  • выражается сравнение.

При быстрой смене происходящего нужно поставить тире: загремели ворота — раздался собачий лай. Необходим знак и в конструкциях с резким противопоставлением: я рад служить — прислуживаться тошно. Когда во второй части предложения есть вывод из первой, то также нужно ставить тире. Пример: она умирает — ей ни к чему лгать.

Это требуется и в предложениях, где опущены союзы: ехала туда — пшеница уже желтела, он знал — начнется гроза. Подобным образом нужно писать конструкции со сравнениями. Пример: она слово молвит — соловей поет. Между основной частью и присоединительной конструкцией также нужно ставить тире: на стене нет образа — плохой знак.

Скобки и кавычки

Скобки и кавычки

Кавычки нужно ставить в предложениях, где слова не принадлежат автору. Обычно они ограничивают цитаты или прямую речь героев. Порой писатели заключают в этот знак слова, которые хотят выделить как общепринятые или неудачные. Такой подход позволяет подчеркнуть непрямое значение фраз. Иногда кавычки используют для выражения иронии или презрительного выражения.

Очень важно упомянуть в сочинении-рассуждении на тему роли знаков препинания функции скобок. Их используют, чтобы вставить в текст фразу, несущую дополнительную информацию. Не стоит злоупотреблять такой пунктуацией, так как перегруженные скобками предложения кажутся неважными. Читатель не воспринимает их как серьезные. Иногда этот знак используют для того, чтобы оторвать содержание одной части фразы от другой. Так точнее передается смысл конструкции.

Окончание предложения

Обычно фразу заканчивают точкой. Но есть некоторые предложения, эмоциональная окраска которых требует другой пунктуации. Возможные варианты:

Знаки препинания
  • восклицательный знак;
  • вопросительный;
  • многоточие.

Первый знак нужно ставить, когда приходится говорить в сильном волнении. Он позволяет выразить гнев, радость, удивление, раздражение. Вопросительный знак требует от собеседника немедленного ответа. Это значит, что в устной речи ему соответствует определенная интонация. В таких фразах используются и специальные вопросительные слова, наталкивающие собеседника на продолжение диалога.

Многоточие имеет несколько различных значений: незаконченность и неуверенность. Знак заставляет читателя додумывать окончание фразы самостоятельно. Писатели используют его, чтобы показать — они не выразили свою мысль до конца. Автор пытается создать образ таинственности, скрытности — вот почему он ставит многоточие в предложениях.

Классификация ошибок

Ошибки пунктуации встречаются не только у учеников или студентов. Взрослые также могут неправильно расставлять знаки препинания в тексте. Ошибки делятся на два типа: грубые и негрубые.

К первым относятся пропуски пунктуации, постановка запятой между членами грамматической основы. Отсутствие тире при нулевой связке, неразделение однородных конструкций, невыделение уточняющих обстоятельств — это грубые ошибки. А еще они представлены пропуском тире и двоеточия при наличии обобщающих слов, неправильной расстановкой запятых вокруг обособленных членов предложения.

Вводные фразы

Подобными нарушениями считаются отсутствие выделения вводных фраз, придаточных частей в сложноподчиненных конструкциях, невыделение прямой речи и цитат. Ошибкой является и постановка неправильного знака в бессоюзном предложении, пропуск запятых при обращениях.

Негрубые нарушения не так распространены. Они появляются из-за несоблюдения других правил русского языка. Возможные варианты: неправильный выбор знака, точка в заглавии всего текста, постановка тире между существительным и личным местоимением.

Относятся к негрубым ошибкам и пропуски запятых в предложениях со сравнительными оборотами, присоединяемыми словами и обособленными приложениями. Знаки препинания между неоднородными определениями, после частицы «о», стоящей перед обращением — также неправильная пунктуация.

Вводные и вставные слова также должны выделяться запятыми, как и поясняющие фразы. Их отсутствие тоже относится к ошибкам. А также неправильные знаки при прямой речи, лишние запятые в сложносочиненных предложениях.

Подобные ошибки часто встречаются в работах учеников старших классов. Связано это с тем, что в последний период обучения усложняется синтаксис. Начинается изучение сложных и осложненных предложений, а пунктуацию в них запомнить трудно. А также на это влияет сокращение читающих школьников. Чем больше книг познает человек, тем грамотнее он становится.

Пунктуация важна для составления грамотных текстов. Исправить ошибки можно только в процессе написания, как и запомнить все правила. Ставить знаки препинания нужно во время выполнения проекта — диктанта или сочинения, а не после, когда текст уже изложен на бумаге.


nauka.club

Функции знаков препинания. Подготовка к ГИА (9-й класс. 2 часа). Методическая разработка по русскому языку

Открытый урок