Хоумскулеры кто это – Что такое хоумскулинг? — запись пользователя Ольга (Omeda) в сообществе Естественное родительство в категории образование

Содержание

Как отличить хоумскулера от обычного школьника

Что такое хоумскулинг

Хоумскулинг — англоязычное слово для термина «семейное образование». Это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. 

Семейное образование полностью легально в России. Мама с папой вправе решить, посещать детям школу или учиться дома. Ответственность за качество знаний в последнем случае лежит на родителях.

Переход на семейное обучение производится в три этапа. 

  1. Уведомление органов управления образования. 
  2. Отчисление из контингента школы (если ребёнок учился ранее). 
  3. Прикрепление к образовательной организации для аттестаций в качестве экстерна. 

Пошаговая инструкция по переходу на семейное обучение →

Семейное обучение не следует путать с заочным. Заочное обучение — это форма, при которой ребёнок «числится» в школе, но не ходит туда каждый день. 

За освоение программы и качество знаний отвечает администрация образовательной организации. Школьные педагоги предоставляют заочникам учебные материалы и консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы по программе и учебному плану школы. И в этом заключается ключевая разница семейного и заочного обучения.

Не путайте семейное образование и с надомным. Надомное обучение предполагается только для детей с определёнными заболеваниями. Школьные педагоги посещают детей прямо на дому. 

А вот термин «домашнее обучение» можно назвать синонимом семейному образованию. 

Надомники и заочники учатся по предоставленному школой плану, а также под руководством школьных педагогов. Семейное образование, напротив, гибкое и вариативное. Родители вправе выбрать любую программу и по-разному организовать учебный процесс. Кто-то учит детей самостоятельно, а кто-то подключает репетиторов и онлайн-школы. Главное, чтобы хоумскулер успешно сдавал аттестации.

Поэтому семейное образование предоставляет максимум свободы в обучении. Но как эта свобода влияет на развитие ребёнка? 

Различия между хоумскулером и обычным школьником 

Попробуем представить, какие личностные качества у хоумскулеров развиты лучше. 

Любознательность

Все дети любознательны от природы. Но массовая школа нередко убивает эту любознательность. Огонёк в глазах гаснет, а проявлять инициативу больше не хочется. У хоумскулера интерес к учёбе, как правило, выше. Их поощряют за вопросы и не ругают за незнание. 

Креативность

Одна из причин ухода из массовой школы — шаблонность её подходов к обучению. Нужно решать задачи показанным на уроке способом, отсчитывать регламентированное количество клеточек в тетрадке и носить одинаковую школьную форму.

Хоумскулерам не нужно быть унифицированными. Каждый проявляет свою индивидуальность и не боится выделяться. 

Отсутствие страха ошибок

Хоумскулерам не угрожают плохие отметки.

Нынешним второклассникам в обычной школе, например, снижают оценку просто за помарку в задании. Казалось бы — всё сделано правильно. Но почему-то считается, что для семилетних и восьмилетних детей важно умение писать каллиграфическим почерком без единого зачёркивания. 

Как результат — школьники боятся отступить в сторону хотя бы на шаг. Система приучает их идти проверенным путём, чтобы не схлопотать двойку. Хоумскулер же без опаски выберет новое и неизвестное. 

Самостоятельность

Хоумскулер привык полагаться только на себя. В обычной школе то спишешь домашку у друга, то при ответе у доски подскажут одноклассники. Когда учишься самостоятельно, приходится находить все ответы самому. И тогда лучше понимаешь. 

Резюме

Хоумскулинг — это свобода. Уход от традиционной модели обучения помогает детям получать знания с интересом и без страха. 

И появляется всё больше образовательных площадок, поощряющих креативность, любознательность и инициативность. Программа домашней школы «Фоксфорда» направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность. Но главное — в нашей домашней онлайн-школе не ругают за ошибки или незнание. Ребята задают любые вопросы педагогам и кураторам. Это формирует здоровую созидательную атмосферу. 

externat.foxford.ru

что это такое и с чем его едят

 

Хоумскулинг

И поэтому названия «домашнее образование», «семейное образование», хоумскулинг и прочие «скулинги» отлично уживаются. Описывая ситуацию, когда дети не ходят в школу, а все необходимые современному человеку знания приобретают в семье.

В чем суть

Учиться, не выходя из дома, – звучит как фантастика. Кто-то скажет, что это подходит только для взрослых, задумавших приобрести новую специальность дистанционно. Или, в крайнем случае, для ребят с серьезными проблемами со здоровьем – у них, мол, выхода другого нет.

Реальность же такова, что во всем мире все больше родителей разочаровываются в традиционной классно-урочной системе образования. И знаний она дает недостаточно и неудовлетворительного качества, и здоровье детей подрывает. И вообще изжила себя в нашем постиндустриальном обществе.

Справедливости ради надо отметить: явление

хоумскулинг, конечно, популярное, но не массовое. По теоретическим оценкам, получать образование дома будет не более 5-10% ребят в любой развитой стране мира. В России, к примеру, сейчас это около 100000 детей в год.

В разных странах отношение государства к хоумскулингу разное. В США, например, он полноправно существует лет 20. Да и в России практикуется года с 1992. Юридическим основание для перевода детей на домашнее образование служит Закон «Об образовании в РФ». В новом документе, принятом в 2013 году, как раз затронуты темы семейного и самообразования. В частности, прописана промежуточная и итоговая аттестация экстерном.

Кому подходит

Семейное образование – отличный вариант для вечно занятых маленьких трудяг: одаренных музыкальными, спортивными и иными талантами ребят.

Еще это прекрасное решение для вундеркиндов, намного опережающих своих сверстников. Для них это возможность пройти школьную программу экстерном. Кстати, в хоумскулерских сообществах в интернете родители делятся опытом, что нередко дети значительно быстрее проходят школьную программу дома, чем в школе.

При этом обучаться дома – зачастую хороший вариант для ребят с проблемами в обучении. Когда на них не давит школьная уравниловка и гонка за усредненным результатом на фоне постоянного стресса, они способны буквально преобразиться. Или, по крайней мере, получить те же знания без лишней нервотрепки и комплексов, способных больно аукнуться во взрослой жизни. Интересно, что проблемы с вниманием и усидчивостью, сложности со счетом и письмом, свойственные многим младшим школьникам, успешно проходят сами собой по достижении лет 10-11.

Хоумскулинг

Обучение в семье может быть альтернативой привычным формам домашнего и индивидуального обучения для ребят, чье здоровье не дает им ходить в школу «как все». Так проблема может стать своего рода преимуществом.

И, конечно, хоумскулером может быть любой «среднестатистический» ребенок. И, кто знает, может быть, получая постоянную поддержку своих творческих порывов и исследовательских стремлений, он перешагнет среднестатистическую планку. Достаточно заглянуть в биографии русских классиков – в их времена все дети из состоятельных семей начинали с домашнего образования. Хоумскулерами также были такие успешные личности, как Агата Кристи, к примеру, и Шарлотта Мейсон (активная пропагандистка хоумскулинга).

Так что, домашнее образование – это для всех детей? В принципе, да. Тогда, может быть, подводный камень в том, что не всякие родители могут быть родителями хоумскулеров? Отчасти это верно.

Выбор в пользу семейного образования чаще всего делают родители с активной жизненной позицией. По статистике, чаще всего это жители Москвы и других крупных городов. Это не значит, что домашнее образование не доступно и не практикуется в сельской местности, например. Просто так случается реже.

Как это происходит

В, не побоюсь этого слова, философии хоумскулинга есть несколько течений. Разбить их можно на две группы:

  • обучение без заранее спланированной программы. Его еще называютанскулингом. Суть в том, что дети постигают мир на собственном опыте, а не только по книжкам. И вектор задают их интересы и способности. В русле этого течения есть даже совсем радикальные направления, вроденонскулинга(когда ребенок учиться «чему-нибудь и как-нибудь») идескулинга(что-то вроде периода реабилитации для «травмированного» школьным образованием детского сознания).

  • обучение по программе. Вот тут уже множество вариантов. Можно сидеть за теми же школьными учебниками, но дома. Можно получатьклассическое образованиепо античной модели (основанное на изучении грамматики, логики, риторики и проч.). Можно учитьсяпо методикам Монтессори, Шарлотты Мейсони т.д. Можно совмещать приемы из различным методик – называться это будетэклектическимметодом.

Что понадобится

Чтобы перевести ребенка на семейное образование, кроме желания и взвешенного и обдуманного решения потребуется достаточно терпения. Поскольку на местном уровне этот вопрос решается не всегда легко и быстро. В Москве – проще всего, на периферии посложнее.

График аттестаций и консультаций по ним для ребенка согласуется в школе. А дальше – свобода творчества. Информации, учебников и специальных пособий сегодня пруд пруди.

Интересно, что для ребят на домашнем образовании лучше работает модель «учитель-тренер», чем «учитель-наставник». Таким образом свою работу с учениками обычно строят репетиторы. Так что тут онлайн репетиторы TutorOnline.ru могут оказаться очень полезными детям и родителям.

В целом, домашнее образование – реальная альтернатива привычным школам. Опыт пошедших этим путем семей показывает, что ребенок-хоумскулер может вырасти более свободной и разносторонней личностью, более дисциплинированным и ответственным человеком, чем его сверстники-школьники.

Дорога же в школу никому не закрыта – вернуться к этой системе можно в любой момент. А что вы думаете о домашнем образовании? Видите ли вы такой путь для своих детей? Поделитесь мнениями в комментариях.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Хоумскулинг — счастье или разочарование? Кому не подходит семейное обучение || Официальный сайт Ольги Юрковской

Ольга Юрковская специально для 7ya.ru

В последнее время о семейном образовании много пишут и говорят, и перспектива учить ребенка дома кажется многим вполне реальной. Родители забирают ребенка из школы — и разочаровываются в семейном обучении. Почему это происходит и кому все-таки удается домашнее обучение, рассказывает Ольга Юрковская — психолог, многодетная мама, автор книги «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия».

Почему домашнее обучение для одних родителей — счастье, а для других — разочарование?

Много лет я наблюдаю типичную ситуацию: родители, начитавшись восторженных отзывов о хоумскулинге или домашнем обучении детей, оформили ребёнка на индивидуальный учебный план, а затем выяснили, что не справляются с учебой. У ребенка нет мотивации заглядывать в учебник, у мамы нет желания «стоять над душой», а папа и вовсе самоустранился от совместного выполнения заданий по математике. Как итог, хоумскулинг признается неэффективной системой, разочарованию нет предела, мамские форумы наполняются очередными дискуссиями и язвительными комментариями. При этом никто не понимает, что изначально был применен неверный стратегический подход.

Хоумскулинг — это не проще. Это лучше

Не стоит забирать ребенка на семейное обучение, если мама наивно полагает, что ей станет проще и легче. Не нужно будет ходить на родительские собрания, оплачивать сборы, выслушивать гневные отповеди учителей и ругаться по поводу успеваемости. Да, это приятный «бонус» домашнего образования, но следует сразу понимать наиважнейшую вещь: ребенок не мотивирует сам себя на изучение школьных предметов.

Потому что наши дети не глупее нас, и они прекрасно понимают всю бесполезность школьной программы. Вы сами представьте, что завтра начальник на работе прикажет вам каждый день совершенно бесплатно в течение года учить наизусть статьи из Википедии. Причем рандомно, на неинтересные вам темы, которые вы никак в своей профессиональной сфере применить не сможете. Ни одна из этих статей вам в жизни никогда не пригодится.

Ответьте себе честно, сможете ли вы это делать? Сможет ли коллега или мама замотивировать вас ежедневно тратить несколько часов свой жизни на заучивание ненужных непонятных статей и фактов? Конечно, вы не понимаете, зачем вам это делать, когда за это не платят, занятие не доставляет вам удовольствия, прикладной ценности у него нет.

И точно так же не понимает ребенок, зачем ему учить наизусть этот странный набор фактов, которые в случае необходимость можно будет мгновенно нагуглить. В школе мотивацией является запугивание учителем. Есть ряд механизмов, позволяющих заставить ребенка впихнуть в себя эти ненужные знания. Вызов к доске, громкое унижение на весь класс, размашистые надписи в дневнике, умение настроить референтную группу детей против «двоечницы» и прочие привычные советские методы воспитания послушных марионеток.

Ребенок, боящийся наказаний, вынужден защищать себя путем выполнения глупейших требований. А у родителей эти агрессивные механизмы отсутствуют, на любимого ребенка не хочется орать, размахивать ремнем и грозить отправкой на все лето к бабушке в деревню. Поэтому вы окажетесь бессильны и не сможете заставить ребёнка учиться.

Но как-то же у других родителей получается?

Да, и разница между успешными родителями и обычными мамами, не справившимися с самостоятельным обучением ребенка, в правильном идеологическом подходе. Психологически грамотные родители считают развитие личности ребенка, его время, интересы и профессиональные перспективы в будущем более важными и ценными, чем материальные и временные затраты, необходимые для этого.

Эти родители забирают ребенка учиться в семью не ради того, чтобы им стало проще. Наоборот, они понимают, какой это труд и ответственность. И семейное обучение — возможность для ребенка быть более счастливым, реализовать свой человеческий потенциал, максимально раскрыть все свои таланты, а не только те, которые одобряет министерство образования.

Думающие родители понимают, что школьная программа когда-то была рассчитана на формирование фабричных рабочих из крестьянских детей. Она была прогрессивной двести лет назад, но не отвечает современным реалиям. Мы часто говорим о бесполезности большей части знаний, которые детям вбивают в головы одиннадцать лет.

И мы видим, что простой физический труд перестает быть востребованным. Миллионы людей во всем мире оказываются безработными и ненужными, так как у них нет знаний, актуальных для изменившегося мира. На заводах работают огромные автоматические линии, транспорт управляется беспилотным способом, в домах убирают роботы-пылесосы, даже окна помыть можно с помощью автономной техники.

То есть рутинный физический труд в мире будущего не будет нужен никому — людей заменят роботы. Аналогично отпадет нужна в мелких чиновниках и офисных клерках — рутина будет выполняться с помощью компьютерных программ. Уже сейчас прогрессивные страны переходят на электронное правительство. И это будущее уже наступило, глупо и наивно закрывать глаза на прогресс и заставлять ребенка шить себе фартук на уроке труда, тогда как это время стоило бы потратить на изучение современных компьютерных технологий.

Почему вам не стоит переводить ребенка на домашнее образование

И не увеличивать количество противников хоумскулинга, не разобравшихся в том, почему у ребёнка не получилось учиться самостоятельно. Все неуспешные случаи попыток семейного образования сводятся к двум вариантам.

Первый вариант, когда ребенок педагогически запущен, потому что сидит целый день с планшетом и играми, ничего не изучает, на секции и кружки не ходит, со сверстниками не общается. А его мама занята написанием гневных отповедей в социальных сетях, пока папа зарабатывает деньги на семью. Таким родителям безразлично, как развивается отпрыск. В этом случае действительно стоит отвести ребенка в школу.

Второй вариант — когда родители считают, что школьные предметы зачем-то очень нужны, но никак не могут заставить ребёнка заниматься бесполезным трудом.

Также нет смысла переходить на индивидуальный план обучения, если родители менее образованы, чем учителя в школе, и не обладают знаниями, которые они смогли бы эффективно передать ребенку. Пройдет несколько недель, в крайнем случае месяцев, и, признав свое бессилие, мамы и папы разочаровываются в собственных педагогических талантах, а заодно в самой идее хоумскулинга, которую даже не поняли.

Как нужно правильно организовывать хоумскулинг

Поговорим о тех родителях, которые действительно успешны в организации семейного обучения и в раскрытии талантов своих детей. В чем их главное преимущество? В том, что они вслух озвучивают ребенку свою позицию относительно школы и взаимодействия с ней.

Образовательная программа — обязательное явление, и от нее нужно просто отделаться, чтобы не пришли тетки из службы опеки и не заявили, что родители злонамеренно лишают ребенка права на образование. А последствия такого визита могут быть самыми трагическими, вплоть до изъятия детей и отправления их в детдом.

Поэтому к школе нужно отнестись, как неизбежному злу. И сдать на минимальный удовлетворительный балл все те предметы, знания которых государство требует от детей. Успешная мама транслирует ребенку следующую позицию: мы с тобой в одной команде и будем эту проблему решать совместно. Давай подумаем, как бы нам с тобой выучить нужное, подготовиться к контрольной или к экзаменам, чтобы сдать хотя бы на минимальное количество баллов, необходимых для зачета. Есть закон, есть требование государства, и лучше не вступать в конфликт с органами опеки.

При этом родители не ограничивают обучение ребенка только школьными предметами. Более того, когда семейное образование правильно организовано, одиннадцать лет по восемь часов каждодневной «каторги» не требуются.

Родители и дети совместно решают, будут ли школьные предметы изучаться на курсах онлайн или оффлайн, возможно, помогут видеоролики на Youtube или понадобятся занятия с репетитором, кому-то повезёт, что ребёнок сумеет самостоятельно изучить предмет по материалам из интернета. Есть дистанционные школы с обучением по Скайпу. В любом случае ребенок имеет возможность сам решить, какая форма подачи материала ему больше нравится.

При правильном эффективном подходе к изучению обязательной программы в день уходит всего пара часов на основную учебу. Таким образом у ребёнка высвобождается немало времени, чтобы увлеченно и с интересом получать нужные в будущей профессии и взрослой жизни знания, навыки и умения.

Дети совместно с родителями решают, как лучше организовать свободное время, чем заняться и какие навыки освоить. Увлеченных же каким-то отдельным предметом детей мотивировать вообще не нужно, очень быстро уровень знаний такого подростка начинает превосходить знания и одноклассников, и обычного среднего учителя.

Как сделать домашнюю учебу эффективной

Вам не надо пытаться изображать учительницу и уныло садиться с учебником. Сначала позаботьтесь, чтобы у ребенка появился важнейший навык — быстрой обработки информации. Это то, с чего начинается домашнее образование. Скорочтение, развитие памяти и внимания, логика и структурирование информации легко осваивается ребёнком на специализированных курсах.

После того, как эти практические навыки получены и отработаны, ребенку легко даются любые гуманитарные предметы, где требуется только прочитать, запомнить и пересказать. Так прекрасно усваиваются предметы, не требующие специализированных познаний. Фактически при таком подходе к обучению ребенок, умеющий очень быстро читать, полностью запоминать прочитанное, анализировать информацию, извлекать основные мысли и видеть структуру текста, оформляя её в виде последовательных логических схем, никаких проблем с учебой иметь не будет.

Что касается репетиторов, то по всем предметам учителя при таком подходе не нужны. В младших классах достаточно учителя по русскому языку и математике, в старших — добавится физика и химия. При этом главное, что ребенок всегда понимает, что его оценки — не более, чем формальность. Психологически грамотные родители детей, обучающихся по системе семейного образования, объясняют, что оценки посторонних для семьи женщин не только не имеют никакого значения, но и смысла в них мало. Кроме того, родительская любовь никак не связана и не коррелирует с отметками ребёнка.

К сожалению, очень часто я вижу, что хоумскулерам намеренно и несправедливо занижают оценки. «Семейники» по статистике числятся среди худших учеников по успеваемости, при этом часто по результатам реальных проверок знаний оказываются интеллектуально намного более развитыми, чем лучшие ученики классов.

Несправедливость и глупость школьных оценок

Успешные родители смотрят на то, какие склонности и таланты имеет ребенок, и стремятся к развитию этих особенностей. Причем в многодетной семье все дети могут иметь различные дарования и разные характеры. Например, моя старшая дочь занималась шахматами и была чемпионкой города. Сейчас она увлеклась брейк-дансом и выигрывает международные соревнования.

У нее отлично получается фотографировать, и в своем подростковом возрасте она ведет оригинальный канал на Youtube, который даже мне, взрослому человеку, по-настоящему интересно смотреть.

Она хочет поступить в high school в США, и поэтому в четырнадцать лет совершенно самостоятельно нашла себе как онлайн-курсы по обучению английскому языку и освоила его на уровне Intermediate, так и по подготовке к сложному экзамену SSAT. Она много читает и самостоятельно изучает интересные ей вопросы, например, маркетинг или макроэкономику.

При этом в 9-м классе общеобразовательной белорусской школы на обучении по индивидуальному плану (ОПИП) ей ставят тройки. Удивительно, да? Баллы занижают по самым неожиданным причинам, например, потому, что она прочитала полную версию повести, а не сокращённую из учебника. 

И чье мнение о способностях ребенка стоит считать более авторитетным: мамы, которая видит, что четырнадцатилетняя девочка справляется с задачами, которые многим взрослым не под силу, или учительниц, упоенно разрисовывающих дневники учеников тройками за непослушание и непохожесть на других?

Моя средняя дочь — очень талантливая художница, причем несмотря на то, что она фактически ребенок, ее можно назвать профессионалом. Ее картины уже два года успешно продаются. Она очень чувствительна, и если всего несколько дней походит в школу, то после этого заболевает от напряжения. Сейчас она числится в 8-м классе белорусской школы на индивидуальном плане, так как моя средняя дочь — личность, таланты которой в школе не будут развивать. Она занимается веб-дизайном, ходит на занятия в художественную мастерскую и так же, как и старшая, очень любит читать. 

И с ними обеими дома никто уроками не занимается, мы вообще никак не контролируем их отношения со школой, считая данный вопрос полностью зоной ответственности подростка. И девочки прекрасно понимают, что несдача на минимальный балл хотя бы одного предмета приведёт к тому, что их снимут с индивидуального плана (увы, в Беларуси законы такие).

А ходить в школу каждый день им, конечно, не хочется. Хватает потрясений от общения с учителями, когда они приходят написать с классом контрольную или сдать пройденный материал. Поэтому девочки сами решают, на курсах, с репетитором или самостоятельно они изучат необходимое для получения оценок.

Стоит отметить еще один очевидный плюс семейного образования: дети болеют меньше, и болезни проходят легче и быстрее, чем у школьников. Это замечали многие родители, когда сильно болеющего ребенка переводили на домашнее обучение, и он вдруг становился совершенно здоровым.

Подведу итог. Если интересы, таланты и здоровье детей, их личностная самореализация и максимальное развитие человеческого потенциала для родителей превыше любых расходов, нервов и усилий, то такое отношение делает семейное образование успешным. Только при таком подходе родители окажутся умнее методистов из министерства образования.

А все родители, у которых не получилось, просто не понимают вреда от шаблонных стереотипных схем. Не верят в то, что разбираются в талантах и потенциале своего ребенка лучше, чем посторонние женщины из не самого престижного чиновничьего аппарата. Поэтому достаточно быстро сдаются, не в состоянии выполнять абсурдные школьные требования, и возвращают ребенка в школу.

Хоумскулинг — не для всех

Домашнее обучение — это для тех, кто может спокойно организовать обучение ребенка в семье. У кого есть ресурсы, материальные и временные, у кого уровень образования и интеллекта позволяет быть не хуже и не глупее школьных методистов и учителей.

Немаловажно, что социуму пока нужны и рабочие, и мелкие чиновники, и офисные сотрудники. Не всем же быть творческими людьми или предпринимателями. А то, что через десяток-другой лет в мире окажется ещё несколько миллионов безработных и неспособных перестроиться людей — разве это проблемы методистов, работающих по государственным стандартам? Они живут сегодняшним днём.

А наша задача как родителей — думать о будущем наших детей. Не о ближайшем будущем, то есть не просто поступить в любой вуз, а о долгосрочной перспективе: кем будет работать наш ребёнок через 30 лет? Сумеет ли он стать счастливой и полностью реализованной личностью?

P.S. Приобрести мою книгу «Образование для жизни. Школьная программа с пользой и без насилия» можно здесь:

http://yurkovskaya.com/homeschooling/

stressa.net

Словарь хоумскулера: 30 главных понятий

Академическая задолженность

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким предметам без уважительных причин. Не является препятствием для продолжения учёбы. На устранение даётся две попытки в течение года (статья 58 закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Альтернативное образование

Направление образования, противоположное традиционному. В России представлено в виде семейного образования и школ, работающих по различным авторским методикам (Монтессори, Вальдорф и другим).

Анскулинг

Обучение без программы и промежуточных аттестаций. Ребёнок ничему не учится целенаправленно, новые знания получает в игре, творчестве, путешествиях и общении. По закону «Об образовании в Российской Федерации» не является формой обучения. В нашей стране не запрещён, но и напрямую не разрешён.

Аттестат

Документ, подтверждающий получение определённого уровня образования. В России выдаётся после 9 и 11 классов при успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ соответственно. В первом случае называется «аттестат об основном общем образовании», во втором — «аттестат о среднем (полном) общем образовании».

Аттестация промежуточная

Это подтверждение знаний по школьным предметам за определённый период. Проводится один или несколько раз в год школами, имеющими государственную аккредитацию. Задача — продемонстрировать, что уровень образованности не ниже государственного стандарта.

Вебинар

Урок, который проводится в интернете. Учитель находится в классе с видеокамерой, а ученики — перед своими компьютерами. Ребята могут задавать вопросы в чате и в режиме реального времени получать ответы.

Государственная итоговая аттестация (ГИА)

Обязательная проверка знаний при любых формах получения образования. По окончании 9 класса проходит в форме ОГЭ (основного государственного экзамена), а по окончании 11 класса в форме ЕГЭ (единого государственного экзамена). Проводится учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ)

Образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (статья 16   закона «Об образовании в Российской Федерации»). Дети, осваивающие программу с применением (ДОТ), обычно находятся на заочной или семейной форме обучения.  

Договор об аттестациях

Соглашение между аккредитованной образовательной организацией и родителями учащегося. Позволяет упорядочить отношения со школой, разграничивает права и обязанности сторон, устанавливает сроки и формы промежуточных аттестаций. Инструкция по составлению →

Домашнее обучение

Учёба в домашней обстановке. Не является самостоятельной формой обучения. Ребёнок в этом случае находится на заочке или семейном образовании. Организация учебного процесса лежит на родителях. В отличие от надомного обучения, доступно всем, а не только детям с инвалидностью.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ)

Форма государственной итоговой аттестации, позволяющая получить документ о среднем (полном) общем образовании. Главный экзамен для российского школьника, проводится по единому расписанию, задания и бланки ответов стандартизированы. С высокими баллами ЕГЭ можно поступить в любой российский вуз без дополнительных испытаний.

Заочное обучение

Форма обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Выражается в том, что ребёнок не ходит в школу каждый день, а осваивает программу своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-ресурсов. При этом он находится в контингенте школы: нельзя менять программу, необходимо придерживаться графика аттестаций.

Индивидуальный учебный план

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Инструкция по составлению →

Контингент школы

Совокупность учащихся. Все, кто зачислен в образовательную организацию и должен подчиняться её уставу, расписанию и другим правилам.

Куратор

Наставник и помощник в учёбе. В Экстернате и Домашней школе «Фоксфорда» это обычно студенты старших курсов топовых вуза. Они следят за нагрузкой ребёнка, помогают ему распределять время и мотивируют его, информируют родителей об успеваемости учащегося, решают организационные и технические вопросы.

Надомное обучение

Это способ организации учебного процесса для детей с серьёзными заболеваниями. При сохранности интеллекта ребёнок может проходить общ

externat.foxford.ru

Кто такие хоумскулеры?

Серьезная и аргументированная критика традиционной школы, актуальные недостатки и несоответствие программы обучения реальным требованиям ВУЗОВ побуждают родителей и школьников искать альтернативы традиционной школе.

Многие родители задают вопрос: «Если мы нанимаем репетиторов, сами помогаем освоить программу, которую ребенку должны дать в школе, то…

Зачем вообще тогда эта школа?». Педагогическое образование перестало быть гарантией высокой квалификации, престижность преподавания находится на низкой отметке, зарплаты учителей огорчают еще больше. Все это неизбежно сказывается на количестве талантливых, молодых, квалифицированных специалистов в общеобразовательных государственных школах. Исходя из всего этого, многие родители сознательно приняли решение не отдавать ребенка в школу.

Хоумскулинг и хоумскулеры в Украине

Возможность осваивать школьную программу вне рамок общеобразовательного учебного заведения — это сложившаяся и устоявшаяся практика во многих западных странах. Для детей и родителей что выбрали такой способ обучения предусмотрен и правовой аспект, и услуги, и возможность сдать контрольные работы, экзамены, получить диплом об образовании государственного образца. Другими словами, это нормальная практика индивидуального обучения, которая нередко демонстрирует фантастические результаты. Можно выделить следующее определение:

Хоумскулінг — форма обучения, которая не предполагает ежедневное посещение общеобразовательной школы, строится на освоении школьной программы с помощью образовательных центров, репетиторов, методом семейного образования и т.д. Стоит отметить, что не существует какого-то одного вида, который называется «хоумскулінг», это совокупность программ и систем, которые имеют общий признак (дистанционное, индивидуальное обучение, экстернат и др.).

В Украине дело обстоит сложнее, наше образовательное законодательство все еще находится в переходном периоде, нет четких определений или практик для современных форм «хоумскулінга». Правовую основу, на которую опираются«хоумскулеры », составляет Конституция Украины, «Закон Об образовании » и подписаны международные договоры (имеющие силу закона согласно Конституции).

Таким образом, юридическая основа есть, но практически это довольно сложная тема сегодня. Дело в том, что здесь сталкиваются два различных подхода. Еще с советских времен сформирована система когда право на индивидуальное обучение реализовано следующим образом:

  1. Надомное или индивидуальное обучение — когда ученик по медицинским основаниям не может посещать школу. Но даже в этом случае он остается приписан к общеобразовательного учреждения, к нему домой приходят преподаватели этой же школы. Фактически, такая практика является государственным репетиторством.
  2. Экстернат — специальная форма обучения, которая предполагает более свободное посещение школы, на основании опережение или критических отставаний по школьной программе. При этом такой вывод может дать только специально сформированная комиссия.

В результате, чтобы получить право на индивидуальное обучение необходимо приложить немало усилий, пройти специальную комиссию (медицинскую или образовательную), найти школу которая будет согласна предоставить соответствующие условия. Стоит ли говорить, что многие чиновники не заинтересованы в «лишней работе», не всегда вникают в потребности отдельных граждан?..

Однако, с развитием информационных и коммуникационных технологий, осознавая проблемы сложившейся системы образования, появляется новый тип индивидуального обучения.

Дистанционное образование: хоумскулинг 21 века

Современная школа с дистанционным обучением имеет важное отличие — новый подход к получению знаний. Вместо ежедневного давления общеобразовательного учреждения, унифицированной программы и больших затрат времени, приходит гибкая и адаптивная модель индивидуального образования.

Эта форма предусматривает ежедневные индивидуальные занятия, лекции, проработка материала в более свободной форме, с помощью современных компьютерных технологий. Ребенку не обязательно посещать школу, образовательные материалы, консультации преподавателей, домашние задания и лекции доступны в любое время через интернет. В электронной форме также фиксируется пройденный материал, доступные для проверки и анализа успехах ученика.

Благодаря такому подходу можно уделить больше времени каждому ученику отдельно, адаптировать программу, тщательнее изучить интересные и профильные области. Кроме того, не каждой школе «по карману» изучение нескольких иностранных языков, а тем более практические занятия с носителями языка.

Аттестат и дистанционное образование

Обычно, такие школы реализованы как частные учебные заведения, которые имеют лицензию на свою деятельность в Украине. Ученики таких заведений проходят школьную программу (а нередко и опережают ее) составляют все необходимые предметы на экзаменах, проходят ВНО.

По итогам обучения они получают диплом государственного образца, более того, некоторые школы предлагают своим воспитанникам возможность получить документ об образовании школ-партнеров. Кроме обучения, такие школы могут курировать спортивные секции, кружки по интересам, предоставлять углубленное изучение иностранных языков.

И хотя такие школы, чаще всего — платные, это снимает с родителей нагрузку по выбору и оплаты репетиторов, приобретение дополнительных учебных материалов. С самого начала обучения, ученику и родителям доступна большая обучающая база с текстовыми, графическими, аудио-видео курсами и интерактивными программами. К выпускному классу прилагается отдельная подготовка к ВНО.

Таким образом можно резюмировать, что дистанционное обучение — это естественный ответ и шаг в развитии образования. И хотя в Украине это все еще успехи отдельных проектов, центров и школ, инновации активно внедряются на всех уровнях.

optima.school

Хоумскулинг: в чем плюсы домашнего обучения

«Все мы родом из детства», ‑ сказал Антуан де Сент-Экзюпери, и был совершенно прав. В том, как мы себя ощущаем сейчас, «повинно» детство, а, значит, и наши родители. Еще совсем недавно папы и мамы не мыслили никакого другого воспитания-обучения, кроме как в стенах казенного учреждения. Они утром неслись в садик или школу, потом бежали на работу, вечером спешили забрать детей домой. Сегодня все чаще встречается иной подход, и некоторые родители приходят к хоумскулингу. Жанна Баскина пообщалась с многодетной мамой Еленой Липгарт, которая выбрала для своих детей домашнее обучение.

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

На Западе явление хоумскулинга или анскулинга (или попросту — домашнего обучения) появилось давно, поэтому материалов по исследованию этой темы предостаточно и многие из них показывают сплошные плюсы такой методики. В нашей стране научных изысканий крайне мало, сегодня главные эксперты по семейному образованию ‑ это сами родители, чаще всего, многодетные, которые на своем «загривке» методом проб и ошибок испытывают альтернативную систему обучения. В семье Елены Липгарт и ее мужа четверо детей. Супруги — сторонники домашнего образования, причем Елена занимает деятельную позицию в сообществе «семейников» Москвы и Московской области. Она — организатор множества мероприятий и встреч хоумскулеров, более двух лет активно ведет соответствующую группу в фэйсбуке.

Сегодня существует несколько юридических форм хоумскулинга: альтернативное обучение может быть очно-заочным, заочным, в семейном формате и в виде самообразования. Дети, обучающиеся в форме семейного образования, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» «вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно».

На личном опыте и опыте своих сторонников Елена Липгарт поняла, что законность семейного образования — это плюс, а вот на деле осуществить его бывает совсем не просто. Родителям часто приходится преодолевать недоверие со стороны общества, выстраивать отношения со школой, где их ребенку приходится сдавать аттестацию. Зачастую папы и мамы сражаются со своими комплексами и пробелами обучения и воспитания.

Семья Елены Липгарт / Фото: facebook.com/elipgart

Три школы за пять лет

В детский сад дети Елены не ходили, с самого начала родительства она была уверена, что дома им будет лучше. Когда она узнала, что школьную программу можно осваивать дома, то долго раздумывать не стала. Муж не сразу «на ура» принял это решение, но все же согласился. Елена считает: не важно, занимаются ли оба родителя обучением детей или это делает один из них, главное — лояльность.

Двое старших детей Липгарт учатся в домашних условиях: Катя — пятый год, Надя — второй. Как только Катя достигла школьного возраста, ее мама проработала вопрос досконально: судя по отзывам, она подготовила список школ, к которым можно было прикрепиться, объездила их, переговорила с администрацией. Главное, что интересовало: каковы формы учебы и регулярность аттестации. Наконец, решение было принято, и Катю прикрепили к одной из московских школ. Дочка начала учиться дома, в школе нужно было появиться несколько раз в год для сдачи аттестации по предметам.

К концу первого класса родители поняли: надо искать другую школу, а именно — с дистанционной сдачей экзаменов

Причин на тот момент существовало несколько. В семье уже росли, кроме Кати, двое маленьких детей, живут они за городом, поэтому возить дочку на очные аттестации в Москву было не всегда удобно. Кроме того, мама Кати осознала, что дочке гораздо спокойнее проходить экзамен без контакта с незнакомым взрослым, то есть дистанционно: «Одно дело ‑ сдавать учителю, которого ребенок знает, а другое дело — незнакомцу, ведь даже взрослым порой сразу не просто установить контакт с неизвестным человеком».

Елена решила обратиться в петербургскую школу, которая принимает аттестации дистанционно, и программу второго класса Катя проходила в новой школе на экстернате. Все шло хорошо, но уже на третий год обучения Елене вновь пришлось искать другую школу. Как раз в тот момент вышли поправки в закон «Об образовании» и наступил сложный переходный период, когда образовательные учреждения подстраивались под требования закона.

«По закону об образовании семьи могут выбирать учреждение, и мы это делаем, если находится более удобный вариант», ‑ замечает Елена. «Это совсем не то же самое, что менять школу при очном обучении (новый коллектив, новые учителя), происходит это безболезненно».

Снова переговорив с «семейниками», имеющими опыт альтернативной учебы, проштудировав информацию в Интернете, многодетная мама пришла к выводу: наиболее оптимальной для дочерей будет заочная учеба в Новосибирской школе через экстерн-офис Алексея Битнера. «В экстерн-офисе у ребенка на учебном сайте есть личный кабинет, по каждому предмету — план и тренировочная база. Весь материал, по которому надо сдать аттестацию, заранее известен (в отличие от того негласного варианта, который в ходу у некоторых школ: учите вообще, а что именно мы спросим — секрет). Довольно большое количество вопросов по предмету ‑ 200 или 300, которые желательно заранее проработать, из них генерируется экзамен — примерно, как сдача по билетам», — говорит Липгарт.

Аттестация на сайте Битнера происходит так: в конце учебного периода ребенок нажимает соответствующую кнопку, ему выдаются вопросы. Их нужно распечатать и сесть за работу под видеокамеру; ученик выполняет письменный экзамен, сканирует листы и отправляет файлы по назначению. В итоге школа получает и видеозапись, и саму экзаменационную работу.

Уже почти два года Катя и Надя ‑ учащиеся Новосибирской школы, связь с учебным учреждением осуществляет посредник ‑ экстерн-офис. Учеба и аттестация детей проходят в психологически комфортной обстановке, и это для семьи крайне важно, даже несмотря на то, что обучение платное в отличие от первых двух школ. «Плата посильная, ‑ говорит Елена. ‑ Примерно в том размере, сколько нужно платить в месяц за некоторые кружки».

Семья Елены Липгарт / Фото: facebook.com/elipgart

Свободное время для кружков и экскурсий

Помимо учебного психологического комфорта у хоумскулеров есть еще один значительный бонус — достаточно свободного времени для дополнительных занятий. Дети Елены Липгарт посещают сейчас пять кружков: театр, рисование, балет, еще один танцевальный кружок, духовую студию. Раньше занимались верховой ездой и фигурным катанием. Кроме того, семья регулярно ходит в театры и на экскурсии.

Как все можно успеть, и, в первую очередь, маме, у которой, помимо двух учениц, еще двое маленьких детей? Дел, понятно, невпроворот: готовка, домашние хлопоты, а еще и контроль за обучением. Елена говорит, что как раз свободное время и помогает справляться с обязанностями. Если бы дети учились в обычном формате, то нужно было бы тратить часы на ежедневные уроки и дорогу. Вместо этого у мамы и детей есть время для спокойного освоения предметов.

По словам Елены, в обществе сложилось неверное представление о том, как протекает жизнь семьи на домашнем образовании. Кажется, что родитель выполняет роль учителя, но это вовсе не так, или так бывает только в самом начале. Задача родителя — научить ребенка пользоваться энциклопедиями, учебниками и пособиями, разбираться вместе с ребенком: отыскивать нужный материал, обсуждать его, выявлять важное, отсекать ненужное.

В доме Елены много настольных игр с элементами обучения, ряды энциклопедий и библиотека художественной литературы

Катя и Надя садятся за тренировочные задания на учебном сайте только тогда, когда у них появляется интерес, никто их не принуждает. Напрашивается вопрос: а если желание у ребенка не возникает вплоть до момента аттестации? По мнению Елены, трудно провести границу между семейным образованием и родительством, это «взаимопроникающие» понятия. И худшее, что можно сделать — это устроить школу дома. «Почему ребенок противостоит? Он сопротивляется. И путь не в том: „сделай то, сделай это“… Путь должен быть найден через переосмысление отношений с детьми. И тогда ребенок принимает твое желание помочь ему, вместо того, чтобы оказывать сопротивление», — делится она.

В понимании многих, заложенном еще с детства, школьное образование происходит линейно, постепенно, по плану. Мнение мамы-хоумскулера иное: процесс обучения идет не линейно, а спонтанно, скачками. Например, ребенку надо научиться писать буквы в прописи, а ему нравятся печатные буквы. Ну, не хочет он письменными! У родителя прострация: что делать? Проходит какое-то время, и вдруг возникает ситуация: он решает написать список продуктов письменными буквами, и вот получилось! Он садится, пишет в течение нескольких часов и почти сразу осваивает все прописи.

«Соответственно, когда у тебя много времени, ты можешь дождаться, когда у ребенка возникнет интерес в какой-то области знаний, ребенок в этот момент открыт для впитывания информации, и тут главное — быть готовым дать ему этот ответ. И когда все происходит именно так, ты чувствуешь благодарную отдачу», ‑ подводит итог Елена.

Сам придумываешь, сам создаешь

Многие думают, что у детей на домашнем обучении дефицит социализации. Жизнь семьи Елены опровергает доморощенный тезис, она ведет группув фэйсбуке «Клуб поддержки семейного образования» для того, чтобы «семейники» из разных районов Москвы и области нашли друг друга для создания встреч офлайн. Сегодня в этой группе уже почти 2500 участников. Многодетная мама организовывает и реальные мероприятия: «семейники» нескольких микрорайонов Западного округа Москвы начали собираться четыре года назад в библиотеке недалеко от метро «Молодежная». «Я свою роль вижу в создании атмосферы, среды, благодаря чему людям захочется привносить что-то свое», — рассказывает она.

Семьи приходят с детьми разных возрастов и не обязательно, что все занимаются одним делом. С одной стороны, это общение, встречи друзей, с другой — совместные обучающие занятия: поставили сказку на английском языке, дали концерт, попробовали парное обучение (когда один ребенок преподает другому какой-то предмет).

Нет диктата: одни играют в настольные игры, другие решают логические задачки, снимают мультфильмы

Чем больше семей в сообществе — тем лучше, они делят ресурсы и знания на всех сообща — наборы по робототехнике, «Юный физик», «Юный химик», шахматы, и т. д. Родители вместе с детьми общаются друг с другом, участвуют в играх и занятиях. Что важно, процесс происходит еще задолго до самой встречи: «Мы заранее готовимся, продумываем все до мелочей. Если это физические или химические опыты, например, то мы дома проделываем их несколько раз». Сообщество пробует новые форматы. Прошедшим летом, например, придумали провести лагерь на природе: «семейники», около сорока человек, две недели жили в палатках.


Если кто-то в данный момент решает перейти на семейное образование и думает, что будет учиться «круче», чем в школе, то его, конечно, могут ждать проблемы.

Альтернативное образование ‑ нелегкий путь: родителю нужно быть крайне гибким, самообразовываться, менять себя, свое мировоззрение, установки

Необходимо многое обдумать, предусмотреть, прежде чем принять такое важное решение для своей семьи. Кроме бонусов семейного образования, о которых уже говорилось, есть еще один, очень важный: если обычная школа разделяет детей по возрастам, то при семейном формате образования все находятся «в одной лодке». Братья и сестры много времени проводят вместе, они учатся взаимодействовать, помогать, гораздо глубже вовлечены в жизнь друг друга, отсюда — более крепкая привязанность.


ИНТЕРЕСНОЕ НА «МЕЛЕ»:

12 фильмов, которые нужно посмотреть с ребенком. Антон Долин — о том, чему кино может научить школьника

«Мы плодим армии потенциальных безработных». Алена Владимирская — о том, как выбрать профессию, которая не умрет через 10 лет

«Мы напихиваем в детей ненужное барахло». 5 радикальных тезисов Германа Грефа об образовании

mel.fm

«Не учиться — это так скучно» — история хоумскулинга семьи Егозиных

Маленький взрослый человечек

Мой сын перешёл в 9-й класс. Последний раз он переступал порог обычной школы два года назад, когда на линейке получил похвальный лист за отличные отметки в 6 классе.

Решение уйти из школы далось нелегко мне и очень просто сыну.

Никите психологически сложно было каждое утро идти туда, где его не понимают и обижают. Он с шести лет удивлял нас своими взрослыми мыслями, а к концу 6-го класса вообще стал маленьким взрослым человечком со своим сложным характером, мыслями и идеями.

Совет классного руководителя и директора школы уйти на домашнее обучение стал для него лучиком надежды. Разве можно спокойно учиться, самому строить учебный день и не тратить время на ежедневные воспитательные тренинги (ну знаете, когда класс выслушивает, как плохо кто-то себя ведёт)?

Мы решили попробовать. Тем более моя работа подразумевает частые командировки в США. Возможность брать сына с собой в поездки даже во время учебного года стала решающим фактором.

Первый год семейного обучения: 7 класс

Наша школа была не готова принять нас на такую форму обучения.

Начались поиски подходящей школы, чтобы, помимо аттестаций, ребёнок мог получать знания удалённо. Остановились на одной из виртуальных школ, предоставляющих возможность и того и другого. Но я понимала, что одного дистанционного урока в неделю по каждому предмету, крайне мало.

Лето перед 7-м классом я готовилась к учёбе: купила и проштудировала методички по всем дисциплинам, вспоминала вечерами алгебру, геометрию, физику, сама решала задачи, разбирала правила, собирала библиотеку видеороликов и интернет-ресурсов.

Это было непростое лето: было страшно, что не справимся, упустим что-то — я боялась неизвестности.

Как оказалось, совершенно напрасно. Я недооценивала своего ребёнка. Никита не стал хуже или меньше учиться. Наоборот! Обучение стало более результативным: он не отлынивал от уроков, делал все домашние задания, у него появилась возможность выспаться и утром с хорошим настроением приступать к занятиям. То, что не нужно было тратить время на дорогу до школы, высиживать уроки и потом ещё до ночи делать домашние задания, казалось волшебством.

Так было до первой аттестации тоже дистанционной. Проблема заключалась в том, что она была каждый месяц — 9 аттестаций в год по каждому предмету. Только сдал всё за предыдущий месяц, а уже прислали на следующий. Контрольные по многим предметам были просто огромные, притом каждую нужно было писать развёрнуто от руки. По литературе сын порой исписывал по 8–10 листов.

Половину времени он тратил на написание этих самых контрольных работ. Но мы непобедимые — справились! Вместе пересмотрели распорядок дня, отвели на контрольные воскресенья. 7-й класс Никита тоже окончил на «пятёрки».

Второй год семейного обучения: 8 класс  

externat.foxford.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *