1. |
Ягода и сахар
Сложность: лёгкое |
2 |
2. |
Пешеход и велосипедист
Сложность: среднее |
2 |
3. |
Призовой фонд
Сложность: среднее |
3 |
4. |
Сумма на счёте через год
Сложность: среднее |
2 |
5. |
Доход с суммы
|
2 |
6. |
Проценты по вкладу
Сложность: среднее |
3 |
7. |
Расстояние до турбазы
Сложность: среднее |
6 |
8. |
Баранина и телятина
|
7 |
9. |
Насосы и вода
Сложность: сложное |
4 |
10. |
Задача на составление уравнения
Сложность: среднее |
4 |
Отношение двух чисел — Математика
Отношения
Автор:
Софронова Наталия Андреевна,
учитель математики высшей категории
МОУ «Упшинская основная
общеобразовательная школа»
Оршанского района
Республики Марий Эл
В древней Греции ученые долго не признавали дробных чисел. Пришлось греческим ученым придумать способ, как обходиться без дробей. Так было создано учение об отношениях величин, о равенстве таких отношений.
Где можно встретится с отношениями?
Готовя варенье, мама на 2 кг слив берет 3кг сахара. Таким образом, она смешивает инградиенты (составные части варенья) в отношении два к трем
2:3
Отношения используются в аптеках при изготовлении лекарств и лечебных напитков
Учимся
говорить
правильно
3:7
а:B
Что такое отношение?
Частное двух чисел называют отношением этих чисел
5:2
35:27
- отношение числа тридцать пять к числу двадцать семь
- отношение чисел тридцать пять и двадцать семь
- отношение тридцати пяти к двадцати семи
Что показывает отношение?
В парке 30 машин, 12 из них легковые.
Какую часть всех машин составляют легковые?
Вывод: Отношение 12 : 30 показывает какую часть легковые машины составляют от всех машин
Уссурийский тигр
Рысь
240 кг
24 кг
Как можно сравнить вес этих животных?
24 : 240
240 : 24
240 — 24
Какие из этих выражений являются отношениями?
Что показывает отношение?
240 : 24
24 : 240
Отношение показывает во сколько раз первое число больше второго
Отношение показывает какую часть первое число составляет от второго
Масса станка равна 9,6 ц, а масса электродвигателя 36 кг. Найдите отношение массы электродвигателя к массе станка.
Что показывает это отношение ?
9,6 ц = 960 кг
Если значения двух величин выражены разными единицами измерения, то для нахождения отношения этих величин надо предварительно перейти к одной единице измерения
Найдите отношения:
25 кг к 1 ц
40 м к 2 км
12 кг к 400 г
35 м 2 к 2 а
20 см к 5 мм
6 дм 2 к 2 м 2
Взаимно обратные отношения
Назовите отношения, обратные данным
Задача 1 . Кто сильнее: слон или муравей?
(задача — шутка)
Вес муравья примерно 50 миллиграммов или 0,05 г, а слона 5 тонн. При этом муравей способен поднять груз весом в 0,5 г, а слон в полторы тонны. Так кто из них сильнее?
Соотнесем вес поднимаемого груза к весу тела муравья и слона
0,5 : 0,05 = 50 : 5
1,5 : 5 = 15 : 50 =
Вывод: ?
Задача 2 . От куска материи длиной в 5 м отрезали 2м. Какую часть куска отрезали?
Кусок – 5 м
Отрезали – 2 м
Оба ответа можно записать в процентах .
Правило:
Чтобы дробь записать в процентах, надо умножить её на 100%.
Гости князю поклонились, Вышли вон и в путь пустились. К морю князь, а лебедь там Уж гуляет по волнам. Князь опять: душа-де просит… Так и тянет, и уносит… И опять она его Вмиг обрызгала всего. Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму — и в щель забился
Назовите автора и
название произведения
Задача 3. Какую часть составляет «рост» шмеля от роста князя Гвидона, если его первоначальный рост 187см, а после превращения в шмеля – 34 мм?
Задача 4 . Первое число – 0,2.
Второе число – 0,3
- Сколько процентов составляет первое число от второго?
- Сколько процентов составляет второе число от суммы чисел?
- На сколько процентов первое число меньше второго?
- На сколько процентов второе число больше первого
Задача 4 . Первое число – 0,2.
Второе число – 0,3
- Сколько процентов составляет первое число от второго?
- Сколько процентов составляет второе число от суммы чисел?
- На сколько процентов первое число меньше второго?
- На сколько процентов второе число больше первого
Задача 4 . Первое число – 0,2.
Второе число – 0,3
- Сколько процентов составляет первое число от второго?
- Сколько процентов составляет второе число от суммы чисел?
- На сколько процентов первое число меньше второго?
- На сколько процентов второе число больше первого
Задача 4 . Первое число – 0,2.
Второе число – 0,3
- Сколько процентов составляет первое число от второго?
- Сколько процентов составляет второе число от суммы чисел?
- На сколько процентов первое число меньше второго?
- На сколько процентов второе число больше первого
Задача 5. В сосуд налили 240 г воды и положили 10 г соли. Найдите процентное содержание соли в растворе. Через некоторое время 50 г воды испарилось. Какое теперь стало процентное содержание соли в растворе ?
Соль – 10 г
Раствор – 250 г
2 ) Вода – 190 г
Соль – 10 г
Раствор – 200 г
Продолжите фразы, используя слово «отношение »
Скорость – это отношение … к …
Цена товара – это отношение … к …
Урожайность – это отношение … к …
Производительность труда – это отношение … к …
Насреддина Туси
Омар Хайам
аль-Хорезми
Впервые мысль о том, что отношение есть число и что над отношениями можно производить действия, была высказана в трудах среднеазиатских математиков Омара Хайама, Насирэддин Туси и аль-Хорезми
Задачи по теме «Отношения и пропорции»
Подборка задач по теме: «Отношения и пропорции».
Задачи могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках математики в 6 классе при изучении темы: «Отношения и пропорции». Данные задачи помогут закрепить знания, полученные при изучении темы: «Отношения и пропорции».
Просмотр содержимого документа
«Задачи по теме «Отношения и пропорции»»
Решить задачи с помощью пропорции:
1. Цена товара понизилась с 4,4 тыс. р. до 3,74 тыс. р. На сколько процентов понизилась цена товара?
2. Машина 0,6 м ткани обработает за 2,16 мин. Сколько требуется времени, чтобы обработать 1,25 м такой ткани?
3. Когда изготовили 756 деталей, то выполнили план на 72%.Сколько деталей должны изготовить по плану?
4. Теплоход прошел расстояние со скоростью 60 км/ч за 2,5 ч. За сколько времени пройдет это расстояние теплоход, если будет идти со скоростью 50 км/ч?
5. На изготовление 8 деталей требуется 1 1/5 г серебра. Сколько серебра потребуется на изг. 12 таких деталей?
6. 24 человека за 6 дней пропололи участок клубники. За сколько дней выполнят ту же работу 36 человек?
7. Для отопления здания заготовлено угля на 180 дней при норме расхода 0,6 т угля в день. На сколько дней хватит этого запаса, если его расходовать ежедневно по 0,5 т?
8. На участке дороги плиты длинной 6 м заменили новыми длиной 8 м. Сколько нужно новых плит для замены 240 старых?
9. Масса ящика с товаром 11,5 кг. Масса товара 9,2 кг. Сколько процентов масса пустого ящика составляет от массы ящика с товаром?
Проверь себя: 1) 15%; 2) 4,5 мин; 3) 1050 д 4) 3 часа; 5) 1,8 г; 6) 4 дня; 7) 216 дней; 8) 180 плит; 9) 20%
1. | Ягода и сахар | 2 вид — интерпретация | лёгкое | 2 Б. | Запись отношения в виде дроби. |
2. | Пешеход и велосипедист | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Решение задачи с использованием рисунка, отношение. |
3. | Призовой фонд | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Решение текстовой задачи, отношение. |
4. | Сумма на счёте через год | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Задача на проценты. |
5. | Доход с суммы | 2 вид — интерпретация | среднее | 2 Б. | Решение задачи на проценты. |
6. | Проценты по вкладу | 2 вид — интерпретация | среднее | 3 Б. | Текстовая задача на проценты. |
7. | Расстояние до турбазы | 2 вид — интерпретация | среднее | 6 Б. | Задача на составление уравнения. |
8. | Баранина и телятина | 2 вид — интерпретация | сложное | 7 Б. | Решение текстовой задачи, отношение. |
9. | Насосы и вода | 2 вид — интерпретация | сложное | 4 Б. | Решение текстовой задачи. |
10. | Задача на составление уравнения | 2 вид — интерпретация | среднее | 4 Б. | Задача на составление уравнения, отношение. |
Конспект урока математики на тему «Отношения» (6 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Валуйки Белгородской области
Урок математики в 6 классе
по теме «Отношения»
разработала и провела:
учитель математики Устинова И.А.
Валуйки 2015 г.
План открытого урока по математике в 6 «В» классе
по теме «Отношения»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока:
Обучающая: создать условия для осознания и осмысления нового математического понятия «отношение», показать правила записи и прочтения отношений;
Развивающая: развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать; развивать внимание, воображение учащихся, культуру математической речи, прививать интерес к изучению математики.
Воспитательная: воспитание аккуратности, чувство коллективизма, самоконтроля.
Оборудование: мультимедиа, раздаточный материал — карточки для актуализации знаний, для дифференцированной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.( СЛАЙД 1)
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправляемся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока буду такие слова:
Думать — коллективно!
Решать — оперативно!
Отвечать — доказательно!
Бороться — старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
II Актуализация знаний: подготовка к изучению нового материала.
— Перед важной работой надо хорошо размяться. Нам нужно убедиться, что мы к этому готовы.
Устный счет (СЛАЙД 2). У вас на столах листочки с номерами, ответы на вопросы записываем словами.
1 вопрос. Чему равна целая часть произведения .
2 вопрос. Найти частное 0,9:0,3.
3 вопрос. Как называется дробь ? Правильная и …
4 вопрос. Найти значение выражения ?
5 вопрос. Чему равна целая часть частного 0,8: ?
6 вопрос. Количество дней в неделе?
7 вопрос. Найти целую часть значения выражения ?
8 вопрос. Чему равно значение выражения ?
9 вопрос. Последняя буква в алфавите?
Проверьте полученные ответы и найдите в них спрятанное слово.
Ответы (СДАЙД 3):
1. Одна.
2. Три.
3. Несократимая.
4. Одиннадцать.
5. Шесть.
6. Семь
7. Ноль.
8. Три двадцать вторых.
9. Я
Каковы ваши ассоциации с этим словом, как вы думаете, в математике оно встречается?
III Изучение нового материала
— Сообщение темы и целей урока (СДАЙДЫ 4,5)
(СДАЙДЫ 6- 9)
— Частное двух чисел ещё называется ОТНОШЕНИЕМ этих чисел.
1) 5:2 = (отношение 5 к 2) 2) 4:5 =
2:5 = (отношение 2 к 5) 5:4 =
Историческая справка. (СДАЙД 11)
В древности и почти на всём протяжении средних веков под числом понималось только натуральное число, собрание единиц, полученное в результате счета. Отношение же будучи результатом деления одного числа на другое, не считалось числом.
Но уже в трудах среднеазиатских математиков Омара Хайяма (1048- 1131), Насреддина ат – Туси (101 – 1274) высказана мысль о том, что отношение есть число и что над отношениями можно производить все действия, которые производятся над целыми числами.
Явно новое определение числа было дано впервые в 17 веке гениальным английским ученым Исааком Ньютоном. В своей «Всеобщей арифметике он писал: «Под числом мы понимаем не столько множество единиц, сколько отвлеченное отношение какой – нибудь величины к другой величине того же рода, принятой нами за единицу»
III. Формирование умений и навыков.
Работа с учебником №722 (а,в,г,д) (СДАЙД 12)
Письменная работа (у доски) (СДАЙД 13)
— Выразить в процентах:
а) ; б) ; в) ; г)
ФИЗМИНУТКА . (СДАЙД 14)
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по — шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».
3. Задача (СДАЙД 15):
В букете 7 роз, 6 хризантем, 5 ромашек. Найти отношение:
1. Количества роз к количеству хризантем.
2. Количества ромашек к количеству хризантем.
3. Количества роз к общему количеству цветов в букете.
4. Работа с учебником №723 (СДАЙД 16)
5. Работа с учебником №727 (СДАЙД 17)
6. Самостоятельная работа (по уровню сложности) (СДАЙДЫ 18,19)
Вариант I
1.Записать отношение в виде дроби, упростить, если возможно:
а) 2:3 в) 14:28
б) 3:5 г) 12:15
2.Заменить отношение дробных чисел равным отношением натуральных чисел:
а) : б):
3. Выразить в % отношения:
а) в)
б) г)
Задачи (дополнительное задание)
В соревнованиях участвовало 120 человек. Среди них 36 девушек. Определить процент участия юношей в соревнованиях.
Вариант II
1.Записать отношение в виде дроби, упростить, если возможно:
а) 4:5 в) 18:36
б) 7:8 г) 13:39
2.Заменить отношение дробных чисел равным отношением натуральных чисел:
а) : б):
3. Выразить в % отношения:
а) в)
б) г)
Задачи (дополнительное задание)
Из ружья сделали 40 выстрелов. При этом было 4 промаха. Определить процент попадания.
IV. Итог урока. (СДАЙД 20)
Рефлексия деятельности.
— Что сегодня мы нового узнали на уроке?
— Над чем еще надо поработать?
— Кого вы можете отметить?
— Оцените свою работу на уроке. (поставьте восклицательный знак, если все понятно; если есть вопросы, вопросительный знак)
-По желанию сдайте тетради на проверку.
-Сегодня мы узнали, что, с точки зрения математики, в понятии отношений нет ничего нового: математика как наука возникла для решения практических задач. В практике при сравнении величин употребляется обычное слово ОТНОШЕНИЕ, а вовсе не математический термин ЧАСТНОЕ. Средством для нахождения отношения является именно выражение частного.
V. Домашнее задание: п. 20 №751, №754, №759 (а). (СДАЙД 21)
— СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ! (СДАЙД 22)